Любимое дерево античных скульпторов | Vasque-Russia.ru

Любимое дерево античных скульпторов

Статьи о живописи

Еще с древних времен дерево считалось одним из самых лучших материалов для создания скульптуры. Деревянные скульптуры были очень популярны на Древнем Востоке. Все это подтверждают сообщения таких историков античности, как Павсаний и Плиний. В Древнем Риме и в Древней Греции были очень распространены деревянные изображения богов, которые обшивали бронзовыми листами, что и способствовало появлению статуй из бронзы в дальнейшем. Деревянные скульптуры имеют очень богатую и интересную историю.

Какие виды деревьев используются для создания деревянных скульптур

Для создания деревянной скульптуры использовали различные виды дерева. Дверные скульптуры богов изготовляли из дерева черной породы, это мог быть кипарис, кедр или дуб. Многие скульпторы создавали свои шедевры из клена, самшита, груши, туи, липы и мирта. Так же часто использовали древесину можжевельника, виноградной лозы, ладана, дикой сливы, пальмы, тополя, и других. Выбирая материал для создания статуи, скульпторы обращали внимание не только на его прочностные свойства, но и на соображение культа.
Скульптура, сделанная из дерева, требовала постоянного ухода. Такое изделие нужно было мыть и натирать воском. Так же часто скульптуры протирали эфирными маслами, для придания не просто привлекательного вида, но и изысканного аромата.

Дерево – любимый материал русский скульпторов

Наша страна богатая лесами, поэтому дерево является самым любимым материалом русских скульпторов. В отечественном искусстве представлены многочисленные образцы разнообразной обработки дерева, различных периодов, которые подразумевают сочетание декоративной резьбы и изображения сюжетов. Особой популярностью пользовались и скульптуры круглой формы. Искусство резьбы представлялось не только народным зодчеством и изготовлением разнообразных прикладных декоративных изделий, а так же включало и церковное искусство.

Деревянная скульптура и резьба по дереву

Благодаря влиянию западных скульпторов в XVII веке в деревянной резьбе появляются новые открытия. В данный период патриарх Никон заказывает зарубежные альбомы с образцами новой резьбы. А именно, «Книги мастерские к резному делу в «лицах», а после, и приглашает зарубежных специалистов, которые занимаются резьбой по дереву.
Ярким примером народной круглой пластики, считается работа «Петр на коне». Эта скульптура имеет свою легенду, которая гласит, что после того, как усмирили стрелецкий бунт, небольшая группа стрельцов, которым вынесли смертный приговор, была в Юрьеве-Польском. Одна монахиня, попросила Петра I о помиловании осужденных стрельцов. Петр I сжалился над осужденными и решил помиловать их. Известная скульптура «Петр на коне» была создана на честь этого события. Данную скульптуру вырезал смоленский скульптор-резчик XVIII века Марк Бородавкин. А уже в 1963 году известный скульптор А.П. Егоров реставрировал эту скульптуру.

Резьба иконостасов из дерева

Среди резьбы иконостасов из дерева, которые являются особым видом декоративного искусства, круглая скульптура так же набирает популярности. Ярким примером такой работы считается иконостас Петропавловского собора с ажурной резьбой, который изготовили резчики И. Телегин и Г. Иванов, соответственно проекту известного мастера резьбы и архитектора И.П. Зарудного.

Уже в 1716 году Петр I пригласил из Франции выдающегося архитектора Ж. Леблона и все архитекторы Петербурга должны были работать под его руководством. Именно Леблон первым в Петербурге основал школу, где обучали искусству лепки и художественной резьбе по дубу. В данный период был выдан указ, взять на учет ценные породы деревьев, а именно клена, дуба, липы, ясеня и вяза.

Использование деревянных скульптур в кораблестроении

Пока в школе, созданной Леблоном, подготавливали резчиков по дереву, Петр I пригласил из Германии и Франции мастеров, которые обучали горельефной скульптуре и орнаментальной резьбе, которую использовали для украшения новых кораблей. Скульпторы работали на верфи и одновременно обучали данному ремеслу русских художников. Еще в Древней Руси начали украшать носовые части кораблей. Во времена правления Ивана Грозного зачастую переднюю часть корабля украшали головой льва, дракона, слона или единорога.
Уже с XVIII века, стало модным на кораблях устанавливать деревянные скульптуры грозных львов, стоящих на задних лапах. Так же бывало, что вместо льва ставили фигуру мифологического героя или амура.
Но и среди этих общепринятых канонов на изображения, так же были исключения. Например, в 1724 году приглашенный скульптор Б.-К. Растрелли сделал из дуба полную статую Петра I.
Но от традиционной фигуры льва, никто не отказывался, и еще долгие годы изображали ее на кораблях. После фигуры грозных львов заменили статуи святых, на честь которых называли корабль. Корму корабля так же декорировали с помощью гербов, вензелей, цветочных гирлянд, которые вырезали из дубовых досок и крепили специальными болтами.
В России во второй половине XIX века начинается строительство фрегатов, корветов и клиперов, которые предназначались для дальнего плавания. Для декорирования этих кораблей морское ведомство привлекало известных скульпторов. А в помещении Адмиралтейства открывают специальную мастерскую, в которой проводят лепку скульптур и изготовление их из твердых пород дерева.

Корабельные скульптуры

Создание корабельной скульптуры проводится с участием Н.С. Пименова, В.И. Демут-Малиновского, П.К. Клодта, П.П. Соколова, М.О. Микешина и других мастеров. Именно Н.С. Пименовым были созданы известные статуи военных кораблей, такие, как «Баян» 1857 года, «Богатырь» 1860 года, «Александр Невский» 1861 года. А вот П.К. Клодт создал совершенно иную скульптуру, это были головы животных: «Медведь», «Буйвол», «Зубр», «Рысь», «Вепрь», «Волк», «Удав». В 1858 году Клодт создает «Сокола», 1860 году «Ястреба» и в 1865 году «Львицу». Так же П.К. Клодт создал много скульптур героев былей.
Скульптор М.О. Микешин за десять лет, а именно в период с 1858 по 1868 годы выполнил множество статуй, предназначенных для броненосцев. Это «Князь Пожарский», «Адмирал Чичагов». А так же «Адмирал Лазарев», «Адмирал Спиридов», «Минин», «Адмирал Грейг», «Державин» и «Держава» и «Петр Великий». Центральный морской музей Петербурга имеет большую коллекцию носовых скульптур кораблей военного флота. Данная коллекция экспонирует пятнадцать моделей из гипса и семнадцать деревянных скульптур. Самой большой является коллекция таких скульптур английского Гринвичского национального музея. Главный экспонат этой коллекции – это скульптура парусных судов.
Нельзя не отметить известную скульптуру «Джигит», которая представляет собой статую напряжённого, темпераментного и готового к бою джигита. Эта фигура была создана моряком декабристом П. Пущиным. Он еще в юности испытывал огромный интерес к живописи и рисованию. При малейшей возможности П. Пущин старался посещать занятия в художественной Академии, и стал учеником известного скульптора Чижова.
В наше время многие могут заблуждаться и считать носовую скульптуру анахронизмом. Например, судовладелец Фред Ольсен из Норвегии предпочитает украшать свои суда скульптурами. Именно он стал первым среди современных судовладельцев, кто решил поставить скульптуру на торговом суде. А после еще на 20 судах установил деревянные скульптуры.

Деревянная скульптура в Ростовской мастерской живописи

Если вы решили купить деревянную скльптуру для украшения интерьера своего дома или сделать оригинальный подарок родным и близким людям, скульптура из дерева подойдет как нельзя лучше. Наш мастер Харьков Алексей Аркадьевич – скульптор, график, член Союза художников России, участник областных, региональных, всероссийских, зарубежных выставок, выполнить для вас скульптуру из дерева любой сложности.

Художник-самоучка создаёт невероятно красивые скульптуры из дерева. ФОТО

Искусство резьбы он освоил за полтора года

Владислав Яременко родом из Житомирской области. Каждый год он приезжает на несколько месяцев в Тверскую область, чтобы навестить брата и посвятить всё свободное время любимому хобби – резьбе по дереву.

По таланту и успехи

Владислав признаётся, что у него нет никакого художественного образования, однако он всегда хорошо рисовал и лепил из пластилина. Деревом же занялся случайно: однажды приехал в гости к брату, где ему представилась возможность пройтись пилой по дереву.

Картины, нарисованные Владиславом

«Вообще я каменотёс. Но дерево теплее, мягче, приятнее, поэтому вот уже второй год в летний сезон я переключаюсь на него. Сама обстановка в Тверской области располагает к творчеству. Два года назад брат сказал: «Приезжай, попробуй». Вот я и попробовал. С этого всё и началось», – рассказывает мужчина.

По словам художника-самоучки, идеей попробовать свои силы именно в работе с деревом он загорелся после просмотра программы «Виртуозы пилы». Он сразу почувствовал, что тоже может делать нечто подобное. И внутренне чутьё его не подвело.

Слава о рукастом госте мигом облетела все окрестности и заказы посыпались, как из рога изобилия. Теперь каждое лето Владислав проводит в обществе пилы и древесины. Несмотря на восхищённые отзывы покупателей и «мастеров по цеху», в выставках он не участвует.

«Моя выставка – это трасса «Питер-Москва», где я продаю свои работы. Здесь знакомлюсь с людьми, общаюсь, получаю обратную связь. Вот, к примеру, однажды остановился мужчина, посмотрел на мои работы и сказал: «Знали бы вы, какие бездари у нас учатся! А у вас абсолютное чувство объёма». Потом выяснилось, что он – скульптор, закончил факультет скульптуры в академии в Москве. Было, конечно, приятно, что мои работы так высоко оценил профессионал», – рассказывает мастер.

В мире животных

Излюбленная тема работ Владислава – это животные. Сам себя он, кстати, называет именно художником-анималистом, большим любителем природы и всего, что с ней связано.

Однако не так давно мужчина начал вырезать ещё и лики святых. Получается, кстати, невероятно красиво:

Как говорит художник, все образы рождаются в голове. Правда, на творчество остаётся не так уж много времени.

«Поначалу я делал то, что мне нравится. А потом пошли заказы, и не очень интересно даже стало работать: хочется создавать что-то своё, а уже привязан к заказу», – сетует Владислав.

На изготовление одного большого медведя уходит примерно месяц. С фигурками поменьше дело обстоит быстрее: некоторые поделки делаются за один-два дня.

Стоимость работ разная. Она зависит от объёма, сложности работы и времени, затраченного на неё. К примеру, цена на большого мишку варьируется от 60 до 80 тысяч рублей. Но мастер всегда старается идти на встречу людям. Особенно тем, кто не может позволить себе произведение искусства за такую сумму:

«Однажды остановились пожилые люди, москвичи, и говорят: хотим мишку, но за восемь тысяч. Ну, я им сделал мишку за восемь. Мне ведь не трудно, а людям приятно».

Волшебный брусок

Для габаритных скульптур из дерева Владислав использует тополь: он имеет массу, объём и, в отличие от хвойных пород, не лопается. Для фигурок поменьше используется липа.

Основной инструмент мастера – это бензопила: 95% всех работ выполняется именно ею. Последние штрихи наносятся резаком, шлифовальными машинкам и кисточками, если изделие требует покраски.

Скульптуры художника-самоучки покупают как для дачных участков, так и для украшения домов. И, если в домашних условиях изделия не требуют особого ухода, то при размещении их на улице нужно учитывать несколько моментов. Самое главное – не ставить поделку на траву. В противном случае, через два-три года она начнёт обрастать грибами и гнить. Идеальный вариант – разместить её на камнях или гальке и не забывать ежегодно обрабатывать пропиточным маслом. При соблюдении этих условий деревянная скульптура будет радовать глаз 20-30 лет.
Владислав отмечает, что резьба по дереву для него – настоящее удовольствие, а главный залог успеха в любом начинании – хорошее настроение:

«Нужно подходить с хорошим настроением к любой, даже самой сложной работе. Включаешь мозги, берёшь в руки бензопилу, и всё получается как-то само собой».

Пришёл, увидел, победил

После окончания летнего сезона Владислав покидает Россию. Как говорит художник, на Украине заниматься резьбой по дереву не представляется возможным: нет условий для работы, да и спрос оставляет желать лучшего. На вопрос о том, не хотел бы он переехать в Россию и полностью посвятить себя любимому делу, отвечает так: «Не буду зарекаться… Если дальше пойдёт всё успешно, то возможен и переезд».
Что касается творческих планов, то их у художника очень много.

«У меня пенёк там стоит такой большущий, три человека, наверное, не обхватят. Я уже второй год езжу, смотрю на него, и до сих пор не приступил к работе. Хочется сделать что-то такое грандиозное, чтобы было много фигур: звери, возможно, даже какая-то фигура человека там будет», – говорит Владислав.

И, напоследок, дельный совет от художника тем, кто мечтает работать с деревом, но никак не решится:

«Надо чувствовать в себе, что ты это можешь: если ты умеешь рисовать, если у тебя есть чувство объёма, если можешь слепить из пластилина кого и что угодно, то дело за малым: просто подпоясался и пошёл. Я, например, так и сделал: пришёл, увидел, победил!»

Искусство

Популярные публикации

Последние комментарии

Бертель Торвальдсен

«В центре Копенгагена расположено здание, мимо которого нельзя пройти, не обратив внимания, — пишет О. Малинковская в журнале «Юный художник». — Приближаясь к нему с фасада, вы в первую очередь увидите огромные двери, объединённые наличниками с окнами второго этажа. Их стиль невольно вызовет у вас ассоциации с древней архитектурой.

Если обходить здание справа или слева, перед глазами предстанет роспись, размещённая в виде фриза на высоте человеческого роста. Все изображённые заняты разными делами: женщины оживлённо беседуют, вездесущие мальчишки, сбившись в кучки, наблюдают, с каким трудом тянут лошади огромные скульптуры, установленные на повозках-катках. Другие скульптуры поменьше, но тоже достаточно массивные, рабочие передвигают на специальных подставках. Действие происходит не только на земле: здесь же изображены несколько лодок с людьми. Ваш взгляд задержится на фигуре пожилого седовласого мужчины, который сходит на берег, приветствуемый встречающими. Изображённые люди принадлежат к самым разным слоям общества, но все захвачены одним событием, каждый является его частицей. Что же это за событие? Что скрывается за стенами этого дома?

Росписи, тайну которых не сможет раскрыть человек, не знакомый с историей Дании, для любого датчанина не являются загадкой. Украшая музей знаменитого скульптора Бертеля Торвальдсена — славы и гордости Дании, — росписи рассказывают, как торжественно встречали его соотечественники по возвращении на родину».

Бертель Торвальдсен родился в Копенгагене 19 ноября 1770 года. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву. Он не имел большого таланта, но зато сумел привить сыну интерес к скульптуре и рисованию. «Я испытывал страсть к рисованию, — вспоминал позднее скульптор. — Увидев однажды, как я занимаюсь этим на дверях и стенах дома, один из приятелей отца заметил, что у меня определённо есть дар, и спросил отца, не собирается ли тот отдать меня в Академию художеств. Я, мечтая об этом, упросил настоять на таком решении моей судьбы». Так в 1781 году Бертель становится учеником Королевской академии художеств в Копенгагене.

Вскоре юноша был награждён по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 году — малой золотой. Одному из своих учителей — Николаю Абильгору — он помогает в отделке королевской резиденции в Копенгагене — Амалиенборге.

Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор Видевельт, который научил Торвальдсена любить и понимать античное искусство. Работы молодого Торвальдсена на родине не только показали его подающим блестящие надежды учеником, но и вполне самостоятельным художником.

В 1793 году Торвальдсен получил Большую золотую медаль за рельеф «Пётр исцеляет хромого», а с ним — право пенсионерства в Италии. Это давало возможность получать стипендию и продолжать учёбу в Италии. Однако уехать в Рим Торвальдсен смог лишь спустя четыре года. Уже на раннем этапе творчества он выделялся среди своих коллег тщательностью исполнения, грамотным построением скульптуры с учётом всех возможных точек восприятия её.

В 1796 году Торвальдсен отправился в Рим, куда прибыл 8 марта 1797 года. Отныне этот день он отмечает как день своего рождения.

Как пишет Луначарский: «Он привёз с собою в Рим из Дании не только душу, пропитанную самоновейшим для того времени сентиментализмом, — ничуть не искусственным, однако, и почерпнутым у самого источника прочного мещанства, — но и восторженную любовь к человеку, к прекраснейшему, что может видеть в мире око: гармонически развитому человеческому телу. Никакое мещанство не могло заслонить основную ноту нового Возрождения — эстетизм и гуманизм!

Здесь, в Риме, Торвальдсен не только мог насмотреться греческой красоты, но и попал в ближайший круг друзей самого Гёте, группировавшихся вокруг такого человека, как Вильгельм фон Гумбольдт. Таким образом, условия были до крайности благоприятны для развития его таланта».

В своём первом отчёте в Копенгагенскую академию почти сразу по прибытии, в 1798 году, он пишет: «Я уже видел и изучил здесь лучшие произведения». Много времени проводит Торвальдсен в галереях Ватикана. А прогулки по Ватикану становятся для него одним из любимых занятий.

Описание одной такой ночной прогулки даёт в своей повести «Орест Кипренский» К. Паустовский: «Художники стояли неподвижно. Кипренский всматривался в неясную игру огня на тёплом камне. Он старался закрепить в памяти движения теней, сообщавшие необычайную живость лицам героев и мраморных богинь… „Ну что же, камень живёт?“ — тихо спросил Торвальдсен. „Живёт“, — глухо ответил Кипренский. „Друзья, — веско сказал Торвальдсен, — только так рождаются образы от античной скульптуры и создаются в тайниках нашей души законы мастерства“».

В Италии Торвальдсен и провёл большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Он постоянно был связан с Копенгагеном, посылал туда закупаемые им антики, а перед смертью завещал все свои произведения городу.

Успеху в Риме и продлению командировки способствовало создание группы «Вакх и Ариадна», а особенно скульптуры «Язон» (1803).

«Язон» представил все основные черты стиля великого мастера: совершенную простоту и ясность композиционного построения, предпочтение мужественным и благородным характерам; крепкую, уверенную лепку формы.

Л.И. Таруашвили отмечает: «Ясон, каким его изобразил Торвальдсен, уже совершил движение шага, перенеся тяжесть корпуса на опорную ногу, так что образ героя схвачен скульптором в едва уловимый момент неподвижности, которая готова сейчас же смениться новым движением. Характер этого нового движения зрителю заранее ясен. Хотя поза Ясона максимально устойчива, однако она совершенно чужда архаической застылости: она отражает предшествующий момент действия и чревата последующим, одновременно является и следствием, и причиной. И всё-таки связь настоящего момента с последующим движением далеко не так недвусмысленна, как с предыдущим. Статуя „Язона“ отражает в себе двузначность классического образа: действия героя включены в причинно-следственную связь событий, однако внутренне герой отстранён от этих событий и сохраняет способность к их беспристрастной оценке; он движется во „временном потоке“ и одновременно торжествует над превратностями времени силой своего духа».

О статуе Торвальдсена «Язон» Антонио Канова сказал, что это новое слово в скульптуре. Благодаря «Язону» молодой скульптор быстро приобрёл известность в кругах любителей искусства. К нему поступает множество заказов. Художника посещают знатные путешественники, у него появляются средства, чтобы расширить мастерскую, привлечь для работы учеников и подмастерьев. Подчас у Торвальдсена трудилось до пятидесяти человек.

При всей любви к творчеству античных скульпторов, например Фидия или Праксителя, Торвальдсен, однако, не стал их слепым подражателем. Античное искусство было для Торвальдсена, в сущности, лишь источником вдохновения, в самом же творчестве своём он всегда оставался в высшей степени индивидуальным, верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области статуи, и в области рельефа.

Для выражения мощных художественных идей служили Торвальдсену крупные статуи, рельеф же давал исход целому сонму грациозно-шаловливых, нежно-любовных и других мыслей и чувств, постоянно волновавших его фантазию. Работал Торвальдсен неутомимо, причём обыкновенно, прежде чем приступить к лику задуманной модели, набрасывал её карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до двадцати и более раз. С 1803 по 1819 год Торвальдсен исполнил множество крупных и мелких статуй и рельефов.

Им были, в частности, созданы: «Амур и Психея»

Скульптура Древней Греции

Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.

Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.

Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.

Гомеровский период (XII-VIII века до н.э.)

До наших времен сохранились только творения мелкой пластики. Статуэтки, создаваемые из терракоты, слоновой кости или бронзы, изображали богов и известных героев. А монументальная скульптура Греции, создаваемая в течение длительного гомеровского периода, сохранилась только в изображениях, передаваемых древними рукописям. Статуи, изготовленные из дерева, изображали человека грубо и достаточно схематично. Такие изваяния держали оружие и были украшены предметами одежды из металла.

Архаика (VII-VI века до н.э.)

Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.

Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.). Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.). А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.

Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.

Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э). В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные. Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.

Ранняя классика (начало V века до н.э.)

Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.

Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).

Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.

Высокая классика (конец V века до н.э.)

Эпоху классики представляли два основных направления древнегреческого искусства:

  1. Выявление красоты движения прославленными мкульпторами Ионии и Аттики. Известный образец данного направления – статуя Ники Пеония (460-420 гг. до н.э.)
  2. Сочетание внешней застылости фигур со скрытым движением жизни мастерами аргосско-сикионской школы. Яркий пример – бронзовый «Дорифор» Поликлета (около 440 г. до н.э.)

Объединить тенденции обоих направлений смог в своем творчестве великий Фидий. Афинским Акрополем, работы по перестройке которого он возглавил, и скульптурами, входящими в ансамбль, можно полюбоваться и сегодня. Примечательны не только их величественность и красота, но и то, что они полностью передают особенности искусства Фидия. А отдельные творения, выделяющиеся совершенством каждых линий, выдают, что к их созиданию приложил руку сам мастер.

Внимание каждого, кто вступает на территорию Акрополя, привлекает, в первую очередь, бронзовая статуя Афины Промахос, поражающая своим величием. Затем взгляд вошедшего начинает видеть множество других деталей: удивительные статуи и потрясающие рельефы Парфенона, восхитительные метопы, живописующие мифическую историю Аттики, удивительный фриз целлы, отражающий процессию Панафиней.

Великолепный Парфенон демонстрирует высокоразвитость древнегреческого искусства, позволившую размыть границы скульптуры и архитектуры, объединив их в одно гармоничное целое. Помимо пластики и динамики в скульптурах конца периода высокой классики появляются акценты на духовный мир человека.

Поздняя классика (IV век до н.э.)

Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы – широкое распространение получил мрамор.

Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы. Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес». Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.

Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.

Эллинизм

Период эллинизма отличает сильное влияние Востока на античную Грецию. Скульптуре данного этапа характерны усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Все это направлено на придание работам эмоциональности и темперамента, совершенно не характерным искусству Древней Греции в предыдущие периоды.

Наиболее известные фигуры периода эллинизма – статуя Афродиты Киренской, пронизанная чувственностью, и композиция «Лаокоон и его сыновья», наполненная драматизмом. Потрясающие точность и реалистичность, а также сильные эмоции впечатляют и завораживают современных зрителей.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • “РУССКИЕ” – ИСТОРИЯ И МИФЫ (122)
  • “Мы” и “они” (5)
  • Из славяно-русской истории (16)
  • Русская одежда, кухня, утварь и пр. (24)
  • Русские в лицах (19)
  • Уклад русского дома и быта. Обычаи. Традиции. (58)
  • АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН (264)
  • Архитекторы и здания (48)
  • Дворцы и замки (112)
  • Деревянное зодчество (28)
  • Усадьбы (25)
  • Храмовые сооружения (церкви, монастыри и пр.) (54)
  • ГОРОДА И СТРАНЫ (471)
  • Азия (48)
  • Африка (6)
  • Ближний Восток (18)
  • Европа (335)
  • Океания (Австралия, Н.Зеландия и пр.) (9)
  • Постсоветский мир (28)
  • Северная-Южная Америка и Канада (23)
  • Города и страны. РОССИЯ. (122)
  • Города и деревни РФ (29)
  • Москва вчера, сегодня и завтра (49)
  • Старорусские города (44)
  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (200)
  • Куклы (63)
  • ЖИВОПИСЬ (730)
  • “Национальные” виды живописи (35)
  • Акварель (106)
  • Графика, компьютерная живопись и рисунок (39)
  • Иллюстрации (105)
  • Импрессионизм и авангард (118)
  • Любопытные истории (5)
  • Мастихин (11)
  • Наивная живопись (16)
  • Настенная живопись (15)
  • Натюрморт (36)
  • Пейзажно-флористическая живопись (34)
  • Реализм, нео-реализм, классицизм (59)
  • Русский реализм (98)
  • Символизм (41)
  • Сюрреализм. Ориентализм. Фэнтези. (42)
  • ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО (25)
  • ИСТОРИИ И ЛЮДИ (242)
  • История и истории (33)
  • Монархии и аристократы (141)
  • О том, что делает нас людьми (12)
  • Политические и религиозные деятели (7)
  • Творческие и предприимчивые личности (50)
  • МУЗЕИ И БИБЛИОТЕКИ (33)
  • МУЗЫКА И ТАНЕЦ (132)
  • Вокалисты и певцы (20)
  • Композиторы (28)
  • Музыкальные произведения (42)
  • Музыканты (17)
  • Разное (3)
  • Танец и танцоры (24)
  • НАУКА И ФАНТАСТИКА (87)
  • НЕКОТОРЫЕ РЕЦЕПТЫ (13)
  • ПАРКИ. САДЫ. ЗАПОВЕДНИКИ. (147)
  • ПОЛЕЗНОЕ (21)
  • ПРАЗДНИКИ И ФЕСТИВАЛИ (25)
  • СКУЛЬПТУРА. СТАТУЭТКИ. (101)
  • Памятники (11)
  • СМЕШНОЕ И ОСТРОУМНОЕ (38)
  • ТЕАТР И КИНО (87)
  • Интерьеры театров (13)
  • ТОЧКА ЗРЕНИЯ И УМНЫЕ МЫСЛИ (18)
  • ФЛОРА И ФАУНА (132)
  • Бабочки и птицы (21)
  • Все, что растет и цветет (73)
  • Котопесики и прочие очаровашки (38)
  • ФОТО И ВИДЕО (82)
  • Мастера фото и видео (29)
  • Старые фото (15)
  • Фотонатюрморты (38)
  • ЯЗЫК И ЕГО “ПРЕВРАТНОСТИ” (12)

Цитатник

Евгения Горбачева – автор весьма любопытных акварелей. В 2000 году закончила художественную ш.

Есионов Андрей Кимович (род.1963) — живописец и график, академик Российской академии художе.

Одилон Редон (1840-1916) – французский живописец, график, декоратор, один из основателей симв.

Люксембургский сад – дворцово-парковый ансамбль в центре Парижа. Бывший королевский,а ныне госуда.

Джесси Армс Ботк (Jessie Arms Botke, 1883-1971) – американска.

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Bertel Thorvaldsen (1770-1844). Поздний классицизм в скульптуре

Среда, 19 Июля 2017 г. 21:49 + в цитатник

Бертель Торвальдсен – выдающийся представитель позднего классицизма в скульптуре. Родился в Копенгагене (Дания) в 1770 г. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву. Он не имел большого таланта, но зато сумел привить сыну интерес к скульптуре и рисованию. Закончил Королевскую академию художеств в Копенгагене. Главным его наставником был датский скульптор Видевельт, который научил любить и понимать античное искусство. В 1793 году Торвальдсен получил Большую золотую медаль за рельеф «Пётр исцеляет хромого», а с ним — право пенсионерства в Италии, что давало возможность продолжать учёбу в Италии, в Риме.

«Ганимед с орлом», 1817-29 Museum Copenhagen

Как пишет Луначарский: «Он привёз с собою в Рим из Дании не только душу, пропитанную самоновейшим для того времени сентиментализмом — ничуть не искусственным, однако, и почерпнутым у самого источника прочного мещанства, — но и восторженную любовь к человеку, к прекраснейшему, что может видеть в мире око: гармонически развитому человеческому телу. Никакое мещанство не могло заслонить основную ноту нового Возрождения — эстетизм и гуманизм! В Риме Торвальдсен не только мог насмотреться греческой красоты, но и попал в ближайший круг друзей самого Гёте, группировавшихся вокруг такого человека, как Вильгельм фон Гумбольдт. Таким образом, условия были до крайности благоприятны для развития его таланта».

«Венера с яблоком»

Из наиболее знаменитых работ скульптора можно назвать — скульптуры «Венера с яблоком» (1813-1816), «Амур и Психея» (1807), «Ганимед с чашей и орлом» (1804), медальоны «Три грации» (1817-1819), «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817), «Меркурий со свирелью» (1818), «День и Ночь» (1814-1815) и другие.

Торвальдсена по праву считают одним из самых продуктивных скульпторов в истории искусства. Это была полностью его собственная заслуга – работал Торвальдсен совершенно неутомимо. Перед тем, как начать лепить модель, он по двадцать (и более!) раз набрасывал и перерисовывал её карандашом в эскизах…

«Венера с яблоком»

Можно сказать, что все его лучшие работы воссоздают античные сюжеты. В то время бытовало мнение, что только Торвальдсен может прочувствовать и отразить суть античного искусства Рима и Греции.

В Италии Торвальдсен и провёл большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Он постоянно был связан с Копенгагеном, посылал туда закупаемые им антики, а перед смертью завещал все свои произведения городу. Успеху в Риме и продлению командировки способствовало создание группы «Вакх и Ариадна», а особенно скульптуры «Язон» (1803).

Портретная статуя княгини Марии Фёдоровны Барятинской, жены известного русского дипломата И.И. Барятинского. 1818

Он запечатлел в камне и мраморе как монархов (Александра I), так и многих представителей аристократических семей со всего мира. Он создавал и памятники, наиболее известные из них – Ф. Шиллеру (Штутгарт, 1835-1839 гг), Дж. Байрону (Кембридж, 1830-1831 гг), Н. Копернику (памятник Н. Копернику в Варшаве, 1829-1830 гг), Юзефу Понятовскому (памятник князю Юзефу Понятовскому в Варшаве, 1820-1829 гг).

«Меркурий со свирелью», 1818, Thorvaldsen Museum, Copenhagen

Goddess of Hope, 1859

Napoleon Bonaparte. 1830

The Lion of Lucerne, designed by Bertel Thorvaldsen and hewn in 1820–21 by Lukas Ahorn.

Jason with the golden fleece, 1803 Marble. Thorvaldsens museum, Copenhagen

Лорд Джордж Гордон Байрон

Фигура папы Пия VII в соборе Святого Петра в Риме (1824–1831)

Торвальдсен занимался не только мифологической и портретной скульптурой, помимо этого он много времени уделял разработке библейских и христианских тем. Ещё при жизни скульптора его религиозные работы были обвинены в бездушности и холодности. Античная форма, отстраненная от предмета, никак не сочеталась с пылкой и горячей христианской проповедью. И уже во второй половине 19 века он, как и многие другие художники того времени, стал подвергаться критике со стороны искусствоведческих кругов. Это было результатом общей реакции на классицизм. Произведения Торвальдсена были объявлены не только напыщенными, но и холодными, не имеющими подлинного чувства. А работы из мрамора сравнивали с глыбами льда. Единственное государство, где культ скульптора остался неизменным – это Дания.

George Gordon Byron (Lord Byron)

Marianna Florenzi (1829-58)

The three graces hear the song of the cupid

Cupid and the Three graces.

Shepherdess with basket cupids.

Achilles and Penthesilea, 1837

Cupid and the Swan and the Kids take the fruit

Cupid And Bacchus

Jupiter and Nemesis

Minerva and Prometheus.

Leda and the Swan

Neal and Naiads

Neal and Naiads II

Hercules and Hebe

Cupid riding on a lion

Cupid in the Sky

Cupid Venus shows a bee sting

Cupid and Jupiter

Eros and Psyche

Процитировано 4 раз
Понравилось: 3 пользователям

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector