Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры

Скульптурные и архитектурные особенности Древней Греции

Как правило, статуи в то время вырезались из известняка или камня, после этого покрывались краской и украшались красивыми драгоценными камнями, элементами из золота, бронзы или серебра. Если статуэтки небольшого размера, то они выполнялись из терракоты, дерева или бронзы.

Древнегреческая скульптура

Скульптура Древней Греции в первые века своего существования испытала достаточно серьезное влияние искусства Египта. Практически все произведения древнегреческой скульптуры представляли собой полуобнаженных мужчин с опущенными руками. Спустя некоторое время греческие скульптуры стали немного экспериментировать с одеждой, позами, а лицам стали придавать индивидуальные черты.

В классический период скульптура достигла своих высот. Мастера научились не просто придавать статуям естественные позы, но даже изображать эмоции, которые якобы испытывает человек. Это могла быть задумчивость, отрешенность, радость или строгость, а также веселье.

В этот период стало модно изображать мифических героев и богов, а также реальных людей, которые занимали ответственные должности – государственные деятели, полководцы, ученые, атлеты или просто богатые люди, которые желали увековечить себя в веках.

Большое внимание в то время уделялось обнаженному телу, так как существовавшие в то время и в той местности понятие о добре и зле именно внешнюю красоту трактовали, как отражение духовного совершенства человека.

Развитие скульптуры, как правило, определялось потребностями, а также эстетическими запросами существовавшего в то время общества. Достаточно посмотреть на статуи того времени и можно понять, насколько красочным и ярким было искусство в то время.

Великий скульптор Мирон создал статую, которая оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это знаменитое изваяние Дискобола – метателя диска. Человек запечатлен в тот момент, когда его рука откинута немного назад, в ней находится тяжелый диск, который он уже готов метнуть вдаль.

Скульптор смог запечатлеть атлета в самый кульминационный момент, который предвещает следующий, когда снаряд высоко взметнется в воздух, а атлет выпрямится. В данной скульптуре Мирон овладел движением.

В другое время был популярен мастер – Поликлет, который установил равновесие человеческой фигуры в медленном шаге и покое. Скульптор стремится найти идеально правильные пропорции, на которых может быть построено человеческое тело при создании скульптуры. В конечном итоге был создан образ, который стал определенной нормой и более того, примером для подражания.

Узнайте больше о том как происходили мужские греческие имена, а также примеры известных людей.

Озадачены покупкой шубы в Греции? Тут рассказывается о нюансах приобретения изделий из меха, проверке качества и ценах на шубы.

Поликлет в процессе создания своих работ математически рассчитывал параметры всех частей тела, а также их соотношение между собой. За единицу брался человеческий рост, где голова составляла одну седьмую часть, кисти рук и лицо – одну десятую, а ступни – одну шестую.

Поликлет свой идеал атлета воплотил в статуе молодого юноши с копьем. В образе очень гармонично сочетается идеальная физическая красота, а также одухотворенность. Скульптор очень ярко выразил в данной композиции идеал той эпохи – здоровую, разносторонне развитую и цельную личность.

Двенадцати метровая статуя Афины была создана Фидием. Кроме того, он создал колоссальную статую бога Зевса для храма, который находится в Олимпии.

В искусстве мастера Скопаса дышат порыв и страсть, борьба и беспокойство, а также глубокие события. Самое лучшее произведение искусства этого скульптора – статуя Менады. В то же время работал Пракситель, который в своих творениях воспевал радость жизни, а также очень чувственную красоту тела человека.

Лиссип создал примерно 1500 статуй из бронзы, среди которых просто колоссальные изображения богов. Кроме того, есть группы, которые отображают все подвиги Геракла. Вместе с мифологическими образами в скульптурах мастера отображались и события того времени, которые затем вошли в историю.

Архитектура и скульптура Древней Греции

Города античного мира того времени, как правило, возникали в непосредственной близости от скалы, это относится и к знаменитому городу Афины. На скале возводилась цитадель, для того чтобы было где укрыться при наступлении врага, строение еще называлось акрополем. Скала возвышалась над Афинами примерно на 150 метров и служила также естественным сооружением для защиты. Так со временем стал образовываться верхний город, имеющий вид крепости с разнообразными оборонительными, культовыми и общественными строениями.

Акрополь вполне справедливо можно отнести к таким местам, которые все называют неповторимыми и великолепными.

Размеры не большие, всего за несколько минут можно пройти весь город от одного конца до другого. Стены города обрывисты и очень круты. Есть четыре основных творения, которые расположены в этом прекрасном месте.

В первую очередь это дорога в форме зигзага, которая ведет от подножия храма к его единственному входу, это монументальные Пропилеи – вторая достопримечательность города. Но прежде чем пройти сквозь ворота можно обернуться направо, так как в этом месте высится храм богини победы Ники, которая окрашена колоннами.

Это легкое строение, необычно прекрасное и воздушное, которое выделяется на фоне голубого неба своей белизной. Богиня в то время изображалась красивой женщиной, которая имела большие крылья, что символизировало тот факт, что победа как явление – не постоянна, она перелетает с одного объекта на иной. Но афиняне изобразили Нику без крыльев, чтобы она никогда не смогла покинуть город.

Сразу за Пропилеями находится Афина Воительница, которая приветствует путников своим копьем, что служило определенным маяком для мореплавателей. На Акрополе расположен также и храмовый ансамбль, имеющий название Сразу за Пропилеями находится Афина Воительница, которая приветствует путников своим копьем, что служило определенным маяком для мореплавателей. На Акрополе расположен также и храмовый ансамбль, имеющий название Эрехтейон, который задумывался, как несколько соединенных святилищ, в свою очередь расположенных на разных уровнях, так как скала не ровная.

Северный портик храмового ансамбля ведет в святилище Афин, где хранится статуя богини, выполненной из дерева. Дверь из этого святилища вела прямо в маленький дворик, где росло священное дерево, которое появилось после того, как Афина дотронулась именно в этом место своим мечом до скалы.

Через портик, который находится на восточной стороне, можно было попасть в святилище Посейдона, он также ударил мечом по скале и оставил три ручья. Акрополь приведен в пример, как объединение скульптуры и архитектуры того времени. Но есть и более общие характеристики искусства и культуры того времени, об этом ниже.

Особенности архитектуры Древней Греции

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм, а также их конструктивной основой, которые составляют единое целое. Основными элементами конструкций являются каменные блоки, которые служили основой для стен. Такие детали, как колонны обрабатывались самыми разными профилями, они дополнялись декоративными деталями и обогащались скульптурой.

Древнегреческие мастера свои работы доводили до совершенства и отточенности. Несмотря на огромные размеры творений, сооружения можно назвать настоящими произведениями искусства, причем ювелирного. Это основано на том, что при работе для мастеров не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно переплетается в философией того времени, так как в ее основе лежали определенные представления о красоте и силе человека, который находился в полном единстве, а также гармоническом равновесии с окружающей природной средой и социальной. По той причине, что в Греции того времени, большое развитие получила общественная жизнь, то искусство, в частности архитектуры носили именно этот ярко выраженный социальный характер.

Развивалась архитектура двумя стилистическими потоками – ионическим и дорическом. Последний стиль наиболее простой, отличающийся лаконичностью форм. Его главные отличительные черты – простота и стиль. Ионический стиль намного сложнее, так как насчитывает большее количество деталей. К самым главным чертам можно отнести легкость пропорций, относительную декоративность, изящество и дифференцированность форм.

Тот или иной стиль наиболее четко выражались в храмах. Как правило, они отличались среди древнеегипетских храмов небольшими размерами, были соразмерными человеку. Все богослужения происходили строго вне стен храма, так как он считался исключительно домом богов. Как правило, форма храмов была прямоугольной, окруженной по своему периметру колоннами и двускатной крышей. Вход обычно украшался фронтоном треугольной формы. В центре храмового зала размещалась статуя того божества, которому посвящено тот или иное святилище. Существует три основных стиля таких сооружений.

Самым простым является дистиль, который состоит из самого святилища прямоугольной формы. При этом передний фасад представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам она огорожена стенами, которые называются антами, а между ними две колонны. Второй стиль – простиль. Он немного похож на актовый, но отличается тем, что имеет не две колонны, а четыре. И последний стиль – амфипростиль, как бы двойной простиль, где есть портики с четырьмя колоннами, которые находятся на переднем и заднем фасадах сооружения.

Особенности планирования городов

Кроме храмов все древнегреческие мастера возводили огромное количество иных архитектурных сооружений, которые имели общественное назначение: палестры, стадионы, театры и так далее. Что касается театров, то они располагались на склонах гор. При этом поперек склона делались специальные подмостки, предназначенные для зрителей. Перед ними внизу возводилась сцена для выступления актеров.

Как правило, самый большой театр был в состоянии вместить более 25 тысяч человек.

Что касается жилых домов, то в центре они имели дворик прямоугольной формы, куда выходили окна и двери помещений. Основное предназначалось для трапез и пиров, а верхний этаж обычно принадлежал представительницам прекрасной половины человечества.

В Древней Греции был особый период, который отмечен градостроительством. В это время возводились многочисленные торговые центры и строения разного назначения, причем все это осуществлялось очень быстрыми темпами и в больших масштабах. На основании этого появилась необходимость разработать определенные технические приемы, а также теоретические основы для того чтобы быстро производить строительные процессы.

Новые разработки того времени объединялись в особых архитектурных трактатах. Их авторы работали над созданием самых рациональных путей строительства, причем и в техническом и архитектруно-планировочном отношении. Примерно в это же время разрабатывается принципиальная схема планировки города, который расчленен прямоугольной сеткой на одинаковые кварталы.

Как правило, в центре города располагались зданий общественного назначения: городской совет, народное собрание, базилик, школы, гимназии и храмы. Центральная городская площадь того времени имела характер рынка или агоры. Сама площадь и улицы в процессе строительства специально окаймлялись портиками, которые создавали тень, а по контуру города опоясывались стенами, выполняющими оборонительные функции.

Общие композиции

Вообще композиции общественных зданий и сооружений достаточно многообразны, при этом не только во внешнем виде, но также по функциональному назначению. Но есть один общий пространственный прием, которому отдается предпочтение, например, применение темы перистильного двора, который в разных композициях сохраняет предназначение композиционного центрального здания.

Как правило, древние греки применяли в своих сооружениях и в храмах, в том числе, балочные покрытия. Обычно расстояние между опорами составляло не более 10 метров. Особая стоечно-балочная система построений представляла собой ордерную систему. Она использовалась не только в процессе проектирования наружных портиков, но также во внутренних частях зданий, в их интерьерах.

Стоит отметить, что в Афинском акрополе очень красиво сочетается гармоничность и равновесие масс.

Кроме того, продумано взаимодействие между отдельными сооружениями. Учитывается последовательность при восприятии зданий снаружи и внутри комплекса.

Все древнегреческие мастера пристальное внимание обращали на природные условия, иными словами, стремились очень обдуманно и с максимально большим художественным результатом вводить свои строения в окружающий интерьер. Созданию прочного впечатления величественной красоты и гармонии способствует активное применение скульптур, как внутри, так и снаружи.

Культура Древней Греции — периодизация, особенности и главные достижения

Зарождение и становление

Родоначальниками древнегреческой цивилизации можно считать первых поселенцев на острове Крите, живших во дворцах-государствах около второго тысячелетия до н. э. Один из них, Кносс, известен как резиденция легендарного царя Миноса. По его имени культура того времени была названа минойской. В дворцах проходила вся жизнь первых государств Крита. Убранство их постепенно становилось все богаче, строения были оснащены вентиляцией, водопроводом и канализацией, а их стены украшены цветными фресками. Тем не менее спустя 600 лет критская цивилизация была поглощена греками-ахейцами.

Они расселились в основном на полуострове Пелопоннес, и вершиной их цивилизации стали города Тиринф, Пилоф и Микены, по имени последнего названа и культура того периода — крито-микенская, или эгейская. Ахейцы многое позаимствовали у критян:

  • линейное письмо;
  • знания о строительстве разных сооружений;
  • вооружение.

Если коротко, основой их государственности тоже были дворцы-поселения, в которых уже появилось централизованное управление. Самым известным царством того времени является Троя, прославленная Гомером в его «Илиаде». После микенской эпохи триста лет эти территории переживали состояние упадка. Почему микенская цивилизация пришла в упадок, существуют две версии: извержение вулкана или завоевание греками-дорийцами, владевшими железным оружием и отличавшимися воинственностью.

В первой половине VIII в. до н. э. на смену дворцам пришли полисы — небольшие общины с самоуправлением и социальным расслоением на аристократов и рабов. Во времена архаической Греции благодаря освоению железа произошло отделение ремесел от сельского хозяйства. Стало быстро развиваться кораблестроение и керамическое искусство; к линейному письму добавились гласные буквы, преобразовав его в алфавитное; оформилась как отдельное занятие торговля.

Такое экономическое положение способствовало развитию городов из полисов гомеровской эпохи, сохранивших это название. В греческом обществе произошли качественные изменения, благодаря которым и стал возможен расцвет культуры в дальнейшем.

Настоящим чудом можно назвать величайший подъем культурного и общественно-политического развития Эллады во времена античности, начавшиеся еще в архаический период и длившиеся до II в. до н. э.

Главные принципы

Греческая культура отразила в себе жизненный уклад и взгляды большинства городских граждан Эллады. В ее основе лежит соблюдение четырех принципов:

  • Активное участие большинства граждан в управлении страной.
  • Прославление достижений человека.
  • Уравнивание качеств людей и богов.
  • Отождествление всего непознанного с действиями богов.

Зарождение демократии положило начало развитию равенства между людьми в античных городах, несмотря на рабство.

Свободные граждане полисов имели равные права, привлекались к управлению городами и избирались на разные должности. Такое отношение к человеку вольному не могло не найти отражения в культуре и искусстве, направленных на воспевание телесной красоты и подвигов человека и сравнению его с богами.

Акцент делается на важности устремлений человека, а его повседневная жизнь считается не менее значимой, чем божественные действия. Боги и богини наделяются простыми человеческими чувствами, движимы обычными мыслями и эмоциями. Они совершают поступки, далекие от божественных, если смотреть с точки зрения других религий. Божества изображаются со всеми достоинствами и недостатками, что и у обычных граждан, а все непонятное в природе приписывается спорам, любовным отношениям и проявлениям разных божественных эмоций.

Комбинация этих факторов породила уникальную культуру, поставившую человека во главу угла. Мыслители античности считали гармонию души, разума и тела залогом счастливой жизни. Такая философия оказала огромное влияние на науку и архитектуру, театр, литературу и спорт.

Основные достижения

Многие идеи и достижения европейской и мировой цивилизации — это наследие образов и идей Эллады. Само понятие античности ввели философы эпохи Возрождения для обозначения культурных и гуманистических традиций Греции и Рима, имевших общие черты, но развивавшихся в разное время. Все европейские народы так или иначе испытали на себе влияние античного искусства, политических, юридических и религиозных взглядов. Развитие и становление культурных ценностей происходило постепенно и пережило эпохи расцвета и заката в такой периодизации:

  • гомеровский;
  • архаический;
  • классический;
  • эллинистический.

Практически в каждой области культуры и науки у древних греков есть отец-основатель, мысли и открытия которого положены и в современные их формы. Основоположниками перехода от религиозно-мифологических мировоззрений к философскому пониманию человеческого разума считаются Сократ, Платон и Аристотель. Само слово «философия», как и многие другие термины, имеет греческое происхождение. Математика и связанные с ней разделы, такие как геометрия, оптика, механика, гидростатика, основаны Пифагором, Евклидом и Архимедом. Гиппократ считается основоположником современной медицины, а Геродот — истории.

Развитию искусства можно дать такую же характеристику. Практически все его жанры берут начало в Элладе, а многие уже в те времена достигли своего расцвета, например, скульптура во главе с великим мастером Фидием. Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры, можно узнать из таблиц в учебнике по мировой художественной культуре (МХК).

В Древней Греции зародились эпос и поэзия, античные трагедии и сегодня ставятся в театрах. Собственно, и сам театр — гениальное творение греческой культуры. Сама жизнь в Элладе проходила по законам красоты.

Гомеровский период

На его ранних этапах профессиональные певцы, аэды или рапсоды, передавали национальные сказания устно и облекали их в особую ритмическую форму, чтобы лучше запоминать творения. Гомеровский период в истории Древней Греции был временем становления и расцвета эпической поэтической традиции. Именно из тех времен пришли понятия «стих» и «ритм».

В эпических поэмах Гомера воспевались доблесть и честь, большое значение придавалось общественному мнению. Они представляли собой своего рода моральный кодекс. Знаменитый в то время деятель и классик Гесиод в своих произведениях «Труды и дни» и «Теогония» сосредоточился и на других ценностях — трудолюбии и доброте. Считается, что свое начало античная этика берет с системы морали Гесиода.

Памятников того периода до сегодняшнего времени сохранилось мало, так как для строительства и создания монументальных скульптур чаще всего использовалось дерево. Больше всего известны керамические вазы, расписанные геометрическим орнаментом, бронзовые и терракотовые статуэтки. Кратко этот этап можно охарактеризовать как время упадка и застоя, но именно тогда созрели предпосылки стремительного расцвета в последующих периодах.

Архаическая культура

В эту эпоху общество развивалось наиболее интенсивно. В цивилизации античного типа окончательно соединились чувство коллективизма и состязательное (агонистическое) начало. Достигать победы над соперником в любой области без материальной выгоды считается ценным и благородным качеством. Агональный дух возник среди аристократов и стал исторической особенностью, характерной для всех сфер духовной и материальной жизни.

Появляются первые гипотезы о том, что Вселенная бесконечна и включает в себя множество миров. Ярким представителем архаической культуры был Пифагор, основавший со своими единомышленниками Пифагорейский союз — первую из научных школ. Он занимался далеко не одной математикой, его работы:

  • Учение о гармонии небесных сфер.
  • Доказательство зависимости высоты тона от длины звучащего тела.
  • Учение о консонансах и диссонансах.

Большая роль в архаической культуре отводится мифологии и пантеону богов. Аполлон и его спутницы музы обитают на горе Парнас, покровительствуют искусствам и наукам. Афина — богиня мудрости и покровительница главного центра Эллады, города Афины. В честь своих божеств древние греки проводят различные состязания.

В VIII в. до н. э. стали устраиваться всегреческие спортивные игры в Олимпии, посвященные Зевсу. Музыкальные исполнители на кифарах и арфах состязались в своем искусстве на Пифийских играх, посвященным победе Аполлона над змеем Пифием. Состязания в поэзии и музыке, конные и гимнастические проводились в Коринфе под покровительством Посейдона.

Агонистическое начало развивается и в науке. Трактаты ученых оформляются в виде спора с собеседником, результатом которого является рождение истины. Именно это послужило началом зарождения науки как системы доказательств.

Типы и формы в искусстве архаики

В архаический период появились и получили развитие художественные формы, характерные для литературы и изобразительного искусства и более поздних времен античности. Для скульптуры обычным приемом стало раскрашивать статуи юных мужчин и женщин — куросов и кор, обнаженные тела которых изображались прекрасными, стройными и пропорциональными. Но в целом скульптура не имела еще очень большого значения.

В архитектуре архаики главную роль занял тип здания, хорошо знакомый современным знатокам античного искусства — храм-периптер, окруженный колоннадами. Высокие несущие конструкции таких храмов были ордерами трех видов:

  • дорический, имеющий определенные пропорции — основание ордера к высоте относится как 1/6;
  • ионический, отображающий пропорции женской фигуры;
  • коринфский, характерной чертой которого стали украшения в виде растительных орнаментов.

Рельефные украшения на стенах зданий и внутренних панелях изображали батальные и спортивные сцены, а сосуды расписывались красными и черными фигурами. Литература обогатилась новым течением — лирикой, пришедшей на смену классическому эпосу.

Классический этап

Именно в V—IV вв. до н. э. родилось все то, что впоследствии будет называться греческим чудом. Благодаря политическому деятелю Периклу наибольшего развития достигла демократия в античных городах-полисах. Мыслители, и в первую очередь Сократ, сосредоточиваются на проблемах добра и зла в человеческой жизни впереди познания природы. Происходит зарождение таких философских направлений, как рационализм и эмпиризм.

Особенно бурно развивается градостроительство по концепции застройки, распланированной по зонам, предложенной архитектором из Милета Гипподамом. Основой художественной архитектуры остаются храмы, и самые известные из них — афинский Акрополь, храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе.

Классический период Древней Греции характеризуется новым подходом к образованию. Дети с семи до шестнадцати лет имели возможность обучаться в платных или государственных, находящихся на содержании богатых граждан, школах. Писали греки на свитках, и в домах многих знатных и ученых горожан были библиотеки. Свитки собирались и в общественных библиотеках, одна из них находилась в Акрополе.

Среди скульпторов самыми великими можно назвать Фидия, создавшего очень высокие статуи Зевса в Олимпии и Афины в Акрополе, Мирона — автора Дискобола и Праксителя, изваявшего изысканную скульптуру тонкой красоты Афродиты Книдской. Во время классического этапа возник и достиг своего расцвета древнегреческий театр с его великими трагедиями Эсхила и комедиями Аристофана.

Этап эллинизма характеризуется концом демократии и завоеванием Древней Греции Филиппом II, отцом Александра Македонского. На смену рабовладельческой демократии приходит рабовладельческая монархия. Постепенно наступает упадок во всех сферах жизни и искусства.

Так закончилась одна из самых значительных для истории и культуры человечества эпох — античность.

Скульптура Древней Греции

Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.

Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.

Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.

Гомеровский период (XII-VIII века до н.э.)

До наших времен сохранились только творения мелкой пластики. Статуэтки, создаваемые из терракоты, слоновой кости или бронзы, изображали богов и известных героев. А монументальная скульптура Греции, создаваемая в течение длительного гомеровского периода, сохранилась только в изображениях, передаваемых древними рукописям. Статуи, изготовленные из дерева, изображали человека грубо и достаточно схематично. Такие изваяния держали оружие и были украшены предметами одежды из металла.

Архаика (VII-VI века до н.э.)

Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.

Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.). Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.). А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.

Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.

Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э). В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные. Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.

Ранняя классика (начало V века до н.э.)

Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.

Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).

Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.

Высокая классика (конец V века до н.э.)

Эпоху классики представляли два основных направления древнегреческого искусства:

  1. Выявление красоты движения прославленными мкульпторами Ионии и Аттики. Известный образец данного направления — статуя Ники Пеония (460-420 гг. до н.э.)
  2. Сочетание внешней застылости фигур со скрытым движением жизни мастерами аргосско-сикионской школы. Яркий пример — бронзовый «Дорифор» Поликлета (около 440 г. до н.э.)

Объединить тенденции обоих направлений смог в своем творчестве великий Фидий. Афинским Акрополем, работы по перестройке которого он возглавил, и скульптурами, входящими в ансамбль, можно полюбоваться и сегодня. Примечательны не только их величественность и красота, но и то, что они полностью передают особенности искусства Фидия. А отдельные творения, выделяющиеся совершенством каждых линий, выдают, что к их созиданию приложил руку сам мастер.

Внимание каждого, кто вступает на территорию Акрополя, привлекает, в первую очередь, бронзовая статуя Афины Промахос, поражающая своим величием. Затем взгляд вошедшего начинает видеть множество других деталей: удивительные статуи и потрясающие рельефы Парфенона, восхитительные метопы, живописующие мифическую историю Аттики, удивительный фриз целлы, отражающий процессию Панафиней.

Великолепный Парфенон демонстрирует высокоразвитость древнегреческого искусства, позволившую размыть границы скульптуры и архитектуры, объединив их в одно гармоничное целое. Помимо пластики и динамики в скульптурах конца периода высокой классики появляются акценты на духовный мир человека.

Поздняя классика (IV век до н.э.)

Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы — широкое распространение получил мрамор.

Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы. Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес». Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.

Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.

Эллинизм

Период эллинизма отличает сильное влияние Востока на античную Грецию. Скульптуре данного этапа характерны усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Все это направлено на придание работам эмоциональности и темперамента, совершенно не характерным искусству Древней Греции в предыдущие периоды.

Наиболее известные фигуры периода эллинизма — статуя Афродиты Киренской, пронизанная чувственностью, и композиция «Лаокоон и его сыновья», наполненная драматизмом. Потрясающие точность и реалистичность, а также сильные эмоции впечатляют и завораживают современных зрителей.

Вопрос 9. Особенности древнегреческой архитектуры и скульптуры.

2 периода – архаический и классический.

Предположительно в 8в до н э выявились 2 художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское.

Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, совершенству пропорций.

В направлении ионийском ценились, напротив, легкость, изящность, прихотливость линий.

Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет своё происхождение от микенского деревянного столба. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательные функции. Другая особенность этого стиля — большая величина диаметра колонн, стоящих к тому же близко одна к другой, что создавало впечатление тяжеловесной монументальности и серьезности всего облика здания. Дальнейшее развитие дорического стиля привело к изменению этих пропорций, и в первую очередь соотношения диаметра колонны и ее высоты. В архаическом храме в Коринфе (около 540 г. до н. э.) соотношение диаметра и высоты составляет 1:4,0б, в афинских Пропилеях V в. до н. э. — 1:5,б, а в святилище в Немее (около 330 г. до н. э.) — уже 1:6,5. Колонны становились тоньше и стройнее, что меняло и общий вид сооружения. Не осталось неизменным и соотношение длины и ширины перистиля.

Одновременно с дорическим менялся и ионийский стиль, стремящийся к все большей декоративности и пышности, в чем, несомненно, сказались влияния Востока. Здесь колонна выступает не только как опора, как элемент тектонический, но и как элемент декоративный. Ионийских святилищ того времени сохранилось очень мало, но достаточно взглянуть на храм Дидимайон в Милете, чтобы убедиться в различии обоих стилей. Передний зал уходит гораздо дальше, в глубь святилища, чем в постройках дорического стиля, и поделен на нефы тремя рядами колонн, образующих настоящий «лес из колонн». Строгой, геометрически правильной дорической капители соответствует здесь капитель ионийская, с завитками — волютами, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса, валиками, служившими опорой архитраву — широкой нижней балке, покоившейся непосредственно на капители колонны. Заметные различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает словно дерево из земли, прямо из стилобата — площадки, на которой она стоит. Ионийская колонна имеет сложный цоколь. Углубления на ионийской колонне тоньше и богаче, чем на дорической.

В монументальных мраморных статуях эпохи архаики бросаются в глаза черты условности в изображении, заставляющие вспомнить искусство др Египта. Это так называемые куросы (юноши), издавна именуемые также архаическими Аполлонами. К наиболее известным принадлежит стоящая мраморная фигура юноши, получившая название «Аполлон из Теней». На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко распахнуты, навыкате, руки опущены, сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. В «Аполлоне из Теней» можно увидеть черты стиля, не встречающиеся позднее в классической греческой скульптуре. Голова, рот, нос и глаза фигуры живут как бы сами по себе. К концу эпохи архаики мастера добились поразительного умения создавать детали, очень выразительные фрагменты статуй, прежде всего рук и головы. Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики намного выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются расчленение, лишены гармонии, цельности.

Интересно, что древнейшие статуи женщин, как, например, Гера с Самоса (580—570-е годы до н. э.), происходят именно из ионийских областей. Ионийцы не проявляли большого внимания к пропорциям человеческого тела, но заботились о плавности очертаний, мягкой трактовке драпировок. Этой направленности художественных предпочтений лучше веет отвечало изображение женских фигур в длинных, ниспадающих одеждах. Но и в ионийской скульптуре, как и в дорической, развитие идет от жестко неподвижных, абстрактно-геометрических форм к свободным и естественным.

Когда войны с персами закончились победой греков, а Афины, возвысившись над своими союзниками, получили возможность распоряжаться огромными финансовыми средствами, когда, наконец, началась разработка залежей мрамора в Пентеликоне в Аттике» архитектура вступила здесь в пору наивысшего расцвета.

Но наибольшего размаха достигло монументальное строительство в Афинах при Перикле: за неполных два десятилетия были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, небольшой храм Афины-Победительницы; позднее также Эрехтейон. Бросается в глаза стремление сочетать элементы ионийской и дорической архитектуры. Подлинной гармонии удалось достичь строителям Парфенона Иктину и Калликрату. Колонны храма имеют такую же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжелым пропорциям «сурового» стиля Пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения. К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, — Пропилеев (438–432 гг. н. э.): ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты, хотя построил его тот же Калликрат, что вместе с Иктином прославил город дорическим монументальным Парфеноном. Также в духе ионийских традиций сооружен был во время Пелопоннесской войны Эрехтейон, расположенный весьма живописно, на разных уровнях, со знаменитыми кариатидами с южной стороны здания.

Полноты классического, совершенства греческая пластика достигла во фризах Парфенона, созданных несколькими художниками под руководством великого Фидия, друга Перикла, в 50—40-х годах V в. до н. э. Идеал человеческой личности воплощен Фидием в больших культовых статуях Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Фигура богини, высотой 12 м, выполнена из слоновой кости и золота и стоит внутри храма Парфенон. Она свидетельствует о том, что знаменитому мастеру удалось преодолеть жесткость, суровость раннеклассического стиля, сохранив его дух серьезности и достоинства. Мягкий, глубоко человечный взгляд всесильного бога Зевса заставлял всякого, кто пришел в его святилище в Олимпии, позабыть на время о гнетущих душу заботах, вселял надежду.

Стоит бросить взгляд на «Дискобол» Мирона всемирно известную статую и сравнить ее с архаическими «Аполлонами», чтобы понять, как далеко и быстро ушло вперед греческое искусство за эти сто лет. Сам замысел мастера — представить атлетическую фигуру в движении, с торсом, наклоненным вперед, во всем напряжении физических сил — был удивительно смелым для того времени. Нечего и говорить, что добиться такого совершенства в передаче динамики’ человеческого тела, усилий каждой мышцы мог только очень наблюдательный художник и глубокий знаток анатомии.

ретьим великим классиком греческой скульптуры был Поликлет из Аргоса, работавший некоторое время в Афинах. Издавна искало искусство древней Эллады знания совершеннейших пропорций человеческого тела. Определить и пластически передать эти пропорции выпало на долю Поликлету. Установленный им канон более ста лет господствовал в греческом искусстве, пока ему на смену не пришел новый, открытый скульптором Лисиппом. Согласно канону Поликлета, длина ступни должна была составлять 1/6 длины тела, высота головы — 1/8. Эти и другие соотношения строго соблюдены в фигуре «Дорифора», воплотившего в себе тогдашний идеал мужской красоты. Новая гармония классического периода строится на контрасте: благодаря напряжению правой ноги и левой руки и сознательному снятию нагрузки с левой ноги и правой руки фигура гармонична, исполнена спокойствия, величия, свободы. И Фидий на парфенонских фризах, и Мирон в «Дискоболе», и Поликлет в «Дорифоре» изображают людей идеальных, таких, какими они должны быть.

Скульптура — важная составляющая часть искусства древней Греции

Греческое искусство и философия имели сильное влияние на мировую культуру на протяжении многих веков. Многие из известных нам на сегодняшний день объектов архитектуры, изобразительного искусства и скульптуры эпохи Возрождения, Просвещения и даже более поздних периодов, были созданы под вдохновением античности. Изучая развитие скульптуры Древней Греции можно отметить несколько важных этапов, каждый из которых характеризовался своими особенностями.

Первые скульптуры отличались отсутствием объема и глубины, преимущество отдавалось плоским формам. Архаические скульптуры внешним видом напоминали творения скульпторов Египта и Месопотамии. Со временем статуи постепенноначали приобретать большую гармоничность и пропорциональнос ть, но внешняя декоративность произведений осталась.Статуи куросов – обнаженных мужчин, обычно сводились в честь победителей спортивных соревнований. Коры Акрополя(женские аналоги куросов) изготавливались из хорошо обработанного мрамора, фигуры изображались в произвольных,природных позах, хотя ещё долгое время ощущалась некоторая скованность их движений – ладони зажаты в кулаки, руки вытянуты вдоль тела, на лице – неподвижная улыбка.

Они были грациозными и по—аристократически чопорными. Статуи раскрашивались: волосы, глаза и губы — красным цветом,одежда украшалась яркой каймой и узорами синего, красного и зеленого цветов. Отличительная особенность архаических статуй – соразмерность с человеческим телом, и наличие естественной улыбки. Эти черты приближали изваяния к людям, превращая их из строгих идолов в предметы искусства. Этот переход олицетворяет и изменения в древнегреческой философии – человек становится центром Вселенной, его жизнь, действия и проблемы возводятся на передний план.

В классический период скульпторы начали подчеркивать гармоничное сочетание в человеке физического и духовного. Присоздании скульптур исчезли схематизм и статичность. По—прежнему, основными образами, вдохновляли художников,остаются боги, а также герои Древней Греции.

Классический период делят на три части:

К данной эпохе относится большинство из самых известных греческих скульптур – «Возничий», «Дискобол», «Диадумен», «Дорифор», и другие.

В бронзовых, мраморных и глиняных изваяниях классики отмечается максимально правдивая и естественная передача движения, мимики и анатомического строения человека. Люди при этом изображаются в идеализированном виде, ведь главным принципом греческих скульпторов было поклонение красоте.

Эпоха эллинизма началась после смерти Александра Македонского и продолжалась до завоевания Греции римлянами. Скульптуры этого периода отличаются обилием мелких деталей, точным отображением эмоций на лицах людей, сложными композициями и передачей движения в статике статуй.

Самыми известными творениями скульпторов эллинизма считаются «Фарнезский бык», «Умирающий галл», «Лаокоон и его сыновья». Момент гибели Лаокоона и его сыновей воспроизводит знаменитая скульптура Агесандра, Полидора и Атенодора,копия которой находится в Ватиканском музее. Лаокоон был троянским жрецом Аполлона. Он предостерегал земляков оттого, чтобы ввозить в Трою деревянного коня, построенного греками. Согласно Вергилию, авторству Лаокоона принадлежит крылатое высказывание: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Боги решили уничтожить Трою, поэтому послали огромных змеев, которые задушили Лаокоона и его двух сыновей, когда они приносили жертву на берегу моря. Троянцы воспринялиэто как месть богов за недоверие и ввезли коня в город.

Описанная скульптура характеризуется уникальным на то время приемом – мускулы изображенного Лаокоона напряжены до предела, а тело извивается в противоестествен ной позе. Позже это часто использовалось другими скульпторами, которые переняли моду на изображение вихреобразных движений тела, как способ отобразить экспрессивность момента.

Влияние культуры и философии на развитие изобразительного искусства Древней Греции

Жители Древней Греции отличались не только духовным и культурным, но и высоким интеллектуальным развитием. Все эти особенности ярко отобразились во всех сферах изобразительного искусства, и в частности – в скульптуре.

Благодаря точным математическим расчетам, греками были определены точные пропорции человеческого тела, благодаря чему скульптуры выглядели более реалистично. Классический вариант, свойственный для большинства творений того времени, включает в себя отношение головы к телу 1 к 7. Кроме того, изваяниям характерна ещё одна общая черта – лоб и нос находились на одной линии, создавая узнаваемый «греческий профиль» лица.

Древним грекам было свойственно сопоставлять величие человека с явлениями природы, поэтому даже скульптуры изображены без видимого преувеличения. Люди на них находятся в естественных, расслабленных позах, их лица озарены нежными улыбками, интеллектуальной сосредоточенност ью или философской отрешенностью.

К сожалению, до нашего времени дошло очень мало скульптур, созданных греческими авторами. В большинстве своем – это более поздние копии римских скульпторов, созданные по текстовым и графическим описаниям из литературы того времени. Изучая сохранившиеся произведения искусства, можно отследить не только этапы постижения скульпторами этого непростого мастерства, но и сопоставить их с эволюцией культуры, философии, представлений о внешнем мире. Античные скульптуры и по сегодняшний день оказывают сильное влияние на современную культуру и архитектуру, лишний раз доказывая, что древние греки на много столетий опередили свое время.

Смотрите также

Философия и туризм в Греции

Монастырский комплекс Метеоры Греция

Метеоры в Греции– это один из самых крупных комплексов монастырей. Наряду с Афоном, здесь действует собственное управление, подчиняется монашеское государство митрополии Стаги и Метеор. Особенность комплекса заключается в его труднодоступности – все монастыри расположены на верхушках отвесных скал, которые словно огромные столбы возвышаются над поверхностью горного массива Пинд.

Спорт в Греции. Любимые виды спорта у греков.

Читайте далее: