Кому посвящались олимпийские игры

Чемпионы Олимпийских игр древности и их достижения

Пожалуй самые престижные соревнования для современного спортсмена — Олимпийские игры хоть и проводятся относительно недавно (как мы знаем, первые Олимпийские игры проводились в 1896 году и связано это с именем барона Пьера де Кубертена), однако, как известно, имеют историю, уходящую аж в 8 век до нашей эры. Эти состязания в ловкости, меткости, скорости и силе имели еще и религиозный смысл — каждое такое мероприятие проводилось в честь громовержца Зевса — главного среди всех олимпийцев и пожалуй самого почитаемого среди греков (а в период эллинизма и не только греками) Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. Всего было проведено 293 Олимпиады с 776 по 394 год до нашей эры в Олимпии. С 6 века до нашей эры по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

Однако не зря мы вспомнили о спортсменах — речь далее будет идти именно о них. Сегодня мы расскажем именно о тех чемпионах, память о победах которых осталась в веках. Достижения нескольких легендарных спортсменов в древности настолько необычны, что их помнят и сегодня, спустя сотни лет после их смерти. Ниже я хотел бы поведать вам о нескольких древних чемпионах Олимпийских игр, а также некоторые интересные истории, легенды, рекорды и факты.

Ономаст из Смирны

Ономаст (или Ономастос) был первым в истории олимпийским чемпионом в таком виде спорта как бокс. Этот вид был представлен на 23-й Олимпиаде в 688 году до нашей эры.

По словам историков, Ономаст также был первым, кто написал правила древнегреческого бокса. Имея четыре победы в Олимпийских играх, он также лидирует в списке боксеров, владеющих всеми олимпийскими титулами.Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп выиграл соревнование по бегу на 15-й Древней Олимпиаде, состоявшейся в 720 году до нашей эры. Именно тогда была введена и принята греческая традиция атлетической наготы (гимна).

Эврилеона из Спарты

Эврилеона была знаменитой женщиной-наездницей. Она выиграла гонку двухколесных колесниц в Древних Олимпийских игр 368 года до нашей эры.

Эврилеона была богатой принцессой и страстным любителем лошадей. Она стала второй женщиной-наездницей в истории Олимпийских игр. Ее предшественница, спартанская принцесса Киниска, выиграла гонку на колесницах запряженных четырьмя лошадьми на 24 года раньше. В Спарте была установлена статуя Эврилеоне. Это одна из немногих бронзовых статуй, установленных при жизни спортсмена.Киниска Спартанская

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Киниска родилась около 440 г. до н.э., в семье царя Спарты Архидама II. Поговаривают, что Киниска была сорванцом, прекрасным наездником и очень богатой девушкой. Идеальная квалификация для успешного тренера, неправда ли? Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы добиться успеха на Олимпийских играх.

Традиционно женщинам не разрешалось участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, они могли войти в команду, обладая навыками обучения лошадей. Ее брат, Агиселай II, более поздний царь Спарты, поощрял ее участие в соревнованиях. Принцесса собрала команду мужчин-спортсменов и была допущена к Олимпиаде.

Киниска была удостоена чести получить бронзовую статую колесницы, и статую в Храме Зевса в Олимпии. На ней была надпись, в которой говорилось, что принцесса является единственной женщиной, которая выиграла оливковый венок в гонках на колеснице на Олимпийских играх в Греции.

До сегодняшнего дня, Киниска рассматривается, как символическая фигура социального подъема женщины. Ее успех стал началом движения равноправия и свободы женщин всего мира.Диагор Родосский

Диагор был греческим боксером, известным своими победами, а также победами его сыновей и внуков. Он выиграл турнир по боксу в Олимпийских играх 464 года до н.э. Диагор также был четырехкратным победителем в Истмийских играх и двукратным победителем в играх в Немее.

Его старший сын, Дамагет, выиграл турнир в 452 и 448 годах до нашей эры. Акусилай, второй сын, выиграл боксерский поединок в 448 году до нашей эры. Они отметили свою победу, неся отца на плечах вокруг стадиона, который был наполнен восхитительными зрителями. В это время один из зрителей закричал: «Умри, Диагор! Ты не сможешь подняться на Олимп!». Говорят, что спортсмен умер буквально через несколько минут, и с тех пор считается самым счастливым смертным, который когда-либо жил.

Дочь Диагора, Каллипатейра, была первой женщиной-зрителем, находящимся на Олимпийский стадионе. Поскольку женщинам было запрещено смотреть Олимпийские игры, кроме жрицы Деметры, она прошла на стадион, переодетая в мужскую одежду. Когда ее трюк был раскрыт, приняли закон, гласящий о том, что все зрители прибывшие на Олимпийский стадион, перед его входом должны были раздеться.

Mеланкомас из Карии

Меланкомас был коронован чемпионом по боксу в 49 году до нашей эры, а также стал победителем во многих других спортивных мероприятиях. Он мог сражаться в течение двух дней не опуская рук. Спортсмен достиг своей превосходной формы благодаря непрерывным и напряженным упражнениям.

Меланкомас владел своеобразным, уникальным боксерским стилем. Его движения были легкими и простыми. Меланкомас оставался непобежденным на протяжении всей своей карьеры, и ни разу не был нокаутирован своим противником. Спортсмен выиграл Олимпийский турнир по боксу на 207-й Олимпиаде.Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.

Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.В Олимпийских играх 488 года до н.э. он участвовал от имени своего родного города Кротона, а на следующих двух олимпиадах он решил участвовать в качестве гражданина Сиракуз, в честь тирана Хиерона. Его соотечественники чтили и прославляли его за первую победу.

Несмотря на успешную карьеру, ему пришлось столкнуться с бесчестьем и диффамацией (распространением не соответствующих действительности порочащих сведений), когда его решение сыграть в Сиракузах разгневало граждан Кротона. Они исключили Астилоса из списков горожан и уничтожили его статую в своем городе. Его семья отказалась от него, и его дом превратили в тюрьму, как знак неуважения. Также говорится, что Астилос был подкуплен чиновниками в Сиракузах, чтобы участвовать в Олимпийских играх от имени их города.

Теаген был успешным боксером и бегуном. Благодаря своей необычайной силе и быстроте он считался сыном Геракла — божественного героя в греческой мифологии. Спортсмен выиграл турнир по боксу на 75-й Олимпиаде (480 г. до н.э.) и титул чемпиона в этом виде спорта. В целом, по его словам, он выиграл более 1300 поединков.

Любопытную историю рассказывает греческий историк Паусаниас о статуе Теагена, сделанной неким Глаусиасом из Эгины. Это был человек, обиженный на Тиагена. Однажды ночью статуя упала на Глаусиаса, убив его. Статуя предстала перед судом за убийство и была выброшена в море. Позднее она была восстановлена, так как Дельфийский оракул заявил, что в противном случае всех мужчин в стране ожидает бесплодие.Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Его жизненный рекорд двенадцати отдельных олимпийских победных венков был окончательно превзойден в 2016 году, когда Майкл Фелпс выиграл свою 13-ю медаль за 200-метровую гонку на 31-й современной Олимпиаде. Рекорд Леонида продолжался 2168 долгих лет!

Игры в Олимпиады

Олимпийские игры придумали древние греки.

Народ воинственный и свободолюбивый, они проводили свой век в почти беспрестанной борьбе и соперничестве. Эллины, разрозненные на сотни племен и полисов, жаждали всеобщих торжеств, на которых они могли бы увидеть друг в друге не просто враждебных соседей, но соплеменников, говорящих на одном языке и молящихся одним и тем же богам. Самые знаменитые древнегреческие игры, посвященные Зевсу и, по преданию, впервые устроенные Гераклом, проходили раз в четыре года в дни летнего солнцестояния в местечке Олимпия в Элиде. Эта гористая область на северо-западе Пелопоннеса по общегреческим меркам была, в общем-то, захолустьем – но именно это и позволило ей стать центром, где без лишних споров могли собраться вместе представители воинственной Спарты, величавых Афин, богатых Сиракуз и других важных городов-государств. Уже в IX веке до Р.Х. Олимпиады были знамениты как крупнейшее общеэллинское празднество, а позднее, начиная с 776 года до Р.Х., стали составляться списки победителей в состязаниях в беге – олимпиоников. Но в первую очередь Олимпиады были религиозным торжеством: именно общность религии была той основой, вокруг которой происходило сплочение эллинов.

С утратой Грецией независимости политический аспект Олимпийских игр сошел на нет. Отныне это была просто почтенная традиция. Римляне, став хозяевами Эллады, в виде исключения получили право участвовать в играх (куда иностранцы допускались лишь как зрители); но они больше любили жестокие бои гладиаторов, и из бескровной олимпийской программы их могли заинтересовать разве что гонки колесниц. В этом виде состязаний участвовали сами цезари, и пару раз им даже удалось получить олимпийские венки. А Нерон смог дважды стяжать оливковую ветвь – в качестве возницы и актера-декламатора (ведь в Олимпии соревновались не только спортсмены). Но вскоре слава олимпионика окончательно потеряла былую притягательность. Наступили новые времена. В могучей империи всеобщий мир и единение достигались совсем иными средствами. Кроме того, случайное сходство в названиях элидской Олимпии и отстоящей от нее на сотни километров горы Олимп, где обитал Зевс и другие боги, оказалось фатальным. По мере увядания олимпийской религии уходил в прошлое и культовый дух Олимпийских игр. Людей все больше привлекали иные духовные ценности. Архаические обычаи, с их примитивным восторгом перед физической силой и узким полисным патриотизмом, выглядели анахронизмом. Наконец с утверждением в империи христианства Олимпиады вообще потеряли всякий смысл.

Такова природа человека: только религия способна укротить присущую человеку страсть к господству, придать его извечной жажде побед возвышенный, одухотворенный вид. Пришествие Спасителя и новозаветное откровение о Царствии Небесном открыли перед человечеством новые, невиданные горизонты борьбы: борьбы с внутренними грехами, брани за чистоту и святость. В христианскую эпоху дух борьбы вовсе не исчез у наследников древних эллинов: он перешел в иную, возвышенную сферу. Неслучайно «спортивная» терминология часто встречается у святых отцов: они любят говорить о «соревнованиях», «забегах» и «заездах» на духовном поприще, где наградой за победы являются венцы совсем иного рода – непреходящие и нетленные. Само слово «упражнение» (аскесис), когда-то обозначавшее физическую тренировку, перекочевало в монашеский лексикон, дав название основному занятию подвижников – аскезе.

Упадок Олимпиад произошел задолго до их прекращения в христианской Римской империи. Писавший в начале IV века свою «Хронику» Евсевий Кесарийский, имевший доступ к лучшим библиотекам, смог отыскать имена олимпиоников только до 249-й Олимпиады (217 по Р.Х.) [2] : это говорит о том, что древние игры уже давно вышли из моды. Впрочем, по инерции они продолжались вплоть до царствования императора Феодосия I, когда, как считается, во время 292-й Олимпиады (389) в последний раз в Олимпии возносились молитвы Зевсу. Заметим, что прекращение игр, ставшее закономерным следствием повсеместного запрета публичных языческих культов, настолько мало интересовало современников, что о нем не дошло ясных свидетельств. Единственное ясное сообщение сохранил для нас византийский хронист Георгий Кедрин (XI в.): «В это время угасло празднество Олимпиад, которое совершалось раз в четыре года. Началось же это празднование, когда над иудеями царствовал Манассия, и продолжалось до начала правления Феодосия Великого» [3] . Впрочем, некоторые исследователи считают, что игры продолжались еще полвека, до правления Феодосия Малого.

Казалось, Олимпийские игры, как и иные языческие обычаи, навсегда канули в лету. Но их ждала иная судьба.

Вся Европа внесла свой вклад в возрождение Олимпиад. Раскопки немецких археологов в Олимпии в 40-х годах XIX века пробудили к теме общественный интерес. Их инициатор Э. Курциус патетически провозглашал: «То, что лежит там, в темной глубине, – жизнь из нашей жизни, и даже если у Бога есть другие распространенные на земле заповеди, провозглашающие намного более величественный мир, чем олимпийское перемирие, то и тогда Олимпия все же остается для нас священной землей. И нам необходимо перенести в наш мир, блистающий более чистыми огнями, возвышенность культуры древних, самоотверженный патриотизм, готовность к жертвам во имя искусства и радость состязаний, превосходящую любые жизненные силы» [4] . Тем временем в Англии некто У. Брукс, энтузиаст физической культуры, с 1850 года проводил в городке Венлок в Шропшире «Олимпийские игры», где участники бегали, прыгали, бились на копьях и даже скакали на свиньях [5] . Но на серьезный международный уровень эту идею вывели французы, с XVIII века игравшие роль «культурного авангарда» новоевропейской цивилизации. В 1892 году Пьер де Кубертен – аристократ, ревностный филэллин и, разумеется, потомственный масон [6] – выступил в Сорбонне с вдохновенной речью «О возрождении олимпизма», где предложил возобновить Олимпийские игры во всемирном масштабе. Идеи Кубертена легли на благодатную почву, и уже через два года в Париже состоялся международный атлетический конгресс, принявший эпохальное решение: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, представляемых возрождением Олимпийских игр, с точки зрения как спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни». Первые новые Олимпийские игры состоялись в Афинах в 1896 году.

Олимпийское движение можно без преувеличения назвать одним из самых ярких культурных явлений XX века. В основе этого движения лежит концепция олимпизма, который, как сказано в Олимпийской хартии, «представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума». Автор концепции, барон де Кубертен, поэтически изложил свои идеи в написанной им под псевдонимом «Оде спорту». Позволим себе привести главные тезисы этого почти сакрального по своему пафосу гимна:

спорт – бессмертный источник наслаждения, дарующий радость бытия духу и телу;

зодчий, мастер гармонии, формирующий в вечном движении совершенного человека;

он беспристрастен и справедлив;

он призывает человека к борьбе и дерзаниям, к преодолению себя;

он благороден и безупречен, требует высокой нравственности, чистоты и честности;

он дарует радость и ликование, врачует душевные раны, раздвигает горизонты;

спорт – посредник, исцеляющий недуги под лозунгом: «В здоровом теле – здоровый дух!»;

он ведет человека к совершенству по пути прогресса физического и нравственного;

наконец, спорт – это мир и согласие, источник дружбы и единства между людьми [7] .

Казалось бы, прекрасные и возвышенные идеи, достойные всяческого одобрения. Но сквозь патетику эпитетов явственно проступают черты столь характерной для западноевропейского гуманизма подмены понятий, когда далеко не самая важная область человеческой деятельности «аллегорически» возводится в статус фундаментальной общечеловеческой ценности чуть ли не религиозного характера.

Конечно же, было бы нелепо и неразумно оспаривать важность попечения о телесном развитии и физическом здоровье. Не подлежит сомнению и то, что спортивные состязания несравненно лучше драк и войн. Проблема в другом: в извращении системы ценностных координат. В частности, разве не лукавой подтасовкой является расхожая фраза «в здоровом теле – здоровый дух»? Ведь ее автор, древнеримский поэт Ювенал, имел в виду совершенно иное: «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano». Обращаясь к молодежи, озабоченной атлетической накачкой мышц и тренировкой тела, сатирик увещевает:

Надо молить, чтобы дух здравым был в теле здоровом:
Сильного духа проси, что не ведает страха пред смертью,
Что своей жизни предел считает подарком природы,
Духа, что затрудненья выносит какие угодно,
К гневу не склонен, ничем не прельщается, предпочитает
Тяжкие подвиги и трудовые дела Геркулеса
Играм Венеры, пирам и роскоши Сарданапала [8] .

В этих стихах нет и намека на прямую связь духовного здравия с физическим. Но, как видно, авторитет античности заканчивался там, где начиналось строительство «новой духовности». Классические цитаты и образы использовались лишь как антураж для создания новой оккультной мифологии «гармонически развитой личности».

Одним из самых ярких общественно-политических событий межвоенного периода стала Берлинская Олимпиада 1936 года. В играх участвовало 49 стран, хотя проводить их в столице нацистского рейха многим казалось проблематичным. Но прибывший в Германию с инспекцией старик де Кубертен был настолько очарован картиной массового спортивного движения, что в своей речи по германскому радио назвал А. Гитлера «одним из лучших творческих духов нашей эпохи». По предложению министра пропаганды Й. Геббельса [9] , в Берлин впервые был доставлен эстафетой «священный огонь» из древней Олимпии. Открытие Олимпиады впервые транслировалось по телевидению в прямом эфире. Германия торжествовала полный триумф, завоевав в полтора раза больше наград, чем занявшие 2-е место США. По указанию фюрера игры были воспеты в шедевре Лени Рифеншталь – документальном фильме «Олимпия».

Идеологический контекст Олимпийских игр достиг своего апогея в разгар советско-американского противостояния периода «холодной войны», когда взаимному бойкоту двух лагерей подверглись Олимпиады в Москве (1980) и Лос-Анджелесе (1984). После развала соцлагеря политические страсти поутихли, и олимпийское движение все больше стало превращаться в способ повышения престижа государства, по возможности прибыльный. Впрочем, заработать на Олимпиадах удавалось редко: так, после Монреаля (1976, убытки 1,2 млрд. долларов) Канада расплачивалась с долгами 30 лет, а Афинские игры (2004, убытки 5,7 млрд.) всерьез пошатнули экономику Греции. Да и с укреплением международного престижа дело обстоит не так просто: «олимпийская тема» дает хороший повод превратить ту или иную страну в объект травли со стороны «прогрессивных» средств массовой информации.

Но оставим политические и экономические резоны. Ясно, что олимпийская идеология претендует на нечто гораздо большее, чем обслуживание сиюминутных выгод. Ведь написанная аристократом Кубертеном Олимпийская хартия строго-настрого запрещает любую коммерческую рекламу и не допускает к соревнованиям тех, кто хотя бы раз в жизни получал деньги за занятия спортом. Зададим себе вопрос: какое событие способно в наше время приковать к себе внимание во всех точках земного шара? В каких торжествах участвуют представители всех религий и традиций? Какую церемонию, устраиваемую общественной организацией, могут открывать исключительно главы государств? Это Олимпийские игры. К началу III тысячелетия в них вовлечены более 200 государств мира – больше, чем входит в Организацию Объединенных Наций. По сути, речь идет о первой в истории человечества удавшейся попытке создания всемирного культа. Многими чертами (в том числе и строгим запретом на традиционную религиозную символику) он напоминает культ Высшего Разума в якобинской Франции – только место разума в нем занимает Великое Развлечение, ведь разошедшееся по всем языкам мира слово «спорт» происходит от английского disport – «забавляться, шалить, развлекаться» (буквально – «идти в разнос»).

Впрочем, как теперь видно, попытка внедрить «культ чистого спорта» не вполне удалась. Возвышенная идея оказалась изрядно подточена многочисленными допинговыми и коррупционными скандалами, а спортивные игры современности, ставшие частью индустрии развлечений, стали куда более похожи на азартные зрелища римской толпы, чем на состязания благородных эллинов. И Олимпиады, как и на заре своей истории, уже не воспринимаются как простые соревнования атлетов, но превратились в грандиозное празднество новой мировой «религии» – культа потребления. Это шоу с гигантскими бюджетами, где главное место занимают помпезные церемонии открытия и закрытия Олимпиад, а предметом внимания становятся не столько победы, сколько суммы призовых фондов, букмекерские ставки и громкие скандалы.

Но Олимпиады по-прежнему хранят заложенный в них изначально характер сакрального действа. Не случайно в церемонию открытия каждой Олимпиады входит возжигание «священного» огня.

На родине античных Олимпиад сегодня зажжен огонь для ХХХ летних игр в Лондоне, которые пройдут в столице Великобритании с 27 июля по 12 августа. На торжественной церемонии присутствовали президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге, глава организационного комитета “Лондон-2012” Себастьян Коэ и другие официальные лица.

Огонь был зажжен во время театрализованного представления, в котором участвовала группа “жриц”, исполнивших обряд, созданный на основе древних традиций с привнесением современных элементов. Верховная жрица – одетая в античную тунику и сандалии известная греческая актриса Ино Менегаки, – выйдя из руин храма Геры в окружении других жриц, произнесла молитву богам Аполлону и Зевсу с просьбой послать на землю священный Олимпийский огонь:

“Пусть настанет священная тишина. Пусть умолкнут небо, земля, море и ветра. Пусть умолкнут горы и крики птиц, ибо нас будет сопровождать Феб, бог, приносящий огонь. Аполлон, бог солнца и идеи света! Пошли нам свои лучи и зажги священный факел для гостеприимного города Лондона! А ты, Зевс, дай мир всем народам на земле и увенчай венками победителей священного состязания!”

После этого верховная жрица, преклонив колено у алтаря древнегреческого храма Геры, поднесла факел к параболическому зеркалу. От солнечных лучей вспыхнул Олимпийский огонь. От факела был зажжен огонь в выполненном в древнегреческом стиле специальном сосуде, на котором изображены бегущие эллины» [10] .

Кстати сказать, античные Олимпиады, насколько известно, к Аполлону никакого отношения не имели: ему были посвящены другие – Пифийские – игры. Но «отцы олимпизма» 120 лет назад в большом зале Сорбонны воспели гимн почему-то именно Фебу Светоносному [11] …

otvet_plus

Про отличия и различия между похожими вещами

Журнал для эрудитов

Олимпийские игры в Древней Греции и современные Олимпиады

Олимпия представляла собой типичный древнегреческий город, входивший в подданство Элиды. В городе имелись храмы, посвященные Зевсу, Гере и другим богам. Кроме культовых сооружений были места для гимнастических упражнений (гимнасий), а также стадион и ипподром. Первоначально в спортивных состязаниях принимали участие лишь граждане Олимпии и соседних городов.

Появление Олимпийских игр

Древняя Греция не была единой страной и представляла собой множество независимых и постоянно враждовавших между собой городов-государств. Как гласит легенда, во время очередной военной угрозы власти Элиды и Олимпии обратились к соседней Спарте взять их «под крышу», взамен обещая организацию красивого и регулярного спортивного праздника. Спарта взяла Олимпию под своё покровительство, одновременно предложив сделать этот город «нейтральной территорией». Олимпии не разрешалось иметь вооруженных сил, но и все соседи обязывались ее не трогать. Таким образом, грекам удалось договориться и создать постоянное место проведения всегреческих спортивных состязаний. А название городка стало для игр именем нарицательным.

Развалины храма богини Геры в древней Олимпии

Чем были Олимпиады для Греции

Олимпийские игры в Греции просуществовали больше 1000 лет. За это время сформировались основные правила и традиции. Во время Олимпиады проводились не только спортивные соревнования, но также состязания поэтов, ораторов, музыкантов. Велась бойкая торговля, заключались сделки. Словом, Олимпиада была массовым и зрелищным мероприятием. Для участия в ней греческие города выставляли своих сильнейших представителей. Победа в Олимпиаде была делом престижа, а сами победители Олимпиады становились уважаемыми людьми, которым на родине ставили памятники при жизни.

Правила проведения Олимпийских игр в Древней Греции

Не известны все детали и правила греческих Олимпиад, но главные из них историки установили. Вот они:

  • Сначала игры в Олимпии проводились раз в 5 лет, потом установили промежуток между играми 4 года.
  • Сам Олимпийский праздник состоял из многочисленных религиозных церемоний, предварявших спортивные состязания.
  • Право на участие в соревнованиях имели все рожденные в Греции мужчины, кроме рабов.
  • Женщины не допускались на стадион даже в качестве зрителей.
  • Игры посвящались предводителю всех греческих богов – Зевсу.
  • В программу игр изначально входил только бег. Потом к бегу добавились соревновательные дисциплины из военного дела: борьба, кулачные бои, метание копья, диска и молота, прыжки в длину, гонки на колесницах и верхом.
  • Игры в Олимпии проходили всегда в одно и то же время — период между жатвой и сбором винограда, то есть примерно в конце августа.
  • Продолжительность игр была изначально 5 дней, потом выросла до месяца.
  • В период проведения игр никто не имел права ступать на землю Олимпии с оружием в руках.
  • Факел с Олимпийским огнем зажигался в храме богини Геры, (развалины которого можно увидеть в сегодняшней Олимпии) откуда атлеты доставляли его к месту соревнований на стадион.
  • Перед началом Игр все участники давали клятву, что они честно готовились, и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам.
  • Победителей игр называли «олимпионики». Им доставалась не только слава, но и почёт, и награды, и подарки от зрителей, освобождение от налогов, денежное вознаграждение от родного города. В их честь слагались хвалебные оды, им ставились памятники.
  • На голову «олимпионика» надевали оливковый венок. Медалей тогда не давали.

Римляне, после покорения окончательного покорения Греции (примерно в 190 г. до н.э.) не стали запрещать Олимпийские игры. Однако постепенно спортивные состязания в Олимпии потеряли свою значимость и привлекательность. Окончательно добил «олимпийцев» римский император Феодосий I. Этот деятель, огнём и мечом насаждавший христианство, счёл Олимпийские игры «пережитком язычества» и официально запретил их в 394 году новой эры. На долгие столетия мир забыл про Олимпийские игры.

Современные Олимпийские игры

Следует сказать, что идея проведения международных спортивных состязаний по типу олимпийских во второй половине XIX века «витала в воздухе». Более того, делались попытки возродить греческие игры в самой Греции, были попытки в скандинавских странах. Но настоящим мотором и реальным воплотителем идеи стал французский Пьер де Кубертен.

Пьер де Кубертен (1863-1937) — краткая биографическая справка

Барон, родился в обеспеченной семье. С детских лет любил ездить верхом, занимался фехтованием и греблей. Был всесторонне образованным человеком, пробовал себя в искусстве, политике и военном деле. Не найдя для себя ничего привлекательного в этих направлениях, решил посвятить себя просветительской реформе во Франции. В 1886-1887гг. он написал и опубликовал ряд статей по проблемам физического воспитания. Его интерес к этой теме был так силен, что он углубился в историю, найдя, что самая демократичная форма таковых была выработана именно древними греками.

Кубертен начал настойчиво реализовать идею организации всеобщих массовых и демократических международных спортивных состязаний. Он создал комитет по пропаганде физического воспитания во Франции в 1887 г. Далее стал налаживать контакты со спортивными организациями в других странах.

В 1889 Пьер де Кубертен публично вышел с предложением об организации современных международных спортивных игр по образцу древних Олимпиад. В 1893 году создает комитет по подготовке учредительного конгресса, который состоялся 16 июня 1894 года в Сорбонском университете. Кроме французов и греков в нем участвовали англичане, американцы, шведы, испанцы, итальянцы, бельгийцы, венгры и русские. Делегаты единогласно присягнули на верность некоммерческим принципам будущих игр и 23 июня 1894 г. создали Международный Олимпийский Комитет – МОК.

Решение о проведение первой современной Олимпиады

Конгресс принял решение, начиная с 1896 года «в интересах поддержания и развития физического воспитания и содействия дружескому общению народов в этой области раз в четыре года проводить по образцу эллинских олимпиад большие игры, на которые будут приглашаться все цивилизованные народы». Первые современные Олимпийские игры состоялись с 6 по 15 апреля 1896 г. в Афинах.

Тогда же делегаты приняли и «олимпийскую хартию» — единый кодекс принципов и правил организации и проведения Олимпийских игр. Почти без изменений, хартия действовала до 1991 года, когда была утверждена современная олимпийская новая хартия.

Олимпийский символ был предложен самим Кубертеном и представляет собой пять переплетенных колец как символ единения пяти континентов — три в верхнем ряду (голубое, черное и красное), не сцепленных между собой. Два кольца нижнего ряда переплетены с кольцами верхнего ряда – желтое охватывает голубое и черное, а зеленое – черное и красное. (Забавно, что эти же цвета (кроме черного) использует Google в своей символике на главной странице поиска!)

Олимпийский девиз — CITIUS, ALTIUS, FORTIUS

так пишется олимпийский девиз на латыни. Переводится как «Быстрее, выше, сильнее» Надпись на древней латыни подчеркивала политическую нейтральность игр.

Чемпионы Олимпийских игр древности и их достижения

Пожалуй самые престижные соревнования для современного спортсмена — Олимпийские игры хоть и проводятся относительно недавно (как мы знаем, первые Олимпийские игры проводились в 1896 году и связано это с именем барона Пьера де Кубертена), однако, как известно, имеют историю, уходящую аж в 8 век до нашей эры. Эти состязания в ловкости, меткости, скорости и силе имели еще и религиозный смысл — каждое такое мероприятие проводилось в честь громовержца Зевса — главного среди всех олимпийцев и пожалуй самого почитаемого среди греков (а в период эллинизма и не только греками) Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. Всего было проведено 293 Олимпиады с 776 по 394 год до нашей эры в Олимпии. С 6 века до нашей эры по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

Однако не зря мы вспомнили о спортсменах — речь далее будет идти именно о них. Сегодня мы расскажем именно о тех чемпионах, память о победах которых осталась в веках. Достижения нескольких легендарных спортсменов в древности настолько необычны, что их помнят и сегодня, спустя сотни лет после их смерти. Ниже я хотел бы поведать вам о нескольких древних чемпионах Олимпийских игр, а также некоторые интересные истории, легенды, рекорды и факты.

Ономаст из Смирны

Ономаст (или Ономастос) был первым в истории олимпийским чемпионом в таком виде спорта как бокс. Этот вид был представлен на 23-й Олимпиаде в 688 году до нашей эры.

По словам историков, Ономаст также был первым, кто написал правила древнегреческого бокса. Имея четыре победы в Олимпийских играх, он также лидирует в списке боксеров, владеющих всеми олимпийскими титулами.Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп выиграл соревнование по бегу на 15-й Древней Олимпиаде, состоявшейся в 720 году до нашей эры. Именно тогда была введена и принята греческая традиция атлетической наготы (гимна).

Эврилеона из Спарты

Эврилеона была знаменитой женщиной-наездницей. Она выиграла гонку двухколесных колесниц в Древних Олимпийских игр 368 года до нашей эры.

Эврилеона была богатой принцессой и страстным любителем лошадей. Она стала второй женщиной-наездницей в истории Олимпийских игр. Ее предшественница, спартанская принцесса Киниска, выиграла гонку на колесницах запряженных четырьмя лошадьми на 24 года раньше. В Спарте была установлена статуя Эврилеоне. Это одна из немногих бронзовых статуй, установленных при жизни спортсмена.Киниска Спартанская

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Киниска родилась около 440 г. до н.э., в семье царя Спарты Архидама II. Поговаривают, что Киниска была сорванцом, прекрасным наездником и очень богатой девушкой. Идеальная квалификация для успешного тренера, неправда ли? Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы добиться успеха на Олимпийских играх.

Традиционно женщинам не разрешалось участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, они могли войти в команду, обладая навыками обучения лошадей. Ее брат, Агиселай II, более поздний царь Спарты, поощрял ее участие в соревнованиях. Принцесса собрала команду мужчин-спортсменов и была допущена к Олимпиаде.

Киниска была удостоена чести получить бронзовую статую колесницы, и статую в Храме Зевса в Олимпии. На ней была надпись, в которой говорилось, что принцесса является единственной женщиной, которая выиграла оливковый венок в гонках на колеснице на Олимпийских играх в Греции.

До сегодняшнего дня, Киниска рассматривается, как символическая фигура социального подъема женщины. Ее успех стал началом движения равноправия и свободы женщин всего мира.Диагор Родосский

Диагор был греческим боксером, известным своими победами, а также победами его сыновей и внуков. Он выиграл турнир по боксу в Олимпийских играх 464 года до н.э. Диагор также был четырехкратным победителем в Истмийских играх и двукратным победителем в играх в Немее.

Его старший сын, Дамагет, выиграл турнир в 452 и 448 годах до нашей эры. Акусилай, второй сын, выиграл боксерский поединок в 448 году до нашей эры. Они отметили свою победу, неся отца на плечах вокруг стадиона, который был наполнен восхитительными зрителями. В это время один из зрителей закричал: «Умри, Диагор! Ты не сможешь подняться на Олимп!». Говорят, что спортсмен умер буквально через несколько минут, и с тех пор считается самым счастливым смертным, который когда-либо жил.

Дочь Диагора, Каллипатейра, была первой женщиной-зрителем, находящимся на Олимпийский стадионе. Поскольку женщинам было запрещено смотреть Олимпийские игры, кроме жрицы Деметры, она прошла на стадион, переодетая в мужскую одежду. Когда ее трюк был раскрыт, приняли закон, гласящий о том, что все зрители прибывшие на Олимпийский стадион, перед его входом должны были раздеться.

Mеланкомас из Карии

Меланкомас был коронован чемпионом по боксу в 49 году до нашей эры, а также стал победителем во многих других спортивных мероприятиях. Он мог сражаться в течение двух дней не опуская рук. Спортсмен достиг своей превосходной формы благодаря непрерывным и напряженным упражнениям.

Меланкомас владел своеобразным, уникальным боксерским стилем. Его движения были легкими и простыми. Меланкомас оставался непобежденным на протяжении всей своей карьеры, и ни разу не был нокаутирован своим противником. Спортсмен выиграл Олимпийский турнир по боксу на 207-й Олимпиаде.Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.

Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.В Олимпийских играх 488 года до н.э. он участвовал от имени своего родного города Кротона, а на следующих двух олимпиадах он решил участвовать в качестве гражданина Сиракуз, в честь тирана Хиерона. Его соотечественники чтили и прославляли его за первую победу.

Несмотря на успешную карьеру, ему пришлось столкнуться с бесчестьем и диффамацией (распространением не соответствующих действительности порочащих сведений), когда его решение сыграть в Сиракузах разгневало граждан Кротона. Они исключили Астилоса из списков горожан и уничтожили его статую в своем городе. Его семья отказалась от него, и его дом превратили в тюрьму, как знак неуважения. Также говорится, что Астилос был подкуплен чиновниками в Сиракузах, чтобы участвовать в Олимпийских играх от имени их города.

Теаген был успешным боксером и бегуном. Благодаря своей необычайной силе и быстроте он считался сыном Геракла — божественного героя в греческой мифологии. Спортсмен выиграл турнир по боксу на 75-й Олимпиаде (480 г. до н.э.) и титул чемпиона в этом виде спорта. В целом, по его словам, он выиграл более 1300 поединков.

Любопытную историю рассказывает греческий историк Паусаниас о статуе Теагена, сделанной неким Глаусиасом из Эгины. Это был человек, обиженный на Тиагена. Однажды ночью статуя упала на Глаусиаса, убив его. Статуя предстала перед судом за убийство и была выброшена в море. Позднее она была восстановлена, так как Дельфийский оракул заявил, что в противном случае всех мужчин в стране ожидает бесплодие.Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Его жизненный рекорд двенадцати отдельных олимпийских победных венков был окончательно превзойден в 2016 году, когда Майкл Фелпс выиграл свою 13-ю медаль за 200-метровую гонку на 31-й современной Олимпиаде. Рекорд Леонида продолжался 2168 долгих лет!

В честь какого бога в Древней Греции устраивались Олимпийские игры?

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

В честь бесподобного Зевса Олимпийского, грозного царя богов, правителя Вселенной, олицетворения небес, стража политического порядка и мира. Игры в Олимпии проводились в честь его победы над титанами (согласно самым древним сказаниям о возникновении Олимписких игр)..
Зевс всегда председательствовал на советах, которые проводились на вершине много-главого Олимпа, и призывал к себе богов, когда хотел провести с ними совещание или закатить роскошный пир, на котором они вкушали небесную амброзию и пили благо-уханный нектар.

Обозревая мир, грехи все замечая,
На троне золотом Зевес сидит.
Он небеса стопою попирает,
Метнет стрелу, и весь Олимп дрожит.
Заговорит, сурово сдвинув бровь,
Или кивнет, тряхнувши темной гривой,
И в жилах смертных застывает кровь,
А боги прячутся пугливо.
(Гомер)

Лишь богини судьбы не подчинялись воле Зевса и выносили свои окончательные и беспощадные приговоры даже после того, как он сверг своего отца и начал править ми-ром.
По другой легенде, основателем игр считается Геракл. Он учредил игры в честь отца своего, Зевса, после успешной очистки авгиевых конюшен (шестой подвиг).
По позднему варианту мифа, игры установить повелел оракул для прекращения меж-доусобицы и войн. Три царя Эллады подписали мирный договор. Олимпия признавалась священным местом, игры и их участники получали покровительство верховного бога — Зевса Олимпийского. Текст договора был записан на бронзовом диске и отдан на хранение жрецам храма Геры в Олимпии.

Всеэллинские Олимпийские игры проводились каждые 4 года в июле в Олимпии, в течение 5 дней. . Первые из нихпрошли 1 июля 776 г. до н.э.

На первых играх спортсмены состязались в беге на 1 стадий (192,27 м.). На после-дующих играх: бег, прыжки, панкратий (борьба без правил), диск, копье, скачки, ристания колесниц. Религиозные церемонии сменялись спортивной борьбой. На время проведения Олимпийских игр между полисами устанавливалось священное перемирие. Спортсмены тренировались в Олимпии за десять месяцев до начала соревнований. Победителю («олимпионику») вручались венок, пальмовая ветвь, ветка священной оливы с Акрополя. Почет распространялся и на потомков. На Олимпийских играх со всех греческих полисов собиралось множество народа (только мужчины).

Женщинам, однако, разрешалось участвовать в качестве возниц на ипподроме в гон-ках колесниц.

Греки исчисляли время по олимпиадам, Каждая олимпиада имела свое название по имени победителя последних игр. Если бы так было и посейчас, то промежуток 1984 — 1988 гг. можно было бы назвать олимпиадой Михаэля Гросса, пловца, чемпиона игр 1984 г. В Олимпийском храме стояла дивная колоссальная статуя Зевса из золота и слоновой кости работы Фидия. Она была так пропорциональна и ослепительно красива, что считалась третьим чудом света. По преданию, скульптор, завершив создание этого шедевра, захотел получить одобрение богов и принялся молить Зевса, чтобы он дал знак, что работа ему понравилась. Зевс послал молнию, которая облетела вокруг огромной статуи, ярко осветив ее, но никак не повредив.
Видевшие это чудо ваяния теряли дар речи от восхищения. Известна эпиграмма поэта I в. до н. э. Филиппа из Фессалонник: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, / Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?» Современник Филиппа философ-стоик Эпиктет произнес фразу, которая стала поговоркой у греков: «Несчастен, кто умер, не увидев Фидиева Зевса». Мыслитель начала первого тысячелетия н. э. Дионисий Златоуст заметил, что вставший перед этим образом позабудет обо всех трудах и тяготах, выпадающих на долю человека.

Прекрасная статуя погибла от рук христианских фанатиков в 408 н. э.

Против Олимпийских игр с их культом красоты и силы был направлен Миланский эдикт 392 года римского императора Феодосия I, которым испанец по рождению и фанатик по взглядам повелел запретить повсеместно олимпийское летоисчисление и проводить регулярные атлетические состязания. Как сообщают авторы IV в., во время 293-й и последней Олимпиады (393) легат Римского императора объявил в Олимпии об эдикте Феодосия всем собравшимся. Олимпия была выжжена фанатиками.

Читайте далее: