Караваджо портрет куртизанки

14 реалистичных картин Караваджо, от которых мурашки по телу (часть 1)

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Призвание апостола Матфея

Это один из шедевров Караваджо, где изображена тема Иисуса, вдохновляющего Матфея идти по его стопам. Благодаря представлению этой картины, художнику удалось запечатлеть бессмертные и мирские миры в одной рамке. Произведение было написано для капеллы Контарелли или часовни Контарелли, и в настоящее время оно висит рядом с мученичеством Святого Матфея.

2. Вакх, 1595 год

Знаменитая картина маслом, представляющая чувственный образ молодого мальчика, одетого как Вакх, лежащего в головном уборе из виноградных листьев и винограда, откинувшись в уникальной позе, возясь со своим платьем. Перед ним лежали фрукты и красное вино, а в руке он держал кубок, возможно приглашая своих зрителей принять участие в празднике. В изображении могут быть следы гомоэротизма, и, как утверждают многие критики, а вместе с ними и искусствоведы, Караваджо мог выражать свои собственные романтические чувства через этот образ. Помимо всего этого, ходят слухи о том, что моделью является сам художник.

3. Медуза, 1595-1598 гг.

Две версии этой картины были созданы в 1596 и 1597 годах, где был выдвинут момент казни Медузы Персеем. Картина имеет ужасную привлекательность, поскольку Караваджо проектирует обезглавленную голову Медузы и ставит своё собственное лицо, чтобы захватить все эмоции женского монстра. Ужасный и странный взгляд на лике подчёркивает увлечение художника реализмом и насилием. Поговаривают о том, что сам кардинал Франческо Мария дель Монте поручил художнику написать эту картину, которую он намеревался подарить Фердинандо I Медичи, герцогу Тосканы. Техника тенебризма, включающая тонкий контраст тёмного и светлого наряду с реалистическим подходом, придаёт картине трёхмерную привлекательность, делая её поистине ужасающе прекрасной и пугающе привлекательной.

4. Обращение святого Павла, 1600 год

Эта работа вместе с другой картиной, а именно распятие «Святого Петра», была заказана Тиберио Серази, который в итоге отверг оба произведения в первом случае. И несмотря на то, что картины не одержали одобрения, в скором времени были сделаны их вторые версии, которые находятся в часовне Cerasi в настоящее время. В этой работе зафиксировано событие, когда апостол Павел (Савл из Тарса) направлялся в Дамаск, чтобы уничтожить христианскую общину, но изменил свою миссию после того, как увидел Христа. Неровные формы и бессвязные узоры освещения создают ауру кризиса, полностью отражая созданную художником атмосферу.

5. Нарцисс, 1597–1599 гг.

«Нарцисс» – популярная тема классической мифологии, сосредоточенная вокруг красивого юноши, который влюбляется в своё собственное отражение и умирает после того, как его переполняют страсть и одержимость, был отчетливо представлен Караваджо. Здесь видно, как юный паж страстно вглядывается в своё собственное изображение, искаженное и разбитое. Здесь во всей красе реализована концепция тенебризма, где художник резко контрастирует между светлыми и тёмными пространствами, придавая некоторым деталям и элементам невероятную глубину. Кроме того, темнота, царящая вокруг центрального персонажа, добавляет ощущение меланхолии, навевая тоску и состояние необоснованной тревоги.

6. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1608 год

Ещё один шедевр Караваджо и значительное произведение в мире западной живописи, где главной темой является казнь Иоанна Крестителя. Пока жертва занимает мэйнфрейм, рядом с ним также присутствует Саломея с золотым блюдом в руке для получения головы. Как оказалось, помимо Саломеи, есть ещё один свидетель этого ужасного происшествия. Изображение обладает пустым пространством, хотя из-за большой площади холста персонажи изображены в натуральную величину. Контраст между светом и темнотой, помимо использования красного и жёлтого, придают живой и реалистичный вид всему произведению искусства.

7. Корзина фруктов, 1596 год

Пожалуй, это один из самых живописных натюрмортов художника, на котором изображена плетёная корзина, наполненная летними фруктами, стоящая на краю уступа. Караваджо намеренно представляет детали так замысловато, что червивое яблоко, высушенный лист и запылённый виноград тут же бросаются в глаза, акцентируя на них внимание.

8. Давид и Голиаф, 1599 год

Здесь представлена одна из ранних картин Караваджо – библейская тема Давида и Голиафа. Давид, юноша, как видно, схватил Голиафа за волосы. Взаимодействие между светом и тьмой было сказочно изображено здесь. Только посмотрите на то, как художник мастерски создал контраст, подчёркивая ноги, плечи и руки Давида яркими бликами, в то время как темнота преобладает повсюду. Первоначально картина была перегружена мелодрамой, где было спроецировано ужасающее и паническое лицо Голиафа. Он изменил это позже, сосредоточив основное внимание на Давиде, чьё лицо было скрыто в темноте.

9. Положение во Христе, 1603-1604 гг.

Это один из лучших алтарей Караваджо, сделанных для часовни в Chiesa Nuova. Группа из шести человек видна в кадре с Иоанном евангелистом, держащим верхнюю половину тела Христа. А Святой Никодим, который выдёргивал гвозди из его ног, поддерживает нижнюю часть тела Христа. Форма и движение в картине диагональные, а её реалистичность вызывает неподдельный интерес у зрителя. В нижней левой части изображено растение под названием коровяк, которое, как говорили, обладает целебными свойствами, а также защищает от злых духов, символизируя таким образом победу над смертью и Воскресение. Это произведение искусства послужило вдохновением для Рубенса, Жерико, Сезанна и Фрагонара.

10. Ужин в Эммаусе, 1601 год

Ещё одна увлекательная картина Караваджо сосредотачивается вокруг времени, когда после Воскресения Иисус становится видимым для своих учеников Клеопы и Луки, в Эммаусе (город, о котором говорится в Новом Завете), но исчезает из их места в кратчайшие сроки. Изображение персонажей в натуральную величину на тёмном фоне создаёт необычную ауру.

11. Давид с головой Голиафа, 1607 год

Художник придаёт этой работе реалистичный оттенок, изображая голову Голиафа, свисающую с руки Давида, с кровью, капающей повсюду.

12. Юдифь и Олоферн, 1598-99 гг.

Эта работа проливает свет на библейское событие Юдифь, молодой, очаровательной вдовы, обезглавившей ассирийского генерала Олоферна путём обмана. Моделью в роли Юдифь считается Филлида Меландрони, которая даже позировала для большинства других работ Караваджо. Ходят слухи о том, что художник, сделал и вторую версию этой картины, которая была обнаружена в 2014 году в Тулузе, хотя её подлинность всё ещё под вопросом.

13. Гадалка, 1594 год

Есть две версии этой картины, сделанные в 1594 и 1595 годах соответственно, хотя даты были оспорены в обоих случаях. Бедно одетый мальчик занимает центральную рамку вместе с цыганской девочкой, которая читает его ладонь. Есть чувство удовольствия, когда они оба смотрят друг другу в лицо. При внимательном осмотре картины замечено, что девушка лукаво снимает с мальчика кольцо, нежно поглаживая его руку. Джованни Петро Беллори, который написал биографию Караваджо, упоминает, что женская модель – это прохожий, которого художник выбрал, чтобы сохранить оригинальность в своей работе, а не черпать вдохновение у своего мастера.

14. Музыканты, 1595 год

Картины с музыкантами за работой, казалось, были популярной темой в то время, как Церковь начала поощрять возрождение в области музыки. Говорят, что до сих пор эта группа была самой сложной и амбициозной из работ Караваджо, поскольку ему было трудно чётко представить четыре фигуры, что придавало ей неуклюжий эффект. В настоящее время картина находится в плачевном состоянии, хотя её оригинальность сохранилась.

В продолжение темы, читайте также о том, какую загадку скрывает «Немая» Рафаэля Санти и почему эту картину сравнивают с легендарной «Джокондой» да Винчи.

По материалам сайта artisticjunkie.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Куртизанка Филида — модель Караваджо

Филлиде Меландрони родилась в Сиене от знатного отца в 1580 году . С матерью и братом переехала в Рим и совсем молодой стала проституткой в районе площади Сан Лоренцо ин Лучина. Жила она на улице Вия дель Гамберо. Первый арест Филиды с подругой Аннучей (Анной Бьянкини) за проституцию в 1594 году, когда ей было 14 лет.

В 16 лет Филлиде работала под покровительством братьев Томмасони, а младший из пяти братьев Рануччио даже стал ее женихом, его убил художник Караваджо в 1606 году (из-за этого он вынужден бежать из Рима. Читайте статью Версия смерти Караваджо — убийство?). Филлиде была образована и привлекательна, ее клиентами становились богатые и респектабельные мужчины.

Ночью 11 февраля 1599 года (на масленницу) соседи Филиды позвали стражников из-за шумного праздника, на котором видели «мужчин с оружием». Вносить оружие в дом проститутки было запрещено властями, и стражники вошли в дом. Они обнаружили Филиде и трех мужчин. Один из них Рануччио был с мечом. Филиде и Ранучио задержали, но сразу выпустили, даже без допроса, хотя Рануччио Томмасони еще и не было 20 лет. Видимо, его семья была влиятельной, несколько поколений Томмасони были на службе у знатной семьи Фарнезе (все пять братьев носили семейные имена династии Фарнезе — своих патронов). Читайте статью Герцоги Фарнезе в лицах. Братья Томмасони контролировали проституток в римском квартале, где жила и работала Филиде.

Филида не отличалась кротостью и, судя по всему, могла за себя постоять, в ыживая в беспокойном квартале среди преступлений и конфликтов.

1600 год. Пруденца Заккия и ее сестра Катерина (также проститутка) начали угрожать расправой постоянному клиенту соседки по прозвищу Телла. Потом на этого мужчину (во время разговора с друзьями и Ранучио Томмасони) неожиданно упал кирпич из окна сестер, сильно повредив правую ногу. Но в лунном свете не разглядели, чья была рука. Через два дня кирпич все-таки упал на голову клиента Теллы. По свидетельству Рануччио, один из клиентов Пруденцы кричал: «Посмотри, чем ты меня наградила», обвиняя ее в том, что она заразила его сифилисом и бородавками. Тогда она кинула в него куском черепицы, маленьким, и не попала». Рануччио Томмасони пытался преуменьшить вину Пруденцы и сдела т ь инцидент незначительным (через две недели Филида увидит соперницу Пруденцу в его кровати утром) .

Через недел ю Фелида и Телла решили отомстить.

Модель Караваджо Филида Меландрони

Филлиде с молод енькой Теллой напал и на одну из сестер — Пруденцу Заккия, чтобы утвердиться в главной роли среди проституток под покровительством Томмасони. Они проникли поздно вечером в ее дом, и « Филиде с кинжалом хотела изуродовать мое лицо, а я закрылась рукой, и она мне разрезала запястье…обе они на меня напали и били, а острием кинжала разрезали здесь — около рта… и как увидели кровь они быстро ушли…» Свидетель рассказал, что позже Филиде кричала под окном соперницы Пруденцы — «гадина, я ранила тебя в руку, а хотела в рожу. Но в следующий раз попаду куда надо».

Еще через неделю Филида обнаружила Пруденцу в кровати Ранучио и «выдрала ей много волос». К профессиональной зависти прибавилась личная месть. «Весело и напряженно» жили в Эпоху Возрождения римские проститутки.

Во времена Контрориформы было запрещено делать Портреты проституток, но несмотря на это, Филиде была моделью Караваджо, он написал ее портрет и изобразил на 5 картинах.

1597 год Портрет куртизанки изображал Филиду Меландрони в возрасте 17 лет и сделан он по заказу венецианского банкира Винченцо Джустиниани — одного из поклонников Филиды. На самом деле, это был единственный женский портрет, написанный Караваджо.

Портрет куртизанки Филлиды, 1497, Караваджо, Музей в Берлине, сгорел в 1945 году

Почему был? Его уже не существует, к сожалению, он погиб в пожаре в Германии. В течении 40 лет картина была в Венеции в коллекции Джустиниани, а затем следы ее теряются. В ХХ веке картина оказалась в коллекции Берлинского Фридрих Кайзер Музея. В о время второй мировой войны П ортрет куртизанки находился в бетонных башнях Flaktürme, где нацисты хранили произведения искусства. В 1945 году в одной из башен разразился пожар, и тысячи картин сгорели, в том числе несколько работ Караваджо.

Строительство башен «Flaktürme» — здесь сгорели картины в 1945 году

До 1 600 года Филиде была любимой моделью Микельанжело Меризи — Караваджо. Мы видим ее лицо на многих картинах как Магдалену, Святую Катерину и Юдифь.

1598 год Марта и Мария Маддалена (Марта — с лицом подруги Филиды куртизанки Аннучи (Анна Бьянкини), Институт искусств, Детройт

Марта и Мария Маддалена, 1598 год

1598 год Святая Катерина Александрийская , заказ кардинала Дель Монте, Музей Туссен-Борнемицца, Мадрид

Святая Катерина с лицом Филиды, Караваджо

1599 год Юдифь и Олоферн , заказ банкира Оттавио Коста, Нацианальная Галерея Палаццо Б арберини, Рим (читайте Статью Иконография Юдифь и Олоферн в 16 веке). Картина в коллекции банкира хранилась закрытая ценным шелковым покрывалом, с нее он не разрешал делать копии. В мае 1602 года Караваджо писал, что «получил деньги за картину, которую пишет для Оттавио Коста». Так что дата создания обсуждается искусствоведами.

Юдифь отрезает голову Олоферна, Караваджо

1600 год Рождество со Святыми Лоренцо и Франциском для церкви Св.Лоренцо в Палермо, украдена в 1969 году, нахождение неизвестно. (Читайте статью Кражи шедевров — Х Х век). Недавние исследования документов доказали , что картина написана в Риме в апреле-ноябре 1600 год а и послана в Сицилию .

Рождество со Святыми Лоренцо и Франциском, 1600 год, украдена в 1969 году

Филиде удалось занять уважаемое место в обществе, она занималась благотворительностью в приходской церкви Санта Мария дель Пополо, усыновила ребенка 4 лет и стала наставницей куртизанок. У нее была длительная связь с адвокатом папской Курии Джулио Строцци, незаконн ым сын ом венецианского банкира, с которым ее познакомил К араваджо. Он заказал ее портрет художнику, и она оставила его по завещанию Д жулио (неизвестно нахождение) . По настоянию его семьи (они считали, что Филиде плохо влияет на него) и Папы Паоло 5 в 1612 году Филиде уехала из Рима и вернулась через 2 года. В 1614 году она написала завещание.

Филиде умерла в возрасте 37 лет 3 июля 1618 года. Ей было отказано в христианском погребении, и она была похоронена за оград ой церкви Сан Лоренцо ин Лучина.

Следующая статья о подруге Филиды — куртизанке Анне Бьянкини, которая тоже была моделью для Караваджо.

Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь

Сентябрь 29, 2018

Феноменальное творчество гения, перевернувшее общепринятые представления о живописи, кардинальным образом повлияло на весь ход развития изобразительного искусства не только в Италии, но и во всей Европе. Отъявленный бунтарь и безустанный мятежник, исключительный талант и настоящий гений – все это про Караваджо, великого художника и экспериментатора, ставшего реформатором европейской живописи и, в одночасье, одним из самых скандальных художников всех времен.

Биография Караваджо

Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.

В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.

После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.

Картины Караваджо в Палаццо Барберини

В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.

Юноша с корзиной фруктов. Караваджо. 1593-1594 г.

Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.

Караваджо в Риме

В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Это подтверждает тот факт, что уже в 94-ом году Меризи остался совершенно без денег и без крыши над головой.

В Риме Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемый выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев. В этот период Караваджо помогал расписывать одну из капелл в базилике Сан Прасседе. Взаимоотношения с Чезари были прерваны после внезапной болезни и госпитализации Караваджо.

В 1597 году, благодаря Просперо Орси, близкого друга художника, Микеланджело Меризи замечает кардинал Франческо Мария дель Монти, известный деятель культуры и страстный поклонник искусств. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника стала неумолимо расти в кругах римской знати. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, стали предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».

Отдых на пути в Египет. Караваджо. 1596-1597г.

Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен посвященных житию Святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.

После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо : «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.

Распятие св. Петра. Караваджо. 1601 г.

Обращение Савла. Караваджо. 1601 г.

Провокатор и гений Караваджо

Популярность Караваджо не переставала расти также, как и не смолкали разговоры о нем. Его творчеством восхищались ровно столько же, сколько и осуждали, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество.

Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо. 1607 г.

Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь, и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения.

Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.

Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям. Караваджо многократно арестовывали по причине его возмутительного поведения, участия в драках и разгромах, незаконного ношения оружия и т.д. А однажды Микеланджело привлекли к суду за то, что вместе со своими друзьями он написал и распространил по городу оскорбительные стихотворения в адрес другого художника Джованни Бальоне. В 1605 году Меризи был вынужден бежать из Рима в Геную на несколько недель, потому что исполосовал ножом известного нотариуса, с которым он поругался из-за своей возлюбленной. От арестов и тюремных заключений Караваджо часто спасали известные государственные деятели и влиятельные друзья. Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Но так продолжалось не всегда.

Святое семейство с Иоаном Крестителем. Караваджо. Около 1603 г.

28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Точной причины драки так никто и не узнал. Одни говорили, будто между ними встала женщина, другие – что причиной послужили политические разногласия. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит. Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого.

Филиппо I Колонна. Гравюра.

На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, потому что и на этот раз ему пришли на помощь. Филиппо I Колонна. Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями. Через несколько месяцев Колонна отправил Караваджо в Неаполь к своим родственникам, где он пробыл почти целый год. За это время мастер успел создать множество произведений, среди которых:

  • «Святое семейство со святым Иоанном Крестителем» (1607), на данный момент хранится в частной коллекции;
  • «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607), находящаяся в фонде Национальной галереи в Лондоне;
  • «Мадонна Розария», написанная по заказу семьи Карафа-Колонна — одна из самых значимых работ данного периода.

Мадонна Розария. Караваджо. 1607 г.

После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме. В результате его арестовали. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Ему удалось сбежать из заключения и без проблем добраться до Сицилии, где некоторое время он гостил у своего давнего друга.

Возможно Вас заинтересует:

Последние годы жизни Караваджо

Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, в Неаполе, Меризи проживал у маркизы Констанции Колонны почти год, пока из Рима не пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании.

Папа Павел V. Караваджо. Дата неизвестна

В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.

Популярные гиды в Риме:

Обессиленный внезапной болезнью Караваджо остался в Порто Эрколе, где его тщетно пытались поднять на ноги. Микеланджело Меризи да Караваджо скончался 18 июля 1610 года предположительно от кишечной инфекции.

Смерть Караваджо, на самом деле, окутана тайнами и до сих пор нет единого мнения о реальной причине смерти великого художника. Один из современных исследователей жизни и творчества Микеланджело Меризи, ссылаясь на архивные документы Ватикана, заявил, что последним пристанищем великого художника стал Ладисполи, а скончался он вовсе не от какой-то там инфекции, а от рук кавалеров Мальтийского Ордена.

Караваджо — великий художник эпохи барокко

Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.

Пушкин. Моцарт и Сальери

Как говорят, гениев не судят. Но кто они, эти великие люди, которые родившись однажды, прожив недолгую, но яркую жизнь, заставляют потомков спорить и говорить о них много веков спустя? Что было в них такого, что заставляет нас снова и снова возвращаться к их судьбам?

Попробуем разобраться. Об одном великом итальянском художнике, имя которого Караваджо, наш рассказ.

Детство и юношество Караваджо

Этот человек родился 29 сентября 1571 года в небольшом городке Караваджо, что близь Милана, в день святого Архангела Михаила и потому имя ему дали — Микель Анджело. У его родителей — Фермо Меризи и Лючии Аратори было пять детей, но этот факт не тревожил их, ведь Фермо служил архитектором и управляющим у знатной аристократической семьи Сфорца, а Лючия была дочерью землевладельца.

Микеланджело Меризи было всего шесть лет, когда в Милане и его окрестностях началась ужасная эпидемия чумы. Она унесла тысячи жизней, среди которых — отца и деда будущего гения. Скорбящая мать нанялась на службу гувернанткой в аристократическую семью Колонна, а ее маленький сын Микеланджело мог жить с ней, учиться и играть вместе с детьми знатного дома.

О его детстве и юношестве мало что известно. В архивах Милана были найдены документы о том, что в возрасте 13 лет Микеланджело Меризи поступил на обучение живописи к художнику Симоне Петерцано сроком на 4 года.

Какими путями художник попал в Рим, неизвестно, но предполагается, что в Милане у него появились проблемы с полицией из-за драки. Буйная головушка еще не раз попадет под пристальное внимание недремлющего ока правопорядка.

Доподлинно известно, что с 1592 года Микеланджело живет в Риме. Папский Рим того времени насчитывает около 100.000 жителей, полным ходом идет обновление города: появляются новые улицы и дворцы, коллекционеры живописи заказывают для своих домов полотна и фрески, не жалея средств, а архитекторы возводят соборы и церкви.

Роскошь и нищета, святость и лицемерие разврата, консерватизм и новые науки — все это смешалось в гигантском “бурлящем котле” Вечного города. В обстановке тайной вседозволенности и роскоши проживает высший свет и духовенство. Во дворцах, на ночных приемах поют кастраты, (тогда это было очень модно), туда вхожи куртизанки, и вместе с тем — в почете новые учения Галилея и Джордано Бруно.

Запрещено ношение оружия, но время от времени на улицах возникают вооруженные стычки на шпагах, которые плачевно заканчиваются. Простой люд прожигает свою жизнь в трактирах, в азартных играх, но каждое воскресение все должны явится в церковь и, по возможности, покаяться в содеянном.

В итальянской живописи того времени главенствует маньеризм и академизм, поэтому Меризи пишет свои первые маленькие полотна на бытовые темы. Бунтарский гений еще дремлет. Его работы раннего периода продаются в лавках за довольно низкую цену. Именно в этот период Микеланджело Меризи и получает имя Караваджо, по месту его происхождения. Это стало уже традицией в Риме со времен Возрождения, вспомним, Корреджо или Веронезе.

Начало творческого пути Караваджо

Никому не известный Караваджо поступает на службу в мастерскую художника Джузеппе Чезаре по прозвищу Кавальер Д’Арпино. В этот период он знакомится с юношей Марио Миннитти, который становится его близким другом, учеником и моделью для картин.

В 1593 году Караваджо серьезно болен римской лихорадкой. Вернувшись после продолжительной болезни из больницы, мастер пишет полотно ”Больной Вакх“ (1594), Галерея Боргезе. Он изображает себя в образе бога вина и веселья, которому он все чаще и чаще будет поклоняться. Правда, на полотне Вакх не весел…

Что произошло в мастерской Кавальер Д’Арпино — никто сказать уже не может, но известно, что живописцы остались недругами и что впоследствии этот факт послужил предметом стычки и глубокой обиды.

В эти дни скитаний, пьянства и хулиганства Караваджо попадает в тюрьму за драку и там знакомится с Джордано Бруно. Позже, в 1600 году, Бруно будет заживо сожжен инквизицией на римской окраине (ныне площадь Кампо деи Фиори), а для Караваджо это будет еще одним серьезным ударом судьбы.

На полотне “Лютнист” (1596, Эрмитаж) удалось прочитать партитуру: это известный в то время мадригал Якоба Аркадельта ”Вы знаете, что я люблю Вас. Кому предназначено это послание?

Тогда же, в 1596 году, Караваджо пишет полотно “Корзина с фруктами”, которое считается абсолютным шедевром и является первым натюрмортом в истории итальянской живописи.

Благодаря заказу Дель Монте, в 1597 году появилась на свет уникальная работа Караваджо — роспись потолка маслом по штукатурке. Она была сделана в пригородном доме кардинала, в кабинете алхимии. Новая по своему построению композиция располагает обнаженных богов Юпитера, Нептуна и Плутона прямо над головой входящего. Эта работа оказалась смелой и скандальной. Считается, что мастер писал ее с натуры, глядя на себя обнаженного в зеркало, лежащее на полу.

Полезно : полная экскурсия по работам и местам Караваджо в Риме

Начало славы

Истинную славу Караваджо принесла картина “Отдых на пути в Египет” (1597, Рим, Галерея Дория-Памфили). Она является новаторской по своему решению и исполнению. Утомленные долгой дорогой, дева Мария и Младенец спят, слушая божественную музыку, которую исполняет для них Ангел на скрипке. Святой Иосиф держит ноты, но не слышит музыки, он старается, но у бедняги ничего не выходит.

Что было главным? Караваджо демонстрирует всем, что он способен, (и еще как!) изобразить пейзаж, мягкую атмосферу покоя и блаженства, а важнее всего — состояние человека. Это был вызов с последствиями. Несмотря на рекомендации известных живописцев того времени, Караваджо было отказано в приеме в Академию Святого Луки в Риме. Возражал сам президент академии — Федерико Дзуккари, говоря: “Вместо пейзажа, Караваджо напускает черный дым. ”

О Караваджо говорят все больше и чаще, он становится известен. В это время ему поступает заказ от коллекционера и очень влиятельного человека — Винченцо Джустиниани, друга кардинала Дель Монте. Мастер создает прекрасный женский образ, (первый святой женский образ) в полотне “Кающаяся Мария Магдалина” (1597), Рим, Галерея Дория-Памфили. Художник уловил тонкую, трагичную и поэтическую окраску образа.

И вот, из-под кисти мастера выходит “Юдифь, обезглавливающая Олоферна,” (1598), Рим, Дворец Барберини. В творчестве Караваджо наступает переломный момент: он должен выдержать испытание славой и побороть врага в себе — неуемную страсть, буйство и презрение.

Караваджо

Биография

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

Художник Караваджо

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом. Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино. Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».

Картина Караваджо «Больной вакх»

Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».

Картина Караваджо «Лютнист»

В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.

Картина Караваджо «Нарцисс»

Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».

Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»

В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».

Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла». Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии». Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.

Картина Караваджо «Положение во гроб»

Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.

Картина Караваджо «Бичевания Христа»

Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.

Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»

В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.

Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»

В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.

Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»

В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.

Картина Караваджо «Медуза»

Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.

Картина Караваджо «Иоанн Креститель»

В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.

Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»

В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.

Шон Бин в фильме «Караваджо»

В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.

Караваджо

Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.

Могила Караваджо

Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.

Портреты Караваджо

Читайте далее: