Кносский дворец архитектура
Кносский дворец — место, где обитал мифический Минотавр.
Адрес: Греция, остров Крит, возле г. Ираклиона
Дата постройки: 1700 год до н. э.
Координаты: 35°17’52.7″N 25°09’46.5″E
Краткое описание
Совсем недалеко от современного города Ираклиона, раскинувшегося на легендарном острове Крит, находятся развалины самого известного и популярного среди туристов памятника древнегреческой архитектуры Кносского дворца.
Несмотря на неумолимый ход времени, многочисленные землетрясения, грабежи и войны, стараниями археологов на свет появились руины гигантского здания, которое довольно часто упоминается в мифах и легендах. Раскопки Кносского дворца и реставрационные работы начались еще на заре ХХ века, руководил ими известнейший в те времена археолог Артур Эванс.
Именно благодаря этому человеку, современные путешественники могут увидеть место, где при помощи нити Ариадны, великий греческий герой и правитель Афин Тесей, смог победить Минотавра и не затеряться в огромнейшем лабиринте.
Кносский дворец — история
По мнению историков, огромный храм в городе Кноссе был возведен еще за две тысячи лет до наступления нашей эры. Археологические раскопки показывают, что на его месте ранее существовало поселение древних людей. К слову, храм, построенный благодаря огромным усилиям, просуществовал лишь около трехсот лет.
Причиной его разрушения стало сильнейшее землетрясение, которое кроме «раннего» Кносского дворца стерло с острова практически все строения. Сразу после природного катаклизма древние греки вновь взялись за работу и построили новый, просто таки гигантский дворец, руины которого и были обнаружены Артуром Эвансом в начале ХХ — го века.
Строительство нового дворца пришлось на расцвет города Кносса и минойской цивилизации. Минойская цивилизация, пожалуй, является одной из самых загадочных и малоизученных. Даже в наше время ученые не могут достоверно сказать, что означает само слово «минос». Некоторые говорят, что это «царский трон» и «власть» на Крите, а другие, высказываются, что это имя человека, правившего городом Кноссом во времена его расцвета, и построившего Кносский дворец. Увы, город Кносс и его роскошный дворец были вновь разрушены очередным землетрясением, которое, скорее всего, стало причиной цунами, накрывшего весь Крит. Детальное изучение развалин Кносского дворца позволило сделать вывод, что главной причиной гибели города стал пожар, распространившийся на все здания. Интересно то, что причина возникновения пожара неизвестна.
Более вероятной считается версия, согласно которой жители Кносса сами спалили родной город или знали о приближающемся бедствии. В пользу этой версии, которая и встречается в современных учебниках истории, говорит то, что во время раскопок на территории древнего Кносса не найдено скелетов людей и домашних животных. Горожане наверняка знали о пожаре и заблаговременно перебрались на побережье. Некоторые историки, опираясь на найденные в Палестине артефакты, сходные по форме с артефактами, обнаруженными на Крите, делают довольно смелое заявление: первыми жителями, населявшими Кносс, были Атланты. Эта версия довольно спорная, хотя само строительство огромного дворца, возраст которого примерно такой же, как и у египетских пирамид, говорит в пользу нее. Скорее всего, эта загадка истории в ближайшее время не будет разгадана, лишь с появлением новых технологий, позволяющих более подробно изучать морские глубины и то, что скрыто под многовековыми наслоениями, историки наконец-то дадут утвердительные ответы на вопросы: «Существовала ли Атлантида?» и «Где жили древние Атланты?».
Кносский дворец в древнегреческой мифологии
Кносский дворец неразрывно связан с одним из самых популярных древнегреческих мифов, в котором повествуется о гигантском кровожадном человеке-быке – Минотавре. Это чудовище, которое раз в девять лет пожирало семь прекрасных девушек и юношей, обитало в огромном лабиринте. Справедливости ради стоит отметить, что этот миф появился тогда, когда развалины Кносского дворца уже были погребены под слоем земли. Тесей, правивший Афинами, смог убить в ожесточенной схватке Минотавра, и с тех пор жители близлежащих островов и городов перестали присылать на Крит своих юных жителей.
Найти путь из лабиринта, который предположительно находился возле Кносского дворца (или непосредственно под ним), помогла Тесею знаменитая нить Ариадны. Из каких источников древним грекам, передававшим из поколения в поколение миф о Тесее, Минотавре и Ариадне, было известно о существовании Кносского дворца и минойской цивилизации, до сих пор остается загадкой. Перед раскопками Артур Эванс полагался исключительно на достоверность этого мифа и, как показало время, он оказался абсолютно прав, а может, в мифе о чудовище есть доля истины….
Кносский дворец – величайший памятник архитектуры
Можно с уверенностью сказать, что Кносский дворец, возле которого и в наши дни можно встретить многочисленные группы археологов, является одной из самых интересных достопримечательностей современной Греции. Бродящих среди руин туристов довольно часто посещает ощущение, что они столкнулись с чем-то фантастическим и необъяснимым. Быть может, оно появляется после прочтения мифа о Минотавре, а быть может, сама атмосфера, которая характерна для загадочного Крита, вводит человека в состояние, чем-то схожее с медитацией. Крит и развалины Кносского дворца довольно часто упоминаются в туристических проспектах. Не посетить это строение, которое было некогда одним из самых величественных и, по предположениям энтузиастов, являлось дворцом Атлантов – непростительная ошибка.
В наши дни, дворец – это огромное количество построек, которые расположены поблизости внутреннего двора. Особый интерес вызывает то, что все они спроектированы древними архитекторами на разных уровнях. Каждый уровень был соединен между собой внушительного размера лестницей или коридором. Некоторые помещения расположены глубоко под землей, объяснить смысл такой постройки и предназначение здания не представляется возможным. Ну чем не легендарный лабиринт Дедала? В качестве опор для этажей дворца использовались колоны. Археологи утверждают, что Кносский дворец был жилищем древнего царя, его супруги и свиты. Кроме этого, в Кносском дворце располагался театр, в котором за боем двух разъяренных быков (!) могли наблюдать около шестисот человек.
Удивительно, среди руин специалисты нашли, пожалуй, самую древнюю на нашей планете канализацию, а также, систему водоснабжения. Благодаря тому, что длительное время Кносский дворец был погребен под землей и являлся недоступным для грабителей, в нем сохранились уникальные фрески, на которых изображены мифические существа. Среди развалин были извлечены из под земли бесценные экспонаты, выполненные из золота и дорогих камней. Интересно и то, что практически на всех артефактах, найденных на территории древнего Кносса, изображен бык. Кстати, еще одно изображение, которое довольно часто встречается на стенах здания, черепках и сосудах — двойная секира. По-гречески это оружие звучит, как «лабрис». Большинство лингвистов считают, что именно от этого названия и произошло слово «лабиринт». Не это ли очередное подтверждение правдивости мифа о Минотавре?
Несмотря на многочисленные открытия, ученым до сих пор не удалось объяснить, какая религия была основной в древнем и, некогда влиятельном, городе, а Кносский дворец — это своего рода лабиринт, можно даже сказать, ребус, решить который невозможно даже в наш век технологического прогресса.
Путешественник, решивший увидеть своими глазами Кносский дворец – место, с которым связано столько легенд, мифов и тайн, должен знать, что вход на его территорию платный. Цена входного билета по меркам Евросоюза – символична, и составляет всего 6 евро. Работает дворец-музей под открытым небом с 8 утра и до 6 вечера ежедневно. В дни, которые признаны национальными праздниками Греции, попасть к Кносскому дворцу можно абсолютно бесплатно.
Внутри Тронного зала
Бесплатный вход доступен и для молодых людей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет. Правда, как и по всей территории Греции, юноши и девушки, которым разрешен безбилетный доступ к памятникам истории и архитектуры, должны проживать в одной из стран, входящих в Евросоюз.
Кносский дворец
Кносский дворец
Кносский дворец (Knosses) – уникальный памятник минойской цивилизации (самой древней в Европе), расположенный на северном берегу острова Крит и являющийся его главной достопримечательностью. Каждый год сюда приезжают миллионы туристов, чтобы прикоснуться к истории, которая насчитывает около четырех тысячелетий.
Сэкономь на путешествии!
Видео: 3D реконструкция Кносского дворца
Основные моменты
Мало кто знает, что впервые увидеть Кносский дворец ученым довелось только в конце XIX века. До этого времени обитель греческого царя Миноса была известна только по легендам. Сюжеты многих из них выглядели настолько неправдоподобными (например, о том, что Минос содержал здесь в лабиринте Минотавра, которого царица родила от священного быка Посейдона), что давали повод усомниться: Кносский дворец когда-то реально существовал или является порождением мифов?
Этот вопрос так и остался бы, наверное, без ответа, если бы не выдающийся археолог Артур Эванс, который задался амбициозной целью доказать его существование. В результате раскопок был обнаружен не просто замок, а целый город из далекого прошлого. Прошло уже столько лет, а Кносский дворец не перестаёт волновать умы и сердца множества любознательных и неравнодушных людей – историков, археологов, архитекторов и просто ценителей старины, любителей путешествий. Здесь, недалеко от столицы острова – города Ираклиона и всего в нескольких километрах от побережья Критского моря, словно остановилось время. Во время осмотра достопримечательности туристов не покидает ощущение, что перед ними открывается величественная Древняя Эллада. Она не осталась за завесой тысячелетий, а продолжает удивлять нас и сегодня!
Археологические раскопки
До 1914 года Крит принадлежал Турции. Предположение о древней цивилизации на острове делал еще в начале девятнадцатого века британец Роберт Пэшли. Но турецкие власти не давали согласие на проведение археологических работ. На месте, где сегодня мы видим Кносский дворец, раньше были сельскохозяйственные угодья. В этом районе испокон веков находили кольца, амфоры, глиняные горшки. Землями владел турок, в его планы продажа земель не входила, и раскопки проводить он не собирался.
Холмом заинтересовался местный кладоискатель Минос Калокеринос. В 1878 году он начал раскопки со стороны западных кладовых и обнаружил глиняные сосуды, наполненные бобовыми, амфоры и другие предметы обихода. Находки он подарил музеям, пытаясь привлечь внимание властей к сокровищам. С ним переписывался Генрих Шлиман, известный немецкий археолог-самоучка, который принимал участие в раскопках Трои, нашел золотые сокровища и клад Приама. Калокеринос догадывался, что эти земли хранят сокровища древней цивилизации, но полномасштабные работы проводить не мог.
Честь открытия минойской культуры принадлежит уже упомянутому Артуру Эвансу. Он долгое время работал хранителем в музее Эшмала при Оксфордском университете. Его заинтересовали иероглифы на разных артефактах с острова Крит. Эванс обращался в ведущие общества, занимавшиеся древностями: Берлинский музей и Лондонское общество. Так он собрал около 60 различных иероглифов.
В 1894 году Эванс все-таки выкупил земли, а в 1897 году началась греко-турецкая война. 16 марта 1900 года – официальная дата открытия минойской культуры. В последующие двадцать лет активно проводились раскопки. Многие найденные артефакты, оригиналы фресок, статуэтки сегодня хранятся в Археологическом музее Ираклиона. Артур Эванс и назвал цивилизацию минойской.
Руины Кносского дворца
Многие ученые скептически и неодобрительно относятся к деятельности Артура Эванса на территории Кносского дворца. При восстановлении он чаще руководствовался фантазией, чем исторической достоверностью. Кроме того, британцев интересовал больше «новодворцовый» период, и бесценные следы более ранней истории исчезли бесследно.
Несмотря на споры вокруг персоны археолога, именно благодаря ему мы сегодня можем прикоснуться к истории самой древней цивилизации в Европе.
Из истории Кносского дворца
Древние греки упоминали о Кноссе как о самом главном городе острова Крит. При раскопках поселений римлян были найдены монеты с надписями «Кнос» или «Кносион», с изображениями минотавра и лабиринта. И, собственно, Кносский дворец – не первое сооружение на данной территории. Ученые доказали, что в период 2000-1700 гг. до нашей эры здесь уже стоял дворец. Он был разрушен землетрясением (приблизительно в 1700 г. до нашей эры). Это был так называемый «стародворцовый» период.
«Новодворцовый» период (1700-1450 гг. до нашей эры) совпадает с расцветом цивилизации. Кносс насчитывал порядка 90 тысяч жителей, а дворец являлся сердцем города, административным и культурным центром.
Кносский дворец, реконструкция
Интересно, что минойским сооружениям не свойственны укрепления и защитные сооружения. Напрашивается вывод, что местные жители чувствовали себя в безопасности и не боялись нападения. Кносс находится на пересечении морских торговых путей. Есть доказательства, что минойцы занимались пиратством, их связывали дружественные отношения с Древним Египтом.
Между 1628 и 1500 г. до нашей эры на острове Фира произошел вулканический взрыв. За ним последовали землетрясение и цунами. Некоторые ученые связывали с Критом знаменитую Атлантиду. Утверждали, что минойцы и есть исчезнувшие атланты. Но впоследствии археологи обнаружили следы вулканического пепла под минойскими строениями. А это значит, что дворец восстанавливали, и он простоял еще около ста лет. В 1450 г. мощнейший пожар разрушил сооружение окончательно.
Следующая загадка состоит в том, что примерно в одно и то же время сгорело несколько дворцов на острове (дворец Феста и дворец Закрос). При этом на раскопках не было обнаружено никаких останков живых существ. Но Кносский дворец, в целом, порождает больше вопросов, чем ответов.
Мифы, связанные с Кносским дворцом
Кроме версий об Атлантиде, это место связывают еще с одной очень интересной историей. Имя Миноса, царя Кносса, упоминается в произведениях Гомера и других его современников. Историки утверждают, что это реальная историческая личность, но он не был жителем Крита, а прибыл из Греции. Это был могущественным правитель, который объединил остров и победил пиратов. Минос добился процветания и благополучия Крита. В распоряжении царя был огромный флот и многотысячное войско. Другая версия говорит, что «минос» – понятие собирательное, обозначает титул правителя острова.
Согласно мифам, Минос – сын Зевса и Европы. Зевс велел Астерию, который на то время был правителем острова Крит, взять в жены Европу, а ее детей усыновить. Минос унаследовал власть. Как-то царь попросил Посейдона дать ему красивого быка, которого пообещал принести богу моря в жертву. Бык был необыкновенно красивый – огромный и белый. Миносу не хотелось расставаться с таким красавцем. И он пожертвовал коня. Посейдон рассердился и внушил жене Миноса противоестественную страсть к быку. Как она ни сопротивлялась влечению, ничего поделать не смогла. В результате родилось страшное чудовище Минотавр – человек с головой быка. По одной версии, бедная женщина при родах умерла, по другой – ее заточили с сыном в лабиринт. Сооружение, из которого невозможно было выбраться, построил Дедал (отец Икара). Пленников бросили в центр лабиринта.
После победы Миноса над Афинами, царь потребовал у Эгея, правителя города, дань – отправлять раз в девять лет 14 юношей и девушек на съедение Минотавру. Два раза приносилась страшная жертва, а на третий – в числе пленников поехал Тесей, сын Эгея, правителя Афин. В героя влюбилась Ариадна, дочь Миноса. Она знала, что даже если любимому удастся победить чудовище, Тесей не выберется из лабиринта. Девушка подарила герою волшебный клубок. Тесей шел и разматывал его, в центре лабиринта нашел спящего Минотавра и убил его. Сматывая нитки, Тесей вышел к Ариадне.
Перед поездкой юноша договорился с отцом, что в случае удачи сменит черные паруса на белые. Но забыл об уговоре. Когда Эгей увидел возвращающиеся корабли с черными парусами, в отчаянии прыгнул со скалы в море. Оно стало называться Эгейское. Версии о смерти Миноса – противоречивые. Однако едины в одном: даже после кончины правитель решал судьбы людей, только уже в царстве мертвых.
Есть версии, что Кносский дворец – это и есть знаменитое обиталище Минотавра. И глядя на схему дворца, располагающего внушительным числом самых разных помещений, начинаешь в это верить. Правда, скептики утверждают, что Кносский дворец постоянно достраивался, а минойцы имели слабое представление о симметрии зданий.
Легенда о минотавре
Обустройство дворца и интересные находки
Принцип возведения дворцов того времени на острове Крит был примерно одинаков для всех. Помещения сооружались вокруг центрального двора. Кносский дворец был самым впечатляющим, это была резиденция правителей острова. Размеры сооружения впечатляют: 180 на 130 метров. Местами сооружение занимает пять этажей. Во дворце действовала система водоснабжения и канализации, и не только! Здесь было еще много того, что мы самонадеянно считаем достижениями исключительно современной цивилизации: туалеты со смывом и даже акустические системы.
Архитектуру Кносского дворца некоторые исследователи называют не иначе, как странной. Только представьте себе: тут сосредоточено несколько тысяч комнат, соединенных между собой таким количеством переходов, подъемов и спусков, которые никто не задается целью пересчитать – дело явно безнадежное.
Главный вход в Кносский дворец предположительно был с Западного двора. Здесь сохранились фрагменты «стародворцового» периода. Сразу привлекают внимание выложенные камнем отверстия – три «бублика». Согласно одной версии, их использовали во время жертвоприношений, согласно другой – для хранения зерна. Далее через коридор – проход в Центральный двор, это место еще называют «Дорогой Процессий». На стенах – фрески с изображением молодых людей с подношениями. Главным божеством у минойцев считается богиня плодородия Астарта. На территории дворца были найдены скульптуры и фрески с ее изображением.
Северная сторона дворца
Центральный двор выложен огромными плитами. Тут, по версии ученых, проводились ритуалы, церемонии и посвящения. На верхние этажи ведет лестница. Здесь предположительно находились приемный покой и парадные залы, украшенные колоннами и пилястрами. С главного этажа видны узкие продолговатые помещения. Ученые склоняются к версии, что это – кладовые. Тут же находится ряд квадратных ям. Согласно основной версии, в них хранилось оливковое масло, так как остались более интенсивные следы от пожара. На стенах зала – изображения символов, звезд, лабриса. Последний был не только двухсторонней секирой, но и символом власти правителя.
Самый популярный у туристов – Тронный зал Кносского дворца. Здесь можно увидеть каменный трон, перед ним стоит круглая чаша, вдоль стен – каменные скамьи. Помещение рассчитано примерно на 16 человек. Служило, как представляется сегодня, для аудиенций. Интересно, что во время раскопок в зале были найдены разбросанные глиняные сосуды. Что произошло здесь – останется навсегда загадкой.
Тронный зал Кносского дворца
Обязательно нужно посетить Зал фресок. Тут находятся копии, многие оригиналы были найдены в плачевном состоянии. Они были реставрированы и находятся в Археологическом музее в Ираклионе. Минойские фрески отличаются реалистичностью и насыщенными цветами. Самые знаменитые: «Игры с Быками», «Принц с лилиями», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Голубая птица», «Бык», «Носитель ритона» и многие другие. Популярные герои изображений – быки, грифоны, люди.
Фрески в Кносском дворце Трехчастное святилище
Трехчастное святилище знаменито тем, что здесь были найдены глиняные таблички с так называемым «письмом Б». Различают два вида письменности: линейное письмо А и Б. Ни одно не было расшифровано. Рядом со Святилищем – две темных комнаты с углублениями в полу. В подобных хранилищах были найдены статуэтки, глиняные вазы.
Артур Эванс полагал, что Западная часть Кносского дворца – церемониальная, а Восточное крыло – царские покои. Многие историки это оспаривали. Зал двух секир узнаваем благодаря угловому портику с шестью колоннами. Ванная комната царицы отделена стеной с окном. Можно полюбоваться прекрасной фреской «Дельфины». Здесь были найдены драгоценности, изделия из слоновой кости. Рядом косметическая комната и помещение с отверстием (предположительно канализационным). Бассейны для омовения не имеют дренажной системы.
Дерево проросшее сквозь плиты Вид на руины
Мастерская Ремесленника, Гончарная мастерская, склад гигантских пифосов, театр – все это особенно впечатляет туристов, посетивших Кносский дворец, поскольку возраст некоторых экспонатов около 4 тысяч лет. Сосуды высотой в человеческий рост искусно украшены рельефами.
Театр Склад гигантских пифосов
На территории Кносского дворца была найдена игра, похожая на нарды или шашки, украшенные слоновой костью, золотом, серебром, горным хрусталем. Скульптуры и драгоценности отличаются искусным выполнением. На фресках – тонко вырисованные персонажи. Неудивительно, что минойская культура оказала огромное влияние на восточное Средиземноморье, а после вторжения греков-ахейцев – на остров Крит и остальную Грецию.
Практическая информация для туристов
Кносский дворец расположен в 4 км от города Ираклион. Можно доехать на машине, возле дворца есть бесплатная и платная стоянки. Рядом с автобусной станцией в киоске можно приобрести билеты на автобус (2-2,5 евро). Транспорт ходит регулярно. При подъезде к городу из автобуса уже хорошо виден этот памятник архитектуры. От предстающих взору пейзажей просто захватывает дух. Развалины монументальных античных строений, будто раскиданные среди огромных сосен, потрясают воображение. Кносский дворец окружают величественные горы, отчетливо просматривающиеся на фоне синего неба.
Собираясь на экскурсию, не забудьте взять головные уборы, поскольку температура здесь всегда выше, чем у моря. Обязательно захватите большое количество воды. Позаботьтесь об удобной обуви – ходить придется много.
Можно заказать экскурсию или знакомиться с достопримечательностью самостоятельно. Везде есть таблички с описаниями Кносского дворца. Однако опытные туристы, которые уже бывали здесь, советуют брать с собой путеводитель, потому что территория Кносского дворца огромна и многим информация на табличках кажется недостаточной.
Около достопримечательности имеются сувенирные лавки и кафе, где можно что-то прикупить на память и перекусить.
Здесь всегда много туристов, ориентируйтесь на небольшую вывеску-указатель.
Входной билет обойдется в 6 евро.
Часы работы: с мая по октябрь – с 8 до 19 часов; с ноября по март – до 15 часов.
Кносский дворец на Крите
Когда-то на территории Кносского дворца жил Минотавр, сын жены царя Миноса и священного быка. Чтобы чудовище с человеческим телом и бычьей головой согласилось безвылазно жить в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников, а раз в восемь лет присылали дань – семь девушек и семь юношей. Дабы не жертвовать своими подданными, критский царь требовал присылать молодых людей с Афин: этот город находился под влиянием царя Миноса.
Тесей, отцом которого являлся афинский правитель Эгей, узнав о происходящем, решил убить чудовище, а потому уговорил отца заменить его на одну из жертв (они договорились: если Тесей победит Минотавра, он заменит черные паруса белыми). К чудовищу юноша отправился не сразу: оказавшись во дворце Мидоса, он очаровал дочь царя, Ариадну, а влюблённая девушка быстро придумала, как сделать так, чтобы её возлюбленный нашёл дорогу из лабиринта, подарив ему клубок, нить которого указала бы дорогу назад.
Победив чудовище, Тесей отправился домой, захватив с собой Ариадну, но было одно «но». Минос обещал отдать дочь в жёны богу Дионисию – а потому её брак с Тесеем в планы олимпийца не входил. Но на все требования вернуть девушку юноша не прореагировал. Тогда боги наслали на Тесея проклятье – и он забыл о том, что обещал отцу. Эгей, увидев паруса чёрного цвета, не дождавшись прибытия корабля, бросился в море.
Легенда о Минотавре
Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю. По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.
Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.
Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).
Дворец
Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.
Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.
Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.
Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.
К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.
Двор Кносского дворца
Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.
Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).
С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.
Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.
Дворец изнутри
Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.
Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.
На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.
Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.
Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).
Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы. Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).
Гибель Кносса
Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.
Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.
Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.
Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.
Кносский дворец в наши дни
Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- HAND-MADE, РУКОДЕЛИЕ (3088)
- бисероплетение (305)
- бумаготворчество (289)
- валяние (65)
- вышивка (45)
- вязание (724)
- декупаж (33)
- ёлочные игрушки (104)
- игрушки (1023)
- идеи для дома (617)
- мыловарение (71)
- рисование (23)
- Роспись (батик, акриловые краски, витраж) (44)
- свечи, подсвечники (32)
- скрапбукинг (66)
- сувениры,упаковки подарков (177)
- украшения, аксессуары (403)
- шитьё (380)
- БИСЕР (496)
- Брелки (16)
- Деревья из бисера (80)
- Объёмные фигурки (118)
- Украшения из бисера (174)
- Цветы из бисера (113)
- БЛОГ (36)
- помощь блоггерам (21)
- ВИДЕО (73)
- Pixar (5)
- Мультфильмы (12)
- ДЕТСКОЕ (24)
- сказка (8)
- ДОМ И ИНТЕРЬЕР (208)
- архитектура (22)
- Декор (137)
- Дизайн (42)
- офисы (5)
- ДОМ И СЕМЬЯ (43)
- КНИГИ И ЖУРНАЛЫ (51)
- Бисероплетение (22)
- пластика (3)
- КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (81)
- КРЕАТИВ (100)
- ЛЕПКА (471)
- Глина (3)
- Папье-маше (18)
- Пластика, полимерная глина (250)
- Соленое тесто (70)
- Фоамиран (17)
- Холодный фарфор (104)
- Эпоксидная смола, УФ смола (25)
- МИР ВОКРУГ НАС (264)
- животные (167)
- жизнь (8)
- космос (6)
- люди (36)
- природа (55)
- цветы (2)
- МОДА И СТИЛЬ (52)
- МОИ РАБОТЫ / ХВАСТИК (29)
- НАУКА (6)
- ОТДЫХ (161)
- ПОЗИТИВ (136)
- ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (7)
- ПРАЗДНИКИ (391)
- 8е марта (20)
- День Святого Валентина (119)
- День Татьяны,День студента (2)
- Новый год, Рождество (114)
- Пасха (86)
- свадьба (34)
- Хэлоуин (16)
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ (26)
- РЕЦЕПТЫ И КУЛИНАРИЯ (322)
- Десерт и торты без выпечки (75)
- желе (35)
- Мороженое (13)
- Мясное (6)
- напитки (27)
- Прочее (5)
- Птица (4)
- Рыбное (3)
- Салаты, закуски, соусы (33)
- Сладкая выпечка (106)
- сладости (51)
- СТРАНЫ (146)
- ФЛОРИСТИКА (508)
- Деревья (89)
- Цветы (306)
- ФОТОГРАФИЯ (115)
- ХУДОЖНИКИ (238)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Кносский дворец на острове Крит — восьмое чудо света
Четверг, 02 Декабря 2010 г. 16:08 + в цитатник
Кносский дворец на острове Крит был построен примерно в 1700 году до нашей эры. Величайший архитектор древности Дедал построил этот удивительный дворец для царя Миноса. Существует древняя легенда о том, что Кносский дворец — Лабиринт со множеством запутанных ходов. В этом Лабиринте царь Минос скрывал тайну своей жены – Минотавра. Но существовал ли Лабиринт на самом деле? Подтверждение этому нашел английский археолог Артур Эванс.
В 70-х годах прошлого века ученый прибыл на остров Крит. Он рассчитывал найти здесь сведения о загадочном иероглифическом письме, которое видел в Оксфордском музее на печатях, происходивших якобы из Спарты. Эванс рассчитывал пробыть на острове не более недели. Но прогуливаясь в окрестностях Ираклиона его внимание привлек холм Кефал. Этот холм был удивительно похож на занесенные песком руины древнего города. А через несколько дней до Эванса дошли сведения, что один критский купец на своем участке, который примыкал к холму, обнаружил руины необычных построек и подозрительно большие горшки. Для археолога этого было достаточно, чтобы начать раскопки.
Почти 30 лет продолжались работы на месте холма Кефал. Но из-под груды строительного мусора ученые освободили не город, как предполагалось вначале, а только одно здание, которое, правда, по площади не уступало целому городу. Это и был Кносский дворец. Вместе с дворцом Эванс открыл и великую древнюю культуру. Он решил назвать ее «минойская». С тех пор и люди, которые жили в Кноссе, называются минойцами.
После кропотливой реконструкции археологам удалось восстановить облик Кносского дворца. Вокруг вымощенного камнем просторного двора размером 50 на 50 метров причудливым образом располагались самые разнообразные сооружения. Иногда они были выстроены на разных уровнях. Отдельные этажи опирались на колонны и соединялись между собой монументальными лестницами и длинными коридорами, уходящими порой ниже уровня земли. Огромное количество изделий из драгоценных металлов, богатое убранство некоторых комнат, высокохудожественные настенные росписи-фрески – все это являлось свидетельством того, что дворец был местом пребывания правителей Кносса и всего Крита. Сотни комнат служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Сотни залов предназначались для торжественных приемов. Здесь же находились сокровищницы и просторные мастерские ремесленников.
По всей видимости, строилось это монументальное сооружение не один век. Место для его построения, откровенно говоря, было выбрано не совсем удачно. Основная часть дворца попала в зону действующего геологического разлома в земной коре и поэтому не один раз разрушалась землетрясениями. Но каждый раз на месте старого дворца строился новый еще больших размеров. В окончательном варианте он предстал перед кносскими правителями, приблизительно, в 1700 году до н. э. Кносский дворец к тому времени занимал площадь около 16 тысяч квадратных метров.
Архитектура дворца хаотична и бессистемна. Часть комнат вырублена прямо в склоне горы. Отдельно стоящие помещения построены из грязевого кирпича и прикреплены к основному зданию деревянными каркасами. Зодчие Крита, в отличие от древних греков, не владели искусством симметрии. Именно поэтому многие архитектурные детали они вставляли туда, куда считали нужным, даже вопреки законам гармонии. Но зато по технологии возведения зданий им не было равных. Для страховки зданий от землетрясений минойские строители первыми стали возводить эластичные стены, чередуя камень с деревянными вкладышами.
Основная достопримечательность Кносского дворца – кроваво-красные колонны, которые в искусствоведении получили название “иррациональные”. Они не расширялись книзу, как в постройках других древних народов, а наоборот – сужались. Каждая такая колонна сверху завершалась капителью в форме круглого валика. На нем располагалась квадратная плита, которая поддерживала деревянный потолок. Колонны Кносса не уподоблялись растительным прототипам, как, например, в архитектуре древнего Египта и Персии, где они имели форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. Критские мастера не стали подражать природе и обнажили сущность колонны всего лишь как опоры.
Другая интересная особенность Кносского дворца – огромные лестницы. Построены они были из больших каменных блоков и выглядят весьма современно. Центральная лестница, которая ведет к частным жилым помещениям, имеет дренажный канал. Он собирает сточные воды из каменных желобов, которые проложены по всему дворцу. Кроме этого, под полами комнат археологи обнаружили разветвленную канализационную сеть, состоящую из глиняных труб малого и большого диаметров. По одним трубам во дворец поступала питьевая вода, которая хранилась в специальных цистернах, из других наполнялись ванные и бассейны, третьи использовались для отвода отходов из уборных.
Еще одна интересная особенность Кносского дворца – отсутствие окон. Их с успехом заменяли так называемые световые колодцы – значительные по площади проемы в потолке. Иногда они во всех перекрытиях располагались один под другим. Свет через проемы проходил вплоть до первого этажа. При этом создавалась различная степень освещенности комнат. Также световые колодцы служили своего рода «кондиционером», так как обеспечивали естественную вентиляцию помещений. Обогрев здания в зимнее время осуществлялся при помощи специальных переносных печей.
Западная часть Кносского дворца являлась административным и церемониальным центром. Историки предполагают, что расположенные здесь три каменные шахты использовались в религиозных церемониях, когда вместе с подношениями (это в основном были вино, мед, масло и молоко) кости и кровь жертвенных животных возвращались земле, из которой они появились.
Наибольшей роскошью в западном крыле отличался Тронный зал. Правда, разместиться в нем могло не более 16 человек. Гипсовый трон с высокой спинкой и по сей день стоит в этом зале. Это самый древний трон в Европе.
Отдельно располагались помещения для царской семьи. Правительственные покои состояли из светлых комнат, которые украшали настенные росписи. Фрески писались по сырой штукатурке красками. Мастера древности обычно изображали растения или ритуальные действия. Но чаще всего встречается узор в виде бегущей волны или зигзагов. Таким узором в основном покрывались иррациональные колонны. Вообще, перемещение и движение является отличительной чертой критского искусства: нет застывших поз; лица людей разнообразны, что наталкивает на мысль о портретной живописи; весьма обширна цветовая гамма – оранжевая, голубая, бирюзовая, но в основном густо красная в сочетании с черной отделкой.
Среди настенных росписей Кносского дворца очень часто встречаются изображения элегантных дам в изысканных туалетах, с накрашенными губами и замысловатыми прическами. У них очень тонкие талии, гранатовые или голубые платья с пышными кринолинами, открытые корсажи, холеные обнаженные руки, затейливые прически, перевитые жемчугом, тонкие с горбинкой носы и маленькие ротики с застывшей кокетливой полуулыбкой. Исследователи называли их «придворными дамами», «парижанками», «дамами в голубом». Эти названия им, конечно, подходят, но, скорее всего эти дамы были жрицами.
Рубрики: | ДОМ И ИНТЕРЬЕР/архитектура СТРАНЫ |
Метки: отдых страны история раскопки дворец археологи остров крит
Процитировано 22 раз
Понравилось: 12 пользователям
Кносский дворец
На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.
Кносский дворец в мифологии
В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.
Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.
Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.
История Кносского дворца
В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.
Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.
Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.
Описание и архитектурные особенности
В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.
Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.
Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.
Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.
Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.
В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.
Как добраться?
Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.
Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:
- 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
- 9:00-15:00 (ноябрь-март).
В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.
Как подготовиться к экскурсии
Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.
Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.
Читайте далее: