Храмы Египта | Vasque-Russia.ru

Храмы Египта

Храмы Египта

Древнеегипетские храмы были предназначены в качестве жилья для жизни богов на земле. Слово «храм»


ḥwt-nṯr

что буквально означает «дом бога», египтяне чаще всего использовали для обозначения здания храма [1] . Присутствие (англ.) бога в храме соединяет человеческий мир с божественным и позволяет человеку общаться с богом посредством ритуальных действий. Согласно верованиям египтян, эти ритуалы поддерживали жизнь бога и позволяли ему продолжать играть свою роль в природе. [2] В конечном счёте, всё сводилось в поддержании ключевой фигуры Маат — совершенного устройства природы и человеческого общества. Цель египетской религии заключалась в поддержании Маат [3] , эта же цель была и у храмов. [4]

Храмы Древнего Египта на Викискладе ?
  • Архитектура Древнего Египта

Примечания

  1. 12 Spencer 1984, p. 22, 44; Snape 1996, p. 9
  2. Dunand and Zivie-Coche 2005, pp. 89–91
  3. Assmann 2001, p. 4
  4. Shafer, Byron E., “Temples, Priests, and Rituals: An Overview”, in Shafer 1997, pp. 1–2

Литература

  • Arnold Dieter Building in Egypt: Pharaonic Stone Masonry. — Oxford University Press, 1991. — ISBN 0-19-511374-8
  • Arnold Dieter The Encyclopedia of Ancient Egyptian Architecture. — Princeton University Press, 2003. — ISBN 0-691-11488-9

Древнеегипетская религия
Мифология Аб • Аменти • Андросфинкс • Анх • Атет • Ба • Бенбен • Бенну • Грифоны • Джед • Дуат • Ка • Криосфинкс • Нумерология • Огдоада • Пантеизм • Политеизм • Поля Иалу • Сах • Священный скарабей • Сектет • Сфинкс • Уаджет • Уас • Урей • Фиванская триада • Хат • Хиеракосфинкс • Ху • Четыре сына Хора • Эманация • Эннеада • Язычество
Боги Абеш-ими-дуат • Аби • Айхи • Акен • Акер • Ам-хех • Амон • Амонемипет • Амсет • Анеджти • Анубис • Апис • Атон • Атум • Аха • Аш • Ба-Пеф • Баби • Банебджедет • Бата • Бес • Бухис • Венег • Геб • Германубис • Гор • Гор-ахти • Дуамутеф • Имиут • Имхотеп • Ипет-хемет • Квебехсенуф • Кебу • Кук • Маахес • Мандулис • Меримутеф • Мехен • Мин • Мневис • Монту • Немти • Непри • Нефертум • Нехебкау • Нун • Онурис • Осирис • Петбе • Птах • Ра • Рем • Себек • Серапис • Сет • Сокар • Сопду • Татенен • Текем • Тот • Туту • Уадж-вер • Упуаут • Ха • Хапи • Хапи • Хека • Хемен • Хентиаменти • Хепри • Херишеф • Хех • Хнум • Хнум-Ра • Хонсу • Ченти-чети • Шаи • Шед • Шезму • Шу • Ях
Богини Амаунет • Аментет • Анат • Анит • Анукет • Астарта • Бат • Баст • Иабет • Инпут • Исида • Иунит • Иусат • Кадеш • Кебхут • Маат • Мафдет • Менхит • Меритсегер • Мерт • Месхенет • Мехурт • Мут • Нейт • Нефтида • Нехбет • Нут • Око Ра • Пахт • Рат-тауи • Рененутет • Сатис • Селкет • Сехмет • Сешат • Сиа • Сопдет • Та-Бичет • Таурт • Тененет • Тефнут • Уаджит • Унут • Уретхекау • Усрет • Хатмехит • Хатхор • Хаухет • Хедетет • Хекат • Хемсут • Хенсит • Царица Небесная
Демоны Амат • Апоп • Шезму
Тексты Амдуат • Книга врат • Книги дыхания • Книга загробного мира • Книга земли • Книга мёртвых • Книга Небесной Коровы • Книга пещер • Литания Ра • Тексты пирамид • Тексты Саркофагов
Верования Атонизм • Философия • Канопа • Отверзение уст • Погребальные обряды • Проклятие фараонов • Ушебти • Формула подношения • Храмы
Портал:Древний Египет

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Храмы Древнего Египта” в других словарях:

Древнего Египта искусство — искусство государства, расположенного в нижнем течении р. Нил (Северо Восточная Африка), где возник один из древнейших очагов цивилизации. В истории древнеегипетского искусства выделяют следующие периоды: Древнее царство (31–22 вв. до н. э.),… … Художественная энциклопедия

Архитектура Древнего Египта — Рамессеум … Википедия

Искусство Древнего Египта — История Древнего Египта Додинастический период 00 · … Википедия

Города Древнего Египта — Зарождение и формирование первых городов поселений в Древнем Египте происходило на рубеже палеолита (в долине Нила до 5 го тыс. до н. э., когда процветали такие формы хозяйствования как охота, рыболовство, собирательство) и неолита (в… … Википедия

Скульптура Древнего Египта — Статуи Хатшепсут и Тутмоса III. Карнак. Скульптура Древнего Египта одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась … Википедия

Культура Древнего Египта — Содержание 1 Древнеегипетская письменность, литература и мифология 1.1 Письменность … Википедия

Сады Древнего Египта — Древний Египет как самостоятельное государство был основан в IV тысячелетии до н.э. Развитие государства плотно связано с долиной Нила, несущего свои воды с юга на север в Средиземное море. В долине естественно произрастали тамариксы и финиковые… … Википедия

Династический период Древнего Египта — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй пер … Википедия

Династический период истории Древнего Египта — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период Позднее царство Персидский период Эллинист … Википедия

Хронология Древнего царства — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период Позднее царство Персидский период Эллинист … Википедия

Древние храмы Египта

  • Вестник К
  • &raquo
  • Досуг
  • &raquo
  • Путешествия
  • &raquo
  • Древние храмы Египта

Храм в Древнем Египте – главная сокровищница мудрости, учености и религиозных культов. В него приходили люди, чтобы узнать судьбу или пожертвовать богам часть своего имущества для получения удачи. Они служили мостами между миром людей и потусторонним царством мертвых.

Из-за того, что «страна папируса» полностью лишена леса, главным строительным материалом для сооружений был камень и кирпич-сырец. Для домов крестьян использовалась грязь из Нила. Древние храмы Египта сооружались из камня или вырубались в скалах.

Возводили религиозные сооружения по приказам фараонов и украшали максимально роскошно и торжественно. Особой формой поклонения богам были пирамиды. В них хоронились только самые могущественные правители государства.

Типы храмов Древнего Египта

Историки и архитекторы выделяют 3 типа храмов Древнего Египта:

Пещерные. Такие сооружения вырубались в скалах при помощи обычных камней и других простых орудий труда. Самые известные храмы этого типа расположены в Абу-Симбеле. Они поражают колоссальными размерами и огромным количеством вырубленных из камня скульптур.

Периптеральные. Простые, но изящные и красивые святилища богов Древнего Египта. Жертвенник в них окружен колоннами и вертикальными стенами. Красивейшие периптеральные храмы находятся в Элефантине и Мединет-абу.

Более поздние. Сооружения периода упадка Египта, в который архитекторы пытались наложить черты и детали греческой архитектуры на египетскую. Лучше храмы этого типа обнаружены в Филе, Эдфу, Калабше.

Храмовые комплексы Древнего Египта

Великий Храм Мединет-Абу

Огромный храмовый комплекс на берегу реки Иордан. Первое сооружение в нем – небольшой храм в честь Амун был построены при фараонах Хатшепсут и Тутмосе III.

Рамсес III возле них приказал соорудить свою гробницу и окружить весь комплекс, вместе с цехами и жилыми домами ремесленников большой кирпичной стеной. В IX веке, после эпидемии чумы жители покинули Мединет-Абу. Сейчас комплекс открыт для посещения.

Храм Ком Омбо

Храм Ком Омбо называют «зеркальным». Он включает 2 одинаковых сооружения, которые стоят друг напротив друга. Строение возведено во времена Птолемеев.

Левая часть посвящена богу Себеку (с головой крокодила), а правая Хароерису (с головой сокола). Храм Ком Омбо расположен в одноименном городе, на восточном берегу Нила. Комплекс открыт для туристов и подсвечен специальными приборами в ночное время суток.

Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона – две статуи высотой по 18 метров, которые изображают фараона Аменхотепа III. На боковых панелях воссоздан образ бога реки Нил – Хапи. У ног правителя высечены барельефы его жены и матери.

Возраст скульптур – приблизительно 3400 лет. Материалом их для возведения служили блоки из кварцитного песчаника, которые были изготовлены возле нынешнего Каира и перемещены на расстояние в 670 км. Колоссы стоят в некрополе Фив, напротив города Луксор.

Храмы острова Филе

Остров Филе во времена Древнего Египта был центром поклонения богине Изиде. Комплекс острова состоит из храма Нектанеба, храма Хатор, павильона Трояна и монументального храма Исиды.

Сам остров первоначально располагался на скальной гряде, у первого порога Нила, но в 60-е годы был затоплен водохранилищем, которые возникло после возведения Асуанской ГЭС. Все сооружения с него были перенесены на островок Аджликия, где были точно воссозданы топографические условия Филе.

Храм Эдфу

Храм Эдфу – второй по величине храм Египта. Его строительство продолжалось с 237 по 57 годы до нашей эры и было закончено при Птолемее XII – отце легендарной царицы Клеопатры. Сооружение посвящено богу с головой ястреба – Хору.

Размеры храма – 137 на 79 метров. Максимальная высота пилонов – 36 метров. Комплекс состоит из внутреннего двора, колонного зала, библиотеки, жертвенника, лаборатории и многих других помещений. Храм расположен у города Эдфу, в 100 км южнее Луксора.

Храм Сети I в Абидосе

Сети I – фараон-отец знаменитого Рамсеса II. Он правил 1290-1975 годах до нашей эры и построил в честь себя и своего отца большой храмовый комплекс. До нынешнего времени сохранились основное здание сооружения.

Стены и вспомогательные постройки были разрушены в процессе сельскохозяйственной деятельности, которая велась возле храма. Комплекс находится в некрополе города Фивы.

Египетский Храм Хатшепсут

Египетский Храм Хатшепсут – гробница легендарной царицы, которая правила Египтом в 1479-1458 годах. Сооружение комплекса началось сразу после вступления принцессы на трон и продолжалось даже после ее смерти. Террасы храма достигают высоты 30 метров и когда-то были обсажены зеленью. Уникальное здание находится в местечке Дэйр-эль-Бахри, возле Луксора.

Луксорский Храм

Луксорский храм – одно из самых величественных сооружений Египта. Он посвящен Амону, Муту и Хонсу и соединен аллеей сфинксов с Карнакским храмом. У входа в него стояли 4 огромных монолитных скульптуры. Одна из них в середине XIX века украсила площадь Согласия в Париже. Луксорский храм занимает важное место в программе круизов по Нилу.

Абу Симбел

Два храма-близнеца, которые высечены в скале высотой 100 м. Большой храм посвящен фараону Рамсесу II и богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху. Малый в честь жены правителя – Нефертити и богини Хатхор.

В 1964-1968, при затоплении водохранилища Асуанской ГЭС комплекс был разрезан на большие блоки и перенесен на 65 метров выше 200 метров дальше от Нила. Доехать до храма из Каира можно за 4 часа на автобусе.

Карнакский Храм

Самый большой древний культовый комплекс, который найден археологами. Он возведен в честь трех главный божеств Египта – Амона-Ра, его жены Мут и сына Хонса.

Только колонный зал храма имеет площадь 5 000 кв. м. Строительство сооружения длилось более 500 лет, с 1570 по 1100 года до нашей эры. Комплекс включен в список наследия ЮНЕСКО. Он расположен в 2,5 км севернее Луксора и ежедневно открыт для посетителей.

Древние храмы Египта: 10 самых загадочных строений

Храм в Древнем Египте – главная сокровищница мудрости, учености и религиозных культов. В него приходили люди, чтобы узнать судьбу или пожертвовать богам часть своего имущества для получения удачи. Они служили мостами между миром людей и потусторонним царством мертвых.

Архитектура древнего Египта: храмы

Из-за того, что «страна папируса» полностью лишена леса, главным строительным материалом для сооружений был камень и кирпич-сырец. Для домов крестьян использовалась грязь из Нила. Древние храмы Египта сооружались из камня или вырубались в скалах. Возводили религиозные сооружения по приказам фараонов и украшали максимально роскошно и торжественно. Особой формой поклонения богам были пирамиды. В них хоронились только самые могущественные правители государства.

Типы храмов Древнего Египта

Историки и архитекторы выделяют 3 типа храмов Древнего Египта:

  • Пещерные. Такие сооружения вырубались в скалах при помощи обычных камней и других простых орудий труда. Самые известные храмы этого типа расположены в Абу-Симбеле. Они поражают колоссальными размерами и огромным количеством вырубленных из камня скульптур.
  • Периптеральные. Простые, но изящные и красивые святилища богов Древнего Египта. Жертвенник в них окружен колоннами и вертикальными стенами. Красивейшие периптеральные храмы находятся в Элефантине и Мединет-абу.
  • Более поздние. Сооружения периода упадка Египта, в который архитекторы пытались наложить черты и детали греческой архитектуры на египетскую. Лучше храмы этого типа обнаружены в Филе, Эдфу, Калабше.

Храмовые комплексы Древнего Египта

Великий Храм Мединет-Абу

Огромный храмовый комплекс на берегу реки Иордан. Первое сооружение в нем – небольшой храм в честь Амун был построены при фараонах Хатшепсут и Тутмосе III. Рамсес III возле них приказал соорудить свою гробницу и окружить весь комплекс, вместе с цехами и жилыми домами ремесленников большой кирпичной стеной. В IX веке, после эпидемии чумы жители покинули Мединет-Абу. Сейчас комплекс открыт для посещения.

Храм мединет абу

Храм Ком Омбо

Храм Ком Омбо называют «зеркальным». Он включает 2 одинаковых сооружения, которые стоят друг напротив друга. Строение возведено во времена Птолемеев. Левая часть посвящена богу Себеку (с головой крокодила), а правая Хароерису (с головой сокола). Храм Ком Омбо расположен в одноименном городе, на восточном берегу Нила. Комплекс открыт для туристов и подсвечен специальными приборами в ночное время суток.

Ъам Ком Омбо

Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона – две статуи высотой по 18 метров, которые изображают фараона Аменхотепа III. На боковых панелях воссоздан образ бога реки Нил – Хапи. У ног правителя высечены барельефы его жены и матери. Возраст скульптур – приблизительно 3400 лет. Материалом их для возведения служили блоки из кварцитного песчаника, которые были изготовлены возле нынешнего Каира и перемещены на расстояние в 670 км. Колоссы стоят в некрополе Фив, напротив города Луксор.

Храмы острова Филе

Остров Филе во времена Древнего Египта был центром поклонения богине Изиде. Комплекс острова состоит из храма Нектанеба, храма Хатор, павильона Трояна и монументального храма Исиды. Сам остров первоначально располагался на скальной гряде, у первого порога Нила, но в 60-е годы был затоплен водохранилищем, которые возникло после возведения Асуанской ГЭС. Все сооружения с него были перенесены на островок Аджликия, где были точно воссозданы топографические условия Филе.

Остров Филе: храмы Египта

Храм Эдфу – второй по величине храм Египта. Его строительство продолжалось с 237 по 57 годы до нашей эры и было закончено при Птолемее XII – отце легендарной царицы Клеопатры. Сооружение посвящено богу с головой ястреба – Хору. Размеры храма – 137 на 79 метров. Максимальная высота пилонов – 36 метров. Комплекс состоит из внутреннего двора, колонного зала, библиотеки, жертвенника, лаборатории и многих других помещений. Храм расположен у города Эдфу, в 100 км южнее Луксора.

Храм Эдфу

Храм Сети I в Абидосе

Сети I – фараон-отец знаменитого Рамсеса II. Он правил 1290-1975 годах до нашей эры и построил в честь себя и своего отца большой храмовый комплекс. До нынешнего времени сохранились основное здание сооружения. Стены и вспомогательные постройки были разрушены в процессе сельскохозяйственной деятельности, которая велась возле храма. Комплекс находится в некрополе города Фивы.

Храм Египта Сети I Абидос

Египетский Храм Хатшепсут

Египетский Храм Хатшепсут – гробница легендарной царицы, которая правила Египтом в 1479-1458 годах. Сооружение комплекса началось сразу после вступления принцессы на трон и продолжалось даже после ее смерти. Террасы храма достигают высоты 30 метров и когда-то были обсажены зеленью. Уникальное здание находится в местечке Дэйр-эль-Бахри, возле Луксора.

Пирамиды и храмы древнего Египта

Луксорский Храм

Луксорский храм – одно из самых величественных сооружений Египта. Он посвящен Амону, Муту и Хонсу и соединен аллеей сфинксов с Карнакским храмом. У входа в него стояли 4 огромных монолитных скульптуры. Одна из них в середине XIX века украсила площадь Согласия в Париже. Луксорский храм занимает важное место в программе круизов по Нилу.

Храмовые комплексы древнего Египта

Абу Симбел

Два храма-близнеца, которые высечены в скале высотой 100 м. Большой храм посвящен фараону Рамсесу II и богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху. Малый в честь жены правителя – Нефертити и богини Хатхор. В 1964-1968, при затоплении водохранилища Асуанской ГЭС комплекс был разрезан на большие блоки и перенесен на 65 метров выше 200 метров дальше от Нила. Доехать до храма из Каира можно за 4 часа на автобусе.

Карнакский Храм Древнего Египта

Самый большой древний культовый комплекс, который найден археологами. Он возведен в честь трех главный божеств Египта – Амона-Ра, его жены Мут и сына Хонса. Только колонный зал храма имеет площадь 5 000 кв. м. Строительство сооружения длилось более 500 лет, с 1570 по 1100 года до нашей эры. Комплекс включен в список наследия ЮНЕСКО. Он расположен в 2,5 км севернее Луксора и ежедневно открыт для посетителей.

Архитектура древнего Египта: храмы

Доклад на тему Храмы Древнего Египта (4, 5 класс сообщение)

Древний Египет – одна из наиболее крупных и прогрессивных цивилизаций древнего мира, архитектурные сооружения которой дошли до наших дней. По всему миру известны египетские пирамиды – усыпальницы фараонов, способные поразить своим размером даже современного человека. Однако и другие архитектурные сооружения – храмы, посвященные богам – выглядят не менее величественно.

Первые из храмов Древнего Египта были построены еще до нашей эры, в середине 4-го тысячелетия. Тогда они больше походили на хижины, крытые тростником. Самый последний из древнеегипетских храмов просуществовал до 6 века нашей эры. Древние Египтяне были очень религиозным народом, и постоянное обращение к богам присутствовало во всех сферах их жизни. Сам фараон считался сыном Амон Ра, бога Солнца. Именно этому богу, занимавшему главенствующее положение в божественной иерархии, посвящено большинство дошедших до нас храмов.

Центром древнеегипетского храма было святилище, где располагались статуи богов. С развитием архитектуры, когда храмы значительно увеличились в размерах, святилище также видоизменилось, из одного помещения превратившиеся в целый комплекс построек. Простые жители Древнего Египта не допускались в святилища, туда могли попасть лишь определенные категории людей, которые были приближены к богам. Храмы были достаточно независимы, так как территория храмового комплекса включала в себя не только религиозные постройки, но и обширные поля, где выращивали пищу для жрецов.

Храм в Луксоре. Посвященный богу Солнца, этом храм был построен при фараоне Аменхотепе на берегу Нила. Храм похож на прямоугольник со стороной 190 метров. Перед центральным входом расположены две огромные статуи, а с другой стороны в святилище можно попасть через настоящую аллею сфинксов. В вестибюле храма сохранилось множество колонн, также можно увидеть древние статуи и фрески.

Храм в Карнаке. Наиболее крупный храм Древнего Египта, включающий в себя целый комплекс сооружений, расположенный на площади 80 га. Самое большое из сохранившихся зданий имеет длину 133 и ширину 15 метров. Это храм Амона-Ра, высота которого более 45 метров. В центре комплекса находится Священное озеро. Здесь тоже сохранились статуи богов и фрески.

Храм Мединет-Абу. Еще один храмовый комплекс, называемый поминальным храмом. Включает в себя большое количество построек, которые были окружены стенами. Здесь есть дворец фараона и здания для его жен и детей, все постройки украшены статуями и колоннами. Построен для Рамзеса Третьего в качестве погребального храма.

Картинка к сообщению Храмы Древнего Египта

Популярные сегодня сообщения и доклады

Выход в свет первой печатной книги на Руси считается важным историческим моментом в истории и науке нашей страны. Однако, чтобы подобное новшество воплотилось в реальность, в свое время людям

Одно из самых необычных и интересных млекопитающих нашей планеты. Этот медвежонок, абсолютно не похож на настоящего зверя. Выглядит довольно-таки мило: широкая мордочка

Лилия – очень красивое долголетние растение, имеющее в основании луковицу. Луковица объединена долголетними густыми частицами, на них содержатся полезные микроэлементы.

Скорпион – наземное насекомое, принадлежащее к отряду членистоногих. Внешне выглядит довольно угрожающе. Обитает в местностях с жарким климатом (преимущественно в засушливых зонах).

Теплопередача – это одна из форм изменения внутренней энергии тела. При этом процессе теплота переходит от предмета с высокой температурой к предмету, температура которого ниже.

На планете существует огромное количество разных животных. Особенно интересно заниматься изучением кенгуру, которых насчитывается около 50 видов.

Храмовая архитектура Древнего Египта

Нил делил Древний Египет не только географически, но и в плане архитектуры.

Храмы, жилые и административные постройки возводились на восточном берегу реки. Погребальные и заупокойные постройки – на западном.

Типовые особенности храмов Древнего Египта

Египетские храмы делились на три типа:

наземные. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре – прекрасные примеры этих храмов, воздвигавшихся на открытых пространствах;

скальные. Эти постройки вырубались в скалах. Наружу выходил лишь фасад. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой скальный тип;

полускальные. Это те храмы, которые могли сочетать в себе особенности первых двух типов. Храм царицы Хатшепсут в Долине Царей частично находится снаружи, а частично – в скале.

Посмотрите видео о храмовом комплексе в Карнаке

Авторство этого элемента традиционно приписывается египтянам. Оставляя пилоны позади, посетитель попадает во внутренний двор, окружённый колоннами – перистиль. За ним стоит гипостиль – колонный зал, освещённый солнечными лучами, падающими через потолочные просветы.

За гипостилем могли располагаться ещё меньшие комнаты, которые, в результате, приводили в святилище. Чем дальше вглубь храма – тем меньшее количество людей могло туда попасть.

Святилище было доступно лишь высшим жрецам и фараону. Традиционный строительный материал для храмов – камень.

Храмовый комплекс в Карнаке

Храм в Карнаке считался главным египетским святилищем. Он традиционно располагается на восточном берегу Нила и посвящён богу Амону-Ра. Эта постройка напоминает по своим размерам небольшой город (1,5 км на 700 м).

Возведение храма началось в XV веке до н. э. К строительству комплекса приложил руку не один фараон. Каждый из них выстраивал свои храмы и расширял масштабы постройки. Выдающимися архитектурными постройками считаются храмы Рамсеса I, II, III, Тутмоса I и III и фараонов из династии Птолемеев.

Комплекс состоит из трёх частей и в плане напоминает букву Т. Вход в храм обрамлён пилоном высотой 43 м, который открывает собой обширный прямоугольный внутренний двор, обставленный папирусовидными колоннами. Этот двор завершается ещё одним пилоном, впускающим посетителя в гипостильный зал.

Среди множества колонн можно заметить центральный проход, обставленный колоннадой высотой 23 м. Это самый высокий зал в Египте, потолок которого возвышается по центру, относительно боковых частей.

Через образованный выступ в зал падает свет, который играет на расписанных стенах и колоннах. В конце зала – новый пилон, за которым новый двор. Эта система залов приводила к священной комнате, где хранилась статуя бога.

С юга к храму примыкает озеро, на берегу которого расположен жук-скарабей из гранита немалых размеров. Когда-то карнакское святилище соединялось с храмом в Луксоре аллей сфинксов. Но теперь она разрушена, часть сфинксов остались нетронутыми временем. Они расположились ближе к карнакскому комплексу. Это высокие статуи львов с головами баранов.

Храмовый комплекс в Абу-Симбеле

Этот храм также был возведён фараоном Рамзесом II в XIII веке до н. э. Постройка относится к типу скальных храмов. На входном фасаде выставлены гигантские статуи покровительствующих фараону богов: Амона, Ра и Птаха. Рядом с ними соседствует сам фараон в сидячей позе. Интересно, что фараон придал свой облик всем трём богам. Рядом с ним сидит его жена – Нефертари вместе с детьми.

Этот скальный храм представляет собой комплекс из четырёх залов. Они последовательно уменьшаются. Доступ в них, кроме самого первого, был ограничен. Самая последняя комната была доступна лишь фараону.

В святилище храма расположились те же четыре статуи, что встречают вас при входе: статуи Амона, Птаха, Ра и самого фараона. Особенностью этой постройки стало то, что 22 октября и 22 февраля с восхода солнца в храм проникает световой луч, который движется по коридору и, попадая в сакральную нишу, последовательно касается каждой из статуй (кроме статуи Птаха, бога тьмы).

Рядом с храмом мужа прорублен в скале другой, посвящённый его жене – Нефертари. При входе внутрь в гигантских альковах возвышаются шесть 10 метровых статуй фараона и его жены. Святилище возводилось в честь богини Хатхор, которой были приданы черты Нефертари.

Храм царицы Хатшепсут

Этот заупокойный храм находится с запада от Нила и относится к полускальному типу храмов. Задолго до появления греческого Парфенона, это святилище преподносит шедевр архитектурной гармонии.

На крутых скалах Ливийского плоскогорья были установлены три террасы, соединённые пандусами. Вход на каждую из террас был обозначен белоснежным портиком с колоннами.

Ко входному пилону нижней террасы вела аллея сфинксов, начинающаяся с побережья Нила. Ширина аллеи достигала 40 метров. Перед храмом был раскинут сад с Т-образными бассейнами. Гигантские статуи украшали постройку.

Храмы Древнего Египта

3.1 Дорога к храму.

3.2 Пилоны храмов.

3.3 Открытые дворики.

3.4 Гипостильный зал.

3.7 Отверстия в потолке.

Вложение Размер
hramy_drevnego_egipta.pptx 2.79 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Храмы Древнего Египта Ученика 7 «Б» класса МБОУ СОШ №48 Нарнова Семёна

ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИи Общие сведения. Виды храмов. Особенности древнеегипетских храмов. 3.1 Дорога к храму. 3.2 Пилоны храмов. 3.3 Открытые дворики. 3.4 Гипостильный зал. 3.5 Зал Ладьи. 3.6 Святилище. 3.7 Отверстия в потолке. Дополнительные сооружения храма. Внутреннее убранство храмов. Храмовый комплекс в Карнаке. Храмовый комплекс в Луксоре. Скальные храмы в Абу-Симбеле. Храм Сети I в Абидосе.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Храмы Древнего Египта — культовые сооружения древних египтян, специально построенные для поклонения богам и поминания фараонов. Слово «храм»: буквально означает «дом бога». В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники. Самая главная особенность египетских храмов – это присущая им исключительная прямолинейность форм как по горизонтали, так и по вертикали .

Существовало два типа храмов: храмы посвященные богу и храмы, предназначенные для поклонения покинувшему этот мир фараону. В первое время храмы, посвященные фараонам , примыкали или непосредственно совмещались с его усыпальницей (припирамидный храм). В более поздние времена храм для поклонения фараону стал самостоятельным сооружением и находился на удалении от места погребения. Храмы также подразделялись на: имеющие отдельное здание; скальные, вырубленные в скале. ВИДЫ ХРАМОВ

Особенности ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО Храма Египетский храм имел семь основных частей : 1. Дорога, ведущая к храму , — это аллея, вдоль которой обычно стояли сфинксы, иногда – солнечные бараны или просто каменные глыбы.

Пилоны храма Амона-Ра 2. Один или несколько пилонов – представляли собой «двери», которые одновременно соединяют и разъединяют человеческий мир и мир божественного.

3. Открытый дворик, окруженный многочисленными колоннами , на которых были высечены и расписаны сцены из жизни, со всеми её переживаниями, с победами и поражениями.

4. Гипостильный зал – здесь игра света и тени отражала двойственность человеческого сознания и переход от внешнего к внутреннему. Зал заканчивался стеной с маленькой дверкой, за которой располагалось святилище.

5. Зал Ладьи , где хранилась ритуальная ладья. Она переносила умерших в Мир Мёртвых. Часто ладья была прикрыта полупрозрачным покрывалом, а вокруг нее курились фимиам и благовонные смолы, создавая ощущение изменчивых вод.

6. Святилище – наиболее удалённая часть храма, представляет собой прямоугольное помещение . Здесь находилась небольшая статуя божества, которому посвящён храм. Святилище иногда совершенно пусто, но расписано рельефными рисунками, обычно в нём находится фетиш или символ — ковчег, священная ладья (если не было отдельного Зала Ладьи) и жертвенный стол. Это священное место, где высшими жрецами храма совершались тайные обряды, давались обеты служения Богу.

7. Отверстия в потолке – обычно выполнены в форме воронки и расположены в особом порядке, они позволяли лучам солнца в разное время дня освещать изображения разных богов или определённые участки пола, освещая скрытые знаки на полу.

Луксор – Карнак – Долина Царей – храм Хатшепсут Рядом строили часовенки и маленькие храмы, подземные лабиринты, служебные помещения. Были и другие небольшие храмы, расположенные на террасах основного храма . Так, мы можем наблюдать целый храмовый комплекс . Картину дополняли священные озера, сады и обелиски, вершины которых были покрыты электрумом (неизвестный сейчас сплав серебра и золота ). В храмах и прилегающих сооружениях располагались библиотеки. Там не только записывались исторические факты, но тщательно фиксировались все природные феномены. На стенах и потолках храмов содержится огромное количество астрономических, магических, теологических и других сведений.

Все храмы практически сливаются с окружающим ландшафтом. Зато внешняя бедность отделки храма компенсируется внутренним его убранством, отличающимся буйством цвета и красок, покрывающих все свободные поверхности стен и колонн. Внутреннее убранство храмов Главное украшение – колоннада. Различают несколько типов колонн по их форме (чаще по самой верхней её части – капители) – папирусовидные, пальмовидные, лотосовидные и цветочные (капитель которых напоминает раскрывшуюся чашечку цветка).

Храмовый комплекс в карнаке Карнакский храм превосходит по своей грандиозности и сложности все известные храмы Египта. Огромный храмовый комплекс разделён на три большие зоны каменными ограждениями; каждая из зон посвящена одному из богов древних египтян. В центре находится самая большая часть, площадью почти 30 гектаров!

Храмовый комплекс в карнаке Одних только пилонов здесь целых 10 ! Тогда как обычные храмы обходились 2-3. Слева и справа огромный двор обрамляет колоннада с папирусообразными колоннами. Здесь несколько храмов с тремя молельнями, освящёнными в честь богов Амона , Мут и Хонсу. Это так называемая “святая троица” древних Фив.

Храмовый комплекс в луксоре В основании высокой известняковой горы в пустыне возле Фив царица Хатшепсут построила изумительный, украшенный террасами храм.

Храмовый комплекс в луксоре Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). Рамессеум – поминальный храм фараона Рамзеса II ( 1279-1213 гг. до н.э.) От Карнаксского храма к могучему пилону Луксорского храма Амона-Ра вела аллея сфинксов.

Скальные храмы в Абу – Симбеле Скальный храм построен в честь богини Хатор, но посвящен царице Египта Нефертари – 1-й жене фараона Рамзеса II Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле Перед фасадом храма Рамзеса II , вытесанного в виде пилона, и с обеих сторон входа в храм на пьедесталах – гигантские статуи фараона . У ног гигантов помещены скульптуры членов семьи фараона, южная сторона цоколя статуй покрыта барельефами,изображающими пленных нубийцев, северная украшена барельефными изображениями пленных азиатов. В скале над входом в храм сделана узкая и высокая ниша, в ней стоит скульптура бога Солнца.

Храм Сети I в Абидосе Одна из особенностей этого храма – изогнутость его схемы в виде буквы “L “. Другой особенностью храма является то, что вместо одного святилища, их целых семь. Посвящены они (если идти с востока на запад) самому фараону Сети I, Птаху, Хоратхе, Амону, Осирису, Исиде и Хору. В целом же храм посвящён Осирису – богу Абидоса.

Храмы Египта – жилища Богов, сооружения возведенные древними египтянами для служения культу. Таинственная сила этих исторических памятников, расположенных на территории Египта, восхищает и подавляет своим величием. Ежегодно миллионы туристов, привлеченные магией и тайнами великой цивилизации, отправляются на африканский континент, чтобы самим попытаться разгадать загадки древних фараонов.

Общая информация

Архитектурные постройки времен Древнего Египта – это величайшее наследие всего человечества. Огромное значение в религиозной жизни древних египтян занимали храмы, которые строились, как дома для многочисленных Богов.

Храм был местом, куда мог войти далеко не каждый египтянин. Здесь религиозные служители выполняли ритуалы поклонения Богам, нацеленные на поддержание хрупкого равновесия во вселенной.

До сегодняшних дней сохранились почти все постройки времен Среднего Царства, постепенно разраставшиеся и превращавшиеся в величественные храмовые комплексы. В основном все сооружения, выполненные из нубийского песчаника, расположились в районе верхнего Нила.

Луксорский храм

Недалеко от города Луксор, на правом берегу Нила, расположен прекрасный Луксорский храм. Это величественное сооружение – одно из самых доступных для посещения мест. Оно представляет собой храм 3-х богов: Амона, Мут и Хонсу. Торжественность и монументальность этой постройки воплощает в себе все особенности архитектуры Нового царства.

Луксорский храм, называемый древними египтянами Ипет-Ресит, что переводиться как «Южное святилище», было местом, где устраивались различные праздники и торжества, связанные с религией. Знаменитая аллея сфинксов помнит величественные процессии и роскошные церемонии.

Наиболее удачное для посещения храма время – это вечер. Отсутствие изнуряющей жары, толп туристов и прекрасно организованная система освещения, массивные трапециевидные башни – пилоны, многочисленные колонны и статуи фараонов, заставят почувствовать энергетику и дух давно ушедших времен.

Карнакский храм или храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра это одно из крупнейших храмовых сооружений, построенных в Древнем Египте. Это главное святилище эпохи Нового Царства было известно в те времена под именем Ипет-Иуст.

Карнакский храм, расположенный на расстоянии 3-х км от Луксорского храма, граничит с северной частью современного Луксора. Это сооружение было построено для служения культа, посвященного верховному божеству древних Египтян, богу солнца Амону-Ра.

То, что сохранилось от величественного храмового комплекса, самого большого по площади в Древнем Египте, включает в себя постройки посвященные богине- матери Мут, жене Амона-Ра, а также ее сыну лунному богу Хонсу и богу – творцу Пта ( Птах).

Строительство Карнакского храма продолжалось более 1000 лет. Амон-Ра, стал верховным богом Египта в то время, когда столица царства была перенесена в Фивы, чьим покровителем и был этот египетский бог Солнца.

Храм Амона –Ра был связан с Луксорским храмом при помощи «бесконечной» аллеи сфинксов, по которой во время религиозных праздников и фестивалей, выдвигались пышные процессии, направляющиеся в «южное святилище».

Погребальный храм Рамсеса III

Не менее важным сооружением, возведенным в эпоху Нового царства, является погребальный храм Рамсеса III. Мединет –Абу, так на арабском звучит название этого некрополя.

Прекрасно сохранившийся основной храм поражает своими габаритами и заслуживает того, чтобы считаться самым крупным из ныне существующих древнеегипетских храмов. Поистине не постижима его историческая и культурная ценности.

Величественная архитектура этого сооружения, известна благодаря его испещренным иероглифами стенам, рассказывающим об истории победы Рамсеса над Народами моря. Да и вход в храмовый комплекс напоминает о военной славе фараона, создавая впечатление, что здесь построена крепость. Он обрамлен двумя массивными башнями, ширина каждой из которых составляет около 63 метров.

На территории комплекса царит особая атмосфера, усиливающаяся еще тем, что в этом месте нет огромного наплыва туристов.

Храм Сети в Абидосе

Одним из важнейших археологических мест Египта является Абидос, где некогда были возведены порядка 10 ныне разрушенных храмов. Исторически Абидос был центром религиозного культа посвященного поклонению царю загробного мира древних египтян – Осирису и его супруге Исиде.

До наших дней неплохо сохранился храм, который начали возводить при фараоне Сети I, и который был законченный при Рамсесе II. Стены храма и его величественные колонны покрыты иероглифами, описывающими священные обряды и ритуалы, посвященные служению главным божествам египетской мифологии. Несмотря на господствующий культ Осириса, на территории храма также расположено святилище, посвященное богу Амону-Ра.

Особым значением в мире археологии является запечатленный на стене этого храма знаменитый список царей Египта, включающий в себя перечисление всех правящих династий фараонов.

Ближе к вечеру это место, расположенное вблизи поселения Эль-Араба-эль-Мадфуна, не особо многолюдно. В основном сюда можно добраться, приобретя однодневный автобусный тур. Самостоятельные поездки для посещения храма крайне не рекомендованы, в связи с тем, что эти земли считаются территорией радикальных суннитских организаций.

Храм Исиды в Филах

Древнеегипетская богиня Исис, сестра и жена Осириса, являлась олицетворением женственности и красоты, материнства и супружеской верности. Она была одной из самых почитаемых богинь в египетской мифологии, чей культ также широко распространился за пределами Египетского царства. Изида была почитаема в древних государствах Греции и Риме.

В настоящее время храм Исиды, построенный на острове Филе, перенесен на остров Агилика, расположенный в нескольких сотнях метров выше по течению великого Нила. Этот небольшой, но прекрасный храм был построен, чтобы прославить Великую реку. Он был собран из перевезенных с затопленного Филе блоков.

Храм встречает путешественников своими массивными пилонами, гигантскими башнями, колоннами и постройками. Рядом с храмом расположились украшенная колоннами беседка – это храм Нектанеба I, справа од святилища Исиды расположен поражающий своими пропорциями павильон Траяна, далее возведенный Пталомеем храм богини неба и любви – Хатхор.

Храмы Рамсеса II и Нефертари

В 250 км от Асуана находиться скала Абу-Симбел, известная высеченными в ней храмами фараона Рамсесса II и его супруги царственной Нефертари. Эти храмы являлись также обозначением южной границы Египетского государства.

Небольшие по своей величине, эти храмы имеют огромное культурное и историческое значение. Каждая деталь рельефов и многочисленных скульптур была выполнена с высочайшей искусностью, увековечивая труд лучших художников и мастеров того периода. Что делает эти два храма поистине одними из самых прекрасных.

Также как и в случае с храмовым комплексом Исиды, во время строительства Асуанской плотины, храмовые постройки были распилены на блоки и перенесены выше по течению реки, на более удаленное от нее место.

Храм Хора в Эдфу

Грандиозный и величественный храм эпохи Нового царства – это великолепно сохранивщийся храм в городе Эдфу. Он расположен в 100 км от Луксора и сюда можно оправиться, приобретя экскурсионный тур. Эдфу – это также один из пунктов многодневных туристических круизов по реке Нил.

Храм Хора огромен по своим размерам, его смело можно поставить на второе место после знаменитого Карнакского храма Амона-Ра. Святилище бога неба и солнца, чьими воплощениями на земле считались фараоны, увенчало закат Древнеегипетской цивилизации.

Величественное сооружение, посвященное сыну Осириса и Исиды, занимает территорию длиной около 140 метров и шириной в 80 м, а высота его массивных пилонов составляет 36 метров.

Так же, как большинство построек Древнего Египта стены храма покрыты иероглифами, чье историческое значение для всего человечества просто неоценимо.

Руины этого некрополя фараона Рамсеса II, способны рассказать об их былом величии. Когда-то этот храм, был окружен стеной из глины и располагался в жилом районе городе. Комплекс состоял из самого храма, павильона фараона и множества мелких построек: небольших мастерских, складов, помещений, где жили строители.

Интересно увидеть остатки грандиозной статуи Рамсеса II, весившей около 1000 тонн. Восстановить картину былого великолепия и масштабность Рамессиума, помогут оставшиеся 29 из 48 колонн, на которых держаться остатки сводов огромного храмового зала.

Рамессиум находиться на территории современного Луксора и открыт для посещения туристами.

Заключение

Интерес к Древнему Египту не утихает на протяжении тысячелетий. Лучшие ученые умы бьются над мистическими загадками, оставленными представителями этой цивилизации. Нельзя отрицать существование некой магии этого места, где будто бы заключено хрупкое равновесие вселенной: смерть в лице бескрайней пустыни и жизнь, воплощенная в могуществе великой реки Нил.

Не случайно, что здесь зародилась великая цивилизация, чье культурное наследие является истинным богатством для современного человека. Этот магнит притягивает миллионы людей совершить «паломничество» в волнующе и таинственные древние земли.

ЕГИПЕТСКИЙ ХРАМ

Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад? Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях? Конечно, если мы будем со вниманием вглядываться в каждый камень, будем искать объяснения всего увиденного и наблюденного, то в конце концов многое поймем, многое станет нам ясным. Однако есть и другой путь, который позволит достигнуть куда более ощутимых результатов. Этот путь связан с познанием человека той эпохи, его суждений, его представлений о природе и мире. Поэтому, если на наше счастье от этой глубокой древности до нас дошла лишь строчка, говорящая о взглядах создателя этих непонятных, иной раз даже каких-то таинственных сооружений, то мы получим в руки путеводную нить — ключ к пониманию существа заинтересовавших нас произведений — их композиции, составляющих частей, тех или иных приемов и отдельных детален, которые в совокупности определяют архитектурный замысел.

Судьба, в данном случае, благоприятствовала нам. До нас дошла надпись, вложенная жрецами в уста бога Амона, главного божества Фив — столицы Египта эпохи Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). В ней он так обращается к фараону: «Я дал тебе силу и победу над всеми странами; я распространил твою славу повсюду, страх перед тобою до четырех столбов неба. и поверг твоих врагов под твои сандалии. земля в длину и ширину, на запад и восток подвластна тебе». Если такой неизмеримой силой, величием и славой был, по мнению египтян, наделен фараон, то каков же должен был быть сам бог Амон! Вот эта-то неземная сила и величие божества нашли свое выражение во всемирно известных грандиозных храмах Древнего Египта — в Карнаке, Луксоре и Эдфу. Здесь все было поставлено на службу прославления божества и его земного наместника — фараона.

1. Храм Хонсу в Карнаке. XII в. до н. э. План

Из истории мы знаем, что храм — это, по представлениям того времени, земное жилище бога. Поэтому по размаху архитектурной композиции, по величию грандиозных архитектурных масс, по силе создаваемого тонко рассчитанного впечатления храм несравним с царским дворцом той эпохи, хотя в отдельных своих частях он все же зависел от него. А эта зависимость, эта связь не случайны. Ведь храм сооружался на средства фараона и как величайшее деяние его времени прославлял фараона — заказчика и вдохновителя постройки.

Чтобы попасть в храм, чтобы удостоиться лицезреть его святыню, чтобы ощутить все величие божества, египтянину надо было приготовиться пройти ряд этапов — «ступеней очищения». С этой-то целью была разработана определенная последовательность частей египетского храма, воспринимаемого в процессе движения — во времени. Эта система поражает нас и сейчас своей продуманностью и вниманием к каждой детали (илл. 1).

Длинная двухкилометровая аллея из одинаковых по форме и размеру сфинксов — овнов (баранов), водруженных на высокие постаменты, ведет к храму, возведенному на краю пустыни. Мерный ритм расстановки этих скульптур, их одинаковый облик настраивал на определенный лад участников медленно двигавшейся процессии. Каждый из сфинксов наделен деталью, которая создает представление о роли и значении идущего мимо этих своеобразных скульптур человека — голова каждого сфинкса опирается на небольшую человеческую фигурку. Различие в масштабе настолько велико, что сперва даже можно не заметить этой фигурки, но ее неоднократное повторение заставляет, наконец, глаз не только остановиться на ней, но и сопоставить ее с монументальной формой животного. А так как человек привык сравнивать себя, порой даже интуитивно, с различными предметами видимого мира для определения их размера, то сфинксы сразу же как бы вырастают в его сознании в масштабе, в то время как сам человек невольно начинает казаться неизмеримо малым, даже ничтожным перед лицом этих застывших таинственных стражей храма. Этот прием сопоставления масштабов, неоднократно повторяемый в архитектуре египетского храма, позволял достигнуть необычайно эффектных результатов, порабощая сознание древнего египтянина.

Наконец, мы перед храмом, вернее перед его входом, поскольку само здание храма невидимо за двумя широкими и высокими стенами—пилонами, скрывающими его от нашего взора. В древности по сторонам храма располагались обнесенные высокими оградами сады. Ими могли пользоваться только жрецы, что не позволяло видеть храм с боковых точек зрения.

Оба сужающиеся ввысь пилона отгораживают внешнее пространство от того, что ждет нас за ними. Перед пилонами поставлены четыре огромные статуи фараона – строителя храма, как бы охраняющие вход и вместе с тем его прославляющие. На плоскостях стен пилонов видна многометровая фигура фараона в мчащейся колеснице, поражающая маленькие фигурки врагов. Вновь это масштабное сопоставление фигур зрительно увеличивает пилоны, делает их поистине грандиозными. Этой же цели служил и другой, уже чисто архитектурный прием, заставляющий еще сильнее почувствовать всю колоссальность архитектурных форм. Между пилонами расположен портал входа в храм. Нетрудно заметить, что его большой размер согласован с размером скульптур и изображений на пилонах. Однако некогда в этот портал был вставлен другой, деревянный, значительно меньший, сквозь который проходили люди. Этот деревянный «человеческий» портал в сопоставлении с большим каменным порталом и пилонами как никакая другая деталь говорил о ничтожестве входившего человека по сравнению с изображениями фараона и самой архитектурой священного жилища божества.

Мы минуем портал и входим на широкий обнесенный высокой каменной стеной двор. Вдоль стен идут колоннады (см. обложку), дававшие защиту паломникам от палящих лучей солнца. Но и тут впечатление от колоссальных архитектурных форм не покидает нас. На обратной стороне пилонов все те же грандиозные фигуры, резко очерченные врезанной в камне контурной линией — бороздой. Вглядываясь в эти изображения, мы видим, что их рисунок часто не считается с каменной кладкой стен. Более того, кладка порой как бы подчинена рисунку, поскольку различные по величине блоки камня не образуют ровных рядов, а предстают компактной единой массой так называемой циклопической кладки, поверх которой бегут линии рисунка фигур. Тут стоит вспомнить и представить себе излюбленные в Древнем Египте ночные шествия. Неровный, пляшущий свет факелов не только заставлял четче выглядеть божественные изображения, но и таинственно изменял их очертания благодаря бегущим полосам света и тени. Фигуры как бы оживали, двигались, изменялись.

2. Гипостильный зал храма Амона в Карнаке. Кон. XIV – нач. XIII вв. до н. э.

Это умение воспользоваться светом и тенью с целью обрисовать массивность стен архитектор Древнего Египта показал в такой детали, как венчающая часть пилона. Криволинейное очертание выкружки, как бы выбранной в массиве кладки, и нависающий полувал завершающей плиты «лепят» архитектурную форму, позволяют познать толщу пилонов, отделяют гладкую ослепительную поверхность их стен, готовую слиться с знойным небом. Этот прием «лепки» тенью архитектурных форм перенесен и в детали. Не менее последовательно применены зрительно тяжелые пропорции, выраженные обычно в целых числах (вспомним египетский треугольник с отношением сторон 3:4:5), так соответствующие незыблемости инертных каменных масс египетской архитектуры.

За двором расположен гипостильный зал — «зал явлений» божества, сплошь заставленный могучими колоннами, несущими перекрытие из массивных каменных блоков (илл. 2). Колонны заканчиваются капителями, то собранными в бутоны, то распускающимися, в священный цветок Нила — лотос. Колонны уподоблялись каменному лесу, воздвигнутому по воле фараона, а перекрытие, окрашенное в синий цвет с золотыми звездами и изображениями парящих птиц, символизировало небо. Здесь, в этом таинственном месте, погруженном в полумрак, могли находиться лишь избранные. Свет проникал сюда либо через дверь, либо через окна, размещенные под потолком, там, где более высокие колонны прохода сменялись низкими. Далее, за гипостильным залом, располагалось святилище, совершенно лишенное света, куда могли войти лишь жрецы.

Нетрудно заметить, что архитектурная композиция египетского храма, всего его грандиозного по размаху комплекса рассчитана на последовательное восприятие в течение определенного времени. Сперва длинная аллея сфинксов подготовляет человека к входу в храм. Затем следует зрительно тесный проход между гигантскими пилонами, за которыми открывается пространство двора храма. Он, в свою очередь, сменяется гипостильным залом — «залом явлений», с его лесом колонн, подавляющих своей массивностью вошедшего человека. Полумрак настраивает на восприятие чего-то необыкновенного. И, наконец, это необыкновенное — изображение божества — появлялось, несомое жрецами, возможно, в то мгновение, когда последний луч заходящего солнца, освещая таинственное святилище, проникал сквозь двери, преднамеренно расположенные друг против друга.

Какая последовательность, какая логика композиционного построения, тесно связанная с восприятием мира и природы в ту далекую от нас эпоху!

Храмы Древнего Египта

Храмы Древнего Египта — культовые сооружения древних египтян, специально построенные для поклонения богам и поминания фараонов. Храмовые постройки расположены по всей территории Древнего Египта и в тех областях, которые зависели от этого государства.

Содержание

Обычно храмы рассматривались как дома для богов или царей, которым они были посвящены. В них египтяне проводили всевозможные религиозные ритуалы, совершали подношения богам, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса. Все эти ритуалы считались необходимыми для богов, для поддержания Маат — божественного порядка вселенной. Обеспечение жильём и забота о богах входили в обязанности фараона, который собирал большие ресурсы для строительства и обслуживания храмов. В случае необходимости, фараон передавал большинство своих ритуальных обязанностей жрецам. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях и им было запрещено входить в самые священные места храма. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян, которые приходили туда чтобы помолиться, совершали подношения и пытались получить пророческие указания от бога обитавшего там.

Одним из наиболее важных мест храма было святилище, в котором обычно находились культовые изображения и статуи богов. Помещения расположенные снаружи храма с течением времени росли и всё более усложнялись, поэтому храм превратился из небольшого святилища в конце Додинастического периода в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве (ок. 1550—1070 годы до н. э.). Эти сооружения являются примером крупнейших и наиболее устойчивых сооружений древнеегипетской архитектуры. Каждый элемент и деталь храма выполнены в соответствии с религиозной символикой египтян. Конструкция храма включала в себя ряд закрытых залов и открытых площадок. У входа располагались массивные пилоны, которые были выравнены вдоль пути, по которому проходили праздничные процессии. За стенами храма располагались ограждения и ряд дополнительных зданий. [1]

Большим храмам принадлежали не менее крупные земельные участки, на которых работали простые люди, обеспечивавшие материальные нужды храма. Храмы являлись главными как религиозными, так и экономическими центрами. Жрецы, управлявшие этими мощными структурами, обладали большим влиянием, и, несмотря на их «условное» подчинение фараону, порой бросали вызов его власти.

Строительство храмов в Египте продолжалось, несмотря на понижение численности населения и окончательную потерю независимости в период Римской империи. С приходом христианства, египетская религия стала подвергаться всё большим нападкам со стороны христиан, стали закрываться храмы, последний из которых был закрыт для посещения в 550 году нашей эры. С течением времени, старые здания опустели и стали разрушаться. Но в начале XIX века в Европе вспыхнула новая волна интереса к Египту, что привело к зарождению науки египтологии и стало привлекать всё большее количество посетителей, которым было интересно увидеть руины древней цивилизации. Десятки храмов сохранились до наших дней, некоторые стали всемирно известными туристическими достопримечательностями. Туризм стал приносить немалые доходы в казну современной египетской экономики. Египтологи продолжают и в наши дни изучать руины и сохранившиеся храмы древнейшей цивилизации, так как они являются бесценным источником информации о древнем египетском обществе.

Религиозность

Древнеегипетские храмы были предназначены в качестве жилья для жизни богов на земле. Слово «храм»


ḥwt-nṯr

что буквально означает «дом бога», египтяне чаще всего использовали для обозначения здания храма [1] . Присутствие ( англ. ) бога в храме соединяет человеческий мир с божественным и позволяет человеку общаться с богом посредством ритуальных действий. Согласно верованиям египтян, эти ритуалы поддерживали жизнь бога и позволяли ему продолжать играть свою роль в природе. [2] В конечном счёте, всё сводилось в поддержании ключевой фигуры Маат — совершенного устройства природы и человеческого общества. Цель египетской религии заключалась в поддержании Маат [3] , эта же цель была и у храмов. [4]

Фараону была доверена собственная божественная сила, поэтому он, как священный правитель, считался представителем от всего Египта к богам и наиболее важным сторонником истины. [5] Теоретически, в его обязанности могло входить выполнение храмовых обрядов. В то же время неизвестно насколько часто фараон мог принимать участие в подобного рода церемониях. Наличие большого количества храмов на территории Египта делали невозможным его присутствие во всех их, поэтому в большинстве случаев эти обязанности отводились жрецам. Тем не менее фараон был обязан поддерживать, содержать и расширять храмы по всему государству. [6]

Величайшие Храмы Древнего Египта

Самые ранние храмы Древнего Египта появились в середине 4-го тысячелетия до н.э и напоминали тростниковые хижины. Последним из построенных египетских храмов был Храм в Филах, который прекратили использовать в 6-м веке нашей эры. Не удивительно, что эта подборка охватывает большое разнообразие разных сооружений, построенных за огромный промежуток времени. Ваше путешествие по Египту не будет полным без посещения одного из этих мест.

Великий Храм Мединет-Абу

Расположенный на Западном берегу реки Иордан в Луксоре, Мединет-Абу является арабским названием огромного храмового комплекса. По своим размерам он уступает только Карнаку, но при этом гораздо лучше сохранился до наших дней. Фараоны Хатшепсут и Тутмос III построили на этом месте небольшой храм в честь Амун. Рядом с их храмом Рамзес III построил свою гробницу – самый большой сохранившийся памятник комплекса Мединет-Абу. Рамзес III окружил комплекс храмов большой кирпичной стеной, охватившей склады, цеха и жилые дома.

Храм Ком Омбо

Среди величайших храмов Древнего Египта невозможно не отметить Ком Омбо. Расположенный на высокой выходящей на Нил дюне Ком Омбо представляет из себя необычный двойной храм. Его построили во время правления династии Птолемея. Первоначальный храм начали строить при Птолемее VI Филометоре в начале второго века до н.э. Ком Омбо на самом деле включает два различных храма, зеркально отражающих друг друга. У них есть два входа, два суда, две колоннады, два гипостильных зала и два святилища.

Колоссы Мемнона

Построенные приблизительно в 1350 до н.э. Колоссы Мемнона представляют собой две большие каменные статуи. Они изображают сидящего на пьедестале фараона Аменхотепа III. Первоначальным предназначением Колоссов должна было стоять на страже у входа в храм Аменхотепа, где ему поклонялись как до, так и после ухода в потусторонний мир. Когда-то это был один из самых больших храмов Древнего Египта, но сегодня он практически полностью исчез, за исключением этих двух статуй. Оба Колосса значительно повреждены, а детали выше талии практически неузнаваемы.

Храмы острова Филе

Остров Филе был центром культа богини Изиды. Первый храм на острове был построен фараонами из 30-й династии. Строительство храма продолжалось в течение трех веков правления греческой Птолемеевой династии и римских правителей. В 100 году нашей эры Римский император Траян построил знаменитый киоск Траяна, который вероятнее всего служил речным входом в большой храм Изиды. В 1960-х храм и другие монументы Филе были перемещены на остров Агилика. Перемещением занимались волонтеры ЮНЕСКО, чтобы спасти историческое наследие от возрастающих вод Нила в связи со строительством Асуанской Плотины. Остров Филе в настоящее время затоплен водами Озера Нассер.

Храм Эдфу

Храм Эдфу посвящен богу с головой орла Хору, являясь вторым по величине египетским храмом после Карнака и одним из наиболее сохраненных. Строительство этого храма началось в 237 до н.э во время господства Птолемея III и закончилось почти два века спустя в 57 до н.э Птолемеем XII, отцом легендарной царицы Клеопатры. Этот храм состоит из традиционных элементов египетских Храмов Нового Королевства, вместе с несколькими греческими сооружениями, среди которых стоит выделить Дом Рождения (Маммиси).

Храм Сети I в Абидосе

Храм Сети I представляет из себя гробницу фараона Сети I на западном берегу Нила в Абидосе. Древний храм был построен к концу господства Сети, и достроен его сыном Рамзесом Великим после смерти отца в 1279 году до н.э. В этом храме находится Абидосский Список — хронологический перечень всех династический фараонов Древнего Египта от египетского короля Менеса (основателя первой династии) до отца Сети, Рамзеса I.

Египетский Храм Хатшепсут

Этот храм является гробницей Хатшепсут, управлявшей Египтом приблизительно с 1479 до н.э до ее смерти в 1458 до н.э. Он расположен на западном берегу Нила. Сооружение с колоннадой было разработано и построено египетским архитектором Сенмутом. Королевский архитектор Хатшепсут построил храм для ее погребения, а также чтобы почтить славу Амун. Храм Хатшепсут гармонично вписан в обрыв резко возвышающегося утеса с тремя ступенчатыми террасами, достигающими 30 метров в высоту. Эти террасы связаны длинными пандусами, которые когда-то были окружены садами.

Луксорский Храм

Луксорский Храм расположен на восточном берегу реки Нил в древнем городе Фивы. Он был основан в 1400 до н.э во время Нового Королевства. Храм был посвящен трем египетским богам Амуну, Муту и Хонсу. Храм был центром фестиваля Опет — самого важного фестиваля в Фивах. Во время ежегодного фестиваля статуи трех Богов переносились из храма Амуна в Карнаке в храм Луксора вдоль дороги сфинксов, соединяющей 2 этих храма. Сегодня Луксор является главным местом назначения для путешествующих по Верхнему Египту, а также важной остановкой во время большинства Нильских речных круизов. Среди выдающихся храмов Древнего Египта Луксор всегда занимал особое место.

Абу Симбел

Храмы-близнецы Абу-Симбел были вырезаны в склоне горы во время господства фараона Рамзеса Великого в 13-м веке до н.э. Он создал Абу-Симбел, как вечный памятник себе и его королеве Нефертари. Комплекс был полностью перемещен в 1960-х, чтобы избежать затопления водами рукотворного Озера Нассер. Это гигантское искусственное водохранилище было сформировано после создания дамбы на реке Нил. Абу-Симбел остается одной из главных туристических достопримечательностей Египта.

Карнакский Храм Древнего Египта

Даже будучи ужасно разрушенным, Карнакский Храм превосходит по своей красоте большинство других достопримечательностей Египта. Это самое большое древнее религиозное сооружение в мире, представляющее объединенный результат труда многих поколений египетских строителей. Храм Карнака на самом деле состоит из трех главных египетских храмов, закрытых храмов меньшего размера, и нескольких внешних храмов приблизительно в 2.5 километрах к северу от Луксора. Потребовались тысячелетия, чтобы построить и расширить Храм Карнака. Большая часть работы над Карнаком была сделана фараонами Нового Королевства (1570-1100 до н.э). Одной из самых известных структур Карнака является Гипостильный Зал площадью в 5,000 квадратных метров с 134 большими колоннами, установленными в 16 рядов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector