Храм геркулеса в риме

Бычий форум. Рим

У берегов Тибра находится Бычий форум (Foro Boario, мясной рынок) – старейший римский форум.
Здесь был построен первый мост (так называемый Свайный), тот самый, с которого весталки бросали в Тибр тросниковые фигурки людей во время одного из ритуалов. Мост не сохранился до наших дней. Форум был первым римским портом и важным коммерческим центром.
Здесь же произошел первый гладиаторский бой в 264 г. до н.э.
На форуме неплохо сохранились два храма: круглый храм Геркулеса-победителя (Tempio di Ercole Vincitore) (ранее ошибочно называемый храмом Весты из-за своей формы, ок. 120 г. до н.э.), построенный в I веке до н.э. в эпоху правления Тибериана.
Храм цилиндрической формы с просторным входом. Это был первый мраморный храм в Риме, украшенный известными живописцами, среди которых был Скопас Младший. Внутреннее убранство храма не сохранилось.


Храм Геркулеса Победителя.

и храм Портуна (Templum Portuni) .


Храм Портуна.

Портун – бог охранитель входной двери в дом, входа в море или реку, бог гаваней и портов. Небольшой, обнесенный колоннадой храм, построенный в начале II веке до н.э. Долгое время ошибочно считалось, что это храм Фортуна Вирилис. Храм построен на кирпичном возвышении.
На площади Бокка делла Верита (Bocca della Verita) находится церковь Санта-Мария-ин-Космедин.


Церковь Санта-Мария-ин-Космедин.

Она была построена в IV веке на месте двух античных римских храмов.
В VIII веке здесь служили греческие монахи, бежавшие от иконоборческих преследований.
Церковь реставрировали в VIII веке, потом некоторые части в XI, XII и XIII. А в XVIII церковь был основательно обновлена.
В храме заслуживает внимания готический алтарь, епископский престол, пасхальный канделябр и великоленый пол в технике косматеско.
В сакристии хранится фрагмент мозаики, перенесенной сюда из старого собора Св. Петра.
После перестройки церкви в VIII в. появилась крытая галерея и портик, в стене которого находятся знаменитые Уста истины – Бокка-делла-Верита – большой круглый камень с изображением божества, открывшего уста. От куда появилась гигантская маска диаметром почти 2 метра точно не известно.
Если верить легенде, то каменная маска закрывала священный колодец в храме Меркурия, где древние римские коммерсанты клялись в своей честности во время купли-продажи.
Древней легенде вторит и легенда средневековая: страшная маска откусит руку тому, кто солгал. Обвиняемого во лжи подводили к Устам Истины, заставляли вложить в отверстие руку и повторить свои показания. Уходил испытуемый с рукой или без – зависело от его правдивости.
Но любая легенда имеет исключение, так существуют случаи, когда Уста Истины не работают. Все знали, что одна молодая женщина изменяет своему мужу, и, когда это достигло ушей ее супруга, он решил испытать жену на Устах Истины. Когда женщина вместе со своим мужем шла через толпу зевак к огромной маске, которая должна была свершить правосудие, ее любовник притворился сумасшедшим, набросился на молодую женщину и стал ее обнимать и целовать. Засунув руку в Уста Истины женщина произнесла:
«Ни один мужчина не целовал меня, кроме мужа и этого сумасшедшего бедняги».
Женщина сказала правду, и народ знал об этом. Рука осталась на месте. Это первый случай, когда маску запутали. А римляне тут же стали говорить, что для того, чтобы прижать женщину к стенке, магии не достаточно.


Уста истины

Выйдя из церкви остановимся.
В 1931 году в ходе строительных работ в одном из зданий по улице Via dell’Ara Massima было обнаружено интересное сооружение – подземный митрериум, один из самых больших и хорошо сохранившихся языческих храмов Рима. Он находится как раз во дворе дома, стоящего слева от церкви (если стоять к церкви лицом).
Митрериум датируется III в. н.э., когда культ Митре получил широкое распространение в Римской империи.


Рельеф Митры, убивающего быка. Митреум.

Митрериум состоит из пяти комнат, соединенных между собой коридором. Первая комната служила вестибюлем, где верующие ожидали ритуала. В комнате с правой стороны приходили приготовления к обрядам.
В следующей комнате находятся две, прорубленные в стене, ниши, возможно, там стояли статуи дружественных Митре богов.
Далее коридор делится на две части, в правой более просторной установлен подиум, на который ведут три ступени.
В последующих комнатах в стенах также находятся ниши, глубокая выемка в полу, скорее всего, использовалась для сбора ритуальной крови.
В последней комнату находится сам митрериум: на постаменте установлена мраморная плита с изображением бога Митры. Митра убивает быка, всаживая кинжал в его горло, два факелоносца стоят с двух сторон от бога, сверху Солнце переходит в Луну, змея, собака и скорпион помогают Митре. С правой стороны стоит ребенок в головном уборе и держит в руке убитого животного.

Посетить митрериум можно по предварительной брони на сайте “Sotterranei di Roma”.


Митреум.


Митреум.

На площади перед церковь и митрериумом можно увидеть фонтан тритонов (Fontana dei tritini), который был построен Францеско Моратти в 1717 году, по указу папы Клемента XI.
Вазу в форме восьмиугольной звезды (эмблема папы) держут два тритона. Моратти вдохновил тритон Бернини.


Фонтан тритонов.

А сбоку от храма Портуна находится дом Крешенций (Casa dei Crescenzi) – маленькое здание конца X века построенное и украшенное из античных находок.


Дом Крешенци. Рим. Италия.

Недалеко от площади Бокка делла Верита и острова Тиберина, сохранились остатки моста известного еще в Древнем Римемост Ротто называют его в народе, но в действительности это мост Эмилио.


Мост Эмилио.

Постройка моста началась в 179 году до н.э. цензорами Марко Эмилио Лепидо и Марко Фульвио Нобильоре, а закончилась в 142 году до н.э. цензорами Шипиньоне Эмилио и Лучио Муммио.

Сегодня от моста Эмилио сохранился один арочный пролет 16 века. От древнеримского моста остались опоры из травертина II века до н.э.

С другой стороны моста Палатино (ponte Palatino) находится клоака – Cloaca Massima – большой канал, отводящий воду из окружающих болот в Тибр и принимающий все нечистоты города. Эта древняя клоака была построена в VI в. до н.э. во времена правления этрусского царя Траквиния Приска. Клоака 3 метра высотой и поднимает воду на 12 метров, одна часть клоаки функционирует до сих пор.

Четырехсторонняя арка Януса (Arco Quadrifronte (Arco di Giano) была построена Константином II в IV веке в честь победы, это арка типа квадрифон. Обычно такие арки ставили на перекрестках дорог.
На своде арки изображены фигуры Юноны и Рома (сидячие), и Минервы и Цереры (стоячие).
Но арка была полностью обновлена, ничего античного в ней не осталось.


Арка Януса.

За аркой возвышается колокольня церкви святого великомученика Георгия Победоносца в Велабро (Chiesa di S. Georgio in Velabro). (Via del Velabro, 19. 10.00-12.30, 16.00-18.30)


Церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро.

Первые упоминания о церкви относятся к 682 году. Сначала церковь была посвящена Святому Себастьяну, но греческий папа Захарий (741-752) отреставрировал ее и посвятил святому Георгию – покровителю воинства и солдат, которого очень любили в Константинополе.
Богослужения велись в этом храме по православному обряду. При папе Григории IV (827-844) церковь перестраивалась и приобрела современный вид.
Главная святыня храма – голава святого великомученика Георгия.
С левой стороны с церкви примыкает Арка Арджентари (Arco degli Argentari).
Арка была воздвигнута в 204 году менялами валюты и торговцами с Бычьего форума в честь Септимия Севера и Юлии Домны и их детей Кaрaкaллы и Гeты.
Арка высотой 6.8 метров, шириной 5.86 метров. Арка украшена рельефами – на внутренней части изображены сцены жертвоприношения быков, на внешней левой панели изображен человек, скорее всего – Каракалла, с другой стороны два солдата с захваченными в плен варварами; с левой стороны) изображен Геркулес с палицей и в львиной шкуре, с правой стороны – Римлянин.


Арка Арджентари.

Церковь Святого Теодора (Chiesa di S. Teodoro) – одна из самых древних церквей Рима, была возведена в VI в.


Церковь Святого Теодора.

В то время этот район заселяли византийцы и церковь посвящена византийскому солдату и мученику, которого почитали не только на Востоке, но и в Риме, Венеции и Ферраре.
Круглая церковь покрыта куполом работы Бернардо Росселлино. Сейчас это греко-православная церковь.
За церковью Святого Теодора возвышается Палатин, а чуть дальше раскинулся Римский форум.

Храм Геркулеса Победителя – самое древнее здание Рима

Декабрь 11, 2018

Посещая Вечный город, обязательно стоит увидеть один из наиболее старых храмов Рима, находящийся на Piazza Bocca della Veritá и дошедший до наших дней практически в первозданном виде. Храм Геркулеса Победителя (Tempio di Ercole Vincitore) был возведен полностью из мрамора около 120 года до н.э. в самом сердце Древнего Рима — на Бычьем форуме. Здесь, на левом берегу Тибра между Авентинским и Капитолийским холмом, где сходились торговые пути из Этрурии и Кампании, находился древний рынок по продаже крупного рогатого скота.

Храм Геркулеса на площади Piazza Bocca della Veritá

Легенда о Геркулесе и Какусе

Сын Везувия Какус (Cacus) жил в пещере у подножия Авентина и к ужасу жителей округи питался человеческой плотью, а его жилище было украшено головами своих жертв. Геркулес, держа долгий путь из Эритеи, где он заполучил стадо Гериона (описанное в Десятом Подвиге Геракла), остановился на ночлег недалеко от логова Какуса. Когда Геркулес уснул, монстр украл у него четыре быка и четыре коровы, хитро утащив их за хвосты, чтобы оставить ложные следы в неправильном направлении. Услышав жалобные звуки похищенного скота, доносившиеся из пещеры Какуса, разгневанный странник пришел в ярость.

Геркулес убивает Какуса

Храм Геркулеса на Бычьем Форуме

Популярные гиды в Риме:

Кто построил Храм Геркулеса

Из трудов римского философа Амборджо Теодозио Макробия (390-430гг.н.э.) известно, что строительство древнего Храма Геркулеса связано с историей, однажды приключившейся с богатым римским торговцем Марко Оттавио Еренио (Marcus Octavius Herennius). Купец, будучи в одной из поездок, подвергся нападению морских разбойников. Их удалось победить только после взывания помощи к Геркулесу – покровителя пастухов, полубогу победы и коммерческого успеха. По возвращению в Рим, чтобы воздать дань защитившим его Богам, Еренио заказал строительство храма греческому архитектору Ермодоросу (Ermodoros). Отсюда и взялась столь нехарактерная для римской архитектуры его округлая греческая форма.


Храм Геркулеса Победителя был возведен из дорогого белоснежного пентеликского мрамора, добытого на северных склонах горы Пентеликус, которая находится примерно в 16км к северо-востоку от Афин. Стиль постройки полностью соответствовал архитектурной модели великих греческих святилищ – круговая колоннада удерживала богато украшенный антаблемент из отдельных блоков мрамора (ныне не существующий), покрытый низкой конической крышей. 20 колонн высотой более 10 метров, окружали цилиндрической формы внутреннее помещение, где размещалась позолоченная статуя Геркулеса, отлитая из бронзы, и жертвенный алтарь. Позади него, в фундаменте из туфа, находился глубокий куполообразный колодец, где собирались обугленные останки животных, принесенных в жертву языческим богам.
Как и некоторые другие храмы древнего Рима, языческий Храм Геркулеса на Бычьем форуме сохранился лишь благодаря преобразованию его в христианскую церковь. В 1132 году древний храм был освящен в честь Святого Стефана (Santo Stefano delle Carrozze).

Храм Геркулеса. Гравюра Пиранези. (1773)

Чтобы соответствовать новым требованиям, в 1475 году по указанию Сикста IV промежутки внешней круговой колоннады были заложены кирпичной кладкой, а интерьер внутреннего помещения украшен фресками. Одна из них хорошо сохранилась над алтарем.

Фреска Святой Марии Солнца в Храме Геркулеса

Однако некоторые историки склоняются к более поздней реализации фрески, когда в XVII веке церковь была перепосвящена Святой Марии и стала называться Santa Maria del Sole.

Это интересно!

Изменение посвящения связывают с удивительным случаем, который произошел с одинокой женщиной весьма преклонного возраста. Некая 115-летняя девственница, выйдя однажды из церкви Святого Стефана на берег Тибра, случайно нашла в водах реки образ Пресвятой Богородицы, брошенный кем-то во время одного из многочисленных нашествий завоевателей. Когда икону извлекли из пучины, лик Святой Девы Марии просиял сильнее Солнца, осветив на время всю округу. Чудотворный образ поместили в древний храм, который с тех пор стал именоваться как Санта Мария дель Соле.

Храм Древнего Рима сегодня

Одним из первых правильно идентифицировал храм префект Рима Камилла де Турнон-Симиан (1778-1833), назначенный императором Наполеоном Бонапартом руководителем для проведения работ по раскопкам города и консервации найденных античных артефактов. Для этих целей по указу французского императора из казны был предоставлен один миллион франков. После удаления четырехметрового слоя земли и ила, вынесенного при многократных разливах Тибра, на Римском форуме обнаружили полуразрушенный истинный храм богини Весты. А в окрестностях Бычьего форума был найден постамент с высеченной на нем надписью греческого скульптора Скопаса, которая дала основание предполагать, что ранее на нем стояла бронзовая скульптура Геркулеса. Само изваяние было найдено ранее, при реставрации храма проводившегося еще при Сиксте IV (Франческо делла Ровере,1414-1484). Сегодня эта скульптура хранится в Капитолийских музеях.

Статуя Геркулеса, найденная на Бычьем форуме

Воспользовавшись присутствием французского правительства в Риме (1809-1814гг) и финансами, выделенными им для восстановления древних памятников, итальянский архитектор Джузеппе Валадье (1762-1839) предложил свои услуги по реставрации Храма Геркулеса. К тому времени от подлинного старого здания осталась лишь центральная часть в окружении 19 колонн, четыре из которых были наполовину разрушены, а от двадцатой сохранилось лишь основание. В записках, сделанных Валадье, архитектор отмечал, что хотел воссоздать здание в своей прежней форме, однако, так и не найденные при раскопках фрагменты не дали осуществить задуманное в полном объеме. На выделенные скудные средства удалось лишь демонтировать кирпичную кладку между колонн, восстановить крышу и обнести здание забором по периметру, чтобы защитить храм от вандализма.

Фрагмент верхней части колоннады Храма Геркулеса

Храм на карте Рима

Храм Геркулеса на Бычьем форуме в Риме находится по адресу Piazza della Bocca della Verita

Бычий форум в Риме и церковь Санта Мария ин Космедин

Возвращаясь из музеев Ватикана вдоль Тибра вышли к еще одному интересному месту. У берегов Тибра находится Бычий форум в Риме (Foro Boario, мясной рынок) — старейший римский форум.

Храм Геркулеса-победителя (Tempio di Ercole Vincitore)

На форуме неплохо сохранились два храма: круглый храм Геркулеса-победителя (Tempio di Ercole Vincitore) (ранее ошибочно называемый храмом Весты из-за своей формы, ок. 120 г. до н.э.), построенный в I веке до н.э. в эпоху правления Тибериана.

Храм цилиндрической формы с просторным входом. Это был первый мраморный храм в Риме, украшенный известными живописцами, среди которых был Скопас Младший. Внутреннее убранство храма не сохранилось.

храм Геркулеса-победителя (Tempio di Ercole Vincitore)

Храм Портуна (Templum Portuni)

и храм Портуна (Templum Portuni)

Портун — бог охранитель входной двери в дом, входа в море или реку, бог гаваней и портов. Небольшой, обнесенный колоннадой храм, построенный в начале II веке до н.э. Долгое время ошибочно считалось, что это храм Фортуна Вирилис. Храм построен на кирпичном возвышении.

Храмы дошли до наших дней благодаря тому, что их освятили и посвятили в христианские храмы, когда Рим стал христианским городом.

храм Портуна (Templum Portuni)

Арка Януса

Там, где к площади Бокка-делла-Верита подходит виа-дель-Велабро, стоит арка Януса – одна из многочисленных арок античного Рима. Она относится к 4 в. – эпохе правления императора Константина. Все фасады, обращенные на разные стороны света, имеют пролет – недаром арку называли «четырехликой». Арка Януса не принадлежит к числу триумфальных. Такие арки, называемые тетрапилами или квадрифонами, строили на перекрестках дорог. Отчасти назначение арки было функциональным – под сводами прятались от солнца торговцы и менялы, заключавшие сделки.

Церковь Санта-Мария-ин-Космедин

На площади Бокка делла Верита (Bocca della Verita) находится церковь Санта-Мария-ин-Космедин.

церковь Санта Мария ин Космедин

Она была построена в IV веке на месте двух античных римских храмов. В VIII веке здесь служили греческие монахи, бежавшие от иконоборческих преследований. Церковь реставрировали в VIII веке, потом некоторые части в XI, XII и XIII. А в XVIII церковь был основательно обновлена.

Cлово «космедин» означает «великолепно изукрашенный». В храме заслуживает внимания готический алтарь, епископский престол, пасхальный канделябр и великолепный пол в технике косматеско.

В одну из боковых капелл левого нефа, среди цветов от благодарных поклонников выставлена глава св.Валентина (покровитель влюбленных). О Валентине из относительно ранних источников не известно почти ничего, кроме того, что он был епископом Интерамны (ныне этот город на юге Умбрии в Италии назвается Терни), претерпел мученичество в Риме (вероятно,ок.197 г.) и был погребен у Фламиниевой дороги. Позже его мощи были перенесены в Терни, где по сей день покоятся под алтарем посвященной ему базилики, хотя отдельные их частицы имеются во многих других городах.

В сакристии хранится фрагмент мозаики, перенесенной сюда из старого собора Св. Петра.

Когда мы зашли в церковь, там как раз проходил бесплатный концерт оперных певцов. Великолепное исполнение в достойном обрамлении!

Уста Истины

После перестройки церкви в VIII в. появилась крытая галерея и портик, в стене которого находятся знаменитые Уста истины — Бокка-делла-Верита — большой (1.75м в диаметре) круглый камень с изображением божества, открывшего уста. От куда появилась гигантская маска диаметром почти 2 метра точно не известно. По одной из версий на мраморе изображён герой романских мифов Эрколь Победитель; по другим предположениям – это маска Тритона, образ бога всех рек Океануса, а то и лицо самого Зевса. При детальном исследовании стёртых поверхностей мраморного рельефа на нём были обнаружены изображения дельфинов, обрамляющие лицо божества.

Происхождение этого артефакта считается весьма прозаичным. По всей видимости, он служил крышкой стока Cloaca Maxima – Большой клоаки, заброшенной в период раннего средневековья, то есть был всего лишь канализационным люком. Украшение такого предмета образом речного божества в Древнем Риме было обычной практикой.

Существует легенда и о более благородном происхождении медальона-крышки, подтверждается она стихами Овидия и Гомера. Каменная маска закрывала священный колодец в храме Меркурия, где древние римские коммерсанты клялись в своей честности во время купли-продажи.

Древней легенде вторит и легенда средневековая: страшная маска откусит руку тому, кто солгал. Обвиняемого во лжи подводили к Устам Истины, заставляли вложить в отверстие руку и повторить свои показания. Уходил испытуемый с рукой или без — зависело от его правдивости. Позднее были обнаружены документы, в которых утверждалось, что за стеной сидел палач, отрубавший подозреваемым руки.

Но любая легенда имеет исключение, так существуют случаи, когда Уста Истины не работают. Все знали, что одна молодая женщина изменяет своему мужу, и, когда это достигло ушей ее супруга, он решил испытать жену на Устах Истины. Когда женщина вместе со своим мужем шла через толпу зевак к огромной маске, которая должна была свершить правосудие, ее любовник притворился сумасшедшим, набросился на молодую женщину и стал ее обнимать и целовать. Засунув руку в Уста Истины женщина произнесла:
«Ни один мужчина не целовал меня, кроме мужа и этого сумасшедшего бедняги».

Женщина сказала правду, и народ знал об этом. Рука осталась на месте. Это первый случай, когда маску запутали. А римляне тут же стали говорить, что для того, чтобы прижать женщину к стенке, магии не достаточно.

Рядом с каменным изваянием с двух сторон прохода установлены ящички для пожертвований. Фотосессия с древним оракулом платная. К маске стремится много людей, за порядком наблюдает специальный служитель.

Фонтан тритонов (Fontana dei tritini)

На площади перед церковью можно увидеть фонтан тритонов (Fontana dei tritini), который был построен Францеско Моратти в 1717 году, по указу папы Клемента XI.
Вазу в форме восьмиугольной звезды (эмблема папы) держут два тритона. Моратти вдохновил тритон Бернини.

Бычий форум — место, где Геракл совершил один из своих подвигов

В прошлых статьях я вам рассказывала про Римский форум и форум Траяна и сама удивлялась зачем столько разных названий для одного и того же места. Ведь Форум он и есть форум, а на две части его делит лишь проложенная по велению Муссолини Виа Империале и несколько сотен лет, но если не знать про разные года постройки ландшафт идентичный, что по одну сторону от Виа Империале, что по другую. Но в последний день нашего пребывания в Риме мы нашли еще один форум — Бычий. Так что оказалось, что так много названий все таки имеют под собой основание.

Бычий форум менее романтичный по содержанию, чем первые два, ведь это был просто скотный рынок на берегу Тибра. Добавляет пафоса этому месту лишь тот факт, что рынок образовался здесь гораздо раньше того момента, когда Рим стал столицей империи и приобрел могущество, роскошь и блеск. До наших дней на Бычьем форуме сохранилось два античных храма, раннехристианская церковь Санта-Мария-ин-Космедин гораздо более известная в народе укрепленными на ее стене Устами Истины, чем старинными фресками на мой взгляд тоже достойными всяческого внимания.

Бычий форум прославился первым, зафиксированным документально гладиаторским боем. Официальная наука относит это событие к 264 году до н.э. Знатные граждане Рима -Марк и Децим Юний Брут Скаева решили этим событием отметить день похорон своего отца, возможно именно благодаря этим похоронам состязание вошло в историю.

Считается, что совсем неподалеку от Бычьего форума Геракл совершил один из своих подвигов, убив уродливое огнедышащее чудовище Какуса (сына Гефеста), в свою очередь укравшее коров у Геракла. По другой версии считается, что Какус был царем варваров, и на Палантине даже стоял его дом, и до сих пор сохранилась Какиева лестница. В этой версии эллины под предводительством Геракла победили варварское племя под предводительством Какуса. Единственно общий штрих — битва состоялась из-за скота, который кто-то у кого-то украл. История явно достойная Бычьего форума.

Все эти остатки былых времен я и предлагаю вам осмотреть а этой статье.

Как добраться

От Капитолийского холма можно дойти пешком не более чем за 10 минут, поэтому предлагаю всем просто немного прогуляться.

Ближайшая станция метро Большой Цирк (Circo Massimo). Большой цирк в настоящее время представляет собой просто большое поле рядом с Палантином, до меня не сразу это дошло, разуму хотелось увидеть хотя бы какие-то материальные остатки, но их нет.

Бычий форум находится в естественной низменности между Капитолийским, Палантинским и Авентийским холмами на берегу Тибра. Во времена античности рядом с форумом располагался речной порт, сейчас от него ничего не осталось. Тибр же по сравнению с Невой река довольно малая и мелкая, серьезное судоходство на ней сейчас не возможно. Но так же, как и Нева, Тибр может выйти из берегов и устроить наводнение.

Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме

Более всего привлекает к себе внимание круглый храм Геркулеса Победителя. Благодаря его форме долгие годы думали, что это храм Весты, на каком основании в конце концов решили, что главной почитаемой фигурой был все таки Геркулес Победитель мне не известно, считается что к этому приложил руку наполеоновский префект Рима Камилл де Турнон Симиа в 1811 году. По совместительству префект занимался археологическими изысканиями в пользу парижских музеев разумеется.

Из внутреннего убранства сохранилась только фреска, относящаяся уже ко временам христианства, сейчас строение огорожено декоративным заборчиком от посягательств туристов. Из 20 первоначальных колонн до нашего времени дошли 19, некоторые из них укреплены железными хомутами.

Храм Геркулеса Победителя

Фонтан Тритонов установлен по приказанию Папы Климента XI в XVIII веке.

Фонтан Тритонов

Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме упоминается у античных классиков, а именно в комментариях Сервия к Энеиде. Насколько точно можно идентифицировать описанное у классиков и в реальности стоящее в городе опять же большой вопрос. Официально Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме был признан античным памятником только в 1935 году, а отреставрирован в 1991. Во время реставрации демонтировали все, что напоминало о долгом сосуществовании в нем церкви Святой Девы Марии и накрыли его новой крышей.

Храм Геркулеса Победителя

Круглые храмы вообще не характерны для Рима, эта греческая форма. Единственным еще одним круглым храмом являлся храм Весты на Римском форуме, но до наших дней от него осталось только три колонны. Считалось, что такая форма храма Весты сохранилась еще с времен, когда в каждом селении был дом, где непрерывно поддерживали огонь, ибо его добыча на заре человечества была сопряжена с определенными трудностями. Потом дома, где непрерывно поддерживали горение постепенно стали храмами, элемент почитания и обожествления превзошел ставшие уже не актуальными практические соображения, а форма первобытной круглой «юрты» или «вигвама» осталась.

Храм Портуна на Бычьем Форуме

Храм Портуна или храм Фортуны это маленький Парфенон. На самом деле точно не установлено какому именно божеству был посвящен именно этот храм изначально. Он был назван храмом Фортуны Вирилис в эпоху Возрождения, и остается известным под этим именем. Портун — бог ключей, дверей и домашнего скота, а так зернохранилищ, это главный храм , посвященный богу в городе. Надо ли говорить, что и в храме Портуна долгие столетия существовала церковь Святой Марии Египетской.

Храм Портуна на Бычьем Форуме

Странная получается история:

  1. Никаких материальных следов существования в этом здании языческого храма не сохранилось.
  2. Сохранились следы, говорящие о том, что там была церковь Святой Марии Египетской (это не мать Христа, просто кающаяся грешница Мария, проживавшая одно время в Египте).
  3. Языческий храм Фортуны Вирилис материализовался в этом здании в эпоху Возрождения, как и многочисленные статуи древних языческих божеств. По каким причинам было решено, что в этом здании был именно храм Портуна не ясно.

Возникает справедливый вопрос: «Откуда эти выводы о существовании в этом здании в очень далеком прошлом языческого храма?».

Может было все наоборот: была церковь Марии Египетской, потом в эпоху Возрождения народ и церковь впали в ересь, называемую сейчас язычеством, а переставив факты местами нас убеждают в том, что никакой ереси не было, это было давно и не правда, а мы белые и пушистые. Такое у меня складывается впечатление, всё вывернуто. Причем не только на Бычьем форуме, весь Рим так устроен.

В 18 веке в графстве Соммерсет (Великобритания) была построена почти полная копия храма Портуна на Бычьем Форуме.

Санта-Мария-ин-Космедин

По другую сторону от античных храмов стоит Санта-Мария-ин-Космедин, еще одна титульная церковь Рима со своим кардиналом. Считается, что она построена в VI веке нашей эры греческими монахами во времена византийского папства (т.е. Папу одобрял Византийский император). Церковь построена на фундаментах бывшего храма Геркулесу. На Бычьем форуме был центр поклонения именно Геркулесу. Колокольня построена намного позже — в XII веке. Здание красного кирпича, такого же, как и кирпич Колизея и Пантеона и многих других древних и не очень зданий Рима.

Санта-Мария-ин-Космедин

Главным сокровищем церкви Санта-Мария-ин-Космедин является древняя мозаика ранее украшавшая старый собор Святого Петра в Ватикане и несколько старинных фресок, выполненных в духе «Христос — добрый пастырь». Роспись под потолком уже практически не видно, она очень блеклая и освещение не очень хорошее.

Полы в технике в технике Косматеско

Главным же аттракционом этого места является фотографирование у античного люка, сейчас укрепленного вертикально. После выхода в свет фильма «Римские каникулы» в 1953 году церковь Санта-Мария-ин-Космедин стала одной из самых посещаемых церквей столицы Италии. Все хотят увезти из Рима фотку с собой на фоне Уст Истины.

Уста истинны в Санта-Мария-ин-Космедин

С утра до вечера перед церковью стоит очередь жаждущих сделать фотографии. Мы не стали стоять, сфотографировали Уста сквозь прутья решетки, улучив короткий момент , когда рядом не было китайца. Странно, что фильм «Римские каникулы» так популярен в Азии.

Санта-Мария-ин-Космедин и очередь к Устам Истины

Я уже упоминала, что весь ансамбль площади находится на берегу Тибра, рядом расположен и бывший выход в реку старинной канализационной системы — Большой Клоаки, якобы построенной в V веке до нашей эры. Сейчас античная канализационная система работает, как ливневый сток.

Мост Эмилио тоже очень древний, его якобы построили в III веке до нашей эры и он благополучно простоял 17 веков, перед тем, как его разрушило наводнением.

Остров Тиберина и развалины моста Эмилио

За мостом начинается очень живописный средневековый квартал Рима Трастевере. Мы прошлись по нему совсем чуть-чуть, поэтому про Трастевере я вам рассказывать не буду. В следующей статье я расскажу вам про виллу Боргезе. Это будет уже не про средневековый или античный Рим, а про Рим эпохи Возрождения.

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Рим | 2 | 1 725, сегодня 1 | (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка.

Как сэкономить на отеле до 20%

Подбирайте себе отель на привычном сайте Booking.com, внимательно читая отзывы. Букинг собрал с клиентов самую большую базу отзывов. Потом проверяйте этот же отель на сайте roomguru.com, быстрее всего найдутся места, где этот же отель можно забронировать дешевле.

Оставить комментарий Отменить

2 комментария к “Бычий форум — место, где Геракл совершил один из своих подвигов”

Интересно. А последнее фото вообще покорило. Такие арки мостов и золотая осень. Удивительно, что много из таких древних построек сохранились практически в первозданном виде.

Золотая осень в Риме была сфотографирована в начале декабря. А насчет древности построек закрадываются большие сомнения. Вот стояла у них церковь 1000 лет, в те далекие времена не было документооборота, почти не было летописания, зато были войны, пожары, оккупации. А в эпоху возрождения через 1000 лет внезапно вдруг вспомнили, что до церкви в здании был храм Геракла. Как эти сведения могли сохранится 1000 лет? Память человеческая не долговечна. У античных классиков сказано, что стоял на берегу Тибра храм Геракла и не один, но никаких подтверждений тому, что это именно тот храм нет.

Привет!
Меня зовут Елена Шикова.
Рассказываю, как вы можете поехать туда, где была я. От получения визы до где покушать, чем заняться. Путешествую с 2008 года, всегда с семейством. 23 страны, 103 города, многие не по одному разу. Отвечаю на вопросы в комментариях к записям. Все фотографии мои, без фотошопа.

Эстония: Таллин, Нарва. Нидерланды: Бовенкаспел, Амстердам, Алкмар, Заансе Сханс, Лейден, Кёкенхоф, Хук-ван-Холланд, Роттердам, Гаага, Делфт, Утрехт, Гауда, Гитхорн. Германия: Гамбург. Хорватия: Ровинь, Пула, Умаг, Новиград, Мотовун, Медулин, Пазин, мыс Каменяк, Бале, Воднян, Светвинченат, Фунтана и Врсар. Венгрия: Будапешт. Польша: Ченстохова. Литва: Каунас.

Собираюсь в Прагу.

Свежие фото и путевые заметки в соц. сетях.

Ciao,bella Италия.

Бычий Форум в Риме

В жаркий летний день, взявшись за руки с моими детьми, пошли гулять вдоль набережной Тибра. Мы шли пока не свернули на римскую площадь Бокка делла Верита. ( Bocca della Verità )

Площадь сейчас покрыта асфальтированными дорожками со скамейками для отдыха, и ухоженными зелеными газонами, с фонтаном Тритонов ( Fontana dei Tritoni ), построенный К.Ф.Биддзаккери. (1715 г.)

А с давних веков здесь существовал знаменитый рынок – Бычий форум ( Forum Boarium ), где торговали скотом. Он тесно связан с древней историей рождения Рима.

Город зародился в ключевой точке – близ Тибра, недалеко от острова Тиберина. Естественно, когда был основан Рим, не шла речь о вечном городе или о его легионах: там были только первобытные стоянки на вершине Палатинского холма, где жило смешанное население, “латиняне”, которые контролировали весь поток товаров и людей с севера на юг и обратно. В этом месте, со временем стекались как в воронку торговые пути, где продавали свой товар земледельцы и скотоводы и таким образом возник Бычий форум.

Рынок был огромным с большой площадью, окруженной колоннадой. Всюду были навесы с колоннами и черепичной кровлей, защищающие торговцев и скот от солнца или непогоды, изгороди, лачуги и палатки. В центре возвышалась бронзовая статуя быка, используемая многими в качестве ориентира для лавирования среди лабиринта прилавков.
В этом бедламе немудрено было заблудиться, все суетливо сновали по рынку, как муравьи внутри муравейника.

Можно только представить какой оглушительный шум тут стоял от потока голосов, возгласов, смеха, громких выкликов и конечно же мычания, хрюканья… А запахи. Как в конюшне или курятнике. Да, рынок делился еще на специализированные ряды. На рынке было также большое изобилие дичи, добытой охотниками: кабаны, зайцы, косули и почти все виды птиц, пойманные сетями.

Занимались покупками только мужчины, это – мужское занятие: здесь невозможно было увидеть торгующую или совершающую покупки женщину. Этим занимался муж или слуга, раб. Самое большее, что было дозволено женщине, – стоять в сторонке не вмешиваясь. Можно сказать, что обстановка на рынке Рима была та же, что и сейчас на рынках многих исламских стран.

Естественно, встречались и исключения, когда этого требовала жизненная ситуация. Женщина могла стоять за прилавком, если была вдовой или заменяла заболевшего мужа. Но, в таких случаях рядом с ней стоял бородатый раб, как бы восполняя нехватку “мужественности” и придавая женщине авторитета.

Здесь же произошел первый гладиаторский бой в 264 г. до н.э., когда во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» – меч).

На форуме до наших дней неплохо сохранились два храма времен республиканской эпохи ( 2 в. до н. э.), благодаря тому, что их освятили и посвятили в христианские храмы. Круглый храм Геркулеса Победителя (Tempio di Ercole Vincitore), первый мраморный храм в Риме, ранее ошибочно называемый храмом Весты из – за своей формы.

Геркулес Непобедимый был богом победителей – триумфаторов. На Бычьем Форуме стоял его храм, его Великий Алтарь и его статуя, нагая – за исключением тех дней, когда какой-нибудь полководец Рима отмечал свой триумф. Тогда статую облачали в триумфальные одежды.

Позолоченная бронзовая статуя Геркулеса обнаружена при раскопках на Бычьем Форуме во времена папы Сикста IV. ( 15 в.) Скульптура высотой 241 см хранится в Капитолийском музее и датируется II веком до н. э. В правой руке Геркулес держит палицу, в левой – три яблока Гесперид.

Старинное здание, в древние времена, пользовалось довольно широкой известностью, потому что внутри него имелось несколько фресок, выполненных знаменитым поэтом – трагиком Марком Пакувием. В 1132 году храм освятили в церковь святого Стефана, а в XVII веке – в церковь Санта Мария дель Соле.

Храм состоит из целлы, портика с колоннами ионического ордера. Все несущие части храма сделаны из травертина, остальные части из туфа, подиум заполнен римским бетоном.

Храм в 872 году был превращён в христианскую церковь Санта-Мария-Египетской, покровительнице кающихся женщин, особенно популярной среди христиан восточного обряда. В XVI веке церковь была передана армянскому землячеству, приобретая в связи с этим несколько запутанное название – Церковь Святой Марии Египетской Армянской. (Santa Maria Egyziaca degli Armeni).

С другой стороны площади Бокка делла Верита стоит церковь с высокой средневековой колокольней. Эта церковь называется Санта Мария – ин – Космедин, и она хранит две древнеримские реликвии.

Одну знают все. Она дала название площади, она воспроизведена на бесчисленных открытках, обложках путеводителей и плакатах. Это – «Уста Истины» ( Bocca della Verità ). Своей славой этот рельеф обязан в первую очередь «Римским каникулам».

С читалось, что маска произносит предсказания, а также является инструментом дознания. Римляне склонны считать, что на рельефе изображен бог реки Тибр. Неизвестно, какую функцию этот рельеф выполнял в античности, – это мог быть декоративный элемент фонтана, или водосток, или крышка цистерны.

Вторая реликвия гораздо менее известна. Она спрятана в глубине, в самой недоступной части церкви – ее крипте. Это большая платформа из блоков вулканического туфа, некогда огороженная каменными аркадами. Возможно, что на платформе в древности стоял Великий Алтарь Геркулеса (Ara Maxima).

На Великом Алтаре Геркулеса приносили в жертву первые плоды коммерческой деятельности.

Читайте далее: