Храм деметры в пестуме

Древний Пестум и его храмы

Неаполитанское побережье. Конец февраля. Солнечно, градусов 15 тепла, только иногда набегают небольшие облачка.

Я схожу с электрички на захолустном полустанке Paestum в 1 часе и 20 минутах езды от Неаполя и отправляюсь в прошлое — великое прошлое Великой Греции, как древние эллины именовали Южную Италию. А именно – в древнегреческий город Посейдония, основанном в 7-м веке до нашей эры. При римлянах город получил название Пестум.

А так, примерно, Пестум выглядел в древности

Чтобы попасть в Пестум, нужно пересечь железнодорожные пути и пойти по направлению от Неаполя по дорожке, сделанной из дорогущего тикового дерева (видно, ЮНЕСКО расщедрилось). Археологическая зона Пестума включена в список культурного наследия ЮНЕСКО в 1998 году.

Дорожка идёт сначала между ж/д путями и старой крепостной стеной, потом поворачивает направо. (Можно пройти и напрямую от ж/д платформы, но я шёл именно так).

Крепостная стена сложена из плотно подогнанных каменных блоков, имеет арки для прохода и 24 башни. Длина стены около 5 км, толщина 5-7. Людей на дорожке почти не было.

Дорожка ещё раз повернула направо и пошла уже внутри стен к завидневшимся храмам.

На входе я купил билет. Он стоит 9 евро, но у меня была музейная карта, поэтому мне достался за полцены 4,5 евро. Музей работает с 8.30 до 18.45, выходной 1-й и 3-й понедельник месяца. Раскопки открыты каждый день с 8.45, закрываются за час до наступления темноты.
Входя на территорию музейного комплекса, первым делом обращаешь внимание на так называемый храм Посейдона (Неттуна — на всех поясняющих надписях по-итальянски). В Википедии его же уверенно называют храмом Геры 2, а также и храмом Зевса, и храмом Аполлона.

Какому божеству он был посвящён в действительности, не совсем понятно. А для меня как любителя не так уж и важно. Главное, что он совершенен и прекрасен. Этот храм и сохранился лучше всех. Построен он примерно в середине 5 века до н.э.

Какая-то женщина ходила вокруг и внутри храма и блаженно улыбалась. Понятно, человек очень любит античные древности.

Рядом с храмом Посейдона — храм Геры 1, построенный около середины 6 века до н.э. Тут всё однозначно, других названий мне не попадалось. Сохранился он похуже, и выглядит не так привлекательно. Колонн у него побольше, и смотрятся они несколько монотонно. Это, видимо, потому, что строился он раньше, и греческие архитекторы ещё не достигли вершин мастерства.

Храм Афины находится на значительном удалении от двух предыдущих. Он был построен в самом начале 5 века. Раньше его считали храмом богини Деметры (она же римская Церера).

Внутрь храмов Пестума можно войти и походить среди могучих колонн, потрогать их. Никаких «экспонаты руками не трогать». «Да и что им будет, развалинам, они каменные». Вот во время 2-й мировой войны американцы, высадившиеся в районе Пестума в 1943 году, устроили лагерь прямо на территории храмового комплекса. Об этом повествует документальный ролик, который показывают в музее. Между колонн были натянуты верёвки для сушки солдатского бельишка, тут же разбиты палатки, ездили джипы. И ничего, храм выстоял. Но это так, к слову.

От храма Мира, стадиона, театра, «могилы основателя», форума и домов обывателей остались совсем уж руины и фундаменты.

Цвет камня, из которого сложены остальные объекты Пестума, совсем серый.

А главные храмы сложены из желтоватого пористого камня, и как будто это не камень, а что-то живое. Вспоминались храмы, виденные мной на Сицилии, в Агригенте. И мраморы Парфенона, которые от времени пожелтели и стали подобны благородной слоновой кости.

Я бродил среди руин и восторгался мастерством эллинских архитекторов и строителей. Между камней бегали прыткие зелёные ящерицы. Всюду прорастала изумрудная травка, которую в это время года перекрывал ковёр из белых маргариток. Тишина. Лишь слабый ветерок доносился с моря.

Эллины основали Посейдонию на берегу моря.

За века море ушло, набежали варвары, земля заболотилась. Пестум был полностью покинут.

Как там у Блока в «Скифах»:

И каждый день обиды множит,

И день придет — не будет и следа

От ваших Пестумов, быть может!

Радует, что пока, вопреки его предсказаниям, следы Пестума сохраняются.

Город был довольно большой, и на его осмотр я потратил часа полтора, а потом, по тому же билету, направился в музей, который находится неподалёку.

Музей интересный, а посетителей в нём почти не было. Для такого захолустья, каким сейчас является Пестум, он великоват. Но в сезон-то народу в нём, думается, побольше.

Знаменит музей обнаруженной в 1968 году фреской, получившей название «Ныряльщик». На ней изображен человек, прыгающий с обрывистого берега в воду. Толкуют это изображение, как прыжок в загробный мир. А, может, действительно изображён просто ныряльщик?

Любопытны изображения греков, возлежащих на симпозиумах. Симпозиум – это изначально не собрание учёных, а совместная пьянка. Так что в этом греки похожи на нас Ну, или мы на них.

В собрании музея много и других греческих артефактов: росписей, оружия, керамики, скульптуры, погребальных камер, покрытых фресками.

Помимо предметов, обнаруженных при раскопках города, в музее неплохая экспозиция про жизнь доисторических людей, обитавших в Пестуме задолго до греков.

На экранах мониторов показывают процессы изготовления каменных ножей или керамики без гончарного круга. И рассказывают, как американцы освобождали (или оккупировали?) Пестум.

Покидал я Пестум с небольшой группой таких же экскурсантов. Любителям античности — мой настоятельный совет: будете в Неаполе — обязательно побывайте в Пестуме. Не пожалеете.

Путешествие по Кампании (февраль 2017) — описание поездки

Полезные сайты для подготовки к путешествию

— съём жилья у хозяев — Airbnb или Суточно.ру

— подбор готовых туров — Travelata
Скидка на 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye
Скидка на 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye

— оформление туристической страховки — Cherehapa

— заказ такси/трансфера — KiwiTaxi или intui.travel

— заказ экскурсий на русском языке — Tripster
— экскурсии на английском — GetYourGuide

— универсальная сим-карта, одна для всех стран — Drimsim

— ж/д и автобусные билеты в Европе — Omio.com и Rail Europe

— прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов — BikesBooking

— в поездках пользуюсь картой Tinkoff Black

На автомобиле по Италии

Маршруты поездок: на север от Рима (2008) на юг от Рима (2010)
  • Рим
  • Orvieto
  • Siena
  • San Gimignano
  • Pisa
  • Lucca
  • Firenze
  • Bologna
  • Ferrara
  • Padova
  • Venezia
  • Verona
  • Sirmione
  • Soncino
  • Milano
  • Castell’Arquato
  • Torrechiara
  • Ravenna
  • San Leo
  • San Marino
  • Gradara
  • Assisi
  • Montecassino
  • Pompei
  • Ercolano
  • Paestum
  • Napoli-Catania
  • Siracusa
  • Noto
  • Ragusa
  • Agrigento
  • Selinunte
  • Monreale
  • Palermo
  • Cefalu
  • Stromboli
  • Музеи и выставки
  • Музеи Рима
  • Музеи Ватикана
  • Музей Неаполя Путеводители
  • Помпеи
  • Геркуланум
  • Пестум (Посейдония)

    Paestum (Pose > Храмы | Храм Аполлона | Храм Геры | Храм Афины
    Музей: Герайон | Гробница ныряльщика | Луканские гробницы | Прочее

    Посейдония (греч. Poseidonia, лат. Paestum) – колония Сибариса, основанная около 600 г. до н.э. В четвертом веке до н.э. город был захвачен луканами и получил название Пестум, а в 273 г. до н.э. стал заурядной римской колонией. В IX в. был разрушен сарацинами (арабами) и заброшен. Вследствие этого три древних дорических храма не были разобраны на стройматериалы и в наше время являются лучшими образцами греческого зодчества на территории бывшей Великой Греции. Помимо этого, в некрополе Пестума были открыты уникальные образцы античных настенных росписей (преимущественно IV в. до н.э.). Пестум входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Если есть время, в Пестум из Неаполя лучше ехать по знаменитому своей красотой побережью Амальфи. Быстрая трасса А3 выходит к морю только в районе Салерно, демонстрируя лишь остатки упущенной нами природной роскоши.

    Мы остановились в недорогом хостеле, разместившемся в загородной вилле в нескольких километрах от археологической зоны Пестума. Ребенку такое жилье очень понравилось, особенно шикарный, любящий ласку рыжий кот и пара молодых дурашливых сеттеров.

    ХРАМЫ

    Схема археологической зоны и храмов Пестума.
    Храмы, с юга на север:
  • Храм Геры (раньше называли Базиликой)
  • Храм Аполлона (раньше называли храмом Нептуна/Посейдона;
    сейчас встречается название «храм Геры II»; у Шуази – «большой храм»
  • Храм Афины (раньше называли храмом Цереры/Деметры)
  • Храмы южного святилища со стороны восточного фасада:
    слева – храм Геры, справа – храм Аполлона.
    Колонны храма Геры (на переднем плане) и храма Аполлона (сзади).
    Хорошо видны отличия архаических колонн более древнего храма Геры:
  • сильно «расплющенные» эхины капителей,
  • сильное сужение ствола в верхней части,
  • значительный изгиб профиля ствола.
    Подробнее об эволюции элементов дорического храма см. Шуази.
  • «Согласно обычаю, восходящему к тем временам, когда обтеска камня была затруднительной, камни, составляющие кладку стены, даже в лучшие периоды греческого искусства покрывались раскрашенной штукатуркой. Обнаженным оставляли только мрамор. Прекрасный травертин пестумских храмов был так же покрыт слоем штукатурки, как и грубые известняки Акраганта.» Здесь и далее: цитаты в кавычках взяты из «Истории архитектуры» Огюста Шуази.

    Храм Аполлона (храм Нептуна/Посейдона; храм Геры II; большой храм)

    Храм Аполлона, вторая четверть V в. до н.э.
    Периптер 6 х 14 колонн. О пропорциях храма см. Шуази.

    «Всякое произведение греческого искусства носит на себе отпечаток того периода, к которому оно принадлежит. На рисунке даны приведенные к одной волюте ордера VI в. – Посейдония (A) и V в. – Парфенон (B). Первый, более древний, отличается некоторой тяжеловесностью пропорций и как бы избытком мощи; второй, более поздний, – изысканным изяществом.» По сегодняшним данным, храмы разделяет во времени не более четверти века.

    «Только в большом храме в Посейдонии и в пропилеях на мысе Сунии профили колонн представляют собой две прямые линии. Во всех других случаях эти линии дают легкий выгиб, или курватуру.» Пожалуй, прогиб все же есть, но действительно очень малый.

    «На рисунке показано устройство внутренних колоннад, разделяющих целлу в Посейдонии на три нефа. Разделение было вызвано несовершенством античных стропильных перекрытий. При системе несущих стропильных ферм не решались перекрыть одним пролетом широкую целлу; колоннады как бы давали передышку.»

    «Для того, чтобы колонны были менее массивны и меньше загромождали внутренность целлы, их стали строить в виде двух расположенных один над другим ярусов, разделенных архитравом. Если представить себе ствол, вытянутый на два яруса и разделенный архитравом на две части, то получится двухъярусный дорийский ордер. Именно таким мы его встречаем в большом храме Посейдонии.»

    «Главной целью греков было создание традиционного типа путем того или иного расположения камней, на которое они обращали мало внимания, тем более, что камни были скрыты под слоем штукатурки. В большом храме в Посейдонии строители без всякого зазрения совести разделили фриз на два ряда кладки; из-за этого метопы и триглифы пересечены горизонтальным швом.»

    «[ В дорическом храме ] чередование мутул происходит таким образом, что одна из них приходится под триглифом, другая – под метопой. Нижняя плоскость мутул украшена капельками, иногда вделанными посредством инкрустации (большой храм в Посейдонии).»

    Храм Геры (Базилика; храм Геры I)

    Храм Геры, середина VI в. до н.э. Периптер 9 х 18 колонн.
    Редкая черта – нечетное число колонн на фасаде храма .

    «В ранний период капители колонн имеют выемку (перехват) у основания эхина. Эта выемка лишает эхин характерного для него выражения мощи. При наличии шейки каннелюры или не доводятся до ее начала или теряются в ее изгибе.» Подробнее об эволюции элементов дорической капители см. Шуази.

    «Обычно дорийские каннелюры имеют острые грани; плоские же грани встречаются как исключение и всегда на тех частях здания, которые наиболее подвержены разрушению [ при движении толпы ].
    В базилике в Посейдонии колоннада, расположенная вдоль оси здания, замыкается с обеих сторон колоннами, гладкими спереди и каннелированными в остальной части ствола.»

    «Пилястры, или анты, составляющие головные части стен, долгое время не получают законченной формы. В базилике в Посейдонии есть анты, расширяющиеся книзу и имеющие утолщение подобно стволу колонны.»

    Карниз храма украшали раскрашенные терракотовые панели (схема, остатки, гипсовая реконструкция).

    Храм Афины (храм Цереры/Деметры)

    Храм Афины (ок. 500 г. до н.э.).
    Периптер 6 х 13 колонн.
    Храм создан в эпоху перехода от архаики к классике.
    В пронаосе стояли колонны ионического ордера, их капители сейчас выставлены в музее.

    МУЗЕЙ

    Герайон

    Святилище Геры (Heraion) в устье реки Селе (Sele) расположено примерно в 10 км севернее Пестума, на границе его влияния (за рекой располагались земли, контроллируемые этрусками).

    Из всех архаических храмов VI в. до н.э. хорошо сохранились только метопы храма «С» в Селинунте (музей в Палермо) и хранящиеся в музее Пестума метопы культовых зданий Герайона в устье Селе – Сокровищницы (Thesaurus) и Большого храма (Tempio Maggiore, периптер 8 x 17 колонн).

    Метопы Сокровищницы, середина VI в до н.э.:
  • Сизиф с демоном на спине
  • Самоубийство Аякса
  • Геракл, отловивший керкопов
    Метопы вырублены в одном блоке с триглифом.
  • Метопы Большого храма, 510 г. до н.э.
    Бегущие (танцующие?) девушки. Одна из трактовок: нереиды, убегающие от битвы между Гераклом и их отцом Нереем.
    Схема карниза Большого храма и сохранившийся водосток (сима).

    Гробница ныряльщика

    В 1968 году в Пестуме была обнаружена т.н. «Гробница ныряльщика».
    В настоящее время это единственный сохранившийся ансамбль греческой фресковой живописи классического периода (480-470 гг. до н.э.).

    Табличка поясняет, что на крышке гробницы изображена вовсе не вышка для прыжков в воду. Полагают, что так представлена стена, отделяющая мир живых от мира мертвых, обитаемый мир от мира потустороннего. Прыжок с нее – это полет в Океан смерти и одновременно источник нового сакрального знания.

    Сцена симпосия (мужских посиделок) на боковой стенке Гробницы ныряльщика. Юноша в центре (поднявший килик) скорее всего не просит добавки, а развлекается популярной игрой «коттаб» (kottabos) – прицельным выплескиванием остатков вина в специальную чашу.

    Необычность гробницы заключается не только в том, что у нее нет аналогов среди греческих захоронений Пестума, а скорее в том, что она вообще выпадает из греческой традиции. Во-первых, греки обычно не украшали своих гробниц живописью. Во-вторых, редкостью является сочетание мотива царства мертвых и симпосия. Роспись гробницы является наглядным свидетельством взаимодействия греческих колонистов с этрусской традицией расписных захоронений.

    Пестум — древний город греков

    Пестум – город древних греков, который в наше время находится на территории современной Италии. В период античности было более популярно другое его название – Посейдония. Территория, на которой находятся прекрасные храмы, причислена к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен Пестум на 40 км юго-восточнее Салермо, на побережье Тиренского моря. В границах современного Пестума находятся руины древнего поселения и небольшой, но очень уютный курорт.

    История

    В VI в. до н.э. выходцы из Сибариса основали новый город – Посейдонию. Предприимчивые торговцы планировали заниматься сухопутной доставкой товаров с востока на запад полуострова. Такой способ считался более безопасным и доходным, чем морское путешествие вокруг «сапога». После разрушения Сибариса в V в. до н.э., численность Посейдонии только увеличилась и город достиг пика своего процветания.

    Пестум развивался, кроме хозяйственных построек стали возникать храмы в честь Геры, Афины и Посейдона. До конца V в. горожане благополучно существовали и развивались. Однако вскоре город стал привлекать завоевателей и в 400 г. до н.э. Посейдонию завоевали луканы. Все финансовые вопросы решались в пользу новых правителей, но они мудро сохранили храмы и систему управления, которая существовала в греческом поселении.

    В конце III в. до н.э. город заняли войска Римской империи, и он стал называться Пестумом. Пришла пора серьезных реформ. Изменения коснулись языка, религии и административного уклада. Большинство построек попали под реконструкцию в соответствии с римскими традициями. Древним храмам удалось устоять, но теперь через центр проходили две пересекающиеся улицы. В центральной части появились форум, здание сената, гимнасиум, рынок и амфитеатр.

    До начала II в. до н.э. Пестум продолжал находиться на пересечении сухопутных торговых путей, но строительство новых дорог в обход города снизило доходы горожан. Начался период упадка и уменьшения влияния города. Еще долгое время жители благополучно существовали за счет плодородных земель. Урожай удавалось собирать трижды в год, но необдуманная вырубка лесов привела к заболачиванию местности и урожайность ухудшилась.

    Жители постепенно покидали город. Одни предпочитали уехать подальше, другие селились неподалеку на возвышенностях. В VII в. н.э. епископ с частью паствы навсегда покидает Пестум, а после набегов саранцев в IX в. местность полностью опустела. Несколько столетий земли пустовали. Новый город зародился в начале XVIII в., когда Карл III занялся прокладкой дороги в Калабрию. Современное поселение расположено южнее древних руин. Это небольшой поселок на побережье с уютными виллами, барами, магазинами и ресторанами. Место идеально подходит для размеренного и спокойного отдыха.

    Достопримечательности

    Многие туристы считают своим долгом посетить древние руины Пестума. Это три главных храма, главная дорога и остатки нескольких домов. Хорошо сохранились колонны и фундаменты зданий. Местами просматривается напольная мозаика и фрески.

    Храм Геры. Этот храм является древнейшей постройкой Пестума. Историки датируют её первой половиной VI в. до н.э. До наших дней дошел фундамент и внешний периметр колонн. Всего насчитывается 50 дорических опор (по 9 фронтальных и по 18 боковых). При раскопках удалось найти несколько статуэток Геры. Это подтвердило догадку археологов, что перед ними именно храм, а не административное здание.

    Некоторые особенности отличают храм Геры в Пестуме от других античных и итальянских построек. Только в нем фронтальные стороны имеют нечетное количество колонн, а внутреннее пространство разделено на два нефа. Колонны несколько толще обычного, а все строение ниже принятого. Более поздняя дорическая архитектура стала значительно легче и изящнее.

    Храм Посейдона. Второй храм находится недалеко от первого. При раскопках в Храме Посейдона в Пестуме также обнаружили изваяния Геры, поэтому его часто называют вторым храмом Геры. Эта постройка почти на столетие моложе. Как и первая, она ориентирована с востока на запад. Фронтальные стороны состоят из 6 колонн, а по бокам их насчитывается 14 штук. Древние строители даже учли кривизну горизонта. Центральная часть на 10 см выше боковых поверхностей.

    Внутреннее пространство разделено на 3 нефа. Отлично сохранились центральные колонны, лестничные пролеты и участки стен с фресками.

    Храм Афины. Несколько обособлено расположен третий храм, посвященный богине Афине. По оценкам специалистов, он построен во второй половине VI в. до н.э. При раскопках были обнаружены фигурки богини и рельефные изображения с её профилем. Длина храма составляет почти 33 м, вдоль боковых стен находятся по 14 колонн, главный фасад состоит из 6 опор. На горизонтальных поверхностях просматриваются растительные мотивы и остатки позолоченной отделки. Археологи обнаружили в полу несколько гробниц, похоже, что со временем храм превратился в христианскую церковь.

    Что еще посмотреть

    Кроме древних храмов, туристов привлекают остатки городских построек. По периметру города сохранились части городских стен со створками ворот (IV в. н.э.). В центре легко угадываются очертания форума (III в. до н.э.), агоры (V в. до н.э.), амфитеатра (I в. до н.э.). Недалеко от археологической зоны находится музей, в котором выставлены древние находки. Здесь можно увидеть предметы быта, части барельефов и образцы лепнины.

    Информация для туристов

    Музей и археологическая зона работают с 8:45 до 19:45 ежедневно. На Рождество, Новый год и 1 мая все музеи страны закрываются. Стоимость билета в музей составляет 4 евро. За 6,50 евро можно посетить музей и археологическую зону. Бродить среди руин разрешается самостоятельно, но гораздо интереснее нанять гида. Он расскажет интересные подробности и малоизвестные факты.

    Как добраться

    В Пестуме работает железнодорожный вокзал, куда можно добраться из Салермо и других ближайших городов. Музей находится приблизительно в 1 км от станции. Прямо у выхода из вокзала расположен офис туристического центра. В нем можно заказать экскурсию или купить путеводитель с картой.

    Недалеко от билетных касс музея находится бесплатная парковка. Здесь удобно оставить автомобиль тем, кто приехал в город самостоятельно.

    Пестум

    На первый взгляд это может показаться преувеличением, но природное и историко-археологическое наследие Пестума, органично сосуществующее с овеивающими его мифами и легендами, — это настоящее произведение искусства.

    Пестум / Фото: bbmelanellapaestum.com

    Что посмотреть

    Священные участки

    Храм Геры / Фото: Shutterstock.com

    Внутри кольца городских стен находятся два священных участка: северный посвящён богине Афине, а южный — Геры. На территории южного участка были построены наиболее и наименее древний храмы Пестума, оба они посвящены Гере. На противоположной от агоры (главной площади) стороне, примерно в 500 метрах к северу, в эпоху поздней архаики был возведён другой храм, посвящённый Афине

    Храм Афины

    Храм Афины © P.R.F / Flickr.com

    Многочисленные вотивные дары из терракоты в виде фигуры вооружённой богини, обнаруженные археологами на территории этого дорического храма, свидетельствуют, что здание построено около 500 г. до н.э. Оно выделяется утончённым эстетическим вкусом, который отразился в структуре, построенной на строгих геометрических соотношениях.

    Храм Геры (так называемая «Базилика»)

    Это самый древний из трёх дорических храмов Пестума, он построен в VI в. до н.э. В торцевых частях у него по 9 колонн, а в боковых — по 18; храм зиждется на платформе со сторонами 25 и 55 м. Ещё с XVIII в. его по ошибке называют «Базиликой»: отсутствие фронтонов и нечётное число колонн в торце тогдашние исследователи считали свидетельством того, что перед ними римская базилика.

    Храм Нептуна

    Храм Нептуна / Фото: Shutterstock.com

    На южном священном участке, рядом с «Базиликой», расположен так называемый «Храм Нептуна». Он стоит на небольшом возвышении, которое усиливает эффект монументальности здания. Это один из трёх лучших храмов греческого мира по степени сохранности и образцовый пример западной дорической архитектуры. На основании с тремя ступенями по периметру возвышается дорическая колоннада (шесть колонн по ширине и четырнадцать по длине).

    Гробница ныряльщика

    В музее Пестума есть саркофаг, состоящий из пяти плит, сделанных из местного травертина; когда гробницу обнаружили, плиты были аккуратно соединены, а их сочленения были замазаны. Днищем саркофага служила сама скалистая порода, в которой была вырублена гробница. Внутренние стороны саркофага полностью оштукатурены и украшены сюжетными фресковыми росписями.

    Один из пирующих протягивает кубок, и кажется, что юноша на одной из узких стен саркофага откликается на этот жест: зачерпнув вина из большого увитого гирляндами кратера, он удаляется, унося с собой кувшин. Ещё один гость поёт под флейту соседа: опуская голову и касаясь рукой лба, он принимает традиционную экстатическую позу.

    На западной стене юная девушка-музыкант возглавляет небольшое шествие: под звуки её авлоса идёт лёгкой, танцующей поступью (старт или финиш?) обнажённый юноша-эфеб (возможно, атлет) с лёгкой полоской голубой ткани, едва прикрывающей ему плечи; он протягивает правую руку и, кажется, будто бы замешкался. В хвосте процессии идёт мужчина постарше, с бородой, может быть — раб-педагог, одетый в хитон и опирающийся на узловатую прогулочную палку.

    Наконец, на крышке саркофага изображена знаменитая сцена, давшая название гробнице. Эта тема совершенно чужда греческому искусству: молодой юноша навсегда завис в воздухе в момент своего одинокого нырка в водную гладь.

    Городские стены

    LГородские стены Пестума — среди лучших фортификационных систем Великой Греции по степени сохранности. Длина их периметра составляет 4 750 м. Стены огибают по контуру травертиновый пласт, на котором построен город, и в плане напоминают нечто вроде пятиугольника, чья самая короткая сторона обращена к побережью.

    Стены перемежаются 28 башнями — по большей части они четырёхугольные и круглые, но есть и одна пятиугольная; башни расположены вблизи городских ворот.

    IГлавные ворота сориентированы по сторонам света и двум основным артериям города: Порта-Марина на западе, Порта-Ауреа на севере, Порта-Сирена на востоке и Порта-Джустиция на юге.

    Порта-Марина

    Это самые мощные ворота в Пестуме, а называются они так потому, что расположены со стороны моря. Сооружение представляет особенный интерес: внутри был предусмотрен грандиозный зал с могучими стенами и караульными помещениями, отгороженный с внешней стороны двумя круглыми башнями, охранявшими вход. Уцелела лишь северная башня: южную разрушили в ходе перестройки города в римский период.

    Порта-Сирена

    Восточные ворота Пестума названы так в честь барельефа на замковом камне. Сегодня изображение на нём стёрлось настолько, что различить его сложно. Многие ошибочно думали, что ворота украшает сирена, однако учёные установили: это Сцилла с двумя рыбьими хвостами. Сооружение сохранилось в целости: два квадратных бастиона, центральный двор, закрытый внутренний вход и внешний вход, накрытый воротами с полукруглой аркой. Внутри, по обе стороны от проёма, расположены лестницы, которые вели к боевым ходам на стенах.

    Агора

    Агора — это главное политическое пространство любого греческого города. В Пестуме агора была эпицентром политической и общественной жизни с самого его основания. Идентифицировать её учёные смогли после того, как выявили две важнейшие с политической точки зрения постройки: героон (необычное прямоугольное сооружение недалеко от храма Афины, по всей видимости, располагавшееся в центре могилы некоего героя) и экклезиастерион, место для собраний (круглое сооружение с высеченными в породе трибунами у современной дороги, разрезающей территорию древнего города).

    Форум

    Форум Пестума, окружённый дорическим портиком, — это один из наиболее древних прямоугольных форумов римской эпохи. К нему ведёт священная дорога длиной 12 км, проложенная ещё греками к самому древнему храму Геры и проходящая по священному участку, посвящённому богине Афине. Площадь вытянута с запада на восток (её длина около 200 метров, а ширина — около 60). В греческий период она была частью агоры. Нынешний облик площади — результат переделок эпохи императора Августа.

    На южной стороне форума расположено квадратное здание с апсидой, возведённое поверх предыдущей греческой постройки (возможно, галереи-портика стоа). От периода империи сохранились среди прочего четыре мраморных основания для колонн, расположенные вокруг восьмиугольника, поэтому римская постройка — это мацеллум, рынок.

    К западу от него — прямоугольное здание, сообщающееся с ним через крытую галерею, с полуколоннами в стенах и полукруглой площадкой-экседрой; вероятнее всего, это курия. Под её южной стеной найдены руины италийского храма времён Римской республики. Ещё один прямоугольный зал — это термы, частично раскопанные и реконструированные.

    Небольшое сооружение с тремя пьедесталами у задней стены на северной стороне форума — вероятнее всего, городской ларарий, где поклонялись домашним богам ларам. На этой же стороне расположен италийский храм, спроектированный около 273 г. до н.э. и завершённый с некоторыми изменениями спустя несколько лет. Вероятно, это был капитолий — храм Капитолийской триады богов; он стоит на высоком подиуме с широкой лестницей, ведущей к простому прямоугольному алтарю. Храм имел 6 колонн по ширине и 8 по длине. С восточной стороны от храма расположено сооружение с круглыми трибунами, в котором узнаётся комиций (место для народных собраний у римлян). В его центральную часть можно попасть через сводчатые коридоры, ведущие сюда как с восточной стороны, так и с форума (а выходящий на него фасад комиция служил постаментом для ораторов).

    Пестум: не только археология

    Пляж Лидоро в Пестуме / Фото: Shutterstock.com

    После посещения раскопок нет ничего лучше, чем искупаться в море и позагорать на пляже у моря. Побережье у Пестума покрыто белоснежным песком, есть платные и бесплатные учатски. Широкая полоса берега и неглубокое море идеально подходят для семейного отдыха с детьми.

    Национальный парк Чиленто

    Чуть отъехав от Пестума, оказываешься в Национальном парке Чиленто, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, второй по величине в Италии. Он простирается от тирренского побережья Италии до подножий кампано-луканских Апеннин.

    Он примечателен не только безумно красивой природой, но и культурно-историческим наследием: по преданию, здесь жила сирена Леукозия, на этих берегах Палинур оставил Энея, помимо археологических раскопок Пестума и Элеи, заслуживает внимание великолепное аббатство «Чертоза ди Падула».

    Как добраться

    На автомобиле:

    Автострада A3, съезд Баттипалья при движении с севера и Эболи с юга. Затем следовать по шоссе SS 18 на юг по съезда на Пестум.

    На самолёте:

    Аэропорт Неаполя Каподикино.
    Автобус-экспресс «Алибус» от аэропорта Каподикино до центрального вокзала Неаполя («Пьяцца Гарибальди»). До Пестума идут региональные и междугородние поезда на Сапри, Паолу, Козенцу, Реджо-Калабрию.

    cicerone2007

    cicerone2007

    Пестум – это живая глава из истории древнегреческой архитектуры. Три хорошо сохранившихся храма позволяют понять, как шло становление дорического ордера. Когда храмы разных эпох можно сопоставить не по схемам, а просто увидеть их стоящими рядом друг с другом, это производит очень сильное впечатление. Два храма Геры, разделенные столетием, на фоне синеющих гор, в обрамлении каменных дубов и пиний производят не меньшее впечатление, чем ансамбль афинского акрополя:

    Храм Геры I был воздвигнут в середине VI века до н.э. Путешественники XVIII века называли его «Базиликой», так как считали его не храмовым, а общественным сооружением. Действительно, пропорции здания и его планировка сильно отличаются от классического периптера. Соотношение колонн здесь 9 : 18. Нечетное количество колонн главного фасада объясняется тем, что храм имел два входа, а его целла была разделена колоннадой на две части:

    От внутренней колоннады до нас дошло несколько колонн:

    Архаична не только планировка храма Геры I, но и сам дорический ордер. На фоне классической колоннады храма Геры II, колонны раннего храма кажутся вылепленными из мягкого материала, хотя и в том и в другом случае использован один и тот же известняк:

    Одинаковые элементы трактованы по-разному. В первую очередь, бросается в глаза «расплющенный» эхин. В классическом варианте – это плита в виде усеченного конуса. Здесь же правильная фигура видоизменилась под воздействием тяжести антаблемента. Такое же впечатление производит и ствол колонны: он тоже словно сжался под тяжестью. Кстати энтазис, утолщение колонны, своеобразное вздутие, находится не на 1/3 высоты ствола, а примерно на его середине. И все это хорошо видно, когда смотришь на колоннаду архаического храма на фоне колоннады классической:

    Так и напрашиваются аналогии с греческой скульптурой. Архаические колонны напоминают мне Клеобиса и Битона:

    А классические колонны вызывают в памяти образы куросов ранней классики:

    Во второй половине VI века до н.э. был построен храм Афины, которое прежнее поколение искусствоведов именовало храмом Деметры:

    У этого небольшого храма уже классическое соотношение колонн – 6 :13. Остатки мощной фронтонной плиты сообщают его облику дополнительную стройность:

    Колонны храма Афины словно начинают более активно сопротивляться давящей на них тяжести:

    И хотя эхин не обрел еще жестких очертаний, он стал менее аморфным, более упругим:

    Главная же слава Пестума – храм Геры II, возведенный в середине V века до н.э. В старых книгах его именуют храмом Посейдона. Это – образец чистой дорики, тяжеловесной и мужественной. Как Эрехтейон – квинтэссенция женственного ионического ордера. Поэтому так грустно расставаться в данном случае с образом Посейдона!

    Храм сохранил не только внешнюю, но и части внутренней колоннады. При этом внутри колонны располагались в два яруса:

    Колонны обрели мощь и упругую силу. Каждый элемент ордерной системы словно отточен. Идеальное начало становится на этом этапе важнее стихийного. Мы находимся в мире олимпийских богов, а не титанов:

    Но не надо забывать, что любуемся мы сейчас не телом, а скелетом. Поэтому, по сути, так невелика в данном случае разница между Герой и Посейдоном – у скелетов различия меньше бросаются в глаза. Да, в отличие от Гёте и его современников, мы знаем, что храмы были раскрашены, что важную роль играл их скульптурный декор. Но перед нашими глазами те же руины, что и перед путешественниками XVIII века:

    И мы, к счастью, еще не утратили способности любоваться руинами, видеть как вечерний свет ласкает колонны:

    Об этом прекрасно писал в «Образах Италии» Павел Муратов: «Камень, из которого сложены храмы,— известняк, род римского травертина. Время придало ему густой золотистый цвет, хранящий вечное и живое тепло солнца. Такой камень кажется живым веществом, не особенно отличным от человеческого тела»:

    Читайте далее:

    Добавить комментарий