Кносский дворец фото

Кносский дворец

На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.

Кносский дворец в мифологии

В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.

Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.

Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.

История Кносского дворца

В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.

Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.

Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

Как добраться?

Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.

Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:

  • 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
  • 9:00-15:00 (ноябрь-март).

В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.

Как подготовиться к экскурсии

Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.

Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.

Загадка Кносского дворца (11 фото)

В конце третьего тысячелетия, примерно в XX веке до н.э., на средиземноморском острове Крит внезапно расцвела удивительная цивилизация, следы которой были явлены лишь на заре XX века н.э.

На Крите впервые в Европе появились города, строились дворцы, возникла письменность; критское государство содержало собственную регулярную армию (во дворце Кносса была найдена фреска, на которой изображён отряд воинов-негров во главе с белым командиром (негры издавна населяли Крит).

Кносс, расположенный на северном побережье острова, стал самым могущественным городом, где были заложены первые камни легендарного Лабиринта. Весь остров был покрыт сетью дорог, сходившихся к Лабиринту. Владыки Крита имели огромный мощный флот, надёжно оберегавший подступы к острову, -только этим можно объяснить отсутствие крепостных стен вокруг критских дворцов и городов и сторожевых крепостей на побережье. Критский флот безраздельно господствовал в Средиземном море, подчиняя власти кносских царей многие земли.

Греческий историк Фукидид писал о Миносе: «Правители земель, покорённые им, по первому требованию его поставляли галерников для критского флота». Критская держава поднялась едва ли не до уровня такого колосса древнего мира, как Египет. Изделия критских мастеров археологи находят в долине Тигра и Евфрата, в Пиренеях, на севере Балканского полуострова, в Египте. На фреске гробницы одного из приближённых фараона Тутмоса III изображено торжественное прибытие послов Крита, а древнее название Крита — Кефтиу — часто встречается в деловых египетских папирусах.

Казалось бы, ничто не могло поколебать могущество Крита. Но в конце, второго тысячелетия до новой эры происходит катастрофа — загадочная, до сих пор до конца не объяснённая. В развалины превращаются города Кносс, Фест, Агна-Триада, Палекастро, Гурния. Одновременно, словно в один день, в один миг. От тысячелетиями копившейся мощи не осталось ничего. Империя Миноса погибла.

В1900 году на Крит прибыл сэр Артур Эванс, чтобы выяснить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов. Одному из величайших археологов, всемирно известному учёному, почётному и действительному члену всевозможных академий и обществ, тогда было почти сорок лет, но он уже был маститым учёным, выпускником Оксфорда и знатоком древнеегипетской письменности.

В первый же день пребывания на острове Эванс посетил развалины Кносса. Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, которые, как подсказала ему интуиция, таили в себе остатки каких-то древних строений. Эванс взялся за лопату.

Буквально через несколько часов в раскопе показались очертания древнего здания… и с того момента на протяжении более четверти века почти безвыездно он вёл раскопки Кносса, ибо поверил — и заявил об этом публично, что открытое им здание — это развалины легендарного Лабиринта! Того самого, в котором обитало чудовище — полубык, получеловек — Минотавр, куда привела героя Тесея дочь царя Миноса Ариадна.

Сейчас в любом труде, посвященном истории Крита, можно увидеть детальный план «Дворца Миноса», составленный в результате раскопок Эванса, его учеников и коллег. Из непостижимых глубин тысячелетий вставала великая цивилизация — столь древняя, что для современников Гомера она уже была тысячелетней легендой. Эванс назвал её минойской.

Дворец в Кноссе был признан всеми археологами выдающимся памятником высокоразвитой минойской культуры, резиденцией легендарного царя Миноса. Великолепные фрески на стенах этого дворца, комфортабельные помещения для купания, система канализации и многочисленные кладовые позволили утверждать, что дворец относится к «золотой минойской эре», что здесь, как в некоем античном Париже, когда-то безраздельно царствовали радость и беззаботность.

С этими идеями уже почти все свыклись, как вдруг немецкий профессор геологии Штутгартского университета Ганс Георг Вундерлих выступил с утверждением, что Кносский дворец не знал праздничных дней, что он напротив был местом траура и печали. Он утверждает, что дворец был местом культа смерти. Здесь » хранили останки умерших и приготавливали мумии.

Он считает, что так называемая ванна царицы на самом деле была её саркофагом, что большие раскрашенные глиняные сосуды были предназначены не для зерна и масла, как до сих пор считали, а являлись урнами и хранили в себе останки умерших, что углубления, похожие на ванны, которые можно встретить в так называемых «кладовых», на самом деле являлись кюветами, в которых препарировали трупы, готовя их к мумификации.

Камнем преткновения, который заставил Вундерлиха так решительно пересмотреть представления о Кносском дворце, стал гипс, множество деталей кносской постройки, сделанных из гипса. Вундерлих, геолог, обнаружил, что в этом дворце лестницы так же, как и все полы ванных помещений, сделаны из гипса.

Глубоко озадаченный этим обстоятельством, он не мог сразу понять, почему минойцы, люди, по мнению археологов, высокоцивилизованные, использовали в строительстве дворца гипс — материал мягкий и легко разрушаемый водой? Почему они не применили вместо него мрамор или известняк?

Вундерлих стал исследовать дворец дальше и обнаружил много странных вещей. Почему, например, в Кносском дворце не было ни одной кухни? Почему так называемые жилища царя Миноса и его царицы находятся в тёмном подвале, вместо того, чтобы быть на верхнем этаже, полном света и воздуха? При дворце нет никаких конюшен и нет никаких построек, где должны были бы стоять колесницы.

Почему, наконец, эти огромные глиняные сосуды, якобы предназначенные для зерна и масла, так замурованы, что из них практически ничего нельзя достать?

Вундерлих выдвинул гипотезу: лестницы построены из мягкого податливого гипса потому, что строители не ожидали какого-либо оживлённого движения по ним. Огромные амфоры не служили хранилищами запасов, а в помещениях, находившихся в подвале, никто никогда не жил. Кухни, конюшни и дворы для колесниц здесь были не нужны, ибо дворец не предназначался для живых людей.

Кносский дворец был дворцом смерти, его помещения -это склепы, где сохранялись тела умерших минойцев. Дворец был разрушен грабителями могил.

Конечно, выводы Вундерлиха вызвали возражения у большинства археологов и историков культуры, хотя кое-кто из них и прежде полагал, что некоторые помещения «Дворца Миноса» являлись темницами, а некоторые служили местом принесения в жертву священного быка, олицетворявшего собой… самого Зевса. Лишь в трудах выдающегося религиоведа Мирча Элиаде можно найти указания на правоту Вундерлиха.

Элиаде находил много подтверждений тому, что на Крите, помимо культа быка, процветал культ смерти и верований, связанных с посмертной жизнью души. На Крите родился и умер Зевс, в связи с чем критяне ежегодно становились участниками таинственной мистерии «возрождения» бога.

Со всех уголков острова, где бы они ни жили, отправлялись люди по дорогам ко «Дворцу Миноса» в Кносс, чтобы совершить необходимое жертвоприношение и принять участие в тайных и кровавых ритуалах.

Кносский дворец (Крит) — история дворца, фото изнутри и описание

Многие строения Греции связаны с античными мифами и легендами. Люди, которые хотят познакомиться с историей страны, могут посетить Кносский дворец, расположенный в городе Ираклионе. Некогда красивое и великолепное сооружение подверглось набегам варваров и землетрясениям, поэтому некоторые его части не сохранились. Но даже сегодня памятник древнегреческой культуры способен вызвать у туристов изумление и восхищение.

История сооружения

Дворец построили в древнем Кноссе (Knossos) — одном из главных городов в период минойской цивилизации. Надписи с его названием обнаружены на римских монетах. Монументальное сооружение было самым крупным в то время. По размеру и великолепию оно превосходило дворец Агамемнона в Микенах. Некоторые считают постройку в Кноссе бывшим обиталищем мифологического чудовища Минотавра. План здания с внушительным количеством комнат и закоулков заставляет в это поверить.

Из найденных рукописей известно, что дворец возводили два раза. Впервые его построили в стародворцовый период около 2000 года до н. э. Сооружение простояло 300 лет и было разрушено землетрясением. С 1700 года до н. э. начинается новодворцовый период, в который здание и было восстановлено. В то время население Кносса составляло более 90 тыс. человек. Заново отстроенный памятник выступал культурным и административным центром города.

Дворец не имел укреплений и защиты. Это могло говорить о том, что местные жители не боялись нападений народов из других городов или стран, хотя Кносс находился на пересечении морских торговых путей и мог подвергаться набегам пиратов.

В период 1630−1500 гг. до н. э. на острове Тира (Фира) произошло извержение вулкана. Оно повлекло за собой землетрясение и цунами, которые уничтожили многие города и Кносский дворец на Крите. Археологические исследования помогли узнать, что люди снова восстановили здание. Оно простояло около века, а в 1450 году до н. э. случился ужасный пожар, полностью разрушивший античный памятник.

Археологические раскопки

О дворце учёным удалось узнать только в конце XIX века. До этого времени о критском царе Миносе знали только по легендам, которые казались неправдоподобными. Существование дворца смог доказать археолог Артур Эванс, который увлекался крито-микенской культурой. Во время раскопок он обнаружил не только здание, но и целый древний город. Дворец был найден недалеко от города Ираклион, столицы Крита. До 1914 года остров принадлежал Турции.

В начале XIX века Роберт Пэшли предлагал провести археологические исследования, поскольку верил в существование древней цивилизации. Но власти страны так и не дали разрешение на работы. Когда-то на месте Кносского дворца располагались сельскохозяйственные угодья.

В 1878 году Минос Калокеринос раскапывал кладовые на западе острова и нашёл глиняные сосуды с бобовыми, амфоры и некоторые произведения искусства. Эти предметы он подарил музеям. Любитель-археолог верил, что земли хранят и другие богатства. Минойскую культуру открыл Артур Эванс, который работал в музее Эшмола при Оксфордском университете. Он заинтересовался критскими артефактами. Эванс обращался за помощью к ведущим научным центрам:

  • Берлинский музей;
  • Лондонское общество.

С их помощью исследователь открыл более 60 иероглифов, а в 1894 году он выкупил ценные земли. Почти 20 лет заняли археологические раскопки, во время которых было найдено немало артефактов, элементов живописи и статуэток.

Многие специалисты были недовольны деятельностью Эванса, поскольку он больше руководствовался фантазией, а не историческими фактами. Но именно благодаря ему общество узнало о древней цивилизации.

Легенда о минотавре

Обычно гиды начинают рассказывать историю Кносского дворца с мифа. Когда-то считали, что остров Крит, на котором нашли остатки сооружения, и есть та самая исчезнувшая Атлантида. Но после тщательного изучения истории учёные пришли к выводу, что древнее место связано с легендой о минотавре.

Легендарный лабиринт Кносского дворца доказывает существование исторической личности Миноса. Правитель Кносса упоминался в произведениях Гомера и его современников. Могущественный царь прибыл на остров из Греции, изгнал пиратов и стал править на Крите. Минос владел огромным флотом и многотысячным войском, он наводил страх на своих неприятелей. Его считали сыном Зевса и Европы.

Как-то царь получил от Посейдона белого быка, которого он должен был принести в жертву богу моря. Но животное было таким красивым, что критский правитель решил оставить его у себя. За жадность он был наказан Посейдоном, который проклял его жену Пасифаю и заставил влюбиться в быка. В результате противоестественной страсти женщина родила страшное чудовище. Оно имело тело человека и голову быка. Когда Минос увидел это существо, он приказал построить под дворцом лабиринт. Туда и поместили ребёнка Пасифаи.

Поскольку лабиринт имел много ходов и закоулков, из него невозможно было выбраться. Сына Пасифаи назвали Минотавром. Он вырос в этой тюрьме, питаясь человечиной. Жертвами обитателя лабиринта были люди с захваченных земель. Каждые 9 лет греки отправляли на Крит по семь девушек и юношей, которых съедало чудовище.

Когда в очередной раз царь Афин Эгей отправил группу молодых людей на остров, с ними поехал его сын Тесей. В юношу влюбилась Ариадна, дочь царя Миноса. Она надеялась, что Тесей сможет победить Минотавра, поэтому она дала ему клубок ниток, чтобы он смог найти путь назад. Вскоре юноша оказался с остальными молодыми людьми в подземной тюрьме. Пока они шли, герой разматывал клубок. Когда они достигли центра лабиринта, им навстречу вышел Минотавр. Тесей убил чудовище и смог вывести группу из лабиринта.

Но история на этом не закончилась. Перед отплытием Тесей пообещал отцу, что в случае победы он сменит чёрные паруса на белые. Когда Эгей увидел корабль с тёмными полотнами, он в отчаянии спрыгнул со скалы в море, которое с тех пор называют Эгейским.

Архитектурные особенности

При возведении резиденции минойского царя различные помещения располагали вокруг центрального двора. Размеры здания составляли 180х130 м. Монументальность была главной чертой критского искусства. Самые высокие части дворца включали 5 этажей. В здании даже установили систему водоснабжения и канализации. Во дворце не было окон, но солнце и воздух проникали в помещения через потолочные отверстия.

Архитектура здания вызывает удивление. Тысячи комнат соединили между собой множеством переходов, спусков и подъёмов. Через северный вход дворец сообщался с портом. Эту часть достопримечательности легко узнать по фресковой росписи со скачущим быком за тремя колоннами на стене.

Главный вход в сооружение был с Западного двора, где камнем выложены три отверстия. Некоторые считают, что в них хранилось зерно. Если верить другой версии, каменные отверстия использовали во время приношения жертв богам. Западная часть здания была церемониальной. Через коридор находился Центральный двор, выложенный плитами. Учёные предполагают, что именно здесь древние люди проводили ритуалы и посвящения. На верхние этажи вели лестницы из цельных блоков и специальными каналами для сточных вод.

Приёмный покой и парадные залы украшали колонны и пилястры. Узкие и длинные помещения служили кладовыми. В них были квадратные ямы, в которых, возможно, хранили оливковое масло. Тронный зал поражал своим великолепием. Трон из камня сохранился до нашего времени. Перед ним установлена чаша, а вдоль стен помещения — скамьи. Зал был предназначен для аудиенций. В трёхчастном святилище нашли позднейшую форму критского письма. Рядом находятся два тёмных помещения с углублениями в полу. В этих комнатах нашли статуэтки и глиняные вазы.

В Восточной части находилось 4−5 этажей. Там же располагались царские покои. В центре восточного крыла находится четырёхугольный колодец. Эту деталь использовали для освещения и вентиляции нижних этажей. Большинство ступеней сохранилось с древних времён. По ним спускались в свои покои царь и царица.

В Зале Двойных Секир есть угловой портик с шестью колоннами. Ванная царицы отделена стеной. В ней нашли много драгоценностей и изделий из слоновой кости. Рядом с покоями царицы находятся косметическая комната и помещение с канализационным отверстием. Бассейны для омовения делали без дренажной системы.

Интересные находки

Древнегреческий дворец был украшен множеством фресок. Многие из них сохранились после землетрясений и набегов врагов. На стенах изображали людей, приносящих жертвы богам, женщин-жриц и грифонов. Поскольку минойцы поклонялись богине плодородия Астарте, с ней можно найти немало изображений и статуй. Одна из известных фресок Кносского дворца — «Парижанка» — находится сейчас в Археологическом музее в Ираклионе. В полуразрушенном здании в основном находятся копии былых стенных изображений.

Другие знаменитые фрески дворца:

Найденные сосуды, украшенные рельефами, удивляют высотой — в рост человека. На территории античного сооружения есть искусно выполненные скульптуры, пифосы, гончарные изделия. Археологи даже нашли игру, напоминающую нарды или шашки.

У Южного входа в сооружение располагаются бычьи рога, которые считаются символом мужского божества. На территории Кносского дворца есть широкая лестница, которая была древним театром. Здесь зрители стояли на ступенях и смотрели разные религиозные сцены, которые посвящали древним божествам. Возвышенные части предназначались для знатных особ. Неровности лестницы появились из-за землетрясения.

Стоит отметить, что все колонны здания были восстановлены. Эти элементы минойцы создавали из дерева. Выбор материала связан с землетрясениями, которые часто случались на Крите и в близлежащих районах. При колебаниях земной поверхности каменные колонны разрушались, а с деревянными таких последствий можно было избежать.

Экскурсии для туристов

Античный дворец располагается в 4 км от Ираклиона. Туристические группы доезжают до места на автобусе. Для посетителей с личным транспортом предусмотрена парковка с бесплатным въездом. Памятник архитектуры окружают горы, отчётливо просматривающиеся на фоне голубого неба. Развалины, которые поражают любого туриста, находятся между сосен.

Перед посещением Кносса рекомендуется приобрести карту здания, чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах и помещениях. Кроме того, везде есть таблички с описаниями комнат, коридоров и иных мест дворца.

Путешествуя по территории, туристы как будто перебегают по небольшим ярким островкам со старинными сооружениями. Поскольку придётся много ходить, заранее стоит позаботиться об удобной обуви, достаточном количестве воды и головном уборе, который спасёт от жары.

Обычно экскурсионные группы состоят из 6−10 человек. Можно нанять персонального гида или попутешествовать по территории самостоятельно. Музей открыт ежедневно, но режим работы меняется два раза в год:

  • с апреля по октябрь — 8:00 − 19:00;
  • с ноября по март — 9:00 − 15:00.

В выходные дни музей всегда закрывается в три часа дня. Стоимость билета составляет 6 евро. Несовершеннолетним гостям вход бесплатный.

При входе на территорию стоит киоск, где можно приобрести карту и путеводитель на нужном языке. Экскурсия обычно занимает несколько часов. В летний сезон стоит приезжать до обеда или после 16.00, чтобы не получить солнечный удар.

После экскурсии недалеко от достопримечательности можно посетить кафе и сувенирную лавку, где продаются интересные вещицы на память о древнем строении.

Кносский дворец не перестаёт вызывать сильный интерес у ценителей старины. Во время экскурсии по достопримечательности у любого человека появляется ощущение, что перед ним открывается великая Древняя Эллада.

Кносский дворец — место, где обитал мифический Минотавр.

Адрес: Греция, остров Крит, возле г. Ираклиона
Дата постройки: 1700 год до н. э.
Координаты: 35°17’52.7″N 25°09’46.5″E

Краткое описание

Совсем недалеко от современного города Ираклиона, раскинувшегося на легендарном острове Крит, находятся развалины самого известного и популярного среди туристов памятника древнегреческой архитектуры Кносского дворца.

Несмотря на неумолимый ход времени, многочисленные землетрясения, грабежи и войны, стараниями археологов на свет появились руины гигантского здания, которое довольно часто упоминается в мифах и легендах. Раскопки Кносского дворца и реставрационные работы начались еще на заре ХХ века, руководил ими известнейший в те времена археолог Артур Эванс.

Именно благодаря этому человеку, современные путешественники могут увидеть место, где при помощи нити Ариадны, великий греческий герой и правитель Афин Тесей, смог победить Минотавра и не затеряться в огромнейшем лабиринте.

Кносский дворец — история

По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.

Причиной его разрушения стало сильнейшее землетрясение, которое кроме «раннего» Кносского дворца стерло с острова практически все строения. Сразу после природного катаклизма древние греки вновь взялись за работу и построили новый, просто таки гигантский дворец, руины которого и были обнаружены Артуром Эвансом в начале ХХ — го века.

Строительство нового дворца пришлось на расцвет города Кносса и минойской цивилизации. Минойская цивилизация, пожалуй, является одной из самых загадочных и малоизученных. Даже в наше время ученые не могут достоверно сказать, что означает само слово «минос». Некоторые говорят, что это «царский трон» и «власть» на Крите, а другие, высказываются, что это имя человека, правившего городом Кноссом во времена его расцвета, и построившего Кносский дворец. Увы, город Кносс и его роскошный дворец были вновь разрушены очередным землетрясением, которое, скорее всего, стало причиной цунами, накрывшего весь Крит. Детальное изучение развалин Кносского дворца позволило сделать вывод, что главной причиной гибели города стал пожар, распространившийся на все здания. Интересно то, что причина возникновения пожара неизвестна.

Более вероятной считается версия, согласно которой жители Кносса сами спалили родной город или знали о приближающемся бедствии. В пользу этой версии, которая и встречается в современных учебниках истории, говорит то, что во время раскопок на территории древнего Кносса не найдено скелетов людей и домашних животных. Горожане наверняка знали о пожаре и заблаговременно перебрались на побережье. Некоторые историки, опираясь на найденные в Палестине артефакты, сходные по форме с артефактами, обнаруженными на Крите, делают довольно смелое заявление: первыми жителями, населявшими Кносс, были Атланты. Эта версия довольно спорная, хотя само строительство огромного дворца, возраст которого примерно такой же, как и у египетских пирамид, говорит в пользу нее. Скорее всего, эта загадка истории в ближайшее время не будет разгадана, лишь с появлением новых технологий, позволяющих более подробно изучать морские глубины и то, что скрыто под многовековыми наслоениями, историки наконец-то дадут утвердительные ответы на вопросы: «Существовала ли Атлантида?» и «Где жили древние Атланты?».

Кносский дворец в древнегреческой мифологии

Кносский дворец неразрывно связан с одним из самых популярных древнегреческих мифов, в котором повествуется о гигантском кровожадном человеке-быке – Минотавре. Это чудовище, которое раз в девять лет пожирало семь прекрасных девушек и юношей, обитало в огромном лабиринте. Справедливости ради стоит отметить, что этот миф появился тогда, когда развалины Кносского дворца уже были погребены под слоем земли. Тесей, правивший Афинами, смог убить в ожесточенной схватке Минотавра, и с тех пор жители близлежащих островов и городов перестали присылать на Крит своих юных жителей.

Найти путь из лабиринта, который предположительно находился возле Кносского дворца (или непосредственно под ним), помогла Тесею знаменитая нить Ариадны. Из каких источников древним грекам, передававшим из поколения в поколение миф о Тесее, Минотавре и Ариадне, было известно о существовании Кносского дворца и минойской цивилизации, до сих пор остается загадкой. Перед раскопками Артур Эванс полагался исключительно на достоверность этого мифа и, как показало время, он оказался абсолютно прав, а может, в мифе о чудовище есть доля истины….

Кносский дворец – величайший памятник архитектуры

Можно с уверенностью сказать, что Кносский дворец, возле которого и в наши дни можно встретить многочисленные группы археологов, является одной из самых интересных достопримечательностей современной Греции. Бродящих среди руин туристов довольно часто посещает ощущение, что они столкнулись с чем-то фантастическим и необъяснимым. Быть может, оно появляется после прочтения мифа о Минотавре, а быть может, сама атмосфера, которая характерна для загадочного Крита, вводит человека в состояние, чем-то схожее с медитацией. Крит и развалины Кносского дворца довольно часто упоминаются в туристических проспектах. Не посетить это строение, которое было некогда одним из самых величественных и, по предположениям энтузиастов, являлось дворцом Атлантов – непростительная ошибка.

В наши дни, дворец – это огромное количество построек, которые расположены поблизости внутреннего двора. Особый интерес вызывает то, что все они спроектированы древними архитекторами на разных уровнях. Каждый уровень был соединен между собой внушительного размера лестницей или коридором. Некоторые помещения расположены глубоко под землей, объяснить смысл такой постройки и предназначение здания не представляется возможным. Ну чем не легендарный лабиринт Дедала? В качестве опор для этажей дворца использовались колоны. Археологи утверждают, что Кносский дворец был жилищем древнего царя, его супруги и свиты. Кроме этого, в Кносском дворце располагался театр, в котором за боем двух разъяренных быков (!) могли наблюдать около шестисот человек.

Удивительно, среди руин специалисты нашли, пожалуй, самую древнюю на нашей планете канализацию, а также, систему водоснабжения. Благодаря тому, что длительное время Кносский дворец был погребен под землей и являлся недоступным для грабителей, в нем сохранились уникальные фрески, на которых изображены мифические существа. Среди развалин были извлечены из под земли бесценные экспонаты, выполненные из золота и дорогих камней. Интересно и то, что практически на всех артефактах, найденных на территории древнего Кносса, изображен бык. Кстати, еще одно изображение, которое довольно часто встречается на стенах здания, черепках и сосудах — двойная секира. По-гречески это оружие звучит, как «лабрис». Большинство лингвистов считают, что именно от этого названия и произошло слово «лабиринт». Не это ли очередное подтверждение правдивости мифа о Минотавре?

Несмотря на многочисленные открытия, ученым до сих пор не удалось объяснить, какая религия была основной в древнем и, некогда влиятельном, городе, а Кносский дворец — это своего рода лабиринт, можно даже сказать, ребус, решить который невозможно даже в наш век технологического прогресса.

Путешественник, решивший увидеть своими глазами Кносский дворец – место, с которым связано столько легенд, мифов и тайн, должен знать, что вход на его территорию платный. Цена входного билета по меркам Евросоюза – символична, и составляет всего 6 евро. Работает дворец-музей под открытым небом с 8 утра и до 6 вечера ежедневно. В дни, которые признаны национальными праздниками Греции, попасть к Кносскому дворцу можно абсолютно бесплатно.

Внутри Тронного зала

Бесплатный вход доступен и для молодых людей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет. Правда, как и по всей территории Греции, юноши и девушки, которым разрешен безбилетный доступ к памятникам истории и архитектуры, должны проживать в одной из стран, входящих в Евросоюз.

Кносский дворец

Кносский дворец — уникальное, знаковое место. Эмблема, сердце и центр древнейшей европейской цивилизации, которая процветала задолго до классической Античности и получила название минойской. Кноссос — столичный город Минойского мира. Более того, Кносский дворец — это и есть тот самый лабиринт Минотавра. Где же заканчивается миф, и начинается История?

Место невероятное. Это неоспоримо. Но впечатление, которое создаётся в Кноссосе, всё же двоякое. Невольно задаёшься вопросом: а насколько можно доверять реконструкциям? так ли это выглядело в те времена, когда минойская культура находилась в своём зените.

Кноссос расположен в одном из самых плодородных районов острова Крит, на холме Кефалос, в пяти километрах на юго-восток от Ираклиона. На этом холме ещё в седьмом тысячелетии до н.э. был основан первый неолитический посёлок на Крите, который в течение тысячелетий превратился в могущественный город-дворец. Кносский дворец был самым большим и роскошным дворцом минойского мира. Он имел почти квадратную форму и состоял из более чем полутора тысяч комнат(!) на трёх или четырёх этажах.

План дворца не имел чёткой привычной и понятной нам квадратно-симметричной структуры, помещения и комнаты формировались в каком-то как будто спонтанном порядке вокруг прямоугольного центрального двора. Здесь нет привычных нам дворцовых анфилад — помещений, нанизанных на одну ось. Однако в этой кажущейся хаотичности и бессистемности была чёткая продуманность.

План Кносского дворца:
1. Западный Двор. 2. Ритуальные Коридоры. 3. Кулурес. 4. Западные Пропилеи. 5. Коридор Шествия. 6. Южный Дом. 7. Лестница с колоннами. 8. Южные Пропилеи. 9. Принц с лилиями. 10. Южный вход. 11. Южный Коридор. 12. Piano Nobile. 13. Храм Реи. 14. Комната с ящиком табличек линейного письма Б. 15. Комплекс Западных Кладовых. 20. Центральный Двор.
21-24. Центральное Святилище. 25-27. Комплекс Тронного зала. 28. Восточный Зал. 29. Большая Лестничная Клетка. 30. Дорога. 31. Святилище Двойных Секир. 32. Бассейн Очищений. 33. Дом Святой Трибуны. 34. Мегарон Царицы. 35. Мегарон Царя, или Зал Двойных Секир. 36. Мастерская Каменщика. 37. Школа. 38. Дом Каменного Устья. 39. Кладовая Гигантских Пифосов. 40. Восточный Бастион. 41. Кладовая Пифосов с Медальонами. 42. Коридор Тупиков. 43. Коридор Затрикия. 44. Таможня. 45. Коридор Северного Входа. 46. Восточный Бастион. 47. Северный Бассейн Очищений. 48. Тюремные Камеры. 49. Театр. 50. Царская Дорога. (Н азвания даны по версии Эванса. Сейчас уже доказано, что на самом деле у многих помещений были иные функции. Например, тюрьмы в Кносском дворце не было, в помещении, названном Эвансом тюрьмой, были кладовые.)

Прямоугольный центральный двор располагался по направлению север-юг — точно так же, как и в остальных дворцах Крита. Рядом с центральным двором находился комплекс Тронного зала. Во дворце было несколько Бассейнов очищений. Все помещения дворца освещались в достаточной степени благодаря многочисленным световым проёмам. Была продумана вентиляция. И водоснабжение, и канализация также существовали в этом дворце. Разветвлённая и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила излишнюю воду, например, дождевую, которая частично использовалась для стирки. Трубы входили одна в другую и скреплялись цементом. Укладывали их с определённым уклоном. Система была устроена так, что практически в любом месте её можно было легко и быстро отремонтировать. К ней примыкали сточные трубы от ванн и трубы сливных уборных. Конструкция самих уборных напоминала современные городские туалеты. Всё здесь было сделано для комфортной жизни человека. Кто-то заметил: «Дворец Кносса был куда комфортабельней дворцов Версаля и Гатчины». А благодаря удивительным разноцветным фрескам, которые украшали стены, Кносский дворец был не только функциональным, но и поистине роскошным!

В двухэтажном западном крыле на первом этаже располагался большой комплекс Западных кладовых и комплекс Центрального Святилища с хранилищами и Залами каменных колонн. На втором этаже находились залы приёма. В восточном крыле, которое имело два дополнительных этажа, находилась Большая лестничная клетка, Восточный зал и Царские апартаменты. Целые комплексы кладовых и хранилищ — глубоких подземных помещений — находились и в западном, и восточном крыльях дворца.

Южную часть восточного крыла занимало т.н. Святилище Двойных секир, а северную — мастерские. В северной части в обоих крыльях и в северном секторе дворца тоже находились кладовые, Зал архива и Бассейн очищений. На северо-западе находился Театр Кноссоса, в котором могли поместиться более 500 стоящих зрителей. Это просторное, организованное на разных уровнях место, похожее на театры классической Греции.

Была построена Царская Дорога и грандиозный Виадук восточнее от дворца. Царская дорога вела к части дворца, где находился Театр.

Вокруг дворца на территории 750 тыс. кв.м располагался город Кноссоса. Город пересекался каменными дорогами. Обширными были городские системы водоснабжения и канализации. Первая система состояла из глиняных труб, доставлявших воду в город и во дворец из соседних родников.

Известно, что дважды или трижды Кносский дворец отстраивался почти заново — наверняка из-за землетрясений. Но конец минойской цивилизации наступил в связи с какой-то внезапной грандиозной катастрофой, о которой и по сей день спорят учёные. Туристам же до сих пор рассказывают старую теорию о гибели минойского Крита, которая сегодня уже отвергается многими специалистами. Она повествует об извержении вулкана на острове Санторини, которое сопровождалось колоссальным взрывом, после которого сам остров Санторини был изменён до неузнаваемости. В результате этого взрыва поднялось огромное цунами, которое дошло до острова Крит, и буквально стёрло с лица земли дворцы Крита и минойскую цивилизацию. Всё бы было логично, но на раскопках были найдены следы огня, пожара, а не воды. Раньше считалось, что извержение вулкана произошло в 1450 г. до н.э., но сегодня с использованием новых методов эта дата определяется как 1620 г до н.э., то есть задолго до катастрофы на Крите. Одни историки сегодня говорят о сильных землетрясениях, а другие — о междоусобных войнах или агрессии извне. Никто не знает сейчас, что произошло в действительности.

Несмотря на размер той катастрофы, Кносский дворец после серьёзного ремонта всё же продолжил своё существование. Но в нём происходят значительные изменения. Например, меняются погребальные обычаи: появляются так называемые «могилы воинов», которые хоронились вместе со своим оружием. На новых росписях стен очень заметно микенское влияние. Во всех видах искусства наблюдается удаление от правил минойского натурализма и приближение к микенской манере. Наконец, начинает использоваться новая письменность — Линейное письмо Б, расшифровки которого доказали, что это — греческий язык. Сегодня в археологии преобладает мнение, что Крит был захвачен микенским полководцем, который поселился в Кносском дворце, когда остальные дворцы Крита уже были разрушены. Учёные назвали это время Третьим дворцовым периодом. Минойская цивилизация погибла. Однако эта цивилизация имела такую силу, что её следы сохранялись на Крите в течение веков.

В 1370 г. до н.э. произошла окончательная катастрофа. Великолепный легендарный Кносский дворец прекращает своё существование. О причинах мы можем только догадываться: было ли это землетрясение, сильный пожар или же восстание критян против микенского господства? Итог один: Кносский дворец больше не перестараивался.

Кносский дворец — лабиринт Минотавра

Удивительно, но ещё 100 лет назад человечество не знало о существовании минойской цивилизации! И, как это не парадоксально, открыта она была именно благодаря мифу о лабиринте Минотавра: чудовища с телом человека и головой быка, которое питалось молодыми юношами и девушками. Ещё в Средневековье на Крит прибывали иностранные путешественники, искавшие везде мифологические места. Легендарный Кносс и Лабиринт всегда были в центре поисков. Три тысячелетия спустя этот миф привёл англичанина Артура Эванса на Крит, и дворец был найден!

Существовал ли лабиринт Минотавра в Кносском дворце на самом деле? Таким, каким мы ждём, нет, не существовал. Но взгляните ещё раз на план Кносского дворца. Многоярусное здание с огромным числом комнат, залов, пристроек, разнообразных помещений, с дворами, коридорами, причудливыми переходами, бесконечными лестницами и портиками, кладовыми и мастерскими. Окажись вы в его центре, скоро ли нашли бы выход, быстро ли сориентировались бы? Всякому, кто попадал во дворец, должна была поневоле прийти в голову мысль о лабиринте. Именно из-за сложной структуры помещений Кносского дворца скорее всего и возник миф о Лабиринте. Минотавр же мог просто отражать могущество Крита и его доминирование в остальной Греции.

Однако, культ быка в минойской культуре, бесспорно, был. С удивительным постоянством образ быка встречается среди многочисленных фресок, скульптур, статуэток, рельефов. Вспомним ритуальный сосуд ритон в форме головы быка (на фото слева), рога «посвящения» на стенах Кносского дворца, множество фигурок быка из Археологического музея Крита.
Вспомним и знаменитую фреску «Акробаты. Игры с быком» (на фото правее и ниже), фигурку акробата из слоновой кости. Фрески минойской эпохи не склонны изображать фантазийные сюжеты, они натуралистичны. Исследователи приходят к выводу, что игры с быком в минойской цивилизации действительно существовали.
Если вы посмотрите на знаменитую фреску, вы оцените крайнюю степень опасности этих игр. Может быть, такие игры носили чисто спортивный характер, может быть, были связаны с религией и некими жертвоприношениями. Конечно, только молодые юноши и девушки могли заниматься такими вещами и, конечно, периодически они гибли! Может быть, это и легло в основу мифа о Минотавре, на растерзание которому регулярно отправлялись молодые юноши и девушки.

Фрески Кносского дворца

и сегодня не перестают удивлять и восхищать. Главным украшением Кносского дворца была живопись. Стены залов покрывали великолепные фрески. «Даже наши рабочие чувствуют их волшебное очарование», — писал Эванс. Большинство оригиналов хранится в Археологическом музее Ираклиона (пройдите по ссылке, там вы найдёте ряд фотографий знаменитых Кносских фресок с комментариями, изысканную «Парижанку», например).

У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин — с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.

Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали «праздничным обществом». Мы встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц. Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени. Обожествление красоты.

Сэр Артур Эванс — заслуги и ошибки

Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).

Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.

Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.

Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.

Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.

Посещение Кносского дворца

Первый и главный совет. Если будете на Крите, побывайте на раскопках Кносского дворца! Постарайтесь не разочаровываться из-за толп туристов и не раздражаться из-за них. Летом людей, конечно, больше всего. Если есть возможность — выбирайте гида, потому что от него зависят ваши впечатления от дворца в колоссальной степени! Уж лучше совсем не иметь гида, чем мучиться, слушая плохого.

Не забудьте запастись водой и приготовьтесь к жаре и палящему солнцу, если поездка планируется в летнее время.
Время работы: апрель-сентябрь ежедневно с 8.00 до 19.30, октябрь-март с 8.00 до 15.00.

Читайте далее: