Караваджо распятие святого петра

Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь

Сентябрь 29, 2018

Феноменальное творчество гения, перевернувшее общепринятые представления о живописи, кардинальным образом повлияло на весь ход развития изобразительного искусства не только в Италии, но и во всей Европе. Отъявленный бунтарь и безустанный мятежник, исключительный талант и настоящий гений – все это про Караваджо, великого художника и экспериментатора, ставшего реформатором европейской живописи и, в одночасье, одним из самых скандальных художников всех времен.

Биография Караваджо

Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.

В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.

После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.

Картины Караваджо в Палаццо Барберини

В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.

Юноша с корзиной фруктов. Караваджо. 1593-1594 г.

Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Это подтверждает тот факт, что уже в 94-ом году Меризи остался совершенно без денег и без крыши над головой.

В Риме Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемый выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев. В этот период Караваджо помогал расписывать одну из капелл в базилике Сан Прасседе. Взаимоотношения с Чезари были прерваны после внезапной болезни и госпитализации Караваджо.

В 1597 году, благодаря Просперо Орси, близкого друга художника, Микеланджело Меризи замечает кардинал Франческо Мария дель Монти, известный деятель культуры и страстный поклонник искусств. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника стала неумолимо расти в кругах римской знати. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, стали предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет. Караваджо. 1596-1597г.

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен посвященных житию Святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо : «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

Распятие св. Петра. Караваджо. 1601 г.

Обращение Савла. Караваджо. 1601 г.

Провокатор и гений Караваджо

Популярность Караваджо не переставала расти также, как и не смолкали разговоры о нем. Его творчеством восхищались ровно столько же, сколько и осуждали, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество.

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо. 1607 г.

Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь, и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения.

Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.

Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям. Караваджо многократно арестовывали по причине его возмутительного поведения, участия в драках и разгромах, незаконного ношения оружия и т.д. А однажды Микеланджело привлекли к суду за то, что вместе со своими друзьями он написал и распространил по городу оскорбительные стихотворения в адрес другого художника Джованни Бальоне. В 1605 году Меризи был вынужден бежать из Рима в Геную на несколько недель, потому что исполосовал ножом известного нотариуса, с которым он поругался из-за своей возлюбленной. От арестов и тюремных заключений Караваджо часто спасали известные государственные деятели и влиятельные друзья. Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Но так продолжалось не всегда.

Святое семейство с Иоаном Крестителем. Караваджо. Около 1603 г.

28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Точной причины драки так никто и не узнал. Одни говорили, будто между ними встала женщина, другие – что причиной послужили политические разногласия. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит. Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого.

Филиппо I Колонна. Гравюра.

На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, потому что и на этот раз ему пришли на помощь. Филиппо I Колонна. Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями. Через несколько месяцев Колонна отправил Караваджо в Неаполь к своим родственникам, где он пробыл почти целый год. За это время мастер успел создать множество произведений, среди которых:

  • «Святое семейство со святым Иоанном Крестителем» (1607), на данный момент хранится в частной коллекции;
  • «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607), находящаяся в фонде Национальной галереи в Лондоне;
  • «Мадонна Розария», написанная по заказу семьи Карафа-Колонна — одна из самых значимых работ данного периода.

Мадонна Розария. Караваджо. 1607 г.

После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме. В результате его арестовали. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Ему удалось сбежать из заключения и без проблем добраться до Сицилии, где некоторое время он гостил у своего давнего друга.

Возможно Вас заинтересует:

Последние годы жизни Караваджо

Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, в Неаполе, Меризи проживал у маркизы Констанции Колонны почти год, пока из Рима не пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании.

Папа Павел V. Караваджо. Дата неизвестна

В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.

Популярные гиды в Риме:

Обессиленный внезапной болезнью Караваджо остался в Порто Эрколе, где его тщетно пытались поднять на ноги. Микеланджело Меризи да Караваджо скончался 18 июля 1610 года предположительно от кишечной инфекции.

Смерть Караваджо, на самом деле, окутана тайнами и до сих пор нет единого мнения о реальной причине смерти великого художника. Один из современных исследователей жизни и творчества Микеланджело Меризи, ссылаясь на архивные документы Ватикана, заявил, что последним пристанищем великого художника стал Ладисполи, а скончался он вовсе не от какой-то там инфекции, а от рук кавалеров Мальтийского Ордена.

15 проникновенных работ Караваджо, глядя на которые становится не по себе

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Неверие апостола Фомы, 1601-1602 гг.

И в этой работе художник использовал технику светотени, где чётко видно идеальное взаимодействие тёмных и светлых оттенков. Христос крепко держит правую руку святого Фомы, направляя его указательный палец сквозь нанесённую ему рану. Наряду со Святым Фомой на портрете изображены ещё два апостола, которые представлены в деревенской манере. Христос представлен как обычный человек, а не божественное существо, поскольку его не окружает ореол.

2. Распятие Святого Петра, 1600 год

На картине изображён Святой Петр, наполовину пригвождённый к кресту, в перевёрнутом виде, так как он не хотел представлять соперника Христу Спасителю. Вокруг этой работы есть ощущение спокойствия, поскольку лицо жертвы лишено боли или напряжения, вместо этого он, кажется, принимает свою мученическую смерть с распростёртыми объятиями, что контрастирует с настроением палачей, которые изо всех сил пытаются выполнить свою задачу с эффективностью. Нет зрителя, который стал бы свидетелем распятия, которое, следовательно, превращает его в личный кризис, а не в историческое событие.

3. Поцелуй Иуды, 1602 год

Здесь изображен арест Христа. Помимо Иисуса, другие присутствующие фигуры включают Иоанна, трёх солдат, Иуду, а также человека с фонарём в руке. Фигуры были помещены на тёмном фоне с единственным источником света, являющимся фонарём. Помимо светотеневой расстановки освещения, жизнеподобное представление фигур, драматическое представление и духовное измерение выводят его на совершенно иной уровень, делая картину невероятно проникновенной и реалистичной.

4. Лютнист, 1596 год

Существует две версии этой картины, первая из которых находится в коллекции Вильденштейна, а вторая – в Эрмитаже. Как оказалось, есть и третий вариант, замеченный в 2007 году в глостерширском Бадминтон-хаусе. Во всех трёх вариантах виден темноволосый мальчик с нежными чертами лица с лютней в руке, поглощённый любовной песней. Те, что в Бадминтон-хаусе и Эрмитаже, показывают стол без скатерти с цветами и фруктами с одной стороны и скрипкой с другой. В коллекции Wildenstein скатерть покрывает стол, в то время как спинетта заменяет натюрморт, а певчая птица, которая находится в клетке, также видна в «кадре».

5. Пишущий Святой Иероним, 1605-1606 гг.

Караваджо написал эту работу по заказу кардинала Сципиона Боргезе, племянника Папы Павла V. Стареющий святой поглощён Писанием, когда он протягивает свои худые руки к одному концу стола, в то время как за ним «наблюдает» череп, который в свою очередь является напоминанием о силах смерти, которых он не может избежать, но изо всех сил пытается преодолеть. Картина была украдена в 1986 году и восстановлена через два года.

6. Жертвоприношение Исаака, 1603 год

Две картины между 1598 и 1603 годами, как говорят, имеют одно и то же название. Хотя это приписывается Караваджо, есть предположения, что это работа Бартоломео Кавароцци, его последователя. Здесь изображён момент, когда Авраам находится на грани принесения в жертву своего сына после выполнения божественного повеления.

7. Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием, 1600 год

Говорят, что Фабио Нути заказал эту картину в 1600 году во время своего пребывания в Палермо. На картине запечатлён тот самый момент, где младенец Христос лежит на земле, а Мадонна сидит рядом. Персонажи, окружающие её, сохраняют обычную осанку и элегантный внешний вид. Эта картина была обработана очень точно, и отделка более отполирована по сравнению с большинством других картин Караваджо. Этот шедевр был украден в 1969 году и до сих пор не найден.

8. Отдыx на пути в Египет, 1597 год

Это произведение искусства вращается вокруг упокоения младенца Иисуса с Иосифом и Марией, когда они все собираются отправиться в Египет. Караваджо полностью захватывает сцену, изображающую мать Марию, спящую вместе со своим ребёнком, в то время как Иосиф видит рукопись для ангела, чтобы сыграть гимн. Это была первая работа художника, выполненная в большом масштабе, где ему удалось выйти из своего увлечения живописью в тёмных пространствах. Угол создаёт чувственную и светящуюся ауру, в то время как представление матери и ребёнка, кажется, выполнено очень тонко.

9. Погребение святой Лючии, 1608 год

Караваджо сделал эту картину, сохранив Святую Люсию, известную христианскую мученицу в качестве основного сюжета. Он написал её в 1608 году после побега из тюрьмы и в этом ему помог Марио Миннити.

10. Натюрморт с фруктами, 1601–1605 гг.

На каменном столе стоит плетёная корзина, наполненная овощами и фруктами. Идеальное взаимодействие света и тьмы делает это произведение неимоверно глубоким и привлекательным.

11. Отрицание (отречение) святого Петра, 1610 год

В этой работе была представлена библейская тема Петра, отрицающего Христа после того, как последний был арестован. Говорят, что это одна из двух его последних работ, возможно, законченных летом 1610 года. Караваджо, как говорят, переживает много личных потрясений в то время и несфокусированный характер этой работы свидетельствует о том же. Фигуры тесно скомпонованы, в то время как большие области остаются в темноте, так что по большей части физическая сущность персонажей скрыта.

12. Воскрешение, 1619 год

Караваджо использует глубокие тени и сильное освещение, чтобы ярко изобразить напряжённую драму, связанную с Воскресением Христа. Представление очень сложное, поскольку все тела скручены и помещены на тёмном фоне. Общий баланс был красиво создан при помощи смешивания ярких цветов с мягкими, приглушёнными оттенками.

13. Мадонна с ребёнком и Святой Анной, 1619-20 гг.

Это одна из поздних религиозных работ Караваджо, которая, однако, не была столь успешной, как другие его картины. Дева Мария занимает центр кадра со своим младенцем сыном и ступает на змею, которая представляет греховность и злые дела. Иисус без одежды, а также босиком, как и его мать. Старая, морщинистая бабушка, наблюдающая за всем этим зрелищем, также присутствует на сцене. Эти фигуры проецируются на свет, в то время как весь холст находится в темноте. Церковные служители сочли эту работу неприличной, убрав её из собора Святого Петра ровно через два дня после её выставки.

14. Семь деяний милосердия, 1607 год

Эта работа, известная также как «Семь актов милосердия» и является отражением семи практик милосердия, которым следуют христианские нормы. Художник снова прибегает к использованию техники светотени, создавая резкий контраст во всём. По словам Ральфа ван Бюрена, историка искусства немецкого происхождения, яркий свет метафорически представляет милосердие, помогая зрителям включить его в свой образ жизни.

15. Коронование терновым венцом, 1607 год

На картине изображён терновый венец, с силой надетый на голову Иисуса перед самым его распятием, чтобы посмеяться над его притязаниями на власть. Тело Христа было представлено в скрученной форме, техника, для которой Караваджо получил вдохновение от Бельведерского торса, мраморной статуи.

Другие известные картины Караваджо включают «Поклонение пастухов» (1609), «Воскрешение Лазаря» (1609) и «Бичевание Христа» (1607).

А вот главный романтик Германии Каспар Фридрих в своих работах рассказывал о Боге весьма необычным образом, а именно – атмосферными пейзажами.

По материалам сайта artisticjunkie.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Быть плохим. Микеланджело да Караваджо. Часть 2

Караваджо – Взятие Христа под стражу

Почти всех великих художников объединяет то, что они были несчастными людьми. Прямо по Достоевскому: “Мера страдания определяет меру истины”. Отличает их только то, что каждый из живописцев был несчастен по-своему.

Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) был баловнем судьбы, мог иметь все, что пожелал, но сам постоянно стремился к отчаянию и безысходности, которыми пропитаны его поздние произведения.

Как уже говорилось, в возрасте 26 лет Караваджо получил признание и славу, его картины завораживали, о них говорили в самых богатых домах Рима, за ними охотились все ценители искусства. И теперь живописцу предстояло принять новый вызов – стать оружием церковной пропаганды. Это был предел мечтаний любого художника. Это была слава, гремящая на весь мир, это были огромные деньги, это было бессмертие.

Караваджо – Распятие Святого Петра (1601)

Караваджо – Жертвоприношение Исаака (1602)

Караваджо – Коронование терновым венцом (1603)

Караваджо – Погребение Христа (1603)

Караваджо – Неверие Святого Фомы (1602)

Вызов был брошен Караваджо очень скоро. 25 июня 1599 года он подписал контракт на написание двух картин, посвященных св. Матфею евангелисту. Уже с самого начала это была победа. Первоначально заказ был отдан сопернику нашего героя, известному римскому художнику Чезари д’Арпино (Cavalier d’Arpino). Но из-за того, что работа продвигалась очень медленно, роспись капеллы перепоручили Караваджо. Его эго било в литавры и праздновало победу! Но только поначалу.

Чем больше художник задумывался о работе, тем отчетливее понимал, что выполнить заказ будет совсем не просто. Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св. Матфея. Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась. Ему не хотелось просто повторять полотна мастеров прошлого, выстраивать классическую композицию из трех фигур: мученика, убийцы и ангела. Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над “Мученичеством святого Матфея” и обратиться к другой картине – к “Призванию святого Матфея”.

Да, еще никому и никогда не удавалось изобразить в религиозной живописи хоть что-то похожее на это! Как уже говорилось, художника никогда не интересовали вымышленные картины небес. Религия была для него реальностью, растворенной в повседневной жизни. Не будем забывать, что все апостолы были до призвания обычными грешниками. А Караваджо знал о грехах все, и призвание Матфея на его картине происходит в убогой таверне. Что могло согревать сердце убийцы (а Микеланджело Меризи да Караваджо им был) сильнее, чем фраза Христа:

“Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.”

Караваджо – Призвание Святого Матфея (1600)

Перед нами убогая обстановка. Вокруг полутьма. Матфей здесь — продажный чиновник, плут. Эта грязная таверна — его штаб-квартира, где со своими помощниками он ведет незаконный бизнес. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус. Почему к нему? Да потому что праведники не нужны Спасителю. Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей. И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения. Все предельно реалистично. Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа.

За столом, помимо святого, еще 4 человека. Но никто из них не понимает, что происходит. Двое слева вообще ничего не видят – они заняты пересчетом денег. Мальчик справа от евангелиста смотрит на эту сцену с безучастным недоумением, охранник уже поднимается со стула и готов в любой момент обнажить свою шпагу, чтобы убить нежелательных свидетелей.

И только Матфей понимает, что сейчас произошло. Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда. Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: “Неужели вам нужен я?”. Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: “Неужели мы возьмем его?”. А смысловым центом картины становится яркий луч света, бьющий из открытого окна и вырывающий из тьмы на лицо Матфея. Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола. В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти “Сотворение Адама”. Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека. В нашем же случае Христос через луч света, как будто направленный его рукой, вдохнул веру в грешника Матфея.

После написания “Призвания святого Матфея” у Микеланджело Меризи да Караваджо больше не было сомнений по поводу того, как ему нужно изобразить смерть евангелиста.

Это сцена убийства, которая вызывает у вас ужас. Хочется бежать от этой картины как можно дальше. Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи. Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе “Мученичество святого Георгия”. Здесь о страданиях не говорит вообще ничего. Конечно, святого ждет смерть, но ему на это абсолютно все равно. Его глаза обращены к небесам, где летают голые младенцы, сидят красивые женщины с обнаженными плечами и мило беседуют другие святые. Для него смерть – это не более чем короткая остановка на заправке по дороге на лучшую вечеринку столетия.

Паоло Веронезе – Мученичество Святого Георгия (1564)

На полотне Микеланджело Меризи да Караваджо все выглядит совсем иначе. Да, здесь есть небеса, и с них ангел протягивает святому Матфею пальмовую ветвь – символ мученичества. Но евангелист не смотрит на него. Его глаза обращены на убийцу, который схватил протянутую вверх руку святого и уже готов нанести решающий удар. Это движение как будто говорит:

“Подожди с небесами, Матфей, ты еще не страдал по-настоящему! О Рае будешь думать потом, ты все еще на земле, принимай свой мученический венец!”

Караваджо – Мученичество Святого Матфея (1600)

Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме. За наемником и Матфеем виден алтарь. Все движение на полотне направлено от центра к краям. Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. Восемь человек в ужасе разбегаются, и только один из них застыл и смотрит с печалью и мукой на эту сцену. Это сам Караваджо. Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок. Да, он знал как выглядит насильственная смерть, какой ужас охватывает невольных свидетелей. Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст. Но здесь еще есть намек на возможное спасение. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею. Прошло совсем немного времени, и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог.

Картина “Мученичество святого Матфея” принесла художнику огромную славу. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты. И каждое из полотен вызывает в обществе скандал. “Успении Богоматери” было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св. Петра. Но “Мадонна со змеей” провисела там только два дня. Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника – проститутка Элен.

Караваджо – Успение Богоматери (1601-1603)

Караваджо – Мадонна со змеёй (1606)

Чем больше была слава художника, тем более вызывающе он себя вел. Тюремные заключения и судебные процессы следовали одни за другими. “Засуньте себе это в задницу”, – так отвечал художник на просьбу капитана ночной стражи предъявить документы. Ждать несчастья было недолго. Миланская история повторилась вновь. Это случилось на площадке для игры в мяч. 29 мая 1606 года Караваджо проиграл 10 эскудо молодому аристократу и баловню судьбы Рануччо Томассони. А художник никогда не умел проигрывать.

Завязалась драка, Томассони был смертельно ранен, утром он умер. Может быть, это бы и сошло с рук Караваджо, но погибший был из очень влиятельной семьи. В итоге на следующий день по всему Риму были развешены листовки: художник был объявлен вне закона, приговорен к смерти, за его голову была назначена награда. Впрочем, благодаря связям, живописцу удалось бежать. Вначале в Неаполь, а оттуда на Мальту.

Именно здесь его жизнь снова сделала крутой поворот. Именно тут была создана его величайшая картина, единственное полотно, которое было подписано Караваджо. За это произведение он был принят в Мальтийский орден и официально стал рыцарем, хотя за его голову по-прежнему была назначена награда. Но об этом мы поговорим уже в следующей статье.

Распятие святого Петра (Караваджо) – Crucifixion of Saint Peter (Caravaggio)

Распятие святого Петра
Итальянский: Crocifissione ди Сан – Пьетро
художник Караваджо
Год 1601
Средняя Масло на холсте
Размеры 230 см × 175 см (91 × 69 в в)
Место нахождения Санта – Мария – дель – Пополо , Рим

Распятие святого Петра (итал Crocifissione ди Сан – Пьетро ) является работа Микеланджело Меризи да Караваджо , окрашенные в 1601 году для Cerasi часовни в Санта – Мария – дель – Пополо в Риме . Через часовни находится вторые Караваджо работа с изображением Конверсии Святого Павла на пути в Дамаск (1601). На алтаре между ними является Успение Девы Марии по Аннибале Карраччи .

содержание

история

Две боковые картины были введены в эксплуатацию в сентябре 1600 монсеньора Tiberio Cerasi , генерал-казначей папа Климент VIII , который приобрел часовню из августинцев монахов 8 июля 1600 и вверенным Мадерно восстановить небольшое здание в стиле барокко. Контракт на запрестольный с Карраччи не сохранилось , но , как правило , предполагается , что этот документ был подписан несколько раньше, и Караваджо пришлось принять во внимание другие работы художника и общей иконографической программы часовни. Cerasi питали глубокую преданность по отношению к Святому Петру и Павла , и вызываются их в своей воле. Вместе два святых представлены основы католической церкви, и их называли князь апостолов. Оба имели сильную связь с городом Римом и папством. Таким образом , картины Караваджо были призваны выразить привязанность Cerasi в к церкви Рима и его близость к папской власти. Их позиция в часовне была важна , но преданное акцент был сделан еще на Успение Девы Марии на алтаре в середине. Сопоставление двух сцен было хорошо известный прецедент в фресках Капеллы Паолина на Апостольском дворце (1542-1549) , но картины Караваджо могут резко отличаются от переполненного маньеризма сцены Микеланджело .

Хотя много говорится о предполагаемом соперничестве между Карраччи и Караваджо, нет никаких исторических свидетельств о каких – либо серьезных трений. Оба они были успешными и востребованными художниками в Риме. Караваджо получил комиссию Cerasi сразу после его знаменитых работ в Contarelli капеллы была закончена, и Карраччи был занят созданием его большой цикл фреска в Палаццо Фарнезе . В этих обстоятельствах было мало оснований для их рассматривать друг друга как конкурентов, утверждает Денис Маон .

Контракт , подписанный 24 сентября 1600 предусматривает , что «выдающийся художник, Микеланджело Меризи да Караваджо» нарисует две больших кипарисовые панели, десять ладоней в высоту и восемь ладоней широких, представляющие преобразование Святого Павла и мученичество святого Петра в течение восьми месяцев для цена 400 экю. Контракт дал свободную руку художнику , чтобы выбрать фигуры, лицо и украшение , изображенные на пути , как он считал нужным, «к удовлетворению , однако его светлости», и он был также обязан представить подготовительные исследования перед исполнением картины. Караваджо получили 50 скуди в качестве аванса от банкира Винченца Джустиниани с остальным целевым оплачиваются по завершению. Размеры , указанные для панелей практически такие же , как размер существующих полотен.

Когда Tiberio Cerasi умер 3 мая 1601 Караваджо еще работал над картинами , как свидетельствует в avviso от 5 мая , в котором упоминается , что часовня была быть украшены руки «famosissimo Pittore», Микеланджело да Караваджо. Второй avviso от 2 июня доказывает , что Караваджо был еще на работе над картинами через месяц. Он завершил их когда – то до 10 ноября , когда он получил последний взнос от наследников Tiberio Cerasi, Отцов делла Consolazione Оспедалу. Общая сумма компенсации за картины была снижена до 300 экю по неизвестным причинам.

Картины были окончательно установлены в часовне на 1 мая 1605 года по деревообработке Бартоломео, который получил четыре скуди и пятьдесят Baiocchi из Ospedale за его работу.

Джованни Баглен в его биографии 1642 о Караваджо сообщил , что первые версии обеих картин были отклонены:

«Панель сначала была покрашена в другом стиле, а потому, что они не угодить патрону, кардинал Sannesio взяла их, на их месте он нарисовал две картины масла, которые можно увидеть там и сегодня, так как он не использовал какой-либо другого средний и -., так сказать – удачи и славы несли его вместе «.

Этот отчет является единственным историческим источником для хорошо известной истории. Хотя биография была написана несколько десятилетий после событий, его достоверность в целом было принято. Baglione не представила никаких объяснений по поводу причин и обстоятельств отказа , но современная наука выдвинула несколько теорий и гипотез. Первые версии картины были явно приобретены Джакомо Саннесио , секретарем Сакра Consulta и заядлым коллекционером искусства. Биограф Караваджо, Джулио Манчини упомянул эти картины находящихся в коллекции кардинал Sannesio 1620 , но он считал их отредактированными копиями оригиналов. Картины вновь появились в инвентаре Франческо Sannesio, наследник кардинала Джакомо, приуроченные к 19 февраля 1644 года, что записанном «две большие панели, которые представляют Святой Петр распят и другой конверсии Святого Павла, обрамленные в золото». На этот раз наследники продали картины испанского вице – король Неаполя , Хуан Альфонсо Энрикес де Кабрер , который перевозил их в Мадрид два года спустя. После его смерти, картины были записаны снова в описи его имущества на 7 августа 1647 г. В то время «Мученичество святого Петра» был оценен в общей сложности 3300 дукатов, его золоченой и резные рамы оценочную иметь значение 300 дукатов в себе. Панель была зарегистрирована в последний раз в описи имущества Хуан Гаспар Энрикеса де Кабрера, десятый адмирал Кастилии , в 1691 году После того, что первая версия распятия Петра исчез из документов, и его дальнейшая судьба остается неизвестным.

Описание

Картина изображает мученичество святого Петра . Согласно древней и хорошо известной традиции, Петр, когда он был приговорен к смерти в Риме , просил , чтобы быть распятым вверх-вниз , потому что он не верил , что человек достоин того, чтобы быть убит таким же образом , как Иисус Христос .

«Но теперь настало время для тебя, Питера, чтобы доставить до твоего тела к ним , которые принимают его получит, то, Ye к кому она свойственна , я умоляю вас палачами, распять меня , таким образом, с головой вниз , а не иначе. и причина , почему, я скажу им , что слышит»- Деяния Петра

Большой холст показывает три палачей борющихся в вертикальном положение креста. Питер уже прибил на балках, его руки и ноги кровоточат. Апостол обнажена, за исключением белой набедренной повязки вокруг его талии, подчеркивая его уязвимость. Он старый человек, с седой бородой и лысиной, но его возраст тело еще мышечное предлагая значительные силы. Он поднимает себя от креста с большим усилием, закручиваясь все его тело, как будто он пытался смотреть на что-то, что находится за пределами картины. Его глаза не смотрят на зрителя, но обратиться к Успение Марии на алтаре.

Поднятие креста требует усилий трех людей. Один тянет его веревками , а его помощники пытаются поднять тяжелую технику с их руками и плечами. Желто-казенный мастеровой, который согнувшись под крестом, хватает лопату , который был использован для вырыл яму в скальном грунте на костре. Весь процесс кажется неорганизованным и хаотичным , как будто внезапная тяжесть креста пойманы палачи врасплох. Их лица в значительной степени защищены от зрителя , делая их бесхарактерные исполнителями несправедливого акта , заказанного невидимой власть. Фон сцены выглядит как стена непроницаемой тьмы , но это на самом деле скала скалы. Это намек на смысл имени Петра: «камень» , на котором Христос объявил свою церковь будет построено ( Евангелие от Матфея 16:18).

Стиль

По словам Дениса Махон, две картины в Cerasi Chapel образуют «сплочённое группу достаточно четкого характера» с вдохновением Святого Матфея в Contarelli часовне и во гроб Христа в Пинакотеке Vaticana . Он назвал эти четыре работы «среднюю группу» и заявили , что они относятся к периоду зрелого Караваджо. Сравнивая две картины в Cerasi часовне, Махон увидел Конверсия святого Павла «гораздо больше , чем анимированный его компаньон» , который не преуспевает передать такое яркое ощущение движения.

Самый поразительная особенность картины является его выраженным реализмом: святой «очень много бедных рыбаки из Вифсаиды, и палачи, руки сильно прожилки и покраснели, их ноги пыльными, трудятся рабочие», говорит Хелен Лэнгдон. Это было начало нового этапа в искусстве Караваджо, где сосредоточены на христианской этике смирения и спасения через страдание.

Сопутствующие работы

Картина была скопирована в 1616 году Геррит ван Honthorst , когда он учился в Риме. Его рисунок был обнаружен в Nasjonalgalleriet в Осло и опубликованы в 1946 году Ян Геррит ван Гелдер. Молодой Honthorst находился под сильным влиянием работ Караваджо, а затем стал одним из Caravaggisti Утрехт , которые пытались подражать натурализм и tenebrosity итальянского художника. Honthorst подписанная и датированная рисунок в левом нижнем углу. Должно быть , он очень осторожно , потому что только некоторые детали оригинала были опущены наблюдал картину. Эта копия чертеж доказывает , что два Караваджо в Cerasi капелле уже в почете несколько лет после того, как они были установлены.

Некоторые ученые определили первую версию Распятие с картиной теперь в Эрмитаже в Санкт – Петербурге , но это не является общепринятым (в каталоге Эрмитажа Мученичество Святого Петра объясняется, с вопросительным знаком, чтобы Лионелло Spada и датирована первой четверти 17 – го века).

Микеланджело Меризи

Современники называли Караваджо «гениальным чудовищем». Да, наверное, он был «гениальным чудовищем», потому что соединял в себе самые противоречивые качества: великую гордыню, желание следовать законам, открытым им самим, и великий артистизм, который предполагает чувствование и усвоение традиции. Трагическое мироощущение, страстность натуры и глаз жанриста. Он способен был воспроизводить события Священной истории так, как если бы был их свидетелем и запомнил все подробности: но подробности не мешали его трепету перед этой историей. Он соединил реализм и патетику. Кто, кроме него, это умел?

В конце 2011 – начале 2012 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходила выставка «Караваджо. Картины из собрания Италии и Ватикана». Выставка стала кульминационным событием: впервые в России и в первый раз за пределами Италии в одном выставочном пространстве собрано одиннадцать выдающихся работ мастера, который признается реформатором западноевропейского искусства. Свои полотна предоставили музеи и храмы Рима: Галерея Боргезе, церковь Санта Мария дель Пополо, Капитолийские музеи, Национальная галерея в Палаццо Барберини, а также музеи Ватикана, Сицилии, Неаполя, Флоренции.

Экспозиция Караваджо размещалась в главном здании, в зале, который назвали Красный. При входе будто проваливаешься в темный подвал. Стеклянный потолок затемнен, высветлены только картины на стенах и специальных стендах — маленькими лампами, как объяснили устроители, особого устройства (щадящие красочный слой). Темно – красный фон стен придает зрелищу особую торжественность, может быть, даже и помпезность. Эффект театрализации в духе живописи Караваджо. Его стиль современники называли странным, экстравагантным, неправильным. Он шел той дорогой, которая была проложена мастерами Ренессанса, но чувствовал себя свободным, мог позволить себе своеволие. Он был человеком эпохи барокко. Ведь и термин «барокко» первоначально имел презрительную окраску как синоним непонятного и странного. Его употребляли, высмеивая отступление от образцов, стремление к вычурности, прихотливости, эффектам. Проходит время, и термин становится привычным, а создания барокко все больше привлекают ценителей.

Лютнист. 1595. Холст, масло. 94 х 119.

Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

1610. Холст, масло. 154 х 178.

Итальянский коммерческий банк Интеза Санпаоло, Неаполь

130 х 160. Галерея Дориа – Памфили, Рим

Судьба Караваджо исполнена столь неожиданных поворотов, столь непредсказуемым был его характер и бурным его темперамент, что биография его похожа на авантюрный роман. Он не вел дневников, не писал стихов. Судебные акты, записи допросов и донесения — вот свидетельства его жизни. А что творилось в его душе, осталось бы совершенной тайной, если бы не гениальная способность делать живопись сопричастной своим страстям. Он один из первых мастеров, чье творчество было личным, кто евангельские сюжеты превращал в драмы жизни.

В небольшом ломбардском селении Караваджо близ Милана в семье архитектора и домоправителя маркиза ди Караваджо в 1571 году родился сын, которого назвали Микеланжело. Мальчика отдают в обучение художнику Симоне Петерцано, мастерская которого была известна в Милане. Микеланджело приходилось работать вместе с мастером и в провинциальных городах Ломбардии, где он знакомится с живописью Джорджоне, Лоренцо Лотта, Бассано, хранивших традиции Высокого Возрождения.

Он учился у второстепенных художников сначала в Милане, потом в Риме. Но на первых порах заказов получить не может. Он вел нищее и полуголодное существование, и некоторые художники из жалости, стали ему покровительствовать. Вскоре он оказывается в больнице для бедных, где пишет несколько полотен.

В 1595 году Караваджо находит покровителя Франческо дель Монте и пишет для личной коллекции кардинала небольшие портреты и изображения полуфигур красивых мальчиков участников театральных вечеров, которые устраивались в его дворце. Среди ранних произведений ломбардского мастера – «Юноша с корзиной фруктов» (1593).

Галерея Боргезе, Рим

В полотне фрукты выписаны до иллюзорности реально, а мальчик кажется несколько жеманным. Это не стоило бы внимания, если бы не утверждение исследователей: это автопортрет, двадцатилетний художник писал себя в зеркале. Существует целая сюита «мальчиков»: «Укушенный ящерицей», «Чистящий грушу», «Больной Вакх». Художнику интересно наблюдать себя в разных состояниях, он явно склонен к самолюбованию.

Коллекция Лонги, Флоренция

Вакх. Около 1596. Холст, масло. 95 х 85.

Галерея Уффици, Флоренция

Национальная галерея, Лондон

Галерея Боргезе, Рим

Первый год ХVII столетия являет нам Караваджо преображенным. Как, почему произошло это преображение — неизвестно. Именно в это времени художник получает заказ от наследников французского кардинала Маттео Контарелли украсить фамильную капеллу в одной из римских церквей. Караваджо пишет четыре большие картины маслом из жизни Святого Матфея, которые выдвигают его в первые ряды итальянских живописцев его времени. Это был театр Караваджо.

Церковь Сан Луиджи деи Франчези, Рим

Здесь сцены бытовые, достоверные и в мелочах, и в костюмах, и в общей психологической атмосфере, перемежаются трагическими, ошеломляющими неожиданной композицией, экспрессией жестов и поз, светотеневыми контрастами. Среди художников у Караваджо теперь больше противников, чем приверженцев. Его обвиняли в реализме, который казался святотатством при изображении евангельских персонажей. И при этом не замечали того высокого мистического смысла, которым исполнен его театр. Его светотеневые эффекты называли «подвальной светотенью», говорили, что художник забрался в погреб и не знает, как оттуда вылезти. Тем не менее, выгодные заказы продолжали поступать.

В 1601 году Микеланджело Меризи де Караваджо уже пишет полотно на сюжет из Евангелия от Луки «Ужин в Эммаусе» (1601 – 1606). На холсте представлено нехитрое застолье четырех собравшихся людей. Вид сидящего еще никем, не узнанного Иисуса за столом спокоен.

Ужин в Эммаусе. 1601. Холст, масло. 139х195 см.

Лондон, Национальная галерея

Но вот он благословляет хлеб, и ученики узнают Его, три дня тому назад умершего распятым на кресте. И первый узнает Клеопа, сидящий к зрителю спиной. Хозяин трактира внимателен, но безучастен, о распятии Христа рассказывает другой ученик (возможно, Лука), пока он не осознал происходящего. Но зритель напрягается, как напрягся Клеопа, понимая, что происходит чудо.

Трапеза в Эммаусе. 1606. Холст, масло. 141 х 175.

Пинакотека Брера, Милан

По заказу казначея папы Климента VIII для церкви Кьеза Нуова в Риме в 1602 – 1604 годах пишет «Распятие Святого Петра» и «Обращение Савла». Монументальные, величественные и повергающие нас в шок полотна. Евангельский сюжет о гонителе христиан Савле был традиционным для живописи того времени. В последней картине композиция столь необычна, что не сразу соотносишь ее с известным сюжетом. Основное пространство полотна занимает лошадь, за ее крупом виднеется голова старика – слуги, а под ногами лошади распростертое тело человека с закрытыми глазами и воздетыми к небу руками.

На пути в Дамаск Савл услышал голос с небес: «Савл, Савл, за что ты гонишь меня?». Ослепленный небесным лучом, он падает с коня и взывает к Господу о прощении. Композиция картины — остановленный стоп-кадр, мгновение, когда Савл упал с лошади и лежит головой к зрителю.

Обращение Савла. 1602 – 1604. Холст, масло. 230 х 175.

Церковь Санта Мария дель Пополо, Рим

И в это мгновение не злобный гонитель Христа в картине главный герой, а лошадь, которая подняла ногу, чтобы не затоптать своего всадника. Что за странная, «неправильная» композиция. Художник фиксирует мгновение сложного движения. Обращение Савла в приверженца Христа, будущего апостола Павла, было Великим Мгновеньем. Савл уничтожен, преображение ему еще предстоит. Художник заставляет зрителей вспомнить, домыслить и увидеть это будущее преображение.

В «Распятии Святого Петра» шокирует на переднем плане зад одного из палачей, который подлез под тяжелый крест, чтобы помочь другим поднять этот крест с пригвожденным к нему Святым. Мы физически ощущаем эти усилия. Тем контрастнее могучая фигура и мужественно – покойное лицо Петра, которого не страшат телесные муки.

Церковь Санта – Мария дель Пополо, Рим

Совершенно «неправильным» признавалось освещение на его полотнах. Он заливал фон черным и освещал фигуры сверху. Они резко выделялись, как бы выходили из полотна. Ради эффекта это делалось, или для художника плоть и дух были чем-то единым? Тела на картинах Караваджо как бы светятся изнутри.

На самых прославленных монументальных работах этого периода, – огромных алтарных образах по заказу Пьетро Виттриче для церкви Кьеза Нуова «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» (1602–1604) – два сюжета, объединенные воедино.

Фрески капеллы дель Арена

Эти образы считаются одними из самых знаменитых созданий художника. Он поражает и монументальностью, и патетикой, и почти физической ощутимостью воплощения. Свет вырывает из мрака группу, склонившуюся над телом Христа: состарившуюся мать Христа, обращенную грешницу Марию Магдалину, юную Марию Клеопову, любимого ученика Иоанна и Никодима, пришедшего похоронить Христа.

Положение во гроб. 1602 – 1604. Холст, масло. 300 х 203.

Беспримерная конкретность живописного видения. Можно было бы назвать художника натуралистом, если бы через жесты и движения каждого он не передал трагизм происходящего. Если бы не поставил Никодима на надгробную плиту, угол которой врезается в глаза зрителя. Зритель смотрит снизу вверх. Надгробная плита становится пьедесталом. Трагизм взрывает материальность. Зачем этот угол плиты в центре картины? Он кажется случайным, но он рвет душу. И этот особенный свет, заливающий полотно.

Караваджо стал знаменит. Его как единственного подражателя природы расхваливали, и дивились его работам как чуду. Хотя заказчики, пугаясь смелости, порой требовали переделок. Он переделывал, а первоначальный вариант продавал коллекционерам за большие деньги.

154 х 110. Государственный музей, Берлин

Иоанн Креститель в пустыне. 1603 – 1604. Холст, масло. 99 х 134.

Национальная галерея старого искусства. Рим

Музей Капитолия, Рим

Современники рассказывают, что Караваджо кичился своей славой, вел бурную жизнь, был высокомерным, задирой и не мог стерпеть критики и малейшей насмешки. Прогуливаясь, всегда ждал, чтобы встречный снял шляпу первым. Поэтому все время попадал в какие-то переделки. Его уличные похождения принимали все более и более рискованный характер, множилось число судебных исков против него. Раз, повздорив с приличным молодым человеком во время игры в мяч, схватился за оружие и смертельно ранил его. Опасаясь судебных преследований, он сам раненный в голову скрывается, потом покидает Рим, бежит во Флоренцию, Модену, Геную, Неаполь, бродяжничает в Сабинских горах. Время от времени он, получая заказы, работает в чужих мастерских, с трудом раздобывая краски. Знаменательно, что среди последних его вещей повторяется сюжет «усекновение главы»: «Саломея с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Отрубленная голова с застывшей маской страдания повернута к зрителю. В ее чертах узнавали черты художника.

Музей Иоанна Крестителя, Ла Валетта (Мальта)

Национальная галерея, Лондон

Его мучают дурные предчувствия и безумный страх публичной казни.

В эти годы скитаний, в Сицилии в 1609 году, он пишет «Рождество Христово» или «Поклонение пастухов» (1609). На охапке соломы в темном дощатом сарае полулежит Мария, держа Младенца на руках. Перед ней склонились Иосиф и пастухи, а позади, виднеются вол и осел. На переднем плане плотничьи инструменты Иосифа и корзина с хлебом. Все детали совпадают с евангельским рассказом и с трактовками его в живописи. Но в главном сюжет переосмыслен. Марию принято изображать величественной, прекрасной, а только что родившегося Младенца — трогательным. Но перед нами измученная женщина, которой пришло время родить в дороге, в хлеву, потому что в гостинице не было места.

Поклонение пастухов. 1609. Холст, масло. 314 х 211.

Читайте далее: