Каррарский мрамор фото

Мраморные месторождения в Карраре (Италия) и прекрасные скульптуры из каррарского мрамора

Из каррарского мрамора возведены сооружения во многих странах мира. Среди известных Мраморная арка, украшающая Гайдн-парк в Лондоне, Кафедральный собор в столице Филиппин, удивительная Мечеть из белоснежного мрамора, поражает великолепием в Абу-Даби. Каррарский мрамор использовали при строительстве индуистского храмового комплекса в Дели, также мемориала, выполненного в честь Эдуарда VII, английского короля, Памятника миру в Вашингтоне.

Мрамором иногда называют и другие камни, подвергающиеся полировке и использующиеся в

строительстве, — например, гранит, оникс и порфир. Однако настоящим мрамором является

известняк, перешедший в кристаллическое состояние в ходе природных процессов.

Для разрезания необработанного камня используется большая пила без зубьев, на которую во время работы льется вода с песком. За счет трения стального лезвия и песка глыба довольно быстро разрезается на куски нужного размера. Иногда вместо жесткого лезвия используется проволочная пила.

Огромные размеры Каррарского мраморного карьера впечатляют:

Внутри Каррарского мраморного карьера:

Сам карьер называется так по обнаруженному здесь древнеримскому жертвеннику, где в виде трех божеств – Геркулеса, Юпитера и Бахуса – был аллегорически изображен римский император Септимий Север с сыновьями: Каракалой и Гетой. На стене жертвенника оставили свои подписи выдающиеся скульпторы Ренессанса: Микеланджело, Джамболонья, Канова – именно здесь они подбирали мрамор для своих бессмертных творений, среди которых статуя Давида, композиция Пьета, скульптура «Похищение Прозерпины».

Статуя Давида, выполненная Микеланджело вначале XVI века – это шедевр, не перестающий удивлять. Трудился мастер над ней на протяжении двух лет, пока из монолитной глыбы была создана пятиметровая фигура юноши. Транспортировкой во Флоренцию и установкой на площади Синьории занимался Леонардо да Винчи. Позднее изваяние было перемещено в здание флорентийской Академии изящных искусств.

Шедевром человеческого творения считается и композиция Пьета, размещённая в Ватикане в Соборе Святого Петра. Выполненная непревзойдённым Микеланджело, она является одной из наиболее почитаемых католических святынь. Запечатлённая в белом каррарском мраморе трагическая сцена, в которой Дева Мария держит на руках безжизненное тело Иисуса, передаёт всю скорбь матери за погибшим сыном. Мастер сумел вырезать из камня малейшие детали, такие как раны на теле Иисуса, выражение горя на лице Марии.

Закончив свою работу над мраморной скульптурой «Похищение Прозерпины» (The Rape of Proserpina), Джованни Лоренцо Бернини утверждал, что сумел сделать камень пластичным.

Этот навык помог сотворить ещё множество шедевров, среди которых «Аполлон и Дафна»

и Экстаз Блаженной Людовики Альбертони, ставший последним творением талантливого мастера.

Каррарский мрамор фото

Италия. с каким материалом ассоциируется у вас эта страна? Конечно, с мрамором! Посмотрите вокруг, когда гуляете по улицам городов – фасады соборов и палаццо, внутренняя отделка храмов, скульптуры и лестницы – все это выполнено из мрамора. В Италии насчитывается более пятидесяти сортов мрамора, цвет может быть бело-молочным, бежевым, серым, зеленым. Каждый сорт имеет название и добывается в различных местах страны. Самый дорогой и известный сорт мрамора – каррарский, который добывают в карьерах около города Каррара.

Город Каррара находится на территории Тосканы, в районе Апуанских Альп, он основан в X веке нашей эры. Каменоломни в этих местах были известны уже в бронзовом веке. Основание Римской империи и многочисленное строительство храмов дало толчок к развитию добычи – тут добывались глыбы камня, которые доставлялись по всей Римской империи, их отправляли морским путем через порт Луни. Именно из каррарского мрамора построен римский Пантеон и Колонна Траяна, которую вы можете видеть по пути к Колизею.

Мрамор добывался простейшим ручным способом, когда откалывали куски вручную по линии излома с помощью клиньев и кувалды в шахтах или сверху скалы, работая в навесных люльках. Позднее, в XVII веке, когда открыли порох, добыча стала более масштабной. Спуск с каменоломни блока мрамора осуществлялся двумя способами: по деревянному настилу, смазанному мылом (что зачастую приводило к смерти работников или порче блока) или по бревенчатым каткам, по которым спускали камень, придерживая его веревками. Далее блоки грузились на телеги и отправлялись в порт. Второй толчок к разработке месторождений дала эпоха Возрождения, когда требовалось много мрамора при постройке и отделке соборов, дворцов и отделке внутренних интерьеров, скульптур.

Карраский мрамор имеет множество оттенков: от светлого белого, практически прозрачного до серо-зеленого, лилового и персикового, с прожилками и без них. Цвет и рисунок мрамора определяется наличием минерала в породе: бурый железняк дает оттенок от вишневого до розового, хлориты придают зеленый цвет камня, а небольшое количество каких-либо минералов определяет белый цвет. Стоимость и ценность каждого куска мрамора определяет зернистость и рисунок прожилок. Самый известный сорт каррарского мрамора называется Bianco Carrara, именно из него были созданы статуи «Давид», «Пьета» и другие шедевры Микеланджело. Пизанская башня, многочисленные фасады соборов, Пантеон, дворцы, Сиенский собор и многое другое отделано мрамором из Каррары.

Почему архитекторы и скульпторы так любят мрамор? Он долговечен и красив, а работать с ним легко. Микеланджело отдавал предпочтение мрамору из Каррары и собственноручно выбирал в карьере блоки для своих будущих шедевров. Как истинный фанат своего дела. Буанаротти провел годы, работая в каменоломнях, отбирая мрамор для себя, строя дороги и спуская блоки до погрузочного пункта.

Статуя «Давид» появилась благодаря случайности и стечению обстоятельств. Микеланджело получил заказ и большую глыбу мрамора, над которой уже велась работа другими скульпторами, с которыми был разорван контракт. Кусок камня почти 40 лет стоял во дворе церкви во Флоренции и не каждый мастер взялся бы за испорченный материал. Буонаротти в том момент было всего 26 лет, и он без малейшего сомнения взялся за работу над статуей. Спустя два года появился этот шедевр высотой более 5 метров. Транспортировка статуи на площадь Синьории заняла 4 дня – так аккуратно и осторожно перемещали ее. 8 сентября 1504 года статую воздвигли на площади во Флоренции. Изначально идеей заказчиков, гильдии торговцев, было окружение собора Санта-Мария-дель-Фиоре статуями ветхозаветных персонажей. Но совет города решил разместить статую Давида у палаццо Веккьо. Спустя 300 с лишним лет статую перенесли в зал Академии изящных искусств, спасая от разрушения от осадков.

Еще одной, не менее известной, чем статуя Давида, является Пьета «Оплакивание Христа», изображающая Деву Марию с умирающим Иисусом Христом у нее на руках. Скульптурная группа находится в Ватикане, в соборе Святого Петра, куда ее переместили в XVIII веке из гробницы одного из кардиналов. Кстати, это единственная скульптура, подписанная Микеланджело. Он никогда не подписывал свои произведения, а также работал без эскизов и макетов. Каррарский мрамор воплотил все задумки талантливого скульптора, все эмоции и движения переданы очень точно и достоверно, и до сегодняшнего дня поражает всех. Копии статуй Микеланджело распространили по всему миру.

Добыча мрамора в Карраре после эпохи Возрождения не заканчивалась, работы велись даже в годы Второй мировой войны. Муссолини подарил мрамор для строительства и отделки мечети в Иерусалиме. Мрамор использовали для отделки арки в Гайд-парке, Кафедрального собора в Маниле, мечети шейха Зайда в ОАЭ, станции метро в Москве «Охотный ряд». Добыча камня стала намного эффективнее и безопаснее с открытием новых технологий в обработке и заготовке, когда изобрели алмазные пилы и появилась техника, которая могла бы перевозить большой объем мрамора без риска для жизни людей и опасности разбить блоки. Сейчас известные архитекторы и дизайнеры закупают мрамор для отделки домов, создания предметов интерьера – ведь красота камня, созданного природой, никогда не сравнится с синтетическим материалом.

Будем верить, что найдется такой же талантливый мастер как Микеланджело, чтобы освободить из заточения в камне еще не одну потрясающую скульптуру.

Каррара – где добывают лучший в мире мрамор?

Каменоломня – так переводится из кельтского название итальянского городка Карарра (Carrara), расположенного в Тоскане (Toscana), в окружении Алуанских Альп (Alpi Apuane), поражающих красотой белого мрамора из которых состоят. Население немногим больше 65 тыс. 100 км в северо-западном направлении отделяет его от Флоренции (Firenze), в 6 км находится Лигурийское море (mar Ligure). Основными экономическими направлениями являются добыча каррарского мрамора. Развит туризм и торговля.

Из истории

Начиная с IX столетия до н. э. на территории современной Каррары обитали племена лигурийцев. Город появился во времена Римской империи, как место проживания камнетесов, добывающих белоснежный мрамор. Он помнит правление готов, византийцев.

Довелось побывать под лангобардами (langobardī), германскими племенами, основавшими на захваченных северных итальянских землях своё королевство Лангобардию (Langobardia). Также епископы из Луни (Luni), одного из близлежащих городов, где находился собор с кафедрой епископа и гавань, с которой вывозился по разным странам каррарский мрамор, называемый ещё и лунийским (marmor lunensis), во времена своего рассвета правили Каррарой. Мраморная добыча была прибыльна, поэтому Флоренция, Лукка, Пиза всегда стремились забрать город под своё владение.

С конца XV века город перешёл к роду Маласпина (Malaspina), что привело к его расцвету. Улучшилось экономическое положение, в городе стремительно развивалась культура. Появились удивительной красоты строения из знаменитого мрамора.

Пережили стены Каррары и революционное движение XIX столетия. Так здесь была основана первая, радикально настроенная анархическая группа под руководством Джузеппе Мадзини (Giuseppe Mazzini). И только объединение Италии в 1861 году, прекратило смутные времена в Карраре.

Достопримечательности

Соборная площадь (Piazza del Duomo), спроектированная в виде трапеции, находящаяся в окружении средневековых зданий – это центральное историческое место города. Притягивает внимание туристов Кафедральный собор (Duomo di Carrara), с его необычной ажурной отделкой, выполненной из белого мрамора. Стоит попасть и внутрь, чтобы увидеть красивейшие архитектурные изыски, среди которых крест из дерева с распятием, выполненный Анджело Пуччинелли (Angelo Puccinelli), а также его скульптура «Благовещение» (scultura di The Annunciation), тоже датированная XIV веком.

Привлекательна площадь и домом, находящимся неподалёку от Собора, в котором проживал Микеланджело, память об этом увековечена с помощью мраморной таблички. Славится Соборная площадь и незаконченной статуей «Гигант» (la statua «Gigante»), над которой работал Баччьо Бандинелли (Baccio Bandinelli) , замысливший её как изображение бога Нептуна.

Одним из красивейших зданий является дворец Кибо-Маласпина (Palazzo Cybo Malaspina), состоящий из замка Маласпина. Вторая часть – это дворец, выполненный в стиле ренессанс. Сегодня здесь располагается Академия изящных искусств. Её экспозиция скульптуры – одна из лучших в Италии, доказывающая, что Карраре по праву принадлежит слава скульптурного центра.

В число достопримечательностей входят и старинные церкви XVI –XVIII веков. Среди них церковь Покровы (La Chiesa Veli), Богоматери слёз и Кармин (Madonna delle lacrime e Carmine). Далеко за пределами города известен монастырь святого Франциска (Convento di San Francesco). Большое количество статуй, удивляющих своей необычностью, созданных известными мастерами, украшают площади, улицы и парки. Среди них изваяние «Порчеллино» («Porcellino») – творение Пьетро Такка (Pietro Tacca), «Каваллино» («Cavallino»), выполненная Артуро Дацци (Arturo Codazzi).

Познакомиться с историей развития добычи, его разновидностями можно посетив городской Музей мрамора, находящийся на улице Viale XX Settembre, что в 3 км к юго-западу от Кафедрального собора, вход свободный. Дополнительная информация – по телефону +39 0585845746.

Каррарский мрамор

Дорогой и необычный каррарский белый мрамор (Marmi Carrara) славится во всём мире. Знаменитые скульптуры эпохи Возрождения и Барокко творили из него мастера настоящие шедевры, среди которых статуя Давида (statua David), композиция Пьета (Pietà), скульптура «Похищение Прозерпины».

Статуя Давида

Статуя Давида, выполненная Микеланджело (Michelangelo) вначале XVI века – это шедевр, не перестающий удивлять. Трудился мастер над ней на протяжении двух лет, пока из монолитной глыбы была создана пятиметровая фигура юноши. Транспортировкой во Флоренцию (Firenze) и установкой на площади Синьории (Piazza della Signoria) занимался Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Позднее изваяние было перемещено в здание флорентийской Академии изящных искусств.

Композиция Пьета

Шедевром человеческого творения считается и композиция Пьета (Pietà), размещённая в Ватикане (Vaticano) в Соборе Святого Петра (Basilica di San Pietro). Выполненная непревзойдённым Микеланджело, она является одной из наиболее почитаемых католических святынь. Запечатлённая в белом каррарском мраморе трагическая сцена, в которой Дева Мария держит на руках безжизненное тело Иисуса, передаёт всю скорбь матери за погибшим сыном. Мастер сумел вырезать из камня малейшие детали, такие как раны на теле Иисуса, выражение горя на лице Марии.

Похищение Прозерпины

Закончив свою работу над мраморной скульптурой «Похищение Прозерпины» (The Rape of Proserpina), Джованни Лоренцо Бернини утверждал, что сумел сделать камень пластичным. Этот навык помог сотворить ещё множество шедевров, среди которых «Аполлон и Дафна» (Apollo e Dafne), «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (Estasi Beata Ludovica Albertoni), ставший последним творением талантливого мастера.

Здания и сооружения в других странах

Из каррарского мрамора возведены сооружения во многих странах мира. Среди известных Мраморная арка, украшающая Гайдн-парк (Hyde Park) в Лондоне, Кафедральный собор в столице Филиппин, удивительная Мечеть из белоснежного мрамора, поражает великолепием в Абу-Даби.

Каррарский мрамор использовали при строительстве индуистского храмового комплекса в Дели, также мемориала, выполненного в честь Эдуарда VII (Edward VII), английского короля, Памятника миру в Вашингтоне (Monumento di Pace a Washington).

Каррарский мрамор широко используется для обустройства современных интерьеров. Из него изготавливают изделия, начиная от плитки, для отделки стен, пола и заканчивая мебелью. Его популярность обусловлена эстетичностью, износоустойчивостью, экологичностью.

Как добраться

Поскольку Каррара – один из туристических центров Италии, то попасть сюда можно любым видом транспорта.

Ближайший аэропорт имени Галилео Галилея (Galileo Galilei) находится в Пизе. Официальный сайт www.pisa-airport.com. Также недалеко расположены аэропорты Флоренции, в 108 км, 130 км до аэропорта в Генуе и 135 до воздушной гавани в Парме.

Благодаря широкой сети автострад можно легко добраться до Каррары, взяв автомобиль напрокат и следуя по автостраде А12, соединяющую Геную (Genova) и Ливорно (Livorno). Мимо проходит автострада А15 между Пармой и Ла-Специей. Также можно проехать по автострадам:

  1. SS.1 Aurelia;
  2. SS.62 Del Passo della Chiza;
  3. SS.63 Del Passo del Cerreto;

Добраться до Каррары с Рима, Пармы, Генуи или Ла Специи получится и на поезде, поскольку в городе имеется железнодорожная станция, имеющая название Авенца (Aventsa).

Поскольку город находится недалеко от морского побережья, то попасть в него можно воспользовавшись яхтой.

Отели и апартаменты

Являясь туристическим центром, провинция Масса-Каррара имеет ряд комфортабельных апартаментов, гостиниц, среди которых можно порекомендовать:

Casa Vacanze Al Settimo Cielo

Апартаменты Casa Vacanze Al Settimo Cielo – Via Tecchioni 1, 54100 Massa, Италия. Славится наилучшей ценой за отличное качество услуг. Удивительные виды из окон, отличный бассейн, сад – всё создаёт условия к отдыху. В апартаментах есть ванная, телевизор, проводной интернет.

Hotel Annunziata

Hotel Annunziata – Комфортабельные номера с кондиционерами современными телевизорами, ванными комнатами. В 4 км находятся пляжи. Есть ресторан и бар. Предусмотрен завтрак.

Hotel Il Buongustaio

Hotel Il Buongustaio – это семейный отель с садом, бассейном. На завтрак предусмотрен «шведский стол». Для авто предоставляется бесплатная парковка. Комфортабельные номера с ванной и Wi-Fi.

Hotel Dora

Hotel Dora расположен в центре города, недалеко от реки Каррионе, в одном из старинных зданий XV века. Комфортабельные номера декорированы в бежевых и сиреневых цветах. В них есть телевизоры со спутниковыми каналами, Wi-Fi. Предоставляется завтрак.

Каррара – там, где рождается мрамор

О то, что мрамор используется в отделке, знают все. А вот как и откуда он попадает в руки мастеров, наверное, известно немногим… Написано по мотивам двухдневной экскурсии в мраморные каменоломни района Каррара.

…Чем ближе машина приближалась к Карраре, тем чаще за окнами мелькали многочисленные мастерские и склады с мраморными блоками и плитами разных размеров и оттенков, которые чередовались с горами из контейнеров. Мы приехали в городок Бокка ди Магра (в устье реки Магра) вечером, и на закате горный массив сюрреалистично сиял розовым светом – белый мрамор отражал лучи заката и казался рубином в оправе лесной зелени.

Вид из гостиницы

Белоснежный каррарский мрамор, знакомый многим по статуям Микеланджело, добывается в Апуанских Альпах и считается одним из ценнейших сортов мрамора. Там же из-под тонкого слоя земли, из гор, состоящих больше чем на 90% из мрамора, появляются на свет блоки и плитки для интерьеров или облицовки зданий.

Цена тонны необработанного белоснежного мрамора для статуй превосходит цену строительного более чем в 40 раз. Среди скульпторов, работающих с этим камнем, стоит выделить тех, кто, как Микеланжело, считает, что в куске камня уже заключено произведение искусства, и задача творца позволить ему появиться на свет. Эти творцы лично ходят по каменоломням и выбирают себе мраморный блок еще до того, как камень отделен от скалы. К счастью, много и тех, кто творят статуи из готовых блоков.

От Древнего Рима до наших дней
С I века до н.э. древние римляне, победив племена лигурийцев и присоединив эти территории к Римской империи, наладили добычу мрамора. Граждане Рима жили в городе – порту у моря — Луни, через который шла торговля и перевозка мрамора. Каменотесы, инженеры и рабочие, набранные из местных или из привезенных рабов, жили в горных поселках ближе к каменоломням.

Коллоната – это самый высокогорный из поселков каменотесов в Апуанских Альпах, в районе каменоломен Каррары. Рабочие каждое утро шли по несколько км в горные шахты, неся все инструменты, воду и еду на плечах. Добытый мрамор на специальных санках спускали вручную, а потом везли на волах к морю.

Часть монумента. О нем — далее

В наши дни ручной спуск мрамора можно увидеть только один раз в году, в первое воскресенье августа в предгорном поселке PontidiVara. Специально для гостей те мастера, которые в детстве застали использование саней для спуска мрамора (lizza), на глазах у многочисленных зрителей спускают с горы блоки так, как это делалось во времена Римской империи — без всякого использования машин.

А вот так это происходит сейчас

Технику добычи и доставки мрамора к морю, разработанную римлянами, с успехом использовали на протяжении двух тысячелетий вплоть до 50-х годов XX века. И только после второй мировой войны машины полностью заменили ручной труд и повозки с буйволами. Вплоть до 50-х годов XX века 2 рабочих двуручной пилой в день разрезали мраморный блок на 7-8 см, а современные машины с тросами, опыленными алмазной крошкой – на 5 см в минуту. Сегодня в 200 работающих каменоломнях добывают около миллиона тонн мрамора в год. В поселке Коллоната установлен интересный мраморный монумент рабочим каменоломен, который иллюстрирует различные этапы добычи и обработки камня, как раньше, так и сейчас.

Все дороги трех долин, в которых добывается мрамор со времен Древнего Рима, ведут к таможне. И сейчас на стыке этих трех долин стоит автомойка для смывания мраморной пыли с фур при выезде с разработок и несколько весов для взвешивания полных машин. Налог зависит не только от веса, но и от типа мрамора и его формы (разделки) ведь вывозят не только блоки, но и плиты, мраморную крошку и даже порошок. Более того, порошок пользуется зачастую большим спросом, чем блоки: ведь это кальций, и его добавляют в зубную пасту, домашнюю химию, кремы и лекарства и используют в различных отраслях производства.

И везде только мрамор.
В городе–порте Каррара, основанном еще древними римлянами, мрамор используется везде. Из него сделаны городские скамейки, вазы для цветов.

Мрамором выложены второстепенные улочки и зебра.

Собор Святого Андрея не украшен мрамором, он целиком построен только из этого материала.

Интересная деталь для средневековых путешественников и купцов: круглое резное окно на фасаде церкви – «розоне». Стрелка, расположенная на половине двенадцатого указывает точное направление на север.

Рядом с этой церковью, в 2-х шагах от статуи Нептуна находился дом, в котором останавливался Микеланджело Буонаротти во время своих постоянных приездов на мраморные каменоломни.
Колесо – символ города-порта, даже имя которого, Каррара, происходит от слова «повозка».

В горном поселке Коллоната кусками необработанного мрамора укрепляются земляные террасы, и сквозь эти мраморные укрепления прорастают герани.

Мрамор и кулинария
Свой сорт сала изготавливает, наверное, каждый народ, который держит свиней в качестве домашних животных. У каждого региона свой рецепт и свои приемы. Но то, что мрамор, оказывается, – это не только статуи и облицовочные плитки, но и необходимый ингредиент для приготовления сала, я узнала только в городке каменотесов Коллоната.
В том, что приготовление этого особого сала невозможно без мраморных плит, итальянцам пришлось долго убеждать европейских бюрократов. Но им это удалось, и Брюссель присвоил салу из Колонната фирменный знак DOP (Защищенное Наименование по Происхождению – Denominazione di Origine Protetta). И теперь «сало из Коллонаты» имеют право производить только 14 ремесленников этого городка.

В бак из мрамора сыплют крупную морскую соль, поверх нее кладут куски свежего свиного жира. Кто-то из мастеров берет жир свиней из Ломбардии, которые идут на производство пармской ветчины, кто-то – свиней из Тосканы. Куски жира пересыпаются солью и смесью ароматических трав. Бак плотно закрывается. Его можно открыть только через 6 месяцев.

За это время сало созревает в рассоле, в котором может пребывать еще несколько месяцев, при этом само сало оставалось пресным.

Приготовленное в герметичном баке сало получается нежное и несоленое. Изначально – это была оптимальная еда каменотесов. С одной стороны, калорийная и дешевая, с другой – несоленая и нежная. Для насыщения рабочего было достаточно небольшой порции, и не нужно было брать с собой в горные шахты много воды.

Вот такая история про мрамор, который может предстать перед вами в виде старинной колонны, элегантной плитки – или даже найти свое применение в кулинарии. А я, когда вижу мраморный подоконник или статуэтку, вспоминаю горы, которые даже летом белее снега 🙂

Кое-что про Каррару: мраморные карьеры и лаборатория Paolo Costa & C.

Меня предупреждали, что поездка на каменоломни – редкий, ни с чем не сравнимый опыт.
Оказалось, дело не только в живописности мест.
Мрамор – стихия, страсть, история невероятных человеческих возможностей. Когда труд, любовь к своему делу, фантазия и терпение превращают камень в произведения искусства.

“Как, как вообще такое возможно?” – восклицали мы, наблюдая за работой сотрудников Paolo Costa & С. Это лучшая в Карраре (и одна из самых известных в мире) производственных лабораторий, работающих с мрамором.
Ответом была цитата Микеланжело, которая жива спустя много веков: “Надо просто взять камень и отсечь все ненужное”.
Но если б все было так просто, почему именно этой компании доверили реконструкцию Миланского Собора?:)

В этом репортаже более ста фото, для удобства заверстанных в галереи.
И две части: сначала мы побывали на карьерах, где добывают мрамор, а потом отправились в лабораторию Paolo Costa & С.

Итак, Каррара, Апуанские Альпы.
Здешний мрамор из-за своих свойств считается ценнейшим в мире.

Дорога в горы из центра Каррары занимает четверть часа по живописному серпантину.
(Кстати, в саму Каррару из Монако мы с Наташей доехали за каких-то три часа).

Если вы – индивидуальный путешественник, ищите беседку Marmotour. Далее ваш путь продолжится в сопровождении гидов, на специальном транспорте. Достаточно позаботиться об удобной одежде и обуви.
Зимой всех гостей каменоломни также предупреждают, что в горной выработке очень холодно.

В выработку ведет длинный туннель. Наша экскурсия в недра мраморной скалы была недолгой: в этот день был религиозный праздник, работы не велись. Ну и, если честно, было страшновато: над головой полкилометра гор.
Плюс мрамор пропускает воду, которая капает и даже льется с потолка, и из-за очень сильной влажности фотоаппарат мгновенно запотел. Поэтому мы оправились дальше.

Сложно себе представить – за месяц с этих карьеров вывозится до сорока тысяч тонн уникального материала!
Делая несколько остановок, на каждом этапе мы встречали непохожие пейзажи.

Мы с Натали не могли насмотреться. Горячий снег.
Но самое интересное ждало впереди.

С верхних площадок обычно хорошо видно море.
Но мы приехали в очень жаркий влажный день. Парило. И, кажется, из воздуха можно было надувать пузыри, как из жвачки.

Среди белых мраморных скал чувствуешь себя бабочкой внутри светильника. Солнце нещадно слепит, отражаясь от белой земли и белых стен. Ну и немного эффект микроволновки:)

Это было незабываемо и очень ярко!

Сложно представить, но в этих каменоломнях люди трудились уже в медном веке.

В римскую эпоху добыча приобрела колоссальные масштабы. Начиная с правления Юлия Цезаря из каррарского белого мрамора строились все значимые сооружения и дома патрициев. Среди сохранившихся с тех времён объектов из каррарского мрамора — колонна Траяна (созданая Аполлодором Дамасским в 113 году до н.э.) и Пантеон (126 год н.э.).

Транспортировка мрамора в Рим шла через порт Луни, из-за чего он и получил своё латинское название – “marmor lunensis”.

Кстати, глыбы мрамора кое-где напоминают куски сыра, которые отсекаются ножом от большой сырной “головы”.

К нашей компании (мы с Наташей, Мануэль из Paolo Costa & С, организаторы поездки – Франческо и Марко) присоединяется Альвизе Лаццарески (Alvize Lazzareschi). Жизнь его семьи из поколения в поколение целиком связана с мраморными каменоломнями.

Эдакий “мраморный волк”, знающий тысячи легенд этого места. Автор романа “La casa del colonnello”. Лирично о суровой жизни рабочих карьеров и их семей.

Говорит, что среди добытчиков “белого золота Каррары” нет ни одного гастарбайтера. Все – потомственные шахтеры, каррарцы.

– Но бывает же такое, что сын не хочет на каменоломню, как отец и дед…

– Нет, это что-то в крови.

Кстати, почти весь мрамор “пилится” под конкретный заказ: уже определённого размера и характеристик.

Когда-то Микеланджело лично выбирал здесь блоки для своих произведений. Его Давид высечен именно из bianco carrara. Из здешних пород также выполнен фасад Сиенского собора, Мраморная арка в Лондоне и многие другие мировые достопримечательности.

А теперь мрамор из Каррары есть и у Duomo di Milano, некогда построенного из не такого качественного и долговечного мрамора Кандольи.

Именно лаборатории Paolo Costa & C., куда мы с Мануэлем отправились после карьеров, доверили восстановление готической жемчужины. Опыту этой семейной компании – более двухсот лет. Сегодня “костяк Коста” – отец Паоло и его сыновья, Мануэль и Стефано.

С годами элементы Миланского Собора стали напоминать поюзаную губку для мытья посуды и рассыпаться.

Вот так выглядит “старый кусочек Дуомо” – одна из деталей, которую нужно было воссоздать один к одному.

Вот уже почти 20 лет лет эта семейная лаборатория сотрудничает с организацией, некогда созданной для возведения Миланского кафедрального собора и ведущей деятельность по его сохранению (Veneranda Fabbrica del Duomo di Milano).

Работы по реставрации фасада собора начались 15 лет назад. Команда Paolo Costa & C. осуществляли полную реновацию одного из шпилей и скульптур, которые его украшают.

Это был огромный цикл работ. Начиная от студийных (предварительные образцы рельефов всех частей шпиля, который был снят и разобран на составляющие, сложные работы по построению идеальной копии элемента путем векторного моделирования в 3D формате). Заканчивая производством и “сборкой” готового шпиля на месте, в Милане.

По этой ссылке, на сайте компании, собраны многочисленные фотографии процесса, мраморных деталей и даже монтажа готового шпиля и скульптур Собора.

Непростые работы по обновлению Миланского Собора велись командой “Паоло Коста & К.” параллельно с другими проектами для заказчиков со всего мира.
Компания специализируется на создании архитектурно-декоративных элементов: обустройство любых сооружений, начиная от дворцов, парков, мемориальных комплексов и церквей до вилл (стильные кабинеты, камины, колонны, лестницы и балюстрады, фонтаны, ванные комнаты, а иногда даже бассейны).

Заказчиками выступают как правительства, мэрии и епархии, так и частные лица.
Почти все клиенты становятся постоянными. Они знают, что тут гарантированно получат изделия высочайшего качества из самого лучшего в Карраре мрамора.

Кто угадает страны, где живут самые верные этой лаборатории приватные заказчики? По некоторым фото в этой записи можно угадать:)

Глядя на безупречные художественные работы для частных владений, неважно, живьем или на фото, начинаешь понимать исключительность мраморных элементов в интерьере.

Проекты создаются либо по готовым чертежам (когда с заказом приходит дизайнер или архитектурное бюро), либо на месте, специалистами лаборатории.

Важен и финальный этап работы – транспортировка готового заказа. Почти все объекты создаются из единой мраморной глыбы и должны доехать до клиента невредимыми.

Удивительно, насколько гармонично в этих людях сочетаются творческий склад ума (и классическое художественное образование), техническая подкованность, умение работать руками и вести бизнес одновременно. Как же меня восхищает этот азарт и полное погружение в свое дело!

Плюс человеческие качества. За несколько дней общения у нас была возможность неплохо узнать братьев Коста. Веселые, искренние люди, обожающие своих жен и детей. Все-таки за женихами надо в глубинку.

С Кристиано мы шутили, что его жилетка хорошо подойдет для ролевых игр:)

Интересно было понаблюдать за техническими ноу-хау…

…передовые методы обработки позволяют увеличить скорость производства на первоначальном этапе. Но даже в 2017 году никак без кропотливого, ювелирного ручного труда, традиции которого передавались тут из поколения в поколение.

Очень красивая раковина в чью-то резиденцию! Приятный минимализм.

На фото мы видели поистине беспрецедентную реализацию фантазий частных заказчиков. Например, один арабский шейх захотел в своем имении гиганский мраморный аквариум на всю стену “и чтоб из него выпрыгивали наружу мраморные дельфины в натуральную величину”. Любой каприз, как грится!

Вот такие невероятные ресурсные знакомства с Людьми Дела. СпасибоPaolo Costa & С. за душевный прием в Карраре. И за прекрасные летние вечера. Когда к нашей команде присоединялись их семьи, мы полночи болтали, шутили и потом подолгу никак не могли разойтись.
И все по очереди искали мою собаку Уму:)

Немного фото, которые изначально были “не для эфира”.

Когда мы ехали из Каррары домой, уже немного скучая по этим четырем дням, Кристиано прислал очень смешное сообщение, фото своей “твоей любимой” жилетки и пожелал нам отличного пути.

Мы с Наташей смеялись до слез. Хотелось сохранить это теплое чувство как можно дольше.

Читайте далее: