Капелла скровеньи джотто | Vasque-Russia.ru

Капелла скровеньи джотто

Фрески капеллы дель Арена (или капеллы дельи Скровеньи) в Падуе (1304-1306)

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи. Падуанские фрески стали настоящим откровением для Италии начала XIV века, в них можно сразу увидеть все достоинства творчества мастера, обеспечившие ему в истории искусства почетное положение великого новатора, являющегося образцом для других художников. Художник здесь устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, предваряя перспективу Ренессанса.

Светотень

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».

И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и, хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Техника создания фресок

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.

Отдельные цвета, особенно – ультрамарин, некоторые зеленые и красные тона, были нанесены в технике «сухой фрески» – краска наносится на сухую штукатурку, эти детали подверглись сильному разрушению.

Едва заметные полоски, отделяющие один участок штукатурки от другого, позволяют определить количество дней, затраченных художником на работу над фреской. Фрески писали по влажной штукатурке, каждый раз нанося ее столько, чтобы художник мог расписать этот участок за один день (пока поверхность остается влажной). Если данный участок не отличался сложностью, за день расписывалась большая площадь дневной; в противном случае – поменьше. При подсчете оказалось, что Джотто провел за работой в капелле дель Арена 852 дня, даже учитывая то, что вероятно ему помогали ученики, над созданием падуанского ансамбля фресок он трудился не менее двух лет.

Здание капеллы дель Арена

Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом – довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу — найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм, сравнительно небольшое помещение капеллы производит впечатление большого пространства. Композиции Джотто составляют празднично-нарядный ансамбль, заключенные в нарядное орнаментальное обрамление, сияющие интенсивными, густыми тонами ультрамарина, розово-красных, голубых, желтых, фисташково-зеленых красок, выделяющиеся холодновато-синем фоне. Колорит у Джотто играет важную роль – он не только выражает небесную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.

Фрески капеллы

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31×2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.

Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

Джотто выполнил сцены в стиле Чимабуе и Арнольфо ди Камбьо, которые руководствовались принципами композиционной ясности и цельного объемного пространства фигур. В интерьере Капеллы дель Арена, расписанной Джотто, уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено спокойного достоинства. Религиозные сцены Джотто изображает в земной обстановке,- вместо золотого грунта византийцев у него являются пейзаж или здания. Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Персонажи фресок изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа. Обстановка, место действия всюду намечены очень скупо: условными архитектурными павильонами, напоминающими раздвижные декорации на сценической площадке. Тонкие колонки, портики, арки нужны только для того, чтобы показать, что действие происходит в помещении или около него, чтобы выделить ту или иную мизансцену, создать обрамление для фигуры. Там, где фоном служит пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. И нигде никаких подробностей. Никаких красочных вспышек. Светлые, холодные краски, гладкая фактура. Опуская второстепенные детали, он концентрирует внимание зрителя на значимых жестах и позах, очерчивая фигуры густым выразительным контуром.

В каждой сцене участвует несколько действующих лиц, исполненных сдержанности, достоинства и силы духа, наделены величавым обликом. Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик коренасты, широколицы, все они имеют схожий тип лица — продолговатого, с тяжелым подбородком и близко поставленными глазами. Персонажи закутаны в хламиды простого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупные складки. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. Боккаччо писал, что герои художника – совершенно живые люди, лишь не могут говорить. При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами.

В своих композициях Джотто показывает различные эмоции персонажа, стороны его характера, его нравственное состояние. На сегодняшний вкус, художник действует временами очень неуверенно, но путь, который он наметил, впоследствии приведет к высшим взлетам Ренессанса. Даже Микеланджело, которого мы знаем, никогда бы не было, не сделай Джотто эти первые, неуверенные, на наш взгляд, шаги.

Открытие расписанной капеллы

25 марта 1305 года, после окончания расписных работ, состоялась вторая церемония освящения этой небольшой церкви. Слава о его художественных нововведениях привлекала в капеллу верующих, из-за чего даже возник конфликт с соседней церковью Эремитани (Отшельников). Капитул монахов отшельников выразил в связи с этим официальный протест епископу города Падуи, обвиняя Энрико Скровеньи в гордыне.

Открытие капеллы для публичных посещений совпало с всплеском интереса к творчеству Джотто, которым был отмечен конец XIX века. Судьба хранила эти сокровища и в годы Второй мировой войны. На Падую не раз сыпались бомбы, но ни одна из них не попала в капеллу. Чувствуется в этом факте мистическое дыхание.

Капелла Скровеньи в Падуе – шедевр Джотто

Путешествуем сами! traveltu.ru

Привет, дорогие читатели. На этот раз мы расскажем о здании, которое прославилось благодаря циклу фресок Джотто. Это капелла Скровеньи в Падуе. Совсем небольшая церковь Падуи, но знаменитая на весь мир.

Италия. Область Венеция. Город Pàdova (Падуя). В Италии советуем говорить по- итальянски – Падова, иначе вас не поймут. Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni). Встречается и такое название: капелла Джотто.

История

Капелла Скровеньи или Капелла дель Арена была заложена в 1300 году. Посвящена она Деве Марии. Свое название получила благодаря Энрико Скровеньи, на чьих землях, а также на чьи средства была построена церковь.

Скровеньи был богатым купцом и планировал возвести домовую церковь Энрико, то есть сооружение частного характера.

Церемония открытия храма была невероятно пышной. Энрико даже по такому случаю взял напрокат ковры и ткани из церкви Сан Марко.

Здание открывали для публики в дни Благовещения. И оно привлекало настолько большое внимание, что соседние церкви даже жаловались на отток посетителей, обвиняя Скровеньи в тщеславии.

Думаю, зерно истины в этом есть. Ведь украшение интерьера своей домовой церкви купец поручил самому знаменитому на то время художнику Италии – Джотто.

Архитектура и декор

Архитектор здания фра Джованни взял за основу церкви самый простой вариант – прямоугольник с алтарной апсидой и одним нефом.

Алтарь, созданный Джованни Пизано, украшен изображениями ангелов и Мадонны.

С самого начала внутреннюю часть здания планировалось расписывать, поэтому все стены здесь гладкие.

Работу по росписи стен купец поручил великому итальянскому художнику Джотто. Всё пространство от пола до потолка Джотто украсил своими фресками. Именно их сейчас называют не только достоянием храма, но и величайшим произведением искусства христианского мира.

Цикл этих фресок признан ключевой работой Джотто. Более того, он считается одним из важнейших произведений западного искусства.

Художник решил создать панно с рядом драматических эпизодов.

Каждая фреска здесь является отдельным законченным эпизодом. Причем Джотто отказался от подробной передачи материальных предметов.

  • Общая композиция подчинена особенностям естественного освещения храма.
  • Он использует мягкие непрерывные линии и светлые тона.
  • Глубина взгляда подчеркивается затемнением вокруг глаз.
  • Лица персонажей индивидуализированы, а фигуры массивны.

Все фрески расположены в три яруса.

Верхний находится на изгибе свода. Художник выполнял работу в спешке. С этим связаны некоторые несовершенства фрески «Страшный суд». Доделывать работу над ней он поручил своим ученикам.

Все вместе фрески рассказывают нам историю Девы Марии, Иоакима, Иисуса Христа.

Самыме знаменитые фрески, на которые стоит обратить особое внимание:

  • «Страшный суд»
  • «Поклонение волхвов»
  • фрески, посвященные Страстям Господним.

Капелла Джотто – одно из самых красивых и удивительных мест, в которых мы побывали. Ради неё стоит специально приехать в Падову.

Время работы

Посещение возможно с 9:00 до 19:00.

Сколько стоит

Стандартный билет 13 евро

Внутрь капеллы Джотто пускают небольшими группами. Каждые пятнадцать минут группа меняется.

Перед началом демонстрируется фильм о капелле, о Джотто. К сожалению, фильм доступен только на итальянском и английском языках. Но сюжет его понятен и без языка.

С собой нельзя проносить сумки, камеры и другие вещи. Звук мобильных должен быть отключен.

Мы купили билет на текущий сеанс, но говорят, что так бывает не всегда. Чаще приходится ждать своей очереди.

Рядом со входом в капеллу разбит парк. Здесь в тени деревьев на скамейке можно подождать и отдохнуть.

Официальный сайт: www.cappelladegliscrovegni.it

Как добраться

на Tram Padova. Остановка — у вокзальной площади, справа. Капелла Скровеньи будет через одну остановку.

Адрес: Piazza Eremitani, 8, 35121 Padova PD, Италия

Капелла на карте

Подписывайтесь на нас друзья, чтобы ничего не упустить. До скорого.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Вам также может быть интересно

Комментарии (0)

Получать на почту уведомления о новых комментариях в этой теме

Оставить свой комментарий Отменить ответ

Copyright © 2012-2019 Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной

Все права защищены, копирование материалов, без указания открытой индексируемой ссылки на блог запрещено!

Магия старинных фресок: капелла Скровеньи в Падуе

Капелла в Италии бывшего купца Энрико Скровеньи на вид довольно неприметна и скромна внешне. Но внутри находятся настоящие сокровища – фрески, автором которых является итальянский мастер Джотто.

История строительства

Капелла Скровеньи (она же – капелла дель Арена) была заложена в Падуе в 1300 году. Ранее на этом месте располагался обширный древнеримский амфитеатр – его основание было использовано при строительстве храма как фундамент.

Первоначальное название капеллы, посвященной Богоматери, – Церковь Святой Марии Милосердной.

Название нынешнее – Скровеньи – капелла получила по имени человека, который передал значительные средства для строительства сего церковного строения, Энрико Скровеньи, богатого падуанского купца.

В 1300 году он купил землю в этом районе и приказал построить здесь дворец и домовую капеллу. По одной из версий, Скровеньи был движим вовсе не религиозными мотивами: он строил эту церковь для того, чтобы замолить грехи собственного отца, осужденного за ростовщичество.

Изначально Capella degli Scrovegni задумывалась как обычная домовая церковь для семейства купца. Такой она и была первые годы после строительства и освящения. Но со временем находилось все больше желающих взглянуть на фрески знаменитого мастера, и в капеллу потянулись другие прихожане, в том числе – из соседней церкви Эремитани, что вызвало огромное неудовольствие среди монахов Эремитани.

Был даже выражен официальный протест падуанскому епископу, но епископ разрешил посещение церкви Скровеньи и другим прихожанам.

В 1328 году за ряд деяний Энрико Скровеньи был изгнан из Падуи. Несмотря на изгнание, в своем завещании от 1336 года (умер Энрико в Венеции) Скровеньи обязал своих наследников ежегодно делать пожертвования в этот храм.

Спустя столетие дворец и домовую капеллу приобрело еще одно богатое семейство Падуи – семья Фоскари-Градениго. После смерти главы семейства церковь на некоторое время пришла в запустение.

В начале XIX века (1825-1827) дворец, принадлежавший Экрико Скровеньи, была разобран, а церковь осталась – через 50 лет ее приобрел муниципалитет Падуи. Тогда же, в XIX веке, после реставрации, Capella degli Scrovegni впервые распахнула двери для желающих посмотреть на знаменитые фрески.

На страницах нашего сайта вы также узнаете о такой достопримечательности, как мост Понте Веккьо во Флоренции, и чем знаменито это сооружение!

Еще об одной популярной достопримечательности Италии — мост Вздохов в Венеции, и чем привлекает туристов это романтичное место читайте в этой статье.

Где находится церковь Санта Мария Маджоре, и описание знаменитых мозаик, находящихся в этой базилике Рима, узнайте вот здесь.

Описание достопримечательности

Capella degli Scrovegni – довольно простая однонефная церковь. По форме она напоминает прямоугольник (высота здания – 13 метров, ширина – 9 м., в длину – 20 метров).

Стены церкви прямые, без архитектурных излишеств, выступов и ниш, — то есть, церковь проектировалась таким образом, что стены изначально будут покрыты именно фресками. Единственное исключение – это южная стена с 6-ю окнами, а также западный портал. Вся северная стена – ровная и гладкая.

Если присмотреться, то можно увидеть, что боковые балки, пьедестал и лоджии верхнего яруса – нарисованные. Сделано это было специально, чтобы показать перспективу на гладком и ровном пространстве, не нанося при этом ущерба для фресок.

Каждая стена посвящена отдельным циклам фресок. Фрески Джотто в капелле Скровеньи в Падуе описывают моменты жизни Иисуса и его Матери. Отдельные сцены посвящены ее жизни, обручению с Иосифом, моменту Благовещения. Верхний свод посвящен циклу «Аллегории пороков и добродетелей».

В этой капелле на фресках было впервые изображено рождение Христа. Почему-то ранее тема рождения художниками не затрагивалась, многие предпочитали обходить ее стороной, описывая другие стороны жизни Спасителя.

Эти фрески в корне отличались от всех написанных ранее – Джотто «очеловечил» всех религиозных персонажей, фигуры и лица были детальны и реалистичны. Впервые персонажи росписей и фресок Джотто в капелле дель Арена в Падуе приобретают объем и живые эмоции.

Впервые же фигуры приобрели глубину, обозначены тени и светотени – изображения получаются уже не такими «плоскими», как раньше, и манера художественной передачи Джотто стала поворотным моментом в европейской живописи того времени.

Преобладающие цвета фресок – лазурный (весьма дорогостоящая краска по тем временам), оранжевый, желтый, золотой и розовый.

Лучше всего сохранились фрески, которые писались в технике «влажной штукатурки» — цвета остались такими же яркими. А вот изображениям в технике «сухой фрески» повезло куда меньше – цвета (особенно красные и зеленые тона) потускнели, штукатурка местами осыпалась.

О знаменитых работах Джотто, которые находятся в капелле Скровеньи, узнаете из следующего видеоролика:

Время работы, стоимость билетов

Несмотря на то, что церковь маленькая и неприметная снаружи, попасть в нее не так-то просто. Для посещения Capella degli Scrovegni нужна предварительная запись. Это касается посещения в «высокий сезон», когда наплыв туристов очень большой. Если посещать Падую во время низкого сезона, попасть в капеллу значительно проще.

Капелла открыта для посещений:

    январь – февраль,

середина июня – конец июля,

декабрь: с 16 по 24 и с 27 по 31 число.

Так что придется учитывать этот фактор, если собираетесь посетить Падую и добраться до капеллы. Бронировать дату и время посещения необходимо заранее (интернет-бронь совершается не менее чем за 24 часа до посещения, в день бронирования посетить капеллу не получится) на сайте: http://www.cappelladegliscrovegni.it/index.php/en/ .

Время работы – с 9 утра и до 19 часов вечера.

Время визитов также ограничено – группа туристов может пребывать в капелле не более 40 минут. Из них 15 минут будет демонстрироваться ролик об истории строительства церкви, а после – свободное время для знакомства с фресками Джотто.

Столь строгий график посещений установлен в связи с сохранностью ценнейших фресок. Реставрация их и специальный климатический режим внутри капеллы позволяют сохранять их практически первозданный вид.

Стоимость билета в капеллу Скровеньи – 13 евро. В эту цену включено посещение капеллы, а также музей прикладного искусства (Дворец Цукерманн) и музейный комплекс Эремитани.

Предусмотрена скидка на билеты для детей – стоимость билетов – 6 евро (возраст детей от 6 до 17 лет, студентам в возрасте до 27 лет, а также людям, достигшим 65 лет).

Дети до 5 лет и люди с ограниченными возможностями по здоровью проходят в помещение за символическую плату в 1 евро.

В вечернее время стоимость полного билета снижена – всего 8 евро.

На нашем сайте расскажем, чем знаменит дворец Питти во Флоренции, и как добраться до местной достопримечательности!

А вы знаете, где находится знаменитая статуя Капитолийская волчица? Древние легенды, связанные с основанием Рима, читайте в этом обзоре.

А еще, путешествуя по Риму, вы сможете посетить галерею Боргезе и взглянуть на произведения великих художников и скульпторов Италии! Подробности ищите тут: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/galereya-borgeze.html.

Где находится, как добраться

Адрес, по которому находится Capella degli Scrovegni: Piazza Eremitani 8, 35121

Контактный телефон: +39 (049) 2010020

Добраться до церкви можно, сев на трамвай, идущий от вокзала Падуи (остановка «Эремитани»).

Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе

Жизнь Богоматери. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Жизнь Богоматери. Введение во храм

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Фотография капеллы дель Арена

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Жизнь Богоматери. Изгнание Иоакима из храма

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Жизнь Богоматери. Иоаким среди пастухов

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева – правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Жизнь Богоматери. Благовестие Св.Анне – матери Богородицы

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Жизнь Богоматери. Жертвоприношение Иоакима

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Жизнь Богоматери. Сон Иоакима

«Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг» (М.В. Алпатов).

Жизнь Богоматери. Рождество Девы Марии

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Жизнь Богоматери. Приношение ветвей в храм

Жизнь Богоматери. Молитва об избраннике

Жизнь Богоматери. Обручение Девы Марии

Жизнь Богоматери. Праздничная процессия

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг.Гавриила к Деве Марии

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь

Жизнь Богоматери. Благовещение. Архангел Гавриил

Благовещение. Архангел Гавриил

Жизнь Богоматери. Благовещение. Дева Мария

Благовещение. Дева Мария

Встреча Марии и Елизаветы

Жизнь Христа. Рождество

Жизнь Христа. Рождество Христово. Деталь

Жизнь Христа. Поклонение волхвов

Жизнь Христа. Поклонение волхвов. Деталь

Жизнь Христа. Принесение о храм (Сретение)

Жизнь Христа. Бегство в Египет

Жизнь Христа. Избиение вифлеемских младенцев

Жизнь Христа. отрок Христос среди израильских учителей

Жизнь Христа. Крещение Господне

Жизнь Христа. Брак в Кане Галилейской

Жизнь Христа. Воскрешение Лазаря

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (Иисус Христос)

Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (отрок на дереве)

Жизнь Христа. Изгнание торгующих из храма

Жизнь Христа. Иуда получает 30 сребреников от фарисеев

Жизнь Христа. Тайная вечеря

Жизнь Христа. Омовение ног учеников

Жизнь Христа. Поцелуй Иуды

Жизнь Христа. Иисус перед Каиафой

Жизнь Христа. Бичевание

Жизнь Христа. Бичевание. Деталь

Жизнь Христа. Несение креста

Жизнь Христа. Распятие.

Жизнь Христа. Распятие

Жизнь Христа. Оплакивание

Часть стены с фресками

Христос и Мария Магдалина (Воскресение)

Христос и Мария Магдалина. Деталь

Жизнь Христа. Вознесение Господне

Деталь. Ангел сворачивает небо в свиток

Деталь. Второй ангел сворачивает небо в свиток

Капелла Скровеньи в Падуе

Север Италии скрывает огромное количество самых настоящих сокровищ мирового изобразительного искусства и архитектуры.

Италия

Падуя – одна из самых интересных точек на карте Италии, которая привлекает ценителей мирового искусства со всех уголков земного шара.

Падуя

Главная падуанская жемчужина – Капелла Скровенья — прославилась благодаря блестящему фресковому циклу, созданному Джотто ди Бондоне.

Капелла дель Арена

Капелла Скровеньи была заложена в 1300 году в честь Богоматери и была освящена через три года в светлый день Благовещенья, который был одним из самых главных праздников в ренессансной Италии.

Капелла была построена на землях Энрико Скровеньи, а фундаментом для нее послужили остатки древнеримского театра, что дало капелле второе название – Капелла дель Арена.

По мнению историков, Капелла должна была искупить грехи отца Энрико Скровеньи – Реджинальдо, который занимался ростовщичеством, считавшимся смертным грехом.

Энрико Скровеньи

Имя Реджинальдо Скровеньи встречается даже в «Божественной комедии» Данте, поместившего ростовщика в 7-ой круг ада. Дело отца продолжил и сам Энрико, однако, папа Римский Бенедикт XI отпустил ему этот страшный грех. Видимо поэтому для своей Капеллы Энрико хотел самых лучших мастеров: для создания обширного фрескового цикла богатый купец пригласил Джотто, по праву считавшегося художником номер один.

Джотто Ди Бондоне

Джотто занимался росписями в течение 2-х лет, начав работу практически сразу после освящения Капеллы и завершив её в 1305 году.

Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе

Этот цикл стал своеобразной квинтэссенцией художественных методов Джотто. Фрески Капеллы Скровеньи становятся еще более смелыми и эмоционально насыщенными.

План Фресок в Капелле Скровеньи

Фреска «Поцелуй Иуды»

Чего только стоит сцена «Поцелуй Иуды», которую художники выбирали для своих произведений очень редко.

Поцелуй Иуды

Джотто выстраивает композицию на контрастах: прежде всего на контрасте духовной чистоты и искренности Иисуса Христа и страшного греха предательства, на который пошел Иуда. Художник помещает Иисуса и Иуду под один плащ (желтый плащ, в который одет Иуда – средневековый символ предательства) – сферу, в которой все застыло в мгновении, разделяющем ученика и учителя от страшного момента предательства. За пределами звенящего кокона тишины – бушующая толпа, шум от которой нарастает с каждой секундой: вертикали палок, факелов и копей создают мерный ритм и в своей графичности и линейности контрастируют с мягкими очертаниями сферы, внутри которой встретились глазами Иисус и Иуда. В этой работе Джотто проявляет себя как тонкий психолог, пропускающий через себя сложнейший библейский сюжет.

Видео о фреске «Поцелуй Иуды»

Фреска Джотто «Положение во гроб»

В таком же ключе создана и фреска «Положение во гроб». Джотто разделяет композицию динамичной диагональю скалы с засохшим деревом – символом конца земного пути Иисуса Христа.

Фреска «Положение во гроб»

Ангелы, которых Джотто поместил в темно-синее грозовое небо, будто вторящее трагедии, плачут навзрыд, переживая тяжелую потерю. Для художника они не просто бесполые крылатые существа, а личности, страдающие не меньше чем апостолы в нижней части композиции. Их крылья разрезают свинцовые тучи, нависшие над слабым телом мертвого Христа.

Поклонением волхвов

Интересную деталь можно обнаружить в сцене с поклонением волхвов — под видом Вифлеемской звезды, загоревшейся над яслями, Джотто изобразил комету Галлея, которая пролетала над Землей в 1301 году и, свидетелем которой, скорее всего, явился и сам художник.

Фреска «Поклонение волхвов»

Фреска «Страшный суд»

Главная в цикле фресок на дальней стене является картина Страшного суда.

Фреска «Страшный суд»

На фреске Иисус Христос наблюдает за происходящим. Спасенные находятся справа от Христа, а проклятые, слева проваливаются в адскую вечность. Сатана — гротескный людоед жует грешников, а вокруг него, демоны пытают проклятых. Сцена прямо из преисподней Данте, который был другом Джотто. Спокойный человек, изолированный от всего происходящего – Энрико Скровеньи, на чьи деньги была воздвигнута, и расписана церковь. Это была попытка получить прощение за грехи его богатого и жадного отца.

Особое внимание в Капелле заслуживают и ниши, в которых Джотто блестяще имитирует скульптуру, используя для этого аллегории пороков и добродетелей, выполненных в технике гризайли — живописи в один цвет, растянутый на оттенки. Всего в нишах изображены фрески, изображающие 7 добродетелей (благоразумие, вера, воздержание, милосердие, надежда, правосудие, стойкость) и 7 пороков (глупость, неверие, гнев, зависть, отчаяние, несправедливость, непостоянство).

Фреска «Благоразумие и глупость»

Фреска «Вера и неверие» Фреска «Воздержание и гнев» Фреска «Милосердие и зависть» Фреска «Надежда и отчаяние» Фреска «Правосудие и несправедливость» Фреска «Стойкость и непостоянство»

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector