Капелла палатина в палермо | Vasque-Russia.ru

Капелла палатина в палермо

Палатинская капелла

Шесть коринфских колонн с резными капителями, поддерживающих арки лоджии, и мозаика XVII века – это своеобразный анонс «фильма» под названием Палатинская капелла, посмотреть который предстоит посетителям Норманнского дворца в Палермо.

Шесть коринфских колонн с резными капителями, поддерживающих арки лоджии, и мозаика XVII века – это своеобразный анонс «фильма» под названием Палатинская капелла, посмотреть который предстоит посетителям Норманнского дворца в Палермо.

Кто бы мог подумать, что возведённая почти тысячу лет назад небольшая личная часовня вице-королей Сицилии к XXI веку станет одним важнейших памятников арабо-норманнской архитектуры! Арабские стрельчатые арки, резной потолок, византийские мозаики, гранитные и мраморные колонны, бегущие к алтарю, королевский трон на западной стене… Палатинская капелла не поражает размерами и многоплановым замыслом архитекторов, зато покоряет гармоничным единством целого и частного.

Что представляет собой Палатинская капелла?

Дословно название «Палатинская капелла» с итальянского языка переводится как «дворцовая часовня», коей по существу она была и является до сих пор. Несмотря на то что в наши дни данное помещение в стенах Норманнского дворца является музеем, здесь ежедневно проводятся литургические службы. Вход в музей для гостей организован со стороны площади Независимости, но чёткого графика посещения не имеется. Это объясняется тем, что в 1947 году Палаццо Норманни стал местом заседаний Региональной ассамблеи автономии. В свободное от парламентских заседаний время посетителям позволено осматривать знаменитые залы Рожера и Геркулеса. Поскольку часы работы музея остаются неопределёнными, туристические путеводители рекомендуют посещать бывшую королевскую часовню в первой половине дня.

Палатинская капелла в Норманнском дворце является классической трёхнефной базиликой с тремя апсидами. Поскольку уже на этапе проектирования часовня задумывалась как частное святилище с весьма ограниченным кругом молящихся, она не поражает своими размерами: её длина – 33 метра, а ширина – 13 метров. Правда, и самая популярная в туристических кругах часовня в Ватикане, известная как Сикстинская капелла, не намного просторнее.

Изначально часовня сицилийских правителей была отдельно стоящим сооружением, но неоднократные переоборудования Норманнского дворца привели к её включению в общий состав большого здания. Сразу три из четырёх наружных стен оказались внутри самого дворца. И только южный фасад часовни выходит в большой внутренний Двор Македы. Данный фасад является лоджией XVI века, арки которой поддерживаются пятью гранитными и одной мраморной колонной с резными капителями. Сразу две реликвии XII века находятся здесь, в лоджии. Это мозаика, изображающая Рожера II, который вручает певцу Симону буллу понтифика, и каменная плита в честь установки не сохранившихся водяных часов в 1142 году. Сама же капелла располагается на втором этаже дворца.

Палатинская капелла. Страницы истории

Строительство частной капеллы в стенах официальной резиденции сицилийских правителей было начато в 1130 году. Задумывалась часовня как вотивное святилище (храм, построенный в дар божеству в обмен на исполнение желания или исцеление). Правда, в роли «божества» выступал антипапа Анаклет II, короновавший Рожера II взамен признания над островом папского сюзеренитета. Возведение часовни заняло 10 лет, и в апреле 1140 года она была освящена в честь апостола Петра. В основании купола сохранилась надпись, гласящая, что освящение состоялось 28 апреля. В том же году Рожер IIпередал право на проведение богослужений в Палатинской капелле настоятелю бывшего монастыря бенедиктинцев в Палермо Сан-Джованни-дельи-Эремити, даровав тому епископский сан. Дошедшая до наших дней грамота короля и сегодня хранится в крипте часовни.

Строительные работы проводились под личным чутким руководством Рожера II. При этом правителе острова арабские резчики выполнили характерный для египетских мечетей сталактитовый потолок, а византийские мастера создали мозаики трансепта, купола и триумфальной арки.

Хронология дальнейшего мозаичного оформления Палатинской капеллы пока не установлена. Некоторые исследователи считают, что мозаики в центральном и боковых нефах выполнены в разные времена разными мастерами: сюжеты из Книги Бытия в центральном нефе появились в период царствования Вильгельма IЗлого (1154–1166 года), а малый цикл об апостолах Петре и Павле – при Вильгельме II Добром, правившем в 1166–1189 годах. Другие историки предполагают, что мозаичные циклы во всех нефах появились в 1160–1170 годах и выполнены одними сицилийскими мастерами, поскольку они схожи по композиции и последовательности сюжетов.

Дискуссионным остаётся и вопрос появления мозаичного панно на западной стене часовни. Считается, что манера исполнения мозаики не совпадает с работами в нефах и относится уже к XIII веку и периоду правления Гогенштауфенов. Хотя находятся и учёные, приписывающие картины мастерам XII века. Не подвергается сомнению лишь тот факт, что после восхождения на сицилийский престол арагонцев мозаика и трон под ней были реконструированы. Об окончании восстановительных работ свидетельствует надпись на стенке северного нефа, гласящая, что завершились работы в 1460 году при Хуане II Арагонском. Ну а присутствие на стене имени Филиппа VБурбонского указывает на то, что в XVIII веке Палатинская капелла в Палермо, а именно её западная часть, снова перестраивалась.

К XVIII веку относятся и последние масштабные изменения в часовне. При Фердинанде III был снесён балкон, а на его месте сицилиец Санти Кардини выполнил мозаики из цикла Бытие. Кроме того, мастер создал новые мозаичные панно сразу в трёх апсидах, они контрастируют по манере исполнения с византийскими картинами.

Интерьер Палатинской капеллы в Палермо

Хотя домашняя часовня сицилийских правителей не поражает своим размахом, её интерьер продуман до мелочей. С обеих сторон боковые нефы отделяются от главного широкого нефа пятью коринфскими колоннами с позолоченными капителями из зелёного мрамора и египетского гранита. Стрельчатые арки, традиционные для арабской архитектуры, не соединяются в один непрерывный ряд, поскольку колонны стоят далеко друг от друга, а их капители не образуют одну горизонталь. Зато чёткая линия настенного карниза над арками препятствует развитию вверх, что приводит к гармоничному равновесию вертикальных и горизонтальных ритмов.

Редчайшим для Европы является потолок в центральном нефе Палатинской капеллы. Этот резной сталактитовый плафон, привычный египетским и магрибским мечетям, украшают фигуры пирующих, танцоров и музыкантов, олицетворяющих отношение к победе и щедрости, и куфические надписи. Плафоны боковых нефов декорированы не столь замысловато.

Штучная мозаика с арабскими мотивами в стиле косматеско с инкрустацией порфира, гранита и мрамора украшает пол королевской часовни. Красочные мраморные плиты капеллы напоминают вечно цветущий луг, самая красивая часть которого находится между алтарём и нефом. Именно здесь можно увидеть двух львов, охраняющих врата, и двух змей по бокам алтаря. Имеются львы и на бронзовых дверях часовни.

Главное пространство западной стены занимает трон, ширина которого равняется ширине центрального нефа, а высота – высоте колонн. Располагается королевское место напротив алтаря. Украшает его мраморная инкрустация и мозаика в римском стиле.

Пасхальный канделябр и амвон капеллы представляют отдельный интерес. Первый был подарен в честь восхождения на престол Вильгельма I Злого архиепископом Гуго Палермским. В основании канделябра – четыре льва, пожирающие людей и животных. Сама колонна являет собой сложную композицию из людей, растений и животных. Венчают же канделябр три мужские фигуры, поддерживающие подсвечник.

Рядом с пасхальным канделябром располагается поддерживаемый четырьмя колоннами амвон с двумя парапетами. Почти в центре находится первый парапет из красного порфира, окантованный белым мрамором с растительным орнаментом. В качестве подставки для Святого Писания выступает фигура орла, символизирующая Иоанна Богослова. Ближе к апсиде находится второй беломраморный парапет с резным геометрическим орнаментом. Подставкой здесь служит лев – олицетворение евангелиста Марка.

Мозаики Палатинской капеллы

Особое внимание в часовне уделено мозаикам: они заполняют свободные места над колоннами, верхний регистр западной стены и боковых нефов, разделяют нефы и покрывают стены апсид. Вероятно, иконография Палатинской капеллы имеет византийские корни.

Мозаика купола, выполненная при Рожере II, является самой старой в часовне. Её центр – Христос Пантократор, держащий евангелие и благословляющий молящихся. Спасителя в императорском одеянии окружают четыре архангела в царских одеждах и восемь молящихся ангелов. На следующем уровне изображены Соломон, Иоанн Креститель, Давид и Захария, над которыми находятся меньшие по размеру лики ещё восьми пророков.

В конхе центральной апсиды вновь располагается Христос Пантократор. Правда, его Евангелие здесь открыто, а в нижнем ряду восседает на троне Богородица, Мария Магдалина и апостолы Пётр, Иаков и Иоанн креститель.

Главный неф украшает законченный мозаичный цикл на сюжеты из книги Бытия, выполненные при Вильгельме I Злом, а боковые нефы знакомят с деяниями апостолов Петра и Павла. Картины в боковых нефах появились уже при Вильгельме II Добром.

Резные потолки, инкрустации, византийские мозаики и мраморные колонны… По большому счёту, внутреннее убранство Палатинской капеллы напоминает расписную лакированную шкатулку, от одного прикосновения к которой на душе становится тепло и радостно.

Палатинская капелла в Палермо

Палатинская капелла (Capella Palatina) — одна из старейших часовен Палермо, знаковый памятник арабо-норманнского стиля в архитектуре. Была построена в качестве домовой церкви Норманнского дворца (Palazzo dei Normanni) в Палермо и служила местом молитвы для сицилийских королей, а позже — вице-королей. Три ее стены перекрыты дворцовыми постройками, во двор выходит лишь южный фасад, имеющий вид лоджии XVI в. с арками на коринфских колоннах.

История создания

Палатинская капелла была заложена в 1130 г. указом первого сицилийского короля Рожера II и строилась под его личным руководством следующие десять лет. Над строительством трудились приглашенные в Палермо мастера — арабы и византийцы. Удачное смешение стилей отразило характер и привычки первого сицилийского короля. С детских лет окруженный арабами и греками Рожер, и в зрелом возрасте являл редкий пример веротерпимости и отличной образованности. Качества, которыми не могли похвалиться другие европейские монархи того времени.

Полное взаимопонимание заказчика и мастеров имело результатом совершенную архитектуру здания и непревзойденную изысканность внутренней отделки. При Рожере II был сделан редкий для Европы, но привычный для Египта и стран Магриба, резной потолок арабской работы. Также византийские мастера выполнили мозаичное оформление купола, трансепта и главной арки.

В дальнейшем отделкой капеллы занимались наследники Рожера II — его сын Вильгельм I и внук Вильгельм II. Большинство исследователей придерживаются мнения, что на этом в работе над капеллой был сделан длительный перерыв вплоть до XV в., когда к власти пришла Арагонская династия. Другие предполагают, что в XIII в. короли из германской династии Гогенштауфен обновляли интерьер часовни. Надпись на стене сообщает о завершении работ при Хуане II Арагонском в 1460 г. В последний раз Палатинская капелла подверглась реконструкции в XVII в. при Филиппе V Бурбоне.

Интерьер

Палатинская капелла решена архитектурно как базилика из трех нефов, соединенных тремя апсидами, имеет длину 33 м и ширину 13 м. Каждый из боковых нефов отделяется от главного пятью коринфскими колоннами из мрамора и гранита. Каменный пол с богатой инкрустацией выполнен в технике косматеско (римская сборная мозаика) с арабскими мотивами.

Потолок украшают фигуры людей и редких животных, запрещенные Шариатом, а также арабская вязь, нехарактерная для христианского храма. Структуру потолка образуют ячейки двух типов: мукарны — кессоны с изображениями пирующих людей, редких растений, птиц и зверей, и лакунары — выемки в форме восьмиугольных звезд, украшенные геометрическим орнаментом и арабесками.

Амвон с двумя разноцветными парапетами и замысловатый пасхальный подсвечник (композиция из фигур львов, мужчин и цветов), подаренный архиепископом Палермо Гуго по случаю коронации Вильгельма I, считаются жемчужинами средневекового искусства.

Мозаики

Старейшие из них относятся к 1143 г. и украшают купол капеллы, а также главную арку и трансепт. В центре купола – изображение Христа Вседержителя с закрытым Евангелием в левой руке, правая благословляет молящихся. В верхней части купола изображены ангелы и архангелы в парадных одеяниях, в нижней – пророки, возвестившие о появлении Мессии. Золотой фон мозаики, свет, льющийся из окон, пробитых у ног ангелов, призваны наводить прихожан на мысли о красоте и славе Царствия Небесного.

Мозаики трансепта изображают сцены Рождества Христова, Преображения, Крещения и воскрешения Лазаря. В нижнем регистре — Вход Спасителя в Иерусалим, лики отцов церкви и святых великомучеников.

Второй раз Христов лик встречается в конхе главной апсиды. Здесь его окружают Дева Мария, апостолы и Мария Магдалина. Образ Христа сохранил первозданный вид, остальные элементы мозаики подверглись в XVIII в. неудачной реставрации, нарушившей единство византийского стиля.

С 1154 по 1166 г. местные мастера выполнили в главном нефе цикл мозаик на темы Ветхого Завета (от сотворения мира до лестницы Иакова). В 1166-1189 гг. боковые нефы украсились мозаиками, изображающими сцены из жития святых Петра (северный неф) и Павла (южный неф).

Третье изображение Христа находится над тронным местом. Мозаика выполнена в XV в., но византийская идея о единении и равновесии власти королевской и Божьей, столь близкая королю Рожеру, на Сицилии была еще жива. Сам трон отделан в стиле косматеско и украшен мозаикой с объединенными гербами Сицилии и Арагона.

Интересные факты

Ги де Мопассан в своем романе «Бродячая жизнь» назвал Палатинскую капеллу «прекраснейшей религиозной жемчужиной, о которой мог когда-либо мечтать человеческий разум».

Русский архитектор А.Н.Померанцев был удостоен в 1887 г. звания академика архитектуры за полное исследование капеллы. Его заслуги — точные чертежи, 172 иллюстрации мозаик капеллы и альбом, содержащий 181 изображение знаменитого потолка.

Палатинская капелла является действующей церковью Палермо, здесь ежедневно проводится месса.

Расположение и часы работы

  • Палатинская капелла располагается внутри Норманнского дворца Палермо (второй этаж), вход для посетителей — с площади Независимости (Piazza Independenza).
  • С понедельника по субботу открыта для посещений с 8.30 до 17.00 (перерыв — с 12.00 до 14.00), в воскресенье — с 8.30 до 12.30.
  • Стоимость билета с пятницы по понедельник и по праздникам 8,5 евро, для граждан стран Евросоюза от 18 до 25 лет — 6,5 евро. Со вторника по четверг — 7 и 5 евро соответственно. Разница обусловлена тем, что в эти дни в залах Норманнского дворца заседает парламент Сицилии, поэтому для гостей они закрыты. Для лиц старше 65 лет билет стоит 5 евро в любой день.

Палермо. Палатинская капелла – часть 1. Введение, мозаики купола и главной апсиды

Палатинская капелла – это одна из (наряду с собором Монреале и Мартораной) ключевых арабо-норманнских церквей Палермо (Монреале – это отдельный город, но очень близко расположенный, так что да простят меня въедливые читатели), ныне включенных в охранный список ЮНЕСКО. Тем не менее, автор этого блога в течение 8 лет уклонялся от священной обязанности поведать миру о капелле. Дело в том, что мозаики и потолок капеллы по ряду причин очень трудно фотографируются, а самые интересные их фрагменты вообще посетителям не показывают. Нет фотоматериала – нет и рассказа, – злорадно подумал я и счел свою священную обязанность исполненной. Но ведь в руках автора есть не только фотоаппарат, но и две хорошо иллюстрированные книги о Палатинской капелле (немало, между прочим, стоившие). И вот терзаемый муками совести автор взял эти драгоценные книги в контору, отсканировал все имеющиеся иллюстрации и теперь готов рассказать читателям о нашей палермской гордости.

Итак, начнем сначала. Палатинская (т.е. дворцовая) капелла – это частная церковь сицилийских королей, находящаяся в Палаццо Реале – королевском дворце Палермо. Во дворце с 1947 года заседает региональный парламент острова (Сицилия, если кто не знает, обладает значительной автономией в составе Италии), так что доступ в капеллу связан с унизительной проверкой личности и содержимого сумочек. Зато в определенные дни, когда парламент не заседает, можно, кроме капеллы, посетить еще и парадные залы дворца (билет в эти дни дороже). Не могу сказать, что дворцовые залы прямо сногсшибательно интересны (то, что показывают, относится к XVIII-XIX столетиям), за единственным исключением – т.н. зала Рожера II с мозаиками XII века на светские темы. Но, поскольку дворец – правительственное здание, ничего, и даже зал Рожера II, фотографировать нельзя.

К капелле запрет на фотографирование не относится.

Но Палатинская капелла является еще и действующей приходской церковью. Помимо неизбежных перерывов на мессы (расписание их доступно, так что этот факт не должен оказаться нежданным) внезапно случаются перерывы на свадьбы vip-персон, о чем извещают обычно за день до события. Если вы случайно пришли к блок-посту и кассе во время богослужения, ничего страшного: подождите часок, и все наладится)))

Но неприятности связаны не с временем совершения месс. Увы, примерно половина площади капеллы недоступна для посещения. Во-первых, намертво выгорожен почти весь главный неф – там стоят стулья для молящихся, причем стоит эта мебель, даже когда никаких молящихся нет и в помине. Во-вторых, для посетителей наглухо закрыт пресвитерий, а именно там находятся старейшие и самые красивые византийские мозаики XII века. В результате мозаики правого трансепта приходится смотреть издалека и под очень неудобным углом, а купол практически не виден вообще (раньше было чуть лучше: “зеленая зона” простиралась вплоть до ограждения пресвитерия, и примерно половина купола была видна; сейчас “зеленую зону” сдвинули на пару шагов от ограждения вглубь нефа, и о наличии купола, боюсь, многие посетители и не догадываются).

Ну и еще одна неустранимая трудность: капелла маленькая, вся сияет золотом, и многочисленные софиты мешают нормально снимать.

Весь это плач Ярославны я вам выдал, чтобы набить себе цену, ну и оправдать пиратское использование сканов из книжек))) Так что с фанатами копирайта мы расстаемся недели на две, ну а все остальные – добро пожаловать в прекрасную Палатинскую капеллу!

Палатинская капелла была основана первым сицилийским королем Рожером II в 1130 году, это была его благодарность Богу за дарованный королевский титул. Капелла была освящена 28 апреля 1140 года (в тот год это было Пальмовое воскресение). Короткий срок строительства (10 лет) не должны смущать читателей: на самом деле, работы в капелле растянулись вплоть до XIX века. На сегодня хронология работ над местными мозаиками предствляется такой:

– 1130 – 1154 годы. Мозаики купола, трансептов (сохранились лишь в правом, мозаики левого относятся к XIX веку) и апсид выполнены при Рожере II приглашенными византийскими мастерами.
– 1154 – 1166 годы. При Вильгельме I Злом местные мастера исполнили мозаики главного нефа (книга Бытия)
– 1166 – 1189 годы. При Вильгельме II Добром опять-таки местные мастера украсили боковые нефы мозаиками на темы из жизни апостолов Петра и Павла.
Несомненно в норманнский период (т.е. между 1130 и 1189) арабские мастера из Египта или Магриба выполнили мукарнический потолок капеллы.

Если по предыдущему абзацу большинство специалистов (среди них “асы” – Демус и Китцингер) солидарны, то дальше начинаются сомнения и вопросы. Спорным является время исполнения мозаик западной стены: называют и 1160-1170 годы (т.е. еще при норманнах), и XIII век (т.е. при императоре Фридрихе II или его сыне Манфреде), и XIV столетие (т.е. вообще при арагонцах; я очень слабо в это верю, но спецам виднее). Далее мозаики капеллы неоднократно реставрировались. На стенах есть надписи, относящие рестврационные работы к правлению Иоанна Сицилийского (т.е. Хуана II Арагонского, 1458-1479) и Филиппа V (1700-1714, потом остров перешел сначала к савойцам, а затем к австрийцам). Далее часть мозаик северной стены главного нефа были уничтожены при устройстве королевского “балкона”, а затем заново переложены, но уже с очевидной потерей качества и замысла; это варварство, скорее всего, произошло во время кратковременной пребывания на острове Фердинанда III (1799-1802, 1806-1814), сбежавшего сюда от французов.

Еще хуже дело обстоит с арабским потолком. Он неоднократно протекал, а последующие реставраторы, с недоумением взирающие на чуждые христианскому искусству арабские мотивы, перекрашивали танцовщиц и надимов (официальных собутыльников короля на пирах) в святых и ангелов.

Ну и нельзя забывать о периодически случающихся на Сицилии землетрясениях. В мой первый приезд в Палермо в 2007 году гиды меня отговорили от похода в капеллу – все было в лесах, в 2009 году все мозаики были отрестварированы. Сколько раз такое случалось в прошлом, страшно и подумать.

Надеюсь, вы поняли, насколько сложный и тонкий памятник искусства мы с вами посещаем.

Коли о куполе зашла речь, с него и начнем. Напомню, что из четырех арабо-норманнских церквей с мозаиками купол есть только в двух: в Палатинской капелле и Марторане. Мозаики этих двух куполов были выполнены в царствование Рожера II, возможно, даже одной и той же группой мастеров. В Марторане мастера явно промахнулись, вписывая шаблонных ангелов в маленький куполок, и получилось неважно (Отто Демус в сердцах обозвал марторанских архангелов “карликами и уродцами”). В Палатинской капелле мастера учли свои ошибки и выдали шедевр.

Перед нами традиционная схема: Христос Вседержитель, благословляющий десницей и держащий в шуйнице Евангелие, окруженный ангелами. В Палатинской капелле ангелов восемь (бывает по-разному): четыре названных по именам архангела (Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил) и четыре безымянных “обычных” ангела. Мозаика сияет золотом и подсвечена восемью окнами, так что сияет она даже при выключенном освещении.


Вокруг идет греческая надпись: “Так говорит Господь Вседержитель: небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих” (Ис. 66:1)

Архангелы в книжке показаны мелко:

Уриил и Гавриил


Михаил и Рафаил

Опять-таки обычные для византийской мозаики одеяния архангелов, подражающие одеждам императорских царедворцев. Моя книжка, кстати, напомнила, что имя Уриил – единственное, не встречающееся в Писании (Михаил и Гавриил названы в Дан., Михаил – еще и в Откр., ну а красавчик Гавриил дважды появляется в Лк.1; Рафаил – герой второканонической книги Тов.). Оказывается, Уриил именуется лишь в апокрифической книге Еноха; считалось также, что именно с Уриилом боролся Иаков (Быт. 32). В западном христианстве Уриил появился благодаря папе Григорию Великому (590-604), а спустя полтора века папа Захария (741-752, он, кстати, узаконил переход франкской короны от ленивых Меровингов к Пипину Короткому) запретил почитание этого архангела, как не названного в Писании. Появление Уриила в Палатинской капелле свидетельствует, насколько свободны были приглашенные византийские мастера в выборе сюжета.

Переход купола к восьмигранному барабану осуществлен с помощью тромпов. В тромпах показаны восемь ветхозаветных пророков (отдельных картинок нет, но они будут мелькать в следующих снимках): Иезекииль, Иеремия, Иона, Даниил, Моисей, Илия, Елисей и Исайя. Следующий ряд – это чередующиеся четыре истинных ниши с евангелистами и четыре ложных с четырьмя пророками. В книжке их изображения приведены один под другим, но имейте в виду: на самом деле они образуют горизонтальный ряд.

Давид и Иоанн Богослов (нишу Иоанна опоясывает цитата из Ин.1:1)


Иоанн Креститель и Лука (надпись – цитата из Лк. 1:1 и Лк. 1:5)


Соломон и Марк (вокруг Марка надпись из Мк. 1:1-2а)


Захария и Матфей (вокруг него – цитата из Мф. 1:1). Любопытно, что мозаичисты спутали пророка Захарию, автора одноименной книги, и Захарию, отца Иоанн Крестителя, а посему мозаичный Захария изображен с кадилом.

Несомненно, и ветхозаветные пророки имеют в руках формуляры с цитатами, но сам я в греческом э-э-э не силен, а авторы моей книжки перевести цитаты забыли.

Напомню, что ныне туристы купола практически не видят из-за нелепых ограждений, перекрывающих доступ в пресвитерий, так что в данном рассказе узнают нечто новое для себя даже те читатели, что в капелле побывали.

Теперь спустимся с купола вниз – в пресвитерий. Подкупольное пространство ограничено четырьмя арками, из которых туристы видят лишь одну, обращенную “лицом” на запад – к зрителям. Но какую – с Благовещением! Норвич находится в экстазе от этого очень живого динамичного Благовещения.

Мозаика эта выполнена теми же византийскими мастерами, а уже позже местные мастера добавили своеобразный комментарий на латыни: “Свет, Жизнь и Путь наполнили Тебя, о Дева Мария. Благословенна Ты, поверившая слову (архангела) и не допустившая гордыню в сердце Твое”

Возможно, экстаз Норвича усилился бы, если б он увидел вторую арку, обращенную на восток, а потому видную только клирикам.

Здесь мы. видим не менее динамичное Сретение. За спиной Марии можно увидать еще и Иосифа с голубями, а за спиной Симеона поместилась пророчина Анна, дочь Фануилова (на снимке видна только ее рука)
Напомню, что такую же комбинацию из Благовещения и Сретения можно увидать в Марторане (только там в средокрестие пускают, а потому зрителям там видны обе арки)

Ну а теперь пресвитерий целиком, таким его видят посетители:

Главная апсида:

Здесь смешались подлинные мозаики XII столетия и маленькие подделки века XVIIго. Изображения Престола уготованного и двух архангелов на внутренней поверхности арки видите? Это – XII век, переложенный в XVIIом. А вот Христос Пантократор в конхе апсиды, хоть и тоже подвергался реставрации, сохранился, похоже, в виде, близком к оригинальному.

Это – развертка, как понимаете.

А вот ярусом ниже можно увидать, что получается, когда неумехи XVII столетия вторгаются в работу своих предшественников. Изначально в центре апсиды было окно, а по обе его стороны были изображены Мария Магдалина и апостол Петр (слева от зрителя), Иоанн Креститель и апостол Иаков Зеведеев (справа). Но в XVII веке Королевский дворец был расширен, теперь с востока капелла была закрыта новым крылом здания, и окно в апсиде заложили. Чтобы зря место не пропадало, на место окна втиснули сидящую на стульчике Богородицу, которая своим томным видом и вычурной позой резко контрастирует со своими византийскими соседями.

Первый рассказ о Палатинской капелле получился длинным, так как пришлось прояснять некоторые “общие места”; далее посты будут покомпактнее.

Палатинская капелла

Встреча разных культур нередко приводит к появлению удивительных архитектурных шедевров. Палатинская капелла – уникальный памятник норманно-арабского стиля, который считается одной из главных достопримечательностей Палермо. Богатый интерьер Cappella Palatina, расположенной в Норманнском дворце, включает невероятно красивые мозаики и уникальный резной фатимидский потолок. В капелле и сегодня ежедневно проходят мессы, а в утренние часы она открыта для туристов.

История Палатинской капеллы

В XII столетии существовала традиция: после благополучного завершения важного дела или осуществления заветной мечты люди, наделенные богатством и властью, строили церкви. Таким образом они выражали благодарность богу за его поддержку. В 1130 году королем Сицилии стал Рожер II, который в тот же год объявил о начале строительства Палатинской капеллы. Король лично руководил мастерами из Византии, которые создавали великолепные мозаики, украсившие купол, триумфальную арку и поперечный неф.

Освящение нового храма состоялось 28 апреля 1140 года. В то время храм представлял собой отдельную постройку. Позже, когда Норманнский дворец стал разрастаться, три стены из четырех оказались скрыты, и сегодня посетители могут увидеть только один фасад, выходящий во внутренний двор Македы.

Богатейшее убранство Палатинской капеллы создавалось постепенно. Отдельные циклы мозаик были выполнены во время правления потомков Рожера II – Вильгельма I Злого и Вильгельма II Доброго. Последние изменения в интерьере были сделаны во время реставрации, в XVIII столетии. Строительством и отделкой занимались латинские, византийские и исламские мастера, поэтому облик Cappella Palatina получился по-настоящему уникальным. Смешение культур подчеркивает и расположенная над входом надпись на трех языках: греческом, латинском и арабском.

Обстановка, достойная королей: интерьер Палатинской капеллы

Храм строился по плану классической трехнефной базилики с тремя апсидами. Размер его невелик: ширина составляет всего 13 метров, а длина – 33 м. Однако каждый сантиметр стен, потолков, купола и пола причудливо декорирован. Пол и нижнюю часть стен украшают инкрустации, выполненные из дорогих камней. Амвон одет в порфир, малахит и золото, а великолепный пасхальный канделябр, подарок архиепископа в честь коронации Вильгельма I, поражает тонкостью работы.

Капелла Норманнского дворца славится своими знаменитыми мозаиками. Купол украшали греческие мастера, создавшие великолепное изображение Христа Пантократора, окруженного архангелами, ангелами и пророками. Различные элементы интерьера храма украшают мозаики, объединенные в тематические циклы, посвященные:

  • евангельским сюжетам (Рождество, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим);
  • прославленным святым;
  • сценам из Книги Бытия;
  • житиям апостолов Петра и Павла.

Искусно выполненные изображения поражают тонкостью работы и обилием деталей. Каждая складка одежды, волосок, выражение лица прописаны с высочайшим мастерством. Интересно, что наряду с традиционными каноническими изображениями на стенах можно встретить забавные миниатюры, посвященные бытовой жизни.

Одной из главных достопримечательностей Палатинской капеллы в Палермо является великолепный резной потолок, чем-то напоминающий свод Кордуанской мечети. Ячейки-кессоны (мукарны) расписаны уникальными изображениями и надписями. Отделкой потолка занимались мусульманские мастера, однако они не слишком строго придерживались традиций: наряду с птицами, орнаментами и необыкновенными животными они изобразили и человеческие фигуры.

Украшением свода являются и восьмиугольные звезды – ячейки правильной формы, внутри которых мастера поместили затейливый узор, а по периметру – надписи на арабском языке. Так что Палатинская капелла выглядит как причудливая смесь различных культур. Впрочем, в те времена это было достаточно распространено: в Сицилии есть еще один храм с подобным потолком – собор в Монреале.

Крипта Палатинской капеллы

По обе стороны от алтаря можно заметить два входа, ведущие в крипту. Некогда это помещение было личной молельней основателя храма. Позже оно превратилось в погребальную камеру (здесь покоится Вильгельм I Злой, а также испанский король Сицилии Эммануил Филибер Савойский).

Крипта капеллы Норманнского дворца хранит некоторые святыни, например, деревянный крест, перенесенный в ее стены из Палаццо Кьярамонти, а также уникальную византийскую фреску Богородицы с Младенцем, созданную в XII веке. Большую часть ее сокровищ можно назвать музейными экспонатами: они относятся к истории создания и существования Палатинской капеллы.

Стоит упомянуть два интересных факта. Первый: Ги де Мопассан был настолько восхищен капеллой сицилийских королей, что подробно описал ее в «Бродячей жизни». Второй факт наверняка оценят любители шахмат: в храме находится самое древнее в Европе живописное изображение этой игры.

Капелла палатина в палермо

Войти

Сицилия, ч.4 – Палермо ( Палатинская Капелла, дворец Мирто) , Guandaloca, Mondello l >

  • Jul. 30th, 2017 at 12:58 AM

Добрый день! Продолжаем неспешно двигаться по Сицилии) Сегодня вас ждут фото с потрясающей Палатинской капеллы, визит во дворец Мирто, вкусный обед в культовой столовке, поездка на красивый пляж и рассказ как я познакомился со своей читательницей – настоящей сицилийкой) Приступаем:

После прогулки по утреннему городу я отправился ко дворцу Норманни чтобы в числе первых посетителей посмотреть на знаменитую мозаичную капеллу Палатина. Вход стоит 7 евро и включает в себя не только капеллу но и музей живописи который находится в подвальном помещении дворца.

Ги де Мопассан в своем романе «Бродячая жизнь» назвал Палатинскую капеллу «прекраснейшей религиозной жемчужиной, о которой мог когда-либо мечтать человеческий разум»

Палатинская капелла (Capella Palatina) — одна из старейших часовен Палермо, знаковый памятник арабо-норманнского стиля в архитектуре. Была построена в качестве домовой церкви Норманнского дворца (Palazzo dei Normanni) в Палермо и служила местом молитвы для сицилийских королей, а позже — вице-королей. Три ее стены перекрыты дворцовыми постройками, во двор выходит лишь южный фасад, имеющий вид лоджии XVI в. с арками на коринфских колоннах.

Палатинская капелла была заложена в 1130 г. указом первого сицилийского короля Рожера II и строилась под его личным руководством следующие десять лет. Над строительством трудились приглашенные в Палермо мастера — арабы и византийцы. Удачное смешение стилей отразило характер и привычки первого сицилийского короля. С детских лет окруженный арабами и греками Рожер, и в зрелом возрасте являл редкий пример веротерпимости и отличной образованности. Качества, которыми не могли похвалиться другие европейские монархи того времени.

Полное взаимопонимание заказчика и мастеров имело результатом совершенную архитектуру здания и непревзойденную изысканность внутренней отделки. При Рожере II был сделан редкий для Европы, но привычный для Египта и стран Магриба, резной потолок арабской работы(в предыдущем посте последнее фото – потолок действительно впечатляет). Также византийские мастера выполнили мозаичное оформление купола, трансепта и главной арки.

В дальнейшем отделкой капеллы занимались наследники Рожера II — его сын Вильгельм I и внук Вильгельм II. Большинство исследователей придерживаются мнения, что на этом в работе над капеллой был сделан длительный перерыв вплоть до XV в., когда к власти пришла Арагонская династия. Другие предполагают, что в XIII в. короли из германской династии Гогенштауфен обновляли интерьер часовни. Надпись на стене сообщает о завершении работ при Хуане II Арагонском в 1460 г. В последний раз Палатинская капелла подверглась реконструкции в XVII в. при Филиппе V Бурбоне.

Потолок украшают фигуры людей и редких животных, запрещенные Шариатом, а также арабская вязь, нехарактерная для христианского храма. Структуру потолка образуют ячейки двух типов: мукарны — кессоны с изображениями пирующих людей, редких растений, птиц и зверей, и лакунары — выемки в форме восьмиугольных звезд, украшенные геометрическим орнаментом и арабесками.

В центре купола – изображение Христа Вседержителя с закрытым Евангелием в левой руке, правая благословляет молящихся. В верхней части купола изображены ангелы и архангелы в парадных одеяниях, в нижней – пророки, возвестившие о появлении Мессии. Золотой фон мозаики, свет, льющийся из окон, пробитых у ног ангелов, призваны наводить прихожан на мысли о красоте и славе Царствия Небесного. Мозаики трансепта изображают сцены Рождества Христова, Преображения, Крещения и воскрешения Лазаря. В нижнем регистре — Вход Спасителя в Иерусалим, лики отцов церкви и святых великомучеников.

Приходите к началу открытия – если вам повезет как мне – то туристов еще не будет – в таком небольшом помещении каждый лишний человек может испортить ощущение великого которое возникат при одном лишь взгляде на всю эту невероятную работу!

Музей живописи также стоит внимания там есть несколько занятных картин из жизни сицилийцев.

К обеду я встретился с друзьями на piazza Marina. Когда-то это была главная площадь старого Палермо. В Средние века здесь казнили преступников, устраивали рыцарские турниры и кукольные представления. Одно время площадь была частью порта, но море отступило. После объединения Италии было решено разбить на центральной части площади городской сад по проекту Филиппо Базиле. Архитектор столкнулся с рядом проблем – площадь имела неправильную форму, здания, построенные вокруг, располагались на разных уровнях. Окончательно проект был реализован в 1864 году, вход в сад был платным. Но там было на что посмотреть, в зеленом оазисе в центре города высадили различные деревья, в том числе редкие – тропические и субтропические. В середине возвышался фикус, который со временем достиг огромных размеров. Сейчас его ветки переплелись с корнями, создавая причудливое растение, являющееся украшением площади. Сад стал одним из важнейших созданий эпохи Рисорджименто, поэтому было решено назвать его в честь Гарибальди, бюст которого переехал на площадь с via Liberta’.

Отдохнув в парке мы отправились во дворец Мирто. Вход стоит 6 евро. Это комплексный билет с которым можно еще посетить и Palazzo Abatellis где собрана коллекция фресок и живописи.

Это изысканный особняк 18 века, в котором проживала сицилийское дворянство, вплоть до 1980 года. Последние владельцы дворца норманнская аристократическая семья Филангери, чей герб по-прежнему украшает элегантный портал дворца, передали особняк муниципалитету Палермо.. В этот музей стекается множество ценителей старины – что не удивительно – ведь тут просто невероятное количество красоты.
Само здание дворца также является прекрасным образцом типичной сицилийской архитектуры, а внутри него собрана богатейшая коллекция ценных произведений искусства: картин, мебели, гобеленов, скульптуры. Здесь также нашлось место для изделий прикладного искусства: оружия, фарфора, часов, сицилийской керамики.

Уникальность этого особняка в том, что здесь полностью сохранилась оригинальная обстановка с первоначальным экстерьером и великолепным декором, а также старинные вещи и коллекции произведений искусств, являющиеся ценными экспонатами музея.

Осмотру подлежат несколько комнат. Большой восторг вызывает «Зал гобеленов» с мифологическими сюжетами руки Джузеппе Веласко и «Китайская комната», украшенная роскошными фресками. В интерьерах комнат таится классическая сицилийская роскошь: великолепные гобелены и картины известных итальянских мастеров, утонченная старинная мебель, скульптуры, светильники, часы, а также коллекции керамики, фарфора и оружия.

Атмосферой прошлых веков пропитаны все стены особняка. Здесь с легкостью можно представить жизнь сицилийских аристократов, их стиль и быт. Известно, что дворец Мирто был построен на месте арабской крепости XV века и, возможно, в какой-то степени унаследовал ее определенные черты. Но на протяжении последующих столетий его вид не оставался неизменным. Реконструкции и перепланировка проводились как минимум раз в столетие.

Посещая музей, следует учитывать отсутствие англоговорящего персонала, но можно попросить путеводитель на английском. Часы работы музея с 09:00 до 18:00 кроме понедельника

После зрелищ нам захотелось хлеба) И мы отправились по рекомендации любимой Яны в легендарную старинную фокачерия Святого Франциска, где можно съесть вкусную фокаччу, аранчини, сендвичи с патрохами или крокеты запивая все сицилийским пивом или вином.

Тут все предельно просто, самообслуживание и пластиковая посуда – но приятнейшие цены а самое главное вкусная еда!)

Нам понравилось все!) Порция крокетов 2 евро, аранчини 2 евро, канолло 2 евро)

Заведение находится на piazza S.Francesco d’Assisi ,где расположена одноименная церковь Святого Франциска Ассизского. Она была возведена в XIII веке, позднее церковь покрыли фресками. В землетрясение 1823 года храм сильно пострадал и был восстановлен в неоклассическом стиле.

Имея комплексный билет мы направились в Palazzo Abatellis чтобы оценить фрески, скульптуры и картины. Самая знаменитая фреска – “Триумф смерти” (фрагмент на фото ниже)

На этой фреске, первоначально находившейся в палаццо Склафани в Палермо, Смерть изображена мчащейся на огромном костлявом коне. Она пускает стрелы из лука в группу молодых дам и кавалеров у фонтана. Под копытами коня вповалку гибнут люди (в основном епископы и священники), в то время как позади остаются тщетно умоляющие Смерть бедняки и калеки, на которых она не обращает внимания.

Дальше мы отправились на пляж Spiaggia Guidaloca и хотя в планах был и заповедник, но времени не хватило, ведь на вечер у нас была назначена встреча с Ритой. Поэтому ребята взяли шезлонги, я расстелил полотенечко и мы просто отдохнули пару часов на очень милоч и чистом галечно-песчаном пляже, что было очень правильным решением!

Есть участки многолюдные и как видите можно и укромные найти – в целом пляжем довольны и если вы будете рядом – то смело рекомендуем.

Позже мы отправились в город Монделло с популярным и широким пляжем. Залив Монделло — один из самых красивых пляжей в провинции Палермо, он же главный курорт во всей округе. Протянувшееся на 2 км вдоль моря изумительного цвета лазури, это побережье считается идеальным местом для отдыха — но не в высокий сезон или уик-энды. Каждые выходные в Монделло стремятся жители Палермо и окрестностей, поэтому здесь буквально яблоку негде упасть.

Даже вечером когда платные участки уже пустуют, в общественных зонах масса народа – играют в игры, ужинают на берегу, парочки целуются. Очень развита инфрастрруктура, много кафешек и баров, очень заметна молодежь – в сравнении с другими курортами.
В лучах уходящего солнца я отлично поплавал, хотелось еще , но мы опаздывали на важную встречу.
Вы знаете что в каждой своей поездке я знакомлюсь со своими читателями(те с вами) – обожаю этот развирт. Такие встречи меня всегда вдохновляют и окрыляют! И вот в Монделло меня ждало знакомство с прекрасной Rita Minì .
Рита настоящая итальянка, которая не знает английский язык, тем более русский – но она много лет читает мой блог и с помощью переводчиков готовит по моим рецептам. Когда она прочитала что я на Сицилии – сразу мне написала и мы договорились о встрече (ну как сразу – с помощью переводчиков и дедукции)
Я немного волновался – так как знакомство это всегда волнительно а тут еще и мой первый иностранный развирт) Но все сложилось чудесно – мы сразу друг-друга узнали и прониклись симпатией – она пригласила нас на аперитив, переводчиком служила ее племянница которая говорит на английском но не умеет и не любит готовить))) Ну а мы же с Ритой в основном о еде и говорили))) В общем всем весело было!

Так душевно и весело мы не проводили ни один из вечером на Сицилии и в этом заслуга Риты и ее семьи! Мы смеялись, обсуждали огород(который она также как и я обожает), консервацию(теперь я знаю как заготавливать каперсы), Сицилию и местную еду, она дала нам советы что и где попробовать, даже про домашних любимцев поговорили! Вот пишу сейчас и улыбаюсь вспоминая эти пару часов на берегу средиземного моря!

Ради таких моментов и стоит жить и работать! Такие встречи окрыляют и дарят вдохновение! Прощаться очень не хотелось – долго обнимались и целовались – хотелось чтобы время приостановилось!
Рита взяла с нас обещание вернуться на остров и прийти к ней в гости чтобы мы вместе приготовили ужин а она показала свой огород и познакомила с собакой! Эх Рита. светлый, добрый, улыбчивый человек – спасибо тебе за такие крутые эмоции! Я донесу эти воспоминания до конца. Ну и обещаю что я непременно вернусь.

Уже ночью мы вернулись в Палермо, сходили на ужин в пиццерию Беллини о которой я говорил, выпили вина и счастливые разбрелись по кроватям!

Впереди нас ждал сказочный Эриче, винодельни, Трапани, Марсала, и другие сицилийские чудеса!

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector