Лошак марина девовна биография

Лошак марина девовна биография

Работала в Одесском государственном литературном музее, после переезда в 1986 году в Москву [1] около года работала в Государственном музее В. В. Маяковского. В 1991 году стала соосновательницей (вместе с Еленой Языковой и Любовью Шакс) галереи «Роза Азора». В 1998 году возглавила PR-службу банка «СБС-Агро», затем была там же «атташе по культуре» и, наконец, в 1999—2003 годах стала директором «Московского центра искусств» (МЦИ) на Неглинной, в то время принадлежавшего банку «СБС-Агро». В МЦИ организовала несколько выставок русского авангарда. Совладелец бутика винтажной одежды Brocade на Патриарших прудах. В 2005—2006 годах работала директором Tatintsian Gallery, основанной нью-йоркским галеристом Гари Татинцяном. В 2007 году вместе с Марией Салиной открыла на «Винзаводе» собственную галерею «Проун», в которой стала арт-директором.

3 июля 2012 года после многомесячных консультаций с министром Правительства Москвы, руководителем Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым специально для Марины Лошак была создана новая должность арт-директора музейно-выставочного объединения «Столица», в состав которого входят ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», МВЦ «Рабочий и колхозница», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Народного художника СССР Д. А. Налбандяна и музей Вадима Сидура [2] [3] .

Семья

  • Муж — Виктор Григорьевич Лошак (р. 1952), российский журналист, редактор.
    • Дочь — Анна Викторовна Монгайт (урождённая Лошак, р. 1978), российская журналистка, телеведущая.
      • Внук — Матвей Сергеевич Монгайт (р. 2008).

Кураторские проекты

  • 2012 — Даёшь! Советский плакат 1920-х гг. из фондов Государственного музея В. В. Маяковского (Галерея «Проун»)
  • 2011 — День печати (Галерея «Проун»)
  • 2011 — Коричневая пуговка, или Шпиономания (Галерея «Проун»)
  • 2010 — Павел Кузнецов: путешествие в Азию (Галерея «Проун»)
  • 2010 — Индпошив. Французские и русские ткани 1920–1950-х гг. Делоне, Дюфи, Вальмье, Зданевич, Гончарова, Степанова, Родченко, Суетин, Розанова, Малевич (Галерея «Проун»)
  • 2010 — Сидеть! Деревянные стулья конца XIX – начала XX вв. (Галерея «Проун»)
  • 2009 — Потерянный рай. Пиросмани, Волкова, Пурыгин, Зазнобин, Леонов, Кабаков, Новиков, Топольский (Галерея «Проун»)
  • 2009 — Рукоделие. Вышивка в истории русского искусства ХХ века (Галерея «Проун»)
  • 2009 — Панас Ярмоленко. Сельский портрет 1920–1940-х (Галерея «Проун»)
  • 2009 — Салазки (Галерея «Проун»)
  • 2008 — Нико Пиросмани. Семейный кутеж (Галерея «Проун»)
  • 2008 — Рядом. Украинское рядно, графика авангарда и работы Александра Константинова (Галерея «Проун»)
  • 2008 — Интим предлагать! Графика Жюля Паскина 1900–1920 и французская эротическая фотография 1850–1870-х (Галерея «Проун»)
  • 2007 — Киносеанс. Киноплакаты 1920–1930-х (Галерея «Проун»)
  • 2007 — Вход–выход. Крестьянские двери из северных регионов России (Галерея «Проун»)
  • 2007 — Крестьяне. Постсупрематический эпос (Галерея «Проун»)
  • 2005 — Северный изобразительный стиль (Tatintsian Gallery)

Библиография

Публикации Марины Лошак

Интервью

  • Мода на старые вещи — это способ уйти в иной творческий мир: интервью с Мариной Лошак // Клуб «Шкура». — 17 апреля2006 года.
  • Гудкова Вероника. Головной убор — это самоидентификация // Независимая газета. — 13 апреля2007 года.
  • «Я просто хочу расширить орган зрения». Марина Лошак — о своей новой галерее // Коммерсантъ Weekend. — № 38 (14). — 18 мая2007 года.
  • Марина Лошак о наивном искусстве // Культура. — 7 февраля2008 года.
  • Марина Лошак в программе Романа Трахтенберга и Елены Батиновой «Валенки-шоу» // Маяк. — 26 августа2008 года.
  • Марина Лошак о выставке Ладо Гудиашвили // Культура. — 17 ноября2009 года.
  • Кравцова Мария. Куратор Марина Лошак станет арт-директором «Нового Манежа» и выставочного зала «Рабочий и колхозница» // Артгид. — 29 марта2012 года.
  • «Арт-менеджер — это человек, который организует рынок» // RMA. — 24 апреля2012 года.
  • Изюмова Юлия. «Все мы мечтаем о серьёзных коллекциях, они ничуть не менее важны, чем серьёзные музеи» // РБК daily. — 22 мая2012 года.

О Марине Лошак

  • Открытие «Tatintsian Gallery Inc» в Москве // GiF.RU. — 25 января2005 года.
  • Толстой Андрей. «We can do it!» Новый выставочный проект на Ильинке // Новая Юность. — 2005. — № 1 (70).
  • Назаревская Надежда. «Северный стиль» от Марины Лошак // Культура. — 3 февраля2005 года.
  • Щербина Вера. Картины с бриллиантами и без // artToday. — 16 февраля2005 года.
  • Чинарова Екатерина. Факультет ненужных вещей // Бизнес-журнал. — № 5. — 15 марта2005 года.
  • Хачатуров Сергей. Граблями грабь награбленное. Галерея «Проун» открылась эпосом школы Малевича // Время новостей. — № 88. — 24 мая2007 года.
  • Орлова Милена. Нью-Йорк заявился в Москве // Коммерсантъ. — 28 января2011 года.
  • В Москве открывается выставка «Движение по спирали» // Культура. — 13 декабря2011 года.
  • Марина Лошак станет арт-директором «Нового Манежа» и «Рабочего и колхозницы» // Ваш досуг. — 29 марта2012 года.
  • Ганиянц Мария. Марина Лошак может возглавить «Новый Манеж» и «Рабочего и колхозницу» // РИА Новости. — 30 марта2012 года.
  • Директором «Нового Манежа» и «Рабочего и колхозницы» может стать Марина Лошак // Артхроника. — 30 марта2012 года.
  • Куратор Марина Лошак может возглавить «Новый Манеж» и «Рабочего и колхозницу» // Газета.Ru. — 30 марта2012 года.
  • «Новый Манеж» возглавит Марина Лошак // OpenSpace.ru. — 30 марта2012 года.
  • Алексинская Марина. Выставки галеристки Лошак // Завтра. — 3 апреля2012 года.
  • Ирина Толпина назначена генеральным директором Музейно-выставочного объединения «Столица». Арт-директором станет Марина Лошак // Департамент культуры города Москвы. — 3 июля2012 года.
  • Арт-директор галереи «Проун» нашла работу в «Столице» // Lenta.ru. — 4 июля2012 года.
  • Марина Лошак станет арт-директором музейно-выставочного объединения «Столица» // Искусство ТВ. — 5 июля2012 года.

Примечания

  1. Корзун, Сергей. Виктор Лошак, «Огонек»: «Самое страшное для журнала — это предсказуемость» // Эхо Москвы. — 4 июня2012 года.
  2. Ирина Толпина назначена генеральным директором Музейно-выставочного объединения «Столица». Арт-директором станет Марина Лошак // Департамент культуры города Москвы. — 3 июля2012 года.
  3. Марина Лошак станет арт-директором музейно-выставочного объединения «Столица» // Искусство ТВ. — 5 июля2012 года.
  4. Сменился состав жюри премии Кандинского // Lenta.ru. — 2010. — 10 июня.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Лошак, Марина Девовна» в других словарях:

Лошак (значения) — Лошак многозначное слово: Лошак гибрид жеребца и ослицы Лошак в древнерусском значении жеребёнок, молодой конь[источник не указан 63 дня]. Лошак старорусская дворянская фамилия, представленная в… … Википедия

Марина Лошак — Биография Марины Лошак Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Девовна Лошак родилась 22 ноября 1955 года в Одессе (Украина). Окончила Одесский государственный университет имени И.И. Мечникова по… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Лошак, Виктор Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лошак (значения). Виктор Григорьевич Лошак (20 апреля 1952(19520420), Ростов на Дону, РСФСР, СССР) российский журналист, редактор. Главный редактор журнала «Огонёк». Содержание 1… … Википедия

Государственный музей В. В. Маяковского — Координаты: 55°45′34.1″ с. ш. 37°37′46.8″ в. д. / 55.759472° с. ш. 37.629667° в. д … Википедия

Одесский государственный литературный музей — Одесский государственный литературный музей расположенный в Одессе литературный музей. Основан в 1977 году и открыт для посетителей в 1984 году. Это один из крупнейших региональных литературных музеев Украины. Здание, в котором расположен… … Википедия

Новый Манеж — Достопримечательность Новый Манеж «Георгиевская» электрическая станция Малый Манеж Фасад со стороны Государственной думы … Википедия

Марина Лошак: биография, фото, семья

Марина Лошак — директор ГМИИ имени Пушкина, искусствовед, арт-директор, коллекционер. Была одной из основателей двух популярнейших галерей, побывала арт-директором музейно-выставочного объединения. Счастливая жена, мать и бабушка.

Биография Марины Лошак

Родилась 22.11.1955 года в городе-герое Одессе. Обучалась в Одесском государственном университете на факультете филологии. После того, как университет был окончен, поступила на работу в Одесский литературный музей, где проработала до самого переезда.

В 1986 году Марина Лошак переехала на постоянное проживание в Москву, где поступила на работу в Государственный музей имени Владимира Маяковского. Через пять лет стала одной из основательниц галереи «Роза Азора», которая до сих пор проводит сотни интересных выставочных проектов, оказывающих огромное влияние на культурную жизнь столицы.

В 1991 году ее пригласили на работу в банк «СБС-Агро», сначала возглавляла PR-службу, затем была четыре года директором Московского центра искусств. В 2004 году стала работать арт-директором галереи Гари Татинцяна. В 2007 году стала одним из основателей и одновременно арт-директором галереи «Проун».

Марина быстро добивалась успехов на всех местах работы. Она быстро стала очень заметной персоной. В 2012 году специально для Марины Лошак Сергей Капков договорился о создании новой должности в музейно-выставочном объединении «Столица». И Марина Девовна стала там арт-директором. Должность была ответственной, назначение для Марины Лошак — неожиданным. Но она справилась на «ура».

Стремительное развитие и множество успешных проектов привели к тому, что Марина Лошак сменила Ирину Антонову на посту директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (сокращенно — ГМИИ). Помимо обязанностей директора, Марина Девовна также ведет лекции по менеджменту в культуре и является членом экспертного совета премии Кандинского.

Директор музея

Марина Лошак говорит, что назначение для нее было более, чем неожиданным. Когда ей позвонила Ирина Александровна Антонова, Марина Девовна была в самолете. Директор одного из самых известных музеев России пригласила Марину на встречу и предложила стать ее преемницей.

Сама Ирина Антонова говорила, что хотела, чтобы на этом посту был кто-нибудь из ученых людей из МГУ или РГГУ. Но министерство отклонило всех, кто был предложен Антоновой, и ей пришлось выбирать человека из министерского списка. По ее словам, Марина Лошак в этом списке была единственным подходящим кандидатом.

Назначение ее многие сотрудники музея встретили без энтузиазма, ведь музей квалифицировался на традиционном, классическом искусстве — как раз на том, чем новый директор не занималась. К тому же она никогда не руководила объектом федерального значения.

Под руководством Лошак музей становится с каждым годом все удобнее и современнее, отреставрированы выставочные залы, появилась онлайн-продажа билетов, абонементы. К критике в свой адрес Марина Девовна относится спокойно. Она считает, что критика лучше, чем равнодушие.

При Лошак в музей стало приходить до 1,3 млн человек в год. К сожалению, больше он вместить в себя не в состоянии. Поэтому Мариной было задумано строительство музейного городка, на которое было выделено 22 млрд долларов. Как только он будет построен, музей сможет принимать по 5 млн человек в год.

Марина Девовна в одном из интервью высказалась, что если бы не строительство музейного городка, то она бы не согласилась стать директором музея.

Марина не хочет долго быть директором, она считает, что десять лет — это прекрасный срок. А дальше должен прийти другой директор, более молодой, креативный, с новыми идеями и мыслями. Но пока она еще не видит рядом никого, кто стал бы достойным кандидатом. Впрочем, Марина точно не знает, будет ли выбор преемника зависеть от нее.

Семья

Муж Марины, Виктор Григорьевич Лошак, является журналистом, редактором. Ранее был на посту главного редактора «Московских новостей» и журнала «Огонек». Сейчас является директором по инновационной деятельности газеты «Коммерсантъ».

Анна Монгайт, дочь Марины и Виктора, родившаяся в 1978 году, тоже является журналисткой и телеведущей. Она с 16 лет начала работать на телевидении, в данный момент является ведущей нескольких телепрограмм. Вышла замуж за креативного директора Just Design, бизнесмена Сергея Монгайта.

У пары двое детей – Матвей, родившийся в 2008 году, и Демьян, появившийся на свет в 2016.

Отзывы о Марине Лошак

После назначения Марины Девовны на должность директора музея про нее стали очень много говорить — как негативного, так и позитивного. Некоторые считают, что Марина Лошак относится к работе безответственно. У нее нет искусствоведческого образования, и она никак не может работать на такой должности. По слухам, она, не проведя достаточной оценки, вывесила в музее картину стоимостью 8 млн долларов, которая оказалась фальшивкой.

Однако есть люди, которые считают, что Марина Лошак подходит для этой должности идеально. Одним словом, каждый имеет свое мнение. Но то, что Марина Лошак сделала неоценимый вклад в развитие ГМИИ имени Пушкина — это факт.

«Любой шаг, связанный с современным искусством, был опасным»

Ирина Антонова, ровно полвека проработавшая директором одного из главных музеев страны – Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, подчеркивала, что сама выбрала преемницу. Марина Лошак вступила в должность 10 июля 2013 г. «Я летела на биеннале в Венецию, как только самолет сел, мне позвонила Ирина Александровна и предложила встретиться, – рассказывала Лошак «Ведомостям». – Мы встретились, поговорили. Она сказала, что ей надо уйти и она пришла к выводу, что я должна ее заменить. Я взяла паузу, думала, советовалась, но согласилась».

Назначение Лошак далеко не все встретили с энтузиазмом. Больше всего смущал ее слишком модерновый бэкграунд: Лошак не работала в институциях классического искусства, в ее резюме Московский центр искусств на Неглинной, Галерея Гари Татинцяна, галерея «Проун». Опыта руководства столь крупным объектом федерального значения тоже не было – всего за год до приглашения в Пушкинский Лошак возглавила музейное объединение «Манеж», куда входят выставочные залы «Манеж», «Новый Манеж», «Рабочий и колхозница» и др., но по масштабу это с Пушкинским музеем несравнимо. Практически во всех первых интервью Лошак в новой должности журналисты спрашивали, как ее принял коллектив, – предполагалось, что могут быть сложности.

Под руководством Лошак музей стал современнее и удобнее: появились абонементы и интернет-продажа билетов, обновились выставочные залы. Идет строительство музейного квартала. Основана первая в России музейная коллекция медиаискусства. И конечно, идут эксперименты. Лошак старается совместить традиции с «сегодняшней интерпретацией, сегодняшним взглядом, сегодняшним языком».

– Эти пять лет были большим приключением, внутри которого было много разного. Нужно было узнать это место. Не просто любить, как его любят все, но почувствовать, ощутить новые габариты. И все пять лет (и до сих пор) я пытаюсь осознать эту большую, сложно устроенную машину [Пушкинский музей].

Все это время я как директор пыталась сделать так, чтобы мир вокруг меня отражал то, что я люблю, чувствую, хочу в нем видеть – прежде всего видеть его теплым, наполненным человеческими эмоциями, среди которых любовь первична. А это непростая история. Поэтому что-то нужно было менять в себе, усмирять свои представления о многом. Но все сложилось.

Очень важный итог – что музей удалось сохранить, что какие-то мои собственные амбиции не позволили ему стать другим в том смысле, в котором все боялись. То любимое всеми, что в нем было, осталось. Но вместе с тем получилось впустить сюда живую и очень сегодняшнюю жизнь, без которой, по-моему, ни один музей не может существовать в принципе. Мне кажется, это самое главное: совмещение живой жизни с большими традициями. С включением сегодняшней интерпретации, сегодняшнего взгляда, сегодняшнего языка. И присутствие большой дозы самоиронии и чувства юмора. Без этого, я думаю, невозможно вообще никакое движение.

– Ничего не представляла вообще. Это было очень неожиданное предложение, я к нему была не готова, я этого не ждала. Я даже не могу сказать, что я этого хотела.

– Мне совершенно не было страшно, потому что я абсолютно не понимала, куда я иду. Если бы это предложение мне сделали сейчас, то я его, очень возможно, либо отклонила бы, либо как-то иначе ко всему морально подготовилась. Чтобы руководить таким музеем, нужно быть достаточно сильным человеком, с большим чувством юмора (я настаиваю на этом).

Марина Лошак

– Я специально об этом стараюсь не думать. Мне кажется, что важнее всего остаться собой, сохранить в себе человеческое. Это полезно не только для меня, но и для того, чем я занимаюсь. Я всегда была человеком миссии – не знаю, назвать это общественной деятельностью или нет, но интерес к чему-то более широкому, чем только музей, во мне всегда присутствовал и будет присутствовать. Я, конечно, государственник в самом старомодном смысле этого слова. Мне очень интересны возможности музея как двигателя глобальных новых процессов. Пушкинский – один из главных музеев мирового искусства страны, и мы музей с университетскими корнями. Наша сильная сторона – всевозможные интеллектуальные и интеллигентские миссии. Нам важна не внешняя экспансия, а движение в тело, в сердце страны, создание институций вокруг других российских музеев, где мы можем быть полезны нашим опытом, пониманием сегодняшнего дня, интеллектуальной базой. Мне кажется, миссия именно нашего музея – нести дух современного просвещения, современного языка и европейскости.

– Самое главное, что я его ищу. Это мой путь как директора. И моих коллег вместе со мной. Знает ли кто-нибудь, что это такое – баланс? Он внутри собственных ощущений и своего понимания. Мы, конечно, осознаем, что баланс должен быть, мы его ищем, боимся пережать в каких-то ситуациях, хотим быть деликатными и вместе с тем делать резонансные выставки. Поэтому на протяжении пяти лет мы периодически совершали какие-то новые для музея шаги, может быть пугающие кого-то, а порой и нас самих. Опасались каждого шага: не знали, какие будут последствия, как будут восприняты наши эксперименты. Это же метафизические вещи, далеко не только маркетинг. За каждым шагом стояло много волнений, начиная с первой выставки Дельвуа (Вим Дельвуа, современный бельгийский художник, скульптор. – «Ведомости») и до каждой следующей.

Любой шаг, связанный с современным искусством, был опасным. Когда мы делали выставку «Рембрандт. Другой ракурс» с Дмитрием Гутовым – освобождали зал Рембрандта и помещали там работы Гутова, когда мы показали работы Саши Пономарева (Александр Пономарев, российский художник. – «Ведомости») в соединении с нашим классическим портиком. Я уже не говорю про Цай Гоцяна, который был вершиной нашей свободы. Но, осуществляя каждый из этих проектов, мы были счастливы от того, что нам удалось их сделать и все получилось. Что-то, может, я бы не стала повторять, но не жалею ни о чем, потому что это опыт и наши посетители получали его вместе с нами. Даже те, кто гневался и не понимал. Это в любом случае ценный опыт хотя бы для того, чтобы понять, что смирение – в самом высоком смысле этого слова – тоже важно для баланса, о котором мы говорим. Музей, как и искусство в целом, нужен, чтобы глобально влиять на человека. И люди тоже должны пойти навстречу искусству, даже тому, которое не очень понимают, к которому не очень привыкли. И мне кажется, таких людей стало больше – что невероятный результат. И что еще очень важно: большая армия наших сотрудников почувствовала и приняла новый опыт, потому что сложнее всего – и так всегда, – чтобы изменения принял коллектив музея.

– Конечно, не сразу, и сейчас тоже не всегда происходит. Но в этом нет совершенно ничего страшного, так бывает во всех музеях. Наши сотрудники – прекрасные интеллигентные люди, они пытаются скрыть свои чувства (смеется), чем немножко даже путают меня: кажется, что они очень довольны, а на самом деле это не так. Но если говорить всерьез, то мы много работаем со смотрителями, которые – сто процентов – на нашей стороне, абсолютно наши партнеры. Это очень важно, потому что человек в зале должен любить то, что он показывает, он не может этого стесняться. Не каждый музей может этим похвастаться. Перед всеми выставками, которые связаны с какими-либо нетрадиционными решениями, проходят лекции для смотрителей, где художники или кураторы рассказывают о том, что они делают, как они работают. Это делает их [смотрителей] частью всего того, что у нас происходит.

Новый директор ГМИИ — Лошак.

Вчера днем в срочном порядке, так что даже не всех журналистов сочли нужным оповестить, в ГМИИ министр культуры Владимир Мединский, теперь уже бывший руководитель Пушкинского музея Ирина Антонова и вновь назначенная на эту должность с 10 июля Марина Лошак провели в главном музейном здании на Волхонке даже не брифинг, а как сказали бы знатоки из известной телеигры, суперблиц.

Минут пять потребовалось, чтобы сообщить, что Антонова покидает свой пост. Об этом не знали даже в пресс-службе музея.

Ирина Антонова сказала, что решение приняла сама, что последние года полтора (наверное, с момента празднования юбилея) думала об уходе по личным, семейным, причинам. Но видно, что и в Минкульте готовились к этой перемене.

Например, весной министр культуры Мединский на брифинге в РИА Новости вопрос одного из журналистов, будет ли продлен контракт с Антоновой, оставил без ответа. Ситуация вызывает тем большее недоумение, что о конкретных мерах по дальнейшему развитию ГМИИ пока не говорят — видимо, их просто нет.

Для Антоновой в музейный устав введут должность президента. За что она будет отвечать, неизвестно (поправок в устав еще нет) — Лошак говорит о роли советника. Стало быть, недавно «подаренная» и придуманная для Ирины Антоновой должность главного куратора российских музеев теперь продублирована на уровне ее детища, которое она возглавляла больше полувека!

Благодаря ней состоялись выставки «Москва-Париж», «Москва-Берлин», а недавно — показы Тернера, Караваджо, Тициана. Кто бы еще смог привезти их в Москву?

Пока неизвестно, кто сменит на посту руководителя музейно-выставочного объединения «Манеж» Марину Лошак (в Минкульте вопросом этим не занимаются, поскольку МВО в подчинении у Департамента культуры Москвы, то есть у Сергея Капкова). Неизвестно, какова будет выставочная политика нового руководителя: Лошак рассказала, что испытала удивление и ужас, когда было принято решение о назначении.

Хотя неожиданностью для нее это не стало, поскольку предложение Лошак получила от Ирины Александровны. Это Антонова ей сама позвонила и, лишь получив согласие Марины Девовны, начала продвигать свою идею дальше.

Получив слово, Антонова первым делом поблагодарила министра за возможность продолжить работу в музее. Впрочем, отвечая на вопрос корреспондента «НГ», Владимир Мединский прояснил собравшимся, что это будущее не так уж и печально: он подписал приказ о назначении Антоновой президентом музея, соответствующие поправки в устав будут внесены. По информации «НГ», этот новый статус обеспечивает Антоновой и зарплату в музее, и закрепляет за ней автомобиль (Антонова известна еще и как страстная автомобилистка).

Остается перечень полномочий, среди которых, вероятно, главным будет экспертная работа. Помимо прочего, Антонова имеет огромный авторитет в международных музейных кругах, и эта поддержка Лошак, конечно, потребуется.

Из того немногого, что не скрыто туманом обещаний решить вот-вот, в ближайшем времени, — надежды Антоновой на помощь Лошак, имеющей опыт общения с московскими властями, при строительстве музейного городка. Сама новый руководитель пообещала городок обязательно строить. Но относительно вызывавшего споры проекта Фостера—Ткаченко ответила уклончиво: что-то ей нравится, что-то нет. И в качестве образца назвала музейные кварталы Вены и Берлина.

Уклончиво прозвучал и ответ на вопросы о возможных кадровых сокращениях внутри ГМИИ.

Очевидно, что при новом руководителе меняется политика любой институции. Курс развития музея Марина Лошак пока не определила, сказала, вникнет в курс дела — там будет видно. Но на вопрос «НГ», появится ли здесь современное искусство (которое в целом не очень жаловала Антонова), ответила, что, конечно, появится.

Впрочем, направление новой политики сразу понять будет сложно. Но у нового директора есть определенная подстраховка, поскольку Ирина Александровна оставляет задел выставок. По ее словам, планы на 2—3 года сформированы. В частности, есть договоренность с Дрезденом о проведении в 2015-м выставки к юбилею возвращения в город коллекции Дрезденской картинной галереи.

Обозреватели «НГ» испытывают к Марине Лошак чувство не только искреннего уважения, но и благодарности — среди многих проектов, реализованных за год на многих ее площадках, была и выставка «Те же в Манеже», кураторами которой были мы. Однако ясно и то, что это назначение высветило очевидный кадровый кризис: год назад назначенная руководителем МВО «Манеж» Марина Лошак почти тут же оказалась востребована на федеральном уровне.

При бесконечных разговорах о кадровом резерве на всех уровнях скамейка запасных совершенно пуста. Кроме того, при самом искреннем уважении к Марине Лошак, ее деятельности в МВО «Манеж» и в галерее «Проун», трудно не заметить, что сфера ее интересов до сих пор была связана с авангардом либо с современным искусством. Академическая классика потребует другой оптики (и других — именно лично-музейных — связей с мировыми музеями), хотя в музее Антоновой и собрана замечательная команда профессионалов.

По информации «НГ», среди немногих претендентов на место директора фигурировали, помимо Лошак, Владимир Толстой и Дмитрий Трубочкин.

Из биографии Марины Лошак

Марина Лошак родилась в Одессе. Окончила Одесский государственный университет имени И.И. Мечникова по специальности «Классическая филология». Работала в Одесском государственном литературном музее, после переезда в Москву в 1986 году работала в Государственном музее Владимира Маяковского. С 1989 года — куратор коллекции банка «Столичный», с 1991 года — сооснователь (вместе с Еленой Языковой и Любовью Шакс) галереи «Роза Азора». С 1998 года — руководитель PR службы банка «СБС Агро», затем атташе по культуре банка. С 1999 по 2003 год Лошак занимала должность директора Московского центра искусств на Неглинной, где организовала несколько выставок русского авангарда. С 2004 года Лошак — арт-директор галереи Гари Татинцяна. С 2007 года — сооснователь, совладелец (вместе с Марией Салиной) и арт-директор галереи «Проун» на Винзаводе. С 2012 года — арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж», в состав которого входят выставочные залы «Манеж», «Новый Манеж», «Рабочий и колхозница», «Домик Чехова», Музей-мастерская народного художника СССР Дмитрия Налбандяна и Музей Вадима Сидура. 1 июля 2013 года стало известно, что Марина Лошак назначена директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Член экспертного совета премии Кандинского, известна как коллекционер наивного искусства и головных уборов. Ее муж, Виктор Лошак, известный журналист, долгое время возглавлял журнал «Огонек». Их дочь Анна — журналист и телеведущая.

Марина Лошак: краткая биография, фото, семья

Марина Лошак — директор ГМИИ имени Пушкина, искусствовед, арт-директор, коллекционер. Была одной из основателей двух популярнейших галерей, побывала арт-директором музейно-выставочного объединения. Счастливая жена, мать и бабушка.

Биография Марины Лошак

Родилась 22.11.1955 года в городе-герое Одессе. Обучалась в Одесском государственном университете на факультете филологии. После того, как университет был окончен, поступила на работу в Одесский литературный музей, где проработала до самого переезда.

В 1986 году Марина Лошак переехала на постоянное проживание в Москву, где поступила на работу в Государственный музей имени Владимира Маяковского. Через пять лет стала одной из основательниц галереи «Роза Азора», которая до сих пор проводит сотни интересных выставочных проектов, оказывающих огромное влияние на культурную жизнь столицы.

В 1991 году ее пригласили на работу в банк «СБС-Агро», сначала возглавляла PR-службу, затем была четыре года директором Московского центра искусств. В 2004 году стала работать арт-директором галереи Гари Татинцяна. В 2007 году стала одним из основателей и одновременно арт-директором галереи «Проун».

Марина быстро добивалась успехов на всех местах работы. Она быстро стала очень заметной персоной. В 2012 году специально для Марины Лошак Сергей Капков договорился о создании новой должности в музейно-выставочном объединении «Столица». И Марина Девовна стала там арт-директором. Должность была ответственной, назначение для Марины Лошак — неожиданным. Но она справилась на «ура».

Стремительное развитие и множество успешных проектов привели к тому, что Марина Лошак сменила Ирину Антонову на посту директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (сокращенно — ГМИИ). Помимо обязанностей директора, Марина Девовна также ведет лекции по менеджменту в культуре и является членом экспертного совета премии Кандинского.

Директор музея

Марина Лошак говорит, что назначение для нее было более, чем неожиданным. Когда ей позвонила Ирина Александровна Антонова, Марина Девовна была в самолете. Директор одного из самых известных музеев России пригласила Марину на встречу и предложила стать ее преемницей.

Сама Ирина Антонова говорила, что хотела, чтобы на этом посту был кто-нибудь из ученых людей из МГУ или РГГУ. Но министерство отклонило всех, кто был предложен Антоновой, и ей пришлось выбирать человека из министерского списка. По ее словам, Марина Лошак в этом списке была единственным подходящим кандидатом.

Назначение ее многие сотрудники музея встретили без энтузиазма, ведь музей квалифицировался на традиционном, классическом искусстве — как раз на том, чем новый директор не занималась. К тому же она никогда не руководила объектом федерального значения.

Под руководством Лошак музей становится с каждым годом все удобнее и современнее, отреставрированы выставочные залы, появилась онлайн-продажа билетов, абонементы. К критике в свой адрес Марина Девовна относится спокойно. Она считает, что критика лучше, чем равнодушие.

При Лошак в музей стало приходить до 1,3 млн человек в год. К сожалению, больше он вместить в себя не в состоянии. Поэтому Мариной было задумано строительство музейного городка, на которое было выделено 22 млрд долларов. Как только он будет построен, музей сможет принимать по 5 млн человек в год.

Марина Девовна в одном из интервью высказалась, что если бы не строительство музейного городка, то она бы не согласилась стать директором музея.

Марина не хочет долго быть директором, она считает, что десять лет — это прекрасный срок. А дальше должен прийти другой директор, более молодой, креативный, с новыми идеями и мыслями. Но пока она еще не видит рядом никого, кто стал бы достойным кандидатом. Впрочем, Марина точно не знает, будет ли выбор преемника зависеть от нее.

Семья

Муж Марины, Виктор Григорьевич Лошак, является журналистом, редактором. Ранее был на посту главного редактора «Московских новостей» и журнала «Огонек». Сейчас является директором по инновационной деятельности газеты «Коммерсантъ».

Анна Монгайт, дочь Марины и Виктора, родившаяся в 1978 году, тоже является журналисткой и телеведущей. Она с 16 лет начала работать на телевидении, в данный момент является ведущей нескольких телепрограмм. Вышла замуж за креативного директора Just Design, бизнесмена Сергея Монгайта.

У пары двое детей – Матвей, родившийся в 2008 году, и Демьян, появившийся на свет в 2016.

Отзывы о Марине Лошак

После назначения Марины Девовны на должность директора музея про нее стали очень много говорить — как негативного, так и позитивного. Некоторые считают, что Марина Лошак относится к работе безответственно. У нее нет искусствоведческого образования, и она никак не может работать на такой должности. По слухам, она, не проведя достаточной оценки, вывесила в музее картину стоимостью 8 млн долларов, которая оказалась фальшивкой.

Однако есть люди, которые считают, что Марина Лошак подходит для этой должности идеально. Одним словом, каждый имеет свое мнение. Но то, что Марина Лошак сделала неоценимый вклад в развитие ГМИИ имени Пушкина — это факт.

Читайте далее: