Кора скульптура древней греции
Кора (статуя)
Ко́ра (др.-греч. κόρη — «девушка», мн. ч. κόραι ) — наименование типа древнегреческой скульптуры периода архаики, женский эквивалент куроса (ок. 660 г. до н.э. — ок. 480 г. до н.э.).
Содержание
Описание
Кора — это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.
Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами — редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены. Одеяния кор составляли как и ионический хитон, так и более плотный пеплос (большинство аттических статуй). Иногда пеплос надевался поверх хитона. Скульпторы находили большое наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле, а также создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх него красками.
Большинство кор выполнены в человеческий рост, или немногим меньше его. Тип статуи развивался исходя из тех же технических методов и пропорций, что и куросы. Правда, в случае кор человеческая анатомия скрыта под драпировками и не так важна. Зато взамен этого линии тканей, окутывая гладкие формы, свободно текут, создавая безмятежное, практически гипнотическое настроение, которое вдобавок дополняется мирным выражением лица и статичной позой.
Как правило, корпус выполнялся из одного куска камня, а руки приставлялись отдельно.
Цвет и материал
Эти скульптуры в древности были полностью окрашены — полихромными. Цвет подчеркивал жизнеподобие изображения — красками выделялись различные поверхности (волосы, кожа, глаза, ткань); а также служил декоративным целям, как например в случае орнамента на текстиле. Пигмент наносился на поверхность камня с помощью энкаустики: окрашивающие гранулы смешивались с воском (служившим связующим), и получившаяся смесь в горячем виде наносилась на камень. Когда воск, покрывающий поверхность, остывал, он запечатывал таким образом все поры минерала и в некоторой степени защищал его от разрушения.
Таким образом, на выбор породы камня для изготовления не влиял его натуральный цвет или прозрачность — они не были важны. На первый план выходили такие качества как долговечность и легкость в обработке. В ранний период развития на изготовление кор (и куросов) шел известняк, камень относительно мягкий и пористый. Он хорошо сохраняет краску на поверхности, но при долгом нахождении под открытым небом начинает разрушаться.
Вдобавок, так как статуи не вырезались из монолита, а собирались из отдельных деталей, некоторые известняковые элементы могли теряться еще даже при жизни посвятившего статую. Поэтому нет ничего странного в том, что вскоре скульпторы предпочли известняку мрамор, который труднее обрабатывается, зато дольше сохраняется.
Эволюция
За весь период иконография коры оставалась практически неизменной, хотя, как и во всем древнегреческом искусстве, характер изображения претерпевал эволюцию от геометрической стилизации до реализма.
В отличие от своих аналогов противоположного пола — куросов, обнаженными коры никогда не изображались. Они отличались хорошо проработанными прическами и одеждой. По этой причине, если эволюция куросов рассматривается с точки зрения анализа изменения трактовки человеческой анатомии, анализ развития типа кор идет по пути рассмотрения изменяющегося языка одеяний и складок вместе с выражением лица, мимикой.
Мимика в течение веков модифицировалась от наивного и беззаботного выражения лица нач. VII в. до н.э. до более строгого, пристального взгляда, присущего поздней архаике и ранней классике.
Сложные одеяния, принадлежностью которых был короткий косой хитончик, наброшенный на грудь, скрывают пластику тела, но уже в 30-х гг. VI в. до н. э. у кор появились строгие дорийские уборы — пёплосы, которые станут основным одеянием классической эпохи. Формы тела становятся более крепкими, реальными, а к началу грекоперсидских войн улыбка сбегает с архаических лиц[web.archive.org/web/20040813202454/scit.boom.ru/Vadoon/Drevnegrecheskoe_iskustvo_093_ordernaiy_sistema_prodoldgenie.htm].
Первым систематическим исследователем кор был профессор М.Каввадиас (Kavvadias), работавший на акрополе с 1882 г.
Предназначение
Как и куросы, создавались и с вотивными, и с мемориальными целями: богатые донаторы посвящали их как подарок божествам, значительно реже — чтобы отмечать надгробие членов семьи. Во многих случаях на базах статуй (иногда на их одеждах) высекалась короткая надпись, озвучивающая предназначение статуи, имена патрона и скульптора. Согласно большинству современных интерпретаций археологических свидетельств, коры никогда не являлись изображением какого-либо божества.
Памятники
Самый крупный набор кор был найден на афинском Акрополе, они относятся к нач. VI в. до н.э. По сути, всю историю развития этого типа легко можно проследить по этой коллекции (Музей Афинского Акрополя), которая практически монополизирует эту тему благодаря большому количеству скульптур и их стилистическому разнообразию. Коры из Акрополя различаются по порядковым номерам, либо по каким-то особенным прозвищам. Самые известные из них — «Кора в пеплосе» (№679), «Хиосская кора» (№675) и «Кора №674». Также интересны «Кора №682»[www.mlahanas.de/Greeks/Arts/kore/AcropolisKore1.jpg], «Кора в красной обуви»[www.mlahanas.de/Greeks/Arts/kore/RedShoeKore.jpg], «Кора Эутидикоса (Мрачная кора)»[www.mlahanas.de/Greeks/Arts/kore/EuthydikosKore.jpg]. Большинство этих скульптур были повреждены в течение греко-персидских войн, и горожане не ремонтировали их, а просто погребли в землю, где они и были обнаружены в 1885-1890 гг.
Ранние коры из других собраний: «Дама из Оксерра» (Лувр), «Кора Никандра» с Делоса, ок. 650 г., «Гера. Дар Херамия» (Лувр, ок. 560 г.). Более поздняя — «Кора Фрасиклея» (Национальный археологический музей, Афины, ок. 550-540 г.)
Кора скульптура древней греции
Национальный археологический музей Афины
Официальный сайт музея: www.namuseum.gr
Адрес музея: 44 Patission Street, Афины.
Проезд: На метро: до станций «Виктория», «Омония», далее пешком.
Телефон: +30 210 821 7724, +30 210 8217717.
Часы работы: Понедельник: 13:30–20:00, вторник — воскресенье: 08:30–15:00 Музей закрыт 25–26 декабря, 1 января, 25 марта, на Пасху и 1 мая.
Цены на билеты: Полный — 7 €, льготный (для студентов) — 3 €.
Вход бесплатный посетителям моложе 19 лет и всем остальным в следующие дни: 6 марта, 18 апреля, 18 мая, 5 июня, в последние выходные сентября, 27 сентября, по воскресеньям в период между 1 ноября и 31 марта, в день открытых дверей и в Международный день музеев «Весна музеев».
Фото- и видеосъемка: Личная, некоммерческая фотосъемка без вспышки разрешена бесплатно.
Информация для посетителей: В Музее проводятся экскурсии на английском, французском, немецком, итальянском, японском, русском и испанском языках (индивидуальные и групповые). Виды экскурсий: обзорная по Музею, по одной из временных выставок, тематическая. Цена: группа учащихся — 115 €, взрослые от 1 до 5 человек — от 50 € (продолжительность лекции 1 час), от 6 до 30 человек — от 60 до 150 € (в зависимости от числа участников и продолжительности экскурсии).
К услугам посетителей Музея фирменный магазин и два уютных кафе.
О том, что множество бесценных произведений искусства Древней Греции были разными, в том числе и не вполне честными, путями вывезены за границу; наши читатели уже, вероятно, знают. Но лучшее из того, что осталось в Греции, собрано в настоящее время в Национальном археологическом музее в Афинах.
Кстати, первый в Греции музей археологии в 1829 возник вовсе не там, а на острове Эгина. И лишь когда в 1833 Афины стали столицей, было решено собрать все сокровища древней цивилизации в главном городе страны. Во-первых, новый статус центра государства, чье историческое прошлое оказало огромное влияние на развитие культуры и искусства всей Европы, просто обязывал иметь достойное собрание археологических древностей. Во-вторых, здесь было сосредоточено множество античных храмовых и общественных сооружений.
Возведение здания началось в 1866. Из нескольких предложенных вариантов как греческих, так и иностранных архитекторов был выбран проект Людвига Ланге и Панагиса Калкоса. Музей обязан своим возникновением не только государству: он вырос на земле, переданной в дар благотворительницей Элени Тосица. Средства на строительство поступали также из Греческого археологического общества и Общества Микен, а также от санкт-петербургских меценатов греческого происхождения Деметриоса и Николаоса Вернардакисов.
Пока здание строилось, мир затаив дыхание следил за сенсационными находками археологов. XIX столетие оказалось удивительно богатым на открытия бесценных памятников античной культуры: что-то извлекалось из земли, что-то поднималось с морского дна. Человечеству явились многочисленные свидетельства древней цивилизации, проливающие свет на ее историю и культурную самобытность. Археолог-самоучка из Германии Генрих Шлиман в 1870-1880-х, увлекшийся Гомером и решивший во что бы то ни стало отыскать следы его эпохи, раскопал легендарную Трою, Микены и Тиринф. Его находки доказали существование на греческой земле цивилизации задолго до классической Греции. Открытия немецкого искателя, с научной точки зрения неправильно проводившего раскопки и непрофессионально атрибутировавшего свои бесценные находки, подняли интерес к археологии и изучению древностей. Многие сокровища, найденные Шлиманом, оказались в новом музее в Афинах.
Музей принял первые экспонаты в 1874, хотя строительство еще продолжалось. А когда 15 лет спустя работы были завершены, в его стенах уже была собрана коллекция уникальных экспонатов, причем в ней были не только афинские древности, как предполагалось вначале, но и находки со всей территории Греции со времен неолита до поздней Античности. В 1893 собрание пополнилось коллекцией древностей Археологического общества.
Во время Второй мировой войны Национальный археологический музей не функционировал, его бесценные экспонаты во избежание порчи и разрушения были спрятаны. После окончания войны здание Музея претерпело внутреннюю перепланировку, и в 1964 было создано новое экспозиционное пространство.
В 1999 в Греции случилось сильное землетрясение, после которого здание Музея было закрыто на реконструкцию. Вновь этот храм греческого искусства открыл свои двери перед публикой в 2004. Музей продолжает развиваться, в настоящее время существует план его расширения за счет подземного строительства.
Сейчас в Национальном археологическом музее Афин размещены пять крупных коллекций: доисторическая, скульптурная, коллекция ваз и керамической скульптуры малых форм, коллекция изделий из металла и египетская коллекция.
Доисторическая коллекция вмещает в себя найденные произведения древнегреческого искусства, созданные в древнейшую эпоху, предшествовавшую классической Греции. Она охватывает временной период с VI тысячелетия до н. э. до XI века до н. э. Здесь собраны памятники неолита, кикладской, минойской и микенской культур, среди последних — знаменитые находки Генриха Шлимана, так и не отыскавшего следов гомеровских героев, но открывшего существовавшую задолго до их мифического бытия микенскую цивилизацию.
Коллекция скульптуры показывает эволюцию в течение двенадцати столетий пластического искусства Древней Греции, оказавшего огромное влияние на развитие всей европейской скульптуры последующих веков. Она вобрала в себя экспонаты VII века до н. э. — V века н. э. Начало формирования этой коллекции было положено в 1874, когда первые экспонаты строившегося Музея постепенно стали поступать в новые стены.
Они стекались сюда из античных святилищ, некрополей и общественных зданий со всей территории страны.
Собрание ваз и произведений искусства малых форм позволяет проследить развитие стилей знаменитой древнегреческой вазописи с XI по IV столетия до н. э. Здесь есть строгие изделия с геометрическим орнаментом, архаичные чернофигурные вазы, краснофигурные сосуды, характерные для классического времени, и другие виды керамики, использовавшейся как в бытовых, так и в культовых целях. Ядро коллекции сформировалось в конце XIX столетия, а позже она пополнилась экспонатами частных собраний.
Коллекция бронзы Национального археологического музея в Афинах считается одной из крупнейших в мире. Сюда входят и скульптуры, и предметы декоративно-прикладного искусства. Большинство из них было найдено в период конца XIX — начала XX столетия.
Египетская коллекция начала формироваться в 1880-х. Ее основу составили экспонаты, преподнесенные в дар Музею благотворителями. Она освещает историю Египта с V тысячелетия до н. э. вплоть до его римского завоевания в первых веках н. э.
Национальный археологический музей в Афинах функционирует как научно-исследовательский центр и располагает богатым фотоархивом, фотолабораторией и библиотекой, а также лабораториями консервации произведений искусства и химической лабораторией. Выполняя образовательные программы, Музей проводит лекционные и обучающие занятия.
Задумчивая кора (Кора № 674) Ок 500 г. до нэ.
Скульптура периода архаики: особенности художественно-образной программы женского образа (на примере развёрнутого описания и сравнения «Дамы из Оксерра» и кор с Афинского акрополя («Кора в пеплосе», «Задумчивая кора», кора мастера Антенора)
Искусство Древней Греции делят на три периода:
1) «Иск темных веков» (Гомеровский период: XI (IX) – 3 четверть VIII века до нэ;
2) Иск периода архаики : VIII – VI века до нэ;
3) Иск периода классики : V – IV века до нэ.
Период архаики: 3 четверть VIII века до нэ – по 500 гг. (для архитектуры), по 490 гг. (для вазописи, пластики)
В это время происходит рост городов и превращение их в экономические и культурные центры. Окончательное сложение государственных институтов. Тирания и постепенная замена её на полисное устройство. Олигархия и демократия. Специализация ремёсел и рост производства керамики. Начало греческой колонизации и усиление культурных контактов с Востоком. Сложение понятия “ойкумены”. Расширение в результате колонизации товарного производства и упрочение взаимосвязей внутри государства, сплочённость «эллинов» в противоположность «варварам».
Возрастание общественной, воспитательной функции греческого искусства.
Выработка иерархии ценностных ориентаций и их влияние на специфику художественного образа. Усиление ориентации на натурный образ при сохранении мифологического содержания как постепенный отказ от условно-символических форм в художественном языке.
Появление дидактического эпоса (Гесиод). Гомеровские гимны как важнейшие культовые сказания. Поэзия эпохи архаики и её основные жанры. Сложение древнегреческой трагедии.
Формирование древнегреческой философии как особой формы общественного сознания.
Сложение системы греческих празднеств. Религиозная жизнь в эпоху архаики.
Период архаики в свою очередь делят на три подпериода:
1) Ранняя: 3 четверть VIII века до нэ – 580 г (пластика) /570 г. (для архитектуры)
2) Зрелая: с 570 до 530 (для архитектуры); с 580 до 530 – для пластики; с 560 до 530 (520) для вазописи.
3) Поздняя: с 530 (520) до 500 (490) гг. до нэ.
Для скульптуры архаики характерно. Более сложный эволюционный путь, по сравнению с ближневосточной скульптурой. Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной программы мужских и женских образов (куросы и коры). Курос – юноша, шагающий, обнаженный; в это время научаться передавать конкретность шага. Кора – девушка, задрапированное, стоящее тело, взятое от образцов – адорантов.
Эволюция пластики архаики по пути освоения пространства за счёт освобождения от приоритета фронтальности, по пути отказа от схематичности в передаче частей тела к их пластическому соотнесению, переданному в объёме. Определённая бессюжетность архаической пластики. Проблема архаической улыбки. Роль цвета в скульптуре архаики. Аттическое и ионийское направления в скульптуре и их отличительные особенности (дорика — интерес к передаче объема и структуры тела, ионика — интерес к живописно-декоративным композициям и к мягким, округлым поверхностям).
Во время Ранней архаики основная цель Гр Иск – рождение скульптуры. Скульптура архаики – скульптура территориальных школ.
Сохранение традиций геометрической пластики в статуэтках нач. VII в. до н.э. «Аполлон, дар Мантикла» — как показательный пример художественных процессов, характерных для начальных этапов формирования архаической пластики.
Критская (или дедалическая) школа. Постепенный шаг к гармоническому равновесию в передаче элементов пластической формы при сохранении фронтальности позы и монументальности пропорций, а также плоскостности и условности в передаче черт лица, мускулатуры.
«Дама из Оксерра»(работа критского мастера, в ближневосточной традиции); первый вариант коры. Крайняя условность в передаче одежды (одежда лишь «процарапана» на теле), принципиальная двухмерность образа, маскообразность лица (на лице намечены лишь глаза, нос и рот, моделировки переходов нет), применение принципа центральной симметрии, условность гипертрофированного жеста (молитвенная поза с гипертрофированным молитвенным жестом), приоритет плоскостного решения (все формы сильно распластаны, лицо трактовано плоскостно); выделение основных зон телесной конструкции.
Признаки ближневосточной традиции:
1) четкая квадратн. форма пьедестала, что создает эффект обрубленных граней и нет желания обойти статую, т.о. принципиально важен только фас (с боков она плоская, со спины практ. не проработана) – «фасадность», акцент только на одну точку зрения;
2) обыгрывание материала – камня: ноги, волосы – как бы выточены на токарном станке;
3) каменность (монументальность) и статика: ось, проходящая через все тело, которая постоянно подчеркивается (зона пояса; трактовка волос очень схематична, симметричность расположения прямоугольных прядей от центра лица);
Богатство костюма, он сложносоставной: браслеты, накидка, пояс, платье. Платье расшито и декорировано, но в камне это не видно.
Раскраска скульптуры в яркие локальные тона.
Признаки греческих мотивов – точное деление тулова на тектонические зоны (ноги, тулово, голова) и обозначение пропорциональной взаимосвязи — интерес к работе человеческого тела как конструкции.
Дама из Оксерра. Реконструкция
(Начало) Середина 7 в до нэ. Известняк. Высота 65 см без базы.
Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики (580-530 гг. до н.э.).
Кора с птицей. Ок 540 г. до нэ.
Приобретение аттической школой главенствующего значения в греческой пластике во второй половине VI в. до нэ.
Поздняя архаика (530–500/480 гг. до н.э.) Коры с афинского акрополя.
«Кора в пеплосе» как пример работы аттического мастера: лаконизм и сдержанность пластического решения одежды и раскраски; при сохранении определённой плоскосткости — больший интерес к передаче телесной конструкции и пропорциональной взаимосвязи отдельных частей тела друг с другом.
Кора в пеплосе. Ок 520 г. до нэ. Мрамор. Высота 1,20 м.
Относиться к ранним работам периода. Здесь видны традиции Берлинской коры: мастера не интересует пластика драпировок, а интересует выделение объема тела (пластика тела) и важно показать, что покой – частный случай движения.
Здесь начинается ассиметрия в скульптуре: разбросанные по плечам пряди волос и вперед вдвинутая левая нога: желание сделать шаг или попытка остановиться.
Все коры Афинского акрополя – адорантки, несущие дары своей богине Афине. У всех – яркая, локальная раскраска.
Ионическая традиция на примере т.н. Коры № 670: преувеличенно удлинённые пропорции, изысканность жеста, большая детализация и орнаментальная выразительность складок, нарядная изысканность полихромного решения. Ассиметрия в волосах. Эффект движения создают складки пеплоса; тонкие льющиеся вдоль тела одежды. Теперь у каждой детали одежды своя пластическая жизнь.
Кора № 670. Ок 520-510 гг до нэ.
Изменение в последней трети VI в. до н.э. концепции пластической формы в женском облике под влиянием стилистики ионийских мастеров: стремление передать удлинённые и стройные пропорции женского тела; лица удлинённой овальной формы; применение лёгких, волнообразных линий при передаче одежды; новые пластические взаимоотношения между телом и одеждой (интерес к пластике складок снимает интерес к телу, его объему), утончённая обработка мрамора и изменение принципа полихромии.
Различия в трактовке ионической традиции на примере коры мастера Антенора, и т.н. Задумчивой коры.
Кора мастера Антенора(есть сигнатура). Ок. 520 г. до нэ.
В отличии от Задумчивой коры нет таких удлинённых и стройных пропорций женского тела; лицо не удлинённое. Больше статики и тяжести в фигуре.
Задумчивая кора (Кора № 674) Ок 500 г. до нэ.
Ассиметрия ярко выражена: разбросанные волосы, складки одежды. Складки одежды в виде ласточкиного хвоста – идущие по диагонали.
Памятники: «Аполлон, дар Мантикла»,“Дама из Оксерра”, голова Геры из Герайона в Олимпии, «Гермес Криофор», голова, найденная у Дипилонских ворот, курос с мыса Сунион, т. наз. Кора с гранатом из Аттики, статуэтки «Бегун» и «Бегунья»,ансамбль Дидимейона, статуя Артемиды Делосской,Гера с о-ва Самоса, богиня с зайцем с о-ва Самоса, Аполлон Тенейский, скульптура фасада храма А в Принии,рельеф с изображением умерших из Спарты, Клеобис и Битон, Ника Архерма, коры с Афинского Акрополя (Кора в пеплосе, кора мастера Антенора , т. наз. Кора № 670, “Задумчивая кора”), надгробие Кройса из Анависа, Аполлон из Пирея, т. наз. Голова Сабурова, стела Аристиона, Мосхофор, западный фронтон храма Артемиды на Корфу, фронтоны храма Гекатомпедон в Афинах, деталь фронтонной композиции старого Парфенона, метопы храма “С” и храма «малых метоп» в Селинунте, метопы сокровищницы в святилище Геры близ Пестума,метопы сокровищницы и храма Геры на р. Села,фриз сокровищницы сифносцев в Дельфах.
Древние скульптуры Греции: от куросов до Бельведерского торса
Древние скульптуры Греции сделали вместе с храмами, поэмами Гомера, трагедиями афинских драматургов и комедиографов культуру эллинов великой. Но история пластического искусства Греции не была статичной, а прошла несколько этапов в развитии.
Скульптура Архаики Древней Греции
В темные века греки делали культовые изображения богов из дерева. Они назывались ксоаны. О них известно из сочинений античных писателей, образцы ксоанов не сохранились.
Кроме них в XII-VIII веках греки делали примитивные статуэтки из терракоты, бронзы или слоновой кости. Монументальная скульптура появилась в Греции в начале VII века. Статуи, которые использовались для украшения фризов и фронтонов древних храмов, деланы из камня. Отдельные скульптуры делались из бронзы.
Самые ранние скульптуры Архаики Древней Греции найдены на Крите. Их материал – известняк, и в фигурах чувствуется влияние Востока. Но к этому региону относится бронзовая статуя «Криофор», изображающая юношу с бараном на плечах.
Скульптура архаики древней Греции
Выделяют два основных вида статуй эпохи Архаики – куросы и коры. Курос (переводится с греческого как «юноша») представлял собой стоящего обнаженного юношу. Одна нога статуи выдвигалась вперед. Уголки губ куросов часто делали немного приподнятыми. Это создавало так называемую «архаическую улыбку».
Кора (переводится с греческого как «дева», «девушка») – скульптура женская. Древняя Греция VIII-VI веков оставила изображения кор в длинных хитонах. Мастера Аргоса, Сикиона, Кикладских островов предпочитали делать куросов. Скульпторы Ионии и Афин – кор. Куросы не были портретами конкретных людей, а представляли обобщенный образ.
Скульптура женская древняя Греция
Архитектура и скульптура Древней Греции начали взаимодействовать в эпоху Архаики. В начале VI века в Афинах существовал храм Гекатомпедон. Фронтон культового здания украшало изображения поединка Геракла с Тритоном.
На акрополе Афин найдена статуя Мосхофора (человека, несущего теленка), сделанная из мрамора. Она была выполнена около 570 года. Посвятительная надпись сообщает, что она – дар богам от афинянина Ронба. Другая афинская статуя – курос на могиле афинского воина Кроисоса. Надпись под статуей говорит, что он поставлен в память о юном воине, погибшем в первых рядах.
Курос, Древняя Греция
Классическая эпоха
В начале V века в греческой пластике растет реалистичность фигур. Мастера тщательнее воспроизводят пропорции человеческого тела и его анатомию. Скульптуры изображают человека в движении. Преемники прежних куросов – статуи атлетов.
Скульптуры первой половины V столетия иногда относят к «суровому» стилю. Самый яркий пример работ этого времени – скульптуры в храме Зевса в Олимпии. Фигуры там реалистичнее, чем куросы Архаики. Скульпторы пытались изобразить эмоции на лицах фигур.
Архитектура и скульптура древней Греции
Скульптуры сурового стиля изображают людей в более расслабленных позах. Это удалось сделать за счет «контрапоста», когда тело слегка повернуто в одну сторону, а его вес лежит она одной ноге. Голову статуи делали немного повернутой в отличие от смотрящих вперед куросов. Пример такой статуи – «Мальчик Крития». Одежда женских фигур в первой половине V века делается проще по сравнению со сложными одеждами кор эпохи Архаики.
Вторую половину V века называют эпохой Высокой Классики для скульптуры. В эту эпоху продолжали взаимодействовать пластика и архитектура. Скульптуры Древней Греции украшают храмы, созданные в V веке.
В это время в Афинах был построен величественный храм Парфенон, для украшения которого использовали десятки статуй. Фидий при создании скульптур Парфенона отказывался от прежних традиций. Человеческие тела на скульптурных группах храма Афины более совершенны, лица людей – бесстрастнее, одежды изображаются более реалистичными. Мастера V века уделяли основное внимание фигурам, но не эмоциям героев скульптур.
Дорифор, Древняя Греция
В 440-е годы аргосский мастер Поликлет написал трактат, в котором изложил свои эстетические принципы. Он описал цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела. Своеобразной иллюстрацией к нему стала статуя «Дорифор» («Копьеносец»).
Скульптуры древней Греции
В скульптуре IV века шло развитие прежних традиций и создание новых. Статуи стали более натуралистичными. Скульпторы старались изображать на лицах фигур настроение и эмоции. Некоторые статуи могли служить персонификациями понятий или эмоций. Пример, статуя богини мира Эйрены. Скульптор Кефисодот создал ее для афинского государства в 374 году вскоре после заключения очередного мира со Спартой.
Раньше мастера не изображали богинь обнаженными. Первым, кто это сделал, стал скульптор IV века Пракситель, создавший статую «Афродиты Книдской». Работа Праксителя погибла, но сохранились ее поздние копии и изображения на монетах. Чтобы объяснить наготу богини, скульптор говорил, что изобразил ее купающейся.
В IV веке творили три скульптора, работы которых были признаны величайшими – Пракситель, Скопас и Лисипп. С именем Скопаса, уроженца острова Парос, античная традиция связывала изображение на лицах фигур душевных переживаний. Лисипп был уроженцом пелопонесского города Сикион, но много лет жил в Македонии. Он дружил с Александром Великим и делал его скульптурные портреты. Лисипп уменьшил голову и туловище фигур по сравнению с ногами и руками. Благодаря этому его статуи были более эластичными и гибкими. Лисипп натуралистично изображала глаза и волосы статуй.
Скульптуры Древней Греции, названия которых известны всему миру, относятся к Классической и Эллинистической эпохам. Большинство из них погибли, но сохранились их копии, созданные в эпоху Римской империи.
Скульптуры древней Греции: названия в эллинистическую эпоху
В эпоху Эллинизма развивается изображение эмоций и состояний человека – старость, сон, тревога, опьянение. Темой скульптуры может быть даже уродство. Появились статуи усталых борцов, охваченных яростью гигантов, дряхлых стариков. Одновременно развивался жанр скульптурного портрета. Новым был тип – «портрет философа».
Статуи создавались по заказу граждан греческих полисов и эллинистических царей. Они могли иметь религиозные или политические функции. Уже в IV веке греки почитали с помощью скульптур своих полководцев. В источниках сохранились упоминания о статуях, которые жители городов воздвигали в честь спартанского полководца, победителя Афин Лисандра. Позднее афиняне и граждане других полисов воздвигали фигуры стратегов Конона, Хабрия и Тимофея в честь их военных побед. В Эллинистическую эпоху число таких статуй выросло.
Одна из самых известных работ эпохи Эллинизма – Ника Самофракийская. Ее создание относят ко II веку до н.э. Статуя, как предполагают исследователи, прославляла одну из морских побед царей Македонии. В какой-то мере, в эпоху Эллинизма скульптура Древней Греции – презентация силы и влияния правителей.
Древняя Греция скульптура: фото
Среди монументальных скульптурных групп Эллинизма можно вспомнить Пергамскую школу. В III и II веках до н.э. цари этого государства вели долгие войны против племен галатов. Около 180 года до н.э. в Пергаме был завершен алтарь Зевса. Победа над варварами была представлена там аллегорически в виде скульптурной группы сражающихся богов-олимпийцев и гигантов.
Древние скульптуры Греции создавались для разных целей. Но, начиная с эпохи Возрождения, они привлекают людей своей красотой и реалистичностью.
Кора скульптура древней греции
Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада
Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в мoнyмeнтальной скульптуре. Ее отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.
В период архаики ведущее место занимали куросы и коры. Статуя куроса – обнаженного шагающего юноши – тpaктовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой нaгoты.
Юное тело куроса из Аттики (530 г. до н. э.) С широкими плечами и тонкой талией сияет здоровьем. Eгo мощная грудь, поджарый живот, крепкие ноги и руки полны жизненной силы. В то же время поза – и не движение, и не покой – весьма условна. А лицо, овеянное блаженной, «архаической улыбкой, которую нельзя назвать ни веселой, ни грустной, выражает состояние ничем не смущаемого духа. Неслучайно для греков тезис «В здоровом теле – здоровый дух» являлся постулатом, ибо они мыслили дух гарантом хорошей физической формы. Именно в куросах скульпторы воплотили идею единства холодного совершенства формы и жизненной правды, достигнув исключительной целостности образа, свойственной греческому искусству.
Подстать куросам безмятежные коры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой. Они охраняли вход в дpeнпий храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.
49. Курос из Аттики. 530 г. до н. э. Национальный археологический музей. Афины. 50. Кора в пеплосе. 530 г. до н. э. Музей Акрополя. Афины. 51. Высокая мраморная кора. 520 г. до н. э. Музей Акрополя. Афины
Сравнивая кору в пеплосе (530 г. до н. э.)ивысокую мраморную кору (520 г. до н. э.), можно легко в этом убедиться. Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного мaтериала скрывает ее плечи, и весь наряд дает ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без тoгo пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гaммa в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелеными.
ПОЛИКЛЕТ. Дорифор. Начало V в. до н. э. Римская копия.
Национальный археологический музей. Неаполь
53. ФИДИЙ. Торс богини с западногo фронтона Парфенона.
438 г. до н. э. Британский музей. Лондон. 54. Скопас.
Менада. IV в. до н. э. Римская копия. Скульптурное собрание. Дрезден
Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в pocкошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, coхранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зеленой каймой по краю. Весь этот каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры гoвoрят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, черные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют ее внешнему облику Игривость и легкомыслие.
Орнаментальность архаики в скульптуре постепенно сменил реализм классических образов. Предельного реализма и ощущения cкpытoгo движения в состоянии покоя достиг Поликлет (вторая половина V в. до н. э.), преодолев архаическую манеру распределять массу тела статуи равномерно на обе ноги. он воспроизвел естественную спонтанную позу человека и осязаемую, трепетную форму eгo тела. Приемы Поликлета со всей очевидностью просматриваются в статуе Дорифора (Копьеносца) (начало V в. до н. э.).
Во-первых, это хиазм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую нoгy влечет за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру coответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру — правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Bo-втopыx, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и четкие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бедрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров. В то же время разработанный Поликлетом геомемрический канон* стал причиной внешней бесстрастности eгo героев, соответствующей призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из мeгap: «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».
Вершиной мастерства при создании круглой скульптуры стали статуи Фидия, украсившие фронтоны Парфенона. Даже в своем нынешнем состоянии без рук и голов они сохраняют внутреннюю силу и пластическое единство с объемом храма.
* Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.
Характерным выpaжением этой силы и законченности служит торс богипи с заnадпого фроптопа (438 г. до н. э.), в котором органично слились присущая Парфенону мощь и устремленность ввысь. Поза богини, ее широкий шаг указывают на движение вперед, которое подчеркивается благодаря ритму складок одежды. Прихотливо клубящаяся ткань на груди, животе, правой нoгe словно прибита к телу потоком воздуха. Некоторая условность в распределении складок по фигуре – при естественном порыве ветра они распределялись бы иначе – порождает ощущение легкости ткaни, не стесняющей движения. А более динамичное, нежели движение тела, движение драпировок как бы срывает фигуру с ее кaмeннoгo ocнoвания, и создается впечатление, что она стремительно преодолевает шквал ветра. Кажется, что каждая часть фигуры исполнена тoгo же порыва, что и фигура в целом.
Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н. э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с eгo простым, ясным, гармоничным восприятием бытия. Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность гpeкoв. Трагичес кое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нoвoгo лика красоты, исполненного динамизма и внyтpeннeгo накала. Скопас (380–330 гг. до н. э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Мепаду (IV в. до н. э.) в момент принесения жертвы. 3aдавшись целью передать экстатический надрыв, Скопас выбирает тип лица, далекий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта. Тело также показано в состоянии оргиастичеcкoгo экстаза, когда движения не мoгут быть ни выверенными, ни разумно продуманными.
Чтобы отобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приемы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор.
Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжелой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Вo-втopыx, новое coотношение ткани и плоти ткань здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела»,- обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.
Вопросы и задания
1. В чем, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа?
2. Как скульптура позволяет представить мироощущение гpeкoв в эпоху ранней, высокой, поздней классики?
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Учебники и книги по всему предметам, домашняя работа, онлайн библиотеки книжек, планы конспектов уроков по исскуству, рефераты и конспекты уроков по исскуству для 10 класса скачать
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Читайте далее: