Храм посейдона в пестуме

Пестум – древний город греков

Пестум – город древних греков, который в наше время находится на территории современной Италии. В период античности было более популярно другое его название – Посейдония. Территория, на которой находятся прекрасные храмы, причислена к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен Пестум на 40 км юго-восточнее Салермо, на побережье Тиренского моря. В границах современного Пестума находятся руины древнего поселения и небольшой, но очень уютный курорт.

История

В VI в. до н.э. выходцы из Сибариса основали новый город – Посейдонию. Предприимчивые торговцы планировали заниматься сухопутной доставкой товаров с востока на запад полуострова. Такой способ считался более безопасным и доходным, чем морское путешествие вокруг «сапога». После разрушения Сибариса в V в. до н.э., численность Посейдонии только увеличилась и город достиг пика своего процветания.

Пестум развивался, кроме хозяйственных построек стали возникать храмы в честь Геры, Афины и Посейдона. До конца V в. горожане благополучно существовали и развивались. Однако вскоре город стал привлекать завоевателей и в 400 г. до н.э. Посейдонию завоевали луканы. Все финансовые вопросы решались в пользу новых правителей, но они мудро сохранили храмы и систему управления, которая существовала в греческом поселении.

В конце III в. до н.э. город заняли войска Римской империи, и он стал называться Пестумом. Пришла пора серьезных реформ. Изменения коснулись языка, религии и административного уклада. Большинство построек попали под реконструкцию в соответствии с римскими традициями. Древним храмам удалось устоять, но теперь через центр проходили две пересекающиеся улицы. В центральной части появились форум, здание сената, гимнасиум, рынок и амфитеатр.

До начала II в. до н.э. Пестум продолжал находиться на пересечении сухопутных торговых путей, но строительство новых дорог в обход города снизило доходы горожан. Начался период упадка и уменьшения влияния города. Еще долгое время жители благополучно существовали за счет плодородных земель. Урожай удавалось собирать трижды в год, но необдуманная вырубка лесов привела к заболачиванию местности и урожайность ухудшилась.

Жители постепенно покидали город. Одни предпочитали уехать подальше, другие селились неподалеку на возвышенностях. В VII в. н.э. епископ с частью паствы навсегда покидает Пестум, а после набегов саранцев в IX в. местность полностью опустела. Несколько столетий земли пустовали. Новый город зародился в начале XVIII в., когда Карл III занялся прокладкой дороги в Калабрию. Современное поселение расположено южнее древних руин. Это небольшой поселок на побережье с уютными виллами, барами, магазинами и ресторанами. Место идеально подходит для размеренного и спокойного отдыха.

Достопримечательности

Многие туристы считают своим долгом посетить древние руины Пестума. Это три главных храма, главная дорога и остатки нескольких домов. Хорошо сохранились колонны и фундаменты зданий. Местами просматривается напольная мозаика и фрески.

Храм Геры. Этот храм является древнейшей постройкой Пестума. Историки датируют её первой половиной VI в. до н.э. До наших дней дошел фундамент и внешний периметр колонн. Всего насчитывается 50 дорических опор (по 9 фронтальных и по 18 боковых). При раскопках удалось найти несколько статуэток Геры. Это подтвердило догадку археологов, что перед ними именно храм, а не административное здание.

Некоторые особенности отличают храм Геры в Пестуме от других античных и итальянских построек. Только в нем фронтальные стороны имеют нечетное количество колонн, а внутреннее пространство разделено на два нефа. Колонны несколько толще обычного, а все строение ниже принятого. Более поздняя дорическая архитектура стала значительно легче и изящнее.

Храм Посейдона. Второй храм находится недалеко от первого. При раскопках в Храме Посейдона в Пестуме также обнаружили изваяния Геры, поэтому его часто называют вторым храмом Геры. Эта постройка почти на столетие моложе. Как и первая, она ориентирована с востока на запад. Фронтальные стороны состоят из 6 колонн, а по бокам их насчитывается 14 штук. Древние строители даже учли кривизну горизонта. Центральная часть на 10 см выше боковых поверхностей.

Внутреннее пространство разделено на 3 нефа. Отлично сохранились центральные колонны, лестничные пролеты и участки стен с фресками.

Храм Афины. Несколько обособлено расположен третий храм, посвященный богине Афине. По оценкам специалистов, он построен во второй половине VI в. до н.э. При раскопках были обнаружены фигурки богини и рельефные изображения с её профилем. Длина храма составляет почти 33 м, вдоль боковых стен находятся по 14 колонн, главный фасад состоит из 6 опор. На горизонтальных поверхностях просматриваются растительные мотивы и остатки позолоченной отделки. Археологи обнаружили в полу несколько гробниц, похоже, что со временем храм превратился в христианскую церковь.

Что еще посмотреть

Кроме древних храмов, туристов привлекают остатки городских построек. По периметру города сохранились части городских стен со створками ворот (IV в. н.э.). В центре легко угадываются очертания форума (III в. до н.э.), агоры (V в. до н.э.), амфитеатра (I в. до н.э.). Недалеко от археологической зоны находится музей, в котором выставлены древние находки. Здесь можно увидеть предметы быта, части барельефов и образцы лепнины.

Информация для туристов

Музей и археологическая зона работают с 8:45 до 19:45 ежедневно. На Рождество, Новый год и 1 мая все музеи страны закрываются. Стоимость билета в музей составляет 4 евро. За 6,50 евро можно посетить музей и археологическую зону. Бродить среди руин разрешается самостоятельно, но гораздо интереснее нанять гида. Он расскажет интересные подробности и малоизвестные факты.

Как добраться

В Пестуме работает железнодорожный вокзал, куда можно добраться из Салермо и других ближайших городов. Музей находится приблизительно в 1 км от станции. Прямо у выхода из вокзала расположен офис туристического центра. В нем можно заказать экскурсию или купить путеводитель с картой.

Недалеко от билетных касс музея находится бесплатная парковка. Здесь удобно оставить автомобиль тем, кто приехал в город самостоятельно.

Древний Пестум и его храмы

Неаполитанское побережье. Конец февраля. Солнечно, градусов 15 тепла, только иногда набегают небольшие облачка.

Я схожу с электрички на захолустном полустанке Paestum в 1 часе и 20 минутах езды от Неаполя и отправляюсь в прошлое — великое прошлое Великой Греции, как древние эллины именовали Южную Италию. А именно – в древнегреческий город Посейдония, основанном в 7-м веке до нашей эры. При римлянах город получил название Пестум.

А так, примерно, Пестум выглядел в древности

Чтобы попасть в Пестум, нужно пересечь железнодорожные пути и пойти по направлению от Неаполя по дорожке, сделанной из дорогущего тикового дерева (видно, ЮНЕСКО расщедрилось). Археологическая зона Пестума включена в список культурного наследия ЮНЕСКО в 1998 году.

Дорожка идёт сначала между ж/д путями и старой крепостной стеной, потом поворачивает направо. (Можно пройти и напрямую от ж/д платформы, но я шёл именно так).

Крепостная стена сложена из плотно подогнанных каменных блоков, имеет арки для прохода и 24 башни. Длина стены около 5 км, толщина 5-7. Людей на дорожке почти не было.

Дорожка ещё раз повернула направо и пошла уже внутри стен к завидневшимся храмам.

На входе я купил билет. Он стоит 9 евро, но у меня была музейная карта, поэтому мне достался за полцены 4,5 евро. Музей работает с 8.30 до 18.45, выходной 1-й и 3-й понедельник месяца. Раскопки открыты каждый день с 8.45, закрываются за час до наступления темноты.
Входя на территорию музейного комплекса, первым делом обращаешь внимание на так называемый храм Посейдона (Неттуна — на всех поясняющих надписях по-итальянски). В Википедии его же уверенно называют храмом Геры 2, а также и храмом Зевса, и храмом Аполлона.

Какому божеству он был посвящён в действительности, не совсем понятно. А для меня как любителя не так уж и важно. Главное, что он совершенен и прекрасен. Этот храм и сохранился лучше всех. Построен он примерно в середине 5 века до н.э.

Какая-то женщина ходила вокруг и внутри храма и блаженно улыбалась. Понятно, человек очень любит античные древности.

Рядом с храмом Посейдона — храм Геры 1, построенный около середины 6 века до н.э. Тут всё однозначно, других названий мне не попадалось. Сохранился он похуже, и выглядит не так привлекательно. Колонн у него побольше, и смотрятся они несколько монотонно. Это, видимо, потому, что строился он раньше, и греческие архитекторы ещё не достигли вершин мастерства.

Храм Афины находится на значительном удалении от двух предыдущих. Он был построен в самом начале 5 века. Раньше его считали храмом богини Деметры (она же римская Церера).

Внутрь храмов Пестума можно войти и походить среди могучих колонн, потрогать их. Никаких «экспонаты руками не трогать». «Да и что им будет, развалинам, они каменные». Вот во время 2-й мировой войны американцы, высадившиеся в районе Пестума в 1943 году, устроили лагерь прямо на территории храмового комплекса. Об этом повествует документальный ролик, который показывают в музее. Между колонн были натянуты верёвки для сушки солдатского бельишка, тут же разбиты палатки, ездили джипы. И ничего, храм выстоял. Но это так, к слову.

От храма Мира, стадиона, театра, «могилы основателя», форума и домов обывателей остались совсем уж руины и фундаменты.

Цвет камня, из которого сложены остальные объекты Пестума, совсем серый.

А главные храмы сложены из желтоватого пористого камня, и как будто это не камень, а что-то живое. Вспоминались храмы, виденные мной на Сицилии, в Агригенте. И мраморы Парфенона, которые от времени пожелтели и стали подобны благородной слоновой кости.

Я бродил среди руин и восторгался мастерством эллинских архитекторов и строителей. Между камней бегали прыткие зелёные ящерицы. Всюду прорастала изумрудная травка, которую в это время года перекрывал ковёр из белых маргариток. Тишина. Лишь слабый ветерок доносился с моря.

Эллины основали Посейдонию на берегу моря.

За века море ушло, набежали варвары, земля заболотилась. Пестум был полностью покинут.

Как там у Блока в «Скифах»:

И каждый день обиды множит,

И день придет — не будет и следа

От ваших Пестумов, быть может!

Радует, что пока, вопреки его предсказаниям, следы Пестума сохраняются.

Город был довольно большой, и на его осмотр я потратил часа полтора, а потом, по тому же билету, направился в музей, который находится неподалёку.

Музей интересный, а посетителей в нём почти не было. Для такого захолустья, каким сейчас является Пестум, он великоват. Но в сезон-то народу в нём, думается, побольше.

Знаменит музей обнаруженной в 1968 году фреской, получившей название «Ныряльщик». На ней изображен человек, прыгающий с обрывистого берега в воду. Толкуют это изображение, как прыжок в загробный мир. А, может, действительно изображён просто ныряльщик?

Любопытны изображения греков, возлежащих на симпозиумах. Симпозиум – это изначально не собрание учёных, а совместная пьянка. Так что в этом греки похожи на нас Ну, или мы на них.

В собрании музея много и других греческих артефактов: росписей, оружия, керамики, скульптуры, погребальных камер, покрытых фресками.

Помимо предметов, обнаруженных при раскопках города, в музее неплохая экспозиция про жизнь доисторических людей, обитавших в Пестуме задолго до греков.

На экранах мониторов показывают процессы изготовления каменных ножей или керамики без гончарного круга. И рассказывают, как американцы освобождали (или оккупировали?) Пестум.

Покидал я Пестум с небольшой группой таких же экскурсантов. Любителям античности — мой настоятельный совет: будете в Неаполе — обязательно побывайте в Пестуме. Не пожалеете.

Путешествие по Кампании (февраль 2017) — описание поездки

Полезные сайты для подготовки к путешествию

– съём жилья у хозяев – Airbnb или Суточно.ру

– подбор готовых туров – Travelata
Скидка на 300 руб. на туры от 20 000 руб. – по промокоду AF300putevye
Скидка на 500 руб. на туры от 40 000 руб. – по промокоду AF500putevye

– оформление туристической страховки – Cherehapa

– заказ такси/трансфера – KiwiTaxi или intui.travel

– заказ экскурсий на русском языке – Tripster
– экскурсии на английском – GetYourGuide

– универсальная сим-карта, одна для всех стран – Drimsim

– ж/д и автобусные билеты в Европе – Omio.com и Rail Europe

– прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов – BikesBooking

– в поездках пользуюсь картой Tinkoff Black

cicerone2007

cicerone2007

Пестум – это живая глава из истории древнегреческой архитектуры. Три хорошо сохранившихся храма позволяют понять, как шло становление дорического ордера. Когда храмы разных эпох можно сопоставить не по схемам, а просто увидеть их стоящими рядом друг с другом, это производит очень сильное впечатление. Два храма Геры, разделенные столетием, на фоне синеющих гор, в обрамлении каменных дубов и пиний производят не меньшее впечатление, чем ансамбль афинского акрополя:

Храм Геры I был воздвигнут в середине VI века до н.э. Путешественники XVIII века называли его «Базиликой», так как считали его не храмовым, а общественным сооружением. Действительно, пропорции здания и его планировка сильно отличаются от классического периптера. Соотношение колонн здесь 9 : 18. Нечетное количество колонн главного фасада объясняется тем, что храм имел два входа, а его целла была разделена колоннадой на две части:

От внутренней колоннады до нас дошло несколько колонн:

Архаична не только планировка храма Геры I, но и сам дорический ордер. На фоне классической колоннады храма Геры II, колонны раннего храма кажутся вылепленными из мягкого материала, хотя и в том и в другом случае использован один и тот же известняк:

Одинаковые элементы трактованы по-разному. В первую очередь, бросается в глаза «расплющенный» эхин. В классическом варианте – это плита в виде усеченного конуса. Здесь же правильная фигура видоизменилась под воздействием тяжести антаблемента. Такое же впечатление производит и ствол колонны: он тоже словно сжался под тяжестью. Кстати энтазис, утолщение колонны, своеобразное вздутие, находится не на 1/3 высоты ствола, а примерно на его середине. И все это хорошо видно, когда смотришь на колоннаду архаического храма на фоне колоннады классической:

Так и напрашиваются аналогии с греческой скульптурой. Архаические колонны напоминают мне Клеобиса и Битона:

А классические колонны вызывают в памяти образы куросов ранней классики:

Во второй половине VI века до н.э. был построен храм Афины, которое прежнее поколение искусствоведов именовало храмом Деметры:

У этого небольшого храма уже классическое соотношение колонн – 6 :13. Остатки мощной фронтонной плиты сообщают его облику дополнительную стройность:

Колонны храма Афины словно начинают более активно сопротивляться давящей на них тяжести:

И хотя эхин не обрел еще жестких очертаний, он стал менее аморфным, более упругим:

Главная же слава Пестума – храм Геры II, возведенный в середине V века до н.э. В старых книгах его именуют храмом Посейдона. Это – образец чистой дорики, тяжеловесной и мужественной. Как Эрехтейон – квинтэссенция женственного ионического ордера. Поэтому так грустно расставаться в данном случае с образом Посейдона!

Храм сохранил не только внешнюю, но и части внутренней колоннады. При этом внутри колонны располагались в два яруса:

Колонны обрели мощь и упругую силу. Каждый элемент ордерной системы словно отточен. Идеальное начало становится на этом этапе важнее стихийного. Мы находимся в мире олимпийских богов, а не титанов:

Но не надо забывать, что любуемся мы сейчас не телом, а скелетом. Поэтому, по сути, так невелика в данном случае разница между Герой и Посейдоном – у скелетов различия меньше бросаются в глаза. Да, в отличие от Гёте и его современников, мы знаем, что храмы были раскрашены, что важную роль играл их скульптурный декор. Но перед нашими глазами те же руины, что и перед путешественниками XVIII века:

И мы, к счастью, еще не утратили способности любоваться руинами, видеть как вечерний свет ласкает колонны:

Об этом прекрасно писал в «Образах Италии» Павел Муратов: «Камень, из которого сложены храмы,— известняк, род римского травертина. Время придало ему густой золотистый цвет, хранящий вечное и живое тепло солнца. Такой камень кажется живым веществом, не особенно отличным от человеческого тела»:

Храм посейдона в пестуме

Найти

Страны

Пестум (Посейдония; Paestum)

Пестум находится приблизительно в 40 км к юго-востоку от центра Салерно, в коммуне Капаччо-Пестум. Пестум включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

В древности Посейдония (так изначально назывался Пестум) входила в состав Великой Греции. Город был основан греками из Сибариса в 7-6 веке до нашей эры. В 6-5 веках были возведены знаменитые храмы города. Грандиозные постройки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о богатстве и процветании Посейдонии. Примерно в 4 веке до нашей эры город был занят луканами (италийское племя). В 273 году до нашей эры город стал римской колонией и получил имя Пестум. Конец города совпал с закатом Западной Римской империи. Около 500 года нашей эры устья рек, сбегающих с окрестных гор в долину, засыпались песком. Местность была заболочена и стала очень нездоровой – город окружили малярийные топи. Постепенно люди оставили Пестум. Благодаря непроходимым и нездоровым болотам до нашего времени сохранились эти грандиозные руины. Пестум был открыт вновь в 1752 году при строительстве дороги, которая пересекает античный город.

Храм Геры (Храм Геры I)

Огромный интерес представляют три дорических храма, сохранившихся в Пестуме. Самым древним из храмов Пестума является храм Геры (храм Геры I). Это сооружение специалисты датируют серединой 6 века до нашей эры. Храм Геры также называют базиликой. Старинное значение этого слова магистратура. Некоторые характеристики здания, например, нечётное количество фронтальных колонн (9), давало повод учёным 18 века думать, что перед ними административное сооружение. Кстати, все 50 наружных колонн здания (по 9 фронтальных и по 18 боковых; угловые колонны считаются и фронтальными и боковыми) сохранились полностью. Во время недавних раскопок были найдены вотивные статуэтки Геры (Юноны), что подтвердило версию, что здание если и не было целиком храмовым, то, по крайней мере, в нём находилось святилище богини. Храм (эта версия, всё-таки, наиболее вероятна) ориентирован по оси запад-восток, как все греческие храмы.

Храм Геры имеет некоторые архитектурные особенности: уже упомянутое нечётное число фронтальных колонн (большая редкость для греческих храмов), ярко выраженное утолщение стволов колонн храма, наличие утолщения у пилястров (антов), низкие эхины капителей. Внутри храма сохранились три колонны, делившие целлу на два нефа и три колонны между двумя пилястрами пронаоса, предваряющего целлу. Храм с двухнефной целлой единственный в Италии, есть только два подобных храма в Дреросе и в Принии. Храмы Дрероса и Принии считаются самыми древними из сохранившихся древнегреческих храмов. Они, предположительно, на столетие старше храма Геры в Пестуме, построенного в той же архаичной манере.

К этому древнему храму применимы наблюдения Муратова: Дорическая архитектура является здесь в разгаре борьбы с тяжестью камня. Дух размера и распределения не победил ещё слепого сопротивления материи. Колонны слишком толсты и низки, слишком близко поставлены друг от друга, точно строитель преувеличивал вес поддерживаемого ими архитрава. Диаметр их основания слишком велик по сравнению с верхним диаметром. Они излишне прочно опираются на землю. Сильно выступающие дорические капители выдают ту же преобладающую заботу о достаточной прочности, то же поглощение первой архитектурной задачей, преодолением веса. Но в этом как раз и заключается сила ранней дорической архитектуры.

Храм Посейдона (Храм Геры II)

Рядом с храмом Геры I расположен храм, традиционно именуемый храмом Посейдона. Последние археологические находки (вотивные статуэтки, монеты) позволили установить, что и этот храм был посвящён Гере, поэтому его также называют храмом Геры II.

Второй храм Геры построен примерно на 100 лет позже первого храма. Специалисты датируют его серединой 5 века до нашей эры. Этот храм также ориентирован по оси запад-восток. Фронтальных колонн 6, боковых 14, угловые колонны, как и у первого храма, являются и фронтальными и боковыми. Мощные колонны выглядят более стройными за счёт увеличения числа канелюр: их 24, а не 20 (как было принято). Кстати, канелюры угловых колонн направлены чуть внутрь. Учтена также так называемая кривизна горизонта (горизонтальные линии чуть искривлены (около 10 см), а не абсолютно прямы). Это позволяет устранить оптический эффект, когда стоящему в центре храма кажется, что колонны расходятся веером, а храм вот-вот обрушится. В первом храме Геры такой архитектурный приём отсутствует.

Трёхнефная целла приподнята на 140 см над перистилем храма. Пронаос и эпинаос симметричны. Храм Геры II сохранился лучше других храмов Пестума. До нашего времени дошла большая часть внутренних колонн, фрагменты стен, лестницы.

Храм Афины

Третий храм Пестума стоит в стороне от храмов Геры. Историки датируют его концом 6 века до нашей эры, т.е. он на полстолетья младше храма Геры I и на полстолетья старше храма Геры II. Долгое время учёные считали, что этот храм был посвящён Церере, но найденные в ходе раскопок вотивные статуэтки и другие предметы позволяют считать, что храм был посвящён Афине. Храм имеет по 6 фронтальных и по 13 боковых колонн. Характерная особенность этого храма дорический фриз. Он состоит из блоков известняка, каждый блок с двумя метопами и выемкой для триглифа.

Внутренний план храма более прост, чем у храмов Геры. Интересно, что внутри храма были найдены две ионические капители внутренних колонн. Это самые древние ионические капители, найденные на территории Италии. С южной стороны целлы были обнаружены христианские захоронения. Некоторое время в средние века на территории Пестума существовало поселение, покинутое в 9 веке. Здание храма Афины использовалось жителями этого поселения в качестве христианской церкви. Рядом с храмом Афины можно видеть единственную колонну, оставшуюся от храма 6 века.

Прочие достопримечательности

Помимо храмов в Пестуме сохранились городские стены с несколькими воротами (от 4 век до нашей эры, выделяются также римский период кладки), фрагменты форума (3 век до нашей эры) и агоры (5 век до нашей эры). Частично дошёл до нас амфитеатр (1 век), руины храма Мира (2 век до нашей эры), развалины крытого италийского театра (1 век до нашей эры) и крытого рынка (1 век до нашей эры). Видны также остатки жилых построек разных периодов.

Рядом с археологической зоной находится музей, где собраны находки, сделанные в Пестуме. Среди экспонатов музея есть барельефы и скульптуры, украшавшие храмы (от раскрашенных скульптур 6-5 века до нашей эры до римских статуй 3 века нашей эры); редчайшие фрески из погребальной камеры (6-5 век до нашей эры.), названной исследователями Могилой ныряльщика по сюжету одной из фресок. Если фреска с ныряльщиком изображает переход из одного мира в другой (сюжет уникален, аналогов ему неизвестно), то на остальных фресках захоронения изображены сцены празднеств. В музее собрана большая коллекция керамики, бронзовых предметов.

Пестум

На первый взгляд это может показаться преувеличением, но природное и историко-археологическое наследие Пестума, органично сосуществующее с овеивающими его мифами и легендами, — это настоящее произведение искусства.

Пестум / Фото: bbmelanellapaestum.com

Что посмотреть

Священные участки

Храм Геры / Фото: Shutterstock.com

Внутри кольца городских стен находятся два священных участка: северный посвящён богине Афине, а южный — Геры. На территории южного участка были построены наиболее и наименее древний храмы Пестума, оба они посвящены Гере. На противоположной от агоры (главной площади) стороне, примерно в 500 метрах к северу, в эпоху поздней архаики был возведён другой храм, посвящённый Афине

Храм Афины

Храм Афины © P.R.F / Flickr.com

Многочисленные вотивные дары из терракоты в виде фигуры вооружённой богини, обнаруженные археологами на территории этого дорического храма, свидетельствуют, что здание построено около 500 г. до н.э. Оно выделяется утончённым эстетическим вкусом, который отразился в структуре, построенной на строгих геометрических соотношениях.

Храм Геры (так называемая «Базилика»)

Это самый древний из трёх дорических храмов Пестума, он построен в VI в. до н.э. В торцевых частях у него по 9 колонн, а в боковых — по 18; храм зиждется на платформе со сторонами 25 и 55 м. Ещё с XVIII в. его по ошибке называют «Базиликой»: отсутствие фронтонов и нечётное число колонн в торце тогдашние исследователи считали свидетельством того, что перед ними римская базилика.

Храм Нептуна

Храм Нептуна / Фото: Shutterstock.com

На южном священном участке, рядом с «Базиликой», расположен так называемый «Храм Нептуна». Он стоит на небольшом возвышении, которое усиливает эффект монументальности здания. Это один из трёх лучших храмов греческого мира по степени сохранности и образцовый пример западной дорической архитектуры. На основании с тремя ступенями по периметру возвышается дорическая колоннада (шесть колонн по ширине и четырнадцать по длине).

Гробница ныряльщика

В музее Пестума есть саркофаг, состоящий из пяти плит, сделанных из местного травертина; когда гробницу обнаружили, плиты были аккуратно соединены, а их сочленения были замазаны. Днищем саркофага служила сама скалистая порода, в которой была вырублена гробница. Внутренние стороны саркофага полностью оштукатурены и украшены сюжетными фресковыми росписями.

Один из пирующих протягивает кубок, и кажется, что юноша на одной из узких стен саркофага откликается на этот жест: зачерпнув вина из большого увитого гирляндами кратера, он удаляется, унося с собой кувшин. Ещё один гость поёт под флейту соседа: опуская голову и касаясь рукой лба, он принимает традиционную экстатическую позу.

На западной стене юная девушка-музыкант возглавляет небольшое шествие: под звуки её авлоса идёт лёгкой, танцующей поступью (старт или финиш?) обнажённый юноша-эфеб (возможно, атлет) с лёгкой полоской голубой ткани, едва прикрывающей ему плечи; он протягивает правую руку и, кажется, будто бы замешкался. В хвосте процессии идёт мужчина постарше, с бородой, может быть — раб-педагог, одетый в хитон и опирающийся на узловатую прогулочную палку.

Наконец, на крышке саркофага изображена знаменитая сцена, давшая название гробнице. Эта тема совершенно чужда греческому искусству: молодой юноша навсегда завис в воздухе в момент своего одинокого нырка в водную гладь.

Городские стены

LГородские стены Пестума — среди лучших фортификационных систем Великой Греции по степени сохранности. Длина их периметра составляет 4 750 м. Стены огибают по контуру травертиновый пласт, на котором построен город, и в плане напоминают нечто вроде пятиугольника, чья самая короткая сторона обращена к побережью.

Стены перемежаются 28 башнями — по большей части они четырёхугольные и круглые, но есть и одна пятиугольная; башни расположены вблизи городских ворот.

IГлавные ворота сориентированы по сторонам света и двум основным артериям города: Порта-Марина на западе, Порта-Ауреа на севере, Порта-Сирена на востоке и Порта-Джустиция на юге.

Порта-Марина

Это самые мощные ворота в Пестуме, а называются они так потому, что расположены со стороны моря. Сооружение представляет особенный интерес: внутри был предусмотрен грандиозный зал с могучими стенами и караульными помещениями, отгороженный с внешней стороны двумя круглыми башнями, охранявшими вход. Уцелела лишь северная башня: южную разрушили в ходе перестройки города в римский период.

Порта-Сирена

Восточные ворота Пестума названы так в честь барельефа на замковом камне. Сегодня изображение на нём стёрлось настолько, что различить его сложно. Многие ошибочно думали, что ворота украшает сирена, однако учёные установили: это Сцилла с двумя рыбьими хвостами. Сооружение сохранилось в целости: два квадратных бастиона, центральный двор, закрытый внутренний вход и внешний вход, накрытый воротами с полукруглой аркой. Внутри, по обе стороны от проёма, расположены лестницы, которые вели к боевым ходам на стенах.

Агора

Агора — это главное политическое пространство любого греческого города. В Пестуме агора была эпицентром политической и общественной жизни с самого его основания. Идентифицировать её учёные смогли после того, как выявили две важнейшие с политической точки зрения постройки: героон (необычное прямоугольное сооружение недалеко от храма Афины, по всей видимости, располагавшееся в центре могилы некоего героя) и экклезиастерион, место для собраний (круглое сооружение с высеченными в породе трибунами у современной дороги, разрезающей территорию древнего города).

Форум

Форум Пестума, окружённый дорическим портиком, — это один из наиболее древних прямоугольных форумов римской эпохи. К нему ведёт священная дорога длиной 12 км, проложенная ещё греками к самому древнему храму Геры и проходящая по священному участку, посвящённому богине Афине. Площадь вытянута с запада на восток (её длина около 200 метров, а ширина — около 60). В греческий период она была частью агоры. Нынешний облик площади — результат переделок эпохи императора Августа.

На южной стороне форума расположено квадратное здание с апсидой, возведённое поверх предыдущей греческой постройки (возможно, галереи-портика стоа). От периода империи сохранились среди прочего четыре мраморных основания для колонн, расположенные вокруг восьмиугольника, поэтому римская постройка — это мацеллум, рынок.

К западу от него — прямоугольное здание, сообщающееся с ним через крытую галерею, с полуколоннами в стенах и полукруглой площадкой-экседрой; вероятнее всего, это курия. Под её южной стеной найдены руины италийского храма времён Римской республики. Ещё один прямоугольный зал — это термы, частично раскопанные и реконструированные.

Небольшое сооружение с тремя пьедесталами у задней стены на северной стороне форума — вероятнее всего, городской ларарий, где поклонялись домашним богам ларам. На этой же стороне расположен италийский храм, спроектированный около 273 г. до н.э. и завершённый с некоторыми изменениями спустя несколько лет. Вероятно, это был капитолий — храм Капитолийской триады богов; он стоит на высоком подиуме с широкой лестницей, ведущей к простому прямоугольному алтарю. Храм имел 6 колонн по ширине и 8 по длине. С восточной стороны от храма расположено сооружение с круглыми трибунами, в котором узнаётся комиций (место для народных собраний у римлян). В его центральную часть можно попасть через сводчатые коридоры, ведущие сюда как с восточной стороны, так и с форума (а выходящий на него фасад комиция служил постаментом для ораторов).

Пестум: не только археология

Пляж Лидоро в Пестуме / Фото: Shutterstock.com

После посещения раскопок нет ничего лучше, чем искупаться в море и позагорать на пляже у моря. Побережье у Пестума покрыто белоснежным песком, есть платные и бесплатные учатски. Широкая полоса берега и неглубокое море идеально подходят для семейного отдыха с детьми.

Национальный парк Чиленто

Чуть отъехав от Пестума, оказываешься в Национальном парке Чиленто, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, второй по величине в Италии. Он простирается от тирренского побережья Италии до подножий кампано-луканских Апеннин.

Он примечателен не только безумно красивой природой, но и культурно-историческим наследием: по преданию, здесь жила сирена Леукозия, на этих берегах Палинур оставил Энея, помимо археологических раскопок Пестума и Элеи, заслуживает внимание великолепное аббатство «Чертоза ди Падула».

Как добраться

На автомобиле:

Автострада A3, съезд Баттипалья при движении с севера и Эболи с юга. Затем следовать по шоссе SS 18 на юг по съезда на Пестум.

На самолёте:

Аэропорт Неаполя Каподикино.
Автобус-экспресс «Алибус» от аэропорта Каподикино до центрального вокзала Неаполя («Пьяцца Гарибальди»). До Пестума идут региональные и междугородние поезда на Сапри, Паолу, Козенцу, Реджо-Калабрию.

Читайте далее: