Каллиопа муза эпической поэзии
Каллиопа — муза эпической поэзии, науки и философии
Каллиопа — муза эпической поэзии, философии и науки в древнегреческой мифологии. Имя Каллиопа означает «прекрасноголосая». Считается верховенствующей богиней среди себе подобных, живущих на Парнасе. В числе подруг, наиболее приближенных к венценосной Каллиопе, муза астрономии Урания и покровительница балетного и танцевального искусства Терпсихора. Этих трех муз можно видеть вместе на картинах голландских живописцев. Французский художник Пьер Миньяр изображал троицу на своих полотнах чаще других, при этом Каллиопа всегда находилась в центре картины с арфой в руках. Еще один живописец из Франции, Симон Вуэ, отдавал много времени и сил картинам на тему мифологии. Самой заметной его работой в этом направлении считается полотно «Аполлон и музы», где бог Аполлон восседает среди девяти муз. Ближе всех к нему расположилась Каллиопа. Еще один шедевр под названием «Музы Каллиопа и Урания» был создан художником в 1634 году. Полотно находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Древнегреческая муза Каллиопа является старшей дочерью Зевса-громовержца и богини Мнемосины. Она родила от бога Аполлона сыновей Орфея и Лина. Является матерью фракийского героя Реса, в свое время зачав его от речного бога Стримона. По одной из версий, Каллиопа родила еще и Гомера, также от Аполлона. Кроме того, ей приписывается материнство в отношении некоторых из корибантов, божественных танцоров, живущих на Олимпе. Отцом корибантов с демоническим обличьем считается Зевс. Муза Аполлона Каллиопа, она же его жена, повсюду сопровождала мужа, этим объясняется такое многочисленное потомство, а когда бог пожелал расстаться с ней, не роптала. Кротость и послушание богинь по отношению к своим мужьям являются несомненными.
За что отвечает муза Каллиопа
Все божества, живущие на Парнасе, так или иначе связаны с людьми. Каллиопа, муза древней поэзии и старинного эпоса, всегда была прорицательницей. Она представляла глубокую философию и науку. По учению Гесиода, достоверного представителя генеалогического эпоса, Каллиопа — это муза, шествующая за земными царями. Ее упоминали Вергилий, Стесихор и Дионисий Медный. Последний назвал поэзию «криком Каллиопы». Не Эвтерпы и не Эрато, хотя их стихи ближе к искусству по своему звучанию. Видимо, поэзия в понимании древних в большей степени отождествлялась с философией и в меньшей — с искусством.
В современной мифологии Каллиопа, муза эпических стихов, фигурирует как богиня, убивающая авторов в момент окончания ими работы. Жестокий обычай был обоснован необходимостью сохранения стихотворного шедевра в единственном экземпляре, без возможности создания еще одного такого же. Этот миф был использован при постановке американского телевизионного сериала «Сверхъестественное» Эрика Крипке, снятого в 2006 году. К теме мифологии сценаристы и режиссеры мирового кинематографа обращаются довольно часто, однако далеко не всем удается передать тот неуловимый флер, которым окутаны легенды, связанные с богами.
Девять муз
В древнегреческой мифологии существуют богини, которые отвечают за
те или иные виды человеческой деятельности, это:
- Каллиопа — муза эпической поэзии;
- Мельпомена — муза трагедии;
- Терпсихора — муза танцевального искусства;
- Клио — муза истории;
- Урания — муза астрономии;
- Эрато — муза поэзии любви;
- Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыкального искусства;
- Талия — муза комедии и легких стихов;
- Полигимния — муза торжественной музыки и гимнов.
Внешние признаки
Часто древнегреческая муза Каллиопа изображается держащей восковые таблички и стилосы. Эти письменные принадлежности соответствуют ее статусу покровительницы эпической поэзии, науки и философии.
Одежда и атрибутика
На некоторых изображениях Каллиопа представлена играющей на арфе, музыкальном инструменте божественного Олимпа, хотя музыка по древнегреческим канонам — это прерогатива музы Эвтерпы. Тем не менее такие картины существуют. Таким образом, Каллиопа является самой разносторонней музой из всех упоминаемых в греческой мифологии. В скульптурных изваяниях она часто изображается с флейтой как символом искусства. Однако в некоторых случаях Каллиопа изображается без всяких атрибутов, в свободно ниспадающей тунике, и руки ее свободны.
Венценосность
В подтвержение ее превосходства над другими музами Каллиопа носит золотую корону. Она считается единственной из богинь, кому Зевс мог доверить важные дела на Олимпе. Однажды он поручил Каллиопе вести судебное разбирательство по спорному вопросу, возникшему между Персефоной и Афродитой касательно бога Адониса.
Астрономия и музыкальные инструменты
Именем Каллиопы назван крупный астероид, открытый в середине девятнадцатого века Джоном Хиндом, английским астрономом.
Также ее именем назван один из самых необычных духовых музыкальных инструментов мира. Это паровой орган «Каллиопа», собранный из паровозных и корабельных гудков. Ужасающий рев этого инструмента никак не ассоциируется с нежным обликом музы, но тем не менее такой казус случился, и самый экстравагантный музыкальный инструмент получил имя богини, которое переводится с древнегреческого как «прекрасноголосая».
Высокое предназначение
По преданию, вечная спутница царей и покровительница их певцов Каллиопа дает людям искусства великую силу воздействия на человеческие души, ибо в ее арсенале в числе других стихотворных форм значится поэзия героическая. От Каллиопы исходит воспевание воинской доблести, достоинства и мужества, благородное стремление к самопожертвованию во имя высоких идеалов.
Божественная лира
Волшебство матери перешло к сыну Каллиопы, Орфею. Аполлон подарил ему лиру, а музы научили молодого бога играть на струнах. Орфей достиг такого совершенства в игре, что его лира стала магической. Божественная музыка подчиняла себе людей, животных и растения. Сама природа вслушивалась в звучание лиры Орфея. Скалы, деревья и кустарники кружились в танце. В океане стихал шторм, волны успокаивались под умиротворяющими лирическими пассажами.
Музы Древней Греции: миф, ставший реальным вдохновением
Эллада подарила миру не только увлекательные мифы о богах и героях. Музы Древней Греции, эти образы дочерей Зевса, издавна ассоциировались с искусством, вдохновением, озарением, мечтой и светлыми моментами. Каждую из них наделяли особыми чертами и атрибутами, к ним обращались за благословением и открывали в честь муз храмы. Какими были эти девять муз и какой след они оставили в мировой культуре?
Музы Древней Греции. Художник Яннис Стефанидис www.art-book.gr/
9 муз Древней Греции
Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, «муза» переводится как «мыслящая». А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология.
Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком.
Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз — не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности.
Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям — была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер.
Эвтерпа (Ευτέρπη) считалась музой лирической поэзии и музыки, которая часто изображалась в компании лесных нимф. Её называли Дарящей Удовольствие.
Среди прочих муз она выделялась утончённостью и женственностью, а её стихами боги могли наслаждаться бесконечно. Атрибутами Эвтерпы были музыкальные инструменты сиринга и авлос (прародители флейты и гобоя), а также цветочный венок.
От союза Эвтерпы и речного бога Стримона на свет появился герой Рисос. Он командовал отрядом фракийцев в Троянской войне и был убит Диомедом, о чем рассказано в «Илиаде» Гомера.
Одной из самых известных муз, имя которой знакомо каждому, является Мельпомена (Μελπομένη). Она была не только покровительницей трагедии, но и матерью обладательниц чарующих голосов, которые бросили музам вызов и вполне ожидаемо проиграли — боги обратили их в сирен.
Тогда Мельпомена, сожалеющая о судьбе дочерей, навечно обрела свои атрибуты: трагическую маску, театральную мантию и меч как напоминание о неотвратимости наказания для тех, кто нарушает волю богов.
Мельпомена вместе с другими музами сопровождала Аполлона. Её считают создательницей варвитоса — древнего струнного инструмента типа лиры. Через катастрофы и неудачи муза познала трагедию со всех сторон, но всегда в трагедии рождается торжество человеческого духа, что и показывает Мельпомена людям.
Как противоположность Мельпомене — Талия (Θάλεια). Эту музу комедии изображали с комической маской. В отличие от сестры, ей был присущ оптимизм и лёгкий нрав, что и служило причиной ссор с Мельпоменой, а наиболее близка она была к Терпсихоре.
Распространена трактовка, по которой маска в руке Талии символизировала смех. Но всё чаще звучат версии о том, что маски этой музы и Мельпомены означали лицедейство человека в театре богов. Талию считали божеством хорошего настроения и веселья.
Что касается музы Эрато (Ερατώ), она покровительствовала лирической или любовной поэзии, а также была защитницей любви и брака.
Эрато вдохновляла поэтов на создание романтических произведений, а её неизменными атрибутами были тамбурин и лира. Часто её изображали совершенно обнаженной.
В качестве символа вечной любви — розы, украшающие голову. Вдохновлённые Эрато поэты и музыканты создавали такие произведения, что любая влюблённая пара, услышавшая их, тотчас чувствовала желание быть вместе навсегда.
А вот Полигимния (Πολύμνια) в мифологии считалась музой пантомимы и гимнов. Она покровительствовала в изучении ораторского искусства и при написании гимнов. Отсюда и самая древняя трактовка её имени: πολύ + ύμνος. Именно ей античный мир был благодарен за ритуальные танцы и песни, прославлявшие олимпийских богов, и именно по её воле речь оратора становилась пламенной.
Эту музу представляли всегда серьезной, погруженной в размышления, иногда с пальцем, прижатым к губам в призыве молчания. Более поздняя версия её имени πολύ + μνεία означало помощь в учении, в запоминании, то есть тут она приближается к Мнемосине.
С верой в силы Полигимнии греки шли на важные выступления — надо было только заранее позвать её, чтобы муза успела одарить человека необходимыми ораторскими качествами. Иногда Полигимнию считали также музой геометрии, медитации и земледелия.
Муза Терпсихора (Τερψιχόρη), в свою очередь, «отвечала» за хоровое пение и танцы. Она нередко изображалась играющей на лире или в позе танцовщицы.
Считается, что искусство Терпсихоры символизировало единство душевных порывов, природного начала и движений тела. Именно выражение полного единения человека и природы было главной целью танцев. Если танцор хотел научиться движениям в ритме своего сердца, он тут же звал на помощь Терпсихору.
В мифологии покровительницей истории была Клио (Κλειώ), которую изображали с одухотворённым и задумчивым лицом. В руках она держала то свиток папируса, то шкатулку для свитков. Голову Клио украшал лавровый венок — символ благородства. Часто её изображали с песочными часами или с горном, в который она трубила, чтобы сообщить о каком-то славном событии.
Муза внушала любовь к прошлому и истории, которая всегда была ценной для греков. В свои свитки Клио вносила даже мельчайшие события — ничто не ускользало из её внимания и не забывалось. Она отвечала за точность описания событий как в устном, так и письменном виде.
Как-то Клио позволила себе иронию по поводу чувств Афродиты к Адонису, в отместку за это та наслала на Клио страсть к герою Пиеру (от его имени — греческая область Пиерия). В результате этой связи у Клио родился сын Иакинф.
Ещё одна, девятая, муза — Урания (Ουρανία). Эта муза покровительствовала астрономии и астрологии и являлась одной из мудрейших дочерей Зевса. В руках у неё всегда были циркуль для определения расстояний между звёздами и глобус.
Причём греки считали Уранию покровительницей других наук в том числе. Интересно, что эта муза в ряду остальных покровительствовала не искусству, а значит символизировала полную гармонию музыки, поэзии и небесных сфер — одно без другого невозможно. Часто Урании приписывали качества прорицательницы.
Местом жительства Урании была небесная сфера, небо — ουρανός.
Почитание муз в культуре
Музы Древней Греции хоть и были плодом воображения, но внесли вполне реальный вклад в мировую культуру. Достаточно вспомнить, сколько поэм и стихотворений было посвящено им, не говоря уже о самом имени «муза», ставшем нарицательным. Среди поэтов, воспевавших их, были Байрон, Есенин, Фет, Пушкин и, конечно, Гомер. В честь них строили музейоны — храмы, которые сосредотачивали в себе художественную и культурную жизнь Греции. Самым известным стал Александрийский музейон, а позднее это слово породило название «музей».
Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы». Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В скульптуре также воплощено немало образов муз. Помимо самой Греции, их статуи можно увидеть в Эрмитаже, а в Лувре выставлен ценнейший саркофаг с барельефами муз.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Барышомания (23)
- Турецкая песня (21)
- Родительский день (4)
- шедевры музыки (4)
- Урок турецкого языка (2)
- Пушкин (1)
- спорт (1)
- плееры (1)
- Бетховен (0)
- (0)
- а вы пмните? (13)
- американский ликбез (1)
- англия (7)
- архитектура (7)
- балет (18)
- беседы с мудрецами (11)
- ведение дневника (41)
- вечерний отдых (86)
- восток — дело тонкое (15)
- галерея (46)
- гитара (0)
- дача (21)
- доброе утро (22)
- Документальное кино (6)
- дом и дворик московский (40)
- живопись (116)
- животные (8)
- избранное — любимые посты (38)
- изобретатели (5)
- история (43)
- История гимнов (1)
- история джаза (4)
- камни и амулеты (11)
- кино (57)
- китай (22)
- классическое искусство (3)
- книги (58)
- Лиру (5)
- мастер (2)
- минута славы (4)
- мои клипы (8)
- мосты (5)
- Музыка (154)
- музыкальные инструменты (19)
- музыканты исполнители (36)
- наука (2)
- Нац.парки россии (2)
- Неформат (8)
- Новости (22)
- новости мира (6)
- Обычаи и праздники (7)
- опера (16)
- оперетта,мюзикл (2)
- Оперные певцы и дивы (61)
- оркестры мира (3)
- памятники (22)
- песня, романс (203)
- Пещеры и гроты (0)
- Последний концерт — память (52)
- поэзия-стихи (207)
- природа (122)
- проза (2)
- публицистика (4)
- путешествия (3)
- Путешествия (12)
- размышления (26)
- разное (73)
- рамочки и схемы (28)
- редкость музыкальная (1)
- религия (18)
- ретро (2)
- рок—ролл (2)
- рок—ролл,классика рока (1)
- романтика (3)
- русский голос (7)
- саундтреки (9)
- Сказания,мифы,приметы (6)
- скульптура (5)
- ссылки (0)
- Старая пластинка (1)
- Стихи становятся песней (4)
- танец (22)
- театр (5)
- театр (1)
- тема с вариациями (5)
- тесты на темы (11)
- Укромные уголки России (1)
- уроки (33)
- Учёные и изобретатели (3)
- фото (23)
- футбол (26)
- цитаты (2)
- Цитаты (1)
- шахматы (4)
- Шопен (27)
- электронная музыка (2)
- юмор (28)
- япония (15)
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
—Музыка
—Стена
—Всегда под рукой
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Каллиопа — старшая из Муз — Прекрасноголосная
Воскресенье, 18 Августа 2013 г. 15:57 + в цитатник
М У З Ы Д Р Е В Н Е Й Г Р Е Ц И И
— мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках.
Старшая дочь Зевса и Мнемосины. По версии, родила от Аполлона Гомера. Иногда упоминается как мать корибантов.
Именем Каллиопы назван астероид Каллиопа, открытый в 1852 году.
Именем музы также назван музыкальный инструмент каллиопа. Это, чисто паровое устройство (музыкальный инструмент) изобретено в девятнадцатом веке в США. Конструкция устройства, для извлечения звуков, по сути, представляет собой некий оргАн, с диапазоном несколько октав, в звуковые трубки которого, посредством клавиш-клапанов, подаётся пар под давлением. Этакая музыкальная система, состоящая из разнотональных паровых гудков. Инструмент был назван Calliope, Каллиопа — Весьма остроумное наименование. Изобретенная с целью привлечения публики в плавучие театры и цирки, каллиопа отличалась громким пронзительным звучанием. Расстояние, на котором слышна каллиопа, достигает полутора миль! Сохранился, своего рода, постер, выполненный методом хромолитографии (chromolithography), с изображением редкого инструмента.
Принципы: Отвага воина Величавое достоинство Чистота души, исполненной отваги Благородство воина Бесконечная способность к самопожертвованию Рыцарство.
Хоть тяжкой мукой ты меня томила,
Любовь, тебе я славу воздаю,
За то, что ты мне сердце полонила,
Проникнув через раны в грудь мою,
Чтоб показать, как чудотворна сила
В том божестве, кому хвалу пою.
Пусть для толпы мой жребий непригляден,
Надеждой нищ, а вожделеньем жаден,
— Ты помогай мне в подвиге моем!
И если даже цель недостижима,
Иль второпях душа несется мимо,
Я счастлив тем, что мчит ее подъем,
Что ввысь всегда меня ты устремляешь
И из числа презренных отделяешь.
Джордано Бруно «О героическом энтузиазме»
Каллиопа муза эпической поэзии
Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.
С Древне-греческого слово «муза» переводятся как «мыслящие». Классическими музами считаются 9 дочерей бога Зевса и титаниды, богини памяти Мнемосины – покровительницы наук, искусства и поэзии. Родились музы у подножия Олимпа. Их сердца чисты и девственны. Музы – это источник всего чистого и возвышенного в состоянии человека, поэтому внимание к ним было так велико на протяжении всей истории человечества.
Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира. Их предводителем был Аполлон, как покровитель искусств, бог гармонии и божественного порядка.
На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении 9 муз. У художников Возрождения этот сюжет был один из любимых. Изображение хоровода из 9 муз встречается и на саркофагах, поскольку считалось, что музы сопровождали души умерших на небесный остров Счастливых.
Музы отмечали своим священным присутствием все важные события в жизни – рождение, любовь, брак, выбор пути и предназначения, творчество и рождение всего нового.
Муз называли также спутницами Диониса. Они всегда участвовали в его празднествах. Они воплощали в себе силу энтузиазма, вдохновения, мечты и внутреннего огня, которые ведут человека по пути просветления.
Современный мир может видеть сюжет с музами на картинах Рафаэля и Мантеньи, на сохранившихся римских саркофагах, в Лувре и в Ватикане.
По одной из версий древнегреческий мифологический Македонский царь Пиер, прибывший на гору Парнас из своих владений, определил число муз, установил культ их почитания, дал им имена и первым сочинил о них поэтические стихи. Мифы о Пиере объясняют второе название муз – пиериды, живущие около Кастальского источника. По легенде того, кто выпьет воды из этого источника, музы наделяли вдохновением.
Музы считались достаточно жестокими и мстительными, и они сурово наказывали каждого, кто осмеливался с ними соперничать и состязаться, не терпели обман и оскорбления, не прощали тщеславия. Главными соперницами муз являлись 9 дочерей-нимф царя Македонского Пиера. Музы превратили нимф в болтливых птиц сорок за то, что посмели претендовать на право владеть источниками вдохновения на Геликоне. Другими соперницами стали женщины-птицы Сирены (музы смерти) с удивительными голосами, пленяющими всех мужчин. За невиданную смелость Сирен состязаться с талантом муз, они были ощипаны и опозорены.
Однако в большей степени они помогали, утешали и наставляли людей, относились ласково и доброжелательно к своим любимцам (поэтам, музыкантам, драматургам и актёрам), которые осознавали, что только благодаря музам они талантливы. Музы вдохновляли поэтов и влагали песни в их души, являясь своеобразной опорой для поэта, помогали им в словах выразить божественные образы. Музы предназначены для очищения души и являются своеобразной связующей нитью между человеческим и божественным. До сих пор мы часто восклицаем «Муза меня покинула», когда наше вдохновение пропадает.
У муз красивые голоса — они веселили богов своими песнями и танцами. Музы воспевали законы и славили добрые нравы богов.
Считалось, что они также обладали даром предсказания, что им было ведомо прошлое, настоящее и будущее.
Одним из первых упоминаний муз в литературе является их участие в сюжете «Илиады» и «Одиссеи».
Муз изображали молодыми прекрасными девушками с одухотворёнными лицами и определёнными атрибутами, соответствующими искусству, которое каждая из них представляла. У каждой музы был свой храм, который назывался Мусейон (от этого слова образовалось понятие «музей» — как здание, в котором хранятся предметы исторической важности разных направлений искусства). Музам всегда воздавались большие почести, их культ был распространён повсеместно. Греки любили и преклонялись музам даже больше, чем богам и богиням, которые были более жестоки и несправедливы.
Например, в Афинах к юго-западу от Акрополя находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам. А на острове Лесбос, посвящённому Аполлону и Дионису известная древнегреческая поэтесса Сафо открыла школу, где девушки получали особое образование – учились играть на лире, писать стихи, танцевать и петь песни.
Изначально их почитание связывали только с поэзией, а в дальнейшем их влияние распространили на все области искусства, в том числе на астрологию и на историю.
В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.
На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз.
Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма;
Эрато – муза лирической поэзии с кифарой в руках;
Эвтерпа – сопровождала лирическую песню с флейтой в руках;
Клио – муза истории со свитком из папируса;
Мельпомена – муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев);
Полигимния – муза торжественных гимнов и пантомимы;
Терпсихора – муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы;
Талия – муза комедии с комедийной маской и венком из плюща;
Урания – муза астрономии с глобусом и циркулем.
Музы Йоханна Йоахима Кендлера восседают, а точнее словно воспаряют над пьедесталами в форме причудливых раковин. Скульптор сотворил из фарфора только 6 из 9 возможных муз – это муза танца (Терпсихора), музы театра трагедии и комедии (Мельпомена и Талия), муза лирической песни (Эрато), муза поэтического искусства (Каллиопа) и муза гимнов (Полигимния). А также к этой серии фигур принадлежит изображение предводителя муз Аполлона.
Кендлер изобразил муз в своих скульптурах по-своему, иногда с большими несоответствиями их классическому древнегреческому образу. Однако можно в полной мере заявить, что он мастерски сумел отразить стиль эпохи своего времени – рококо.
Изначально все эти 7 фигур украшали в качестве фрагментов фарфоровую рамку к зеркалу, которое скульптор Йоханн Йоахим Кендлер выполнил в начале 1750-ого года на заказ курфюрста Фридриха Августа II в качестве свадебного подарка своей дочери Марии Юзефа, которая в январе 1749 года вышла замуж за дофина Франции. Это зеркало сейчас висит в пансионате Назарьево в Одинцовском районе Подмосковья. Второй раз такое зеркало было изготовлено по тем же формам в 1900 году для Парижской выставки.
В дальнейшим фигуры, изображающие муз, стали уже представлять отдельные самостоятельные произведения искусства. Скульптор Эммерих Андресен в 1901 году решил изготавливать муз на отдельных постаментах.
Скульптуры Муз являются важнейшими во всём богатстве произведений, созданных великим скульптором мануфактуры Meissen Кендлером. Ведь сам он ни раз повторял, что всё его творчество постоянно было вдохновлено невидимым присутствием силы муз и имело место быть только благодаря им.
Искусство одного из самых выдающихся художников на мануфактуре Meissen в данных скульптурах достигло своего апогея. Выражение одухотворённых лиц муз, детальность их аттрибутики, роспись – всё говорит о непревзойдённом таланте скульптора.
ПОЛИГИМНИЯ
Полигимния (в переводе с древне-греческого слова ¨Πολυυμνια¨) — одна из 9 муз в греческой мифологии. Она является покровительницей поэтов-писателей торжественных гимнов. Эта муза славилась своей помощью «запоминать схваченное». Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят и восхваляют олимпийских богов и героев.
Этой музе приписывают создание музыкального инструмента лиры. Именно с ней изобразил Полигимнию скульптор Йоханн Йоахим Кендлер. Часто эта муза изображается закутанной в покрывало, со свитком в руках, как правило в задумчивой позе, с мечтательным лицом.
Помимо своего основного предназначения Полигимния считается музой пантомимы.
Интересным фактом является то, что в честь музы Полигимнии был назван астероид , открытый в 1854 году.
КАЛЛИОПА
Каллиопа (в переводе с греческого «прекрасноголосая») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии. Среди своих сестёр она была старшей. Каллиопа считается покровительницей эпической поэзии, науки и философии.
Она обычно изображается в виде прекрасной девушки с вощёной табличкой или свитком заострённой палочкой для письма, которая в Древней Греции называлась стилос. По одному из мифов Лин и Орфей – знаменитые певцы – были детьми союза Каллиопы и Аполлона.
Песни-гимны Орфея стали гимнами не религиозного, а скорее философского содержания. Считается, что именно Аполлон подарил своему сыну лиру и научил его играть на ней. Мастерство Орфея приобрело магический характер: его музыка завораживала, подчиняла себе людей, зверей, богов и животных, бушующие волны могла успокоить, а деревья заставляла танцевать.
В честь Каллиопы был назван оригинальный и редкий инструмент 1855 года выпуска – паровой орган, который построен на воспроизведении гудков локомотивов и пароходов. Звук такого инструмента очень пронзительный и громкий, а регулировать в нём возможно только высоту и длительность. Многие каллиопы работали по принципу механического пианино или органа без участия исполнителя с автоматическим звукоизвлечением.
Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть свой эгоизм, страх перед судьбой и вдохновляла воинов на подвиги.
Греки выделяли Каллиопу среди других муз – она для них стала первой. На её голове красуется золотая корона в знак старшенства перед другими музами.
К Каллиопе обращается Вергилий в своей поэзии. Дионисий в своих элегиях считал поэзию прекрасным «криком Каллиопы».
ТЕРПСИХОРА
Терпсихора (от древнегреческого «Τερψιχορη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала танцам и хоровому пению. Эта муза изображалась в виде танцующей молодой женщины с улыбкой на лице. Её голову венчал венок, в одной руке она, как правило, держала лиру, а в другой – плектр.
Считалось, что она открывала людям связь между душой и телом, между внутренним и внешним миром, учила душу правильно сочетаться с телом. В Древней Греции танцы были обязательным предметом в гимназиях. Античный танец отличался строгим соблюдением ритма, красивыми и гармоничными движениями. Он строился на сочетании шагов и движений рук. Танец должен был отражать мысли, настроение и чувства. Танец воспринимался своеобразным отражением постоянных движений природы, где всё течёт и меняется согласно неписаным законам.
По одному из мифов её называют матерью сирен, которых она родила от бога реки Ахелоя.
У Кендлера Терпсихора изображена вместе с ребёнком одетым в костюм с рисунком из цветных ромбов, характерных для Арлекино.
ЭРАТО
Эрато (от древнегреческого «Ερατω») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала лирическим любовным песням. Её атрибутом считается кифара. Очень часто с ней рядом изображали маленького Эрота (амура). Данная муза стала за всю историю очень популярным образом и символом в искусстве. К ней очень часто обращаются в поэмах многие поэты. Она обладала способностью вдохнуть в душу любовь всему живому, преобразить всё в красоту любовного чувства.
Интересным фактом является то, что в честь Эрато назван астероид, открытый в 1860 году.
У скульптора Кендлера фигура музы Эрато изображена держащей колёсную лиру в руке.
ТАЛИЯ
Талия (от древнегреческого «Θαλεια») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала комедии и лёгкой поэзии. Она даёт возможность посмотреть на себя со стороны, посмеяться над своими ошибками, поскольку комедия – это своеобразная школа жизни, которая учит не унывать, извлекать уроки из содеянного, которые постепенно приведут нас к скрытой глубинной душевной сути. Талия помогает оценить силу улыбки.
Как правило, Талия должна изображаться держащей маску комедии в руке и с венком плюща на голове. Кроме этого она узнавалась по специальной обуви, которую античные актёры использовали в своих постановках.
По мифам Зевс, превратившийся в коршуна, взял Талию себе в жёны. Она пряталась в недрах земли от гнева Геры и родила там демонических существ.
По другому мифу от Аполлона и Талии были рождены корибанты — боговдохновенные и пораженные вакхическим безумием существа.
У Кендлера образ музы Талии был представлен читающей с листа бумаги.
В 1852 году был открыт астероид, который был назван в честь музы Талии.
МЕЛЬПОМЕНА
Мельпомена (от древнегреческого «Μελπομενη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала театру трагедии. Она вдохновляла художников на всём протяжении истории.
Мельпомена изображалась с бесстрастным строгим лицом. На голове её была повязка из листьев винограда или плюща. Одета она была в театральную мантию, в одной руке держала меч или палицу, как символ неизбежного наказания того, кто нарушает волю Богов, а в другой – трагическую маску.
В 1852 году был открыт астероид названный в честь музы Мельпомена.
Девять муз Древней Греции
Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.
- Стандартное промо
- 3 000 промо-показов 49 KР
- 5 000 промо-показов 65 KР
- 30 000 промо-показов 299 KР
- Выделить фоном 49 KР
- Золотое промо
- 1 час промо-показов 5 ЗР
- 2 часa промо-показов 10 ЗР
- 3 часa промо-показов 15 ЗР
- 4 часa промо-показов 20 ЗР
Статистика по промо-позициям отражена в платежах.
Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.
Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.
Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.
Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.
Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной. Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.
Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу. В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:
Каллиопа – муза эпической поэзии;
Клио – муза истории;
Мельпомена – муза трагедии;
Талия – муза комедии;
Полигимния – муза священных гимнов;
Терпсихора – муза танца;
Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
Урания – муза науки.
Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».
Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали.
Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.
Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.
Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Клио, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)
В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова «музей».
Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу. Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены
Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку. Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады. Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.
Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.
Клио, «дарующая славу» муза истории
Её постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков. Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Согласно мифологии, Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.
Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио. Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису. Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону. Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.
Мельпомена, муза трагедий
Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню, Зевс или Посейдон (тут мнения расходятся), превратил их в сирен. Тех самых, что едва не погубили аргонавтов. Мельпомена же поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.
Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке. В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.
Талия, муза комедии
Сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор. Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.
Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.
Полигимния, муза священных гимнов и веры, нашедшей своё выражение в музыке
Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей. Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу. Постоянный атрибут Полигимнии – лира.
Эвтерпа — муза поэзии и лирики
Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.
Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме. Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души. Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов. Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.
Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца
Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций. Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.
Эрато, муза любовной и свадебной поэзии
Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.
Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений. Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.
Каллиопа (греч. «прекрасноголосая») — муза эпической поэзии
Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки. Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем». Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».
Урания — девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса
Держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами. Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса. Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему? Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом. Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня.
Читайте далее: