Экономика греции 2018 | Vasque-Russia.ru

Экономика греции 2018

Греция планирует изменить экономический курс

Кириакос Мицотакис занял пост премьер-министра Греции после того, как его правоцентристская партия «Новая демократия» победила на досрочных парламентских выборах. Бывший банкир и консультант обещает снизить налоги, ограничить бюрократию, сделать страну более привлекательной для ведения бизнеса и привлечь инвестиции. Так Мицотакис надеется восстановить экономику Греции, которая до сих пор не оправилась после долгового кризиса в начале десятилетия и нескольких лет жесткой фискальной политики. Но это будет непросто, ведь страна по-прежнему должна соблюдать бюджетные требования международных кредиторов.

По итогам подсчета почти всех голосов «Новая демократия» набрала 39,8% голосов, но благодаря особенностям избирательной системы Греции получит 158 из 300 мест в парламенте. Таким образом, она сможет управлять страной самостоятельно. У партии «Сириза» предыдущего премьера Алексиса Ципраса, находившейся у власти с 2015 г. и набравшей 31,5% голосов, будет 86 мест.

Ципрас рискнул, объявив о досрочных выборах после неудачных для «Сиризы» майских выборов в Европарламент, когда она тоже уступила «Новой демократии». Но заявления Ципраса, что правоцентристы снизят зарплаты и социальные расходы и дешево продадут иностранцам государственные активы, не нашли поддержки у избирателей. Более того, за четыре года он не смог выполнить собственных обещаний. «Сириза» пришла к власти, обещая покончить с политикой жесткой экономии. Но летом 2015 г. страна оказалась на грани выхода из еврозоны, и Ципрасу пришлось согласиться на третью программу финансовой помощи размером 86 млрд евро на условиях кредиторов. Хоть экономика Греции и стабилизировалась в последние годы, достичь первичного бюджетного профицита ей удалось не за счет ускорения роста ВВП и структурных реформ, а повышения налогов и сокращения госрасходов. В I квартале годовой темп роста экономики составил 1,3%. Безработица равна 18%, а госдолг в 2018 г. был около 183% ВВП.

Мицотакис заявил об отмене традиционного летнего перерыва в работе парламента, чтобы поскорее принять необходимые законы о реформах. Депутаты соберутся 17 июля, а новый кабинет министров начнет работу уже во вторник 9 июля. Мицотакис обещает ускорить рост ВВП до 4%, снизить налоги, бороться с бюрократией, привлечь инвестиции и создать более качественные рабочие места.

Страны экспериментируют с минимальной оплатой труда

Хотя Греция прекратила получать финансовую помощь в 2018 г., она по-прежнему находится под наблюдением международных кредиторов, которые требуют, чтобы ее первичный бюджетный профицит был равен 3,5% ВВП. В Еврокомиссии и центробанке Греции сомневаются, что цель достижима в этом году, так как перед выборами «Сириза» потратила из бюджета 1,4 млрд евро, пытаясь заручиться поддержкой избирателей. Кроме того, минимальная оплата труда была в этом году повышена на 11% до 650 евро в месяц; правительство Ципраса надеялось, что это стимулирует потребительские расходы и экономику. Представители ЕС и МВФ должны посетить Афины в ближайшие дни, чтобы оценить ситуацию. Поэтому Мицотакис вряд ли попытается провести реформы уже в этом году, а скорее сосредоточится на планировании бюджета на 2020 г., говорится в отчете аналитиков ING. Возможно, проект бюджета будет готов к Международной выставке в Салониках в сентябре.

«Новый премьер может надеяться, что ЕС смягчит требования к бюджету в обмен на реформы. Сам Мицотакис, бывший консультант McKinsey, возможно, и является либеральным реформатором. Но каким бы ни было правительство Греции, ему необходимо заслужить доверие еврозоны. Прежние достижения «Новой демократии» во время более ранних программ финансовой помощи были ничтожными», – пишет европейский редактор Financial Times Бен Халл.

Размер ВВП Греции на 24% меньше докризисного, и помешать ее восстановлению может замедление экономического роста Европы, отмечает The Wall Street Journal. Даже если Европейский центробанк возобновит программу денежного стимулирования, он не сможет покупать гособлигации Греции, потому что ее кредитный рейтинг ниже инвестиционного уровня. По оценкам Oxford Economics, если рост ВВП не ускорится, экономика достигнет докризисного уровня только в 2033 г.

Инвесторы положительно отреагировали на смену правительства. Доходность 10-летних гособлигаций Греции опустилась до 2% с 2,9% в конце мая, когда Ципрас объявил о досрочных выборах; бонды, чьи цены растут при снижении доходностей, дорожали в последнее время на ожиданиях победы «Новой демократии». В понедельник утром их доходность опустилась на 14 базисных пунктов до рекордно низких 2,014%. «Греческий долг торгуется с доходностями на уровне инвестиционного рейтинга, то есть рынок заложил в цены значительное улучшение ситуации начиная с этого момента», – написал в отчете Маркус Алленшпах, начальник отдела анализа рынка облигаций Julius Baer.

Как развивается экономика Греции с момента кризиса и до сегодня

Еще 12 лет назад Греция считалась успешной страной, занимая 25-е место в мире по индексу человеческого развития. Постепенно ситуация начала ухудшаться. Из-за фальсификации правительством страны реальных экономических показателей в стремлении соответствовать требованиям Еврозоны, на фоне ухудшения собираемости налогов и общего мирового кризиса в 2007–2008 годах произошел обвал греческой экономики. И в 2019 году экономика Греции по показателю свободы находится на 106-м месте среди остальных государств мира.

Общие особенности экономической системы Греции

Греция имеет капиталистическую экономическую систему, в которой на государственный сектор приходится около половины валового внутреннего продукта (ВВП). 15 % ВВП обеспечивает туризм, 7 % – сельское хозяйство, 3,3 % составляет помощь от Евросоюза.

Экономическая структура национального хозяйства Греции включает материальное, нематериальное производство и непроизводственную сферу. В области материального производства в Греции преобладают аграрная, индустриальная отрасли и туризм.

Сельское хозяйство в стране представлено в большей мере частными фермерскими объединениями, за счет которых ежегодно казна государства пополняется приблизительно на 16 млн долларов. Основа сельхоздеятельности в Греции – животноводство, рыболовство и земледелие. Под пастбища в стране занят 41 % угодий, под пахотные земли – 19 %, леса занимают 20 %, посевы зерновых культур – 8 %.

Что касается индустриального сектора, то основная проблема состоит в неравномерном размещении на территории страны промышленных предприятий. Но, несмотря на это, вклад промышленности в экономику составляет около 19 % каждый год.

Из доминирующих видов промышленности можно выделить текстильную, химическую, пищевую, табачную, бумажную, цементную, металлургию; 21 % населения занят именно в области промышленного производства.

Греческие курорты и пляжи манят туристов со всего мира. ВВП Греции на 15 % обеспечивается за счет туристического бизнеса. Также в стране отлично развит автомобильный, морской, воздушный транспорт. Железнодорожный представлен слабо.

Экономическая ситуация в стране тормозится из-за задержки в развитии банковской системы, низкого темпа прироста реального ВВП и значительного влияния теневого сектора (20 % от всей экономики).

Развитие греческой экономики

Скачкообразный период развития греческой экономики, начавшийся сразу после Второй мировой войны, носит название греческого экономического чуда. За 23 года (1950–1973) в результате проведения ряда финансовых государственных реформ удалось добиться прироста ВВП на 6–7 % каждый год.

Первая половина 70-х годов охарактеризовалась ростом ВВП на 4,9 % ежегодно, с начала 90-х наблюдается его снижение до 1,6 %.

Если брать основные отрасли специализации Греции, картина выглядела следующим образом:

  • 60–70-е годы: производство товаров растет на 10,6 %, сельхозпродукции – на 3,5 %;
  • 70–90-е гг: доля промышленности в ВВП – 17,4 %, сельского хозяйства – 16,6 %;
  • с 1996 до начала 2000-х гг: доля промышленности в ВВП – 24 %, сельского хозяйства – 14 %, сферы услуг – 62 %.

В начале XXI века в греческой экономике большое значение имеет материальная поддержка ЕС: 25 % – в промышленности, 22 % – в сфере услуг, 16 % – в банковской системе.

В промышленности на тот момент наблюдалась монополизация крупных предприятий и появление большого количества микропредприятий, на которых работали высококвалифицированные специалисты.

Также стремительно развивалась электроэнергетика Греции: запускались новые тепло- и гидроэлектростанции. 95 % топлива импортировалось из других государств, также использовался местный бурый уголь.

К 2002 году вклад промышленности в валовый продукт составил 27,3 %, сельского хозяйства – 8,3 %, услуг – 64,4 %. Инфляция на 2000 год была равна 2,04 %. За период с 2003 по 2007 гг. экономика государства выросла на 4 %.

Падение Греции в долговой кризис

Для того чтобы реально оценить сегодняшние проблемы и перспективы развития Греции, нужно подробнее изучить, как государство попало в долговой кризис 10 лет назад.

Спад экономики, наблюдаемый в 2009 году в Греции, привел к ужесточению условий кредитования и неспособности Афин справиться с быстро растущим дефицитом бюджета. Поскольку дефицит достиг 15 % ВВП, это нарушило условия ЕС (разрешенные 3 % от ВВП). Затем показатель дефицита составил 10,5 % ВВП в 2010 году, и 11 % – в 2011 году.

В 2010 и 2012 годах правительство МВФ и Еврозона предоставили Греции первые 2 пакета кредитов на 110 и 130 млрд долларов США. Условием предоставления последнего транша было списание частными кредиторами 53,5 % госдолга по облигациям.

Чтобы выполнить условия соглашения, правительству Греции пришлось снизить размер минимальной зарплаты до 586 евро/месяц для лиц старше 25 лет (510 евро – для молодежи). Такая мера стала причиной недовольства граждан и вызвала массовые акции протеста.

2014 год стал временем начала восстановления экономики страны: государственный бюджет Греции был сбалансирован (однако без погашения долга), ВВП вырос на 0,7 %, госдолг был выпущен на финансовых рынках. Но уже в 2015 году, после формирования нового правительства, стране пришлось увеличить долг перед греческими банками и поставщиками, чтобы выполнить условия для очередного займа от ЕС и МВФ.

В июне 2015 года Греция не выплатила, как было обещано, задолженность Международному валютному фонду, что привело к дефолту.

После июльского референдума, на котором большинство голосовавших высказалось против выполнения требований кредиторов из Евросоюза, Греция все же согласилась принять финансовую помощь в размере 86 млрд долл.

Этот опыт наглядно показывает, что политика и экономика в Греции неразрывно связаны.

Развитие сельского хозяйства

Крупномасштабное земледелие в Греции возможно лишь в некоторых областях страны (Фессалия, Фракия, Македония). Здесь выращиваются хлопок и табак, кукуруза, пшеница, ячмень, сахарная свекла.

Кроме табака и хлопка, Греция славится оливками и маслом из них, овощами, цитрусовыми и бахчевыми культурами. Их экспортируют во все страны Евросоюза.

Животноводство развито слабо, поскольку из-за малого количества кормов и гористой местности нет возможностей для выращивания большого числа голов скота.

Значительную часть поступлений в госбюджет обеспечивает рыболовство.

Сейчас развитие сельского хозяйства Греции преимущественно поддерживается за счет инвестиций ЕС.

Промышленность в Греции

Промышленность Греции так же, как и сельское хозяйство, размещена на территории страны неравномерно. Районы добычи полезных ископаемых (бокситов, бурого угля, пиритов, никелевых руд, наждака) сконцентрированы в Фессалии, на Пелопоннесе, островах Наксос и Эвбея.

Наиболее развита пищевая и текстильная промышленность Греции: 80 % текстиля, вырабатываемого в стране, идет на экспорт. Преобладает производство хлопчатобумажных тканей.

Также хорошо налажено производство строительных материалов. В стране насчитывается большое количество небольших фабрик и заводов, технический уровень которых оставляет желать лучшего.

Одной из важнейших отраслей греческой промышленности остается судоходство – гражданский флот Греции один из самых больших в мире.

Развитие сферы услуг

Одной из самых перспективных и динамично развивающихся является непроизводственная сфера Греции. Вклад сферы услуг в ВВП равен 70 %, кроме того, в ней занято более 61 % работающего населения.

Самые важные отрасли:

  • банковское дело;
  • торговля;
  • аренда судов;
  • туризм.

Так, только предоставление судов в аренду иностранным компаниям приносит Греции прибыль более чем 1 млрд долларов в год.

Туризм как одна из основ греческой экономики

Туристы приносят Греции примерно 15 % ВВП ежегодно. Прекрасная природа, чудный климат, роскошные пляжи, а также уникальные культурные ценности привлекают в страну свыше 19 млн иностранцев каждый год. В особенности популярны Крит, Пелопоннес, Родос, Санторини, Миконос.

В планах правительства развитие не только летних видов отдыха, но и поощрение зимнего, лечебного, паломнического или иных видов туризма.

В этой сфере занято более 900 тысяч населения, а что касается гостинично-отельного бизнеса, то в нем задействовано еще почти 7 % трудоспособных греков. По этим показателям Грецию можно поставить на 3-е место в мире после Испании и Мальты.

Пройдите социологический опрос!

Регуляция денежно-кредитной системы в Греции

Денежной единицей в Греции служит евро. За денежно-кредитную систему отвечает правительственный комитет, в состав которого, кроме министров, входит также управляющий Центральным банком Греции (Bank of Greece).

К основным кредитным учреждениям принадлежат:

  • НБГ (Национальный Банк Греции);
  • государственное учреждение Сельскохозяйственный и Национальный банк промышленного развития (ЕТВА);
  • Торговый банк;
  • Ипотечный банк.

Другие крупные банки на территории Греции: Alpha Bank, Eurobank, Piraeus Bank, Коммерческий и Народный банки Греции, Эллинский банк промразвития, Ионический банк.

В 2019 году в Греции всего насчитывается 115 банков, 36 из которых – зарубежные филиалы.

В стране активно действуют международные финансово-кредитные учреждения, лидером среди которых является Citibank. Кроме него функционируют Barclays Bank, Chase Manhattan Bank, American Express, Paribas, Nacional de Paris и другие.

Для скорейшего выхода из кризиса новая бюджетная система Греции-2019 направлена на временный отказ от развития социальной сферы и сокращение налогообложения недвижимости, распределенных доходов, фермеров и юридических лиц. Кроме того, планируется обновить схему субсидирования и поддерживать молодежь до 25 лет, повышая количество профессионально подготовленных специалистов.

Динамика валового внутреннего продукта Греции

ВВП как характеристика, отражающая конечную стоимость всех товаров и услуг государства, произведенных за один год, дает общее представление о материальном благосостоянии нации. Более высокий уровень производства, то есть больший показатель ВВП, говорит о лучшей финансовой обеспеченности населения и всей страны.

ВВП Греции по годам выстраивается следующим образом (данные IMF):

Год ВВП на душу населения, долларов ВВП, биллионов долл Годовой прирост, %
2009 30430 331 -7.1
2010 28726 300 -9.4
2011 26141 288 -3.9
2012 24364 246 -14.7
2013 23746 240 -2.4
2014 24081 237 -1.1
2015 24170 196 -17.6
2016 24211 193 -1.5
2017 24574 201 4.1
2018 23027 219 2.2

В 2019 и 2020 годах также ожидается прирост ВВП в среднем на 2 % ежегодно.

В валовой продукт вносят значительный вклад:

  • торговля, гостиничные услуги, транспорт и связь – 27,7 %;
  • финансовые и деловые услуги – 26,4 %.

Доля экспорта составляет 33 %, импорта – 34 %.

Специфические природные условия и ресурсы Греции, не отличающиеся особым богатством, – причина того, что сельское хозяйство и промышленность делают небольшой вклад в общий ВВП государства: 4,2 и 14,9 % в 2017 году по данным UNECE). Строительная сфера вносит 2,3 % в ВВП.

О доходах населения

Из-за кризиса экономики минимальная заработная плата греков с 2008 года уменьшается, чего не наблюдается больше ни в одном государстве Европейского союза. В 2011 году размер оплаты труда был равен 876 евро, а в 2012 снизился на 193 евро, и составил 683 евро. В 2019 году минимальный доход населения остается на уровне 7-летней давности.

Внешняя экономика и связи Греции

В последние 5 лет основу греческого экспорта составляют нефтепродукты, которые производят в Греции, перерабатывая импортное сырье. В 2006 году на них приходилось 12 % всего вывоза товаров, а в 2012 – уже 37 %. Также высокими остаются поставки в страны ЕС алюминия (5 %), медикаментов (4 %), фруктов, орехов, овощей, рыбы (по 2 %).

Экспорт сельскохозяйственных товаров за 2006–2012 гг. снизился с 21 до 11 %.

В 2019 году экспорт в Грецию составил 3,04 млрд евро (вырос на 16,3 % за год), а импорт – 4,59 млрд евро (увеличился на 12,5 % за год). Основные страны-партнеры Греции по импорту:

  • Германия – 11 % от всего объема импорта;
  • Италия – 8 %;
  • Россия – 7 %;
  • Южная Корея и Ирак – по 6 %.

Внешние экономические связи Греции по экспорту поддерживаются прежде всего с Италией (11 %), Германией (7 %), Турцией (7 %), Кипром (6 %), Болгарией (5 %).

Краткий прогноз развития греческой экономики

Как показывают текущие макроэкономические показатели Греции, положение страны понемногу начинает восстанавливаться после резкого падения в 2008 году. По прогнозам Еврокомиссии, ожидается небольшая стабилизация прироста ВВП в 2019–2020 годах. Предсказывается снижение экспорта и вместе с тем рост импорта за счет набирающего обороты развития домашних хозяйств.

Также, по мнению экспертов, на 1,8 % вырастет занятость населения в текущем году, а к 2020 году до 17 % снизится уровень безработицы.

Из благоприятных прогнозов: снижение инфляции в связи с падением цен на нефть в 2020 г., рост реальной заработной платы в соответствии с увеличением производительности.

Греция какая она сейчас, кризис?: Видео

Кредитная «Одиссея»: как Греция намерена восстанавливаться после восьмилетнего долгового кризиса

Экономика Греции в I квартале 2018 года ускорилась максимально за последние десять лет. Так, с января по март ВВП балканского государства вырос на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Такие данные представлены в июньском докладе Греческого финансового совета.

Во многом позитивная динамика связана с улучшением ряда макроэкономических показателей. В частности, уровень безработицы в республике на конец марта опустился до 20,1% — впервые с октября 2011 года. Теперь, согласно прогнозу финансового совета, в течение следующих четырёх лет средние темпы роста ВВП страны будут находиться вблизи отметки 2,13%.

Об оживлении греческой экономики после продолжительной рецессии говорят и в самом ЕС. Так, ранее Еврогруппа (в неё входят министры финансов стран еврозоны) утвердила завершение программы финансовой помощи Греции и объявила об окончании восьмилетнего кризиса в республике.

Для ослабления долговой нагрузки Афин было решено продлить на десять лет сроки погашения кредитов перед Европейским фондом финансовой стабильности (EFSF), а также предоставить десятилетний льготный период для выплаты процентов по этим займам.

Объём последнего транша помощи для Греции составит €15 млрд. Согласно заявлению Еврогруппы, €5,5 млрд из этой суммы пойдут на обслуживание госдолга страны до конца 2018 года, а остальные €9,5 направят в резервный денежный буфер (запас денег на случай экстренной необходимости).

Общая сумма финансовой подушки безопасности государства составит €24,1 млрд. Эти средства также направятся на обслуживание суверенного долга балканской республики в течение 22 месяцев после окончательного завершения программы помощи в августе 2018 года.

На фоне снижения рисков, связанных с госдолгом Греции, международное рейтинговое агентство Standard and Poor’s повысило кредитную оценку страны с уровня B до B+ со стабильным прогнозом.

Напомним, программа финансовой помощи государству от Еврогруппы и МВФ стартовала ещё в 2010 году. В обмен на ряд социальных и экономических реформ в общей сложности Афины получили порядка €300 млрд евро в виде кредитов.

Глубина долга

Вместе с тем, как отмечают опрошенные RT эксперты, на сегодняшний день Греция пока ещё не в состоянии полностью встать на ноги и вести самостоятельную экономическую политику. Так, государства Еврозоны по-прежнему будут внимательно отслеживать стабильность госдолга страны и при необходимости оказывать ей поддержку. Об этом, в частности, заявляла и директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард.

«Всем понятно, что стране нужна будет дальнейшая помощь. Афины уже не так сильно будут зависеть от Брюсселя, но Еврогруппа всё же станет проявлять осторожность. Министры финансов Германии и Франции уже открыто заявили, что Греция будет под точным наблюдением. Пока ещё республика не может, как другие страны ЕС, развиваться дальше», — прокомментировал RT немецкий эксперт по политическим и экономическим вопросам Андреас Маурер.

Кроме того, выдаваемые на протяжении последних восьми лет кредиты должны были вернуть Грецию на путь устойчивого экономического развития, но при этом ключевые проблемы страны так и не были решены. Об этом в интервью RT рассказал генеральный директор аналитического департамента Alpari Research & Analysis в Великобритании Роберто д’Амброзио. По его словам, на сегодняшний день размер греческого госдолга составляет порядка 180% ВВП против докризисных 146%.

«Долговая нагрузка увеличилась, и значительная часть фонда, полученная Грецией в виде нового долга, была не запущена в экономику, а пошла на покрытие предыдущих облигационных займов — в основном немецким и французским банкам», — пояснил д’Амброзио.

Помимо этого, одним из ключевых вызовов для республики и развития в ней деловой активности по-прежнему остаётся высокий уровень безработицы. По словам Андреаса Маурера, в среднем по стране доля неработающих граждан составляет порядка 20%, а в секторе высококвалифицированного труда этот показатель превышает 35%.

«Очень много квалифицированных рабочих за последние восемь лет покинули страну. И именно этой категории граждан сейчас не хватает на рынке труда Греции для оживления экономики. Главный вопрос, сможет ли малый бизнес, за счёт которого страна всегда и жила, снова получить стимул к развитию», — добавил эксперт.

Спартанские условия

Эксперты подчёркивают, что для сбалансирования госдолга Греции в ближайшие годы необходим устойчивый экономический рост. В то же время основным риском для наметившегося положительного тренда может стать угроза социальной нестабильности. По оценке Роберто д’Амброзио, с 2007 года страна стала беднее на 23%, а принятые реформы и законы оказались тяжёлым бременем для большинства греков. При этом, по оценке аналитиков, население ещё нескоро сможет ощутить положительный эффект от экономических преобразований.

«Когда бывший канцлер ФРГ Герхард Шрёдер проводил большие социальные реформы, их результаты дали о себе знать лишь после его правления. То же самое произойдёт и в Греции. Более 350 больших и малых реформ пенсионного, социального, здравоохранительного значения ударили по большинству граждан республики», — отметил Андреас Маурер.

По мнению эксперта, население страны сможет на себе почувствовать позитивные изменения в государстве лишь через восемь лет. При этом для полного выхода страны из кризиса и обретения экономической независимости Греции потребуется полное исполнение финансовой дисциплины и реформ вплоть до 2056 года. Соблюдение ограничений в течение этого периода времени должно гарантировать полную выплату Грецией своего многомиллиардного долга.

«Выдерживать такую дисциплину 38 лет довольно сложно, и правительству будет крайне тяжело объяснить это населению. Самое важное, что сегодня в народе очень сильно боятся выборов. Действующее руководство не пользуется популярностью у греков, но при этом есть опасения, что к власти придут радикальные партии. В этом случае соблюдение реформ и результат от проделанных усилий окажутся под вопросом», — заключил Маурер.

Отвлекающий манёвр

По мнению опрошенных RT экономистов, заявления Еврогруппы о выходе Греции из долгового кризиса носят больше формальный характер и сделаны с одной целью: снизить уровень политической нестабильности и уменьшить растущие антиевропейские настроения в самом ЕС.

«Еврозоне необходимо подтверждение того, что она работает как единая экономическая система, — особенно сейчас, в такие тёмные времена. Проблема мигрантов угрожает подорвать стабильность правительства Германии и потенциально раздирает ЕС, а наметившийся финансовый кризис в Италии, третьей крупнейшей экономике еврозоны, может обернуться серьёзными последствиями для всей Европы», — считает Роберто д’Амброзио.

В свою очередь, Андреас Маурер утверждает, что первые итоги проделанной совместной работы по спасению Греции будут заметны лишь через несколько лет. На этом фоне громкие утверждения о завершении греческой рецессии представляют серьёзный риск для зоны евро. Если ситуация в Афинах через несколько лет вновь начнёт ухудшаться и потребует очередных денежных вливаний, то нестабильность внутри ЕС может только возрасти.

Трудные времена ждут Грецию.

Под жёстким давлением Вашингтона и Брюсселя

Результатом досрочных парламентских выборов в Греции стало громкое поражение коалиции радикальных левых (блок СИРИЗА). 8 июля лидер коалиции Алексис Ципрас сложил полномочия премьер-министра. Пришедшая к власти консервативная партия «Новая демократия» (получила в парламенте 158 мест из 300) немедленно приступила к инвентаризации доставшегося ей хозяйства. Ещё в июне Еврокомиссия подготовила доклад по ситуации в греческой экономике, обнаружив в бюджете страны «дыру» в 4,75 млрд евро. Проблем скопилось столько, что их решение в среднесрочной перспективе просто невозможно.

9 августа парламент, заслушав министра труда Янниса Вруциса, законодательно ограничил максимальный размер месячной пенсии суммой в 4,6 тыс. евро. Как выяснилось, в стране, находящейся в глубокой долговой яме, бывшие государственные служащие получают пенсии в размере 10, 15 и даже 24 тысячи евро в месяц! После внесения парламентом соответствующей поправки депутаты от СИРИЗА покинули зал заседаний, назвав решение «популистским». Эти радетели прав сограждан, очевидно, не в курсе, что 8 из 10 пенсионеров в настоящее время едва сводят концы с концами. Треть из 1,9 млн пенсионеров получают около 370 евро в месяц, что ниже прожиточного минимума. Люди поставлены на грань выживания; в большинстве жилых домов нет центрального отопления, зимой в помещениях очень холодно, и многие включают электронагреватели, а летом жаркая погода вынуждает пользоваться кондиционерами – в итоге приходят счета за электричество на сумму 180-220 евро. А ещё надо платить за питание, транспорт, телефон…

Запредельная цена на коммунальные услуги – прямой результат деятельности кабинета Ципраса. Основным поставщиком энергоносителей в Грецию долгие годы была Россия. Так, в 2015 году «Газпром» поставил 1,98 млрд куб. газа при потребности страны в 2,72 млрд. Однако затем Афины присоединились к кампании по достижению «независимости» рынка Европы от российского газа. Решение греческих властей принималось под жёстким давлением Вашингтона и Брюсселя.

17 мая 2016 года в Салониках в присутствии премьера А. Ципраса, спецпосланника Госдепартамента США А. Хокстайна и вице-президента Еврокомиссии М. Шефчовича состоялась церемония, посвящённая началу строительства греческого участка Трансадриатического газопровода (ТАП). Этот проект стоимостью 45 млрд. долларов предусматривает поставку азербайджанского газа с месторождения «Шах-Дениз 2» в Италию. Длина трубопровода по греческой территории составляет 880 км, на его сооружение Афины получили инвестиции в размере около €2 млрд. Минэнерго Греции поспешило с заявлением, что газопровод даст хороший экономический эффект: будут созданы 8-10 тыс. рабочих мест, а греческие компании будут участвовать в работах и в поставках строительных материалов. Власти старательно не упоминали главного – по условиям договора никаких платежей за прокачку транзитного газа не предусмотрено! Более того, и газа Греция тоже не получит – первоначальная мощность газопровода составит 10 млрд. кубометров в год, и весь этот газ предназначен Италии. Оговорено, что при увеличении мощности до 20 млрд вопрос об отборе газа для греческих нужд может быть рассмотрен, но когда это произойдёт, неизвестно. А Турция уже заявила, что крайне заинтересована в наращивании поставок газа из Азербайджана для собственных нужд и рассчитывает на приоритетные контракты.

Фото: сайт Еврокомиссии

Греческие власти сделали всё, чтобы лишить страну гарантированных поставок российского газа по второй ветке «Турецкого потока» мощностью свыше 15 млрд кубометров в год, а когда руководство «Газпрома» приняло решение строить экспортную ветку в Европу через Болгарию и Сербию, в Афинах стали лихорадочно искать новые варианты, включая экзотические.

Большие надежды там возлагают на разработку шельфовых месторождений Кипра, но перспективы выглядят туманно. Во-первых, сжиженный кипрский газ начнёт поступать на европейский рынок в лучшем случае не ранее 2022 года. Во-вторых, газоносный пласт на месторождении «Афродита» залегает на глубине 6000 м ниже морского дна при глубине моря 1700 м, а месторождение «Левиафан» располагается в 135 км от израильского берега, где глубина моря превышает 1600 метров, а газоносные пласты находятся ещё глубже – до 7200 метров ниже дна моря.

В 2017 году было объявлено о планах строительства для приёма СПГ терминалов «Кавала» (в Эгейском море) и «Александруполис» мощностью соответственно 5 млрд и 6,1 млрд кубометров в год в расчёте на алжирский газ, но, похоже, этим футуристическим проектом будет заниматься следующее поколение греческих эффективных менеджеров.

Природа щедро одарила Грецию, и доходы от иностранного туризма составляют более четверти ВВП страны. По данным местного института конфедерации туризма (INSETE), в сфере туристического бизнеса в последние годы занято от 36,7 до 44,2 проц. трудоспособного населения, особенно молодёжь. Греция не создала в экономике никакого другого важного сектора, за исключением, возможно, судоходства (на его долю приходится около 7 процентов ВВП). И прежний кабинет решил, что самым простым и беззатратным способом увеличить поступления в казну является повышение налогов на отельеров, введение дополнительных «туристических сборов» и других подобных методов делать деньги из воздуха. На рынке туристических услуг отреагировали и резко подняли цены. Так, если 2-3 года назад в Афинах даже в высокий сезон можно было снять номер за 30-40 евро, то теперь минимальная цена за очень скромный отель в далеко не самом благополучном районе составляет 50 евро. На некоторых курортах цены и вовсе вышли за пределы разумного – 700-900 евро и более за ночь, а владельцы частных пляжей установили для иностранцев плату за вход в выходные и праздничные дни в размере 60-70 евро.

Результат оказался обратным ожидаемому – в столичных отелях было отмечено падение заполняемости на 3,8%. Если в 2018 году Грецию посетили 4,38 млн жителей Германии, потративших 2,962 млрд евро, то в текущем году западные туристы предпочитают Египет и Турцию, где можно отдохнуть и лучше, и гораздо дешевле. В итоге резервирование туристами из Германии на Крите снизилось в июле на 6 процентов по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а на Родосе – на 5 процентов. Одновременно туры из ФРГ в Хургаду выросли на 11 проц.

Особую остроту приобретает для Греции проблема мигрантов. Если количество официальных беженцев власти определяют в 50-60 тысяч, то число нелегалов не берётся назвать никто. По данным Агентства ООН по делам беженцев (UNHCR), с начала года в Грецию только из Турции прибыло более 29 тыс. нелегалов.

Помимо средств, выделяемых по линии UNHCR, в 2017 году Еврокомиссия направила Греции 352 млн евро для решения вопросов, связанных с миграционным кризисом, затем ещё 509 миллионов для поддержки соответствующих программ на период до 2020 года. Предполагалось, что ежемесячно на руки мигранты должны получать до 399 евро наличными, а ответственность за размещение и содержание беженцев в Греции лежит на Национальном центре социальной солидарности (EKKA) и Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR). Однако спецпредставитель греческого правительства по вопросам беженцев Георгиос Кирицис заявил: «В Еврокомиссии могут говорить что угодно относительно цифр, но реальность совершенно иная. Европейские деньги не предоставляются правительству Греции, и около половины из них идут на финансирование западных НПО, работающих с мигрантами».

Заместитель министра по делам защиты граждан Георгиос Кумутсакос призвал Евросоюз к созданию в ЕС новых механизмов, «нацеленных, с одной стороны, на справедливое распределение мигрантов, а с другой стороны, на более эффективную политику по их возвращению на родину». Чиновник подчеркнул, что «Греция уже исчерпала свои возможности…».

Греческие власти резко сократили выплаты мигрантам, а некоторые категории и вовсе лишились помощи. Специалисты прогнозируют в связи с этим резкий рост криминальной активности. В местных СМИ уже активно обсуждают ситуацию на острове Лесбос, где мигранты по своей численности превысили местных жителей, и полиция выезжает на вызов только в усиленном составе и очень осторожно.

Экономика Греции: Ускорение или замедление?

Мнения аналитики международного валютного фонда и греческих экспертов, относительно будущего греческой экономики отличаются с точностью до наоборот.

Международный валютный фонд с оптимизмом смотрит на рост экономики и перспективы занятости в Греции в этом году, но призывает правительство придерживаться реформ, чтобы сохранить динамику.

В отчете, опубликованном в пятницу после пятидневных переговоров с официальными лицами в Афинах, представители МВФ говорят, что в этом году побитая греческая экономика должна вырасти на 2,4 процента по сравнению с 2,1 процента в 2018 году.

Вместе с тем МВФ обращает внимание на усиление понижательных рисков для экономики Греции из-за последствий кризиса, включая высокую долговую нагрузку и низкую культуру уплаты налогов и сборов.

Греция способна оставаться надежным партнером
В докладе также утверждается, что Греция – страна со средними долгами, “способна погашать кредиты” – (главным образом европейских партнеров и МВФ) – и остается “надежным партнером”.

Внешние риски связаны с торможением экономики и торговли в странах-партнерах, а также ухудшением условий финансирования на мировом уровне. Усталость от реформ перед выборами, которые должны пройти в Греции в этом году, может снизить объем инвестиций и конкурентоспособность экономики в среднесрочной перспективе.

“Бюджетные риски связаны с незавершенными судебными процессами, в то время как банки сохраняют чувствительность к изменениям регулирования и условий финансирования”, – говорится в докладе МВФ.

В августе прошлого года Греция вышла из программы помощи, однако, по мнению экономистов, потребуются годы для полного восстановления страны после кризиса, который в какой-то момент поставил под угрозу ее будущее в еврозоне. МВФ ожидает дальнейшего восстановления рынка труда Греции, включая более быстрое создание рабочих мест в 2019 году.

Эксперты фонда призывают Афины продолжить реформы, сосредоточившись на повышении производительности труда и работе со слабыми местами.

Вместе с тем в пятницу стало известно, что Брюссель и Афины продолжают переговоры о второй миссии ЕС после завершения программы помощи. В том числе Еврокомиссия и Европейский центральный банк изучают выполнение 16 обязательств Греции по проведению конкретных реформ. Подробные результаты и рекомендации будут опубликованы 27 февраля.

Отчет по итогам миссии ляжет в основу переговоров Еврогруппы (совета министров финансов еврозоны) о мерах по облегчению долговой нагрузки Греции.

Соглашение с европейскими кредиторами, заключенное Грецией в прошлом году, отсрочивает выплаты по кредитам на общую сумму 96 млрд евро, что соответствует 40% общего долга страны, до 2033 года, а также продлевает срок выплат по ряду других кредитов.

Это соглашение выглядит благоприятным, однако для выполнения его условий Афинам придется до 2022 года придерживаться первичного профицита бюджета (без учета расходов на обслуживание долга) на уровне 3,5% ВВП, что является огромным показателем.

Греческим властям придется сохранять этот показатель на уровне 2-3% ВВП до 2060 года, отмечают эксперты. Требование о сохранении первичных профицитов бюджета лишает Грецию гибкости, которую, как предполагалось, получит ее бюджет после завершения программы помощи.

Местные же эксперты, не видят столь радужной перспективы, которую обещает МВФ и у них есть свои резоны.

Греческие эксперты рассказали «Синьхуа», что экономика Греции находится и будет оставаться в состоянии замедления, по крайней мере, до июля, в рамках проектов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Внутренние и международные факторы будут способствовать тому, что Греция не сможет достичь своей цели роста на 2019 год – год выборов.

Потеряв около 25% (с 354 млрд. долларов США -2008 г. до 200 млрд. долларов США -2018 г. это не 35%, это заметно больше – приблизительно 44% ВВП прим. редактора) своего годового валового внутреннего продукта в период между 2009 и 2017 годами, Греция надеется использовать прогнозируемые темпы роста в 2,1 процента в прошлом году, чтобы как можно скорее восстановить часть утраченных позиций.

Правительство в Афинах прогнозирует рост экономики на 2,5 процента в соответствии с государственным бюджетом на 2019 год.

Однако составные опережающие индикаторы, которые ОЭСР использует для прогнозирования ускорения или замедления экономики, указывают на замедление темпов роста в Греции, которое началось в мае 2018 года и продолжится по крайней мере до июля 2019 года, согласно отчету, опубликованному на прошлой неделе.

Это соответствует тенденции, установленной в еврозоне такими странами, как Германия, Франция и Италия, отмечает ОЭСР.

Греческие эксперты согласны с тем, что местная экономика зависит от внешних факторов, но не согласны с тем, в какой степени в этом виноваты местные события.

Никос Теохаракис, профессор экономики в Афинском университете, сказал Синьхуа, что прогнозы «показывают, что рост замедлится до 2 процентов, но не ниже, чем в этом году».

«Ситуация быстро меняется на международном уровне, например, в Германии, США и Китае, но, в нынешней ситуации, темпы роста в Греции не должны продолжать падать, поскольку нет никаких внутренних факторов, чтобы это происходило», объяснил Теохаракис.

Преподаватель экономики Афинского университета Николина Костелету согласилась с тем, что признаки экономического спада очевидны.

«Это было вполне ожидаемо, поскольку экономики движутся по кругу, и было бы хорошо, если бы не было слишком интенсивных колебаний. Можно увидеть падение греческого фондового рынка и различные экономические индексы, которые указывают на замедление, что также видно по рынку недвижимости, который уже теряет обороты”, сказал Костелету.

Далее она упомянула политический фактор, который международные рейтинговые агентства и аналитики также называют причиной неопределенности.

«Быстрое урегулирование политических вопросов путем досрочных выборов, безусловно, поможет», – сказал Костелету, указывая на покупателей недвижимости, которые заинтересованы в покупке греческих активов, но предпочитают подождать.

«Инвесторы которые прибывают из таких стран, как Китай, находят объекты недвижимости, которые они хотели бы купить, и решают, какие из них они приобретут, но предпочитают подождать, чтобы посмотреть, что произойдет».

Теохаракис не соглашается с мыслью Костелету, возразив, что досрочные выборы вряд ли что-то изменят в экономике.

«Не будет никакой дифференциации, какая бы партия ни пришла к власти», – сказал он, имея в виду правящую левую партию СИРИЗА и ведущую по опросам консервативную оппозиционную партию «Новая демократия». «Выборы не могут состояться позднее октября, что довольно близко», – добавил он.

Костелету также назвала кредитный сектор еще одной внутренней причиной замедления экономики.

«Местные банки по-прежнему в кризисе, у них по-прежнему огромное количество проблемных кредитов, и они не могут помочь экономике так, как должны», – заявила Николина Костелету агенству Синьхуа.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector