Картины живопись муза клио

Искусство

Популярные публикации

Последние комментарии

Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали?

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

Каллиопа – муза эпической поэзии;
Клио – муза истории;
Мельпомена – муза трагедии;
Талия – муза комедии;
Полигимния – муза священных гимнов;
Терпсихора – муза танца;
Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали.

Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Клио, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)

Мусейоны

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку. Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады. Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Клио, «дарующая славу» муза истории

Её постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков. Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Согласно мифологии, Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио. Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису. Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону. Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий

Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню, Зевс или Посейдон (тут мнения расходятся), превратил их в сирен. Тех самых, что едва не погубили аргонавтов. Мельпомена же поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке. В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Талия, муза комедии

Сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор. Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов и веры, нашедшей своё выражение в музыке

Эвтерпа — муза поэзии и лирики

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме. Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души. Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов. Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений. Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа (греч. «прекрасноголосая») — муза эпической поэзии

Урания — девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Что зашифровано на картинах самого загадочного художника Золотого века: Азбука живописи Яна Вермеера

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В 1600—х многие люди не умели ни читать, ни писать. В этой связи творчество художников было очень кстати: они рассказывали свои истории через символы на картинах. Особенно актуальны были эти живописные рассказы во времена религиозных преследований и инквизиции.

Белый воротник — молодость, невинность и чистота.

Белый платок — аллегория нимба. («Женщина, держащая весы»).

Венок, горн и книга — обозначают Клио, музу истории. («Мастерская художника»).

Весы — символ взвешивания души, своих действий, метафора выбора между добром и злом. («Женщина, держащая весы»).

Виноград — признак плодородия.

Глобус — создавая картины «Географ» и «Астроном», художник задумал и образ ученого, занимающегося наукой, и символ вселенной, и связанную с ней идею конечной природы земного существования. Это был его любимый мотив в картинах XVII века.

Грозовое небо — назревающая проблема.

Двуглавый орел — символ династии Габсбургов, которая с XVI века управляла семнадцатью провинциями Нидерландов. История вдохновляет художника. В художественных кругах со времен античности это его самый важный предмет, дающий право художникам на престижную позицию в обществе. («Бокал вина»).

Жемчуг — тщеславие («Женщина с жемчужным ожерельем», «Госпожа и служанка», «Любовное письмо», «Женщина с лютней», «Гитаристка»).

Женщина — в священном писании и картинах художника символизирует Церковь.

Зеркало — символ оценки достоинств и недостатков, добра и зла, двойственность женской природы.

Змея, раздавленная камнем — символ победы Христа.

Золотые монеты и жемчужины — символизируют опасность мирского поведения. («Женщина, держащая весы»).

Карта Нидерландов — географическая карта в XVII в. была ценным предметом интерьера, свидетельствующая о богатстве, а заодно и о патриотических чувствах ее владельца («Мастерская художника», «Молодая женщина с кувшином воды», «Офицер и смеющаяся девушка»). На картине «Женщина читающая письмо» карта Нидерландов на стене позади означала, что письмо написано путешествующим мужем.

Кисть для пудры — символизирует легкомысленность молодых женщин из высшего сословия, отсутствие домашних обязанностей и склонность к пустячным занятиям («Женщина с жемчужным ожерельем»).

Книга — обращает внимание на важность сюжета («Мастерская художника»).

Корабль в море — тема картины прямо за головой горничной, и он символизирует поиск безопасной гавани («Любовное письмо»).

Кувшин вина и ваза с яблоками — символ падения человека в райском саду («Горничная спит», «Девушка, читающая письмо у открытого окна»).

Лимоны — олицетворяли собой кислую дружбу.

Метла , которая представляет голландскую поговорку «замужем за метлой» — еще один способ сказать, что они живут вместе вне брака. может свидетельствовать о том, что брак был забыт или отложен («Любовное письмо»).

Морские пейзажи — спокойное море означало спокойную жизнь, тогда как бурное море означало трудности.

Музыкальные инструменты — символизируют гармонию между мужчиной и женщиной. Музыка — это спутник радости, бальзам скорби. В живописи Вермеера музыкальная тематика часто перекликается с темой влюблённости и соблазна («Прерванный урок музыки», «Урок музыки», «Концерт», «Дама, сидящая за вирджиналем», «Женщина с лютней»).

Одинокий пейзаж с человеком — иллюстрирует разлуку влюбленных («Любовное письмо»).

Пара тапочек — символ женщины с сомнительной моралью («Любовное письмо»).

Смятые или отброшенные ноты могут представлять недостижимую гармонию («Любовное письмо, «Бокал вина», «Прерванный урок музыки».

Стол женщины — это стол Господа, и он говорит о единении с Христом, которое традиционно и символически встречается в символах хлеба и вина («Христос в доме Марфы и Марии»).

Ткани — декор, который способствует успеху картины. Скатерти и тканные полотна придают картинам контраст, необходимый Вермееру для закрепления геометрической компоновки. Очень часто используемый предмет интерьера («Женщина с жемчужным ожерельем», «Женщина, держащая весы» и др.).

Три шкатулки (для денег, для украшений, для весов) — символ материальных благ и суетных радостей («Женщина, пишущая письмо», «Женщина, держащая весы»).

Яблоко — означает первородный грех. («Девушка, читающая письмо у открытого окна»).

Таким образом, предметы на картинах Яна Вермеера скрывают заложенные художником коннотации. Символы передают контраст, дополняют композицию и олицетворяют истинный сюжет.

О творчестве этого художника ещё многое предстоит узнать. А недавно стало известно, что Купидон, спрятанный в картине Вермеера 200 лет назад, предстанет перед зрителями .

Автор: Djamilya Art

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Музы великих художников: десять самых красивых историй любви

Считается, что за каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина. В преддверии 8 марта «МИР 24» мы решили рассказать о десяти самых неоднозначных музах великих художников.

Спрятанный лик под «Данаей»

Рембрандт/Саския в образе Флоры

Голландскому художнику Рембрандту мировое признание художнику принесла картина «Даная». Писал Рембрандт ее не для продажи. Картина, знаменитая своим эротизмом на грани фола, вызывала немало вопросов у искусствоведов. Они долгие годы спорили о том, чей лик запечатлен на шедевре Рембрандта. В середине ХХ века специалист Эрмитажа Юрий Кузнецов решил подвергнуть «Данаю» рентгенографическому исследованию. Аппарат высветил лицо Данаи, и в ее чертах вдруг проступила сама Саския ван Эйленбург – муза и жена художника.

Влюбились они в друг друга в Амстердаме, куда Рембрандт приехал, чтобы разбогатеть и прославиться, а скромная Саския – погостить у родни. Тогда художнику было 27, а его будущей супруге – на 6 лет меньше. Саския вдохновила его на создание целого ряда портретов. Один из них – «Блудный сын», на котором муза творца изображена в образе блудницы, сидящей на коленях у самого Рембрандта. Полотно было написано в первые дни медового месяца супругов. Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры – римской богини цветов и плодов.

Камилла на смертном одре

Клод Моне дал рождение художественному направлению «импрессионизм» благодаря картине «Впечатление. Восходящее солнце». Но самой знаменитой его работой считается серия полотен «Водяные Лилии».

Однако критики считают, что известность ему принесла картина «Камилла, или Портрет дамы в зеленом платье». На ней творец изобразил свою музу и жену Камиллу Донсье (Камиль Домкьюз). Долгие годы она оставалась единственной моделью художника. Камилле нравилось замирать перед холстом, и большая часть женских образов Моне списана именно с нее. Супруга позировала мужу во многих картинах. Ее задорный портрет можно увидеть на картине «Японка». В отличие от большинства других работ Моне, эта работа не столь насыщена светом. Она же прогуливается вместе с сыном по лугам на полотне «Прогулка: Камилла Моне с сыном Жаном (Женщина с зонтиком)».

Клод Моне/Женщина с зонтиком

Клод прожил с супругой 15 лет. После смерти он решил изобразить Камиллу на смертном одре, окутанной голубой дымкой. Так появилось одно из самых волнующих произведений, вышедших из-под кисти импрессионистов – «Посмертный портрет Камиль Домкьюз».

Образец французской кокетки

Пьер Огюст-Ренуар считается знаковой фигурой в импрессионизме. Холст «Большие купальщицы» – самая значимая работа французского художника. Для этой картины позировала одна из его муз – Сюзанна Валадон, впоследствии ставшая известной художницей. В «Больших купальщицах» Сюзанна предстает в образе соблазнительной пухлой красотки. Изящная фигурка и очаровательное личико Валадон очень нравилось Ренуару и он взял ее себе в натурщицы на долгие годы. Пьер был готов днями напролет рисовать свою любимую музу. Он с наслаждением наносил на холст ее большие голубые глаза, густые темные волосы и пышную грудь. Так появился портрет «Девушка, заплетающая косу».

Ренуар/Девушка,заплетающая косу

Еще одной неимоверно популярной работой художника стали две картины из цикла «Городские танцы», на которых в роли танцующей дамы была изображена Валадон. Сам творец называл свою Музу образцом французской кокетки конца XIX века.

Муза в образе Демона

Творчество Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ, в первую очередь известно по его иллюстрациям к произведениям Лермонтова. Образ лермонтовского Демона можно часто встретить в его картинах. Но в молодые годы Михаил расписывал церкви и писал ангелов. И вдохновение ему дарила Эмилия Прахова, жена профессора Адриана Прахова.

Врубель/Демон сидящий

Профессор очень долгое время искал человека, который мог бы отреставрировать фрески XII века в Кирилловской церкви. Однажды он услышал о начинающем художнике Михаиле Врубеле и позвал его к себе, где и познакомился со своей музой. Во время реставрационных работ до Адриана доходят слухи, что у его жены появился молодой любовник в лице Михаила. Опасаясь за свой брак, он решает избавиться от соперника и отправляет художника в Италию, чтобы тот закончил работу над четырьмя иконами – «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл», «Богоматерь с младенцем». Врубель пробыл в Венеции 3 месяца и закончил всю работу. Однако многие в образе Богородицы увидели черты лица Эмилии, а в образе Иисуса Христа – портрет ее маленькой дочери Оли. Прахова не оценила творчество и прервала отношения с Врубелем. Единственное, что оставалось художнику – это рисовать любимую. И он продолжал. Удивительно, но искусствоведы угадывают черты Эмилии Праховой даже в поздних работах художника – в знаменитом шедевре «Демоне сидящем».

Поцелуй Эмилии

Полотна австрийского художника Густава Климта известны во всем мире. Его работы входят в топ-10 самых дорогих картин мира. Мировую известность ему принесли полотна «Поцелуй» и «Золотая Адель». Любопытно, что многие дамы с портретов для виртуозного австрийца позировали в платьях модельера Эмилии Флёге. Она же была его музой.

Климт/Поцелуй

Эмилия познакомилась с Густавом, когда ей было 18 лет. Климту было уже под 30. Браком они не стали себя связывать, скрепили свою пару негласным дружеским союзом с толикой романтики. Впоследствии она оставалась постоянной спутницей Климта более 20 лет. Художник лишь раз нарисовал свою музу, но Эмилии и ее семье портрет не понравился, она отказалась его принять. Спустя несколько лет картину приобрел Венский исторический музей. Однако эксперты считают, что Эмилия как минимум дважды появлялась на полотнах творца. Считается, что на картине «Поцелуй» изображен их автопортрет. Она же вдохновила его на написание уникальных пейзажей – мозаичные полотна из точек и узоров. Многие из них были сожжены нацистами во время Второй мировой войны. В 2017 году его пейзаж «Цветущий сад» был продан на лондонском аукционе «Сотбис» за 59 млн долларов.

После смерти художника Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него. Она пережила художника на 34 года и все это время вела уединенный образ жизни.

Девушка с картины «Последний день Помпеи»

Карл Брюллов – русский художник. Самым главным произведением в творчестве мэтра искусствоведы считают полотно «Последний день Помпеи». Написал он его в возрасте 28 лет во время своей экспедиции на раскопки древней Помпеи. Потом была картина «Итальянский полдень», моделью для которой стала неизвестная симпатичная пышная итальянка.

Его музами становились девушки из реальной жизни со всеми их достоинствами и недостатками, но главной была – графиня Юлия Самойлова. Яркую красавицу Брюллов встретил в Риме. К слову, время знакомства художника и Самойловой совпало с работой Карла над «Последним днем Помпеи». Темперамент графини был взрывным, поэтому в качестве главной героини Брюллов изобразил Юлию. На полотне ее образ запечатлен трижды: девушка с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, женщина с младенцем на руках, мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей.

Брюллов/Последний день Помпеи

На картине «Всадница» Брюллов запечатлел графиню с приемной дочерью Джованиной. Полотно вызвала огромный восторг публики. Другая приемная дочь Амацилия сопровождает Самойлову и на другом портрете Брюллова – в «Маскараде». Эта работа стала последней в их совместном творчестве.

Дама Пикассо

Картину «Девочка на шаре» искусствоведы называют самой знаменитой работой испанского художника Пабло Пикассо. Знаменитое творение художника своим появлением обязана Фернанде Оливье. Она была его первой большой любовью. С художником Фердинанда познакомилась, когда им обоим было по 23 года. В то время Пикассо был беден и никому не известен. Сначала Оливье стала его натурщицей, а потом музой. Она вдохновила творца на написание более шестидесяти картин, на которых предстает в самых разных образах. Самой яркой совместной работой считается картина «Дама с грушами». На полотне возлюбленная Пикассо изображена вовсе не изящно. Она похожа на вырезанную из дерева массивную скульптуру, чем на стройную и утонченную женщину, какой Фердинанда была от природы.

Пикассо/Алжирские женщины

Их роман закончится через девять лет. Оливье потом всю жизнь будет пытаться опубликовать дневники с воспо­минаниями о Пикассо, а гениальный художник – платить ей, чтобы эти истории никак не повлияли на его репутацию. Мемуары выпустят сразу после смерти обоих – в 1988 году.

Белорусская Муза Шагала

Русско-французский художник Марк Шагал один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Мировое признание ему принесла картина «Над городом». Главные герои – сам художник и его жена Белла Розенфальд, парящие над землей.

Шагал/Над городом

Марк неоднократно рисовал свою музу Бэллу. Шагал познакомился с ней в Витебске (Беларусь). Через 6 лет они поженились и провели вместе 29 лет. Все это время он посвящал любимой супруге картины. Их были сотни. Картина «Прогулка» была создана в атмосфере восторга и счастья от свадьбы с Беллой. Искусствоведы считают ее одной из самых романтичных картин Шагала.

Белла прожила с Шагалом счастливую жизнь. Как настоящая муза она делила с ним победы и поражения. Художник пережил свою жену. После смерти он напишет в шагаловском стиле картину «Одиночество» – свою Беллу, вознесшуюся на небеса.

Прекрасная Елена

Сальвадор Дали – главный сюрреалист мирового искусства. За всю жизнь он создал сотни картин. Пожалуй, самая узнаваемая – «Постоянство памяти». На написание этого шедевра вдохновила его муза и жена Гала, или Елена Дьяконова. Однажды она произнесла: «увидевшие картину хотя бы раз никогда не забудут ее». Так и случилось, искусствоведы до сих пор спорят о том, что на ней изображено.

Дали/Галатея cо сферами

Гала и Дали встретились, когда ему было 25, а ей 35. Они не расставались 53 года. Все это время Гала была главной музой и натурщицей Дали. В картине «Галатея cо сферами» жена Сальвадора изображена из множества маленьких-сфер атомов, сливающихся в единый коридор. Испанский художник беспрестанно рисовал свою Галу. В картинах Дали она была его Девой Марией и Еленой Прекрасной. Маэстро помещал ее лицо рядом с муравьями и отбивными. Последние годы Галы были омрачены болезнями, поэтому день смерти она ждала как «самый счастливый в жизни». Муза художника умерла в 1982 году, Дали пережил ее на семь лет.

Царственная Анна Ахматова

Амедео Модильяни знают во всем мире как итальянского художника и скульптора. В России он известен не только своими картинами, но и тем, что у Модильяни был бурный роман с поэтессой Анной Ахматовой. Впервые художник и его муза встретились в парижском кафе «Ротонда». Она была «Царственна!», – вспоминал Модильяни свою первую встречу с Анной Ахматовой. В ту пору 20-летняя Анна приехала в Париж на медовый месяц со своим мужем Николаем Гумилёвым, но это не помешало чувствам между Анной и Модильяни. Они провели вместе три романтичных месяца. В маленькой съёмной комнате поэтесса позировала маэстро для его новых картин. Амадео написал 16 карандашных рисунков Ахматовой, однако судьба многих работ остается неизвестной: говорили, что Анна спрятала портреты, желая скрыть свою страстную любовь. Искусствоведам известны только две работы, которые напоминают русскую поэтессу.

Модильяни/Портрет Жанны Эбютерн в красной косынке

Ахматова вернулась к мужу в Россию. Влюблённые расстались навсегда. Модильяни вскоре увлёкся французской художницей Жанной Эбютерн, которая впоследствии стала его музой на всю жизнь. Он успел написать около 25 ее портретов. В картинах Модильяни она всегда представала в образе задумчивых меланхоличных женщин. «Портрет Жанны Эбютерн в красной косынке» эксперты называют «одной из самых совершенных работ художника».

Жанна Эбютерн была очень привязана к Модильяни. Когда художник разрушал себя наркотиками и алкоголем, Жанна Эбютерн с ужасом наблюдала, как он умирает. На следующий день после того, как Амадео умер, Жанна выбросилась из окна. Ей не было и двадцати двух лет.

Музы художников. 5 самых красивых историй любви

Тонко чувствующие и эмоциональные художники умеют любить. А еще они могут увековечить своих любимых.

Они вошли в историю, как самые красивые, самые загадочные, самые талантливые или самые верные музы.

Вот 5 настоящих историй любви и страсти, которые дадут фору любому книжному роману.

Самая красивая муза. Боттичелли и Симонетта Веспуччи

Симонетта считалась самой красивой женщиной Флоренции. Все восхищались ею. В том числе Боттичелли.

Она была замужем за родным братом мореплавателя Америго Веспуччи. Того самого, в честь которого американский континент получил своё название.

Боттичелли млел от ее красоты на расстоянии. Но, увы, недолго. Она умерла в 23 года от чахотки. Но даже после смерти она продолжала вдохновлять Боттичелли.

Раз за разом он рисовал ее лицо то в образе Венеры, то Мадонны. С каждой картины на нас смотрит она, прекрасная Симонетта.

Слева: Фрагмент картины «Рождение Венеры» . 1485 г. Галерея Уффици, Флоренция. Справа: Фрагмент картины «Мадонна с младенцем, святым Иоанном и ангелом». 1490 г. Национальная галерея Лондона.

Ее красота поражает современного зрителя. Потому что соответстует нашим представлениям о прекрасном.

В эпоху возрождения внешняя красота была превыше всего. После мрачных средних веков люди наконец позволили себе любоваться красивым лицом и телом.

В наше время культ внешности тоже возобладает. Поэтому Боттичелли нам так близок и понятен. Хотя разделяет нас 5 веков.

Самая реалистичная муза. Елена и Караваджо

Она жила в неблагополучном районе Рима и имела репутацию девушки лёгкого поведения. Но Караваджо было глубоко плевать на домыслы. Он безумно любил Елену.

Она позировала ему для образов Мадонны. И та выходила живая, настоящая. Он не приукрашивал – писал ее в простом платье с босыми ногами.

Это уже красота не кукольная и идеализированная, как у Боттичелли. Это красота живой женщины, которая дышит и разговаривает. Но Караваджо это дорого стоило.

Публика злилась и настаивала, чтобы «девку» вынесли из церкви. И картины убирали подальше.

Однажды недоброжелатели Караваджо избили беременную Елену. Ребёнка она потеряла. Взбешённый Караваджо искал повод выплеснуть свой гнев. И в одной из уличных драк убил своего давнего недруга.

Он бежал из Рима. Родственники убитого преследовали его, хотели отомстить.

В бегах он узнал о смерти Елены. И решил больше не сопротивляться судьбе. Предположительно, он сдался на милость преследователям. Они его не пощадили.

Тело Караваджо так и не нашли.

Самая загадочная муза. «Венера» и Веласкес

Веласкес был приближенным придворным короля. Тот доверял ему выносить за собой горшки. А ещё отправил в качестве дипломата в Италию на долгих 4 года. Ему было все равно, что в Испании у Веласкеса осталась семья.

Конечно, ни один мужчина не выдержит такого долгого воздержания. В Италии у него появилась муза.

Мы никогда не узнаем ее имя. И даже ее лицо мы с трудом различаем на картине «Венера перед зеркалом» .

Более подробно о дерзком шаге Гойи в живописи читайте в статье “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”.

Венерой она названа условно. Очевидно, что это реальная женщина. Красивая, но реальная. Как и Караваджо, Веласкес жил в эпоху барокко. Тогда жизненность и реалистичность были главными атрибутами мастерства.

Но вот какое дело – ее красота подтолкнула Веласкеса на преступление.

Испанские законы 17 века запрещали изображать обнаженную натуру. Даже если это богиня, рядом с которой изображён купидон.

За это инквизиция отправляла на пытки. Но страсть и желание запечатлеть возлюбленную были сильнее.

Веласкесу повезло. Его картину приобрёл премьер-министр Испании. Она была надежно спрятана от посторонних глаз на родине художника.

Самая талантливая муза. Берта Моризо и Эдуард Мане

Они могли бы быть идеальной парой. Оба из аристократических семей. Оба художники. К тому же влюбленные друг в друга.

Эдуард Мане был вдохновителем всех импрессионистов . Он смело экспериментировал с цветом и формой. Берта шла по его стопам. Но не копировала, а выработала собственный стиль .

Он восхищался, хвалил. Писал один ее портрет за другим.

Эдуар Мане. Отдых. Портрет Берты Моризо. 1870 г. Музей Род-Айлендской школы дизайна

Он мог закончить картину за один-два сеанса, буквально на одном дыхании. Она была идеальной музой.

Эти портреты также полны цветовых контрастов, которыми увлекался Мане. Светлая кожа Берты или ее светлое платье на темном фоне.

Но Мане, новатор в живописи, в личной жизни был очень нерешителен. Он был женат и так и не развелся ради Берты. И слишком уважал ее, чтобы сделать любовницей.

Их любовь дальше портретов и задушевных бесед не пошла. Берта вышла замуж за его родного брата, когда ей было за 30.

Самая верная муза. Жанна Эбютерн и Модильяни

Модильяни влюбился, едва заметив Жанну в кафе. Она тоже рисовала и пришла пообщаться с художниками. Молоденькая, обаятельная, с густыми длинными волосами. День знакомства стал их первым днем совместного проживания.

Он написал десятки ее портретов в своем неповторимом стиле . Миндалевидные глаза и каштановые волосы Жанны гармонировали с вытянутостью форм и четкостью линий.

Амадео Модильяни. Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью. 1919 г.

Она родила ему дочь и ждала второго ребёнка. Он готов был жениться. Но не успел.

Однажды он вышел из кабака в холодный вечер, расстегнув пальто. Он сильно простыл и умер через 3 дня от пневмонии.

Жанна была оглушена смертью любимого. За ней присматривал ее брат. Но это не помогло. Не помня себя от горя, она выпрыгнула в окно. Она была на 8 месяце беременности.

Нет повести печальнее на свете… Утешаешься тем, что Шекспир выдумал свою историю любви. А эта история о Жанне и Модильяни – самая настоящая…

Что все эти женщины чувствовали и думали, когда любящий мужчина писал их? Понимали ли они, что они войдут в историю? Что их имена и лица будут пристально изучать и рассматривать 200, 300 и даже 500 лет спустя.

Возможно. А может и нет. Просто любили и не думали о вечном.

Самые знаменитые музы великих художников

Симонетта Веспуччи (Симонетта Деи Каттанеи)

Жена Марко Веспуччи, родной брат которого, Америго, дал имя Америке, открытой Христофором Колумбом.
Великий художник Сандро Боттичелли обессмертил красоту Симонетты на своих полотнах. Она изображена в центре почти каждого из них, будь то «Рождение Венеры», «Весна» или «Поклонение волхвов». За каждым женским обликом чувствуется единственный — облик Симонетты, в которую он был безнадежно и безответно влюблен.
Сама Симонетта никогда не увидела его картин — она умерла 26 апреля 1476 года. Ей было не больше 23 лет. Сандро Боттичелли похоронят у ног Симонетты через 34 года после её кончины.

Елена Фоурмен

В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла Брант. В 1630 г. он вступил во второй брак с Еленой Фоурмен, которая с той поры стала является почти в каждой картине своего мужа.
Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. 1635 — все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. 1630-40, Музей истории искусств, Вена)

Саския ван Эйленбург

Во многих своих произведениях Рембрандт запечатлел облик Саскии. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом, изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок Рисунок подписан художником: «Это моя жена в возрасте 21 года, три дня спустя после нашей помолвки, 8 июня 1633».
Также в 1633 году были написаны её портреты: «Смеющаяся Саския» (ныне в Дрезденской галерее) и «Портрет Саскии в красной шляпе» (Кассель). В 1635 году Рембрандт запечатлел её в картине «Блудный сын в таверне». Трижды Рембрандт изобразил Саскию в образе Флоры: в 1634 году («Флора» (Эрмитаж)), в 1641 году (Дрезден) и в 1660 году (Нью-Йорк).

Герцогиня Альба

О герцогине Марии Тересии Каэтане дель пилор де Альба еще при жизни ходили легенды. Художники писали с нее картины, поэты посвящали ей стихи, тореадоры закалывали в ее честь быков. Ее называли Венерой, звездой Мадрида — и даже испанская королева Мария-Луиза ненавидела ее за то, что ее слава меркнет рядом с именем этой горделивой красавицы.
Однажды герцогиня посетовала подругам-аристократкам, что не может найти хорошего живописца для своего парадного портрета. И ее пригласили в мастерскую не очень известного, но чрезвычайно талантливого живописца Франческо Гойи… Их страстный роман продолжался семь лет, все это время герцогиня Альба была музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров.

Сюзанна Валадон

Мари Клементин Валадон (имя Сюзанна взято позже) — дочь прачки, первая женщина-художник, принятая в Национальное общество изящных искусств.
Свою успешную карьеру она начала в роли натурщицы: сначала ее приметил Пюви де Шаванн, затем она стала позировать Ренуару, Тулуз-Лотреку, Берте Моризо. Пережила романы с некоторыми из них, училась у них рисовать. Рисунки Сюзанны первым из художников увидел Тулуз-Лотрек, а затем Дега, высоко оценивший чистоту линий и поощривший её к карьере художницы.
В отличие от многих своих современников, Сюзанна Валадон сумела добиться признания и финансового успеха при жизни.

Жанна Эбютерн

Жанна работала моделью у художника Цугухару Фудзиту. Однако желая сделать карьеру в области искусства и обладая незаурядным талантом, она поступила на учёбу в академию Коларосси.
Весной 1917 года Жанна Эбютерн познакомилась с Амедео Модильяни. За четыре года, которые они провели вместе, Модильяни успел написать около 25 портретов этой молчаливой девушки с грустными глазами. Она стала идеальной моделью для художника, который всегда изображал на своих картинах задумчивых меланхоличных женщин.
Эбютерн разделила с Модильяни его самые тяжелые годы нищеты и болезни. На следующий день после смерти художника Жанна, носившая его ребенка, выбросилась из окна, не в силах пережить разлуку.

Гала Дали (Елена Дьяконова)

«Елена Троянская, Святая Елена, Галатея Безмятежная» — малая часть имен, которые Дали дал своей возлюбленной. После первой встречи, когда художнику было 25 лет, они не расставались 53 года. Все это время Гала была главной моделью Дали. После смерти первого мужа, поэта Поля Элюара, они с художником обвенчались.
Они были совершенно разными, но вместе образовали идеальную пару, дополняли друг друга. Гала взяла в свои руки финансовые дела мужа и смогла заставить их приносить доход. «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры», — сказала однажды Гала.

Самойлова Юлия

Летом 1827 года они вместе путешествовали по Италии. Благодаря их знакомству, появились такие известные картины художника, как «Портрет графини Ю.П. Самойловой с Джованниной и арапкой», «Всадница», «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с Амацилией Паччини».
Лицо Юлии Самойловой узнаётся сразу в нескольких женских образах картины «Последний День Помпеи»: испуганная девушка, молодая мать, укрывающая младенца, тянущего ручки к упавшей птичке, женщина, обнимающая своих дочерей, погибшая женщина в центре изображения.
Все женские лица у Брюллова похожи на Юлию.

Лидия Делекторская

«В продолжение 20 лет я была светом его очей, а он для меня — единственным смыслом жизни», — так Лидия Делекторская описала отношения с Матиссом.
Когда они познакомились, ей было 22 года, а художнику исполнилось 63. Как-то незаметно мадам Лидия стала для художника незаменимой: сиделка, пунктуальный и аккуратный секретарь, она даже, когда это стало необходимо (у Матисса начало все больше болеть правое плечо), соскребала по его просьбе краску с холстов, чтобы мастер мог всецело расходовать свои силы исключительно на творчество. За двадцать два года они расставались всего на несколько дней, когда Делекторская, по его же делам, уезжала в Париж.
Еще при жизни Матисс дважды в год дарил ей рисунки, чтобы она могла обеспечить себе хорошее будущее.
После смерти художника Лидия продолжала служение его памяти — собирала работы и позже передала все унаследованные ей работы Матисса ГМИИ им.А.С.Пушкина и Эрмитажу.

Ольга Хохлова

Художник познакомился с Ольгой, когда ей было 26 лет — она выступала в труппе Сергея Дягилева, а Пикассо работал там декоратором. Тогда он посчитал, что это любовь на всю жизнь, и даже женился, а при составлении брачного договора настоял на том, что половина его картин теперь принадлежит Ольге. Однако впоследствии, когда страсть угасла и появились новые возлюбленные, художник не хотел разводиться — ведь тогда жена получила бы его работы.
В счастливый период совместной жизни он написал множество портретов Ольги и их сына Поля. Позже, когда размеренная жизнь надоела Пикассо, Ольга была вынуждена покинуть его и провела остаток жизни в одиночестве. На ее похороны Пикассо не приехал, сказав, что работает над новой картиной.

Камилла Донсье

На Салоне Национального общества изящных искусств 1866 года работа Моне «Камилла, или Портрет дамы в зеленом платье» имела большой успех. Многие критики считают, что именно после этого портрета художник стал известным.
Камилла Донсье, дочь мелкого лионского буржуа, была столь же умна и покладиста, сколь и красива. Она боготворила Моне, ловила каждое его слово и каждый взгляд, и никогда не доставляла ему хлопот. «Не женщина, а ангел», — говорил про нее Моне.
Камилла была не только жизненной опорой для Моне. Отличаясь тонкой и самобытной красотой, она была идеальной моделью для картин своего мужа и долгие годы оставалась единственной натурщицей художника.
Камилла любила позировать мужу, и большая часть женских образов Моне списана именно с нее.
Когда Камилла умерла, Клод был вне себя от горя. Вглядываясь в любимое лицо, он заметил, как меняются его краски, как превращаются из голубых в серые и даже желтые тона. Инстинктивно, не осознавая того, что делает, Моне взял кисть и стал набрасывать последний портрет Камиллы. Он проклинал себя, ругал плакал, но все равно писал. Так появилось одно из самых волнующих его произведений.

Белла Розенфельд

«Когда я с Беллой, я не хожу, а летаю», — часто говорил Шагал.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая поздний (после смерти Беллы) на нас смотрят ее выпуклые черные глаза. Ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин.
Мифопоэтический образ родного Витебска также был немыслим для Шагала без Беллы. Их общая навеки утерянная родина была их общей заветной тайной, миром их грез.
Когда Белла в 1944 году умерла, Шагал целый год не мог вернуться к работе.

Гортензия Фике

«Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — говорил Сезанн друзьям. На многочисленных портретах Гортензии Фике мы видим грустную уставшую женщину, некрасивую и замкнутую. Скорее всего, позировать мужу она была вынуждена — ведь они с художником прожили 20 лет в бедности, и средств на оплату натурщиц не было. Отец Сезанна, банкир, не давал разрешения на брак и даже лишил сына половины содержания. Кроме того, художник был очень строг со своими моделями, с ним было непросто работать. В общем, причин позировать с радостью у Гортензии не было. Тем не менее в этом году в Метрополитен-музее с успехом прошла выставка «Мадам Сезанн», где было представлено 29 портретов Гортензии — и они составляют важную часть творческого наследия художника.

Берта Моризо

Эдуард Мане и Моризо познакомились в 1868 году в Лувре. Тогда художник искал модель для новой картины, и Берта идеально подходила на эту роль.
В последующие шесть лет, пока Берта не стала женой младшего брата Эдуарда, Эжена, он написал много ее портретов. Когда Моризо вышла замуж, художник отправил ей на прощание картину «Букет фиалок», а с портретами было покончено.
Берта Моризо была не просто моделью братьев Мане, но стала известна как первая женщина-импрессионист.

Джейн Бёрден

Несмотря на то что Джейн Бёрден не вписывалась в каноны красоты того времени, для прерафаэлитов она была воплощением женского идеала: высокая, худая, с большими глазами и копной вьющихся черных волос.
Она родилась в бедной семье, и неизвестно, какое ждало девушку будущее, если бы в 1857 году в театре ее не увидели Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Художники уговорили красавицу позировать.
До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения Джейн Моррис начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как «царственную» особу.
Существует мнение, что Джейн Бёрден стала прототипом Элизы Дулиттл, главной героини пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

Викторина Мёран

Викторина позировала Эдуарду Мане для многочисленных полотен: «Уличная певица», «Завтрак на траве», «Олимпия», «Железная дорога», «Партия в крокет», «Дама с попугаем», «Мадмуазель Меран в костюме матадора» и др.
Викторина Мёран была также моделью Эдгара Дега.

Клео де Мерод

Клео де Мерод — французская танцовщица, муза многих европейских скульпторов и живописцев.
Ее красота сводила с ума короля Бельгии Леопольда ІІ.
Ее портреты писали живописцы: Анри де Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега, Гюстав Климт, Джованни Болдини, Жан-Луи Форен, Альфредо Мюллер, Мануэль Бенедито, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах и др.
Ее скульптуры делали скульпторы: Фридрих Голдшнайдер, Мариано Бенлёр, Э.Аррондель, Жорж Деспре, А.Фальгьер, Луис де Перинат и др. Луис был единственным известным возлюбленным Клео, которая скрывала свою личную жизнь.

Камилла Клодель

Камилла стала прообразом многих работ Родена. В середине 80-х годов XIX века, были созданы лучшие произведения Родена, главной темой которых являлась чувственная любовь, самые известные из них «Вечный идол» «Данаида» и «Поцелуй». Роден доверял ей завершать свои работы. На это время приходится взлет популярности Родена.
После разрыва отношений Камилла в 1893 году делает одну из самых прекрасных скульптур — «Бронзовый вальс», а в 1900 году скульптурную композицию «Зрелый возраст», изображающую мужчину и уводящую его старую женщину от молодой девушки, молящей его не уходить.
Камилла так и не смогла пережить разрыв с художником, с 1905 года у нее начинают проявляться психические отклонения и последние 30 лет жизни она провела в приюте для душевнобольных. Незадолго перед своей смертью Роден пожертвовал 500 франков на содержание Камиллы в сумасшедшем доме.
В 2013 году на аукционе Sotheby’s скульптура Камиллы «Вальс» была продана за $8млн.

Читайте далее: