Как называли главное состязание олимпийских игр древности

Чемпионы Олимпийских игр древности и их достижения

Пожалуй самые престижные соревнования для современного спортсмена – Олимпийские игры хоть и проводятся относительно недавно (как мы знаем, первые Олимпийские игры проводились в 1896 году и связано это с именем барона Пьера де Кубертена), однако, как известно, имеют историю, уходящую аж в 8 век до нашей эры. Эти состязания в ловкости, меткости, скорости и силе имели еще и религиозный смысл – каждое такое мероприятие проводилось в честь громовержца Зевса – главного среди всех олимпийцев и пожалуй самого почитаемого среди греков (а в период эллинизма и не только греками) Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял. Всего было проведено 293 Олимпиады с 776 по 394 год до нашей эры в Олимпии. С 6 века до нашей эры по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

Однако не зря мы вспомнили о спортсменах – речь далее будет идти именно о них. Сегодня мы расскажем именно о тех чемпионах, память о победах которых осталась в веках. Достижения нескольких легендарных спортсменов в древности настолько необычны, что их помнят и сегодня, спустя сотни лет после их смерти. Ниже я хотел бы поведать вам о нескольких древних чемпионах Олимпийских игр, а также некоторые интересные истории, легенды, рекорды и факты.

Ономаст из Смирны

Ономаст (или Ономастос) был первым в истории олимпийским чемпионом в таком виде спорта как бокс. Этот вид был представлен на 23-й Олимпиаде в 688 году до нашей эры.

По словам историков, Ономаст также был первым, кто написал правила древнегреческого бокса. Имея четыре победы в Олимпийских играх, он также лидирует в списке боксеров, владеющих всеми олимпийскими титулами.Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп выиграл соревнование по бегу на 15-й Древней Олимпиаде, состоявшейся в 720 году до нашей эры. Именно тогда была введена и принята греческая традиция атлетической наготы (гимна).

Эврилеона из Спарты

Эврилеона была знаменитой женщиной-наездницей. Она выиграла гонку двухколесных колесниц в Древних Олимпийских игр 368 года до нашей эры.

Эврилеона была богатой принцессой и страстным любителем лошадей. Она стала второй женщиной-наездницей в истории Олимпийских игр. Ее предшественница, спартанская принцесса Киниска, выиграла гонку на колесницах запряженных четырьмя лошадьми на 24 года раньше. В Спарте была установлена статуя Эврилеоне. Это одна из немногих бронзовых статуй, установленных при жизни спортсмена.Киниска Спартанская

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Киниска родилась около 440 г. до н.э., в семье царя Спарты Архидама II. Поговаривают, что Киниска была сорванцом, прекрасным наездником и очень богатой девушкой. Идеальная квалификация для успешного тренера, неправда ли? Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы добиться успеха на Олимпийских играх.

Традиционно женщинам не разрешалось участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, они могли войти в команду, обладая навыками обучения лошадей. Ее брат, Агиселай II, более поздний царь Спарты, поощрял ее участие в соревнованиях. Принцесса собрала команду мужчин-спортсменов и была допущена к Олимпиаде.

Киниска была удостоена чести получить бронзовую статую колесницы, и статую в Храме Зевса в Олимпии. На ней была надпись, в которой говорилось, что принцесса является единственной женщиной, которая выиграла оливковый венок в гонках на колеснице на Олимпийских играх в Греции.

До сегодняшнего дня, Киниска рассматривается, как символическая фигура социального подъема женщины. Ее успех стал началом движения равноправия и свободы женщин всего мира.Диагор Родосский

Диагор был греческим боксером, известным своими победами, а также победами его сыновей и внуков. Он выиграл турнир по боксу в Олимпийских играх 464 года до н.э. Диагор также был четырехкратным победителем в Истмийских играх и двукратным победителем в играх в Немее.

Его старший сын, Дамагет, выиграл турнир в 452 и 448 годах до нашей эры. Акусилай, второй сын, выиграл боксерский поединок в 448 году до нашей эры. Они отметили свою победу, неся отца на плечах вокруг стадиона, который был наполнен восхитительными зрителями. В это время один из зрителей закричал: «Умри, Диагор! Ты не сможешь подняться на Олимп!». Говорят, что спортсмен умер буквально через несколько минут, и с тех пор считается самым счастливым смертным, который когда-либо жил.

Дочь Диагора, Каллипатейра, была первой женщиной-зрителем, находящимся на Олимпийский стадионе. Поскольку женщинам было запрещено смотреть Олимпийские игры, кроме жрицы Деметры, она прошла на стадион, переодетая в мужскую одежду. Когда ее трюк был раскрыт, приняли закон, гласящий о том, что все зрители прибывшие на Олимпийский стадион, перед его входом должны были раздеться.

Mеланкомас из Карии

Меланкомас был коронован чемпионом по боксу в 49 году до нашей эры, а также стал победителем во многих других спортивных мероприятиях. Он мог сражаться в течение двух дней не опуская рук. Спортсмен достиг своей превосходной формы благодаря непрерывным и напряженным упражнениям.

Меланкомас владел своеобразным, уникальным боксерским стилем. Его движения были легкими и простыми. Меланкомас оставался непобежденным на протяжении всей своей карьеры, и ни разу не был нокаутирован своим противником. Спортсмен выиграл Олимпийский турнир по боксу на 207-й Олимпиаде.Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.

Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому — бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.В Олимпийских играх 488 года до н.э. он участвовал от имени своего родного города Кротона, а на следующих двух олимпиадах он решил участвовать в качестве гражданина Сиракуз, в честь тирана Хиерона. Его соотечественники чтили и прославляли его за первую победу.

Несмотря на успешную карьеру, ему пришлось столкнуться с бесчестьем и диффамацией (распространением не соответствующих действительности порочащих сведений), когда его решение сыграть в Сиракузах разгневало граждан Кротона. Они исключили Астилоса из списков горожан и уничтожили его статую в своем городе. Его семья отказалась от него, и его дом превратили в тюрьму, как знак неуважения. Также говорится, что Астилос был подкуплен чиновниками в Сиракузах, чтобы участвовать в Олимпийских играх от имени их города.

Теаген был успешным боксером и бегуном. Благодаря своей необычайной силе и быстроте он считался сыном Геракла — божественного героя в греческой мифологии. Спортсмен выиграл турнир по боксу на 75-й Олимпиаде (480 г. до н.э.) и титул чемпиона в этом виде спорта. В целом, по его словам, он выиграл более 1300 поединков.

Любопытную историю рассказывает греческий историк Паусаниас о статуе Теагена, сделанной неким Глаусиасом из Эгины. Это был человек, обиженный на Тиагена. Однажды ночью статуя упала на Глаусиаса, убив его. Статуя предстала перед судом за убийство и была выброшена в море. Позднее она была восстановлена, так как Дельфийский оракул заявил, что в противном случае всех мужчин в стране ожидает бесплодие.Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Его жизненный рекорд двенадцати отдельных олимпийских победных венков был окончательно превзойден в 2016 году, когда Майкл Фелпс выиграл свою 13-ю медаль за 200-метровую гонку на 31-й современной Олимпиаде. Рекорд Леонида продолжался 2168 долгих лет!

Олимпийские игры в древности

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Радостная весть! Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» Эти слова разносили тысячи гонцов по всем городам Древней Греции в год Олимпийских игр, которые проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. А во время проведения игр запрещались войны между враждующими греческими полисами. Первые Олимпийские игры состоялись в городке Олимпии, расположенном в Южной Греции в 776 году до нашей эры в честь бога Зевса. *

Первые Олимпийские игры в Древней Греции состоялись в 776году до н.э. *

ЭТО МУЖСКОЙ ПРАЗДНИК. ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА ЖЕНЩИН ЖДАЛА СМЕРТНАЯ КАЗНЬ *

Древние народы устраивали игры, атлетические, драматические и музыкальные состязания. Наиболее известными были ОЛИМПИЙСКИЕ (Олимпийские игры), ДЕЛЬФИЙСКИЕ и ИСТМИЙСКИЕ (близ Коринфа) игры, проводившиеся греками. *

Почти за год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. 10 месяцев подряд неустанно тренировались атлеты, а ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и продолжить подготовку поблизости от города Олимпии. *

1. Проводились раз в четыре года (начиная с 776 до н. э.) в населённом пункте Олимпия на 2. Пелопоннесе в честь ЗЕВСА и его супруги ГЕРЫ. 3. За месяц до начала соревнований в Греции прекращались все военные конфликты, чтобы атлеты смогли принять участие в турнире. 4. Игры собирали внушительное по тем временам число участников и зрителей – ок. 20 000 человек. 5. В первую очередь совершались молитвы и приносились жертвы. 6. Затем следовали ораторские, поэтические и музыкальные состязания, но самыми главными были спортивные соревнования. 7. Их ПРОГРАММА всегда оставалась неизменной и включала в себя: в день первый: гонки колесниц и скачки на лошадях; в день второй: метание диска и копья, прыжки в высоту; в день третий: жертвоприношения и шествия, а также состязания для юношей (бег на 200 и 400 м, борьба и кулачные бои); в день четвёртый: различные забеги (в том числе и в военной экипировке), борьба, кулачные бои. 8. Они сохранились неизменными вплоть до 388 г. н. э., когда прошли последние в древности ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. 9. Единственной наградой, которую получали атлеты, был ВЕНОК ИЗ ЛИСТЬЕВ ОЛИВКИ, при этом слава спортсменов была немеркнущей. 10. В 393 г. римский император запретил их проведение. 11. ОЛИМПИАДЫ – четырёхлетние периоды между соревнованиями – служили для греков средством летосчисления. 12. Олимпийские игры устраивались на протяжении 12 столетий. В 1896 Г. ПО ИНИЦИАТИВЕ ПЬЕРА ДЕ КУБЕРТЕНА ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ВОЗОБНОВИЛИСЬ В АФИНАХ. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ *

Первый день – жертвоприношение богам, знакомство участников с судьями и друг с другом. Второй, третий и четвертый дни – спортивные состязания на стадионе. Пятый день – награждение победителей перед храмом Зевса *

ПЯТИБОРЬЕ – это главное состязание: 1. Бег 2. Прыжки в длину 3. Метание копья 4. Метание диска 5. Борьба *

* 1. НАЧИНАЛОСЬ С БЕГА. Дистанция бега равнялась одному стадию – 191 м (отсюда – наше слово “стадион”). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. 2. Следующим видом соревнований были ПРЫЖКИ В ДЛИНУ. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывали вперед. Прыжки сопровождались музыкой. Музыка вообще была обязательна для соревнований. Она помогала атлетам соблюдать ритм. 3. МЕТАНИЕ КОПЬЯ 4. МЕТАНИЕ ДИСКА 5. Пятым состязанием была БОРЬБА. В борьбе важно было не просто победить противника, но сделать это красиво. Для победы следовало заставить противника упасть три раза. Удары кулаком запрещались, но разрешалось толкать противника, применять подножку, прибегать к обманным уловкам. ПЯТИБОРЬЕ:

* Б О К С Прыжки в длину Б Е Г БОРЬБА

* Легенды называют создателями панкратиона древнегреческих героев — ТЕСЕЯ и ГЕРАКЛА

* В ДРЕВНОСТИ СЕГОДНЯ ПЕРИОДИЧНОСТЬ Раз в четыре года Раз в четыре года ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ Пять дней Три-четыре недели МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Олимпия — южная Греция По решению МОК, 2004 г. — Афины ТРАДИЦИИ Прекращались войны Не соблюдается Участвовали только греки-мужчины Участвуют все Победители награждались оливковым венком Победители награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями Выступление поэтов и музыкантов в перерывах между состязаниями Проводится большая и разнообразная культурная программа ВИДЫ СПОРТА Бег Все перечисленные виды в программе королевы спорта» — легкой атлетики — сохранились Прыжки в длину Метание копья Метание диска Борьба Кулачный бой Бокс Гонки колесниц Не сохранились. Включены десятки новых видов

ИНТЕРЕС ЗРИТЕЛЕЙ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ ВЫЗЫВАЛИ И ДРУГИЕ СОРЕВНОВАНИЯ: – бокс, – соревнования на колесницах – скачки на лошадях *

После окончания игр победитель возвращался домой, где он в пурпурной одежде возле главного храма города возлагал свой венок победителя в дар богам. Победителям вручали венки из ветвей оливы, пальмовые ветви, украшали шерстяными лентами. В честь победителя воздвигали статуи. *

В последний, пятый день праздника раздавали награды. Глашатай выкрикивает имена олимпиоников, участники и зрители приветствуют их словами: “Слава победителю!” Глашатaй с гордостью сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине: Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устраивают в его честь пиршество, На главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители могут быть выбраны на высшие государственные должности, Им будут предоставлены почётные места в театре, Их освободят от налогов До конца жизни будет кормить за общественный счет. Поэтому Греция прославляет атлетов в стихах, а их фигуры высекут из мрамора и отольют из бронзы” Имя каждого победителя состязаний на Олимпийских играх вместе с именем его отца и названием города объявляли на стадионе. Атлета венчали венком из листьев дикой оливы, росшей у храма Зевса. Победителей в состязаниях колесниц награждали пальмовой веткой. Победитель возвращался в родной полис в пурпурной одежде и на колеснице. Весь город выходил ему навстречу. В его честь устраивали праздничный пир. Одну его статую ставили на городской площади, а другую – в Олимпии. В честь победителя родственники заказывали поэтам специальную песню. В ней прославлялся его род, полис и сам победитель. Потом эту песню исполняли на праздниках. ДРЕВНИЕ ГРЕКИ СЧИТАЛИ, ЧТО АТЛЕТ ПОБЕДИЛ НЕ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ СВОЕЙ СИЛЕ, НО И ПОТОМУ, ЧТО ЕГО ВЫСТУПЛЕНИЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ БОГАМ. *

* ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН

Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь! До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое! Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня! Приятно говорить, что именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! *

Греция – страна крестьян, которые придерживаются древних обычаев В древнегреческой мифологии Олимп — священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом. Сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях. Городская гражданская община (с прилегающими владениями), которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, типичная для Древней Греции * Религия – это осознанная вера человека во что-то сверхъестественное, которое выше человека. Это особое восприятие мира, которое обусловливает поведение человека, в той или иной ситуации.

Гре́ция (самоназвание — Эллада, официальное название — Гре́ческая Респу́блика Э́ллины – самоназвание греков. В современном русском языке обычно используется для обозначения жителей Древней Греции. АФИ́НЫ (Athenai) — столица Аттики, прославленный город Эллады и один из главных центров античного искусства. Находится почти в центре Греции в переводе означает “лошадиный бег”. * Древнегреческий божественный пантеон был основой развития общества не только Древней Греции, но и отображал историю и развитие одной из первых древних цивилизаций мира.

Олимпийские игры в древности

Предыстория

Древние греки очень большое значение придавали развитию тела. Ловкость, сила и выносливость высоко ценились. В древности людям часто приходилось воевать. А чтобы быть хорошим воином, требовалась выносливость и физическая сила.

Греки были очень религиозны и верили в то, что во многом исход битвы зависит от воли богов, а не только от хорошей подготовки. Воздавать славу богам, приносить им жертвы, устраивать в честь богов-покровителей пышные праздники было традицией.

События

Олимпийские игры – самые знаменитые спортивные состязания Древней Греции.

  • Посвящены они были богу Зевсу.
  • Проводились в городе Олимпия в Южной Греции.
  • Игры проходили каждые 4 года, продолжались 5 дней.
  • На Олимпийские игры съезжались люди со всей Греции.
  • На время игр прекращались все войны и объявлялся священный мир.

776 г. до н.э. – первые в истории Олимпийские игры.

Греки соревновались в:

  • беге,
  • прыжках в длину,
  • метании диска,
  • метании копья,
  • борьбе,
  • гонках на колесницах,
  • беге с оружием.

Как проходили соревнования?

  • Атлеты (участники игр) очень тщательно готовились.
  • Принимали участие только греки, только граждане (не рабы), только мужчины.
  • Атлеты выступали обнажёнными.
  • Обязательным перед соревнованиями было жертвоприношение.
  • Победителей награждали оливковыми ветвями из Священной рощи.
  • Стать победителем Олимпийских игр было очень почётно.

394 г. – последние Олимпийские игры древности. Греция была в составе Римской империи, и официальной религией в это время стало христианство. Император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий праздник.

1896 г. – Олимпийские игры возрождены и проходят до сих пор.

Участники

Зевс – главный бог Древней Греции.

Милон – знаменитый греческий атлет. Выиграл на четырёх Олимпийских играх подряд. Согласно преданию сила его была так велика, что Милон мог поднять быка.

Полидам – знаменитый греческий атлет. Мог удержать за колесо колесницу, запряжённую четвёркой лошадей.

Феодосий I – римский император, запретивший Олимпийские игры и разгромивший языческие храмы.

Заключение

Олимпийские игры – большой праздник для греков. Он сочетал и спортивные состязания, и поклонение богу Зевсу. Это было событие, в честь которого жители всей Эллады могли собраться вместе, остановить войны и наблюдать или участвовать в торжественных состязаниях. Слава Олимпийских игр сохранилась до наших дней благодаря возрождению игр в XIX веке.

Параллели

Олимпийские игры не были единственным спортивным праздником греков. Были и другие игры, посвящённые другим богам и проходившие в других городах. Вторыми по популярности после Олимпийских игр были Пифийские игры, проходившие в городе Дельфы. Посвящены они были богу Аполлону, укротителю змея Пифона. Кроме спортивных состязаний, на Пифийских играх соревновались музыканты и философы.

Пифийские игры тоже возрождены в современности. Сейчас эти игры называются Дельфийскими, на них проводятся конкурсы и фестивали музыкантов, танцоров, поэтов и дизайнеров, выставки искусства.

Конспект

Олимпийские игры в жизни древних греков были столь значительным и грандиозным событием, что по ним даже вели свое летоисчисление. На время игр забывались раздоры и распри, прекращались войны, объявлялся всеобщий мир. Наверное, поэтому до сих пор олимпийских спортсменов называют посланцами мира.

За несколько месяцев до начала соревнований по всем греческим городам разъезжали послы, приглашая к участию в играх желающих. По древним законам принять участие в играх могли все свободные греки, но отваживались вступить в борьбу только сильнейшие. Юноши и мужчины годами готовили себя к состязаниям, а вот женщинам принимать участие в играх было запрещено.

Один раз в четыре года, в середине лета, в Олимпию (рис. 1) стекались толпы людей. Большинство соревнований проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма. Мест для сидения зрителей не было. Зрители стояли, сидели или лежали на холме, а также на насыпях, обложенных дерном. Плату за посещения стадиона не брали.

В первый день все спортсмены приносили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи давали клятву честно судить спортсменов, выносить справедливое решение.

Следующие дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Многие соревнования проходили под музыку.

Начинали бегуны (рис. 2). Участники соревнований по команде «Занять место нога к ноге!» – становились на свои места на дорожке. Если один их атлетов срывался с места до сигнала, судья наказывал его хлыстом.

О скорости бегунов слагали легенды. Рассказывали, что был бегун, которого видели только на старте и финише, как он бежал всю дистанцию никто не видел, настолько быстро он быстро бежал. Другой бегун мог обогнать зайца, а третий бежал так, что на дорожке не оставлял следов.

При прыжке в длину для усиления толчка, атлеты использовали каменные или свинцовые гири. В момент отталкивания, прыгун выбрасывал руки с гирями сначала вперед, а потом резко назад.

На беговой дорожке устраивали соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили не более 5 кг.

Самым любимым видом состязаний была борьба (рис. 3). Борцы широко использовали подножку захваты рук и шеи. Чтобы легче было справиться с противником, его первоначально старались вывалять в пыли, чтобы тело, смазанное оливковым маслом, стало менее скользким. Для победы требовалось, чтобы противник трижды коснулся земли обеими лопатками.

Кроме пятиборья устраивали конные состязания, которые проходили на ипподроме. По сигналу трубы возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед. Они должны были сделать 12 кругов (около 13 км). Самым опасным были те места, где требовалось обогнуть поворотный столб. Нередко лошади становились на дыбы, так как при повороте солнце начинало светить им в морды и они пугались, поэтому иногда скачки заканчивались гибелью колесничих. Не всегда владелец лошадей сам ими управлял, чаще всего это делали его слуги, но победа присуждалась хозяину лошадей.

В последний день игр, перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали венки из священного оливкового дерева. Победители по очереди подходили к главному судье, который возлагал на их головы венки. В это время глашатай называл имя атлета и его родной город. Затем победители проходили почетный круг, а зрители кричали: «Слава, слава победителям!»

Когда победитель возвращался домой, все жители выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подходил к главному храму и приносил свой венок в дар богам. Победителю Олимпийских игр ставили статую, ему предоставляли почетные места в театре, до конца жизни его кормили за общественный счет.

Наибольшей славой пользовался Милон (рис. 4). С детских лет он носил на плечах теленка и повторял это упражнение ежедневно. В 540 г. до н. э. Милон победил в состязаниях мальчиков-борцов на Олимпийских играх, он оставался непобедимым борцом на протяжении тридцати лет. Обычно Милон сокрушал противника, обрушиваясь на него тяжестью своего тела. Однажды никто не решался выступить против Милона, и он получил победу без борьбы. Направляясь к судьям за венком, атлет поскользнулся и упал на ровном месте. Зрители потребовали не давать венка атлету, который падает на землю без противника. Но Милон гордо ответил, что он упал только один раз и очень хочет видеть того, кто сможет бросить его во второй и третий раз (поражение засчитывали при троекратном падении борца на землю). Желающих это сделать не нашлось. Рассказывали самые удивительные истории о силе Милона. Когда он учился в школе, то в комнате, где происходили занятия, внезапно рухнула колонна. Милон держал на своих руках перекрытия до тех пор, пока все не покинули дом, и сам выбежал последним. Он часто демонстрировал силу: намотав на голову воловьи жилы и сдержав дыхание, Милон разрывал их напряжением мускулов. Когда Милон становился на бронзовый метательный диск, политый оливковым маслом, никому не удавалось столкнуть его с места. Даже смерть Милона была необычной. Будучи глубоким стариком, он захотел разорвать руками пень, который клиньями не могли разрубить дровосеки. Но пень защемил ему руку, и ночью он стал добычей волков.

В V в. до н. э. прославился Фиаген. Когда ему было девять лет, он поднял на плечо понравившуюся ему бронзовую статую, стоявшую на рыночной площади, и унес к себе домой. Фиагена заставили статую отнести на прежнее место, а молва о его силе распространилась по всей Элладе. За свою жизнь на различных состязаниях он получил 1400 победных венков.

Слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Какие условия обязаны были соблюдать жители Эллады во время проведения Олимпийских игр?
  2. Какие спортивные состязания входили в программу Олимпийских игр древности?
  3. Кто мог принимать участие в Олимпийских играх?
  4. Какие награды и почести ожидали победителей Олимпийских игр?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Разработка урока-игры по истории Древнего мира. 5-й класс

Дискобол

Мирон. Римская копия.
Около 450 г. до н.э.

Цели. Помочь учащимся повторить и обобщить знания об очень важном в истории человечества событии — Олимпийских играх; развивать умения по практическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы.
Подготовительный этап
Учителю необходимо подготовить большую мишень со следующими числами: 1, 2, 3, 4, 5, 10, 12 (можно использовать доску для игры в дартс, наклеив свои цифры), дротики, «лавровые венки».
Перед уроком на двери класса вывешивается плакат:
«В 5-А классе состоится необычное состязание!
Ристалище тех, кто историю любит!
Главным оружием знание будет.
Победа сильнейшему — вот награда!
Вас ждет ОЛИМПИАДА. »

ХОД УРОКА

I. Мотивационная беседа

Учитель. Олимпийские игры — одно из самых ценных культурных достижений человечества. Непреходящее значение игр подтверждается возобновлением их проведения в конце XIX в. по инициативе французского общественного деятеля барона Пьера де Кубертена. Нам предстоит повторить материал о том, как проходили Олимпиады в древности. Но прежде послушайте нашу гостью.
Ребята приветствуют «богиню Клио».
Богиня Клио:
Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета свое я обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза истории — Клио —
Вас приглашает. Начинайте!
Свое пятиборье!

II. Ход игры

Класс разбивается на 3 команды, можно поделиться по рядам.

1-е состязание. «Говорящие числа»
Для проведения игры необходима мишень и дротики. Участники (по два от каждой команды) по очереди метают дротики. Ученики должны объяснить, как числа, в которые попали дротики, связаны с Олимпиадой в Древней Греции.
1 — За один месяц атлеты должны прибыть в Олимпию, в первый день приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно; бег — первый вид соревнований.
2 — Второй вид соревнований — прыжки в длину.
3 — Три дня длились соревнования, третий вид соревнований — метание копья.
4 — Один раз в четыре года проводится Олимпиада; четвертый вид — метание диска; по четыре лошади участвовали в гонках колесниц.
5 — Пять дней длилась Олимпиада; пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба).
10 — Десять месяцев шла подготовка к Играм.
12 — B гонках на ипподроме колесницы должны были двенадцать раз обогнуть стадион.

2-е состязание. «Наши Гомеры»
Учащимся предлагается за определенное время (5—7 минут) сочинить четверостишие об Олимпиаде в Древней Греции (желательно сохранить пафосный стиль в стихосложении). Вот, например, что получилось у нашей ученицы:

В честь древних греческих богов
Начался праздник бегунов.
Спортсмены очень рады:
Опять — Олимпиада!
На стадию бегут атлеты,
Надеясь на победу,
И побеждают первые —
Быстрые, умелые.
Награждают их венком из лавра —
Красивая награда!
Для олимпионика венок —
Лучшая отрада.

Аня Щербакова,
5-А класс

3-е состязание. «Лучший оратор»
Трое учеников (по одному от каждой команды) должны рассказать об Олимпийских играх, при этом каждый говорит одно предложение: один начинает, второй и третий продолжают. Выигрывает тот, чье предложение будет последним, в то время как другие уже не смогут ничего добавить.

4-е состязание. «Быстрые, умелые!»
Командам по очереди (или вместе) задаются вопросы викторины:
1. Кому были посвящены Олимпийские игры? (Зевсу.)
2. В каком году впервые состоялись древние Олимпийские игры? (В 776 г. до н.э.)
3. Как называли победителя Олимпийских игр? (Олимпионик.)
4. Как называли участника состязаний? (Атлет.)
5. Где устраивались гонки колесниц? (На ипподроме.)
6. Какое наказание ждало атлетов за фальстарт? (Удар хлыстом.)
7. Где располагались места для зрителей? (На склонах горы и холмах.)
8. Кто мог участвовать в гонках колесниц и почему? (В основном богатые греки, так как лошади стоили очень дорого.)
9. Назовите знаменитого атлета, которого никто не мог сдвинуть с облитого маслом диска. (Милон.)
10. Кто из атлетов мог удержать одной рукой колесницу, запряженную четверкой лошадей? (Полидам.)
11. Знаменитый бегун и кулачный боец. (Феаген.)
12. Какие награды ждали олимпиоников? (Оливковый венок, льготы на всю жизнь, изваяние статуи в бронзе.)
13. На сколько стадий необходимо было бежать по условиям простого бега? (На одну.)
14. Чему равна одна стадия? (192 м.)
15. Кто объявлялся победителем конных скачек? (Владелец лошади.)
16. Кто изваял статую кулачного бойца? (Аполлоний.)
17. Как называлось сочетание кулачного боя и борьбы? (Панкратион.)
18. Как называлось пятиборье? (Пентатион.)
19. Как назывались грузы для прыжков в длину? (Галтеры, 1,5 кг.)
20. Кто изваял статую божества в Древней Олимпии? (Фидий.)

5-е состязание. «Кто они?»
Из предложенного списка имен ученики пишут в левую колонку исторических лиц, а в правую — вымышленных героев, давая пояснения.

Полидам — знаменитый атлет; (и.л.)
Ника — богиня победы, почитаемая участниками состязаний; (в.г.)
Зевс — учредитель Олимпийских игр; (в.г.)
Милон — знаменитый атлет; (и.л.)
Фидий — автор статуи Зевса Олимпийского; (и.л.)
Крон — бог, отец Зевса; (в.г.)
Аполлоний — автор статуи кулачного бойца; (и.л.)
Гефест — бог-кузнец, выковавший ворота Олимпии; (в.г.)
Феаген — знаменитый бегун; (и.л.)
Рея — богиня, жена Крона, мать Зевса; (в.г.)

III. Подведение итогов урока

Победители награждаются «лавровыми венками».
Ученики оценивают свою работу на уроке по 10-балльной шкале, отвечая на вопросы:
— Как я работал(а) на уроке?
— Как я усвоил(а) материал?

ЛИТЕРАТУРА

Борцова Л.П. Игры на уроке истории. М.: Владос, 2001. С. 81.
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл.
М.: Просвещение, 1999. С. 153—157.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983. С. 76—77.
Лебедева И.М. Организация и проведение исторических Олимпиад в 5—9 кл. М.: Просвещение, 1990. С. 17—20.
Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 252.

Олимпийские игры древности (стр. 1 из 2)

Интерес к гармоничному развитому телу наблюдался еще в Древней Греции. Физические упражнения здесь были возведены в культ. С их помощью тысячи греков совершенствовали свое тело, делая его пропорциональным, гибким, быстрым и сильным. В результате, в 776 году до нашей эры у храма Зевса на горе Олимпия состоялись первые Олимпийские Игры древности. На протяжении более чем четырехсот лет они оставались крупнейшими спортивными соревнованиями того времени. Своего пика культ тела достиг в Спарте, после чего интерес к нему стал незаслуженно, но неуклонно падать. И многие века, вплоть до конца девятнадцатого столетия гармоничное, здоровое тела было отодвинуто на второй план.

Олимпийские игры – величайшие из эллинских национальных празднеств. Они происходили в Олимпии и, по древнейшему сказанию, возникли еще во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорожденного Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награжден за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Существовали еще и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми – это возобновление их царем Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии). С этого времени (по одним данным год возобновления игр – 884, по другим – 828) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но, как хронологическая эра, в истории Греции был принят 776 до РXр. Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие, которое объявлялось особыми герольдами, сперва в Элиде, а затем в остальных частях Греции. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласия считать Элиду страною, против которой нельзя было открывать военных действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Женщины, кроме жрицы Деметры, вольноотпущенники и рабы на соревнования даже в качестве зрителей не допускались под страхом смертной казни. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, и поэты и художники – чтобы знакомить публику с своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздники особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, а другая – религиозным обрядам, с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24 отделов; в 18 принимали участие взрослые, в 6 – мальчики; никогда все отделы не исполнялись за один раз.

В программу античных игр входили: бег на различные дистанции, бег на выносливость и в полном вооружении воина, греко-римская борьба и панкратион (борьба без правил), кулачный бой, гонки колесниц и пентатлон (пятиборье, включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу), скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью, состязание герольдов и трубачей. В борьбе участвовали только финалисты – два лучших по результатам предыдущих четырёх дисциплин атлета. Правила, конечно, существовали, но очень либеральные.[1] Допускались к участию в Олимпийских Играх только мужчины и только греки. Но вовсе не только спортсмены-любители, как обычно считается. До 472 г. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника. Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, были назначаемы по жребию из элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков, судей, было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; с 103 олимпиады (368 г. до РХр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой олимпиады их считалось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду и имели на стадии особые места. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке. И дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать свое искусство перед элланодиками. Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески. Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали жребий для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. В те далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – Олимпионик.[2] Наградою за победу служил венок из дикой оливы; победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично, прославлял еще и свое государство, которое ему предоставляло за это разные льготы и привилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую его в Альтисе. По возвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли в честь его песни и награждали различными способами; в Афинах Олимпийский победитель имел право жить на казенный счет.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. Примерно в 17 в. до н. э. Геракл из Крита и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилой титана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой примитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднее Олимпийскими.

Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.

Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

В Играх также участвовали государственные деятели, писатели, поэты, историки, философы. Так, например, известный полководец и государственный деятель Алкивиад несколько раз участвовал в гонках колесниц и соревнованиях по панкратиону. Плутарх вспоминал, как однажды во время панкратиона Алкивиад укусил противника. “Ты кусаешься, как женщина”, – воскликнул тот. Но Алкивиад возразил: “Не как женщина, а как лев!” В кулачных боях участвовал выдающийся древнегреческий математик и философ Пифагор. Наибольшего расцвета Олимпийские игры достигли во времена так называемого “золотого века” Греции (500 – 400 гг. до н. э). Но постепенно с распадом древнегреческого общества Олимпиады все больше и больше теряли свое значение.

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?

Читайте далее: