Колонны кносского дворца

Колонны кносского дворца

Царский дворец в Кноссе — «Лабиринт Минотавра»

К древнейшим и наиболее исследованным памятникам минойской культуры относится дворец царя Миноса в Кноссе, древней столице Кита, который греки называли Лабиринтом. Построенный на вершине невысокого холма, он занимал площадь 120 X 120 м, состоял из нескольких этажей. Как и другие дворцы на Крите, он сложен из неотесанного или слабо отесанного камня. Хорошо отесанным камнем выложены цоколи, дверные проемы, иногда углы стен. Однако связующее вещество использовалось довольно слабое. Изнутри стены обмазаны глиной и известью, перекрытия использовались деревянные.

Огромный царский дворец в Кноссе несколько раз перестраивался. Известно 4 этапа его строительства, последний этап относится к XV-XVI в. до н.э. (6, том 1, стр. 172-184) Но уже в первоначальном виде его композиционным центром был обширный открытый внутренний двор, где происходили религиозные церемонии и ритуальные игры. Этот двор неправильной формы — самый большой в дворце, вытянутый с севера на юг, протяженностью ок. 50 м.

К двору с западной стороны примыкали «гостиные». От входа к парадным залам второго этажа вел т.н. большой коридор процессий. Многочисленные внутренние помещения дворца соединены сетью кривых коридоров неправильной формы. Дворец состоит из двух частей — ассиметричные помещения свободно расположенные вокруг главного двора, и меньшую, служебную часть дворца, состоящую из длинного прямого коридора и примыкающих к нему узких прямых помещений, расположенных параллельно друг другу. В служебных узких помещениях располагались кладовые для зерна, вина и других припасов, что подтверждается найденными в них большими сосудами-пифосами. Вероятно, там же размещались комнаты для производства и хранения керамики. Над служебными помещениями восточного крыла был возведен большой восточный зал, выходивший на центральный двор посредством ступенчатого портика.

Т.н. двухэтажный «жилой квартал«, врезанный в холм, где размещались жилые покои правителя, колонный зал и лестницы, в настоящее время реставрирован, поскольку сохранился лучше всех наземных построек Крита. Главное помещение этого квартала — критский мегарон — т.н. «зал двухлезвийных секир«, только его северная стена — глухая, на стене были изображены щиты в виде восьмерки. Два световых дворика освещают малый мегарон, вероятно, жилые помещения царицы, стены которого расписаны мотивами рыб. К нему примыкает ванная комната.

В северной части дворца расположен большой гипостильный зал, от него в центральный двор поднимается узкий проход. Восточная сторона главного двора украшена колоннадами разных масштабов. Перекрытие портика, ведущего в парадные залы верхних этажей, поддерживалось огромной колонной. На верхних этажах, вероятно, располагались парадные залы для приемов и торжественных трапез.

В критском дворце нет анфилад помещений, движение внутреннего пространства разворачивается для зрителя не только в стороны, но и вверх-вниз. Сложное движение внутреннего пространства создается чередованием открытых дворов, то больших, то малых затемненных комнат, коридоров и лестниц, неожиданными поворотами и закоулками, игрой светотени. Освещение внутренних помещений дворца осуществлялось посредством специально сооруженных в различных частях комплекса небольших по размеру световых дворов, словно прорезавших вертикально здание. Эти небольшие дворики ассиметрично окружены колоннадами и лестницами. С большим мастерством была устроена сложная система канализации.

После пожара в Кносском дворце фрески сильно пострадали, лишь немногие изображения удалось восстановить. Однако даже по уцелевшим фрагментам можно видеть утонченный вкус и мастерство художников, украсивших стены, потолки, порой и полы дворца яркой и красочной живописью. Яркие настенные росписи в залах Кносского дворца запечатлели красочные процессии людей, религиозные праздники, театральные представления, сцены охоты, игры с быком юношей и девушек, пиршества и танцы на лоне природы, развлечения детей. В длинном коридоре вблизи юго-западного входа на стене изображена сцена торжественного шествия юношей и девушек, несущих дары — два ряда из более чем пятисот фигур практически в натуральную величину.

На втором этаже в западном крыле дворца расположен т.н. «тронный зал«, богато украшенный. В небольшом по размеру помещении с низким потолком на стене по обеим сторонам от трона правителя на фоне стилизованного пейзажа искусно изображены охраняющие трон фантастические животные — грифоны — львы с головой орла. На стенах на красном фоне с волнистыми белыми линиями изображены цветущие растения. По сторонам трона вдоль стен расположены скамьи для знатных придворных и советников. К тронному залу примыкает «очистительный бассейн» (во дворце обнаружено еще 2 бассейна — на нижнем этаже западной части дворца), углубленный на несколько ступеней.

Особенно богатым убранством отличались входные части сооружений и лестницы, окруженные колоннадами. Характерны сужающиеся вниз колонны, вероятно, заимствованные из египетской архитектуры, где они редко применялись, но на Крите получили широкое распространение. Первоначально колонны кносского замка были деревянные, со временем разрушились, однако их удалось точно восстановить способом, который использовался при раскопках Помпеи. Пустоты, оставшиеся на месте, где лежали упавшие при разрушении дворца деревянные колонны, заливали гипсом, по полученному слепку изготавливали новые колонны из дерева.

Такое же устремление ввысь характерно и для критской дворцовой мебели. В одном из внутренних помещений — тронном зале сохранился каменный трон. Как и у колонн дворца, его ножки книзу сужаются, а высокая спинка образует причудливую волнистую линию.

Во дворце более 1500 помещений, расположенных на пяти уровнях. В настоящее время осталось только 800 комнат, сгруппированных вокруг внутреннего двора. Вход разрешен только в Большой Дворец, окружающие его минойские жилища и в Дом Верховного Жреца.

Кносский дворец на Крите. План:
1- смотровая лестница; 2 — открытая лестница; 3 — кладовые; 4 — коридор процессий; 5 — юго-западный вход; 6 — южный коридор; 7 — главная лестница; 8 — тронный зал; 9 — северный вход;
10 — колонный, или гипостильный зал; 11 — центральный вход; 12 — лестница жилых покоев; 13 — колонный двор; 14 — световой колодец; 15 — зал двойного топора; 16 — покои царицы.

До сих пор неизвестно, по какой причине кносский дворец имеет настолько путанное расположение внутренних помещений. Это не по причине сложного рельефа местности, т.к. возведен на относительно ровной местности, или для защиты от захватчиков — критские дворцы не имели никаких защитных сооружений. Возможно, прообразом такой планировки дворца стал жилой египетский дом сложной планировки. Отдельные группы помещений, даже части одного и того же помещения располагаются на разных уровнях, переходы между ними снабжены лестницами или наклонными пандусами.

Двухмаршевая площадка для театрализованных и ритуальных действий располагалась изолированно, а не впритык к дворцу, как в Фесте. (5, стр. 276-288; 10, стр. 7-11; 12, стр. 28)

В конце XV в. до н.э. Кносский дворец разрушился при пожаре. Его руины с запутанными переходами греки назвали этого «Лабиринтом», не умея разгадать его назначение. Слово «лабиринт», вероятно, связано со словом лабрис, которым называли двусторонний топор, символизировавший два рога священного быка. Поклонение этому быку было частью минойской (критской) религии, находившейся под сильным влиянием мифологии. С ним связаны легенды о строителе Дедале, о Минотавре, Тесее и нити Ариадны.

Критский лабиринт был известен тем, что считался жилищем Минотавра — мифического человека с головой быка. Согласно мифу, Пасифая, жена Миноса, царя Крита, родила это существо; его назвали Минотавром, что означает «бык Миноса». По преданию Дедал, талантливый архитектор, по велению грозного царя Миноса, построил в Кносе огромный дворец и сложный лабиринт. Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка, жившее в глубинах лабиринта, было убито героем Тесеем. Раскопки Эванса обнаружили в Кносском дворце существование культа священного быка.
Согласно мифу, Афины потерпели поражение в войне с Критом и каждые 9 лет афиняне должны были посылать 7 девушек и 7 юношей на Крит, чтобы там их приносили в жертву Минотавру. Этих молодых людей отправляли в лабиринт к Минотавру.
Но однажды юноша по имени Тесей осмелился войти в лабиринт, и убил мечем Минотавра. Золотая нить, которую дала юноше Ариадна, дочь царя Миноса помогла ему найти выход из лабиринта.

Кносский дворец (лабирит Минотавра)

Загрузить чертежи:

История и архитектура дворца

Один из греческих мифов повествует о том, что критский царь Минос обложил афинян страшной данью. Каждые девять лет афиняни должны были посылать на Крит семь юношей и семь девушек; их пожирал чудовищный, получеловек-полубык, Минотавр. «Минотавр обитал в лабиринте, обширном, очень сложном по устройству здании из которого впервые попавшему в него человеку крайне трудно бы найти выход. Туда к |нему и приводили обреченную на гибель афинскую молодежь. Дважды афиняне послали кровавую дань Миносу. В третий раз в числе жертв отправился на Крит отважный герой Тезей. Там юного героя полюбила дочь Миноса Ариадна, которая дала ему клубок ниток, закрепив один конец их у входа, Тезей вошел в лабиринт, не боясь заблудиться там и не найти выхода. В лабиринте Тезей вступил в единоборство с Минотавром и убил его, освободив тактим образом родной город от страшного чудовища.

Долгое время миф о Тезее и Минотавре и все, что в нем упоминалось, в том числе и лабиринт, считалось сплошным вымыслом. Но раскопки, производившиеся на Крите и обнаружившие там весьма высокую и богатую так называемую эгейскую культуру, расцветавшую в III-II тысячелетиях до н. э., показали, что легендарный дворец-лабиринт действительно существовал.

Судя по этим раскопкам, главным центром Крита в II тысячелетии до н.э. был Кносс, где обнаружены развалины обширного дворца.

Дворец представляет собой сложную постройку. Планировка отдельных частей была сложная, запутанная, она отличалась отсутсвием симметрии. В центре постройки находился большой прямоугольный двор 52,5 м в длину. По сторонам двора располагались различные помещения. Посредине одной из узких сторон двора начинался большой коридор, он вел к северному входу о дворец. На западе дворца помещался зал, в котором стоял трон, а за ним шел длинный коридор, вдоль которого тянулись восемнадцать кладовых. К востоку двора начинался длинный коридор, который проходил мимо большого помещения, получившего наименование зала «Двойного топора».

Помимо главного двора, во дворце были еще меньшие по размеру, второстепенные дворы. Между ними располагался целый ряд парных зал, комфортабельных жилых комнат и различных подсобных помещений (бани, мастерские, склады различных запасов, кухни). В северо-восточной части дворца помещалась прямоугольная сценическая площадка, обрамленная с двух сторон лестницами, служившими местами для зрителей. Входов во дворец (пропилей) было несколько, перекрытия их поддерживались колоннами. Обрамлялись колоннами также и лестницы, которые вели в верхние этажи. Эти лестницы обычно располагались по сторонам небольших открытых двориков — «световых колодцев», посредством которых получали oсвещение помещения первого этажа.

Стены нижнего этажа были выложены из тесаного камня. Для верхних этажей применялись дерево и сырец. Материалом для столбов и колонн служил камень (особенно для цоколей), но главным образом — дерево. Критские колонны очень своеобразны по форме. Колонна обычно стояла на очень низкой базе, гладкий массивный ствол постепенно расширялся кверху, его увенчивала капитель, состоявшая сложной по профилю подушки, на которой лежала массивная квадратная плита.

В парадных аппартаментах стены украшались богатыми росписями, представлявшими различные сцены из жизни эгейцев. В других помещениях стены окрашены в темнокрасный или серый цвет. Наряду с росписью применялись также для украшения стен раскрашенные рельефы из стука.

Судя по устройству Кносского дворца, можно предполагать, что сооружавшие его зодчие главное внимание сосредоточивали не на наружном оформлении здания, а на распланировке помещений, которые, как мы уже упоминали, располагались около внутренних двориков. Эта распланировка отличалась отсутствием симметрии, распределение комнат кажется сложным и запутанным, производя впечатление лабиринта (в современном смысле этого слова).

Простоявший несколько веков (подвергаясь перестройкам), Кносскийский дворец погиб во второй половине II тысячелетия. Грандиозные развалины этого дворца с его многочисленными помещениями производили сильное впечатление на новых пришельцев-эллинов, и нужно думать, что этими руинами навеян миф о критском лабиринте и жившем в нем чудовище Минотавре.

Достойно внимания, что наименование «лабиринт» связано со словом «лабрис», означавшим «двойной топор», который был у эгейцев священной эмблемой, а имя фантастического человека-быка Минотавра из двух слов: Минос — наименование правителя Крита и таурос — по-древнегречески бык, животное, игравшее большую роль в культе эгейцев.

Помимо Кносского дворца, во II тысячелетии на Крите было сооружено еще несколько других дворцов, аналогичных ему по типу, но сильно уступающих в размерах. Известны также и эгейские города этого времени, например город на месте современного поселения Гурния, беспорядочная распланировка которой лишена какой-либо определенной системы.

Помимо Крита и Трои, во II тысячелетии крупным очагом эгейской культуры была северо-восточная часть Пелепоннеса; здесь особо следует отметить два центра — Тиринф и Микены.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • HAND-MADE, РУКОДЕЛИЕ (3088)
  • бисероплетение (305)
  • бумаготворчество (289)
  • валяние (65)
  • вышивка (45)
  • вязание (724)
  • декупаж (33)
  • ёлочные игрушки (104)
  • игрушки (1023)
  • идеи для дома (617)
  • мыловарение (71)
  • рисование (23)
  • Роспись (батик, акриловые краски, витраж) (44)
  • свечи, подсвечники (32)
  • скрапбукинг (66)
  • сувениры,упаковки подарков (177)
  • украшения, аксессуары (403)
  • шитьё (380)
  • БИСЕР (496)
  • Брелки (16)
  • Деревья из бисера (80)
  • Объёмные фигурки (118)
  • Украшения из бисера (174)
  • Цветы из бисера (113)
  • БЛОГ (36)
  • помощь блоггерам (21)
  • ВИДЕО (73)
  • Pixar (5)
  • Мультфильмы (12)
  • ДЕТСКОЕ (24)
  • сказка (8)
  • ДОМ И ИНТЕРЬЕР (208)
  • архитектура (22)
  • Декор (137)
  • Дизайн (42)
  • офисы (5)
  • ДОМ И СЕМЬЯ (43)
  • КНИГИ И ЖУРНАЛЫ (51)
  • Бисероплетение (22)
  • пластика (3)
  • КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (81)
  • КРЕАТИВ (100)
  • ЛЕПКА (471)
  • Глина (3)
  • Папье-маше (18)
  • Пластика, полимерная глина (250)
  • Соленое тесто (70)
  • Фоамиран (17)
  • Холодный фарфор (104)
  • Эпоксидная смола, УФ смола (25)
  • МИР ВОКРУГ НАС (264)
  • животные (167)
  • жизнь (8)
  • космос (6)
  • люди (36)
  • природа (55)
  • цветы (2)
  • МОДА И СТИЛЬ (52)
  • МОИ РАБОТЫ / ХВАСТИК (29)
  • НАУКА (6)
  • ОТДЫХ (161)
  • ПОЗИТИВ (136)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (7)
  • ПРАЗДНИКИ (391)
  • 8е марта (20)
  • День Святого Валентина (119)
  • День Татьяны,День студента (2)
  • Новый год, Рождество (114)
  • Пасха (86)
  • свадьба (34)
  • Хэлоуин (16)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ (26)
  • РЕЦЕПТЫ И КУЛИНАРИЯ (322)
  • Десерт и торты без выпечки (75)
  • желе (35)
  • Мороженое (13)
  • Мясное (6)
  • напитки (27)
  • Прочее (5)
  • Птица (4)
  • Рыбное (3)
  • Салаты, закуски, соусы (33)
  • Сладкая выпечка (106)
  • сладости (51)
  • СТРАНЫ (146)
  • ФЛОРИСТИКА (508)
  • Деревья (89)
  • Цветы (306)
  • ФОТОГРАФИЯ (115)
  • ХУДОЖНИКИ (238)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Трансляции

Статистика

Кносский дворец на острове Крит — восьмое чудо света

Четверг, 02 Декабря 2010 г. 16:08 + в цитатник

Кносский дворец на острове Крит был построен примерно в 1700 году до нашей эры. Величайший архитектор древности Дедал построил этот удивительный дворец для царя Миноса. Существует древняя легенда о том, что Кносский дворец — Лабиринт со множеством запутанных ходов. В этом Лабиринте царь Минос скрывал тайну своей жены – Минотавра. Но существовал ли Лабиринт на самом деле? Подтверждение этому нашел английский археолог Артур Эванс.

В 70-х годах прошлого века ученый прибыл на остров Крит. Он рассчитывал найти здесь сведения о загадочном иероглифическом письме, которое видел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты. Эванс рассчитывал пробыть на острове не более недели. Но прогуливаясь в окрестностях Ираклиона его внимание привлек холм Кефал. Этот холм был удивительно похож на занесенные песком руины древнего города. А через несколько дней до Эванса дошли сведения, что один критский купец на своем участке, который примыкал к холму, обнаружил руины необычных построек и подозрительно большие горшки. Для археолога этого было достаточно, чтобы начать раскопки.

Почти 30 лет продолжались работы на месте холма Кефал. Но из-под груды строительного мусора ученые освободили не город, как предполагалось вначале, а только одно здание, которое, правда, по площади не уступало целому городу. Это и был Кносский дворец. Вместе с дворцом Эванс открыл и великую древнюю культуру. Он решил назвать ее «минойская». С тех пор и люди, которые жили в Кноссе, называются минойцами.

После кропотливой реконструкции археологам удалось восстановить облик Кносского дворца. Вокруг вымощенного камнем просторного двора размером 50 на 50 метров причудливым образом располагались самые разнообразные сооружения. Иногда они были выстроены на разных уровнях. Отдельные этажи опирались на колонны и соединялись между собой монументальными лестницами и длинными коридорами, уходящими порой ниже уровня земли. Огромное количество изделий из драгоценных металлов, богатое убранство некоторых комнат, высокохудожественные настенные росписи-фрески – все это являлось свидетельством того, что дворец был местом пребывания правителей Кносса и всего Крита. Сотни комнат служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Сотни залов предназначались для торжественных приемов. Здесь же находились сокровищницы и просторные мастерские ремесленников.

По всей видимости, строилось это монументальное сооружение не один век. Место для его построения, откровенно говоря, было выбрано не совсем удачно. Основная часть дворца попала в зону действующего геологического разлома в земной коре и поэтому не один раз разрушалась землетрясениями. Но каждый раз на месте старого дворца строился новый еще больших размеров. В окончательном варианте он предстал перед кносскими правителями, приблизительно, в 1700 году до н. э. Кносский дворец к тому времени занимал площадь около 16 тысяч квадратных метров.

Архитектура дворца хаотична и бессистемна. Часть комнат вырублена прямо в склоне горы. Отдельно стоящие помещения построены из грязевого кирпича и прикреплены к основному зданию деревянными каркасами. Зодчие Крита, в отличие от древних греков, не владели искусством симметрии. Именно поэтому многие архитектурные детали они вставляли туда, куда считали нужным, даже вопреки законам гармонии. Но зато по технологии возведения зданий им не было равных. Для страховки зданий от землетрясений минойские строители первыми стали возводить эластичные стены, чередуя камень с деревянными вкладышами.

Основная достопримечательность Кносского дворца – кроваво-красные колонны, которые в искусствоведении получили название “иррациональные”. Они не расширялись книзу, как в постройках других древних народов, а наоборот – сужались. Каждая такая колонна сверху завершалась капителью в форме круглого валика. На нем располагалась квадратная плита, которая поддерживала деревянный потолок. Колонны Кносса не уподоблялись растительным прототипам, как, например, в архитектуре древнего Египта и Персии, где они имели форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. Критские мастера не стали подражать природе и обнажили сущность колонны всего лишь как опоры.

Другая интересная особенность Кносского дворца – огромные лестницы. Построены они были из больших каменных блоков и выглядят весьма современно. Центральная лестница, которая ведет к частным жилым помещениям, имеет дренажный канал. Он собирает сточные воды из каменных желобов, которые проложены по всему дворцу. Кроме этого, под полами комнат археологи обнаружили разветвленную канализационную сеть, состоящую из глиняных труб малого и большого диаметров. По одним трубам во дворец поступала питьевая вода, которая хранилась в специальных цистернах, из других наполнялись ванные и бассейны, третьи использовались для отвода отходов из уборных.

Еще одна интересная особенность Кносского дворца – отсутствие окон. Их с успехом заменяли так называемые световые колодцы – значительные по площади проемы в потолке. Иногда они во всех перекрытиях располагались один под другим. Свет через проемы проходил вплоть до первого этажа. При этом создавалась различная степень освещенности комнат. Также световые колодцы служили своего рода «кондиционером», так как обеспечивали естественную вентиляцию помещений. Обогрев здания в зимнее время осуществлялся при помощи специальных переносных печей.
Западная часть Кносского дворца являлась административным и церемониальным центром. Историки предполагают, что расположенные здесь три каменные шахты использовались в религиозных церемониях, когда вместе с подношениями (это в основном были вино, мед, масло и молоко) кости и кровь жертвенных животных возвращались земле, из которой они появились.

Наибольшей роскошью в западном крыле отличался Тронный зал. Правда, разместиться в нем могло не более 16 человек. Гипсовый трон с высокой спинкой и по сей день стоит в этом зале. Это самый древний трон в Европе.
Отдельно располагались помещения для царской семьи. Правительственные покои состояли из светлых комнат, которые украшали настенные росписи. Фрески писались по сырой штукатурке красками. Мастера древности обычно изображали растения или ритуальные действия. Но чаще всего встречается узор в виде бегущей волны или зигзагов. Таким узором в основном покрывались иррациональные колонны. Вообще, перемещение и движение является отличительной чертой критского искусства: нет застывших поз; лица людей разнообразны, что наталкивает на мысль о портретной живописи; весьма обширна цветовая гамма – оранжевая, голубая, бирюзовая, но в основном густо красная в сочетании с черной отделкой.

Среди настенных росписей Кносского дворца очень часто встречаются изображения элегантных дам в изысканных туалетах, с накрашенными губами и замысловатыми прическами. У них очень тонкие талии, гранатовые или голубые платья с пышными кринолинами, открытые корсажи, холеные обнаженные руки, затейливые прически, перевитые жемчугом, тонкие с горбинкой носы и маленькие ротики с застывшей кокетливой полуулыбкой. Исследователи называли их «придворными дамами», «парижанками», «дамами в голубом». Эти названия им, конечно, подходят, но, скорее всего эти дамы были жрицами.

Рубрики: ДОМ И ИНТЕРЬЕР/архитектура
СТРАНЫ

Метки: отдых страны история раскопки дворец археологи остров крит

Процитировано 22 раз
Понравилось: 12 пользователям

Колонны кносского дворца

Крит , с виду такой безмятежный и беззаботный, таит множество загадок. Остров и постройки на нем упоминаются еще в мифах Древней Греции, а в результате раскопок и изучения литературных памятников становится, очевидно, что люди еще далеко не все знают об истории этого места.

Кносс — древний город в центральной части северного Крита. Он был главным городом острова во времена древнейшей в Европе минойской цивилизации. Вероятнее всего, минойцы прибыли на Крит примерно за 7000 лет до н. э. из Малой Азии (Турция).

Главной достопримечательностью Кносса является Кносский дворец.

В настоящее время это самый популярный, самый посещаемый и один из самых узнаваемых дворцов острова Крит, «главный герой» с обложек большинства путеводителей, книг, календарей, открыток.

1. Кносский дворец.

1.1. История дворца.

Кносский дворец один из наиболее впечатляющих памятников критской архитектуры.

Кносский дворец на острове Крит в Греции был построен около 2000 года до н. э., в период расцвета минойской цивилизации. Первоначально дворец был возведен вокруг прямоугольного открытого двора и был почти квадратным в плане. Этот дворец был разрушен в результате землетрясения. Около 1700 года до н. э. на его месте был построен новый дворец больших размеров. Примерно через сто лет и этот дворец был разрушен землетрясением, но был быстро восстановлен. Около 1450 года до н. э. Кносский дворец пострадал в результате извержения вулкана на острове Санторини, а позже его окончательно уничтожил пожар. Сохранившиеся остатки дворца были обнаружены археологом Артуром Эвансом в 1900 году.

Заслуга Артура Джона Эванса заключается в том, что, он посвятил изучению и реконструкции этого сооружения много времени, сил и средств. (Р аскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в.) Ученые до сих пор спорят, стоило ли проводить реконструкцию столь древней постройки, но именно благодаря ей наши современники могут представить себе масштабы и красоту Кносского дворца и познакомиться с минойской архитектурой.

Культура Крита – дворцовая культура. Поселение критян представляли собой города – дворцы с очень сложной, запутанной планировкой. Самым большим был Кносский дворец. Согласно древнегреческой мифологии, он был построен архитектором и инженером Дедалом по приказу царя Миноса ,чтобы скрыть от людских глаз его сына, получеловека — полубыка Минотавра.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до нэ ) считаетя временем рассвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура , живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности.

К сожалению, точных данных о том, как выглядел это памятник архитектуры, не сохранились, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то, что в нем есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. На примере Кносского дворца легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости .

К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был разрушен пожаром, случившемся во время одного из землетрясений.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э.

Само здание дворца было построено из камня и глины, утрамбованных щебнем.

Считается, что Кносский дворец является самым большим сооружением, возведенным представителями минойской цивилизации: площадь дворца составляла 19 000 м² (многие его называют первым небоскребом древнего мира: в нем были постройки, насчитывающие около пяти этажей.

В центре дворца находился весьма обширный двор , который, видимо, имел культовое назначение. К этому двору со всех сторон примыкали многочисленные помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилые, с верандами, галереями, колоннадами, бассейнами и лестницами .

Парадные помещения дворца состояли из большого и малого «тронных» залов и комнат культового назначения . В предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие п омещения.

Во дворце имелся водопровод , была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из драгоценных металлов, высокохудожественные стенные росписи-фрески, вместительные склады — всё это свидетельствует о том, что дворец был местопребыванием царей — правителей Кносса и всего Крита.

Необычные детали дворца — своеобразные колонны , получившие в искусствоведении название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию.

1.3. Дворец изнутри.

Интересная особенность дворца — отсутствие окон. Их с успехом заменяли так называемые «световые колодцы» — проемы в потолке.

Свет через проемы проходил вплоть до первого этажа создавая различную степень освещенности залов дворца, — приближенных или удаленных от световых проемов.

Так же световые колодцы обеспечивали естественную вентиляцию помещений , что было немаловажно в жарком климате острова.

Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями .

Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество ее прически, напоминающие модных и кокетливых француженок, заставили назвать ее «парижанкой» , и имя это осталось за ней до сих пор.

Стены дворца нередко украшал орнамент — чаще всего в виде волны или гибких спиралевидных завитков, певучий и упругий, тянущийся непрерывной лентой, где одни яркие тона сменялись другими. Он особенно характерен для искусства критян, где все пронизано движением, то стремительным, то более сдержанным.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Тронправителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир. Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи.

Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы . Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы.

Стены Кносского дворца украшены фресками, сохранившимися весьма неплохо, – на них можно увидеть обычных молодых и красивых людей, причудливые растения, мифических животных, дельфинов, нередко встречается изображение быка – то мирно пасущегося, то разъяренного.

Учёные до сих пор не пришли к единому мнению – был ли Кносский дворец резиденцией царя Миноса, правителей Крита или религиозным сооружением.

Сегодня археологи все больше склоняются к версии о том, что огромный Дворец в Кноссе был ни чем иным, как колумбарием — священным захоронением умерших людей.

Несмотря на пасторальную направленность критского искусства, фресок, изображающих красной охрой критских юношей с цветами в волосах, белой краской девушек и женщин в изящных шёлковых одеждах, на фресках Дворца в Кноссе не было найдено ни одного смеющегося лица.

На всех фресках лица людей подчеркнуто, печальны, их позы строги и величавы, их одежды просты, они исполняют определённый ритуал, изображены целые процессии людей, приносящих дары и жертвы богам Крита нет улыбающихся людей.

Даже легендарные изысканные женщины с открытой грудью, одетые в переднички с вышитыми на них горными цветками, представляют служительниц культа Змеи (или Змея), властительницы подземного царства.

Служительницы культа Великой Матери Земли , по всей видимости, не были придворными артистками, а служили плакальщицами во время панихиды.

По обычаю, в знак траура они обнажали грудь и распускали волосы.

Тот же траурный обычай существовал и в Древнем Египте.

Необходимо отметить, что Крит знаменит также тем, что до наших дней сохранились ценные экземпляры исторической письменности, авторство которых принадлежит древним жителям Крита. Некоторые письма в настоящее время расшифрованы, но что касается «ранних критских писем», они до сих пор не прочитаны. Не удалось разгадать и еще более древние критские иероглифы.

Всё еще впереди.

Список использованной литературы (ссылки на источники):

Внутренний двор Кносского дворца. Кносский дворец имеет грандиозные масштабы. Количество помещений около 1400. Залы дворца этого монументального сооружения находятся на разных уровнях, и с помощью лестниц и коридоров соединены между собой. Некоторые конструкции уходят глубоко под землю.

Колонны Кносского дворца.

На стенах дворца — изысканные росписи, на которых запечатлены театральные действа, празднества, красочные танцы.

Многие жилые помещения дворца были украшены фресками и цветными барельефами. На одной из фресок изображены юноши, прыгающие через быка. Бык на Крите был тотемным животным. Этот образ часто использовался художниками, скульпторами, архитекторами.

Среди великолепных минойских фресок не только изображения людей. На этих фресках есть и животные, и птицы, и растения. Например, дельфины. Если вы присмотритесь, увидите сохранившиеся оригинальные фрагменты, по которым воссоздана вся композиция.

У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин — с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.

Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э. — так назвали эту композицию учёные за яркость, чувственность губ и выразительность больших глаз, подчёркнутых декоративной косметикой. Образ утончённый, очаровательный и буквально дышащий жизнью.

Кносский дворей. Фреска нанесена на саркофаг, и здесь, по всей видимости, изображены сцены обряда погребения или загробной жизни. 1300 г. до н.э.

« Дамы в голубом» — очень известная фреска из минойского дворца в Кноссосе. Обратите внимание, какова плавность и округлость линий, элегантность украшений и аксессуаров, богатство одежд, и как изысканно убраны волосы. 1600 — 1450 года до н.э. И это было около трёх с половиной тысяч лет назад.

Огромные глиняные амфоры, кувшины. На старинных вазах нанесены богатейшие орнаменты, краски которых не потеряли свой колор до сих пор.

Кносская монета с изображением лабиринта

Золотой лабрис. древнегреческий двусторонний боевой или церемониальный топор. Носительницами минойских лабрисов были не боги и жрецы, а исключительно богини и их жрицы.

Колонны кносского дворца

Царский дворец в Кноссе — «Лабиринт Минотавра»

К древнейшим и наиболее исследованным памятникам минойской культуры относится дворец царя Миноса в Кноссе, древней столице Кита, который греки называли Лабиринтом. Построенный на вершине невысокого холма, он занимал площадь 120 X 120 м, состоял из нескольких этажей. Как и другие дворцы на Крите, он сложен из неотесанного или слабо отесанного камня. Хорошо отесанным камнем выложены цоколи, дверные проемы, иногда углы стен. Однако связующее вещество использовалось довольно слабое. Изнутри стены обмазаны глиной и известью, перекрытия использовались деревянные.

Огромный царский дворец в Кноссе несколько раз перестраивался. Известно 4 этапа его строительства, последний этап относится к XV-XVI в. до н.э. (6, том 1, стр. 172-184) Но уже в первоначальном виде его композиционным центром был обширный открытый внутренний двор, где происходили религиозные церемонии и ритуальные игры. Этот двор неправильной формы — самый большой в дворце, вытянутый с севера на юг, протяженностью ок. 50 м.

К двору с западной стороны примыкали «гостиные». От входа к парадным залам второго этажа вел т.н. большой коридор процессий. Многочисленные внутренние помещения дворца соединены сетью кривых коридоров неправильной формы. Дворец состоит из двух частей — ассиметричные помещения свободно расположенные вокруг главного двора, и меньшую, служебную часть дворца, состоящую из длинного прямого коридора и примыкающих к нему узких прямых помещений, расположенных параллельно друг другу. В служебных узких помещениях располагались кладовые для зерна, вина и других припасов, что подтверждается найденными в них большими сосудами-пифосами. Вероятно, там же размещались комнаты для производства и хранения керамики. Над служебными помещениями восточного крыла был возведен большой восточный зал, выходивший на центральный двор посредством ступенчатого портика.

Т.н. двухэтажный «жилой квартал«, врезанный в холм, где размещались жилые покои правителя, колонный зал и лестницы, в настоящее время реставрирован, поскольку сохранился лучше всех наземных построек Крита. Главное помещение этого квартала — критский мегарон — т.н. «зал двухлезвийных секир«, только его северная стена — глухая, на стене были изображены щиты в виде восьмерки. Два световых дворика освещают малый мегарон, вероятно, жилые помещения царицы, стены которого расписаны мотивами рыб. К нему примыкает ванная комната.

В северной части дворца расположен большой гипостильный зал, от него в центральный двор поднимается узкий проход. Восточная сторона главного двора украшена колоннадами разных масштабов. Перекрытие портика, ведущего в парадные залы верхних этажей, поддерживалось огромной колонной. На верхних этажах, вероятно, располагались парадные залы для приемов и торжественных трапез.

В критском дворце нет анфилад помещений, движение внутреннего пространства разворачивается для зрителя не только в стороны, но и вверх-вниз. Сложное движение внутреннего пространства создается чередованием открытых дворов, то больших, то малых затемненных комнат, коридоров и лестниц, неожиданными поворотами и закоулками, игрой светотени. Освещение внутренних помещений дворца осуществлялось посредством специально сооруженных в различных частях комплекса небольших по размеру световых дворов, словно прорезавших вертикально здание. Эти небольшие дворики ассиметрично окружены колоннадами и лестницами. С большим мастерством была устроена сложная система канализации.

После пожара в Кносском дворце фрески сильно пострадали, лишь немногие изображения удалось восстановить. Однако даже по уцелевшим фрагментам можно видеть утонченный вкус и мастерство художников, украсивших стены, потолки, порой и полы дворца яркой и красочной живописью. Яркие настенные росписи в залах Кносского дворца запечатлели красочные процессии людей, религиозные праздники, театральные представления, сцены охоты, игры с быком юношей и девушек, пиршества и танцы на лоне природы, развлечения детей. В длинном коридоре вблизи юго-западного входа на стене изображена сцена торжественного шествия юношей и девушек, несущих дары — два ряда из более чем пятисот фигур практически в натуральную величину.

На втором этаже в западном крыле дворца расположен т.н. «тронный зал«, богато украшенный. В небольшом по размеру помещении с низким потолком на стене по обеим сторонам от трона правителя на фоне стилизованного пейзажа искусно изображены охраняющие трон фантастические животные — грифоны — львы с головой орла. На стенах на красном фоне с волнистыми белыми линиями изображены цветущие растения. По сторонам трона вдоль стен расположены скамьи для знатных придворных и советников. К тронному залу примыкает «очистительный бассейн» (во дворце обнаружено еще 2 бассейна — на нижнем этаже западной части дворца), углубленный на несколько ступеней.

Особенно богатым убранством отличались входные части сооружений и лестницы, окруженные колоннадами. Характерны сужающиеся вниз колонны, вероятно, заимствованные из египетской архитектуры, где они редко применялись, но на Крите получили широкое распространение. Первоначально колонны кносского замка были деревянные, со временем разрушились, однако их удалось точно восстановить способом, который использовался при раскопках Помпеи. Пустоты, оставшиеся на месте, где лежали упавшие при разрушении дворца деревянные колонны, заливали гипсом, по полученному слепку изготавливали новые колонны из дерева.

Такое же устремление ввысь характерно и для критской дворцовой мебели. В одном из внутренних помещений — тронном зале сохранился каменный трон. Как и у колонн дворца, его ножки книзу сужаются, а высокая спинка образует причудливую волнистую линию.

Во дворце более 1500 помещений, расположенных на пяти уровнях. В настоящее время осталось только 800 комнат, сгруппированных вокруг внутреннего двора. Вход разрешен только в Большой Дворец, окружающие его минойские жилища и в Дом Верховного Жреца.

Кносский дворец на Крите. План:
1- смотровая лестница; 2 — открытая лестница; 3 — кладовые; 4 — коридор процессий; 5 — юго-западный вход; 6 — южный коридор; 7 — главная лестница; 8 — тронный зал; 9 — северный вход;
10 — колонный, или гипостильный зал; 11 — центральный вход; 12 — лестница жилых покоев; 13 — колонный двор; 14 — световой колодец; 15 — зал двойного топора; 16 — покои царицы.

До сих пор неизвестно, по какой причине кносский дворец имеет настолько путанное расположение внутренних помещений. Это не по причине сложного рельефа местности, т.к. возведен на относительно ровной местности, или для защиты от захватчиков — критские дворцы не имели никаких защитных сооружений. Возможно, прообразом такой планировки дворца стал жилой египетский дом сложной планировки. Отдельные группы помещений, даже части одного и того же помещения располагаются на разных уровнях, переходы между ними снабжены лестницами или наклонными пандусами.

Двухмаршевая площадка для театрализованных и ритуальных действий располагалась изолированно, а не впритык к дворцу, как в Фесте. (5, стр. 276-288; 10, стр. 7-11; 12, стр. 28)

В конце XV в. до н.э. Кносский дворец разрушился при пожаре. Его руины с запутанными переходами греки назвали этого «Лабиринтом», не умея разгадать его назначение. Слово «лабиринт», вероятно, связано со словом лабрис, которым называли двусторонний топор, символизировавший два рога священного быка. Поклонение этому быку было частью минойской (критской) религии, находившейся под сильным влиянием мифологии. С ним связаны легенды о строителе Дедале, о Минотавре, Тесее и нити Ариадны.

Критский лабиринт был известен тем, что считался жилищем Минотавра — мифического человека с головой быка. Согласно мифу, Пасифая, жена Миноса, царя Крита, родила это существо; его назвали Минотавром, что означает «бык Миноса». По преданию Дедал, талантливый архитектор, по велению грозного царя Миноса, построил в Кносе огромный дворец и сложный лабиринт. Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка, жившее в глубинах лабиринта, было убито героем Тесеем. Раскопки Эванса обнаружили в Кносском дворце существование культа священного быка.
Согласно мифу, Афины потерпели поражение в войне с Критом и каждые 9 лет афиняне должны были посылать 7 девушек и 7 юношей на Крит, чтобы там их приносили в жертву Минотавру. Этих молодых людей отправляли в лабиринт к Минотавру.
Но однажды юноша по имени Тесей осмелился войти в лабиринт, и убил мечем Минотавра. Золотая нить, которую дала юноше Ариадна, дочь царя Миноса помогла ему найти выход из лабиринта.

Читайте далее: