Характерные черты афин | Vasque-Russia.ru

Характерные черты афин

Основные черты общественно-политического устройства Афин, сложившегося к концу Греко-Персидских войн.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия. Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны. Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых имать, и отец были гражданами Афин.Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей.

К наиболее важным правам гражданина относились:

– право на свободу и личную независимость от другого человека;

– право на земельный участок на полисной территории;

– право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

– право на ношение оружия и службу в ополчении;

– право на участие в делах государства;

– право на почитание и защиту отеческих богов;

– право на защиту и покровительство афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

– беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

– приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

– защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

– повиноваться законам и избранным властям;

– принимать активное участие в общественной жизни;

– почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства – литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой – метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

• права приобретать недвижимость;

• права заключать браки с афинскими гражданами.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Афинская демократия в V – IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

Верховным органом власти было Народное собрание – экклесия.Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане внезависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избираладолжностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт “жалобы на противозаконие”, охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специ-

альной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы.

В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

-Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила – территориальная единица).Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание граждани-

на было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания,деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания.

По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

10. Основные черты общественно-политического устройства Лакедемона (6-4 вв до н.э.) и причины установления “Ликургова” строя.

Полулегендарный царь Спарты Ликург (VIII в. до н. э.) воспользовался в своих преобразованиях опытом древних ахейских обществ. Первым и самым важным из нововведений было создание Совета старейшин – «В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия»*. Тем самым в новоучреждаемом государстве должно было установиться равновесие между традиционной властью царей – потомственных аристократов и властью неорганизованной толпы, представленной народным собранием.

Другим из существенных преобразований был передел земли. Он имел не только социальное, но и политическое значение, «дабы изгнать наглость, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность»*. По своему замыслу, это было мероприятие, подобное тем, какие проводили древневосточные владыки в периоды перехода к государственной организации, чтобы снизить остроту социального недовольства. Для спартанцев в этом, видимо, был путь к социальному сплочению их народа перед лицом зависимых и покоренных племен. Чтобы уничтожить всякое неравенство, Ликург распространил переделы и на личную собственность. Были выведены из оборота реальные деньги, которые заменили неподъемной и не имевшей хождения вне Спарты железной монетой. Одним из следствий этого стало постепенное исчезновение воровства в Спарте. Но спартанцы пошли и далее: было предписано ограничиться самыми необходимыми ремеслами и искоренять особые искусства, чтобы стиль жизни зажиточных граждан не имел реального выражения в богатстве вещей. Этой же цели должны были служить введенные Ликургом общественные трапезы, которые восходили к родовым пирам и на которых все должны были угощаться простой пищей и из простой посуды. Для организации этих трапез спартанцы должны были впредь уплачивать небольшой налог, служивший знаком добропорядочного спартиата. Целый ряд постановлений был специально направлен против роскоши: так, дома следовало строить при помощи только топора и пилы, дабы не предаваться украшательству.

Законы равенства Ликург распространил и на брачно-семейную сферу. Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами, допущены к занятиям спортом, военным делом. Это должно было способствовать простоте нравов, что, в свою очередь, содействовало бы росту браков и рождаемости. Поощрялись внебрачные связи, причем запрещено было проявлять собственнические чувства, ревность и т. п., в отношении женщин. Государство брало на себя заботу о воспитании всех без исключения детей.

Постановлениями Ликурга было введено единообразное и обязательное воспитание и обучение всех спартиатов, в которых военное дело занимало главенствующее и почти исключительное место. Запрещено было заниматься ремеслами, искусствами, земледелием, торговлей. «Никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено». Спартанский образ жизни должен был охраняться многочисленными запретами на общение с иностранцами, нововведениями в религиозной сфере. Даже говорить спартиаты должны были по-особому: лаконично, экономя слова, стремясь к нарочитой точности и образности (на деле такой искусственный язык также служил национальной изоляции от прочих).

Законодательные постановления Ликурга были высказаны в так называемых ретрах – ответах оракула Аполлона на вопрошания царя. Они не были записанными, и священный смысл должен был обеспечить сохранение их требований на века. По замыслу законодателя, стабильность спартанского общества должна обеспечиваться и нравами, и общим укладом жизни, и государственными учреждениями, в которых народ в целом реализует власть. Одна из ретр завершалась словами: «Господство и власть пусть принадлежат народу».

Особенности возникновения и развития общественно – политического строя Спартанского государства. Завоевание Лакеонии дорийцами, порабощение Мессении и возникновение аристократической республики Спарта. Причины длительного сохранения родо – племенных порядков и военной демократии в организации политической власти у спартиатов. Цели реформ Ликурга. Формирование “ликургова строя” к VII – началу VI вв. до н.э.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9527 – | 7348 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Характерные черты и классовая сущность афинского полиса.

Афины достигают наивысшего расцвета, достаточно чётко сложились основные классы – рабы и рабовладельцы. Рабы не имели никаких политических и гражданских прав. Свободное население Афин было далеко не единым по своему составу. Господствующее положение занимал класс рабовладельцев, хотя большую часть свободного населения составляли труженики, которые жили своим трудом. Некоторым удавалось разбогатеть, а некоторые наоборот разорялись. В основном же, как мы видим, все преобразования в стране осуществились в пользу господствующего класса.

«В какой степени сложившиеся в главных своих чертах государство оказалось приспособленным к новому общественному положению афинян, свидетельствует быстрый расцвет богатства, торговли и промышленности. Классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не антагонизмом между знатью и простым народом, антагонизмом между рабами и свободными, между находившимися под покровительством и полноправными гражданами»

Энгельс считал, что не демократия погубила Афины, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным. Греческие города – государства-полисы – имели некоторые отличия от ранних городов – государств Востока.

Греческий полис представлял собой гражданскую общину, которая опиралась на форму античной рабовладельческой собственности.

Характерные черты этой собственности – это частная собственность на рабов и основное средство производство – землю. Частным собственником мог быть только полноправный член гражданской общины. Потеряв землю, лишались и гражданских прав. В Афинах, когда победила рабовладельческая демократия, политические права распространялись на всех граждан вне зависимости владения ими землей.

Однако, во всех полисах, независимо от особенностей их политического устройства, входило в состав и пользовалось гражданскими правами не всё население полиса. Рабы и неполноправные в важнейших городах государствах представляли большую часть населения полиса, а граждане – лишь привилегированное меньшинство.

Меньшинство использовало политическую власть для поддержания, существующего строя.

Ещё одна характерная черта полиса – это то, что территория, принадлежавшая городу – государству, как правило, занимала незначительную площадь. Владения полиса обычно исчерпывались примыкающей к нему непосредственно сельской округой.

В целом полис представлял собой явление исторически прогрессивное.

Заключение

Вся современная европейская, а частью и внеевропейская культура выросла на почве культуры античной. Без знания античной истории нельзя понять многих учреждений последующих периодов истории, искусства, архитектурных стилей, театра, современных политических, научных и других терминов. Античность во всем ее многообразии выступает на каждом шагу как в общественной, так и в частной жизни Сергеев В.С. История Древней Греции. М.: ОГИЗ 1948. С.4.

Древнегреческая цивилизация как неповторимая историческая реальность отличается рядом существенных признаков от стран Древнего Востока, с одной стороны, и от Древнего Рима – с другой.

Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях:

организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важнейших условий цивилизованного существования;

установлением демократической республики (демократии) – наиболее прогрессивной формы государственного устройства;

создание замечательной культуры.

Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации выделяю феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем.

Познакомившись с первоисточниками и литературой по истории формирования Афинского полиса можно сделать следующие выводы: процесс возникновения общественного и имущественного неравенства в Аттике поначалу протекал в знакомых нам формах.Рабовладельческий строй складывался в Греции в формах, создающих возможности для мощного роста культуры, оказывает громадное влияние на последующую историю человечества.

Развитие производительных сил греческого общества, социально – экономическая дифференциация и распад общества на классы привели в VIII-VII вв. до н.э. к образованию в Греции античного города – государства – полиса, имевшего некоторые отличия от большинства ранних городов – государств Востока.

В целом полис, особая форма рабовладельческого государства, по сравнению с древневосточными рабовладельческими деспотиями того времени, безусловно, представлял собой явление исторически прогрессивное.

Свободное население Афин было далеко не единым по-своему составу. Господствующее положение занимал класс рабовладельцев.

1. Древнегреческий полис — это
А. Город-государство с округой;
Б. Один из городов Греции;
В. Участок земли, принадлежащий на правах собственности;
Г. Религиозное объединение.
2. Появление истории как особой области знания было связано с именем:
А. Гераклита; В. Геродота;
Б. Фидия; Г. Перикла.
3. Началом Античности историки считают:
А. Рубеж IV—III тыс. до н. э.; В. Середину 2 тыс. до н.э.
Б. Рубеж III—II тыс. до н. э.; Г. Начало 1 тыс. до н.э.
4. Древнейший очаг греческой цивилизации:
А. Афины; В. Иония;
Б. Спарта; Г. Крит.
5. Установите соответствие между событием и датой

1. Начало завоеваний Александра Македонского; А. 753 год до н.э.
2. Установление республики в Риме; Б. 509 год до н.э.
3. Падение Западной Римской империи; В. 336 год до н.э.
4. Установление империи в Риме; Г. 395 год н.э.
5. Легендарное основание Рима; Д. 476 год н.э
6. Распад Римской империи на Западную и Восточную. Е. 27 год до н.э.

6. Окончанием Античности историки считают:
А. V в. до н. э.; В. III в. н. э.;
Б. IV в. до н. э.; Г. V в. н. э..
7. Юлий Цезарь:
А. Впервые установил бессрочную диктатуру в Риме;
Б. Стал римским императором;
В. Являлся одним из древнеримских царей;
Г. Был избран афинским стратегом.
8. Вставьте пропуски:
В ______ году начальник варварского войска ______ сверг последнего императора _______, ознаменовав падение ______ империи.
9. «Наилучшим» императором римляне считали:
А. Нерона; В. Октавиана Августа;
Б. Траяна; Г. Калигулу.
10. Почему римские власти первоначально враждебно отнеслись к появлению христианства, а впоследствии сделали эту религию официальной религией Римской империи?
11. Характерные черты Спарты:
А. Военизированное государство;
Б. Демократическое политическое устройство;
В. Высшая власть принадлежит народному собранию;
Г. Полис олигархического типа;
Д. Прямая демократия;
Е. Контроль власти над жизнью граждан.
12. . Характерные черты Афин:
А. Военизированное государство;
Б. Демократическое политическое устройство;
В. Высшая власть принадлежит народному собранию;
Г. Полис олигархического типа;
Д. Выборные государственные должности;
Е. Жесткий контроль власти над жизнью граждан.
13. Дайте определение понятиям:
А. Ареопаг;
Б. Патриции;
В. Народный трибун;
Г. Республика.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Kolyalyamin 29.11.2016

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Проверено экспертом

1. Древнегреческий полис — это
А. Город-государство с округой

2. Появление истории как особой области знания было связано с именем
В. Геродота

3. Началом Античности историки считают:
Б. Рубеж III—II тыс. до н. э.

4. Древнейший очаг греческой цивилизации
Г. Крит

5. Установите соответствие между событием и датой
1. Начало завоеваний Александра МакедонскогоВ. 336 год до н.э.
2. Установление республики в Риме- Б. 509 год до н.э.
3. Падение Западной Римской империиД. 476 год н.э
4. Установление империи в Риме -Е. 27 год до н.э.
5. Легендарное основание РимаА. 753 год до н.э.
6. Распад Римской империи на Западную и Восточную.- Г. 395 год н.э.

6. Окончанием Античности историки считают:
Г. V в. н. э..

7. Юлий Цезарь:
А. Впервые установил бессрочную диктатуру в Риме

8. Вставьте пропуски:

В 476 году начальник варварского войска Одоакр сверг последнего императора Августа ознаменовав падение Римской империи

9. «Наилучшим» императором римляне считали:
Б. Траяна

10. Почему римские власти первоначально враждебно отнеслись к появлению христианства, а в последствии сделали эту религию официальной религией Римской империи?
Сначало римским властям не понравилось появление религии, которая защищает бедных и рабов, которые проповедовали идею о достижении лучшей жизни после смерти теми, кто в земной жизни много страдал, испытывал нужду и лишения.

Потом римские власти обратили внимание на другую идею христианства:-что вся власть от Бога. Эта идея послужила укреплению верховной власти и положению высших слоёв общества.

11. Характерные черты Спарты
А. Военизированное государство
Г. Полис олигархического типа
Е. Контроль власти над жизнью граждан

12. . Характерные черты Афин:
Б. Демократическое политическое устройство
В. Высшая власть принадлежит народному собранию
Д. Выборные государственные должности

13. Дайте определение понятиям:

Ареопаг-совет глав родов в Афинах
Патриции это потомки основателей рода в Риме
Народный трибун-выборная должность в Риме, по защите прав и интересов плебеев в Сенате
Республика-форма правления в Риме, при которой верховная власть является выборной.

Особенности античной (афинской) демократии

В Афинах с середины V в. до н.э. до середина IV в. до н.э. существовала демократическая республика – форма правления, при которой участие в управлении принимали все граждане, как богатые, так и бедные.

Античная демократия (от греческого demos (дéмос) – народ и cratos (крáтос) – власть; народовластие, господство народа) имела следующие особенности:

1. Это была демократия меньшинства, так как политическими правами обладали только полноправные граждане. Граждане, по Аристотелю, – это те, кто участвует в суде и народном собрании, то есть те, кто наделён политическими правами и обязанностями и участвует наравне с другими в управлении полисом. Верховная власть в полисе принадлежала коллективу граждан. Значительные группы населения отстранялись от участия в управлении.

В эпоху Перикла, по различным приблизительным подсчётам, насчитывалось от 35 до 45 тысяч взрослых полноправных мужчин. Вместе с членами семей (жёнами и детьми) их было 110–172 тысячи. Метэков имелось, по примерным подсчётам, 25–35 тысяч вместе с членами семей. Рабов было примерно 80-115 тысяч. Фактически из 250–350 тысяч жителей Аттики времён Перикла всей полнотой гражданских и политических прав пользовались лишь афинские граждане – взрослые свободные мужчины, принадлежавшие к урождённым афинянам. Их насчитывалось 35-45 тысяч, не более одной восьмой населения.

Афинские граждане считали, что они жили в условиях свободы («элевтéрия») и равенства («исономия»). Формами проявления свободы в условиях демократического государства считались два основополагающих принципа: исономия (принцип политического равенства граждан, возможность для всех их использовать свои политические права) и исегория (равенство слова, равное право на свободу речи, выражение своего мнения; что в рамках народного собрания любой гражданин мог выступить с любым предложением, критиковать любое должностное лицо, высказывать своё мнение по любому обсуждаемому вопросу).

«Афинянин (во времена Перикла – Р. Н.) никогда не путал свободу со вседозволенностью, анархией. Свобода – это не возможность делать все, что душе угодно: ведь такая «свобода» нарушает свободу окружающих людей. Свобода в античном понимании – это независимость от произвола любого другого лица, подвластность только закону. Гражданин обладает четко очерченными правами, и права эти неотъемлемы, лишиться их можно опять же только по предписанию закона (например, в качестве наказания за какое-нибудь преступление). Таким образом, свобода и закон неотделимы друг от друга; свобода возможна только в рамках закона. Соответственно, свобода человека предполагает и его ответственность за свои действия». (Суриков И. Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. – СПб., 2008. С. 24-25).

Исономия означала равенство в политических правах, равноправие. Все граждане, независимо от своего имущественного положения, в равной мере и богатые, и бедные обладали одинаковыми политическими правами. Полис воспринимался афинскими гражданами прежде всего как объединение граждан, созданное для обеспечения им благой жизни.

2. Демократия носила прямой, непосредственный характер. Граждане обязывались лично участвовать в деятельности народного собрания для принятия законов и решения государственных дел. Они не избирали депутатов, уполномоченных гражданами действовать от своего имени. Древность не знала представительного органа – парламента. Это непосредственное участие граждан в управлении возможно только тогда, когда все граждане знают друг друга и способны непосредственно обсуждать общие проблемы. Это возможно только в государствах с небольшими территориями, в пределах одного города и незначительным количеством граждан.

Прямая демократия по своей природе не может признавать принципа разделения властей. Народное собрание, совет пятисот, гелиэя сочетали законодательную, исполнительную и судебную власть. Это приводило к неустойчивости демократического строя, так как ошибки в принятии решений почти невозможно было блокировать.

Так, в 406 г. до н. э. афиняне одержали последнюю крупную морскую победу над спартанцами – в сражении при Аргинусских островах, недалеко от берегов Малой Азии. Однако стратегов, выигравших бой и возвратившихся на родину, ожидали не слава и почести, а скорый суд и казнь. Они обвинялись в том, что не подобрали тела погибших афинских воинов для подобающего погребения. Это считалось тяжким религиозным преступлением. Тщетно стратеги доказывали, что сделать это не удалось из-за бури, которая разыгралась сразу после сражения. Народное собрание, не вникая в суть дела, единым приговором осудило их на смерть. Афинский демос собственными руками лишал себя тех военачальников, обезглавливал вооружённые силы полиса, что не могло ни привести к поражению в войне со Спартой.

3. Афинская демократия строилась на эксплуатации рабов и союзников. Демократический строй возможен только в обществе с достаточно высоким уровнем развития экономики. Демократия – удовольствие для богатых. Бедному государству и обществу она просто не под силу. Граждан следовало избавить от тяжёлого физического труда, от необходимости тратить все силы на добывание пропитания. Это давало бы им свободное время для участия в управлении государством. Афинская демократическая республика обладала большими государственными доходами, которые делились между неимущими гражданами. Это позволяло значительной части горожан – граждан жить без работы, участвовать в деятельности народного собрания, совета пятисот, гелиэи.

Афинские граждане неодобрительно относились к принудительным личным налогам, считая их унизительными для полноправного гражданина. Вследствие этого налогообложению подвергались обычно не граждане, а метэки-иностранцы. Граждане платили лишь прямой налог на имущество. Богатые граждане обязывались нести литургúи, то есть натуральные повинности, преимущественно заключавшиеся в снаряжении военных кораблей за свой счёт.

При таком нерасположении афинян к налогам государственные доходы афинской республики складывались из доходов от государственных земель, горных промыслов, таможенных пошлин – сборов с товаров, привозимых и вывозимых морем и сушей, судебных пошлин (за оказание правосудия истец и ответчик платили суду сбор соразмерно сумме иска; такие же пошлины существовали при переносе дела из одной инстанции в другую, при апелляции), денежных штрафов, конфискации имуществ частных лиц (она служила наказанием за уголовные преступления и применялась при остракизме) и особенно за счёт дани с союзников. Основные доходы приносила эксплуатация государственных имуществ и дань с союзников.

Государственные имущества, особенно серебряные рудники, сдавались частным лицам на откуп под условием определённых платежей или обрабатывались государством при помощи рабов. В Афинах имелось большое количество рабов. Труд рабов широко использовался в земледелии, ремесле, горном деле, домашнем хозяйстве. Раб выступал своего рода заменителем машины, выполняя непривлекательную, тяжёлую физическую работу.

Самый обильный источник составляла дань с союзников. Афинскому государству подчинялось более 200 союзных греческих городов. Они платили денежные взносы, дань взамен поставки кораблей, ибо афинский флот защищал союзников от нападения персов. Эта дань стала следствием политического преобладания афинского государства над другими разрозненными греческими полисами. Когда отдельные города, тяготясь таким положением, делали попытки освободиться от уплаты дани, афиняне объявляли их изменниками и усмиряли силой. Во многих городах стояли афинские гарнизоны-войска, наблюдавшие за спокойствием и верностью союзников. Афинская демократия тем самым проводила агрессивную внешнюю политику в своих интересах. Демократия применялась во внутренних делах, к собственным гражданам, а агрессия, тираническое навязывание своей воли, своих интересов более слабым греческим полисам – во внешних делах.

Таким образом, важнейшие источники доходов в Афинах являлись следствием политического господства Афин над другими греческими городами, то есть в большинстве случаев основывались не на труде граждан, а на случайных, произвольных источниках.

В Афинской демократической республике существовал правящий класс. В реальной политической жизни принимало участие только меньшинство граждан в качестве ораторов, стратегов, финансовых магистратов: они выступали с речами в экклесии, вносили предложения, занимали выборные должности. У демоса были предводители, профессиональные политики. Формально равные остальным гражданам, они тем не менее оказывали на политику полиса гораздо большее влияние, чем массы рядовых граждан.

Основные черты общественно-политического устройства Афин, сложившегося к концу Греко-Персидских войн.

В 449 г. до н. э. был заключен победный для греков Каллиев мир, прекративший греко-персидские войны. Первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военную задачу. Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н. э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пелопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, господствовала аристократия. Потерпев поражение в губительной для всей Греции Пелопоннесской войне, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны. Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых имать, и отец были гражданами Афин.Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей.

К наиболее важным правам гражданина относились:

– право на свободу и личную независимость от другого человека;

– право на земельный участок на полисной территории;

– право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений;

– право на ношение оружия и службу в ополчении;

– право на участие в делах государства;

– право на почитание и защиту отеческих богов;

– право на защиту и покровительство афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

– беречь свое имущество и трудиться на земельном участке;

– приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах;

– защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет);

– повиноваться законам и избранным властям;

– принимать активное участие в общественной жизни;

– почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства – литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой – метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе:

• права приобретать недвижимость;

• права заключать браки с афинскими гражданами.

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Афинская демократия в V – IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

Верховным органом власти было Народное собрание – экклесия.Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане внезависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин.Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избираладолжностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт “жалобы на противозаконие”, охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специ-

альной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы.

В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

-Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ).Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила – территориальная единица).Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание граждани-

на было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания,деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания.

По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

10. Основные черты общественно-политического устройства Лакедемона (6-4 вв до н.э.) и причины установления “Ликургова” строя.

Полулегендарный царь Спарты Ликург (VIII в. до н. э.) воспользовался в своих преобразованиях опытом древних ахейских обществ. Первым и самым важным из нововведений было создание Совета старейшин – «В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия»*. Тем самым в новоучреждаемом государстве должно было установиться равновесие между традиционной властью царей – потомственных аристократов и властью неорганизованной толпы, представленной народным собранием.

Другим из существенных преобразований был передел земли. Он имел не только социальное, но и политическое значение, «дабы изгнать наглость, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность»*. По своему замыслу, это было мероприятие, подобное тем, какие проводили древневосточные владыки в периоды перехода к государственной организации, чтобы снизить остроту социального недовольства. Для спартанцев в этом, видимо, был путь к социальному сплочению их народа перед лицом зависимых и покоренных племен. Чтобы уничтожить всякое неравенство, Ликург распространил переделы и на личную собственность. Были выведены из оборота реальные деньги, которые заменили неподъемной и не имевшей хождения вне Спарты железной монетой. Одним из следствий этого стало постепенное исчезновение воровства в Спарте. Но спартанцы пошли и далее: было предписано ограничиться самыми необходимыми ремеслами и искоренять особые искусства, чтобы стиль жизни зажиточных граждан не имел реального выражения в богатстве вещей. Этой же цели должны были служить введенные Ликургом общественные трапезы, которые восходили к родовым пирам и на которых все должны были угощаться простой пищей и из простой посуды. Для организации этих трапез спартанцы должны были впредь уплачивать небольшой налог, служивший знаком добропорядочного спартиата. Целый ряд постановлений был специально направлен против роскоши: так, дома следовало строить при помощи только топора и пилы, дабы не предаваться украшательству.

Законы равенства Ликург распространил и на брачно-семейную сферу. Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами, допущены к занятиям спортом, военным делом. Это должно было способствовать простоте нравов, что, в свою очередь, содействовало бы росту браков и рождаемости. Поощрялись внебрачные связи, причем запрещено было проявлять собственнические чувства, ревность и т. п., в отношении женщин. Государство брало на себя заботу о воспитании всех без исключения детей.

Постановлениями Ликурга было введено единообразное и обязательное воспитание и обучение всех спартиатов, в которых военное дело занимало главенствующее и почти исключительное место. Запрещено было заниматься ремеслами, искусствами, земледелием, торговлей. «Никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено». Спартанский образ жизни должен был охраняться многочисленными запретами на общение с иностранцами, нововведениями в религиозной сфере. Даже говорить спартиаты должны были по-особому: лаконично, экономя слова, стремясь к нарочитой точности и образности (на деле такой искусственный язык также служил национальной изоляции от прочих).

Законодательные постановления Ликурга были высказаны в так называемых ретрах – ответах оракула Аполлона на вопрошания царя. Они не были записанными, и священный смысл должен был обеспечить сохранение их требований на века. По замыслу законодателя, стабильность спартанского общества должна обеспечиваться и нравами, и общим укладом жизни, и государственными учреждениями, в которых народ в целом реализует власть. Одна из ретр завершалась словами: «Господство и власть пусть принадлежат народу».

Особенности возникновения и развития общественно – политического строя Спартанского государства. Завоевание Лакеонии дорийцами, порабощение Мессении и возникновение аристократической республики Спарта. Причины длительного сохранения родо – племенных порядков и военной демократии в организации политической власти у спартиатов. Цели реформ Ликурга. Формирование “ликургова строя” к VII – началу VI вв. до н.э.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10236 – | 7596 – или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector