Конь леонардо леонардо да винчи
Путешествуй легко!
Для тех, кто готов активно путешествовать
Конь Да Винчи — необычная история шедевра
Где же находиться знаменитый Конь да Винчи? Конечно же в любимой Италии, в Милане!
История скульптуры коня Да Винчи необычная.
Знаменитый замок Сфорцо, наверное, самая красивая постройка в Милане.
Конь Да Винчи должен был расположиться именно перед ним на площади, где сейчас находится красивый фонтан «Свадебный торт».
Скульптура Коня Леонардо даже некоторое время здесь простояла. Правда это был глиняный вариант.
Какова же история настоящей скульптуры Коня да Винчи?
Леонардо хотел поставить самую большую статую коня, чтобы увековечить отца своего покровителя Людовика Сфорца. Работал над проектом Леонардо 10 лет, посещал самые элитные конные дворы, делал зарисовки, смотрел на существующие конные статуи. Через 10 лет он воплотил свою идею в глине, коня установили именно на том месте, где должна была быть установлена в последствии вся статуя со всадником.
События происходили в конце ХХV века, к этому моменту Леонардо уже написал Даму c Горностаем, Мадонну в скалах и Тайную вечере, а прославился при жизни, благодаря вот этому монументу Коню. Уже собирались деньги, чтобы отлить оригинал и установить на месте глиняной скульптуры. И тут случилось непредвиденное, в Милан вошли французы и стали упражняться в стрельбе по глиняному коню. Это могло стать печальным концом для Коня Да Винчи, ели бы не чудо. Я именно так рассматриваю этот факт.
Спустя почти 500 лет, американский летчик, скульптор-любитель Чарльз Дент, прочитав статью в National Geographic, был возмущен этим фактом. Именно Чарльз Дент сделал своим делом жизни — воссоздать памятник Коня Да Винчи. В 1977 году Чарльз Дент начинает реконструкцию скульптуры. Проект потребовал много времени и денег -15 лет и около 2,5 миллионов долларов. В 1994 году Дент умер, скульптура не была завершена. К счастью, скульптор американка японского происхождения Нина Акама завершила этот проект. В 1997 на специальном рейсе самолета этот конь был доставлен из Америки в Милан. Разумеется, хотели установить с кульптуру Коня Да Винчи на площади у замка Сфорцеско, но мэрия не дала согласия, и скульптуру установили здесь, на ипподроме IPPODROMO DEL GALOPPO , где и подобает быть коню.
Конь Да Винчи стоит на двух конечностях и как бы парит в воздухе. Каждая мышца, каждый рельеф отчетливо виден. При этом весит скульптура 13 тонн, а высота 7,5 метров без пьедестала, словом, Конь Да Винчи — шедевр Леонардо.
Впечатляет мемориальная плита с указанием имен всех, кто участвовал в воссоздании Коня Да Винчи. Огромное им спасибо. И в первую очередь Чарльзу Денту, который смог вдохновить своей идеей Всегда кто-то говорит: Это невозможно! И вместе с тем, часто находятся те, кто это невозможное делает!
Ипподром находится поблизости со стадионом Сан Сиро, достаточно просто повернуться спиной к нему и сразу же открывается вид на стадион.
Отправляясь в Сан Сиро в наши планы входило по пути увидеть и этот шедевр. Так все и получилось.
К стати, в районе стадиона много чудных памятников, даже есть и свой конь, но Конь Да Винчи именно на ипподроме.
Эта история Коня да Винчи на мой взгляд необычная.
Еще один проект реконструкции Коня Да Винчи завершился установкой скульптуры в Садах Мейера. Финансировался он миллиардером Фредериком Мейером, совершенно очевидно и место установки Коня.
Статуя под названием «Конь»
Статуя под названием «Конь»
Лодовико Сфорца по прозвищу Моро, правивший Миланом от имени своего племянника, нашел для гения Леонардо применение – он поставил художника готовить празднества, которыми так славился миланский двор. О таких праздниках должны были говорить по всей Италии. И о них говорили – спустя много лет, как отзвучала музыка и пала династия Сфорца. Ценил ли Лодовико таланты гения, что оказался по воле случая у него при дворе? Наверняка ценил – на свой манер, но вряд ли мог понять, кем именно являлся человек, чье дарование он растрачивал на сиюминутные прихоти придворных дам и кавалеров.
Впрочем, Лодовико поручал Мастеру и серьезную работу: одновременно с устройством праздников, получая весьма скромную плату, Леонардо начал проектировать статую кондотьера Франческо Сфорца, основателя династии и отца Лодовико. Она должна была непременно затмить все известные в то время конные статуи. Вообще, конные статуи были в то время большой редкостью, их можно было пересчитать по пальцам. Самой известной слыла античная конная статуя римского императора Марка Аврелия. Практически все римские и греческие статуи, изображавшие полководцев и императоров верхом (а их в свое время изваяли немало), были уничтожены после падения Западной Римской империи. Уцелел лишь бронзовый император Марк – благодаря тому, что какой-то догадливый его почитатель вложил в поднятую руку бронзового императора-философа крест. Посему христиане, которые обычно разбивали мраморные статуи, и уж точно – уродовали их, отбивая носы, а бронзовые отправляли на переплавку, пощадили Марка, решив, что перед ними первый император-христианин Константин.
Античная конная статуя Марка Аврелия несколько больше натуральной величины, конь стоит, подняв одну ногу.
Леонардо не видел ее, когда работал над своим «Конем», но наверняка о ней слышал и, возможно, видел рисунки своего учителя Вероккио, который бывал в Риме и вдохновился статуей Марка в своей работе. Еще одна знаменитая конная статуя – первая с римских времен выполненная в реалистичной манере – изображение кондотьера Эразмо да Нари по прозвищу Гаттамелата, отлитая Донателло в 1444 году и установленная в Падуе. Но и ее Леонардо также не мог видеть, поскольку еще не бывал в Падуе. А вот с работой своего учителя Вероккио – статуей кондотьера Бартоломео Коллеони – Мастер был хорошо знаком, но только в макете. Не исключено, что он даже участвовал в создании эскизов для этого проекта.
Во время работы над конной статуей скульптора поджидали огромные трудности – во-первых, надо было решить вопрос о распределении веса – то есть создать скульптуру, которая будет опираться только на небольшие по площади конские копыта, и не прибегать к уродливым подпоркам в центре живота. Учитывая, что бронза тяжелый материал – ее плотность от 7800 до 8700 килограммов на метр кубический,[20] то есть плотность бронзы примерно в 8 раз больше плотности животного или человека, – сделать большую бронзовую статую коня так, чтобы она не рухнула под собственной тяжестью, весьма не просто. Вторая проблема не менее сложна – это проблема непосредственно отливки – большая масса металла, если заливать ее постепенно, будет остывать неравномерно, а значит, в статуе образуются трещины.
Леонардо задумал своего «Коня» (причем без всадника) высотой более семи метров – никто до него не делал ничего подобного. При этом сначала – если судить по сохранившимся эскизам – он хотел изобразить коня вставшим на дыбы. Задача совершено невероятная для такой огромной статуи. Леонардо пытался создать третью точку опоры, расположив под одной из ног коня поверженного воина, но даже такое решение не могло гарантировать нормального распределения веса между опорами. Во времена Леонардо не было ни одной конной статуи, где бы конь изображался вставшим на дыбы, без подпорок под брюхом животного.
И все же Леонардо выполнил расчеты для вздыбленного коня, чтобы решить вопрос о распределении веса. Как выяснилось уже в наши дни, его расчеты были верны, и Мастер смог бы изготовить задуманное, как это сделал в 1640 году другой флорентийский скульптор Пьетро Такка, выполняя бронзовую статую испанского короля Филиппа IV. Правда, расчеты в этот раз делал уже не сам скульптор, а Галилео Галилей. Всем вам, наверное, известна другая бронзовая статуя – памятник Петру I в Санкт-Петербурге работы Этьена Фальконе, известный как Медный всадник. Эта статуя опирается на три точки опоры (задние ноги и дополнительно змея, которой касается хвост лошади). Высота Медного всадника – 5 метров 18 сантиметров. При этом для отливки долго не мог ли найти мастера – поскольку толщина стенок статуи в верхней части и в нижней должна была сильно различаться, никто не брался выполнить столь сложную работу. В итоге в первый раз при выполнении литейных работ произошла авария, и только со второй попытки статую удалось отлить.
В свое время, решая проблему одновременной заливки металла, Леонардо разработал систему множественных горнов (сохранился его рисунок со схемой).
Но Леонардо отказался от вставшего на дыбы скакуна. Возможно, Лодовико Сфорца просто не поверил, что Мастер справится с такой сложной задачей, так как в 1489 году Лодовико обратился к Лоренцо Медичи с требованием прислать ему другого скульптора. Угроза лишиться заказа заставила Мастера пересмотреть свой проект, и Леонардо в конце апреля следующего года начинает фактически заново работу над статуей. Он отказывается от амбициозных попыток создать нечто невозможное и выбирает более традиционную композицию – в этот раз конь просто шагает, подняв одну переднюю ногу. В Мадридском кодексе сохранился маленький рисунок, рядом с которым Леонардо записал все стадии заливки металла. Так что теперь мы знаем примерно, как могла выглядеть эта скульптура.
Делая эскизы для статуи, Мастер много дней проводил в конюшне Лодовико Сфорца и других вельмож, зарисовывая коней и измеряя их пропорции. Он сделал множество рисунков (ныне они объединены в Виндзорском кодексе, который хранится в Великобритании). Четыре года ушло на эти подготовительные рисунки! После чего Леонардо приступил к изготовлению модели из глины. Она была установлена перед дворцом Сфорца как раз перед бракосочетанием племянницы Лодовико Бьянки Марии с императором Максимилианом. Модель представляла одного коня, без всадника.
Зрители, увидевшие модель Леонардо, пришли в восхищение. Глиняный конь поражал совершенством, экспрессией, тщательностью проработки деталей, внутренней силой, которую Леонардо умел передать как никто другой. Кеннет Кларк полагает, что гравюра Альберта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», сделанная в 1513 году, навеяна одним из эскизов Леонардо, ныне утраченным.
«В мощном разбеге тяжелодышащего коня, – писал Паоло Джовио, – проявилось как величайшее мастерство скульптора, так и его высшее знание природы».
Слава Мастера распространилась по всей Италии. В сорок один год Леонардо наконец стал знаменит. И славу ему принесла глиняная модель статуи, которая так никогда и не будет отлита в металле.
Леонардо да Винчи. Наброски для статуи коня. Серебряный карандаш, голубая бумага
Для отливки скульптуры необходимо было собрать 90 (по другим расчетам – 70) тонн бронзы. Леонардо рассматривал вариант от лития статуи по частям, придумав для коня специальный стальной каркас, который должен был укрепить скульптуру изнутри. Однако потом Мастер сделал новые расчеты и решил отливать статую целиком – заливая расплавленный металл из трех горнов. В Милане стали собирать бронзу для грандиозного проекта. Набралось почти 60 тонн. Согласно сохранившимся записям отливка статуи была назначена на 20 декабря 1493 года. Но ее почему-то отменили. А спустя год герцог Феррары, тесть Лодовико, в качестве уплаты долга потребовал бронзу себе для отливки пушек – и металл был отправлен в Феррару.
Пока итальянцы воевали друг с другом, мечтая на досуге об объединении страны, Франция, обладавшая серьезным военным потенциалом, решила прибрать к рукам итальянские города. К сожалению, сам Лодовико Сфорца поучаствовал в этом, пригласив французов захватить Неаполь. Однако богатый Милан (чьи доходы, как уже говорилось, составляли половину доходов Франции) был куда ближе, и французам он показался куда более соблазнительной добычей.
Альбрехт Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол. Гравюра. 1513 год
Так что для Милана наступили грозные времена – французский король Карл VIII перешел Альпы во главе армии и вторгся в Италию. И хотя спустя четыре года французский король погиб в результате несчастного случая, его наследник Людовик XII не оставил мысли захватить богатое итальянское княжество и тут же объявил себя герцогом Милана. Год спустя Людовик XII заключил договор с Венецией и вторгся в Ломбардию, чтобы захватить Милан. При этом венецианцы напали на владения Сфорца с востока. Лодовико бежал из Милана вместе с семьей. В итоге в сентябре 1499 года Милан был сдан без единого выстрела. В октябре французский король вступил в Милан. Нашествие французов оказалось роковым для модели «Коня». Гасконские арбалетчики, перебрав итальянского вина, решили использовать статую как мишень и принялись упражняться в меткости. Глиняная модель была повреждена, но не разрушена. Но сквозь пробоины внутрь попала вода, потом ударили морозы, и статуя в конце концов рассыпалась. Леонардо уже не видел этого – он покинул Милан вскоре после захвата его французами.
Что касается Лодовико Сфорца, то он после неудачной попытки вернуть себе герцогство был схвачен, отправлен во Францию и окончил свои дни в заточении.
Однако «Конь» Леонардо все-таки был отлит в бронзе – пять веков спустя.
Американский миллионер Чарльз Дент решил воспроизвести статую в натуральную величину и подарить ее Милану. На проект требовалось, по его прикидкам, 2,5 миллиона долларов. Дент создал Фонд воссоздания «Коня» Леонардо, и в 1990 году порядка тридцати специалистов начали работу над проектом, в том числе скульптор Нина Акаму и специалисты по бронзовому литью. Трудность состояла в том, что некоторые рисунки Леонардо были размером всего в несколько сантиметров, а статуя, как мы помним, должна была быть высотой более семи метров. В 1994 году Дент умер, оставив свою коллекцию художественных произведений Фонду. Однако его денег было недостаточно.
Но тут к делу подключился Фредерик Майер, хозяин сети супермаркетов. Ему захотелось иметь лошадь Леонардо в своем саду, который он украшал копиями знаменитых скульптур. Но, пока нет хотя бы одной лошади, нет и копии. В итоге бронзовый конь выстой 7,32 метра был сделан и установлен перед ипподромом Сан-Сиро в Милане в сентябре 1999 года. Современным скульпторам для этой отливки понадобилось 18 тонн бронзы – все-таки технологии движутся вперед по части экономии металла.
Современная реконструкция статуи Коня по рисункам Леонардо да Винчи
Копию «Коня» установили в парке скульптур в Мичигане за счет средств Майера (этот «Конь» не имеет постамента и стоит прямо на площадке, как будто идет по земле).
Теперь реконструированных лошадей Леонардо уже пять. Еще одна копия (высотой поменьше, уже 3,7 метра) появилась перед школой искусств в Аллентауне в честь Чарльза Дента, а копию высотой в 2,4 метра изготовили для родного города Леонардо – Винчи.
И наконец пятую лошадку, высотой 7,3 метра, создали в Италии, но уже не из бронзы. Стальную раму со стекловолокном покрыли фибергласом, чтобы модель выглядела как бронзовая. Этот пятый конь – разборный. Его можно перевозить с места на место, он принимает участие в различных выставках, посвященных Леонардо.
Так что Сфорца в конце концов получил своего «Коня». Вопрос только в том, насколько он идентичен тому, что спроектировал Леонардо.
На мой взгляд, современному «Коню» недостает изящества и тонкостей проработки деталей, свойственных Ренессансу и работам Леонардо, но общий абрис работы соответствует найденным рисункам. Да и свирепую оскаленную морду конь получил явно с рисунка Мастера, на котором человек, конь и лев скалят друг на друга зубы.
Глядя на этого исполинского коня, понимаешь, что всадник здесь в принципе лишний, недаром Леонардо, увлекшись проектом, как-то «позабыл», что на спине его прекрасного «Коня» должен был восседать бронзовый Франческо Сфорца, и в итоге изготовил глиняную модель без всадника. В самом деле – разве кому-то позволено восседать на спине этого исполина?
Интересно, если бы Лодовико Сфорца увидел семиметровую статую перед ипподромом Сан-Сиро, пожалел бы он о том, что отправил в Феррару всю бронзу для пушек и не позволил Леонардо создать свое чудо?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Конь леонардо леонардо да винчи
Войти
Конь Леонардо да Винчи
Конь да Винчи получил шанс на огненное возрождение
В течение веков проект исполинской конной статуи, разработанный Леонардо да Винчи, публика воспринимала скорее как курьёзный пример эксцентричности великого художника. Однако новое исследование показало, что последним «смеётся» всё-таки Леонардо – и он посмеялся бы над скептиками даже при жизни, если бы не французы.
Задуманный с широким размахом, но так и не доведённый до логического конца бронзовый монумент Леонардо хотел без затей назвать «Конь» (Il Cavallo). Новое исследование, проведённое сотрудниками института и музея истории науки во Флоренции (IMSS), расставляет всё по своим местам и подтверждает невероятный гений да Винчи.
Проект, известный потомкам как конь Леонардо, стартовал в 1482 году, когда герцог Миланский, Лодовико Сфорца, заказал да Винчи в честь своего отца Франческо бронзовый монумент, который должен был стать самой высокой на тот момент в мире конной статуей — 7,5 метра, такой была рассчётная высота этого скакуна.
Изобретатель в общей сложности потратил более десятка лет на исследования, которые позволили бы выполнить заказ, однако судьба не дала ему завершить кропотливый труд.
В связи с надвигающейся угрозой со стороны Франции вся бронза пошла на военные нужды – и это при уже изготовленной и представленной Леонардо полномасштабной глиняной модели коня. Отливка так никогда и не состоялась: в суматохе военного времени литейная форма была утрачена, а глиняный образчик и вовсе разрушен французскими солдатами.
На момент этого события, так или иначе, да Винчи всё ещё сражался с некоторыми техническими трудностями. Одна из них заключалась в равномерности остывания десятков тонн металла, быстро расплавленного и доведённого до очень высокой температуры. Специально для решения этого вопроса Леонардо решил спроектировать систему множественных горнов и даже частично её описал в сохранившемся сочинении «О весе».
В итоге, впрочем, художник оставил эту идею, равно как и первоначальное желание изваять коня, вставшего на дыбы, – всё-таки Сфорца просил Леонардо создать нечто, символизировавшее бы его отца, специально для площади перед герцогской резиденцией. Само собой, вставший на дыбы конь оттягивал бы на себя нежелательно много внимания.
В этой захватывающей истории, однако, Паоло Галлуцци (Paolo Galluzzi) и его коллег интересовал прежде всего один момент: можно ли было отлить подобную статую в один приём? Вкупе с необходимостью уравновесить многотонную лошадь, стоящую всего на трёх ногах, миссия кажется невыполнимой для XV века.
Для того чтобы ответить, просчитался всё-таки гений или нет, команда Галлуцци задействовала заметки самого Леонардо и привлекла специалистов из компании XC Engineering для моделирования литейных процессов. Динамическая 3D-модель продемонстрировала, что расплавленная бронза свободно могла бы заполнить формы, необходимые для такой статуи, причём всего за 165 секунд или даже меньше. Вес металла при этом составил бы именно 70 тонн – ровно столько, сколько рассчитал Леонардо.
Первоначально да Винчи хотел произвести отливку лошади в специальной яме глубиной 20 метров. Как подтвердили расчёты, проект был вполне осуществим, причём в обоих предусмотреных да Винчи вариантах – как в горизонтальном, так и в вертикальном положении скульптуры. «Теперь, когда наши исследования подтвердили, что этот проект Леонардо был реально выполним в его время, мы планируем наконец установить его „Il Cavallo“ именно в том городе, где это и должно было произойти», – говорит Галуцци.
Для создания статуи да Винчи хотел применить так называемый непрямой метод литья, более привычный древним грекам, чем художникам Возрождения. Для этого да Винчи потребовалось изобрести специальную печь с «пиротехническими датчиками», у которой отделения открывались в строго заданной последовательности.
Исследователи обещают к следующей миланской выставке Expo-2015 воссоздать так никогда и не законченную да Винчи статую, в точности следуя его методике.
Леонардо, впрочем, обрадовало бы и появление опускающегося с неба на подъёмном кране 7,5-метрового коня, созданного командой Галуцци по образу великого мастера. Правда, этот «прототип» был разборным. Своего рода пробного предшественника «миланского» образца не так давно можно было увидеть в Атланте.
Конь да Винчи получил шанс на огненное возрождение
В течение веков проект исполинской конной статуи, разработанный Леонардо да Винчи, публика воспринимала скорее как курьёзный пример эксцентричности великого художника. Однако новое исследование показало, что последним «смеётся» всё-таки Леонардо – и он посмеялся бы над скептиками даже при жизни, если бы не французы.
Задуманный с широким размахом, но так и не доведённый до логического конца бронзовый монумент Леонардо хотел без затей назвать «Конь» (Il Cavallo).
Новое исследование, проведённое сотрудниками института и музея истории науки во Флоренции (IMSS), расставляет всё по своим местам и подтверждает невероятный гений да Винчи, известного больше всего как автора самой загадочной улыбки в мире.
Проект, известный потомкам как конь Леонардо, стартовал в 1482 году, когда герцог Миланский, Лодовико Сфорца, заказал да Винчи в честь своего отца Франческо бронзовый монумент, который должен был стать самой высокой на тот момент в мире конной статуей — 7,5 метра, такой была рассчётная высота этого скакуна.
Изобретатель в общей сложности потратил более десятка лет на исследования, которые позволили бы выполнить заказ, однако судьба не дала ему завершить кропотливый труд.
В связи с надвигающейся угрозой со стороны Франции вся бронза пошла на военные нужды – и это при уже изготовленной и представленной Леонардо полномасштабной глиняной модели коня. Отливка так никогда и не состоялась: в суматохе военного времени литейная форма была утрачена, а глиняный образчик и вовсе разрушен французскими солдатами.
На момент этого события, так или иначе, да Винчи всё ещё сражался с некоторыми техническими трудностями. Одна из них заключалась в равномерности остывания десятков тонн металла, быстро расплавленного и доведённого до очень высокой температуры. Специально для решения этого вопроса Леонардо решил спроектировать систему множественных горнов и даже частично её описал в сохранившемся сочинении «О весе».
В итоге, впрочем, художник оставил эту идею, равно как и первоначальное желание изваять коня, вставшего на дыбы, – всё-таки Сфорца просил Леонардо создать нечто, символизировавшее бы его отца, специально для площади перед герцогской резиденцией. Само собой, вставший на дыбы конь оттягивал бы на себя нежелательно много внимания.
В этой захватывающей истории, однако, Паоло Галлуцци (Paolo Galluzzi) и его коллег интересовал прежде всего один момент: можно ли было отлить подобную статую в один приём? Вкупе с необходимостью уравновесить многотонную лошадь, стоящую всего на трёх ногах, миссия кажется невыполнимой для XV века.
Для того чтобы ответить, просчитался всё-таки гений или нет, команда Галлуцци задействовала заметки самого Леонардо и привлекла специалистов из компании XC Engineering для моделирования литейных процессов. Динамическая 3D-модель продемонстрировала, что расплавленная бронза свободно могла бы заполнить формы, необходимые для такой статуи, причём всего за 165 секунд или даже меньше. Вес металла при этом составил бы именно 70 тонн – ровно столько, сколько рассчитал Леонардо.
Первоначально да Винчи хотел произвести отливку лошади в специальной яме глубиной 20 метров. Как подтвердили расчёты, проект был вполне осуществим, причём в обоих предусмотреных да Винчи вариантах – как в горизонтальном, так и в вертикальном положении скульптуры. «Теперь, когда наши исследования подтвердили, что этот проект Леонардо был реально выполним в его время, мы планируем наконец установить его „Il Cavallo“ именно в том городе, где это и должно было произойти», – говорит Галуцци.
Для создания статуи да Винчи хотел применить так называемый непрямой метод литья, более привычный древним грекам, чем художникам Возрождения. Для этого да Винчи потребовалось изобрести специальную печь с «пиротехническими датчиками», у которой отделения открывались в строго заданной последовательности.
Исследователи обещают к следующей миланской выставке Expo-2015 воссоздать так никогда и не законченную да Винчи статую, в точности следуя его методике.
Леонардо, впрочем, обрадовало бы и появление опускающегося с неба на подъёмном кране 7,5-метрового коня, созданного командой Галуцци по образу великого мастера. Правда, этот «прототип» был разборным. Своего рода пробного предшественника «миланского» образца не так давно можно было увидеть в Атланте.
Милан: по следам Леонардо да Винчи
В возрасте примерно 30 лет Леонардо приезжает в Милан. Как и многие, он хочет добиться славы и денег. В дар правителю Милана Лодовико Моро он преподносит диковинный музыкальный инструмент, лиру, на которой, кроме него, никто не умел играть. Он выбрал Милан за его зажиточность, надеясь конструировать здесь оружие и военные машины для местной знати.
К счастью, жизнь распорядилась так, что он создавал здесь совсем другие вещи. А ещё от него остались чертежи никогда не реализованных проектов, например, тибуриума (башни) миланского собора и системы шлюзов миланских каналов. Некоторые произведения Леонардо, включая «Мадонну в гроте» и «Даму с горностаем» были завершены именно здесь, но затем проданы и покинули город.
Но многие произведения остались в Милане навсегда, и сегодня полюбоваться ими приезжают со всех концов мира. Это и «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, и «Портрет музыканта», и «Атлантический кодекс», хранящиеся в Амброзианской библиотеке, и залы замка Сфорца, предназначенные для свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской, и гигантский бронзовый конь напротив ипподрома, которого за шестнадцать лет Леонардо не успел закончить, достроенный лишь спустя пять веков американским филантропом.
Этот маршрут поможет Вам ознакомиться с местами, связанными с художественной, инженерной и культурной деятельностью Леонардо за те 20 лет, что он провел в Милане. Он начинается от трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие на корсо Маджента, в которой сохранился шедевр мастера – фреска «Тайная вечеря». Затем мы проследуем в дом Ателлани, чтобы зайти в «огороды Леонардо». Образ художника и ученого постепенно раскрывается по мере того, как мы проходим от замка Сфорца к центру. Проходя вдоль наружных стен замка, мы попадаем в Пинакотеку Брера, а затем – в Амброзианскую картинную галерею. Последним этапом станет Научно-технологический музей Леонардо да Винчи на виа Сан-Витторе, где можно лучше всего прочувствовать его гениальность и намного опередившую время интуицию, позволившие создать инженерно-архитектурный шедевр – Навильо Гранде (Большой канал).
Памятник Леонардо да Винчи на Пьяцца делла Скала
Памятник Леонардо да Винчи установлен на площади перед знаменитым театром «Ла Скала». Он представляет торжественный и строгий образ ученого с четырьмя учениками. Сама статуя выполнена из белого каррарского мрамора, для постамента использовался бавенский гранит.
Трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие (фреска «тайная вечеря»)
Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Фреска совсем не случайно размещена там, где монахи собирались на трапезу: не стоит забывать, что трапезная находится в нескольких шагах от церкви, где они слушали Священные писания и получали причастие. Таким образом, присутствие этого произведения в месте, где ежедневно обедали и ужинали монахи, должно было служить постоянным напоминанием им о том, что жизнь религиозного сообщества является продолжением жизни Христа и апостолов.
«Тайная вечеря» была заказана Леонардо Лодовиком Сфорца, тогдашним миланским герцогом, в рамках проекта украшения монастыря и церкви Санта-Мариа-делле-Грацие. Лодовико Сфорца этот проект был особенно дорог, так как именно в этой церкви он желал устроить свою усыпальницу.
«Тайная вечеря» Леонардо стала прекрасным примером новой техники изображения перспективы, возникшей во флорентийском искусстве. Леонардо «открыл» заднюю стену трапезной, создав иллюзию того, что это просторное помещение с кессонными потолками.
Палаццо делле Стеллине
Палаццо делле Стеллине расположен недалеко от церкви Санта-Мариа-делле-Грацие, одной из самых известных и высоко ценимых миланских достопримечательностей. В этом дворце особый интерес представляют каменные парадные лестницы и, самое главное, — красивый внутренний двор, в котором царит умиротворенность и ощущение почти полной изоляции от внешнего мира.
Это старинное здание получило свое название по имени старинного женского бенедиктинского монастыря Санта-Мариа-делла-Стелла (монахинь называли «стеллине», т. е. «звездочки»), который на протяжении нескольких веков несколько раз преобразовывался и в середине XVIII века стал сиротским приютом, благодаря милосердию миланцев, которые не желали бросать детей на произвол судьбы. Обязательно загляните в большой парк, площадь которого 5 тыс. квадратных метров, разбитый на месте так называемых «огородов Леонардо». По легенде, Лодовико Моро подарил Леонардо виноградник за его заслуги перед герцогством.
Замок Сфорца
Оборонительная крепость, резиденция, казарма, музей: многочисленными были трансформации замка Сфорца, одной из самых впечатляющих и популярных достопримечательностей Милана.
Внутри замка стоит обратить внимание на зал Ассе, который находится на втором этаже северо-восточной башни замка. Растительный орнамент, украшающий стены (темпера по штукатурке) принадлежит кисти Леонардо. Работа датируется 1498 годом.
Также внутри замка находится фонд, который издаёт журнал, посвящённый Леонардо да Винчи «Raccolta Vinciana».
Амброзианская пинакотека
В этой пинакотеке (галерее) хранится самая обширная, самая удивительная коллекция записок Леонардо да Винчи, «Атлантический кодекс», который выставляется на тематических выставках, сменяющих друг друга каждые 3 месяца в Амброзианской пинакотеке и в церкви Санта-Мариа-делле-Грацие на корсо Маджента).
По случаю первой из этих выставок, в Амброзианской пинакотеке, были открыты для посещения «зал Леонардо» с прекрасной фреской «Терновый венец» Бернардино Луини и новой экспозицией «Портрета музыканта» Леонардо; великолепный «Зал Федерико», где изначально размещалась Амброзианская библиотека; и перистиль XVII века, в котором представлены другие работы мастера, например, узлы Леонардо и его портрет, сделанный одним из его учеников. Ранее ни один из этих трех залов не был доступен для посещения.
В пинакотеке представлена копия «Тайной вечери» авторства Веспино, художника ломбардской школы, работавшего в Милане в первой половине XVII века, из коллекции, принесенной в дар городу кардиналом Федерико Борромео. В пинакотеке хранится ещё одна копия картины Леонардо «Мадонна в скалах», сделанная Веспино. Оригинал находится в Лондоне.
Национальный научно-технологический музей Леонардо да Винчи
Национальный научно-технологический музей им. Леонардо да Винчи находится в здании бывшего монастыря оливетанцев постройки XVI века и, занимая площадь в 40 тысяч кв. метров, является крупнейшим научно-технологическим музеем Италии.
Коллекция моделей по проектам Леонардо приурочена к 500-летию со дня рождения этого великого гения. Представленные модели были изготовлены на основе рукописей Леонардо с проектами новых машин, замерами и проектами усовершенствования уже существующих объектов, а также исследованиями природы.
Рядом с Галереей Леонардо, в которой экспозиция моделей дополняется серией рисунков, связанных с его многочисленными областями интересов, расположена лаборатория, в которой находятся интерактивные модели, позволяющие понять принцип действия изобретений и поэкспериментировать с художественными методами эпохи Возрождения.
Конка делл’Инкороната
Шлюз называется в честь одноимённой церкви XIV века в глубине корсо Гарибальди. Это то немногое, что осталось от частично засыпанного канала Мартезана. Шлюз был построен в 1496 году, а консультировал строителей Леонардо да Винчи. Сейчас от канала осталось совсем немного, а его деревянные створки до сих пор находятся на своём историческом месте.
Из называют «створками да Винчи», так как они идентичны изображённым в его «Атлантическом кодексе», выставленном в Амброзианской библиотеке.
Конь Леонардо да Винчи
Большая бронзовая статуя коня, созданная по рисункам Леонардо, находится перед входом в парк Миланского ипподрома. Памятник на фоне архитектуры ипподрома в стиле Либерти был установлен здесь в 1999 году на постаменте из мрамора и гранита, возносящем статую ввысь. Памятник примечателен тем, что Леонардо намеревался создать самую большую конную статую в мире. Это была трудная задача, при решении которой он желал объединить художественное мастерство и вдохновенье с возможностями техники того периода.
Идея создания памятника в честь подвигов Франческо Сфорца возникла у Галеаццо Мариа Сфорца, который хотел создать конную статую в натуральную величину для замка Сфорца или другого значимого места города. Были приглашены различные мастера, однако реализация проекта так и не началась. Позднее к этой идее вернулся его брат, Лодовико, в первые годы своего правления в Милане.
Однако Леонардо не отступил и попытался возобновить работу, но надежда на завершение произведения окончательно угасла в 1499 году со свержением Моро. Леонардо уехал из Милана, а модель коня была разрушена французскими солдатами, которые выбрали ее в качестве мишени для стрельбы из арбалетов.
Читайте далее: