Иное имя афродиты

Значение имени: Афродита

В данном материале вы найдете сведения о значении женского имени Афродита, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени.

Полное имя — Афродита

Синонимы имени — Афродия, Афра

Происхождение — греческое, «рожденная из пены»

Именины — не празднует

Камень — Бриллиант, черный турмалин

Имя происходит из Древней Греции, где им называлась богиня красоты, по преданиям вышедшая из морской пены на острове Кипр. Однако в происхождении богини существуют различные версии. Есть мнение, что рождение ее произошло не из морской пены, а той, которая образовалась от крови, павшей в соленую воду Адриатического моря. Кровь принадлежала Кроносу, которого оскопил Уран. Афродита стала покровительницей плодородия, вечной весны, любви и деторождения. Сама слыла блудницей и покровительствовала древнегреческим гетерам. Наказывала тех, кто не признавал высокого чувства любви.

Любовь имени Афродита

Нежная и романтичная, эта девушка стремится к созданию прочного любовного союза. Эта девушка способна на глубокую и искреннюю любовь. Она очаровательная и доброжелательная, что естественно, привлекает к ней массу поклонников. Однако, чтобы понравиться носительнице этого имени, мало одного только желания. Ее избранник должен обладать красивой внешностью, мужской фигурой, быть воспитанным и всегда поддерживать в одежде чистоту и опрятность. Кроме этого она много внимания придает и финансовому состоянию своего друга. Как и всякой другой женщине, ей нравятся дорогие подарки, красивое ухаживание, но самоцелью для Афродиты это не является. В чувствах этой девушки присутствует некоторый эгоизм, она в первую очередь уделяет внимание своим ощущениям и чувствам. Несмотря на глубокое чувство, которое она может испытывать к своему избраннику, внешне она остается холодной и замкнутой, при этом старается во взаимных отношениях стать лидером.

Сексуальность имени Афродита

Женщина достаточно сексуальна, хотя внешне это никак не проявляется. Полностью расслабиться и подарить массу удовольствия своему партнеру она сможет лишь в том случае, когда будет уверенна в его искренних чувствах. Может быть лидером в интимных отношениях, соглашается на некоторые любовные эксперименты, если они не идут вразрез с ее понятиями о морали. Длительные любовные игры с романтическим настроем ею только приветствуются.

Брак и семья имени Афродита

В замужестве носительница этого имени проявляет себя как рачительная хозяйка. В доме всегда идеальная чистота и порядок, соблюдать который она требует от своих ближних неукоснительно. Это иногда вызывает в семье размолвки, но благодаря миролюбивому характеру Афродиты ссоры не вносят разлад в семейные отношения. Творческая жилка в ее натуре помогает ей обустроить свой дом с притягательностью к роскоши. Она гостеприимная хозяйка, гости никогда не забывают о приятном времяпрепровождении в ее доме. Каждого она оделит вниманием и небольшим подарком, который сделан ее руками. Однако слишком внимательное отношение к своим близким может стать навязчивым, ведь Афродита стремится быть в курсе всех событий, касающихся ее родных людей, и иногда вмешивается в их личное пространство и свободу.

Бизнес и карьера

Эта женщина может добиться успеха на профессиональном поприще, если рядом с ней будет надежный партнер или советчик, который сможет придать ей уверенности в собственных силах и смелости в реализуемых проектах, и останавливать, когда она слишком увлекается несбыточными мечтами. Афродита обладает миролюбивым и доброжелательным характером, поэтому легко уживается в любом коллективе. Для решения какой-либо проблемы она сначала вникнет в суть дела и только после этого примет верное решение. Чтобы стать лидером или руководителем коллектива ей недостает уверенности и смелости, хотя как исполнитель она прекрасно справляется со своими обязанностями.

Значение имени Афродита в характере

Про эту женщину можно сказать, что она обладает независимым и свободолюбивым характером. Она несколько самонадеянна и мало внимания обращает на внешние условности. Мало найдется таких доводов, которые могли бы стать причиной отказаться от планов Афродиты. Однако она всегда готова отвечать за свои поступки и действия, не перекладывая ответственность на других. Афродита стремится всегда быть в центре внимания, ей нравится, когда ею восхищаются. Это и немудрено, ведь это обаятельная женщина с красивой внешностью умело поддерживает свой имидж стильной одеждой. Она знает толк в моде и имеет свой стиль. Афродита верный товарищи и друг, почитает родителей и с любовью относится к своим близким. Эта особа практичная в обыденной жизни и романтичная с тонкой душевной организацией в интимной жизни.

Подросток Афродита

С раннего возраста девочка стремится к независимости. Поэтому ей бывает сложно среди взрослых. В компании сверстников сразу становится лидером, придумывает различные игры и развлекательные мероприятия. В школе, благодаря своему острому уму и отличной памяти учится хорошо, легко усваивает информацию, порой находит не тривиальные решения в решении той или иной задачи.

Идеальная совместимость: Максим, Иван, Кирилл, Ярослав, Павел

Афродита

Афродита — само звучание этого слова, объемное, богатое красками навевает романтическое настроение. Рожденное в древности имя Афродита было дано Любви, во всех проявлениях, как ее понимали древние эллины.

Для людей того времени Афродита была не просто понятием, но конкретной личностью, богиней, которую причисляли к двенадцати верховным Олимпийским богам. В древнегреческой мифологии Афродита имеет свою историю рождения и жизни, своих предков и потомков. Нет в ее биографии только обстоятельств смерти, ведь она бессмертна. Во всех культурах, у всех народов — любовь неподвластна смерти.

За давностью времен точных фактов о том, как думали об Афродите древние люди, не сохранилось. Но есть множество разных легенд, о которых мы с удовольствием Вам расскажем. Итак…

Как рождается Афродита

Первую легенду о появлении Афродиты на свет рассказывает Гесиод, греческий поэт конца VIII — начала VII века до нашей эры. Интересно, что в самом начале своей поэмы «Теогония» он дает всего одно определение внешности богини, называя ее «Афродита с ресницами гнутыми». Так немного слов! Но сразу перед глазами встает красавица, чарующая взмахом длинных ресниц.

Далее Гесиод рассказывает, что у Геи-Земли и Урана-Неба родилось много детей-богов. Уран был жесток, он укрывал рожденных детей в утробе Геи, отчего она страдала и мучилась. Гея решила отомстить Урану и призвала на помощь своих детей. Из всех детей помочь матери согласился «хитроумный» Кронос, олицетворяющий в мифологии Время. Он поранил Урана. Кровь Урана попала в море, смешавшись с морской водой, она бурлила и пенилась. В этой пене появилась прекрасная девушка. Это и была Афродита. Сначала красавица направилась к Кифере — островку, у которого встречаются три моря — Критское, Ионическое и Эгейское. Потом Афродита пристала к Кипру и именно там вышла на берег, потому часто ее называют Кипридой. А имя Афродита — Ἀφροδίτη происходит от слова ἀφρός — «пена».

Самый красивый миф о рождении Афродиты основан на повествовании Гесиода, вернее на последней его части. Этот миф рассказывает, что богиня родилась из пены морской и вышла на берег Кипра. До сих пор на Кипре почитают место рождения Афродиты, где неподалеку от берега прямо из моря выдается одинокая скала, разбиваясь о которую волны образуют пену. А в древней столице Кипра — городе Пафос — находился самый большой и знаменитый храм Афродиты.

Гомер в своей бессмертной «Илиаде» пишет, что Афродита была дочерью Зевса, а в других источниках ее отцом называют Кроноса. Но от кого бы и где бы она ни родилась, Афродиту почитали как богиню любви.

Где ступала нога Афродиты, там расцветали травы. Ей сопутствовали боги-помощники: Эрос, олицетворяющий любовное влечение, и Гимерот, олицетворяющий страсть. В удел Афродите, как богине любви, были даны, как пишет Гесиод: «Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».

Именно такой почитают Афродиту все народы, только называют ее по-разному. Например, римляне называли ее Венерой, сирийцы — Астартой, а в шумерской мифологии она зовется богиней Иштар.

Интересно свидетельство в «Истории» Геродота о том, как скифы в сирийском городе Аскалон разграбили святилище Афродиты Урании (то есть рожденной от Урана). Геродот утверждает, что это святилище самое древнее из всех, посвященных этой богине, потому что святилище на Кипре основано выходцами из Аскалона. За святотатство скифов, пишет далее Геродот, Афродита наказала их «женской болезнью», то есть лишила мужского достоинства. Среди скифов с тех пор во множестве появились так называемые энареи — рожденные без определенного пола, то есть гермафродиты, а также — скопцы, сознательно сделавшие этот выбор.

Как видим, на протяжении тысячелетий человеческой истории во многих исторических, литературных памятниках Афродита, если была оскорблена, как поруганная любовь, всегда мстила тем, кто наносил ей раны. Можно называть любовь Афродитой, Венерой или как-то еще, но она дает и поддерживает жизнь, она соединяет людей, она привносит в жизнь красоту и гармонию, она спасает, она не умирает. Может быть, поэтому Афродита у всех народов, во всех культурах — бессмертна и почитается как божество.

Афродита в искусстве и литературе

Афродиту традиционно изображают окруженную растениями, среди которых розы, миртовые ветви и нарциссы. Ей сопутствуют на суше — голуби, а в море — дельфины.

Афродите посвящены гимны Гомера, она стала одной из героинь трагедии Эврипида «Ипполит» и «Метаморфоз» Апулея.

Лукреций, размышляя «О природе вещей», наделяет Венеру, как он называет Афродиту, главной жизненной силой, которая движет миром. Она делает плодоносными и землю, и женское чрево. Венера-Афродита — богиня плодородия, цветения, плотской любви и деторождения.

Философы тоже не обошли эту богиню своим вниманием. Платон различал двух Афродит — пошлую и небесную. Зенон Кетийский определял Афродиту, как силу, которая соединяет между собой части целого. Идеалист Плотин разделяет уже трех Афродит в составе единой мировой души: первая — это жизнь ума — дочь Крона (Хроноса — времени), вторая — жизнь духа — дочь Зевса (Неба), и третья множественная — множество человеческих душ — афродит, наделенных любовью.

Вдохновляла и вдохновляет Афродита поэтов, музыкантов, художников с самых древних времен. Мы можем любоваться древними скульптурами Афродиты, созданными еще за несколько столетий до нашей эры. Правда, большинство из них сохранились в мраморных копиях, которые были сделаны с оригиналов, отлитых в бронзе. Статуи Афродиты (она же Венера) можно видеть в самых прославленных музеях мира.

Мифы об Афродите

Что такое миф? Это система представлений о разных проявлениях жизни в определенную эпоху, значит, мифы об Афродите, как и о других богах и героях, дают нам представление о мироощущении древних греков. То есть мифы погружают нас в атмосферу Древней Греции — и в этом их бесспорная ценность.

С Афродитой связано много красивых и драматических мифов, в которых можно проследить биографию богини.

После рождения из морской пены и выхода на берег Кипра Афродита, сопровождаемая Эросом и Гимеротом, восходит на Олимп. Увидев прекрасную богиню, под ногами которой расцветали цветы, которую прославляли своим пением птицы, другие боги не смогли остаться равнодушными. Громко приветствовали они прекраснейшую из всех и вечно юную Афродиту. Ни боги, ни люди не могли противиться ее силе и власти — Афродита зажигала в их сердцах любовь. Только три богини остались неподвластными Афродите. Это — Афина, богиня мудрости, Гера, покровительница брака и материнства, и Артемида, богиня плодородия, покровительница всего живого. Три эти богини дали обет целомудрия и остались неподвластными Афродите.

Многие могущественные обитатели Олимпа добивались любви прекрасной богини, но она вышла замуж за некрасивого, хромоногого Гефеста. Правда, он был личностью выдающейся. Кузнец и ювелир, Гефест стал великим художником своего дела, с которым в способности создавать прекрасное не мог сравниться ни один из богов. Он обладал большой физической силой, и, кроме того, был мудр и умел примирять враждующих. Выйдя замуж за Гефеста, Афродита оставалась пылкой и влюбчивой, потому случалось ей изменять своему мужу. Причем, влюблялась она не только в богов, но и в смертных людей.

Интересны отношения, которые существовали между людьми и богами в сознании древних эллинов. В «Илиаде» Гомера они описаны так: «Не осуждай ты любезных даров златой Афродиты. Нет, ни один не порочен из светлых даров нам бессмертных; Их они сами дают; произвольно никто не получит».

Зевс, которого Гомер называет отцом Афродиты, говорит своей «милой дочери», что ей не заповеданы «шумные брани», то есть участие в войне, и поручает ей заниматься «делами приятными сладостных браков».

В «Илиаде» Гомер рассказывает миф о золотом поясе — одном из даров Афродиты. Богиня Гера просит у Афродиты любви и сладких желаний, которым покоряются сердца и бессмертных, и смертных. У Геры свои коварные планы, но златая Афродита дает ей просимое: снимает с себя и вручает Гере пояс с изысканным узором, в котором заключались любовь, желания и прочие «обаяния». Кроме пояса, у Афродиты была золотая чаша, наполненная вином. Тот, кому богиня дозволяла пить из этой чаши, получал вечную молодость.

В «Одиссее» Гомер описывает драматические события, связанные с тем, что Афродита изменяла своему мужу Гефесту с богом войны Ареем. Гефест узнал о вероломстве любовников и задумал месть. Будучи прекрасным ювелиром, он сделал тонкую и прочную золотую сеть и закрепил ее над их с Афродитой супружеским ложем, а сам отправился в Лемнос. Воспользовавшись отсутствием Гефеста, Арей и Афродита предались любовным утехам на том самом ложе под тонкой сетью. Сеть, сделанная Гефестом, упала и опутала любовников так, что невозможно было от нее освободиться. С полпути возвратился Гефест, увидев Афродиту и Арея, он очень огорчился, сетовал и скорбел, сказав о своей супруге: «Правда, прекрасна она, но ее переменчиво сердце».

Афродита дарила свою любовь не только богам, но и людям. Она полюбила Адониса — сына царя Кипра, столь прекрасного юношу, что ни одно женское сердце не могло перед ним устоять. Адонис очень любил охоту, куда вместе с ним часто отправлялась Афродита. Она просила возлюбленного охотиться только на зайцев и серн, чтобы не подвергать себя опасности во время охоты на диких животных. Но однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса погнали вепря. Юноша в охотничьем азарте бросился в погоню, вепрь кинулся на него и нанес ему смертельную рану. Узнав о гибели Адониса, безутешная Афродита пошла по горам Кипра искать его тело. Она шла, не замечая в своем горе того, что камни и колючки в кровь ранят ее ноги. Там, куда падали капли крови богини, вырастали розы. Найдя Адониса, Афродита горько оплакала его, и пока она плакала, из крови Адониса вырос прекрасный цветок — анемон. Могущественный Зевс, видя страдания своей прекрасной дочери, повелел своему брату Аиду на время отпускать из царства мертвых Адониса на встречу с Афродитой. С тех пор полгода Адонис живет в преисподней, а на полгода возвращается на землю к богине любви. Эти полгода соответствуют двум временам года — весне и лету.

Сохранились и другие мифы о прекрасной златой Афродите, но приведенных рассказов достаточно, чтобы представить себе богиню любви такой, какой видели ее древние греки.

Возлюбленные и дети Афродиты

Возлюбленные и дети Афродиты — совокупность всех возлюбленных и детей древнегреческой богини Афродиты согласно древнегреческим мифам.

Насколько известно из античных мифов, у Афродиты было семь возлюбленных, от которых она родила 12 детей.

Содержание

[править] Муж

[править] Гефест

Бог огня и кузнечного ремесла Гефест был потным, уродливым и хромым, совсем не похожим на прекрасных богов Олимпа. В отместку (Гера сбросила его с горы Олимп) он создал для Геры волшебный золотой трон, она села на него и попала в ловушку, не будучи в силах двинуться. Когда Дионис наконец убедил Гефеста освободить мать, перепачканный сажей бог потребовал в награду право жениться на Афродите.

[править] Возлюбленные

[править] Арес

Арес становится тайным соперником трудолюбивого Гефеста. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. Родились Деймос (ужас) и Фобос (страх), вечные спутники войн. Также от этой связи родился божок любви Эрот (любовь), всегда сопровождающий Афродиту и посылающий людям вместе со своими стрелами любовные переживания, и Гармония.

[править] Любовная история Афродиты и Ареса

В VIII песни «Одиссеи» Гомера рассказывается любовная история Афродиты и Ареса: Гелиос, поднявшийся на небо в своей огненной колеснице, увидел любовников, и, конечно, не преминул рассказать об этом обманутому мужу. Раздосадованный Гефест решил проверить, так ли это, и для этого сделал тончайшую, как паутина, но очень прочную бронзовую сеть, которую, опустив с потолка, прикрепил к подножию кровати. Афродите же сказал, что собирается в свою кузницу на остров Лемнос. Как только Гефест отбыл, Афродита тут же послала во Фракию к Аресу.

Только в единый альков проникли жена и любовник, Тотчас искусством его и невиданным петель устройством Пойманы в сетку они, средь самых объятий попались!

Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашенные им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.

Мифы не указывают, как долго продолжалась связь Афродиты и Ареса.

[править] Гермес

Афродита, проведя ночь с Гермесом, стала матерью Гермафродита — двуполого создания, имя которого сделалось нарицательным для существ, имеющих в своем естестве мужское и женское начало одновременно. Но рожден Гермафродит был прекрасным мальчиком, а когда ему исполнилось пятнадцать лет, он, гуляя у озера, встретил нимфу Салмакиду, страстно его возжелавшую. Но Гермафродит был еще так юн, что не думал о любви. И тогда нимфа, крепко сжав его в своих объятиях, воззвала к богам, чтобы они навсегда соединили их вместе. Но боги лишь посмеялись над этим — соединив Салмакиду и Гермафродита в одно существо:

Так, лишь члены слились в объятии тесном, как тотчас Стали не двое они по отдельности,- двое в единстве: То ли жена, то ли муж, не скажешь,- но то и другое.

[править] Дионис

Дионису Афродита родила Приапа. Он почитался как бог плодородия, покровитель садов, виноградников, пчел и пастухов. Приап был некрасив, а кроме того, Гера наделила его огромными гениталиями, мотивируяcь неразборчивостью Афродиты в любовных связях.

[править] Посейдон

Посейдону Афродита родила двух сыновей — Рода и Герофила, о жизни и деяниях которых не осталось в истории и мифологии никаких следов.

[править] Смертные

Возлюбленным Афродиты был также спасенный ею от сирен аргонавт Бут; некоторые утверждают, что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того, чтобы пробудить ревность в Адонисе.

[править] Афродита и Адонис

Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Согласно Птолемею Гефестиону, Афродита первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к Адонису [1] .

[править] Афродита и Анхис

Афродита возымела власть над самим Зевсом и не раз вселяла в него страсть к смертным женщинам. Зависимость от Афродиты была неприятна отцу богов, и он решил наказать богиню, воспользовавшись ее же даром. Ему удалось влюбить Афродиту в смертного мужа Анхиcа, пасшего стада на Иде, самой высокой горе Троады.

Ощутив в душе непоборимое желание, Афродита примчалась на выделенный ей прекрасный остров Кипр и, умножив там свою красоту, направилась на Иду. Виляя хвостами, за нею последовали серые волки, огнеокие львы, ненасытные пожиратели серн барсы, ибо и в них вселила богиня любовь. Когда же звери разошлись парами по горам и долинам, Афродита тихо вступила в шалаш Анхиса. Чтобы не испугать юношу, она приняла вид смертной девы и назвала себя дочерью фригийского царя. И только прощаясь с возлюбленным, открыла она свою божественную красоту и вместе с нею обман. Ослепленный Анхис закрыл лицо плащом. Он понял, что разделил ложе с богиней. Афродита же возвестила смертному, что у них родится сын по имени Эней и что через пять лет она его приведет и оставит с отцом навсегда.

Славный Эней был рожден Кифереей прекрасновенчанной. В страстной любви сопряглася богиня с Анхисом — героем На многолесных вершинах богатой оврагами Иды

[править] Дети Афродиты

  • Боги
    • Гефест (муж)
    • Арес. Дети от Ареса:
      • Антерос (Антэрот)
      • Эрот (любовь)
      • Гимерот
      • Гармония
      • Деймос, (ужас)
      • Фобос, (страх)
      • Амазонки
    • Дионис. Дети от Диониса (версия):
      • Три Хариты — Аглая, Евфросина, Талия
      • Гименей
      • Приап
      • Гермес Хтоний
    • Гермес. Дети от Гермеса
      • Эрот (по некоторым источникам)
      • Эвномия
      • Атлантий-Гермафродит
      • Пейфо
      • Приап (по некоторым источникам)
      • Рода. (версия)
      • Тиха.

Эрот, по разным версиям, рождён ею от Гермеса, Ареса, Зевса или Урана.

Богиня Афродита — описание внешности и характера, интересные факты и мифы о рождении

Свободолюбивая и независимая мифическая богиня Афродита имела огромное значение не только для народов древней Греции, но и нашла отклик в культуре других стран. Ее почитали в Риме, называя Венерой, в Палестине, в Элладе и Финикии, под разными именами, соблюдая ритуалы и строя в ее честь храмы. С загадочной и прекрасной покровительницей любви греки ассоциировали Елену Троянскую, называя ее «египетской Афродитой», как бы подчёркивая божественную красоту данной дамы.

Богиня красоты в греческой мифологии

Из древнегреческой мифологии или религии, разделять эти понятия нет никакого смысла, так как они навеки переплелись в истории Греции, на арену почитания вышла самая популярная богиня, которую зовут Афродита.

Проживая на Олимпе, в божественном пантеоне, она олицетворяла всю красоту земли, моря и неба. Златовласую жрицу, поражавшей своей вечной неувядающей красотой и юностью, в мире греков считали великой певицей любви и покровительницей жизни и плодородия.

Власть и сила ее любви настолько были велики, что даже повстречавшиеся на ее пути свирепые хищные звери становились покорными и ласковыми. Но не только своим врожденным качествам она обязана проявлению такого влияния, у древнегреческой богини был под руками волшебный пояс. Как только она надевала его, под воздействие ее любовных чар попадали не только смертные люди, но и сами боги Олимпа. Только трое из одиннадцати богов (двенадцатой была сама Афродита) могли устоять перед ее пленительной властью — Артемида, Гестия и Афина.

Но пояс был не единственным атрибутом, у Афродита была волшебная золотая чаша с вином. Стоило только смертному пригубить из нее, как он мог стать вечно молодым. Афродите, от чьей легкой поступи расцветала природа, в качестве дополнительных атрибутов принадлежат и изображения птиц, животных, растений (мак, роза, миртовое дерево, яблоко). Чаще всего с ней рядом изображались козел, баран, лебедь, черепаха, голубь и заяц.

Однако покровительница красоты могла быть и безжалостной. Это относилось к тем, кто посмел отвергнуть ее любовь. Поэтому среди сопровождающих ее миролюбивых изображений иногда появлялись демоны и загадочные существа.

К почитающим ее людям Афродита всегда относилась благосклонно, одаривая смертных счастьем. В числе таких счастливчиков оказался кипрский правитель Пигмалион, влюбившийся в созданную им прекрасную статую из слоновой кости, названной Галатеей.

В день праздника, посвященного Афродите, царь просил послать ему в супруги женщину, полностью похожую на его рукотворное изваяние. Она снизошла до просьбы Пигмалиона и оживила его распрекрасное произведение. Так, царь прожил всю свою жизнь в полном согласии и счастье с Галатеей, не забывая каждодневно благодарить отзывчивую покровительницу.

А вот другая история, где Афродита проявляет свою власть через наказания непочтительных людей. Как-то у царственной правительницы Кипра родилась дочь, имя ее было Смирна. Царица легкомысленно вознамерилась похвастаться повзрослевшей дочерью, превознося ее красоту выше божественной.

Естественно, что такое поведение оскорбило Афродиту, и она заколдовала отца Смирны так, что тот набросился на дочь с мечом. Но все же богиня решила сжалиться над Смирной, и в последний момент обратила девушку в миртовое дерево. Рассечённый мечем ствол дерева распался, и из его лона появился необычайно прекрасный младенец, которому дали имя Адонис.

Возлюбленные и дети Афродиты

Каждый из олимпийских богов желал видеть себя супругом очаровательной богини любви, но увы, женщины – соперницы, даже среди бессмертных, бывают безжалостны. Ревновавшая своего мужа Зевса, верховная богиня и покровительница браков Гера, устроила брачный союз Афродиты с самым некрасивым и хромым богом — кузнецом Гефестом. Но мифы древней Греции повествуют, что этот брак оказался непродолжительным, возможно ей не удалось полюбить супруга, и она не стала растрачивать на него свое время.

К тому же, она предпочитала изменять своему нерадивому супругу с Аресом, богом войны. В этих отношениях она родила от него много божественных детей:

Иное имя афродиты

Поиск по сайту:

Новые статьи

Статистика

Афродита, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены

Афродита, греч., лат. Венера — богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты — хариты, богини времен года — горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.

Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть—родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена — жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.

Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, — к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня — от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) — Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов — не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов — так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» — римская копия эллинистической статуи 2—1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» — римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» — римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).

Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483—1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739—1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи — «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892—1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950—1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».

Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица. »

— А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

— А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
— А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера — любовь.

Читайте далее: