Кто был матерью древнегреческой богини артемиды | Vasque-Russia.ru

Кто был матерью древнегреческой богини артемиды

Мать Артемиды и Аполлона

«Она бежала от врагов, прижимая обоих детей руками к себе – спасала себя и детей».

Именно так несла детей – своего и чужого – радистка Катрин Кин (Катя Козлова) в фильме «Семнадцать мгновений весны», именно так тех же детей спасал Хельмут Кальдер – первый солдат Вермахта, погибший от фашистской пули на советском киноэкране, спасая советского человека.

Один человек может быстро идти, неся двоих детей под мышками или – прижимая к себе, а третий ребёнок может бежать за ними, держась за одежду взрослого – набедренную повязку, которая только для этого и нужна – давайте уж будем откровенны – и наш стыд есть механизм надеть повязку именно для этой цели.

Двое взрослых, например, мужчина и женщина, могут таким образом уйти, увлекая за собой, шестерых детей.

Так и происходило в течение миллионов лет, а те приматы, которые не смогли перемещаться столь эффективным способом сегодня не смогут прочесть данные заметки.

Все возможные первопричины и поводы, побудившие приматов к хождению на двух ногах, были постепенно отвергнуты, и осталась только одна причина – эта.

Её даже нельзя назвать причиной: те, кто ходил на двух ногах, смогли перенести больше детенышей в новые места, где было меньше опасности и больше пищи, и получили преимущества перед теми, кто пришёл на новые места на трёх лапах, прижимая четвёртой одного ребёнка.

Вообще в эволюции нет первопричин и главных событий – все равнозначны. Просто некоторые факторы для нас очевидны, а некоторые – нет; не все из них нам нравятся; не все этичны и моральны.

На стоянках древних собирателей не обнаружено скелетов с зажившими переломами ног: таких людей бросали на произвол судьбы.

У древних охотников – уже встречаются: совместная охота породила мужскую дружбу.

С увеличением объёма головного мозга у австралопитеков возникли проблемы с родами. Эти проблемы не решены до сих пор – люди самые тяжело рожающие существа на земле.

Расширившиеся женские бёдра обрекли женщину на медленную ходьбу и не решили проблему родовых мук.

Так возникла любовь – чувство, заставляющее мужчину защищать женщину и её ребёнка.

Вообще, задавать вопрос: почему нечто сложилось в нас так, а не иначе – бессмысленно.

Эволюция – и весь сказ.

А вопрос: почему нечто сложилось так, а не иначе в процессе эволюции – это неумение пользоваться словами – вопрос содержит ответ.

Вроде вопроса: почему у нас сегодня борщ на обед.

Оставим на время эволюционную биологию и попробуем достичь просветления.

Древнегреческий миф о Лете – в римской транскрипции – Латоне.

Лето – дочь титана Кея и Фебы, жена Зевса, с которой он расстался ради Геры, или же его возлюбленная вне брака, мать близнецов Аполлона и Артемиды.

Зевс овладел ей, превратившись в перепела.

Когда Лето пришло время родить, ревнивая Гера запретила земной тверди дать роженице место для родов.

По наиболее известной версии, Гера преследовала ее по всей земле, и лишь на острове Делос у озера она родила Артемиду, а с помощью Артемиды Аполлона.

Когда Лето настигал Пифон, по приказу Зевса Борей перенес Лето на Делос, где она, держась за оливу, родила Аполлона и Артемиду.

(Действительно, первым человеческим ландшафтом стала граница леса и степи возле водоёмов – самый приятный нашему глазу по сей день пейзаж).

Делос дал возможность Лето родить детей на его берегах.
Однако Гера запретила Илифии-родовспомогательнице помогать своей сопернице.

Лето мучилась схватками несколько дней, многие богини собрались вокруг неё, сочувствуя, но не в силах ничего сделать.

Перед этим Лето развязала пояс, собираясь родить.

Родив детей, она скиталась по Ликии, неся детей на руках, и просила воды у местных жителей.
Но они замутили воду в озере Мелита.

Лето омыла детей в реке Ксанфе.

Лето считается символом материнства, материнской любви и почитания детьми.
————————————

Итак, мы поговорили с древним антропологом, и нашли в целом общий язык.

Для чего нам был нужен этот разговор?

Душа, если она есть – орган, который обеспечивает связь наших древних инстинктов с разумом.

Душа заставляет человека любить свои инстинкты, а инстинкты – подчиняться разуму.

Ведь без любви подчинение будет недолгим.

Древние египтяне обожествляли павиана – на рассвете он поднимается на пригорок и громко орёт, прыгает, размахивает лапами и приседает, глядя на солнце.
Зверь, поклоняющийся нашему Богу! Священное животное? Конечно!

Забудем, что не павианы поклоняются солнцу подобно людям, а совсем наоборот – люди повторяют старые привычки павианов.

Заорём, запрыгаем, пустимся вприсядку на рассвете: закончилась страшная ночь, мы живы, мы слышим, как орут соседи.

Артемида – богиня охоты, луны и плодородия

В греческой мифологии Артемида является олимпийской богиней охоты и дикой природы. Она также известна как защитник молодых девушек и их целомудрия. Считалось, что она, владеющая тайной магией, может приносить женщинам болезни или исцелять их, но, только когда захочет. Артемида была мстительной и импульсивной по своей природе, но при этом очень независимой и уверенной, что сделало ее жестоким воином.

Она часто не поддавалась контролю со стороны других богов и богинь. Ее гнев разрушал все вокруг, все понимали и чувствовали силу ее недовольства. Артемида, в отличие от своего брата Аполлона, представляла ночное время дня, проводя большую часть своего времени в лесах и равнинах.

Артемида, будучи девственной богиней целомудрия, живой природы и плодородия, присутствует как в мифических сказках, так и в религиозных обрядах древних греков. Несмотря на это, ее происхождение имеет слегка иностранный оттенок, о чем свидетельствует тот факт, что для ее имени не существует убедительной греческой этимологии.

Характер Артемиды изящно обобщен и отражен в Гомерском гимне Афродиты, в котором говорится:

” Не может Афродита своими сладкими речами и мелодичным смехом приручить юную Артемиду, охотницу с золотыми волосами; ибо она любит стрельбу из лука, погоню за дикими зверями в горах, лирические песни и хороводы, тёмные леса и шум природы, жестокую расправу над бесчестными людьми”.

Артемида была известна под разными названиями во всем эллинистическом мире, вероятно, потому, что ее культ был синкретическим, который смешивал различные божества и обряды в единую форму.

Некоторые из этих эпитетов включают:

  • Агротера – богиня охотников;
  • Амаринтия – от фестиваля в ее честь, первоначально состоявшегося в Амаринтусе в Эвбее;
  • Синтия – еще одна географическая ссылка, на этот раз ее место рождения на горе Синт на Делосе;
  • Куротрофос – медсестра молодежи;
  • Лочия – богиня рожениц и акушерок;
  • Парфения – “дева”;
  • Фиби – женственная форма от эпитета ее брата Аполлона (Феба);
  • Потнян Терон – покровительница диких животных.

Рождение богини

Артемида была дочерью Зевса и богини Лето и имела брата-близнеца по имени Аполлон. Зевс без памяти полюбил красавицу Лето, и после одного из его многих внебрачных похождений, Лето забеременела своим божественным потомством. К несчастью для нее, известие об этом затруднительном положении дошло до Геры (справедливо ревнивая жена Зевса), которая мстительно заявила, что любовнице ее мужа запрещено рожать на суше.

Гера приказала одной из своих служанок проследить, чтобы Лето не смела ослушаться этого жестокого указа. Гонимая отовсюду Лето уже отчаялась, но ей посчастливилось наткнуться на небольшой скалистый остров Делос, который не был привязан к материку. Этот клочок земли оказался ее сестрой Астерией, которая превратилась в остров, чтобы избежать объятий Зевса. Лето поклялась острову, что если он не прогонит её, она прославит его самым величественным храмом. Так родились божественные дети Лето. Первой на свет появилась Артемида, следом родился Аполлон, и Артемида содействовала благополучному родоразрешению матери. Именно после этого Артемида стала известной, как покровительница рожающих женщин.

Детство

В отличие от своего близнеца, чьи юношеские подвиги изображены во многих источниках, детство Артемиды относительно недопредставлено (особенно в старых классических материалах). Однако один рассказ, изображающий этот период, сохранился в стихотворении Каллимаха (около 305 г. до н . Э. – 40 г. до н. Э.), который причудливо описывает беседу между богиней (тогда еще совсем маленькой девочкой) и Зевсом, ее доброжелательным отцом. Она произнесла ему следующие слова:

«Позвольте мне сохранить мою девственность Отец, навсегда: и дайте мне много имен, чтобы Феб (брат Аполлон) не мог соперничать со мной. Дайте мне стрелы и лук, позвольте носить тунику до колен подпоясав ее широкой лентой, чтобы я могла убивать диких зверей. Наделите обязанностью приносить свет, и дайте мне шестьдесят дочерей Океана для моей свиты, а ещё двадцать невинных нимф, которые будут приглядывать за моими охотничьими собаками и кормить их, если я не буду охотиться. Подари мне Отец горы всего мира и город, какой хочешь, чтобы меня знали в нем и почитали, как ни кого другого из всех богов».

Учитывая этиологический характер такого каталога желаний, нет ничего удивительного в том, что в этом списке отражены различные элементы мифов богини (от ее сексуального воздержания и ее ассоциации с девственными служанками, ее статусом божества природы (или охотника) и ее роль помощника в родах).

Внешний вид в произведениях искусства

Самые старые изображения Артемиды в греческом архаическом искусстве изображают ее как Потния Терон («Королева зверей»). Артемида часто представлена как молодая красивая охотница, держащая лук обеими руками, нацеливаясь на свою цель. В некоторых художественных произведениях она изображена как крылатая богиня, держащая оленя, леопарда или льва. Также другие произведения искусства связывают ее с луной, изображая ее сидящую на луне или показывают ее охоту под лунным светом.

Гнев и месть Артемиды

Во многих мифических рассказах Артемида характеризуется как совершенно неумолимое и мстительное существо, посылая смерть любому смертному, который оскорбляет ее. Однако следует отметить, что многие из этих, казалось бы, бессердечных казней следуют хорошо сложившимся образцам в общей моральной структуре, представленной греческими песнопениями и текстами.

В общем мифе с ее братом-близнецом Аполлоном она убивает семь дочерей Ниобе, которые издевались над Лето, что у нее было всего двое детей, в то время как у самой Ниобе было семь сыновей и семь дочерей. Это обидело Лето, и она послала Аполлона и Артемиду убить всех четырнадцать детей Ниобе. Артемида хладнокровно убила дочерей за считанные секунды своим луком и стрелами, как и ее брат-близнец расправился с сыновьями.

Артемида также участвовала в убийстве великих братьев Алоадай. Узнав об их злых намерениях свергнуть богов, и что они похитили Ареса и удерживали его в заключении более года, она обманула гигантов посадив между ними оленя. Стремясь убить животное, они поразили друг друга своими копьями.

В мифе, где охотник Актаион случайно увидел ее обнаженной во время купания, она мгновенно превратила его в оленя, и охотник был съеден своими собственными собаками.

В другом мифе, где Ойнеус, царь Калидона, забыл отдать первые плоды в день ежегодного жертвоприношения, Артемида послала свирепого дикого кабана огромных размеров, чтобы уничтожить стада и город. Жители города начали отбиваться. С помощью богини Аталанты и лучших охотников из других стран, они смогли победить зверя и убить его. Артемида тщательно и целенаправленно спланировала раздор между лагерями, которые помогали охотиться на кабана. Они не могли договориться о доле гигантского зверя, и вскоре между ними вспыхнула ярость, которая привела к многочисленным жертвам.

Артемида также гневалась на Агамемнона, который убил ее священного оленя и хвалился лучшим охотником, нежели сама богиня. Поэтому Артемида остановила ветер, и войска возглавляемые Агамемноном застряли в Беотийской гавани. Агамемнон позже, по совету провидца Кальхаса, отдал Артемиде свою дочь Ифигению в качестве жертвы, тем самым восполнив свою глупость.

Артемида «Богиня Света»

Греческая богиня Артемида часто ассоциировалась с Луной, особенно с полумесяцем или «новой» луной. Фиби – было одним из многих имен, которыми она называлась. Имя Фиби означает «светлый» или «яркий».

Артемида «Богиня Света» имела божественную обязанность освещать тьму. Артемида часто изображалась в виде свечи или факела, освещала дорогу другим, вела их через незнакомые места.

В греческой мифологии Артемида, несмотря на ее «дикость» (ее отказ соответствовать традициям) и ее ожесточенную независимость, была изображена как одна из сострадательных богов-целителей. Из всех греческих богинь она была самой самодостаточной, живущей жизнью на собственных условиях, удобной как в одиночестве, так и в удержании бразды правления. Она была одной из самых почитаемых и древних греческих божеств на пантеоне Олимпийских игр. Храм Артемиды в Эфесе (расположенный в западной части Турции) был одним из семи чудес древнего мира.

Римский эквивалент – Богиня Диана

Магия

В магии Артемиду вызывают для помощи в супружестве, рождении детей. Она Божество луны и плодородия, дарует счастье женщинам.

  • День: понедельник
  • Цвет: серебряный, синий, белый, коричневый.
  • Атрибуты: лук и стрелы, полынь, змея, медведица.
  • Камни: жемчуг, лабрадор, гранат, лунный камень.

Кто был матерью древнегреческой богини артемиды

Артемида в греческой мифологии богиня охоты, вечно юная и девственная богиня плодородия, целомудрия и луны. Покровительница всего живого на Земле, счастья в браке, дающая помощь при родах.

Семья и окружение

Артемида дочь Зевса и Лето (Латоны) и сестра-близнец Аполлона. По матери она внучка титанов Кея и Фебы. Едва родившись она потребовала у отца себе спутниц, ими стали 60 океанид и 20 амнисийских нимф. Бог Пан подарил ей 20 собак для охоты.

Нимфа Ортигия была кормилицей Артемиды и Аполлона. Овидий указывает некоторых спутниц-нимф Артемиды – Гиала, Нефела, Псека, Ранида и Фиала. Нимфа Каллисто была спутницей Артемиды, пока не подверглась наказанию за нарушение обета; Еврибию, Фебу и Келено убил в бою Геракл; еще одну спутницу Полифонту Артемида возненавидела за любовь к медведю.

Вместе с Артемидой охотилась и Антиклея, мать Одиссея. Нимфы с острова Крит – амнисиады – кормят ланей Артемиды. А нимфу Опис Артемида отправляет, чтобы пронзить стрелой грудь Аррунса, убившего Камиллу, которой покровительствовала Богиня.

Еще одной спутницей Артемиды была Дафна, эта нифма стала известной благодаря тому, что в неё влюбился Аполлон, но Дафна избегала мужчин и спасаясь от посягательств Бога Солнца превратилась в лавр. Наяда Сиринга превратилась в тростник, когда спасалась от посягательств Пана, из этого тростника пан сделал флейту.

Мифы об Артемиде можно начать с истории о рождении близнецов Летой. Как известно Гера мстительно преследовала каждую свою соперницу и ещё больше детей Зевса от других смертных или бессмертных женщин. Когда она узнала о беременности Лето от Зевса, то прокляла свою соперницу. Проклятие Геры заключалось в том, что Лето не сможет родить нигде на твёрдой земле или под ясным небом. Своей спутнице Илифии – богине благополучных родов, Царица Богов запретила помогать Лете.

Диана
Мрамор, II в. н. э.
Музей Кьярамонти, XL. 3., Ватиканские музеи, Рим

Лето очень долго скиталась, не имея никакой возможности родить, пока Посейдон не сжалился над ней, предоставив ей плавучий остров и закрыв его сверху куполом воды. Так Лето смогла все-таки разродиться двумя замечательными близнецами. По одной из версий Артемида родилась первой, а после помогала родиться своему брату, именно поэтому Артемиду считали покровительницей рожениц.

Артемида очень понравилась Зевсу и за это он пообещал ей исполнить любое её желание. Артемида пожелала повелевать природой, постоянно иметь при себе нимф-спутниц, а также навсегда остаться невинной.

Артемида довольно обидчивая богиня. Однажды царь Калидона Ойней собрал обильный урожай и принёс дары всем богам, забыв Артемиду. Оскорблённая Богиня наслала на Калидон страшного вепря. Это событие известно под названием “Калидонская охота”. Царь Ойней созвал всех героев эллады, чтобы победить зверя, разоряющего округу. Возглавлял охоту Мелеагр, сын Ойнея, который и нанёс вепрю последний удар, за что и получил трофеи – шкуру и голову кабана. Однако Артемида не остановилась на этом, она вызвала раздор между родственниками Мелеагра за трофеи, что в конечном итоге привело его к гибели.

Царь Агамемнон тоже был наказан Богиней, он убил священную лань Артемиды и похвалялся тем, что подстрелил её так метко, как не смогла бы сама Артемида. Обиженная Богиня наслала безветрие и ахейские корабли не смогли выйти в море, чтобы идти под Трою. Взамен на лань она потребовала дочь Агамемнона – Ифигению, однако скрытно от людей она заменила Ифигению на жертвеннике ланью и унесла её в Тавриду, где та стала жрицей богини. Артемиде Таврической приносились человеческие жертвы, об этом свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении.

Гераклу пришлось долго оправдываться перед Артемидой и её братом Аполлоном за то, что он убил керинейскую лань с золотыми рогами.

Не повезло и юному охотнику Актеону. Случайно он подсмотрел омовение Артемиды. Она заметила юношу среди ветвей кустарника и в гневе превратила его в оленя, а после этого послала своих псов растерзать его. Убила Артемида и страшного Буфага (“пожирателя быков”) за то, что тот посмел посягнуть на неё; а также великана Ориона, когда он вызвал её на состязание (по другой версии за то, что совершил насилие над гиперборейской девой Опис).

Артемида – ревнительница обычаев строго карает своих спутниц за их несоблюдение. Пример такого наказания – нимфа Каллисто, которая нарушила данный обет безбрачия. Зевс обернулся Артемидой и вступил в связь с Каллисто, за что Артемида убила её с помощью своего лука. По другой версии, Зевс желая уберечь возлюбленную превратил её в медведицу, но ревнивая Гера убедила Артемиду подстрелить её из лука.

Одна из спутниц Артемиды – Полифонта – пострадала из-за Афородиты, которую презирала. Богиня Красоты внушила ей любовь к медведю, за это Артемида возненавидела свою бывшую подругу. Полифонта родила Агрия и Орея от медведя, они были огромного роста и поедали чужеземцев, когда Гермес решил отрубить им руки и ноги Арес превратил их в птиц. Так же в филина превратилась сама Полифонта, а служанка её сыновей в зелёного дятла.

Диана с оленем
Жан Гужон 1548-1550 гг.
Лувр, Париж, Франция

В то же время она покровительствует Ипполиту, сыну афинского царя Тесея, который презирал любовь и слыл превосходным охотником. В свою очередь он тоже почитал Артемиду, за что испытал на себе гнев Афродиты, внушившей любовь к нему его мачехе Федре. Федра покончила с собой, написав в предсмертной записке, что Ипполит подверг её насилию. Тесей проклял сына и попросил помощи Посейдона, дабы наказать сына. Когда же сама Артемида рассказала всю правду Тесею, было уже поздно, Ипполит был на смертном одре, однако перед смертью сын успел примириться с отцом.

Артемида помогла плеяде Тайгете спастись от домогательств Зевса, превратив её в лань, за что Тайгета подарила Богине златорогую лань, которую и поймал позже Геракл.

Так же известна несколько запутанная история Прокриды, дочери Эрехтея и Праксифеи. Артемида прогнала её, узнав, что она уже не девушка, но пожалела, после того, как Прокрида рассказала ей свою несчастливую историю. Ей она подарила пса Лелапа, чудесное копьё и придала облик юноши. С этими дарами Прокрида смогла помириться со своим супругом.

Артемида – участница войны с гигантами, в которой ей помогал Геракл; в Троянской войне вместе с Аполлоном она воюет на стороне Троянцев (это можно объяснить её малоазийским происхождением). Артемида – враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок, Титий, убитый стрелами Артемиды и Аполлона, а также двенадцать детей Ниобы, похвалявшейся своим многочисленным потомством.

Были и другие жертвы гнева Артемиды: Алфей, влюбившийся в Богиню; Атланта и Гиппомен были превращены в львов; Гиппа (или Меланиппа) превращена в кобылицу; гигант Гратион убит стрелой Богини в гигантомахии; возможно именно Артемида наслала вепря на Адониса и убила Корониду; Меланипп был принесён в жертву Богине после того, как он вступил в любовную связь с жрицей храма Артемиды; Филонида (или Хиона) была убита потому, что надменно отзывалась об Артемиде.

Часть скульптурной группы “Убийство Ниобид”: Ниоба пытается защитить младшую дочь от Артемиды
Римская копия II в. н. э. с греческого оригинала IV в. до н.э. (Скопас или Пракситель)
Археологический музей, Ираклион, Греция

Имя, эпитеты и характер

Этимология имени Богини неясна, возможные варианты перевода “медвежья богиня”, “владычица” или “убийца”.

Она проводит почти всё время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф – своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком и сопровождает её свора собак (XXVII Гимн Гомера), а видя кровь подстреленных ею зайцев испытывает радость (Каллимах). Артемида обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир.

Одной из спутниц Артемиды была нимфа-охотница Бритомартис, она считалась ипостасью Артемиды (то есть саму Артемиду называли этим именем). Другая ипостась Артемиды – Илифия, позже ставшая самостоятельным божеством, покровительницей благополучных родов

Хтоническая необузданность Артемиды близка к образу Великой Матери богов – Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества (Артемиду называли “помощницей”, “спасительницей”).

В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды “многогрудой”, как богини-покровительницы деторождения. Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она помогает роженицам, она же приносит быструю и лёгкую смерть. При этом классическая Артемида – девственница и защитница целомудрия.

Другие имена Артемиды, символизирующие Богиню покровительницу растительного и животного мира – Лимнатис (“болотная”), Лигодесма (“обвязанная ивами”), Мелисса (“пчела”, так Артемиду называли в Эфесе, почитая как дочь Деметры; Мелиссами называли жриц Деметры), Селасфора (“светоносная”).

Богиню охотницу и повелительницу природы почитают эпитетами Агротера (“охотница”, “ловчая”, храм в Аттике), Браврония (связан с городом Браврон, где жриц Артемиды называли “медведицами”), Гегемона (“водительница”), Ифигения (“могущественная”), Элефтерия (“свободная”).

Артемиду покровительницу деторождения называют Лохия (“родовспомогательница”), Пайдотрофа (“детокормилица”, её храм стоял в Мессении). Артемида Эфесская – покровительница амазонок. Римляне отождествляют Артемиду с Дианой – богиней Луны.

Культ и символика

Диана Версальская
Копия скульптуры Леохара, I-II в. до н.э.
Лувр, Париж, Франция

Древнее представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам Селены и Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология отождествляет Артемиду с Селеной, эта Артемида-луна тайно влюблена в Эндимиона.

Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым – владычицей зверей на Крите, где ей приносились в жертву кабаны, олени и козы. Древнейшая Артемида – не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды – девочки от пяти до десяти лет, временно поселявшиеся в храме – надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались “медведицами”. Раз в четыре года справлялся праздник Брауроний, “медведицы” проводили какие-то церемонии, одевшись в выкрашенные шафраном одежды. В этот же храм приносились и отдавались в жертву одежды умерших при родах женщин.

Перед свадьбой, согласно обычаю, Артемиде приносились искупительные жертвы. Царь Адмет забыл об этом обычае и Артемида наполнила его брачные покои змеями.

Культ Артемиды был распространён по всей Греции, однако особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии. Первый храм Артемиды сжёг Герострат в 356 году до н.э., желая прославиться, на его месте был построен второй храм, который был одним из семи чудес света. Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот.

В искусстве и культуре

Артемиде посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха и XXXVI орфический гимн, она действующее лицо трагедий Еврипида “Ипполит”, “Ифигения в Авлиде”.

Обычно Богиня охоты изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове. Не редко её сопровождают нимфы и лани. Целомудренную Артемиду одевали в короткий хитон. В XVI-XIX веках стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например, в 1548 году так её изобразил Жан Гужон в скульптуре “Диана c оленем”). Однако ранние версии скульптур и изображений изображают Артемиду в более строгом образе.

Существует множество скульптур, посвящённых Артемиде-Диане, например, стоит обратить внимание на фонтан Дианы и Актеона в Королевском Дворце в Казерте, который изображает две группы людей, отделённых друг от друга водопадом, он создан по мотивам мифа об Актеоне и Диане. Скульптура Бартелеми Приера “Диана Версальская” воспроизводит произведение одного из скульпторов, созданную около 325 г. до н.э., по некоторым версиям скульптору Леохара. Людовик XIV поставил эту скульптуру в Версальском дворце, называя её лучшим произведением античной скульптуры во Франции. Еще одна интересная скульптурная группа “Убийство Ниобид” изображает сцену мифа об убийстве детей Ниобы – Ниоба пытается защитить младшую дочь, а Артемида натягивает лук.

В изобразительном искусстве были популярны сюжеты охоты Артемиды (Рубенс, Джордано, Фейт, Буше), наказания Каллисто (Риччи, Блумарт, Гандольфи), чуть реже изображалась купающаяся Артемида.

В современности

(105) Артемида – астероид, открытый 16 октября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории.

Ночная бабочка семейства павлиноглазок также названа в честь Богини целомудрия.

Мать Артемиды и Аполлона

«Она бежала от врагов, прижимая обоих детей руками к себе – спасала себя и детей».

Именно так несла детей – своего и чужого – радистка Катрин Кин (Катя Козлова) в фильме «Семнадцать мгновений весны», именно так тех же детей спасал Хельмут Кальдер – первый солдат Вермахта, погибший от фашистской пули на советском киноэкране, спасая советского человека.

Один человек может быстро идти, неся двоих детей под мышками или – прижимая к себе, а третий ребёнок может бежать за ними, держась за одежду взрослого – набедренную повязку, которая только для этого и нужна – давайте уж будем откровенны – и наш стыд есть механизм надеть повязку именно для этой цели.

Двое взрослых, например, мужчина и женщина, могут таким образом уйти, увлекая за собой, шестерых детей.

Так и происходило в течение миллионов лет, а те приматы, которые не смогли перемещаться столь эффективным способом сегодня не смогут прочесть данные заметки.

Все возможные первопричины и поводы, побудившие приматов к хождению на двух ногах, были постепенно отвергнуты, и осталась только одна причина – эта.

Её даже нельзя назвать причиной: те, кто ходил на двух ногах, смогли перенести больше детенышей в новые места, где было меньше опасности и больше пищи, и получили преимущества перед теми, кто пришёл на новые места на трёх лапах, прижимая четвёртой одного ребёнка.

Вообще в эволюции нет первопричин и главных событий – все равнозначны. Просто некоторые факторы для нас очевидны, а некоторые – нет; не все из них нам нравятся; не все этичны и моральны.

На стоянках древних собирателей не обнаружено скелетов с зажившими переломами ног: таких людей бросали на произвол судьбы.

У древних охотников – уже встречаются: совместная охота породила мужскую дружбу.

С увеличением объёма головного мозга у австралопитеков возникли проблемы с родами. Эти проблемы не решены до сих пор – люди самые тяжело рожающие существа на земле.

Расширившиеся женские бёдра обрекли женщину на медленную ходьбу и не решили проблему родовых мук.

Так возникла любовь – чувство, заставляющее мужчину защищать женщину и её ребёнка.

Вообще, задавать вопрос: почему нечто сложилось в нас так, а не иначе – бессмысленно.

Эволюция – и весь сказ.

А вопрос: почему нечто сложилось так, а не иначе в процессе эволюции – это неумение пользоваться словами – вопрос содержит ответ.

Вроде вопроса: почему у нас сегодня борщ на обед.

Оставим на время эволюционную биологию и попробуем достичь просветления.

Древнегреческий миф о Лете – в римской транскрипции – Латоне.

Лето – дочь титана Кея и Фебы, жена Зевса, с которой он расстался ради Геры, или же его возлюбленная вне брака, мать близнецов Аполлона и Артемиды.

Зевс овладел ей, превратившись в перепела.

Когда Лето пришло время родить, ревнивая Гера запретила земной тверди дать роженице место для родов.

По наиболее известной версии, Гера преследовала ее по всей земле, и лишь на острове Делос у озера она родила Артемиду, а с помощью Артемиды Аполлона.

Когда Лето настигал Пифон, по приказу Зевса Борей перенес Лето на Делос, где она, держась за оливу, родила Аполлона и Артемиду.

(Действительно, первым человеческим ландшафтом стала граница леса и степи возле водоёмов – самый приятный нашему глазу по сей день пейзаж).

Делос дал возможность Лето родить детей на его берегах.
Однако Гера запретила Илифии-родовспомогательнице помогать своей сопернице.

Лето мучилась схватками несколько дней, многие богини собрались вокруг неё, сочувствуя, но не в силах ничего сделать.

Перед этим Лето развязала пояс, собираясь родить.

Родив детей, она скиталась по Ликии, неся детей на руках, и просила воды у местных жителей.
Но они замутили воду в озере Мелита.

Лето омыла детей в реке Ксанфе.

Лето считается символом материнства, материнской любви и почитания детьми.
————————————

Итак, мы поговорили с древним антропологом, и нашли в целом общий язык.

Для чего нам был нужен этот разговор?

Душа, если она есть – орган, который обеспечивает связь наших древних инстинктов с разумом.

Душа заставляет человека любить свои инстинкты, а инстинкты – подчиняться разуму.

Ведь без любви подчинение будет недолгим.

Древние египтяне обожествляли павиана – на рассвете он поднимается на пригорок и громко орёт, прыгает, размахивает лапами и приседает, глядя на солнце.
Зверь, поклоняющийся нашему Богу! Священное животное? Конечно!

Забудем, что не павианы поклоняются солнцу подобно людям, а совсем наоборот – люди повторяют старые привычки павианов.

Заорём, запрыгаем, пустимся вприсядку на рассвете: закончилась страшная ночь, мы живы, мы слышим, как орут соседи.

Кто такая богиня Артемида в древнегреческой мифологии, чем известна

Образ богини и её происхождение

Артемида – это древнегреческая богиня охоты, покровительница плодородия и девственного целомудрия, мать-защитница всего одушевленного на земле, дающая ему защиту и озаряющая своим благословением. Помимо этого, её образ – источник счастья в брачной жизни и незаменимый хранитель всех рожениц. Последнее верно не только на словах, но и подкреплено реальным делом.

Богиня является единоутробной сестрой-близнецом прекрасного бога Аполлона. Их родители – громовержец Зевс и кроткая титанида Лето, зачали двойню втайне от ревнивой жены повелителя Олимпа – Геры. После того, как последняя узнала про очередную измену мужа, то в порыве гнева натравила на Лето ужасного дракона Пифона. Этому чудовищу был дан строгий наказ не давать нимфе проводить ни минуты вне страха.

Долго скиталась Лето по морям и землям, но ни одна бездна не решалась укрыть у себя помеченную гневом женщину преступницу. И вот, спустя множество отчаянных попыток, титанида мольбами выбила себе пристанище на маленьком, неприкаянно блуждающим по волнам островке Астерия, пообещав, что отблагодарит спасшую ее твердь потрясающей красоты зданием.

Именно на Астерии и появились на свет близнецы. Причем, появившись из чрева матери первой, тут же помогла родительнице принять тяжелые роды брата, став с тех пор покровительницей рожениц и таинства рождения.

Преображение острова

Вскоре после рождения будущих богов, доселе мотавшийся по водам океанов и морей остров Астерия вдруг словно ухватился незримыми корнями за глубинное дно. Некогда бесплодная земля покрылась сочной травой, увенчалась кронами деревьев и расцвела тысячей ярких цветов. Так остров получил себе новое имя – Делос, что в переводе с греческого означает «появление, пробуждение». А титанида не решилась испытывать судьбу и сдержала свое обещание: совсем скоро в центре островка раскинулся причудливый храм, названный в честь сына Лето Аполлона.

Эфес и «Геростратова слава»

Но и Артемида не будет забыта и обделена почитанием: в будущем, все тридцать греческих полисов станут посвящать ей молитвы, а многие из них – приносить жертвы и даровать богатые дары.

Но самым страстным поклонником Артемиды будет азиатский город Эфес, где спустя сто лет будет воздвигнут величественный храм, носящий имя божества и с восторгом провозглашённый одним из семи чудес света. Однако, печальная участь постигнет одну из жемчужин творения рук человеческих: создаваемое потом и кровью в течение века, погибнет великолепие в считанные часы.

А всему виной послужит гордыня человека, ищущего вечную память о собственных деяниях. И не найдет он ничего лучше, как в одну из тихих эфесских ночей подпалить чудо мировой архитектуры. Конечно, этого человека, имя которому Герострат, поймают. И конечно же – предадут суду самого и постараются начисто изжить память о его проступке. Но себялюбец все равно добился своего: о его «подвиге» помнят и по сей день, а храм её имени так и не был восстановлен.

Но как же она дошла до такого величия что в конце концов предстала богиней?

Преображение в предмет поклонения

Когда девочке было три года, то отец спросил её о том, какой бы она пожелала получить от него подарок. И юная дочь нимфы сказала, что желает иметь такое же количество имен как у своего брата, навсегда оставаться нетронутой девственницей, иметь лук и стрелы, свиту в размере шестнадцати океанид и двадцати нимф (последние должны кормить охотничьих собак), все горы мира и как раз-таки город, в котором все будут ей восхищаться (отсюда и пошла эфесская история).

Зевс исполнил ее желание, и красотка навсегда пошла в пантеон греческих богов, являясь третьей и последней богиней-женщиной на Олимпе. Она получила свиту, охотничьих собак, ослепительный свет каждой горной вершины, а также лук со стрелами, которые специально для нее выковал Гефест.

  • Первую свою стрелу лучница пустила в дерево, вторую – туда же.
  • Третья поразила животное, тем самым вонзив во всякое детище природы афродитово покровительство.
  • А четвертая стрела юной, но решительной охотницы поразила город, в котором люди погрязли в грехах и безверии.
Мстительная и коварная

Как и любая другая женщина она жестоко мстила тем, кто покушался на ее девственное откровение.

  • Незадачливый охотник Актеон, подглядевший за купающейся красоткой, был превращен ею в оленя и растерзан собственными собаками.
  • А нимфа из ее свиты, уступившая Зевсу, была превращена в медведицу и едва не заколота собственным сыном. Лишь вмешательство верховного бога спасло молодого человека от матереубийства. Оба они были вознесены на небо, где стали Большой и Малой медведицами, а с её именем навсегда стал ассоциироваться образ медведя.
Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector