Клио эрато урания 4 буквы | Vasque-Russia.ru

Клио эрато урания 4 буквы

Муза Эрато — муза любовной поэзии. Эрато – муза любовной и свадебной поэзии

Древнегреческие музы — покровительницы искусства и науки. Они вдохновляли на создание шедевров, помогали сосредоточиться на главном и ценном, видеть прекрасное даже в самых привычных и простых вещах. Одна из девяти сестер, муза Эрато, была связана с любовной лирикой и свадебными песнями. Она вдохновляла на проявление и восхваление лучшего из чувств, учила бескорыстно отдаваться любви.

Версии происхождения

В греческой мифологии существует несколько вариантов легенды о происхождении муз, а также разные сведения об их количестве. Одна из версий гласит, что девы были дочерьми Урана и Геи. Их называют сегодня архаическими музами. Согласно Павсанию, культ этих существ основали великаны Алоады, которых звали От и Эфиальт. Муз было всего три: Мелета (что означает «опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»).

В античных источниках есть указания, что девять богинь появились после прибытия из Македонии Пиэра. Он установил привычное для нас сегодня число муз и дал им имена. Встречается в древних текстах и мнение, что существовали старшие и младшие покровительницы искусств. Первые были дочерьми Геи и Урана, вторые — Зевса. Олимпийские музы (те, о которых чаще всего упоминают поэты и писатели), можно сказать, являются наследницами архаических. По версии, наиболее привычной сегодня, отцом всех девяти был Зевс.

Дочери громовержца

Матерью муз в этой традиции считается Мнемосина (или Мнемозина) – титанида, дочь Урана и Геи. Богиня в мифологии древних греков представляла собой олицетворение памяти. Зевс в образе пастуха девять ночей приходил к Мнемосине, и вскоре она родила прекрасных муз. Дочери переняли у матери способность помнить прошлое, знать настоящее и видеть будущее.

Девять сестер: муза Эрато, Клио, Терпсихора, Каллиопа, Эвтерпа, Полигимния (Полимния), Урания, Мельпомена и Талия — покровительствовали каждая определенному виду искусств. Они дарили вдохновение тем, к кому благоволили, и жестоко наказывали всех, кто оскорблял или разочаровывал их. Любимцами муз были поэты, музыканты и танцоры, а также историки и астрономы. Живопись и скульптуру древние греки считали менее ценными и относили их к числу ремесел.

Музы и их символы

Узнать каждую из девяти сестер легко по тем предметам, которые они держат в руках. Клио, отвечающая за историю, чаще всего изображается со свитком пергамента. Иногда она держит солнечные часы: история и время — две неразрывно связанных категории.

Муза эпической поэзии Каллиопа обычно предстает в виде мечтательной девушки со стилосом (палочка, которой выдавливали знаки на восковых табличках) и дощечкой для записей. Ее сестра Терпсихора, покровительствующая танцорам, не расстается со своими музыкальными инструментами. Как правило, это лира или арфа. Ее голову украшает лавровый венок.

Мельпомена и Талия — музы, особо почитаемые в театре. Под их покровительством находятся трагедия и комедия. Мельпомену можно узнать по печальной маске, которую муза держит в одной руке. Вторая нередко занята кинжалом или мечом — напоминанием о каре, что ждет непокорных божественной воле людей. Талия также держит маску, но веселую. Кроме того, муза комедии часто изображается с жезлом или тимпаном в руках.

Атрибут Эвтерпы, отвечающей за лирическую поэзию, — флейта. Муза торжественных гимнов Полигимния живописцами и скульпторами изображается замершей в раздумьях и облокотившейся на скалу. Нередко ее руки держат свиток.

Урания — муза астрономии. Ее, пожалуй, узнать проще всего. Атрибуты музы — циркуль и глобус. И наконец, Эрато — муза любовной и свадебной поэзии. Она всегда держит лиру (или кифару), способную издавать самые нежные и прекрасные звуки.

Муза Эрато: биография

Эрато, как и ее восемь сестер, считается дочерью Зевса и Мнемосины. С другими музами она любила водить хороводы вблизи гор и источников чистой воды. Местом обитания муз часто называют Парнас с Кастальским ключом у подножия или Геликон в том месте, где бьет источник Иппокрены.

У Эрато был возлюбленный Мал (из Эвпидавра), от которого она родила дочь Клеофему.

Жизнь как искусство

Вчитываясь в мифы, наблюдательный человек не упустит из виду, что музы не просто дарили вдохновение своим любимцам. Они объясняли, как наилучшим образом обращаться с тем или иным аспектом реальности, показывали, что в жизни достойно пристального внимания. Так, Урания призывала уйти от суеты и обратить взор к вечному и изначальному: божественным законам, движению небесных тел. Полигимния учила, что слово — не просто буквы в определенном порядке, но могучая сила, и ею можно управлять.

Прекрасная, как сама любовь

Эрато — муза любовной лирики. Конечно, она благоволила поэтам и романтикам, но это еще не все. Именно Эрато учила пылко и страстно говорить о любви, вдохновляла мужчин и женщин на откровенные признания. Само ее имя говорит о связи музы и древнегреческого бога Эрота, сына Афродиты. Эрато учила радоваться, дарила любовь не только к мужчинам или женщинам, но к миру во всех многообразных проявлениях. Как и сестры, она осуждала тщеславие и корысть, а покровительствовала лишь тем, кто способен на истинные и глубокие чувства.

Гамелион

Эрато — муза любовной поэзии и вдохновенных песен. Она незримо присутствует, согласно древнегреческим представлениям, везде, где поют и рассказывают о прекрасном чувстве. Неудивительно поэтому, что именно ей приписывают создание особого рода песен, гамелиона. Исполняли их только во время свадебного обряда. Пышное торжество в Греции никогда не обходилось без музыки и пения. Муза Эрато, незримо присутствующая во время первых встреч и пылких признаний, сопровождает и жениха с невестой, украшая свадьбу пением и игрой на кифаре. Правда, только в том случае, если торжество — итог взаимного притяжения и любви, а не расчета.

Чистота и вдохновение

Как уже было сказано, муза Эрато не любила тех, кто в чувствах, поэзии и браке искал лишь выгоду. Древние греки связывали ее с чистотой, в том числе помыслов и духа. Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах. Ее голову украшали розами. Греки верили, что муза Эрато способна подарить умение видеть во всем красоту, преобразовывать пространство вокруг себя, одухотворять его и наполнять радостью. Такое состояние знакомо всем влюбленным: каждый предмет и человек становится как бы светящимся изнутри, из сердца льется теплый неудержимый поток и хочется творить. Таким состоянием наполняет Эрато, муза любовных песен. Она помогает исцелить раны души и сердца, преобразует до неузнаваемости окружающий мир, наполняя его праздником и яркими красками. Эрато дарует способность говорить от сердца с чувством и проникновенно, а не копаться лихорадочно в голове в поисках очередного слова. Можно сказать, что муза свадебных песен учит любви как способу бытия, поэзии – как методу выражения мыслей, вдохновению – как неиссякаемому источнику идей.

Все древнегреческие мифы рассказывают о взаимопроникновении божественного и земного миров. Музы являются своего рода связующими звеньями в этом процессе. Они наделяют простых людей частичками божественной силы, помогают им творить наравне с бессмертными олимпийцами. Если вспомнить, за что отвечает муза Эрато, и попытаться прочувствовать это состояние «влюбленного вдохновения», то его близость к божественному, то есть стоящему выше обыденности, безмерному по глубине и преобразующей силе, становится более чем очевидной.

Сегодня все девять спутниц Аполлона – дочери Зевса и Мнемосины, хорошо знакомы нам по огромному числу картин и скульптур, их изображающих. Музам и в наши дни поэты, художники и другие мастера не стесняются посвящать свои произведения. Безусловно, их привлекает красочность образа, а возможно, они надеятся, что и в современном мире полезно заручиться поддержкой столь древних и прекрасных богинь.

Муза Урания — муза астрономии

В современном мире не принято говорить об искусстве науки так, как мы рассуждаем о хореографии, поэзии, театре или вокале. Дело в том, что древние греки, в отличие от нас, воспринимали Космос как самое совершенное произведение искусства и муза Урания воспринималась ими как вдохновительница его познания. Впервые ее имя в западной литературе встречается в работе Гесиода. Прежде чем узнать больше о самой Урании, познакомимся с ее божественными родственниками.

Кто такие музы?

Согласно представлениям эллинов, музы — это девять дочерей верховного бога Зевса и Мнемосины, богини памяти. Каждая сфера деятельности, считавшаяся важной, по мнению древних греков, должна была иметь свою покровительницу — музу, и благодаря ей развиваться и процветать. Кроме того, все музы, в том числе и муза Урания, сопровождали и вдохновляли Мусагета-Аполлона, бога искусств и гармонии, олицетворяли собой все самое мудрое, светлое и прекрасное, включая мораль, науку и все виды искусства.

Сферы покровительства

Самое первое упоминание о музах встречается в произведениях Гомера, в других источниках также содержатся сведения о девяти дочерях Зевса и курируемых ими областях науки и искусства:

  1. Каллиопа («чудный голос») — муза жертвенности и патриотизма, эпической поэзии. Именно ее эллины считали верховной музой и изображали с лавровым венком или короной на голове.
  2. Клио («славу дарующая») — муза истории, которая, по мнению древних греков, записывала в свои свитки любые, даже самые незначительные события, чтобы память о них не стерлась.
  3. Мельпомена («песня, пение») — муза трагедии, облачена в театральную мантию, в руке держит драматическую маску.
  4. Талия («добродушие») — муза комедии, с простым венком из плюща на голове и с комедийной маской в руках.
  5. Полигимния («много песен») — муза священных гимнов и покровительница ораторов.
  6. Терпсихора («веселый танец») — муза танцев, в том числе и свадебных. Одета в простую тунику, на голове — венок из плюща, в руках держит лиру.
  7. Эвтерпа («радость»)- муза лирики и поэзии, голова которой украшена венком из живых цветов. Ее инструмент — двойная флейта.

Эрато («милая»)- муза любовной и свадебной поэзии. Ее изображали в венке из роз и всегда с каким-либо задорным и веселым музыкальным инструментом в руках, например, тамбурином или лирой.

  • Урания — муза науки и астрономии. Самая младшая из всех дочерей Зевса и мудрая наравне с Афиной Палладой. В руках Урании всегда циркуль и небесная сфера, одета в звездный плащ, на голове — корона из созвездий.
  • Самая серьезная муза

    Как уже говорилось, муза Урания (фото ее скульптуры вы видите) — самая младшая среди девятерых сестер, но она же и самая знающая и умная из них. Она красива, как и все остальные музы, ведь греки исповедовали принцип калокагатии, заключавшийся в том, что внешне прекрасное так же прекрасно и внутри. Поэтому у покровительниц искусств и наук просто не могло быть неприглядного внешнего облика.

    Несмотря на то, что Урания вместе с сестрами сопровождает, вдохновляя, Мусагета, с удовольствием танцует и веселится на праздниках в честь Диониса, она олицетворяет силу познания и созерцания. Муза Урания зовет всех отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в изучение и созерцание величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы. Как уже говорилось, все музы владеют определенными атрибутами, у Урании это небесная сфера и циркуль.

    За что она отвечает?

    Наши современные представления о такой точной науке как астрономия не допускают каких-либо точек пересечения с поэзией или другим искусством. Однако во времена формирования греческой мифологии и возникновения культа муз астрономия была больше искусством, нежели точной наукой. Урания — муза астрономии, начинавшей вместе с математикой и астрологией свое развитие в древней Греции.

    Со временем эллины сумели достичь значительных высот в изучении небесного свода, звезд и Космоса. Именно в древней Греции в III веке до н. э. Аристарх Самосский первым сформулировал гипотезу о гелиоцентризме, а вычисления Эратосфена Киренского, произведенные примерно в то же время, легли в основу календаря, которым мы пользуемся сегодня. Гиппарх из Никеи во II веке до н. э. сумел составить первый каталог «неподвижных звезд» по их яркости и выполнил таблицы движения Луны и Солнца. Но сестра Урании, Клио, особа довольно ироничная: сегодня широко известна ошибочная геоцентрическая теория, выдвинутая во II веке н. э. Клавдием Птолемеем, и послужившая основой церковного христианского учения о строении Вселенной, а не более ранние открытия греческих ученых.

    Как уже говорилось, астрономия — наука музы Урании, одна из самых древних дисциплин. Ее изучали вавилонские предсказатели и маги, греческие философы и сказители, монахи и знатные особы эпохи Возрождения, астрологи, мистики и великие мыслители более близких к нам времен. Содержание и концепции астрономии всегда служили основой мировоззрения того или иного времени и находились в эпицентре противостояния идей.

    Афродита Урания

    Действительно, в греческой мифологии использовался эпитет «Урания» п

    рименительно к дочери бога неба — Афродите, олицетворявшей физическую силу природы. Афродита Урания — Небесная почиталась эллинами не только как покровительница чистой любви и семьи, но и как богиня плодородия и растительных сил, в ведении которой находились поля, сады, рощи и виноградники.

    Образ Урании в искусстве

    Со времен расцвета Древней Греции прошло уже не одно столетие, но муза Урания всегда вдохновляла не только астрономов и ученых, с ней связанных. Образ Урании можно встретить на полотнах Симона Вуэ «Музы Урания и Каллиопа», Луи Токке «Муза Астрономии», Ангелики Кауфман и Луи де Булонь, Иоганна Генриха и Евстафии Ле-сур, гравюрах Яна Гевелия и Хендрика Гольциуса. Конечно, муза на этих картинах изображена в одеяниях по моде времени, когда творил художник, но вот небесная сфера и циркуль в руках, либо стило и карта звездного неба присутствует обязательно.

    Писатели и поэты также не обошли ее вниманием: Урания — муза астрономии, вдохновившая Ломоносова и Тютчева на «одические рассуждения». Наш знаменитый современник Иосиф Бродский выпустил в 1987 году книгу стихов «К Урании». В Санкт-Петербурге планируется установка памятника поэту в виде трех стел с выгравированными на них стихами «К Урании».

    Московский планетарий даже создал музей Урании, где экспонируется созданный Яном Гевелием звездный глобус, на котором нарисованы известные в XVII веке созвездия. Кроме того, в музее представлено множество интересных предметов, связанных с изучением космического пространства и звезд.

    Девять муз Древней Греции

    Издавна сложилось, что появление муз предвещает вдохновение, воодушевление, наступление чего-то долгожданного и желаемого. Значение музы в творчестве поэтов невозможно переоценить. Она всегда была источником творческого порыва, окрыления и озарения. Недаром, ее образ обрел черты юной красавицы, воздушной, прелестной, полной некой таинственности и грации.

    К слову, о происхождении муз мало что известно. По этому поводу существует множество взглядов. Древнегреческая теория заслуживает внимания.

    Жизнь древних греков тесно связана с музами: поэты и сказители неизменно взывали к ним о покровительстве; направляя друзей в дальний путь, нередко греки произносили: «Да пребудут с тобой музы!»; и сведения о существовании храма Муз в Акрополе – Мусейона, сохранились до наших дней. Впервые, мы узнаем о существовании муз из трудов Геродота. Само понятие «муза» переводится с греческого как «мыслящая». Музы, согласно древним грекам, это дочери Зевса и Мнемозины, богини памяти.

    Древняя Греция была просвещенной страной, которая обогатила историю всего мира. Поэзия у греков ценилась также высоко, как и естественные науки. А дочери Зевса являются символом совершенной гармонии. Музы разделили между собою искусства и науки, считавшиеся главными у греков. Образ каждой дополнили характерным атрибутом. Всего муз девять: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Талия, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Полигимния, Урания.

    Каллиопа, муза самоотверженности, патриотизма, эпической поэзии.

    Ее изображают с дощечкой и «палочкой» для писания — стилосом. На голове у нее лавровый венок – признак того, что ее считали королевой всех муз. Перебивать ее жаркие речи о чести, достоинстве, бесстрашии и добром имени настоящего воина даже для Аполлона считалось дерзостью. Она воодушевляла на жертвенность и героические поступки, помогала побеждать чувство страха, вдохновляла на подвиги. Образ Каллиопы изображали на миниатюрах и дарили перед дальними походами. Чтобы сердце странника было полно ясными думами и желанием возвратиться. Поэтому Музу олицетворяли с проявлением любви к родной земле.

    Клио, муза истории

    Свиток пергамента – ее атрибут. Эта муза вселяет любовь к былому. Важность истории Греции для ее жителей неоценима. И такая муза, как Клио, вносила сведения даже о малозначащих фактах в свои свитки. Из мифологии мы знаем о разладе между Афродитой и музой. Муза придерживалась строгих укладов и никогда не была влюблена. А Афродита пылала страстью к Дионису, хотя и была женой бога Гефеста. Непреклонная муза осудила богиню. Тогда по приказу Афродиты ее сын Эрот выпустил две стрелы: одну в Клио, порождающую чувства, а другую в Пиерона, убивающую любовь. Испытав муки от неразделенной любви, Клио больше никого не осуждала за чувства.

    Клио не даёт забыть человеку о его достижениях, помогает найти свое призвание и определить место в жизни.

    Мельпомена, муза трагедий

    Ее символ – скорбная маска в правой руке. А в левой руке изображают либо меч как символ воздания за непокорность, либо свиток пергамента. Эта муза – покровительница смертоносных сирен. Двух ее дочерей погубила гордыня, и в наказания их превратили в сирен. Мельпомена вечно скорбит об утрате дочерей.

    Талия, муза комедии

    Комедийная маска в руках и венок из простого плюща – вот атрибуты этой музы. Муза никогда не добивалась внимания к себе, слыла жизнерадостной, неунывающей, отрадной натурой. Комедийная маска в ее руках можно интерпретировать как символ смеха. Но есть и иная версия: маска означает, что жизнь людей всего лишь представление для богов.

    Эвтерпа, муза поэзии и лирики

    Ее отличительной чертой считалось изысканное восприятие поэзии, изящество и элегантная красота. Ее атрибут — флейта и венок из живых цветов, которые подчеркивают ее женственность и чувственность. Считалась самой обворожительной, неотразимой, очаровательной из муз.

    Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

    Ее символ — музыкальный инструмент, чаще всего изображали лиру или тамбурин. Голову музы украшали розы — символ вечности любви. Эрато восславляла борьбу за настоящую любовь. В ее песнях звучит: «И даже темное царство Аида не способно разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью». Муза основала до этого неизвестное музыкальное направление в Греции — свадебное.

    Терпсихора, муза танца

    Муза изображается с лирой в руках, на голове венок из плюща. Танец Терпсихоры — это абсолютная безупречность движений души и тела.

    Полигимния, муза гимнов

    Полигимния олицетворяет скромность и терпение, призыв святому и неприкосновенному, ее атрибут — лира. Полигимния была покровительницей ораторов, именно она могла преобразить речь, сделать ее пламенной и жаркой, заставляющей последовать за выступающим. Верили, что произнеся ее имя перед немаловажным докладом, Полигимния снизойдет к просящему и дарует мастерство ораторского искусства.

    Урания, муза астрономии

    Последняя и мудрейшая из всех дочерей Зевса, не включая в рассмотрение Афину. Считается, что она была названа в честь Урана, бога небес, который царствовал еще задолго до Зевса. Символы музы — глобус и циркуль. Циркулем Урания высчитывает расстояния между звездами. По мнению греков, Урания покровительствует всем наукам, даже тем, которые далеки от небесной. Эта муза почитаема и сегодня, даже в России создан при московском планетарии музей Урании.

    Музы воплощали в себе все науки и искусства, символизировали скрытые в человеке таланты. Они давали надежду прикоснуться к Божественному. Таким образом, музы выполняли роль, так называемого, посредника между божественным и человеком. С давних времен и древние греки, а потом и древние римляне, жители средневековья и в особенности эпохи Возрождения взывали к великим музам. Муза посещает не только избранных. Она дарует нам надежду, что наши желания осуществимы.

    alindomik

    Калейдоскоп

    Мечтать не вредно

    МУЗЫ

    Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полимния славит героев.

    ПАРНАС
    Андреа Мантенья

    Олимпийские музы – дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов – Гею, Крона, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее, считалось, что они обладают даром предсказания. Они покровительницы певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей,относятся к ним в целом доброжелательно и ласково, наделяют их убедительным словом, дают людям искусства власть над человеческой душой; воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира, но они бывают жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать.

    2.КЛИО, Клия (K l e i w) – муза истории, та, “которая прославляет”.

    3.МЕЛЬПОМЕНА (M e l p o m e n h) – муза трагедии (греч. “поющая”). Сначала считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства.

    4.ПОЛИГИМНИЯ, Полимния (P o l u m n i a) – сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала “запомнить схваченное”. Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу.

    5.ТАЛИЯ, Фалия (Q a l e i a) – покровительница комедии и легкой поэзии.

    6.ТЕРПСИХОРА (T e r y i c o r a) – муза хорового пения и танца.

    7.УРАНИЯ Урания (O u r a n i a) – муза астрономии. В в других вариантах считалась воплощением возвышенной, небесной любви.

    8.ЭРАТО – покровительница не просто лирической, а эротической (любовной) поэзии.

    9.ЭВТЕРПА, Евтерпа (E u t e r p h) – муза-покровительница лирической поэзии.

    Парнас
    Рафаэль Санти, 1509-10 г.
    Рим, музеи Ватикана

    Музы, мусы (M o u s a i, “мыслящие”), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания муз)- дочери Зевса и Мнемосины.
    Музы – в Греции и Риме – богини поэзии, искусств и наук, девять сестер, рожденных в Пиэрии и носящих имя “олимпийские”. Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния и Урания; все они (за исключением Урании, “небесной”, и Клио, “дарующей славу”, – как видно греки и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись относили к ремеслам, не имевшим своих муз-покровительниц) указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Этим олимпийские музы восходят к архаическим музам – хтоническим существам.

    Вдохновение поэта (Аполлон и муза)
    Никола Пуссен, ок. 1630 гг.
    Париж, Лувр

    По сообщению Павсания, первыми, кто почтил муз и принес им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады – От и Эфиальт. Они ввели культ муз и дали им имена, считая, что музы только три: Мелета (“опытность”), Мнема (“память”) и Аойда (“песня”). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число муз (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что старшие музы – дочери Урана и Геи, а младшие – дочери Зевса.
    Поэзия
    Рафаэль Санти, 1509-10 г.
    Рим, музеи Ватикана

    О хтоническом прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы, по другой версии, – от Талии и Аполлона родились корибанты. Детьми зооморфического Зевcа-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены – миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их. Архаические музы назывались “бурные”, “неистовые” (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий, то есть музы каким-то образом сближаются с эриниями.
    Философия
    Рафаэль Санти, 1509-10 г.
    Рим, музеи Ватикана

    Музы именовались кормительницами Диониса и спутницами его странствий, подобно менадам. Музы и менады иногда ставятся в один ряд (например, царь Ликург был наказан Дионисом за преследование муз и менад). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему – умение очаровывать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (или Аполлона). Певец Лин – сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона, Бурных и экстатических муз возглавлял Дионис Мусагет – “водитель муз”. Диониса Мельпомена почитали в Ахарнах, он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы.
    Музыка, Астрономия и Обман
    Паоло Веронезе, 1556-57 гг.
    Венеция, Национальная библиотека Марциана

    Музы жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида.

    Олимпийские музы классической мифологии – дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов – Гею, Крона, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее, считалось, что они обладают даром предсказания. Они покровительницы певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, относятся к ним в целом доброжелательно и ласково, наделяют их убедительным словом, дают людям искусства власть над человеческой душой; воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.
    Музы: Мельпомена, Эрато и Полигимния
    Эсташ Лесуэр

    Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времен.
    Три музы: Клио, Эвтерпа и Талия
    Эсташ Лесюэр

    Клио прошлых времен дела вещает потомству,
    Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
    Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
    Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

    Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
    С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
    Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
    Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
    Жестами все выражая, Полимния славит героев.
    Авсоний
    Аллегории Рисования и Скульптуры
    Джованни Гверчино, 1637 г.
    Рим, Национальная галерея Античного искусства

    Функции муз постепенно разграничивались по мере дифференцирования искусств, их стали изображать в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой, и в эллинистическую эпоху музы превратились в символические образы:

    Каллиопа (K a l l i o p h, “прекрасноголосая”)- муза эпической поэзии и науки, она “выдается меж всеми другими” музами (хотя у Гесиода функции каждой музы еще достаточно не определены). Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и отилем – заостренной грифельной палочкой для начертания букв – в руках. “Песни времен героических в книге хранит Каллиопа”, – писал древнеримский поэт Авсоний.
    Сыновьями Каллиопы и Эагра (или Аполлона) были знаменитые певцы Лин и Орфей. По некоторым источникам, ее сыном также считают фракийского героя Реса, убитого под Троей Диомедом.

    Русский язык. Литература

    Рубрики

    • 10 класс (208)
    • 11 класс (324)
    • 5 класс (463)
      • Литература (190)
      • Русский язык (160)
    • 6 класс (275)
    • 7 класс (326)
    • 8 класс (418)
    • 9 класс (277)
    • Temet nosce (Познай самого себя!) (7)
    • ГИА (32)
    • Говорим грамотно (4)
    • ЕГЭ (117)
    • Индивидуальные траектории (2)
    • Концепция сайта (2)
    • Критерии оценок (2)
    • Метод.сундук (9)
    • Москва (5)
    • МХК (282)
    • Научные исследования (4)
    • Олимпиады (12)
    • Проект Geroiskazok.ru (1)
    • Проект https://bookbetter.ru (1)
    • Проект Тихона Войтенко (2)
    • Проект Фёдора Сопова (1)
    • Проекты. Рефераты. Дипломы (43)
    • Прочее (107)
      • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
    • Разговор наедине 🙂 (родителям) (38)
    • РКИ (9)
    • Спецкурс (68)
    • Список для чтения (11)
    • Творческие работы (1)
    • Участники, победители, призёры (1)
    • Учебные программы (1)
    • Цитата дня (25)
      • Слова, которые меняют (7)
    • Читаю.. (53)
  • Страницы

    Декабрь 2019

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Ноя
    1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31

    TOP-5 за сегодня

    • Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (2)
    • Неполные предложения Д.з.:к субботе и.т. 7-10 предложений,… (2)
    • Тест по обобщающим словам — по Расставьте недостающие знаки препинания. 1)… (2)
    • М.Ю.Лермонтов «Бородино» А здесь можно посмотреть диафильм: (1)
    • Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (1)
    • Управление, примыкание,… Тема по предмету РКИ Согласование… (341 788)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова – это изменение… (109 083)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 776)
    • Урок 46. Характеристика… Итак, ещё раз о характеристике… (93 321)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 225)

    Peклaмa

    Поиск

    Влияние античности на европейскую живопись

    Размещено 19.10.15 в рубрике 8 класс, МХК

    Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

    В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:
    Каллиопа – муза эпической поэзии;
    Клио – муза истории;
    Мельпомена – муза трагедии;
    Талия – муза комедии;
    Полигимния – муза священных гимнов;
    Терпсихора – муза танца;
    Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
    Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
    Урания – муза науки.

    Клио, «дарующая славу» муза истории, чей постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.
    Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».
    Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

    Мельпомена, муза трагедий.
    Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню.
    Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
    Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.
    Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.
    Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
    В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

    Талия, муза комедии, сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.
    Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.
    Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

    Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке.
    Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.
    Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.
    Постоянный атрибут Полигимнии – лира.
    Эвтерпа — муза поэзии и лирики.
    Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.
    Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.
    Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.
    Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.
    Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

    Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца.
    Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.
    Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

    Эрато, муза любовной и свадебной поэзии.
    Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца. Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
    Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

    Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» — муза эпической поэзии.
    Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».
    Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

    Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.
    Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.
    Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
    Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.
    Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector