Храм царицы Хатшепсут в Дейр эль Бахри

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Храм Хатшепсут находится у основания скалы Дейр-эль-Бахри. Фото его легко отыскать в сети Интернет. Этот храмовый комплекс, расположенный в Луксоре, во многом разнится с храмами других властителей Древнего Египта. Гробница царицы Хатшепсут была столь же нетривиальна, как и сама личность и появление на политической и исторической арене единственной женщины-фараона Страны пирамид.

Личность царицы

Царица Хатшепсут — дочь фараона Тутмоса I и его супруги Яхмес, а также сводная сестра и супруга Тутмоса II. Его царствование продлилось около 7 лет, и он успел оставить наследника – Тутмоса III, своего сына от другой женщины. После смерти правителя Тутмос III был еще совсем молод и не мог руководить страной, и Хатшепсут стала регентом при малолетнем правителе. Однако гордость и тщеславие не позволили ей стать всего лишь управляющей, и вскоре женщина провозгласила себя единственной владычицей Египетского государства. И те 15 лет, что она стояла у руля Египта, стали одной из самых впечатляющих страниц в истории правления XVIII династии. Под руководством Хатшепсут проходили успешные военные кампании и Азии и Нубии, а на 9 году ее царствования произошла знаменитая экспедиция из Египта в Пунт (точное местонахождение этой загадочной страны не известно до сих пор, возможно, что это территория современного Сомали). Во время царствования этой мудрой и деятельной правительницы возводилось множество храмов и памятников, совсем немногие из которых пощадило время.

Архитектурные особенности храма

Эта женщина была необычна во всех своих проявлениях, и настолько же оригинален ее погребальный храмовый комплекс в Луксоре. Храм находится на значительном удалении от построек других царей, возведенных в фиванском некрополе. На границе пустыни и плодородной земли был возведен огромный пилон, от которого шла тропа к храму. Сам храм царицы Хатшепсут – это настоящее чудо инженерной мысли, на которое только были способны зодчие Древнего Египта. Он был создан в известняковых скалах Дейр-эль-Бахри и включал три большие террасы, которые располагались одна над другой. На каждой из террас располагался двор, помещения с колоннами и святилища, которые уходили далеко в толщу скалы.

Такое строение храма и его расположение внутри скалы Дейр-эль-Бахри вовсе не случайны. Дело в том, что неподалеку находится похожий храм, построенный фараоном XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этого царя считают основателем фиванской династии. Таким образом Хатшепсут выражала почтение и демонстрировала преемственность поколений, доказывая те самым свое законное право на престол Египта.

На стенах храма Хатшепсут в Луксоре изображены рельефы, в полной мере отражающие мироощущение жителей Страны Пирамид. На стенах южной части нижнего портика нарисована доставка обелисков, которые предназначались для постройки храма Амона в Карнаке. На стенах северного портика изображены сюжеты, действие которых происходят в зарослях тростника, ассоциирующегося с Нижним Египтом. Идея объединения Верхних и Нижних земель Египта проскальзывает еще раз на перилах пандуса, который соединяет второй и третий ярусы храма Хатшепсут. Внизу эти лестницы украшены изображением огромной кобры, хвост которой поднимается по верхней части перил. Эта змея — олицетворение богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Над ее головой находится изображение Гора – одного из важнейших божеств Верхнего Египта.

Главный сюжет рельефов северного портика храма – история божественного появления на свет царицы Хатшепсут. По легенде, бог Солнца Амон Ра принял облик отца женщины и вошел в опочивальню ее матери Яхмес. Пока она была в положении, боги одарили Хатшепсут твердым характером, столь нужным для управления страной. Завершает композицию сцена божественного рождения правительницы.

Лишив власти своего пасынка Тутмоса III и захватив престол, фараон Египта Хатшепсут так и не сумела освободиться от сомнений по поводу законности своего восхождения на царский трон. И хотя она доказала свою мудрость и способность грамотно управлять страной, традиции велели занимать престол только мужчинам. Именно поэтому женщина изображалась на рисунках в мужских одеждах и с искусственной церемониальной бородкой. И каждая из колонн-портиков храма, возведенного ею, была дополнена статуей правительницы в образе бога Осириса, в белых одеждах, с руками, скрещенными на груди. В них находились символы власти фараона – посох и цеп. Побывав в храме, обязательно сделайте фото этих статуй на память – они словно застыли в веках.

Композиция южного портика второго яруса храма Хатшепсут – это рассказ об известном походе в Пунт. Если верить хроникам, эта затея была настолько масштабной, что жители Пунта, едва увидев войско и флот, тут же сдались без боя и признали свое государство колонией Египта. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри эта кампания изображена в мельчайших подробностях.

По сторонам от портиков были возведены святилища Анубиса – покровителя загробной жизни, и Хатхор – древнеегипетской богини любви. Само место Дейр-эль_Бахри издревле было посвящено Хатхор. Оба святилища включают 12 гипостильных залов и множество ритуальных помещений, уходящих далеко в скалу.

Верхняя часть храмового комплекса посвящена богам, подарившим жизнь и землям Египта, и его правителю. Здесь находится сердце постройки – святилище Амона Ра, главная часть храма в Дейр-эль-Бахри.

Посмертная судьба женщины-фараона

Хатшепсут не жалела ни времени, ни средств на строительство своего храма. Грандиозный замысел, по которому возведен этот погребальный дворец, принадлежит архитектору Сененмуту, фавориту царицы. Его изображения также встречаются на стенах храма.

После того как эта великая женщина умерла, трон вновь перешел к Тутмосу III, люто ненавидевшему Хатшепсут за то, что она отняла у него престол на долгих 15 лет. Он приложил все усилия, чтобы стереть из памяти людей и из истории все упоминания о ней. Мумия Хатшепсут долгое время считалась пропавшей, пока в 2007 году не была случайно обнаружена в Каирском египетском музее.

Несмотря на это, заупокойный храм царицы Хатшепсут оставался важнейших религиозным центром. Здесь были захоронены знатные фамилии жрецов, сюда приводила больных людей, желающих исцелиться, вера в святость этого места. И сегодня на стенах храма можно встретить надписи с просьбами исцелить от болезней.

После принятия христианства храм Хатшепсут стал церковью, но позднее был заброшен, и сегодня все, что осталось от него – руины, безмолвное напоминание о некогда процветающем Древнеегипетском царстве.

Археолог Эдуард Навилль, проводивший раскопки в этой области в 1891 году, даже не представлял, что храм царицы Хатшепсут когда-нибудь можно будет отстроить заново. Но, несмотря ни на что, в 1961 году реставраторы из Польши начали работы по восстановлению, которые не прекращаются и сегодня. Именно благодаря их стараниям, храм Хатшепсут снова обрел третью террасу, а также восстановлены статуи царицы в образе бога Осириса. К сожалению, современные фото храма не могут передать той мощи и величия, которые уже много тысячелетий хранят эти стены.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр эль Бахри

В пустынной долине Дейр Эль-Бахри, неподалёку от Фив, расположен один из самых замечательных памятников древнеегипетской архитектуры – погребальный храм царицы Хатшепсут. Храм является главной частью целого комплекса, включающего также храмы Ментухотепа II и Тутмоса III.

Царица Хатшепсут

Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Египта за всю его историю. Она принадлежала к XVIII династии и царствовала в начале XV в. до н. э.

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой своего родного брата, фараона Тутмоса II. Она пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа.

Новый фараон правил менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей. Однако уже через 18 месяцев при поддержке жречества она отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования.

Забегая вперёд, отметим, что это невольное заключение и обучение в храме будущего великого фараона впоследствии обернулись для Египта немалыми благами.

Постройка храма

Царице пришлось немало потрудиться, чтобы убедить всех в легитимности её правления. Жрецы распространили легенду о том, что её отцом был Амон, приходивший к её матери Яхмес в облике Тутмоса I. В благодарность за поддержку жречества Хатшепсут восстановила множество храмов, разрушенных завоевателями-гиксосами, и даровала жреческим общинам немалые привилегии.

Внешняя политика Хатшепсут не отличалась значительной активностью. Ей приходилось направлять войска для подавления восстаний в египетских азиатских владениях, но масштабных походов Хатшепсут не проводила.

Значительным достижением стало восстановление разрушенных торговых связей со страной Пунт (вероятно, в нынешнем Сомали). Хатшепсут организовала масштабную морскую экспедицию в Пунт, которая вернулась с большим количеством ценных товаров – золота, благовоний, слоновой кости, ценных пород дерева, рабов и шкур экзотических животных.

Эпоха правления Хатшепсут стала временем небывалого подъёма Египта, роста экономической и торговой деятельности. Но главное, чем прославилась женщина-фараон, стала грандиозная по масштабам строительная деятельность. Больше неё строил разве что Рамзес II Великий, но многие учёные оспаривают это, поскольку Рамзес II нередко стёсывал с построек имена предшественников и высекал своё имя.

По приказу Хатшепсут по всей стране возводились новые святилища и восстанавливались старые, они украшались новыми росписями и замечательными рельефами. Гигантские гранитные обелиски, установленные в этот период, превосходили своей высотой все аналогичные сооружения предшественников царицы. Но самым выдающимся памятником эпохи Хатшепсут стал Джесер-Джесеру, Священнейший из священных, поминальный храм царицы, возведённый невдалеке от окраины Фив.

«Парфенон» Древнего Египта

Храм Хатшепсут, являющийся главной частью комплекса Дейр-эль-Бахри, строился 9 лет. Храм частично высечен в скале¸ ширина его по фасаду составляет около 40 метров.

Строительство храма осуществлялось под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.

Сенмуту удалось идеально вписать храм в скальный ландшафт. Монументальное строение включает три последовательно возвышающиеся террасы, прорезанные пандусом, ведущим к главному святилищу. Террасы украшают колоннады из белого песчаника. Своей монументальностью и вместе с тем стройностью колонны напоминают гораздо более поздние дорические. На каждой террасе некогда были сооружены пруды и высажены деревья.

К началу пандуса вела аллея, вдоль которой были установлены сфинксы, изображавшие Осириса с лицом Хатшепсут, и росли мирровые деревья, вывезенные из Пунта. Аллея тянулась от границы обрабатываемых полей и пустыни, начало её было отмечено величественным пилоном.

Портики всех ярусов украшены замечательными стенными росписями и рельефами. Росписи портика нижнего яруса рассказывают о доставке каменных блоков по Нилу, походах, строительных работах. Нередко встречаются изображения сокола и змеи. Это Гор и Уаджет, покровители Верхнего и Нижнего Египта. Тем самым зрителям внушалась мысль о неразрывном единстве страны. На террасе стояли многочисленные статуи Хатшепсут как в парадном одеянии, так и в обычном женском облегающем платье.

Рельефы второго яруса рассказывали об экспедиции в Пунт и других деяниях царицы. Вдоль лестницы находились изваяния кобр с соколами на спине, напоминающие о единстве Египта. По сторонам террасы расположены святилища Анубиса, одного из судей царства мёртвых, и Хатхор, олицетворявшей красоту, женственность, материнство и плодородие. Портики обоих святилищ насчитывают по 12 колонн, за которыми начинаются подземные залы.

На верхней террасе проводились главные религиозные церемонии. По сторонам её находятся святилища родителей царицы, Тутмоса I и Яхмес, в центре яруса располагается главный храм всего комплекса, посвящённый Амону-Ра.

Центральный храм ансамбля состоит из множества вырубленных в скале помещений, в которых находились многочисленные изваяния царицы, изображавшие её в виде сфинксов и в антропоморфном стиле. Огромные статуи Хатшепсут, установленные у входа, были видны от самого Нила. Стенные росписи изображали религиозные обряды и сцены встреч царицы с богами-покровителями. Подземные залы были богато украшены ценными материалами, а главный вход затворяла дверь из чёрной меди с инкрустациями из золота и серебра.

Всего, по подсчётам археологов, в храме было установлено около 200 статуй. Однако храм недолго радовал прихожан своей красотой. После смерти Хатшепсут Тутмос III, желая отомстить за своё отстранение от власти, приложил немало усилий, чтобы уничтожить память о царице. Её изображения были частично стёрты, статуи сброшены с пьедесталов и закопаны неподалёку. Лишь много веков спустя археологам удалось частично восстановить первоначальный облик храма.

Тем не менее, Тутмос III велел соорудить свой погребальный храм здесь же, рядом с творением Сенмута.

Храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира. За уникальность архитекторского решения и совершенство линий храм Хатшепсут иногда ставят в один ряд с шедевром древней архитектуры – афинским Парфеноном.

Храм Хатшепсут в Луксоре

Древняя столица Египта Фивы славилась своими архитектурными шедеврами. Ее симметрично расположенный комплекс храмов можно разделить на две части: на восточном берегу Нила обосновались мирские постройки – дома, дворцы, храмы (в Карнаке и Луксоре), на западном же берегу все было посвящено умершим – пирамиды, некрополи, заупокойные храмы. В этом царстве мертвых особой популярностью пользовались храмы Абу-Симбел (храм Рамсеса II ) и, собственно, заупокойный храм Хатшепсут в Луксоре.

Храм царицы Хатшепсут: история и описание

После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III . С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.

Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I , являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения – его размеры, архитектура и украшения поражали современников.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.

Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.

Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры – символ Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.

Хатшепсут в образе Сфинкса

Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.

Вход в Святилище

За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.

Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах – фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.

Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III , было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.

Храм Хатшепсут

Среди бескрайних, уходящих за горизонт, песков, возвышаются известняковые безжизненные горы, которые венчает заупокойный храм первой в истории человечества женщины-фараона – прославившей себя в древние времена царицы Хатшепсут. Удивительная царица оставила потомкам потрясающий воображение архитектурный комплекс, которому она дала имя Джесер Джесеру – Священнейших из священных – и о котором металось её сердце в беспокойстве: что же скажут люди о сотворённом ею памятнике и достоин ли этот храм отца её, бога Амона. О волнении царицы свидетельствуют слова, начертанные на одном из обелисков Хатшепсут.

Сама Хатшепсут была дочерью причисленного посмертно к богам фараона Тутмоса I, а также, несмотря на близкие родственные связи, она была супругой своего сводного брата Тутмоса II. Тутмос II имел несколько жён, и была у него младшая супруга Исида, от которой был рождён наследник фараоновой династии Тутмос III. К моменту смерти сводного брата сын Исиды был ещё слишком молод, чтобы взять на себя бразды правления и Хатшепсут стала его регентом. Однако, вкусив власти и имея, как свидетельствуют египтологи, чувство несокрушимой гордости Хатшепсут провозгласила себя полноправной и единственной царицей, имеющей право владычествовать над Египтом. Годы её правления стали яркими страницами египетской истории: пятнадцать лет царствования ознаменовали победы в войнах, были отреставрированы значимые для Египта достопримечательности и было построено множество памятников, кстати, по количеству построенных архитектурных памятников Хатшепсут превзошёл только Рамсес II. Наследнику, чтобы занять предназначенный ему по праву рождения престол, пришлось терпеливо ждать, когда Хатшепсут покинет мир и отправиться на загробной ладье в царство мёртвых.

История храма

Следуя традиции фараонов свой заупокойный храм Хатшепсут начала строить ещё при своей жизни. Строительством, на которое ушло девять лет, занялся архитектор Сенмут. В 1473 году до рождества Христова величественное здание было построено и сегодня храм занимает важнейшее место среди легендарных памятников Египта.

Место для строительства заупокойного храма было выбрано неслучайно, сегодня эта местность носит название Дейр эль-Бахри, а в древности, благодаря точным расчётам жрецов, над песками выросло здание, расположенное на оси храма Амона в Карнаке, и находящееся близко, по другую сторону горы, к Долине царей. Когда-то территория храма была цветущим садом, где плескались бассейны и тянулись к солнцу экзотические растения, а сам храм был популярным местом, куда тянулись паломники с целью помолиться и испросить для себя благ земных. Даже сегодня среди фресок на храмовых стенах, рассказывающих о правлении Хатшепсут и сцен, отражающих жизнь богов, можно увидеть надписи с просьбами о помощи и исцелении.

В начале нашей эры, когда на египетской земле появились первые христиане, в храме была организована коптская церковь, но как только христиане ушли, строение было подвержено разрушению, и в 1891 году занимающийся древним Египтом учёный Эдуард Навилль нашёл здесь только руины. Именно этот египтолог приступил к реконструкции храма и восстановительные работы учёными продолжаются и по сей день.

Общая информация

Храм Хатшепсут по своему внешнему облику разительно различается с тяжеловесной архитектурой Луксора: вместо грозных пилонов – воздушные, взлетающие над склонами холмов, террасы, вместо гулких аскетичных переходов – множество скульптур. К вырубленному в скале святилищу ведут соединённые широкими пологими пандусами три ступени, по своей площади, являющиеся террасами, которые некогда украшали зелёные насаждения, пруды и ярко раскрашенные, с головой Хатшепсут в образе бога Осириса сфинксы. Правда, нижнюю ступень украшают каменные соколы, словно взлетевшие на ограждающую ступень стену. На этом ярусе сохранились повествующие о военном торжестве и строительных работах изображения.

Рельефы второго яруса повествуют о жизни царицы, включая экспедицию Хатшепсут в африканские поселения на востоке. Лестница за счёт изображённых на ней фигур кобры и сокола, символов Верхнего и Нижнего Египта, являются символом единства этого государства.

Верхний ярус был в своё время предназначен для проведения на нём священных ритуалов. В храме, когда-то было около двухсот искусно выполненных статуй, но из-за Тутмоса III, который не питал родственных и благоговейных чувств к царице, после смерти Хатшепсут многие статуи были разрушены и закопаны рядом с храмом. Современные археологи во время раскопок находят эти предметы искусства и восстанавливают их на прежних местах в первоначальном виде, но, к сожалению, многие фрагменты бесценных рельефов и скульптур были вывезены из страны и воссоздать полностью этот памятник древний культуры уже невозможно.

Как добраться до храма Хатшепсут

Храм Хатшепсут расположен рядом с городом-курортом Луксор, в Дейр эль-Бахри, что находится в отдалённой части древних Фив. Добраться до этой египетской достопримечательности возможно из Эль-Гуны, Хургады, Каира, Дабаха, Сафаги и Макади на автобусе, а из Шарм-эль-Шейха и на самолёте. Из Каира до храма Хатшепсут лучше добираться на поезде, который следует до железнодорожного вокзала Луксора. Между Асуаном, Каиром и Ком-Омбо по Нилу до Луксора ходят круизные суда, судоходный сезон которых длится с октября по первые числа мая.

Стоимость обзорных экскурсий напрямую зависит от туроператоров, самая низкая цена на экскурсию к храму Хатшепсут в 2014 году составляла 55 долларов.

Храм Хатшепсут в Египте

Для большинства путешественников, отдых в Египте, ассоциируется не только с его отличными пляжами и курортами Красного моря, но и знакомством, с великой историей этой страны, ее пирамидами, храмами и древними городами. Сегодня мы расскажем вам об удивительной достопримечательности Египта – Храме царицы Хатшепсут.

Храмовый комплекс Хатшепсут находится у подножия высоких скал Дейр эль-Бахри. Но это место необычно не только тем, что отличается от прочих египетских храмов, а тем, что он посвящен женщине-фараону – владыке Египта. Стоит немного рассказать об этой исключительной аристократке древности, чтобы понять, что могло подвигнуть ее на столь амбициозный проект. Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса Первого от царицы Яхмес, а также сводной сестрой и супругой фараона Тутмоса Второго. Муж ее правил недолго – примерно, семь лет, но отказаться от власти в пользу царского наследника Тутмоса Третьего – сына фараона от его младшей жены – Исиды, гордая и властолюбивая женщина, познавшая прелесть власти, не смогла. Кроме того, наследник был еще очень мал, поэтому Хатшепсут провозгласила себя его регентом. Но так как не хотела делить власть, вскоре, назвалась единственной и полноправной владычицей всего Египта. Царица Хатшепсут правила пятнадцать лет, эти годы были очень яркими в истории Египта, женщина смогла показать себя талантливым правителем, военачальником: было несколько победоносных военных кампаний в Азии, Нубии, осуществлена экспедиция в Пунт. Чтобы увековечить великие моменты своего правления, Хатшепсут решила возвести громадный заупокойный храм в свою честь, чтобы его здания, памятники и стелы, напоминали о ней через века.

В те далекие времена, было в порядке веще, возводить заупокойные храмовые комплексы, еще при жизни их будущего владельца. Строительство своего храма, царица Хатшепсут, доверила архитектору Сенмуту. Место было выбрано в Дейр эль-Бахри, рядом с храмом Ментухотепа Первого, который был родоначальником восемнадцатой династии египетских фараонов. Этот выбор места был символичен: таком образом, Хатшепсут подчеркивала личное право на египетский трон.

По окончанию строительных работ храм Хатшепсут в Египте, превзошел все известные на тот период сооружения по всем параметрам: размерам, архитектуре, украшению. Согласно установленных традиций по возведению заупокойных комплексов, храм стоял на границе пустыни и орошаемых земель, к нему вела процессионная дорога, длиною в тридцать семь метров, которую по обеим сторонам охраняли сфинксы из песчаника, раскрашенные яркими красками, они имели головы Хатшепсут, в образе бога Осириса. Перед храмом разбили сад из деревьев и кустарников, вырыли два священных озера, имевшие «Т-образную» форму. Храм был венцом инженерной мысли древних египтян: его вырубили в известняковой скальной породе, он имел три огромные террасы, расположенные одна выше другой. На каждой террасе был открытый двор и крытые помещения с колоннами, портики которых уходили в толщу скалы.

Ярусы храма соединяли пандусами – наклонные дороги, заменявшие лестницы. В давние времена на террасах росли цветы, деревья и были пруды. Самую нижнюю ступень ограждала стена, украшенная соколами. В конце этой террасы были размещены львиные фигуры и статуи царицы Хатшепсут. Тут же были выбиты изображения военных парадов и строительных работ тех времен. Второй ярус в Храме Хатшепсут в своих рельефах повествует о жизни этой царицы: об организованной ей экспедицией в страну Пунт, находящуюся в восточных африканских поселениях. Лестницу украшают фигуры кобр, на спинах которых сидят соколы, это символичные изображения: кобра – символ Верхнего Египта, сокол – Нижнего Египта, а все вместе – единство государства Египет, под властью фараонов. Тут также имеются сфинксы. Верхний ярус был местом проведения священных ритуалов. Вход в святилище Хатшепсут в те давние времена, украшал портик со статуями царицы, они были настолько огромны, что их видели с проплывающих по Нилу кораблей. Сразу за входом находилась сложнейшая сеть скальных подземных залов, богато украшенных золотом, серебром. Тут опять стояли статуи Хатшепсут, в образе бога Осириса. В храме царицы Хатшепсут было две сотни статуй, из них, сто сорок – сфинксы. Храмовые скульптуры представляли царицу в трех ипостасях: как фараона, как Осириса и как сфинкса. Огромное внимание древних ваятелей уделялось точному воспроизведению черт лица и образа царицы, благодаря этому, в наше время был точно воссоздан ее облик.

К огромному сожалению, красоте и великолепию Храма Хатшепсут существовать пришлось недолго. К власти пришел истинный наследник – Тутмос Третий, и приказал уничтожить все напоминания об фараонше-узурпаторше. В храме Хатшепсут все скульптуры разрушили и закопали неподалеку. По царскому приказу переписали официальные хроники, чтобы уничтожить имя царицы, его заменили на имена Тутмоса Третьего и его предшественников, все дела и постройки царицы тоже были приписаны ее преемнику. Несмотря на разрушения, храм остался важным культовым центром страны, на его террасах хоронили представителей знатных семейств жрецов Амона. В период властвования греков и римлян в храмовом святилище у скал Дейр эль-Бахри, с образами Амона вырезали изображения мудрецов и целителей тех времен – Имхотепа и Аменхотепа. Сюда стекались паломники за исцелением от болезней: они верили в святость этого места. По сей день, на стенах храма видны старинные надписи – просьбы об исцелении от болезней, избавлении от страданий. Во времена раннего христианства, храм Хатшепсут был коптской церковью, но затем пришел в упадок, и стал руинами.

Прошло много столетий, когда кропотливый труд археологов, позволил точно восстановить картину былого великолепия и величия погребального храма Хатшепсут, провести его восстановление, реставрацию и представить для знакомства туристам и почитателям египетских древностей. Все началось с изучения руин Эдуардом Навиллем в 1891 году. Поначалу, он даже и представить не мог, что храм Хатшепсут удастся восстановить, так как огромное количество фрагментов скульптур и рельефов были утрачены и вывезены за пределы страны. Но, в 1961 году польскими реставраторами было принято решение, начать восстановление погребального комплекса: они год за годом, собирали утраченное, по крупицам складывали все в единую картину. Благодаря их стараниям, храм снова обрел третью террасу, откуда на путешественников гордо взирают пилястры царицы Хатшепсут. Но реставрационные работы не закончены, впереди еще достаточно работы. Тем не менее, туристы могут посетить храм Хатшепсут в Египте в любое время.

Поделиться ссылкой на статью с друзьями в соцсети:

Храм Хатшепсут

В Арабской Республике Египет, в местечке Дейр-эль-Бахри расположен знаменитый заупокойный храм царицы Хатшепсут, женщины-фараона из XVIII династии, правившей в 1525-1503 гг. до н. э. Его архитектура, история и внешний облик столь же необычны, как и само появление среди владык Древнего Египта правительницы-женщины. За три тысячелетия истории Египта женщин-фараонов, помимо Хатшепсут, было еще три: Тетишери, Аххо-теп II, Яхмос-Нефертари. Но Хатшепсут оказалась среди них самой талантливой и известной.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут являлась сводной сестрой и великой супругой Тутмоса II. Этот царь правил недолго и умер, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от одной из младших жен. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут назначили регентом. Однако вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта, приняв титул Джесер-джесеру – Наивеличайший из Наивеличайших. 15 лет правления Хатшепсут стали одной из ярчайших страниц истории XVIII династии. При ней велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на девятом году правления она осуществила экспедицию в Пунт (земли Восточной Африки) за красным деревом. Настоящий же памятник ее эпохи – гробница в Дейр-эль-Бахри.

Великая стройка храма началась примерно в 1518 г. до н. э. и продолжалась почти 15 лет. Храм возводился под руководством выдающегося зодчего жреца Сененмута, Верховного распорядителя Амона, фаворита и придворного архитектора Хатшепсут. Удачен оказался и выбор места. Храм располагался в долине, которая считалась священной уже более пяти веков и была посвящена Исиде, божественной супруге Осириса, правившего загробным миром. Недалеко от него, но по другую сторону горы, в Долине царей, и выстроили гробницу для Хатшепсут.

Оригинальное сооружение Сененмута не имеет аналогов в древнеегипетской архитектуре. Вместо традиционных массивных пилонов и мрачных, затененных залов – три открытые террасы, поднимающиеся друг над другом по склону горы. Эти террасы служили местом захоронения жрецов Амона. От гробницы начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов Дорога процессий. Она вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, а по бокам – двумя колоссальными статуями царицы. Сейчас это место именуется портиком Обелисков, поскольку его барельефы иллюстрировали перевозку двух высоких гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в Карнакском храме. В северной части размещался портик Охоты, украшенный сценами ритуальной охоты и рыболовства.

По сторонам от портиков находятся небольшие святилища бога Анубиса и богини Хатхор. Оба состоят из 12-колонных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скального массива. Колонны святилища Хатхор украшены капителями в виде лица богини, а на стенах изображена сидящая фигура супруга царицы Тутмоса II, руку которого лижет корова – священное животное Хатхор.

С внешнего двора наклонный пандус вел на крышу первой колоннады. Она являлась одновременно и внутренним двором. Далее еще одна лестница вела на крышу второй колоннады. В ее глубине находилось святилище бога Амона. От первого двора ко второму и к верхней террасе уходили два последовательных пандуса, ограниченные с запада портиками. Перила пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма, были украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по перилам. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта богиню Уаджет, помещено изображение Гора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Композиция южного портика второго яруса повествовала об экспедиции в царство Пунт, прославившее царицу. Художники запечатлели египетский флот, особенности ландшафта Восточной Африки с лесами благовонных деревьев. Здесь же представлены царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут: драгоценную древесину, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.

Отстранив от правления Тутмоса III, Хатшепсут не могла лишний раз не подчеркнуть свое священное право на власть. Потому главным сюжетом рельефов северного портика была история божественного рождения Хатшепсут. По официальной легенде, зафиксированной в росписях, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут – Тутмоса I и вошел в покои ее матери Яхмес. Завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.

Хатшепсут так и не сумела преодолеть традицию, согласно которой фараоном мог быть только мужчина. Это проявилось в иконографии царицы, изображавшейся в мужском облачении и с накладной бородой. Каждая из колонн портиков украшена статуей царицы в образе Осириса с длинной бородой, в белом одеянии и со скрещенными на груди руками, в которых она держит царские скипетры.

Создатель храма Сененмут не смог удержаться, чтобы не прославить и свое имя. Его изображения встречаются в Дейр-эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми распахивающейся дверью. Кроме того, на территории первой террасы Сененмут начал строительство гробницы для себя, чтобы и после смерти находиться поближе к собственному творению. Ученым неизвестна причина, по которой к концу работ Сененмут попал в опалу. Гробница зодчего так и осталась незаконченной, а все его имена на стенах тщательно уничтожены.

Созданное архитектором творение и сейчас кажется образцом совершенства, олицетворением вечных канонов красоты. Впрочем, Сененмут лишь развил в нем идеи предшественников. Так, слева от храма Хатшепсут обнаружены руины поминального комплекса фараона Ментухотепа II (2055-2004 гг. до н. э.): это сооружение имело сходную архитектуру.

В греко-римское время в святилище Дейр-эль-Бахри рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Xaпу. Надежда избавиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей. Стены храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами о помощи.

В период раннего христианства храм Хатшепсут стал коптской церковью, а позже, примерно в VII в. пришел в упадок и полностью разрушился.

В 1891 г. англичанин Навилль раскопал его и первым начал разрабатывать планы реконструкции. Позже раскопки продолжили известные египтологи Уинлок и Барэз. Многие фрагменты скульптуры и рельефов оказались за пределами Египта.

В 1961 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер поручил реставраторам из Польского национального центра средиземноморской археологии восстановление храма Хатшепсут. Год за годом ученые собирали по крупицам информацию и воссоздавали рельефы, статуи, архитектурные элементы. К началу 70-х гг. XX в. эта кропотливая работа вернула памятнику его первозданный вид.

Слава Хатшепсут оказалась недолгой, вскоре после завершения строительства, в 1503 г. до н. э., ее имя исчезает со страниц египетской истории. Естественная смерть или дворцовый переворот были тому причиной – остается тайной. Пришедший к власти Тутмос III повелел переписать хроники, имя царицы заменили на его собственное или имена предшественников. Все деяния и памятники царицы отныне приписывались лично ему. И тем не менее ее храм до сих пор являлся важнейшим культовым центром Египта.

Храм Хатшепсут

Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила — своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир. Его известняковая, почти 100-метровая крутая стена — словно роскошный складчатый занавес, на фоне которого в XV в. до н. э. был выстроен — точнее, встроен в природную стену — поминальный храм Хатшепсут. Этот храм считается прообразом Парфенона и других зданий классической античной архитектуры.

Поминальный храм Хатшепсут в долине Дейр элъ-Бахри стал в архитектуре каноническим примером величественности строения.

СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» — «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н. э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н. э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра. Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона». Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) — доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно. Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н. э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут — регентом при нем. Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе — узурпатору власти, как он полагал. Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Голова Хатшепсут из расписанного песчаника. Фрагмент статуи великой женщины-фараона в облике Осириса из верхнего портика храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III. Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны. Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы — лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Небхепетра Ментухотеп II (2056/2046-2005/1995 гг. до н. э.) — фараон X I династии, основатель Среднего царства. Его красная корона символизирует Нижний Египет, белое одеяние — высшую власть фараона. Статуя из царского кенотафа (ложной гробницы) храма Ментухотепа в Дейр эль-Бахри.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации. Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции — три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения — портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них — в образе сфинксов. Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон — в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Фараон XVIII династии Тутмос III, правивший приблизительно в 1479-1425 гг. до н. э. Фрагмент рельефного портрета этого фараона в короне «атеф» из храма Тутмоса в Дейр эль-Бахри.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель. Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных. Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, — действительно дочь самого Амона.

МЕСТО ДЛЯ ДРУГОЙ ЖИЗНИ

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.

Вид на храм Хатшепсут с воздуха.

При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н. э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц. От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны. Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода. Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей. Потом он перебегает на изображение Амона, а после него — на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.

План храма Хатшепсут.

Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм. Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет — имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор — «солнечный» сокол и бог порядка. Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет — это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду. Изображалась в образе «небесной коровы» — женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту — покровителя Фив. В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон — архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов…

К таким заупокойным храмам, вырубленным в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого, более известный под названием Абу-Симбел.

Царица Хатшепсут (правила в 1525–1503 годах до н. э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника – своего пасынка Тутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не удалось – судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков свой портрет.

Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль-Бахри. По своим громадным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех храмов Древнего Египта.

Храм Хатшепсут относится к типу полускальных – наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Сфинксы были ярко раскрашены – тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амона. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. Вот мать будущей правительницы Египта, царица Яхмос, сочетается браком с богом Амоном-Ра (на самом деле отцом Хатшепсут был фараон Тутмос I). Далее – сцены рождения Хатшепсут от этого «божественного» брака, ее коронации, получения благословения от богини Хатор, и т. д. На противоположном конце террасы изображены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях – типично африканские сюжеты.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это – геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.

Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор – покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Их полы залов были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью грима продлены к вискам… На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.

25° 42.0377 ′N , 32° 38.5670 ′E
25.70063N, 32.64278E
25°42′2.26″N, 32°38′34.02″E

108 материалов по 22 объектам, 1 971 фотография

  • Карта
  • Заметки 75
  • Фотографии 1 971

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Луксоре.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Храм царицы Хатшепсут или почём Минута славы

Материал понравился:

Эта заметка является частью дневника «Закрытый Египет»

Не услышав пения от поющих колоссов Мемнона, замолчавших почти две тысячи лет назад, я получил неудовольствие от «пения» иного рода. Ко мне, навострившему глаза и уши в направлении древних изваяний, начал приставать торговец-бедуин, на товар которого я по неосторожности бросил косвенный взгляд, проходя мимо к поющим достопримечательностям.

Язык бедуинов я знал значительно хуже древнеегипетского, но из жестов и сбивчивых обращений египтянина я понял, что он искренне желает продать мне какой-нибудь недорогой египетский сувенир, необходимый мне для обретения полноты счастья.

Предложение его выглядело для меня не очень заманчивым, поскольку местными сувенирами я намедни уже успел закупиться, да и цена в 20$ за троицу изготовленных явно не из натурального камня пирамидок была, мягко говоря, высоковатой.

Торговец, очевидно, был возмущён несговорчивостью скуповатого русского туриста, но, тем не менее, предложил скидку на товар, снизив цену вдвое, до 10$.

Я к тому времени, пообщавшись с другими бедуинами и небедуинами в ходе стремительных перемещений по египетским городам и весям, уже научился стилю общения с этими малоуважаемыми представителями египетского прилавка. Не торговаться с ними – себя не уважать! Меня даже взял азарт: а насколько удастся на сей раз снизить первоначальную цену за товар к завершению торгов?

В общем, измотанный от бесконечных препирательств египтянин сдался, предложив, как последнюю, цену в 5$.

Я же и не думал сдаваться, поскольку знал, что нормальная цена этим «древностям» — не больше 3$.

Из своих широченных штанин дубликатом бесценного груза вытащил я помятый бумажный доллар и предложил египтянину ненатуральный обмен на его ненатуральные камни, цинично покрутив старой купюрой возле носа оторопевшего от неожиданности бедуина.

Наконец, уже встав на первую ступеньку автобуса, я лихо выхватил пирамидки, которые всё же решил приобрести для не самых дорогих своих знакомых, и сунул торговцу американскую деньгу. Тот махнул рукой и пошёл восвояси, явно не довольный результатами сделки.

Собравшиеся в передней части салона автобуса туристы, которые наблюдали эту сценку, дружно зааплодировали, а гид признал, что редко можно встретить приезжего, который, торгуясь с местными, смог бы снизить цену на товар в 20 раз.

В общем, я испытал в этот момент Минуту славы. Думаю, гид будет и в дальнейшем рассказывать об этом случае всё новым поколениям туристов. Вполне возможно, что моё имя станет даже легендарным, поскольку история обрастёт, как водится в таких случаях, некоторыми преувеличениями.

Скажем, согласно легенде, некий «руссо туристо», по имени Искандер, смог сторговаться здесь, неподалёку от колоссов Мемнона, с местным чёрным копателем, и приобрёл у него мумию какого-нибудь Рамсеса или Аминхотепа за 1 биткоин, который на поверку оказался обычным российским рублём.

Его-то и принял доверчивый абориген за дорогую криптовалюту. С тех пор, по слухам, ловкий русский прохиндей скрывается где-то в компании с мумией. В Египте его больше никто не видел. А бедный бедуин вскоре от расстройства умер и превратился в камень, напоминающий сгорбленную фигуру человека, скорбящую неподалёку от Колосса Мемнона. Иногда, когда задует северо-западный ветер из далёкой России, камень издаёт заунывный звук. Кое-кто принимает его за пение Колосса Мемнона, но это душа обманутого бедуина негромко напоминает о неблаговидном поступке россиянина.

Так что, если, бороздя бескрайние просторы Аравийской пустыни, вы услышите историю обмана бедного и наивного торговца-бедуина, то знайте, кто прототип главного героя, где он поживает, чем добра наживает и пр. и пр. В общем, чувствую, грядёт уже не Минута славы, а что-то более долгоиграющее!

Но пора, пожалуй, из времён нынешних перенестись к временам древним, тем более что переноситься от Колоссов Мемнона в Долину царей — дело вовсе нетрудное. Расстояние здесь небольшое – 10-15 минут езды на автобусе.

Луксор: добро пожаловать в Город Мертвых. Колоссы Мемнона и храм Хатшепсут

Посетив Луксор — Город Живых, мы отправились на другую сторону Нила. Город Мертвых — так называется западная сторона реки, где расположены захоронения древних фараонов (Долина Царей) и знатных женщин и цариц (Долина Цариц), храм Хатшепсут, грандиозные Колоссы Мемнона. Добраться сюда можно на лодке, кораблике или паруснике. Приближающиеся горные пейзажи по дороге на ту сторону противоречат названию этого региона. Лично я думала не о мертвых, а о том, насколько прекрасна жизнь!



Правда, к сожалению, она прекрасна не для всех. На этой стороне Нила люди живут очень бедно. Дома местных рабочих выглядят дряхло, а платят им копейки.

От пристани мы проехали минут 10 на автобусе, и оказались возле двух огромных статуй Аменхотепа III, которые когда-то служили входом в его храм – Поминальный храм Аменхотепа III. Примерная дата постройки – XIV в. до н.э. К сожалению, от храма в наши дни почти ничего не осталось, его размыло водой и ветрами.

Вес каждого колосса – около 700 тонн, а высота с платформами – 16 метров. Статуи производят впечатление. Фараон сидит, положив руки на колени. В его ногах вырезаны 2 меньшие по размеру фигуры – его жены и матери. Где-то я уже такое видела! Сбоку вырезаны сцены с изображением бога Нила. Как нам рассказал гид, Колоссы были сооружены из кварцитного песчаника, который доставили сюда из местечка неподалеку от современного Каира, а перевозили их по земле. Это же огромное расстояние для того времени, а с учетом их веса, можно только посочувствовать тем, кто этот песчаник передвигал. В очередной раз я поражаюсь мастерству древних египтян.


В свое время Колоссы пользовались большой популярностью. Сюда съезжались путешественники, чтобы посмотреть на храм фараона. В наши дни от храма остались лишь несколько каменных блоков.

Насмотревшись, мы направились к еще одному храму.

Храм царицы Хатшепсут

Хатшепсут – единственная известная истории женщина-фараон; она правила от имени своего племянника, и успела совершить немало великих дел, в честь которых она ставила многочисленные памятники. Ее храм был высечен в скале, и за счет этого он значительно отличается по внешнему виду от других древнеегипетских храмов. Выглядит довольно необычно. Вот такой вид открывается при подъезде к нему.

Могу вас разочаровать, храм не является полностью подлинным. К сожалению, после смерти царицы эта постройка была разрушена другим фараоном, как и многие другие ее памятники. Он приказал стереть изображения и имя Хатшепсут, тем самым пытаясь предать ее забвению. Но царица не забыта, и реставраторы воссоздали облик ее храма. Таким мы видим его сейчас.

Храм состоит из 3 открытых террас, расположенных одна выше другой, что издалека напоминает огромную трехступенчатую лестницу. Посередине расположены наклонные пандусы с лестницами, разбивающие комплекс на 2 равные части. Когда-то на этих террасах был сад, а у входа в храм стояли ряды сфинксов с головами Хатшепсут. Ну не могли фараоны не изобразить себя в образе сфинкса! В древности к храму стекалось много народу, а сама правительница называла его «джесер джесеру» — «священнейший из священных».

Самый верхний ярус предназначался для проведения ритуалов. У входа мы видим статуи Хатшепсут в облике бога Осириса. Обратите внимание, что царица представлена нам в образе мужчины, и имеет подвесную бороду – обязательный атрибут любого фараона. Не путать с Кончитой Вюрст.

А рядом – современная «статуя» — ленивый охранник с ружьем (я сомневаюсь, что настоящим).

Внутри было множество статуй, представляющих царицу в трех образах – фараона, бога Осириса и сфинкса. Храм был украшен барельефами и рисунками на стенах, повествующими о жизни царицы и ее путешествиях. Здесь также присутствовала сцена истории рождения Хатшепсут, в которой бог Амон пришел к матери царицы в облике ее отца – подчеркивается божественное происхождение этой женщины-фараона. Иногда все-таки полезно послушать гида.



Фрагмент боковой стены храма.

Как видно на фотографиях, раскопки и работа над восстановлением храма все еще ведутся. Находятся отдельные элементы его стен и статуй.


Общие впечатления: не могу сказать, что храм мне показался грандиозным. Куда больше меня впечатлил Луксорский. Когда-то храм Хатшепсут выглядел намного краше, с его садами и росписями, но не сейчас. Плюс, тот факт, что большая его часть перестроена уже в наши дни, не добавляет интереса. Но, прибавляю балл за необычность постройки.

Отсюда наша группа отправилась дальше, и я снова решила на время отделиться от остальных. В итоге все поехали по стандартной программе в Долину Цариц, а я – к Тутанхамону в Долину Царей.

Читайте далее: