Храм Рамессеум

Храм Рамессеум

Рамессеум – огромный архитектурный ансамбль, включавший поминальный храм и дворец фараона Рамзеса II Великого, правившего в 1279-1213 гг. до н.э. Находится посреди жилого квартала древних Фив, в центре современного Луксора. Название комплексу дал основатель египтологии Жан-Франсуа Шампольон, изучавший Рамессеум в 1829 году и прочитавший вырезанные на стенах и колоннах иероглифы, обозначавшие имя Рамзеса.

Известна дата постройки комплекса – 21-й год царствования фараона, т. е. 1258 год до н.э. Руководил работами царский архитектор Пенра, имя которого было увековечено в храмовых надписях.

Заупокойный храм был посвящён Амону-Ра и обожествлённому отцу Рамзеса Сети I. Размеры храма составляли 180 на 67 метров. Входом в главное здание комплекса служили два последовательно стоящих пилона 60-метровой ширины, между которыми располагался обширный внутренний двор, обнесённый двойной колоннадой.

У входа в святилище установлены огромные статуи фараона, держащие в руках атрибуты царской власти, но главная достопримечательность двора – лежащая на земле верхняя часть колоссального изваяния Рамзеса II, вырубленная из цельного камня. По расчётам, высота статуи составляла 18 метров, а вес превышал 1000 тонн. В целом виде это была бы самая большая монолитная статуя в мире.

За вторым пилоном расположена центральная часть храма – гипостильный зал с 48 колоннами, из которых до нашего времени дошли 29. На некоторых колоннах сохранились остатки сводов. За главным святилищем находятся два небольших помещения, потолок одного из них расписан изображениями небесных светил.

К главному залу примыкал храм меньшего размера, посвящённые фараоном его матери Туйе и любимой жене Нефертари.

Центральный перистиль был окружён несколькими дворами и залами, от которых остались в лучшем случае фундаменты и обломки.

Слева к храму примыкал дворец, в котором Рамзес II жил во время ежегодной церемонии «хеб-седа», «возрождения фараона», призванной придать новые силы монарху. Справа от святилища и позади него располагались многочисленные хозяйственные постройки, присутствие которых говорит о том, что дворец имел значение и как центр управления царскими угодьями. От Нила к дворцу был прорыт канал.

Назначением поминальных храмов было увековечение памяти о деяниях фараонов, поэтому пилоны и стены храма содержат множество изображений, повествующих о подвигах Рамзеса II и его отца Сети I. Здесь есть надписи, восславляющие богов, хроники походов фараона в рисунках, сцены из повседневной жизни.

Но наибольший интерес представляют собой рельефы и росписи, посвящённые победе Рамзеса II над хеттами при Кадеше (1274 г. до н.э.). Фараон считал эту битву главным триумфом своей жизни и помещал рассказ о сражении едва ли не на всех важнейших зданиях, построенных в его царствование. Пилоны и стены храма украшены изображениями эпизодов битвы, здесь же помещён «эпос Пентаура», поэтический рассказ о битве.

В настоящее время Рамессеум лежит в руинах, но и развалины его позволяют оценить поистине уникальный масштаб сооружения.

Храм Рамессеум

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Рамессеум» в других словарях:

Рамессеум — грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные… … Энциклопедия мифологии

Рамессеум — название описанной Диодором гробницы египетского царя Рамсеса II (см.); обширные развалины ее находятся около нынешнего Мединет Габу, на зап. берегу Нила, близ Фив. Среди развалин особенно выдаются обломки колоссальной гранитной статуи царя,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Фивы — Рамессеум. Песчаник. XIII в. до н. э. Вид 2 го двора с колоссами фараона. Фивы (греч. Thébai, др. егип. Уасет), один из крупнейших городов Древнего Египта. Ф. известны с середины 3 го тысячелетия до н. э. При фараонах XI династии (середина… … Энциклопедический справочник «Африка»

Архитектура Древнего Египта — Рамессеум … Википедия

Фивы — Луксор Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Фивы (Thebes, др. египетский Уасет) … Географическая энциклопедия

Фивы — Фивы. Рамессеум ансамбль храма и дворца фараона Рамсеса II. Середина XIII в. до н. э. Фивы. Рамессеум ансамбль храма и дворца фараона Рамсеса II. Середина XIII в. до н. э. Фивы древнеегипетский город, политический, религиозный и культурный… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Египет — I Египет (Древний древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… … Большая советская энциклопедия

ФИВЫ — наиболее известный археологический памятник в долине Верхнего Нила, расположенный на обоих берегах реки примерно в 480 км южнее Каира. Фивы, впервые упомянутые в Илиаде, были названы так греками, вероятно, потому, что, подобно греческим Фивам,… … Энциклопедия Кольера

ФИВЫ (Египет) — ФИВЫ [греч. Фивы или Фивеи; древнеегипетск. Уаст «Властвующий (город)», или Ниут «город», арабск. эль Уксур «дворцы»], древний город в Верхнем Египте (см. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ), вблизи современного г. Луксор (см. ЛУКСОР). Первые упоминания о Фивах… … Энциклопедический словарь

Рамсес II — У этого термина существуют и другие значения, см. Рамсес (значения). Рамсес II Новое царство … Википедия

Рамессеум — Ramesseum

Место нахождения Луксор , Луксор , Египет Область, край Верхний Египет Координаты 25 ° 43’40 «N 32 ° 36’38» в.д.  /  25,72778 ° N 32,61056 ° E  / 25,72778; 32,61056 Координаты: 25 ° 43’40 «N 32 ° 36’38» в.д.  /  25,72778 ° N 32,61056 ° E  / 25,72778; 32,61056 Тип святилище Часть фиванского некрополь история строитель Рамсес II основанный 13-го века до н.э. Официальное название Древние Фивы с его некрополь Тип культурный критерии I, III, VI назначенный 1979 (третья сессия ) Ссылочная нет. 87 Область, край Арабские государства

Рамессеум является заупокойный храм (или храм морг ) от фараона Рамсеса II ( «Рамсес Великий», также пишется «Рамзес» и «Рамзес»). Он расположен в фиванском некрополе в Верхнем Египте , через реку Нил от современного города Луксор . Название — или , по крайней мере , его французская форма, Rhamesséion — был придуман Жан-Франсуа Шампольон , который посетил руины сайта в 1829 году и первым отождествил иероглифы , составляющие имена и названия Рамессида на стенах. Он был первоначально назывался домом миллионов лет Усермаатра-setepenra , который соединяется с Фивами-в-городом в области Амона . Усермаатра-setepenra были Prenomen Рамсеса II.

содержание

Кэш папирусов и ostraca , начиная с третьего промежуточного периода (11 — й до 8 — го века до н.э.) указывает на то, что храм был также местом важного переписчика школы.

Сайт был в употреблении до Рамсес был первым камень положил на месте: под гипостильным залом, современные археологи нашли гробницу вала от Среднего царства, получая богатый запас религиозных и погребальных артефактов.

Храм Рамессеум в Египте

На сегодняшний день археологам удалось откопать и восстановить лишь мизерную часть древнего храма Рамессеум Рамзеса II, но даже она позволяет осознать всю грандиозность этого сооружения…

Запись относится к месту:
Египет

Храм Рамессеум был возведён Рамзесом II Великим, дабы увековечить свою выдающуюся биографию в рельефах его стен

Архитектура Рамессеума напоминает построенный позже храм Мединет-Абу, но по масштабам это совершенно несравнимые сооружения (хотя погребальный храм Рамзеса III также обладал немаленькими размерами, особенно по тем временам, но Рамессеум был всё равно намного больше и колоссальнее)

На обоих пилонах храма высечены сцены из битвы при Кадеше, победой в которой Рамзес II чрезвычайно гордился

В большом зале храма до сих пор стоит 29 колонн из 48 первоначальных, на которых до сих пор покоятся остатки потолка, а за залом располагаются две небольшие комнаты, потолок одной из которых украшен изображениями Солнца и Луны

Сам фараон жил прямо рядом с храмом, в примыкающих к нему покоях. Сюда же вёл отдельный водоканал от Нила, а за храмовой стеной начинался обширный жилой квартал

К сожалению, до нас не сохранилась массивная статуя фараона, стоявшая сразу после входа в первое помещение храма — сегодня о ней напоминает лишь лежащая там верхняя часть, позволившая археологам вычислить, что некогда изваяние достигало 18 метров в высоту и весило около тысячи тонн…

Храм фараона Рамзеса II – Рамессеум

Храм Рамассеум представляет собой грандиозный памятник архитектуры Древнего Египта. Он был построен Рамзесом II в качестве погребального зала в 1304-1207 г. до н.э. и посвящен религиозному культу Ра. Большая часть храма представляет собой руины. У входа в здание когда-то было установлено два пилона, которые в настоящее время находятся в разрушенном состоянии. Только в первом помещении сохранен колонниальный зал, который и сегодня могут увидеть посетители этой достопримечательности Египта.

Храм Рамессеум – история Египта

Многие другие представители царской династиии оставили собственные постройки в Храме Рамессеум в Египте, такие как Мериптах и Рамзес III. Греки назвали этот храм «Мемнониум», поскольку огромную статую Рамзеса они приняли за легендарного героя Мемнона, сына Авроры, матерью которого была Еос, символизирующая утреннюю зарю. Кроме того, иногда они называли его «некрополь Озимандиас», которое могло иметь происхождение от древнего произношения слова Египет «Осер – Маат – Ра».

Храм Рамзеса 2

В передней части первого пилона была установлена колоссальная статуя Рамзеса, которая весила 1000 т и в высоту была 18 в.! Ее останки можно увидеть и сегодня в Египетском музее в Каире.

Римский историк, Диодор, был под впечатлением, что храм был построен легендарным царем Египта Озимандиасом, и его погребли рядом с этим местом. Он даже дал подробное описание гробницы Озимандиаса и поведал народу о надписи, которая была нанесена на его вход:

«Я, Охимандиас, Царь Царей. Если кто-нибудь знает, как я велик, и где я лгу, пусть он превзойдеть любую из моих работ».

Храм имел довольно внушительную площадь 600 на 220 фунтов. В восточной части храма располагался главный вход, украшенный сценами битвы Кадеш. На правом крыле пилона до сих пор можно найти надписи, которые содержат описание 118 городов древнего Египта, завоеванных Рамзесом III во время его военной кампании. В левом крыле пилона изображены сцены знаменитой битвы между Рамзесом II и хеттами (нынешняя Сирия). После этого зала открывается вход в открытый двор, где находятся множество поврежденных временем статуй.

Храм Рамзеса в Абу Симбеле

В большом зале гипостильного помещения сохралось 29 колонн. Справа от этого пилона расположен более древний храм, построенный Сети I и посвященный религиозному культу Амон Ра. Второй зал сохранился лучше, чем первый. Он окружен двумя рядами колонн Осириса, представляющих Рамзеса II. Далее есть еще один небольшой зал с 8 колоннами, верх которых украшен бутонами папирусов. В нем были обнаружены первые астрономические открытия и проиллюстрированы 12 календарных месяцев года. Стены этого зала повествуют о том, как лодка Амон Ра спускается по священной реке. На западной стене Вы увидете Рамзеса II, который сидит под деревом жизни, а Тот и Сешат записывают его имя в листьях дерева для долгой жизни.

Развалина на западной стороне храма приведет в библиотеку и сильно поврежденное святилище, посвященное Амону Ра. К югу от храма Египта Рамзес II построил большой дворец, где он останавливался во время своих визитов. К югу от него был установлен небольшой храм Мерн-Птаха, преемника Рамсеса II. В 1896 году великий египтолог Уильям Флидерс Петри сделал обширные раскопки на этом месте. Петри нашел здесь Стеллу, известную как » Стелла Израиля», в котором содержится первое упоминание о»Племени Израиля».

Смотреть храм фараона Египта Рамзеса:

Храм Рамзеса II Скальный храм Рамзеса в Египте Храм Рамзеса Второго Храм Рамессеум, Египет

Храм Рамессеум

Образы Луксора. Рамессеум.

Голова колосса Аменхотепа III, узурпированного Рамсесом II. Второй двор Рамессеума. XVIII-XIX дин. (с) фото мое, 2002 г.

Рамессеум — грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные царями XVIII династии.

Рамессеум. Осирические колоссы во втором дворе храма. (с) фото мое, 2002 г.

В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. За пилоном находится первый двор. Удачное разрешение декорировки этого двора было достаточно сложным делом: требуемое в египетской архитектуре соблюдение симметрии здесь было затруднено тем, что левая, южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. В итоге фасад был оформлен в виде портика с двойной колоннадой, а противоположная, северная стена двора — с одним рядом колонн, перед которыми, однако, стояли осирические колоссы царя. Западная стена двора не имела колонн: она была ограничена следующим, сравнительно невысоким пилоном, к проходу которого вела лестница, так как второй двор был расположен выше первого.

Рамессеум. Фрагмент грандиозного колосса Рамсеса II. (с) — фото мое, 2002 г.

С каждой стороны лестницы стояла гигантская двадцатиметровая статуя Рамсеса. Сохранившийся колосс является величайшей египетской монументальной скульптурой и весит около 1000 тонн. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. Из портика во дворец вели два входа, расположенные по обе стороны «окна явлений». Через небольшие вестибюли можно было попасть в приемный зал с 16 колоннами, занимавший центральную часть здания. В каждой из боковых стен зала, кроме двери из вестибюля была еще дверь, которая вела в личные комнаты царя. В глубине зала был проход в тронный зал. Позади здания дворца был расположен “женский дом” царя. Второй двор Рамессеума, служивший подходом к заупокойному храму, с северной и южной сторон был украшен портиками, имевшими по два ряда папирусообразных колонн; востока, вдоль пилона — одним рядом колонн и осирическими колоссами, а с запада, перед входом в храм, двумя рядами колонн и осирическими колоссами.

Рамессеум. Гипостиль. Фото мое, 2002 г.

Внутренние помещения храма были разделены на три части — одну центральную и две боковые. Три входа из портика вели в гипостиль, имевший 48 колонн, по бокам которого находились помещения для священных ладей и молельни. Как и в храме Амона в Карнаке, центральный неф гипостиля был выше боковых. Великолепно сохранилась раскраска капителей, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, состоящая из пяти отделов, главное святилище, кладовые. К сожалению, до нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии.

Рамессеум. Расписанные капители колонн гипостиля. (с) фото мое, 2002 г.

В Рамессеуме когда-то находилась знаменитая библиотека, которую Диодор называл «Лечебницей души»; о существовании здесь большой школы писцов свидетельствуют многочисленные обнаруженные здесь остраконы. Под полами храма Дж. Куибелл обнаружил шахту с погребением жреца эпохи Среднего царства; в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов, среди которых – Драматический папирус Рамессеума.

Солкин В.В. Солнце властителей: древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. – М., 2000.
Helk W. Die Ritualdarstellungen des Ramesseums I – Wiesbaden, 1972.
Leblanc Ch. Le tombeau d’Osymandyas et la statuaire du Ramesseum.// Mélanges Gamal Eddin Mokhtar, 2, 1985, p. 69-82..
Leblanc Ch., Hassanein A. Le Ramesseum, temple de millions d’années à la gloire de Ramsès le Grand.//Dossiers Histoire et Archéologie 136, 1989, p.36-45.
Memnonia I, Le Caire, 1990-1991.

Рамессеум. Боги и Рамсес II

Храм, известный под названием Рамессеум, является центром огромного архитектурного комплекса. Храм был построен Рамсесом II для погребальных ритуалов, но, подобно всем фиванским заупокойным храмам, был посвящен богу Амону. Сегодня храм лежит в руинах, но даже по развалинам видно, что это было грандиозное сооружение.

У входа во внутренний двор Рамессеума стоял колосс, который по описанию Диодора Сицилийского (видевшего его собственными глазами), был самой большой статуей в мире. Статуя была высечена из монолитной глыбы розового гранита неимоверных размеров, доставленной, видимо, из Асуана. Во времена Диодора статуя была еще невредима, сейчас она лежит на земле в виде разбитых фрагментов. Сложно понять по разбитым обломкам, какой высоты достигала эта статуя, когда была целой. Но по оценочным расчетам археологов её вес составлял около 1000 тонн, а вес пьедестала, на котором «сидела» статуя — 750 тонн!

Как писал Андрей Скляров («Цивилизация древних богов Египта»): «Сам факт того, что цивилизация древних богов Египта могла легко перемещать как по горизонтали, так и по вертикали грузы в 200 тонн (а иногда свыше тысячи тонн, как показывает статуя в Рамессеуме), говорит о том, что способ транспортировки подобных грузов есть. Просто мы его пока не знаем».

Лицо статуи Рамессеума тщательно сбито. Ее явно старались разбить на части – через голову проходит прорезанное углубление. Поскольку разделка статуи на стройматериалы просто бессмысленна, можно сделать вывод, что ее целенаправленно стремились уничтожить. Рисунки XIX века указывают на то, что лицо статуе отбили не так давно — всего лишь за последние полторы сотни лет.

Странным является то, что уничтожая всяческие признаки лица статуи, и ее головы в целом, остались практически неприкосновенными картуши с именем Рамсеса II на самой статуе и на пьедестале. Почти целой осталась и голова другой статуи, которая намного меньше по размерам и находится недалеко от колосса. Возникает вопрос: а Рамсес ли был изображен на этой статуе? И при нём ли она была сооружена?

Во всем комплексе Рамессеума нет больше не единой детали из розового гранита, из которого сделана статуя Рамсеса II и пьедестал. Ни размеры статуи, ни качество ее изготовления, которое заметно до сих пор по тщательно отполированной поверхности, никак не соответствуют ручному изготовлению времен Нового Царства. Качество исполнения иероглифов и картушей в граните колосса не оставляет сомнений в том, что ее изготавливали с помощью машинного оборудования. Так же была исполнена из гранита и голова статуи, которая стоит недалеко от колосса.

Поражает, что все остальные элементы комплекса Рамессеума (стены, колоннады, статуи) низкого качества, даже меньшие статуи из известняка сделаны не монолитными, а из отдельных кирпичиков. Вывод: колосс и храм были сооружены в разные исторические периоды.

Возможно, статуя была сооружена во времена правления древних богов Египта, а Рамсес II выстроил свой храмовый комплекс вокруг колосса, который является свидетельством древней цивилизации (до времен фараонов). Возможно, лицо у статуи было не Рамсеса, а какого-нибудь древнего бога, во времена которого она и была сооружена.

Любопытная деталь: на голове статуи в Рамессеуме имеются чередующиеся полоски отполированного и неотполированного гранита. Возможно, скульптор таким образом хотел изобразить волосы или какую-то характерную деталь головного убора. Однако абсолютно такой же элемент имеется на голове Сфинкса на плато Гиза. И если существуют свидетельства очень древнего возраста Сфинкса, то наличие череды полос на голове статуи в Рамессеуме указывает на создание ее во времена цивилизации древних богов Египта.

Косвенные свидетельства того, что цивилизация времен фараонов возникла на руинах гораздо более древней и более развитой цивилизации, предоставляют в наше распоряжение не только каменные объекты Египта, но и надписи и изображения на них.

Уже довольно давно лингвисты подметили, что древнеегипетская иероглифическая письменность возникла как бы в одночасье и из ниоткуда. Причем сразу, в весьма совершенной форме, которая в обычных условиях требует многих столетий (если не тысячелетий) развития. Факт, который совершенно необъясним с позиций ортодоксальной египтологии, но который вполне согласуется с утверждениями самих древних египтян, что всем искусствам (в том числе и письменности) их обучили боги.

Реальные факты в Египте противоречат официальной исторической доктрине, но зато весьма неплохо согласуются с древними мифами. Поэтому в поисках ответа на вопросы о том, кто такие боги и откуда они взялись, есть смысл обратиться к тем же мифам.

Согласно данным Манефона, династиям фараонов предшествовало четыре других династии – две богов, одна полубогов и одна переходная династия. Сначала Египтом правили семь великих богов – в общей сложности 12300 лет: Птах правил 9000 лет; Ра – 1000 лет, Шу – 700 лет; Геб – 500 лет; Осирис – 450 лет; Сет – 350 лет; Гор – 300 лет. Вторая династия богов состояла из двенадцати божественных правителей, первым из которых был бог Тот; они правили 1570 лет. Затем последовала династия тридцати полубогов, правивших 3650 лет. Далее на протяжении 350 лет в Египте не было правителя; в этот период хаоса сменилось семь смертных правителей. И только потом Мен (Менес) положил начало первой династии людей и построил новую столицу, посвященную богу Птаху – Мемфис.

Если исходить из того, что египтологи называют для времени воцарения Менеса 3050 год до н.э., можно составить следующую хронологию правления богов Египта (годы до н.э.): Птах — 20920-11920; Ра — 11920-10920; Шу — 10920-10220; Геб — 10220-9720; Осирис — 9720-9270; Сет — 9270-8920; Гор — 8920-8620; Тот и 11 богов — 8620-7050; 30 полубогов — 7050-3400; Хаос — 3400-3050; Мен — 3050-…

Любопытно, что в Туринском папирусе Шемсу-Гор упоминаются в качестве правителей Египта, которые правили вплоть до Менеса. Правда, есть там и совсем обескураживающие последние две строки столбца, где, подбивается сумма: «Почтенные Шемсу-Гор – 13420 лет; правления до Шемсу-Гор – 23200 лет; итого – 36620 лет»!

«Факты того, что в древности на нашей планете оставила следы какая-то высокоразвитая цивилизация – налицо, причем высокоразвитая в техническом отношении цивилизация, обладающая развитым машинным производством. Следов этих высоких технологий мы нашли тысячи. На мой взгляд, вопрос о том, была или не была в древности здесь какая-то высокоразвитая цивилизация, считаю уже закрытым. Была! Следы есть!»

Рамессеум, храм Рамзеса II в Луксоре:
история, описание, экскурсии, фотографии

Гипостильный зал храма

Разбитый колосс Рамзеса II

Храм Рамзеса II

Часть разбитого колосса у подножия храма

Луксор Egipet

Рамессеум — великий Храм миллионов лет фараона Рамсеса II расположен на Западном берегу Нила не далеко от другого храма долины Дейр эль Бахари. Хотя и не много сохранилось от древнего сооружения, но раскопки здесь ведутся постоянно, и находятся все новые и новые интересные артефакты, связанные с этим храмом.

Рамессеум, храм Рамзеса II

История Рамессиума

Рамессиум является мемориальным храмом великого фараона-воина Рамсеса II. Этот храм зовётся «Домом миллионов лет», и является одним из крупнейших и наиболее сохранившихся храмов той эпохи, именно здесь находится упавший колосс, который вдохновил Перси Биши Шелли на поэму Озимандиас. Сцены из великой битвы фараона при Кадеше (в которой только личная доблесть Рамсеса II спасла египтян от позорного поражения от рук хеттов) украшают первый и второй пилоны. Успешная кампания фараона против сирийской крепости Дапур проиллюстрирована в Гипостильном зале, там же мы находим изображения фараона, получающего свои регалии от бога Амун-Ра.

У Рамзеса II было одно из самых длинных царствований во всей египетской истории, он правил 67 лет и построил значительное количество памятников архитектуры, гораздо больших размеров, чем любой другой фараон. В огромной настенной фреске он изобразил свою победу в битве при Кадеше на пятом году своего правления.

Описание храма

План храма типичен для Нового Царства. За пилонами располагаются дворы, а затем колоннадный зал, с колоннами в виде стеблей папируса, наконец, зал для священной барки бога и внутреннее святилище. Пол поднимается, а потолок опускается по мере того, как человек проходит дальше в глубь храма, это сделано для того, чтобы напоминать о момент, когда Египетская вселенная была создана из первозданного холма, который поднимался из бесконечных вод потопа.

Обе башни входного пилона сильно повреждены. Внутри северной башни есть сцены Египетского лагеря, в то время как южная башня содержит сцены битвы. В юго-восточном углу Первого двора лежат останки того, что когда-то было самым большим колоссом фараона и, без сомнения, одним из самых огромных камней, когда-либо созданных. Остатки этой прекрасно вырезанной и отполированной гранитной статуи включают грудь, верхнюю руку и ногу. После того, как были проведены тщательные измерения, предположили, что общая высота статуи должна была быть более 17 метров, а её вес более тысячи тонн. Колосс был доставлен из карьеров Асуана в виде одного целого куска.

Второй двор имел колоннаду со всех четырёх сторон и террасу позади. На каждой стороне центральной лестницы, ведущей на террасу, были монолиты фараона. Перед двором было расположено ещё больше статуй Рамзеса II, поддерживаемые Озиридными колоннами. Сцены на колоннах показывают фараона, подносящего дары божествам.

Справа от прохода мы видим ещё больше сцен битвы при Кадеше с Рамзесом в его колеснице, а враг пронзён стрелами или растоптан под ногами лошадей. В верхнем части сцены находятся рельефы, изображающие Фестиваль бога Мин. Этот важный праздник отмечался во время сбора урожая. Священники, стоящие на стороне фараона, ждут шествия, возглавляемого другими священниками. Они несут изображения королевских предков. Выпущены четыре птицы, которые понесут царскую весть в четыре конца земли. Рамзес разрезает серпом сноп, чтобы преподнести богу Мин.

Терраса с задней стороны двора имеет лестницу. На левой стене есть хорошо сохранившиеся рельефы, показывающие Рамзеса II на коленях перед богом Амоном, Мут и Хонсу. Бог Тот, стоящий за фараоном вписывает его имя в лист вечной памяти. Слева, бог Монту в виде сокола держит иероглиф жизни перед лицом фараона, а Атум ведёт его вперёд. Сцены верхней части показывают жертвоприношения богам, а те, что внизу, изображают Рамзеса как семейного человека со своими многочисленными сыновьями.

Гипостильный зал

В Гипостильном зале колонны более высокие в центре с расширяющимися чашевидными капителями, а нижние — по бокам с бутонами. Разница в высоте была достигнута за счёт столбов с пространством, создающими окна, которые обеспечивают доступ света в зал. Все рельефы показывают Рамзеса II в битве. Его сыновья приняли участие и оказались достойными своего героического отца. Каждый из них идентифицируется по имени, выгравированному рядом с ним. За Гипостильным залом мы находим два небольших зала, один за другим. У первого есть астрологические сцены на крыше и сцены священников, несущих священную лодку Амона, Мут и Хонсу. На задней правой стене Рамзес сидит под священным деревом персея Гелиополиса, на листьях которого его имена написаны богом Атумом, богиней Шешат и Тотом. Второй зал в большинстве своем лежит в руинах. Здесь можно видеть несколько изображений с жертвоприношениями, такие как Рамзес сжигает ладан в честь Птах и ​​Сэхмет.

Храм Рамессеум

Как и многие другие храмы Египта, мемориальный (поминальный, заупокойный и т.д.) храм Рамсеса II плохо сохранился. Его строили при жизни Рамсеса II около 20 лет. Храм назывался Домом миллионов лет Усермаатра-Сетепенра (тронное имя Рамсеса). На первой фотографии только часть храма. Традиционно для Нового Царства перед храмом был пилон с традиционным же для Рамсеса II изображением победы над хеттами при Кадеше. Нет больше Рамсеса и побежденных хеттов, остались только камни, и сейчас это выглядит так

Мы ехали из Долины Царей, Шенода ругался с водителем, а потом машина остановилась у храма Рамсеса. Здесь было безлюдно. Группа французов подъехала одновременно с нами, но ветер уносил звуки их разговоров. Я сел в тени деревьев и оказался в каком-то другом времени. Не в том, когда храм еще не был разрушен, а в другом, когда здесь было не встретить людей на километры вокруг, а новому миру еще предстояло появиться через полторы тысячи лет. Все уже было забыто, но еще не было найдено. Никто уже не прославлял Рамсеса Великого, но и церковь нового бога в храме еще не появилась. Безвременье, когда потомки тех, кто создавал колоссы, уже не могли прочитать высеченные на камнях надписи и вспомнить, кто и зачем построил все это. Древняя столица превратилсь в несколько чахлых деревень. Иногда в этих местах появлялись люди, не знавшие язык. Им переводили местные байки, а потом они уезжали пересказывать увиденное и услыщанное в свой далекий мир, который исчез позже

Сохранилось описание этого храма, сделанное Августом Диодором (Диодор Сицилийский) в 1 веке до нашей эры в «Исторической библиотеке». Так была описана статуя Рамсеса II:

У входа находятся три статуи, каждая из цельного куска черного камня из Сиены, одна из которых, сидящая, самая большая из всех в Египте; ее нога, если измерить, достигает семи локтей, а две другие, стоящие на коленях, справа и слева — его дочь и мать, достигают размеров первой. И это достойно похвалы не только за свои размеры, но и вызывает удивление мастерством исполнения и особенностью камня, так как в настолько великом блоке, не наблюдается ни одной трещины или пятна. Надпись на ней гласит: «Я царь царей Озимандий. Если кто-либо пожелает узнать, сколь велик я был и где покоюсь, то пусть будет он потрясен одним из моих трудов».

Обломки статуи Рамсеса II сейчас лежат у входа. Проведенные измерения и подсчеты показали, что она должна была весить около тысячи тонн и быть высотой до 19 метров. Больше, чем колоссы Мемнона и тяжелее любого обелиска Хатшепсут.

Во втором дворе храма Диодор упоминал в том числе:

две сидящие монолитные статуи, двадцати семи локтей, у которых в перистиль ведут три входа, за которыми воздвигнуто, покоящееся на колоннах помещение

По описанию Диодором второго двора французские инженеры Jean-Baptiste Prosper Jollois и Édouard de Villiers du Terrage из экспедиции Наполеона смогли идентифицировать найденный храм как «могилу Озимандия» или «Дворец Мемнона». Французы пытались увезти часть одной из двух статуй во Францию, но их попытки закончились неудачей.

В 1815 году Джованни Бельцони прибыл в Каир, где построил паше Мухаммеду Али гидравлическую машину собственного изобретения, которая, однако, не пригодилась.

Британский консул Генри Солт узнал о Джованни Бельцони и нанял его для доставки в Лондон верхней части статуи Младшего Мемнона (Younger Memnon) – одной из двух статуй, стоявших во втором дворе.

Бельцони смог сделать то, что не удалось французам, и часть статуи весом 7 тонн прибыла в Лондон в 1818 году. Общая обстановка тех лет (разгром Наполеона и его отправка на остров Святой Елены), шумиха, связанная с доставкой статуи из пустыни в Лондон, равно как и рассказы о более величественных сооружениях, оставшихся в пустыне, вдохновили Перси Шелли на написание знаменитого «Озимандия», где он упомянул надпись на гигантской статуе Рамсеса II, о которой писал Диодор Сицилийский (перевод Бальмонта):

Я встретил путника; он шёл из стран далёких
И мне сказал: вдали, где вечность сторожит
Пустыни тишину, среди песков глубоких
Обломок статуи распавшейся лежит.

Из полустёртых черт сквозит надменный пламень,
Желанье заставлять весь мир себе служить;
Ваятель опытный вложил в бездушный камень
Те страсти, что могли столетья пережить.

И сохранил слова обломок изваянья: —
«Я — Озимандия, я — мощный царь царей!
Взгляните на мои великие деянья,
Владыки всех времён, всех стран и всех морей!»

Храм Рамессеум (Ramesseum), Луксор

Храм Рамессеум (Ramesseum) – поминальный храм фараона Рамзеса II, который был предназначен для того, чтобы утвердить бессмертие фараона, однако сейчас он большей частью представляет собой обширные руины. Рамессеум находится в фиванском некрополе, в Верхнем Египте, на западном берегу Нила, на территории современного города Луксор. Сегодня посетители могут увидеть 20-метровую статую и 29 из оригинальных 50 колонн храма.

Название храма или, по крайней мере, его французское название Rhamesséion – было придумано французским исследователем Ж.-Ф. Шампольоном, который посетил эти руины в 1829 году и впервые расшифровал иероглифы на стенах, указывающие на имена и титулы Рамзеса.

Хотя этот храм был сооружен с большим размахом, его создатели допустили одну ошибку, касающуюся выбора места. Храм воздвигнут на территории, которая ежегодно затоплялась водами Нила. Ко времени строительства соседний храм Сети I уже начал разваливаться. Расположение Рамессеума подобно другим храмам. Он стоит на берегу Нила и включает пилоны, дворики, гипостильные залы, а также закрытое и темное святилище. Однако он отличается от общего образца тем, что объединен с храмом Туи, матери Рамзеса II. Некоторые части храма представляют больший интерес, чем другие. Два упавших колосса Рамзеса II на фоне удивительным образом хорошо сохранившихся построек для строителей добавляют драматичности общему виду храма. Подобное соседство наблюдалось и в других храмах, где подсобные помещения для строителей стояли рядом со священными сооружениями, но в большинстве случаев они сносились после завершения храма или со временем разрушались природными стихиями или человеком.

Время работы храма Рамессеум: октябрь-май с 07:00 до 17:00, июнь-сентябрь с 06:00 до 19:00.

В северном конце Фиванского некрополя находится Храм Сети I. Сети I (1294-1279 годы до н.э.) построил великолепно украшенный храм в Абидосе и великолепный гипостильный зал в Карнаке, умер ещё до окончания строительства этого мемориального храма, поэтому он был завершен его сыном, Рамзесом II.

Отзывы (комментарии)

Отзывов пока нет. Вы можете оставить свой комментарий к достопримечательности. Он будет первым.

Читайте далее: