Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Муза поэзии и легенды о ней
Ранней весной на склонах легендарного Геликона, с вершины которого берет начало Гиппокрена, и на величественном Парнасе, вблизи Кастальского родника, златокудрый бог Аполлон начинает водить хороводы со своими сестрами, девятью музами. Прекрасные и могущественные дочери Зевса и Мнемосины поют дивные песни, а Аполлон играет на золотой кифаре. Торжественно звучит хор богов, и вся природа замирает, зачарованно слушая их пение.
Так в представлении древних греков выглядели будни олимпийцев. Власть и слава богов угасла с падением Древней Греции, но музы сохранили сферу своего влияния. По сей день муза поэзии посещает представителей творческих профессий и дарует им вдохновение.
Происхождение муз
Девять муз с именами и четко обозначенными функциями появились не сразу, их образы складывались в течение нескольких веков.
Первоначально музы были абстрактным понятием. Позднее греческие поэты стали обращаться к ним по именам и приписывать им божественную силу. Это были так называемые «доолимпийские музы». До нас дошли лишь некоторые имена (Мелета, Аэда, Мнема, Нета и другие), а уж о том, какими они обладали силами, можно только гадать.
Девять муз, представление о которых сохранилось до наших дней, впервые были упомянуты в «Одиссее» Гомера, а Гесиод в поэме «Теогония» («Происхождение богов») впервые назвал их имена и рассказал их истории. Матерью муз поэт назвал богиню памяти – Мнемосину, а отцом – громовержца Зевса.
Вероятно, сначала музы отвечали за сферу размышлений, ведь с греческого языка слово «муза» переводится как «мыслящая». Тогда становится понятно, почему матерью названа Мнемосина, память – необходимый элемент мыслительной активности. Постепенно музы переключились со сферы размышлений на сферу искусств, и старшей из них стала муза поэзии.
Функции муз
Понятие о специализации муз появилось только в эллинистическую эпоху, когда возникли все виды искусств. Для наглядности сведения о музах представлены в таблице.
Имя | Значение имени | За что отвечает | Атрибуты |
Каллиопа | Прекрасноголосая | Эпическая поэзия | На голове – золотая корона, в руках дощечка или свиток и стилос |
Клио | Дарующая славу | История | Скрижаль или свиток пергамента |
Мельпомена | Мелодия, радующая слушателей | Трагедия | Трагическая маска, меч или палица |
Талия | Процветание | Комедия | Комическая маска |
Полигимния | Восхваление | Гимны, ораторское искусство | Свиток |
Терпсихора | Наслаждение | Танец и хоровое пение | Лира |
Урания | Устремленная к небу | Астрономия | Глобус и циркуль |
Эвтерпа | Увеселяющая | Лирическая поэзия | Лира или флейта |
Эрато | Желанная для любви | Любовная поэзия | Кифара |
Каллиопа – старшая из муз
Каллиопу принято считать старшей дочерью Мнемосины и Зевса. Но главенствующее положение среди своих сестер она занимает не только поэтому. Как муза эпической поэзии, она ближе всего соприкасается с деяниями богов.
Этот род поэзии повествует о подвигах героев, прославляет олимпийцев. Декламируя ее, греки стремились получить покровительство высших сил. Каллиопа была способна вызывать в человеке жертвенность, помогала преодолеть эгоизм и направляла на путь служения высоким целям. Эта муза поэзии поощряла отвагу, достоинство, рыцарство, благородство и чистоту души.
По одной из версий, Каллиопа — мать Орфея, легендарного певца, которому сам Аполлон вручил божественную лиру, от звука которой успокаивались дикие звери, расступались деревья и скалы.
Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки
Лирическая поэзия, в отличие от эпической, воспроизводит сугубо личные чувства и переживания автора. Ее истоки следует искать в народной песне. Во времена муз и богов лирические стихи всегда пелись, сопровождались танцами и выразительной мимикой. Поэтому не случайно, что Эвтерпа также покровительствует музыкантам. Ее, как правило, изображали с флейтой в руках, готовой в любую минуту пуститься в пляс.
Муза лирической поэзии всегда высоко почиталась поэтами и музыкантами. Ей продолжали посвящать гимны и стихи и спустя века после падения Древней Греции. Она даровала людям очищение и чувство гармонии с Природой.
Эрато – муза любовных песен
Свое имя муза любовной поэзии получила в честь бога Эрота. Ее представляли в образе невинной и прелестной девушки. Венок из роз обрамлял ее лицо, а струящиеся складки одежд подчеркивали грацию. Эрато могла вдохнуть любовь в сердце любого живого существа. Даже богов она вдохновляла на романтические поступки. Ее также называют музой свадебных гимнов и царицей поэзии.
Муза любовной поэзии помогает преображать все, что окружает человека, в красоту. Она показывает силу чувств, дарует крылья и помогает преодолеть любые преграды на пути к счастью. Она учит тому, что творчество – высшее проявление любви.
Гнев муз
Олимпийские музы – это дочери Зевса. Они воспевали и поддерживали всех греческих богов, прославляли их добрые нравы и справедливые законы. К обычным людям музы относились вполне дружелюбно. Особым покровительством, разумеется, пользовались поэты, певцы и музыканты. Муза поэзии могла передать поэту часть своего дара, утешить его в беде, поддержать мудрым словом. Но не стоит считать их безобидными. Они никогда не терпели соперничества и могли жестоко покарать тех, кто осмеливался выступить против них.
Существует, например, легенда о дочерях македонского царя Пиероса – Пиеридах. В то время как музы прославляли богов и героев, Пиериды обличали их трусость, смеялись над их страхом перед драконом Тифоном. Нимфы устроили соревнование между непримиримыми врагами и присудили победу музам. Пиреиды, отказавшиеся принять такие результаты, набросились на своих обидчиц с кулаками и в это мгновение были обращены в сорок. С тех пор им суждено летать по лесам и полям, нарушая покой людей и зверей своими криками.
Дошла до нас и легенда о Тамирисе. Это был фракийский певец, поражающий всех своей красотой и искусством игры на кифаре. Он был бессменным победителем соревнований между музыкантами и однажды дерзнул вызвать на состязание самих муз. Тамирис заявил, что в случае его победы музы должны стать его любовницами, а в случае поражения могут забрать у него то, что им вздумается. Богини выиграли соревнование и отняли у дерзкого певца зрение, голос и способности играть на музыкальных инструментах.
Муз-богинь, дарующих вдохновение, призывают поэты всех стран и континентов. Красивая легенда поддерживает веру в божественную природу художественного слова. Думается, что и сама тяга к творчеству будет существовать только до тех пор, пока в сердцах поэтов будет жить муза, покровительница поэзии.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Handmade (1126)
- авторские работы (127)
- роспись (63)
- роспись по стеклу, витражи (62)
- роспись по дереву (7)
- вышивка (1)
- вышивка летами (1)
- роспись по металлу (1)
- вышивка гладью (14)
- вышивка крестиком (24)
- вязание крючком (43)
- вязание спицами (82)
- декупаж (304)
- поделки, МК (550)
- разное (304)
- шитье (78)
- Мифы, легенды, предания (380)
- Мир замечательных вещей (285)
- фарфоровая сказка (149)
- игрушки (59)
- одежда, обувь (16)
- модные аксессуары (14)
- История (181)
- история России (171)
- обряды, обычаи, праздники (7)
- мировая история (4)
- Видео (102)
- Ретро (58)
- Песни, музыка (18)
- легенды (14)
- любимое (3)
- разное (2)
- Дневник (16)
- помощь (9)
- фоны, рамки, коды, флешки (3)
- линеечки, разделители (3)
- Любимый город (13)
- Self (4)
- Память. (0)
- Вокруг света (55)
- достопримечательности (44)
- Детская страничка (44)
- Дизайнерские «штучки» (7)
- Дом (804)
- винтаж, шебби-шик, прованс, кантри, ретро. (339)
- дома и замки мира (26)
- идеи для дома, декор (516)
- интерьер (45)
- ремонт, строительство (13)
- дача, сад, огород (154)
- Забавные факты (13)
- Загадочный мир (28)
- мистика (7)
- наша удивительная планета (17)
- Интересное обо всем (106)
- Искусство, культура (728)
- изобразительное искусство (576)
- галерея современной живописи (18)
- скульптура (18)
- архитектура (14)
- театр (3)
- кинематограф (33)
- литература (28)
- музыка (15)
- прикладное искусство, народные промыслы, ювелирные (61)
- разное (32)
- Компьютер (50)
- интернет (10)
- помощь (8)
- фотошоп (12)
- Красота и здоровье (39)
- здоровье (18)
- народные рецепты (8)
- спорт,фитнес (5)
- Кулинария (233)
- салаты, закуски (56)
- заготовки (54)
- выпечка (42)
- рецепты разные (40)
- раскрываем секреты (23)
- рыба и морепродукты (11)
- техника для кухни, посуда (9)
- десерты, напитки (4)
- шашлыки, гриль (2)
- сладости (2)
- вегетарианство, веганство, посты (2)
- кухни мира, интересные факты (11)
- Всё о деньгах (8)
- Мир животных (70)
- Жизнь замечательных людей (38)
- Мир растений (43)
- цветы (25)
- Мода и стиль (37)
- Может пригодиться: полезные советы (130)
- Ничего себе! (21)
- Праздники (290)
- праздничный стол (94)
- другие праздники, знаменательные даты (31)
- Новый Год (106)
- Пасха (63)
- Рождество (96)
- Психология (16)
- Фото, открытки, постеры (109)
- Юмор (20)
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Музы. Часть 9. Эвтерпа .
Воскресенье, 14 Октября 2012 г. 16:03 + в цитатник
Музы.Часть 9. Эвтерпа .
Эвтерпа или Евтерпа («увеселяющая»)— в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с двойной флейтой или лирой в руках.
Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Муза (мать Реса) выступает как действующее лицо трагедии Псевдо-Еврипида «Рес».
Франческо-дель Косса/Муза Эвтерпа (фрагмент) [ок. 1460]
Сегодня я видела Эвтерпу, в высшей степени Музу, ибо в руках у нее был музыкальный инструмент, который сейчас для нас символизирует музыку, Науку о Музах, гармонию, в которую сливаются, соединяясь между собой, науки и искусства.
Она предстала передо мной такой, какими мне обычно являются все мои необыкновенные видения: овеянная сиянием волшебства, она дивным образом превращала в музыку ветер, проходящий сквозь полый стебель, что служил ей флейтой. То, что до сих пор было своевольной и беспорядочной воздушной стихией, отныне превращалось в стройный и чистый звук, выливавшийся в особую фразу, музыкальную мысль, которую мы, люди, называем мелодией. Я вспомнила, как ценила Муза умение подбирать и сочетать звуки, умение соткать музыку из звуков и глубокого, сдержанного молчания.
Arnold Bocklin.Euterpe, 1872
Я вспомнила, что для Музы звук не есть величина случайная, и ей не все равно, какие из них сочетать между собой, поскольку созвучия рождают либо гармонию, либо диссонансы, в зависимости от нашего умения сочетать их надлежащим образом. Старик Платон, ровесник Музы, уже поведал нам о различных состояниях души, которые может вызвать в человеке музыка. И по этому принципу он делил музыку на позитивную и негативную. Позитивная музыка возвышает человека, подготовляя его к великим начинаниям, заставляя его почувствовать себя сильным и уверенным в себе, деятельным, счастливым, умиротворенным. Негативная музыка, напротив, дышит меланхолией, страхом и неуверенностью, боязнью неудачи, пассивностью.
Jacob Adriaensz. Backer — Portrait of a Lady as the Muse Euterpe — ca. 1650 — Private Collection
И парадоксально, что сегодня, когда у нас есть так много мест, где надобно предаваться музыке, мы все больше видим оскверненных храмов, где господствует ее черная противоположность. За вычетом исключений (на то они и исключения) нынешняя музыка не есть искусство, рожденное с помощью вдохновения. Она служит пошлой торговле, где безраздельно повелевает мода на развращение человека, унижение его вкуса, сведение на нет малейших его поползновений к пробуждению. А если следуешь моде, то чем больше тебе платят, тем лучше, ведь мода — вещь дорогая.
Звуки соединяются в несогласном ритме, провоцирующем тело на противоестественные кривляния. Гармония теряется в потоке обезьяноподобных скачков, а человеческий голос заглушают предсмертные звуки, хрипы диких животных. Флейта Эвтерпы. бедная флейта. у нее недостает сил, чтобы рассказать о стольких бедствиях. Ей на смену пришли экзотические инструменты, но в тысячу раз красивей звучит ветер, входящий в них с одного конца, нежели мелодия, выходящая из другого.
Euterpe pintura de Camille Roqueplan (1803-1855)
А поскольку иной музыки слушать нам не приходится, мы довольствуемся этой, и она, в конце концов, начинает нам нравиться полным отсутствием красоты и гармонии. Особенно этими меланхолическими, плотскими, сладострастными звуковыми выражениями инстинктов упивается молодежь. Чем только не займешься ради прожигания своих естественных сил. сли бы они выросли в здоровой обстановке, а то ведь сколько боли, обмана и нищеты придется им повидать. Но для Эвтерпы нет места в этом мире. Она изгнана, а потому мое смиренное видение под конец растворилось под воздействием отдаленного грохота и криков, которые доносились до меня — и до нее тоже — из одной такой «обители музыки».
Euterpe tocando la flauta (Las Musas).Crispin van de Passe,(1564-1637)
Ушла Эвтерпа в ореоле своих прозрачных одежд и чудесных напевов, примеряя свой шаг к ритму этой дивной музыки. А уходя, она оставила мне иное таинство. Свою полую флейту. ветер свободно проходит сквозь нее, она лишь на мгновение приостанавливает его, чтобы превратить в музыку, доступную для слуха, и вновь отпускает на волю. Эвтерпа тоже полая внутри, она чиста и свежа, как рассветный луч солнца, и потому красота и гармония вмещаются в ней. А мы, что мы? Несчастные тростинки, залепленные глиной времени, поросшие мхом страстей, разучившиеся держать строй из-за ржавчины изменившей нам воли.
Нужно, чтобы человек, как некогда научила его Эвтерпа, очистился и открылся изнутри, призвав на помощь высшую силу, которая опирается на силу идеала. И тогда инструмент зазвучит, а мир узнает гармонию, которая ныне скрыта от него, но которая явится, когда восстанет Человек.
За эту весть спасибо тебе, Эвтерпа. И ты увидишь, что я всегда буду помнить об этом.
Делия Стейнберг Гусман
Muse Euterpe from the illustrations to Ovid by Virgil Solis (1562).
Твое сердце должно петь, подобно птице на рассвете. Если ты не будешь носить радость в себе, мрак источит тебя изнутри; а без внешней радости ты сделаешься объектом ненависти окружающих. И, хотя ты не должен зависеть от их мнения, не следует и оскорблять их беспричинными вспышками гнева или приступами меланхолии.
Хорхе Анхель Ливрага
Лиссабон, музей изразцов
Все в Природе трепещет и поет. Покоя нет нигде. Все стремится к некой цели, все исполняет свое собственное предназначение.
Делия Стейнберг Гусман
Пой, Эвтерпа дорогая!
В струны арфы ударяй,
Ты, поколь весна младая,
Пой, пляши и восклицай.
Ласточкой порхает радость,
Кратко соловей поет:
Красота, приятность, младость —
Не увидишь, как пройдет.
Бранным шлемом покровенный
Марс своей пусть жертвы ждет;
Рано ль, поздо ль, побежденный
Голиаф пред ним падет;
Вскинет тусклый и багровый
С скрежетом к нему свой взгляд
И венец ему лавровый,
Хоть не хочет, да отдаст.
Пусть придворный суетится
За фортуною своей,
Если быть ему случится
И наперсником у ней,
Рано ль, поздо ль, он наскучит
Кубариться кубарем;
Нас фортуна часто учит
Горем быть богатырем.
Время всё переменяет:
Птиц умолк весенних свист,
Лето знойно пробегает,
Трав зеленых вянет лист;
Идет осень златовласа,
Спелые несет плоды;
Красно-желта ее ряса
Превратится скоро в льды.
Марс устанет — и любимец
Счастья возьмет свой покой;
У твоих ворот и крылец
Царедворец и герой
«La Musique : Euterpe, les ris et les jeux». Copperplate by Gérard Edelinck after Charles-Antoine Coypel (1694-1752)
Брякнут в кольцы золотые;
Ты с согласия отца
Бросишь взоры голубые
И зажжешь у них сердца.
С сыном неги Марс заспорит
О любви твоей к себе,
Сына неги он поборет
И понравится тебе;
Качествы твои любезны
Всей душою полюбя,
Опершись на щит железный,
Он воздремлет близ тебя.
Пой, Эвтерпа молодая!
Прелестью своей плени;
Бога браней усыпляя,
Гром из рук его возьми.
Лавром голова нагбенна
К персям склонится твоим,
И должна тебе вселенна
Будет веком золотым.
1789
Г. Р. Державин, «К Эвтерпе»
Euterpé.
Euterpe, muse of music, carrying a flute. Detail from the “Muses Sarcophagus”, representing the nine Muses and their attributes. Marble, first half of the 2nd century AD, found by the Via Ostiense.
Многие картинки кликабельны.
Древнегреческая муза Эвтерпа — муза-покровительница лирической поэзии
Что такое искусство для древних цивилизаций? Это признак расцвета, золотого века, когда жизнь в городе или государстве отличается стабильностью и изобилием. Люди направляют свое внимание не только на добывание необходимого, но имеют возможность отдавать силы и время на создание прекрасного. В современном мире в этом смысле мало что изменилось, однако в прошлом достичь такого процветания было сложнее, а значит, и искусство ценилось значительно выше. Неудивительно поэтому, что в Древней Греции с таким почтением относились к музам, дарующим вдохновение и таланты. И неслучайно самой изящной и красивой из девяти сестер считалась Эвтерпа, муза лирической поэзии.
Не всякое искусство одинаково ценно
В далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, и позже, когда великие поэты слагали свои стихи о них, самым почитаемым видом искусства считалось умение сплетать слова. Живопись или скульптура относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. На вершине всего стояла поэзия. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько муз. Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику. Каллиопа отвечала за эпос. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии. А еще среди прекрасных сестер была Полимния или Пологимния, которая покровительствовала всем, кто складывал гимны.
У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у астрономии и истории. Эти науки приравнивались к искусству. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Историки же славили Клио.
Поэзия тесно связана с драматургией и театром. Музы Мельпомена и Талия помогали создавать трагедии и комедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Замыкает плавное шествие сестер Терпсихора — муза танца и хорового пения.
Откуда пришли к нам музы?
Вдохновительницы поэтов происходят от древних нимф источников. Они жили в звенящих водах ключей и дарили людям способность слагать стихи. Собственно музы появляются сначала как три сестры, Мелета, Мнема и Аэда (размышление, память и песня). И уже несколько позже появляются привычные современному человеку девять вдохновительниц. Начав с благословения своих любимцев поэтическим даром, они постепенно разделили между собой все направления искусства.
Божественное происхождение
Согласно Гессиоду и другим авторам, муза Эвтерпа с сестрами были дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины. Родились прекрасные девы у подножия Олимпа. Музы — вечно юные красавицы, поющие на пирах богов. Часто они изображаются вместе с Аполлоном, он был их покровителем и неизменным спутником.
Музы одаривали тех, кто почитал их. Могли вдохновить на создание шедевра, рассказать, как добиться милости богов. Тех же, кто считал себя талантливее муз или пытался с ними соперничать, жестоко наказывали.
Место обитания
Считается, что культ муз возник в племени фракийских певцов. Жили они у горы Олимп, в Пиэрии, а несколько позже перешли в Беотию. Здесь располагается Геликон, любимый музами. Эту гору, а также Парнас, музы любили за шуршащие листвой рощи, прохладные пещеры и ключи с кристально чистой водой. Здесь прекрасные девы обитали. Считалось, если выпить воды из источника Аганиппа или Гиппокрена, можно обрести поэтический дар.
Поклонялись музам в специальных храмах, мусейонах. В них нередко жили и трудились ученые. Современное слово «музей» (место, где хранятся и выставляются произведения искусства) произошло именно от названия храма муз.
Прекраснейшая из сестер
Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Считалось, что она выделяется среди муз особой утонченностью и нежностью. Согласно мифам, боги Олимпа могли бесконечно долго наслаждаться ее стихами.
Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, — дарящая удовольствие. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения, испытываемого слушающими музыку. Чуткая и вдохновляющая, она могла подарить своим избранникам умение рождать из хаоса звуков гармоничную мелодию, складывать, казалось бы, случайные слова в тягучую и плавную песню. Легконогая и своенравная, как и все сестры, муза Эвтерпа жестко ставила на место тех, кто пытался ей перечить или делал вид, что превосходит в мастерстве. Один из мифов хорошо описывает, как расправлялись вдохновительницы с соперниками.
Как появились сороки
Дочери македонского царя Пиэра, а было их девять, как и муз, безмерно гордились своими талантами. Они решили вызвать вдохновительниц на музыкальное состязание и показать, насколько хороши их голоса. В качестве судей пригласили нимф. Муза музыки Эвтерпа и ее сестры прибыли в назначенный час.
Дочери царя запели о войне богов с великанами. Они не прославляли Зевса и его приближенных, но смеялись над тем, как бежали олимпийцы от грозного Тифаона в образе лесных зверей. Музы вознегодовали, но были вынуждены петь. Прекрасная Каллиопа взяла в руки лиру и поведала о похищении Персефоны. Нимфы были заворожены голосом и игрой музы и признали ее лучшей на состязании, но царевны с таким решением не согласились. Гордость и своенравие довели дочерей Пиэра до того, что они попытались ударить муз. Такого оскорбления вдохновительницы простить не смогли. Они превратили спесивых царевн в сорок, крикливых и трескучих.
Атрибуты прекраснейшей из муз
Тем же, кто чтил богинь, они дарили свое расположение, а с ним и умение покорять сердца людей различными искусствами. Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, согласно мифам, своим пением и игрой на флейте могла озарить душу человека волшебным светом, очистить ее от налета черствости и серости. Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира. Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. На некоторых полотнах и барельефах муза Эвтерпа держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты.
Изображения Эвтерпы
Несмотря на то что музы не покровительствовали скульпторам и живописцам, они на протяжении многих веков посвящали свои произведения бессмертным сестрам. И конечно, о них писали поэты всех времен и многих народов: Байрон и Гомер, Пушкин, Фет и Есенин. У Г.Р. Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»). Многие художники писали ее образ. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. Скульптуры, изображающие муз, украшают музей Ватикана и Лувр. Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом. Эвтерпа здесь изображена без традиционного атрибута, свирели. Скульптура является копией размещенного в Ватикане римского изваяния, которое, в свою очередь, воспроизводит утраченную работу греческого мастера.
Эвтерпа, муза лирики, вдохновляет и современных деятелей искусства. Ей по-прежнему посвящают стихи и скульптурные изображения. Покровительница поэтов и музыкантов незримо присутствует не только на вечерах, посвященных греческому искусству. Она, как и ее сестры, является источником творчества для всех, кто проникся поэтикой античной мифологии.
В поисках вдохновения: о чем просить греческих муз
Помните всех дочерей Зевса и Мнемозины по именам и за что отвечала каждая из них? Если нет — не беда: рассказываем о девяти покровительницах искусств и наук, живущих на Парнасе.
Эвтерпа
Эвтерпа — покровительница лирической поэзии и музыки. Обычно ее изображают в цветочном венке с флейтой, лирой или авлосом. Античные поэты называли Эвтерпу «дарящей удовольствие» и считали ее самой грациозной из муз. К ней также обращались музыканты, когда им не хватало вдохновения для написания произведений.
Интересно, что в Приморском районе Санкт-Петербурга есть муниципальный округ Черная речка, на гербе которого изображена Эвтерпа. Это имеет отношение к истории округа: здесь жил и работал Александр Пушкин, а также произошла дуэль между Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.
Клио — муза истории, поэтому ее непременными атрибутами являются свиток пергамента или доска с письменами, а иногда к ним добавляются грифель или лавровый венок. Ее имя восходит к греческому корню, означающему «дарующая славу». Любопытно, что так зовут и одну из злодеек в мультсериале «Бэтмен». Помимо этого, имя музы присвоено американской премии Clio Awards, которая ежегодно присуждается профессионалам за выдающиеся достижения в области дизайна, рекламы и коммуникации.
Талия
Талия покровительствует комедии, легкой поэзии и развлечениям. Эту музу можно узнать по комической маске, которую она держит в руке, венку из плюща, тимпанону (гуслям) и пастушьему посоху. Последний намекает на связь музы с буколической поэзией, а маска и музыкальные инструменты использовались во время представлений в античном театре.
В прошлом Талия считалась покровительницей театров во многих немецких городах, среди которых Дрезден, Гамбург и Ганновер. В честь нее назывался и издававшийся Фридрихом Шиллером в XVIII веке журнал, в котором публиковались статьи на исторические, философские, литературные и театроведческие темы.
Полигимния
Полигимния — муза торжественных гимнов. Обычно ее изображают в виде женщины в задумчивой или призывающей к молчанию позе. Именно Полигимния могла даровать вечную славу тем поэтам, чьи произведения ей понравились. Ее также просили о даре красноречия, поскольку она могла вдохновить оратора и придать ему уверенность.
Кстати, американская писательница Мадлен Л’Энгл назвала в честь этой музы героиню серии детских книг «Квинтет времени» Полигимнию, или Полли О’Киф.
Урания
Урания — покровительница астрономии, которая держит в руках глобус и циркуль. Ее имя связано с Ураном, древним богом, олицетворяющим небо. Эта музу часто называют воплощением гармонии Вселенной. Неудивительно, что ее имя присутствует в названии множества обсерваторий по всему миру. А в Московском планетарии даже существует «Музей Урании», в котором можно познакомиться с методами и инструментами познания Вселенной.
Несмотря на то что Урания отвечает за точные науки, она не раз служила источником творческого вдохновения художникам и поэтам. Например, у Иосифа Бродского есть сборник стихотворений названный именем этой музы, а у американского поп-исполнителя Эндрю Голда — песня с таким названием.
Каллиопа
Эта муза покровительствует в первую очередь эпической поэзии, но также науке и философии. Она считается самой старшей и мудрой из всех сестер, поэтому иногда ее изображают с короной на голове. Также к ее атрибутам относятся восковая табличка со стилусом или свиток пергамента. Именно Каллиопа разрешила спор Афродиты и Персефоны, которые влюбились в Адониса и не могли поделить его. Этот эпизод впоследствии лег в основу интермеццо оперы немецкого композитора Ханса Вернера Хенце «Бассариды».
Мельпомена
Мельпомена — это муза трагедии. Ее изображают в венке из виноградных листьев, с трагической маской в одной руке и оружием в другой. Со своей сестрой Талией Мельпомена оказывала покровительство театральному искусству. Театр нередко называли «храмом Мельпомены», а актеров — служителями музы. Меч или палица в ее руке символизируют неизбежность наказания, которое постигнет тех, у кого хватило дерзости ослушаться богов.
Эрато
Эрато — муза, отвечающая за любовную поэзию. Она вдохновляет на создание песен и поэзии, которая способна пробуждать любовь в сердцах слушающих. Непременный атрибут Эрато — лира или тамбурин. Также ее украшениями нередко становятся розы и мирт. По одной из легенд, однажды ее игра на музыкальных инструментах привела к возникновению музыки для свадебных торжеств.
Терпсихора
Еще одна муза, которую могут изображать с лирой, — Терпсихора. В отличие от своих сестер она покровительствует танцам и хоровому пению. Обычно ее изображают молодой женщиной, которая играет на музыкальном инструменте или танцует. Терпсихора является одной из самых популярных муз, а ее образ довольно часто используется при создании музыкальных, кинематографических и литературных произведений. Например, в фильме 1947 года «С небес за землю» Александра Холла Терпсихору сыграла звезда Голливуда 1940-х годов Рита Хейворт. Помимо этого, в историческом районе Нового Орлеана есть несколько улиц, названных в честь Терпсихоры и ее сестер.
Фото: Getty Images, Wikimedia Commons
Эвтерпа муза лирической поэзии и музыки
Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.
С Древне-греческого слово «муза» переводятся как «мыслящие». Классическими музами считаются 9 дочерей бога Зевса и титаниды, богини памяти Мнемосины – покровительницы наук, искусства и поэзии. Родились музы у подножия Олимпа. Их сердца чисты и девственны. Музы – это источник всего чистого и возвышенного в состоянии человека, поэтому внимание к ним было так велико на протяжении всей истории человечества.
Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира. Их предводителем был Аполлон, как покровитель искусств, бог гармонии и божественного порядка.
На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении 9 муз. У художников Возрождения этот сюжет был один из любимых. Изображение хоровода из 9 муз встречается и на саркофагах, поскольку считалось, что музы сопровождали души умерших на небесный остров Счастливых.
Музы отмечали своим священным присутствием все важные события в жизни – рождение, любовь, брак, выбор пути и предназначения, творчество и рождение всего нового.
Муз называли также спутницами Диониса. Они всегда участвовали в его празднествах. Они воплощали в себе силу энтузиазма, вдохновения, мечты и внутреннего огня, которые ведут человека по пути просветления.
Современный мир может видеть сюжет с музами на картинах Рафаэля и Мантеньи, на сохранившихся римских саркофагах, в Лувре и в Ватикане.
По одной из версий древнегреческий мифологический Македонский царь Пиер, прибывший на гору Парнас из своих владений, определил число муз, установил культ их почитания, дал им имена и первым сочинил о них поэтические стихи. Мифы о Пиере объясняют второе название муз – пиериды, живущие около Кастальского источника. По легенде того, кто выпьет воды из этого источника, музы наделяли вдохновением.
Музы считались достаточно жестокими и мстительными, и они сурово наказывали каждого, кто осмеливался с ними соперничать и состязаться, не терпели обман и оскорбления, не прощали тщеславия. Главными соперницами муз являлись 9 дочерей-нимф царя Македонского Пиера. Музы превратили нимф в болтливых птиц сорок за то, что посмели претендовать на право владеть источниками вдохновения на Геликоне. Другими соперницами стали женщины-птицы Сирены (музы смерти) с удивительными голосами, пленяющими всех мужчин. За невиданную смелость Сирен состязаться с талантом муз, они были ощипаны и опозорены.
Однако в большей степени они помогали, утешали и наставляли людей, относились ласково и доброжелательно к своим любимцам (поэтам, музыкантам, драматургам и актёрам), которые осознавали, что только благодаря музам они талантливы. Музы вдохновляли поэтов и влагали песни в их души, являясь своеобразной опорой для поэта, помогали им в словах выразить божественные образы. Музы предназначены для очищения души и являются своеобразной связующей нитью между человеческим и божественным. До сих пор мы часто восклицаем «Муза меня покинула», когда наше вдохновение пропадает.
У муз красивые голоса — они веселили богов своими песнями и танцами. Музы воспевали законы и славили добрые нравы богов.
Считалось, что они также обладали даром предсказания, что им было ведомо прошлое, настоящее и будущее.
Одним из первых упоминаний муз в литературе является их участие в сюжете «Илиады» и «Одиссеи».
Муз изображали молодыми прекрасными девушками с одухотворёнными лицами и определёнными атрибутами, соответствующими искусству, которое каждая из них представляла. У каждой музы был свой храм, который назывался Мусейон (от этого слова образовалось понятие «музей» — как здание, в котором хранятся предметы исторической важности разных направлений искусства). Музам всегда воздавались большие почести, их культ был распространён повсеместно. Греки любили и преклонялись музам даже больше, чем богам и богиням, которые были более жестоки и несправедливы.
Например, в Афинах к юго-западу от Акрополя находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам. А на острове Лесбос, посвящённому Аполлону и Дионису известная древнегреческая поэтесса Сафо открыла школу, где девушки получали особое образование – учились играть на лире, писать стихи, танцевать и петь песни.
Изначально их почитание связывали только с поэзией, а в дальнейшем их влияние распространили на все области искусства, в том числе на астрологию и на историю.
В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.
На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз.
Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма;
Эрато – муза лирической поэзии с кифарой в руках;
Эвтерпа – сопровождала лирическую песню с флейтой в руках;
Клио – муза истории со свитком из папируса;
Мельпомена – муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев);
Полигимния – муза торжественных гимнов и пантомимы;
Терпсихора – муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы;
Талия – муза комедии с комедийной маской и венком из плюща;
Урания – муза астрономии с глобусом и циркулем.
Музы Йоханна Йоахима Кендлера восседают, а точнее словно воспаряют над пьедесталами в форме причудливых раковин. Скульптор сотворил из фарфора только 6 из 9 возможных муз – это муза танца (Терпсихора), музы театра трагедии и комедии (Мельпомена и Талия), муза лирической песни (Эрато), муза поэтического искусства (Каллиопа) и муза гимнов (Полигимния). А также к этой серии фигур принадлежит изображение предводителя муз Аполлона.
Кендлер изобразил муз в своих скульптурах по-своему, иногда с большими несоответствиями их классическому древнегреческому образу. Однако можно в полной мере заявить, что он мастерски сумел отразить стиль эпохи своего времени – рококо.
Изначально все эти 7 фигур украшали в качестве фрагментов фарфоровую рамку к зеркалу, которое скульптор Йоханн Йоахим Кендлер выполнил в начале 1750-ого года на заказ курфюрста Фридриха Августа II в качестве свадебного подарка своей дочери Марии Юзефа, которая в январе 1749 года вышла замуж за дофина Франции. Это зеркало сейчас висит в пансионате Назарьево в Одинцовском районе Подмосковья. Второй раз такое зеркало было изготовлено по тем же формам в 1900 году для Парижской выставки.
В дальнейшим фигуры, изображающие муз, стали уже представлять отдельные самостоятельные произведения искусства. Скульптор Эммерих Андресен в 1901 году решил изготавливать муз на отдельных постаментах.
Скульптуры Муз являются важнейшими во всём богатстве произведений, созданных великим скульптором мануфактуры Meissen Кендлером. Ведь сам он ни раз повторял, что всё его творчество постоянно было вдохновлено невидимым присутствием силы муз и имело место быть только благодаря им.
Искусство одного из самых выдающихся художников на мануфактуре Meissen в данных скульптурах достигло своего апогея. Выражение одухотворённых лиц муз, детальность их аттрибутики, роспись – всё говорит о непревзойдённом таланте скульптора.
ПОЛИГИМНИЯ
Полигимния (в переводе с древне-греческого слова ¨Πολυυμνια¨) — одна из 9 муз в греческой мифологии. Она является покровительницей поэтов-писателей торжественных гимнов. Эта муза славилась своей помощью «запоминать схваченное». Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят и восхваляют олимпийских богов и героев.
Этой музе приписывают создание музыкального инструмента лиры. Именно с ней изобразил Полигимнию скульптор Йоханн Йоахим Кендлер. Часто эта муза изображается закутанной в покрывало, со свитком в руках, как правило в задумчивой позе, с мечтательным лицом.
Помимо своего основного предназначения Полигимния считается музой пантомимы.
Интересным фактом является то, что в честь музы Полигимнии был назван астероид , открытый в 1854 году.
КАЛЛИОПА
Каллиопа (в переводе с греческого «прекрасноголосая») – одна из 9 муз в древне-греческой мифологии. Среди своих сестёр она была старшей. Каллиопа считается покровительницей эпической поэзии, науки и философии.
Она обычно изображается в виде прекрасной девушки с вощёной табличкой или свитком заострённой палочкой для письма, которая в Древней Греции называлась стилос. По одному из мифов Лин и Орфей – знаменитые певцы – были детьми союза Каллиопы и Аполлона.
Песни-гимны Орфея стали гимнами не религиозного, а скорее философского содержания. Считается, что именно Аполлон подарил своему сыну лиру и научил его играть на ней. Мастерство Орфея приобрело магический характер: его музыка завораживала, подчиняла себе людей, зверей, богов и животных, бушующие волны могла успокоить, а деревья заставляла танцевать.
В честь Каллиопы был назван оригинальный и редкий инструмент 1855 года выпуска – паровой орган, который построен на воспроизведении гудков локомотивов и пароходов. Звук такого инструмента очень пронзительный и громкий, а регулировать в нём возможно только высоту и длительность. Многие каллиопы работали по принципу механического пианино или органа без участия исполнителя с автоматическим звукоизвлечением.
Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть свой эгоизм, страх перед судьбой и вдохновляла воинов на подвиги.
Греки выделяли Каллиопу среди других муз – она для них стала первой. На её голове красуется золотая корона в знак старшенства перед другими музами.
К Каллиопе обращается Вергилий в своей поэзии. Дионисий в своих элегиях считал поэзию прекрасным «криком Каллиопы».
ТЕРПСИХОРА
Терпсихора (от древнегреческого «Τερψιχορη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала танцам и хоровому пению. Эта муза изображалась в виде танцующей молодой женщины с улыбкой на лице. Её голову венчал венок, в одной руке она, как правило, держала лиру, а в другой – плектр.
Считалось, что она открывала людям связь между душой и телом, между внутренним и внешним миром, учила душу правильно сочетаться с телом. В Древней Греции танцы были обязательным предметом в гимназиях. Античный танец отличался строгим соблюдением ритма, красивыми и гармоничными движениями. Он строился на сочетании шагов и движений рук. Танец должен был отражать мысли, настроение и чувства. Танец воспринимался своеобразным отражением постоянных движений природы, где всё течёт и меняется согласно неписаным законам.
По одному из мифов её называют матерью сирен, которых она родила от бога реки Ахелоя.
У Кендлера Терпсихора изображена вместе с ребёнком одетым в костюм с рисунком из цветных ромбов, характерных для Арлекино.
ЭРАТО
Эрато (от древнегреческого «Ερατω») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала лирическим любовным песням. Её атрибутом считается кифара. Очень часто с ней рядом изображали маленького Эрота (амура). Данная муза стала за всю историю очень популярным образом и символом в искусстве. К ней очень часто обращаются в поэмах многие поэты. Она обладала способностью вдохнуть в душу любовь всему живому, преобразить всё в красоту любовного чувства.
Интересным фактом является то, что в честь Эрато назван астероид, открытый в 1860 году.
У скульптора Кендлера фигура музы Эрато изображена держащей колёсную лиру в руке.
ТАЛИЯ
Талия (от древнегреческого «Θαλεια») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала комедии и лёгкой поэзии. Она даёт возможность посмотреть на себя со стороны, посмеяться над своими ошибками, поскольку комедия – это своеобразная школа жизни, которая учит не унывать, извлекать уроки из содеянного, которые постепенно приведут нас к скрытой глубинной душевной сути. Талия помогает оценить силу улыбки.
Как правило, Талия должна изображаться держащей маску комедии в руке и с венком плюща на голове. Кроме этого она узнавалась по специальной обуви, которую античные актёры использовали в своих постановках.
По мифам Зевс, превратившийся в коршуна, взял Талию себе в жёны. Она пряталась в недрах земли от гнева Геры и родила там демонических существ.
По другому мифу от Аполлона и Талии были рождены корибанты — боговдохновенные и пораженные вакхическим безумием существа.
У Кендлера образ музы Талии был представлен читающей с листа бумаги.
В 1852 году был открыт астероид, который был назван в честь музы Талии.
МЕЛЬПОМЕНА
Мельпомена (от древнегреческого «Μελπομενη») — одна из 9 муз в древне-греческой мифологии, которая покровительствовала театру трагедии. Она вдохновляла художников на всём протяжении истории.
Мельпомена изображалась с бесстрастным строгим лицом. На голове её была повязка из листьев винограда или плюща. Одета она была в театральную мантию, в одной руке держала меч или палицу, как символ неизбежного наказания того, кто нарушает волю Богов, а в другой – трагическую маску.
В 1852 году был открыт астероид названный в честь музы Мельпомена.
Читайте далее: