Катакомбы петра и марцеллина рим

Подземное царство Рима: сокровища катакомб

Катакомбы святого Каллиста

Эти катакомбы — самый древний и лучше всего сохранившийся некрополь на Аппиевой дороге, обустроенный в конце II в. н.э. на территории большого участка. После избрания на папский престол епископ Зефирин (199-217 годы) призвал к себе дьякона Каллиста и назначил его смотрителем кладбища. Став в свою очередь понтификом, он расширил погребальный комплекс, ставший местом упокоения шестнадцати римских пап III века (эта часть называется «Папской криптой»). В катакомбы ведёт крутая лестница; пройдя через «Папскую крипту», через небольшой проход вы попадаете в кубикулу, где была обнаружена могила святой Цецилии. На стенах сохранились росписи V-VI веков, включая самое древнее изображение молящейся святой.

Покинув этот покой, можно спуститься в оссуарий, состоящий из нескольких уровней и достигающий 4 метров в высоту, а затем пройти по туннелю, в котором открываются входы в «Кубикулы Таинств», названные так по сценам крещения и евхаристии, изображённым на стенах. Далее можно осмотреть монументальный «саркофаг папы Мильтиада», другие отделы — святых Гая и Евсевия, а также папы Либерия (352-366 гг.), где сохранились три надписи той эпохи и арочные ниши с захоронениями (аркосолии), украшенные росписями со сценами их Ветхого и Нового Завета. И только после этого вы окажетесь у первоначального ядра всего сооружения — «Крипты Луцины». Здесь стоит саркофаг папы Корнелия, украшенный росписями в византийской манере, а на стенах примечательны две фрески: «Добрый пастырь и молящиеся», а также роспись с изображением двух корзин, полных хлеба, и стеклянного бокала, наполненного вином, посередине (символы таинства евхаристии).

Катакомбы Присциллы

Из всей обширной территории некрополя, которая простиралась вокруг виа Салариа, катакомбы Присциллы сохранились лучше всего. Первоначальным ядром этих древних катакомб были захоронения конца II в. н.э., которые датируются по многочисленным надписям с упоминанием имён Петра и Павла. Названы они по имени римской христианки Присциллы, хозяйки этого земельного участка, чей сын, по преданию, дал кров святому Петру.

Самая древняя часть называется «греческой капеллой» из-за двух надписей греческим алфавитом, выполненных красной краской в нишах помещения, которое изначально использовалось как укрытие от летнего зноя; вероятно, здесь даже были фонтаны и декор. Росписи на стенах изображают сцены из Ветхого и Нового Завета. В III в. был выкопан второй уровень, включающий длинный главный туннель и более двадцати малых туннелей по сторонам. Вокруг старого ядра появился ещё один отдел, где находится фреска с самым древним из дошедших до нас изображений Мадонны с младенцем. В IV в. над катакомбами построили базилику святого Сильвестра; её нынешнее здание — преимущественно результат реконструкции.

Катакомбы святого Себастьяна

Эти катакомбы имеют четыре уровня; они находятся в глубокой ложбине, где добывали пуццолан — строительный материал, представляющий собой смесь вулканического пепла, пемзы и туфа. Здесь хоронили своих мертвецов ещё язычники, а ближе к концу II в. н.э. некрополь стал христианским и был освящён в честь святых Петра и Павла. По легенде, именно здесь были спрятаны останки святых до того, как были возведены базилики в Ватикане и на дороге в Остию. Лишь в IV в., когда здесь был похоронен святой Себастьян (погиб в 298 г.), катакомбы получили своё нынешнее название.

Согласно преданию, юный римский легионер Себастьян предпочёл пытку стрелами отречению от христианской веры; он чудом остался жив, и едва окреп, вновь бросил вызов императору Диоклетиану. Тот заключил его под стражу и приказал отвести Себастьяна на Палатинский ипподром, где его забили палками; тело мученика сбросили в Большую Клоаку. Вскоре его подобрала христианка Лукина, которой святой явился во сне; именно она перевезла останки в катакомбы.

Катакомбы святой Домициллы

Это одни из крупнейших римских катакомб, первоначальным ядром которых был ряд захоронений на участках, принадлежавших Флавии Домицилле — племяннице консула Тита Флавия Климента (умер в 95 г. н.э.) и родственнице императора Веспасиана — и подаренной ей своим освобождённым рабам.

Катакомбы Понтиана

Предполагается, что катакомбы Понциана названы именем владельца земельного участка. Захоронения здесь достигли максимальной площади в IV в. Здесь покоятся святые Абдон и Сеннен — освобождённые рабы из Персии, принявшие христианство и убитые в римском амфитеатре, а также другие святые мучники. Здесь есть росписи VI-VII вв. и помещение, служащее баптистерием.

Еврейские катакомбы Винья-Ранданини

Эти катакомбы находятся в частной собственности и охраняются Римским археологическим управлением. Они были обнаружены в 1859 г. и являются одним из лучших образцов подобных сооружений в городе. Еврейская община в Риме образовалась уже во II в. до н.э., а особенно многочисленной стала в эпоху империи. Вход в катакомбы представляет собой просторный прямоугольный зал (первоначально лишённый крыши, а затем разделённый на две части и перекрытый сводом — вероятно, его использовали как синагогу). Внизу можно увидеть могилы, выкопанные в полу, погребальные ниши, замурованные кирпичами, арочные ниши с саркофагами и традиционные многоуровневые захоронения «кохим» финикийского происхождения. В некоторых кубикулах есть росписи с цветочными орнаментами и изображениями животных, а также элементами традиционной иудейской иконографии (такими, как Ковчег Завета и семисвечный светильник менора); а вот надписей на иврите здесь нет. Максимальной протяжённости катакомбы достигли в III-IV вв. н.э.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина

Этот комплекс источники называют «между двух лавров» (“inter duas lauros”) — именно так когда-то именовалась эта местность. В него входят катакомбы Петра и Марцеллина, одноимённая базилика и мавзолей святой Елены (он же мавзолей Тор-Пиньяттара). Вход в катакомбы находится во дворе базилики. Первоначально склеп, где похоронены святые, представлял собой две простых ниши; в IV в. папа римский Дамасий (366-384 гг.) — предание гласит, будто о мученической смерти Петра и Марцеллина ему поведал лично их палач, — повелел украсить их монументальным мраморным декором. Была построена входная лестница и оборудован обязательный маршрут осмотра для паломников, проходивший и по наземной, и по подземной части. Тела святых оставались в крипте вплоть до восхода на папский престол Григория IV в 826 г., когда их перевезли сначала во Францию, а затем в Германию.

Многочисленные надписи, нацарапанные на стенах небольшой апсиды и туннелей, ведущих к могилам святых, с живостью свидетельствуют о популярности этого места у верующих: здесь можно увидеть мольбы, записанные не только латиницей, но и рунами (среди паломников было немало кельтов и германцев). Стены катакомб покрыты росписями на библейские сюжеты (обратите внимание на сцену Богоявления с двумя фигурами волхвов), а по площади они третьи в Риме.

Папа Гонорий I (625-638 гг.) распорядился возвести небольшую подземную базилику с апсидой, способную вместить всё более многочисленных пилигримов, и увеличить вдвое входную лестницу в базилику, после чего освятил алтарь, установленный прямо над двумя захоронениями. В V-VII вв. здесь появляется новое святилище в честь четырёх увенчанных мучеников (Клавдия, Кастория, Симпрониана и Никострата), связанное с первоначальным ядром комплекса коридорами с односторонним движением и световыми люками; чтобы облегчить движение паломников, были загорожены входы во второстепенные туннели и кубикулы, строились новые лестницы. В последний раз комплекс расширяется при папе Адриане I (772-795 гг.).

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы являются частью монументального комплекса, который также включает в себя базилику Сант’Аньезе-фуори-ле-мура и мавзолей святой Констанции (Константины), возведённый в IV в., место упокоения дочерей императора Констатина Великого — Константины и Елены. Туннели обширных катакомб протянулись под зданием базилики и охватили соседние участки; многочисленные надписи, обнаруженные там археологами, свидетельствуют со всей определённостью, что подземные ходы и помещения были прорыты ещё до того, как здесь похоронили святую Агнессу. Учёные наткнулись на эти катакомбы случайно в 1865 г. Росписей здесь нет, а пространство подразделяется на три уровня и четыре отдела. Самый древний отдел находится слева от базилики; кубикула здесь завалена массивным камнем, как в иудейских захоронениях. Четвёртый отдел расположен прямо под портиком первоначального здания церкви.

Катакомбы — место встречи и молитвы

В Риме насчитывается более полусотни древних подземных кладбищ, так называемых катакомб, служивших местом захоронения членов раннехристианских общин. В их многокилометровых темных коридорах и залах рождалась особая изобразительная система, где многовековое античное наследие тесно сплеталось с христианскими образами и символами, мифологические сюжеты обретали иные смыслы, а декоративный стиль поздней римской живописи переплавлялся в новые формы.

Образы Спасителя в живописи катакомб весьма разнообразны. Христос представлен и как Добрый Пастырь, несущий овцу, и как юноша в тоге, поучающий учеников. В росписях IV века Христос чаще всего изображается с длинными волосами и бородой, что станет традиционным для последующей византийской иконографии.

На илл.: Христос на троне с апостолами Петром и Павлом и избранными святыми. Катакомбы свв. Петра и Марцеллина. Рим. IV век

Cложить свои кости

Несмотря на укоренившееся представление о раннем возникновении катакомб, археологические исследования позволяют ученым с уверенностью говорить о появлении первых подземных христианских кладбищ только во II веке н. э. К этому времени христианские общины Рима были довольно сплочены и уже многочисленны. С первыми десятилетиями II столетия связывают основание двух самых древних катакомб, возникших на территории частных земельных владений как семейные усыпальницы, а затем расширявшихся за счет погребения близких, их наследников и других единоверцев-христиан. Достоверно известно, что так называемые катакомбы Присциллы получили свое название по имени жены римского сенатора Ацилия Глабриона. Римский историк и ученый Светоний Транквилл в книге «Жизнь двенадцати цезарей» указывает, что Ацилий Глабрион в числе других римских сенаторов был осужден на смерть императором Домицианом «по обвинению в желании нововведений». Возможно, это указывает на то, что сенатор пострадал за приверженность христианству. Семейная усыпальница Ацилия и Присциллы с годами превратилась, как и все остальные катакомбы, в сеть разветвленных ходов с многочисленными прямоугольными нишами – «локулами», вырубленными в несколько рядов, и отдельными небольшими залами – «кубикулами». Ниши-локулы, куда клали тело покойного, закрывались плитами (часто мраморными). На них либо кратко указывалось имя покойного, либо делалась весьма пространная надпись-эпитафия в сопровождении какого-либо символа или изображения. В кубикулах погребались богатые члены общины, и именно здесь сохранились многочисленные настенные росписи. Очень редко в катакомбах встречается мозаика, как, например, в катакомбах Домитиллы, где она украшает полукруглые ниши аркосолиев.

Миф о том, что римские катакомбы служили христианам тайным укрытием в эпоху гонений, сложился еще в XVI-XVII веках, когда состоялось первое их открытие. Однако теперь бесспорно, что места погребения христиан были известны римским властям, не препятствовавшим такому использованию частной земли. Любое захоронение считалось в Риме священным, неприкосновенным местом, и этот закон распространялся в том числе на христианские кладбища, что, однако, не мешало в период обострения гонений засыпать часть из них. Подземные коридоры катакомб служили местом встречи, где совершались совместные поминальные службы, возносились молитвы об упокоении душ усопших. Первоначально в катакомбах не было больших помещений, удобных для больших собраний верующих. Однако уже к IV веку площадь подземных галерей значительно увеличилась, а после того, как император Константин положил конец гонениям на христиан, они стали популярным местом паломничества для всех, кто хотел помолиться у гробов пострадавших за веру мучеников. Римский папа Дамасий I (366-384) предпринял масштабную реконструкцию катакомб, укрепив в них своды и стены и восстановив некоторые порушенные временем могилы. С именем этого папы связывают начало угасания традиции подземных захоронений. Ему приписывается надпись, сделанная в катакомбах Сан Каллисто: «Здесь я желал бы сложить свои кости, но убоялся потревожить священный прах святых».

Орфей и Добрый Пастырь

Памятники катакомбного искусства имеют размытые хронологические рамки. Различные участки росписей создавались в разное время, и точно датировать стилистически неоднородные фрески невозможно. В качестве надгробных плит, закрывающих локулы, могли использоваться античные стелы или обломки мраморных архитектурных деталей, уже имевших древние языческие надписи или изображения, что также затрудняет определение времени их создания. Так, вторично использована закрывающая плита локулы на виа Анапо, на которой изображены маленькие обнаженные мальчики-путти. Античные сюжеты широко представлены в живописи катакомб. Здесь встречаются персонификации времен года и сил природы. В Сан-Каллисто можно увидеть иллюстрации мифа об Амуре и Психее, а в своде мавзолея Клодиуса Гермеса в катакомбах Сан-Себастиано изображена голова Медузы Горгоны. В кубикуле Самсона гипогея на виа Дино Компаньи, катакомбах Домитиллы и во многих других памятниках представлены буколитические (то есть «пастушьи», сельские) сцены. Многочисленные фруктовые и цветочные гирлянды, изображения птиц и животных, вероятно, заимствованы художниками из репертуара росписей домов богатых римлян. Зачастую в образе античных героев изображались христианские святые. Известно изображение Христа в образе Орфея, играющего на лире (катакомбы Петра и Марцеллина), поскольку этот языческий музыкант, согласно мифам, спускался в преисподнюю, что символически соотносилось с сошествием во ад Христа. В живописи III-IV веков популярными были образы Христа в виде Доброго Пастыря – юноши в короткой тунике, несущего на плечах овцу. Такой принцип изображения был известен античному искусству, однако приобрел совершенно новое значение, согласно словам Христа: «Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10: 14).

Оранты из кубикулы

В катакомбных росписях рождалась и новая иконография, связанная c изображением ветхозаветных и евангельских сцен. При этом круг сюжетов, в которых воплощались идеи спасения души и христианского благочестия, был достаточно устойчивым. Популярными были сцены «Даниил во рву львином» и «Три отрока в пещи огненной». История пророка Ионы, три дня находившегося во чреве проглотившего его кита, а зачем чудесно спасенного, прообразовательно соотносилась с пребыванием Христа во гробе и Воскресением, согласно евангельским словам (Мф. 12: 38-40). Сцены из жизни Ионы запечатлены в катакомбах Петра и Марцеллина, катакомбах Сан-Каллисто и многих других. Из новозаветных сцен изображались чудеса и исцеления, совершенные Христом на земле, в том числе воскрешение Лазаря, что было связано с верой в воскресение душ всех погребенных в катакомбах. Примечательно, что в составе этих росписей отсутствуют страстные сюжеты – никогда не изображаются события последних дней земной жизни Христа и Его Распятие. Смерть многочисленных мучеников, погребенных в катакомбах, также не являлась темой для подземных росписей. Умершие изображались в образе орант – молящихся фигур с воздетыми вверх руками. Самые известные из них – оранта с покрывалом на голове второй половины III века из катакомбы Присциллы и оранта в богатых одеяниях из кубикулы Граты катакомб Джиордани (IV век). И если первая из них изображена в плоскостной, условной манере, то изображение второй оранты поражает глубоким психологизмом и живописной моделировкой лика с портретными чертами.

Выработанные в катакомбной живописи сюжеты получили дальнейшее иконографическое развитие в церковной живописи. К моменту строительства первых храмов при императоре Константине, провозгласившем христианство официальной государственной религией, в искусстве уже имелся богатый опыт визуализации основных положений христианского вероучения. Катакомбные росписи, создававшиеся на преломлении античного иллюзионизма и стремлении к условной плоскостной живописи, стали важным начальным этапом формирования раннего византийского искусства.

Словарь катакомб:

Аркосолий – полукруглая ниша в виде глухой арки над захоронением.

Гипогей – подземное погребальное помещение, склеп.

Кубикула – небольшое отдельное помещение в конце или в стороне от коридоров катакомб, где находилась семейная усыпальница или место захоронения наиболее богатых членов христианской общины. Кубикулами также назывались спальные комнаты в древнеримских домах.

Локула – горизонтальная прямоугольная ниша, вырубленная в стене, куда клали тело покойного. После совершения поминальных молитв локула замуровывалась или заставлялась мраморной плитой.

В наши дни туристы и паломники могут посетить лишь несколько подземных римских кладбищ. Это прежде всего катакомбы Сан-Каллисто и Сан-Себастьяно (святого мученика Севастиана) на древней Аппиевой дороге (Via Appia), катакомбы Присциллы и катакомбы Домитиллы, где сохранилось большое количество настенных росписей, а также катакомбы святой Агнессы (мученицы Агнии) у храма ее имени на Via Nomentana. Во многих других катакомбах до сих пор проводятся раскопки и научные исследования под руководством специальной комиссии, назначаемой Ватиканом.

На илл.: кубикула Доброго Пастыря катакомб Домитиллы. Рим

Для живописи катакомб характерно обилие символов, в которых были заложены идеи спасения, бессмертия и воскресения. Важными, знаковыми были изображения рыбы, которые служили евхаристическими символами наряду с изображением хлебов и виноградной лозы. Кроме того, греческое слово «ихтис» (рыба) означало монограмму имени Христа, состоящую из начальных букв слов Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

На илл.: символ Евхаристии. Деталь росписи крипты Луцины в катакомбах Сан-Каллисто. Рим. Первая половина III века

Древнейший сохранившийся образ Пресвятой Девы. Слева от нее представлен пророк (возможно, Исайя), указующий на звезду.

На илл.: Богоматерь с Младенцем. Катакомбы Присциллы. Рим. Конец II века

Изображения орант, поднявших руки в молении, часто встречаются в живописи катакомб. Образ оранты из кубикула Гранты поражает глубоким психологизмом и живописной моделировкой лика с портретными чертами.

На илл.: Оранта в богатых одеяниях. Деталь росписи кубикула Гранты катакомб Джиордани. Середина IV века

Светлана ЛИПАТОВА

Катакомбы Рима

Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — большая сеть подземных туннелей, которые начали появляться в дохристианскую эпоху. В те времена эти запутанные коридоры служили местом захоронения, а сегодня они являются популярной достопримечательностью итальянской столицы.

Катакомбы Рима – удивительный подземный мир Вечного города

Римские катакомбы случайно открыли в XVI веке и их начал изучать Антонио Бозио – итальянский археолог, который первым описал древние подземные кладбища. Его последователем в середине XIX века стал Джованни Баттиста де Росси, который за 40 лет открыл 27 катакомб. Археологами установлено, что туннели возникли в I веке нашей эры.

Катакомбы вырыты в вулканическом туфе на глубине от 8 до 25 метров и состоят из одного, двух, трех и даже четырех этажей, которые соединяются высеченными лестницами. Стены самых известных туннелей расписаны фресками и выложены мозаикой.

В Риме и его окрестностях насчитывается более 60 катакомб общей протяженностью 150 км. Они в основном строились вдоль консульских дорог, таких как Аппиева (Via Appia), Остийская (Via Ostiense), Лабиканская (Via Labicana), Тибуртинская (Via Tiburtina) и Номентанская (Via Nomentana).

В наше время эти древние подземные ходы являются популярным туристическим местом. Из всех известных катакомб Рима посетить можно только 6 катакомб, в которых проведено электричество. Осмотр туннелей проходит в сопровождении гидов.

Катакомбы святого Каллиста

Катакомбы святого Каллиста (итал. Catacombe di San Callisto) – старейшее и наиболее сохранившееся кладбище Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса, созданные в конце II века, занимают площадь в 15 гектаров и составляют почти 20 км подземных ходов, которые спускаются на глубину до 20 метров. В начале III века кладбище было значительно расширено по указу Папы Римского Каллиста, в честь которого назван погребальный комплекс. В этих катакомбах погребено более 50 000 христиан, включая многочисленных мучеников и понтификов.

Что посмотреть

Гробница Пап (итал. La cripta dei Papi) – самое важное место в катакомбах святого Каллиста. Здесь находятся 16 ниш для саркофагов и монументальная гробница на задней стене. Эту часть комплекса в 1854 году обнаружил археолог де Росси, давший ей название «маленький Ватикан», поскольку гробница стала местом захоронения для 9 Пап Римских и 8 епископов III века. На стенах можно увидеть имена понтификов, высеченные на греческом языке.

В соседнем склепе находится могила святой Цецилии (итал. La tomba di Santa Cecilia), украшенная фресками и мозаикой IX века. По указу Папы Пасхалия I в 821 году мощи святой были перенесены из катакомб в храм св. Цецилии в Трастевере, где хранятся по сегодняшний день. А в катакомбах на месте первого захоронения установлена статуя святой Цецилии.

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы св. Себастьяна (итал. Catacombe di San Sebastiano) находятся в южной части Рима вдоль Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса образовались в результате добычи пуццолана и изначально использовались для языческих захоронений, а со временем и христианских. Название катакомбы получили от имени святого Себастьяна, который был здесь погребен в конце III века.

Внутри катакомбы этого некрополя очень похожи на катакомбы святого Каллиста. Они имеют 4 уровня глубины и запутанные подземные коридоры, в которых все еще видны старинные надписи и фрески религиозной тематики.

Туристический маршрут в катакомбы начинается с барочной базилики святого Себастьяна, строительство которой заказал кардинал Шипионе Боргезе в XVII веке.

В храме, помимо мощей святого Себастьяна, хранятся такие священные реликвии как камень с отпечатком Иисуса Христа, некоторые из стрел, которые пронзили святого Себастьяна, колонна, к которой был привязан святой, руки святых Каллиста и Андрея Первозванного.

Катакомбы Присциллы

Катакомбы Присциллы (итал. Catacombe di Priscilla) расположены вдоль древней Соляной дороги, по которой транспортировали соль. Название комплекса происходит от имени женщины, которая во II веке отдала свои владения для подземного кладбища, строительство которого длилось три столетия. Туннели этих катакомб простираются на 13 километров на разных уровнях глубины и хранят около 40 000 захоронений.

В катакомбах Присциллы до наших дней сохранилось много фресок, датируемых II-IV веками. Здесь можно увидеть самые старинные изображения Богородицы с младенцем и Богородицы Оранты.

Изображение Богородицы Оранты, III век

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы Домитиллы (итал. Catacombe di Domitilla), расположенные на Ардеатинской дороге, являются крупнейшим местом захоронения древнего Рима. Во II веке в этих туннелях начали появляться отдельные семейные склепы, которые в конце IV века объединились в большой некрополь, состоящий из 4-х уровневых галерей и коридоров общей протяженностью 17 км. В катакомбах Домитиллы насчитывается около 150 000 захоронений. В основном мертвых погребали в мелких щелях, выбитых в камнях, а у богатых римлян были настоящие фамильные гробницы.

В комплекс входит полуподземная базилика IV века, в которой до IX века хранились мощи святых Нерея и Ахиллея – важнейших римских мучеников. Сегодня с этой церкви начинаются экскурсии по катакомбам Домитиллы.

Базилика в катакомбах Домитиллы

Посещая катакомбы Домитиллы, можно увидеть великолепные фрески, которые сохранились до наших дней и знакомят нас с жизнью ранних христианских общин, их верой в воскресение и вечную жизнь.

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant’Agnese) датируются III—IV веками и названы в честь христианской мученицы Агнессы Римской, которую здесь похоронили. Ее могилу посещали римские и иностранные паломники. Также святая Агнесса была очень почитаема семьей императора Константина, который заказал строительство базилики Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура над подземным кладбищем. Сегодня в этом храме хранятся мощи святой, перенесённые из катакомб.

В катакомбах святой Агнессы, в отличие от прочих катакомб, нет фресок и росписей, но в нескольких склепах можно увидеть множество старинных надписей.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра

Катакомбы святых Марцеллина и Петра (итал. Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro) находятся в Риме на древней Лабиканской дороге. Туннели этого комплекса, построенные во II-III веке, спускаются на глубину до 16 метров и занимают площадь в 18 000 м². Склепы подземного кладбища украшены фресками библейских сюжетов.

Комплекс катакомб святых Марцеллина и Петра включает одноименную базилику и мавзолей Елены.

Информация для туристов

Адрес Как добраться от вокзала Термини Стоимость билета* График работы Выходные дни
Катакомбы св. Каллиста Via Appia Antica, 110 доехать на метро до станции Colosseo (линия B), затем пересесть на автобус № 118 до остановки Catacombe di San Callisto полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 14.00-17.00 среда
Катакомбы св. Себастьяна Via Appia Antica, 136 доехать на метро до станции Colosseo (линия B), затем пересесть на автобус №118 до остановки Basilica S. Sebastiano полный – € 8, льготный – € 5 10.00 – 16.30 воскресенье
Катакомбы Присциллы Via Salaria, 430 доехать на автобусе № 92 или 310 до остановки Priscilla полный – € 8, льготный – € 5 09.00 – 12.00; 14.00 – 17.00 понедельник
Катакомбы Домитиллы Via delle Sette Chiese, 282 доехать на автобусе № 714 до остановки Navigatori и 10 минут пройти пешком полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 14.00-17.00 вторник
Катакомбы св. Агнессы Via Nomentana, 349 доехать на метро до станции S. Agnese/Annibaliano и 5 минут пройти пешком полный – € 8, льготный – € 5 09.00-12.00; 15.00-17.00
Катакомбы св. Марцеллина и Петра Via Casilina, 641 доехать на автобусе № 105 до остановки Via Casilina/Berardi полный – € 8, льготный – € 5 10.00; 11.00; 14.00; 15.00; 16.00 четверг

*Экскурсия включена в стоимость входного билета.

Вход бесплатный для людей с ограниченными возможностями, детей до 5-6 лет, студентов Папского института христианской археологии.

Праздничные дни: 25 декабря, 1 января, Пасхальное воскресенье.

С более подробной информацией и особенностями посещения можно ознакомиться на официальных сайтах:

Планируете в ближайшее время посетить Вечный город? Предлагаем вашему вниманию обзор лучших отелей Рима с описанием и фото. В этом городе вы найдете множество интересных мест и достопримечательностей, одной из них является базилика Санта-Мария-Маджоре, здесь сохранилась мозаика еще с 5 столетия.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра

Туристический Рим богат на достопримечательности, и далеко не все из них сразу видны — некоторые спрятаны глубоко под землей. Частью этого подземного мира являются катакомбы святых Марцеллина и Петра (Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro), появившиеся еще на заре нашей эры. Они открыты сравнительно недавно, но несут следы невообразимо далекого прошлого в виде старинных фресок и росписей. И еще несколько лет назад эти артефакты были доступны только специалистам-археологам.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра (Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro)

История

Катакомбы Марцеллина и Петра существуют как минимум со 2-го века нашей эры — этим периодом датируются самые старые захоронения. Но вплоть до 4-го столетия подземелья были слабо известны. Популярность среди верующих они обрели только после того, как римский папа Дамасий узнал, что именно здесь были похоронены два святых мученика. Он велел благоустроить это место, чтобы сделать его более удобным для паломников, и украсить сами могилы мраморным фасадом.

Римский папа Дамасий I

В 7-м веке появилась небольшая церковь с алтарем прямо над могилами святых, а также был устроен еще один паломнический маршрут, связанный с захоронениями четырех других христианских мучеников. И некоторое время подземелья были очень популярны. Но в первой половине 9-го века мощи Петра и Марцеллина перевезли из Рима в Германию, что стало началом упадка катакомб.

Базилика святых Марцеллина и Петра ранее была окружена виллами и фермерскими территориями, рисунок 1753 года

Много лет подземные ходы были заброшены, лишь в 19-м веке их заново открыли для мира археологи. Однако еще долго здесь велись раскопки, очищались древние фрески, и зона была доступна лишь для ученых. Для посетителей же она открылась в 2014 году, с тех пор поток туристов здесь не иссякает.

Туристам всегда интересно это место, поэтому будьте готовы отстоять небольшую очередь

Как добраться до катакомб святых Марцеллина и Петра

Подземелья Санти-Марчеллино-э-Пьетро расположены в районе Torpignattara, вблизи старинной Лабиканской дороги. Это место удалено от популярных туристических маршрутов, но все же сюда совсем несложно добраться из центра города.

Точный адрес: Via Casilina, 641, 00177 Roma RM, Италия

Как добраться от ж/д вокзала Termini:

Автобус:маршрутом автобуса № 105 доехать до Berardi за полчаса.

Пешком:перейти на другую сторону улицы, расстояние 100 метров.

Электричка:от станции Roma Laziali у вокзала Termini электричкой Roma Giardinetti ехать в сторону Centocelle, выйти на остановке Berardi.

Пешком:пройти около 150 метров на другую сторону улицы.

Как добраться от ж/д вокзала Tiburtina:

Автобус:маршрутом №409 ехать до остановки Torpignattara 20 минут.

Пешком:по Via Casilina пройти около 600 метров.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра на карте

Что посмотреть

Катакомбы Санти-Марчеллино-э-Пьетро — часть старинного комплекса «У двух лавров» (Ad duos lauros), куда также входит расположенная над ними базилика и мавзолей святой Елены, матери императора Константина I. Этот император вошел в историю как первый римский правитель, официально принявший христианство, а его мать впервые привезла в Рим ценные реликвии, связанные с жизнью Иисуса Христа. Сегодня мощи Елены хранятся в нескольких странах мира, они давно покинули мавзолей. Но он остается интересным памятником древнеримской архитектуры и свидетелем событий почти 1 700-летней давности.

Сеть запутанных тоннелей уходит на глубину до 16 метров и расходится по территории около 18 000 кв.м. Сегодня для посетителей открыты далеко не все подземные залы, но и тех, что доступны, хватает для увлекательной экскурсии во времена зарождения христианства.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра — это сеть запутанных тоннелей

Захоронения в этих подземельях начались задолго до появления гробниц Марцеллина и Петра, а после того, как здесь были похоронены святые, многие знатные христиане тоже захотели устроить рядом свой семейный скреп. Поэтому на экскурсии можно увидеть многочисленные кубикулы (семейные усыпальницы) — какие-то из них совсем просты, другие же украшены богатыми росписями.

Обилие фресок — главная ценность этих подземелий. Самые ранние изображения были созданы еще в 4-м веке нашей эры. К сожалению, не все рисунки расчищены, и наряду с яркими цветными фресками есть темные, едва различимые росписи. Большинство из них отражает те или иные библейские сюжеты: сцены Богоявления, историю пророка Ионы, Ноев ковчег и т.д. Согласно названию катакомб, встречаются изображения святых Марцеллина и Петра, апостола Павла и других христианских мучеников. Среди росписей часто можно увидеть изображение Христа в образе Доброго пастыря, а также сцены крещения и библейских чудес.

Интересно: среди христианских мотивов выделяется фреска с историей Орфея, отправившегося в ад за своей возлюбленной Эвридикой. Считается, что первые христиане видели в этом нечто сходное с воскрешением Христа.

Часы работы и стоимость билетов

Экскурсии по Санти-Марчеллино-э-Пьетро проходят ежедневно, кроме четвергов.

Время отправления групп:

Стоимость билета:

556 руб. ) ;
Льготный (дети до 16 лет) — 5 € (

Бронировать тур нужно заранее — это можно сделать письмом на почту santimarcellinoepietro@gmail.com с указанием желаемой даты или заполнив форму на сайте.

В катакомбы святых вас не пустят без экскурсионной группы, чтобы вы не заблудились в тоннелях

Правила посещения

  • Посещение подземных тоннелей возможно только в сопровождении гида, самостоятельно отправиться на экскурсию нельзя.
  • Фото- и видеосъемка в катакомбах запрещена, причем за этим внимательно следят сопровождающие группу сотрудники.
  • Учитывая, что подземелья являются одной из христианских святынь, посетителям нужно позаботиться о соответствующей скромной одежде (без глубоких вырезов, декольте и т.д.).

На экскурсии гиды подробно и интересно рассказывают о происхождении и значении фресок и рисунков

Интересные факты

  • Согласно преданию, святые Марцеллин и Петр были казнены за пределами Рима в глухом малоизвестном месте, где мученикам пришлось самостоятельно расчищать участок для могил. После их тела нашли две женщины-христианки (Фирмина и Люцилла), чтобы перезахоронить на территории катакомб.
  • Самым старым источником информации о судьбе двух святых являются слова и записи папы Дамасия I — по легенде ему о мучениках рассказал сам палач, который после казни обратился в христианство.
  • Катакомбы были местом паломничества в течение многих веков — среди фресок обнаружены древние надписи и молитвы на разных языках, включая даже кельтские руны.

В катакомбах будьте предельно осторожны. Крутые лестницы, низкие потолки и хрупкие вещи будут окружать вас

Полезные советы

  • На экскурсию по подземельям не стоит записываться людям с клаустрофобией (паническим страхом замкнутых пространств), а также тем, кто боится темноты.
  • Ввиду того, что тоннели находятся глубоко под землей, температура воздуха в них намного ниже, чем снаружи. Посетителям нужно взять с собой теплую одежду.
  • Перед экскурсией в подземную часть стоит уделить немного внимания и наземной — базилика Санти-Марчеллино-э-Пьетро имеет сдержанный, совсем не помпезный, но очень красивый интерьер с колоннами и белоснежными сводами.
  • На выходе из подземелий можно приобрести открытки с изображением самых интересных фресок (даже тех, которые не включены в программу экскурсии).

Катакомбы святых мучеников Марцеллина и Петра находятся вдали от других достопримечательностей Вечного города, но они стоят того пути, который придется проделать туристам. Ведь в отличие от более известных подземелий святого Каллиста или святой Домитиллы, здесь не так много людей, и вся экскурсия проходит в более спокойном темпе. Неподалеку, вдоль улицы Via Casilina, есть несколько ресторанов и кафе, где можно пообедать и отдохнуть перед возвращением в город. Также можно на трамвае Roma Giardinetti прокатиться до античных ворот Порта-Маджоре (дорога займет всего 15 минут) и продолжить изучение Древнего Рима.

Возвращение в Рим – часть 1. Катакомбы св. Марцеллина и Петра

Начнем мы с самого главного моего римского открытия – катакомб святых Марцеллина и Петра. Опять-таки постоянные читатели знают о моей извращенной любви к катакомбам: я водил вас по римским (Присциллы, Агнессы, Каллиста и Себастиана), неаполитанским (Яннуария и Гаудиоза), мальтийским (Павла и Агаты) катакомбам. До недавнего времени в Риме для посещения были открыты пять катакомбных комплексов (уже упомянутые Сан-Каллисто, Сан-Себастьяно, Санта-Домитилла, Санта-Пришилла и Сант-Аньезе), а меж тем ученым известно около 6 десятков. И вот недавно случайно я узнал об открытии для посетителей очень известных в узких кругах катакомб святых Марцеллина и Петра. Фрески из этих катакомб очень известны и кочуют из издания в издание, а вот увидеть их в оригинале раньше могли только специалисты. И вот теперь наконец-то туда можно попасть и любителям!

Катакомбы Санти-Марчеллино-э-Пьетро находятся в совершенно нетуристическом районе Рима, куда от вокзала Термини ходит полутрамвай-полупоезд. Когда таких междугородних трамвайных систем в Италии было очень много (в частности именно так Муратов добирался из Флоренции в Поджо-а-Кайано), но они тихо отмерли с развитием автобусного транспорта. Линия Рим – Джардинетти (теперь обрывается в Ченточеле) – это чуть ли не последний реликт таких междугородних трамвайных систем. Я сел на этот трамвай у Порта-Маджоре и минут через 20 прибыл на место – остановка называется Берарди.

Обратите внимание: тур по катакомбам Санти-Марчеллино-э-Пьетро нужно заранее заказывать. На сайте указаны часы и дни, когда возможно посетить катакомбы; далее нужно написать письмо с указанием удобного дня и часа, а потом дождаться ответа. Мне выпало посетить катакомбы в 10 утра в Великую пятницу. Приехал я загодя, и в ожидании тура зашел в современную церковь, построенную над катакомбами

Вы же помните, что я писал о принятом в римском обряде перенесении Даров после мессы Великого четверга в особенную часовню (условный “гроб Господень”)? Вот на фото как раз видно, что ряд скамеек стоят под углом к оси церкви, и на них присели несколько человек. Это и есть “гроб Господень”. Утром пятницы, да еще и на краю Рима, молящихся было мало, а вот в центральных храмах у “гроба” было не протолкнуться – живо еще благочестие в Риме)))

Собственно в церкви посетителям делать нечего – конторка катакомб находится сзади храма, а вход в катакомбы – сзади и левее

Методика понятна: заходим в конторку, встречаемся с гидом и идем толпою к заветной двери. В моем случае “толпа” состояла из 3х человек: смиренного автора и двух англичан – матери и сына. Мать была вылитая мисс Марпл из сериала: пытливая общительная английская леди ближе к 60 с невероятно правильным английским языком. Обычно у меня диалог с носителями английского не получается: они говорят быстро, употребляют много глаголов get (который с разными предлогами может означать, что попало) и совершенно равнодушны к тому, что собеседник их “не догоняет”. Эта же дама была сама совершенство, ее английский был литературным и нормального темпа, и она была любительницей катакомб. Так что мы с ней плюс гид очень хорошо пообщались))) По понятным причинам в катакомбах фотографировать не разрешено, да и в такой маленькой группе отстать было невозможно: впереди шла гид, а замыкал группу охранник.

Катакомбы свв. Марцеллина и Петра возникли на виа Лабикана в конце III века, а в диоклетианово гонение здесь были погребены мученики. Кроме титульных святых, здесь были погребены святые Горгоний и Тибуртий, Четверо коронованных мучеников (точнее одна из групп, позднее слившихся в этот культ, см. здесь), еще 40 безымянных мучеников. После Миланского эдикта над катакомбами была воздвигнута базилика (остались руины), рядом с которой пожелал упокоиться император Константин. Но Константин, как мы помним, переехал в новопостроенный КПоль, где и был погребен, а в построенном им при катакомбах Санти-Марчеллино-э-Пьетро мавзолее была первоначально похоронена его мать – святая Елена.

Ее мавзолей можно видеть здесь же:

Разумеется, мощей св. Елены давно здесь нет, а ее порфировый саркофаг был затем перевезен в Рим и “занят” папой Анастасием IV, сейчас этот саркофаг находится в Ватиканских музеях.

Но вернемся к катакомбам. Они продолжали использоваться в IV столетии, в частности папа Дамасий написал несколько эпитафий в честь погребенных здесь мучеников. И лишь с VII века начинается упадок римских катакомб, так что они были напрочь забыты вплоть до XIX века, когда их вновь “открыли” для мира археологи. Катакомбы свв. Марцеллина и Петра были очень популярны (многие желали лежать поближе к героям веры), так что здесь сохранилось очень много семейных кубикул с фресками. Их сейчас потихоньку восстанавливают. Века забвения привели к тому, что фрески потемнели, и их приходится отчищать. Неочищенные фрески очень темные, и только с очень большим усилием можно что-то разглядеть. А вот отмытые фрески поражают. Здесь и далее картинки будут из купленных на месте открыток плюс несколько отсканированных из книги “Катакомбы Рима”.


Самая известная “открыточная” фреска отсюда украшает кубикулу, где, как предполагается, изначально были погребены мученики. В верхнем регистре Христу предстоят легко узнаваемые апостолы Петр и Павел. В нижнем регистре к Агнцу простирают руки (слева направо) мученики Горгоний, Петр, Марцеллин и Тибуртий. Судя по цветам и гирляндам, действие происходит в райском саду.


Часто встречающаяся в этих и не только этих катакомбах тема Христа – Доброго пастыря.


Здесь в центре вновь Добрый пастырь, к нему простирают руки четверо молящихся (эта поза называется “оранта”, она очень часта в катакомбах; современная Римская церковь возродила традицию, в частности на мессе “Отче наш” все поют именно с воздетыми руками). А вот в полукругах нам показана история Ионы; сохранилось, правда, только три сюжета из четырех. Слева Иону сбрасывают с корабля в море, справа пророка выплёвывает кит, а внизу Иона лежит в тени огромной тыквы в ожидании разрушения Ниневии. История Ионы опять-таки очень частый сюжет в катакомбах: тридневное пребывание пророка в чреве кита предобразует трехдневное воскресение Христа.

Не менее популярной в катакомбах была история Ноя: его спасение от потопа в ковчеге символизирует спасение христиан от гибели в крещении. Одна из фресок: Ной выходит из ковчега, а выпущенный им до этого голубь приносит оливковую ветвь.

История Ноя несколько раз повторяется в катакомбах свв. Марцеллина и Петра.

К сожалению, у меня нет фотографии потрясающей кубикулы Никифора: здесь изображено исцеление кровоточивой женщины через прикосновение к одеждам Иисуса. Не нашел я и фотографии неоднократно изображенного в катакомбах Даниила среди львов.

Понятно, что в катакомбах много раз повторяются сцены, изображающие прямо или символически два главных таинства: крещение и евхаристию. Если евхаристию здесь чаще показывали в сцене умножения хлебов, то на крещение намекали и истории Ноя, и чудеса Моисея – прохождение через Красное море и иссечение воды из скалы.

Моисей здесь показан с лицом и в одеждах античного философа; более того, есть предположение, что фреска – чей-то портрет.

Есть в катакомбах святых Марцеллина и Петра несколько фресок с крещением Христа в Иордане, только я их вам показать не могу. К сожалению, нам не показали (а потому из принципа я и вам не покажу) прекрасную фреску с Орфеем – в его схождении в ад за Евридикой христиане тоже видели прообраз воскресения Христова.

Напоследок сцена первородного греха. К сожалению, в книге она помещена на развороте, так что скан немного смазан:

Еще фрески из катакомб можно поглядеть здесь, только они там мелкие – явные сканы из книг.

Ну а собственно о катакомбах уже все сказано Диккенсом. Правда, он написал этот о Сан-Себастьяно (других катакомб тогда не знали):

Изможденный монах-францисканец с диким горящим взглядом был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие ходы и отверстие в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжелым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли, и я невольно подумал: “Боже, а что, если во внезапном припадке безумия этот монах затопчет факелы или почувствует себя дурно, что станется тогда с нами?”

Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами, чтобы убийцы и воры не могли найти тут убежища и составить, таким образом, подземное население Рима, еще худшее, нежели то, что живет под солнцем. Могилы,могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: “Мы христиане! Мы христиане!”, чтобы их убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из тех, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и еще более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодною смертью.

“Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах, -сказал францисканец, окидывая вас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, – ее торжество здесь, посреди могил мучеников за веру!”
Наш проводник был искренним, вдумчивым человеком и сказал это от всего сердца; но когда я подумал о том, как люди, называвшие себя христианами, поступали друг с другом, как, извращая нашу милосерднейшую религию, травили и мучили, сжигали и обезглавливали, удавливали и истребляли друг друга, я представил себе страдания тех, кто теперь – безжизненный прах, страдания, превосходившие все, что они претерпели, пока от них не отлетело дыхание: я представил себе, как содрогнулись бы эти великие и стойкие сердца, если б могли предвидеть все злодеяния, которые будут твориться якобы во имя Того, за Кого они приняли смерть; и какою мукой, горчайшей из всех, было бы для них это предвидение на безжалостном колесе, на ужасном кресте и в страшном пламени костра
” (Картины Италии, 1846)

Сейчас о катакомбах известно гораздо больше, чем во времена Диккенса. Во-первых, христиане никогда не укрывались в катакомбах, здесь хоронили умерших и в дни их памяти совершали заупокойные службы. Во-вторых, катакомбы были прекрасно известны римским властям: здесь нередко находят кирпичи с клеймом императорских мастерских, да и сохранить в тайне место захоронения тысяч людей невозможно. В-третьих, хоронили здесь не только в III, но и в IV – V веках, когда никаких гонений уже не было. В-четвертых, в катакомбах уже заметно раслоение внутри общины: с роскошно расписанными кубикулами и аркосолиями соседствуют дешевые локулы и формы (ниши в стенах и в углубления в полу соответственно). И т.д.

Но все эти вновь обретенные знания не в силах уничтожить “магию” катакомб. Все-таки здесь ждут воскресения тысячи христиан, от которых нас отделяет 1,5 тысячи лет, но с которыми мы все надеемся воскреснуть в последний день. Именно здесь, как и сказал диккенсовский монах, мы видим живое (да-да, живое, невзирая на прах и кости) свидетельство нашей веры.

Сейчас я могу сказать, что катакомбы свв. Марцеллина и Петра гораздо интереснее разрекламированных катакомб св. Каллиста (там вам придется сначала отстоять очередь, а потом чуть ли не бегом пробежать мимо интереснейших фресок в кубикулах) и не менее интересны, чем прекрасные катакомбы Присциллы. Главное, что и у Присциллы, и у Марцеллина с Петром народа мало, поэтому гид подстраивается под ваш темп, да и в кубикулы с фресками пускают, а не просто позволяют бросить взгляд через стекло (как в Сан-Каллисто). Так что не пожалейте времени и постарайтесь сюда добраться. Я получил преогромнейшее удовольствие как от увиденного, так и от общения с гидом и моей попутчицей-англичанкой)))

Читайте далее: