Катакомбы святого себастьяна | Vasque-Russia.ru

Катакомбы святого себастьяна

Базилика Святого Себастьяна за городскими стенами и катакомбы Святого Себастьяна

Общее описание

Базилика Святого Себастьяна (Basilica di San Sebastiano fuori le mura) – еще одна из семи церквей Рима, которые должен обойти каждый паломник. Она находится за городскими стенами над христианскими катакомбами Святого Себастьяна, недалеко от пересечения переулка Семи Церквей (Sette Chiese) и Древней Аппиевой дороги (Appia Antica).

Базилика построена на месте, где согласно преданиям, во второй половине III века, в годы преследований, первые христиане сохраняли останки Апостолов Петра и Павла. В начале IV века мощи Святых были перенесены в базилики, посвященные этим Апостолам.

Базилика Святого Себастьяна своей историей тесно связана с раннехристианскими катакомбами, которые впоследствии стали носить имя мученика Святого Себастьяна.

О жизни Святого Себастьяна известно, что он родился и получил образование в Милане. Мужественный и честный молодой человек получил расположение императора Диоклетиана и был назначен начальником императорской стражи. Он тайно исповедовал христианство. Согласно жизнеописанию Святого, вера его обнаружилась, когда двое его друзей были осуждены на смерть за христианскую веру, родственники умоляли их отречься и остаться в живых. Когда осужденные стали колебаться, пришел Себастьян, чтобы поддержать их. Его речь вдохновила и укрепила их в вере. В этот момент всем присутствующим было видение Ангелов.

После этого Себастьян был арестован и казнен за городскими стенами. Во время казни стрелы пронзили тело Себастьяна, но не затронули ни одного жизненно важного органа. Ночью после казни женщина по имени Ирина пришла, чтоб похоронить его и обнаружила, что он жив. Она вылечила его, после чего многие стали уговаривать Себастьяна бежать из Рима. Себастьян остался и стал христианским проповедником. Во второй раз, по приказу императора Диоклетиана, он был схвачен и забит камнями. Тело его было сброшено в Большую Клоаку. Вскоре он явился во сне христианке Лучии и велел похоронить его тело в катакомбах.

Слева: Базилика Святого Себастьяна. История, убранство. Качественный видеоматериал от World site guides.com .

Особенности базилики

“Basilica Apostolorum” – так называлась первая базилика, которая была сооружена в начале IV века, но была частично разрушена и разграблена варварами. По приказу кардинала Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) базилика, состоящая из трех нефов, была перестроена в XVII веке. Работы были доверены архитектору Фламинио Понцио в 1608 году и закончены архитектором Джованни Васанцио в 1613. Фасад базилики состоит из портика, где три арки соединяются с гранитными колоннами, которые сохранились от древней базилики.

Интерьер базилики прост и скромен. На потолке из дерева, по рисунку Васанцио, видна фигура Святого Себастьяна и гербы кардинала Шипионе Боргезе и папы Григория XVII. В первой справа капелле – Реликвий (1625 год), хранятся отпечатки ступней Христа, относящихся к эпизоду “Domine quo vadis?”, описанному в Библии и произошедшему в этих местах. Здесь же хранятся одна из стрел, поразивших Святого Себастьяна, и колонна, к которой он был привязан во время казни.

Капелла Альбани (1712) посвящена папе Святому Фабиану. На входе в капеллу находится уникальная кованая ограда из бронзы и железа (1714), над алтарем – картина “Святой Фабиан и ангелы”.

В главном алтаре находится эдикола работы Фламинио Понцио (1610 г.). Четыре колонны поддерживают свод, под ним распятие и фрески художника Таккони (1610 г.), по сторонам бюсты святых Апостолов Петра и Павла работы скульптора Николаса Кордиера.

Третья капелла слева посвящена Святому Франциску, работы в ней проводились под руководством Джироламо Муциано. Примечательна она тем, что содержит шедевр работы Антонио Джиорджетти (1672 г.), выполненная по эскизу Джан Лоренцо Бернини. Это погребальный монумент, который находится под алтарем капеллы. Интересны также многие элементы капеллы, которые были перенесены из древних катакомб.

Катакомбы Святого Себастьяна

Катакомбы Святого Себастьяна достойны посещения. Они являются подземным христианским захоронением. Поскольку в христианстве исповедуется воскресение, первые христиане старались сохранить целиком тела усопших (в отличии от обычаев того времени, когда тела усопших сжигались). В пластах подземной породы туфа, который был мягок и легок в обработке (после соприкосновения с воздухом он затвердевал), первые христиане прокладывали коридоры с углублениями для тел, называемые кубикулы, и замуровывали в них усопших. Рядом с телами усопших святых или мучеников первые христиане старались поместить своих близких. О масштабах этих захоронений говорят цифры: в Риме насчитывается более 500 км различных катакомб.

Катакомбы Святого Себастьяна стали так называться в XI веке, поскольку были расположены под базиликой Святого Себастьяна, в них ранее хранились мощи святого. Они хранились в крипте, которая в данный момент отреставрирована. Здесь на части античной колонны находится бюст Святого Себастьяна работы скульптора Бернини.

В катакомбах хорошо сохранились фрески разных периодов, они являются ярким картинами раннего христианского творчества и свидетельством представлений первых христиан. Богатством росписей славятся три мавзолея II века, находящиеся на маленькой площадке.

Образ Святого Себастьяна был многократно использован в живописи. Ему посвятили свои полотна такие известные художники, как Антонелло да Мессина, Марко Пальмеццано, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Тициан, Гвидо Рени, Сальвадор Дали и др.

Посещение катакомб предусмотрено только с экскурсией из-за их протяженности и сложности ориентировки. Время работы с 8.30 -12.00, 14.30-17.00 зимой и 8.30-12.00,14.30-17.30 летом. Выходной день – воскресенье.

Катакомбы Рима – завораживающий подземный мир Вечного города

Катакомбы Рима – древние подземные лабиринты-некрополи, в которых язычники и первые христиане хоронили своих умерших. Города мертвых многое могут поведать живым, потому что они практически не испытывали влияний извне на протяжении столетий, тогда как город живых (Рим) неоднократно перестраивался и изменял свой облик.

В окрестностях Рима находится более 60 катакомб, но в этой статье речь пойдет о самых длинных и значительных – тех, которые находятся на построенной еще в дохристианскую эпоху Аппиевой дороге. Катакомбы познакомят вас с ранним утром христианства (II-V века нашей эры) и перенесут во времена первых пап, начиная с апостола Петра, когда эта религия только начинала завоевывать умы и сердца и обретала свой собственный художественный язык.

1. Что можно увидеть в катакомбах / Почему стоит посетить катакомбы Рима

Когда в V в. до н.э., еще в дохристианскую эпоху, был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших за пределами города. Римская знать строила для себя великолепные усыпальницы – мавзолеи и колумбарии (хранилища урн с прахом), которые и сегодня можно увидеть, например, вдоль Аппиевой дороги .

Остальным же, кто не мог позволить себе отдельную усыпальницу на поверхности земли, достался подземный мир. Существует гипотеза, что для захоронений использовали пещеры и тоннели каменоломен, в которых добывался мягкий камень туф (травертин). Из него были построены такие римские здания, как, например, Колизей. Символично, не правда ли, что этот камень преследовал римлян и при жизни, и после смерти.

Начиная со II века н.э., первые христиане стали хоронить своих умерших, в том числе мучеников и святых, подвергшихся гонениям и казням по приказу языческих императоров, в катакомбах. Так рядом с Римом выросли целые подземные города – некрополи, где и христиане, и язычники обретали вечный покой, всего около 500 000 человек.

В коридорах катакомб, вдоль стен разветвленных и узких тоннелей, выдалбливась прямоугольные ниши в несколько рядов (loculi – дословно «местечки»), где хранились останки большинства усопших (и язычников, и христиан). Останки святых и мучеников удостаивались отдельной гробницы с отверствием сверху и невысокой глухой аркой, обычно украшенной фресками и христианскими символами.

Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под которой в гробнице помещали останки усопших, чаще всего святых и мучеников, а надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии

Посещение катакомб позволит прикоснуться к истокам современного христианского Рима и Ватикана , центра католического мира, и больше узнать об истории христианства. В катакомбах совершались первые богослужения на гробах мучеников (отсюда ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых), а стены и потолки тоннелей украшались фресками.

Я зыческие и светские рисунки здесь соседствуют с фресками, иллюстрирующими сцены из Библии и рисунками с характерными раннехристианскими символами – рыба, агнец, голубь с оливковой ветвью в клюве, якорь, хризмы (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв хи и ро) . Таким образом, в катакомбах можно увидеть одни из первых свидетельств художественного осмысления образа Иисуса Христа и всего христианского учения.

Кубикулы (дословно «покой») – небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, часто они служили фамильными склепами

Первые христиане подвергались гонениям со стороны римского государства как оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии. Однако для христиан, и это расходится с распространенным мнением, катакомбы не служили убежищем во время гонений, по крайней мере на длительное время, так как в тоннелях под землей было очень мало места и воздуха. Римские власти знали о существовании захоронений, но не трогали их, потому что эти области, вне зависимости от религиозных представлений умерших, считались охраняемыми и неприкосновенными.

В любом случае катакомбы использовались ранними христианами не только для захоронений (многие христиане желали быть похороненными рядом с мучениками и святыми), но и для проведения богослужений и молитв в те времена, когда христианство находилось под запретом языческих императоров.

В V века захоронения в катакомбах прекратились, но с этого периода они приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах христианских мучеников и святых.

2. Катакомбы Рима на Аппиевой дороге

Аппиева дорога (Via Appia Antica) – одна из 7 основных дорог, соединявшая столицу империи с морским портом Брундизием (современный Бриндизи), расположенном на «каблуке» Аппенинского «сапога». Сегодня э та дорога приведет вас в уникальный парк, где практически не бывает туристов, но очень многолюдно по выходным – здесь любят отдыхать сами римляне: устраивать пикники, играть в мяч или просто валяться на солнышке. Кстати, на территории парка снимали сцены для таких фильмов, как «Сладкая жизнь» , «Мама Рома», «Великая красота» и телесериал «Рим».

Вдоль Аппиевой дороги расположены как мавзолеи и колумбариии римской знати, так и самые обширные катакомбы Рима с уникальными фресками и рисунками на стенах и потолках. Наиболее интересные и масштабные катакомбы, открытые для посещения на Аппиевой дороге: катакомбы Святого Каллиста (San Callisto), катакомбы Святого Себастьяна (San Sebastiano), катакомбы Святой Домициллы (Santa Domitilla). Посещение катакомб проводится в составе организованных групп. Гидом, как правило, является священник или монах, хорошо владеющий историей и понимающий символику этих подземных раннехристианских некрополей.

Катакомбы Святого Каллиста, катакомбы Святой Домициллы и катакомбы Святого Себастьяна находятся близко друг от друга, так что есть возможность посетить их за один раз. Тщательно распланируйте день, используя информацию о времени работы катакомб, если хотите посетить все три достопримечательности за одну поездку.

Как добраться до катакомб на Аппиевой дороге на общественном транспорте?

Автобус ROMA ATAC:

  • №660 от станции метро «Colli Albani» (красная линия A)
  • № 118 от станции метро «Colosseo» или станции метро «Circo Massimo»(синяя линия B)
  • №218 от станции метро «San Giovanni» (красная линия А)

3. Катакомбы Святого Каллиста (Сан-Каллисто)

Катакомбы Сан-Каллисто – самые популярные у туристов (а значит и самые загруженные), но и представляющие наибольший интерес. Они же считаются самыми древними и протяженными (свыше 20 км, 4 уровня, уходящие в глубь земли на 20 метров). Здесь находились останки 16 римских пап, а также более 50 христианских мучеников. Эти катакомбы получили свое название в честь диакона и впоследствии Папы Римского Каллиста, который в III веке н.э. значительно их расширил и благоустроил.

Подземный некрополь включает в себя несколько значимых областей, состоящих из крипт и кубикулов. Склеп пап – самый важный и почитаемый склеп кладбища, называемый «маленький Ватикан», поскольку здесь находилось официальное захоронение девяти пап и, возможно, восьми высокопоставленных лиц Римской церкви III века.

В крипте Святой Цецилии, покровительницы церковной музыки, умершей мученической смертью, на протяжении нескольких веков хранились ее останки, пока в 821 году они не были переданы церкви в Трастевере, построенной в ее честь.

Статуя Св. Цецилии – копия знаменитой работы, выполненной Стефано Мадерно в 1599 году

Рядом со склепом пап находятся кубикулы Таинств – 5 маленьких комнат, служащих фамильными склепами. Они ценны своими фресками начала III века, которые изображают раннехристианские символы и сцены таинства Крещения и Евхаристии.

Кубикулы Таинств

Адрес: Via Appia Antica 110/126

Время работы: 9.00 — 12.00, 14.00 — 17.00. Закрыто по средам, 25 декабря, 1 января, в Пасхальное воскресенье. Катакомбы Сан-Каллисто будут закрыты с 25 января по 21 февраля 2018 года.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 €, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

4. Катакомбы Святого Себастьяна

Эти катакомбы названы в честь Святого Себастьяна, римского легионера, исповедовавшего христианство и принявшего мученическую смерть. Римляне не использовали слово «катакомбы» в современном значении, их кладбища и захоронения назывались «цеметерий» (усыпальница). Могила Святого Себастьяна находилась в месте, которое называли ad catacumbas, что означает «рядом с углублениями (котлованами)» – из-за шахт по добыче туфа (травертина) , который использовали для строительства римских зданий. С тех пор и пошел обычай называть подземные захоронения катакомбами.

У входа в катакомбы сохранилось помещение, называемое triclia. Многие ученые полагают, что именно здесь временно размещались останки апостолов Петра и Павла (больше узнать о них можно на нашем квесте «Ангелы и демоны. Тайны Ватикана» ), о чем могут свидетельствовать символы и надписи , посвященные самым почитаемым в католичестве святым. Также в этих катакомбах расположена крипта св. Себастьяна, где до переноса в церковь хранились его мощи. Крипта отреставрирована, на части античной колонны находится бюст св. Себастьяна, выполненный Бернини.

Адрес: Via Appia Antica, 136

Время работы: 10:00 – 17:00. Закрыто по воскресеньям, 25 декабря и 1 января.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

5. Катакомбы Святой Домициллы

Катакомбы Святой Домициллы являются одними из крупнейших в Риме и достаточно хорошо сохранились. Их протяженность – 17 км, они имеют 4 уровня и 150 000 захоронений, датируемых II-V веками н.э. Катакомбы расположены под римской базиликой святых Нерея и Ахилея, на месте семейного захоронения Флавиев (римской императорской династии, при которой началось строительство Колизея, называемого также амфитеатром Флавиев).

По одной из существующих версий, участок принадлежал Домицилле, внучке императора Веспасиана и жене консула Тита Флавия Клеменса. По приказу императора Домициана, при котором начались масштабные гонения на христиан, Тита Флавия казнили, а Домициллу сослали на отдаленный остров. В официальном обвинении значилось, что их покарали за « атеизм» – считается, что супруги либо исповедовали иудаизм, либо приняли христианство, отказавшись от господствовавшего в империи культа римских богов и обожествления императора. Так или иначе, Домицилла, которая позволила хоронить в принадлежащих ей галереях христиан, была причислена к лику святых католической и греческой православной церквями.

Самый большой интерес в этих катакомбах Святой Домициллы представляют фрески – первые попытки изобразить Иисуса, апостолов и сцены из Библии, давшие толчок развитию христианской художественной мысли. Один из самых бесценных рисунков – Иисус в образе Доброго пастыря с агнцем на плечах, иллюстрирующий слова из Евангелия от Иоанна «Я есмь пастырь добрый».

В 2014 году изображения в катакомбах Святой Домициллы, частично скрытые под слоем грязи, плесени и отложений карбоната кальция, были очищены группой реставраторов с помощью лазера, и миру открылись новые неизвестные участки древних фресок. Например, найдена иллюстрация к истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Также найдено изображение пекаря с меркой для зерна и цикл фресок, показывающий, как зерно доставляют из Египта в морской порт Рима Остию (так называемая «комната пекарей»).

«Комната пекарей». Надпись Bosio оставлена Антонио Бозио, который в XVI веке открыл существование катакомб и на протяжении 36 лет их изучал

Посетители также могут ознакомиться с экспонатами небольшого музея, в котором представлены статуи, части саркофагов и другие артефакты из гробниц.

Адрес: Via delle Sette Chiese, 280/282

Время работы: 9:00 – 12:00; 14:00 – 17:00. Закрыто по вторникам, 25 декабря, 1 января.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 6 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

Автобусы ROMA ATAC №№ 714, 716, 160, 670, 30 ( карта )

Подземное царство Рима: сокровища катакомб

Катакомбы святого Каллиста

Эти катакомбы — самый древний и лучше всего сохранившийся некрополь на Аппиевой дороге, обустроенный в конце II в. н.э. на территории большого участка. После избрания на папский престол епископ Зефирин (199-217 годы) призвал к себе дьякона Каллиста и назначил его смотрителем кладбища. Став в свою очередь понтификом, он расширил погребальный комплекс, ставший местом упокоения шестнадцати римских пап III века (эта часть называется «Папской криптой»). В катакомбы ведёт крутая лестница; пройдя через «Папскую крипту», через небольшой проход вы попадаете в кубикулу, где была обнаружена могила святой Цецилии. На стенах сохранились росписи V-VI веков, включая самое древнее изображение молящейся святой.

Покинув этот покой, можно спуститься в оссуарий, состоящий из нескольких уровней и достигающий 4 метров в высоту, а затем пройти по туннелю, в котором открываются входы в «Кубикулы Таинств», названные так по сценам крещения и евхаристии, изображённым на стенах. Далее можно осмотреть монументальный «саркофаг папы Мильтиада», другие отделы — святых Гая и Евсевия, а также папы Либерия (352-366 гг.), где сохранились три надписи той эпохи и арочные ниши с захоронениями (аркосолии), украшенные росписями со сценами их Ветхого и Нового Завета. И только после этого вы окажетесь у первоначального ядра всего сооружения — «Крипты Луцины». Здесь стоит саркофаг папы Корнелия, украшенный росписями в византийской манере, а на стенах примечательны две фрески: «Добрый пастырь и молящиеся», а также роспись с изображением двух корзин, полных хлеба, и стеклянного бокала, наполненного вином, посередине (символы таинства евхаристии).

Катакомбы Присциллы

Из всей обширной территории некрополя, которая простиралась вокруг виа Салариа, катакомбы Присциллы сохранились лучше всего. Первоначальным ядром этих древних катакомб были захоронения конца II в. н.э., которые датируются по многочисленным надписям с упоминанием имён Петра и Павла. Названы они по имени римской христианки Присциллы, хозяйки этого земельного участка, чей сын, по преданию, дал кров святому Петру.

Самая древняя часть называется «греческой капеллой» из-за двух надписей греческим алфавитом, выполненных красной краской в нишах помещения, которое изначально использовалось как укрытие от летнего зноя; вероятно, здесь даже были фонтаны и декор. Росписи на стенах изображают сцены из Ветхого и Нового Завета. В III в. был выкопан второй уровень, включающий длинный главный туннель и более двадцати малых туннелей по сторонам. Вокруг старого ядра появился ещё один отдел, где находится фреска с самым древним из дошедших до нас изображений Мадонны с младенцем. В IV в. над катакомбами построили базилику святого Сильвестра; её нынешнее здание — преимущественно результат реконструкции.

Катакомбы святого Себастьяна

Эти катакомбы имеют четыре уровня; они находятся в глубокой ложбине, где добывали пуццолан — строительный материал, представляющий собой смесь вулканического пепла, пемзы и туфа. Здесь хоронили своих мертвецов ещё язычники, а ближе к концу II в. н.э. некрополь стал христианским и был освящён в честь святых Петра и Павла. По легенде, именно здесь были спрятаны останки святых до того, как были возведены базилики в Ватикане и на дороге в Остию. Лишь в IV в., когда здесь был похоронен святой Себастьян (погиб в 298 г.), катакомбы получили своё нынешнее название.

Согласно преданию, юный римский легионер Себастьян предпочёл пытку стрелами отречению от христианской веры; он чудом остался жив, и едва окреп, вновь бросил вызов императору Диоклетиану. Тот заключил его под стражу и приказал отвести Себастьяна на Палатинский ипподром, где его забили палками; тело мученика сбросили в Большую Клоаку. Вскоре его подобрала христианка Лукина, которой святой явился во сне; именно она перевезла останки в катакомбы.

Катакомбы святой Домициллы

Это одни из крупнейших римских катакомб, первоначальным ядром которых был ряд захоронений на участках, принадлежавших Флавии Домицилле — племяннице консула Тита Флавия Климента (умер в 95 г. н.э.) и родственнице императора Веспасиана — и подаренной ей своим освобождённым рабам.

Катакомбы Понтиана

Предполагается, что катакомбы Понциана названы именем владельца земельного участка. Захоронения здесь достигли максимальной площади в IV в. Здесь покоятся святые Абдон и Сеннен — освобождённые рабы из Персии, принявшие христианство и убитые в римском амфитеатре, а также другие святые мучники. Здесь есть росписи VI-VII вв. и помещение, служащее баптистерием.

Еврейские катакомбы Винья-Ранданини

Эти катакомбы находятся в частной собственности и охраняются Римским археологическим управлением. Они были обнаружены в 1859 г. и являются одним из лучших образцов подобных сооружений в городе. Еврейская община в Риме образовалась уже во II в. до н.э., а особенно многочисленной стала в эпоху империи. Вход в катакомбы представляет собой просторный прямоугольный зал (первоначально лишённый крыши, а затем разделённый на две части и перекрытый сводом — вероятно, его использовали как синагогу). Внизу можно увидеть могилы, выкопанные в полу, погребальные ниши, замурованные кирпичами, арочные ниши с саркофагами и традиционные многоуровневые захоронения «кохим» финикийского происхождения. В некоторых кубикулах есть росписи с цветочными орнаментами и изображениями животных, а также элементами традиционной иудейской иконографии (такими, как Ковчег Завета и семисвечный светильник менора); а вот надписей на иврите здесь нет. Максимальной протяжённости катакомбы достигли в III-IV вв. н.э.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина

Этот комплекс источники называют «между двух лавров» (“inter duas lauros”) — именно так когда-то именовалась эта местность. В него входят катакомбы Петра и Марцеллина, одноимённая базилика и мавзолей святой Елены (он же мавзолей Тор-Пиньяттара). Вход в катакомбы находится во дворе базилики. Первоначально склеп, где похоронены святые, представлял собой две простых ниши; в IV в. папа римский Дамасий (366-384 гг.) — предание гласит, будто о мученической смерти Петра и Марцеллина ему поведал лично их палач, — повелел украсить их монументальным мраморным декором. Была построена входная лестница и оборудован обязательный маршрут осмотра для паломников, проходивший и по наземной, и по подземной части. Тела святых оставались в крипте вплоть до восхода на папский престол Григория IV в 826 г., когда их перевезли сначала во Францию, а затем в Германию.

Многочисленные надписи, нацарапанные на стенах небольшой апсиды и туннелей, ведущих к могилам святых, с живостью свидетельствуют о популярности этого места у верующих: здесь можно увидеть мольбы, записанные не только латиницей, но и рунами (среди паломников было немало кельтов и германцев). Стены катакомб покрыты росписями на библейские сюжеты (обратите внимание на сцену Богоявления с двумя фигурами волхвов), а по площади они третьи в Риме.

Папа Гонорий I (625-638 гг.) распорядился возвести небольшую подземную базилику с апсидой, способную вместить всё более многочисленных пилигримов, и увеличить вдвое входную лестницу в базилику, после чего освятил алтарь, установленный прямо над двумя захоронениями. В V-VII вв. здесь появляется новое святилище в честь четырёх увенчанных мучеников (Клавдия, Кастория, Симпрониана и Никострата), связанное с первоначальным ядром комплекса коридорами с односторонним движением и световыми люками; чтобы облегчить движение паломников, были загорожены входы во второстепенные туннели и кубикулы, строились новые лестницы. В последний раз комплекс расширяется при папе Адриане I (772-795 гг.).

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы являются частью монументального комплекса, который также включает в себя базилику Сант’Аньезе-фуори-ле-мура и мавзолей святой Констанции (Константины), возведённый в IV в., место упокоения дочерей императора Констатина Великого — Константины и Елены. Туннели обширных катакомб протянулись под зданием базилики и охватили соседние участки; многочисленные надписи, обнаруженные там археологами, свидетельствуют со всей определённостью, что подземные ходы и помещения были прорыты ещё до того, как здесь похоронили святую Агнессу. Учёные наткнулись на эти катакомбы случайно в 1865 г. Росписей здесь нет, а пространство подразделяется на три уровня и четыре отдела. Самый древний отдел находится слева от базилики; кубикула здесь завалена массивным камнем, как в иудейских захоронениях. Четвёртый отдел расположен прямо под портиком первоначального здания церкви.

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла.
Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г. Он был начальником царских телохранителей и любимцем императора и сначала исповедовал святую Христову веру тайно — для того, чтобы иметь возможность посещать темницы, где были заключены христиане и облегчать их горькую участь. Видя, как умирали святые мученики, он сам пожелал стяжать мученический венец. Два родные брата Маркеллин и Марк были осуждены на смерть за веру Христову.

Родственники их, придя в дом начальника темницы, стали умолять своих близких отречься от веры, дабы избавиться от казни. Тогда св. Севастиан обратился ко всем с речью, сказав об истинной вере, о блаженстве верующих и о мучениях, ожидающих неверующих. При этом многие из язычников крестились, в том числе, — придворный казнохранитель Никострат и жена его Зоя, брат Никострата Кисторий, отец упомянутых Маркаллина и Марка Транквиллин, впоследствии поставленный в пресвитеры, шестеро друзей Транквиллина (Аристон, Крискентион, Евтихиан, Урван, Виталий и Иуст), Клавдий, начальник над тюрьмами, с женой Симфоросой и сыновьями Симфорианом и Феликсом и братом Викторином, Хроматий, римский епарх с сыном Тивуртием, Кастул, царский сановник, весь дом Никострата до 83 душ обоего пола и 16 заключенных в темнице, всего 64 человека. Крещение совершил пресвитер Поликарп, а восприемником всех новокрещенных был Севастиан.

Узнав об этом, Диоклетиан приказал предать всех новообращенных мученической смерти. Св. Зою повесили за волосы и задушили смрадным дымом; Никострат, Кастор, Клавдий, Викторин, Симфорос, Феликс и Симфориан были утоплены в море; Хроматию и Тивуртию отсекли головы; Кастул брошен в ров и засыпан живым. Призвав к себе св. Севастиана, Диоклетиан укорил его в измене отечественной религии и затем приказал привязать его к дереву и расстрелять так, чтобы он умер не сразу, а медленной мучительной смертью и без огласки. Но св. Севастиан вынес эту пытку: палачи оставили его полумертвым, а одна благочестивая христианка, по имени Ирина, жена св. мученика Кастула, перенесла его ночью в свое жилище и выходила. Св. Севастиан вышел к императорскому дворцу, стал обличать Диоклетиана в безбожии, нечестии, кровопролитии и других беззакониях. Тогда св. Севастиана отвели на прилегавший к императорским дворцам цирк, или конское ристалище, где убили его палицей. Развалины императорских дворцов существуют на Палатинском холме, где, следовательно, имела место мученическая кончина св. Севастиана. В воспоминание этого события на Палатинском холме стоит ныне церковь св. Севастиана (Chiesa di San Sebastiano della Polveriera). Тело его бросили в трубу для стока нечистот близ цирка (Circo Massimo) — это место находится сейчас в нескольких шагах от церкви св. великомученика Георгия (Chiesa di S. Giorgio in Velabro) у подножья Палатинского холма. Однако вскоре его честные останки были перенесены отсюда благочестивой римской христианкой Лукиной в упомянутые катакомбы по Аппиевой дороге и положены там “при следах апостольских”, т.е. близ той пещеры, где некоторое время покоились мощи апостолов Петра и Павла. Эту праведную Лукину не надобно смешивать с другой благочестивой Лукиной, которая некогда погребла честные останки апостола Павла, о чем было сказано в описании собора св. апостола Павла. Над местом упокоения св. Севастиана и сооружена была в 320 г. св. императором Константином вышеназванная церковь его имени. В ней произнесена была св. Григорием Двоесловом 37-я беседа его на Евангелия. Перестраиваемая несколько раз, эта церковь в настоящем виде существует с 1611 г.

Главный вход в церковь устроен со стороны Аппиевой дороги. В первом приделе на левой стороне от главного входа на возвышении стоит престол. Внутри престола почивают мощи св. Севастиана. Одна часть честной главы его хранится в Ватиканском соборе, а другая — в церкви Четырех Святых (Chiesa dei Santi Quattro Coronati) на Целийском холме в Риме.

В первом приделе на правой стороне от главного входа, в запрестольном киоте, в числе разных святынь, во всякое время показывают богомольцам подлинный камень с отпечатавшимися на нем следами стоп Спасителя, находившийся некогда на том самом месте по Аппиевой дороге, где Спаситель беседовал с апостолом Петром во время бегства последнего из Рима, и где теперь стоит церковь “Куда идешь, Господи?” (Chiesa “Domine quo vadis?”).

Справа от церкви устроен вход в находящиеся под ней катакомбы. В катакомбах, в том самом месте, которое приходится непосредственно под престолом с мощами св. мученика Севастиана, находится пещера с могилой, где некогда была погребен мученик Севастиан благочестивой христианкой Лукиной.

В тех же катакомбах есть другая примечательная пещера (Memoria Apostolarum), где имеется следующая надпись: “Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые”. Эта пещера имеет вид небольшой церкви. Посреди ее стоит престол, а вокруг стен — каменная скамья. Под престолом — могила, в которой некогда временно покоились честные мощи апостолов Петра и Павла.
Эта могила имеет более двух с половиной аршин в длину, ширину и высоту. Вся она выложена по бокам на два с небольшим аршина вышины мрамором; поперечной же каменной плитой, как бы перегородкой, разделяется на две могилы. На покрывающем эту могилу своде видны хорошо сохранившиеся (с конца IV в.) живописные изображении Спасителя и апостолов Петра и Павла, а также следы изображений других четырех лиц, держащих венцы. Своим благоустройством и живописью эта пещера с могилой апостола обязана папе римскому Дамасу.
Еще в настоящих катакомбах существует бывшая могила священномученика Кирина, епископа города Сискии в Иллирии, пострадавшего среди своей паствы около 300 г., но в 420 г. из-за опасений от нападений варваров, перенесенного в Рим и сокрытого в Севастиановых катакомбах. Память сего местночтимого угодника Божия совершается в Риме 4 июни нов. ст.

Ныне мощи священномученика Кирина почивают в церкви во имя Божией Матери “за Тибром” (Chiesa di Santa Maria in Trastevere), в особой пещере, устроенной под главным престолом.

Архимандрит Дионисий “Спутник православного богомольца в Риме” 1908 г.

Римские катакомбы – загадки подземных гробниц

Столица Италии полна загадок. Одной из таких являются катакомбы Рима, которые представляют собой подземные лабиринты. С I века в них погребают усопших святых людей. Туристов подземные ходы привлекают таинственностью, оформлением и возможностью прикоснуться к истории популярного города.

История

Первых христиан погребали в катакомбах из туфа, так как считали данный вариант захоронения самым достойным. Так в Риме похоронили почти 750 000 человек. Но в V веке погребения утратили своё значение и были прекращены. Папа Мельхиад стал последним, чьи останки похоронили в подземных лабиринтах.

Какое-то время эти места привлекали паломников, желающих помолиться на могилах мучеников, однако из-за того, что мощи святых постепенно извлекались, интерес всё больше угасал. Изучением усыпальниц в XVI веке впервые занялся профессор-теолог Онуфрий Панвинио, его исследования продолжил Антонио Босио.

Полномасштабные исследовательские работы в подземелье начались в XIX веке. Управляет ими специально созданная Папская Комиссия по священной археологии.

Катакомбы Рима делятся на:

В общей сложности существует больше 60 известных усыпальниц, общей протяжённостью около 160 км. Значительная часть из них проходит под Аппиевой дорогой.

Катакомбы христианские

Римские катакомбы, созданные для первых христиан, считаются самыми старинными. Их достаточно много, но для туристов открыты только 5, о которых упоминается ниже. Посещение ведётся с гидом в составе полноценного экскурсионного тура. Остальные лабиринты не оснащены электрическим освещением и опасны, поэтому вход в них возможен только с разрешения Папской Комиссии.

Катакомбы святого мученика Себастьяна

Захоронения названы в честь мученика, жившего в раннехристианские годы. Примечательно, что изначально это были языческие усыпальницы, которые со временем стали христианскими. Переход вероисповедания просматривается на изображениях, где переплетаются языческие и христианские сюжеты.

Считается, что в III веке в катакомбах Рима покоились апостолы Павел и Петр. Из памяток об этом сохранилась только надпись: «Тут почивали святые Пётр и Павел». В IV веке над захоронениями построили одноимённый храм Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, куда были перенесены мощи Себастьяна.

Адрес: via Appia Antica 136.

Время работы: ежедневно, с 10:00 до 16:30, кроме воскресенья.

Цена: 5 евро для детей и льготников, 8 евро для взрослых.

Катакомбы Присциллы

Данные захоронения самые старые. Ранее этой территорией владел Акилий Глабрий, к роду которого принадлежала Присцилла. Считается, что её казнили за верность христианству. В катакомбах Присциллы воздвигнута капелла с греческими надписями и рисунками, изображающими героев Библии. Самым значимым рисунком является Дева Мария с младенцем.

Адрес: via Salaria, 430.

Время работы: каждый день, с 09.00 до 17.00, кроме понедельника.

Цена: 8 евро – полный билет и 5 евро – льготный.

Катакомбы святой Домитиллы

Подземелье названо в честь внучки римского императора Веспасиана — Домитиллы, которая приняла мученическую смерть за веру в Христа. Здесь схоронили так много людей, что ниши для тел располагаются в четыре этажа, каждый из которых не менее 5 метров в высоту.

Усыпальница интересна оформлением. На её стенах имеются росписи с уникальным изображением Иисуса Христа, а также раннехристианские символы с определёнными значениями. Это подземелье – настоящее искусство, открывающее дверь в античный мир.

Адрес: via delle Sette Chiese, 282.

График работы: ежедневно, с 9.00 до 17.00, кроме вторника.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро.

Катакомбы святой Агнессы

Агнесса Римская, в честь которой названа усыпальница, была причислена к лику святых за свою непоколебимую веру. На стенах здесь нет традиционных христианских рисунков, но в нескольких галереях имеются эпитафии.

Над лабиринтом в 342 году была воздвигнута базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, где с тех пор покоятся мощи святой Агнессы. Настояла на этом Констанция — дочь императора Константина Великого.

Адрес: via Nomentana 349.

Время работы: 9.00-15.30.

Цена: 8 евро – полный билет, 5 евро – для льготников и детей.

Катакомбы святого Каллиста

Данный подземный комплекс самый крупный в Риме. Его протяжённость – более 20 км, а в галереях насчитывается 170 000 могил на четырёх этажах. Названы захоронения в честь римского священнослужителя Каллиста, который при жизни организовывал похороны христиан.

Лабиринты ещё полностью не изучены, поэтому туристы могут посетить только их часть. Среди галерей выделяют три основных крипты, где покоятся скелеты:

  1. Пещера пап, названная в честь 6 пап, мощи которых хранятся в её стенах. Тут же погребено множество святых людей.
  2. Крипта святых таинств, где пространства хватает для захоронения всей семьи. Помещение украшено фресками с изображением таинства крещения, обряда будущего воскресения и причастия.
  3. Крипта святой Цецилии, являющейся местом захоронения Цецилии римской – мученицы, причисленной к лику святых. Она привела к Богу почти 400 римлян и была верна своей вере до последнего вздоха.

Каждая галерея по-своему удивительна и оформлена в уникальном стиле. По рисункам и надписям историки и ученые изучают настоящие события, легенды, культуру христианства.

Адрес: via Appia Antica 110/126.

График работы: с 9:00 до 15.30, каждый день, кроме среды.

Цена: взрослый билет – 8 евро, льготный – 5 евро, детям до 6 лет вход свободный.

Иудейские катакомбы

Археологам известны иудейские катакомбы, находящиеся под Villa Torlonia и Vigna Randanini. Их обнаружили в 1859 году, но вход замуровали до конца XX века. Лишь тогда их всё же отреставрировали и разрешили посещать. Ученые определили возраст захоронений – приблизительно 50 год до нашей эры.

Архитектура иудейских и христианских катакомб практически одинаковая. Отличие заключается только в том, что иудейские усыпальницы сначала были созданы в виде отдельных склепов, а уже позднее соединены специальными ходами.

Оформление поражает красотой и величественностью, на рисунках изображены различные животные, птицы, символы и фигуры. Отсутствуют лишь изображения эпизодов из Ветхого Завета, что тоже является отличительной особенностью данных подземелий.

Синкретические катакомбы

Загадка римских катакомб кроется в вопросах о том, кто и когда именно их создал. К примеру, синкретические захоронения были сделаны под храмами, но в их оформлении сочетаются мотивы христианства, а также греческой и римской философии. Поэтому сложно точно определить год их образования.

Самыми известными синкретическими катакомбами является подземная церковь, обнаруженная в районе вокзала Термини в 1917 году. Её глубина – 12 метров, а на стенах красуется лепнина с изображениями мифологических персонажей.

Как добраться?

Главный вопрос, волнующий туристов: «Как попасть к римским гробницам?». Подземные лабиринты располагаются в разных районах города, поэтому однозначного ответа на него нет. Чтобы построить маршрут, нужно выбрать определённую экскурсию. У большинства из катакомб имеются официальные сайты, где можно посмотреть схему проезда.

К примеру, самые посещаемые катакомбы Присциллы находятся недалеко от парка Villa Ada. В данном направлении ездят автобусы №№ 92 и 86, нужная остановка называется Piazza Crati.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector