Картины итальянских художников 15 века

Итальянские мастера 15-го и 16-го века. Эпоха Возрождения

В трех залах с верхним освещением (117-119) размещены Итальянские мастера 15-го и 16-го века. В Италии процесс превращения феодальной эксплуатации в капиталистическую завершился ранее всего. Отдельные зачатки капиталистического производства появились в некоторых итальянских городах уже в 14-м и 15-м столетии. Там были созданы предпосылки для позднейшей мировой торговли и перехода от ремесла к мануфактуре. На базе экономических изменений совершалась также эволюция духовно-идеологической надстройки, какой является искусство каждого времени. Время, которое требовало гигантов и произвело гигантов, гигантов мысли, страсти и характера, многосторонности и эрудиции.

Эта эпоха называется Возрождением, потому что, сбросив духовные путы средневековья, она привела к возрождению искусства, достигшего своего апогея в античном мире. Золотой фон, на котором средневековые художники писали фигуры святых, был отвергнут в пользу естественного воздушного пространства. Техническим средством передачи его на плоскости картины, имеющей два измерения, явилась математическая конструкция перспективы, которая была открыта во второе десятилетие 15-го века, по всей вероятности, во Флоренции. Тем самым был проложен путь для пейзажной и архитектурной живописи. Предпосылкой этого перелома послужило новое понятие о ценности человеческой личности, в особой степени характерное для эпохи Возрождения. Таким образом возникло желание запечатлеть облик человека на картине, что привело к пышному расцвету портретного искусства.

Реалистическое изображение человеческого тела невозможно без тщательного изучения анатомии. Художники старались выразить красоту человека в правилах пропорций, причем творения античных мастеров, раскопки которых начались в то время, служили им образцом. Заказчиком произведений искусства становится теперь наряду с церковью преисполненная собственного достоинства буржуазия.

Что касается сюжетов картин, то мифологические сцены занимают равное место с библейскими. Для изображения тех и других в одинаковой мере характерны реалистические черты. Ряд шедевров итальянских художников 15-го века (так называемого зал 117 кватроченто), которые можно видеть в зале 117, дают представление о достижениях этого времени.

С прекрасным человеческим образом посетитель знакомится в картине “Святой Себастьян” художника Антонелло да Мессина (около 1430-1479), находившегося под влиянием ранненидерландских мастеров (илл. 28). По словам легенды, Себастьян, офицер императора Диоклетиана, был убит за преданность своей вере. Но не тема страдания занимает итальянского живописца, а гармония и пропорциональность человеческого тела. Образцом ему, вероятно, послужили античные скульптуры. Его святой напоминает скорее греческую фигуру Апполона, нежели христианского мученика.

О популярности этого сюжета в 15-м веке говорит и другое изображение Себастьяна, на этот раз кисти феррарского художника Козимо Тура (около 1430-1495). Фигура смоделирована здесь тверже и пластичнее, чем у Антонелло, краски более тусклые и однотонные. В картине, однако, больше динамики. Все оси тела изломлены, что придает изображению драматический акцент.

Если в обеих этих картинах проявляется уже очеловечивание образов святых, чуждое средневековью, то в картине “Портрет мальчика” Бернардино Пинтуриккио (1454-1513) посетителя встречает совершенно реальный человек (илл.29). Простые очертания полуфигуры мальчика, словно античный бюст, выдвинуты вперед к самому краю картины. Прекрасно выполнил художник лицо юноши. Очаровывает красивый весенний пейзаж, расстилающийся под нежно-голубым небом на втором плане картины.

Насколько сильным было стремление у художников кваттроченто к жизненности также и при изображении святых, показывает одна из картин феррарского мастера Франческо Косса (1435 или 1436-1477 или 1478). В своем “Благовещении” он рисует диск, обозначающий сияние, не свободно парящим в воздухе, а надевает его наголову ангела. Сцена происходит в богато украшенном зале из цветного мрамора, открывающем вид на дома. Впереди у края картины ползет улитка – символ невинности.

Прелестный образ мадонны создал в картине “Мария за чтением” Лоренцо Каста (около 1460-1535), также выходец из Феррары. На фоне яркого голубого неба четко вырисовывается фигура сидящей женщины, построенная в незамысловатой форме треугольника.

К самым значительным художникам раннего Возрождения во Флоренции принадлежит Сандро Боттичелли (1444 или 1445-1510).

Созданная им в более поздний период творчества предела “История святого Зиновия” повествует о четырех непосредственно следующих друг за другом сценах легенды. На левой части картины лежит попавший под колеса повозки мальчик. Мать приносит мертвого ребенка к святому, который исцеляет его и возвращает родителям (центральная часть). Справа мы видим святого на смертном одре, святой Зиновий умирает в сане епископа Флоренции.

В зале 117 висит еще одно позднее произведение Боттичелли “Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем” (илл. 30). Светлой грустью и сердечностью дышит лицо Марии. Изящность линий и благородные краски характерны для художника

Сандро Боттичелли “Мария с младенцем и Иоанном Крестителем” Гал.№8

С одним из наиболее впечатляющих образов мадонны раннего Ренессанса встречается посетитель в картине “Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем” Андреа Мантеньи (около 1431-1506). Строгую и чеканную композицию картины, особенно ярко проявляющуюся в равноголовии, немного смягчает низкая глухая гамма красок. Пластичность форм, легкий наклон головы Марии, в котором сквозит большая нежность, соблюдение естественных пропорций человеческого тела говорят об изучении художником античных произведений и о блестящей наблюдательности.

Духом раннего Возрождения Проникнуто занимательное, изобилующее любовно переданными деталями повествование сцены “Введение Марии во храм”, написанной около 1500 года венецианским живописцем Чима да Конельяно (1459 или 1460-1517 или 1518).

Здесь непринужденно переплетаются итальянские и восточные мотивы, что придает картине при всей ее жизненности сказочный характер. Очаровательна маленькая идиллия с продавцом голубей на ступеньках лестницы.

Особенно излюбленной формой была в эпоху Возрождения круглая картина (тондо). Флорентийский мастер Пьеро ди Козимо (около 1462-1521) избрал ее для своего произведения “Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем”. Он хотел сделать композицию хорошо обозримой и при этом гармонично уравновешенной, что соответствовало идеалам Возрождения. Чеканность рисунка и четкое моделирование при помощи светотени характеризуют произведения Пьеро ди Козимо.

Также во Флоренции работал Лоренцо ди Креди (около 1456/60-1537). “Мария с младенцем в зале со сводом” относится к поздним картинам мастера. Тема мадонны, беседующей со святыми, становится с 15-го века довольно частой в итальянском искусстве. Легкая манерность образов указывает на то, что в развитии этого рода картин достигнут определенный предел.

На пороге Высокого Возрождения стоит “Крещение Христа” кисти Франческо Франча (около 1450-1517). Картина датирована 1509 годом. Там, где художники 15-го века еще с особой любовью останавливаются на мелких деталях ,живописцы позднейшего времени ограничиваются немногими крупными фигурами, монументально вписанными в композицию картины. Это мы видим и у Франча. Мягкая рассредоточенность его симметрично построенной группы придаст сцене крещения лирический характер. В 1958 году путем очистки картины от пожелтевшего лака и позднейших закрасок была восстановлена первоначальная чистота красок.

Художественным венцом этого зала является “Сикстинская мадонна” Рафаэля.

Корреджо Мадонна со святым Франциском Илл. 32 – Гал. N 150

Мастерство Корреджо в передаче светотени оказало влияние на последующее поколение художников. Наряду с алтарными картинами Корреджо характер зала 118 определяют выдающиеся произведения великих венецианских живописцев Джорджоне и Тициана.

Пальма Веккио (около 1480-1528) изображает в своей картине “Иаков и Рахиль”, созданной около 1515 года, пастушескую идиллию. На фоне богатого ландшафта с пастухами и стадами овец развивается тема нежной любви. То обстоятельство, передана ли здесь библейская легенда об обоих возлюбленных или мифологическая сцена (Парис и Энона прощаются друг с другом на горе Ида), не является решающим. Несравненно важнее тот факт, что вовлечение крестьянской среды в сферу художественного отображения характеризует стремление ренессансного искусства к реализму.

В то время как в других центрах итальянского искусства быстро утверждалось придворно-интеллектуальное направление маньеризма, венецианская живопись старалась сохранить заветы Высокого Возрождения и возобновить связь с классическим реализмом этого периода. Хотя власть Венеции шла уже на убыль, разбогатевший на торговле и промышленности буржуазный патрициат сохранял еще остатки прежнего величия. Все другие городские республики Италии давно уже пали жертвой реакции. Свободная, независимая Венеция, где контр реформация не имела большого влияния, стала в то время прибежищем всех преследуемых итальянских гуманистов. По этим причинам маньеризму не удалось пошатнуть реалистические основы венецианского искусства .

Художники Италии 16 века, картины с названиями

От Леонардо да Винчи до Тициана. Италия 16 век.

ПРОЧИТАВ ЭТУ СТАТЬЮ ВЫ УЗНАЕТЕ О ХУДОЖНИКАХ ИТАЛИИ 16 ВЕКА ОБ ИХ КАРТИНАХС НАЗВАНИЯМИ ОЧЕНЬ МНОГО НОВОГО

Леонардо да Винчи (1452-1519) — художник, ученый, инженер — во многих творениях опередил свое время. Он создал чертежи летательного аппарата и подводной лодки, разработал проект идеального города. А в портретном искусстве ему удалось найти формулу настолько совершенную, что ей пытались подражать живописцы последующих эпох.

Если Леонардо был титаном эпохи Возрождения, то его младший современник Рафаэль (1483-1520) был светлым гением Ренессанса. Любители искусства стекались как паломники к его ватиканским фрескам и «Сикстинской Мадонне», а рафаэлевские портреты вдохновляли многие поколения художников.

Аньоло Бронзино (1503-1572) работал при дворе флорентийского герцога Ко-зимо I Медичи. Его живописный стиль, как и стиль его учителя Якопо Понтормо, называли маньеризмом, подразумевая под этим направленность на чрезмерную выразительность, которая проявлялась как в преувеличенной театральности и аллегоричности композиций, так и в специфических пропорциях человеческих фигур.

Лоренцо Лотто (ок. 1480-1556), как и Тициан, был венецианцем по рождению. Словно не желая соперничать с великим соотечественником, он много путешествовал, работал в других городах, в том числе на севере Италии и в Риме. Стиль его портретов очень индивидуален, он далек и от современных ему итальянских художников, и от северной традиции.

О жизни Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, 1477-1510) известно очень мало, и не так много картин могут быть приписаны ему со всей определенностью. Однако его творчество вдохновляло многих художников, среди которых и Тициан, и мастера последующих поколений.

Самый известный венецианский мастер Тициан (ок. 1488-1576) был, вероятно, одним из наиболее успешных в истории искусств художников. Он активно работал на протяжении почти всего XVI века и был очень востребован как портретист — среди его заказчиков были папы, короли и императоры.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.МОНА ЛИЗА (ДЖОКОНДА)
1503. Дерево, масло. Лувр, Париж

Парапет, обычно использовавшийся художниками для оптического разделения внутреннего пространства картины от пространства зрителя, у Леонардо отделяет пейзажный фон от женской фигуры. Безлюдный горный пейзаж кажется фантастическим и увиденным словно в подзорную трубу. Этот «космический» пейзажный фон рифмуется с тем космосом, который представляет собой человек и его внутренний мир — со всем многообразием чувств и желаний, страстей и помыслов; в лице модели это многообразие отзывается лишь неопределенным движением губ, похожим на улыбку.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ДЖИНЕВРА ДЕИ БЕНЧИ.)
1474. Дерево, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон

И в облике самой Джиневры, и в отдаленном пейзаже присутствует оттенок меланхоличности. Этому эмоциональному строю соответствует и приглушенная, чуть холодная цветовая гамма золотисто-коричневатых, зеленоватых и голубоватых тонов. В рассеянном свете и мягких светотеневых переходах есть предчувствие знаменитого «сфумато» Леонардо — окружающей предметы дымки из воздуха и света.

РАФАЭЛЬ. ПОРТРЕТ БАЛЬДАСАРЕ КАСТИЛЬОНЕ
1515. Лувр, Париж

Бальдасаре Кастильоне, известный гуманист и писатель, был автором книги «Придворный», где рассказывается о культуре и нравах времен итальянского Возрождения. Рафаэль был знаком с ним с детства: Кастильоне жил при дворе герцога Урбинского, где отец Рафаэля, Джованни Санти, был придворным живописем и поэтом. В этом портрете Рафаэль повторяет схему «Джоконды» и отказывается от пейзажного фона, концентрируя внимание на фигуре и лице портретируемого. Композиционное равновесие, тонкость и благородство колористического решения сделали портрет образцом для подражания: его копировал Рубенс, а Рембрандт цитирует его в своем автопортрете 1640 года.

РАФАЭЛЬ. ПОРТРЕТ ДАМЫ ПОД ПОКРЫВАЛОМ (ДОННА ВЕЛАТА).
1516. Галерея Питти, Флоренция

Считается, что это возлюбленная Рафаэля Форнарина, которую он изображал в своих картинах, в том числе и в «Сикстинской Мадонне». Теплый колорит, согласованность тонов лица и цветов одежды оставляют впечатление удивительной гармонии, а уравновешенная композиция подчеркивает классические черты прекрасной женщины. Положение фигуры напоминает «Джоконду», но Рафаэль использует нейтральный фон вместо причудливого пейзажа.

РАФАЭЛЬ. ПОРТРЕТ ПАПЫ ЛЬВА X С КАРДИНАЛАМИ ДЖУЛИО МЕДИЧИ И ЛУИДЖИ РОССИ.
1517. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция

В римский период своего творчества Рафаэль много работает по заказу Ватикана: расписывает парадные покои Ватиканского дворца, участвует в проектировании собора Св. Петра, занимается изучением и охраной памятников 36 Рима. Пишет он и портреты своих главных заказчиков:
Юлия II и его преемника Льва X. В том, как изображено пухлое лицо и близорукий взгляд Льва X, не заметно сильной идеализации. Папа сидит за столом, перед ним — старинный манускрипт. За его спиной стоят кардиналы. Однако если папа встанет, то окажется намного выше ростом, чем его подчиненные. Подобный прием античные скульпторы использовали, когда изображали на своих рельефах богов рядом со смертными.

РАФАЭЛЬ. ПОРТРЕТ ПАПЫ ЛЬВА X С КАРДИНАЛАМИ ДЖУЛИО МЕДИЧИ И ЛУИДЖИ РОССИ.
1517. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция (Фрагмент картины)

АНЬОЛО БРОНЗИНО. ПОРТРЕТ ЭЛЕОНОРЫ ТОЛЕДСКОЙ С СЫНОМ ДЖОВАННИ.
1545. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция

Элеонора Толедская была дочерью неаполитанского короля и женой Козимо I Медичи. На портрете она изображена со своим младшим сыном. Ее образ представлен как сакральный: синий фон высветляется вокруг ее головы, образуя подобие нимба. Платье украшает узор из стилизованных изображений граната, считающегося одним из символов Мадонны. В качестве обязательного элемента в портрете присутствует уже почти незаметная полоска пейзажа.

ЛОРЕНЦО ЛОТТО. ПОРТРЕТ ДАМЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ САМОУБИЙСТВА ЛУКРЕЦИИ.
1530. Национальная галерея, Лондон

Необычный для портрета горизонтальный формат делает полотно более «картинным». Изображенная дама держит в руке портрет знатной римлянки, которая покончила с собой, не в силах вынести бесчестие. Предположительно, это свадебный портрет, и упоминание поступка Лукреции служит одновременно клятвой в супружеской верности. В этом портрете Лотто использует редкий для того времени прием активного обращения портретируемого к зрителю

ТИЦИАН. МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ.
1508. Национальная галерея, Лондон

Эту работу в разное время считали то портретом поэта Ариосто, то изображением самого Тициана в молодости. Парапет, который отделял зрителя от изображенного на портрете человека, как, например, в «Портрете дожа Леонардо Лоредана» работы Джованни Беллини, здесь преодолевается легким движением руки — рукав находится уже по эту сторону преграды. Слегка высокомерный взгляд открыто контактирует со зрителем — так персонаж портрета из пассивного объекта рассмотрения превращается в активного субъекта. Это может быть и художник, на некоторое время отвернувшийся от мольберта и обративший своей взгляд в зеркало.

ДЖОРДЖОНЕ. ПОРТРЕТ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
Ок. 1500. Дерево, масло. Старая пинакотека, Мюнхен

Новаторский прием в этом портрете — изображение движения: молодой человек оборачивается к зрителю. Темный фон не плоский, а глубокий — для движения требуется пространство.
За счет прямого взгляда портрет непосредственно контактирует со зрителем. «Непозирующее» положение модели, поворот головы, представленный как бы в случайном ракурсе, не противоречит требованию «благородного достоинства», которое предъявлялось к портрету.

ТИЦИАН. ПОРТРЕТ ДОЖА АНДРЕА ГРИТТИ.
1535-1540. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Активный, далее почти агрессивный темперамент своей модели Тициан подчеркивает как жестом, так и динамичной живописной манерой. В портрете Тициан использует цитату: жест правой руки дожа повторяет жест пророка Моисея в скульптуре Микеланджело, где библейский старец сжимает дланью пряди своей бороды. Венецианский скульптор Якопо Сансовино привез слепок руки пророка из Рима, а Тициан использовал прием Микеланджело, чтобы подчеркнуть характеристику венецианского правителя. Дож Андреа Гритти, повелитель богатой и еще могущественной Венецианской республики, был покровителем искусств, по заказу которого были написаны многие религиозные и исторические картины Тициана.

ТИЦИАН. ФЛОРА.
Ок. 1515. Галерея Уффици, Флоренция

Произведения Тициана свидетельствуют об его удивительном колористическом даре. «Тайна его колорита до сих пор остается почти необъяснимой. Напрасно пытались подвергать краски химическому разложению, для чего пожертвовали даже несколькими его бесценными произведениями. Анализ дал самые обыкновенные результаты, и тайна его колорита так и осталась в гениальной недосягаемости», — восторженно отзывался Стендаль о мастерстве Тициана в области колорита. Полагают, что на портрете в образе богини цветов Флоры изображена Виоланта, дочь венецианского живописца Якопо Пальмы Старшего.

ТИЦИАН. ПОРТРЕТ ДВОРЯНИНА.
Ок. 1545. Палаццо Питти, Флоренция

Эпоха Возрождения | 10 известных художников и их шедевры

Эпоха Возрождения или Ренессанс, датируемая 14-17 веками, была периодом истории Европы, в котором происходило большое культурное развитие. Слово «Ренессанс» означает «перерождение», и этот период назван так, потому что он был отмечен возобновлением интереса к древней греко-римской культуре. Он начался в Италии и распространился по всей Европе, что привело к значительным изменениям в различных областях, которые окажут глубокое и продолжительное влияние на западную цивилизаци. Хотя в эпоху Возрождения произошли события во многих областях, все же эта эпоха наиболее известна своими художественными достижениями, которые оказали беспрецедентное влияние на последующее европейское искусство. Итальянский художник и архитектор из Флоренции Джотто ди Бондоне считается первым из многочисленных великих художников, которые внесли свой вклад в эпоху Возрождения. Джотто ди Бондоне, ознаменовавший верхушку изобразительного искусства в эпоху Возрождения, был во главе с Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем. Вместе они создали некоторые из самых известных работ в западном искусстве. Здесь представлены 10 самых известных художников эпохи Возрождения вместе со своими шедеврами.

Тинторетто

Продолжительность жизни: октябрь 1518 г. — 31 мая 1594 г.

Национальность: итальянец

Венецианская школа, разработанная в Венеции в эпоху Возрождения, дала новый импульс в живописи в сторону пышных цветов и световых эффектов. Венецианский стиль оказал большое влияние на последующее развитие западной живописи. Наряду с Тицианом и Веронезе, Тинторетто был одним из трех венецианских гигантов во времена эпохи Возрождения. Во времена Ренессанса художники в Италии разработали перспективу, чтобы создать иллюзию трехмерного пространства. Тинторетто расширил эту технику до предела, используя длинные и широкие перспективы. Стиль Тинторетто был новаторским и драматичным. Его искусство известно своей радикальной природой, яркостью и современностью. Тинторетто был высоко индивидуалистическим художником, чья техника развивалась в течение всей его карьеры. Его эксперименты со светом и пространством привели к достижению яркого визионерского качества в его более поздних работах. Тинторетто считается одним из самых значительных художников позднего Ренессанса.

Шедевр: Тайная вечеря (1594)

Другие известные работы:

  • Распятие (1565)
  • Тело Святого Марка, привезенное в Венецию (1566)

Тициан

Продолжительность жизни: 1488/1490 — 27 августа 1576

Национальность: итальянец

Тициан — самый важный художник венецианской школы 16-го века. Он был универсальным художником, знатоком портретов; ландшафтных фонов и мифологических и религиозных предметов. За свою долгую карьеру Тициан экспериментировал со многими различными стилями живописи. На самом деле он радикально пересмотрел свой стиль и технику в последние годы. Свободные мазки и тонкость тона в его более поздних работах, не имеют аналогов в западном искусстве. Тициан использует цвета и методы рисования, особенно его акцент на прикосновениях кисти и даже иногда на кончиках пальцев, оказал глубокое влияние не только на художников позднего итальянского ренессанса, но и на будущие поколения западного искусства. Он также известен тем, что изменил историю искусства и покровительства, позволив королям и высшим санам Церкви совершать сексуальные соблазнения так же легко, как распятия. Тициан был провозглашен современниками как «Солнце среди маленьких звезд». Сегодня искусствоведы считают его одним из величайших художников всех времен.

Шедевр: Венера Урбинская (1538)

Другие известные работы: —

Альбрехт Дюрер

Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.

Национальность: немец

Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.

Шедевр: Меленколия I (1514)

Другие известные работы: —

  • Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
  • Молящиеся руки (1508)

Иероним Босх

Продолжительность жизни: 1450 — 9 августа 1516 г.

Национальность: голландец

Иероним Босх был первым художником, который изобразил инновационные существа и царства, непостижимые для человека. Однажды он сказал: «Бедный — это ум, который всегда использует изобретения других и сам ничего не изобретает». Его искусство известно тем, что в нем содержатся гротескные люди, животные, монстры и фантастические существа, неизвестные людям. Наиболее известные картины Босха часто изображают детальное и символическое исполнение Небес и Ада через библейские тематические пейзажи. Среди выдающихся тем в его искусстве — почитание людей, искушаемых злом или похотью; и окончательная судьба грешников, которые поддаются этим искушениям. В течение долгого времени произведения Босха не ценились и не рассматривались «Часто менее приятные, чем ужасные». Однако сегодня Иероним Босх считается одним из первых дальновидных гениев в мире искусства и чрезвычайно индивидуалистическим художником, глубоко понимающим желания и глубочайшие страхи человечества.

Шедевр: Сад земных наслаждений (1515)

Другие известные работы: —

Джотто

Продолжительность жизни: 1267 — 8 января 1337

Национальность: итальянец

Джотто был самым важным итальянским художником 14-го века, периода, который подпадает под ранний Ренессанс. Джотто произвел революцию в западном искусстве до такой степени, что он почитался как отец европейской живописи на протяжении почти семи веков. Первый из великих художников эпохи Возрождения, Джотто положил начало решительному разрыву с преобладанием византийского стиля и вместо этого вновь ввел «технику рисования точно из жизни, которой пренебрегали более двухсот лет». Картины Джотто известны тем, что они первыми мастерски запечатлели жесты, лица, печали и радости людей и были верны природе. Его цикл фресок в часовне Скровеньи считается высшим достижением эпохи Возрождения и одним из важнейших шедевров западного искусства. Некоторые искусствоведы считают, что никто никогда не рисовал лучше Джотто, и лишь немногие сравнимы с ним.

Шедевр: поцелуй Иуды (1306)

Другие известные работы: —

  • Огниссанти Мадонна (1310)
  • Оплакивание (Траур Христа) (1306)

Сандро Боттичелли

Продолжительность жизни: 1445 — 17 мая 1510

Национальность: итальянец

Боттичелли был, пожалуй, величайшим гуманистическим художником раннего Возрождения. Он написал широкий спектр мифологических и религиозных сюжетов, а также несколько портретов. Боттичелли стремился запечатлеть красоту и добродетель с помощью своих работ. Богиня Венера, которая представляет эти качества, появляется во многих его работах. Искусство Боттичелли известно своим визуальным блеском и декоративным качеством, которого нет в картинах преуспевающих художников эпохи Возрождения. Его картины «Рождение Венеры и Примаверы»две из самых известных картин эпохи Возрождения. Боттичелли вырос, чтобы стать одним из ведущих художников своего времени, но после его смерти его репутация была испорчена до конца 19-го века. Однако с тех пор его искусство снова стало цениться критиками и публикой. Сегодня он стал одним из самых известных художников эпохи Возрождения, чьи работы представляют линейную грацию живописи раннего Ренессанса.

Шедевр: Рождение Венеры (1486)

Другие известные работы:

Донателло

Продолжительность жизни: 1386 — 13 декабря 1466

Национальность: итальянец

Донателло вместе со своим другом, известным архитектором Филиппо Брунеллески, совершил поездку в Рим и изучил древнеримские руины, которые до сих пор не изучались в таких подробностях. Донателло и Брунеллески продолжали оказывать большое и глубокое влияние на искусство и архитектуру эпохи Возрождения. Донателло дал другое направление западной скульптуре, уводя ее от господствующего готического стиля, отмеченного мягко изогнутыми линиями и невыразительным лицом, к классическому стилю с драматическими выражениями и детальным реализмом. Он также впервые применил несколько художественных приемов, которые будут иметь огромное влияние на последующие поколения художников эпохи Возрождения. Донателло был ведущим скульптором раннего Ренессанса, и он создал некоторые из самых известных скульптур в мире, включая Бронзового Давида и конную статую Гаттамелаты.

Шедевр: бронзовый Давид (1440-е годы)

Другие известные работы: —

  • Конная статуя Гаттамелата (1453)
  • Кающаяся Магдалина (1455)

Рафаэль

Продолжительность жизни: 6 апреля 1483 г. — 6 апреля 1520 г.

Национальность: итальянец

Высокое Возрождение это термин, используемый для обозначения верхушки изобразительного искусства в Италии эпохи Возрождении. Раффаэлло Санцио да Урбино, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, образует троицу великих мастеров Высокого Возрождения. Рафаэль был, пожалуй, самым популярным художником эпохи Возрождения, и даже до конца 19 века его работы ценились больше, чем чьи-либо еще, и его считали лучшей моделью для исторической живописи. Хотя слава Микеланджело и Леонардо превзошла его, Рафаэль по-прежнему считается одним из величайших художников в истории. Он, как никто другой, был мастер в реалистическом изображении эмоций, которые привели его картины в чувство. Его искусством восхищаются во всем мире за его чистоту формы, простоту композиции и визуальный блеск. Многие из его картин, в том числе его шедевр «Афинская школа», считаются краеугольными камнями искусства эпохи Возрождения.

Шедевр: Афинская школа (1511)

Другие известные работы: —

Микеланджело

Продолжительность жизни: 6 марта 1475 г. — 18 февраля 1564 г.

Национальность: итальянец

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони был «человеком эпохи Возрождения» или «Универсальным гением», который преуспел в различных областях, включая живопись, архитектуру, поэзию и инженерию. Однако, прежде всего, он считается величайшим скульптором всех времен. В его жизни Микеланджело часто называли Il Divino («божественный»). После его смерти последующие художники попытались подражать его страстному, очень личному стилю, приводящему к маньеризму, следующему главному движению в западном искусстве. Микеланджело, пожалуй, самая влиятельная фигура в истории западного искусства, чьи работы в живописи, скульптуре и архитектуре оказали беспрецедентное влияние на развитие искусства на западе. Его статуя Давидасамая известная скульптура на западе; его фрески на потолке Сикстинской капеллы и Страшный суд на его алтарной стене гарантируют ему место среди величайших художников; и его базилика Святого Петра является наиболее известным произведением архитектуры эпохи Возрождения.

Шедевр: Давид (1504)

Другие известные работы:

  • Сотворение Адама (1512)
  • Базилика Святого Петра (1626)

Леонардо Да Винчи

Продолжительность жизни: 15 апреля 1452 г. — 2 мая 1519 г.

Национальность: итальянец

Леонардо да Винчи был идеальным человеком эпохи Возрождения, величайшим Вселенским Гением, который, помимо прочего, был художником, математиком, инженером, архитектором, ботаником, скульптором и анатомом. Однако, в течение четырех столетий после его смерти его слава, прежде всего, почивала на лаврах художника. Детальное знание анатомии, света, ботаники и геологии помогло ему создать некоторые из самых известных шедевров в истории. Да Винчи известен тем, что запечатлевает тонкие выражения, благодаря которым его картины выглядят более живыми, чем другие. Он сделал многочисленные вклады в области искусства, включая его пионерские методы, известные как сфумато, плавный переход от света к тени; и чиароскуро, использование сильных контрастов между светом и темнотой для достижения трехмерного эффекта. Да Винчи нарисовал Мона Лизу, самую известную картину в мире. Другие известные работы в его искусстве включают «Тайную вечерю», наиболее воспроизводимую религиозную живопись; и Витрувианский Человек, один из самых воспроизводимых художественных образов. Леонардо да Винчи, без сомнения, самый известный художник эпохи Возрождения.

Шедевр: Мона Лиза (1517)

Картины итальянских художников 15 века

Альбрехт Дюрер, великий немецкий художник, крупнейший представитель культуры Возрождения в Германии. Родился в Нюрнберге в семье золотых дел мастера, выходца из Венгрии. Первоначально учился у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486—89). В годы учебы и в годы странствий по Южной Германии (1490— 94), во время поездки в Венецию (1494—95) впитывал наследие XV века, но главным его педагогом стала природа.

Босх Иероним, великий нидерландский живописец. Родился в Герцогенбоше. Его дедушка, брат дедушки и все пятеро дядей были художниками. В 1478 Босх женился на богатой патрицианке Алейд ван Мерверме, семья которой принадлежала к высшей аристократии. Детей от этого брака не было, и он не был особо счастливым. Тем не менее он принес художнику материальное благополучие, и, еще не став достаточно известным, Босх мог себе позволить писать так, как хочет.

Настоящее имя — Алессандро да Марианно ди Ванни ди Амедео Филипепи, великий итальянский живописец эпохи Возрождения. Родился во Флоренции в семье кожевника. Первоначально его отдали в обучение к некоему Боттичелли, золотых дел мастеру, от которого Алессандро Филипепи и получил свою фамилию. Но стремление к живописи заставило его в 1459—65 учиться у известного флорентийского художника Фра Филиппе Липпи. Ранние произведения Боттичелли ( «Поклонение волхвов», «Юдифь и Олоферн» и особенно мадонны — «Мадонна Корсини», «Мадонна с розой», «Мадонна с двумя ангелами» ) написаны под влиянием последнего.

Настоящее имя — Андреа ди Микеле ди Франческо Чони, выдающийся итальянский скульптор. Родился во Флоренции. Был известным скульптором, живописцем, рисовальщиком, архитектором, ювелиром, музыкантом. В каждом жанре утвердил себя как мастер-новатор, не повторяющий сделанного предшественниками.

Карпаччо Витторе (ок. 1455 / 1465 — ок. 1526) — итальянский живописец. Родился в Венеции. Учился у Джентиле Беллини, испытал сильное воздействие Джованни Беллини и отчасти — Джорджоне. Внимательно наблюдая за событиями современной жизни, этот художник умел насыщать свои религиозные композиции живым повествованием и множеством жанровых деталей. По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века. Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции». И даже само представление о Венеции нераздельно связано с воспоминанием о зеленоватых, точно видимых сквозь морскую воду картинах блистательного рисовальщика и колориста.

Один из величайших итальянских художников эпохи Возрождения Леонардо да Винчи был и выдающимся ученым, мыслителем и инженером. Он всю жизнь наблюдал и изучал природу – небесные светила и законы их движения, горы и тайны их возникновения, воды и ветры, свет солнца и жизнь растений. Как часть природы Леонардо рассматривал и человека, тело которого подчинено физическим законам и в то же время служит «зеркалом души». Свою пытливую, деятельную, беспокойную любовь к природе он проявлял во всем. Именно она помогала ему открывать законы природы, ставить ее силы на службу человеку, именно она сделал Леонардо величайшим художником, с одинаковым вниманием запечатлевавшим распускающийся цветок, выразительный жест человека и туманную дымку, заволакивающую далекие горы.

«Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей»,— писал о себе великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело. Он создал гениальные, титанические произведения и еще более значительные мечтал создать. Однажды, когда художник был на мраморных разработках в Карраре, он задумал высечь статую из целой горы.

Рафаэль Санти, великий итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения и архитектор. Родился в Урбино в семье Дж. Санти — придворного художника и поэта герцога Урбинского. Первые уроки живописи получил у отца. Когда он умер, Рафаэль перешел в студию Т. Вити. В 1500 переехал в Перуджо и поступил в мастерскую Перуджино сначала как ученик, а потом — как помощник. Здесь усвоил лучшие особенности стиля умбрийской школы Живописи: стремление к выразительной трактовке сюжета и благородство форм. Вскоре довел свое мастерство до того, что отличить копию от оригинала стало невозможно.

Родился в Пьеве-ди-Кадоро — маленьком городе на границе венецианских владений в Альпах. Происходил из семьи Вечелли, весьма влиятельной в городке. Отец художника во время войны Венеции с императором Максимилианом оказал большие услуги республике Св. Марка.

Art on Web – художники в сети

Итальянская живопись 13 – 14 века

До 13 столетия в Италии господствовала византийская традиция, враждебная любому свободному развитию или индивидуальному пониманию. Лишь в течение 13 века окаменевшая схема изображения была оживлена в творчестве некоторых больших художников, прежде всего Флоренции.

Появляется новое, ориентированное на действительность восприятие гармонии цветов и более глубокое выражение чувств. Из художников 13-14 веков можно озвучить такие как Эрколе де Роберти, Франческо Франча, Якопо де Барбари.

Иатльянская живлпись 15 – 16 века

В этот период был распространен такой стиль живописи как маньеризм. Для него характерен уход от единства и гармонии человека с природой, всего материального и духовного, этим он стоит в противовес Ренессансу.

Центрами живописи маньеризма были Флоренция и Рим, Парма и Венеция, хотя как стиль между эпохами Высокого Возрождения и барокко, маньеризм был действителен и за пределами Италии во всей Европе. Великим вдохновителем этого движения был Микеланджело, ему обязаны многие маньеристы Флоренции и Рима решающими импульсами. Даниэле де Вольтерра в своей картине “Моисей на Синайской горе” дает пример тому, как молодое поколение использовало язык художественных форм Микеланджело.

Наибольшим влиянием на молодое поколение художников в Парме пользовался Корреджо. Венецианцы и в эпоху маньеризма продолжали идти своим путем, об этом свидетельствуют прежде всего картины Тинторетто, Якопо Бассано, Пьера Марескальки и Скиавоне. Каждый из них показывает индивидуальное понимание тенденций маньеризма, их объединяет, однако, живописное своеобразие венецианского искусства первой половины 16 века. По колориту и технике живописи они постоянно проявляли себя как наследники искусства Тициана.

В 15 веке итальянцам были свойственны реалистическое восприятие богатства деталей и радость описания увиденного мира. Пробудился интерес к анатомии и перспективе, пейзажу и обнаженному телу, важной задачей стало изображение вещей в правильных пропорциях. Веками недооцениваемый жанр портрета вновь начинает играть роль. Яркие фигуры этого времени: Микеланджело и Рафаэль.

К худодникам, чьи произведения отличаются особой притягательностью, относится и Ботичелли. Он жил во времена наивысшего расцвета живописи во Франции, когда в этом городе под покровительством сильного, богатого и расточительного Лоренцо из рода Медичи одновременно работали такие выдающиеся мастера как Варрокьо, Леонардо, Поллайоло, Пьеро ди Козимо и Лоренцо ди Креди. Такие картины Ботичелли как “Мария с ребенком и маленьким Иоанном” полны гармонии и чувства, но в его позднем произведении “Четыре сцены из жизни св.Зиновия” мало что осталось от красочности и радости земной жизни флорентийского раннего Ренессанса. В поздний период своей жизни Ботичелли обратился к драматическому, производящему почти аскетическое впечатление, стилю, попал под влияние идей Савонаролы.

Лоренцо ди Креди был тоже приверженцем доминиканского монаха и проповедника покаяния Савонаролы. Почти металлическая твердость и напряженность в моделировке, большая свобода во владении деталями, объясняемые его происхождением, характерны для Лоренцо ди Креди.

Вторым центром развития высокого Ренессанса была Венеция. Из поколения художников после Джованни Беллини следует назвать Чиму да Конельяно. Его “Благославляющий Христос” показывает монументальную стоящую фигуру, которая могла бы иметь свой прообраз в античной пластике. “Введение Марии во храм” Чимы связывает архитектуру и пейзаж, помещая при этом рядом архитектуру средневековья и Ренессанса.

Большой была роль Антонелло да Мессина в развитии живописи Венеции, где художник провел несколько лет. В его картинах цвет, свет и пространство приобретают новое значение, предвещая Высокое Возрождение, произведения Джорджоне и Тициана представляют следующий этап развития живописи Венеции.

Большое влияние имела школа Феррары. Феррара является одним из важнейших городом Эмилии, местности Верхней Италии между северными склонами Апеннин и рекой По. Город был резиденцией находящегося под властью семейства д’Эсте герцогства Феррары и блестящим центром итальянской культуры Ренессанса. Из художников можно выделить следующие фигуры: Баттиста Досси, Гарофало и Джироламо Карпи, Козимо Турде Робертиы, Франческо Коссы и Лоренцо Косты, Эрколе де Роберти. Феррарская живопись уже в 15 веке выдвинула две большие художественные личности – Козимо Туру и Франческо Косу, которым многие были обязаны художники следующего поколения: Эрколе де Роберти и Лоренцо Коста. Мастерам Феррары свойственна некоторая графическая жесткость, дробность композиции, а с другой стороны поиски выражения сильных чувств и исходящая от Мантеньи пластическая ясность.

Болонья была вторым центром искусства Эмилии. Большое влияние живописи Болоньи приобрела с творчеством Караччи, в 17 веке с Гвидо Рени, Франческо Альбани и Доменикино.

Итальянская живопись 16 века

Джорджоне, Тициан и Корреджо – наиболее блестящие имена этого периода.

Корреджо является выдающейся личностью живописи Пармы 16 века. Он родился в Корреджо, отсюда происходит его художественное имя. Он долго работал в месте, недалеко от Корреджов Парме. В 1514-15 гг. в Кореджо он пишет для церкви Сан Франческо “Мадонну со святым Франциском”. Это одна из самых ранних работ мастера, возникла почти одновременно с “Сикстинской мадонной” Рафаэля. Спустя 10 лет за этим произведением следует вторая большая алтарная картина “Мадонна со святым Себастьяном”. Здесь художник уже далек от покоя картины 1514 голда, в динамических поворотах и движениях фигуры проявляется устремленность к барокко.

Большой центр живописи – Венеция. Вклад Тициана в значительной степени определил венецианскую живопись 16 века, как художественными достижениями мастера, так и его продуктивностью. Он в равной степени владел всеми жанрами, блистал в религиозных, мифологических и аллегорических композициях, создал многочисленные захватывающие портреты. Тициан следовал стилистическим направлениям своего времени и в свою очередь влиял на них.

Веронезе и Тинторетто – в противоположности этих двух художников выявляется двойственность венецианской живописи середины 16 века, спокойное проявление красоты земного существования на исходе Ренессанса у Веронезе, напористое движение и крайняя потусторонность, а в некоторых случаях также и изысканный соблазн светского характера, в творчестве Тинторетто. В картинах Веронезе не чувствуется никаких проблем того времени, он пишет все так, как будто это и не могло быть иначе, как будто жизнь прекрасна такой, как она есть. Изображенные на его картинах сцены ведут “реальное” существование, не допускающее никаких сомнений.

Совсем иначе у Тинторетто, все, что он пишет, наполненно напряженным действием, драмматически подвижно. Ничто для него не является незыблемым, вещи имеют много сторон и могут проявлятся по-разному. Противоположность между глубоко религиозными и светски-пикантными, по меньшей мере элегантными, картинами, о которой свидетельствуют два его творения “Спасение Арсинои” и “Борьба архангела Михаила с сатаной”, заостряет наше внимание на своеобразие маньеризма, присущем не только венецианцу Тинторетто, но и замечанном нами у происходящего из традиций Корреджо Пармиджанино.

Итальянская живопись 17 века

Это столети отмечено, как время усиливающегося католицизма, церковной консолидации. Рацвет живописи в Италии был связан, как и в предыдущие столетия, с разделением на отдельные локальные школы, являвшимся следствием политической ситуации в этой стране. Ренессанс Италии понимался как исходная точка далеко идущих поисков. Можно выделить художников римской и болонезской школы. Это Карло Дольчи из Флоренции, Прокаччини, Нуволоне и Пагани из Милана, Алессандро Турки, Пьетро Негри и Андреа Челести из Венеции, Руопполо и Луку Джордано из Неаполя. Римская школа блещет целой серией картин к притчам Нового Завета Доменико Фетти, выученного на примерах Караваджо и Рубенса.

Андреа Сакки, ученик Франческо Албани, представляет ярко выраженное классическое направление римской живописи. Классицизм как движение, противоположное барокко, всегда существовало в Италии и во Франции, но имело в этих странах различный вес. Данное направление представляет Карло Маратто, ученик Сакки. Одним из главных представителей классицистической тенденции был Доменикино, обучавшийся у Дениса Кальварта и Караччи в Болонье.

Пьер Франческо Мола под влиянием Гверчино было гораздо более барочен, сильнее в трактовке свето-тени, в передаче коричнево-теплого тона. Он так же испытал влияние Караваджо.

В 17 веке выразительно развитые формы барокко с присущим ему ощущением “естественности” и в изображении чудес и видений, инсценировавшихся, однако, театрально, стирали как бы границы между реальностью и иллюзией.

Реализм и классицизм-тенденции свойственны этой эпохе, вне зависимости от того, потивопоставляются ли они барокко или воспринимаются как компоненты этого стиля. Сальватор Роза из Неаполя был пейзажистом с очень значительным влиянием. Его произведения изучали Алессандро Маньяско, Марко Риччи, француз Клод-Жозеф Верне.

Итальянская живопись произвела мощное впечатление на всю Европу, но и Италия в свою очередь не была свободна от обратного воздействия мастеров Севера. Примером следования роду живописи Ваувермана, но с индивидуально развитым и легко узнаваемым почерком, является Микеланджело Черквоччи с его “Разбоем после битвы”. Он сформировался как художник в Риме под влиянием происходящего из Харлема и жившего в Риме Питера ван Лара.

Если венецианская живопись 17 века производит впечатление интермеццо, интермедии между великим прошлым 15 и 16 столетий и предстоящим расцветом в 18 веке, то в лице Бернардо Строцци генуэзская живопись имеет художника высшего ранга, привнесшего в картину барочной живописи в Италии сущестенные акценты.

Итальянская живопись 18 века

Как и в предыдущие столетия, отдельные школы итальянской живописи имели и в 18 веке свое лицо, хотя число действительно значительных центров сократилось. Венеция и Рим были большим очагом развития искусства 18 века, Болонья и Неаполь тоже имели собственные выдающиеся достижения. Благодаря мастерам Ренессанса Венеция была в 17 веке высокой школой для художников из других городов Италии и всей Европы вообще, изучавших здесь Веронезе и Тинторетто, Тициана и Джорджоне. Это например Иоганн Лис и Никола Ренье, Доменико Фетти, Рубенс и Бернардо Строцци.

18 век начинается такими художниками как Андреа Челести, Пьеро Негри, Себастьяно Риччи, Джованни Баттиста Пьяцетта. Наиболее характерное выражение его своеобразия дают картины Джованни Баттиста Тьеполо, Антонио Каналя и Франческо Гварди. Великолепный декоративный размах произведений Тьеполо ярко выражен в его монументальных фресках.

Болонья с ее удобными связями с Ломбардией, Венецией и Флоренцией является центром Эмилии, единственным городом этой области, выдвинувшим в 17 и 18 веках выдающихся мастеров. В 1119 году здесь был основан старейший в Европе университет с известным юридическим факультетом, духовная жизнь города значительно влияла на итальянскую живопись 18 века.

Наиболее притягательными представляются работы Джузеппе Марии Креспи, прежде всего выполненная в 1712 г. серия “Семь таинств церкви”. Живописная школа Болоньи имеет в лице Креспи художника европейского масштаба. Его жизнь относится наполовину к 17, наполовину к 18 веку. Будучи учеником Карло Киньяни, который в свою очередь учился у Франческо Альбани, он овладел академическим художественным языком, выделявшим болонезскую живопись со времен Каррачи. Два раза Креспи побывал в Венеции, обучаясь сам и вдохновляя других. Особенно Пьянцетта, кажется, надолго запомнил его произведения.

Болонезскую живопись раннего 18 века, иную, нежели у Креспи, представляет Гамбарини. Холодный колорит и рисованная четкость, привлекательно-анекдотическое содержание его картин заставляют, в сравнении с сильным реализмом Креспи, отнести его скорее к академической школе.

В лице Франческо Солимены неаполитанская живопись имела своего признанного всей Европой представителя. В римской живописи 18 века проявляется классическая тенденция. Такие художники, как Франческо Тревизани, Помпео Джироламо Батони и Джованни Антонио Бутти являются тому примером. 18 век был веком Просвящения. Аристократическая культура во всех областях в первой половине 18 века переживала блестящий расцвет позднего барокко, проявившийся в придворных празднествах, великолепных операх и в княжеских деяниях.

Читайте далее: