Храмы Нубии

Храмовый комплекс Абу-Симбел: Египетское чудо, спасение которого обошлось в 42 миллиона «зелёных»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Тайна Священной горы

Эту гору считали священной ещё до того, как Рамсес II решил увековечить память о себе, воздвигнув храмовый комплекс. Позже арабские моряки нарекли это место Абу-Симбел – отец хлеба, потому что из-под песков, окутавших храм, виднелся единственный барельеф: мужчина в древнеегипетском фартуке, который напоминал меру хлеба.

Лишь в 1813 году храмы были обнаружены швейцарцем Буркхардтом, исследователем, притворившимся арабом для изучения Нила. Исследователь впервые дошёл до третьих порогов великой реки и обнаружил занесённые песками четыре головы с коронами фараона. Проводники из местных жителей, сопровождавшие Буркхардта, не смогли объяснить ничего об этих гигантских изваяниях. Исследователь сообщил о своём открытии, и по его следам тут же к третьим порогам отправился с экспедицией кладоискатель Бельцони.

Он лично руководил раскопками, а когда они были окончены, Бельцони написал в своём дневнике об обнаруженном великолепном храме. Красота находки настолько поразила его, что он не чувствовал никакого разочарования от того, что сокровища ему найти так и не удалось.

Большой и Малый храмы

В священной стометровой горе, состоящей из песчаника, примерно в XIII веке до н. э. были вырублены два храма. Большой храм был воздвигнут в честь самого Рамсеса II и призван был увековечить военные победы фараона и талант правителя. Малый храм Рамсес II воздвиг для любимой своей жены Нефертари, о чём и сделана соответствующая запись на одной из колонн.

Вход в Большой храм окружен четырьмя монументальными статуями высотой 20 метров каждая. Троны, на которых восседают статуи, украшены изображениями богов Нила, связывающие папирус и лилию, знак единства Нижнего и Верхнего Египта. У ног фараонов разместились статуи, изображающие Нефертари, под ногами фараона – побеждённые враги. Удивительно, как древним мастерам удалось достичь портретного сходства с Рамсесом при огромном размере статуй. Несомненно, система пропорций была хорошо известна авторам скульптур.

В Большом храме 14 залов, уходящих вглубь на 60 метров. Самый большой зал достигает 8 метров в высоту и занимает площадь 288 квадратных метров. На его стенах изображены, в основном, военные сцены и надписи, воспевающие величие и победы фараона.

Малый храм, посвященный Нефертари, выглядит более изящно. Его 5 залов украшены статуями богов и царственных особ. Колонны его венчаются изображением лица богини Хатхор, которая властвует над любовью и радостью.

В Большом храме можно наблюдать необычное световое представление. Рано утром луч восходящего солнца проходит через вход, заливает светом 65-метровый коридор. После задерживается поочередно по 6 минут на фигурах богов Амона и Ра, стоящих в культовой нише, а затем на 12 минут останавливается на фигуре Рамсеса II. При этом статуя бога Птаха всегда остается в темноте. Данный эффект сохранился и после переноса храмового комплекса на новое место.

Спасение уникального храмового комплекса

В 1959 году было принято решение о возведении Асуанского гидроэнергетического комплекса на Ниле, который должен был регулировать уровень воды и производить электроэнергию.

Храмовый комплекс должен был полностью уйти под воду. Однако под эгидой ЮНЕСКО комплекс решено было спасти. Разрабатывалось сразу несколько проектов, от перемещения всей скалы целиком до создания огромного стеклянного колпака над комплексом, чтобы можно было любоваться храмами с лодок. Но впоследствии остановились на варианте спасения, предложенном шведской командой.

Весь комплекс должен был быть распилен на отдельные блоки, которые перевезут и соберут, как конструктор, на новом месте. По сделанным фотографиям и замерам планировались линии распилов, изучались свойства грунта на старом и новом местах.

Затем внутри храмов возводились специальные стальные леса, а малейшее подозрительное место в распиле щедро заливалось полимером, способным предотвратить разрушение блока.

Больше всего во время проведения работ инженеры были удивлены тем, что линии фасадов обоих храмов были расположены строго параллельно трещинам в грунте скалы, что позволяло использовать самые твёрдые породы в качестве опоры огромных статуй. При этом были учтены свойства грунта, в котором песчаник был скреплён окисью железа и почти не разрушался.

Со всеми необходимыми мерами предосторожности оба храма были распилены тонкими пилами на 1036 блоков, каждый из которых весил от 5 до 20 тонн. Всё сооружение было передвинуто на 200 метров дальше от реки и на 65 метров выше.

В этом грандиозном проекте приняли участие 65 стран, а стоимость его вышла порядка 42 миллионов долларов в ценах 1968 года.

В древности из скал вырезались многочисленные памятники. Более того, раньше так создавались целые города. От величия древнего наследия, дошедшего до наших дней, захватывает дух.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Затерянные Храмы Нубии

Затерянные Храмы Нубии
Информация
Новое оружие 9
Кол-во секретов 5
Номинальное время 45 минут
Предыдущий уровень Мощь подземного царства
Следующий уровень Последний человек на Земле
Ах! Мне пора в отпуск!

— Сэм на уровне Затерянные Храмы Нубии

Затерянные Храмы Нубии (англ. The Lost Temples of Nubia) — десятый уровень в игре Serious Sam 3: BFE.

Прохождение Править

Смотрим ролик, в котором нас подбивает один из «Биомеханоидов». Мы снова в пустыне и у нас нет оружия. Движемся вперед, убивая пауков, и заодно ищем среди обломков своё оружие. Молот (нубийский вариант), пистолет, дробовик, автомат. Забираем всё наше добро, разделываемся с «Безголовыми», «Пауками» и парочкой «Утиль-ракетчиков». Добираемся до оазиса, где обнаруживаем вертолет. Рядом с ним лежит двустволка, забираем ее и готовимся убить несколько «Быков». Затем появятся множество «Камикадзе» норовящих окружить нас. Правильный путь – это место, куда смотрит носик вертолета. Там снова появятся «Камикадзе» и «Скелеты». Впереди будет яма, спрыгиваем туда и собираем все боеприпасы. Услышав звук вертолета не спешим высовываться. Для начала заберем ракетницу, которая лежит по центру рядом с ящиком с боеприпасами к ней. Всего два летающих противника «Технолипы-вертолеты». Попасть по ним будет достаточно сложно. Стреляют они очередями, поэтому большую часть времени стараемся разделаться с ними.

Идем дальше, впереди появятся буквально пара сотен «Камикадзе». Отходим назад, в довесок будут парочка «Быков» и один «Арахноид». Собираем все боеприпасы, которые только можно собрать. Автомат оставим на «Арахноида», против быков двустволка, а на «Камикадзе» подойдет обычный дробовик.Против быков и камикадзе можно также использовать ракетницу,так как позади пара ящиков с бесконечными ракетами.

Далее, еще одна огромная территория. Как можно скорее убиваем «Ведьму» и «Технополипа». С остальными проблем не будет. В округе много аптечек, брони и боеприпасов. Тут же сможем подобрать миниган, в центральном здании – динамит.

Проходим дальше, снова десятки «Камикадзе», «Скелетов» и на этот более тяжелая артиллерия – где-то примерно пять-шесть «Биомеханоидов» и примерно четыре-пять хнумов. Отходя назад, разделываемся с мелкими противниками, в том числе с «Быками» и затем добиваем крупных тварей. Перед входом в здание, расправляемся с «Гарпиями».

В поисках Нубии: Храмы нубийской пустыни

Мы неторопливо плывем на круизном корабле в поисках храмов, затерянных во времени среди нубийской пустыни. Обслуживающий персонал судна внимателен и дружелюбен, кухня восхитительная. Каждый день мы причаливаем у какой-либо исторической достопримечательности и сходим на берег для ее осмотра.

На Асуанских островах можно найти множество интересных исторических достопримечательностей. На большом острове Кетченер есть замечательный ботанический сад. А на одном из крошечных островов, например, стоит потрясающий храм Исиды в Филе, небольшой храм Хатор и павильон императора Траяна. Первоначально они стояли на острове Филе, но затем были перенесены на другой, более высокий остров, сохранив при этом свое название.

Постройка Малого храма Хатор, расположенного к западу от храма Исиды, была начата Птолемеем VII, продолжена Птолемеем VIII и римскими императорами Августом и Тиберием. Такого «долгостроя» не припомнят и пресловутые советские стройки! Он состоит из так называемого «киоска», украшенного четырнадцатью колоннами с головой Хатор, и культовой террасы в задней части храма, смотрящей на Нил. На стенах храма мы увидели прекраснейшие барельефы с рисунками музыкантов, играющих во славу богов. Все в соответствии с Хатор, покровительствующей музыкантам, танцорам и певцам. В храме и правда хочется запеть от восторга, настолько красиво его оформление.

Еще одна остановка — храм Калабша. Расположенный недалеко от верхней Асуанской плотины, храм был начат при фараоне Аменхотепе II, а достроен римским императором Октавиусом Августом в 30-14 году до нашей эры. Он посвящен богу плодородия Мандулису. В зависимости от уровня воды, туристы могут посетить храм либо на автобусе или такси из Асуана, либо на лодке. Здание храма когда-то было самым большим в Нубии, а его архитектурный дизайн характерен для птолемейского периода. Просторный внутренний двор храма окружает колоннада с изображениями богов и фараонов. Не менее прекрасные рисунки сохранились и на стенах самого храма. Некоторые из них являются образчиками нубийского искусства, они изображают преимущественно африканских животных. Две лестницы ведут наверх, на крышу, откуда открывается потрясающий вид на озеро Насер. Помимо храмов в Абу-Симбеле Калабша, это наиболее значительное нубийское сооружение.

Недалеко, всего в 1 километре от Асуанской плотины, есть храм поменьше – Кертасси, посвященный все той же Исиде, а еще и богине Хатор. Поэтому храм украшен хаторическими капителями в виде женщины с коровьими ушами.

Далее путешествие приводит нас в Вади Эль-Себуя, где среди многих чудес можно найти храмы Дакка и Махаррака. Храм Дакка посвящен Тоту, покровителю знаний и тайн. Создавался этот храм нубийским царем Акамани в 220 году до н.э. Но этот храм изначально тут не стоял, его переместили сюда уже в 1960 году в связи с начавшимися наводнениями из-за постройки Асуанской верхней дамбы. Так же был перемещен сюда и второй храм – Махаррака, посвященный Сарапис. Этот храм начинался строиться во времена Древнего Рима, но не был достроен. Его восточный вход ведет на открытый внутренний двор, окруженный с трех сторон крытыми колоннадами. Спиральная каменная лестница уведет вас на верх колоннады. Здесь же, в Вади Эль-Себуя, находится Сфинкс Рамзеса II и Сфинксовая аллея.

Еще одна ночь, и наш корабль бросает якорь в знаменитом Абу-Симбеле. Находящийся посреди нубийской пустыни Абу-Симбел был обнаружен швейцарским исследователем, проплывавшим мимо в 1813 году. А в 1817 вход в храм был откопан итальянским исследователем после 20 дней раскопок. Все в том же злополучном 1960 году храм чуть-чуть не затопило из-за строительства дамбы, но, к счастью, он был спасен благодаря усилиям Юнеско. В ходе операции по спасению храма, здание осторожно разрезали на большие блоки весом до 30 тонн и собрали подобно кубикам конструктора на 65 метров выше его прежнего расположения. В Абу-Симбеле два главных храма. Великий храм создан в честь фараона Рамзеса II, а Малый храм посвящен его любимой жене Нефертари. Сказать, что мы были впечатлены грандиозностью высеченной из скал постройки – значит, не сказать ничего. Огромнейшие три статуи сидящего на троне фараона встречают туристов на входе. Видно, что для симметрии постройки одной статуи не хватает – она была разрушена еще в античные времена. Ничего более впечатляющего я в своей жизни не видела. По моему мнению, даже Великие Пирамиды не столь грандиозны по сравнению с этим храмом. Рядом с ним чувствуешь себя просто ничтожной песчинкой в песочных часах Времени.

Надо сказать, что античные архитекторы были еще и затейливыми механиками. Внутреннее святилище храма построено таким образом, что только дважды в год – в день рождения фараона и в день его коронации – оно освещается солнечными лучами. Но из-за того, что храм перенесли, теперь это происходит не 22 октября и 22 февраля, как планировалось, а на день раньше. В эти дни в Абу-Симбеле проходит фестиваль, и толпы египтян и туристов устремляются в храм, чтобы быть свидетелями этого архитектурного чуда.

Потом мы осмотрели второй храм, посвященный жене фараона. Он тоже очень впечатляющий. У его входа расположены шесть 10-метровых статуй, среди них две статуи Рамзеса и одна царицы – видимо, фараон во всем должен быть превосходить свою жену – как в величине, так и в количестве статуй.

Чуть покачиваясь, корабль неторопливо рассекает лазурную гладь огромного озера. Мимо медленно проплывают берега, заросшие знаменитым египетским тростником, из которого в пыльной древности изготовляли папирус. Стаи самых разнообразных птиц гнездятся на мелководье. Пахнет речкой, и тиной, и нагретым песком, и еще чем-то неуловимым, что, наверное, и зовется «духом странствий к далеким берегам».

Храмы Нубии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Абу-Симбел» в других словарях:

Абу-Симбел — Абу Симбел. Храмовый комплекс фараона Рамсеса II. АБУ СИМБЕЛ, местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1 й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Абу-Симбел — исторический памятник на западном берегу Нила в Египте (см. Египет), почти на границе с Суданом, в 280 км южнее Асуана. В среднем течении Нила находится историческая область Нубия, раскинувшаяся от первого порога Нила у Асуана на севере и почти… … Географическая энциклопедия

Абу-Симбел — местность на западном берегу Нила, близ г. Асуан в Египте, где в первой половине XIII в. до н. э. были высечены два скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов со статуями и рельефами на фасадах и в интерьерах. На… … Художественная энциклопедия

АБУ-СИМБЕЛ — АБУ СИМБЕЛ, местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1 й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов. На фасаде главного храма 4 величественно сидящих… … Современная энциклопедия

Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в коей высечены двазнаменитые древнеегипетские храма, основанные Рамзесом II (1388 22 доP. Хр.). Один из этих храмов, самый большой, был воздвигнут в честьсамого царя Рамзеса, другой же в честь его первой жены,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Абу-Симбел — местность на западном берегу Нила (Египет), 2 скальных древнеегипетских храма 1 й половины XIII в. до н. э. Статуи, рельефы. На фасаде главного храма 4 сидящих колосса Рамсеса II (при строительстве Асуанской плотины перенесены в 1967 на скалу у… … Энциклопедический словарь

АБУ-СИМБЕЛ — местность на западном берегу Нила (Египет). 2 скальных древнеегипетских храма 1 й пол. 13 в. до н. э. Статуи, рельефы. На фасаде главного храма 4 сидящих колосса Рамсеса II (при строительстве Асуанской плотины перенесены в 1967 на скалу у старого … Большой Энциклопедический словарь

АБУ-СИМБЕЛ — 1 ая половина 13 в. до н. э. Абу Симбел. местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1 й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов. На фасаде главного… … Энциклопедия Кольера

АБУ-СИМБЕЛ — местность на зап. берегу Нила, в Ниж. Нубии, где в 13 в. до н. э. были вырублены в скалах др. егип. храм, посвященный Рамсесу II и гл. др. егип. богам, и храм др. егип. богини Хатор (Гатор). У входа в первый высеченные из скалы 4 статуи Рамсеса… … Советская историческая энциклопедия

Абу-Симбел — (Abu Simbel), местонахождение двух храмов, вырубленных в скалах при фараоне Рамзесе II в 1250 г. до н.э. (Нубия). Фасад более крупного храма украшен четырьмя колоссальными фигурами царя, высота каждой свыше 60 футов (18,29 м). Залы… … Археологический словарь

Храм Абу-Симбел

В 280 километрах к югу от Асуана на границе с Суданом находится храм Абу-Симбел. Вплоть до XIX века было распространено искаженное название «Ибсамбул». Это архитектурное чудо Нижней Нубии высечено в скале Рамсесом II и утверждает его величие.

Строительство храмов в скале Абу-Симбела было начато при Рамсесе II. Величайший из фараонов XIX династии (1314 — 1200 гг. до н.э.) правил долиной Нила в течение семидесяти семи лет. Его называют завоевателем и просветителем, за время его правления были возведены многие грандиозные архитектурные сооружения Древнего Египта. Главным его шедевром по праву считается Абу-Симбел, строительство которого Рамсес II задумал в самом начале своего правления.

Открытие храма Абу-Симбел
Абу-Симбел находится на левом берегу Нила примерно в 850 километрах от Каира, близ Второго порога и границы с суданской Нубией.

Величественные статуи Рамсеса II, охраняющие вход в храм Абу-Симбел, были обнаружены совершенно случайно. В 1813 году швейцарский востоковед и первопроходец Иоганн Людвиг Буркхардт наткнулся на это место, прогуливаясь по спускающейся вниз ложбине, засыпанной песком. «По счастливому случаю я продвинулся на несколько шагов дальше к югу, и моим глазам предстало то, что осталось от огромных статуй, высеченных в скале и расположенных в каких-то 200 метрах друг от друга. Они находились в глубине ниши, но, к сожалению, были практически полностью покрыты песком, который в этих местах сходит, подобно лавине». 22 марта 1813 года Бурк-хардт добавит к своему рассказу: «Мы даже не можем сказать, в какой позе находятся статуи, сидят они или стоят». Второй храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари, был построен неподалеку отсюда. В октябре 1815 года английский путешественник и антиквар Уильям Джон Бэнкс посетил Абу-Симбел и проник в Малый храм, в то время как Большой практически исчез под песками, и на поверхности виднелась лишь одна из четырех огромных статуй, украшающих фасад. В марте 1816 пьемонтский консул Дроветти побывал на этом месте, однако ему не удалось нанять достаточно работников для расчистки монумента, о которой так мечтал Бэнкс.

В следующем 1817 году исследователь и археолог Джованни Бельцони, действующий по поручению британского консула в Египте, предпринял попытку расчистить фасад Большого храма в Абу-Симбеле. Он сумел проникнуть внутрь храма через верхнюю часть портала. За 1818 и 1819 годы другая экспедиция вызволила из песка южного колосса и отчасти его соседа. Тогда археологи смогли наконец констатировать, что статуи Рамсеса сидят, а не стоят. К концу XIX века о красоте памятников Абу-Симбела заговорил весь мир. Многие знаменитые путешественники отправлялись в Египет, чтобы увидеть этот храм. Среди них были Жан-Франсуа Шампольон, Карл Рихард Лепсиус, Гюстав Флобер. Но лишь в 1910 году архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта, воспользовался строительством Асуанской плотины и подъемом уровня воды, расчистил территорию храма вместе с северным святилищем, освободив украшающие его статуи, и, таким образом, завершил работы по спасению комплекса от песка.

Гиганты храма

На протяжении долгих тысячелетий песок и жар пустыни защищали уникальные скальные храмы Абу-Симбела и их гигантские статуи. Высеченные в скалах Ливийских гор между долиной Нила и бескрайней пустыней, статуи Рамсеса II, стерегущие вход в храмы, во все времена очаровывали археологов, рисовальщиков и живописцев. Четыре гиганта из монолитного песчаника, будто опирающиеся спиной на фасад храма, возвышаются над землей на 21 метр.

Это величественное обрамление входа в храм. Каждый колосс изображает восседающего на троне Рамсеса, увенчанного двойной короной пшент, надетой поверх немеса. У их ног находятся менее крупные статуи, изображающие царскую семью: царицу Нефертари, а также некоторых принцев и принцесс царской крови. Фараон представлен как верховный вождь Египта и настоящий земной бог. Лица статуй поражают неожиданной простотой. Высота лба составляет 59 сантиметров, длина носа — 98 сантиметров, рта — 1 метр 10 сантиметров, и наконец, ширина лица от одного уха до другого равняется 4 метрам 17 сантиметрам. Торс колоссов полностью обнажен, руки лежат на бедрах, а ноги стоят на земле. Такой позой Рамсес словно бы желает внушить народам Нубии страх и уважение. Тем не менее сами колоссы совершенно спокойны. Действительно, их лица выражают отрешение. Но в то же время за этим покоем чувствуется безжалостная сила, кроющаяся в них. Кажется, в любой момент они готовы обрушить свой гнев на непокорных или встать на защиту империи.

Внешний вид храма

Составляющий около 30 метров в высоту и 35 метров в ширину фасад храма высечен прямо в скале. Большой храм с четырьмя изображающими фараона колоссами при входе некогда был посвящен богу Амону-Ра. Он уходит на 60 метров вглубь скалы. Рядом с ним находится более скромный храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари. В этом малом храме находятся шесть двадцатиметровых статуй, изображающих Нефертари и самого фараона. Центральная лестница по обеим сторонам обрамлена террасой. С каждого края она украшена пятью статуями правителя, перемежающимися пятью статуями сокола Гора, символа фараона. Большая часть из этих двадцати статуй в настоящее время исчезла. Некоторые были перенесены, другие — разбиты на куски или раздавлены каменными блоками, упавшими со стен. Кроме того, в результате землетрясения, случившегося на 31 год правления Рамсеса II, южный колосс портала раздробил менее крупные статуи, расположенные у его ног. Круглый лепной орнамент тянется по северному и южному краю скалы. Он обрамляет длинную иероглифическую запись. Это краткая история правления фараона, которая повторяется и по обеим сторонам от центральной оси. Сверху выстраиваются в бесконечную цепочку картуши Рамсеса. Словом, над всем ансамблем довлеет образ фараона, и кажется, что изображения богов отсутствуют.

Тем не менее в небольшом углублении над порталом храма виднеется голова сокола, держащего диск Ра-Хорахти, бога восходящего солнца. Слева от него мы можем увидеть жезл с головой пса Усера, а справа — то, что осталось от статуэтки богини Маат. Если мы соединим слова Усер, Маат и Ра, то получим имя Рамсеса II. Таким образом, под видом изображения богов еще раз упоминается имя правителя. Это своего рода древний ребус. На стене справа и слева от фигуры Ра-Хорахти изображен Рамсес, приносящий в дар богу статуэтку Маат. Он так похож на бога солнца, что можно подумать, будто он совершает подношение самому себе. Именно Рамсес — настоящий бог, которому посвящен этот храм.

Внутри храма

Войдя в храм через довольно низкий портал, мы попадаем в пронаос, первое помещение площадью 18 на 16,69 метров. Отсюда можно пройти в восемь боковых залов, которые служили складами для предметов культа и жертвенных подношений.

Восемь статуй высотой 7 метров стоят в два ряда, четыре на севере и четыре на юге, лицом к лицу, напротив столбов с квадратным основанием. Рамсес изображён здесь с атрибутами Осириса — жезлом и плетью нехех. Несмотря на многообразие изображений религиозной тематики и картин приношения даров, именно военные сюжеты привлекают внимание в первую очередь.

Так, к примеру, на северной стене храма проиллюстрирована официальная версия битвы при Кадеше, основного эпизода войны Рамсеса с хеттскими завоевателями. Фараона сопровождают в сражении трое его сыновей, также стоящие на боевых колесницах. Перед ним располагается крепость, в которой отчаявшиеся люди умоляют фараона проявить милосердие.

На центральной сцене Рамсес изображен в момент убийства ливийского вождя. Фараон сражается, как простой пехотинец. Он замахивается копьём, которое сжимает в правой руке, а левой крепко держит руку противника, молящего о пощаде. Правой ногой владыка попирает другого умирающего ливийца, поверженного на землю. На последней створке красуется сцена триумфального возвращения фараона, величественно стоящего на своей колеснице. И наконец, на внутренней восточной стене, под двумя картинами жертвоприношений, с южной стороны расположены статуи восьми сыновей фараона, а с северной — девяти из его дочерей.

Как можно догадаться, отпрыски фараона присутствуют в зале трофеев неспроста. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть жизненную силу правителя и его плодовитость.

Потолок центрального нефа украшен царской символикой, в том числе, процессией больших грифов с распростертыми крыльями; они ведут нас в зал с четырьмя квадратными колоннами. На стенах гипостильного зала изображены сцены, на которых правитель предстает перед нами в сопровождении царицы Нефертари в момент отправления культа, в частности, поклоняющимся божественной ладье.

Вопреки традициям, в этом святилище отсутствует наос, предназначавшийся для хранения образа бога. Боги представлены в виде скульптур и располагаются в следующем порядке слева направо: Птах, Амон-Ра, Рамсес II и Ра-Гор. Таким образом, фараон изображен среди главных богов империи, он равен им. Зал ведёт в небольшое помещение, из которого три двери открывают путь к алтарю. Здесь в углублении стоят четыре статуи богов: Птаха из Мемфиса, Амона-Ра из Фив, Ра-Хорахти из Гелиополя и статуя самого фараона. Два раза в год, 20 февраля и 20 октября, солнечные лучи проникают сюда через анфиладу залов и заливают светом статуи святая святых храма.

Интересные факты о храме Абу-Симбел

Спасенный от вод

Абу-Симбел. Храм фараона Рамзеса II.

Абу-Симбел — исторический памятник на западном берегу Нила в Египте, почти на границе с Суданом, в 280 км южнее Асуана. В среднем течении Нила находится историческая область — Нубия, раскинувшаяся от первого порога Нила у Асуана на севере и почти до суданской столицы Хартум на юге. Подлинная жемчужина Нубии — скальные храмы в Абу-Симбеле. Большой храм, фараона Рамсеса II (ок. 1290-1224 до н. э.), и Малый, его жены Нефертари, были вырублены в скале в 13 веке до н. э.

Абу-Симбел. Колосс Рамсеса II в. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле был построен на месте древнего пещерного святилища. С обеих сторон входа в храм высятся гигантские (высотой до 20 м) статуи фараона. 12 в. до н.э.

Рамсес II приказал соорудить Большой храм в Абу-Симбеле в ознаменование его победы над хеттами. Одновременно он обозначил южный рубеж египетского государства, демонстрируя мощь своей державы. Высота фасада Большого храма — 31 метров. Поскольку войскам фараона покровительствовали три бога — Амон, Ра и Птах, Рамсес II велел изобразить их, а заодно и себя, в фасадных статуях, причем придать богам собственный облик. Так на широкой террасе у входа в храм появились четыре сидящих колосса Рамсеса II — 20-метровые изваяния сидящего на троне фараона. Взгляд фараона устремлен на восток, навстречу восходящему солнцу. Сидящие фигуры изображены с двумя коронами в клафте с уреем (священная кобра). У ног Рамсеса — небольшие скульптуры членов его многочисленной семьи — жены Нефертари, матери и нескольких детей, которых у него было более 200.

Внутри храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала с подсобными боковыми помещениями. В первый зал впускали всех, во второй — только «благородных», в третий — жрецов. В последний маленький зал входил лишь сам фараон со свитой. В последнем, самом маленьком зале установлены четыре скульптуры: боги Амон, Ра и Птах с лицами Рамзеса II и сам фараон.

Храм Рамзеса II был построен таким образом, что дважды в году, 22 февраля и 22 октября, в 6 часов утра первый луч солнца проникает через входной портал и освещает коридор длиной 65 м, ведущий к культовой нише святилища; он и на секунду не коснется статуи бога Птаха, а на Амоне и Ра задерживается по 6 минут, чтобы затем в течение 12 минут ярко освещать Рамсеса II. Ежегодно в эти дни жители Абу-Симбела устраивают для туристов праздники с музыкой, песнями и танцами.

В непосредственной близости находится Малый храм. Он посвящен богине Хахтор и супруге фараона Нефертари. В нишах фасада установлены шесть фигур Рамсеса II и Нефертари высотой более 10 м. В 1960-х гг. в связи со строительством высотной Асуанской плотины и поднятия уровня воды в Ниле южнее Асуана и дальнейшего затопления части долины Нила при международной помощи была проведена уникальная операция — храмы в Абу-Симбеле были аккуратно распилены и перенесены на новое, более высокое, место — на скалу у старого русла реки. Почти 5 лет понадобилось для того, чтобы аккуратно распилить храмы Абу-Симбела — большой, фараона Рамзеса II, и малый, его жены Нефертари, — и собрать их затем на новом месте — на 64 м выше и на 180 м дальше от берега.

Абу-Симбел. Малый храм в (храм царицы Нефертари). XIX династия. 13 в. до н.э.

Абу-Симбел уже давно стал одной из визитных карточек Египта. Это уникальный храм, высеченный в скале, внесенный ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Помимо того это единственный храм, который из-за угрозы затопления перенесли на более высокое место.

Общая информация о храме Абу-Симбел

Этот памятник архитектуры – является самой южной достопримечательностью Нубийского комплекса. Он располагается в Нубии на берегу озера Насер, в глубине пустыни.

Скала, в которой был высечен храм, выдается практически к самой реке, состоит из мелкозернистого песчаника и имеет 100 метровую высоту. В древнеегипетских записях эта гора называется «священной», а после возведения сооружений, ее стали называть «крепостью Рамессополисом».

Сегодня эту скалу называют Абу-Симбел, в честь скалы, на которой был высечен барельеф мужчины, в заостренном фартуке. Арабские моряки прозвали этот памятник Абу-Симбелом, что переводится как отец хлеба, впоследствии это название распространилось и на весь комплекс.

Европейскую известность этот памятник архитектуры приобрел благодаря трудам знаменитого путешественника Буркхардта.

Комплекс Абу Симбел имеет в своем составе 2 храма: первый был возведен в честь фараона Рамзеса II, а также древнеегипетских богов Птаху, Ра-Хорахте и Амону, а второй — в честь царицы Нефертари (любимой его жены Рамзеса).

Фасад храмов, высеченный в скале, достигает почти 31 метр в высоту и 38 – в ширину. Над фасадом высечен интересный орнамент в виде бабуинов, которых насчитывается аж целых 22, причем каждая достигает 2, 5 метра в высоту.

В большом храме в честь фараона, все росписи на стенах хорошо сохранились. Войдя вовнутрь, турист оказывается в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. В центре этого зала имеется 10 колонн, изображающих бога Осириса, черты лица которого — сильно напоминают фараона Рамзесса II. Что говорит о выраженной гордыне этого фараона.

Еще одной особенностью было то, что в первый зал мог войти любой египтянин, во второй – только богатый, в третий – жрецы, а в последний – только сам фараон со своей свитой. Внутренние стены храма усыпаны прекрасными росписями, так например, здесь можно увидеть как царь-человек, покланяется своему божественному образу, который находится рядом с другими богами Египта. Возле входа расположены четыре колосса, воплощающие восседающего на троне Рамзеса II. Высота этих статуй достигает 20 метров.

Интересным фактом является то, что почти весь год помещения храма погружены во мрак, но два раза в год (день рождения фараона – 22 февраля и в день его коронации – 22 октября), на рассвете — лучи солнца проникают вовнутрь храма, освещая на несколько минут статую Рамзеса II. По утверждению многих заставших этот момент путешественников – лицо фараона на несколько секунд освещается улыбкой. А вот статуя бога Птаха никогда не освещается – ведь он бог подземного царства и должен постоянно находиться в темноте.

Ученные со всего мира до сих пор ломают головы над тем, как египетским астрономам и архитекторам удалось создать такой оптический эффект.

Малый храм с каждой стороны украшен двумя изображениями фараона и его любимой жены в образе богини любви Хатхор. А ног фараона помещены изваяния их детей.

На одной из этих фигур ионийскими наемниками была высечена надпись на греческом языке. А возле входа в храм Нефертари были возведены шесть статуй, которые были высечены горельефом.

История храма Абу-Симбела

Этот памятник архитектуры был построен в 1244 году до н.э. в честь победы фараона Рамзеса II в битве при Кадеше.

За время правления Рамзес II, (а это целых 66 лет) было возведено еще пять храмов, но Абу-Симбел, пожалуй, самый величественный. Строился этот комплекс под руководством архитектора Пиаэя целых 20 лет. За это время многотысячные толпы крестьян преображали скалы, пока они не приняли вид чудесных святилищ.

Затем в 6 веке до н.э. храм был засыпан песком нубийской пустыни, который доходил до колен статуй. А еще через пару столетий – Абу-Симбел полностью скрылся в дюнах.

Лишь в 1813 году он был найден путешественником Буркхардтом, который случайно обнаружил верхушку храма, торчащую из песка. Несколько лет понадобилось археологам, чтобы полностью очистить храм от песка. После чего Абу-Симбел стал основной египетской достопримечательностью.

Однако в 50 годах 20 века она оказалась под угрозой гибели. Инженеры, строящие Асуанскую плотину, подсчитали, что образовавшееся в результате строительства озеро, полностью накроет водой храм.

Однако отказаться от плотины власти Египта не могли, поэтому, чтобы спасти этот великолепный памятник архитектуры, пришлось пойти на беспрецедентные меры – и перенести храм, на более высокую поверхность.

Этот проект оказался не только дерзким, но и дорогостоящим, поэтому была подключена международная организация и объявлен сбор средств. После чего с 1964 по 1968 гг. Абу-Симбел был распилен на 1036 частей, вес каждой из которых был примерно около 20 тонн, и перенесен выше уровня будущего озера Насссер, где сегодня он и находится по сегодняшний день.

Культурное значение храма Абу-Симбела

Сегодня этот памятник архитектуры, после пирамид и сфинкса, является главной достопримечательностью Египта. Абу-Симбел был внесен Юнеско в список всемирного наследия. И это неудивительно, ведь во время переноса этого храма исследователи были поражены искусством древнеегипетских архитекторов, которые придумали, как сделать горные породы естественной опорой для своего великого сооружения. Для этого они построили фасады Большого и Малого храма параллельно трещинам в скале.

Также были учтены свойства грунта, состоящего из песчаника, железо которого при окислении давало удивительное разнообразие оттеков: от розового до красного, от красного до лилового.

Ученые были восхищены искусством техники выполнения скульптур и тому, как египетские мастера умудрились столь точно придать черты фараона своим статуям.

Но особенно цениться Абу-Симбел поистине титаническими усилиями, которые были затраченными на его перенос, в котором участвовали, аж целых 50 стран.

Абу-Симбел в наше время

Сегодня Абу-Симбел отлично сохранился для своих потомков и продолжает привлекать туристов со всего мира. Однако росписи, которые когда-то покрывали стены храма, с течением времени слегка потускнели, а кое-где и вовсе стерлись. Но благодаря стараниям реставраторов, они были восстановлены. А скала, в которой когда-то был высечен храм, после его переноса была заменена пенопластом, да так искусно, что не сведущий человек ни за, что не догадается.

Экскурсия в этот храм настолько популярна среди египетских туристов, что иногда даже образуются очереди у входа в этот памятник архитектур.

Что можно посмотреть рядом с храмом

Храм Абу-Симбел входит в Нубийский комплекс достопримечательностей. Также здесь можно увидеть Эфиопскую церковь и другие храмы, древние крепости и гробницы древней Нубии.

Можно съездить на экскурсию в Луксорский храм, а также посетить храм Амона Ра в Карнаке. А также посетить превосходный фиванский некрополь.

Если вы решили посетить комплекс храмов в Луксоре, то бывалые туристы советуют еще заглянуть в храм Дендеры – древнеегипетской богини любви и неба.

Прогуляться по развалинам древнего храма Ком Омбо, и завершить свои представления о Египте, съездив на экскурсию в храм Гора, являющегося сыном Осириса и Исиды.

Дорога до комплекса Абу-Симбел

Раньше добраться до храма можно только на самолете, но сегодня возможны и автобусные туры. Можно самому из Хургады доехать до Асуана (поездка обойдется вам в 10$), а затем сесть на автобус до Абу-Симбела (около 4$) либо совершить прогулку на быстроходном катере.

Но наибольшей популярностью у туристов пользуется четырехдневный круиз на «плавучей гостинице», которая совершает на своем пути еще несколько остановок у тех памятников архитектуры, до которых невозможно добраться по суше.

Можно взять напрокат автомобиль, но нужно помнить, что правила дорожного движения египтяне понимают по-своему.

Для любителей комфорта преодолеть путь из Хургады до Абу-Симбела на самолете. Правда за билет вам придется выложить 90$, но зато вы сэкономите около 12 часов.

Абу — Симбел поражает всех, кто его видит своими масштабами и красотой. И это неудивительно ведь храм, высеченный в скале, поражает воображение. А прекрасные росписи и огромные статуи довершают чудесный образ этой достопримечательности. Однако бывалые туристы советую выбирать время для путешествий зимой, чтобы не томится под жарящими лучами солнца, а полностью посвятить свое время исследованию этого памятников архитектуры.

Загадочный храм Нубии – Абу-Симбел.

Семь чудес света! Кто не слышал о них Многие уже в течение долгих веков стерты с лица Земли. Однако в 19 веке швейцарцем Буркхардтом было найдено нечто, что, несомненно, считалось бы античными авторами одним из подлинных чудес. Но они даже не знали о нем. Не добрались до него и войска Наполеона. Это — великий храм Нубии, мировое сокровище Абу-Симбел.

Швейцарец Иоганн Людвиг Буркхардт в феврале 1813 года начал свое путешествие к верховьям Нила. Мало-помалу Буркхардт продвигался вглубь материка. Уже находясь на границе с Суданом, он неожиданно услышал историю от представителей местных племен. Те рассказали, что недалеко от того места, где они сейчас находятся, есть храмовый комплекс Эбсамбал. Заинтригованный интересным сообщением, Буркхардт и его проводник-араб направились к храму древней Нубии.

Храм оказался заброшенным, но все-таки поражал своим величием. Однако внимание Людвига привлекло совсем другое: на противоположном берегу Нила, выжженном солнцем и иссушенным ветрами, в огромной каменной глыбе были высечены статуи. Иоганн замер. Это была находка века, ведь совершенно ясно, что эти места давно покинуты людьми.

«Скалистые гряды по обоим берегам находятся совсем близко от берега. На западном берегу расположен Ференг, на восточном — гора, которая называется Эбсамбал. Слово это, вероятно, греческое, окончание БАЛ, очевидно, модификация слова ПОЛИС. Когда мы достигли вершины холма, я оставил проводника с верблюдами, а сам спустился по весьма отвесной расселине, забитой песком, чтобы посмотреть на храм. В наши дни ни одна дорога не ведет к нему… Весьма возможно, что река несколько переместилась и что некогда вдоль берега вилась тропинка, по которой проходили в храм. Последний находился в двадцати шагах над уровнем реки и целиком вырублен в скале, в этом месте почти вертикально. Сохранился храм хорошо. Его фасад украшают шесть огромных статуй», — напишет в своем дневнике швейцарский ученый, когда 13 марта 1813 года высадится на берегу рядом с величественным сооружением.

И скала, и фигуры статуй были засыпаны песком. Однако его слуге удалось найти щель, через которую они и проникли внутрь каменной громады. Буркхардт зажег факел, и их взору открылся величественный храм древнего мира. Стены были покрыты барельефами, потолок подпирали огромные колонны с капителями в виде женской головы, только с коровьими ушами. Во всем чувствовалось величие былого могущества.

Однако потрясения Людвига на этом не закончились. Когда они вышли из храма на берег Нила, чтобы насладиться своим открытием, они увидели небывалое зрелище. Чуть южнее храма, где спутники только что побывали, возвышалось огромное лицо, а за ним еще два. Их головы покрывали короны фараонов, а песок почти полностью сокрыл каменных колоссов от человеческих глаз.

«Я осмотрел все достопримечательности Эбсамбала и собирался было уже подняться наверх, когда, к счастью, пройдя немного дальше на юг, я увидел остатки того, что сохранилось не засыпанным песком от четырех огромных статуй, высеченных в скале и находившихся примерно в двухстах ярдах от храма. Очень жаль, что они сейчас фактически погребены под грудами песка, который ветер гонит и гонит с горы. У одной из этих статуй поверх песка видны почти полностью голова, часть груди и руки. Статуя рядом с ней — в более плачевном состоянии. Насколько можно судить, голова у нее разбита и изуродована. Что же касается туловища, то, начиная от плеч, оно скрыто под толщей песка. У остальных двух статуй видны только прически… На скалистой стене, между второй и третьей статуей виднеется характерная голова Осириса. Я предполагаю, что если можно было бы очистить от песка пространство под Осирисом, то здесь наверняка откроется обширный храм. Описанные нами огромные статуи, по всей вероятности, украшают вход в этот храм — точно так же как шесть стоящих во весь рост статуй в соседнем храме», — напишет Буркхардт в своем дневнике, пораженный увиденным.

Его предположения оказались верны. Статуи и в самом деле охраняли вход в храм. А спустя всего четыре года, в долину прибыла первая научная экспедиция, возглавлял которую Бельцони. Он прибыл собирать артефакты для Британского национального музея.

Уже через несколько дней беспрерывных раскопок, открылся вход в огромный храм, «один из самых великолепных храмов мира, богатый замечательными рельефами, картинами и гигантскими фигурами». Но итальянца постигло разочарование: ни сокровищ, ни мумий, ни саркофагов, ни драгоценностей не было.

Еще одно загадочное открытие было сделано одной из туристок в 1870 году Амелией Эдварде. Она уже добралась до последнего зала храмового комплекса – святилища. И вдруг со спины ее озарила какая-то странная вспышка, словно огонь, она настигала девушку. Но луч ударился о фигуры Рамзеса и бога Амона, в течение нескольких минут купая их в свете, а затем луч вновь исчез.

Оказалось, что храмовый комплекс выстроен с таким расчетом, что дважды в году поднимающееся утреннее солнце пронзает свои лучом всю анфиладу храмовых залов и останавливается на статуях святилища.

Да, воистину, какими знаниями надо было обладать древней цивилизации, что они сумели в монолите высечь столь грандиозное сооружение! Только высота фасада составляет 31 метр в высоту и около 38 метров в длину. Поразительные размеры.

Кто знает, сколько еще тайн хранит в себе земля, сколько цивилизаций и культур она надежно скрывает в вечной темноте…

Загадочный храм Нубии – Абу-Симбел.

Семь чудес света! Кто не слышал о них? Многие уже в течение долгих веков стерты с лица Земли. Однако в 19 веке швейцарцем Буркхардтом было найдено нечто, что, несомненно, считалось бы античными авторами одним из подлинных чудес. Но они даже не знали о нем. Не добрались до него и войска Наполеона. Это — великий храм Нубии, мировое сокровище Абу-Симбел.

Швейцарец Иоганн Людвиг Буркхардт в феврале 1813 года начал свое путешествие к верховьям Нила. Мало-помалу Буркхардт продвигался вглубь материка. Уже находясь на границе с Суданом, он неожиданно услышал историю от представителей местных племен. Те рассказали, что недалеко от того места, где они сейчас находятся, есть храмовый комплекс Эбсамбал. Заинтригованный интересным сообщением, Буркхардт и его проводник-араб направились к храму древней Нубии.

Храм оказался заброшенным, но все-таки поражал своим величием. Однако внимание Людвига привлекло совсем другое: на противоположном берегу Нила, выжженном солнцем и иссушенным ветрами, в огромной каменной глыбе были высечены статуи. Иоганн замер. Это была находка века, ведь совершенно ясно, что эти места давно покинуты людьми.

«Скалистые гряды по обоим берегам находятся совсем близко от берега. На западном берегу расположен Ференг, на восточном — гора, которая называется Эбсамбал. Слово это, вероятно, греческое, окончание БАЛ, очевидно, модификация слова ПОЛИС. Когда мы достигли вершины холма, я оставил проводника с верблюдами, а сам спустился по весьма отвесной расселине, забитой песком, чтобы посмотреть на храм. В наши дни ни одна дорога не ведет к нему… Весьма возможно, что река несколько переместилась и что некогда вдоль берега вилась тропинка, по которой проходили в храм. Последний находился в двадцати шагах над уровнем реки и целиком вырублен в скале, в этом месте почти вертикально. Сохранился храм хорошо. Его фасад украшают шесть огромных статуй», — напишет в своем дневнике швейцарский ученый, когда 13 марта 1813 года высадится на берегу рядом с величественным сооружением.

И скала, и фигуры статуй были засыпаны песком. Однако его слуге удалось найти щель, через которую они и проникли внутрь каменной громады. Буркхардт зажег факел, и их взору открылся величественный храм древнего мира. Стены были покрыты барельефами, потолок подпирали огромные колонны с капителями в виде женской головы, только с коровьими ушами. Во всем чувствовалось величие былого могущества.

Однако потрясения Людвига на этом не закончились. Когда они вышли из храма на берег Нила, чтобы насладиться своим открытием, они увидели небывалое зрелище. Чуть южнее храма, где спутники только что побывали, возвышалось огромное лицо, а за ним еще два. Их головы покрывали короны фараонов, а песок почти полностью сокрыл каменных колоссов от человеческих глаз.

«Я осмотрел все достопримечательности Эбсамбала и собирался было уже подняться наверх, когда, к счастью, пройдя немного дальше на юг, я увидел остатки того, что сохранилось не засыпанным песком от четырех огромных статуй, высеченных в скале и находившихся примерно в двухстах ярдах от храма. Очень жаль, что они сейчас фактически погребены под грудами песка, который ветер гонит и гонит с горы. У одной из этих статуй поверх песка видны почти полностью голова, часть груди и руки. Статуя рядом с ней — в более плачевном состоянии. Насколько можно судить, голова у нее разбита и изуродована. Что же касается туловища, то, начиная от плеч, оно скрыто под толщей песка. У остальных двух статуй видны только прически… На скалистой стене, между второй и третьей статуей виднеется характерная голова Осириса. Я предполагаю, что если можно было бы очистить от песка пространство под Осирисом, то здесь наверняка откроется обширный храм. Описанные нами огромные статуи, по всей вероятности, украшают вход в этот храм — точно так же как шесть стоящих во весь рост статуй в соседнем храме», — напишет Буркхардт в своем дневнике, пораженный увиденным.

Его предположения оказались верны. Статуи и в самом деле охраняли вход в храм. А спустя всего четыре года, в долину прибыла первая научная экспедиция, возглавлял которую Бельцони. Он прибыл собирать артефакты для Британского национального музея.

Уже через несколько дней беспрерывных раскопок, открылся вход в огромный храм, «один из самых великолепных храмов мира, богатый замечательными рельефами, картинами и гигантскими фигурами». Но итальянца постигло разочарование: ни сокровищ, ни мумий, ни саркофагов, ни драгоценностей не было.

Еще одно загадочное открытие было сделано одной из туристок в 1870 году Амелией Эдварде. Она уже добралась до последнего зала храмового комплекса – святилища. И вдруг со спины ее озарила какая-то странная вспышка, словно огонь, она настигала девушку. Но луч ударился о фигуры Рамзеса и бога Амона, в течение нескольких минут купая их в свете, а затем луч вновь исчез.

Оказалось, что храмовый комплекс выстроен с таким расчетом, что дважды в году поднимающееся утреннее солнце пронзает свои лучом всю анфиладу храмовых залов и останавливается на статуях святилища.

Да, воистину, какими знаниями надо было обладать древней цивилизации, что они сумели в монолите высечь столь грандиозное сооружение! Только высота фасада составляет 31 метр в высоту и около 38 метров в длину. Поразительные размеры.

Кто знает, сколько еще тайн хранит в себе земля, сколько цивилизаций и культур она надежно скрывает в вечной темноте…


Скальный храм фараона Рамсеса II. Первая половина 13 в. до н.э.

местность на западном берегу Нила (Египет), где находятся два скальных (вырубленных в толще скалы) древнеегипетских храма первой пол. 13 в. до н. э.: большой храм фараона Рамсеса II и малый – его жены Нефертари.
Храм Рамсеса II, открытый швейцарским исследователем И. Л. Буркхардтом в 1812 г., был посвящён богу Амону-Ра и назывался тронным именем Рамсеса – «Усер-маат-Ра» («мощна справедливость бога Ра»). Таким образом, одновременно прославлялось могущество и солнечного бога, и его сына – фараона. Над входом в храм были высечены гигантские иероглифы: бог Ра в виде человека с головой сокола, опирающийся на знаки «усер» (мощь) и «маат» (справедливость). Фасад украшают четыре колосса Рамсеса – высеченные из скалы огромные статуи восседающего на троне царя. Изваяния жены фараона, царицы Нефертари, помещённые у ног двадцатиметровых статуй, кажутся совсем крошечными. В преддверии храма находятся восемь колонн в виде стоящей фигуры бога Осириса (т. н. «осирические колонны»). Стены храма украшены изображениями воинских подвигов фараона в победоносных сражениях с хеттами (при Кадеше) и ливийцами. В рельефах представлены эпизоды пешего и колесничного боя, Рамсес со своим ручным львом и поверженные враги. Примечательно, что в одной из сцен фараон изображён одного роста с противником (как правило, египтяне представляли побеждённых в виде маленьких жалких фигурок у ног победителя). Над изображениями войны помещены религиозные сцены. В святилище, самой потаённой части храма, находятся четыре статуи сидящих богов: Птах, Амон-Ра, обожествлённый Рамсес и Ра-Хорахти. Храм был построен с таким расчётом, что в период с 10 января по 30 марта и с 10 сентября по 30 ноября солнечные лучи при восходе солнца поочерёдно освещали статуи. Однако статуя Птаха, таинственного, подземного божества, всегда оставалась в тени.


Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Колоссы фараона у входа. Первая пол. 13 в. до н. э.

Малый храм находится в 135 м к северу от Абу-Симбела. У фасада стоят четыре огромные статуи Рамсеса; между ними – две статуи царицы Нефертари в образе богини любви Хатхор. У ног супругов помещены изваяния их детей.


Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Зал с осирическими колоннами. Первая пол. 13 в. до н. э.

Начало строительства Асуанской плотины в 1960 г. поставило памятник под угрозу затопления, однако он был спасён благодаря пятилетним работам международной кампании во главе с ЮНЕСКО. Огромный пещерный храм и меньший храм царицы Нефертари, вытесанные из нубийского известняка, разрезали на 1036 блоков (весом до 30 т) и вновь смонтировали на скале у старого русла реки. С сентября 1968 г. храмы вновь открыты для посещения.

Смотреть что такое «Абу-Симбел» в других словарях:

Абу-Симбел — Абу Симбел … Википедия

Абу-Симбел — Абу Симбел. Храмовый комплекс фараона Рамсеса II. АБУ СИМБЕЛ, местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1 й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Абу-Симбел — исторический памятник на западном берегу Нила в Египте (см. Египет), почти на границе с Суданом, в 280 км южнее Асуана. В среднем течении Нила находится историческая область Нубия, раскинувшаяся от первого порога Нила у Асуана на севере и почти… … Географическая энциклопедия

АБУ-СИМБЕЛ — АБУ СИМБЕЛ, местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1 й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов. На фасаде главного храма 4 величественно сидящих… … Современная энциклопедия

Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в коей высечены двазнаменитые древнеегипетские храма, основанные Рамзесом II (1388 22 доP. Хр.). Один из этих храмов, самый большой, был воздвигнут в честьсамого царя Рамзеса, другой же в честь его первой жены,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Абу-Симбел — местность на западном берегу Нила (Египет), 2 скальных древнеегипетских храма 1 й половины XIII в. до н. э. Статуи, рельефы. На фасаде главного храма 4 сидящих колосса Рамсеса II (при строительстве Асуанской плотины перенесены в 1967 на скалу у… … Энциклопедический словарь

АБУ-СИМБЕЛ — местность на западном берегу Нила (Египет). 2 скальных древнеегипетских храма 1 й пол. 13 в. до н. э. Статуи, рельефы. На фасаде главного храма 4 сидящих колосса Рамсеса II (при строительстве Асуанской плотины перенесены в 1967 на скалу у старого … Большой Энциклопедический словарь

АБУ-СИМБЕЛ — 1 ая половина 13 в. до н. э. Абу Симбел. местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1 й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов. На фасаде главного… … Энциклопедия Кольера

АБУ-СИМБЕЛ — местность на зап. берегу Нила, в Ниж. Нубии, где в 13 в. до н. э. были вырублены в скалах др. егип. храм, посвященный Рамсесу II и гл. др. егип. богам, и храм др. егип. богини Хатор (Гатор). У входа в первый высеченные из скалы 4 статуи Рамсеса… … Советская историческая энциклопедия

Абу-Симбел — (Abu Simbel), местонахождение двух храмов, вырубленных в скалах при фараоне Рамзесе II в 1250 г. до н.э. (Нубия). Фасад более крупного храма украшен четырьмя колоссальными фигурами царя, высота каждой свыше 60 футов (18,29 м). Залы… … Археологический словарь

Читайте далее:

Добавить комментарий

9 сентября 2011, 8:00