Кора богиня в греческой мифологии

Кора богиня в греческой мифологии

Персонаж древнегреческой мифологии. Богиня плодородия, супруга Аида — верховного бога подземного царства мертвых. Дочь бога-громовержца Зевса от Деметры, богини-покровительницы земледелия. В римском пантеоне Персефоне соответствует богиня Прозерпина.

История появления

Значение имени Персефона невозможно вывести, опираясь на греческий язык. Ученые предполагают, что культ богини царства мертвых распространился по Балканскому полуострову задолго до того, как туда вторглись греки. Греческая Персефона «выросла» из древнего местного божества.

Персефона

Образ богини подземного мира слился у греков с образом местной богини-девственницы Коры, которой поклонялись как богине плодородия. Возможно, первоначально Кора и богиня-мать Деметра воспринимались как один и тот же мифологический образ. Позже Персефона-Кора превратилась в дочь Деметры, но связь этих двух персонажей древнегреческой мифологии и общность культа осталась неразрывной.

Персефона олицетворяет растительность — зерна, которые скрываются в земле, а затем в виде всходов пробиваются на поверхность, что происходит циклически год за годом. В греческой литературе образ Персефоны также символизирует бессмертие души. Атрибут Персефоны — цветок нарцисса.

Образ и характер

Персефона, дочь Деметры и Зевса, вскармливалась в пещере матерью и нимфами. Компанию взрослеющей Персефоне составляли другие юные богини — Артемида-охотница, богиня войны и мудрости Афина, богиня любви и красоты Афродита. Когда героиня выросла и вступила в брачный возраст, к ней стали свататься покровитель искусств, златокудрый бог-врачеватель Аполлон и бог войны Арес.

Персефона и ее атрибут – цветок нарцисса

Легенда утверждает, что в конечном итоге девушка не досталась ни тому, ни другому, а была похищена Аидом, который унес Персефону в царство мертвых.

Мать юной богини, Деметра, в большой печали бродила по миру и искала дочь. Поскольку Деметра — богиня плодородия и земледелия, земля «впала в депрессию» вместе с нею. Засеянные поля стояли голыми, ничто не всходило и не росло.

Когда Деметра узнала, что во всем виноват Аид, то потребовала у верховного бога Зевса, чтобы тот велел Аиду вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но при этом провернул хитрый трюк.

Деметра

Атрибут Аида — плод граната, и бог подземного мира дал Персефона съесть несколько гранатовых зерен, прежде чем юная богиня ушла. До этого эпизода похищенная Персефона отказывалась притрагиваться к пище в царстве Аида. Съев зерна граната, богиня обрела связь с подземным миром и была обречена возвращаться туда. Зевс рассудил спор Деметры и Аида таким образом, что Персефона должна была проводить полгода на Олимпе с матерью, а другие полгода — в подземном мире с мужем (вариант: две трети года на Олимпе и треть — в подземном царстве).

В римской мифологии образу Персефоны соответствует богиня Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, которую та родила от верховного бога неба Юпитера.

По римской версии, Прозерпина вместе с подругами собирала цветы на лугу, когда собственный дядя героини, владыка подземного мира Плутон загляделся на Прозерпину и воспылал к той любовью. Плутон унес Прозерпину на колеснице, которая рухнула в разверзшуюся бездну и унеслась в подземное царство.

Похищение Персефоны

В греческой мифологии есть несколько вариантов того, как именно Аид похищает Персефону. Самый распространенный соответствует римскому — Аид похитил героиню на лугу у озера, а произошло это на острове Сицилия. Есть также вариант, в котором богу подземного мира помог сам Зевс. В Греции есть несколько мест, где якобы произошло похищение Персефоны. Это либо Олимпия, либо Арголида, где Персефона была замечена Аидом на берегах реки Химарр, либо местечко Эринеон недалеко от города Элевсин, либо источник в Сиракузах.

Образ Персефоны-Коры многократно был обыгран в искусстве, начиная с древнейших времен. В Государственном Эрмитаже в Петербурге можно увидеть римскую копию древнегреческой статуи, изображающей бога Диониса и Кору. Мотив похищения Персефоны Аидом не раз использовался в живописи и скульптуре, начиная с гравюры Дюрера на этот сюжет, созданной в 1516 году.

Персефона в скульптуре

Джованни Бернини, итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко, изваял мраморную скульптуру на сюжет похищения Прозерпины Плутоном. Эту статую можно увидеть в Риме, в галерее Боргезе.

Образ Прозерпины вдохновлял художников-прерафаэлитов. Данте Габриэль Россетти написал портрет героини с плодом граната в руках, использовав в качестве моделей собственную покойную жену Элизабет и новую любовницу Джейн Бёрден.

Персефона в живописи: картина Данте Габриэля Россетти

В честь Персефоны дважды называли астероиды. Один был назван греческим именем богини (Персефона), а другой — римским (Прозерпина).

Экранизации

Впервые Персефона появляется на экранах в 9-минутном мультфильме «Богиня весны» 1934 года выпуска. Мультфильм снят на студии Уолта Диснея и входит в серию «Silly Symphonies». Плутон, повелитель подземного царства, изображен здесь похожим на карикатурного сатану.

Кадр из мультфильма «Богиня весны»

Сюжет классический: Персефона – богиня весны – разгуливает по лесу. Неожиданно появляется Плутон, хватает Персефону и уносит в подземное царство. Там злодей объявляет Персефону королевой, но богиня весны погружается в уныние и вся земля – вместе с нею. Плутон, которому надоело это депрессивное зрелище, отпускает Персефону, но через каждые полгода та должна возвращаться к нему под землю. После того, как богиня весны возвращается на землю, мир снова приходит в состояние гармонии.

Аниматор Гамильтон Ласке, создавший дизайн Персефоны, позже использовал тот при разработке ранних набросков к дизайну Белоснежки из мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

В 2002 году российский режиссер-мультипликатор Сергей Олифиренко выпустил 13-минутный мультфильм «Персефона», который стал частью серии «Анимационные сказки мира».

Розарио Доусон в образе Персефоны

В 2010 году образ Персефоны впервые появляется в кино. В фильме «Перси Джексон и Похититель молний» роль Персефоны исполняет американская актриса Розарио Доусон. В этом фильме бог подземного мира Аид представлен главным злодеем. Аид добывает жезл Зевса, а Персефона отнимает у злодея это страшное оружие и ударяет того молнией. А после отдает жезл главному герою — Перси.

Внешность героини меняется в зависимости от того, где та находится. В подземном мире у Персефоны бледная кожа, а платье кажется сотканным из тумана. На земле платье героини расцветает цветами, а глаза становятся разного цвета.

В 2003 году вышли фильмы «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция», где богини Персефоны как таковой нет, но есть персонаж, носящий ее имя. Это жена Меровингена — воплощения старейшей программы в Матрице, которая регулирует поведение людей в системе. На момент действия фильма Меровинген давно не обновлялся, морально устарел и стал маргинальным боссом, который покровительствует другим подлежащим удалению устаревшим программам и торгует информацией.

Моника Беллуччи в фильме “Матрица”

У Персефоны сложные отношения с мужем, и в обмен на поцелуй Нео назло Меровингену она помогает героям освободить некоего Мастера ключей, которого муж держит в плену. Роль Персефоны в обоих фильмах исполняет итальянская актриса Моника Беллуччи.

Персефона — богиня царства мертвых

Как известно, в языческий греческий пантеон входило 12 богов. Персефона является богиней царства мертвых. По легенде, она вынуждена треть года проводить под землей, со своим мужем Аидом, а две трети — на земле, с матерью Деметрой. Далее в статье подробно разберемся с тем, кто такая Персефона, и какие о ней существуют мифы.

Рождение Персефоны

К сожалению, греческая мифология очень скупа на объяснение того, как, собственно, родилась эта богиня. Известно лишь то, что она является дочерью самого Зевса и богини Деметры. Персефона была единственным их ребенком. О том, почему и каким образом возникла любовная связь между этими двумя богами, в мифе не упоминается. Известно лишь, что Зевс соблазнил свою старшую сестру, превратившись в змея. Мать Персефоны почиталась греками как покровительница земледельцев. Деметра — богиня плодородия, пахарей и жнецов. Согласно мифологии, она была дочерью Реи и Кроноса. Как и все дети этого грозного бога, она когда-то была им проглочена, а затем извлечена обратно. В римской мифологии ей соответствует Церера, также считающаяся богиней плодородия.

Похищение Аидом

Персефона была очень красивой и жизнерадостной девушкой. Однажды ее заприметил ее родной, полубезумный дядя — бог подземного царства Аид. Как-то раз ничего не подозревающая Персефона гуляла по лугу с подругами, веселясь и собирая цветы. Вдруг из одной расщелины в земле выехала колесница, запряженная четырьмя конями. Правил ею сам Аид. Разумеется, слабая девушка ничего не смогла сделать и была увезена в царство мрака и смерти, где должна была стать женой подземного бога. Как повествует миф, горю ее не было предела. Похищение Персефоны (которую до этого звали Корой) было одобрено самим Зевсом.

Учеными найдено множество древнегреческих артефактов с рисунками, на которых похищение Персефоны Аидом представлено во всех подробностях. Описана эта история и в Гомеровском «Гимне Деметре». Да и в наше время этот интересный миф часто привлекает внимание художников, музыкантов и поэтов.

Обращение Деметры к Зевсу

Мать Персефоны, разумеется, не смогла смириться с пропажей дочери. Безутешная, она обратилась к самому Зевсу с просьбой вернуть Персефону. Верховного бога тронули слезы Деметры, и он приказал Гермесу спуститься в царство Аида и забрать юную богиню. Однако хитрый бог мертвых, перед тем как отпустить Персефону, предложил ей съесть несколько зернышек граната. Видимо, не настолько уж и расстроена была юная богиня, потому как не отказалась. Так старый бог подземного мира получил гарантию того, что понравившаяся ему Персефона вернется к нему сама. Так оно впоследствии и случилось.

Возвращение богини

Наконец-то Деметра и Персефона встретились. Подозревая Аида в коварстве, мать поинтересовалась у дочери о том, не ела ли она чего-нибудь в подземном царстве. Пришлось юной богине признаться в том, что прельстилась она гранатовыми зернами. Однако при этом Персефона солгала, сказав, что Аид заставил ее их есть насильно. Добавим, что гранатовые зерна в Греции считаются символом супружеской верности. По преданию, впервые гранат посадила Афродита на греческом острове — Крите.

Поняла Деметра, что не навсегда вернулась к ней ее дочь. Так, съевшая гранатовые зерна Персефона, вынуждена две трети года проводить с матерью, а одну треть с Аидом. Однако греческие легенды, описывающие подвиги героев и деяния богов, связанные с подземным царством, никогда не описывают его богиню скорбящей или печальной. Скорее, она представлена в них полновластной владычицей этого мрачного места. Становясь женой Аида, Персефона предстает уже не как юная девица, а как молодая, строгая и одновременно лояльная к живым женщина-богиня.

Богиня на звездном небе

В некоторых источниках говорится о том, что, возвращаясь из царства Аида, Персефона — богиня подземного мира — иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы. Делает это она для того, чтобы ее соскучившаяся мать могла видеть ее отовсюду. Существуют также легенды, по которым созвездие Девы ассоциируется с самой Деметрой.

Символизм мифа

Разумеется, Персефона (греческая богиня), а вернее миф о ней, символизирует не что иное, как смену времен года. Две трети года в теплой Греции царствует лето, одну треть — зима. Когда Аид похитил Персефону, ее мать в горе перестала выполнять свои обязанности. В результате перестали расти травы и деревья, животным было нечего есть, и на земле случился страшный голод. Когда же Зевс вернул Деметре ее юную дочь, на радостях богиня научила земледельческим ремеслам целый отряд разного рода героев. После чего и превратилась из гипотетичной богини плодородия в богиню конкретной прослойки греческого общества, занимающейся возделыванием полей.

Если говорить об архетипах, то пара Деметра и Персефона представляет собой единую схему «мать-дочь», в которой последняя слишком близка первой и находится в зависимом от нее положении. Сама Персефона выступает одновременно символом женщины-ребенка (Кора), весны (возвращение из царства Аида) и проводником в мир мертвых.

Персефона в творчестве древних греков

Персефона — богиня, о которой упоминается во многих мифах этой древней страны. К примеру, именно Персефона, которую тронуло горе Орфея и его прекрасная музыка, отпустила из царства мертвых Эвридику. Однако последняя солнечный свет так и не увидела, причем по вине именно своего возлюбленного. Согласно легенде, Орфею было поставлено условие не оглядываться при выходе из царства смерти. Однако устоять перед искушением ему не удалось.

Рассказывается о Персефоне и в «Одиссее» Гомера. Главный герой этого эпоса также однажды спустился в подземное царство, где его владычица показала ему души умерших праведных женщин.

Еще один миф повествует о том, как Персефона — богиня подземного мира — соперничала с Афродитой за любовь Адониса. Последний был обычным смертным, но очень красивым юношей. Самая прекрасная в пантеоне богиня поместила его в корзину и отправила Персефоне для того, чтобы она спрятала его. Увидев Адониса и влюбившись, богиня подземного царства отказалась отдавать его Афродите обратно наотрез. Долго длился этот спор. Разрешен он был Зевсом. По его указу Адонис был вынужден треть года проводить с Персефоной, треть — с Афродитой, а остальное время был предоставлен сам себе.

В одном из мифов Персефона — богиня подземного царства — предстает и как грозная ревнивая супруга. Любовницу Аида, нимфу Минту, она превращает в растение (мяту). Нимфа же реки Кокид (Кокитида) по этой же причине была затоптана ею насмерть. Между тем, согласно мифологии, сама Персефона имела двух официальных любовников — Диониса и Адониса.

Корни мифа

Персефона — богиня (судя уже даже и по имени) изначально не греческая. Миф о ней придумали вовсе не в этой стране. Считается, что он был заимствован у поселенцев Балкан, где был популярным в микенскую эпоху.

Соответствия в римской мифологии

Миф, похожий на похищение Персефоны Аидом, имеется и у древних римлян. В нем этой богине соответствует Прозерпина. Она была также дочерью богини плодородия, звали которую Церерой. Украл же ее бог поземного царства — Плутон. Как и Персефона, Прозерпина вынуждена треть года проводить в его царстве из-за съеденных когда-то зернышек граната.

Таким образом, вы теперь знаете, кто такая Персефона. Это юная богиня, похищенная Аидом и ставшая его женой. Мифы, повествующие о ней, насыщены событиями и очень интересны.

Кора богиня в греческой мифологии

Персефона, Ко́ра (“девушка”, “дева”), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых, одна из двенадцати богов и богинь олимпийского пантеона.

Семья и окружение

Персефона дочь Зевса и Деметры, позднее ставшая супругой Аида, который с разрешения Зевса похитил ее у матери.

Зевс соблазнил Деметру, превратившись в змея (по мифу фригийцев он был в образе быка). Деметра вскормила свою дочь в пещере вместе с нимфами, по одному из мифов Персефона росла вместе с Афиной и Артемидой (либо с Афродитой). Её спутницами и подружками были нимфы Иахе (Яхе), Фено (Файно) и Левкиппа. А сторожила её нимфа Каллигенейя.

Когда Персефона подросла, она стала прекрасной и жизнерадостной девушкой, к ней сватались Арес и Аполлон.

Она стала приёмной матерью Адониса. Согласно Суде Персефона имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам, родила от него же Евменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия (или Загрея).

Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида. Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых).

Самым распространенным мифом о Персефоне можно назвать Миф о похищении Персефоны Аидом. В гомеровском гимне “К Деметре” рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу у озера Перг (по Гигину), собирала цветы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых. Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби. Она наслала на землю засуху и неурожай, она поклялась, что пока Персефона не вернется к ней, ни один росток не произрастет на земле. И Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею и царевичам Триполему, Эвмолпу и Диоклесу свои священные обряды и мистерии. Но Аид перед уходом Персефоны дал ей съесть зернышко граната (по другим версиям три или семь зерен), чтобы она вернулась к нему, и дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью.

Этот гранат возник из капель крови Диониса, Персефона же до этого отказывавшаяся от пищи, проглотила зерна и была вынуждена отныне возвращаться к Аиду. Деметра, узнав об этом коварстве, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой будет возвращать земле изобилие. Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из Подземного мира, а Келей был первым священником Деметры, посвященный в ее обряды и тайны, а его сын Триполем, обученный богиней искусству выращивания пшеницы, открыл его другим людям на земле.

Похищение Прозерпины. Никколо дель Аббате. Лувр, Париж, Франция.

Персефона против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц – возлюбленных Аида: нимфу реки Кокид Кокитиду, затопив её насмерть, и нимфу Минту, превратив ее в мяту. Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями.

Упоминается Персефона и в Гомеровской “Одиссее”, главный герой которой однажды спустился в подземное царство. Богиня показала ему души умерших праведных женщин. Еще один миф рассказывает о соперничестве Афродиты и Персефоны за одного из самых красивых юношей из смертных – Адониса. Афродита влюбилась в Адониса и отправила его Персефоне, чтобы уберечь. Персефона стала его приёмной матерью и когда пришёл срок расстаться, она отказалась вернуть его Афродите. Спор длился очень долго и был разрешён только с помощью Зевса, который наказал Адонису треть года проводить с Персефоной в подземном царстве, а остальное время быть предоставленным самому себе.

Имя, эпитеты и характер

Имя Персефоны произошло не из греческого языка и им не объясняется. Встречаются также диалектные варианты – Персефонея, Ферсефонея, Ферсефона, иногда Феррефатта. Часто Персефону именуют как Кора.

Одно из эпитетов Персефоны – Праксидика (др.-греч. “вершительница справедливости”). Менелай соорудил ей храм, вернувшись из-под Трои. Храм богинь Праксидик был в Галиарте. Праксидика изображалась в виде головы, и в жертву ей приносились головы (из словаря Фотия).

В микенских текстах, возможно, Персефона соответствует божеству pe-ra-si-ja, либо pe-re-swa. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространен до вторжения греков на Балканский полуостров.

Богиню также называют эпитетами Лептинида и Обримо. В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина.

Культ и символика

Прозерпина. Данте Габриэль Россетти
1874 год. Галерея Тейт, Лондон

У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории.

Культ богини преисподней существовал в Пилосе с микенской эпохи. Её почитали как законодательницу и покровительницу брачных и семейных отношений. Большую популярность богиня имела именно среди женщин. Кроме того, Повелительница царства мёртвых была олицетворением постоянной смены времён года.

Персефона связана также с элевсинским культом Деметры. Храм Деметры и Персефоны в Элевсине стал неким памятником страданиям матери и дочери. В сентябре девять дней в этом храме совершались инсценировки мифа о Деметре и Персефоне (элевсинские мистерии). Участники таинства были уверены в том, что таким образом они обеспечивают возвращение Персефоны, а вместе с тем и богатый урожай, даруемый Деметрой.

Весной древние греки отмечали праздник, посвященный воссоединению матери-Деметры со свей дочерью. Проходили пышные празднества в честь наступления весны. Еще один праздник был посвящён Персефоне – Тесмофории, который справлялся при участии свободнорождённых женщин, во время посева в конце октября. Праздник проводился на средства наиболее обеспеченных и уважаемых женщин Афин. В первый день женщины собирались вместе и отправлялись в Галимунт (местность в древней Аттике), обмениваясь шутками. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы, куда и отправлялись женщины. На второй день в храме приносились жертвы, в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в унынии и посте, на пятый день устраивался шикарный и весёлый пир, с играми и плясками. Об этом празднике писал Аристофан в комедии “Женщины на празднике Тесмофорий”.

В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классическо-олимпийского. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще “Подземным” царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.

Цветком Персефоны называют нарцисс. В некоторых источниках говорится о том, что возвращаясь из царства мёртвых, Персефона иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы, чтобы мать увидела её отовсюду. Однако другие источники ассоциируют созвездие Девы с самой Деметрой.

В культуре и искусстве

В произведениях мифографов и в литературе Персефона стала символом бессмертия души. Образ этой богини очень популярен как в изобразительном искусстве, так и в музыке и литературе. Особенно часто используется тематика мифа о Похищении Персефоны.

Среди древних писателей, описывавших Персефону, были Платон в “Кратиле”, Гесиод в “Теогонии”, Порфирий “О пещере нимф”, Клавдиан в “Похищение Прозерпины”, Павсаний в “Описании Эллады”, Овидий в “Метаморфозах”, Гомер в “Одиссее” и многие другие.

Из более современных литературных произведений известны такие, как “Прозерпина” стихотворения Гёте и Эвариста Парни (перевод этого произведения на русский язык сделан А.С. Пушкиным), а так же “Богиня весны” Каста Филиса и “Пыльца” Джеффа Нуна.

Похищение Персефоны. Алессандро Аллори, 1570 г. Музей Гетти, Лос Анджелес, США.

Образ Персефоны и Прозерпины так же использовался в музыкальных произведениях, например, в одноименных опере Сен-Санса и музыкальнай трагедии Люлли.

В скульптуре стоит обратить внимание на скульптуры “Похищение Прозерпины” Бернини 1622 года и Франсуа Жирардона 1700 года.

Среди картин известны “Похищение Прозерпины” Никколо дель Аббате, Париса Бордоне и Йозефа Хайнца. Картина хранящаяся в художественной галерее Лидса известна всему миру, это “Возвращение Персефоны” Фредерика Лейтона (1891 г), на которой изображена сцена встречи Деметры и Персефоны в той самой пещере, где Деметра вырастила свою дочь. Это светлая и радостная живопись, насыщенная цветами охры и лазури. Известна также великолепная работа Альбрехта Дюрера – гравюра “Похищение Прозерпины на единороге”, 1516 г. Данте Габриэль Россетти в 1874 году изобразил Персефону (Прозерпину) в мрачных коридорах дворца в подземном царстве Аида. В руках она держит тот самый гранат, зёрна которого не дали ей покинуть царство мёртвых.

Персефона в современности

Образ Персефоны и мифа о её похищении не оставляет воображение и современных деятелей искусства. Например, в 2009 году известный немецкий композитор Вольфганг Рим написал оперу “Прозерпина”.

Именем Персефоны назван крупный астероид главного пояса, который был открыт 23 февраля 1895 года немецким астрономом Максом Вольфом в обсерватории Хайдельберга.

Кора богиня в греческой мифологии

ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

КТО ЕСТЬ КТО В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ


Образцы характеров

Аполлон (у римлян так же) великолепный бог Солнца и изящных искусств, медицины и музыки. Один из двенадцати олимпийцев, сын Зевса и Лето, брат-близнец Артемиды.

Арес (у римлян Марс) агрессивный бог войны. Один из двенадцати олимпийцев, сын Зевса и Геры. Согласно Гомеру, отец презирал его за сходство с матерью. Арес был любовником Афродиты, от которой имел троих детей.

Артемида (у римлян Диана) богиня охоты и луны. Одна из трех богинь-девственниц, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона, бога Солнца.

Аталанта смертная женщина, выдающаяся охотница и бегунья. Благодаря трем золотым яблокам Афродиты проиграла состязание в беге Гиппомену, в результате взявшему ее в жены.

Афродита (у римлян Венера) богиня любви и красоты. Неверная жена Гефеста, хромого бога огня, имевшая много любовных связей и множество отпрысков от своих многочисленных любовников. Арес, бог войны, Гермес, посланник богов, Анхиз, отец ее сына Энея (от которого римляне отсчитывают свое происхождение), – вот лишь некоторые из наиболее заслуживающих внимания ее любовников. Алхимическая богиня.

Ахилл в греческой мифологии один из величайших героев Троянской войны, которому покровительствовала Афина.

Гадес (Аид) повелитель подземного царства, сын Реи и Кроноса, муж-похититель Персефоны, один из двенадцати олимпийцев.

Геката богиня перекрестков, смотревшая в трех направлениях. Она была связана со всем таинственным и сверхъестественным, персонифицируясь в образе мудрой колдуньи. Геката ассоциируется с Персефоной, которую она сопровождала, когда та была возвращена из подземного царства, и с богиней Луны Артемидой.

Гера (у римлян Юнона) богиня брака. Как царственная супруга Зевса, была верховной богиней Олимпа. Дочь Кроноса и Реи, она была также сестрой Зевса и других олимпийцев первого поколения; изображена Гомером как ревнивая сварливая женщина; почитаема как богиня брака. Одна из трех уязвимых богинь, Гера олицетворяет архетип жены.

Гермес (у римлян Меркурий) посланник богов, бог-покровитель торговли, общения, путешественников и воров. Он отводил души к Гадесу; был послан Зевсом привести Персефону обратно к Деметре. У него была любовная связь с Афродитой. Гермес соединен религиозным ритуалом с Гестией в доме и храме.

Гестия (у римлян Веста) девственная богиня очага и наименее известная из олимпийцев. Ее огонь делал дом и храм священными. Олицетворяет архетип самости.

Гефест (у римлян Вулкан) бог огня и покровитель ремесленников. Его, хромого отверженного сына Геры, обманывала жена Афродита.

Гея богиня земли. Мать и жена Урана (неба), мать титанов.

Деметра (у римлян Церера) богиня плодородия. В наиболее важном мифе о ней подчеркивается ее роль как матери Персефоны. Уязвимая богиня.

Дионис (у римлян Бахус) бог вина и экстаза, женщины стремились к соединению с ним через ежегодно проходящие в предгорьях ритуальные пиры и оргии.

Зевс (у римлян Юпитер) правитель небес и земли, верховный бог олимпийцев. Младший сын Кроноса и Реи, победивший титанов и установивший верховенство олимпийцев как правителей мира. Флиртующий супруг Геры, имевший много жен, множество любовных связей и многочисленных внебрачных отпрысков, многие из которых стали олимпийцами второго поколения или героями греческой мифологии.

Кронос (у римлян Сатурн) титан, младший сын Геи и Урана, кастрировавший своего отца и ставший верховным богом. Муж Реи и отец шести олимпийцев (Гестии, Деметры, Геры, Гадеса, Посейдона, Зевса), проглатывавший их, когда они рождались. В свою очередь, Кронос был свергнут своим младшим сыном Зевсом.

Парис троянский царевич, присудивший золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей” Афродите, которая предложила ему в качестве подкупа Елену, красивейшую женщину в мире. Парис увез Елену в Трою, таким образом спровоцировав Троянскую войну, поскольку Елена уже была замужем за греческим царем Менелаем.

Персефона, также упоминаемая греками как Кора, или Девушка (у римлян Прозерпина) похищенная дочь Деметры, ставшая повелительницей подземного царства.

Посейдон (у римлян Нептун) бог моря. Овладел Деметрой, когда она искала свою похищенную дочь Персефону.

Психея смертная героиня, выполнившая четыре задания Афродиты и воссоединившаяся со своим мужем Эросом.

Рея дочь Геи и Урана, сестра и жена Кроноса. Мать Гестии, Деметры, Геры, Гадеса, Посейдона и Зевса.

Уран, также известный как Небо отец титанов, бог неба. Отец титанов, кастрированный своим сыном Кроносом, бросившим его гениталии в море, благодаря чему была рождена Афродита (согласно одной из версий).

Эрос (у римлян Амур) бог любви. Муж Психеи.

ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Эжени МакКвин

ДAO Женской Мудрости

Женские архетипы в современном мире. Персефона – Кора.

Персефона(Persejonh); Кора (Kora, “девушка”, “дева”) – богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее
(Hes. Theog. 912-914).

Царица подземного царства Персефона бывает доброй и милосердной. Она верна Гадесу, но у нее нет от него детей, и поэтому она предпочитает общество Гекаты, богини колдовства.
(Аполлоний Родосский)

В гомеровском гимне “К Деметре” рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых. Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет.
Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей зернышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему.
Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие. (Hymn. Hom. V 1-20, 414-433).
Идет весна и это именно то время, когда возвращается на землю Персефона в виде прорастающего зерна. Это удивительная женская энергия юности и возрождения. Ведь Архетип Персефоны несет в себе два этапа: первый – это Кора-девочка и второй – это Персефона, владычица подземного царства.
На первом этапе развития архетипа это наш внутренний ребенок, божественное дитя, в которой сочетается невинность и непосредственность. Это весна нашей жизни. Мы с любопытством исследуем внешний мир. У нас серьезное отношение к познанию мира.
Кора – это та наша часть души, которая всегда юная и открытая, естественная и игривая. Мы всегда можем вернуть свежесть чувств, когда позволяем энергии Коры прийти в нашу жизнь. Второй этап развития архетипа – это владычица подземного царства. Этот аспект проявляется в женщине по мере обретения опыта и роста. И тогда она становится магической женщиной.
Однако она не будет профессиональной гадалкой, как, например, Геката. Но ее связь с иным миром и дружба с Гекатой придают ей особую мистичность и загадочность. Эта Архетип Царицы, которая замужем за одним из самых загадочных мужчин – за властителем подземных богатств Аидом.
Ее символы: гранат, яблоко, колос. И она дает власть над иным миром, оставаясь адекватной в социуме в отличие от Гекаты.
Как же проявляется Архетип в разные периоды жизни женщины?

Детство и юность: Персефона это тихая, скромная мамина дочка. Тихоня, которая хочет всем нравиться. Она всегда в компании подружек. Восприимчивая фантазерка. ожидающая неожиданностей, которые все изменят.

Мужчины: С мужчинами она застенчивая и наивная. Это женщина-ребенок. Она привлекает юных мужчин, «крутых» (которым нравится ее молодость и неопытность), и мужчин, которые неуютно чувствуют себя рядом со взрослыми женщинами. Сексуальность в ней пробуждается постепенно и со временем она может обнаружить, что она страстная женщина.

Брак: Часто Кора-Пресефона выходит замуж вслепую (так получилось – аленький цветочек). Муж будет видеться похитителем, который оторвал ее от свободной жизни и привязал к быту. Она может играть в семейную игру – муж неправильно на ней женился, неправильно ведет себя по жизни и вообще всячески ее тиранит.
Иногда брак для нее это средство отделиться от матери. По мифологии у Персефоны были официальные возлюбленные Адонис и Дионис. Ревнива и может уничтожать своих соперниц.

Примеры ее ревности : «Гадес, ревниво оберегающий свои права, поднимается наверх только по делам или же когда он не может побороть в себе очередное любовное увлечение. Однажды его золоченая колесница, запряженная четверкой черных коней, произвела большое впечатление на нимфу Менту. Гадес уже собирался воспользоваться легкой победой, как тут явилась Персефона и обратила Менту в “душистую мяту” В другой раз Гадес решил силой овладеть нимфой Левкой, но бдительная супруга обратила ее в белый тополь, растущий над рекой Памяти.»)

Работа: Персефона прилежна, но инициативу сама проявлять не будет.Дети: Коре, которая сама по себе ребенок, с детьми сложно проявлять материнскую энергию. Она скорее будет им подружкой, чем мамой.

Плюс: Умение очаровывать. Естественность и игривость. Паранормальные способности. Способность получать смысл из стихийного и сакрального. Открытость, гибкость, восприимчивость, которые необходимы каждой женщине. От нее неотделима юность. Персефона всегда выглядит моложе своих лет.

Минус: Разделенность: душа, чувства, эмоции – тело. Ощущение себя жертвой, печаль, грусть, депрессия.

Развитие: Ей необходимо учиться взрослеть, брать обязательства, бороться с нерешительностью и пассивностью. Научиться говорить нет.
Женщине очень важно восстановить связь с Корой, потому что энергия именно этого архетипа позволяет нам быть золотым ребенком, вечно юной и молодой.

Copyright©Эжени МакКвин 2008 для журнала “Лунный Календарь”

В группе ТЕЛЕГРАМ “Школа лунных мистерий Эжени МакКвин” вы можете принять участие в онлайн практиках и получить рекомендации под руководством самой Эжени.

Для того, чтобы вступить в группу перейдите по этой ссылке.

Если возникнут проблемы с присоединением к группе по ссылке – напишите Эжени МакКвин в Фейсбук.

Читайте далее: