Леонардо да винчи скульптуры
Путешествуй легко!
Для тех, кто готов активно путешествовать
Конь Да Винчи — необычная история шедевра
Где же находиться знаменитый Конь да Винчи? Конечно же в любимой Италии, в Милане!
История скульптуры коня Да Винчи необычная.
Знаменитый замок Сфорцо, наверное, самая красивая постройка в Милане.
Конь Да Винчи должен был расположиться именно перед ним на площади, где сейчас находится красивый фонтан «Свадебный торт».
Скульптура Коня Леонардо даже некоторое время здесь простояла. Правда это был глиняный вариант.
Какова же история настоящей скульптуры Коня да Винчи?
Леонардо хотел поставить самую большую статую коня, чтобы увековечить отца своего покровителя Людовика Сфорца. Работал над проектом Леонардо 10 лет, посещал самые элитные конные дворы, делал зарисовки, смотрел на существующие конные статуи. Через 10 лет он воплотил свою идею в глине, коня установили именно на том месте, где должна была быть установлена в последствии вся статуя со всадником.
События происходили в конце ХХV века, к этому моменту Леонардо уже написал Даму c Горностаем, Мадонну в скалах и Тайную вечере, а прославился при жизни, благодаря вот этому монументу Коню. Уже собирались деньги, чтобы отлить оригинал и установить на месте глиняной скульптуры. И тут случилось непредвиденное, в Милан вошли французы и стали упражняться в стрельбе по глиняному коню. Это могло стать печальным концом для Коня Да Винчи, ели бы не чудо. Я именно так рассматриваю этот факт.
Спустя почти 500 лет, американский летчик, скульптор-любитель Чарльз Дент, прочитав статью в National Geographic, был возмущен этим фактом. Именно Чарльз Дент сделал своим делом жизни — воссоздать памятник Коня Да Винчи. В 1977 году Чарльз Дент начинает реконструкцию скульптуры. Проект потребовал много времени и денег -15 лет и около 2,5 миллионов долларов. В 1994 году Дент умер, скульптура не была завершена. К счастью, скульптор американка японского происхождения Нина Акама завершила этот проект. В 1997 на специальном рейсе самолета этот конь был доставлен из Америки в Милан. Разумеется, хотели установить с кульптуру Коня Да Винчи на площади у замка Сфорцеско, но мэрия не дала согласия, и скульптуру установили здесь, на ипподроме IPPODROMO DEL GALOPPO , где и подобает быть коню.
Конь Да Винчи стоит на двух конечностях и как бы парит в воздухе. Каждая мышца, каждый рельеф отчетливо виден. При этом весит скульптура 13 тонн, а высота 7,5 метров без пьедестала, словом, Конь Да Винчи — шедевр Леонардо.
Впечатляет мемориальная плита с указанием имен всех, кто участвовал в воссоздании Коня Да Винчи. Огромное им спасибо. И в первую очередь Чарльзу Денту, который смог вдохновить своей идеей Всегда кто-то говорит: Это невозможно! И вместе с тем, часто находятся те, кто это невозможное делает!
Ипподром находится поблизости со стадионом Сан Сиро, достаточно просто повернуться спиной к нему и сразу же открывается вид на стадион.
Отправляясь в Сан Сиро в наши планы входило по пути увидеть и этот шедевр. Так все и получилось.
К стати, в районе стадиона много чудных памятников, даже есть и свой конь, но Конь Да Винчи именно на ипподроме.
Эта история Коня да Винчи на мой взгляд необычная.
Еще один проект реконструкции Коня Да Винчи завершился установкой скульптуры в Садах Мейера. Финансировался он миллиардером Фредериком Мейером, совершенно очевидно и место установки Коня.
Статуя под названием «Конь»
Статуя под названием «Конь»
Лодовико Сфорца по прозвищу Моро, правивший Миланом от имени своего племянника, нашел для гения Леонардо применение – он поставил художника готовить празднества, которыми так славился миланский двор. О таких праздниках должны были говорить по всей Италии. И о них говорили – спустя много лет, как отзвучала музыка и пала династия Сфорца. Ценил ли Лодовико таланты гения, что оказался по воле случая у него при дворе? Наверняка ценил – на свой манер, но вряд ли мог понять, кем именно являлся человек, чье дарование он растрачивал на сиюминутные прихоти придворных дам и кавалеров.
Впрочем, Лодовико поручал Мастеру и серьезную работу: одновременно с устройством праздников, получая весьма скромную плату, Леонардо начал проектировать статую кондотьера Франческо Сфорца, основателя династии и отца Лодовико. Она должна была непременно затмить все известные в то время конные статуи. Вообще, конные статуи были в то время большой редкостью, их можно было пересчитать по пальцам. Самой известной слыла античная конная статуя римского императора Марка Аврелия. Практически все римские и греческие статуи, изображавшие полководцев и императоров верхом (а их в свое время изваяли немало), были уничтожены после падения Западной Римской империи. Уцелел лишь бронзовый император Марк – благодаря тому, что какой-то догадливый его почитатель вложил в поднятую руку бронзового императора-философа крест. Посему христиане, которые обычно разбивали мраморные статуи, и уж точно – уродовали их, отбивая носы, а бронзовые отправляли на переплавку, пощадили Марка, решив, что перед ними первый император-христианин Константин.
Античная конная статуя Марка Аврелия несколько больше натуральной величины, конь стоит, подняв одну ногу.
Леонардо не видел ее, когда работал над своим «Конем», но наверняка о ней слышал и, возможно, видел рисунки своего учителя Вероккио, который бывал в Риме и вдохновился статуей Марка в своей работе. Еще одна знаменитая конная статуя – первая с римских времен выполненная в реалистичной манере – изображение кондотьера Эразмо да Нари по прозвищу Гаттамелата, отлитая Донателло в 1444 году и установленная в Падуе. Но и ее Леонардо также не мог видеть, поскольку еще не бывал в Падуе. А вот с работой своего учителя Вероккио – статуей кондотьера Бартоломео Коллеони – Мастер был хорошо знаком, но только в макете. Не исключено, что он даже участвовал в создании эскизов для этого проекта.
Во время работы над конной статуей скульптора поджидали огромные трудности – во-первых, надо было решить вопрос о распределении веса – то есть создать скульптуру, которая будет опираться только на небольшие по площади конские копыта, и не прибегать к уродливым подпоркам в центре живота. Учитывая, что бронза тяжелый материал – ее плотность от 7800 до 8700 килограммов на метр кубический,[20] то есть плотность бронзы примерно в 8 раз больше плотности животного или человека, – сделать большую бронзовую статую коня так, чтобы она не рухнула под собственной тяжестью, весьма не просто. Вторая проблема не менее сложна – это проблема непосредственно отливки – большая масса металла, если заливать ее постепенно, будет остывать неравномерно, а значит, в статуе образуются трещины.
Леонардо задумал своего «Коня» (причем без всадника) высотой более семи метров – никто до него не делал ничего подобного. При этом сначала – если судить по сохранившимся эскизам – он хотел изобразить коня вставшим на дыбы. Задача совершено невероятная для такой огромной статуи. Леонардо пытался создать третью точку опоры, расположив под одной из ног коня поверженного воина, но даже такое решение не могло гарантировать нормального распределения веса между опорами. Во времена Леонардо не было ни одной конной статуи, где бы конь изображался вставшим на дыбы, без подпорок под брюхом животного.
И все же Леонардо выполнил расчеты для вздыбленного коня, чтобы решить вопрос о распределении веса. Как выяснилось уже в наши дни, его расчеты были верны, и Мастер смог бы изготовить задуманное, как это сделал в 1640 году другой флорентийский скульптор Пьетро Такка, выполняя бронзовую статую испанского короля Филиппа IV. Правда, расчеты в этот раз делал уже не сам скульптор, а Галилео Галилей. Всем вам, наверное, известна другая бронзовая статуя – памятник Петру I в Санкт-Петербурге работы Этьена Фальконе, известный как Медный всадник. Эта статуя опирается на три точки опоры (задние ноги и дополнительно змея, которой касается хвост лошади). Высота Медного всадника – 5 метров 18 сантиметров. При этом для отливки долго не мог ли найти мастера – поскольку толщина стенок статуи в верхней части и в нижней должна была сильно различаться, никто не брался выполнить столь сложную работу. В итоге в первый раз при выполнении литейных работ произошла авария, и только со второй попытки статую удалось отлить.
В свое время, решая проблему одновременной заливки металла, Леонардо разработал систему множественных горнов (сохранился его рисунок со схемой).
Но Леонардо отказался от вставшего на дыбы скакуна. Возможно, Лодовико Сфорца просто не поверил, что Мастер справится с такой сложной задачей, так как в 1489 году Лодовико обратился к Лоренцо Медичи с требованием прислать ему другого скульптора. Угроза лишиться заказа заставила Мастера пересмотреть свой проект, и Леонардо в конце апреля следующего года начинает фактически заново работу над статуей. Он отказывается от амбициозных попыток создать нечто невозможное и выбирает более традиционную композицию – в этот раз конь просто шагает, подняв одну переднюю ногу. В Мадридском кодексе сохранился маленький рисунок, рядом с которым Леонардо записал все стадии заливки металла. Так что теперь мы знаем примерно, как могла выглядеть эта скульптура.
Делая эскизы для статуи, Мастер много дней проводил в конюшне Лодовико Сфорца и других вельмож, зарисовывая коней и измеряя их пропорции. Он сделал множество рисунков (ныне они объединены в Виндзорском кодексе, который хранится в Великобритании). Четыре года ушло на эти подготовительные рисунки! После чего Леонардо приступил к изготовлению модели из глины. Она была установлена перед дворцом Сфорца как раз перед бракосочетанием племянницы Лодовико Бьянки Марии с императором Максимилианом. Модель представляла одного коня, без всадника.
Зрители, увидевшие модель Леонардо, пришли в восхищение. Глиняный конь поражал совершенством, экспрессией, тщательностью проработки деталей, внутренней силой, которую Леонардо умел передать как никто другой. Кеннет Кларк полагает, что гравюра Альберта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», сделанная в 1513 году, навеяна одним из эскизов Леонардо, ныне утраченным.
«В мощном разбеге тяжелодышащего коня, – писал Паоло Джовио, – проявилось как величайшее мастерство скульптора, так и его высшее знание природы».
Слава Мастера распространилась по всей Италии. В сорок один год Леонардо наконец стал знаменит. И славу ему принесла глиняная модель статуи, которая так никогда и не будет отлита в металле.
Леонардо да Винчи. Наброски для статуи коня. Серебряный карандаш, голубая бумага
Для отливки скульптуры необходимо было собрать 90 (по другим расчетам – 70) тонн бронзы. Леонардо рассматривал вариант от лития статуи по частям, придумав для коня специальный стальной каркас, который должен был укрепить скульптуру изнутри. Однако потом Мастер сделал новые расчеты и решил отливать статую целиком – заливая расплавленный металл из трех горнов. В Милане стали собирать бронзу для грандиозного проекта. Набралось почти 60 тонн. Согласно сохранившимся записям отливка статуи была назначена на 20 декабря 1493 года. Но ее почему-то отменили. А спустя год герцог Феррары, тесть Лодовико, в качестве уплаты долга потребовал бронзу себе для отливки пушек – и металл был отправлен в Феррару.
Пока итальянцы воевали друг с другом, мечтая на досуге об объединении страны, Франция, обладавшая серьезным военным потенциалом, решила прибрать к рукам итальянские города. К сожалению, сам Лодовико Сфорца поучаствовал в этом, пригласив французов захватить Неаполь. Однако богатый Милан (чьи доходы, как уже говорилось, составляли половину доходов Франции) был куда ближе, и французам он показался куда более соблазнительной добычей.
Альбрехт Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол. Гравюра. 1513 год
Так что для Милана наступили грозные времена – французский король Карл VIII перешел Альпы во главе армии и вторгся в Италию. И хотя спустя четыре года французский король погиб в результате несчастного случая, его наследник Людовик XII не оставил мысли захватить богатое итальянское княжество и тут же объявил себя герцогом Милана. Год спустя Людовик XII заключил договор с Венецией и вторгся в Ломбардию, чтобы захватить Милан. При этом венецианцы напали на владения Сфорца с востока. Лодовико бежал из Милана вместе с семьей. В итоге в сентябре 1499 года Милан был сдан без единого выстрела. В октябре французский король вступил в Милан. Нашествие французов оказалось роковым для модели «Коня». Гасконские арбалетчики, перебрав итальянского вина, решили использовать статую как мишень и принялись упражняться в меткости. Глиняная модель была повреждена, но не разрушена. Но сквозь пробоины внутрь попала вода, потом ударили морозы, и статуя в конце концов рассыпалась. Леонардо уже не видел этого – он покинул Милан вскоре после захвата его французами.
Что касается Лодовико Сфорца, то он после неудачной попытки вернуть себе герцогство был схвачен, отправлен во Францию и окончил свои дни в заточении.
Однако «Конь» Леонардо все-таки был отлит в бронзе – пять веков спустя.
Американский миллионер Чарльз Дент решил воспроизвести статую в натуральную величину и подарить ее Милану. На проект требовалось, по его прикидкам, 2,5 миллиона долларов. Дент создал Фонд воссоздания «Коня» Леонардо, и в 1990 году порядка тридцати специалистов начали работу над проектом, в том числе скульптор Нина Акаму и специалисты по бронзовому литью. Трудность состояла в том, что некоторые рисунки Леонардо были размером всего в несколько сантиметров, а статуя, как мы помним, должна была быть высотой более семи метров. В 1994 году Дент умер, оставив свою коллекцию художественных произведений Фонду. Однако его денег было недостаточно.
Но тут к делу подключился Фредерик Майер, хозяин сети супермаркетов. Ему захотелось иметь лошадь Леонардо в своем саду, который он украшал копиями знаменитых скульптур. Но, пока нет хотя бы одной лошади, нет и копии. В итоге бронзовый конь выстой 7,32 метра был сделан и установлен перед ипподромом Сан-Сиро в Милане в сентябре 1999 года. Современным скульпторам для этой отливки понадобилось 18 тонн бронзы – все-таки технологии движутся вперед по части экономии металла.
Современная реконструкция статуи Коня по рисункам Леонардо да Винчи
Копию «Коня» установили в парке скульптур в Мичигане за счет средств Майера (этот «Конь» не имеет постамента и стоит прямо на площадке, как будто идет по земле).
Теперь реконструированных лошадей Леонардо уже пять. Еще одна копия (высотой поменьше, уже 3,7 метра) появилась перед школой искусств в Аллентауне в честь Чарльза Дента, а копию высотой в 2,4 метра изготовили для родного города Леонардо – Винчи.
И наконец пятую лошадку, высотой 7,3 метра, создали в Италии, но уже не из бронзы. Стальную раму со стекловолокном покрыли фибергласом, чтобы модель выглядела как бронзовая. Этот пятый конь – разборный. Его можно перевозить с места на место, он принимает участие в различных выставках, посвященных Леонардо.
Так что Сфорца в конце концов получил своего «Коня». Вопрос только в том, насколько он идентичен тому, что спроектировал Леонардо.
На мой взгляд, современному «Коню» недостает изящества и тонкостей проработки деталей, свойственных Ренессансу и работам Леонардо, но общий абрис работы соответствует найденным рисункам. Да и свирепую оскаленную морду конь получил явно с рисунка Мастера, на котором человек, конь и лев скалят друг на друга зубы.
Глядя на этого исполинского коня, понимаешь, что всадник здесь в принципе лишний, недаром Леонардо, увлекшись проектом, как-то «позабыл», что на спине его прекрасного «Коня» должен был восседать бронзовый Франческо Сфорца, и в итоге изготовил глиняную модель без всадника. В самом деле – разве кому-то позволено восседать на спине этого исполина?
Интересно, если бы Лодовико Сфорца увидел семиметровую статую перед ипподромом Сан-Сиро, пожалел бы он о том, что отправил в Феррару всю бронзу для пушек и не позволил Леонардо создать свое чудо?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Единственная уцелевшая скульптура работы Леонардо да Винчи. Или нет?
О том, как недавно будто бы нашли рельеф его работы (на самом деле, конечно, не его) я рассказывала тут.
А вот намного более известное «его» произведение, споры о котором не утихали намного дольше.
Это бюст богини Флоры, изготовленный из раскрашенного воска.
Отрывок из книги: A.C. Бернацкий. «Идеальные преступники»
В 1909 году директору берлинских музеев Вильгельму Боде предложили для приобретения восковую статую Флоры. Боде тотчас заинтересовался предложением, так как, согласно семейным легендам владельцев статуи, ваял ее сам Леонардо да Винчи. Важным аргументом в пользу такого предположения служила одна характерная деталь произведения — загадочная улыбка, присущая некоторым женским образам великого итальянца.
Очарованный красотой статуи и мыслью, что один из его музеев пополниться уникальным творением да Винчи, Боде приобрел «Флору» за внушительную по тем временам сумму в 150 тысяч марок. Статуя была поставлена на самое почетное место среди экспонатов эпохи Возрождения в музее императора Фридриха.
Лондонские журналисты, всегда внимательно следившие за перетеканием национальных сокровищ в другие страны, через несколько месяцев после сделки поместили язвительную статью о том, что немцы приобрели под видом шедевра работу некоего Ричарда Лукаса, выполненную в XIX веке в Англии.
Richard Cockle Lucas. «Lady Catherine Stepney as Cleopatra», c. 1836
Конечно же, Боде со своими немецкими сотрудниками не поверил английским репортерам. Более того, он даже высказал претензии своим английским коллегам за то, что они выдали прессе информацию о сделке.
Но англичане настаивали на своем и в подтверждение своей правоты разыскали восьмидесятилетнего сына Лукаса. Он не только подтвердил авторство отца, но также указал, что статуя лепилась с какой-то старинной картины, которую он, в то время семнадцатилетний юноша, хорошо запомнил.
Немцы опять не поверили журналистам, заявив, что изваять такой шедевр под силу только гениальному скульптору, а Лукас, как известно, к таковым не относился.
Фотопортрет скульптора
Тогда от имени англичан выступил некий Томас Уайтборн, бывавший в доме Лукаса-отца и наблюдавший за его работой над статуей. Именно этот свидетель вспомнил, что картина, с которой лепилась статуя Флоры, не принадлежала Лукасу, а была на время одолжена у антиквара Бьюкенена, выступавшего заказчиком восковой скульптуры. Он же указал улицу и дом, где располагалась лавка заказчика.
Но и эта история не поколебала уверенности берлинцев в своей правоте.
Не нашла, какая картина имелась в виду. Видимо, нечто вроде вот этой «Флоры» ученика Леонардо по имени Мельци (о ней у меня тут)
Тогда англичане, понимая, что слово к делу не пришьешь, стали искать вещественные доказательства для подтверждения своих заявлений. И вскоре они предъявили торговую книгу магазина за 1846 год, в которой было зарегистрировано наличие картины с названием «Флора».
Или вроде такой «Флоры», тоже Мельци
Была также найдена литография с этой работы, датированная 1840-м годом и, кроме того, документы аукциона «Кристи», на котором собственность антиквара была продана коллекционеру Моррисону за 640 гиней. А еще через некоторое время была найдена и внучка Моррисона, у которой английские исследователи обнаружили последнее доказательство своей правоты: картину «Флора».
Или, возможно, это «Флора» работы Карло Антонио Прокаччини (которая вообще кстати представляет собой раздетую «Мону Лизу»)
Однако перипетии на этом не закончились. Уже почти разложенные на лопатки, немцы вдруг заявили, что к Лукасу попала подлинная статуя Леонардо, с которой и была выполнена картина Моррисона.
О, вроде нашла старинную статью. Там репродукция вот этой «Флоры» в качестве образца. Сегодня картина приписывается Бернардино Луини
В спор снова вступил Уайтборн, внезапно припомнивший, что Лукасу по какой-то причине приходилось наслаивать воск пластами, и он жаловался на то, что новые восковые свечи, использовавшиеся для этих целей, ужасно плохого качества.
Репродукция из London Times
Теперь дело оставалось за химиками. И они установили, что к воску, из которого выполнена статуя, примешан некий суррогат для его удешевления. А применяться он стал лишь с 1840 года. А ветхость скульптуры объяснялась тем, что некий Симпсон, купивший дом Лукаса со всеми его работами, держал «Флору» на открытой галерее целых шестнадцать лет.
Бюст на иллюстрации из книги Боде начала 20 века
***
Пишу, что было со скульптурой далее.
Как раз в тот момент между Англией и Германией были напряженные отношения, и поэтому английские журналисты с наслаждением подняли эту историю на щит, и с помощью ее издевались над «тупыми дойчами», которых обставил британский талант. За три года на эту тему было напечатано рекордное число газетных заметок и статей — около 700 штук.
Несмотря на эти доказательства, Боде продолжал утверждать, что его первоначальная атрибуция была правильной. Чтобы доказать это, он выставил бюст Флоры среди работ Лукаса — однако эта выставка, скорее, имела неприятные последствия, поскольку показала, что Лукас регулярно делал восковые скульптуры, вдохновленные великими работами старых мастеров.
«Нимфа», восковая статуэтка работы Лукаса.
Его же восковая «Леда и лебедь»
Поскольку некоторые продолжают цепляться за авторство Леонардо, его все пытаются доказать.
Например, этот бюст стал первой скульптурой, которую изучили с помощью рентгена.
Спермацет, обнаруженный в химических образцах, позже доказал, что материал слишком стар для авторства Лукаса и слишком молод для Леонардо. В 1986 году химический анализ показал, что воск содержит синтетически произведенный стеарин, вещество, которое было впервые произведено в 1818 году.
Сегодня он выставляется в Берлинских музеях с табличкой «Англия, 19 век».
Путешествуй легко!
Для тех, кто готов активно путешествовать
Конь Да Винчи — необычная история шедевра
Где же находиться знаменитый Конь да Винчи? Конечно же в любимой Италии, в Милане!
История скульптуры коня Да Винчи необычная.
Знаменитый замок Сфорцо, наверное, самая красивая постройка в Милане.
Конь Да Винчи должен был расположиться именно перед ним на площади, где сейчас находится красивый фонтан «Свадебный торт».
Скульптура Коня Леонардо даже некоторое время здесь простояла. Правда это был глиняный вариант.
Какова же история настоящей скульптуры Коня да Винчи?
Леонардо хотел поставить самую большую статую коня, чтобы увековечить отца своего покровителя Людовика Сфорца. Работал над проектом Леонардо 10 лет, посещал самые элитные конные дворы, делал зарисовки, смотрел на существующие конные статуи. Через 10 лет он воплотил свою идею в глине, коня установили именно на том месте, где должна была быть установлена в последствии вся статуя со всадником.
События происходили в конце ХХV века, к этому моменту Леонардо уже написал Даму c Горностаем, Мадонну в скалах и Тайную вечере, а прославился при жизни, благодаря вот этому монументу Коню. Уже собирались деньги, чтобы отлить оригинал и установить на месте глиняной скульптуры. И тут случилось непредвиденное, в Милан вошли французы и стали упражняться в стрельбе по глиняному коню. Это могло стать печальным концом для Коня Да Винчи, ели бы не чудо. Я именно так рассматриваю этот факт.
Спустя почти 500 лет, американский летчик, скульптор-любитель Чарльз Дент, прочитав статью в National Geographic, был возмущен этим фактом. Именно Чарльз Дент сделал своим делом жизни — воссоздать памятник Коня Да Винчи. В 1977 году Чарльз Дент начинает реконструкцию скульптуры. Проект потребовал много времени и денег -15 лет и около 2,5 миллионов долларов. В 1994 году Дент умер, скульптура не была завершена. К счастью, скульптор американка японского происхождения Нина Акама завершила этот проект. В 1997 на специальном рейсе самолета этот конь был доставлен из Америки в Милан. Разумеется, хотели установить с кульптуру Коня Да Винчи на площади у замка Сфорцеско, но мэрия не дала согласия, и скульптуру установили здесь, на ипподроме IPPODROMO DEL GALOPPO , где и подобает быть коню.
Конь Да Винчи стоит на двух конечностях и как бы парит в воздухе. Каждая мышца, каждый рельеф отчетливо виден. При этом весит скульптура 13 тонн, а высота 7,5 метров без пьедестала, словом, Конь Да Винчи — шедевр Леонардо.
Впечатляет мемориальная плита с указанием имен всех, кто участвовал в воссоздании Коня Да Винчи. Огромное им спасибо. И в первую очередь Чарльзу Денту, который смог вдохновить своей идеей Всегда кто-то говорит: Это невозможно! И вместе с тем, часто находятся те, кто это невозможное делает!
Ипподром находится поблизости со стадионом Сан Сиро, достаточно просто повернуться спиной к нему и сразу же открывается вид на стадион.
Отправляясь в Сан Сиро в наши планы входило по пути увидеть и этот шедевр. Так все и получилось.
К стати, в районе стадиона много чудных памятников, даже есть и свой конь, но Конь Да Винчи именно на ипподроме.
Эта история Коня да Винчи на мой взгляд необычная.
Еще один проект реконструкции Коня Да Винчи завершился установкой скульптуры в Садах Мейера. Финансировался он миллиардером Фредериком Мейером, совершенно очевидно и место установки Коня.
Итальянские художники Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти — два титана эпохи Возрождения
После бесконечных войн, которые истребляли с лица земли массу людей и их великие творения, Европа стремилась к возрождению. По европейским странам прокатилась волна желания возродить высокую цивилизацию древнего мира. Люди потянулись к искусству: музыке, литературе, философии, естественным наукам, но больше всего это коснулось изобразительного искусства. Больше всего эпоха Возрождения коснулась Италии. Именно здесь искусство расцвело. Итальянские художники покорили мир своими творениями. В этой статье речь пойдет о двух титанах Возрождения: Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти.
Биография Леонардо да Винчи
Его смело можно назвать универсальным человеком. Его вклад в науку и искусство огромен. Он был гениальным ученым, музыкантом, мыслителем и художником.
Детство и образование
Родился гений 15 апреля 1452 года в поселке Анкиатор, недалеко от города Винчи. Как можно догадаться, приставка к его имени взята именно отсюда. Он был внебрачным ребенком, и первые годы жизни жил только с мамой. Позже папа забирает малыша в свою семью. Отец Леонардо служил нотариусом.
Подростком отец отдал увлекающегося рисованием подростка подмастерьем в мастерскую Верроккьо во Флоренции. Это был 1466 год, и здесь также служили:
- Перуджино;
- Аньоло ди Поло;
- Лоренцо ди Креди.
В мастерской работал сам Ботичелли. Леонардо да Винчи на тот момент увлекался скульптурой, рисованием, моделированием.
Он изучал такие науки, как:
Ему нравилось работать с гипсом, металлом, кожей. Из подмастерья в мастера он перешел в 1473 году.
Раннее творчество и научная деятельность
Ранее творчество Леонардо — это в основном картины. С 1472 по 1477 год он создал такие полотна:
- «Благовещение»;
- «Крещение Христа»;
- «Мадонна с вазой».
Однако самой крупной и знаменитой стала работа под названием «Поклонение волхвов».
С 1482 года он посвящает себя научным разработкам. В это время он построил летательную машину, которая была создана по прототипу птицы. Сначала это был очень простой механизм с крыльями, позже он превратил его в полноценный аэроплан. Единственное, чего ему не хватает — мотора. Леонардо также посвящает время доскональному изучению ботаники, анатомии. Первую он выделяет как отдельную дисциплину.
Полотно «Дама с горностаем» знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи напишет в 1490 году.
«Витрувианский человек»
В 1492 году да Винчи создает иллюстрацию «Витрувианский человек». К нам он попал в виде эскиза. Предназначалась работа для иллюстрирования рукописного издания, а точнее, дневника, который назывался «Канон пропорций». На рисунке изображен обнаженный мужчина атлетического телосложения. Его тело вписано в одной позиции в круг, а во второй — в квадрат. Если детально рассмотреть рисунок, то можно заметить, что центром круга является пуп мужчины, а половые органы находятся в самом центре квадрата.
На этом рисунке изображен человек с идеальными пропорциями тела. Леонардо верил в то, что существует некое число «фи». Он считал, что все живое повинуется формуле этого числа.
«Тайная вечеря»
С 1495 по 1498 год итальянский художник работал над одним из самых знаменитых своих произведений «Тайная вечеря». Это фреска, которая расположена в Миланском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. На ней изображены 12 апостолов, которые вместе сели отужинать. Это был последний пасхальный ужин Иисуса Христа перед арестом римлянами.
Во время трапезы Учитель скажет своим ученикам, что один из них предаст его. Целью да Винчи было изобразить эмоции на лицах апостолов. Это объясняет то, что все люди на фреске изображены в ряд.
На изучение физиогномики у него ушло несколько лет. Леонардо бродил по окрестностям города и наблюдал эмоции на лицах людей. С некоторыми он заговаривал, рассказывал смешные или печальные истории, кого-то пытался обидеть или расстроить.
«Мона Лиза»
Это настоящий шедевр мирового искусства, с которым связано самое большое количество загадок. Лицо девушки на картине очень бледное и одновременно наполненное внутренним светом. Если присмотреться к губам дамы, то можно увидеть на них легкую улыбку. Ее можно увидеть, если приблизиться к полотну. Если же, наоборот, отдалиться, то на лике появляется оттенок меланхолии. Техника исполнения картины гениальна. Леонардо да Винчи смог изобразить процесс действия. Эффект достигнут с помощью «сфумато». Это техника, которая заключается в том, что грани практически стираются, особенно это касается губ. Если рассмотреть задний план картины, то мы увидим на полотне реку, которая также изображена с помощью этой же техники. Если приглядеться к полотну, то можно увидеть, как течет река.
До нас также дошли рукописи Леонардо да Винчи, в которых множество математических расчетов, размышлений, идей, чертежей, рисунков. Интересно, что заметки он писал справа налево, поскольку был левшой. Неясно, было ли это таким чудачеством или же автор хотел таким образом зашифровать записи. Дневники да Винчи приходится читать с помощью зеркала.
Биография Микеланджело
Великий художник итальянского возрождения. Его жизнь прошла очень ярко и насыщенно, в ней хватало как счастья, так и трагических моментов. Годы жизни Микеланджело Буонарроти — 1475-1564. Он также был:
Творчество Микеланджело
Его отец не сразу смирился с тем, что сын хочет стать художником. Только когда парню исполнилось 13 лет, родитель перестал настаивать выбрать более земную стезю. Микеланджело всю жизнь везло с учителями и влиятельными друзьями.
В 14 лет отец отдал его в школу скульптора ди Джованни. Его учил Д. Гирландайо. Покровительствовал этому учебному заведению сам Лоренцо ди Медичи. Среди его лучших друзей были братья Медичи. Один из них станет папой Львом X, второй — Климентом VII. Далее рассмотрим несколько самых знаковых работ итальянского художника.
«Страшный суд» в Сикстинской капелле
с 1508 по 1512 год Микеланджело трудился над прекрасной фреской, которая украсила потолок Сикстинской капеллы. Ее заказал Папа Римский Юлий II. Это произведение считается одним из самых величественных среди трудов всех итальянских художников эпохи Возрождения. На потолке изображены девять историй из Книги Бытия.
Микеланджело не сразу согласился выполнить работу, поскольку считал себя больше скульптором и боялся не справиться должным образом с таким величественным заказом. Тем не менее проект удался на славу. По сей день миллионы посетителей капеллы с замиранием сердца рассматривает его творение. Работа считается одной из самых сложных и скандальных, Микеланджело осудили за изображение обнаженных тел в церкви. Художник Даниэле да Вольтерра был нанят в 1564 году для того, чтобы дописать одежду, которая прикрыла нагие части тела.
«Мучения святого Антония»
Это одна из самых ранних работ итальянского художника. Он написал ее в возрасте 12-13 лет. За основу юный живописец взял гравюру живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Помог в создании полотна Микеланджело его старший друг — Франческо Граначчи.
Читайте далее: