Итальянская оперная певица

Итальянские певицы: опера, 80-е, современные исполнители

Статья опубликована в подразделе Музыка (который является частью раздела Культура и искусство).

Италия поражает обилием талантливых деятелей искусства и культуры, более того, сама страна не раз являлась вдохновителем для творцов со всего мира, которые посетив ее удивительные просторы, рождали новые произведения, полные любви и надежды. Страстный темперамент итальянцев отличает манеру держаться на сцене и исполнять произведения известных композиторов, делая особый вклад в искусство.

Сегодня мы окунемся в чарующий мир музыки и пения: к вашему вниманию истории лучших итальянских певиц двадцатого столетия, их фотографии и видео с выступлений. Надеемся, эта статья откроет для вас нечто новое в музыке и у вас появится несколько любимых итальянских исполнителей.

Содержание

Итальянские оперные певицы

Начнем свой рассказ с легендарной Чечилии Бартоли (Cecilia Bartoli) – исполняет музыкальные произведения колоратурным меццо-сопрано. Родилась 4 июня 1966 года в Италии, Рим.

Родители были профессиональными певцами, и девочка пошла по их стопам: уже в 9 лет Чечилия вышла на сцену в опере «Тоска». Вокал девушке преподавала ее мать, хотя Чечилия училась в Римской Консерватории, но не пению, а игре на тромбоне. Как видите, будущая певица долгое время не спешила о себе заявлять как оперный исполнитель, и в театр Ла Скала попала совершенно случайно и необычно: принимая участие в телевизионном шоу, девушка исполнила отрывок из «Севильского цирюльника».

После этого Чечилия Бартоли получила много восторженных отзывов от специалистов, а Риккардо Мути, увидев ее выступление в передаче, пригласил юную девушку работать в лучший оперный театр мира. Певицей издано более 16 музыкальных альбомов с произведениями Моцарта, Россини, Вивальди, Глюка, Генделя, Кальдару и многих редко исполняемых композиторов.

На данный момент оперная итальянская певица создает собственные проекты, которые выглядят как телевизионные фильмы с красивыми интерьерами, образами и костюмами.

Одним из великолепных и сложных творений певицы оказался проект под названием «Sacrificium» – «Жертвоприношение». Альбом посвящен кастратам, их трагедии и жертве ради искусства. Чечилия Бартоли исполнила произведения, созданные специально для высоких голосов кастратов в память об их вкладе в искусство и преклонении перед их жизнью.

Мировое признание Чечилия получила за исполнение произведений эпохи барокко, а также Россини и Моцарта. Наиболее известные партии: Золушка из оперы Россини в исполнении певицы, Розина в «Севильском цирюльнике», Деспина в «Так поступают все», Клеопатра в «Юлии Цезаре». Знаменитая итальянская певица Чечилия Бартоли удостоена в 2002 году награды Греми, и несколько раз премии ЭХО-Класик, является кавалером ордена «За заслуги перед Итальянской республикой» и «Ордена искусств и литературы» (Франция).

Итальянская оперная певица Anna Caterina Antonacci

Анна Катерина Антоначчи родилась 5 апреля 1961 года в городе Феррара. Голос – меццо сопрано. Тембр ее голоса очень востребован при исполнении опер Россини. Певица изучала вокал в Болони, а первый ее дебют состоялся в 1986 году в городе Ареццо – партия Розины.

Принимает участие не только в оперных проектах, как певица, но и снимается в фильмах: Король на час или Мнимый Станислав (ТВ, 2010), Medea (ТВ, 2008), Кармен (ТВ, 2007),Троянцы (ТВ, 2003), Don Giovanni (ТВ, 1999)Роделинда (ТВ, 1998), Дон Жуан (ТВ, 1997), Макбет (1987), Proms (сериал, 2010) играет саму себя.

В 2009 году удостоена высшей награды для деятеля искусств во Франции, став Кавалером Ордена почетного легиона.

Итальянская оперная певица Barbara Frittoli

Барбара Фриттоли – мягкий тембр итальянского шелкового сопрано чарует и возносит к небесам. Родилась певица 19 апреля 1967 года в Милане, где и окончила консерваторию. Исполняет ведущие партии в театрах Европы и США, дебютировала в роли Микаэлы (Кармен) в 1995 году.

Критики говорят, что певица добилась бы больших результатов в Италии, если бы не ее манера исполнения: страсти и переживания передает лишь голос, а внешне исполнительница не достаточно эмоциональна. Фильмы с участием: Дон Жуан (2011) Don Turandot in the Forbidden City of Beijing (ТВ, 2000), Путешествие в Реймс (ТВ, 1992), Великие представления (сериал, 1970 – 2011) и другие.

Итальянские певицы 80-х

Под эти песни наши мамы и папы знакомились друг с другом на танцплощадках, женились, отдыхали. Итальянским певицам 80-х подражали исполнители из других стран, их песни звучали в фильмах, на них хотели быть похожими девочки, ими восхищались мужчины. Вот такими были те времена и песни пелись все больше о любви и надежде, в них не было обреченности, сарказма и обиды разве что светлая грусть. Слушая современные песни, скучаешь по тем временам, когда из динамиков не лился негатив и, казалось, что жить проще. Говорят, нам песня строить и жить помогает, так давайте вспомним тех женщин, которые были у истоков современной эстрады и подарили миру столько прекрасных хитов.

Мина Анна Маццини (Mina Anna Mazzini)

Сценический псевдоним Мина. Итальянская певица 70-х, 80-х годов, родилась в Бусто-Арсицио 25 марта 1940 года. Дебютировала на телевидении в 1959 году. Выступать начала совсем юной, когда ей едва исполнилось 15 лет. Известной стала после концерта в знаменитом клубе «Компас», где на тот момент выступали Элла Фицджеральд и Френк Синатра.

Начиная с 1960 года, певица снялась в 11 фильмах и еще в 20 кинолентах звучат ее песни. В 1978 году прекратила выступать на концертах, однако до сих пор выпускает музыкальные альбомы практически каждый год. Первый альбом назывался «Tintarella di luna» (1960). В 2012 году вышел CD «12 American Song Book». Всего за это время певицей выпущено около 100 альбомов.

Marina Fiordaliso (Марина Фьордализо)

Итальянская певица с неповторимым слегка хриплым голосом. Родилась 19 февраля 1956 года. Пела в стиле поп и рок, однако сейчас перешла на исполнение произведений в стиле soul (соул): критики считают, что именно это направление подходит ее глубокому вокалу. Училась в консерватории по классу вокал и фортепиано. Карьеру начала в 1981 году и сразу же была приглашена на конкурс в Сан-Ремо, однако стать его лауреатом ей удалось лишь в 1983 году (6 место). Всемирную известность ей принесла песня, которая победила в следующем году на том же фестивале и завоевала 5 место – Non voglio mica la luna.

Итальянская актриса и певица Giorgia Moll

Джорджия Мул родилась в Италии, город Прата ди Порденон 14 января 1938 года. Карьеру начинала с модельной деятельности – снималась в рекламе на телевидении. Далее стала актрисой. Фильмы с ее участием: комедия «Развинченный», режиссер Карло Лидзани (1955); «Тихий американец», режиссер Джозеф Манкевич (1958), а также работы в картинах французских режиссеров: Жан-Люк Годар, Стено, Альберто Сорди и другие. Как исполнительница песен стала известна в 60-е годы, выпустив несколько пластинок. В 70-х ушла из кино, начав заниматься фотографией. В 1984 году снова появилась в кинокартине режиссера Альберто Сорди под названием «Всех за решетку».

Понравилось узнавать интересные детали из жизни итальянских женщин? Читайте статью про Альберту Феретти, модельера из Италии.

Изучайте итальянский язык с нуля самостоятельно. Вся информация здесь.

Raffaella Carr? (Рафаэлла Кара)

Итальянская певица, актриса, телеведущая. Родилась в Болоньи 18 июня 1943 года. С детства участвовала в телевизионных постановках и в 8 лет ее отправили в Рим обучаться театральному мастерству. Начало карьеры на телевидении произошло в 60-е годы с участия в телепередачах, съемках в сериалах и мюзиклах. Партнерами по площадке был Френк Синатра, Марчелло Мастрояни. В начале 70-х Кара записала песню: «Какая музыка маэстро» для начальной заставки передачи «Канцониссима-70». Мелодия так полюбилась зрителям, что карьера певицы началась у Рафаэллы сама собой.

В те дни песня «Какая музыка маэстро» заняла верхние ступеньки хит-парадов. Сочетание профессионализма, актерского мастерства и вокала привлекало к Рафаэлле внимание зрителей, критиков и организаторов шоу-бизнеса. Кара была известна во всем мире, принимала участие во многих передачах, была телеведущей реалити шоу, конкурсов, концертов, несколько раз проводила Евровидение. Ее песни исполняли многие певцы со всех стран. За свою сценическую карьеру Рафаэлла Кара выпустила около 70 альбомов и на данный момент продолжает работать на телевидении как телеведущая лучших музыкальных шоу мира.

Современные итальянские певицы

Молодежь лихо подхватила музыкальную эстафету и шоу-бизнес наполнился новыми песнями на итальянском языке. Здесь приведем список современных итальянских певиц:

  • Giorgia – Джорджия Тодрани. Автор и исполнитель песен, известная по всему миру, благодаря своим вокальным данным. В детстве слушала джаз, что повлияло в дальнейшем на создание ее уникальной манеры исполнения. Популярность пришла к Джорджии в 1993 году на фестивале в Сан-Ремо, где ее песня Nasceremo занимает первое место. В 1994 году выпускает первый альбом под названием Giorgia, который становится дважды платиновым. Дуэт с Лучано Поваротти помогает ей стать знаменитой в Италии, после чего Джорджия несколько раз будет приглашена петь перед Папой Римским. В альбомах певицы присутствуют много звездных дуэтов, что делает ее творчество еще более разнообразным. Джорджию любят за ее смелость делать сложное и неизвестное и результатом этого являются еще несколько побед на фестивале в Сан-Ремо, работа ведущей радио передачи и вручение награды Wind Music Awards за песню Salvami.

  • Giusy Ferreri – красивая женщина, своеобразный голос, характерный для итальянок. Текст и музыку для своих песен пишет сама. Популярность получила после участия в итальянской версии шоу «Х-Фактор». Грандиозное достижение певицы – это альбом 2008 года «Gaetana», который получил звание платинового 4 раза подряд и продался тиражом 300 000 экземпляров. Это нужно видеть, так что, смотрите клип Джузи Феррери Non Ti Scordar Mai Di Me в конце нашей статьи.
  • Arisa – впервые вышла на сцену на фестивале в Сан-Ремо и завоевала специальный приз критиков и первое место в номинации «Лучший новый исполнитель». Советуем посмотреть ее клип «Meraviglioso amore mio» и вы навсегда останетесь поклонником этой невероятной исполнительницы.
  • Laura Pausini – певица популярная далеко за пределами Италии на Среднем Востоке и в Латинской Америке. В числе ее наград – Греми в 2006 году за альбом «Escucha», а другой ее диск «Primavera In Anticipo» в 2008 году разошелся тиражом в 1 800 000 экземпляров. Лаура Паузини исполняет песни на 5 языках в стиле баллады, поп и соул. Певица спела дуэтом со многими известными исполнителями современности и снискала всенародную любовь.

Мы желаем вам приятного прослушивания, потрясающих открытий и вдохновения, ведь каждый исполнитель способен показать вам свой неповторимый мир чарующих мелодий, о котором вы раньше не знали.

Итальянские певцы: немного истории и современность

В свое время Италия покорила мир своими певцами и певицами. Первых, правда, было и есть больше. Почитаемые всеми итальянские певцы, несмотря на некоторое охлаждение мировой публики, до сих пор остаются достаточно популярными. Но тут стоит понимать разницу между оперой и эстрадой, хотя встречаются и такие уникальные исполнители, которые могут совмещать это, не говоря уже о влиянии на итальянских исполнителей такого амбициозного течения, как тяжелый рок, где почему-то общепризнанными лидерами являются американцы и немцы.

Итальянские певцы: специфика исполнения

Нельзя не затронуть вопрос о том, почему итальянские исполнители стали такими популярными. Это может показаться странным, но именно среди них присутствует наибольшее количество теноров.

Даже всемирно известная опера La Scala находится именно в Италии. Но при этом в грандиозных постановках могут выступать не только оперные звезды, а еще и все те, кого многие пренебрежительно именуют «попса». Так почему же тогда итальянские певцы стали такими популярными?

Ответ прост! Изначально – опера. Второе – фестиваль в Сан-Ремо, ставший своего рода альтернативой «Евровидению». И голоса, звучавшие в курортном городе Италии, были слишком хороши для признания исполнителей первыми каждый год. Но! Есть и свои нюансы.

Итальянские оперные певцы: откуда происходит старт?

Как уже было сказано, La Scala является мировой сценой, куда стремятся попасть чуть ли не все мало-мальски уважающие себя теноры.

В мире оперного вокала именно эта сцена дает, что называется, путевку в жизнь. А ведь и Лучано Паваротти в свое время спел с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом. Пожалуй, по исполнению в ближайшие лет пятьдесят их не превзойдет никто.

Кстати, если кто помнит саундтрек одной из версий «Трех мушкетеров», там пели Стинг, Брайан Адамс и Род Стюарт. И с Адамсом на встрече друзей Паваротти спел эту песню, хотя и в оперном исполнении, но ничуть не хуже заслуженных рокеров.

Итальянская эстрада 80-х годов

В 1981-1982 гг. начался подъем итальянской эстрады, которую сейчас принято называть Italo Disco. Первопроходцами, по крайней мере, известными нашему слушателю, стали итальянские певцы Адриано Челентано, Аль Бано, Умберто Тоцци, Пупо, Тото Кутуньо, Риккардо Фольи, Андреа Бочелли и др. Только после появился такой известный всем исполнитель, как Эрос Рамазотти, кстати, издавший один из своих хитов в паре с мега-звездой Тиной Тернер. И сегодня песни итальянских певцов известны любому слушателю того поколения.

Но сначала сердца мира были завоеваны композициями L’Italiano, Soli, Storie di tutti giorni, Felicita и т. д. Что самое интересное, как потом оказалось, «семейный» дуэт Аль Бано и Ромины Пауэр оказался чисто коммерческим проектом, в который вложил деньги отец Ромины (посмотрите клип, на вокал можно даже не обращать внимания). А Аль Бано и до сих пор успешно гастролирует как оперный певец, посещая эстрадные подмостки только изредка.

К сожалению, певцы итальянской эстрады 80-х уже не собирают таких аудиторий, как раньше. Их больше приглашают на концерты в страны постсоветского пространства, но при условии исполнения хитов 20-летней давности. А нового особо ничего отметить, увы, и нельзя.

Современные исполнители

Итальянские певцы, утвердившиеся в опере или на диско-сцене, с конца 80-х почувствовали конкуренцию. Связано это было не только с падением спроса на диско, но и с активизировавшимся направлением музыки, сегодня называемом Metal.

Одной из самых известных и влиятельных групп современности, исполняющих совершенно техничный Power Metal, можно назвать итальянскую команду Rhapsody. Тут не только техника исполнения, а еще и музыкальный материал, большей частью основанный на эпических сагах, сказаниях или легендах.

Вместо заключения

Что добавить? Диско ушло в прошлое, хотя воспоминания о нем еще теплятся во многих сердцах, бившихся в то время в унисон с популярными композициями. Надо отдавать должное и тому, что развитие музыки продолжается, и очень хочется надеяться, что на смену современной итальянской музыке со временем придет что-то еще, не менее завораживающее и завоевывающее мир.

Но если несколько заглянуть в перспективу, тут ничего особо создавать и не нужно. Посудите сами, ведь в музыкальных канонах уже есть понятие «итальянского квадрата» в разных интерпретациях и с разными последовательностями смены аккордов при не изменяющейся тональности. Впрочем, кто знает…

Рейтинг оперных див

Каждая исполнительница, вышедшая на мировые оперные сцены, уже достигла вершин славы…

Но и среди лучших есть своя “табель о рангах”. Представляем десятку лучших оперных певиц – наших современниц.

1. Анна Нетребко (Anna Netrebko)

Русское сопрано Анна Нетребко безраздельно господствует в оперном мире, недосягаемая для других певиц.

Сказать, что она звезда современной оперы – это ни сказать ничего, она не просто звезда – она оперная певица от Бога.

Всё, что должно быть в оперной певице – необычайная красота, элегантность, артистизм, чувственность, ум и, конечно, изумительно чистый и точный голос, который легко узнаваем – всё это гармонично слилось в этом “эталоне” оперной сцены.

2. Анджела Георгиу (Angela Gheorghiu)

Румынская сопрано, мега-звезда оперной сцены Анджела Георгиу, на сегодняшний день является самой известной и самой неоднозначной оперной певицей в мире.

Некоторые критики утверждают, что славу ей сделала рекламная машина, мол у некоторых певиц голос сильнее, чем у Анджелы, у других техника лучше, у третьих диапазон больше, четвёртые красивее, пятые более артистичны, шестые утонченнее, но Анджела великолепнее их всех.

3. Мария Гулегина (Maria Guleghina)

Мария Гулегина – русское драматическое сопрано, “вокальное чудо с Верди, текущем в её крови” – вот только одна из характеристик, которую дали ей поклонники и критики.

На сегодняшний день ей нет равных в исполнении ролей “силового” драматического сопрано, особенно из репертуара Верди и Пуччини.

Отметив недавно четвертьвековой юбилей своей творческой деятельности, она продолжает радовать настоящих любителей оперы во всем мире своим огненным темпераментом и безупречно отшлифованным мастерством.

4. Тарья Турунен (Tarja Turunen)

“Голос Финляндии” не совсем классическая оперная певица, а точнее совсем не классическая, тем не менее её мощное трехоктавное лирическое сопрано является предметом зависти многих классических певиц.

Имея прекрасное академическое образование, она нашла своё призвание в современных видах оперного искусства – “classical crossover” и симфонический рок.

Легкая, красивая женщина покоряет сердца своих поклонников не только волшебными вокальными данными, но и своей оптимистичной и свободолюбивой энергетикой.

5. Рене Флеминг (Renee Fleming)

Рене – золотой стандарт полного лирического сопрано по американской версии оперного пения. Абсолютная примадонна нью-йоркской Метраполитен Опера в обозримом будущем.

В её репертуаре представлен весь цвет мировой оперы – итальянская, немецкая, французская, русская – везде она показывает свой роскошный талант, гениально передавая колорит великих произведений, наполняя каждую ноту невероятным смыслом и эмоциями, особым шармом и неповторимым обаянием, заставляя зрителей, услышавших её один раз становиться самыми преданными её поклонниками.

6. Даниэль Де Низ (Danielle de Niese)

Это лирическое сопрано – одна из самых молодых певиц, американка со шри-ланкийскими и голландскими корнями.

Выступает она всю жизнь, начиная со школьной скамьи, в результате её лёгкость и открытость на театральной сцене, а можно сказать и “щегольство” даёт фору многим более опытным певицам, а её взлёт к оперным вершинам является уделом мечтаний любой певицы.

7. Чечилия Бартоли (Cecilia Bartoli)

Если бы в мире была только опера эпохи Барокко и стиль исполнения только бельканто, то Чечилия Бартоли – итальянская примадонна со своим неповторимым колоратурным меццо-сопрано, была бы несомненно на самом верху оперного Олимпа.

Она одна из тех редких музыкантов, которым удаётся гармонично комбинировать свой незаурядный интеллект и вокальное мастерство.

Каждый свой творческий проект она превращает в шедевр, блестящий, чёткий, наполненный человеческими чувствами и эмоциями и, конечно, технически безукоризненный.

8. Анна Катерина Антоначчи (Anna Caterina Antonacci)

Итальянское очарование, с трудно классифицируемым голосом с успехом исполняет любую партию в этих диапазонах.

Её тембр скорее можно отнести к такому типу голоса, который в первой половине девятнадцатого века называли “короткое сопрано”, но иногда пара высоких нот может показаться слегка неточными.

9. Магдалена Кожена (Magdalena Kozena)

Чешское меццо-сопрано, со специфической красотой голоса – крепкого, богатого, но гибкого, свежего и отмеченного матово-серебристыми лирическими тонами, великолепно чувствует себя в самом разнообразном репертуаре: начиная от произведений Генделя, Россини и Вивальди и заканчивая песнями современных композиторов.

И, конечно, она ярко исполняет и пропагандирует романсово-песенный репертуар чешских классиков и чешского фольклора.

10. Джойс ДиДонато (Joyce D >

395 292 слушателя

Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии, будучи сыном Фернандо Паваротти — пекаря и певца, и Адель Вентури —…

Giuseppe Verdi

523 835 слушателей

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в селе Ронколе, расположенном близ городка Буссето и в 25 километрах от Пармы. Верди рос в…

Andrea Bocelli

659 554 слушателя

Итальянский оперный певец Андреа Бочелли родился в 1958 году в Ладжатико в провинции Тоскана. Несмотря на слепоту, он стал одним из…

Giacomo Puccini

384 681 слушатель

Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини (итал. Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini; 22 декабря 1858, Лукка —…

Gioacchino Rossini

416 645 слушателей

Джоаккино Антонио Россини (итал. Gioachino Antonio Rossini; 29, 02, 1792 — 13, 11, 1868) — итальянский композитор, автор нескольких десятков опер.…

Rosa Ponselle

2 222 слушателя

Вики-статьи пока нет.

Leyla Gencer

2 909 слушателей

Leyla Gencer was a world-renowned Turkish soprano opera singer.
Known as «La Diva Turca» (The Turkish Diva) and «La Regina» (The Queen) in the…

Vincenzo Bellini

69 472 слушателя

Сын Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города, Винченцо закончил Неаполитанскую…

Joan Sutherland, Marilyn Horne

2 466 слушателей

Вики-статьи пока нет.

Gaetano Donizetti

119 403 слушателя

Гаэтано Доницетти (итал. Gaetano Donizetti; 29 ноября 1797 — 8 апреля 1848) — выдающийся итальянский композитор .

Готовился сперва быть…

Franco Corelli

23 076 слушателей

Франко Корелли (итал. Franco Corelli) настоящее имя — Дарио Корелли 8 апреля 1921, Анкона, Италия — 29 октября 2003, Милан, Италия) —…

Vittorio Grigolo

32 927 слушателей

Витторио Григоло (род. 19 февраля 1977, Ареццо , Италия) итальянский певец. Витторио Григоло
Григоло родился в Ареццо, но вырос в Риме. Он…

Cecilia Bartoli, Leo Nucci

1 808 слушателей

Вики-статьи пока нет.

Licia Albanese

Личия Альбанезе (итал. Licia Albanese; род. 22 июля 1913, Бари, Королевство Италия) — итало-американская оперная певица XX века (сопрано).…

Pietro Mascagni

195 978 слушателей

МАСКАНЬИ, ПЬЕТРО (Mascagni, Pietro) (1863–1945), итальянский оперный композитор, родился 7 декабря 1863 в Ливорно. Руководитель и дирижер…

Mario Lanza

110 158 слушателей

Марио Ланца (настоящее имя Альфредо Арнольдо Кокоцца), американский тенор, киноактер. Родился 31 января 1921 года в Филадельфии, в семье…

Inessa Galante

4 544 слушателя

Вики-статьи пока нет.

José Carreras

103 359 слушателей

Хосе Каррерас (р. 5 декабря 1946, Барселона, Испания)испанский певец (тенор). Вырос в крайней нищете, усугубленной разорением страны в…

Mirella Freni

21 153 слушателя

Мирелла Френи — итальянская оперная певица (сопрано).

Родилась 27 февраля 1935 в г.Модена, Италия.
С детства знакома с Лучано Паваротти (их…

Amelita Galli-Curci

6 233 слушателя

Амелита Галли-Курчи (итал. Amelita Galli-Curci, урождённая Амелита Галли; 18 ноября 1882, Милан, Италия—26 ноября 1963, Ла Холье, США) —…

Ruggiero Leoncavallo

6 239 слушателей

Руджеро Леонкавалло (итал. Ruggero Leoncavallo; 23 апреля 1857, Неаполь — 9 августа 1919, Монтекатини) — итальянский композитор.

Лина Кавальери

Последняя роковая женщина Прекрасной Эпохи и первая супер-модель

Человечество всегда проявляло повышенный интерес к красивым женщинам. В нынешние времена у нас нет недостатка в их портретах, а ведь не так давно люди могли судить о женской красоте только по описаниям в книжках, по рисункам, да по редким фотоснимкам в журналах.
Все изменилось в конце XIX столетияю С одной стороны, производство фотографии значительно удешевилось, а с другой — большинство европейских стран узаконило хождение почтовой открытки.

Это была настоящая визуальная революция

На открытках печатали все, что угодно: от сцен тушения пожаров до похорон архиереев. При этом качество изображения на открытках значительно превосходило любые журнальные публикации.

Первенство по продажам, разумеется, держали артистки. Внезапно простые люди получили возможность посмотреть на великолепные наряды, на «белоснежные плечи» и «огненные глаза», столь восхваляемые газетными хроникерами. Коллекционная лихорадка охватила всю Европу и Америку. «Артисток» выставляли в витринах, развешивали над кроватями и хранили как важную часть приданого. Спрос на красоту был таков, что начиная с 1906 года продажи открыток удваивались каждые шесть месяцев. Это был самое массовое хобби в истории человечества.

Первой всемирно признанной фото-дивой суждено было стать итальянке Лине Кавальери. Она родилась 25 декабря 1874 года в городе Витербо недалеко от Рима. Ее семья была настолько бедной, что ни о каком серьезном образовании даже речи идти не могло. Платьишки были самодельными, туфли доставались в наследство от родни.

Будущая звезда начала карьеру с продажи газет и фиалок на углу. Но для юной девушки это было небезопасное занятие: многие страстные сеньоры считали, что она должна торговать не только цветами, но и собой. Дело раз за разом кончалось пощечинами и слезами, и Лина сменила занятие и стала подрабатывать в качестве исполнительницы популярных песенок в кафе-шантане.

Но и там ей недвусмысленно намекнули:

Хочешь денег и успеха, не огорчай отказами тех, кто может тебе помочь.

Между тем деньги Лине были отчаянно нужны: ее отец потерял работу и ему не на что было содержать многочисленное семейство.

Лина Кавальери на афише «Фоли Берже«

Лине пришлось принять намеки доброжелателей к сведению, и весьма скоро ее имя появилось на афишах самых престижных увеселительных заведений Рима. Через год она выступала в знаменитом «Фоли Берже», еще через несколько месяцев — в Лондонском Императорском Театре. Но наибольшую славу ей принесло сотрудничество с парижским фотографом Леопольдом-Эмилем Рутлингером.

Прекрасная эпоха

Рутлингер был одним из самых успешных фото-мастеров своего времени: у него снимался весь цвет европейской аристократии. Заработав капитал на дамах высшего общества, он решил вложиться в новомодный открыточный бизнес. Именно в его студии создавались фотографии парижских красоток, благодаря которым конец XIX — начало ХХ веков получили название «Прекрасная эпоха».

Рутлингер тщательно выбирал своих моделей. Это должны были быть не просто милашки с котятами в руках. Рутлингеру нужны были женщины-сенсации:

  • первая красавица Парижа — балерина Клео де Мерод,
  • звезда варьете Лиан де Поги,
  • куртизанка Каролина Отеро, по форме груди которой были сделаны купола отеля «Карлтон» в Каннах…

Подписав контракт с начинающей певицей Кавальери, Рутлингер не прогадал. Лина отправилась в Санкт-Петербург на гастроли, и в нее влюбился князь Александр Барятинский (1870-1910), представитель одного из самых знатных родов России.

Слухи о романе итальянской красавицы и потомка Рюрика подняли Петербург на дыбы. Билеты на представления с участием Кавальери перепродавались с десятикратной накруткой, а открытки с ее портретами расходились многотысячными тиражами.

Лина Кавальери в русском костюме

Дело шло к свадьбе

Однако высший свет воспринял известие о помолвке Кавальери и Барятинского с крайним возмущение: шансонетки-любовницы были чуть ли не обязательным элементом жизни богатых и родовитых мужчин, но шансонетка-жена — это просто не укладывалось в головах. Николай II напрямую запретил Барятинскому жениться на Кавальери, и тот не посмел ослушаться государя.

Для Лины это был страшный удар. У нее были деньги и слава первой красавицы, но двери высшего общества были для нее закрыты.

В конце XIX века артисты не пользовались уважением в глазах сильных мира сего: их расценивали как людей второго сорта — вынужденных петь и танцевать на потеху публике. Исключением являлись звезды оперы и балета — это уже было высокое искусство, которому аплодировали короли. Однако, чтобы получить место даже в хоре или кордебалете, нужно было обладать поистине выдающимися природными способностями и отличной школой.

Лина Кавальери не имела ни того, ни другого. Но зато она твердо знала, что ей нужно от жизни. Она пригласила лучших учителей, которых только можно было нанять за деньги, и принялась делать из себя оперную примадонну.

Дебют на оперной сцене

В 1900 году Кавальери отправилась в Лиссабон, где состоялся ее дебют на оперной сцене. Но это выступление закончилось полным провалом: зрители свистели и топали ногами, а на следующий день газеты напечатали ужасные рецензии.

Завистники ликовали, а между тем Лина и не думала сдаваться. Она вернулась в Италию и с еще большим упорством принялась за репетиции. Через два месяца, когда она вновь появилась на оперной сцене, публика отнеслась к ней хоть и со сдержанным недоверием, но вполне благосклонно. А ведь многие пришли на представление лишь для того, чтобы убедиться в «старой истине»: красивая женщина не может быть талантливой…

Через год даже скептики были вынуждены признать: случилось чудо — кафе-шантанная певичка, успех которой держался лишь на внешних данных и деньгах многочисленных любовников, превратилась в настоящую оперную звезду. Ей рукоплескали в Милане, Петербурге и Нью-Йорке. Восторженные студенты носили ее на руках в буквальном смысле слова: от вокзала до гостиницы и от гостиницы до театра.

Лина Кавальери в Генуе, 1905 г.

Газеты чуть ли не в каждом номере печатали последние новости из ее жизни: с кем она выходила на прогулку, что ела на завтрак и как себя чувствовала ближе к обеду. Кроме того, Лина активно снималась для рекламы шоколада, папирос, граммофонов, мыла и пр.

Лина Кавальери рекламирует мыло Palmolive

Кавальери превратилась в объект поклонения миллионов. Ни одна женщина до этого не пользовалась такой ошеломляющей популярностью. Лина была символом успеха и зримым доказательством того, что терпение и труд могут вознести тебя на вершину Олимпа. И неважно при этом, кем ты являешься по происхождению.

Публика с жадностью изучала каждый ее портрет: прической а-ля Кавальери щеголяла чуть ли не каждая вторая модница; Линины наряды тут же копировались журналами. Даже ее фамилию тиражировали: на афишах театров мелькали имена Вирджинии Кавальери, Эмилии Кавальери, Марии Кавальери и пр. Все, разумеется, были «однофамилицами от рождения».

В 1908 году газеты сообщили о том, что Лина Кавальери вышла замуж за американского миллионера Роберта Ченлера (1872-1930). Этот брак с самого начала носил весьма странный характер: супруги расстались через неделю. Официально развод был оформлен в 1912 году.

При этом карьера Лины существенно пострадала: родня ее бывшего мужа настояла, чтобы администрация Нью-Йоркской Метрополитен Оперы разорвала с Кавальери подписанный ранее контракт.

Следующим ее мужем стал оперный тенор Люсьен Мураторе (1878-1954), от брака с которым у Лины родилась дочь Элена.

Звездная пара выступала на театральной сцене и занималась постановкой кино-варианта оперы «Манон Леско». Это был довольно рискованный шаг. Шел 1914 год, и звуковым сопровождением «синема-оперы» могло быть либо треньканье местных пианистов, либо шипение граммофонной пластинки.

Фильму предсказывали провал: синематограф считался низким жанром и серьезным артистам было не к лицу играть перед камерой — даже за солидные гонорары. Однако Лина и здесь не прогадала: публика валом валила в электротеатры — ведь Кавальери была первой актрисой мирового уровня, согласившейся играть в кино. И бог с ним, со звуком! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Фильмы с участием Лины Кавальери рекламировались так:

«Синема-драма в пяти актах с прологом. Действие происходит в Риме в наши дни. Костюмы героини — последние парижские новинки фирмы Paquin. На экране видна личная вилла Кавальери, три нитки жемчуга стоимостью в 2 миллиона франков и шиншилловое манто стоимостью в 250 тысяч франков».

Началась война

С началом Первой мировой войны новости с фронтов затмили светскую хронику, типографии столкнулись с острой нехватки бумаги, и это положило конец эпохе открыточных красавиц. Люсьен и оба брата Кавальери записались в армию, и сама она также поступила в госпиталь в качестве сестры милосердия.

Лина больше уже не пела. В 1914 году она выпустила книгу по уходу за телом и лицом, открыла салон красоты в Париже и снялась еще в нескольких фильмах. Однако личная жизнь у нее не складывалась: выяснилось, что Люсьен регулярно изменял ей и даже имел ребенка от другой женщины. В 1927 году Кавальери и Мураторе развелись.

Лина Кавальери в своем салоне красоты в Париже

Последним мужем Лины был автогонщик Джованни Кампари (1892-1933), с которым она, впрочем, прожила недолго.

Кавальери погибла 8 февраля 1944 года во время налета авиации союзников на ее виллу.

Биография Кавальери долго будоражила умы

В 1920 году вышел фильм “Romance”, снятый по пьесе Эдварда Шелдона, — с Дорис Кин в главной роли. В 1930 был выпущен его римейк с Гретой Гарбо. В 1955 году Джина Лоллобриджида снялась в роли Кавальери в фильме «Самая красивая женщина в мире». В 2004 году Джованна Гаглиардо выпустила документальный фильм о Лине – “Bellissime 1”

Книги Лины Кавальери

My Secrets of Beauty by Mme. Lina Cavalieri, the Most Famous Living Beauty (1914)

Lina Cavalieri, Le mie verità, redatte da Paolo D’Arvanni, Roma, Soc. An. Poligr. Italiana, 1936 (Книга воспоминаний Лины Кавальери «Правда обо мне»)

Книги о Лине Кавальери

Vincenzo De Angelis, Lina Cavalieri e Gabriele D’Annunzio, Roma, Fratelli Palombi, 1955 («Лина Кавальери и Габриэле д’Аннунцио»)

Paul Fryer and Olga Usova, Lina Cavalieri: the Life of Opera’s Greatest Beauty, 1874-1944 (2006)(«Лина Кавальери: Жизнь оперной красавицы»)

Vittorio Marinelli, L’avventura cinematografica di Lina Cavalieri, S.l., s.n., 1986 («Приключенческие фильмы Лины Кавальери»)

Franco Di Tizio, Lina Cavalieri, la donna più bella del mondo, la vita 1875-1944, prefazione di Dacia Maraini, Chieti, Ianieri, 2004 («Лина Кавальери, самая красивая женщина в мире»)

Фильмография Лины Кавальери

  • 1914 — Manon Lescaut / Манон Леско
  • 1915 Sposa nella morte! / Невеста смерти
  • 1916 La rosa di Granata / Роза Гранады
  • 1917 The Eternal Temptress / Вечная соблазнительница
  • 1918 Love’s Conquest / Завоевание любви
  • 1918 A Woman of Impulse / Порывистая женщина • 1919 The Two Br >

Кадр из фильма «Порывистая женщина» (1918)

Аудиозапись

Читайте далее: