Легендарный лабиринт кносского дворца сообщение

Кносский дворец: загадочный лабиринт минотавра

Рассматривая популярные достопримечательности Крита, можно выделить Лабиринт Минотавра, где когда-то жил легендарный Минотавр. Посетить величественный Кносский дворец можно самостоятельно, а к нему ведет автобан, проложенный вдоль северного побережья острова. Руины древнейшего дворцового комплекса находятся на пятикилометровом удалении от Ираклиона, являющегося столицей Крита. Согласно античным легендам, строительством дворца занимался величайший скульптор и архитектор по имени Дедал, изгнанный из Афин и любезно принятый критским царем Миносом.

На территории дворцового комплекса мастер построил уникальный Лабиринт, где грозный правитель прятал Минотавра — чудовище, рожденное его супругой от быка Посейдона. Многие города, расположенные на Средиземноморском побережье, были вынуждены отправлять на Крит страшную дань — по семь молодых девушек и юношей, и они приносились в жертву Минотавру. Это продолжалось в течение столетий, пока легендарный Тесей не победил Минотавра и не выбрался с территории острова.

Когда греческие историки записывали данную легенду, Кносский дворец уже в течение нескольких тысячелетий лежал в руинах, и потому его существование подвергалось сомнению. Лишь в XIX столетии археологу Артуру Эвансу удалось отыскать остатки древнего архитектурного комплекса и окружающего его города. Кносский дворец состоял из сотен комнат, просторных залов и открытых террас, которые соединялись между собой при помощи бесконечных галерей. Рядом находится огромный амфитеатр для кровавых представлений и арена, где проводились бои быков.

Стены здания украшены уникальными фресками, где изображены ритуальные процессии, широкоплечие фигуры с тонкими талиями, травы, деревья и цветущие крокусы. Наибольший интерес у путешественников вызывает Лабиринт Минотавра, но как он выглядел в эпоху мифического Тесея, не знает никто. Некоторые отождествляют его с сами дворцом из-за большого количества и беспорядочного расположения помещений. Существует версия, что описанные в мифе переплетающиеся между собой коридоры расположены в городах, на удалении от Кносса, и представляют собой причудливые пещеры природного происхождения.

Мифы являются одной из форм постижения пра – Знания. Нам они стали известны благодаря гениальным поэмам Гомера “Илиада” и “Одиссея”, поэмы Овидия “Метаморфозы”. Создавая свои поэмы в IX – VII веках до н.э., они использовали творчество своих предшественников второй половины второго тысячелетия до нашей эры. Именно от туда, из седой древности, дошел до нас миф о Дедале. Великий художник, скульптор и зодчий Афин, Дедал (сын Эрехтея) высекал из мрамора статуи, которые казались живыми. Он считался изобретателем топора, бурава и других инструментов. Ученик Дедала, его племянник Тал, уже в юном возрасте поражал всех своим талантом и изобретательностью. Завидуя Талу, дядя решил его тайно убить. Однажды, стоя на краю скалы вместе с племянником, Дедал столкнул его вниз на острые камни. При попытке тайного захоронения тела Дедала застали афиняне и его присудили к смертной казни. Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит под покровительство могучего царя Миноса. Царь с удовольствием принял известного архитектора и скульптора.

Среди множества удивительных произведений Дедала, созданных в неволе, самым значительным является дворец Лабиринт. Киосский дворец представлял собой такое сложное нагромождение сотен комнат и коридоров, что найти выход из него казалось невозможным. Но известность Дедалу принесли не его гениальные сооружения, а попытка бегства из критской неволи. На крыльях, изготовленных Дедалом из перьев и воска, он вместе с сыном Икаром улетел с Крита. Во время полета Икар, поднявшись близко к солнцу, потерял крылья и разбился в волнах моря. Сам Дедал благополучно добрался до Сицилии, где и прожил почти до самой смерти.

Миф повествует, что в построенном Дедале дворце, царь Минос скрывал тайну своей неверной жены Пасифаи. Воспылав страстью к священному белому быку, она родила чудовище Минотавра. Выстроенный Дедалом Лабиринт, надежно спрятал полубыка — получеловека, который не мог найти выход из недр замка.

Согласно условию заключенного мирного договора, один раз в семь лет афиняне присылали Минотавру жертвоприношения. Дважды афиняне присылали семь юношей и семь девушек, выбираемых из афинского народа.. Так было уже дважды, но в третий раз Тесей, сын Эгея, решил избавить афинский народ от такого позорного мира И когда наступил очередной срок жертвоприношения он отправился добровольно в Лабиринт, чтобы сразиться с чудовищем. Победив Минотавра, выход Тесей нашел благодаря нити, которую ему дала дочь царя Ариадна.

Миф, рассказывающий о Минотавре, долгое время считался красивой сказкой. Несмотря на предания о прекрасном дворце, который уже перестал существовать уже во времена древних греков, исторические документы, подтверждающие его существование, отсутствовали, И так продолжалось до тех пор, пока английский археолог, сэр Артур Эвантс начав раскопки на острове, превратил миф в реальность. Прибыв на остров в поисках загадочного иероглифического письма на печатях, происхождение которых приписывалось Спарте или Криту Эванс не собирался задержаться здесь больше чем на неделю. Однако, прогуливаясь по городу Гераклиону, он обратил внимание на холм Кефал. Его опытному взгляду холм показался насыпью, скрывающим старый город.

Раскопки, проводившиеся почти 30 лет, открыли дворец, который по площади равен городу. Сгруппированные вокруг большого внутреннего двора, они представляют собой целые комплексы построек. Соединенные между собой лестницами и коридорами, в некоторых случаях уходящие глубоко под землю, они расположены на разных уровнях и очень причудливо. Особую таинственность помещениям дворца создают разная степень освещенности комнат – от полумрака до яркого освещения.

Но главной заслугой Эванса является открытие величайшей древней культуры, названной им минойской. Расчищенные Эвансом со своими помощниками настенные росписи Кносского дворца проявили изображения элегантных дам в изысканных туалетах, с замысловатыми прическами, накрашенными губами и кокетливыми улыбками. Их внешний вид, туалеты очень напоминали парижанок, придворных дам с их пышными кринолинами, открытыми декольте, изящными фигурами и красивыми тонкими лицами.

Изображение юношей, прогуливающихся по площадям, так напоминающим французские, с их фонтанами и великолепными цветочными клумбами, также вызывали удивление. Они не охотятся, не воюют, а проводят время в приятном ничего неделании или играми с быками. Непонятно происхождение богатых орнаментов на критских вазах и фризах дворцов, сохранивших карминные, лазурные, смарагдовые и коричневые краски в первозданном виде.

По мнению английского археолога, дворец Минотавра был разрушен в 1700 году до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин. Последующее землетрясение и наводнение довершили разрушение дворца. Киосский дворец создавался в течение нескольких столетий во втором тысячелетии до нашей эры. Громадный город-дворец, состоящий из 1100 комнат, насчитывал пять этажей. Уникальная канализационная и водопроводная системы, освещение и проветривание помещений, обеспечило комфортное проживание его обитателей. Не смотря на наличие элементов египетского и древнегреческого зодчества, архитектурный стиль дворца поистине уникален. Колоны, получившие название “иррациональных”, в отличии от всех остальных к низу не расширялись, а ссужались. С первого взгляда, нагромождения бесчисленных комнат, залов, переходов, двориков Лабиринта создают впечатление хаотичности. На самом деле, в строительстве дворца Дедал руководствовался единым замыслом – передать понятие бесконечности времени по средством сложнейшей архитектурно – художественной композиции. Здесь нет привычной дворцовой анфилады, когда все комнаты находятся на одной центральной оси. Изогнутые коридоры и переходы дворца открывают все новые и неожиданные формы пространства с каждым новым помещением. И снаружи Лабиринт выглядит не обычно, служа как бы продолжением сплетения узких, кривых улочек города. От города его не отделяют ни стены, ни пространство площадей. Стены покоев Миноса сияют великолепием фресок, яркость красок которых поражает и через 37 веков после их создания. На стенах “тронного зала” Киосского дворца повсюду изображения грифонов – мифических существ с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Изображенные в окружении цветущих линий, они производят впечатление беспечных обитателей райского сада, совершенно ручных декоративных существ. С грифоном, обладающим длинной лебединой шеей, украшенный на конце завитком поднятым львиным хвостом очень приятно играть и резвиться на лугу.

На многочисленных фресках, скульптурах, рельефах среди изображений людей, диких животных и птиц, китов и дельфинов, образ быка встречается с завидным постоянством. Изделия из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы, сосуды и кольца – везде было изображение быка в разных видах. Церемониальные возлияния проводились из сосудов, по форме напоминающие бычьи рога. Алтарь так же украшался рогами.

Легенда о Минотавре получила документальное подтверждение. Культ быка был очень распространен на острове. Скорее всего, он пришел на Крит вместе с переселенцами ближневосточной цивилизации. Поразительно, что среди множества критских построек не обнаружили ничего, даже, отдаленно напоминающих храм. Вероятнее всего на Крите не было основного, подчиняющего своему влиянию все население, религиозного воззрения. Первые ростки этой древнейшей цивилизации прослеживаются на рубеже IV – III тысячелетия до нашей эры, когда начали строить первые поселения. Изображение скрещенных двух топориков при входе в дворец, на стенах многих его помещений, историки связывают с культом Зевса. Ведь в пещере, где согласно преданию родился Зевс, также были обнаружены изображения двухстороннего топорика. По-гречески двойная секира с острием называлась “лабрис” и неграмотные греки именно по этой причине назвали дворец царя Миноса – Лабиринтом.

При раскопках дворца были обнаружены около двух тысяч глиняных табличек с критскими письменами. На сегодняшний день удалось расшифровать более молодую письменность (линейное письмо Б). Но более старая письменность, так называемое линейное письмо А, не поддается расшифровке даже с использованием современных компьютерных технологий. Остается тайною за семью печатями истоки культуры древнего Крита, его политическое устройство и религия, которая не знала храмов.

Кносский дворец – лабиринт Минотавра

Из мифа о Дедале по поэме Овидия «Метаморфозы»

«Величайший художник, скульптор и зодчий Афин – Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выход. В этом дворце Минос заключил сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовища с телом человека и головой быка».

Я в Кносском дворце

Кносс — древний город на острове Крит (около Ираклиона) — главный город острова во времена минойской цивилизации. В греческой мифологии Кносс связывается с именем легендарного критского царя Миноса. По легенде, в его окрестностях находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр.

Раскопки Кносса продолжаются с перерывами до сегодняшнего дня, а их результаты относятся к числу самых значимых в мировой археологии. Открытие легендарного Кносского дворца принадлежит британскому археологу Артуру Джону Эвансу. Начав раскопки Кносса в 1900 году, Артур Эванс открыл культуру, которую назвал по имени царя Миносаминойской. От минойской культуры произошла культура материковой Греции, существовавшая в течение значительного периода во II тысячелетии до н.э.

Согласно Эвансу, территория Греции являлась всего лишь критской колонией. Британские археологи нашли среди развалин Кносского дворца большое количество письменных документов, что позволило Эвансу выделить среди этих памятников письменности три различные связанные между собой системы письма: иероглифическое (пиктографическое, рисуночное) и так называемые линейное письмо А и линейное письмо Б.

Линейными они названы потому, что в отличие от иероглифики (знаки которой имели форму пластически выполненных изображений) здесь знаки изображались только посредством контурных линий.

Уникальным памятником письма минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы, является фестский диск, выставленный в Археологическом музее Ираклиона.

Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Фестский диск является древнейшим, известным науке печатным текстом, условная датировка его – 1700 год до н.э. До настоящего времени фестский диск не дешифрован.

Кносский дворец, появившийся в ходе раскопок Эванса, открыл миру критскую культуру, следы которой после 3,5 тысяч лет «молчания» свидетельствовали о существовании в древние времена огромного города, принадлежавшего высокоразвитой цивилизации Эгеиды.

Кносский дворец представляет собой архитектурный памятник совершенно иного характера, чем открытые Шлиманом Микены и Тиринф. Кносский дворец никогда не имел каких-либо оборонительных сооружений. Комплекс его строений концентрировался вокруг центрального двора. Это был гигантский 5-ти этажный дворец — лабиринт с огромным количеством помещений и переходов. Первоначально слово «лабиринт» было производным от критского слова «лабрис», обозначавшего двойную секиру — символ политического могущества Кносса, с различными изображениями которого археологи встретились во многих помещениях дворца. Приезжим с материка этот «лабиринт» («дом двойной секиры») представлялся сооружением столь запутанным, что его название стало в греческом языке словом, обозначающим место блужданий.

Многовековое развитие, хотя и нарушаемое время от времени естественными катастрофами, позволило Криту превратиться в процветающую средиземноморскую державу первостепенного значения, соперничавшую в культурном и экономическом плане с обоими главными центрами цивилизации того времени — Египтом и Месопотамией.

В 1645 до н.э. — 1500 до н.э. (по разным оценкам) происходит извержение вулкана Санторин в Эгейском море. В результате извержения кратер вулкана «провалился» и образовалась огромная кальдера (воронка). После заполнения жерла вулкана водой, произошло её испарение и огромной силы взрыв, вызвавший цунами высотой от 100 до 200 метров. Гигантская волна-цунами снесла на своем пути все гавани и затопила обширные районы Средиземноморского побережья.

Именно в это время на Крите происходит внезапное разрушение почти всех значительных центров минойской культуры. Судя по археологическим и геологическим данным, извержение Санторина совпадает по времени с гибелью крито-минойской цивилизации.

При этом полная и окончательная гибель критской цивилизации не была следствием землетрясения и гигантской цунами, обрушившейся на города северного Крита. Подобные бедствия не могли уничтожить цивилизацию на всей территории острова. Исследователи полагают, что причина полной гибели крито-минойской цивилизации была иной. Тонны пепла, выброшенного вулканом Санторин на 200 — 1000 км, были занесены ветром в центральную и восточную части Крита и сделали невозможным произрастание растительности на острове в течение десятков лет. Проведенные возле побережья Крита глубинные исследования обнаружили на морском дне пласты пепла от извержения вулкана, слой которого мог составлять в центральной части Крита около 20 см, а на востоке острова — 1 метр. Первая на территории Европы великая цивилизация канула в забвение.

Ахейцы добились господства над Кноссом, не прибегая к разрушительному военному вторжению, а лишь в результате ослабления политического и экономического могущества Крита, вызванного извержением вулкана Санторин. Около 1450 г. до н.э. ахейцы заняли огромный Кносский дворец — лабиринт, насчитывавший около тысяч помещений, который продолжал сохранять свою прежнюю планировку с широким внутренним двором, великолепными переходами и лестницами, обширным комплексом разнообразных сооружений, в том числе и четырехэтажных, а также изумительные фресковые росписи и технически совершенные бытовые удобства.

Утвердившись в Кноссе, ахейцы во второй половине XV в. до н.э. овладели значительной частью Крита и оставались хозяевами Кносского дворца вплоть до его окончательного разрушения. Кносс являлся самым значительным центром микенской культуры за пределами материковой Греции. Около 1380 г. до н.э. вследствие еще не выясненных обстоятельств, уже микенский Кносс — древний город критских царей окончательно исчезает из мировой истории.

Упадок Кносса около 1380 г. до н.э. имел ряд других последствий. Хотя за 70 лет до этой даты Кносс стал ахейским, древние критские традиции сохранялись здесь позднее, и продолжали в значительной степени оказывать влияние на материковую Грецию, которая представляла собой область, зависимую от Крита в культурном и политическом отношении. Эту точку зрения подтверждают и некоторые античные источники, главным образом мифологические.

Вспомним легенду об афинском царевиче Тесее. Согласно мифу, в Аттике был убит сын Миноса Андрогей, за что афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек «в жертву» кносскому чудовищу с туловищем человека и головой быка – Минотавру. Находясь в числе семи афинских юношей, Тесей с помощью кносской царевны Ариадны убил в Лабиринте Минотавра и освободил Афины от позорной зависимости от Кносса. Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину и стал действительным основателем Афин. С Тесея началась в XI веке великая история Аттики.

«Он воздвиг единый, общий для всех пританеи и дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами»

Мистерии Кносского Лабиринта

Кносский царь-жрец, носивший титул «минос», каждые девять лет ожидал из Аттики семь юношей и семь девушек, которых присылали «в жертву» быку Минотавру из Кносского Лабиринта. Исследователи полагают, что «жертвоприношение» значило посвящение молодых людей знатного происхождения в мистерии Кносского Лабиринта.

О Кносских мистериях Плутарх писал так: «царь назначал состязания, где его военачальник Тавр («бык») должен был выступить против Тесея. И потому только, что Тесей победил, Минос отпустил всех четырнадцать юношей и девушек на родину».

О древних мистериях в Лабиринте свидетельствует сохранившаяся в Кносском дворце фреска, изображающая упомянутое Плутархом состязание, а также традиционное графическое представление Лабиринта в виде спиральной площадки для танцев.

Посвящение начиналось в день Афродиты (24 апреля). Тесей был предводителем четырнадцати аттических «жертв» Минотавру. Мистерии в Лабиринте начинались вечером игрой с быком во дворе Кносского дворца. Игра с быком требовала мастерства, решимости и ловкости. Все оккультное происходило ночью в Лабиринте, на окруженной высокой стеной круглой площадке. По преданиям, Лабиринт состоял из двух спиральных витков и круглой, открытой сверху центральной площадки.

Участники мистерий входили в Лабиринт через узкую низкую дверцу, с опущенной головой, в согнутом положении, двигаясь в танце задом наперед и держась за вымазанный кровью канат, который с силой тянул впереди идущий мистагог (жрец, посвящавший в таинства во время мистерии). Этот канат был «красной нитью» Ариадны. В наружном витке мистов (посвящаемых) ожидали подручные в звериных масках, главным образом «волки», и отнимали у них еду и одежду. Танец — прыжки с высоко вскинутыми коленями, продолжался под звериный рев и волчий вой.

Так проходила подготовка к метаморфозам. Затем жрица Кносса в подземном святилище принимала каждого миста отдельно, окуривая его благовониями. Посвященные проходили через различные состояния сознания. Каждый рассказывал, что видел, слышал и пережил в Лабиринте. На память или в знак участия жрица одаривала каждого посвященного кносскими бычьими рогами или изображением Минотавра. Тесей получил статуэтку Афродиты. Этим и завершались мистерии Кносского Лабиринта.

Кносский дворец и лабиринт Минотавра на острове Крит

Загадочный и таинственный Крит: предыстория

Культура древнего Крита овеяна многочисленными мифами и тайнами. Так древние греки считали, что остров был родиной верховного бога Зевса. Затем Громовержец отдал земли своему сыну Миносу – одному из самых могущественных правителей древности. Здесь же, согласно легендам, находился лабиринт, выстроенный по повелению Миноса мифическим строителем Дедалом.

О настоящей истории Крита заговорили только в начале XX в., когда были открыты сенсационные археологические памятки и артефакты, в результате чего стало известно о существовании государственности, возникшей задолго до Древнегреческой.

В 1900 г. британский археолог Артур Эванс приступил к раскопкам близ Кноса. Первые же проникновения в культурный слой почвы открыли взору исследователей доказательства существования на этих землях поселений. А уже спустя две недели взору ученых предстали останки строений, занимавших площадь 2,5 га. Своими очертаниями они напоминали лабиринт.

Обилие комнат и залов со множеством дверей и сложной схемой коридоров даже в разрушенном состоянии могли запутать кого угодно. Все это навело ряд исследователей на мысль о том, что найденный Кносский дворец принадлежал когда-то полумифическому царю Миносу, отцу Ариадны и хозяину ужасного существа Минотавра.

Так была открыта цивилизация, получившая в современной истории название «крито-микенская».

Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство

Многие, кто видел Кносский дворец воочию, утверждают, что именно он тот самый легендарный лабиринт Минотавра, оживший из мифов.

Очевидцев не смущает и то, что лабиринт на Крите был выстроен много позже, чем родился сам миф. И это неслучайно, впечатляющая архитектура и масштабы строения наводят на эту мысль.

Кносский дворец по своим габаритам превосходил Ватикан и Версаль. Выстроенное на прочном фундаменте здание имело сложную систему ходов.

Дворец представлял собой своеобразное здание-государство с различными многоуровневыми постройками, соединенными бесчисленными лестницами и переходами.

Здесь было несколько внутренних дворов и строений, театр и летняя резиденция царя, храмы, склады и даже внутренние сады. При всем этом многообразии, Кносский дворец не являл собой хаотичное нагромождение, а имел четко задуманный архитектурный план, не имеющей больше аналогов в мире.

Кносский дворец отличался великолепным декором с художественной росписью и фресками со сложной композицией. Артефакты, найденные во время раскопок, свидетельствуют о роскоши обстановки.

Так до нашего времени дошли обломки мебели и элементы убранства: золотые вазы и светильники, позолоченные статуэтки богов. В кладовых были найдены доспехи инкрустированные драгоценными камнями. В комнатах – женские украшения.

Сохранившиеся настенные росписи дают представление о ценностях и идеалах ушедшей цивилизации. Здесь можно найти представления минойцев о мироздании и богах. Ко всему прочему, настенные сюжеты позволили установить материальную культуру ушедшей цивилизации: традиционную одежду, предметы быта, род занятий и т.п.

Почему был разрушен Кносский дворец?

Нет точной информации о «гибели» Кносского дворца. Существует версия, что он был разрушен во время землетрясения, и был покинут людьми.

Возможно, также, что он был похоронен под действием вулканической лавы, накрывшей его во время извержения вулкана, в пользу чего свидетельствуют обнаруженные во время раскопок трупы людей и животных.

И совсем мифическая версия – жители Кносса это представители Атлантиды.

Миф о Тесее и Минотавре

Один из известных древнегреческих мифов гласит, что когда-то на острове Крит обитало страшное существо – минотавр – чудовище с телом человека и головой быка.

Он явился плодом порочной связи жены критского правителя Миноса Пасифаи с быком. Чтобы скрыть следы неверности своей супруги, Минос приказал Дедалу выстроить лабиринт, в который и поместил чудовище.

После того как на соревнованиях в Афинах погиб сын Миноса Андрогей, разгневанный правитель Крита, потребовал с афинян страшную дань – каждые 9 лет 7 девушек и 7 юношей прибывали на остров на корабле. Все они в знак наказания отправлялись в лабиринт, где либо погибали, так и не сумев выбраться из лабиринта, либо были разорваны свирепым монстром, охранявшим подземные владения.

Третья ужасная дань от Афин увозила на остров Крит и сына правителя Афин – Тесея. Юноша упросил своего отца Эгея отпустить его вместе с молодыми людьми в надежде победить чудовище и прервать цепь ужасной дани. Так под черными парусами – символом траура – отправилась очередная группа страшного жертвоприношения. Однако Тесей заверил своего отца, что он вернется живым, и о своей победе возвестит белыми парусами.

Согласно мифу в Тесея влюбилась дочь правителя Крита прекрасная Ариадна. Чтобы спасти возлюбленного, она придумала хитроумный план – тайно передала ему нож для убийства Минотавра и клубок ниток, по которой герой и его спутники смогли бы выбраться из лабиринта.

План удался – монстр был побежден, а молодые люди отправились к себе на родину. За возлюбленным последовала и Ариадна. Однако Тесей вынужден был отказаться от девушки, потому как она предназначалась в жены богу Дионису.

Опечаленный разлукой, юноша забыл поменять паруса, и корабль вошел в гавань Афин под черным стягом. Увидев это, обезумевший от горя Эгей, решив, что его сын погиб, бросился со скалы в море. С тех пор оно и стало именоваться Эгейским.

Лабиринт минотавра: вымысел и правда

Возникновение легенды о Минотавре имеет историческую основу. На Крите издревле почитался культ быка. Считалось, что он правил подземным царством и в гневе сотрясал земную твердь, приводя ее в колебание. Именно так островитяне объясняли частные землетрясения.

Остров Крит, имеющий вулканическое происхождение постоянно подвергался земным толчкам. В пользу этой версии говорят и многочисленные находки керамики, изображения на стенах и фресках, где главным героем является бык. Чтобы умилостивить гнев подземного бога, критяне приносили ему человеческие жертвы. Так имеется информация о существовании в древне критском культовом ритуале – танце с быками.

В данном священнодействии участвовали таврополы – девушки и юноши, прошедшие специальное обучение. Вся их жизнь посвящалась овладению священным танцем, чтобы потом в возрасте 14 – 15 лет быть принесенными в жертву подземному богу во время кровавого «веселья» с быками.

В то же время критяне отождествляли лабиринт с жизненным путем – здесь есть начало и конец, свои дороги, выбор направления и тупики. Ко всему прочему лабиринт был символом борьбы светлых сил с темными началами.

Таким образом, лабиринт был овеян своеобразным сакральным смыслом. Неслучайно критские строители обустраивали все храмы по подобию лабиринта.

Фрески Кносского дворца

Фрески Кносского дворца с изящными рисунками минойской культуры живописно декорируют стены. Основные цвета, используемые древними художниками-декораторами – бирюзовый, оранжевый, черный и ярко-красный.

Искусно и детализировано множество фресок с изображениями девушек, которые прыгают через быка, красивых юношей, «Принца с лилией», «Носителя ритона».

К сожалению, туристам нет допуска во многие комнаты, имеющие красивейшие изображения. Тронный зал украшен росписью красно-белых оттенков, с нарисованными грациозными грифами, охраняющими трон правителя Кносса. Стены помещений над тронным залом украшены копиями найденных фресок («Зал Фресок») с прекрасными изображениями «Голубая птица», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Собиратель шафрана», «Игра с быками» и многие другие. Оригиналы фресок хранятся в музее Ираклиона.

Особый интерес вызывает мегарон царицы Кносса. В купальне обнаружены части глиняной ванны. На стенах дворца периодически появляется изображение лаброса – это знак лабиринта, что очередной раз наталкивает на мысль о том, что именно Кносский дворец – и есть секретный лабиринт Минотавра из мифов Древней Греции.

Кносский дворец – главная туристическая достопримечательность Крита

Сходство Кносского дворца с лабиринтом сделало его самой популярной археологической достопримечательностью среди туристов. Во всех путеводителях отмечено его второе название – «Лабиринт Минотавра».

Существует также легенда, что настоящий лабиринт, выстроенный для Минотавра, скрыт под горами. Он представляет собой разветвленную сеть причудливых пещер и очертаний. Местные жители утверждают, что в нем и по сей день обитают странные существа.

Привлекательность Кносского дворца заключается еще и в том, что еще во время раскопок параллельно велась работа по его восстановлению. Таким образом, перед туристами предстают не просто руины, а реконструированные помещения «лабиринта». Но в то же время, проведенные восстановительные работы не позволяют обычному туристу определить, где находятся настоящие останки дворца, а где всего лишь интерпретация.

Где находится Кносский дворец?

Кносский дворец расположен вблизи критской столицы Ираклион. В сторону дворца постоянно курсируют автобусы. Таким образом, путь до главной достопримечательности острова занимает совсем немного времени.

Стоимость посещения Лабиринта Минотавра

Посещение «лабиринт» для взрослых обойдется в 6 евро, для детей – 3 евро. Музей-дворец работает круглый год. В период туристического пика – с июля по октябрь – он открыт с 8 до 19 часов. В остальное время – с 8 до 15. Поблизости с дворцом расположены многочисленные сувенирные лавочки, где каждый желающий может приобрести памятный подарок.

Советы: как сэкономить на экскурсии к Кносскому дворцу?

Безмятежно стоит Кносский дворец, буквально на окраине столицы острова Крит Ираклиона. Всего в 4 километрах от великолепных пляжей и популярной зоны отдыха, поэтому добраться сюда достаточно просто.

Приобретая экскурсию с гидом до Кносского дворца можно переплатить в 3-5 раз, средняя цена у туроператора – 50 евро, у уличного гида – 35 евро. Заметьте, вход в сам музейный комплекс не входит в стоимость экскурсионного предложения.

Но здесь есть и свои положительные моменты – комфортабельный автобус и грамотный гид.

Для тех, кто хочет самостоятельно посетить музейный комплекс и сэкономить средства может воспользоваться общественным автобусом. До Кносского дворца каждые 10-15 минут отправляются автобусы с автовокзала Ираклиона и гостиницы Астория (автобус №2). Поездка длится недолго – около 20 минут.

Между автобусами есть отличия: зеленые автобусы – междугородние, синие – городские. Для поездки к Кносскому дворцу отправляется синий автобус, стоимостью 1,5 евро в один конец (конечная остановка). Билет на автобус необходимо покупать в автомате, расположенном на остановке.

Тем, кто арендовал автомобиль, около дворцового комплекса имеется бесплатная парковка и множество указателей как добраться, которые впрочем и не требуются, т.к. практически все арендуемые автомобили Крита снабжены навигаторами с картами достопримечательностей острова.

Стоимость посещения

Стоимость посещения дворцового комплекса – 6 евро, детям до 5 лет – бесплатно, льготным категориям, детям 5-12 лет – 3 евро. Советуем приобрести «двойной билет» по цене 10 евро для взрослого, который является также билетом в познавательный и интересный Ираклионский Археологический музей (детям до 5 лет также вход бесплатный).

Лучшее время для посещения

Посещение в Кносский дворец в наибольшие туристические месяцы (с апреля по октябрь) возможно с 8-00 до 19-00 по будням (по выходным вход до 15-00); а с марта по ноябрь с 8-00 до 15-00. Толпы туристов можно избежать, если посетить дворцовый комплекс с самого утра или ближе к закрытию музея. Час-два на посещение музейного комплекса вполне достаточно.

Бесплатный вход

Как и во многих греческих музеях и Акрополе, на Крите есть особенные дни для туристов, где вход во многие музейные комплексы бесплатный. Это касается и посещения Кносского дворца. Итак, это дни – 18 мая, 5 июня, 15 августа, 27 сентября и последние выходные сентября.

Перед поездкой желательно подготовится и изучить карту Дворцового комплекса. Кносский дворец расположен на вершине холма, поэтому практически постоянно обдувается горячим ветром и открыт жарким лучам солнца. Необходимо одевать головные уборы и брать питьевую воду. Сувенирную продукцию все же лучше покупать в Ираклионе, где она будет стоить в разы дешевле.

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 61

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей

Факты которые могут подтверждать существование тайного правительства

Крест

Все авторские статьи

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Загадки цивилизаций
  • Кносский дворец – лабиринт Минотавра

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Кносский дворец – лабиринт Минотавра

Из мифа о Дедале по поэме Овидия «Метаморфозы»:

«Величайший художник, скульптор и зодчий Афин – Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что, раз войдя в него, невозможно было найти выход. В этом дворце Минос заключил сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовища с телом человека и головой быка».Пражская весна.

Кносс — древний город на острове Крит (около Ираклиона) — главный город острова во времена минойской цивилизации. В греческой мифологии Кносс связывается с именем легендарного критского царя Миноса. По легенде, в его окрестностях находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр.

Раскопки Кносса продолжаются с перерывами до сегодняшнего дня, а их результаты относятся к числу самых значимых в мировой археологии. Открытие легендарного Кносского дворца принадлежит британскому археологу Артуру Джону Эвансу. Начав раскопки Кносса в 1900 году, Артур Эванс открыл культуру, которую назвал по имени царя Миноса – минойской. От минойской культуры произошла культура материковой Греции, существовавшая в течение значительного периода во II тысячелетии до н.э.

Согласно Эвансу, территория Греции являлась всего лишь критской колонией. Британские археологи нашли среди развалин Кносского дворца большое количество письменных документов, что позволило Эвансу выделить среди этих памятников письменности три различные связанные между собой системы письма: иероглифическое (пиктографическое, рисуночное) и так называемые линейное письмо А и линейное письмо Б.

Линейными они названы потому, что в отличие от иероглифики (знаки которой имели форму пластически выполненных изображений) здесь знаки изображались только посредством контурных линий.

Уникальным памятником письма минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы, является фестский диск, выставленный в Археологическом музее Ираклиона.

Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Фестский диск является древнейшим, известным науке печатным текстом, условная датировка его – 1700 год до н.э. До настоящего времени фестский диск не дешифрован.

Кносский дворец, появившийся в ходе раскопок Эванса, открыл миру критскую культуру, следы которой после 3,5 тысяч лет «молчания» свидетельствовали о существовании в древние времена огромного города, принадлежавшего высокоразвитой цивилизации Эгеиды.

Кносский дворец представляет собой архитектурный памятник совершенно иного характера, чем открытые Шлиманом Микены и Тиринф. Кносский дворец никогда не имел каких-либо оборонительных сооружений. Комплекс его строений концентрировался вокруг центрального двора. Это был гигантский 5-ти этажный дворец — лабиринт с огромным количеством помещений и переходов. Первоначально слово «лабиринт» было производным от критского слова «лабрис», обозначавшего двойную секиру — символ политического могущества Кносса, с различными изображениями которого археологи встретились во многих помещениях дворца. Приезжим с материка этот «лабиринт» («дом двойной секиры») представлялся сооружением столь запутанным, что его название стало в греческом языке словом, обозначающим место блужданий.

Многовековое развитие, хотя и нарушаемое время от времени естественными катастрофами, позволило Криту превратиться в процветающую средиземноморскую державу первостепенного значения, соперничавшую в культурном и экономическом плане с обоими главными центрами цивилизации того времени — Египтом и Месопотамией.

В 1645 до н.э. — 1500 до н.э. (по разным оценкам) происходит извержение вулкана Санторин в Эгейском море. В результате извержения кратер вулкана «провалился» и образовалась огромная кальдера (воронка). После заполнения жерла вулкана водой, произошло её испарение и огромной силы взрыв, вызвавший цунами высотой от 100 до 200 метров. Гигантская волна-цунами снесла на своем пути все гавани и затопила обширные районы Средиземноморского побережья.

Именно в это время на Крите происходит внезапное разрушение почти всех значительных центров минойской культуры. Судя по археологическим и геологическим данным, извержение Санторина совпадает по времени с гибелью крито-минойской цивилизации.

При этом полная и окончательная гибель критской цивилизации не была следствием землетрясения и гигантской цунами, обрушившейся на города северного Крита. Подобные бедствия не могли уничтожить цивилизацию на всей территории острова. Исследователи полагают, что причина полной гибели крито-минойской цивилизации была иной. Тонны пепла, выброшенного вулканом Санторин на 200 — 1000 км, были занесены ветром в центральную и восточную части Крита и сделали невозможным произрастание растительности на острове в течение десятков лет. Проведенные возле побережья Крита глубинные исследования обнаружили на морском дне пласты пепла от извержения вулкана, слой которого мог составлять в центральной части Крита около 20 см, а на востоке острова — 1 метр. Первая на территории Европы великая цивилизация канула в забвение.

Ахейцы добились господства над Кноссом, не прибегая к разрушительному военному вторжению, а лишь в результате ослабления политического и экономического могущества Крита, вызванного извержением вулкана Санторин. Около 1450 г. до н.э. ахейцы заняли огромный Кносский дворец — лабиринт, насчитывавший около тысяч помещений, который продолжал сохранять свою прежнюю планировку с широким внутренним двором, великолепными переходами и лестницами, обширным комплексом разнообразных сооружений, в том числе и четырехэтажных, а также изумительные фресковые росписи и технически совершенные бытовые удобства.

Утвердившись в Кноссе, ахейцы во второй половине XV в. до н.э. овладели значительной частью Крита и оставались хозяевами Кносского дворца вплоть до его окончательного разрушения. Кносс являлся самым значительным центром микенской культуры за пределами материковой Греции. Около 1380 г. до н.э. вследствие еще не выясненных обстоятельств, уже микенский Кносс — древний город критских царей окончательно исчезает из мировой истории.

Упадок Кносса около 1380 г. до н.э. имел ряд других последствий. Хотя за 70 лет до этой даты Кносс стал ахейским, древние критские традиции сохранялись здесь позднее, и продолжали в значительной степени оказывать влияние на материковую Грецию, которая представляла собой область, зависимую от Крита в культурном и политическом отношении. Эту точку зрения подтверждают и некоторые античные источники, главным образом мифологические.

Вспомним легенду об афинском царевиче Тесее. Согласно мифу, в Аттике был убит сын Миноса Андрогей, за что афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек «в жертву» кносскому чудовищу с туловищем человека и головой быка – Минотавру. Находясь в числе семи афинских юношей, Тесей с помощью кносской царевны Ариадны убил в Лабиринте Минотавра и освободил Афины от позорной зависимости от Кносса. Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину и стал действительным основателем Афин. С Тесея началась в XI веке великая история Аттики.

«Он воздвиг единый, общий для всех пританеи и дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами»

Мистерии Кносского Лабиринта

Кносский царь-жрец, носивший титул «минос», каждые девять лет ожидал из Аттики семь юношей и семь девушек, которых присылали «в жертву» быку Минотавру из Кносского Лабиринта. Исследователи полагают, что «жертвоприношение» значило посвящение молодых людей знатного происхождения в мистерии Кносского Лабиринта.

О Кносских мистериях Плутарх писал так: «царь назначал состязания, где его военачальник Тавр («бык») должен был выступить против Тесея. И потому только, что Тесей победил, Минос отпустил всех четырнадцать юношей и девушек на родину».

О древних мистериях в Лабиринте свидетельствует сохранившаяся в Кносском дворце фреска, изображающая упомянутое Плутархом состязание, а также традиционное графическое представление Лабиринта в виде спиральной площадки для танцев.

Посвящение начиналось в день Афродиты (24 апреля). Тесей был предводителем четырнадцати аттических «жертв» Минотавру. Мистерии в Лабиринте начинались вечером игрой с быком во дворе Кносского дворца. Игра с быком требовала мастерства, решимости и ловкости. Все оккультное происходило ночью в Лабиринте, на окруженной высокой стеной круглой площадке. По преданиям, Лабиринт состоял из двух спиральных витков и круглой, открытой сверху центральной площадки.

Участники мистерий входили в Лабиринт через узкую низкую дверцу, с опущенной головой, в согнутом положении, двигаясь в танце задом наперед и держась за вымазанный кровью канат, который с силой тянул впереди идущий мистагог (жрец, посвящавший в таинства во время мистерии). Этот канат был «красной нитью» Ариадны. В наружном витке мистов (посвящаемых) ожидали подручные в звериных масках, главным образом «волки», и отнимали у них еду и одежду. Танец — прыжки с высоко вскинутыми коленями, продолжался под звериный рев и волчий вой.

Так проходила подготовка к метаморфозам. Затем жрица Кносса в подземном святилище принимала каждого миста отдельно, окуривая его благовониями. Посвященные проходили через различные состояния сознания. Каждый рассказывал, что видел, слышал и пережил в Лабиринте. На память или в знак участия жрица одаривала каждого посвященного кносскими бычьими рогами или изображением Минотавра. Тесей получил статуэтку Афродиты. Этим и завершались мистерии Кносского Лабиринта.

uctopuockon_pyc

Литературно-ист. журнал ИСТОРИОСКОП

Раскопки Кносса продолжаются с перерывами до сегодняшнего дня, а их результаты относятся к числу самых значимых в мировой археологии. Открытие легендарного Кносского дворца принадлежит британскому археологу Артуру Джону Эвансу. Начав раскопки Кносса в 1900 году, Артур Эванс открыл культуру, которую назвал по имени царя Миноса – минойской. От минойской культуры произошла культура материковой Греции, существовавшая в течение значительного периода во II тысячелетии до н.э.

Согласно Эвансу, территория Греции являлась всего лишь критской колонией. Британские археологи нашли среди развалин Кносского дворца большое количество письменных документов, что позволило Эвансу выделить среди этих памятников письменности три различные связанные между собой системы письма: иероглифическое (пиктографическое, рисуночное) и так называемые линейное письмо А и линейное письмо Б.

Линейными они названы потому, что в отличие от иероглифики (знаки которой имели форму пластически выполненных изображений) здесь знаки изображались только посредством контурных линий.

Уникальным памятником письма минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы, является фестский диск, выставленный в Археологическом музее Ираклиона.

Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Фестский диск является древнейшим, известным науке печатным текстом, условная датировка его – 1700 год до н.э. До настоящего времени фестский диск не дешифрован.

Кносский дворец, появившийся в ходе раскопок Эванса, открыл миру критскую культуру, следы которой после 3,5 тысяч лет «молчания» свидетельствовали о существовании в древние времена огромного города, принадлежавшего высокоразвитой цивилизации Эгеиды.

Кносский дворец представляет собой архитектурный памятник совершенно иного характера, чем открытые Шлиманом Микены и Тиринф. Кносский дворец никогда не имел каких-либо оборонительных сооружений. Комплекс его строений концентрировался вокруг центрального двора. Это был гигантский 5-ти этажный дворец — лабиринт с огромным количеством помещений и переходов. Первоначально слово «лабиринт» было производным от критского слова «лабрис», обозначавшего двойную секиру — символ политического могущества Кносса, с различными изображениями которого археологи встретились во многих помещениях дворца. Приезжим с материка этот «лабиринт» («дом двойной секиры») представлялся сооружением столь запутанным, что его название стало в греческом языке словом, обозначающим место блужданий.

Многовековое развитие, хотя и нарушаемое время от времени естественными катастрофами, позволило Криту превратиться в процветающую средиземноморскую державу первостепенного значения, соперничавшую в культурном и экономическом плане с обоими главными центрами цивилизации того времени — Египтом и Месопотамией.

В 1645 до н.э. — 1500 до н.э. (по разным оценкам) происходит извержение вулкана Санторин в Эгейском море. В результате извержения кратер вулкана «провалился» и образовалась огромная кальдера (воронка). После заполнения жерла вулкана водой, произошло её испарение и огромной силы взрыв, вызвавший цунами высотой от 100 до 200 метров. Гигантская волна-цунами снесла на своем пути все гавани и затопила обширные районы Средиземноморского побережья.

Именно в это время на Крите происходит внезапное разрушение почти всех значительных центров минойской культуры. Судя по археологическим и геологическим данным, извержение Санторина совпадает по времени с гибелью крито-минойской цивилизации.

При этом полная и окончательная гибель критской цивилизации не была следствием землетрясения и гигантской цунами, обрушившейся на города северного Крита. Подобные бедствия не могли уничтожить цивилизацию на всей территории острова. Исследователи полагают, что причина полной гибели крито-минойской цивилизации была иной. Тонны пепла, выброшенного вулканом Санторин на 200 — 1000 км, были занесены ветром в центральную и восточную части Крита и сделали невозможным произрастание растительности на острове в течение десятков лет. Проведенные возле побережья Крита глубинные исследования обнаружили на морском дне пласты пепла от извержения вулкана, слой которого мог составлять в центральной части Крита около 20 см, а на востоке острова — 1 метр. Первая на территории Европы великая цивилизация канула в забвение.

Ахейцы добились господства над Кноссом, не прибегая к разрушительному военному вторжению, а лишь в результате ослабления политического и экономического могущества Крита, вызванного извержением вулкана Санторин. Около 1450 г. до н.э. ахейцы заняли огромный Кносский дворец — лабиринт, насчитывавший около тысяч помещений, который продолжал сохранять свою прежнюю планировку с широким внутренним двором, великолепными переходами и лестницами, обширным комплексом разнообразных сооружений, в том числе и четырехэтажных, а также изумительные фресковые росписи и технически совершенные бытовые удобства.

Утвердившись в Кноссе, ахейцы во второй половине XV в. до н.э. овладели значительной частью Крита и оставались хозяевами Кносского дворца вплоть до его окончательного разрушения. Кносс являлся самым значительным центром микенской культуры за пределами материковой Греции. Около 1380 г. до н.э. вследствие еще не выясненных обстоятельств, уже микенский Кносс — древний город критских царей окончательно исчезает из мировой истории.

Упадок Кносса около 1380 г. до н.э. имел ряд других последствий. Хотя за 70 лет до этой даты Кносс стал ахейским, древние критские традиции сохранялись здесь позднее, и продолжали в значительной степени оказывать влияние на материковую Грецию, которая представляла собой область, зависимую от Крита в культурном и политическом отношении. Эту точку зрения подтверждают и некоторые античные источники, главным образом мифологические.

Вспомним легенду об афинском царевиче Тесее. Согласно мифу, в Аттике был убит сын Миноса Андрогей, за что афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек «в жертву» кносскому чудовищу с туловищем человека и головой быка – Минотавру. Находясь в числе семи афинских юношей, Тесей с помощью кносской царевны Ариадны убил в Лабиринте Минотавра и освободил Афины от позорной зависимости от Кносса. Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину и стал действительным основателем Афин. С Тесея началась в XI веке великая история Аттики.

Мистерии Кносского Лабиринта

Кносский царь-жрец, носивший титул «минос», каждые девять лет ожидал из Аттики семь юношей и семь девушек, которых присылали «в жертву» быку Минотавру из Кносского Лабиринта. Исследователи полагают, что «жертвоприношение» значило посвящение молодых людей знатного происхождения в мистерии Кносского Лабиринта.

О Кносских мистериях Плутарх писал так: «царь назначал состязания, где его военачальник Тавр («бык») должен был выступить против Тесея. И потому только, что Тесей победил, Минос отпустил всех четырнадцать юношей и девушек на родину».

О древних мистериях в Лабиринте свидетельствует сохранившаяся в Кносском дворце фреска, изображающая упомянутое Плутархом состязание, а также традиционное графическое представление Лабиринта в виде спиральной площадки для танцев.

Посвящение начиналось в день Афродиты (24 апреля). Тесей был предводителем четырнадцати аттических «жертв» Минотавру. Мистерии в Лабиринте начинались вечером игрой с быком во дворе Кносского дворца. Игра с быком требовала мастерства, решимости и ловкости. Все оккультное происходило ночью в Лабиринте, на окруженной высокой стеной круглой площадке. По преданиям, Лабиринт состоял из двух спиральных витков и круглой, открытой сверху центральной площадки.

Участники мистерий входили в Лабиринт через узкую низкую дверцу, с опущенной головой, в согнутом положении, двигаясь в танце задом наперед и держась за вымазанный кровью канат, который с силой тянул впереди идущий мистагог (жрец, посвящавший в таинства во время мистерии). Этот канат был «красной нитью» Ариадны. В наружном витке мистов (посвящаемых) ожидали подручные в звериных масках, главным образом «волки», и отнимали у них еду и одежду. Танец — прыжки с высоко вскинутыми коленями, продолжался под звериный рев и волчий вой.

Так проходила подготовка к метаморфозам. Затем жрица Кносса в подземном святилище принимала каждого миста отдельно, окуривая его благовониями. Посвященные проходили через различные состояния сознания. Каждый рассказывал, что видел, слышал и пережил в Лабиринте. На память или в знак участия жрица одаривала каждого посвященного кносскими бычьими рогами или изображением Минотавра. Тесей получил статуэтку Афродиты. Этим и завершались мистерии Кносского Лабиринта.

Читайте далее: