Капелла скровеньи падуя

Капелла Скровеньи в Падуе – шедевр Джотто

Путешествуем сами! traveltu.ru

Привет, дорогие читатели. На этот раз мы расскажем о здании, которое прославилось благодаря циклу фресок Джотто. Это капелла Скровеньи в Падуе. Совсем небольшая церковь Падуи, но знаменитая на весь мир.

Италия. Область Венеция. Город Pàdova (Падуя). В Италии советуем говорить по- итальянски – Падова, иначе вас не поймут. Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni). Встречается и такое название: капелла Джотто.

История

Капелла Скровеньи или Капелла дель Арена была заложена в 1300 году. Посвящена она Деве Марии. Свое название получила благодаря Энрико Скровеньи, на чьих землях, а также на чьи средства была построена церковь.

Скровеньи был богатым купцом и планировал возвести домовую церковь Энрико, то есть сооружение частного характера.

Церемония открытия храма была невероятно пышной. Энрико даже по такому случаю взял напрокат ковры и ткани из церкви Сан Марко.

Здание открывали для публики в дни Благовещения. И оно привлекало настолько большое внимание, что соседние церкви даже жаловались на отток посетителей, обвиняя Скровеньи в тщеславии.

Думаю, зерно истины в этом есть. Ведь украшение интерьера своей домовой церкви купец поручил самому знаменитому на то время художнику Италии – Джотто.

Архитектура и декор

Архитектор здания фра Джованни взял за основу церкви самый простой вариант – прямоугольник с алтарной апсидой и одним нефом.

Алтарь, созданный Джованни Пизано, украшен изображениями ангелов и Мадонны.

С самого начала внутреннюю часть здания планировалось расписывать, поэтому все стены здесь гладкие.

Работу по росписи стен купец поручил великому итальянскому художнику Джотто. Всё пространство от пола до потолка Джотто украсил своими фресками. Именно их сейчас называют не только достоянием храма, но и величайшим произведением искусства христианского мира.

Цикл этих фресок признан ключевой работой Джотто. Более того, он считается одним из важнейших произведений западного искусства.

Художник решил создать панно с рядом драматических эпизодов.

Каждая фреска здесь является отдельным законченным эпизодом. Причем Джотто отказался от подробной передачи материальных предметов.

  • Общая композиция подчинена особенностям естественного освещения храма.
  • Он использует мягкие непрерывные линии и светлые тона.
  • Глубина взгляда подчеркивается затемнением вокруг глаз.
  • Лица персонажей индивидуализированы, а фигуры массивны.

Все фрески расположены в три яруса.

Верхний находится на изгибе свода. Художник выполнял работу в спешке. С этим связаны некоторые несовершенства фрески «Страшный суд». Доделывать работу над ней он поручил своим ученикам.

Все вместе фрески рассказывают нам историю Девы Марии, Иоакима, Иисуса Христа.

Самыме знаменитые фрески, на которые стоит обратить особое внимание:

  • «Страшный суд»
  • «Поклонение волхвов»
  • фрески, посвященные Страстям Господним.

Капелла Джотто – одно из самых красивых и удивительных мест, в которых мы побывали. Ради неё стоит специально приехать в Падову.

Время работы

Посещение возможно с 9:00 до 19:00.

Сколько стоит

Стандартный билет 13 евро

Внутрь капеллы Джотто пускают небольшими группами. Каждые пятнадцать минут группа меняется.

Перед началом демонстрируется фильм о капелле, о Джотто. К сожалению, фильм доступен только на итальянском и английском языках. Но сюжет его понятен и без языка.

С собой нельзя проносить сумки, камеры и другие вещи. Звук мобильных должен быть отключен.

Мы купили билет на текущий сеанс, но говорят, что так бывает не всегда. Чаще приходится ждать своей очереди.

Рядом со входом в капеллу разбит парк. Здесь в тени деревьев на скамейке можно подождать и отдохнуть.

Официальный сайт: www.cappelladegliscrovegni.it

Как добраться

на Tram Padova. Остановка — у вокзальной площади, справа. Капелла Скровеньи будет через одну остановку.

Адрес: Piazza Eremitani, 8, 35121 Padova PD, Италия

Капелла на карте

Подписывайтесь на нас друзья, чтобы ничего не упустить. До скорого.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Вам также может быть интересно

Комментарии (0)

Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме

Оставить свой комментарий Отменить ответ

Copyright © 2012-2019 Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной

Все права защищены, копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог запрещено!

Магия старинных фресок: капелла Скровеньи в Падуе

Капелла в Италии бывшего купца Энрико Скровеньи на вид довольно неприметна и скромна внешне. Но внутри находятся настоящие сокровища – фрески, автором которых является итальянский мастер Джотто.

История строительства

Капелла Скровеньи (она же – капелла дель Арена) была заложена в Падуе в 1300 году. Ранее на этом месте располагался обширный древнеримский амфитеатр – его основание было использовано при строительстве храма как фундамент.

Первоначальное название капеллы, посвященной Богоматери, – Церковь Святой Марии Милосердной.

Название нынешнее – Скровеньи – капелла получила по имени человека, который передал значительные средства для строительства сего церковного строения, Энрико Скровеньи, богатого падуанского купца.

В 1300 году он купил землю в этом районе и приказал построить здесь дворец и домовую капеллу. По одной из версий, Скровеньи был движим вовсе не религиозными мотивами: он строил эту церковь для того, чтобы замолить грехи собственного отца, осужденного за ростовщичество.

Изначально Capella degli Scrovegni задумывалась как обычная домовая церковь для семейства купца. Такой она и была первые годы после строительства и освящения. Но со временем находилось все больше желающих взглянуть на фрески знаменитого мастера, и в капеллу потянулись другие прихожане, в том числе – из соседней церкви Эремитани, что вызвало огромное неудовольствие среди монахов Эремитани.

Был даже выражен официальный протест падуанскому епископу, но епископ разрешил посещение церкви Скровеньи и другим прихожанам.

В 1328 году за ряд деяний Энрико Скровеньи был изгнан из Падуи. Несмотря на изгнание, в своем завещании от 1336 года (умер Энрико в Венеции) Скровеньи обязал своих наследников ежегодно делать пожертвования в этот храм.

Спустя столетие дворец и домовую капеллу приобрело еще одно богатое семейство Падуи – семья Фоскари-Градениго. После смерти главы семейства церковь на некоторое время пришла в запустение.

В начале XIX века (1825-1827) дворец, принадлежавший Экрико Скровеньи, была разобран, а церковь осталась – через 50 лет ее приобрел муниципалитет Падуи. Тогда же, в XIX веке, после реставрации, Capella degli Scrovegni впервые распахнула двери для желающих посмотреть на знаменитые фрески.

На страницах нашего сайта вы также узнаете о такой достопримечательности, как мост Понте Веккьо во Флоренции, и чем знаменито это сооружение!

Еще об одной популярной достопримечательности Италии — мост Вздохов в Венеции, и чем привлекает туристов это романтичное место читайте в этой статье.

Где находится церковь Санта Мария Маджоре, и описание знаменитых мозаик, находящихся в этой базилике Рима, узнайте вот здесь.

Описание достопримечательности

Capella degli Scrovegni – довольно простая однонефная церковь. По форме она напоминает прямоугольник (высота здания – 13 метров, ширина – 9 м., в длину – 20 метров).

Стены церкви прямые, без архитектурных излишеств, выступов и ниш, — то есть, церковь проектировалась таким образом, что стены изначально будут покрыты именно фресками. Единственное исключение – это южная стена с 6-ю окнами, а также западный портал. Вся северная стена – ровная и гладкая.

Если присмотреться, то можно увидеть, что боковые балки, пьедестал и лоджии верхнего яруса – нарисованные. Сделано это было специально, чтобы показать перспективу на гладком и ровном пространстве, не нанося при этом ущерба для фресок.

Каждая стена посвящена отдельным циклам фресок. Фрески Джотто в капелле Скровеньи в Падуе описывают моменты жизни Иисуса и его Матери. Отдельные сцены посвящены ее жизни, обручению с Иосифом, моменту Благовещения. Верхний свод посвящен циклу «Аллегории пороков и добродетелей».

В этой капелле на фресках было впервые изображено рождение Христа. Почему-то ранее тема рождения художниками не затрагивалась, многие предпочитали обходить ее стороной, описывая другие стороны жизни Спасителя.

Эти фрески в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто «очеловечил» всех религиозных персонажей, фигуры и лица были детальны и реалистичны. Впервые персонажи росписей и фресок Джотто в капелле дель Арена в Падуе приобретают объем и живые эмоции.

Впервые же фигуры приобрели глубину, обозначены тени и светотени – изображения получаются уже не такими «плоскими», как раньше, и манера художественной передачи Джотто стала поворотным моментом в европейской живописи того времени.

Преобладающие цвета фресок – лазурный (весьма дорогостоящая краска по тем временам), оранжевый, желтый, золотой и розовый.

Лучше всего сохранились фрески, которые писались в технике «влажной штукатурки» — цвета остались такими же яркими. А вот изображениям в технике «сухой фрески» повезло куда меньше – цвета (особенно красные и зеленые тона) потускнели, штукатурка местами осыпалась.

О знаменитых работах Джотто, которые находятся в капелле Скровеньи, узнаете из следующего видеоролика:

Время работы, стоимость билетов

Несмотря на то, что церковь маленькая и неприметная снаружи, попасть в нее не так-то просто. Для посещения Capella degli Scrovegni нужна предварительная запись. Это касается посещения в «высокий сезон», когда наплыв туристов очень большой. Если посещать Падую во время низкого сезона, попасть в капеллу значительно проще.

Капелла открыта для посещений:

    январь – февраль,

середина июня – конец июля,

декабрь: с 16 по 24 и с 27 по 31 число.

Так что придется учитывать этот фактор, если собираетесь посетить Падую и добраться до капеллы. Бронировать дату и время посещения необходимо заранее (интернет-бронь совершается не менее чем за 24 часа до посещения, в день бронирования посетить капеллу не получится) на сайте: http://www.cappelladegliscrovegni.it/index.php/en/ .

Время работы – с 9 утра и до 19 часов вечера.

Время визитов также ограничено – группа туристов может пребывать в капелле не более 40 минут. Из них 15 минут будет демонстрироваться ролик об истории строительства церкви, а после – свободное время для знакомства с фресками Джотто.

Столь строгий график посещений установлен в связи с сохранностью ценнейших фресок. Реставрация их и специальный климатический режим внутри капеллы позволяют сохранять их практически первозданный вид.

Стоимость билета в капеллу Скровеньи – 13 евро. В эту цену включено посещение капеллы, а также музей прикладного искусства (Дворец Цукерманн) и музейный комплекс Эремитани.

Предусмотрена скидка на билеты для детей – стоимость билетов – 6 евро (возраст детей от 6 до 17 лет, студентам в возрасте до 27 лет, а также людям, достигшим 65 лет).

Дети до 5 лет и люди с ограниченными возможностями по здоровью проходят в помещение за символическую плату в 1 евро.

В вечернее время стоимость полного билета снижена – всего 8 евро.

На нашем сайте расскажем, чем знаменит дворец Питти во Флоренции, и как добраться до местной достопримечательности!

А вы знаете, где находится знаменитая статуя Капитолийская волчица? Древние легенды, связанные с основанием Рима, читайте в этом обзоре.

А еще, путешествуя по Риму, вы сможете посетить галерею Боргезе и взглянуть на произведения великих художников и скульпторов Италии! Подробности ищите тут: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/galereya-borgeze.html.

Где находится, как добраться

Адрес, по которому находится Capella degli Scrovegni: Piazza Eremitani 8, 35121

Контактный телефон: +39 (049) 2010020

Добраться до церкви можно, сев на трамвай, идущий от вокзала Падуи (остановка «Эремитани»).

Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе

Жизнь Богоматери. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Жизнь Богоматери. Введение во храм

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Фотография капеллы дель Арена

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Жизнь Богоматери. Изгнание Иоакима из храма

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Жизнь Богоматери. Иоаким среди пастухов

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева – правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Жизнь Богоматери. Благовестие Св.Анне – матери Богородицы

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Жизнь Богоматери. Жертвоприношение Иоакима

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Жизнь Богоматери. Сон Иоакима

«Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг» (М.В. Алпатов).

Жизнь Богоматери. Рождество Девы Марии

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Жизнь Богоматери. Приношение ветвей в храм

Жизнь Богоматери. Молитва об избраннике

Жизнь Богоматери. Обручение Девы Марии

Жизнь Богоматери. Праздничная процессия

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг.Гавриила к Деве Марии

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Благовещение. Архангел Гавриил

Благовещение. Архангел Гавриил

Жизнь Богоматери. Благовещение. Дева Мария

Благовещение. Дева Мария

Встреча Марии и Елизаветы

Жизнь Христа. Рождество

Жизнь Христа. Рождество Христово. Деталь

Жизнь Христа. Поклонение волхвов

Жизнь Христа. Поклонение волхвов. Деталь

Жизнь Христа. Принесение о храм (Сретение)

Жизнь Христа. Бегство в Египет

Жизнь Христа. Избиение вифлеемских младенцев

Жизнь Христа. отрок Христос среди израильских учителей

Жизнь Христа. Крещение Господне

Жизнь Христа. Брак в Кане Галилейской

Жизнь Христа. Воскрешение Лазаря

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (Иисус Христос)

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (отрок на дереве)

Жизнь Христа. Изгнание торгующих из храма

Жизнь Христа. Иуда получает 30 сребреников от фарисеев

Жизнь Христа. Тайная вечеря

Жизнь Христа. Омовение ног учеников

Жизнь Христа. Поцелуй Иуды

Жизнь Христа. Иисус перед Каиафой

Жизнь Христа. Бичевание

Жизнь Христа. Бичевание. Деталь

Жизнь Христа. Несение креста

Жизнь Христа. Распятие.

Жизнь Христа. Распятие

Жизнь Христа. Оплакивание

Часть стены с фресками

Христос и Мария Магдалина (Воскресение)

Христос и Мария Магдалина. Деталь

Жизнь Христа. Вознесение Господне

Деталь. Ангел сворачивает небо в свиток

Деталь. Второй ангел сворачивает небо в свиток

Италия 8, день 4, часть 3: Падуя (Cappella degli Scrovegni)

Вряд ли среди посещающих Падую туристов есть те, кто не знает или сознательно игнорирует капеллу Скровеньи (сайт, wiki). Это самое известное религиозное здание, целиком покрытое росписями изнутри, и фрагменты этих росписей известны любому мало-мальски знакомому с итальянским искусством человеку. Они сфотографированы миллионами фотоаппаратов, приведены на тысячах репродукций. Есть даже специальные сайты, где можно рассмотреть каждый отдельный сюжет (например, вот). Так зачем делать еще один пост? Честно скажу: чтобы привлечь ваше внимание к деталям, которые на общих планах могут ускользнуть, а заодно поделиться некоторыми мыслями (надеюсь, вы меня простите).
Но сперва минутка истории. Энрико Скровеньи был одним из богатейших (если не самым богатым) банкиром Падуи. Состояние свое он унаследовал от отца, Ринальдо (или Реджинальдо), которого Данте упоминает в своей “Божественной комедии”: “Один, чей белый кошелек являл / Свинью, чреватую и голубую” (Ад, 17:64-65). В Ад Ринальдо попал не случайно, а за грех ростовщичества вместе с другими своими коллегами-банкирами.
Занятно, что дочь Ринальдо, Пьетра, через 600 лет стала музой другого Данте – Данте Габриэля Россетти. Ошибочно решив, что героиней стихотворения “На склоне дня в великом круге тени” (Сонеты, CI), которое он перевел на английский, была именно Пьетра (petra – каменная, отсюда русское название “Стихи о каменной даме”), Россетти задумал картину “Мадонна Пьетра”, для которой сделал эскиз пастелью. Замысел был доведен до логического завершения уже его натурщицей, художницей-прерафаэлиткой Марией Спартали Стиллман – картина так и называется: “Мадонна Пьетра Скровеньи” (в хрустальном шаре, символизирующем сердце героини, отражаются Данте и аллегория любви).
Но нас больше интересует другой ребенок Ринальдо Скровеньи – сын Энрико. Унаследовав бизнес отца, он выкупил землю на окраине города, в районе бывшей римской арены, перестроил находившийся там дворец и надумал жениться второй раз (первая жена, сестра тогдашнего правителя города Убертино да Каррары, умерла вскоре после свадьбы), причем не на ком-нибудь, а на Якобине д’Эсте (из тех самых феррарско-мантуанских д’Эсте) – правителей одного города оказалось мало. Только вот родословная подкачала: папашу-то на всю Италию ославили, да и самого рыльце в пушку. И тогда Энрико решил сделать хитрый ход конем: он попросил отпущения у папы Бенедикта XI (и по случаю юбилейного года его получил), а чтобы замолить грех отца, вступил в орден Пресвятой Девы Марии (Frati della Beata Gloriosa Vergine Maria), в обязанности которого, среди прочего, входило искупление грехов ростовщиков, и приказал пристроить к дворцу личную капеллу, которую посвятил Деве Марии, сложным образом передав ее ордену. Вся процедура в аллегорической форме изображена в нижней части “Страшного суда”: справа, в Аду, повесившийся Иуда, считающийся первым ростовщиком, а слева, симметрично ему, Энрико Скровеньи в лиловых одеждах кающегося протягивает Деве Марии, Св. Иоанну и Св. Екатерине модель капеллы, которую поддерживает монах ордена.
Впрочем, дальнейшую жизнь Энрико трудно назвать праведной: через 10 лет после строительства капеллы, в 1318 г., по его предложению и при активном содействии Падуя заключила мир с правителем Вероны Кангранде делла Скала (по прозвищу Большой Пес, не перепутайте с Бешеным Псом – его внучатым племянником Кангранде II). Ради этого мира пришлось собрать гигантский выкуп, причем, как и в Англии ради выкупа за Ричарда Львиное Сердце, для этого подняли налоги. Но в 1320-м Кангранде снова выступил против Падуи, и Энрико Скровеньи пришлось бежать в Венецию. Он смог вернуться только через 8 лет, когда веронцы Падую взяли (собственность, отобранная в казну, была ему тут же возвращена). Но вскоре Марсилио да Каррара (женатым, между прочим, на племяннице Энрико) отвоевал город, и наш герой был вынужден снова бежать, на это раз без гроша в кармане, все в ту же Венецию, где и умер. Печальный конец печальной истории.
Вернемся к капелле. Электронные билеты необходимо обменять в кассе музея. Сеансы – раз в 15 минут, из которых около 5 – уравнивание кондиций внутри и снаружи специального шлюза, поддерживающего постоянную температуру и давление внутри Капеллы, чтобы не повредить фрески (в это время показывают полезное кино про то, что и как смотреть). Нам повезло – мы вошли вместе с группой школьников (вообще, в этот раз было очень много групп школьников), поэтому они стояли своей кучкой вокруг экскурсовода, мы – своей “броуновской” кучкой, мигрируя туда-сюда и фотографируя то, что хотелось. Практически идеальные условия.

Но, знаете, Джотто я вам покажу чуть позже. А начну с другого гиганта Треченто – Джованни Пизано: алтарный образ Мадонны с двумя ангелами. На заднем плане – могила Энрико Скровеньи.

(Сцена в купе: пока студенты предлагают молодой женщине с ребенком выпить, старичок на верхней полке уже похрапывает.)

Боковой алтарный образ (кто-то из учеников Джотто).

Одна из первый в истории “обманок” – перспективная композиция, как будто продолжающая помещение за аркой окна.

Мадонна, венчающая свод.

Давайте попробуем поразглядывать Джотто. И начнем снизу – с цепочки противостоящих друг другу “добродетелей” и “пороков”. Они изображены в монохромной гамме, имитирующей пыльный мрамор – сколько таких композиций мы видели в более позднее время (хотя бы в том же самом палаццо Те)?
“Глупость”. Казалось бы, все очевидно: шутовская корона, толстое пузо, бубенчики на поясе – типичный придворный “дурак”. Но, оказывается, все не так просто: юбка с волнообразным подолом (символический килт) и дубина, оружие древнее и примитивное, выдают, что перед нами дикарь, иначе говоря “язычник”, “идолопоклонник”. А именно глупцами называл язычников Св. Павел.

“Гнев”. Женщина по имени Ира, вон же написано в припадке ярости раздирает на себе одежду. Тот же жест повторяет первосвященник в сцене “Христос перед Каиафой”.

Удивительно, но “Справедливость” и “Несправедливость” сопровождаются другими, более мелкими фигурами, представляющими как бы прообраз “Плодов доброго и дурного правления” в Сиене.
“Несправедливость” сидит на развалинах замка, в одной руке держа превратившийся в дерево меч, в другой багор, символ стяжательства.

У ног ее (его?) растет дремучий лес, пристанище разбойников. Они грабят и убивают путников, насилуют и пытают женщин.

“Справедливость” в характерной позе “Маэста”.

. напротив, держит в руках ангелов, один из которых карает преступников, а другой вознаграждает праведников.

У ног ее люди радуются, танцуют, ездят в гости, а с оружием только охотятся.

В орнамент на стене вплетены квадрифолии с портретами пророков и евангелистов.

Как написано в любом путеводителе, фрески капеллы представляют собой три основных цикла: Иоакима (отца Марии), самой Марии и Иисуса.

Первые два, идущие верхним (а не нижним, как обычно, ярусом, т.е. повествование читается ярусами сверху вниз) заканчиваются, естественно, “Благовещением”, традиционно представленным на триумфальной арке. Вообще, мало кто вспоминает, что изначально капелла и была названа “Благовещенской” (dell’Annunciata), так что здесь у нас титульный сюжет. Так, да не так: Бог-отец, обычно помещаемый в левый верхний угол, откуда он шлет благодатные лучи и Духа Святого, здесь предстает во всей своей славе (взгляните на центральную часть – помните доску из музея?). Он делает призывает архангела Гавриила и направляет его к Марии.

Когда Мария навещает Елизавету, та смотрит ей в глаза, уже заранее все понимая.

А после с таким же потерянным, как у Марии, выражением лица предстает перед Каиафой Иисус.

И уже Мария смотрит на него с сочувствием и болью, провожая на Голгофу.

Здесь все имеет свою пару: первый в истории живописи поцелуй, поцелуй любви между двумя отчаявшимися людьми.

. который через предательство Иуды (видите беса у него за левым плечом?).

. приводит ко второму поцелую, вовсе не любовному.

. продолжается осмеянием Христа.

. через Распятие и Оплакивание.

приходит к Воскресению, а затем и Вознесению.

А после Страшный суд.

. и Христос, Верховный судия, не знает пощады.

Гробы открываются, праведники стройными рядами направляются в Рай.

А в Ад попадают грешники – все, невзирая на чины и регалии.

. монахи и епископы.

. мужчины и женщины.

И далеко не всем там удается порассуждать о вечном.

Так что пользуйтесь всем временем, что у вас есть, – пусть даже 10 минутами, отпущенными строгими музейными служителями. Рассматривайте Джотто не вскользь, а по два, по три, по восемь раз – уверен, вы найдете новое даже в хорошо знакомых сюжетах. И да пребудет с вами ангельская сила.

Капелла скровеньи падуя

Войти

Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе

Цикл проторенессансных фресок капеллы дель Арена (Скровеньи) не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.

Жизнь Богоматери. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Жизнь Богоматери. Введение во храм

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Фотография капеллы дель Арена

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Жизнь Богоматери. Изгнание Иоакима из храма

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Жизнь Богоматери. Иоаким среди пастухов

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева – правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Жизнь Богоматери. Благовестие Св.Анне – матери Богородицы

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Жизнь Богоматери. Жертвоприношение Иоакима

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Жизнь Богоматери. Сон Иоакима

«Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг» (М.В. Алпатов).

Жизнь Богоматери. Рождество Девы Марии

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Жизнь Богоматери. Приношение ветвей в храм

Жизнь Богоматери. Молитва об избраннике

Жизнь Богоматери. Обручение Девы Марии

Жизнь Богоматери. Праздничная процессия

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг.Гавриила к Деве Марии

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Благовещение. Архангел Гавриил

Благовещение. Архангел Гавриил

Жизнь Богоматери. Благовещение. Дева Мария

Благовещение. Дева Мария

Встреча Марии и Елизаветы

Жизнь Христа. Рождество

Жизнь Христа. Рождество Христово. Деталь

Жизнь Христа. Поклонение волхвов

Жизнь Христа. Поклонение волхвов. Деталь

Жизнь Христа. Принесение о храм (Сретение)

Жизнь Христа. Бегство в Египет

Жизнь Христа. Избиение вифлеемских младенцев

Жизнь Христа. отрок Христос среди израильских учителей

Жизнь Христа. Крещение Господне

Жизнь Христа. Брак в Кане Галилейской

Жизнь Христа. Воскрешение Лазаря

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (Иисус Христос)

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (отрок на дереве)

Жизнь Христа. Изгнание торгующих из храма

Жизнь Христа. Иуда получает 30 сребреников от фарисеев

Жизнь Христа. Тайная вечеря

Жизнь Христа. Омовение ног учеников

Жизнь Христа. Поцелуй Иуды

Жизнь Христа. Иисус перед Каиафой

Жизнь Христа. Бичевание

Жизнь Христа. Бичевание. Деталь

Жизнь Христа. Несение креста

Жизнь Христа. Распятие.

Жизнь Христа. Распятие

Жизнь Христа. Оплакивание

Часть стены с фресками

Христос и Мария Магдалина (Воскресение)

Христос и Мария Магдалина. Деталь

Жизнь Христа. Вознесение Господне

Деталь. Ангел сворачивает небо в свиток

Деталь. Второй ангел сворачивает небо в свиток

Читайте далее: