Кносский дворец на крите история
Кносский дворец
На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.
Кносский дворец в мифологии
В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.
Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.
Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.
История Кносского дворца
В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.
Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.
Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.
Описание и архитектурные особенности
В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.
Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.
Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.
Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.
Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.
В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.
Как добраться?
Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.
Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:
- 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
- 9:00-15:00 (ноябрь-март).
В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.
Как подготовиться к экскурсии
Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.
Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.
Кносский дворец на Крите (Лабиринт Минотавра) – главная достопримечательность острова
Греция богата памятниками истории и природными достопримечательностями. Среди этого богатства даже трудно определиться, в какой регион страны ехать и что смотреть первым делом. Но некоторые достопримечательности, как вишенки на торте, больше других привлекают внимание путешественников из разных стран. Так, отдыхая на Крите, почти все туристы посещают Кносский дворец. Ведь это то самое место, где обитал древнегреческий Минотавр, посаженный в самый большой в мире лабиринт. Трудно поверить, что мифологическая история воплотилась в жизнь и руины построек дошли до наших дней. Что же найдут путешественники на раскопках Кносса сегодня – узнаем из статьи.
Легенды и история Кносского дворца
Главную достопримечательность Крита окружает ореол загадочных историй. Здесь все мифологические сказания и реальные факты истории Древней Греции так тесно переплетаются, что практически невозможно отделить правду от вымысла. Но мы постараемся сложить все части мозаики в одно целое так, чтобы перед нами во всей красе предстала история Кносского дворца и происходивших в нем событий.
Ранний период
Свою историю самый знаменитый дворец на Крите ведет со времен основания Кносса. Это древний столичный город, в котором жил повелитель острова – царь Минос. Легендарный правитель Крита, как и все властные люди, был тщеславен, алчен и жаден. Что привело к трагичным последствиям.
По легенде, властвовать над островом Миноса благословили сами Олимпийские Боги. При этом Зевс презентовал ему царский скипетр, а Посейдон даровал быка невероятной красоты и цвета белоснежной пены морской волны. Однако дар свой морской бог строго-настрого повелел вернуть на ближайшей молитве: в качестве жертвоприношения и знака покорности Богам.
Но лишаться редкого быка Минос вовсе не хотел, поэтому принес в жертву теленка из своего стада. Сильно разгневался на дерзость новоявленного критского «царька» Посейдон, и внушил его жене страстную тягу к подаренному животному. Плодом этой насланной «любви» стал получеловек-полубык, которого нарекли Минотавром (букв. «Бык Миноса»).
Чудовище впало в неистовство сразу после рождения: младенец чуть не загрыз свою же кормилицу. Было ясно, что «наследника» надо изолировать. Выход из сложного положения Миносу подсказал его друг, Дедал. Он предложил возвести огромный комплекс помещений с запутанной сетью ходов, чтобы тупое чудище никогда не выбралось из своей обители. Так в 2000 г. до н.э. и появился на Крите дворец Миноса.
Фактически это был город в городе. Обнесенная высокими стенами территория вмещала в себя тысячу комнат. Но простояла масштабная постройка недолго. Первый дворец Кносса был разрушен в результате мощного землетрясения в 1700 г. до н.э.
Новый дворец
Однако, чуть позже жители решили восстановить утраченный комплекс и вскоре Кносский дворец на Крите был отстроен заново.
Случилось это в период золотого расцвета этой цивилизации, поэтому новый Минойский дворец острова Крит был еще шикарней прежнего. В нем воплотились все инженерные, архитектурные и творческие возможности нации. К сожалению, и этому шедевру не удалось простоять долго: в 16 веке до н.э. он сильно пострадал от мощного извержения вулкана. Природная катастрофа была такой силы, что стерла с лица земли многие древние города и дворцы на острове Крит. От того еще удивительней осознавать тот факт, что руины Кносского дворца все же смогли уцелеть и сохраниться до наших дней.
Раскопки
Новая историческая эпоха для дворца наступила только в 1878 году, когда грек Калокеринос провел в этой местности первые раскопки. Найденные артефакты привлекли внимание других мировых ученых и в 1900 году на Крит прибывает английский археолог Артур Эванс. Он выкупает все земли, собирает команду исследователей и начинает масштабные раскопки.
Именно Эвансом в 1905 году был обнаружен комплекс Кносского дворца и главные его реликвии: фрески Парижанка и Игры с быком, бытовые предметы, дощечки с письменностью, Тронный зал и другие постройки. Вместе со своей экспедицией англичанин провел колоссальную работу по восстановлению архитектуры Кносского дворца и даже стал его новым архитектором. И хотя ныне многие упрекают восстановленную версию в неполном историческом соответствии, это не мешает реконструкции Эванса пользоваться большой популярностью у туристов, которые увлеченно осматривают достопримечательности и делают фото Кносса на память.
Архитектура Кносского дворца
Территорию дворцового комплекса общей площадью в 24 тыс. м 2 восстанавливали буквально по кусочкам. С каждым раскопанным помещением археологам прояснялась общая планировка и архитектура: так Кносский дворец обретал свой нынешний восстановленный облик.
Древнее сооружение представляло собой запутанную сеть из тысяч комнат, которые соединяли различные лестницы, галереи, колоннады коридоров. Хотя располагались помещения в хаотичном порядке, общим центром композиции всегда оставался внутренний двор. Это хорошо показывает архитектурный план Кносского дворца. До наших дней уцелели не все части комплекса, но и сохранившаяся часть определенно стоит того, чтобы посетить Кносский дворец.
Дворец снаружи и изнутри
Итак, начало дворцовому комплексу положил центральный двор. Это масштабная площадь, размером 50 на 50 метров. А по дворовому периметру возведены, высечены в пещерах и сооружены под землей сотни построек различного назначения. В том числе, во дворце были:
Примечательно, что инженеры Минойской цивилизации сумели провести по всему дворцу и некое подобие современной канализации. А еще была оборудована арена для боя быков, бассейны, хозяйственные помещения и т.п. Всего многоэтажный комплекс насчитывал более 1300 комнат. Руины этих помещений благодаря А.Эвансу сегодня и осматривают современные туристы.
Отдельного внимания заслуживают стены, на которых писались знаменитые фрески Критского Кносского дворца. Они были бережно откопаны и восстановлены в первозданном виде. Например, вдоль «Дороги процессий», ведущей к центральному двору можно полюбоваться на фрески «Процессия» и «Принц с лилиями». А в Южных Пропилеях, которые вели к главным помещениям дворца и, по мнению ученых, являлись частью «Дороги процессий», находится знаменитая картина «Носитель ритона». Да что и говорить, Кносский дворец под фрески имел отдельный большой зал, который был назван комнатой Копий. Сегодня это одно из самых популярных помещений.
Реконструкция, которой подвергся Кносский дворец, коснулась знаменитых колон святилищ и коридоров. Красно-черные, сужающиеся в своей нижней части колонны стали визитной карточкой комплекса. Мини-колоннады расположены повсюду: в коридоре северного входа, на парадной лестнице восточного входа, на главном этаже в Тронном зале и у стены, ведущей к западному бастиону, где нарисована знаменитая фреска «Бык».
Но мало кто знает, что все эти колоны воссозданы Эвансом. Дело в том, что минойцы делали колонны из дерева, что не отнимало много времени и позволяло лучше сохранить конструкцию, при условии возможного землетрясения. Дерево, благодаря амортизационным свойствам, выдерживает подземные толчки малой силы, в то время как в камень быстро трескается и разрушается. Но, конечно, ни одно дерево не сохранится на тысячи лет.
Лабиринт Минотавра
Благодаря беспорядочной планировке помещений, множеству коридоров, потайных ходов и тупиков, широко распространенно мнение, что развалины Кносского дворца это и есть Лабиринт Минотавра. Косвенно, эту теорию подтверждает знак «лаброс», который можно увидеть на многих стенах.
Однако, есть и противники этой версии. Их главный аргумент заключается в том, что миф о Минотавре появился намного раньше строительства даже первого Кносского дворца. Поэтому предполагают, что знаменитый лабиринт размещался в каком-то другом месте, например, в запутанных пещерах Крита. А некоторые люди и вовсе утверждают, что никакого Минотавра никогда не было: чудовище выдумали греки, обиженные на минойцев за то, что те не пускали эллинов смотреть в Кносском дворце бои с быками.
Как бы там ни было, совершить экскурсию в самый большой Критский дворец по-прежнему стремятся тысячи туристов.
Кносский дворец – где находится и как добраться
Тех, кому интересна Древняя Греция, и конкретно Дворец Кносский, путь-дорога напрямую ведет на остров Крит. Тем более, что здесь можно легко совместить полезное с приятным: помимо исторических ценностей, этот район чрезвычайно богат на песчаные побережья с лазурным морем и водными развлечениями. А еще здесь есть уникальной красоты природные уголки. Но вернемся в Кносский Дворец на Крит.
Самое известное сооружение Минойской цивилизации возвели в центральной части острова, неподалеку от северного побережья. Сегодня район раскопок соседствует с главным городом Крита – Ираклионом. Столицу острова от места, где находится Кносский дворец, отделяют всего 8 км. Поэтому добраться до достопримечательности несложно.
Ежедневно от автостанции Ираклиона (Bus Station A) отправляются синие рейсовые автобусы с яркой надписью KNOSSOS на электронном табло. Интервал их движения не превышает 30 минут, а время в пути до достижения конечного пункта составляет 20-25 мин. Билет туда-обратно (на территории раскопок нет билетных касс) обойдется в 3 евро.
Также можно поехать в Кносс на такси, арендованном авто или на автобусе вместе с экскурсионной группой.
Кносский дворец на карте
Для наглядности отметим, где расположен Кносский дворец на интерактивной карте. Если соберетесь ехать самостоятельно на личном авто, то просто вбейте в навигатор координаты (35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д.) или адрес (Крит, Minoiton, Heraklion 71409). Непосредственно перед археологической площадкой создано 3 бесплатных парковки.
Информация для туристов
Комплекс открыт для посещения ежедневно с 8 утра, входной билет стоит 15 евро (для льготных категорий 8 евро или вовсе бесплатно). Отметим, что график и часы работы меняются в зависимости от времени года. Актуальную информацию про Кносский дворец и описание работы смотрите здесь.
Напоследок приведем полезные советы и рекомендации, которые мы почерпнули из отзывов туристов.
- Если вы решили ехать на автобусе Ираклион – Кносс, учитывайте, что время экскурсии в среднем составляет 2 часа.
- Летом лучше отправиться на экскурсию ранним утром, т.к. позже начинается полуденный зной, а укрыться в тени на раскопках негде.
- Возле Кносского дворца расположен магазин сувениров, где среди прочего продаются карты и путеводители на русском языке.
- У входа на территорию прибывшие самостоятельно могут присоединиться к организованной экскурсии с гидом. Цена вопроса – 10 евро.
- Рядом с проходной организовано маленькое кафе, но цены в нем сильно завышены. Если лишние траты в тягость – перед поездкой запаситесь небольшим перекусом и водой.
И, конечно, не забудьте надеть комфортную обувь и прихватить головной убор, защищающий от солнца.
Увлекательных поездок и незабываемых впечатлений!
Кносский дворец на Крите
Когда-то на территории Кносского дворца жил Минотавр, сын жены царя Миноса и священного быка. Чтобы чудовище с человеческим телом и бычьей головой согласилось безвылазно жить в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников, а раз в восемь лет присылали дань – семь девушек и семь юношей. Дабы не жертвовать своими подданными, критский царь требовал присылать молодых людей с Афин: этот город находился под влиянием царя Миноса.
Тесей, отцом которого являлся афинский правитель Эгей, узнав о происходящем, решил убить чудовище, а потому уговорил отца заменить его на одну из жертв (они договорились: если Тесей победит Минотавра, он заменит черные паруса белыми). К чудовищу юноша отправился не сразу: оказавшись во дворце Мидоса, он очаровал дочь царя, Ариадну, а влюблённая девушка быстро придумала, как сделать так, чтобы её возлюбленный нашёл дорогу из лабиринта, подарив ему клубок, нить которого указала бы дорогу назад.
Победив чудовище, Тесей отправился домой, захватив с собой Ариадну, но было одно «но». Минос обещал отдать дочь в жёны богу Дионисию – а потому её брак с Тесеем в планы олимпийца не входил. Но на все требования вернуть девушку юноша не прореагировал. Тогда боги наслали на Тесея проклятье – и он забыл о том, что обещал отцу. Эгей, увидев паруса чёрного цвета, не дождавшись прибытия корабля, бросился в море.
Легенда о Минотавре
Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю. По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.
Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.
Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).
Дворец
Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.
Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.
Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.
Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.
К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.
Двор Кносского дворца
Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.
Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).
С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.
Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.
Дворец изнутри
Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.
Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.
На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.
Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.
Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).
Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы. Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).
Гибель Кносса
Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.
Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.
Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.
Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.
Кносский дворец в наши дни
Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.
Кносский дворец
Кносский дворец
Кносский дворец (Knosses) – уникальный памятник минойской цивилизации (самой древней в Европе), расположенный на северном берегу острова Крит и являющийся его главной достопримечательностью. Каждый год сюда приезжают миллионы туристов, чтобы прикоснуться к истории, которая насчитывает около четырех тысячелетий.
Сэкономь на путешествии!
Видео: 3D реконструкция Кносского дворца
Основные моменты
Мало кто знает, что впервые увидеть Кносский дворец ученым довелось только в конце XIX века. До этого времени обитель греческого царя Миноса была известна только по легендам. Сюжеты многих из них выглядели настолько неправдоподобными (например, о том, что Минос содержал здесь в лабиринте Минотавра, которого царица родила от священного быка Посейдона), что давали повод усомниться: Кносский дворец когда-то реально существовал или является порождением мифов?
Этот вопрос так и остался бы, наверное, без ответа, если бы не выдающийся археолог Артур Эванс, который задался амбициозной целью доказать его существование. В результате раскопок был обнаружен не просто замок, а целый город из далекого прошлого. Прошло уже столько лет, а Кносский дворец не перестаёт волновать умы и сердца множества любознательных и неравнодушных людей – историков, археологов, архитекторов и просто ценителей старины, любителей путешествий. Здесь, недалеко от столицы острова – города Ираклиона и всего в нескольких километрах от побережья Критского моря, словно остановилось время. Во время осмотра достопримечательности туристов не покидает ощущение, что перед ними открывается величественная Древняя Эллада. Она не осталась за завесой тысячелетий, а продолжает удивлять нас и сегодня!
Археологические раскопки
До 1914 года Крит принадлежал Турции. Предположение о древней цивилизации на острове делал еще в начале девятнадцатого века британец Роберт Пэшли. Но турецкие власти не давали согласие на проведение археологических работ. На месте, где сегодня мы видим Кносский дворец, раньше были сельскохозяйственные угодья. В этом районе испокон веков находили кольца, амфоры, глиняные горшки. Землями владел турок, в его планы продажа земель не входила, и раскопки проводить он не собирался.
Холмом заинтересовался местный кладоискатель Минос Калокеринос. В 1878 году он начал раскопки со стороны западных кладовых и обнаружил глиняные сосуды, наполненные бобовыми, амфоры и другие предметы обихода. Находки он подарил музеям, пытаясь привлечь внимание властей к сокровищам. С ним переписывался Генрих Шлиман, известный немецкий археолог-самоучка, который принимал участие в раскопках Трои, нашел золотые сокровища и клад Приама. Калокеринос догадывался, что эти земли хранят сокровища древней цивилизации, но полномасштабные работы проводить не мог.
Честь открытия минойской культуры принадлежит уже упомянутому Артуру Эвансу. Он долгое время работал хранителем в музее Эшмала при Оксфордском университете. Его заинтересовали иероглифы на разных артефактах с острова Крит. Эванс обращался в ведущие общества, занимавшиеся древностями: Берлинский музей и Лондонское общество. Так он собрал около 60 различных иероглифов.
В 1894 году Эванс все-таки выкупил земли, а в 1897 году началась греко-турецкая война. 16 марта 1900 года – официальная дата открытия минойской культуры. В последующие двадцать лет активно проводились раскопки. Многие найденные артефакты, оригиналы фресок, статуэтки сегодня хранятся в Археологическом музее Ираклиона. Артур Эванс и назвал цивилизацию минойской.
Руины Кносского дворца
Многие ученые скептически и неодобрительно относятся к деятельности Артура Эванса на территории Кносского дворца. При восстановлении он чаще руководствовался фантазией, чем исторической достоверностью. Кроме того, британцев интересовал больше «новодворцовый» период, и бесценные следы более ранней истории исчезли бесследно.
Несмотря на споры вокруг персоны археолога, именно благодаря ему мы сегодня можем прикоснуться к истории самой древней цивилизации в Европе.
Из истории Кносского дворца
Древние греки упоминали о Кноссе как о самом главном городе острова Крит. При раскопках поселений римлян были найдены монеты с надписями «Кнос» или «Кносион», с изображениями минотавра и лабиринта. И, собственно, Кносский дворец – не первое сооружение на данной территории. Ученые доказали, что в период 2000-1700 гг. до нашей эры здесь уже стоял дворец. Он был разрушен землетрясением (приблизительно в 1700 г. до нашей эры). Это был так называемый «стародворцовый» период.
«Новодворцовый» период (1700-1450 гг. до нашей эры) совпадает с расцветом цивилизации. Кносс насчитывал порядка 90 тысяч жителей, а дворец являлся сердцем города, административным и культурным центром.
Кносский дворец, реконструкция
Интересно, что минойским сооружениям не свойственны укрепления и защитные сооружения. Напрашивается вывод, что местные жители чувствовали себя в безопасности и не боялись нападения. Кносс находится на пересечении морских торговых путей. Есть доказательства, что минойцы занимались пиратством, их связывали дружественные отношения с Древним Египтом.
Между 1628 и 1500 г. до нашей эры на острове Фира произошел вулканический взрыв. За ним последовали землетрясение и цунами. Некоторые ученые связывали с Критом знаменитую Атлантиду. Утверждали, что минойцы и есть исчезнувшие атланты. Но впоследствии археологи обнаружили следы вулканического пепла под минойскими строениями. А это значит, что дворец восстанавливали, и он простоял еще около ста лет. В 1450 г. мощнейший пожар разрушил сооружение окончательно.
Следующая загадка состоит в том, что примерно в одно и то же время сгорело несколько дворцов на острове (дворец Феста и дворец Закрос). При этом на раскопках не было обнаружено никаких останков живых существ. Но Кносский дворец, в целом, порождает больше вопросов, чем ответов.
Мифы, связанные с Кносским дворцом
Кроме версий об Атлантиде, это место связывают еще с одной очень интересной историей. Имя Миноса, царя Кносса, упоминается в произведениях Гомера и других его современников. Историки утверждают, что это реальная историческая личность, но он не был жителем Крита, а прибыл из Греции. Это был могущественным правитель, который объединил остров и победил пиратов. Минос добился процветания и благополучия Крита. В распоряжении царя был огромный флот и многотысячное войско. Другая версия говорит, что «минос» – понятие собирательное, обозначает титул правителя острова.
Согласно мифам, Минос – сын Зевса и Европы. Зевс велел Астерию, который на то время был правителем острова Крит, взять в жены Европу, а ее детей усыновить. Минос унаследовал власть. Как-то царь попросил Посейдона дать ему красивого быка, которого пообещал принести богу моря в жертву. Бык был необыкновенно красивый – огромный и белый. Миносу не хотелось расставаться с таким красавцем. И он пожертвовал коня. Посейдон рассердился и внушил жене Миноса противоестественную страсть к быку. Как она ни сопротивлялась влечению, ничего поделать не смогла. В результате родилось страшное чудовище Минотавр – человек с головой быка. По одной версии, бедная женщина при родах умерла, по другой – ее заточили с сыном в лабиринт. Сооружение, из которого невозможно было выбраться, построил Дедал (отец Икара). Пленников бросили в центр лабиринта.
После победы Миноса над Афинами, царь потребовал у Эгея, правителя города, дань – отправлять раз в девять лет 14 юношей и девушек на съедение Минотавру. Два раза приносилась страшная жертва, а на третий – в числе пленников поехал Тесей, сын Эгея, правителя Афин. В героя влюбилась Ариадна, дочь Миноса. Она знала, что даже если любимому удастся победить чудовище, Тесей не выберется из лабиринта. Девушка подарила герою волшебный клубок. Тесей шел и разматывал его, в центре лабиринта нашел спящего Минотавра и убил его. Сматывая нитки, Тесей вышел к Ариадне.
Перед поездкой юноша договорился с отцом, что в случае удачи сменит черные паруса на белые. Но забыл об уговоре. Когда Эгей увидел возвращающиеся корабли с черными парусами, в отчаянии прыгнул со скалы в море. Оно стало называться Эгейское. Версии о смерти Миноса – противоречивые. Однако едины в одном: даже после кончины правитель решал судьбы людей, только уже в царстве мертвых.
Есть версии, что Кносский дворец – это и есть знаменитое обиталище Минотавра. И глядя на схему дворца, располагающего внушительным числом самых разных помещений, начинаешь в это верить. Правда, скептики утверждают, что Кносский дворец постоянно достраивался, а минойцы имели слабое представление о симметрии зданий.
Легенда о минотавре
Обустройство дворца и интересные находки
Принцип возведения дворцов того времени на острове Крит был примерно одинаков для всех. Помещения сооружались вокруг центрального двора. Кносский дворец был самым впечатляющим, это была резиденция правителей острова. Размеры сооружения впечатляют: 180 на 130 метров. Местами сооружение занимает пять этажей. Во дворце действовала система водоснабжения и канализации, и не только! Здесь было еще много того, что мы самонадеянно считаем достижениями исключительно современной цивилизации: туалеты со смывом и даже акустические системы.
Архитектуру Кносского дворца некоторые исследователи называют не иначе, как странной. Только представьте себе: тут сосредоточено несколько тысяч комнат, соединенных между собой таким количеством переходов, подъемов и спусков, которые никто не задается целью пересчитать – дело явно безнадежное.
Главный вход в Кносский дворец предположительно был с Западного двора. Здесь сохранились фрагменты «стародворцового» периода. Сразу привлекают внимание выложенные камнем отверстия – три «бублика». Согласно одной версии, их использовали во время жертвоприношений, согласно другой – для хранения зерна. Далее через коридор – проход в Центральный двор, это место еще называют «Дорогой Процессий». На стенах – фрески с изображением молодых людей с подношениями. Главным божеством у минойцев считается богиня плодородия Астарта. На территории дворца были найдены скульптуры и фрески с ее изображением.
Северная сторона дворца
Центральный двор выложен огромными плитами. Тут, по версии ученых, проводились ритуалы, церемонии и посвящения. На верхние этажи ведет лестница. Здесь предположительно находились приемный покой и парадные залы, украшенные колоннами и пилястрами. С главного этажа видны узкие продолговатые помещения. Ученые склоняются к версии, что это – кладовые. Тут же находится ряд квадратных ям. Согласно основной версии, в них хранилось оливковое масло, так как остались более интенсивные следы от пожара. На стенах зала – изображения символов, звезд, лабриса. Последний был не только двухсторонней секирой, но и символом власти правителя.
Самый популярный у туристов – Тронный зал Кносского дворца. Здесь можно увидеть каменный трон, перед ним стоит круглая чаша, вдоль стен – каменные скамьи. Помещение рассчитано примерно на 16 человек. Служило, как представляется сегодня, для аудиенций. Интересно, что во время раскопок в зале были найдены разбросанные глиняные сосуды. Что произошло здесь – останется навсегда загадкой.
Тронный зал Кносского дворца
Обязательно нужно посетить Зал фресок. Тут находятся копии, многие оригиналы были найдены в плачевном состоянии. Они были реставрированы и находятся в Археологическом музее в Ираклионе. Минойские фрески отличаются реалистичностью и насыщенными цветами. Самые знаменитые: «Игры с Быками», «Принц с лилиями», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Голубая птица», «Бык», «Носитель ритона» и многие другие. Популярные герои изображений – быки, грифоны, люди.
Фрески в Кносском дворце Трехчастное святилище
Трехчастное святилище знаменито тем, что здесь были найдены глиняные таблички с так называемым «письмом Б». Различают два вида письменности: линейное письмо А и Б. Ни одно не было расшифровано. Рядом со Святилищем – две темных комнаты с углублениями в полу. В подобных хранилищах были найдены статуэтки, глиняные вазы.
Артур Эванс полагал, что Западная часть Кносского дворца – церемониальная, а Восточное крыло – царские покои. Многие историки это оспаривали. Зал двух секир узнаваем благодаря угловому портику с шестью колоннами. Ванная комната царицы отделена стеной с окном. Можно полюбоваться прекрасной фреской «Дельфины». Здесь были найдены драгоценности, изделия из слоновой кости. Рядом косметическая комната и помещение с отверстием (предположительно канализационным). Бассейны для омовения не имеют дренажной системы.
Дерево проросшее сквозь плиты Вид на руины
Мастерская Ремесленника, Гончарная мастерская, склад гигантских пифосов, театр – все это особенно впечатляет туристов, посетивших Кносский дворец, поскольку возраст некоторых экспонатов около 4 тысяч лет. Сосуды высотой в человеческий рост искусно украшены рельефами.
Театр Склад гигантских пифосов
На территории Кносского дворца была найдена игра, похожая на нарды или шашки, украшенные слоновой костью, золотом, серебром, горным хрусталем. Скульптуры и драгоценности отличаются искусным выполнением. На фресках – тонко вырисованные персонажи. Неудивительно, что минойская культура оказала огромное влияние на восточное Средиземноморье, а после вторжения греков-ахейцев – на остров Крит и остальную Грецию.
Практическая информация для туристов
Кносский дворец расположен в 4 км от города Ираклион. Можно доехать на машине, возле дворца есть бесплатная и платная стоянки. Рядом с автобусной станцией в киоске можно приобрести билеты на автобус (2-2,5 евро). Транспорт ходит регулярно. При подъезде к городу из автобуса уже хорошо виден этот памятник архитектуры. От предстающих взору пейзажей просто захватывает дух. Развалины монументальных античных строений, будто раскиданные среди огромных сосен, потрясают воображение. Кносский дворец окружают величественные горы, отчетливо просматривающиеся на фоне синего неба.
Собираясь на экскурсию, не забудьте взять головные уборы, поскольку температура здесь всегда выше, чем у моря. Обязательно захватите большое количество воды. Позаботьтесь об удобной обуви – ходить придется много.
Можно заказать экскурсию или знакомиться с достопримечательностью самостоятельно. Везде есть таблички с описаниями Кносского дворца. Однако опытные туристы, которые уже бывали здесь, советуют брать с собой путеводитель, потому что территория Кносского дворца огромна и многим информация на табличках кажется недостаточной.
Около достопримечательности имеются сувенирные лавки и кафе, где можно что-то прикупить на память и перекусить.
Здесь всегда много туристов, ориентируйтесь на небольшую вывеску-указатель.
Входной билет обойдется в 6 евро.
Часы работы: с мая по октябрь – с 8 до 19 часов; с ноября по март – до 15 часов.
Кносский дворец (Крит) — история дворца, фото изнутри и описание
Многие строения Греции связаны с античными мифами и легендами. Люди, которые хотят познакомиться с историей страны, могут посетить Кносский дворец, расположенный в городе Ираклионе. Некогда красивое и великолепное сооружение подверглось набегам варваров и землетрясениям, поэтому некоторые его части не сохранились. Но даже сегодня памятник древнегреческой культуры способен вызвать у туристов изумление и восхищение.
История сооружения
Дворец построили в древнем Кноссе (Knossos) — одном из главных городов в период минойской цивилизации. Надписи с его названием обнаружены на римских монетах. Монументальное сооружение было самым крупным в то время. По размеру и великолепию оно превосходило дворец Агамемнона в Микенах. Некоторые считают постройку в Кноссе бывшим обиталищем мифологического чудовища Минотавра. План здания с внушительным количеством комнат и закоулков заставляет в это поверить.
Из найденных рукописей известно, что дворец возводили два раза. Впервые его построили в стародворцовый период около 2000 года до н. э. Сооружение простояло 300 лет и было разрушено землетрясением. С 1700 года до н. э. начинается новодворцовый период, в который здание и было восстановлено. В то время население Кносса составляло более 90 тыс. человек. Заново отстроенный памятник выступал культурным и административным центром города.
Дворец не имел укреплений и защиты. Это могло говорить о том, что местные жители не боялись нападений народов из других городов или стран, хотя Кносс находился на пересечении морских торговых путей и мог подвергаться набегам пиратов.
В период 1630−1500 гг. до н. э. на острове Тира (Фира) произошло извержение вулкана. Оно повлекло за собой землетрясение и цунами, которые уничтожили многие города и Кносский дворец на Крите. Археологические исследования помогли узнать, что люди снова восстановили здание. Оно простояло около века, а в 1450 году до н. э. случился ужасный пожар, полностью разрушивший античный памятник.
Археологические раскопки
О дворце учёным удалось узнать только в конце XIX века. До этого времени о критском царе Миносе знали только по легендам, которые казались неправдоподобными. Существование дворца смог доказать археолог Артур Эванс, который увлекался крито-микенской культурой. Во время раскопок он обнаружил не только здание, но и целый древний город. Дворец был найден недалеко от города Ираклион, столицы Крита. До 1914 года остров принадлежал Турции.
В начале XIX века Роберт Пэшли предлагал провести археологические исследования, поскольку верил в существование древней цивилизации. Но власти страны так и не дали разрешение на работы. Когда-то на месте Кносского дворца располагались сельскохозяйственные угодья.
В 1878 году Минос Калокеринос раскапывал кладовые на западе острова и нашёл глиняные сосуды с бобовыми, амфоры и некоторые произведения искусства. Эти предметы он подарил музеям. Любитель-археолог верил, что земли хранят и другие богатства. Минойскую культуру открыл Артур Эванс, который работал в музее Эшмола при Оксфордском университете. Он заинтересовался критскими артефактами. Эванс обращался за помощью к ведущим научным центрам:
- Берлинский музей;
- Лондонское общество.
С их помощью исследователь открыл более 60 иероглифов, а в 1894 году он выкупил ценные земли. Почти 20 лет заняли археологические раскопки, во время которых было найдено немало артефактов, элементов живописи и статуэток.
Многие специалисты были недовольны деятельностью Эванса, поскольку он больше руководствовался фантазией, а не историческими фактами. Но именно благодаря ему общество узнало о древней цивилизации.
Легенда о минотавре
Обычно гиды начинают рассказывать историю Кносского дворца с мифа. Когда-то считали, что остров Крит, на котором нашли остатки сооружения, и есть та самая исчезнувшая Атлантида. Но после тщательного изучения истории учёные пришли к выводу, что древнее место связано с легендой о минотавре.
Легендарный лабиринт Кносского дворца доказывает существование исторической личности Миноса. Правитель Кносса упоминался в произведениях Гомера и его современников. Могущественный царь прибыл на остров из Греции, изгнал пиратов и стал править на Крите. Минос владел огромным флотом и многотысячным войском, он наводил страх на своих неприятелей. Его считали сыном Зевса и Европы.
Как-то царь получил от Посейдона белого быка, которого он должен был принести в жертву богу моря. Но животное было таким красивым, что критский правитель решил оставить его у себя. За жадность он был наказан Посейдоном, который проклял его жену Пасифаю и заставил влюбиться в быка. В результате противоестественной страсти женщина родила страшное чудовище. Оно имело тело человека и голову быка. Когда Минос увидел это существо, он приказал построить под дворцом лабиринт. Туда и поместили ребёнка Пасифаи.
Поскольку лабиринт имел много ходов и закоулков, из него невозможно было выбраться. Сына Пасифаи назвали Минотавром. Он вырос в этой тюрьме, питаясь человечиной. Жертвами обитателя лабиринта были люди с захваченных земель. Каждые 9 лет греки отправляли на Крит по семь девушек и юношей, которых съедало чудовище.
Когда в очередной раз царь Афин Эгей отправил группу молодых людей на остров, с ними поехал его сын Тесей. В юношу влюбилась Ариадна, дочь царя Миноса. Она надеялась, что Тесей сможет победить Минотавра, поэтому она дала ему клубок ниток, чтобы он смог найти путь назад. Вскоре юноша оказался с остальными молодыми людьми в подземной тюрьме. Пока они шли, герой разматывал клубок. Когда они достигли центра лабиринта, им навстречу вышел Минотавр. Тесей убил чудовище и смог вывести группу из лабиринта.
Но история на этом не закончилась. Перед отплытием Тесей пообещал отцу, что в случае победы он сменит чёрные паруса на белые. Когда Эгей увидел корабль с тёмными полотнами, он в отчаянии спрыгнул со скалы в море, которое с тех пор называют Эгейским.
Архитектурные особенности
При возведении резиденции минойского царя различные помещения располагали вокруг центрального двора. Размеры здания составляли 180х130 м. Монументальность была главной чертой критского искусства. Самые высокие части дворца включали 5 этажей. В здании даже установили систему водоснабжения и канализации. Во дворце не было окон, но солнце и воздух проникали в помещения через потолочные отверстия.
Архитектура здания вызывает удивление. Тысячи комнат соединили между собой множеством переходов, спусков и подъёмов. Через северный вход дворец сообщался с портом. Эту часть достопримечательности легко узнать по фресковой росписи со скачущим быком за тремя колоннами на стене.
Главный вход в сооружение был с Западного двора, где камнем выложены три отверстия. Некоторые считают, что в них хранилось зерно. Если верить другой версии, каменные отверстия использовали во время приношения жертв богам. Западная часть здания была церемониальной. Через коридор находился Центральный двор, выложенный плитами. Учёные предполагают, что именно здесь древние люди проводили ритуалы и посвящения. На верхние этажи вели лестницы из цельных блоков и специальными каналами для сточных вод.
Приёмный покой и парадные залы украшали колонны и пилястры. Узкие и длинные помещения служили кладовыми. В них были квадратные ямы, в которых, возможно, хранили оливковое масло. Тронный зал поражал своим великолепием. Трон из камня сохранился до нашего времени. Перед ним установлена чаша, а вдоль стен помещения — скамьи. Зал был предназначен для аудиенций. В трёхчастном святилище нашли позднейшую форму критского письма. Рядом находятся два тёмных помещения с углублениями в полу. В этих комнатах нашли статуэтки и глиняные вазы.
В Восточной части находилось 4−5 этажей. Там же располагались царские покои. В центре восточного крыла находится четырёхугольный колодец. Эту деталь использовали для освещения и вентиляции нижних этажей. Большинство ступеней сохранилось с древних времён. По ним спускались в свои покои царь и царица.
В Зале Двойных Секир есть угловой портик с шестью колоннами. Ванная царицы отделена стеной. В ней нашли много драгоценностей и изделий из слоновой кости. Рядом с покоями царицы находятся косметическая комната и помещение с канализационным отверстием. Бассейны для омовения делали без дренажной системы.
Интересные находки
Древнегреческий дворец был украшен множеством фресок. Многие из них сохранились после землетрясений и набегов врагов. На стенах изображали людей, приносящих жертвы богам, женщин-жриц и грифонов. Поскольку минойцы поклонялись богине плодородия Астарте, с ней можно найти немало изображений и статуй. Одна из известных фресок Кносского дворца — «Парижанка» — находится сейчас в Археологическом музее в Ираклионе. В полуразрушенном здании в основном находятся копии былых стенных изображений.
Другие знаменитые фрески дворца:
Найденные сосуды, украшенные рельефами, удивляют высотой — в рост человека. На территории античного сооружения есть искусно выполненные скульптуры, пифосы, гончарные изделия. Археологи даже нашли игру, напоминающую нарды или шашки.
У Южного входа в сооружение располагаются бычьи рога, которые считаются символом мужского божества. На территории Кносского дворца есть широкая лестница, которая была древним театром. Здесь зрители стояли на ступенях и смотрели разные религиозные сцены, которые посвящали древним божествам. Возвышенные части предназначались для знатных особ. Неровности лестницы появились из-за землетрясения.
Стоит отметить, что все колонны здания были восстановлены. Эти элементы минойцы создавали из дерева. Выбор материала связан с землетрясениями, которые часто случались на Крите и в близлежащих районах. При колебаниях земной поверхности каменные колонны разрушались, а с деревянными таких последствий можно было избежать.
Экскурсии для туристов
Античный дворец располагается в 4 км от Ираклиона. Туристические группы доезжают до места на автобусе. Для посетителей с личным транспортом предусмотрена парковка с бесплатным въездом. Памятник архитектуры окружают горы, отчётливо просматривающиеся на фоне голубого неба. Развалины, которые поражают любого туриста, находятся между сосен.
Перед посещением Кносса рекомендуется приобрести карту здания, чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах и помещениях. Кроме того, везде есть таблички с описаниями комнат, коридоров и иных мест дворца.
Путешествуя по территории, туристы как будто перебегают по небольшим ярким островкам со старинными сооружениями. Поскольку придётся много ходить, заранее стоит позаботиться об удобной обуви, достаточном количестве воды и головном уборе, который спасёт от жары.
Обычно экскурсионные группы состоят из 6−10 человек. Можно нанять персонального гида или попутешествовать по территории самостоятельно. Музей открыт ежедневно, но режим работы меняется два раза в год:
- с апреля по октябрь — 8:00 − 19:00;
- с ноября по март — 9:00 − 15:00.
В выходные дни музей всегда закрывается в три часа дня. Стоимость билета составляет 6 евро. Несовершеннолетним гостям вход бесплатный.
При входе на территорию стоит киоск, где можно приобрести карту и путеводитель на нужном языке. Экскурсия обычно занимает несколько часов. В летний сезон стоит приезжать до обеда или после 16.00, чтобы не получить солнечный удар.
После экскурсии недалеко от достопримечательности можно посетить кафе и сувенирную лавку, где продаются интересные вещицы на память о древнем строении.
Читайте далее:Кносский дворец не перестаёт вызывать сильный интерес у ценителей старины. Во время экскурсии по достопримечательности у любого человека появляется ощущение, что перед ним открывается великая Древняя Эллада.