Интересные факты об архитектуре древней греции

Архитектура Древней Греции: кратко, самое главное

Рассказать об архитектуре Древней Греции кратко, самое главное — значит описать планировку городов, периоды развития и стили. Далее, выделить самое главное в каждом периоде и изложить простыми словами. Что и сделано для Вас в статье. Плюс примеры с фотографиями, чтобы было понятней о чём речь. В последнем абзаце — выжимка. Кто очень спешит — сразу туда.

Принцип строительства городов или греческая мифология и её отражение в архитектуре

Архитектурный облик Древней Эллады отражает мифы народа, жившего на её территории. В мифологии Древней Греции боги обитали на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. По такому же принципу строились города (полисы).

Храм Геры в Олимпии. Сегодня здесь хранится Олимпийский огонь

Где и как жили простые смертные?

Вокруг природного или насыпного холма строили нижний город. Ремесленники одной профессии жили компактно в кварталах. В центре всегда была торговая площадь, где они решали хозяйственные и административные вопросы, собираясь вместе. Место это называлось агора.

Вокруг агоры строили общественные здания для совета общины (булевтерии) подобно современной мэрии. Для торжественных мероприятий строили пританеи. Всякого рода развлекательные клубы (лесхи), театры, стадионы, парки располагались здесь же.

Гимназии и спортивные школы (палестры) имели большие комплексы находились неподалёку.

Где и как отдыхали боги?

На холме, окружённом городом, возводили храм для бога-покровителя. Как правило холмы имели и защитную функцию: их хорошо укрепляли на случай войны. Назывались такие холмы — акрополи.

Храм Афайи на острове Эгина в Сароническом заливе

Самыми могущественными городами-государствами в тот период являлись Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Они как сотрудничали, так и воевали между собой.

Архитектура архаики: греческая ордерная система

К этому периоду относят VIII – VI вв до н.э.. Это времена, когда

  • впервые провели олимпийские игры,
  • Гомер написал «Иллиаду» и «Одиссею»,
  • греки захватили Сицилию, южную Италию и Фракию.

Достижениями греческого зодчества архаического периода считается создание и последовательное применение ордерных принципов. Ордер — это стоечно-балочная система, состоящая из

  • вертикальных колонн и пилястр и
  • горизонтальных перекрытий (антаблемент).

Слово это произошло НЕ от «ордена», а от латинского ORDO — строй, порядок. Возник этот принцип, как важный элемент архитектуры общественного здания.

Дорический ордер и его брутальность

В начале периода архаики использовался дорический ордер. Название своё получил от живших на северных территориях греческой метрополии дорийских племён.

Храмы тяжеловесны и приземисты, колонны, простые, мощные, немного утолщенные (Мужественные). Верхняя часть колонны – капитель – образуется двумя каменными плитами (нижняя круглая, верхняя квадратная). Вертикальные желобки вдоль создают устремленность вверх.

По всему периметру храма тянется полоса украшений – фриз. На узких сторонах храма под крышей образуются треугольники — фронтоны, которые украшали скульптурами. Когда-то были разукрашены в красный и синий цвет, но краски осыпались и теперь храмы белые.

Несущие конструкции храмов (колонны и архитравы) не раскрашивались.

Это подтверждают раскопки

  • храма Геры в Олимпии,
  • храма Афайи (Афеи) на острове Эгина в Сароническом заливе и другие.

Ионический ордер: храм богини Артемиды

Ионический ордер характеризуется легкостью в пропорциях, декоративностью и изяществом. Он сформировался под влиянием культуры Востока в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции. Начали использовать его в конце архаического периода наряду с дорическим.

Наиболее известен храм Артемиды, всегда юной богини охоты и женского целомудрия, дающей счастье в семейной жизни (архитекторы Херсифон и Метаген) в Эфесе, выстроенный в конце VI в. до н.э. — одно из 7 античных чудес. В настоящее время — это город Сельчук на юге турецкой провинции Измир.

Руины храма Артемиды в Эфесе и модель-реконструкция в парке Миниатюрк (Турция)

Большое внимание уделялось ландшафтному дизайну вокруг храма. В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей.

Классический период: архитектура Древних Афин

Классический период относят к V веку до н.э.. Это время, когда жили философы

  • Софокл, Сократ, Демокрит, Платон и
  • великий целитель Гипократ, клятву которого и сегодня произносят врачи.

Принцип планировки городов сохраняется, но здания становятся более лёгкими и воздушными. Наиболее известным памятником классического периода является Афинский акрополь (фото кликабельно).

Афинский Акрополь

Как богиня Афина стала владычицей Аттики

Миф гласит, что покровительница воинов и ремесленников, богиня Афина воткнула в землю Аттики (область Греции) копьё. На этом месте выросло оливковое дерево, которое она подарила людям. Подарок так понравился, что её признали повелительницей, а столицу назвали её именем.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 в до н.э. и неразрывно связан с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозное строительство в Афинах, а именно на укрепленном холме Акрополе.

Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее на возвышении был поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь. В центре высилась бронзовая статуя покровительницы города — богини мудрости Афины.

Реконструкции афинского Акрополя (фото увеличивается) Ссылка

Далее виднелся своеобразный и сложный храм Эрехтейон. Его отличает выступающий портик, где перекрытия поддерживают мраморные изваяния в виде женских фигур — кариатиды.

Главное сооружение Акрополя – храм, посвященный Афине – Парфенон. Он так же является отличным примером дорического стиля. Сохранились имена его создателей – Иктин и Калликрат. В храме стояла колоссальная статуя Афины, созданная Фидием.

Хоромы богини Афины

В 447 году до н. э. началась работа над Парфеноном, чтобы заменить старый храм, разрушенный персами в 480 до р.Х.. Парфенон, который мы видим сегодня, начался именно по приказу Перикла.

Дело поручили архитекторам Иктинуи Калликарту. Отделкой занимался Фидий. Их задачей было своим талантом воскресить силу, величие и могущество общеэллинской державы.

Весь храмовый комплекс был построен из белого мрамора. Парфенон, храм богини Афины, является главным и наиболее величественным.

Он признан величайшим достижением зодчих всех времён. Имеет более стройные и изящные пропорции, чем храм Зевса в Олимпии, но высотой не уступает ему.

всё вместе вызывало гордость, восторг и восхищение.

На входе в акрополь располагались Пропилеи, где находились картинная галерея (пинотека) и богатая библиотека. Пропилеи — это торжественный вход на территорию комплекса, служащий воротами.

Шик храма богини победы Ники

Обратите внимание на маленький Храм Ники (справа), расположенный на возвышенности к юго-западу от входа. Он был построен в ок. 420 до н.э. по проекту архитектора Калликрата в ионном порядке.

Ионический ордер проник на территорию Греции из области Ионийской Малой Азии. Колонны более нарядные и утонченные. Средняя часть капители напоминает закрученную латинскую букву I , разрезанную пополам – волютами.

Ряды колонн перед каждой из его узких сторон украшают рельефные фризы на верхней части стен. На них изображены боги (с восточной стороны) и сцены из битв.

С точки зрения его скульптурной композиции храм Ники был шикарный. Маленькое здание было украшено больше, чем любой ионический храм в истории греческой архитектуры.

Его декор состоял из пяти взаимосвязанных зон. Каждая драматически отражала тему афинской победы в битве. Крыши украшали сложные скульптурные группы из позолоченной бронзы. Фронтоны — сцены битвы.

На момент строительства это было необычно: фронтоны классических ионических зданий обычно не украшались.

Кариатиды Эрехтейона

Другой пример, где встречается ионический ордер — это своеобразный и сложный по плану храм Эрехтейон (примерно 406 — 421 до р.Х.). Храм известен, потому что он был асимметричен. Греческий стиль — это прежде всего симметрия. Частично такой проект объясняется тем, что строение находится на разных уровнях.

Говорят, что в этой части Акрополя были некоторые очень древние святилища. Одним из предназначений нового здания было объять их. Здесь хранились дары, приносимые в жертву богам.

На южном крыльце (самом известном) вместо типичных колонн крыша поддержана шестью статуями девиц — Кариатидами. На внешней стороне храма можно увидеть шесть ионических колонн на стороне восточного фасада.

Храм Эрехтейон в афинском Акрополе (юго-западная сторона)

Греческие архитекторы в период классицизма умело использовали пейзажный рельеф, в том числе для строительства

  • светских зданий,
  • торговых комплексов и
  • зрелищных арен.

Стадионы находились в естественных долинах. Зрительские места в театрах спускались со склонов гор к сцене (орхестре).

Легенда о возникновении Коринфского ордера

В классический период скульптор Каллимах из Коринфа изобрёл Коринфский ордер. Его отличие — более насыщенный декор (разновидность ионического ордера). По легенде, его прообразом стала корзина, обвитая листьями буйно растущего кустарника. Архитектор увидел её на могиле девушки.

Коринфский ордер называют «девичьим» или «юношеским»,
дорический — «мужественным» или «мужским»,
а ионический — «женственным» или «женским».

В конце классического периода к дорическому и ионическому ордеру добавился коринфский.

Эллинизм: чудеса и открытия

Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой — двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген. Римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.

Как греки обогатили Египет

Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.

Но самым грандиозным считается стометровый Александрийский морской маяк (о. Форос).

Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней — Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея.

Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес«. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.

Как Колосс Родосский пал дважды

Ещё одно «чудо» из списка было построено Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса — Колосса Родосского. Простоял он около 50 лет на Родосе и был разрушен землетрясением.

Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а его имя с итальянским произношением «Колизей» перешло амфитеатру.

Древнегреческий стиль: угасание

Архитектура эллинизма стремиться к большей пышности:

  • колонны становятся еще более стройные,
  • канавки более углублённые,
  • коринфские капители более украшенными растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Храмам стали уделять мало внимания. Богов забывали: строили в основном

  • общественные сооружения,
  • дворцы,
  • библиотеки,
  • амфитеатры,
  • обносили площади колоннадами.

Усилилось влияние других стилей, появилась эклектика.

Архитектура Древней Греции: кратко

  • Принцип градостроительства: боги — наверху, смертные — внизу.
  • 3 периода развития архитектуры:
    • архаический (VIII – VI вв до н.э.),
    • классический (V век до н.э.),
    • эллинический (IV – I века до н.э.).
  • 3 ордера:
    • дорический,
    • ионический,
    • коринфский.

В архаике — дорический и ионический.
В классике добавился коринфский.
Эллинизм — все три.

Оцените статью, пожалуйста. Выскажите своё мнение в комментарии, нам интересно знать, что Вы думаете. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопку социальных сетей.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Архитектура Древней Греции

Древняя Греция на протяжении веков оказывала влияние на многие мировые архитектурные стили – например, неоклассика, столь популярная в 19 веке, стала фактически возрождением древнегреческой архитектуры. Значительное количество мировых шедевров вдохновлялись архитектурой Греции, в частности древнегреческим стилем дорического, ионного или коринфского ордера.

Минойская архитектура

Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н. э. Наиболее известным архитектурным сооружением этого периода является впечатляющий город-дворец Кноссос, расположенный на холме и окруженный сосновыми лесами. Он разделялся на два двора: Западное крыло, где размещались религиозные и официальные помещения и Восточное, которое использовалось для внутренних нужд.

Археологи обнаружили прекрасные фрески Кносса почти нетронутыми под слоями пепла, что заставляет предположить в качестве причины разрушения минойского города мощное извержение вулкана Санторини примерно в 1450 году до нашей эры. Фрески имеют яркие цвета и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации празднеств. Эти картины вкупе с тем, что минойские города не имели крепостных стен, доказывают, что минойцы, по всей видимости, имели добрососедские отношения с другими культурами и не ввязывались в войны.

Другими значительными минойскими памятниками на Крите являются города-дворцы Фаэстос и Закрос.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, процветавшая с 1600 до 1200 г. до н.э., сильно отличается от минойской. В отличие от минойцев, избравших вектором развития торговлю, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто вовлекались в вооруженные конфликты, поэтому их города имели основательные и высокие крепостные стены, называвшиеся Циклопиан, поскольку было принято считать, что только циклопы могли поднять огромные камни, использовавшиеся для их строительства.

Циклопическая кладка в южных стенах Микен

Защитные ограждения Микен и Тиринты имеют характерные циклопические стены. Также типичными для архитектуры Микенского периода являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница – это сокровищница Атрея в Микенах, которая считается усыпальницей царя Агамемнона.

Сокровищница Атрея

Классическая архитектура

Своей вершины древнегреческая цивилизация, известная ныне как классическая Греция, достигла примерно в 500 году до н.э. Греческие строители разработали три архитектурных ордера, используя три различных стиля колонн.

Самая ранняя известная каменная колонна относится к дорическому ордеру, а несколько позднее строители восточной части Ионии разработали собственный стиль, получивший название ионический. Классические ордеры не уникальны для каждой области, но получили название в честь той части страны, где были впервые обнаружены. Самый изящный и самый поздний стиль древнегреческой архитектуры – коринфский – стал смешением дорического и ионического.

Храмы

Древнегреческая классическая архитектура характеризуется уникальными мраморными храмами. По всей материковой Греции и на островах существует множество древних храмов, посвященных различным богам, включая храм Аполлона в Дельфах, храм Гефеста в Афинах, храм Афины Афайи в Эгине и др.

Храм Аполлона в Дельфах

Храм наиболее распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Он не выполнял ту же функцию что и современная церковь, так как алтарь стоял под открытым небом в теменосе, часто прямо перед строением. Храмы скорее служили местами хранения сокровищ, связанных с культом, и как место для почитателей божества, где те могли оставить свои пожертвования, такие как статуи, доспехи или оружие.

Парфенон в Афинах

Самым значительным греческим храмовым памятником является Парфенон, возведенный на священном месте Акрополь в Афинах. Парфенон, построенный в период с 447 по 438 год до н. э., представляет яркий пример дорического и ионического стилей архитектуры. Это сооружение было посвящено богине Афине, защитнице города: внутри размещалась гигантская статуя Афины Парфенон, изготовленная Фидиасом.

храм Зевса Олимпийского

Коринфский стиль был не так популярен в классической архитектуре, но все же в Афинах имеется весьма значительный памятник, выстроенный в коринфского стиле – храм Зевса Олимпийского в центре города.

Общественные здания

Другие архитектурные формы, возводимые греками:

  • толос (или круговой храм), лучшим образцом которого является Толос Теодора в Дельфах посвященный Афине Пронии;
  • пропилон (крыльцо), оформляющий вход в храмовые святилища (например, пропилеи Афинского акрополя);
  • общественные фонтаны – здания, где женщины наполняли свои кувшины водой;
  • стоа (или стоя) – длинная узкая галерея с открытой колоннадой по одной стороне, располагались ряды магазинов в агорах (торговых центрах) греческих городов (полностью восстановленную галерею Стоа Атталуса можно увидеть в Афинах).

Помимо этого в крупных греческих городах строились палестры или гимнасии, этакие социальные центры для мужчин. Эти огороженные пространства под открытым небом использовались для спортивных соревнований и упражнений.

В городах имелись булейтерионы, общественные здания, служившие местом встречи городского совета (буле). Поскольку греки не применяли арки или купола, то не могли строить здания с большими внутренними пространствами. Таким образом, булейтерион имел ряды внутренних колонн, удерживающих крышу (гипостиль). К настоящему времени примеров таких зданий не сохранилось.

Театры

Наконец, в каждом городе был театр, использовавшийся как для публичных собраний, так и для драматических выступлений. Сначала эти постройки были фактически местами сбора людей, желавших принять участие в ритуале. Например, во время празднеств, посвященных божеству, люди собирались в театре, чтобы участвовать в приношениях, возглавляемых жрецами. С изобретением театра как художественной формы, драматические спектакли стали частью таких религиозных праздников.

Театр обычно размещался на склоне холма за городом и представлял собой многоуровневые ряды сидений, расположенных полукругом вокруг центральной зоны исполнения – орхестры. За орхестрой было низкое здание, называвшееся скена, служившее кладовой и гардеробной.

Театр в Эпидавре

Ряд греческих театров дошли практически нетронутыми до нашего времени. Самым известным из них является Эпидавр, построенный в 4 веке до н. э., отличающийся идеальной симметрией и удивительной акустикой. Другие известные постройки – театр Диониса, который считается первым театром в мире, и Одеон Герода Аттика. Оба они расположены у подножия Акрополя.

Римская архитектура

Во втором веке до нашей эры римляне завоевали Грецию и ознаменовали новую эру в греческой архитектуре. Римская архитектура стала смесью древнегреческого, финикийского и этрусского стиля с небольшим влиянием других культур Римской империи. В Афинах имеется много строений римского периода с характерными арками и резьбой по камню. Например, арка Адриана, построенная в 132 году н.э., чтобы отметить границы между старыми (классическими) Афинами и новой (римской) частью города.

Арка Адриана

10 интересных фактов о Парфеноне, который побывал и церковью, и мечетью

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Когда мы размышляем о великих цивилизациях в истории человечества, невозможно не вспомнить древних греков. Много веков назад на их земле зарождалась западная культура, начиная от права и политики и заканчивая легкой атлетикой и архитектурой. Остатки былой славы одной из самых развитых цивилизаций мира до сих пор будоражат воображение, и вряд ли найдется до такой степени такой знаковый памятник архитектуры, который будет напоминать Древнюю Грецию больше, чем Парфенон.

Как одна из самых известных достопримечательностей в мире, Парфенон привлекает миллионы туристов каждый год, которые стремятся собственными глазами увидеть его величественные формы. Естественно, с такой длительной историей существования, всегда найдутся интересные факты, о которых не помешало бы знать современному человеку, чтобы иметь представление об этом культовом архитектурном сооружении.

Немного истории: Расположенный на Акрополе в Афинах, Парфенон был построен в период величайшего расцвета греческой империи. Его строительство началось еще в 447 г. до н.э., за 9 лет были завершены основные работы, но понадобилось еще 6 лет на оформление его декоративными элементами. Несмотря на то, что инновационным метод строительства не назовешь, тем не менее, пропорции Парфенона изучались веками и стали каноном классической архитектуры.

1. Храм построен в честь греческой богини Афины

Парфенон строился в честь богини Афины-Паллады, которая считалась не только покровительницей Афин, но и ремесел, искусства, знаний и науки. Также ее почитали как богиню мудрости, победоносной войны, защитницу справедливости и права. Учитывая все добродетели своей покровительницы, греки на месте старого храма богини построили величественный Парфенон в знак благодарности за одержанную победу над персидскими захватчиками.

2. Происхождение названия Парфенон

Название Парфенон происходит от греческого слова παρθενών, которое переводится как «квартиры для незамужних женщин». Считается, что это слово относится конкретно к одной комнате в Парфеноне, хотя историки до сих пор спорят, какая именно это комната. На данный момент существуют разные теории, вполне возможно, что название храма имеет в виду дев (parthenoi), которые участвовали в жертвоприношениях богине Афины, именно это действо и гарантировало безопасность города.

3. Парфенон расположен на священном месте

История Акрополя восходит гораздо дальше, чем самого Парфенона. На самом деле, храм расположен на месте гораздо более древнего храма, посвященного Афине, который сейчас называют Префефеноном или Старым Парфеноном. Этот старый храм был разрушен во время персидской войны в 480 г. до нашей эры, причем его уничтожили еще на стадии строительства, поэтому в готовом виде даже древние греки не смогли увидеть святыню. Спустя лишь 30 лет, после опустошительной войны греки решили снова возродить это место и все-таки построить величественное сооружение, руины которого мы можем видеть даже спустя не одно тысячелетие.

4. Парфенон – один из лучших примеров греческой архитектуры

Парфенон стал одним из знаковых образцов архитектуры древних греков, которые его создавали в виде периптера — храма, окруженного колоннами в дорическом порядке. Конструкция сооружения размером 30,9 на 69,5 метров состоит из двух внутренних палат (целл). В восточной целле была установлена 12-ти метровая статуя богини Афины. В западной палате располагалось главное казначейство Союза греческих городов-государств (Делианская Лига) в ней могли находиться исключительно священники, которые и отвечали за сохранность казны.

Учитывая, что Парфенон строился в лучших традициях архитектурных канонов дорического ордена, а это означает, что его колонны имеют резные валы и простые капители. Впечатляющие фронтоны, которые венчали каждый угол здания, были украшены скульптурами, а сплошной фриз проходил вокруг каждой внутренней палаты и перемычек колонн.

5. Парфенон не выполнял функции храма

Хотя мы привыкли говорить о Парфеноне как о храме – и он выглядит как религиозное сооружение, но в древности главный культовый образ Афины-Паллады находился в другом районе Акрополя. В то время как внутри Парфенона находилась величественная статуя Афины, которую создал знаменитый скульптор Фидий, но она не была связана с каким-либо конкретным культом и поэтому ей не поклонялись.

6. Статуя Афины в Парфеноне

Несмотря на то, что Парфенон не был культовым храмом, он создавался для того, чтобы в нем можно было разместить 12-ти метровую статую Афины Парфенос, которую создал Фидий. Легендарный скульптор и архитектор изобразил Афину в образе богини войны. Голову покровительницы украшал золотой шлем, в правой руке она держит статую крылатой Ники, а левой – опирается на щит. Каркас статуи, сделанный из дерева, щедро украшен слоновой костью и золотом. К сожалению, творение Фидия потеряно, но в Нэшвилле (США) можно увидеть полномасштабную копию Афины-Палады в современной интерпретации.

7. Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным

Бытует мнение, что архитектурные сооружения античности имели натуральный цвет нетронутого камня или мрамора, но это заблуждение. Парфенон – как и большая часть греческой архитектуры и даже скульптуры изначально были окрашены. В то время как историки спорят о том, какая часть сооружения была покрыта цветом археологи, используя ультрафиолетовое излучение, обнаружили пигменты, которые с течением времени просто выгорели и полностью утратили цвет. Исследования показали, что все скульптуры и резные элементы на фронтонах, фризе и на крыше окрашивались в ультрасиние, красные и золотые тона.

8. Превращение античного храма в христианскую церковь

Парфенон исполнял роль хранилища казны и был храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Но когда Афины потеряли былую мощь и славу, превратившись в обветшалый провинциальный город Римской империи, который не смог защитить свою святыню от алчности императора, который все сокровища захватил и вывез в Константинополь.

После всех этих печальных событий приблизительно в V веке уже нашей эры патриарх Павел III Константинопольский приказал перестроить в храм Св. Софии. Практически 1 тыс. лет он служил культовым сооружением христианам, пока не пришла на эти земли Османская империя.

9. Практически 200 лет Парфенон выступал в роли . мечети

Не удивительно, что Парфенон претерпел несколько преобразований за свою долгую историю, ведь это довольно распространенное для многих древних сооружений. В 1460-х г., когда Греция находилась под властью Османской империи, храм был превращен в мечеть и на протяжении практически 200 лет выполнял ее функции. Как стало известно авторам Novate.Ru, минарет был образован из башни, которая раньше использовалась в качестве колокольни, ведь до этого здесь была создана католическая церковь.

10. Некоторые скульптуры Парфенона хранятся в Британском музее

В то время, когда Греция еще находилась под властью Османской империи, шотландский дворянин Томас Брюс вывез половину сохранившихся на тот момент скульптур Парфенона. Британцы утверждают, что он получил разрешение от османов, и в 1800-1803 гг. они были перевезены морем в Великобританию и теперь находятся в Британском музее.

Но большинство экспертов сходятся к мнению, что мраморные скульптуры Парфенона, являющиеся величайшим примером классического греческого изобразительного искусства, были проданы предприимчивыми турками. Но как бы там ни было, уже не одно десятилетие Греция призывает англичан вернуть на родину уникальные античные изваяния, но соглашения по этому вопросу так, и не достигнуты.

Любое произведение искусства, которое много веков подряд является главной достопримечательностью страны, в которой находится, обрастает слухами и легендами. Правда и вымысел тесно переплелись в преданиях и легендах, передаваемых из уст в уста. Не стала исключением и вечно падающая Пизанская башня, которая много лет претерпевает не только от паломничества миллионов туристов, но реконструкции, ведь в ее расчетах уже давно обнаружен просчет, который и стал причиной ее неимоверной популярности.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Интересные факты об архитектуре древней греции

Войти

50 фактов о Древней Греции

1. Древние греки боялись моря и не умели плавать. Они плавали вдоль берегов, не выходя в открытое море. Если берега не было видно, они впадали в истерику и молили богов о спасении.

2. Больше страхов – больше богов. “Водяных” божеств было много: Посейдон (бог морей), Понт (бог внутреннего моря, предолимпийское божество), Эврибия (воплощение морской силы), Форкий (бог бурного моря), Тавмант (божество морских чудес), Нерей (олицетворение морской глубины), Кето (владычица морских чудовищ), Океан (титан, персонификация мировой реки), Амфитриата (богиня моря, супруга Посейдона) , Лимнады (нимфы озёр и болот), Наяды (нимфы родников, источников и рек), Нереиды (морские нимфы, сёстры Амфитриаты), Океаниды (дочери Океана), речные боги (боги рек, сыновья Океана и Тефиды), Тефида (титанида, жена Океана, мать океанид), Тритоны (свита Посейдона и Амфитриты) , Тритон (вестник глубин).

3. От имени владычицы морских чудовищ Кето произошло русское слово “кит”: Кето -> Кито ( от «ки́тос» κῆτος — «морское чудовище») -> кит.

4. Во Фригии жили женщины, которые ненавидели мужчин. Догадайтесь, откуда произошло слово “фригидная”.

5. Как-то один древнегреческий поэт сказал, что богини – голубоглазые. И несчастные гречанки, все, как одна, кареглазые, стали сыпать в глаза медный купорос в надежде приблизиться к божественному идеалу. Белки глаз действительно приобретали голубоватый оттенок. Но последствия для здоровья были чудовищными.

6. Греки ходили в набедренных повязках. Как-то один бегун на Олимпийских играх потерял повязку – и прибежал первым. С тех пор все бегали голыми, да и ходили часто тоже. Греки не знали стыда. В общем-то понятие стыда появилось в Средневековье, когда попы стали дружно внушать человечеству, что нагое тело – это неприлично.

7. Статуи юношей, которыми украшались кладбища (точное предназначение изваяний неизвестно), все улыбаются. Есть даже термин: архаическая улыбка. Улыбаются они потому, что до пятого века до н.э. камень не умели обрабатывать по-другому. По той же причине у скульптур того времени раскосые глаза и пухлые щёчки.

8. Всё изменилось, когда Поликлет открыл свой знаменитый канон.

Это Дорифор, творение Поликлета, первая скульптура, созданная по канону. С того момента начинается золотой век греческой скульптуры. И до сих пор канон Поликлета – основа изображения человеческого тела.

9. Золотой век продлился весьма недолго: лет 25.

10. Древнегреческая скульптура – бронзовая. Пришедшие позже римляне сделали скульптуру мраморной, т.к. белый цвет им нравился куда больше чёрного.

11. Бронзовая скульптура устойчивее мраморной. Мраморной нужно три опорных точки, бронзовой хватает двух. Обратите внимание на Дорифора (п. 8): бронзовый стоит на двух ногах, мраморная копия (а именно она разобрана по канону) опирается на какую-то палку. Без неё Дорифор упадёт. Кстати: если Медному Всаднику отпилить хвост, он будет стоять на двух ногах, но не упадёт.

12. Бронзовая скульптура – полая. От этого она становится гибче, а следовательно прочнее.

13. Ещё одна причина, по которой греки ваяли из бронзы: они ходили обнажёнными, а значит, были загорелыми. Грек не мог ассоциировать себя с холодным белым камнем.

14. До золотого века скульптуры красили, часто надевали им парики, могли одеть их, могли натереть воском, чтобы сделать “кожу” “тёплой” и лоснящейся.

15. Древняя Греция – родина демократии, но уже в четвертом веке до н.э. людям приходилось платить деньги, чтобы они шли на выборы.

16. А ещё Древняя Греция – родина театра. Жанра было два: драма и сатира.

17. Название сатиры произошло, конечно, от сатиров – лесных божеств, демонов плодородия, жизнерадостных козлоногих существ. Сатиры – существа озорные, похотливые и большие любители выпить. В общем-то сатира была такой же: пошловатый юмор, сальные шуточки.

18. Драматические постановки длились по многу часов и были воистину трагическими, с множеством смертей и всяческих страданий. Именно там, в древнегреческом театре, появилось понятие катарсиса как очищения через страдание.

19. Играли в театре только мужчины. Если актёр играл красивую девушку, он надевал белую маску. Если некрасивую – жёлтую.

20. Зрителями тоже были только мужчины.

21. С собой приносили еду и питьё. А ещё подушки – попробуй посидеть часов шесть на голом камне голой попой!

22. Места занимали, садясь на них. За несколько часов до начала спектакля. Отойти было нельзя – потеряешь место. А в туалет хотелось. Между рядами ходили люди со специальными длинными и вместительными сосудами. Ну, вы поняли.

23. А теперь догадайтесь, откуда пошла традиция забрасывать плохих актёров гнилыми помидорами и тухлыми яйцами. К концу спектакля на такой жаре еда действительна подгнивала. Не пропадать же добру.

24. Форма греческого театра загадочна и гениальна. Даже если вы скажете что-то шёпотом, стоя на схене (догадайтесь, откуда произошло слово “сцена”), сидящий в последнем ряду вас услышит. Акустика довольно необычна: звук распространяется волнами: у схены громко, дальше – тише, потом опять громче, снова тише, и т.д. Сколько таких волн, не знаю.

25. В наше время были попытки повторить это греческое чудо, используя современные технологии. Точно высчитывали, чтобы построить один в один как тогда. Использовали тот же материал. Но у них звучит, у нас молчит.

26. Позже римляне “подсмотрели” греческий театр и решили себе такой же сделать. Но римская драма, конечно, даже рядом с греческой не стояла.

27. Иногда греки приезжали к римлянам показать настоящий театр. Римляне на сцену почти не смотрели, им было скучно. Глубинные переживания были для них чем-то непонятным. Для римлян синоним удовольствия – посмотреть как люди друг друга убивают. Убивают взаправду, а не дерутся до первой крови. Умереть тоже надо достойно: красиво, мучительно и, главное, долго, – а то удовольствие короткое. Вследствие всего этого греков, конечно, забрасывали помидорами.

28. Мылись редко или не мылись вообще – негде. Вместо воды использовали оливковое масло: натирались, а потом скребочком соскребали вместе с грязью. Тройная польза: грязь смыл, блестишь и пахнешь вкусно.

29. А что же женщины? Женщины сидели дома, в своей женской половине. Детей грудью не кормили – для этого были молочные рабыни. Не шили, не вышивали – вдруг уколются? Не читали – женщина грамоте не обучалась. В общем-то, единственным доступным для женщины удовольствием было рассматривать драгоценности. За этим занятием можно было проводить часы и часы.

30. Были женщины, с таким положением вещей несогласные. Они учились, как мужчины, были сами по себе и назывались гетерами. Гетеры не были проститутками, вопреки бытующему ныне мнению. Они вели независимый образ жизни, были образованы, были наравне с мужчинами, практически никогда не выходили замуж. Одна из причин в том, что в жёны их брать было не принято. На гетере женился, например, Фидий. Но он на общественное мнение никогда не оглядывался и в итоге был вынужден бежать из своего полиса.

31. Думаю, вы уже поняли, что греческая культура для человека и во имя человека. Но этот человек мужчина.

32. Даже скульптуры в Золотом веке ваяли с мужчин, и только с мужчин. Даже когда речь шла о скульптурном изображениии богини, позировал юноша. Это, в общем, заметно.

Даже у задрапированной Афины Паллады очевидно мужские пропорции.

33. Греки очень себя любили. Настолько, что были уверены: боги борются за право им помогать. Всем, наверное, известна легенда об Афине и Посейдоне: они поспорили, кто станет покровителем полиса. Посейдон ударил трезубцем в скалу, и хлынул потом воды. Люди обрадовались: пресной воды было мало, особенно чистой. Попробовали, – а вода солёная. Афина воткнула в землю копьё, и из этого символа смерти вырос символ жизни – оливковое дерево. Афина стала покровительницей полиса и дала ему своё имя – Афины.

34. В Афинах есть знаменитый Афинский Акрополь: 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину). Легенда гласит, что шла как-то Афина по небу и несла в руке скалу. И узнала, что её тайна (у неё было дитя – маленький змеёныш) стала известна всем. И так она опечалилась, что скалу уронила. Так появился Акрополь. Легенда нелепая, не правда ли? Однако современные учёные провели исследование: они взяли пробу породы Акрополя и выяснили, что нигде в Греции, больше того, нигде в мире, ни под водой, ни на суше, нет породы с подобным химическим составом. Эта скала абсолютно уникальна. Откуда об этом знали древние греки, остаётся только догадываться.

35. Акрополь, понятно, привлекателен для туристов. Которые, что тоже понятно, хотят увезти кусочек истории домой. И давно разобрали бы Акрополь на части. Умные греки (уже современные) это понимают. По ночам охнара разбрасывает по углам древние черепки и монеты. Днём их подбирают счастливые туристы и увозят домой. Вскоре на E-Bay появляются тысячи древнегреческих монет. А на самом деле эти монеты – самые что ни на есть современные. Всякими специальными растворами состаренные. Акрополь цел, туристы довольны.

36. Еще там растёт та самая олива, выросшая из копья Афины. Символ города, как никак. Олива, конечно, не та самая. Столько веков она бы не протянула. Когда старое дерево умирает, на его место (опять же, ночью) подсаживают молодое.

37. Где-то под навесом, говорят, прячутся и три дырки в скале, от трезубца посейдонова. Но к ним никого не пускают.

38. Ваять женские скульптуры с женщин начали уже после Золотого века, веке в третьем-втором, возможно, в четвёртом. Когда нужна была натурщица для скульптуры богини, устраивали конкурс. Девушек осматривала комиссия и выбирала наипрекраснейшую.

39. Был забавный случай: отсмотрели девушек, выбрали одну, а другая взбунтовалась. Говорит: “Почему меня сзади не осмотрели?!” Комиссия собралась снова. И на этот раз потенциальных натурщиц рассматривали со всех сторон. И выбрали таки ту самую, взбунтовавшуюся. И создали Афродиту Каллипига. Что значит Афродита Прекраснопопая. Хотя, на мой взгляд, попа у неё так себе.

40. Греческая культура – дитя Крито-Микенской культуры. Греки по отношению к жителям крита выступали как варвары-завоеватели. У них не было ни мифологии, ни богов. Слава богу, Крито-Микенскую культуру они уничтожать не стали. Кстати, миф о Минотавре – это не греческий миф, а крито-микенский.

41. Греки не пили вино в чистом виде, они смешивали его с водой: часть вина на семь частей воды. Эту смесь пили в течение дня как прохладительный напиток. Я уже писала, что чистой воды не было. Вино дезинфецировало воду и придавало ей приятный вкус.

42. Были у греков замечательные сосуды для разливания вина – ойнохоя.

Ойнохоя – сосуд с тремя “носиками” (на фото видно). Прелесть его заключается в том, что, как его ни поверни, литься всё равно будет три одинаковых струи. Ойнохою использовали, чтобы сообразить на троих. И никто не в обиде, и всем поровну.

43. Еще у греков были килики. Килик – это чаша, из которой пьют вино.

Пить из такой штуки весьма неудобно. Греки не любили пьяных, поэтому килик – изобретение в высшей степени мудрое. Если руки дрожат, вино проливается. Значит, больше не наливать. На дне килика часто изображались поучительные сценки. Например, юношу тошнит, а девушка заботливо кладёт ему на лоб влажную ткань, чтобы облегчить его страдания. Выпил килик вина, увидел картинку на дне, подумал, – а надо ли пить ещё?

44. На Афинском Акрополе стоит знаменитый Парфенон, построенный Фидием. История Парфенона – история мученика (впрочем, как и история его создателя). В нём был пороховой склад, и порох взорвался. Парфенон остался без крыши, но выстоял. Англичане решили, что не место скульптурам в Парфеноне и решили вывезти их в Британский музей. Скульптуры разбились, так британцы их по частям увезли. Христиане делали из Парфенона христианскую церковь, турки – мечеть. Я бы на его месте не выдержала.

45. В греческие храмы вход был с Востока. Когда в Парфенон пришли христиане, они закрыли восточную часть, чтобы поставить там алтарь, и прорубили вход в западной части. Из-за этого изменилась энергетика храма. Мне кажется, вход на Востоке – это естественно. Там солнце встаёт. Восток – это начало, Запад – конец. Но в христианские храмы вход с Запада. Всё не как у людей >_ Current Location: Russian Federation, Москва

Факты о Древней Греции

1. Считается, что первые древнегреческие цивилизации были сформированы почти 4000 лет назад (приблизительно 1600 г. до н.э.) могущественными микенцами Крикета (греческий остров). Древнегреческая империя распространилась из Греции через Европу, а в 800 году до н.э. греки начали разделять свою землю на города-государства, каждый со своими собственными законами, обычаями и правителями.

2. У греков были какие-то странные суеверия о еде – например, кто-то не ел бобы, поскольку думали, что они содержат души мертвых!

3. У древних греков было много историй, чтобы помочь им узнать о своем мире. В этих сказках были богаты большие боги, а также мифологические монстры — как Цербер, трехглавая собака, охранявшая ворота в подземный мир; Медуза, скользкая волшебница, чей взгляд мог превратить людей в камень; и Циклоп, у которого был один глаз посреди его лба — байки! Эти рассказы известны как греческая мифология.

4. События на Олимпийских играх Греции включали борьбу, бокс, прыжок в длину, метание копья, дискус и колесницы. Но те, кто принимал участие в соревновании, должны были быть самыми жесткими, так как правил не было — и им приходилось соревноваться голыми. Ик!

5. Большинство древних греков носили хитон, который был длинной майкой из одного большого куска хлопка. Бедные рабы, однако, должны были обходиться с набедренной повязкой (маленькая полоска ткани, обернутая вокруг талии)!

6. Статуи греческих богов и богинь были помещены внутри храмов, самым известным из которых является Парфенон. Этот храм в Афинах был построен для богини Афины, защитника города.

7. Известная легенда рассказывает, как в 1180 году до н. Э. Хитрые греки завоевали город Трой — скрываясь внутри гигантского деревянного коня! Лошадь была оставлена за стенами города и, думая, что это подарок, люди Трои забросили ее внутри … только для подлых греческих солдат внутри, чтобы вылезти и захватить город!

8. Знаете ли вы, что древние греки изобрели театр? Они любили смотреть пьесы, а в большинстве городов был театр — достаточно большой, чтобы содержать 15 000 человек! Только мужчинам и мальчикам разрешалось быть актерами, и они носили маски, которые показывали зрителям, был ли их персонаж счастливым или грустным. Некоторые из масок имели две стороны, поэтому актер мог повернуть их, чтобы изменить настроение для каждой сцены.

9. Древние греки провели множество праздников в честь своих богов. Например, чтобы отпраздновать бога Зевса, первые греческие Олимпийские игры были проведены в городе Олимпия в 776 году до нашей эры и, как полагают, вдохновили наши собственные Олимпийские игры! Победителям каждого мероприятия дали венок из листьев, и когда они вернутся домой, им будут даны бесплатные блюда и лучшие места в театре!

10. Города-штаты часто воевали, но незадолго до Олимпийских игр было принято перемирие, чтобы все могли безопасно путешествовать в Олимпию.

Греческая география и ландшафт

Греция славится тысячами островов, усеивающих три моря, окружающие страну
Греция — самая южная страна в Европе, разделяющая границы с Албанией, Болгарией, Македонией и Турцией. На материке есть бурные горы, густые леса и красивые озера, но страна известна тысячами островов, усеивающих синее Эгейское море на востоке, Средиземное море на юг и Ионическое море на западе.

Греция разделена на три географических региона — материк, острова и Пелопоннес (большой полуостров к югу от материка).

Горный хребет Пиндуса на материке содержит один из самых глубоких ущелий в мире — ущелье Викос. В его самых глубоких частях стены этого прохладного каньона погружают захватывающие 1100 метров! Гора Олимп — самая высокая гора в Греции, стоящая на высоте 2,917 м над уровнем моря. Древние греки полагали, что эта великолепная гора была там, где жили боги!

Великая природа Греции!

Воды у греческого побережья полны прекрасной морской жизни.
Сотни лет назад большая часть страны была покрыта лесом. Но на протяжении веков деревья были вырублены для дров, пиломатериалов и освободили место для ферм. Сегодня леса можно найти в основном в горных хребтах Пиндус и Родоп.

В Греции есть десять национальных парков, которые помогают сохранить природные и исторические достопримечательности страны. Морские парки помогают защитить места обитания двух самых опасных в Европе морских существ, черепахи-ловушки и монашеской печати. Длинная береговая линия и чистые воды делают Грецию идеальным местом для того, чтобы обнаружить много прохладной морской жизни, включая морскую звезду, морские анемоны, губки и морские коньки. Трущобы готовы!

В Греции также много захватывающих растений. Греческий пейзаж покрыт маки, клубок тернистых кустарников, которым не нужно много воды. Эти растения включают ароматные травы, такие как тимьян, розмарин, орегано, залив и мирт.

Наблюдение за птицами также популярно в Греции, где гуси, утки и ласточки останавливаются во время их миграции из Африки в Европу.

История Греции

Древние греки полагали, что гора Олимп была домом для богов
Первой великой цивилизацией в Греции была минойская культура на острове Крит, около 2000 г. до н.э. В 1450 г. до н.э. минойцы были завоеваны микенцами с материка.

В древние времена страна была разделена на города-государства, управляемые дворянами. Самыми крупными были Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Каждое государство контролировало территорию вокруг одного города, и они часто воевали друг с другом. Афины стали самым могущественным городом-государством, а в 508 г. до н.э. была создана новая система правления, называемая демократией. Но за это время разрешалось голосовать только мужчинам!

Первые Олимпийские игры были проведены в южном городе Олимпия в 700 г. до н.э. чтобы почтить Зевса, царя богов. Только мужчины могли соревноваться в таких событиях, как спринтинг, прыжок в длину, дискуссия, копье, борьба и гонки на колесницах.

Во втором веке Б.С., Греция вступила в период иностранного правления, который продлится более 2000 лет. Римляне завоевали греков в 146B.C., а 400 лет спустя страна попала под контроль Турции. Но в 1832 году, после греческой революции, Греция одержала независимость.

У Греции были смутные отношения с Турцией над островом Кипр, в котором проживает большое греческое население. Кипр разделен на греческие и турецкие районы и контролируется Организацией Объединенных Наций, чтобы убедиться, что ни одна страна не начнет драку над островом.

Греческий народ и культура

Традиционные греческие музыканты и танцоры исполняют.
Семейная жизнь считается очень важной в Греции. Дети часто живут со своими родителями, даже после того, как они поженились. Греки живут долго, и считается, что их разнообразная диета из маслин, оливкового масла, баранины, рыбы, кальмаров, нута и много фруктов и овощей сохраняет их здоровыми.

Оливковые деревья выращиваются в Греции более 6000 лет, и каждая деревня имеет свои оливковые рощи. Сегодня страна является одним из крупнейших в мире производителей маслин и оливкового масла.

Почти две трети греков живут в крупных городах. Афины — самый большой город, в котором проживает более 3,7 миллиона человек. В результате, загрязнение воздуха может быть большой проблемой в столице, где толстые облака формы смога, известные локально как нефос.

Греческое правительство

На греческом острове Гидра нет транспортных средств
Греция отменила свою монархию в 1975 году и стала парламентской республикой. Согласно новой конституции, есть президент и премьер-министр. Премьер-министр обладает наибольшей властью и является лидером партии, управляющей страной. Президент выбирает министров кабинета, которые управляют различными правительственными ведомствами.

Парламент, называемый Вули, имеет только один дом с 300 членами, которые избираются каждые четыре года. Греция стала частью Европейского союза в 1981 году.

Читайте далее: