Храм ники аптерос чертежи | Vasque-Russia.ru

Храм ники аптерос чертежи

Храм Ники Аптерос – самое странное сооружение Акрополя

В архитектурный комплекс Акрополя входит знаменитый храм Ники Аптерос. Легкое, изящное строение выделяется на фоне монументальных руин Верхнего города. Помимо того, что оно нарушает общую симметрию проекта, вход в святилище расположен за зданием, что совершенно противоречит ионическому стилю. Из-за этого храм считают самым странным сооружением Акрополя. Но очаровательные очертания древней святыни, особенно в вечерней подсветке, заставляют восторженно вздыхать впечатлительных (и не очень) туристов.

История храма Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос построен на крутой возвышенности, справа от Пропилей – величественного входа в Афинский Акрополь. Авторство принадлежит знаменитому зодчему Калликрату, которому Фидий доверил возведение значимой святыни в 427 – 424 году до н.э. Именно здесь, измученные войнами греки, должны были возносить молитвы всемогущей Нике, богине Победы, за благоприятный исход в Пелопонесской войне. Возможно, это одна из причин, почему вход в святыню был отдельным – не надо было проходить через центральные ворота.

Строительство храма

Афины, Храм Ники и весь Верхний город были разрушены в ходе греко-персидской войны в 480 г. до н.э. Перикл, поклявшийся восстановить святыни для жителей древней Эллады, исполнил обещание в полной мере. На месте цитадели (а потом святилища) микенского периода, был построен храм, посвященный Богине Победы Нике, вечной спутнице Афины Мудрой. Ключевой фигурой сооружения стала крылатая защитница, но в Акрополе её намеренно лишили крыльев – божество должно было навсегда остаться в Афинах. Бескрылая Победа Ника украсила Верхний Город и вселила в сердца греков надежду на вечный мир.

Значение храма в Древней Греции

Поклонение Богине Нике в Древней Греции было так же важно, как и почитание главного языческого божества, Афины. От неё зависел исход военной компании, успех в спортивных и музыкальных соревнованиях. В её честь устраивались праздники и жертвоприношения. Вестницу победы молили о благосклонности. Поэтому храм богини Ники Аптерос в Верхнем Городе – это лишь говорящий символ того, что греки могли предложить капризной владичице, взамен на толику внимания.

Несмотря на то, что в научных кругах споры о принадлежности храма – Афине или Нике, ведутся до сих пор, общепринято считать, что святыня все же была частью культа Ники. Слишком много греки потеряли в бесконечных войнах с персами, победа и мир были необходимы любой ценой. Единственным способом достичь желаемого и отблагодарить небеса за милость, стало возведение храма – воздушного и легкого, как сама крылатая богиня Ника. Однако, в этом храме статуя Ники была без крыльев, так греки хотели оставить поду себе.

Храм Ники Аптерос – архитектура и статуи

Архитектор Калликрат воплотил представление о Нике в мраморе. Изящное здание представляло собой прямоугольное в плане сооружение (амфипростиль) с торцевыми колонными портиками. Попасть вовнутрь можно было, поднявшись по трем ступеням, стилобату.

По всему периметру здание опоясывал беспрерывный фриз, на котором были запечатлены сцены ключевых баталий с персами и главные греческие божества – Афина, Зевс, Посейдон. Внутри храма стояла бескрылая мраморная Ника (по другому мнению статуя Афины), которая держала в руках спелый плод граната и боевой шлем. До наших дней сохранились только некоторые части фриза. В частности лев, чью принадлежность храму Ники Аптерос определили только в 2010 году, в ходе масштабных реставрационных работ. Самый известный барельеф с мраморного парапета, обрамлявшего храм в 420 – 410 г. до н.э. – Ника, поправляющая сандалию, хранится в Акропольском музее. Еще несколько скульптурных элементов можно увидеть в Британском музее и Лувре.

Стоит отметить, что храм хоть, и выложен из остатков древних камней, является восстановленной копией творения древнего зодчего. Оригинал был полностью уничтожен турками в XVII веке.

Где находится храм Ники Аптерос и как добраться

В афинском Акрополе храм богине Нике сразу бросается в глаза. Более того, в вечернее время суток он виден практически с любой точки города. Несколько ассиметричное положение по отношению к общей архитектуре, воздушность, характерные 4 колоны – древнее святилище узнаваемо так же, как Парфенон.

Древний артефакт Греции находится в самом центре Афин, главный вход на улице Дионисия Ареопагиту. В общественном транспорте в городе нет недостатка, добраться сюда не составит труда, даже человеку, который впервые оказался в Афинах. Самый простой, проверенный и дешевый, это афинское метро. Ближайшие станции метро «Акрополи» и «Монастираки».

Храм Ники Аптерос открыт для посещения с 8 утра до 18:30 вечера (как и весь исторический комплекс). Ознакомиться с сезонным режимом работы и стоимостью для отдельных категорий посетителей можно на официальном сайте www.theacropolismuseum.gr. Там представлена не только актуальная информация о ценах, но и график предстоящих мероприятий. Акрополь часто становится площадкой для проведения интересных городских праздников.

Опытные туристы советуют приобретать единый билет, для осмотра главных развалин страны. Его стоимость варьируется в пределах 15 евро, действует 4 дня. Билет дает право на посещение еще ряда ключевых достопримечательностей Греции, находящихся в Афинах.

Что еще посмотреть рядом

Посетить все древние памятники в рамках одной экскурсии по Афинам вряд ли получится – слишком мало времени на глубокое погружение в историю. Но, если на руках единый билет, можно растянуть путешествие в прошлое на несколько дней. В окрестностях Акрополя расположены несколько значимых исторических достопримечательностей:

  • Театр Диониса – находится на юго-восточном склоне Акрополя и представляет собой достаточно хорошо сохранившуюся театральную площадку. Здесь в мраморном кресле восседал римский император Адриан и выступал знаменитый правитель Нерон. Возле впечатляющих руин сохранились фрагменты храмов, посвященных Дионису и живописные камни Периклова Одеона.
  • Афинская Агора – находится сразу у подножия Акрополя и представляет собой огромную площадь в 5 гектар. Здесь можно осмотреть дорический храм Гефеста, прогуляться по Стое Атталы, посетить Монумент эпонимов – доску объявлений древних афинян.
  • Библиотека Адриана – масштабное здание, поражающее своей торжественностью. Построенная императором Адрианом, библиотека должна была стать местом философских раздумий и отдыха от мирской суеты. По свидетельству Павсания (II век н.э.) здание было украшено колоннами из фригийского камня. До нашего времени сохранилось лишь несколько, но они тоже впечатляют своим размахом.

Пытливому путешественнику Афины предлагают насыщенную программу. Чтобы лучше узнать историю Древней Греции, нужно выделить не меньше 3-4 дней для ознакомления со всеми достопримечательностями столицы. Но даже кратковременное посещение живописных мест оставляет неизгладимые впечатления на всю жизнь.

История античной архитектуры | Totalarch

Вы здесь

Расцвет аттической архитектуры

Глава «Расцвет аттической архитектуры» подраздела «Архитектура Древней Греции эпохи расцвета (480—400 гг. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)

Вторая половина V в. до н.э. была временем наибольшего развития аттической культуры и искусства. После удачного исхода греко-персидских войн Аттика переживала эпоху, которая, по словам Маркса, знаменовала «высочайший внутренний расцвет Греции». Это — эпоха расцвета рабовладельческой демократии, возглавляемой Периклом. Большие средства, которыми располагало Афинское государство, позволили ему содержать сильный военный флот, способствовавший дальнейшей экспансии Афин.

Именно в этот период в Аттике была сделана попытка создать единый всеэллинский архитектурный стиль, творчески сочетающий достижения дорического и ионического зодчества. Периптер получает уникальную и полную глубокого идейно-художественного значения разработку в Парфеноне. Создаются новые и смелые асимметричные композиции зданий (Пропилеи, Эрехтейон). Применение ордеров достигает значительной свободы: ордерная колоннада не только окружает храмы и служит средством выделения их в окружающем пространстве; она служит также разделению отдельных частей пространства или же наоборот — раскрытию одного пространства в другое. Являясь важнейшим средством художественной характеристики общественного здания, ордера значительно варьируются в своих пропорциях. Сочетание в одной постройке дорического и ионического ордеров позволяет достигнуть большого разнообразия впечатления. Появившийся в конце V в. до н. э. коринфский ордер применяется в сочетании с дорическим и ионическим (храм в Бассах). Сочетание в одном сооружении различных ордеров позднее, в IV в. до н. э., вообще становится характерной чертой эллинского зодчества.

38. Афины. Акрополь. Вид с северо-запада
39. Афины. Акрополь. Генеральный план и разрезы: 1 — ворота, II в. до н. э.; 2 — Пиргос и храм Ники Аптерос; 3 — Пропилеи; 4 — Пинакотека (северное крыло Пропилей); 5 — статуя Афины Промахос; 6 — святилище Артемиды Бравронии; 7 — Халкотека; 8 — пеласговская стена; 9 — Парфенон; 10 — допериклов Парфенон; 11 — храм Ромы и Августа; 12 — современное здание музея; 13 — современный бельведер; 14 — святилище Зевса; 15 — алтарь Афины; 16 — храм Афины Полиады (Гекатомпедон); 17 — Эрехтейон; 18 — двор Пандросейона; 19 — театр Диониса; 20 — старый храм Диониса; 21 — новый храм Диониса; 22 — одейон Перикла; 23 — памятник Фрасила; 24 — две мемориальные колонны; 25 — святилище Асклепия; 26 — стоя Евмена; 27 — одейон Ирода Аттика
40. Афины. Акрополь. Аэрофотосъемка
41. Афины. Акрополь. Реконструкция (по Стивенсу)

Ансамбль Афинского акрополя. Афины во второй половине V в. до н. э. явились политическим и культурным центром Греции и достигли особенного блеска. Это — время деятельности трагических поэтов Софокла и Еврипида, автора комедий Аристофана, знаменитого скульптора Фидия и блестящей плеяды архитекторов Калликрата, Иктина и Мнесикла. Наивысшим достижением зодчества этой эпохи был ансамбль Афинского акрополя. Господствующее положение Афин в морском союзе греческих полисов привело к тому, что союзная казна была уже в 454 г. до н. э. перенесена с Делоса в Афины. Это дало в руки Перикла средства, необходимые для осуществления грандиозного по тому времени архитектурного замысла.

Проект Перикла, вызывавший немало возражений как среди союзников Афин, так и внутри них самих, имел в своей основе далеко идущие расчеты: возвеличение Афин в глазах их граждан и всего греческого мира и решение важных внутренних экономических проблем. Плутарх рассказывает нам: «Клеветники кричали на народных собраниях, что он позорит народ, роняет его доброе имя тем, что перенес (около 454 г. до н. э.) союзную греческую казну с Делоса в Афины. Кто не видит, — говорили они, — что Греция находится, очевидно, под властью тирана, — на ее глазах на те деньги, которые она обязана вносить на ведение войны, мы, как тщеславная женщина, золотим и украшаем свой город. Он блещет драгоценными камнями, статуями и храмами, стоящими тысячи талантов.

Перикл объяснил народу, что афиняне не обязаны давать союзникам отчета в употреблении их денег, раз ведутся войны для их защиты; что они дают не конницу, не флот или пехоту, а одни деньги, и что, если получившие их употребляют их по назначению, они принадлежат не тем, кто их дал, а тому, кто их получил. «Город,— продолжал он, — достаточно снабжен необходимым для войны; поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые после своего окончания доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ упрочат их благосостояние. Нельзя будет обойтись без разного рода работников, нужно будет многое: все ремесла будут оживлены; никто не станет сидеть сложа руки; почти весь город будет служить на жалованьи и, таким образом, сам заботиться о своем благоустройстве и пропитании». Молодые и здоровые люди получали во время войны жалованье от государства, но Перикл желал, чтобы и ремесленники, не обязанные служить в войсках, имели свою долю участия в доходах, но получали их не даром, а работая. Вот почему он предложил народу план больших построек, архитектурных работ, требовавших от исполнителей искусства и долгого времени, чтобы оседлое население могло иметь поле деятельности и пользоваться государственными доходами наравне с матросами или служившими в гарнизонах и пехоте. У государства были лес, камень, мед, слоновая кость, золото, черное дерево и кипарис; у него были ремесленники для обработки всего этого: плотники, гончары, медники, каменщики, красильщики, золотых дел мастера и резчики слоновой кости, художники, вышивальщики, чеканщики, затем комиссионеры и поставщики, купцы, матросы, рулевые для доставки по морю, а для перевозки по суше — тележники, содержатели упряжек, извозчики, канатные мастера, ткачи, шорники, рабочие, дорожные мастера и рудокопы. Каждое из ремесел имело своих рабочих из простого народа, точно полководец, командующий своим отрядом; они служили орудием и средством для производства работ. Таким образом, эти занятия были распределяемы, так сказать, между всеми возрастами и профессиями, увеличивая благосостояние каждого».

Скала Афинского акрополя возвышается посреди долины, которая с трех сторон окружена холмами, а четвертой, южной стороной, примыкает к морю. Это — массив сиреневато-серого известняка с крутыми извилистыми склонами, делающими доступ возможным только с западной стороны. Вершина как бы срезана и образует вытянутую с запада на восток площадку (рис. 38—40). Ее длина 300 м и наибольшая ширина около 130 м. Отметка наиболее высокой точки Акрополя над уровнем моря составляет 156,2 м, а над прилегающей котловиной и раскинувшимся у его подножия городом Акрополь возвышается на 70—80 м. Это как бы самой природой укрепленное место, расположенное в 6 км от удобной бухты — Пирея, с очень раннего времени было избрано для поселения. Сохранились остатки крепостной стены циклопической кладки, сооружение которой афиняне приписывали своим легендарным предшественникам — пеласгам. В древнейшую эпоху Акрополь, как уже говорилось выше, был крепостью, в которой при опасности укрывались окрестные жители; построенные здесь в эпоху архаики общественные здания и храмы были разрушены персами в 480—479 гг. до н.э.

42. Афины. Акрополь. Вид на Пропилеи

43. Афины. Акрополь. Вид западного фасада Пропилеев и храма Ники Аптерос, вход (по О. Шуази)

44. Афины. Акрополь. Вид от Пропилей на статую Афины Промахос и Парфенон (по О. Шуази)

После изгнания персов афиняне принялись за восстановление стен Акрополя, используя камни разрушенных зданий. Вначале была сложена северная стена, на сооружение которой пошли среди других обломков барабаны храмовых колонн. Кимон заново соорудил всю южную стену, придав ей правильные очертания двух сходящихся под тупым углом отрезков. Комплекс архитектурных сооружений Акрополя должен был занять господствующее над городом и долиной положение, сохраняя при этом в своем новом облике черты древней крепости.

Позднее, при Перикле, были возведены почти все важнейшие памятники ансамбля: Парфенон — главный храм Афины Девы, покровительницы города, поставленный у южного края скалы, на самой ее высокой точке (строился в 447—438 гг. до н.э., заканчивался отделкой до 432 г. до н.э.), Пропилеи — парадные ворота на западном, пологом склоне Акрополя (437—432 гг. до н.э.) и грандиозная статуя Афины Воительницы (Промахос), произведение гениального Фидия, возвышавшаяся на высоком пьедестале лицом ко входу и господствовавшая над всей западной частью ансамбля. Выполнение широко задуманной реконструкции осуществлялось с большой энергией и быстротой под руководством самого Фидия. Но после Перикла были построены лишь Маленький храмик Ники Аптерос, поставленный несколько впереди Пропилей на высокой скале (Пиргосе), расширенной и укрепленной субструкциями (спроектирован около 449 г. до н.э., но построен около 421 г. до н.э.), и Эрехтейон — храм, посвященный Афине и Посейдону и расположенный почти параллельно Парфенону с северной стороны. Сооружение его было начато в 421 г., но задержано Пелопоннесской войной до 407—406 гг. до н. э. Таким образом, на возведение всех построек ушло около сорока лет. «Мало-помалу, — пишет Плутарх, — стали подниматься величественные, строения, неподражаемые по красоте и изяществу. Все ремесленники старались друг перед другом довести свое ремесло до

Храм Ники Аптерос: почему богиня победы без крыльев?

Среди античных сооружений Акрополя храм Ники Аптерос (TempleofAthenaNike) занимает особое место. Изящное строение отличается от монументальных руин других построек. Специалистов удивляет место, где находится храм – перед воротами, а не за ними, как все другие сооружения. Святилище Ники нарушает симметрию Акрополя, который застраивался по плану. Даже название вызывает споры. Храм Ники считают самым странным сооружением Акрополя. Но это не мешает многочисленным туристам восхищаться его очаровательными очертаниями. А после захода солнца, когда включают подсветку, античный храм выглядит просто волшебно. Фото достопримечательности и краткое описание размещены на всех туристических проспектах Афин.

Где находится храм Ники Аптерос

Достопримечательность расположена на территории Акрополя, в центральной части Афин.

Как добраться:

Из центра – пешком. Это несложно, везде расставлены указатели на Акрополь, да и виден холм, застроенный античными храмами издалека. Из других районов удобно добираться на метро – ст. «Акрополь».

История храма Ники Аптерос

После победы над персами греческие города-государства объединились в Морской союз. Возглавили это объединение Афины. Город сильно пострадал во время захвата персами, все сооружения Акрополя были разрушены. Афиняне решили не восстанавливать развалины, а возвести новые храмы на священном холме. Великолепные сооружения должны были стать показателем богатства и мощи Афин.

Как выглядел храм Ники?

Храм построили небольшой, по данным Википедии, размеры основания 5 м 40 см на 8 м 14 см. Святилище возвышалось на Пиргосе – высоком постаменте. Сооружение окружал парапет из мрамора, декорированный рельефами. Перед храмом располагался алтарь.

Проект храма был выполнен архитектором Калликратом и одобрен на народном собрании в 449 г. до нашей эры. Построено сооружение было примерно в 421 г. до нашей эры.

Массивный, сложенный из плит известняка, Пиргос давно использовался афинянами, как место для вывешивания трофеев. Пиргос и храм Ники на нем стали единым символом победы над персами.

Храм был украшен фризом со скульптурными рельефами. На фризе с западной и северной стороны древние скульпторы изобразили сцены битвы с персами. На южном фризе были изображения победы при Платеях. На восточном были рельефы богов, которые наблюдали сражение.

Храм Ники построен из мрамора в ионическом стиле. Он имеет два портика, каждый с четырьмя монолитными колоннами. Высота сооружения – 7 метров. Статуя Ники находилась в святилище. В руках фигуры были шлем и гранат. Статуя Ники была без крыльев, богиню победы так никогда не изображали. Так почему же в этот раз отошли от канонов?

Откуда взялось название, и действительно ли храм построили в честь Ники

Ника Аптерос переводится как Ника Бескрылая. Под этим названием античный храм известен во всем мире. Появилось название только во II веке нашей эры, благодаря греческому географу Павсанию. В своем труде «Описание Эллады» географ описывал путешествие по Греции. Посетив Акрополь, он написал об увиденных сооружениях, в том числе и храме Ники. Многие исследователи считают, что за Нику он принял статую Афины. Именно Павсаний назвал Нику бескрылой и поведал историю о том, что без крыльев богиню изобразили специально, чтобы Победа никогда не покинула Афины.

Никто особенно не сомневался в этой версии, до тех пор, пока не начали проводить раскопки и исследование храма. На всех барельефах и скульптурных изображениях Ника была, как и положено с крыльями. Почему же главная скульптура храма была лишена этого основного атрибута? Некоторые исследователи считают, что храм был посвящен двум богиням – Афине и Нике, есть мнение, что святилище строили в честь Афины-Победительницы. Статуя, которая много веков стояла в храме, именно ее видел Павсаний, была изображением Афины, а не крылатой богини победы. К единому мнению ученые пока не пришли, а святилище продолжают называть привычным именем – Ника Аптерос.

Дальнейшая судьба храма

Храм простоял почти в целости и сохранности до XVIII столетия. Турки разобрали сооружения и использовали камни для укрепления насыпи для батареи. После получения Грецией независимости, по всей стране начались раскопки, изучение и восстановление античного наследия. Особое внимание уделяли Акрополю. Части храма Ники были выкопаны из земли. В 30-х годах XIX века святилище восстановили, буквально сложили из найденных камней. Через 100 лет храм опять разобрали, так как была опасность обрушения Пиргоса. Разобрали и Пиргос, и храм, после все сложили заново и провели тщательную реставрацию.

В конце 90-х годов прошлого века фриз храма перенесли в музей Акрополя. В 2000 году храм опять разобрали, заменили пол, который начал разрушаться. Также переставили блоки, расположенные неправильно. После храм снова собрали.

Немного о богине Нике

В греческом пантеоне множество богов, каждый покровительствует какой-либо деятельности. Ника – богиня победы, приносила удачу в сражениях и была покровительницей воинов. Родителями богини победы были титан Паллант и океанида Стикс. У Ники было три сестры со звучными именами – Зависть, Мощь, Сила. Во время войны богов и титанов, Ника единственная из семьи перешла на сторону богов. Она управляла колесницей Зевса, привлекала удачу. Воспитанием Ники занималась Афина, дочь Зевса. Они были почти неразлучны.

Ника покровительствовала не только воинам. Богине возносили молитвы спортсмены, актеры, музыканты – все, кому была нужна победа. Ника всегда была там, где шли сражения – на поле битвы, на спортивных ристалищах или на театральных состязаниях. Крылатая богиня не отличалась постоянством, она вполне могла перелететь от одного участника к другому.

Нику изображали в виде молодой девушки с крыльями.

Интересные факты

  • Храм был практически уничтожен турками. То, что мы видим сегодня – восстановленная копия из древних камней.
  • Архитектор, который построил храм Ники – Калликрат, принимал участие и в строительстве знаменитого Парфенона.
  • В древности моряки устанавливали фигуру богини Ники на нос корабля для привлечения удачи в плавании.

Время работы

Круглогодично Акрополь начинает принимать посетителей с 08.00. В летний период комплекс работает до 19.30, в зимний сезон до 17.00.

Цены на билеты

Билет, по которому можно осмотреть все сооружения Акрополя, стоит 20 евро.

Дети и молодежь до 18 лет посещают комплекс бесплатно.

Что посмотреть рядом

На Акрополе, кроме храма Ники, можно осмотреть и другие древние сооружения.

    Парфенон в Греции – «жемчужина» Акрополя. Величественный мраморный храм, построенный в честь Афины, поражал своим великолепием современников и удивляет потомков. История этого сооружения трагична. Парфенон многое пережил за 2 500 лет – пожары, войны, разграбления, землетрясение. Его переделывали в христианский храм и использовали, как пороховой склад. Разрушенный почти до основания в XVII веке, сегодня храм благодаря реставраторам гордо возвышается на Акрополе.

  • Пропилеи – ворота, ведущие в Акрополь. В древности этот вход был торжественным и монументальным. Не все сохранилось до нашего времени, но,по отзывам туристов, величественные мраморные колонны и сегодня производят впечатление.
  • Эрехтейон. Этот храм построили в честь Афины, Посейдона и царя Эрехтея. Храм разделен на две части и имеет два входа. Самый известный элемент храма – портик Кариатид. Правда, сейчас в храме можно увидеть только копии женских фигур, подлинники хранятся в музее Акрополя.
  • Одна эпоха сменяла другую. На место одних завоевателей в Афины приходили другие. Это просто удивительно, что до наших дней дошли памятники античных времен. В отличие от многих других сооружений, храм Ники неплохо сохранился, хотя и пережил несколько реконструкций. Изящное, воздушное здание возвышается на Акрополе, как и две с половиной тысячи лет назад.

    Рекомендуем для туристов:

    ✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

    ✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

    ✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

    ✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

    ✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

    ✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

    Храм Ники Аптерос – храм победителей

    В юго-западной части Акрополя, справа от Пропилей, находится небольшой изящный храм, выстроенный в ионическом стиле. Это храм Афины-Победительницы, первое ионическое здание в Афинах. Более известное название этого святилища – храм Ники Аптерос, Ники Бескрылой.

    Происхождение названия

    Своё общеупотребительное имя храм получил во II веке н. э. Древнегреческий писатель и географ Павсаний, посетивший Афины и рассказавший о них в своём фундаментальном труде «Описание Эллады», принял стоявшую в центральном помещении святилища статую Афины, представленной вразрез с традицией не в традиционном полном вооружении, за статую Ники. Ввело писателя в заблуждение и название храма – Афины-Ники, Победительницы.

    Произошло это через 500 лет после постройки здания, и ошибка Павсания осталась неисправленной. Для объяснения нетрадиционного изображения Ники без крыльев Павсаний придумал легенду, что афиняне намеренно нарушили обычай. Время сооружения святилища – период высшего подъёма могущества Афин, которые никогда не оставляла Победа. Чтобы Ника и впредь не покидала город, её изобразили бескрылой.

    Подтверждением того, что нынешнее название объясняется именно заблуждением, являются находки частей мраморной балюстрады храмовой площадки, на которых Ника изображена с крыльями.

    История постройки

    Храмовый ансамбль Акрополя возводился по единому плану, однако храм Ники Аптерос выпадает из общей схемы. Более того, он вообще находится за пределами крепости. Это заставило учёных предположить, что здание было возведено на месте более раннего святилища. Раскопки, при которых обнаружили остатки древних культовых сооружений, позволили восстановить историю храма.

    В микенскую эпоху на юго-западном выступе скалы Акрополя было построено укрепление, позднее перестроенное в настоящий бастион – Пиргос. Отсюда можно было обстреливать единственный вход в цитадель. На территории укрепления установили алтарь Ники, вокруг которого позднее возвели святилище. Здесь афиняне развешивали свои военные трофеи и приносили благодарственные жертвы богам.

    В VI в. до н. э., в эпоху династии Писистратидов, на месте древнего святилища был выстроен новый храм в честь Афины. Однако в 480 году до н. э. здание было полностью разрушено персами царя Ксеркса, которые заняли оставленные жителями Афины и сожгли все деревянные постройки Акрополя.

    После изгнания захватчиков из Эллады и переноса военных действий на территорию Персии Афины вступают в период своего наивысшего расцвета. Это было время правления Перикла, которого многие историки считают величайшим политическим деятелем Древней Греции. Стоявшая во главе общеэллинского антиперсидского союза Афинская морская держава распоряжалась средствами членов союза. Большую часть этих денег Перикл тратил на укрепление афинского флота, однако огромные средства расходовались на возвеличивание Афин, прежде всего путём масштабного строительства.

    Строительством храма Ники Аптерос велось под руководством Калликрата – одного из двух, наряду с Иктином, «архитектурных отцов» Парфенона. Проект здания был утверждён народным собранием Аттики в 449 г. до н. э., однако само строительство началось значительно позже. Достоверно известно лишь, что в 421 году до н. э. работы уже были закончены.

    Архитектура храма

    Храм Ники представляет собой амфипростиль – тип здания с двумя фасадами. Расположение здания выбрано очень удачно – один фасад обращен к входу в Акрополь, а второй – внутрь цитадели, к Парфенону. Каждый фасад украшен четырьмя колоннами ионического ордера. Всё здание стоит на трёхступенчатом основании, размеры верхней площадки которого – 8 х 5,4 м.

    Хотя колоннада храма в целом выполнена в ионическом стиле, который считался женственным, Калликрат несколько изменил пропорции колонн, приблизив их к воинственному дорическому типу, напомнив тем самым о характере Афины-воительницы. Строгие черты дорического стиля позволили архитектору достигнуть примечательной гармонии с обрамлённым колоннами входом в Акрополь, Пропилеями, над которыми расположен храм Ники Аптерос.

    На трёх сторонах фриза храма были расположены рельефные изображения сражений греков с персами, на четвёртой – собрание богов Олимпа, наблюдающее за битвой. В центре «олимпийской» части фриза — Афина и Зевс. Статуя Афины была установлена и в самом храме. Богиня была представлена достаточно необычно – с шлемом в одной руке и плодом граната – в другой.

    Перед храмом со стороны Акрополя был установлен алтарь, который утверждался единым проектом со святилищем, а вся храмовая площадка была ограждена балюстрадой, состоявшей из мраморных плит с изображениями крылатой Ники.

    Древние авторы с восторгом отзывались о храме Ники Аптерос, и в наше время он считается одним из красивейших произведений архитектуры классической эпохи.

    Исторические судьбы святилища

    При Перикле строили на века, и храм Ники Аптерос простоял практически без изменений более двух тысячелетий. Но в 1687 году турецкий гарнизон Афин был осаждён в акрополе венецианцами. Испытывая недостаток в боеприпасах, турки начали разбирать здания Акрополя, чтобы извлечь свинец, которыми скреплялись мраморные плиты. Сильно пострадал и храм Ники Аптерос. Позднее, в конце XVIII века, часть камней, из которых он был сложен, была использована турками для ремонта укреплений афинской цитадели.

    После завоевания Грецией независимости началась работа по восстановлению архитектурного наследия Эллады. В 1835 году каменные блоки, из которых был построен храм, извлекли из земли, однако работы по воссозданию святилища велись без должной подготовки, да и квалификация исполнителей оставляла желать лучшего. Поэтому вновь отстроенный храм имел не слишком много общего с античным предшественником.

    Сто лет спустя обнаружились значительные трещины в кладке Пиргоса, что грозило обрушением укрепления вместе с храмом. Здание святилища было разобрано, а фундамент бастиона тщательно укреплён. После этого храм вновь собрали с использованием фрагментов, найденных за прошедшее после первой реконструкции столетие. При реставрации архитекторы тщательно следили за соответствием друг другу стыков каменных блоков, чтобы максимально точно определить их взаимное расположение и приблизить внешний вид здания к первоначальному.

    Именно во время этих работ были обнаружены остатки предшествовавших храму Ники Аптерос святилищ.

    Последняя реставрация была произведена в 2000 году. На свои места были установлены многие фрагменты рельефного декора и недостающие элементы конструкции, обнаруженные при раскопках на Акрополе. И сейчас благодаря усилиям историков и реставраторов можно в полной мере оценить красоту замечательного памятника древнегреческой архитектуры – храма Ники Аптерос.

    Храм Ники Аптерос в Акрополе

    Изящный храм в ионическом стиле расположился в юго-восточной части Акрополя, правее центрального входа на скале высотой 8.6 метров. Святилище носит название храм Афины Ники или храм Ники Аптерос. По легенде, жители древних Афин специально лишили ветреную богиню крыльев, чтобы она навсегда осталась в городе и защитила их от напастей. Согласно греческой мифологии она известна сразу под несколькими именами: Бескрылая победа, Ника Аптерос, Афина-победительница, Афина-Ника, в римской же мифологии ее называют Викторией. Святилище Ники Аптерос – это первое сооружение Акрополя, которое видят туристы во время его посещения, поэтому мы не смогли пройти мимо этого храма и посвятили ему отдельную небольшую статью.

    Храм Ники Аптерос в Акрополе

    Первый храм, посвящённый Афине-Нике, был построен из дерева. Предположительно он появился в середине VI века при Писистрате на юго-западном выступе скалы (Пиргосе). Во время праздников, посвященных богине Афине, именно в этот небольшой храм приходила торжественная процессия, чтобы совершить традиционные жертвоприношения. В конце V века Акрополь и его древние храмы были уничтожены персами, которые вторглись в Грецию и как мамаево войско смели все на своем пути.

    Несмотря на то, что храм был разрушен до основания, каким-то чудом уцелел алтарь, на котором по легенде располагалась статуя Афины-Ники. Во время раскопок 1936 года археологам удалось обнаружить следы древнего святилища и подтвердить эту теорию древними артефактами.

    Храм Афины-Ники в Греции

    Во времена царствования Кимона было решено восстановить святилище на прежнем месте, но уже в камне. Строительство началось примерно в 427 году до нашей эры и продлилось шесть лет. Доподлинно не известно кто был архитектором храма Ники Аптерос, но многие историки предполагают, что все работы были поручены Калликрату, ученику и соратнику Иктина, того самого, что построил Парфенон. Надо сказать, что археологи спорят не только по поводу того, кто построил храм, но даже о его названии. Дело в том, что термин «Храм Ники Аптерос» впервые появился в книге «Описание Эллады» Павсания (эдакий Lonely Planet по античной Греции, написанный во II веке нашей эры).

    Храм Аптерос в 1872 году © pastvu com

    Храм Аптерос в 2017 году

    Согласно путеводителю Павсания, во втором веке нашей эры в Акрополе было три статуи, посвященных богине Афине: Парфенос (в Парфеноне), Промахос (бронзовая статуя между Эрехтейоном и Парфеноном) и Лемния (рядом с Пропилеями). Но некоторые историки предполагают, что была и четвертая, просто Павсаний по ошибке назвал ее Никой Аптерос (бескрылой победой) и сочинил историю про афинцев, которые лишили богиню победы крыльев. Согласно греческой мифологии, Ника – спутница Афины во время войны и редко изображалась без своей старшей подруги.

    Вряд ли бы греки стали строить отдельный храм для помощницы Афины, а вот храм Афины-Ники вполне мог быть в Акрополе. Кстати, в пользу этой версии говорит и тот факт, что в 1835 году рядом со святилищем были найдены барельефы, на которых была изображена богиня Ника с крыльями, т.е. жители древних Афин не лишали предвестницу победы крыльев. Но правда это или нет, мы вряд ли когда-то узнаем, пусть историки спорят о правильном названии храма, а мы перейдем к дальнейшему рассказу о храме Ники Аптерос.

    За многовековую историю Акрополя он не раз менял хозяев: сначала христианство восторжествовало над язычеством и храмы лишились своих ярких красок и статуй богов, которые были неприемлемы в новой религии, затем настало время турок, которые переделали святилища под мечети. Но самым разрушительным для храма Ники Аптерос стала осада Акрополя венецианцами, тогда турки, в чьих руках находился комплекс, стали разбирать здание: мрамор шел на строительство укреплений, а свинцовые крепления, которые соединялись мраморные прилиты, переплавляли в ядра и пули. Несмотря на то, что грекам удалось договориться с османами, что они найдут свинец для орудий и не нужно разбирать храм, святилище Ники-Афины очень пострадало.

    Храм Ники-Афины в 1880 году © pastvu com

    Первая попытка восстановить храм была предпринята в 1835 году, но так как не было никакого четкого плана работ и все спешили, то назвать эти работы реконструкцией можно только с очень большой натяжкой. В 1935 году из-за угрозы обрушения храм разобрали, укрепили склон и собрали вновь. Но восстановить храм в его современном виде удалось лишь к 2000-м годам, когда была проведена тщательная реставрация всех элементов строения.

    После последней реставрации отчетливо видны оригинальные детали и восстановленные

    Архитектурные особенности храма Ники Аптерос не менее интересны, чем исторические. Храм был построен в модном и совершенно новом для того времени ионическом стиле. Тонкие колонны подчеркивают воздушность и легкость строения. С трех сторон скульптурные фризы украшены сценами сражений между греками и персами, а на четвертой – олимпийские боги, наблюдающие за битвой, в том числе и Ника. В наши дни оригинальные фризы можно увидеть в Новом музее Акрополя.

    Изображения на фризах храма Бескрылой победы

    Храм был построен на Пиргосе и имел размеры: 5.4 на 8.14м, высота колонн 4.04 метра, в отличии от колонн Парфенона, они сделаны из цельных кусков мрамора, а не из сочлененных частей. Издавна стены Пиргоса выполняли роль стены славы, на которой вывешивали трофеи, вместе с храмом Ники Аптерос они составили своеобразный памятник в честь победы греков над персами.

    Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

    Удивительный и очень воздушный храм Афины-Ники одно из самых красивых и загадочных строений Акрополя. Споры среди историков идут и о названии святилища, об архитекторе, зачем зданию два фасада (один смотрит на город, другой можно увидеть изнутри), почему храм расположен за воротами комплекса и этот список можно продолжать довольно долго. Но даже если не вдаваться в подробности истории и загадок, храм стоит того, чтобы его увидеть и полюбоваться. Лицезреть его можно во время осмотра Акрополя или бесплатно с холма Ареопаг.

    Вид на Акрополь и храм Ники с холма Ареопаг

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector