Итальянские архитекторы в россии | Vasque-Russia.ru

Итальянские архитекторы в россии

5 итальянских архитекторов, работавших в России

Племянница последнего византийского императора Софья Палеолог до замужества с Иваном III жила при дворе папы римского. Приехав в Россию, она способствовала переезду в Москву талантливых итальянцев – в том числе архитекторов. Иностранные зодчие перестроили Кремль и вообще изменили облик Первопрестольной. Традиция пользоваться услугами специалистов с Апеннинского полуострова сохранилась и при Романовых. Пять выдающихся итальянских архитекторов, работавших в России, и их наследие – в нашем материале.

Земцов С. М.. Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века // Зодчие Москвы

Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини Д., Растрелли Ф., Росси К.

Уроженец Болоньи Аристотель Фьораванти (1415 – 1486) прославился уже у себя на малой родине. Там он совершил невероятный трюк – переместил с одного места на другое городскую башню. В 1474 году Иван III послал в Италию посла Семена Толбузина, который должен был найти для работы в Москве опытных зодчих и инженеров. Так Фьораванти и попал в Россию. Правда, переезду чуть было не помешала тюрьма. Архитектор угодил туда по ложному обвинению в сбыте фальшивых монет, но был оправдан.

Самым большим достижением Фьораванти на службе у великого князя Московского стало строительство Успенского собора в Кремле. С тех пор храм оставался главным кафедральным собором страны до самой революции, там хоронили патриархов. Сегодня детище итальянского архитектора считается старейшим полностью сохранившимся зданием в столице. Фьораванти исполнял обязанности начальника артиллерии и в этом качестве участвовал в военных походах на Новгород, Тверь и Казань. Также наводил понтонные мосты. Иван III, не желая отпускать мастера, даже сажал его на время в темницу. Аристотель Фьораванти так и умер в России, подарив ей свою лучшую постройку.

Антонио Джиларди прибыл в Московию в 1469 году вместе с посольством, перед которым стояла задача договориться о свадьбе великого князя Ивана III и Софьи Палеолог. В России Джиларди называли Антоном Фрязиным. Дипломат был еще и талантливым зодчим. Его умения в Москве оценили по достоинству.

Один из первых поселившихся в России итальянцев построил две башни (стрельницы) Кремля – Водовзводную (Свиблову) и Тайницкую. Так началась реконструкция белокаменной крепости, воздвигнутой еще при Дмитрии Донском. Свиблова башня была разрушена в 1812 году. Ее восстановили по проекту Осипа Бове. Так как о Фрязине сохранились лишь отрывочные сведения, существует гипотеза, что под личиной итальянца в историю вошли сразу два человека.

Изображение: Wikimedia Commons

Доменико Трезини (1670 – 1734) – первый архитектор Санкт-Петербурга, работавший в северной столице с момента ее основания. Им были построены Петропавловский собор, Летний дворец, заложен Кронштадт, а также Александро-Невская лавра. По велению Петра I туда были перенесены останки князя Александра Невского.

Другое знаменитое творение Трезини – здание Двенадцати Коллегий. Здесь располагались государственные учреждения, в том числе коллегии –министерства петровской эпохи. Также итальянец руководили перестройкой Петропавловской крепости. Перед домом самого архитектора в 2014 году ему был открыт памятник.

Из всех итальянских архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, Джакомо Кваренги (1744 – 1817) – едва ли не самый плодовитый. К его наследию относятся здание Смольного института, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском селе, здание Академии наук и Эрмитажного театра. Нося звание «архитектора двора ее величества», Кваренги исполнял в основном заказы Екатерины II. Императрица, по свидетельствам самого мастера, лично обсуждала с ним эскизы работ и предлагала свои идеи.

Одним из последних творений зодчего стали триумфальные ворота, сооруженные в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Кстати, Наполеон (который был еще и королем Италии) накануне похода в Россию приказал вернуться на родину всем итальянцам. Кваренги этого не сделал, за что был приговорен к конфискации имущества и смертной казни. Скончался он в Санкт-Петербурге.

Карло ди Джованни Росси (1775 – 1849) уехал в Россию совсем молодым человеком – в 20 лет. Его ранние работы в Санкт-Петербурге относятся к 1810-м гг. Самыми известными постройками стали Михайловский дворец, Александринский театр, здание Главного Штаба, здание Сената и Синода.

За перестройку Путевого дворца в Твери и другие проекты Карл Росси был удостоен ордена Владимира 4-й степени и чина коллежского советника (это был его предел на чиновничьей службе). В молодости итальянец был командирован в Экспедиции кремлевского строения. В этот период он участвовал в многих московских стройках (Синодальная типография, здания Оружейной палаты и Медико-хирургической академии). Росси ушел в отставку в 1832 году, вступив в конфликт с окружением нового императора Николая I.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Живопись_Арт Гугл (2861)
  • Пейзаж_Мировой_ХХ век (473)
  • Пейзаж_Россия, СССР_ХХ в. (464)
  • Cкульптура (375)
  • Портрет_Мировой_ХХ век (274)
  • Фентези (235)
  • а_сюрреализм (230)
  • Портреты_СССР, Россия (207)
  • а_импрессионизм (200)
  • Иллюстрации (167)
  • Учимся рисовать (154)
  • Природа_ Мир_21 век (26)
  • ХХ! век_ Мир (18)
  • ХХ1 век_Россия (14)
  • Природа_ СССР_20 век (13)
  • Живопись-19 век (314)
  • Живопись-20 век (205)
  • Живопись_16 век (60)
  • Живопись_17-18 вв (150)
  • Архитектура (909)
  • Дворцы (445)
  • Эзотерика (451)
  • Невероятное . (392)
  • Красота (417)
  • Физкультура, спорт (335)
  • Экстрим (147)
  • Культуризм (51)
  • Олимпиада зимняя (36)
  • Гимнастика, Фигурное катание (31)
  • Бокс (29)
  • Футбол, Хоккей (19)
  • Легкая атлетика (7)
  • Социология (248)
  • Лингвистика-Филология (237)
  • Мораль (230)
  • Этикет (55)
  • Секс (221)
  • Эротика (116)
  • Техника, авто (184)
  • Физика (183)
  • Астрономия (78)
  • Политика (169)
  • Киев_Днепр (153)
  • Армия и флот (146)
  • Армия (103)
  • Флот (30)
  • Образование (111)
  • Школа + 0 песни (46)
  • Высшая школа (35)
  • Английский + итальянский (21)
  • Эссе (104)
  • Промышленность (84)
  • Шоу-бизнес (75)
  • Запад (47)
  • Россия (28)
  • Цирк (61)
  • Фокусы (47)
  • Магия (61)
  • Развлечения (55)
  • Энциклопедии, архивы (42)
  • Личные записки (32)
  • Реклама (32)
  • Катастрофы (19)
  • Герои (15)
  • А_источники будущего роста (15)
  • Экология + сельское хозйство (8)
  • Аудио-книги (6)
  • Бизнес (245)
  • Экономика (143)
  • Торговля (51)
  • Заработать в интернете (9)
  • Видео-ролики (219)
  • Гео_Страны и города (3126)
  • Россия (779)
  • Туризм, море, отдых, парки (610)
  • Европа (554)
  • Азия (519)
  • Города мира (409)
  • Деревни (164)
  • Северная Америка (159)
  • Южная Америка (90)
  • Африка (70)
  • Страны мира (327)
  • Дом, хозяйство (316)
  • Дизайн (95)
  • Мебель (58)
  • Советы,рекомендации (44)
  • Хозяйство, ремонт (43)
  • Здоровье_медицина (368)
  • Знания, интеллект (310)
  • Ученые (72)
  • Искусство прикладное (607)
  • Ювелирное (170)
  • Г_История (2219)
  • Россия, СССР (1323)
  • Война, победа (330)
  • Европа (323)
  • Мифы (198)
  • Археология (126)
  • Азия (93)
  • Америка (83)
  • У Акорпа (27)
  • Кино (560)
  • Кино зарубежное (181)
  • Кино России_90-2010 (46)
  • Теле-Шоу (33)
  • Телевидение (33)
  • Мультики России (22)
  • Мелодии советского кино (18)
  • Кино советское 60-80 (203)
  • Мультики Советские (58)
  • Кино советское 30-50 (20)
  • Мультики (13)
  • Компьютерная служба (488)
  • К_ЛиРу (125)
  • Общение в интернете (115)
  • Разные дневники (36)
  • Сайты, бизнес (36)
  • К. игры (26)
  • Гуру (15)
  • E-nyn (13)
  • Фотошоп (95)
  • Культура (272)
  • Личности-Знаменитости (150)
  • Кухня_блюда_рецепты (480)
  • Спиртное (43)
  • Напитки (38)
  • Сладкое, десерты (30)
  • Мясо (26)
  • Выпечка, Запеканка (21)
  • Фрукты (18)
  • Салаты, закуски (18)
  • Овощи (17)
  • Борщи, супы (8)
  • Литература зарубежная (118)
  • Литература_русская (425)
  • Сказки (112)
  • Акорп (45)
  • Басни Крылова (13)
  • Мода (226)
  • Одежда, обувь (77)
  • Музыка (1009)
  • Джаз (79)
  • Танцы (76)
  • Зарубежные хиты (74)
  • Голос (73)
  • Танцевальная (47)
  • Народы мира (45)
  • Композиторы (40)
  • Духовная музыка (36)
  • Романсы + шансон (27)
  • Камерная, авторская песня (23)
  • Опера +Оперетта (22)
  • а_Саксофон + Труба (16)
  • а_Гитара + арфа (15)
  • Балет + вальсы (14)
  • Неоклассика + компьютерная (10)
  • а_Арфа (9)
  • Музыкальные сайты (8)
  • Звуки природы (7)
  • Шансон (6)
  • вальсы (4)
  • Музыка классическая (69)
  • Музыка релаксации (94)
  • Музыка эстрадно-попсовая (114)
  • Рок, рэп (63)
  • Русская народная (65)
  • Советская (115)
  • Новый Год (74)
  • Педагогика (145)
  • Персональные сайты (5)
  • Праздники (194)
  • Новый Год (58)
  • Ритуальные (40)
  • Cвадьбы (20)
  • 8 Марта (7)
  • Пасха (4)
  • 9 Мая + 1 Мая (3)
  • 1 Мая (1)
  • Психология (2321)
  • Этнопсихология (595)
  • Дети (436)
  • “Правила” жизни (345)
  • Позитив (248)
  • Психотерапия, саморазвитие (227)
  • Общая психология (162)
  • Тесты (145)
  • Семья (140)
  • Любовь (134)
  • Типология (121)
  • Чудо-дети (75)
  • Игры (140)
  • Растения (381)
  • Сады (259)
  • Религия (545)
  • Православие (197)
  • Восточные (181)
  • Католицизм (99)
  • Животные (1176)
  • Приколы, забавное (453)
  • Кошки (243)
  • Собаки (177)
  • Птицы (165)
  • Морские-речные (119)
  • Лошади, копытные (40)
  • Насекомые (34)
  • Видео (18)
  • Ли_Стихи (295)
  • Современные (93)
  • ХХ век (87)
  • До ХХ века (24)
  • АО (10)
  • Театр и артисты (56)
  • Философия (132)
  • Фотографии Оригинальные (392)
  • Природа (1229)
  • Горы (230)
  • а_Зима (187)
  • Нэйшн джиогрэфик (173)
  • Море (149)
  • Озера (91)
  • Леса (75)
  • Реки (70)
  • Пещеры (55)
  • а_Осень (48)
  • б_Лето (37)
  • Пустыня (34)
  • б_Весна (15)
  • Мужчины _ Женщины (449)
  • Цветы (315)
  • Юмор (945)
  • Прикольные фотки (273)
  • Фразы (185)
  • Видео (183)
  • Коллажи (97)
  • Карикатуры (80)
  • Рассказы (65)
  • Анекдоты (57)
  • Гифки (37)
  • Демотиваторы (28)
  • Эстрада (27)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Итальянские архитекторы в России

Пятница, 24 Июня 2016 г. 21:44 + в цитатник

Итальянские архитекторы в России

Изх истории Руси мы знаем, что красивейшие архитектурные строения, которые по сей день являются достопримечательностями строили известные архитекторы иностранцы. Предлагаю вспомнить итальянских зодчих, которые увековечили память о себе в красивейших сооружениях.

;

19 июля 1485 года в Москве итальянским зодчим Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня – старейшая башня Московского Кремля. Вспоминаем 7 итальянских архитекторов – строителей России.

1. Антон Фрязин

Архитектор и дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог.

Достижения

В 1580-ых он был ангажирован на строительство Московского Кремля: в его активе две башни Московского Кремля – Тайницкая м Водозводная.

2. Ридольфо Аристотель Фиораванти

О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».

Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» — дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.

Достижения

Построил Успенский собор в Московском Кремле. В качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь. Отливал колокола, чеканил монеты.

3. Пьетро Антонио Солари

Первый официальный главный архитектор Москвы. Приехал из Милана в 1490 году. Вероятно, Иван III предложил Солари внушительную сумму контракта, поскольку зодчий отказался от весьма заманчивых проектов в Италии. Прожил в Москве всего 3 года и умер в 1493 году.

Построил несколько башен Московского Кремля (Боровицкую, Константино-Еленинскую, Сенатскую и т.д.). Вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты.


4. Доменико Андреа Трезини

С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Достижения

По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

5. Антонио Ринальди

В 1751 году архитектор был приглашён в Россию, к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. Затем, в 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III.


Строительство Большого Гатчинского дворца

6. Джакомо Антонио Доменико Кваренги

В 1780 году приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Русский литератор Филипп Вигель вспоминал зодчего: «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» .

Достижения

Строительство Английского дворца в Петергофе, здания Эрмитажного театра, Академии наук в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.

7. Карл Иванович Росси

Уроженец Неаполя отправился искать счастья в России в 1795 году, поступив на службу в «Адмиралтейскую коллегию архитектурии» в Санкт-Петербурге.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.

Достижения

Своё мастерство Росси воплотил в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Александринской площади со зданиями Александринского театра и т.д.

Итальянские архитекторы в россии

Группа Historiчка Обязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!

Дорогие друзья , поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ

История России

19 июля 1485 года в Москве итальянским зодчим Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня – старейшая башня Московского Кремля. Вспоминаем 7 итальянских архитекторов – строителей России.

Архитектор и дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог.

В 1580-ых он был ангажирован на строительство Московского Кремля: в его активе две башни Московского Кремля – Тайницкая м Водозводная.

О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».

Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю — за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» — дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.

Построил Успенский собор в Московском Кремле. В качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь. Отливал колокола, чеканил монеты.

Первый официальный главный архитектор Москвы. Приехал из Милана в 1490 году. Вероятно, Иван III предложил Солари внушительную сумму контракта, поскольку зодчий отказался от весьма заманчивых проектов в Италии. Прожил в Москве всего 3 года и умер в 1493 году.

Построил несколько башен Московского Кремля (Боровицкую, Константино-Еленинскую, Сенатскую и т.д.). Вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты.

С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

В 1751 году архитектор был приглашён в Россию, к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. Затем, в 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III.

Строительство Большого Гатчинского дворца

В 1780 году приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Русский литератор Филипп Вигель вспоминал зодчего: «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» .

Строительство Английского дворца в Петергофе, здания Эрмитажного театра, Академии наук в Санкт-Петербурге, Александровский дворец в Царском Селе.

Уроженец Неаполя отправился искать счастья в России в 1795 году, поступив на службу в «Адмиралтейскую коллегию архитектурии» в Санкт-Петербурге.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном.

Своё мастерство Росси воплотил в ансамблях Михайловского дворца, Дворцовой площади с грандиозным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода, Александринской площади со зданиями Александринского театра и т.д.

Итальянцы в Москве: в каких зданиях просматриваются римские мотивы

500 лет назад началась роспись Успенского собора, первого «итальянского» сооружения на территории Москвы.

Мы уже пять веков живём в итальянской Москве: перебираем подошвами чётки площадей, нанизанных на Бульварную и Садовую дуги, взбираемся на горбатые мостики Яузы и Водоотводного канала, с которых разве что не видим чёрно-золотых гондол.

Чем Москва не Виченца?

После падения «второго» Рима – Константинополя российская столица приняла духовную эстафету от последнего византийского императора вместе с рукой и приданым его племянницы Зои. Став в 1472 г. женой великого князя Ивана III и правительницей Руси, Зоя – Софья Палеолог – своим реальным перемещением из Рима второго в Третий Рим – Москву осуществила связь времён.

Амбициозный Иван III не удовольствовался ролью «византийского мужа». Избавившись от ига Золотой Орды, он хотел закрепить освобождение в зримых образах. Его посол в Италии Семён Толбузин нашёл болонского инженера и архитектора Аристотеля Фьораванти и убедил отправиться за славой в неведомую Московию. В Кремле болонец возвёл Успенский собор, равного которому не знали ни на Руси, ни в Европе. Впервые над густыми лесами и болотистыми топями поднялось гармоничное здание с ровными стенами, широкими пролётами, похожее на сияющие итальянские дворцы.

Следом за Фьораванти в Москву хлынули его мастеровитые соотечественники. Антон Фрязин из Виченцы (Антонио Джиларди) построил Свиблову и Тайницкую башни обновлённого кирпичного Кремля 1 (до итальянцев в Москве не обжигали кирпич, строили из камня). Марк Фрязин (Марко Руффо) возвёл Спасскую, Беклемишевскую и Никольскую башни, а вместе с Пьетро Антонио Солари завершил строительство Грановитой палаты.

Стены и башни Кремля продолжал строить Алевиз Старый (Алоизио да Карезано). А его преемник Алевиз Новый, отработав в Бахчисарае у Менгли-Гирея на строительстве ханского дворца, прибыл в Москву и возвёл шедевр Ренессанса – Архангельский собор, настенные аркады которого с кружевными раковинами тотчас переносят нас на пьяццо ди Сан-Марко в Венеции.

Создав коллективным гением великолепный ансамбль на Боровицком холме, в котором можно отыскать десятки деталей, похожих на те, что на зданиях Милана и Вероны, Пармы и Виченцы, итальянцы кое-что успели сделать и в остальных районах города: Китайгородскую стену 2 и шатровую церковь в Коломенском 3 приписывают Петроку Малому (Пьетро Франческо ди Аннибале), а Алевизу Новому – собор Петра-митрополита в Высоко-Петровском монастыре 4 и Владимирскую церковь в Старосадском переулке 5.

Пятый век Палладио

Вторично нашествие итальянских зодчих в Москву пришлось на начало XVIII века. Пётр I, мысливший себя просвещённым европейским монархом, не мог обойтись без мастеров с Апеннин. Марио Фонтана радикально изменил фасад и достроил ансамбль каменного дворца в Немецкой слободе. Растрелли-сын, построив дворец для Анны Иоанновны в Кремле, затем переместил его в Лефортовский парк, а рядом выстроил Оперный дом и Иллюминационный театр. Эти шедевры елизаветинского барокко не имели шансов дожить до наших дней – они были деревянными.

Современником Растрелли был Франческо Кампорези, руке которого приписывают барочную усадьбу Орлова-Денисова на Б. Лубянке, 14 7, и дом Лобанова-Ростовского на Мясницкой, 43 8.

А в конце XVIII столетия в Москве успел поработать, ещё до того, как прославился выдающимися сооружениями в северной столице, Джакомо Кваренги: он автор старого Гостиного Двора в Китай-городе 9 и шереметевского Странноприимного дома 10.

Перед Первой мировой войной на Спиридоновке, 30/1, архитектор Иван Жолтовский, столь же убеждённый последователь гениального зодчего Андреа Палладио, как столетием раньше – Кваренги, построил особняк для миллионера Гавриила Тарасова 11. Получив от заказчика карт-бланш, зодчий скопировал палаццо Тьене в Виченце, пропорции позаимствовав у Дворца дожей в Венеции. Жолтовский до конца жизни варьировал палладианские мотивы в многоэтажных сталинских «сундуках». Таких, как на Моховой, 13 12, и Смоленской пл., 11-13/21 13, похожих на знаменитый «сундук» в центре Рима, поставленный при Муссолини и ехидно названный современниками «пишущей машинкой». А типовые кинотеатры 1950-х гг., спроектированные Жолтовским (например, «Победа» на Абельмановской ул., 17а 14), – почти ученически срисованные виллы Палладио.

Традицию украшения Москвы архитектурой с итальянскими реминисценциями продолжает одарённый российский зодчий Михаил Филиппов. Его «Римский дом» во 2-м Казачьем пер., 4-6 15, – попытка со­временную архитектуру делать качественно и на века, от чего мы отвыкли со времён Фьораванти и Кваренги.

Фото Эдуарда Кудрявицкого, Валерия Христофорова

5 итальянских архитекторов, работавших в России

Племянница последнего византийского императора Софья Палеолог до замужества с Иваном III жила при дворе папы римского. Приехав в Россию, она способствовала переезду в Москву талантливых итальянцев – в том числе архитекторов. Иностранные зодчие перестроили Кремль и вообще изменили облик Первопрестольной. Традиция пользоваться услугами специалистов с Апеннинского полуострова сохранилась и при Романовых. Пять выдающихся итальянских архитекторов, работавших в России, и их наследие – в нашем материале.

1. Аристотель Фьораванти

Уроженец Болоньи Аристотель Фьораванти (1415 – 1486) прославился уже у себя на малой родине. Там он совершил невероятный трюк – переместил с одного места на другое городскую башню. В 1474 году Иван III послал в Италию посла Семена Толбузина, который должен был найти для работы в Москве опытных зодчих и инженеров. Так Фьораванти и попал в Россию. Правда, переезду чуть было не помешала тюрьма. Архитектор угодил туда по ложному обвинению в сбыте фальшивых монет, но был оправдан.

— Фьораванти не только строил, но и руководил артиллерией —

Самым большим достижением Фьораванти на службе у великого князя Московского стало строительство Успенского собора в Кремле. С тех пор храм оставался главным кафедральным собором страны до самой революции, там хоронили патриархов. Сегодня детище итальянского архитектора считается старейшим полностью сохранившимся зданием в столице. Фьораванти исполнял обязанности начальника артиллерии и в этом качестве участвовал в военных походах на Новгород, Тверь и Казань. Также наводил понтонные мосты. Иван III, не желая отпускать мастера, даже сажал его на время в темницу. Аристотель Фьораванти так и умер в России, подарив ей свою лучшую постройку.

2. Карл Иванович Росси

Карло ди Джованни Росси (1775 – 1849) уехал в Россию совсем молодым человеком – в 20 лет. Его ранние работы в Санкт-Петербурге относятся к 1810-м гг. Самыми известными постройками стали Михайловский дворец, Александринский театр, здание Главного Штаба, здание Сената и Синода.

— Карл Иванович Росси творил в Петербурге, Москве и Твери —

За перестройку Путевого дворца в Твери и другие проекты Карл Росси был удостоен ордена Владимира 4-й степени и чина коллежского советника (это был его предел на чиновничьей службе). В молодости итальянец был командирован в Экспедиции кремлевского строения. В этот период он участвовал в многих московских стройках (Синодальная типография, здания Оружейной палаты и Медико-хирургической академии). Росси ушел в отставку в 1832 году, вступив в конфликт с окружением нового императора Николая I.

3. Джакомо Кваренги

Из всех итальянских архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, Джакомо Кваренги (1744 – 1817) – едва ли не самый плодовитый. К его наследию относятся здание Смольного института, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском селе, здание Академии наук и Эрмитажного театра. Нося звание «архитектора двора ее величества», Кваренги исполнял в основном заказы Екатерины II. Императрица, по свидетельствам самого мастера, лично обсуждала с ним эскизы работ и предлагала свои идеи.

— Наполеон приговорил Кваренги к смертной казни —

Одним из последних творений зодчего стали триумфальные ворота, сооруженные в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Кстати, Наполеон (который был еще и королем Италии) накануне похода в Россию приказал вернуться на родину всем итальянцам. Кваренги этого не сделал, за что был приговорен к конфискации имущества и смертной казни. Скончался он в Санкт-Петербурге.

4. Доменико Трезини

Доменико Трезини (1670 – 1734) – первый архитектор Санкт-Петербурга, работавший в северной столице с момента ее основания. Им были построены Петропавловский собор, Летний дворец, заложен Кронштадт, а также Александро-Невская лавра. По велению Петра I туда были перенесены останки князя Александра Невского.

— Доменико Трезини – первый архитектор Петербурга —

Другое знаменитое творение Трезини – здание Двенадцати Коллегий. Здесь располагались государственные учреждения, в том числе коллегии –министерства петровской эпохи. Также итальянец руководили перестройкой Петропавловской крепости. Перед домом самого архитектора в 2014 году ему был открыт памятник.

Антонио Джиларди прибыл в Московию в 1469 году вместе с посольством, перед которым стояла задача договориться о свадьбе великого князя Ивана III и Софьи Палеолог. В России Джиларди называли Антоном Фрязиным. Дипломат был еще и талантливым зодчим. Его умения в Москве оценили по достоинству.

— Итальянцы перестроили Кремль Дмитрия Донского —

Один из первых поселившихся в России итальянцев построил две башни (стрельницы) Кремля – Водовзводную (Свиблову) и Тайницкую. Так началась реконструкция белокаменной крепости, воздвигнутой еще при Дмитрии Донском. Свиблова башня была разрушена в 1812 году. Ее восстановили по проекту Осипа Бове. Так как о Фрязине сохранились лишь отрывочные сведения, существует гипотеза, что под личиной итальянца в историю вошли сразу два человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector