Изображение святой агнессы
Святая Агнесса Римская — быль, ставшая христианской легендой
Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты для миллионов верующих. В ее честь воздвигнуты базилики Сант Аньезе-ин Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами в Риме. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован Церковью и запечатлен в сердцах ищущих и страждущих. Что мы знаем о ней?
Житие Святой Агнии дошло до нас в нескольких редакциях. Достоверно известно лишь немногое. Например, ее имя Agnese (греч. agnox) — священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно также:
— Ее социальное положение — родилась в семье так называемых liberti, т. е. официально освобожденных от рабства. Возможно, ее родители были зажиточными людьми.
— День ее великомученической смерти — 21 января.
— Возраст — от 12 до 13 лет. А также место захоронения — там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами (см на карте Рима).
Можно предположить, что Агнессу казнили во времена Великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 — 313 годах. К тому времени, по подсчетам некоторых историков, в Римской империи насчитывалось не менее 6 млн. христиан, многие из которых участвовали в органах государственного управления. К тому же времени или чуть раньше (295 год) относится Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. В значительной степени претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы и амбиций местных градоначальников — префектов.
Легенда о самоотверженной любви к богу
Грустная легенда гласит о том, что в далекие времена, когда у власти стоял император Диоклетиан, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта был безнадежно влюблен в юную девушку по имени Аньесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты и владеет даром колдовства. Префект, следуя предначертаниям Дамасского эдикта и в немалой степени руководимый негодованием, приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне — красивейшая площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.
По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Юную Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант Аньезе ин Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом — это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога и его силу в воскрешении простых смертных.
Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись ступней великомученицы, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. Тогда юную девушку заклали как агнца (см. картины ниже).
Проведенное недавно исследование костей Святой Агнессы в самом деле не обнаружило следов огня.
Послесловие
В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь — не что иное, как символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы. В Древней Греции такими ветвями награждали победителей соревнований. Агнец — это символ непорочности и чистоты.
Очень важно понимать силу образа Святой Агнессы в контексте событий того времени. В условиях преследований и пыток, которым были подвержены ранние христиане Рима, не удивительно, что демонстрация принадлежности к гонимой язычниками религии требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным, потому и произвело сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка была неимоверно почитаемой в IV веке, а ее невинность с течением времени стала самым существенным атрибутом легенды.
В 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Всего каких-то 10 лет спустя. К сожалению, не раньше.
Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим ответственным проектом трудились лучшие таланты Рима — Джироламо Райнальди и Франческо Борромини.
21 января. Святая Агнесса (Агния), дева и мученица. Память
Христианская мученица Агнесса, жившая в Риме на рубеже III и IV веков, – одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых, образ которой к тому же отличается особой трогательной притягательностью.
Наиболее древние источники о ее жизни и мученичестве – панегирик св. Амвросия Медиоланского («О девстве», I, 2), высеченная в мраморе надпись Папы Дамасия в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также посвященный ей гимн поэта Пруденция – восходят ко второй половине IV века. Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.
Агнесса родилась около 291 г. в знатной римской христианской семье. Она отличалась красотой, но уже в раннем возрасте приняла решение всецело посвятить себя Богу и приняла обет безбрачия. Между тем, к ней воспылал страстью сын римского префекта Семпрония, а когда она отвергла его сватовство, донес властям, что она – христианка.
В начале IV века как раз было в разгаре гонение, устроенное императором Диоклетианом, а потому Агнессу схватили и отвели на допрос к префекту. Тот предложил ей принести жертву языческим богам, но Агнесса наотрез отказалась. Стремясь запугать ее, префект велел показать ей орудия пыток, но они, вместо ужаса, вызвали у нее лишь смех: «Вы можете, — сказала она, — испачкать свой меч в моей крови, но никогда не сможете осквернить мое тело, посвященное Христу».
Тогда разгневанный префект приказал раздеть ее и отправить нагую в публичный дом. Но когда с Агнессы сорвали одежды, у нее чудесным образом отрасли волосы, так что она смогла закрыться ими. Позже ангел доставил ей светлое покрывало. В публичном доме все мужчины, пытавшиеся приблизиться к ней, внезапно теряли свою мужскую силу и вынуждены были с позором отправляться восвояси, так что она сохранила свое целомудрие.
Также посетивший ее жених и вовсе умер, но когда его отец умолял Агнессу вернуть его к жизни, она молилась за него и он воскрес.
В конечном счете Агнессу приговорили в сожжению на костре как колдунью. Когда ее вели к месту казни, толпа язычников выкрикивала в ее адрес оскорбления. Однако солдаты, которые должны были привести приговор в исполнение, испытывали жалость к ней и колебались. Тогда Агнесса сказала: «Не медлите. Это тело пробуждает такое восхищение, которое я ненавижу. Пусть оно погибнет».
Ее поместили на костер и зажгли огонь. Агнесса молилась так: «Твое имя я славословлю и восхваляю по всей земле до ее края. Я исповедую Тебя своими устами и всем сердцем желаю Тебя». Тем временем огонь погас. Агнессу попытались заковать в кандалы, но оковы упали с ее миниатюрных членов. Наконец, один из солдат убил ее мечом, отрубив ей голову.
Было это, по преданию, 21 января 304 г., когда Агнессе было 12 лет.
Святой Амвросий писал о ее свидетельстве: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки в пальчик она вскрикивает как от раны. Но у этой девочки хватило смелости, чтобы не убояться меча. Она не потеряла отваги, оказавшись в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила голову. Узрите в ее жертве двойное мученичество: она сберегла свое целомудрие и свою веру».
Поэт Пруденций в своем посвященном Агнессе гимне писал так: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа ее, освободившись, улетела на небеса, где ее, следующую по белой дороге ведущей в рай, встретили ангелы».
Мученица Агнесса была похоронена в Римских катакомбах, которые до сих пор носят ее имя. Место ее погребения с самого начала было окружено почитанием верующего народа, там совершались чудеса. Затем почитание св. Агнессы распространилось по всей Западной Европе.
Дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 г. над катакомбами, где покоились останки святой, храм, который позднее был перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура. Святой Агнессе посвящен также еще один римский храм: Сант-Аньезе-ин-Агоне, в крипте которого покоится ее главная реликвия – отсеченная голова.
Для великих Учителей Западной Церкви – Амвросия Медиоланского, Иеронима, Августина – св. Агнесса была олицетворением девственной чистоты и целомудрия. Ее почитали как небесную покровительницу девственниц.
В Латинском обряде имя св. Агнессы было включено в Римский канон св. Мессы и в Литанию всем святым. Св. Агнессу почитают также православные (дни памяти – 21 января и 5 июля по Юлианскому календарю), верные Древних Восточных Церквей, англикане и лютеране.
Иконографические символы св. Агнессы – белый агнец (по созвучию имени), изображаемый у нее на руках или стоящим рядом, пальмовая ветвь. Святую часто изображают с длинными волосами, покрывающими ее тело, а также на костре среди пламени.
Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у художников Средневековья и Возрождения: ее изображали Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера и другие.
По давней традиции в день литургического поминовения св. Агнессы 21 января Папа совершает в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура обряд благословения двух ягнят (агнцев), из шерсти которых изготовляются паллии для митрополитов.
Агнесса Римская
Агнесса Римская 291 – 304 гг.
Дни памяти: 21 января/3 февраля и 5 июля/18 июля
Христианская мученица Агнесса, жившая в Риме на рубеже III и IV веков, – одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых, образ которой к тому же отличается особой трогательной притягательностью.
Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты для миллионов верующих. В ее честь воздвигнуты базилики Сант Аньезе-ин Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами в Риме. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован Церковью и запечатлен в сердцах ищущих и страждущих.
Наиболее древние источники о ее жизни и мученичестве – панегирик св. Амвросия Медиоланского, высеченная в мраморе надпись Папы Дамасия в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также посвященный ей гимн поэта Пруденция – восходят ко второй половине IV века. Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.
Агнесса родилась около 291 г. в знатной римской христианской семье. Девушка была очень красива, но уже в раннем возрасте решила всецело посвятить себя Богу и приняла обет безбрачия. Между тем, к ней воспылал страстью сын римского префекта Семпрония, а когда она отвергла его сватовство, донес властям, что она – христианка.
В начале IV века как раз было в разгаре гонение, устроенное императором Диоклетианом, а потому Агнессу схватили и отвели на допрос к префекту. Тот предложил ей принести жертву языческим богам, но Агнесса наотрез отказалась. Стремясь запугать ее, префект велел показать ей орудия пыток, но они, вместо ужаса, вызвали у нее лишь смех:
Вы можете испачкать свой меч в моей крови, но никогда не сможете осквернить мое тело, посвященное Христу.
Тогда разгневанный префект приказал раздеть ее и отправить нагую в публичный дом. Но когда с Агнессы сорвали одежды, у нее чудесным образом отрасли волосы, так что она смогла закрыться ими. Позже ангел доставил ей светлое покрывало. В публичном доме все мужчины, пытавшиеся приблизиться к ней, внезапно теряли свою мужскую силу и вынуждены были с позором отправляться восвояси, так что она сохранила свое целомудрие.
Также посетивший ее жених и вовсе умер, но когда его отец умолял Агнессу вернуть его к жизни, она молилась за него и он воскрес.
В конечном счете Агнессу приговорили в сожжению на костре как колдунью. Когда ее вели к месту казни, толпа язычников выкрикивала в ее адрес оскорбления. Однако солдаты, которые должны были привести приговор в исполнение, испытывали жалость к ней и колебались. Тогда Агнесса сказала: «Не медлите. Это тело пробуждает такое восхищение, которое я ненавижу. Пусть оно погибнет».
Ее поместили на костер и зажгли огонь. Агнесса молилась так:
«Твое имя я славословлю и восхваляю по всей земле до ее края. Я исповедую Тебя своими устами и всем сердцем желаю Тебя». Тем временем огонь погас. Агнессу попытались заковать в кандалы, но оковы упали с ее миниатюрных членов. Наконец, один из солдат убил ее мечом, отрубив ей голову.
Было это, по преданию, 21 января 304 г., когда Агнессе было 12 лет.
Святой Амвросий писал о ее свидетельстве: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки в пальчик она вскрикивает как от раны. Но у этой девочки хватило смелости, чтобы не убояться меча. Она не потеряла отваги, оказавшись в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила голову. Узрите в ее жертве двойное мученичество: она сберегла свое целомудрие и свою веру».
Поэт Пруденций в своем посвященном Агнессе гимне писал так: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа ее, освободившись, улетела на небеса, где ее, следующую по белой дороге ведущей в рай, встретили ангелы».
Мученица Агнесса была похоронена в Римских катакомбах, которые до сих пор носят ее имя. Место ее погребения с самого начала было окружено почитанием верующего народа, там совершались чудеса. Затем почитание св. Агнессы распространилось по всей Западной Европе.
Дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 г. над катакомбами, где покоились останки святой, храм, который позднее был перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура.
Святой Агнессе посвящен также еще один римский храм: Сант-Аньезе-ин-Агоне, в крипте которого покоится ее главная реликвия – отсеченная голова.
Для великих Учителей Западной Церкви – Амвросия Медиоланского, Иеронима, Августина – св. Агнесса была олицетворением девственной чистоты и целомудрия. Ее почитали как небесную покровительницу девственниц.
В Латинском обряде имя св. Агнессы было включено в Римский канон св. Мессы и в Литанию всем святым. Св. Агнессу почитают также православные (дни памяти – 21 января и 5 июля по Юлианскому календарю), верные Древних Восточных Церквей, англикане и лютеране.
Иконографические символы св. Агнессы – белый агнец (по созвучию имени), изображаемый у нее на руках или стоящим рядом, пальмовая ветвь. Святую часто изображают с длинными волосами, покрывающими ее тело, а также на костре среди пламени.
Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у художников Средневековья и Возрождения: ее изображали Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера и другие.
По давней традиции в день литургического поминовения св. Агнессы 21 января Папа совершает в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура обряд благословения двух ягнят (агнцев), из шерсти которых изготовляются паллии для митрополитов.
В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь – не что иное, как символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы. В Древней Греции такими ветвями награждали победителей соревнований. Агнец – это символ непорочности и чистоты.
Очень важно понимать силу образа Святой Агнессы в контексте событий того времени. В условиях преследований и пыток, которым были подвержены ранние христиане Рима, не удивительно, что демонстрация принадлежности к гонимой язычниками религии требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным, потому и произвело сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка была неимоверно почитаемой в IV веке, а ее невинность с течением времени стала самым существенным атрибутом легенды.
Молитва Святой Агнессе: Всемогущий и всевечный Боже, избравший немощное мира, чтобы посрамить сильное, милостиво благоволи, да те, которые блаженной Агнессы, мученицы Твоей, праздник рождения справляем, в стойкости веры ей последуем. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог во все веки веков. Аминь.
Изображение святой агнессы
Войти
Два мученичества святой Агнии (Агнессы) Римской
Сегодня День Ангела у моей славной и любимой внучки Агнии. http://molotoka.livejournal.com/415196.html
Пока Агния радуется подаркам, мне удалось основательно погрузиться в житие святой Агнии и сделать небольшой рассказ о ней. Думаю, нам всем будет интересно.
Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру. (свт. Амвросий Медиоланский).
Агне́сса Римская ( Агне́са , А́гния , Анна ( лат. Agnes ); ок. 291 г. — 304 г. ) — христианская мученица , жившая в Риме на стыке III и IV веков , ей было 12 лет.Одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. День памяти — 21 янв./ 3 февр.
В крипте церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне, построенной в 17 веке, находится глава мученицы Агнии
(Агнесс — так ее называют итальянцы).
Подвиг мученицы Агнии — обет, превышающий законы возраста — http://www.taday.ru/text/868024.html
Скульптурное изображение в мраморе Витраж
Современная греческая икона мц.Агнии
Базилика SanApolinare Nuove Rawenna, Италия
Интерьер SanApolinare Nuove Rawenna (слева процессия дев-мучениц, справа — процессия мучеников).
Три фигуры из процессии: мц.Пелагия, мц.Агата, мц.Агнесса. Вся процессия состоит из 22-х мучениц, выходящих
из равеннского порта Классе (Civitas Classis) по направлению к престолу Богородицы , держащей на коленях младенца
Христа, и окружённую четырьмя ангелами. Все мученицы изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые
золотом туники и белые вуали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников, изображённых
на противоположной стене . Фигуры разделены пальмами, под ногами — цветочное поле, у ног мц.Агнии — ягненок как
символ чистоты.
Попутно сообщаю, что атрибуты изображений св.Агнессы:
— белый агнец, лежащий свернувшись у ее ног, или на руках. | |||||||
— пальмовая ветвь мученицы (иногда оливковая или венок из оливковых ветвей), | |||||||
— меч или кинжал — инструмент ее мученичества, | |||||||
— горящий (погребальный) костер или пламя у ног. |
В самом начале видео византийские мозаики другой базилики, после чего идут мозаики базилики
Сант-Аполлинаре Нуово: Процессия мучеников — 2.00, процессия мучениц — 2.41. — св.мц.Агния — 3.32
Св. Агния. Мозаика в алтаре церкви святой Агнии на Навонской площади (Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура).
Рим. 625-638 гг.
Первое свидетельство о подвиге девы Агнии оставил святитель Амвросий Медиоланский.
«Еще не созревшая для наказания, она уже созрела для победы; Недоступная для поражения, она способна
для получения венца», — так писал свт. Амвросий Медиоланский о святой, чья память празднуется сегодня.
В своем труде «О девах» ( De Virginibus) святитель восторгался добродетелью юной девушки, которая, еще
не зная жизни, «так легко расставалась с ней». Она буквально стремилась к исповедничеству.
Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на «De Virginibus» святого Амвросия
Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на праздник св.Агнессы в январе 375 или 376 года — самое
древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В ней есть такие слова: «Все плакали, только в ее очах не было
слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как
будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее
сверстники не отвечали еще и за самих себя. ЕЕ свидетельство было достойным свидетельства зрелого
мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы».
Святой Амвросий написал также гимн, посвященный св. Агнессе, его текст с подстрочным переводом мы приводим
Изображение святой агнессы
Войти
Самая юная святая — Агнесса Римская
Картина из Дрезденской галереи Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом (исп. La Santa Agnes en la prisión, 1641) испанского художника Хосе де Риберы запомнилась мне ещё с детства. Она производила такое сильное впечатление, по-видимому, потому что девочке, изображенной на картине, было, как и мне тогда, 12-13 лет. Легенда, связанная со святой Инессой (по-другому, Агнессой, Аньессой, Агнией), трогала меня до глубины души.
В центре полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка в темнице. Длинные волнистые волосы скрыли ее наготу. Большие сияющие глаза устремлены к небу. Почти детское личико хранит следы печали. Кажется, что само полотно излучает свет. У Риберы образ Инессы — воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ, один из самых пленительных в мировом искусстве, написан с дочери художника.
Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты. В ее честь в Риме воздвигнуты базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован церковью. В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь — символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы, агнец — это символ непорочности и чистоты. Что мы знаем о ней?
1. Житие Святой Агнессы дошло до нас в нескольких редакциях. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на панегирике De Virginibus святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на празднике святой Агнессы в январе 375 или 376 года — самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В проповеди есть такие слова: «Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самих себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы».
Имя Agnese (греч. agnox) означает священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно, что родилась она в семье зажиточных людей. Великомученическую смерть приняла 21 января, когда ей было от 12 до 13 лет. Место её захоронения — там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Голова Святой Агнессы покоится в крипте базилики Сант-Аньезе на площади Навона. На фото — маленький придел с золотым ковчегом, перед которым всегда горят свечи. А в ковчеге — честная глава святой Агнессы (внизу, в окошечке, виден череп). В православной традиции — святая Агния.
Можно предположить, что Агнессу казнили во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 — 313 годах. К этому времени в Римской империи насчитывалось не менее 6 миллионов. христиан. Чуть раньше (295 год) был принят Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. Претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы местных градоначальников — префектов.
Во времена императора Диоклетиана, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта Прокопий был влюблен в юную девушку по имени Агнесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты. Префект приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.
По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Поэтому Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом — это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. Мужчины приходили с дурными намерениями, а уходили уверовавшими. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога.
Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись её ступней, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.
Святой Амвросий писал: «Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру».
Палачу Агнесса сказала: «Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам». После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентана (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы за Крепостными Стенами.).
Во времена Диоклетиана ранние христиане Рима подвергались преследованиям и пыткам. Не удивительно, что демонстрация принадлежности к христианству требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным. Поэтому стойкость девочки произвела сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка особо почиталась в IV веке, а ее невинность с течением времени стала важным атрибутом в её почитании.
Уже в 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. До сих пор в базилике Святой Агнессы за Крепостными стенами 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии (элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви, представляющий собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами).
2. Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим проектом трудились лучшие архитекторы Рима. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) начинал возводить Джироламо Райнальди, а закончил Франческо Борромини в 1657 году.
Оказавшись на площади Навона рядом с базиликой Святой Агнессы, вспомнила о впечатлениях детства, поэтому первым делом мы с мужем отправляемся туда.
3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини.
4. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.
5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы.
6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью.
7. Всё внутреннее пространство пронизано светом.
8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя.
9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки.
12. Горельефы левой стороны.
14. Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура (Эрколе Феррата) изображает мученицу в пламени костра.
15. Горельефы правой стороны.
17. Скульптура Святого Себастьяна в правом нефе.
18. После осмотра базилики, под впечатлением от красоты её внутреннего убранства выходим на площадь Навона. Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х. Именно ему пришла в голову мысль — облагородить запущенное пространство в центре города.
19. И прямо напротив церкви видим фонтан. Другие времена — другие нравы: многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навона.
20. Знаменитый фонтан «Четырех рек» работы Джан Лоренцо Бернини (1648-1651) возвышается в центре площади. Он украшен аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующими, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана установлен египетский обелиск, покрытый иероглифами. Его высота 16,53 метра.
25. По краям площади имеются еще два фонтана: на фото — фонтан Нептуна. Но настроение у нас сейчас не такое, чтобы внимательно осмотреть площадь, и мы покидаем этот праздник жизни.
Несколько слов о художнике: Хосе или Хусепе де Рибера (1591-1652) — испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях. Подробно о художнике.
Читайте далее: