Луксорский храм
Луксорский храм
Луксорский храм в Египте — знаковая и одна из самых посещаемых достопримечательностей этой страны. Находится в городе Луксор в Верхнем Египте — это севернее Асуана. Как и все самое интересное в республике, находится на Ниле — на восточном или же правом (стоим лицом по течению) берегу великой реки.
Луксорский храм на карте |
- Луксор находится на месте знаменитой древней столицы Египта (одной из, другая — Мемфис) периода Среднего и Нового царств — города Уасет, как называли его сами египтяне, или Фивы, — с точки зрения древних греков
- Само слово Luxor в переводе с арабского означает «дворцы» или «замки («эль-уксор») и иллюстрирует картину, которая представала взору до начала раскопок 20 века: верхушки колоннад, выглядывавшие из песка, выглядели как остатки каких-то гигантских резиденций
- Помимо собственно храма, туристам рекомендуется посетить на месте Луксорский музей, где экспонируется все, что не было разворовано за века. Говорят, что по собранию древних артефактов он-де переплюнет любой музей мира… Если не считать Египетского музея в Каире!
- Также, естественно, в списке местных достопримечательностей всегда числятся и знаменитые храмы Карнака, местечка, которое находятся практически по-соседству. А равно и колоссы Мемнона — пара гигантских гранитных статуй Аменхотепа III, которые с точки зрения человека, посмотревшего пару-тройку голливудских фантастических фильмов, очень похожи на изображения представителей других цивилизаций
Общий вид Луксорского храма
Долина Царей и Цариц, мавзолей Хатшепсут и прочие мемориальные места находятся на другой стороне Нила и это замечательно, поскольку далеко не все хорошо их переносят. Мало того, что тематика (некрополь) чрезвычайно мрачна сама по себе, так еще и воспоминания о кровопролитной резне туристов в мавзолее Хатшепсут бередят душу
- До Луксора можно добраться на самолете, поезде и даже автобусе из Каира. Из Шарм-эль-Шейха и Хургады туристов привозят на дневные экскурсии прямо колонны автобусов. Следующие под охраной военных джипов
- Климат здесь подушнее, чем на побережье (все-таки центр Египта) и потому приспособления вроде панам, шляп и всяких платков — просто необходимы. Равно, стоит запастись и солидным количеством воды
Практическая информация закончилась, теперь о самом Луксорском храме!
Он посвящен богу солнца Амону (Амон-Ра), покровителю Фив и ориентирован вдоль течения реки Нил, то есть в направлении северо-восток — юго-запад. Находится примерно в 3 км юго-восточнее главного храма Фив, Карнакского храма и соединен с последним Аллеей сфинксов. Она неплохо сохранилась и в целом дает понятие о мощи и величии соединенного комплекса, хотя и была построена значительно позже обоих храмовых комплексов (примерно в 4 веке до н.э.)
- Луксорский храм был построен в период Нового царства, то есть он намного более юн, нежели пирамиды Гизы под Каиром. «Родителем» современного нам сооружения считается один из величайших фараонов Древнего Египта, Аменхотеп III (правил в 1388—1353 годы до н.э.). Интересно, но чтобы посмотреть на его скульптурный портрет, нет необходимости ехать в Египет — лица древних сфинксов, установленные в Санкт-Петербурге на Университетской набережной Васильевского острова (Меншиковский дворец там совсем рядом), списаны именно с этого фараона!
Рамсес II
Храм испытал еще одну волну улучшений и достроек во время следующей XIX-й династии, а именно при правлении фараона Рамсеса II Великого (примерно 1279 — 1213 гг. до н.э.). Этот монарх построил знаменитые пилоны при входе в Луксорский храм, усадил и поставил там же четыре своих гранитных копии (сохранилось всего три), пару гранитных обелисков, один из которых в 19 веке был подарен Франции за расшифровку древнеегипетской письменности и ныне украшает площадь Согласия в Париже, а также наполнил храм еще некоторых количеством своих каменных фигур, — скромность тогда была явно не в почете.
- Интересно, что оба царя-строителя Луксорского храма не были родственниками и являются представителями разных фараонских династий: XVIII и XIX. В Египте существовала традиция передавать титул кому-то не из «семьи», в том случае, если род предыдущего царя прерывался
Вход в храм
Гипостиль Аменхотепа III
Статуи Рамсеса II
Луксорский храм ночью
Напомним, что Рамсес II вообще построил в Египте сколько ни один ни до, ни после него. Фараон также ответственен за поминальный комплекс Рамессеум в Луксоре, коллонаду в Карнакском храме, громадный храм себе и своей жене царице Нефертари в Абу-Симбел на границе с древней Нубией, высеченный в скале, и еще много чего другого, раскиданного по всей территории страны
- Вход в Луксорский храм находится на северной стороне между пилонами 20-метровой высоты, у которых сидят статуи Рамсеса II. Далее посетители через обширный перистиль Рамсеса II выходят к галерее колонн Аменхотепа III, которые являются чем-то вроде прелюдии к входу в главное святилище (2 ряда по 7 колонн каждый). Галерея заканчивается у гипостиля, большого зала (hypóstylos в переводе с греческого — «поддерживаемый колоннами») Аменхотепа III за которым собственно и располагается храм
Во время Александра Македонского к Луксорскому храму была пристроена небольшая персональная церковь в честь греческого «вождя», который, как мы помним, также считал себя практически «богоравным». Затем здесь немного похозяйничали римляне. Строили на территории египетского храма и христиане, а мусульманская мечеть на терроритории перистиля так и вовсе сохранилась в прекрасном состоянии.
Луксорский храм
Луксорский храм называют жемчужиной среди всех сохранившихся архитектурных строений Древнего Египта. Одни историки ставят его на второе место после пирамид, другие считают, что он даже превосходит «чудо света». Этот храм поражает своими масштабами, величием и совершенством форм. Он несет на себе отпечаток сразу нескольких династий фараонов. Среди тех, кто приложил руку к строительству, есть такие великие правители, как Рамзес II и Сети I.
Конечно, до наших дней он дошел не в своем первозданном виде. Многие элементы огромного храмового комплекса были разрушены временем и силами природы. Но даже то, что осталось, заставляет понять, насколько могущественной была египетская империя в свое время.
Строительство Луксорского храма
Луксорский храм расположен на левой стороне Нила. Это место еще называют «Городом Живых» в противовес огромному некрополю на другом берегу великой реки. В древние времена здесь был город Фивы, который даже некоторое время являлся столицей Египта. Первое здание, которое появилось, было посвящено трем главным божествам египетской мифологии – верховному Амону, его супруге Мут и их сыну Хонсу.
Строительство начал фараон Аменхотеп III. Этот правитель считается одним из самых успешных. При нем страна достигла большого развития. О его величие напоминает не только это архитектурное строение, но и так называемые Колоссы Мемнона, которые когда-то «охраняли» вход в усыпальницу самого фараона. Аменхотеп III, видимо, был большим поклонником гигантизма. Огромный колонный зал в Луксорском храме был создан именно по его приказу. Сегодня эти колонны продолжают будоражить воображение. Они настолько большие, что туристам невольно приходится задирать голову.
Следующим фараоном, который продолжил строительство, был Рамзес II. Он отметился, прежде всего, огромными статуями, которые в том или ином состоянии сохранились и до наших дней. Так туристы сегодня могут увидеть фигуру самого фараона, а также его супруги Нефертари.
Что еще посмотреть в Луксорском храме
Помимо статуй Рамзеса II, которые стоят у самого входа в храм, там же располагается гигантский обелиск. Изначально, их было два. Но во время завоевания Египта Наполеоном, одну стелу по приказу императоров решено было доставить во Францию.
Еще одна знаковая достопримечательность – аллея сфинксов. Она соединяет главный храм, который посвящен Амону, с другими зданиями. Причем, головы у сфинксов бараньи, что соответствует древнеегипетской мифологии.
Свой след в строительстве Луксорского храма оставил и Александр Македонский. Местами на зданиях можно увидеть явно римскую лепнину. А к основному храму в период правления Македонского было пристроено небольшое здание.
Также вы можете посмотреть священное озеро, которое по легенде может омолодить человека. Есть еще огромная стела, которую не так давно решено было уложить на землю из соображений безопасности. И, наконец, женщин заинтересует памятник жуку-скарабею. Говорят, если обойти его несколько раз, то личная жизнь сразу наладится.
Особенности экскурсии
Посещение Луксорского храма – процесс интересный, но очень изнуряющий. Территория огромная, и обойти ее за время экскурсии невозможно. К тому сам Луксор находится на открытой местности. И круглый год тут слишком жарко. Температура обычно выше — +30 градусов. А на солнце могут быть и все +40. Так что при поездке надо определиться с жидкостями, так на территории точно ничего не продают.
Храм Амона в Луксоре
Храм Амона в Луксоре
Белый мрамор и прекрасные портики с колоннами, гигантские ворота-пилоны, 14-метровые статуи фараонов, гранитные обелиски, статуи из красного и черного гранита, рельефы и надписи на стенах храмов, настенные изображения, показывающие церемонии жертвоприношений и другие торжества… Все это — храм в Луксоре, невероятное чудо древней культуры, которая расцвела в долине Нила более трех тысячелетий назад. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта является наиболее гармоничным и законченным сооружением эпохи Нового царства. Сегодня храм в Луксоре относится к числу наиболее прославленных египетских памятников.
Луксорский храм расположен в трех километра к югу от храма Амона в Карнаке. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Впрочем, несмотря на свои огромные размеры, он всегда оставался в тени Карнакского храма. В нем отмечался лишь праздник Нового года.
Иероглифические тексты донесли до нас имена зодчих, строивших Луксорский храм. В их числе — братья-близнецы Гори и Сути. Но главную роль в строительстве храма, которое длилось несколько веков, сыграл зодчий Аменхотеп, сын Хапу, по прозвищу Хеви — придворный архитектор фараона Аменхотепа 111, во время правления которого возведены все главные постройки Луксора. Аменхотеп, сын Хапу, еще при жизни получил признание и славу, а после смерти был обожествлен как один из величайших мудрецов Египта. Сохранились три его статуи, на одной из которых высечен текст, рассказывающий о жизни великого архитектора.
Храм в Луксоре — сложный архитектурный ансамбль, вобравший в себя особенности различных исторических эпох и плоды деятельности различных правителей. В многочисленных перестройках, производившихся в разные периоды существования храма, нашли свое отражение нашествия завоевателей, борьба за власть, попытки насаждения новой религии и другие события истории Древнего Египта. В общий ансамбль включен и храм Александра Македонского, объявившего себя сыном бога Амона и добившегося от египтян обожествления. Римляне, покорившие Египет в начале нашей эры. принялись укреплять границы своих новых владений. В древних Фивах была сооружена крепость для одного из римских легионов. Строители включили в ее территорию и храм Амона в Луксоре. Расположенный вдоль Нила храм римляне охватили крепостной стеной с башнями так, что его огромные пилоны стали служить главным входом в лагерь. Кроме того, и со стороны пилонов, и с восточной стороны были устроены укрепленные входы (с запада крепость подходила к реке). Храм делил крепость на две части, где в каждой были проложены традиционные для римлян продольная и поперечная главные улицы — кардо и декуманум — с колоннами и тетрапилонами на перекрестках. На западном тетрапилоне была высечена латинская надпись, гласящая, что в 300 г. правитель фиванской области Аврелий Регинул посвятил это сооружение императору Диоклетиану и его соправителям. Восточный тетрапилон в 308— 309 гг. был посвящен императору Константину и его соправителям.
Римляне приспособили храм для своих потребностей. Гипостильный зал разделили перегородками на отдельные помещения, в святилище устроили капеллу, посвященную культу императора и покровителю легиона. Стены святилища украсил большой расписной фриз с изображением легионеров и императора. В центре зала с южной стороны в нише изображен сам Диоклетиан.
Есть среди развалин храма и христианская часовня, относящаяся уже к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке — это следы религиозной борьбы первых веков христианства, когда разрушались древние капища и идолы.
После завоевания Египта арабами мусульманская религия тоже оставила свои следы в Луксорском храме. И сегодня можно видеть мусульманскую мечеть Абу-эль-Хагаг, стоящую на крыше древнеегипетского храма. Когда строилась эта мечеть, Луксорский храм был полузасыпан, и выступающая из песка верхняя часть его была использована как фундамент. Сегодня храм освобожден из песка, и мечеть выглядит надстройкой на нем.
Луксорский храм имеет форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг вдоль берега Нила. Планировка храма отличается исключительной четкостью, его помещения расположены почти симметрично. Длина его центрального здания составляет 190 м. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса обрамляют широкий открытый двор размерами 45 x 51 м. Гигантская колоннада, примыкающая к северной стороне двора, так и осталась недостроенной, но все равно производит большое впечатление. Четырнадцать ее монументальных, совершенных по пропорциям колонн 20-метровой высоты выглядят поразительно легкими. Капители колонн украшены цветком папируса, причем на колоннаде центрального прохода цветок изображен распустившимся, а на колоннаде двора — в виде бутона. Вход в святилище вел через соединенный со двором великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в виде связок папируса.
Гигантские колоннады — главная характерная особенность Луксорского храма. В девяти его залах — 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде — 14. Всего в храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.
На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, повествующие о жизни фараона Аменхотепа III. Выдуманная придворными летописцами легенда утверждала, что фараон был рожден от брака его матери с самим богом солнца Амоном-Ра. Вся эта история, начиная от сцены зачатия и кончая сценой передачи Амоном своему сыну Аменхотепу символов власти, последовательно развернута на стенах святилища. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма.
При фараоне Рамсесе II Великом зодчий Бекенхонсу существенно расширил Луксорский храм. Был возведен новый пилон, перед которым стояли шесть статуй Рамсеса II. Четыре, из розового гранита, запечатлели фараона стоящим, а две, из черного гранита — сидящим. Тогда же были построены и открытые колоннады двора с 74 колоннами, у подножия которых возвышались монументальные статуи фараона. Один из двух гранитных обелисков, установленных перед Луксорским храмом, в XIX столетии был вывезен во Францию и ныне стоит на площади Согласия в Париже.
Постройка Луксора стала важным звеном в общем плане строительства Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ — Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу, — как бы уравновесило соответствовавшие им здания храмов северной части Фив — Карнака на востоке и храма Хатшепсут на западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса. Этот комплекс был редкостно декоративен: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков с блестевшими на солнце позолоченными верхушками, монументальные силуэты колоссов, видневшихся на фоне массивных башен огромных пилонов, с развевавшимися над ними пестрыми флагами, бесчисленные колоннады храмов — все это создавало неповторимый облик Фив, прекраснейшего из городов Египта, знаменитой столицы могущественного государства.
После разрушения Фив ассирийцами во главе с царем Ашшурбанипалом в 663 г. н.э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах и заносился песком до 1930-х гг., когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление, и многое могут рассказать о мастерстве и искусстве древних египтян.
Карнакский храм (Луксор): фото и отзывы
Карнакский храм
Карнакский храм: фото и описание
Возведенный в почтение древнеегипетского бога солнца Амона и его семье, жене Мут и сыну Хонсу, храм являлся главным святилищем Древнего Египта эпохи Нового царства.
История строительства
Храм строили на протяжении нескольких веков разные фараоны (около 2000 лет). Наибольший вклад в строительство храма внесли правители: Хатшепсут, Тутмос III, Аменхотеп III, Тутмос I, ливийские цари 22-ой династии, Рамсесы I, II и III и Птолемеи. Каждый из фараонов продолжая строительство, расширял храм, стремясь придать новым сооружениям больше величия и роскоши. Храмы предшественников властители могли перестраивать, высекая свою историю на колоннах храма.
Карнакский храм представляет собой огромный религиозный комплекс, состоящий из нескольких залов, многочисленных каменных сооружений, расположенных на территории около 30 гектаров. Его размеры составляют 1,5 км в длину и 700 м в ширину.
Дорога к храму проходит через аллею каменных сфинксов с львиными телами и бараньими головам. В древние времена аллея соединяла Карнакский и Люксорский храмы, так называем коридором Света. До наших дней сохранилась лишь небольшая часть аллеи.
У входа в храм расположен огромный каменный пилон (сооружение в виде трапеции), разделенный узким проходом посередине. Длина пилона – 156 м, а высота – 40 м.
В храме можно выделить три крупные постройки, посвященные Амону-Ра, богине Мут и их сыну Хонсу, божеству луны. Поражает своей величественностью гипостильный зал с мощными колоннадами высотой 16 метров, которые образуют сложный каменный лабиринт. Высеченные цветные барельефы на колоннах повествуют о правлении и военных подвигах фараонов, восхождение к Богам.
В залах храма местами сохранились невероятные росписи, обелиски и фрески, многочисленные скульптуры мифических богов, фараонов.
В Карнакском храме находится 30-метровый обелиск царицы Хатшепсут.
Непременно стоит увидеть «ботанический сад», украшенный рельефными рисунками экзотических животных и цветов.
Рядом с храмом, с южной стороны, расположено небольшое озеро, которое считается священным. Его воду использовали сами жрецы для совершения ритуалов и омовения статуй богов. На берегу озера установлена огромная скульптура из гранита жука-скарабея. Она относится к самым большим скульптурам в мире, посвященным насекомым. Есть поверье – если загадать желание и обойти скарабея несколько раз, желание исполнится. А так как у каждого есть заветное желание, вокруг жука кружит непрерывный хоровод туристов.
Кроме знакомства с древнеегипетской архитектурой, здесь каждый вечер можно побывать на световом и звуковом шоу, в процессе которого рассказывается об истории храмового комплекса и всего древнего Египта. Шоу посещают гости из разных стран, поэтому каждый вечер повествование звучит на разных языках мира.
Древние традиции
Согласно легенде, во время праздника, посвященного разливу Нила, выносили из святилища храма в Карнаке статую бога Амона в золотой барке и направляли по аллее сфинксов в Луксорский храм. Впереди проезжала колесница с фараоном, а за ним следовали приближенные правителя, лучники и стража.
В Луксорском храме проходила ритуальная процессия, включающая принесение в жертву тушу быка, молитву фараона богам с просьбой о благословении на новый год. После чего фараон направлялся к статуе бога Нила в его святая святых и целовал ему стопы.
Возвращался к народу, который в ожидании стоял у ворот храма, и все вместе, обратившись лицом к Нилу, пели реке хвалебную песню. Ликующая толпа на берегу и в лодках размахивала пальмовыми ветвями и зажженными факелами.
После праздничной процессии статую бога по водам священного озера возвращали обратно в Карнакский храм, где ее скрывали в недоступном святилище. Даже в праздничные дни люди не могли видеть бога Амона, от взглядов непосвященных его скрывала золотая барка.
Карнакский храмовый комплекс (вернее его останки) до сих пор сохранил свое величие и привлекает тысячи туристов, желающих лицезреть и восхищаться творением людей, живших многие тысячелетия назад. Нигде в мире нет такого сосредоточения памятников истории, стоящих здесь и сейчас и производящих столь колоссальное впечатление.
С 1979 года Карнакский храм наряду с Луксорским храмом и фиванскими гробницами находятся под охраной ЮНЕСКО.
Луксор: здравствуй, незнакомец. Луксорский храм и музей Мумификации
Луксорский храм я посетила во время своей поездки в Луксор в составе автобусного тура. Я оказалась единственной из нашей группы, кто решил пойти именно сюда. Обычно гиды завозят туристов в более популярный храм — Карнакский, который находится по соседству. Поэтому, я на час-другой отсоединилась от общей стаи и устроила себе самостоятельную экскурсию. Сам себе режиссер, сам себе путеводитель.
Храм был возведён в честь бога Амона-Ра во времена правления фараона Аменхотепа III в XIV веке до н.э. Последующие правители вносили свои коррективы. Строительство продолжалось во времена Тутанхамона, а позднее Рамсес II окружил храм оградой и поставил здесь свои статуи. Свои дополнения внес и Александр Македонский. Храм расположен на восточном берегу Нила (Город Живых). Он большой и просторный, но меньше Карнакского. Длительное время оба храма были погребены под слоями песка. Раскопки начались в XIX веке и продолжаются до сих пор. На осмотр Луксорского храма у меня ушло около 40 минут.
При входе есть подробная карта храма на английском языке. На ней можно увидеть, как храм постепенно достраивался при новых фараонах.
Заранее хочу предупредить – войдя в храм, вы обнаружите, что каждый второй будет представляться опытным гидом, и будет пытаться провести для вас экскурсию или сфотографировать. Естественно, за «бакшиш». Так я попросила одного египтянина сделать для меня пару фотографий. Он тут же стал показывать «наилучшие для съемки места», с таинственным видом тыкать пальцем на иероглифы на стенах: встань тут, это божество поможет тебе в создании семьи, а этот символ принесет богатство. Мне оставалось только позировать. Заплатила доллар, и получила, кстати, не плохие кадры.
У ворот храма нас встречают 2 статуи Рамзеса II и 1 колонна. На самом деле их было 2, и вторая вовсе не исчезла. Она находится в Париже на площади Согласия и носит название Египетская колонна. В 19 в. французский гражданин расшифровал египетские иероглифы, и правительство Египта решило таким образом отблагодарить Францию. Так и собирались для меня кусочки «мозаики». Игрушечный Луксор в Лас-Вегасе, «настоящий» Луксор и его храм, а затем и недостающая колонна в Париже.
В ногах у правой статуи Рамзеса находится маленькое изображение его жены. Как и ведется, жена у ног своего мужа…
Заходим внутрь, и видим просторный зал с колоннами по бокам – двор Рамзеса II (Ramesses II Court).
Зал соединяется с колоннадой Аменхотепа III и Тутанхамона (Colonnade Hall of Amenhotep III and Tutankhamun). Это стометровый коридор с 14 колоннами по бокам, и здесь я минут 10 рассматривала настенные росписи.
Далее мы проходим в окруженный колоннами просторный двор Аменхотепа III (Amenhotep III Court).
Чуть дальше есть небольшой зал – комната Рождения Аменхотепа III – личные покои фараона. Росписи на стенах описывают рождение фараона от бога Ра и сцены его вступления на престол. Следом идет небольшой ряд других комнат.
Возвращаемся обратно к началу, выходим из храма, и мы попадаем на Аллею Сфинксов (Alley of Sphinxes). Она соединяет Луксорский храм с Карнакским, и пока что для просмотра открыта только ее часть: здесь все еще ведутся раскопки. Во времена фараонов по аллее проходили религиозные шествия царей.
Храм меня впечатлил. Спасибо гидам, сдержавшим обещания, и давшим мне возможность его посмотреть. Отсюда мой путь лежал в музей Мумификации.
Сюда я добралась от храма минут за 10 на местном ослике-такси. Музей оказался совсем маленьким, но довольно интересным. Он открылся в 1997 году и знакомит нас с процессами «консервации» как человеческих, так и животных останков, которые применялись в Древнем Египте аж с 2400 г. до н.э. Египтяне верили, что процесс мумификации тела помогает душе жить в мире ином.
В экспозиции музея представлены образцы человеческих и животных мумий (в т.ч. мумия кошки, рыбы и крокодила), инструменты, сосуды и материалы, которые использовались в данном процессе. Таблички на стенах описывают стадии похоронных церемоний.
У меня, к сожалению, нет ни одной фотографии. Египтяне – они такие, следили за каждым моим шагом, так и не дали ничего сфотографировать. Выкладываю единственный кадр при входе в музей, и отправляюсь вместе с вами на другой берег Нила — в Город Мертвых.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- РОССИЯ (282)
- Аркаим (11)
- Армавир (2)
- Валаам (9)
- Дивеево (1)
- Лазаревское (2)
- Москва — парки (20)
- Москва — Тибет (6)
- Москва и Подмосковье (52)
- Переславль-Залесский (6)
- Прогулки к озеру, лес (31)
- Прочноокопская (4)
- Поветлужье (6)
- Светлояр-Биармия-Аркаим (14)
- Балашиха (17)
- Сочи (32)
- Дивноморское (6)
- Адлер (13)
- разные города и веси (44)
- Калининградская область (19)
- Светлогорск (7)
- Куршская коса (1)
- Янтарный (6)
- Русское (2)
- Балтийск (2)
- Калининград (1)
- ПУТЕШЕСТВИЯ по странам и континентам (241)
- Перу и Боливия (18)
- Моя Индия. Восток-Юг. (23)
- Греция (13)
- Египет (38)
- __О Египте (3)
- Германия (14)
- Польша (18)
- Латвия (6)
- Прага (15)
- Таиланд. Пхукет. (7)
- Португалия (4)
- Киргизия (1)
- разные страны (80)
- АССОЦИАЦИИ (73)
- Авто (34)
- Дача, природа, 2010-2015 (120)
- Дача, природа, 2016-2019 (69)
- Здоровье (25)
- Кулинария (36)
- Городища, дольмены, камни, лабиринты (26)
- Городища, селища, курганы (1)
- Камни (19)
- Лабиринты (6)
- Знания альтернативные (284)
- Королевские градусы Москвы (4)
- Астрология (137)
- Биолокация (11)
- Нумерология (30)
- Нумерология. Прогноз. (1)
- Цветонумерология (6)
- Обереги (16)
- Фэншуй (20)
- Хиромантия (8)
- Искусство (55)
- Блог (170)
- Дневник Благодарности (16)
- Генеалогия (2)
- Алеф (11)
- Мой Help (31)
- Остальное (103)
- ОЧеньУМЕЛЫЕ РУЧКИ (60)
- Ремонт (16)
- Праздники (83)
- Притчи и разные премудрости (50)
- Психология, парапсихология, философия (92)
- Репка (6)
- Славяне, веды, руны (65)
- СЛОВа АРЬев (6)
- Латифы (4)
- Древлесловенская буквица (12)
- Тесты психологические (64)
- Тесты с картинками (99)
- Цитаты (28)
- Юмор (23)
—Музыка
—Статистика
Луксорский храм.
Понедельник, 04 Ноября 2013 г. 17:04 + в цитатник
В Луксоре провела два дня и о достопримечательностях окрестностей уже написала, наконец-то, добралась до 31 декабря 2011г., это день провела в Луксорском и Карнакском храмах, которые посвящены триаде –Амону-Ра, его супруге Мут и их сыну Хонсу. Спустя почти два года сложно рассказать и выбрать снимки. О грандиозности, монументальности и торжественности храмов, их размерах и годах постройки-перестройки написано и показано итак достаточно специалистами. Выбрала те снимки, которые тронули по разным причинам тогда и до сих пор остались в памяти.
Снимала вечером накануне аллею сфинксов перед Луксорским храмом, когда-то она соединялась с аллеей Карнака, находящегося отсюда в 3 км.
Днём, вид от главного пилона на Карнак.
Первый пилон храма, созданный при Рамсесе II.
Колоссы Рамсеса II . Второй обелиск, стоявший справа с 1819 года во Франции, на Площади Согласия.
Первый двор и Рамсес II.
В облике бога Амона и Мут — Аменхотеп III с супругой Тейе.
Большой двор Луксорского храма, построенный при Аменхотепе III. В центре снимка виден алтарь христианской церкви в греческом стиле, сейчас туда пойдём.
Слева от входа в этот зал стоит каменная плита с латинской надписью.
Под христианскими фресками сохранились не сбитые, не испорченные египетские изображения.
Где-то на этой стене есть изображение фараона и картуш с именем Александр. Экскурсоводы приписывают и постройку церкви Александру Македонскому, так ли это на самом деле, не знаю. Нашла такие факты – в ноябре 332 до н.э. в Мемфисе Александр был коронован как египетский фараон и в святилище Амона в Сиве был объявлен сыном Амона.
Ещё одна достопримечательность храма – мечеть Абу эль-Хаггага, построенная позднее, когда храм был засыпан песками.
В храме не только туристы, но много местных жителей и школьников.
Луксорский храм Амона-Ра
Храм Амона-Ра в Луксоре или Луксорский храм был одним из самых величественный храмов Древнего Египта. Он находится в центре древнего города Фивы (ныне Луксор) на восточном берегу Нила. Всего в нескольких километрах к северу от него находится Карнакский храм. В отличие от большинства других египетских храмов, Луксорский имеет ориентацию север-юг, чтобы соответствовать пилонам Карнакского храма.
История и строительство
Ученые полагают, что фараоны начали строить Луксорский храм в период Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). Но самые ранние из дошедших до нас доказательств относятся к царствованию Аменхотепа III . Он был фараоном Нового царства и перестроил ядро храма, включавшее Внутреннее Святилище. Аменхотеп III также построил просторный двор с колоннами изображающими связки тростника.
Следующий крупный этап строительства датируется правлением фараона Рамсеса II. Он добавил к храмовому комплексу еще один пилон вокруг которого возвели 74 колонны. Пилон был украшен сценами походов Рамсеса II против хеттов. Также, по распоряжению фараона, между колоннами поставили величественные статуи его самого и супруги. перед пилоном были возведены еще четыре статуи фараона и два изваяния. Одно из них в настоящее время находится на площади Согласия в Париже.
Несколько последующих фараонов также отметились в храме Амон-Ра в Люксоре. Нектанеб II построил переднюю площадку перед Большим Двором. Он также восстановил статуи сфинкса, охраняющие путь к Карнаку. Серапис построил часовню, которая находится в передней площадке, а Шабака построил там еж беседку. Более поздние правители также восстанавливали части храма.
Даже Александр Великий оставил свой след в истории храма Амона-Ра в Луксоре — он пристроил к основному зданию гранитный храм, на котором изобразил себя, как фараона, жертвующего Амону. Во времена Римской империи, здесь появилась крепость. Также не обошлось без перестройки храма и изображений императора и легионеров.
Во времена завоевания Египта арабами, на крыше Луксорского храма была возведена мечеть Абу-эль-Хагаг. Она была построена на крыши из-за того, что во время возведения храм был засыпан песком, и было принято решение использовать его верхнюю часть как фундамент. Теперь, когда все строения расчистили, мечеть выглядит как верхняя надстройка.
Факты о Луксорском храме
- Луксорский храм был активным религиозным местом, по крайней мере, 3000 лет.
- Многие фараоны достраивали или восстанавливали храм.
- Хранилище статуй, найденных в Луксорском храме, содержали некоторые из самых красивых примеров египетской скульптуры, найденных на сегодняшний день.
- Храм посвящен Амону-Ра, также как и храм в Карнаке.
- Египтяне ориентировали Луксорский храм с севера на юг лицом к Карнаку; вместо того, чтобы ориентировать его с востока на запад, как и большинство египетских храмов.
- Луксорский храм был расположен в центре древнего города Фивы.
Луксорский храм
Одним из самых интересных исторических памятников Египта является храм Луксора, который расположен на правом берегу Нила, неподалёку от города Луксор. Храм был построен примерно в XVI веке до нашей эры и является ярким примером древнеегипетского зодчества. Характерными чертами этого великолепного сооружения является не только сама грандиозность замысла, но и торжественность всех деталей храма.
Строительство Луксорского храма связано с именем архитектора Аменхотепа Младшего, при жизни которого были возведены все ключевые постройки будущего храма. Даже после окончания строительства каждый правитель считал долгом добавить в это величественное сооружение нечто новое. Таким образом, храм Луксора с годами стал чем-то большим, чем просто святилищем Амона.
Так нашествие армий Александра Македонского тоже оставило свой след в архитектуре храмового комплекса. Поблизости появилась христианская часовня, которая датируется первым веком нашей эры, а неподалёку от неё была построена мусульманская мечеть Абу-эль-Хагаг. Необычное религиозное соседство, не правда ли?
Самой древней частью храма Луксора является святая святых. Её примыкающие друг к другу залы украшены многочисленными рельефами и надписями. Эта часть была построена при фараоне Аменхотепе III. Тогда же на южной стороне храма был выстроен двор с 74 массивными колоннами и статуями фараонов.
Позднее, во время правления Рамзеса Великого, был построен северный перистиль и пилон, на внешней стороне которых были изображены подвиги фараона в войне с хеттами. Кроме того, на внутренних стенах храма сохранилось немало рельефов, повествующих о жизни фараона, начиная от его рождения и кончая смертью. Все рельефные композиции храма воспринимаются как единое целое, хотя некоторые из них были написаны с большим временным промежутком.
Для того чтобы попасть в храм необходимо пройти по мощёной из камня аллее, по обе стороны которой размещены многочисленные статуи сфинксов. Раньше эта аллея была гораздо длиннее, но время явно было не милосердно к ней…
В древние времена по бокам от входа в храм находилось шесть огромных статуй Рамсеса II. На некоторых из них фараон был изображён сидячим, на других – стоящим. Позже статуи были разрушены, однако на данный момент реставраторы восстановили две из них.
Однако главной жемчужиной Луксорского храма является колоннада из четырнадцати идеальных по пропорциям колонн. Капители эти колонн украшены цветком папируса, причём на колоннах, расположенных во дворе, цветок изображён в виде бутона, а на колоннах у центрального прохода – уже распустившимся!
Сегодня древнеегипетский храм буквально зажат в тисках современного города, что немного портит впечатление от знакомства с архитектурой сооружения. Однако монументальность Луксорского храма впечатляет и ныне. Величественные скульптуры фараонов, колоссальные колонны и многочисленные изображения, повествующие о жизни фараонов и деяниях древнеегипетских богов, просто не могут не впечатлить! Несмотря на то, что прошло более 2 тысяч лет с момента строительства, храм отлично сохранился и является “живым” воплощением древнего Египта!
Луксорский храм
Луксорский xpaм (древние египтяне называли его Ипет-Рес) был посвящен культу фиванской триады богов Амона-Ра, Мут и Хонсу. (См. Боги Древнего Египта, Религия Древнего Египта.) При фараоне Аменхотепе III недалеко от великого Карнакского храма, на месте небольшого древнего святилища, началось строительство нового гигантского здания общей длиной в 190 м. Однако Аменхотеп III умер раньше, чем задуманный план был осуществлён, и в дальнейшем он уже никогда не был выполнен. (См. также статью Луксорский храм – архитектура, интересные факты.)
Луксорский храм. Реконструкция вида в древности
Храм Аменхотепа III состоял из основного здания и двора. По традиции, в самой глубине храма находилась главная молельня, в которую проникали через несколько залов, окруженных различными культовыми помещениями. Особенно интересен зал XII, украшенный рельефами с изображениями чудесного брака Амона-Ра с матерью Аменхотепа III и рождения фараона. Расположение всех помещений отличается почти абсолютной симметрией, еще более строгой, чем в храмах Мут и Монту.
В храм проходили через великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в форме связок папируса, соединявшийся с большим открытым двором, длиной в 45 м. шириной в 51 м., обнесенный портиками, колонны которых также имели форму связок папируса. К северу был запроектирован еще один огромный двор с портиками вдоль стен и с гигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако при Аменхотепе воздвигли только центральную колоннаду из четырнадцати колонн (по 20 м. высотой) с капителями в виде раскрытых папирусов. Пропорции колонн были найдены очень удачно, благодаря чему при всей массивности они не кажутся тяжелыми. Абаки их почти не видны из-за капителей, что придает колоннам особую легкость.
Колоннады занимали главное место в архитектуре Луксорского храма. В портиках, окружающих двор, и в вестибюле количество колонн было удвоено; колонны поддерживают потолки всех сколько-нибудь обширных помещений, и здание храма как бы превращено в заросли гигантских папирусов, над которыми возвышается центральная колоннада с двумя рядами изумительных мощных стеблей с раскрытыми великолепными цветами.
В девяти залах Луксора насчитывается 41 колонна, 32 колонны заполняют вестибюль, 64 обрамляют стены двора, 14 образуют центральную колоннаду, а всего, следовательно, Луксор был украшен 151 колонной. Таким образом, то решающее значение колонны в оформлении пространства, которое сделалось отличительной чертой архитектуры XVIII династии, развито в Луксоре чрезвычайно смело и удачно и придает ему характер исключительной монументальной декоративности.
Луксорский храм. Реконструкция вида в древности (2)
Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства было очень велико, так как именно здесь нашел свое завершение новый тип храма, созданный зодчими начала XVIII династии. (См. Храмы Древнего Египта.)
Луксорский храм был при Аменхотепе III важнейшим звеном в общем плане строительных работ от территории святилищ Амона. Теперь от ворот Луксора к Карнаку вела аллея сфинксов, аналогичная соединявшим храмы Карнака. Эта аллея вскоре разделялась на две. Правая из них сворачивала к храму Мут, а левая доходила до храма Хонсу, где очевидно при Аменхотепе III уже было святилище, на месте которого позднее был построен храм Рамсеса III. Таким образом, Луксор оказывался включённым в комплекс святилищ Карнака, отдельные здания которого получили теперь, хотя бы внешне, общий стилистический облик, а связавшие их аллеи сфинксов создали то небывалое ещё впечатление единого гигантского архитектурного ансамбля, которое впервые приобрёл Карнак.
Но этого мало: в итоге нового оформления Фив не только храмы восточного берега, но и обе части города составили единый и цельный комплекс. Это впечатление возникало благодаря тому, что как напротив пристани на восточном берегу, у аллеи сфинксов, спускавшейся от пилона главного Карнакского храма Амона-Ра, на западном берегу тоже находилась пристань, от которой шла вверх такая же уставленная сфинксами дорога. В конце этой дороги на фоне высоких скал блистали колоннады храма Хатшепсут, как бы венчавшего внушительную панораму целого ряда заупокойных царских храмов, расположенных внизу на грани зеленых полей и выжженных солнцем утесов. Этот ряд, начинавшийся на севере небольшими храмами первых фараонов XVIII династии, замыкался с юга гигантским святилищем Аменхотепа III, а от ворот этого храма вела обрамленная монументальными сфинксами длинная дорога, образовывавшая южную параллель с дорогой Хатшепсут и также оканчивавшаяся на берегу Нила пристанью, напротив которой на восточном берегу лежал Луксор.
Луксорский храм
Это новое архитектурное оформление было исключительно декоративным: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков, блиставшие на солнце золочеными верхушками, монументальные силуэты колоссов на фоне башен огромных пилонов с развевавшимися по ветру пестрыми флагами, бесчисленные колоннады храмов, среди которых особенно выделялись гигантские колонны Карнака и Луксора, высоко поднимавшие к синему небу свои раскрытые капители, – все это придавало неповторимый характер изысканной пышности облику Фив, «прекраснейшего из городов Египта», знаменитой столицы самого могущественного и богатого государства мира.
Не побывать в Луксоре — не увидеть Египта!
Так считают в Египте.
Луксор — небольшой город
и только туристы наполняют его жизнью. Но после каирской толчеи и хаоса тихий, пасторальный, уютный Луксор — самое увлекательное и интересное место в Египте.
Отовсюду можно видеть поля и деревни, а Нил не теряется среди домов и окрестностей Луксора, а течет тихо и величаво, придавая своими голубыми водами красоту и спокойствие этому месту.
На восточном берегу Нила располагаются самые большие храмы фараонов, среди них самый известный — храм Рамзеса II.
В Луксоре и его окрестностях можно также осмотреть террасный храм царицы Хатшепсут, гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые история назвала Колоссами Мемнона.
Также в Луксоре следует посетить Луксорский музей. В нем собрана небольшая, но очень интересная коллекция древних памятников искусства: погребальные дары Тутанхамона, в числе которых 63 позолоченные розы и позолоченная коровья голова богини Мехит-Верет.
Туристы Луксора получают необыкновенное удовольствие от круизов на роскошных лайнерах с остановками в исторических местах. Для местных нужд используют небольшие лодки, а также паромы, пересекающие реку в любых направлениях. Многие из лодок ходят только под парусом. Эти плоскодонки, способные причалить в любом месте на берегу, удивительно напоминают древние лодки, борта которых украшены картинами и барельефами. В наше время их называют фелукками.
В царствование Рамсеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим двором, окруженный 74 колоннами, между которыми стояли грандиозные статуи фараона. Одна из них, изображающая Рамсеса сидящим на престоле в древности называлась «Солнце властителей стран иноземных»; у ноги владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура царицы Нефертари, любимой супруги царя.
Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II. Две средние статуи были выполнены из черного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные — по две у каждого края пилона — были выполнены из розового гранита и изображали Рамсеса стоящим. Композицию завершали два огромных обелиска, один из которых был вывезен из Египта в XIX веке и находится на площади Согласия в Париже.
Среди коридоров и залов Луксорского храма, богато отделанных рельефами, кое-где еще сохранившими первоначальную раскраску, особенный интерес вызывает маммизи — помещение, на стенах которого запечатлена легенда о рождении фараонов от божественного брака земных цариц и «владыки небес» Амона-Ра.
От могучего пилона храма аллея сфинксов в древности вела к Карнаку. Эта аллея вскоре разделялась на две; правая из них сворачивала к храму Мут, а левая доходила до храма Хонсу. Таким образом, Луксор оказывался включенным в комплекс святилищ Карнака, которые благодаря связывающим их аллеям каменных стражей производят и сейчас небывалое впечатление единого гигантского архитектурного ансамбля, «города бога», которым когда-то были Фивы.
Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени — вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии.
Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, «священнейший из священных» — так Хатшепсут назвала свой храм, — находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, — на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом был разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами — портики — и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами — наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.
В собрание музея были переданы и избранные шедевры из гробницы Тутанхамона — поражающая своим изяществом деревянная позолоченная голова богини Мехетурет в облике коровы, модели царских погребальных ладей, статуэтки ушебти — слуг в мире ином, несколько десятков позолоченных розеток, которыми когда-то был расшит погребальный полог, покрывавший саркофаги юного фараона.
Экспозиция музея периодически пополняется.