Информационный портал святой горы афон вк

«Афон — это цель для атаки антихристиан»

Главный редактор сайта о Святой Горе рассказал, как живут на Афоне сегодня

Афанасий Зоитакис — историк, главный редактор сайта Agionoros.ru (Святая Гора) и сотрудник одноименного издательства, которое публикует на русском языке книги афонских старцев. В год 1000-летия русского присутствия на Афоне, Зоитакис рассказал «Русской планете», чем живет сегодня Святая Гора, как она противостоит Евросоюзу и верит пророчествам своих старцев.

Афон и Евросоюз

— Греческая пресса вновь пишет о том, что Евросоюз хочет отменить аватон — древнее правило, которое запрещает доступ женщин на Афон. Насколько снятие аватона возможно сегодня, на ваш взгляд?

— У новости об отмене аватона не было информационного повода. Говоря об этом в очередной раз, в прессе не привели никакой конкретной информации — ни высказываний чиновников, ни каких-то решений Европарламента, ПАСЕ или других организаций. Разговор шел в том духе, что вслед за принятием закона о легализации однополых союзов, в Греции будет проводиться дальнейшая поэтапная дехристианизация — и, возможно, в перспективе одним из ее этапов станет отмена аватона.

Последняя история, связанная с попыткой отменить это древнее правило, датирована началом нулевых годов. Тогда в Европарламенте за отмену высказались 274 депутата, 269 были против и еще 14 человек воздержались. И еще где-то год назад ходили слухи, что якобы Всемирный совет церквей проголосовал за снятие аватона, но это оказалось информацией недостоверной.

Фактов, говорящих о том, что отмену аватона готовят в ближайшее время, сейчас нет. Более того, сейчас это невозможно, поскольку приведет к очень большому резонансу и протестам внутри Греции. Статус Афона защищен 105 статьей греческой конституции и целым рядом соглашений между Грецией и ЕС. Юридически земля Афона принадлежит двадцати монастырям — монахи имеют право ограничить право въезда на Святую Гору тем, для кого посчитают это нужным. Вопрос о снятии аватона можно сравнить со следующей ситуацией: у вас есть 3-комнатная квартира, и тут приходит постановление мэрии, что вам нужно подселить к себе еще трех человек.

— А если говорить о долгосрочной перспективе — какова она?

— Конечно, вопрос о снятии аватона рано или поздно поставят на обсуждение. Но до этого нужно демонтировать еще много других вещей в Греции — например, в больницах и в зданиях судов в Греции висят иконы. Постепенно их уже начинают убирать: буквально на днях в богословском факультете университета в Салониках факультета сняли икону Христа со входа и унесли подальше от глаз, на четвертый этаж, несмотря на протесты ряда педагогов и студентов. Процесс секуляризации идет в Европе, и Афон, безусловно, станет целью атаки. Но не сейчас— позже.

— Ряд афонских монастырей получает финансовую помощь Евросоюза в делах реставрации. Насколько они становятся зависимыми от ЕС через это?

— На данный момент, попыток прямого давления, попыток что-то навязать монастырям, не было. Но я не исключаю, что подобное может произойти в будущем.

На самом Афоне на этот счет разные мнения. Например, монастырь Костамонит принципиально отказался от финансовой помощи со стороны ЕС. Они открыто декларировали: мы боимся, мы опасаемся отмены аватона, и не хотим получить от ЕС ни одного цента, чтобы не впасть в зависимость. Другие монастыри угрозы в этом не увидели или посчитали, что она на данный момент неактуальна.

Вопрос этот тесно сопряжен с вопросом отношения к современным технологиям на Афоне. На наших глазах произошла технологическая революция — появились интернет, транспорт, инфрастуктура. На Афоне разные точки зрения на то, как относиться к прогрессу технологий, насколько это совместимо с монашеством и насколько можно воссоздавать монастыри — в той величественной форме и на том технологическом уровне, как это часто происходит сейчас.

На данный момент Кинот искусственно ограничивает развитие транспортной инфраструктуры, асфальтирование, использование транспорта . Во многих монастырях монахи совсем не пользуются интернетом, мобильными телефонами — и, например, те же ученики старца Паисия сегодня ограничиваются минимумом средств: у них даже нет насоса, чтобы качать воду: ее достают вручную, как это делали во все века. Отношение к технологиям осторожное. И такое же оно к вопросу о финансовой помощи ЕС.

Русские на Афоне

— В одной из первых новостей о праздновании 1000-летия русского присутствия на Афоне, говорилось, что губернатор Афона был недоволен этим праздником и поручил Священному Киноту Афона разобраться с этим. Разве светский губернатор на Святой Горе имеет право вмешиваться в монастырские дела?

— Вопрос сложный. С одной стороны, на Афоне действуют законы греческой республики — в отношении уголовного и административного права. Это проявилось, например, в случае с игуменом Ватопедского монастыря Ефремом, который был арестован в 2011 году якобы за незаконную сделку с недвижимостью.

С другой стороны, обычно государство в таких случаях запрашивает разрешение Священного Кинота — оно не готово идти на резкие действия против монахов. Пример — монастырь Эсфигмен, который сейчас контролируют монахи, отколовшиеся от церковного общения с другими монастырям Афона и другими церквями. Был принят ряд судебных решение о том, что они обязаны освободить монастырь. Но полиция не готова к тому, чтобы насильственно вторгаться в обитель. Более того, государство — при том, что оно осуществляет таможенные функции — не препятствует Эсфигмену сообщаться с внешним миром, в том числе принимать паломников.

По поводу ситуации, о которой говорите вы, нужно сказать — на первом этапе были некоторые трения по поводу празднования. В частности, высказывались претензии, что Россия сама что-то решила проводить на Афоне, не согласовав это с греческими властями и Вселенским патриархатом, в чьей церковной юрисдикции находится Афон. Сейчас эти вопросы улажены — дано согласие правительство Греции и благословение Константинопольского патриарха. Губернатор Афона не так давно давал местной прессе интервью, где отметил, что за время его администрирования конфликтов и трений между светской властью и Кинотом не было.

— Каков Афон сегодня по соотношению национальностей?

— Большинство монахов — греки и киприоты. На втором месте по численности идут Румыния, Сербия и Россия. Потом, вероятно, Болгария, и есть еще довольно большое количество монахов их европейских стран — Финляндии, Италии, Франции. Представителей Африки и Азии — единицы, их можно назвать экзотикой.

— В прошлом году на форуме известного церковного деятеля развернулась дискуссия о том, что на Афоне действует негласная политика по ограничению присутствия русских. На ваш взгляд, это так?

— Проходила информация о том, что патриарх Константинопольский осторожно смотрит на увеличение числа русских монахов и в целом хочет ограничить количество монахов на Афоне — писал об этом греческий портал «Ромфеа». В целом же игумены на Афоне, по моим наблюдениям, весьма охотно принимают монахов из России — в каждом монастыре есть российские монахи и послушники, часто они занимают видные роли в своих обителях.

Вопрос ограничения русских на Афоне сегодня в первую очередь связан с визовыми препятствиями. Если ты принимаешь постриг на Афоне, то автоматически получаешь греческое гражданство. Но до этого момента нужно еще побыть послушником, и иногда послушничество длится годами. Для этого нужно получать визу, многократную, нетуристическую — иногда рабочую или студенческую, а это не всегда просто.

У людей, которые приняли постриг в России, затем уже поехали на Афон, ситуация еще более сложная. Необходимо оформить очень много документов — для европейцев этот вопрос не стоит.

— В 2011 году, когда арестовали игумена Ефрема Ватопедского, это событие связали, в том числе с его прорусскими симпатиями…

— Само давление на Ватопед было связано с тем, что этот монастырь играл значимую общественную роль, и не всем это нравилось. Ватопед пытался играть консолидирующую роль среди православных, пытался продвигать значение православной традиции и ее защиту — на уровне культурном, политическом, общественном. Это очень активный монастырь, и причины давления на него — недовольство позицией Ватопеда, в том числе, возможно, недовольство и его связями с Россией.

Нужно понимать также, что суверенитет Греции в значительной степени ограничен внешним управлением, а власть находится в руках людей, которые настроены достаточно антицерковно.

Паломничество

— Сегодня, в рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, нет опасения, что Афон станет модным трендом в ущерб отечественным монастырям? Еще Серафим Саровский неохотно благословлял поток пожертвований и паломничеств на Афон —говоря о том, что и в России остается много поля для делания.

— Такая тенденция, безусловно, есть — многие едут на Святую Гору из праздного любопытства, рассматривают ее как моду, как вид духовного туризма. Однако Афон — это не то место, где все человеческие планы срабатывают. Я знаю немало случаев, когда человек ехал за легким увеселением, но на Афоне судьба сводила его с такими людьми, что он полностью пересматривал свою жизнь: атеисты становились верующими людьми, а некоторые решали даже остаться на Афоне.

Совет, который можно дать паломникам: если уж едешь на Афон, то там надо жить жизнью, максимально приближенной к монашеской — ходить на богослужения, соблюдать принятый распорядок дня.

— Насколько сами монахи дружелюбны к паломникам?

— Монастыри — разные. Есть обители более молитвенного настроя — это не значит, что они чураются людей, но атмосфера там другая: они больше нацелены на молитвенное правило, на тишину и исихию. А есть обители типа монастыря Дохиар, где ты сразу становишься частью братии: они полностью пускают тебя в свою жизнь — вплоть до того, что какие-то вопросы монастырской жизни игумен обсуждает на трапезе при всех, не боится посторонних ушей. Возникает полое ощущение, что ты — один из братии.

—- Русская православная церковь подняла вопрос о возможной канонизации русских афонских подвижников Иннокентия (Сибирякова) и Тихона (Голенкова). Насколько приветствуют эту инициативу на Афоне?

— Отношение к русским святым на Святой Горе очень трепетное. Все на Афоне знают и почитают Серафима Саровского, Луку Войно-Ясенецкого — почитание последнего в Греции приобрело какой-то невиданный размах: Святитель Лука являлся многим, люди получали от него чудеса исцеления. Вместе с этими подвижниками каждый афонский монах знает имена Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, на Афоне сильно почитание царской семьи.

Почитание святого Силуана Афонского, который тоже был русским, можно назвать по-настоящему общеафонским. При этом святогорцы чтят и его ученика Софрония (Сахарова) — он еще не прославлен в лике святых, но есть информация, что Константинополь готовит документы по его канонизации. Поэтому отношение к прославлению русских афонитов самое позитивное.

— Как миру узнавать о новых афонских подвижниках? Ведь если бы не отец Софроний (Сахаров), биограф святого Силуана, возможно, мир не узнал бы о нем?

— Это интересная проблема. Я бы сказал, что это всегда происходит по Божьей воле: если Богу угодно, то люди об этом узнают. Потому что сами старцы не хотят, чтобы о них узнали, не хотят этого почитания — вплоть до того, что некоторые завещают себя похоронить в таком месте, где не будет возможностей для паломничества.

В ряде случаев старцы раскрывались сами — после того, как им было явление Господа, призывавшего на какое-то дело. Иногда их «раскрывали» ученики. Но сейчас такое время, что утаить информацию тяжело — есть интернет. Бывает, что человек попадает к какому-то старцу, и почти всегда старец просит о нем не рассказывать — но потом этот человек скажет родственникам, потом кто-то опубликует это в интернете, и вот уже поток паломников растет.

Пророчества Афона

— В июне 2016 года пройдет Всеправославный собор. Известно, что в России многие верующие, и в том числе монахи, негативно относятся к этому события – опасаясь, что оно исказит чистоту православия. Какое отношение к собору на Афоне?

— Отношение осторожное: люди ждут его достаточно. Помимо открытых сопротивленцев, вроде братии монастыря Эсфигмен, опасения по поводу этого события есть у многих, но они пока не выражены в форме открытого противодействия.

К слову, такое же отношение к контактам предстоятелей православных Церквей с католиками — его можно назвать осторожным. Нет сомнений, что если Вселенский патриарх предпримет какие-то шаги, которые покажутся афонитам противоречащими традиции, то ответом на это станет соборный общеафонский документ, реакция всего Афона.

— Известны пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия о будущем освобождении Константинополя. Какое значение придает им Афон — насколько пророчества вплетены в жизнь Святой Горы?

— Значение этим словам придают самое серьезное — безусловно, они авторитетны для монахов, монахи часто ссылаются на них. Другой вопрос, что это не делают главным содержанием жизни, не охватываются паникой, не находятся в нервном смущении или ожидании. Все зависит от Бога, поэтому пророчества и знание о грядущих испытаниях на Афоне воспринимают в первую очередь как повод для усиления молитв.

“СВЯТАЯ ПУСТОТА”

В этом году Афон привлекает к себе особое внимание: Россия и Греция отмечают тысячелетие присутствия на Святой горе русских монахов. Считается, что первые русские иноки прибыли на Афон в конце X – начале XI века. Первое письменное упоминание о русском монашестве на Святой горе датируется 1016 годом.

Сегодня на Афоне расположено 20 монастырей, среди них 17 греческих, один русский – Свято-Пантелеимонов, а также сербский и болгарский. Древнейшая обитель – Великая лавра (лавра Святого Афанасия) – основана в 963 году.

Особый образ жизни афонских монахов лишь укрепляет их репутацию как нелюдимых и неразговорчивых, однако ТАСС удалось поговорить с одним из них.

Монах Ермолай родом из Грузии, вот уже 15 лет живет в русском монастыре на Афоне. В Москве он оказался всего на несколько дней по делам, связанным с подготовкой юбилейного издания 25-томной энциклопедии истории Афона и ее выдающихся жителей: согласно одному из своих послушаний, монах Ермолай заведует библиотекой и архивом Свято-Пантелеимонова монастыря. Имея лишь один свободный день в этой поездке, он тем не менее любезно согласился рассказать историю своего поселения в древней обители и непростого выбора, который ему пришлось перед этим совершить, а также об афонских буднях.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ АФОНЕ

Попасть на Святую гору можно только по морю

Святая гора Афон расположена на полуострове Халкидики на северо-востоке Греции. С трех сторон его омывают воды Эгейского моря. Высота горы – 2033 м. Полуостров покрыт густыми лесами и изрыт оврагами. Добираются сюда главным образом по морю или на вертолете. Попасть на Афон можно и по суше, но только пешком и в исключительных случаях, например, если произошла чрезвычайная ситуация, а на море сильный шторм. Дело в том, что, помимо труднопроходимой местности, Афон от остального мира отделяет строго охраняемая граница, обнесенная высоким забором.

Многие паломники и гости Афона поднимаются на вершину Святой горы, где находится храм Преображения Господня и установлен массивный металлический крест – одна из афонских святынь. Подъем осуществляется пешком со специальными палками или на мулах. Наверх ведут два основных пути: один – более крутой и короткий, другой – более пологий и длинный. Среднее время подъема составляет 6-8 часов.

© AP Photo/Dimitri Messinis

Мир без женщин

Одним из самых известных обычаев монашеской горы является аватон (запрет появляться женщинам на острове). Это правило было закреплено при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Сохранение запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз.

Запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Афон

Статья 186-я Устава Святой горы, принятого в 1924 году

Сегодня за нарушение этого закона в Греции предусмотрена уголовная ответственность – до года лишения свободы.

Мужчины для посещения Святой горы должны получить диамонитирион – специальное письменное разрешение. Женщинам диамонитирион не выдается.

По преданию, в 48 году Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом отправилась на Кипр. По пути их корабль попал в бурю и был отнесен к берегу Афонской горы. Дева Мария, восхищенная красотой этого места, попросила у Бога Афон себе в удел. По завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Святой горы.

Несмотря на запрет, женщины бывали на Афоне. Во время военных действий монахи принимали на полуострове семьи беженцев. Однако после прекращения волнений все прибывшие покидали Святую гору. Инциденты с появлением женщин на Афоне происходили и в наше время. В 2008 году была задержана группа молдаван, среди которых было четыре женщины. Как выяснилось, они попали на полуостров при попытке незаконно пробраться в Грецию из Турции.

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis

Монашеское государство

В административном устройстве Греции Афон выделен в особую единицу – Автономное монашеское государство Святой горы (Айон Орос) со столицей в Карее (Карье).

Управление осуществляется Священным Кинотом, который состоит из представителей 20 монастырей, избираемых на один год.

Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия. Все монастыри делятся на пять групп по четыре монастыря. Каждый год одна из групп и составляет Священную Эпистасию.

Афон находится в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха.

За порядком на полуострове наблюдает греческая полиция. Государство Греция имеет на Святой горе своего губернатора. Его деятельность курирует Министерство иностранных дел.

Афонские монахи пользуются некоторыми таможенными и налоговыми льготами, что закреплено Уставом Святой горы. Например, налоги не взимаются с доходов от продажи товаров и продуктов, произведенных на Афоне.

© AP Photo/Nikolas Giakoumidis

Памятка для паломника

Монастыри Афона

• Носить шорты на Святой горе категорически запрещается. На богослужение можно заходить только в рубашках с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается носить рубашку с короткими рукавами.

• Чтобы избежать трудных ситуаций, не путешествуйте по Афону в одиночку. Почти все монастыри закрывают ворота около 18:00. После этого вы рискуете остаться на улице.

• На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы. Но монахи не благословляют убийство какой-либо живности на святой земле.

• В южной части Афона есть район, который местные называют Карули (“цепи”) – скалистое место, где селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более 100 метров над уровнем моря. За безопасность путника здесь никто не несет ответственность, о чем предупреждают таблички в начале тропы.

• Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования паломник совершает по желанию. Остальные услуги (транспорт и прочее) на Афоне оплачиваются в евро.

• С территории Святой горы запрещается вывозить старинные иконы и книги, а также любой антиквариат. Вывозить можно лишь сувениры и предметы религиозного назначения, купленные в монастырских лавках.

• На Афоне запрещена видеосъемка. При посадке на паром камеру могут конфисковать. Фотографировать разрешено далеко не во всех монастырях. На киносъемку необходимо получить разрешение в ряде инстанций, в том числе требуется благословение Священного Кинота. Его могут дать, а могут и отказать. Обычно разрешение выдается на съемку в больших монастырях.

• На Афоне не благословляется купание в море.

Русские обители на Афоне

Древнейшим русским поселением на Афоне является обитель Росов, известная также как монастырь Ксилургу (от греческого “плотник”, “древодел”). Основным занятием местных монахов было плотничество, отсюда и появилось название обители.

В 1169 году Священный Кинот передал русской братии монастырь Фессалоникийца во имя святого великомученика Пантелеимона (ныне известен как Старый, или Нагорный, Русcик).

Во второй половине XVIII века монастырь имени святого великомученика Пантелеимона был перенесен в более удобную местность на берегу моря и получил неофициальное название “Прибрежный Русcик”. Там сейчас и находится Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь (также Россикон).

Две другие обители – Ксилургу и Старый Руссик – сейчас являются скитами.

В настоящее время братия Свято-Пантелеимонова монастыря составляет более 100 монахов

С 1979 года настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне является схиархимандрит Иеремия. В октябре 2015 года ему исполнилось 100 лет

Всего обитель насчитывает 25 храмов и параклисов (часовни или особые приделы храма в честь Похвалы Пресвятой Богородице). На фото: главный вход Свято-Пантелеимонова монастыря

Свято-Пантелеимонов монастырь расположен недалеко от моря, на берегу живописной бухты

В монастыре имеется обширная библиотека и архив: около 88 тыс. томов более 42 тыс. наименований книг, множество брошюр на духовные темы, уникальные рукописи на греческом, славяно-русском и других языках. Самый древний из документов датирован 1030 годом. На фото: Русский Андреевский скит

В Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся мощи более 300 святых и множество чудотворных икон. На фото: Русский Ильинский скит

‘, ‘bgPos’ : ‘center center’>, ]”>

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ НА ЖИЗНЬ МОНАХОВ

Византийское время и распорядок дня

“На Афоне действует византийское время. Объяснить его очень трудно, – начинает свой рассказ монах Ермолай. – Когда заходит солнце, стрелки часов ставятся на полночь, но это дает разницу с московским временем летом 7 часов, а зимой – 3 часа. Поэтому трудно сказать, например: “Мы встаем в 3 часа”. В какие 3 часа? Все путаются”. Видимо, заметив непонимание, монах с улыбкой просит ручку и листок. В блокноте появляется солнце – главное и единственное мерило византийского времени.

Монах Ермолай рассказывает, что с заходом солнца все монахи полуострова собираются в своих храмах на часовую службу, после которой расходятся по кельям и спят ровно пять с половиной часов. С 6:30 утра по византийскому времени начинается так называемый келейный канон, определенный индивидуально каждому духовником монастыря, который длится в течение полутора часов. Такой духовный труд не обходится без чтения молитв, поклонов.

“Потом в 8 часов утра по византийскому времени (не путайте, в это время в России час ночи – зимой, летом – 4 часа) начинается служба, которая заканчивается большой литургией, потом все причащаемся, и после этого начинается трапеза”, – рассказывает монах. Трапеза на Афоне является продолжением богослужения. Один из монахов не прерывает молитвы на это время. Длится трапеза всего 10-15 минут.

“Потом мы идем отдыхать где-то на час-полтора, после этого все выходим на послушание”, – продолжает он. Исполнение послушаний занимает пять часов: с 14:00 до 19:00. После рабочего дня – два часа личного времени, когда монахи могут погулять, ответить на письма родных, почитать, внести записи в дневник или поспать.

С 21:00 в течение двух с половиной часов длится богослужение, которое также завершается трапезой. Затем монахи исповедуются и с заходом солнца вновь приступают к богослужению. Интересно, что на Подворье Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве также молятся по византийскому времени. Так монахи готовятся к новому распорядку дня перед отъездом на Афон.

Афонское подворье в Москве © Борис Кавашкин/ТАСС

Меню монаха

В основном монахи питаются овощами, фруктами, орехами, оливками, медом – тем, что дарит природа в средиземноморском климате. Монастыри закупают муку для приготовления хлеба, молочную продукцию. Монахи не употребляют мяса и лишь изредка едят рыбу. Пять дней в неделю монахи трапезничают дважды в сутки, а по средам и пятницам – в постные дни – по одному разу.

“Никаких животных мы не разводим, кроме мулашек, которые помогают нам в работе и для перевоза разных грузов в повседневной жизни. Все леса на склонах, и трактор туда заехать не может”, – рассказывает монах Ермолай. На осликах перевозят инструменты для обработки земли, урожай и древесину.

Послушания монахов

Когда монах попадает в монастырь, к нему присматриваются братия, духовник, настоятель. В зависимости от мирской профессии, навыков и способностей монаху даются послушания.

Все послушания раздаются исходя из нужд братии: монахи готовят пищу, выращивают овощи, собирают фрукты и орехи, заготавливают дрова на зиму, изготавливают деревянную мебель, посуду, кресты, четки, делают заготовки для икон, шьют церковное облачение. “Все необходимое для богослужений можно купить в наших лавках”, – уверяет монах Ермолай.

По его словам, 100 лет назад русский монастырь на Афоне славился своей швейной мастерской, которая обшивала весь полуостров. Иметь сейчас облачение из той мастерской считается большой удачей. Его до сих пор носят и реставрируют в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Чем меньше монахов проживает в обители, тем больше послушаний каждому из них приходится выполнять. До Первой мировой войны в Свято-Пантелеимоновом монастыре проживало более 10 тыс. монахов, сейчас – всего 105. Поэтому каждый из монахов выполняет три и более послушания.

Сенокос. Фото начала XX века из архива Свято-Пантелеимонова монастыря

Кузница. Фото начала XX века из архива Свято-Пантелеимонова монастыря

Шинкование капусты. Фото начала XX века из архива Свято-Пантелеимонова монастыря

Святая гора Афон: Что, где, когда?

Телеканал «Царьград» отвечает на самые элементарные вопросы о Святой горе Афон, её отношениях с Русской Православной Церковью и о сегодняшней ситуации, когда часть святогорцев поддержала украинских раскольников

В последнее время темы, связанные со Святой горой Афон, вновь стали одними из самых обсуждаемых в православном Рунете. И если ещё совсем недавно упоминания были исключительно позитивными, речь в основном шла об афонских святых и святынях, паломнических маршрутах и так далее, то сейчас монахи-святогорцы подвергаются критике за участие их представителей в киевском религиозно-политическом шоу под названием «интронизация предстоятеля ПЦУ» лжемитрополита Епифания (Думенко), главы украинских раскольников-автокефалистов.

И в то же время абсолютное большинство даже воцерковленных людей об Афоне знает крайне мало. По очевидным причинам далеко не каждый русский православный человек на Афоне бывал, а потому очень слабо представляет даже его географическое положение. Впрочем, то же самое можно сказать и об афонских монахах неславянского происхождения, едва ли искушённых в деталях постсоветской географии и политики, в том числе политики церковной. Телеканал «Царьград» предлагает разобраться в самых элементарных вопросах, касающихся Святой горы Афон, – географических, исторических и, что особенно актуально сегодня, церковно-политических.

Так всё-таки, что такое Святая гора Афон – гора, остров или полуостров? Где это и как туда попасть?

То, что сегодня Святая гора Афон находится на территории Греции (Греческой Республики), известно большинству. Однако будут правы и те, кто назовёт Афон государством. Так, административное наименование этой территории – Автономное монашеское государство Святой Горы (Αυτόνομη Μοναστικὴ Πολιτεία Αγίου Όρους – греч.). Что, конечно, не означает полной независимости Афона от Греции, однако позволяет монахам-святогорцам сохранять определённую автономию и не вносить на территорию полуострова (а это именно полуостров с горной и скалистой местностью) светских обычаев стремительно секуляризирующейся Греческой Республики.

Фото: Dmitry V. Petrenko / Shutterstock.com

Речь о широко известном запрете на пребывание женщин на Афоне?

Да, и это тоже. Причём правила, касающиеся этого запрета (аватона), зафиксированы в самых ранних афонских источниках, например «Типиконе преподобного Афанасия Афонского» X века от Рождества Христова. Разумеется, это связано не с «нарушением гендерного равноправия». Как известно из Священного Писания, во Христе нет ни мужского, ни женского пола:

Несть иудей, ни эллин: несть раб ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе (Гал. 3, 27).

Но ради избавления монахов от соблазнов как на Афоне, так и во многих других монастырях издревле вводились правила, допускающие подобные запреты. Такие правила касались и некоторых женских обителей, куда был запрещён вход любым мужчинам, за исключением священников-духовников (чьё пребывание также строго регламентировалось). Сегодня столь строгие правила соблюдаются крайне редко, однако и сейчас Афон здесь – исключение.

Но любой мужчина из любого государства может спокойно попасть на Афон, получив Шенгенскую визу?

Нет, для посещения Афона необходимо дополнительно оформить диамонитирион – специальное разрешение. Обычно с его оформлением у русских паломников прежде не бывало никаких проблем, причём мирянам (и даже представителям других религий) получить диамонитирион легче, чем православным священнослужителям (они разрешение получают через Константинопольскую патриархию).

Почему Константинопольскую? О подчинении Афона патриарху Варфоломею в последнее время много говорилось, но всё-таки известно, что в Греции своя – Греческая Православная Церковь.

Да, это так, но Святая гора Афон относится к так называемым новым территориям, вошедшим в состав Греции лишь в результате войн первой четверти XX века. Было время, когда Афон планировали сделать совместным протекторатом нескольких балканских православных государств (если бы не революционная смута, то и России в том числе). Однако по Севрскому мирному договору 1920 года, подтвержденному в 1923 году на Лозаннской конференции, Святая гора Афон была официально признана «мировым сообществом» частью Греции.

И именно эти «новые территории», несмотря на административную юрисдикцию Греции, в церковном отношении до сих пор подчиняются Стамбулу – Константинопольской патриархии (часто именуемой Фанаром по месту расположения – одному из стамбульских районов, до середины XX века населённому преимущественного греками). Конечно, Афон сохраняет определённую автономию, в том числе касаемо использования древнего церковного юлианского календаря и других внутренних вопросов, в которые Фанар не вмешивается. Тем не менее иерархически Афон подчиняется Константинопольскому патриарху, который и утверждает настоятелей всех святогорских монастырей. Пусть и формально.

А сколько их? Вроде там есть и русский монастырь, неужели он тоже подчиняется стамбульскому Фанару?

Всего монастырей на Афоне ровно 20 (не считая скитов и прочих небольших монашеских поселений, относящихся к этим двадцати монастырям, но расположенных за их оградой), и все они находятся в иерархическом подчинении Константинопольского патриархата. Один из них, Свято-Пантелеимонов монастырь, действительно является русским. Конечно, это не значит, что монахи и послушники монастыря – этнически исключительно русские, но эта обитель исторически (с XI века – недавно мы праздновали 1000-летие русского присутствия на Святой горе Афон) связана с Русским государством и Церковью.

Также среди афонских обителей особо выделяются Хиландар (сербский монастырь), Зограф (болгарский) и румынский скит Продром, относящийся к главному монастырю Святой горы Афон – Великой Лавре. Грузинами в X веке был основан знаменитый Иверон (Иверский монастырь), однако этнически он уже давно стал греческим.

Фото: Ververidis Vasilis / Shutterstock.com

И никто никогда не пытался выйти из подчинения Константинополя, уже давно ставшего Стамбулом?

Многие святогорцы недовольны либерально-обновленческой и экуменической политикой Константинопольского патриархата, которая впервые проявилась не в последние годы, а уже около столетия назад. Однако не в монашеском духе устраивать восстания и революции против своего священноначалия. В том числе и консервативные. А потому святогорцы обычно критикуют Фанар учтиво, направляя туда свои послания с недоумениями. Последнее из известных таких посланий относится ко времени Критского собора 2016 года, когда представители Святой горы Афон раскритиковали ряд положений этого собора, посеявшего очередные семена раздора в Мировом Православии.

И в то же время в XX веке был один святогорский «мятеж» против Фанара. В 1960-х годах, когда либерально-обновленчески настроенный Константинопольский патриарх Афинагор начал сближение с Ватиканом, афонский монастырь Эсфигмен обвинил Фанар в экуменизме, а в 1974-м окончательно порвал с Константинопольским патриархатом. В итоге была создана новая братия монастыря, подчиняющаяся Фанару, но на территории самой обители до сих пор находятся монахи-зилоты (в переводе с греческого – «ревнители»), выдвинувшие лозунг «Православие или смерть». К слову, монастырь Эсфигмен лояльно относится к русским паломникам.

То есть, по сути, Русская Православная Церковь сейчас, разорвав евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, косвенно подтвердила их правоту?

Не совсем так. Русская Православная Церковь разорвала общение с Фанаром из-за того, что тот вторгся на нашу каноническую территорию на Украине, а также вступил в общение с украинскими псевдоправославными сектантами-националистами, в итоге совершив псевдолегализацию их раскольнических группировок. Так называемый томос об украинской автокефалии, выданный ряженным в священнические облачения сектантам, – венец этого беззакония.

Что же касается либерально-обновленческих и экуменических деяний Фанара, которые и привели к эсфигменской «консервативной революции», то их также стоит внимательно разобрать. Есть надежда, что итогом этого станет церковный суд над патриархом Варфоломеем и его Синодом. Но для начала необходимо достичь по этому вопросу консенсуса хотя бы со значительной частью других Поместных Православных Церквей.

Почему же афонские монахи не смогли хотя бы отказаться от участия в киевской раскольнической «интронизации»?

Опять-таки из послушания своему священноначалию. Кроме того, греки-святогорцы вообще мало что знают об украинской проблематике. Думается, далеко не каждый даже может без труда найти Украину на карте. А потому персональные указания патриарха Варфоломея прибыть в Киев на это мероприятие были приняты, и несколько представителей Афона, к сожалению, посетили это поистине святотатственное религиозно-политическое шоу.

Однако, как уже не раз говорилось в эфире и на сайте телеканала «Царьград», когда решался вопрос об официальной афонской делегации на украинскую лжеинтронизацию, благодаря твёрдой позиции ряда монастырей (включая не только русский и сербский, но и знаменитый греческий Ватопед) было решено подобную делегацию не направлять. Возможно, именно это и побудило патриарха Варфоломея заставить настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема отправиться в Киев. Что довело старца до инфаркта и операции на сердце.

Безусловно, святогорцы несут часть ответственности за деяния Константинопольского патриархата, но они оказались заложниками ситуации. А потому, пока они находятся в юрисдикции Фанара, русским паломникам не благословляется молиться, исповедоваться и причащаться на Святой горе Афон, за исключением Свято-Пантелеимонова монастыря.

Фото: Predrag Lukic / Shutterstock.com

Что означает это исключение?

Исторически Церковь далеко не всегда следовала принципу акривии (в переводе с греческого – «точность»), то есть неукоснительному соблюдению всех канонических правил. Весьма часто применяется противоположный принцип канонического права – икономия, который позволяет делать исключения из правил. Этот случай относится именно к таковым.

Для многих тысяч русских паломников Святая гора Афон является очень важной святыней, а у многих личные духовники являются клириками того же Свято-Пантелеимонова монастыря. Именно поэтому Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, несмотря на разрыв нашего евхаристического общения с Константинопольским патриархатом, благословил чад Русской Православной Церкви молиться и приступать к Таинствам в афонской обители великомученика Пантелеимона. Ещё и ещё раз подчеркнём: в виде исключения.

А как быть с другими монастырями, ведь там тоже немало великих святынь?

Нет никаких препятствий к посещению этих обителей и частной молитве перед их святынями. Однако участвовать в соборной молитве и Таинствах этих монастырей чадам Русской Православной Церкви нельзя. Разумеется, это решение может быть пересмотрено, но только тогда, когда афонские монастыри будут полностью избавлены от соучастия в укроавтокефалистских беззакониях Фанара.

Хотелось бы немного подробнее узнать о главных афонских реликвиях.

Их тысячи: чудотворные иконы, мощи великих святых. Сложно выделить «самые главные», но самые почитаемые и известные – попробуем. Конечно же, это Пояс Пресвятой Богородицы и Дары волхвов – святыни, которые уже посещали земли Русской Православной Церкви и которым в разных городах поклонились миллионы православных христиан. Сюда же можно отнести и такие чудотворные афонские образа Пресвятой Богородицы, как Иверская и «Всецарица». Ну и, конечно, честные мощи великомученика и целителя Пантелеимона и многих других великих святых.

Но как быть нам, православным христианам Русской Православной Церкви, в условиях начавшегося церковного разделения, затронувшего и такую великую святыню, как Святая гора Афон?

В первую очередь, конечно, соборно молиться об исцелении этого разделения. Афонским святым, а главное – Пресвятой Богородице, чьим уделом является Святая гора. И конечно, самим держаться в истине Святого Православия и послушании нашей Церкви. Молитва – главное оружие христианина, и важно знать, что и на Афоне очень многие молятся о том, чтобы уврачевать начавшийся раскол.

С другой стороны, нам важно не забывать, что и наша Земля Русская не обделена великими святынями, а её паломнические маршруты в полной мере нами не изведаны. А потому сегодняшняя непростая и во многом прискорбная ситуация – это промыслительный повод обратиться к святым местам нашей Родины.

Святая гора Афон (Фото)

Гора Афон, которую называют Святой горой, находится на одноименном полуострове. Ее высота составляет 2033 метра. Под юрисдикцией Константинопольского Патриархата на афонском полуострове находятся около двадцати монастырей. Верующие почитают Афон, как земной удел Богородицы

Согласно данным за 2001 год в монастырях Афона живут 2262 человек. Афонские монахи пользуются юлианским календарем.

По афонскому уставу на территорию полуострова не должны приезжать женщины. Запрет на въезд касается также животных женского пола.

Паломников восхищает местная природа: горные ручьи, живописное побережье, цветущие деревья. Обширная территория святой горы славится прекрасными пейзажами.

Афон — самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей.

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере).

Таким увидел Афон Владимир Ходаков.

Зограф

Зограф относится к болгарским монастырям Святой горы. Его насельники, афонские монахи, как правило, славяне. Монастырь посвятили святому Георгию Победоносцу и в иерархии местных монастырей стоит на девятом месте. Зограф переводится как «живописец». Монастырь был основан Львом Философом и расположен практически на побережье – в трех километрах от моря.

Во времена Михаила Палеолога Зограф не стал присоединяться к унии с Римом и за этот отказ в монастыре мученически погибли насельники обители.

В соборном храме хранятся афонские святыни – иконы великомученика Георгия, написанные в разные времена.

Ставроникита

Ставроникита – монастырь X века, он расположен на востоке полуострова. В иерархии горы Афон он находится на пятнадцатом месте. Существует легенда о том, что на месте устроения монастыря когда-то жил отшельник по имени Никита, который занимался изготовлением крестов. Ставроникита в переводе означает «крест Никиты». Во времена крестовых походов первая обитель, посвященная Иоанну Крестителю, была разрушена. Но при Патриархе Иеремии I древнюю обитель восстановили. На территории монастыря была обретена одна из редчайших икон Николая Чудотвторца, поэтому современный монастырь посвящен святому Николаю.

В библиотеке монастыря находится более ста семидесяти рукописей. Гора Афон хранит уникальные библиотеки. В местной — около двух тысяч пятисот напечатанных книг. Кафоликон монастыря украшен удивительными фресками, над которыми трудился сам Феофан Критский. Особо стоит отметить редчайшие монастырские святыни: частицы мощей православных святых, частица Креста Животворящего и древний образ Николая Чудотворца, которую обрели в пучине моря.

Скит святой Анны

Скит святой Анны, матери Богородицы – самый крупный монастырь Афона. Это древнейшая обитель с самым строгим уставом и сонмом новомучеников, пострадавших за Церковь в период турецкого владычества. Скит находится в подчинении у Великой Лавры.

В ночь накануне причастия насельники монастыря святой Анны обычно не спят, во время Великого Поста не покидают монастырь, а иеромонахи не служат вне пределов Святой горы. Главная святыня обители – стопа святой праведной Анны. Здесь молятся о бесплодных парах, мечтающих о младенце. Гора Афон всегда считалась особым местом, где возносились самые горячие молитвы о появлении ребенка у бездетных супругов.

Кириакон монастыря при Вселенском Патриархе Дионисии III. В XVIII веке его отреставрировали благодаря старцу Филофею Пелопонесскому. Иконописцы Филофей и Афанасий расписали кириакон. Колокольню здесь возвели в 1774 году. Многие современные подвижники и старцы нового времени подвизались именно в этом скит: архимандрит Херувим, основатель обители Параклита и его ученики, распространявшие христианскую веру по всей Греции.

Пантократор

Монастырь Пантократор находится в северо-восточной части полуострова вблизи Кареи. Он стоит на 50-метровом холме. В соборе монастыря – древнейший иконостас горы Афон.

Пантократор – это греческий термин, который обозначает иконографический тип Спасителя как Спаса Вседержителя, Царя и Судии. Это один из самых древних иконографических образов Христа.

В диптихе монастырей Святой горы Пантократор на седьмом месте.

Карея

Карея или Карье (славянское обозначение) – столица Афона. Это – административный центр местного монашеского государства. У этого государства особые правила и устав, насчет некоторых из них до сих пор ведутся споры: так многих возмущает то, что на полуостров не могут прибыть паломники женского пола. Не все верующие согласны с таким строгим ограничением. Карея — поселение в глубине полуострова, которое основали в IX веке. Именно здесь находятся как Священный Кинот, так и Священная Эпистасия. Здесь растет много орешника, поэтому столица и названа в честь орехового дерева. Здесь около двадцати представительств всех афонских монастырей. Гора Афон славится разнообразием флоры.

Храм Протата (храм Успения Богородицы), также заложенный в IX веке – центральный собор административного центра. Это базилика без купола, три нефа которой образуют собой крест. Фрески Мануила Панселина украшают храм. Его также расписывали представители знаменитой критской школы.

Неподалеку от храма – библиотека Священного Кинота, где хранится более сотни исторических рукописей и Аргос – шкура козла с первым Типипоком. Святогорские монахи получили его от императора Иоанна Цимисхиема в 972 году.

Во время больших праздников местные монахи-келиоты вместе молятся в протатском соборе. Они несут различные послушания: плотничают, шьют монашеские одеяния, производят ладан и.т.д.

Здесь же располагается церковная школа: гимназия и лицей.

Среди святынь Кареи – чудотворная икона Млекопитательница. В Типикарницу эту икону когда-то привез Савва Сербский. Ранее она находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного.

Здесь же, в небольшой келье, редчайшая и уникальная икона Божией Матери «Достойно есть», которая упоминается в древнем предании. Считается, что однажды афонский старец решил выслушать Всенощное бдение в Карейском соборе. А его послушник оставался в келье. Внезапно в келье раздался стук. Послушник открыл дверь и увидел человека в монашеском одеянии. Послушник ввел незнакомца во храм и они стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского, но незнакомец поменял слова на «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

Растрогавшись, послушник попросил незнакомого монаха записать слова этой песни, но у него не нашлось чернил. Тогда незнакомец спросил, есть ли каменная плита. И перстом своим высек слова песни на плите. Камень под его ладонями смягчался как воск. Вернувшись, пораженный старец поместил этот камень в Протат, а икона, перед которой была исполнена дивная песнь, перенесена в Соборный храм.

Это событие отмечается на горе Афон каждый год 11-го июня.

Священная Гора Афон – удел Пресвятой Богородицы

Заказать поминовения

В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

Чудотворные иконы Афона

Монастыри Афона

Поминовения и требы

Священная Гора Афон

Святая Гора Афон

Святая Гора Афон расположена на восточном полуострове Халкидики, лежащем в лазурных водах Эгейского моря между Фермейским и Стримонским заливами. Его протяженность – около 60 км, ширина – от 8 до 12 км, площадь – около 360 кв. километров.

В начале рельеф полуострова ровный, с небольшими равнинами и низкими холмами, покрытыми субтропической растительностью. В глубине полуострова появляются горы, которые поднимаются все выше и оканчиваются скалистой горой Афон с огромной мраморной пирамидой, вздымающейся на высоту более 2000 метров над уровнем моря.

История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединённой жизни. Первыми известными жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики.

Преподобный Петр Афонский

Относительно названия и древнейшей истории Святой Горы существует множество различных легенд и преданий. Древние греки называли весь полуостров «Акта» («Мыс»). Имя «Афон» носил фракийский гигант, который, как гласит одно из преданий, во время битвы богов и гигантов метнул всю эту каменную громаду в Посейдона.

В древнейшие времена на Афоне возводились храмы в честь Аполлона и Зевса. Храм, посвященный Зевсу, назывался Афос (по-русски Афон). Отсюда видимо и произошло название горы.

В начале Х века Афон был назван Святой горой (по-гречески «Агиос Орос»), а в ХI веке, при императоре Константине Мономахе, стал так называться уже официально. Ведь Афон — это земной удел Царицы Небесной.

Вот что гласит церковное предание. Корабль Богородицы, направлявшейся с апостолами на Кипр, попал в бурю и его отнесло к берегам Афона. И когда он приблизился к Святой горе, то языческие храмы рухнули. А язычники, видевшие это чудо, уверовали и приняли христианство. С тех пор Афону покровительствует Божия Матерь.

Одним из первых афонских монахов был преподобный Петр Афонский. Петр был византийским полководцем. Попав в плен к арабам, он был подвергнут пыткам и заточен в темницу. Там он молил Бога помочь ему освободиться из плена и решил, что если будет на свободе, то пострижется в монахи. И вот, когда ему удалось вырваться из плена, он отправился на Афон, где иноком провел в одиночестве более 50 лет.

Первые монашеские поселения там возникли сразу после принятия греками христианства. Рассвет монашества на Афоне произошёл во время царствования Василия Македонянина, восшедшего на престол в 867 году. Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуострове, дарованное ещё Константином Погонатом.

Великая Лавра Афанасия Афонского

Монастыри на Афоне появляются уже в Х веке. Первым основанным в 961 году Афанасием Афонским монастырем был монастырь Великая Лавра.

А первый русский монашеский скит Ксилургу появился на Афоне до 988 года (еще до Крещения Руси).

Святая Гора Афон на протяжении столетий была духовным центром православия. Здесь веками сохранялось и развивалось христианское искусство. Иконопись, фрески, книжная миниатюра Святой горы оказали значительное влияние на все православное искусство в целом.

После захвата турками Константинополя в 1453 году Афон не только принял великие христианские святыни, но стал центром возрождения византийского искусства.

В XVII—XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения и книгоиздательства: при Ватопеде в средине XVIII века была основана Афонская академия (Афониада), при Лавре работала типография.

После восстания 1821 года Афон был оккупирован турками; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Портой в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации.

Первая мировая война и Октябрьская катастрофа, затем Вторая Мировая война тяжело отразились на монастырской жизни Святой Горы. Однако турки в эпоху своего владычества и немецкие войска во Вторую мировую войну не тронули Афон из уважения к монахам (сказанное не относится к крестоносцам и латинянам, неоднократно разорявшим монастыри Афона). Поэтому на Афоне сохранились уникальное собрание древних рукописей, бесценных печатных книг, драгоценная церковная утварь, прекрасные фрески и мозаики, а также величайшие христианские святыни.

Святая Гора Афон включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первый русский монашески скит Ксилургу. Литография ХIХ века

После восстания 1821 года Афон был оккупирован турками; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Андрианопольский мирный договор между Россией и Портой в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.

2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 — январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству.

Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монастыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения [3] .

Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так у руководства поместных Церквей.

В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне; в торжествах принимали участие предстоятели ряда поместных Церквей.

На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIX века) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост.

С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону.

Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Лавра, был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, — в 1542 году.

Читайте далее: