Леонардо да винчи милан | Vasque-Russia.ru

Леонардо да винчи милан

По следам Леонардо да Винчи в Милане

Милан, как истинно итальянский город, знаменит не только модой и дизайном, но и мировым искусством. Один из самых известных в мире итальянцев – Леонардо да Винчи, которого мы знаем, как великого изобретателя и экспериментатора, универсального человека, автора знаменитой Мона Лизы. В силу жизненных причин Леонардо пришлось скитаться по всей стране, но считается, что одним из самых важных периодов его деятельности было время, когда он жил и творил в Милане. И «Мадонну Литту«, которая хранится в Эрмитаже, написал именно здесь.

Неудивительно, что в Милане появился Музей Науки и Техники, носящий имя титана мирового искусства. Самое главное, что нужно знать посетителям музея: не важно, если вы не увлекаетесь наукой, а с техникой обращаетесь исключительно на «Вы» — любой человек, посетивший этот музей, заверит, что экспонаты вас удивят, и скучать вам не придется. Находится он в здании старинного монастыря Сан-Витторе и состоит из нескольких отделов, каждый из которых рассказывает о развитии науки в Италии.

В отделе «Транспорт» можно познакомиться с эволюцией летательных аппаратов от самых первых самолетов, до новеньких реактивных, увидеть локомотивы, услышать истории великих морских сражений и экспедиций, даже побывать на подводной лодке! Коллекция «Энергия» расскажет о ресурсах, «Связь» — о развитии средств общения от телеграфа до современности, «Питание» — о продуктах, которые мы употребляем, новая интерактивная выставка «Космос» задается вопросом «Как же мы можем обозревать космос», а для самых юных исследователей есть отдел «Наука для маленьких», где они могут сами делать мыльные пузыри, изучать цвета, металлы и прочее. И, конечно же, сердце музея — этаж, посвященный самому гению, Леонардо да Винчи. Здесь не только рисунки и рукописи да Винчи, но и машины, устройства, воспроизведенные экспертами по черновикам мастера.

Конечно же, нельзя не упомянуть об одном из наиболее важных произведений в истории человечества, Тайной Вечери, монументальной росписи, которая находится в церкви Санта-Мария-делле Грацие. Фреска изображает последний ужин Христа со своими учениками, момент, когда Иисус произносит «Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня» (Евангелие от Матфея) и реакцию учеников на его слова.

Здесь опять же мы можем наблюдать дух экспериментатора да Винчи, однако, он совершил ошибку с выбором красок и фиксаторов, что привело к большим проблемам с сохранностью картины — фреска начала разрушаться уже через несколько лет после написания, поэтому было предпринято большое количество реставраций. Также во время Второй Мировой войны церковь подверглась бомбежке со стороны англо-американских войск, и «Тайная Вечеря» уцелела лишь чудом. Чтобы увидеть великое произведение, нужно заранее, желательно, за месяц, забронировать билет онлайн — желающих 15 минут полюбоваться шедевром (а именно столько времени выделяют для каждой группы) огромное множество.

Другое немаловажное место, связанное с именем да Винчи — зала «Делле Ассе» или «Дощатая зала». Находится на первом этаже северо-восточной части замка Сфорца. По заказу герцога Сфорца в 1498 году, Леонардо да Винчи начинает работать над росписью в зале, где герцог принимал важных гостей. Декорация призвана перенести посетителя из помещения в садовую беседку, или даже лес, под кроны деревьев, чьи стволы соответствуют опорам комнаты, а ветви переплетаются в орнамент на потолке. То, что мы можем видеть сейчас, является результатом двух реставраций. Сейчас, из-за того, что комната плохо сохранилась, трудно судить, принимал ли участие сам мастер в росписи или нет, но досконально, научно проработанное изображение деревьев, не оставляет сомнений, что общая идея принадлежит именно Да Винчи.

Переплетение узлов было очень важной темой в работах да Винчи того времени, как с художественной точки зрения, так и с геометрической, что упоминается в его заметках. Все в этом потолке также напоминает о хозяевах замка: считается, что переплетение ветвей, скрепляющееся веревкой, символизирует мощь и силу правящей тогда семьи Сфорца, чей герб расположен в центре потолка, а красные ягодки (morone, из ломбардского диалекта), намекают на фигуру самого герцога Людовико Сфорца, которого называли Il Moro (итал. мавр).

После второй реставрации была обнаружена часть монохромной фрески, возможно, созданной самим Да Винчи: натуралистичное изображение корней деревьев, пробивающихся сквозь стену. В прошлом году реконструкция была приостановлена и Зала стала вновь открытой для публики. Благодаря реконструкциям, у нас появилась возможность осмотреть комнату.

Можно много говорить о вкладе Леонардо в культуру и историю Милана и всего мира, но лучше посетить те места, где творил великий Мастер.

Милан – город Леонардо да Винчи

Если Рим – это город Бернини, Борромини, Микеланджело, Рафаэля и Караваджо, то Милан – это однозначно город Леонардо да Винчи. У поклонников творчества этого разностороннего гения поездка в северную столицу Италии станет настоящим подарком! Здесь находится огромное собрание трудов Леонардо, известнейшая из которых, безусловно, «Тайная вечеря».

В этой статье мы расскажем о миланских произведениях искусства знаменитейшего в мире итальянца – Леонардо да Винчи. Если вы хотите узнать больше информации о творениях гения, то мы советуем заказать интересный тур с профессиональным гидом на сервисе Tripster .

Тайная вечеря

Самая популярная фреска на Земле находится в трапезной церкви Санта – Мария – делле – Грацие. Леонардо да Винчи расписывал стену в течении 3-ех лет (с 1495 по 1498 год). Из-за инновационной техники нанесения красок, фреска, к сожалению, начала практически сразу осыпаться и тускнеть. Благодаря постоянным реставрациям сегодня мы можем насладиться этим знаменитым шедевром, изображающий последний ужин Иисуса Христа с его учениками. О приобретении билета на «Тайную вечерю» стоит позаботиться заранее (за 2 – месяца до планируемой поездки), т.к. желающих увидеть знаменитую фреску – миллионы. Если не успели купить билет, не отчаивайтесь. Выходом может стать – заказ экскурсии на этом популярном сайте , куда входит и посещение самой фрески. Так вы получите и заветный билетик, и дополнительную информацию от всезнающего гида.

Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи

Один из крупнейших музеев Европы хранит в себе целую сокровищницу работ да Винчи. Под проекты мастера отведен целый этаж, где вы сможете увидеть его чертежи, научные трактаты, картины, скульптуры и реконструированные современниками деревянные механизмы. Коллекция музея – самая богатая в мире, так что сюда следует точно заглянуть ярым почитателям Леонардо.

Пинакотека Амброзиана

Еще одна крупная коллекция работ Леонардо хранится в Художественной галерее Амброзиана. Собрание проектов настолько многочисленно, что труды маэстро меняют друг на друга каждые 3 месяца. В галерее представлены «Атлантический кодекс», «Портрет музыканта», узлы и портрет Леонардо, а также репродукция работ «Тайная вечеря» и «Мадонна в скалах» кисти Веспино.

Конка делл’Инкороната

Когда Леонардо было 30 лет он переехал в Милан и жил здесь в течении 20 лет. Амбициозный гений даже придумал концепцию города с идеальными габаритами, планировкой и канализационной системой. Мастер был он на все руки, поэтому никого не удивит тот факт, что Леонардо профессионально консультировал строителей. Так, благодаря идеям и советам да Винчи, в 1496 году был построен шлюз. До наших дней сохранились лишь деревянные створки, чертеж которых можно увидеть в Пинакотеке Амброзиана.

Скульптура «Конь Леонардо»

В 1482 году герцог Сфорца поручил Леонардо создать самую большую в мире скульптуру лошади. Предназначался этот проект для монумента отцу герцога. Масштабы коня должны были быть колоссальными – целых 7,3 метра в высоту! К сожалению скульптуру Леонардо так и не закончил, хотя трудился над ней больше 10 лет. Сегодня мы можем наблюдать 2 репродукции конной статуи. Первый бронзовый гигант стоит на входе в парк Миланского ипподрома, а другой – в Саду Мейера.

Статуя Леонардо да Винчи

На площади напротив оперного театра Ла Скала стоит памятник Леонардо. Окружают маэстро – его ученики: Чезаре де Сесто, Джоантонио Больтраффио, Марко д’Оджоно и Андреа Салаино. Для статуи использовался каррарский мрамор, а для постамента – бавенский гранит.

Замок Сфорца

В 1498 году по поручению герцога Сфорца Леонардо начал работать над фреской зала Ассе, расположенный на 2 этаже северо – восточной башни крепости. Идея проекта заключалась в том, чтобы находящиеся в помещении люди «переносились» под кроны деревьев. Опоры комнаты изображены как стволы, а ветви красиво переплетаются на потолке. Также в замке имеется фонд, выпускающий посвященный Леонардо да Винчи журнал « Raccolta Vinciana ».

Желаем Вам ярких эмоций!
Автор: Людмила Болотина (Instagram)

Милан: по следам Леонардо да Винчи

В возрасте примерно 30 лет Леонардо приезжает в Милан. Как и многие, он хочет добиться славы и денег. В дар правителю Милана Лодовико Моро он преподносит диковинный музыкальный инструмент, лиру, на которой, кроме него, никто не умел играть. Он выбрал Милан за его зажиточность, надеясь конструировать здесь оружие и военные машины для местной знати.

К счастью, жизнь распорядилась так, что он создавал здесь совсем другие вещи. А ещё от него остались чертежи никогда не реализованных проектов, например, тибуриума (башни) миланского собора и системы шлюзов миланских каналов. Некоторые произведения Леонардо, включая «Мадонну в гроте» и «Даму с горностаем» были завершены именно здесь, но затем проданы и покинули город.

Но многие произведения остались в Милане навсегда, и сегодня полюбоваться ими приезжают со всех концов мира. Это и «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, и «Портрет музыканта», и «Атлантический кодекс», хранящиеся в Амброзианской библиотеке, и залы замка Сфорца, предназначенные для свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской, и гигантский бронзовый конь напротив ипподрома, которого за шестнадцать лет Леонардо не успел закончить, достроенный лишь спустя пять веков американским филантропом.

Этот маршрут поможет Вам ознакомиться с местами, связанными с художественной, инженерной и культурной деятельностью Леонардо за те 20 лет, что он провел в Милане. Он начинается от трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие на корсо Маджента, в которой сохранился шедевр мастера – фреска «Тайная вечеря». Затем мы проследуем в дом Ателлани, чтобы зайти в «огороды Леонардо». Образ художника и ученого постепенно раскрывается по мере того, как мы проходим от замка Сфорца к центру. Проходя вдоль наружных стен замка, мы попадаем в Пинакотеку Брера, а затем – в Амброзианскую картинную галерею. Последним этапом станет Научно-технологический музей Леонардо да Винчи на виа Сан-Витторе, где можно лучше всего прочувствовать его гениальность и намного опередившую время интуицию, позволившие создать инженерно-архитектурный шедевр – Навильо Гранде (Большой канал).

Памятник Леонардо да Винчи на Пьяцца делла Скала

Памятник Леонардо да Винчи установлен на площади перед знаменитым театром «Ла Скала». Он представляет торжественный и строгий образ ученого с четырьмя учениками. Сама статуя выполнена из белого каррарского мрамора, для постамента использовался бавенский гранит.

Трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие (фреска «тайная вечеря»)

Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Фреска совсем не случайно размещена там, где монахи собирались на трапезу: не стоит забывать, что трапезная находится в нескольких шагах от церкви, где они слушали Священные писания и получали причастие. Таким образом, присутствие этого произведения в месте, где ежедневно обедали и ужинали монахи, должно было служить постоянным напоминанием им о том, что жизнь религиозного сообщества является продолжением жизни Христа и апостолов.

«Тайная вечеря» была заказана Леонардо Лодовиком Сфорца, тогдашним миланским герцогом, в рамках проекта украшения монастыря и церкви Санта-Мариа-делле-Грацие. Лодовико Сфорца этот проект был особенно дорог, так как именно в этой церкви он желал устроить свою усыпальницу.

«Тайная вечеря» Леонардо стала прекрасным примером новой техники изображения перспективы, возникшей во флорентийском искусстве. Леонардо «открыл» заднюю стену трапезной, создав иллюзию того, что это просторное помещение с кессонными потолками.

Палаццо делле Стеллине

Палаццо делле Стеллине расположен недалеко от церкви Санта-Мариа-делле-Грацие, одной из самых известных и высоко ценимых миланских достопримечательностей. В этом дворце особый интерес представляют каменные парадные лестницы и, самое главное, — красивый внутренний двор, в котором царит умиротворенность и ощущение почти полной изоляции от внешнего мира.

Это старинное здание получило свое название по имени старинного женского бенедиктинского монастыря Санта-Мариа-делла-Стелла (монахинь называли «стеллине», т. е. «звездочки»), который на протяжении нескольких веков несколько раз преобразовывался и в середине XVIII века стал сиротским приютом, благодаря милосердию миланцев, которые не желали бросать детей на произвол судьбы. Обязательно загляните в большой парк, площадь которого 5 тыс. квадратных метров, разбитый на месте так называемых «огородов Леонардо». По легенде, Лодовико Моро подарил Леонардо виноградник за его заслуги перед герцогством.

Замок Сфорца

Оборонительная крепость, резиденция, казарма, музей: многочисленными были трансформации замка Сфорца, одной из самых впечатляющих и популярных достопримечательностей Милана.

Внутри замка стоит обратить внимание на зал Ассе, который находится на втором этаже северо-восточной башни замка. Растительный орнамент, украшающий стены (темпера по штукатурке) принадлежит кисти Леонардо. Работа датируется 1498 годом.

Также внутри замка находится фонд, который издаёт журнал, посвящённый Леонардо да Винчи «Raccolta Vinciana».

Амброзианская пинакотека

В этой пинакотеке (галерее) хранится самая обширная, самая удивительная коллекция записок Леонардо да Винчи, «Атлантический кодекс», который выставляется на тематических выставках, сменяющих друг друга каждые 3 месяца в Амброзианской пинакотеке и в церкви Санта-Мариа-делле-Грацие на корсо Маджента).

По случаю первой из этих выставок, в Амброзианской пинакотеке, были открыты для посещения «зал Леонардо» с прекрасной фреской «Терновый венец» Бернардино Луини и новой экспозицией «Портрета музыканта» Леонардо; великолепный «Зал Федерико», где изначально размещалась Амброзианская библиотека; и перистиль XVII века, в котором представлены другие работы мастера, например, узлы Леонардо и его портрет, сделанный одним из его учеников. Ранее ни один из этих трех залов не был доступен для посещения.

В пинакотеке представлена копия «Тайной вечери» авторства Веспино, художника ломбардской школы, работавшего в Милане в первой половине XVII века, из коллекции, принесенной в дар городу кардиналом Федерико Борромео. В пинакотеке хранится ещё одна копия картины Леонардо «Мадонна в скалах», сделанная Веспино. Оригинал находится в Лондоне.

Национальный научно-технологический музей Леонардо да Винчи

Национальный научно-технологический музей им. Леонардо да Винчи находится в здании бывшего монастыря оливетанцев постройки XVI века и, занимая площадь в 40 тысяч кв. метров, является крупнейшим научно-технологическим музеем Италии.

Коллекция моделей по проектам Леонардо приурочена к 500-летию со дня рождения этого великого гения. Представленные модели были изготовлены на основе рукописей Леонардо с проектами новых машин, замерами и проектами усовершенствования уже существующих объектов, а также исследованиями природы.

Рядом с Галереей Леонардо, в которой экспозиция моделей дополняется серией рисунков, связанных с его многочисленными областями интересов, расположена лаборатория, в которой находятся интерактивные модели, позволяющие понять принцип действия изобретений и поэкспериментировать с художественными методами эпохи Возрождения.

Конка делл’Инкороната

Шлюз называется в честь одноимённой церкви XIV века в глубине корсо Гарибальди. Это то немногое, что осталось от частично засыпанного канала Мартезана. Шлюз был построен в 1496 году, а консультировал строителей Леонардо да Винчи. Сейчас от канала осталось совсем немного, а его деревянные створки до сих пор находятся на своём историческом месте.

Из называют «створками да Винчи», так как они идентичны изображённым в его «Атлантическом кодексе», выставленном в Амброзианской библиотеке.

Конь Леонардо да Винчи

Большая бронзовая статуя коня, созданная по рисункам Леонардо, находится перед входом в парк Миланского ипподрома. Памятник на фоне архитектуры ипподрома в стиле Либерти был установлен здесь в 1999 году на постаменте из мрамора и гранита, возносящем статую ввысь. Памятник примечателен тем, что Леонардо намеревался создать самую большую конную статую в мире. Это была трудная задача, при решении которой он желал объединить художественное мастерство и вдохновенье с возможностями техники того периода.

Идея создания памятника в честь подвигов Франческо Сфорца возникла у Галеаццо Мариа Сфорца, который хотел создать конную статую в натуральную величину для замка Сфорца или другого значимого места города. Были приглашены различные мастера, однако реализация проекта так и не началась. Позднее к этой идее вернулся его брат, Лодовико, в первые годы своего правления в Милане.

Однако Леонардо не отступил и попытался возобновить работу, но надежда на завершение произведения окончательно угасла в 1499 году со свержением Моро. Леонардо уехал из Милана, а модель коня была разрушена французскими солдатами, которые выбрали ее в качестве мишени для стрельбы из арбалетов.

Фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в Милане

Одной из главных достопримечательностей Милана, тем, ради чего стоит собственно и приехать в северную столицу Италии, является фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

Ради возможности взглянуть на нее в Милан стремятся миллионы туристов в независимости от сезона.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие

Оригинал фрески находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) на одноименной площади Милана. Церковь была построена в эпоху Возрождения. Она была заказана архитекторам Гвинифорте Солари (Guiniforte Solari) и Донато Браманте (Donato Bramante), доминиканскими монахами.

Фреска «Тайная вечеря» была заказана миланским герцогом Людовико Мария Сфорцо, при дворе у которого Леонардо да Винчи завоевал славу умелого живописца. Художник выполнил полученный заказ в трапезной монастыря в 1495-1497 годах.

Повреждения и реставрации

За время своего более чем полутысячелетнего существования фреска была неоднократно повреждена. И самими доминиканскими монахами, которые отрезали нижнюю часть изображения вместе с ногами Иисуса и ближайших апостолов. И войсками Наполеона, которые превратили церковь в конюшню и бросали камни в головы апостолов. И бомбами союзников, взорвавшимися на крыше во время Второй Мировой войны. После причиненного ущерба благонамеренные реставраторы старались исправить нанесенные повреждения, но результат был не очень хорошим.

Уже в конце 20-го века длительная реставрация удалила все предыдущие неудачные попытки восстановления и исправила причиненный фреске ущерб. Но несмотря на это сегодняшняя «Тайная вечеря» – это лишь тень от шедевра, созданного великим живописцем.

На фото ниже представлена реставрированная копия:

Описание

До сих пор многие ученые-искусствоведы считают «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи величайшим произведением мирового искусства. Даже в эпоху да Винчи фреска считалась его лучшей работой – её приблизительные размеры 880 на 460 см. Выполнена она на сухой штукатурке с помощью толстого слоя яичной темперы. Из-за использования такого непрочного материала фреска начала разрушатся уже где-то через 20 лет после своего создания.

На картине изображен момент, когда Иисус Христос за ужином сообщает своим ученикам, что один из них, Иуда, сидящий вторым по правую руку от Христа, предаст его. На картине Иуда левой рукой тянется к тому же блюду, что и Иисус, а в правой сжимает мешочек с серебром. Для получения жизнеподобия и точности, Леонардо долгое время наблюдал за позами и выражениями лиц своих современников в различных ситуациях. Большинство исследователей творчества Леонардо да Винчи пришли к мнению, что идеальным местом для созерцания картины – это расстояние в 9 метров от нее на высоте 3,5 метров от уровня пола.

Неповторимость «Тайной вечери» состоит в поразительном многообразии и богатстве эмоций изображенных персонажей. Ни одна другая картина на тему тайной вечери даже близко не может сравниться с уникальностью композиции и тонкой прорисовкой деталей с шедевром Леонардо. Могло пройти три-четыре дня, за которые мастер не прикасался к будущему произведению искусства.

А возвращаясь, он часами простаивал перед наброском, рассматривая его и критикуя свою работу.

Благодаря этому каждый персонаж представляет собой не только прекрасный портрет, но и четкий типаж. Каждая деталь продумана и неоднократно взвешена.

Самым сложным для Леонардо при написании картины было найти модели для написания Добра, воплощенного в образе Христа, и Зла, воплощенного в образе Иуды. Существует даже легенда о том, как были найдены идеальные модели для этих образов на великой картине. Однажды живописец попал на выступление церковного хора. И там, в лице одного из юных певчих хора, он увидел прекрасный образ Иисуса. Он пригласил мальчика к себе в мастерскую и выполнил несколько набросков. Спустя три года основная работа над «Тайной вечерей» была почти закончена, а Леонардо так и не нашел подходящей модели для Иуды. А заказчик торопил, требуя скорейшего окончания работы. И вот, предприняв многодневные поиски, художник увидел оборванца, лежащего в сточной канаве. Это был молодой человек, но он был пьян, оборван, и выглядел сильно одряхлевшим. Решив не тратить время на зарисовки, да Винчи попросил привести этого человека прямо в собор. Безвольное тело притащили в храм, и мастер рисовал с него греховность, смотрящую с его лица.

Когда работа была окончена, бродяга пришел в себя и испугано вскрикнул, увидев картину. Оказалось, что он уже видел ее, три года назад. Тогда он был молод и полон мечтаний, и какой-то художник пригласил его позировать для образа Христа. Позже все изменилось, он потерял себя и опустился в жизни.

Может эта легенда говорит нам о том, что добро и зло – это две грани одной монеты. И в жизни все зависит от того в какой момент они встречаются на нашем пути.

Билеты, время работы

Посетители церкви, желающие увидеть «Тайную вечерю», могут попасть внутрь для осмотра лишь группами до 25 человек. Перед входом каждый, в обязательном порядке, должен подвергнуться процедуре удаления загрязнений с одежды, с помощью специальных устройств.

Причем бронь должна быть сразу же оплачена. То есть нельзя оплатить позже заказанное заранее. В зимнее время, когда поток туристов немного спадает, заказать билеты можно за 1-2 месяца до посещения.

Покупать билеты на Вечерю (CENACOLO VINCIANO) выгоднее всего на официальном сайте министерства культуры Италии www.vivaticket.it , который доступен на итальянском и английском, но по факту билетов там никогда нет. По состоянию 2019 год взрослый билет стоит 12 евро + 3,5 евро сбор.

Как купить билеты в последний момент

Как же увидеть знаменитую фреску Леонардо?

Перелопатив весь интернет и проанализировав десятки сайтов-посредников, я могу рекомендовать только один надежный сайт для покупки билетов онлайн «в последний момент» – это www.getyourguide.ru

Заходим в раздел Milan и выбираем билеты стоимостью от 44 евро с англоязычной экскурсией – такие билеты есть в продаже примерно за неделю-две.

Если нужно увидеть Тайную Вечерю срочно, тогда выбирайте вариант за 68 евро с экскурсией по Милану.

Например, 18 августа вечером мне удалось забронировать билеты на 21 августа, в то время, как на официальном сайте ближайшее свободное окно не раньше декабря. Стоимость 2-х билетов с групповой экскурсией по Милану получилась 136 евро.

Время работы: с 8-15 до 19-00 с перерывом с 12-00 до 15-00. В предпраздничные и праздничные же дни церковь работает с 11-30 до 18-30. Выходные – 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Как добраться

Добраться до церкви Санта-Мария-делле-Грацие можно:

  • На трамвае 18 в направлении Magenta, остановка Santa Maria delle Grazie
  • На метро линия M2, остановка Conciliazione или Cadorna

Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо

К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях

Пьеро дель Поллайоло.« Портрет молодой женщины». Около 1470. Фото: Museo Poldi Pezzoli

Пока многие ждут показ Леонардо в Лувре, запланированный на октябрь, выставочный марафон уже стартовал на его родине, главным образом во Флоренции и Милане, где в основном жил и работал художник.

Во Флоренцию юный Леонардо из родного городка Винчи приехал предположительно в 1466 году и поступил в обучение в мастерскую самого знаменитого на тот момент скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо и даже успел написать одного из ангелов на картине своего учителя «Крещение Христа» (около 1475), которая хранится в Галерее Уффици. Сейчас она переместилась в Палаццо Строцци на выставку «Андреа Верроккьо, учитель Леонардо» (до 14 июля), где собрано более 120 произведений Верроккьо и его учеников Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Креди, Перуджино, Луки Синьорелли. Леонардо здесь представлен рисунками, привезенными из коллекции Елизаветы II, и терракотовой «Мадонной с Младенцем» из Музея Виктории и Альберта. Традиционно она считается работой Антонио Росселино, а теперь впервые экспонируется как единственная известная нам ранняя скульптура Леонардо. Дошли до нас и его первые живописные полотна — «Благовещение» (1472–1475) и незаконченное «Поклонение волхвов» (1482) в Галерее Уффици.

Леонардо да Винчи. Штудии ног лошади. Фото: Google_Art_Project

В палаццо Веккьо открыты сразу две выставки. «Леонардо и Флоренция» (до 24 июня) включает 12 листов из Атлантического кодекса Леонардо из миланской Библиотеки Амброзиана и картину «Спаситель» Джан Джакомо Капротти, его любимого ученика, известного по прозвищу Салаи (ит. «дьяволенок»). Вторая выставка — «По следам битвы при Ангиари» (до 12 января 2020) — рассказывает на основе документов и интерактивного визуального ряда о судьбе несохранившегося великого, по свидетельству современников, творения Леонардо. К сожалению, не единственного в его наследии, которое постигла столь печальная участь. История «Битвы при Ангиари» вкратце такова. Вернувшись ненадолго во Флоренцию из Милана, где Леонардо служил при дворе герцога Лодовико Моро из династии Сфорца, художник получил заказ изобразить на стене зала Пятисот в палаццо Веккьо батальную сцену на тему победы флорентийцев над миланцами в 1440 году. Работу Леонардо так и не закончил, вновь уехав в Милан. А сама фреска, которая никак не высыхала и вскоре начала осыпаться (все из-за губительной страсти Леонардо к экспериментам с красками), в 1560-е годы была записана по велению Медичи Джорджо Вазари. Забавно, что и Микеланджело, молодой соперник Леонардо, которому поручили изобразить на противоположной стене «Битву при Кашине», тоже все бросил и уехал в Рим на службу к папе Юлию II. Подготовительный картон Леонардо бесследно исчез, остались лишь копии, самая знаменитая из которых, Рубенса, хранится в Лувре.
Другой флорентийский музей, Галилео Галилея, открывает в мае выставку «Библиотека Леонардо». Выставка «Леонардо и ботаника» откроется осенью в церкви Санта-Мария Новелла (13 сентября — 15 декабря).

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». 1495–1498 Фото: HALTADEFINIZIONE

Но главные события разворачиваются в Милане, где Леонардо провел самые продуктивные 18 лет своей жизни. Изначально на службу к Лодовико Моро его приняли в качестве инженера, устроителя праздников и музыканта, развлекавшего двор виртуозной игрой на серебряной лире собственного изготовления в виде головы лошади. Но вскоре Леонардо стал получать заказы и как художник, создав «Тайную вечерю» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, «Мадонну в скалах», «Портрет музыканта», «Даму с горностаем», «Прекрасную Ферроньеру», «Мадонну Литта», продолжал работать над «Джокондой». Но основной его обязанностью оставалось оформление празднеств в роскошной резиденции герцогов Сфорца, замке Сфорцеско, одной из главных достопримечательностей Милана, где сегодня расположилось несколько музеев.

Спиральный винт для подъема человека в воздух. Современная модель по рисункам Леонардо. Фото: Национальный музей науки и техники

В середине мая здесь открывается выставка «Под сенью Моро» (16 мая — 12 января 2020). Она пройдет в так называемом Дощатом зале, где на стенах и потолке сохранились росписи Леонардо и его учеников, изображающие переплетенные ветви деревьев. В 2013 году здесь начались реставрационные работы, на стенах были расчищены фрагменты монохромных набросков с пейзажами — возможно, самого Леонардо. Сейчас реставрационные леса убрали, и теперь этими рисунками можно любоваться вблизи, параллельно проясняя для себя при помощи мультимедийного гида всю грандиозность замысла мастера в украшении этого зала.

Дальше можно отправиться в Палаццо Реале, где проходит выставка «Волшебный мир природы» (до 14 июля), включившая 20 картин художников эпохи Леонардо на тему флоры и фауны Ломбардии. А в октябре сюда же привезут редчайший экспонат из Музеев Ватикана — копию «Тайной вечери», вытканную шелком и серебром в 1505–1510 годах для Луизы Савойской и герцога Франциска Ангулемского, будущего короля Франциска I. Гобелен долго реставрировали и покажут широкой публике впервые.

Леонардо да Винчи (?).«Мадонна с Младенцем».1460-е гг. Фото: VICTORIA AND ALBERT MUSEUM

Подготовилась к юбилею и Пинакотека Амброзиана, открыв для посетителей зал Леонардо с великолепной фреской «Коронация терновым венком» Бернардино Луини, его самого знаменитого последователя, и «Портретом музыканта» самого Леонардо из собрания музея. А Библиотека Амброзиана, где хранится Атлантический кодекс, поэтапно, из-за хрупкого состояния, показывает отдельные его листы, разведя их по темам: «Секреты Атлантического кодекса. Леонардо в Амброзиане» (до 16 июня), «Листы из Атлантического кодекса французского периода» (18 июня — 15 сентября) и «Леонардо и его наследие. Художники и техники» (17 сентября — 12 января 2020).

Свой вклад в торжества решили внести и главные музеи искусства XIX–XX веков и современного искусства. Например, Музей Новеченто показывает выставку «Лучо Фонтана. Оммаж Леонардо» (14 июня — 15 сентября).

Питер Пауль Рубенс. «Битва при Ангиари». Около 1603. Копия с подготовительного картона Леонардо. Фото: WIKIPEDIA COMMONS

Но и это далеко не полная программа юбилейных торжеств в Милане. Ненадолго отвлекшись от музеев, можно для разнообразия прогуляться по «леонардовским местам» в Милане и его окрестностях, вооружившись мобильным приложением Leonardo Around. Мест этих предостаточно, некоторые из них совершенно удивительные, как, к примеру, «Виноградник Леонардо».

В двух шагах от церкви Санта-Мария делле Грацие расположен ренессансный палаццо Каза дельи Ателлани. История гласит, что в 1498 году, когда Леонардо уже заканчивал работу над «Тайной вечерей», герцог подарил ему виноградник, который просуществовал несколько веков, окончательно исчезнув после бомбардировок Милана в 1943 году. Но три года назад на предполагаемом месте виноградника начали археологические раскопки и обнаружили чудом уцелевшие корни «леонардовских» кустов, идентифицированных по анализу ДНК. Виноградник воссоздали, он теперь открыт для посещения, и, прогуливаясь по нему, можно живо представить, как здесь гулял Леонардо, ненадолго отвлекаясь от работы над «Тайной вечерей».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector