Хаос бог древней греции | Vasque-Russia.ru

Хаос бог древней греции

Боги Древней Греции

Древнегреческая мифология выражала живое чувственное восприятие окружающей действительности со всеми её многообразием и красками. За каждым явлением материального мира – грозой, войной, бурей, рассветом, лунным затмением, по мнению греков, стояло деяние того или иного бога.

Классический греческий пантеон насчитывал 12 божеств-олимпийцев. Однако жители Олимпа не были первыми обитателями земли и создателями мира. Согласно «Теогонии» поэта Гесиода, олимпийцы были только третьим поколением богов. В самом начале был лишь Хаос, из которого со временем вышли:

Эти силы и следует считать первым поколением греческих богов. Дети Хаоса заключали друг с другом браки, порождая богов, моря, горы, чудовищ и разных удивительных существ – гекатонхейров и титанов. Внуков Хаоса принято считать вторым поколением богов.

Правителем всего мира стал Уран, а его супругой – Гея – мать всего сущего. Уран боялся и ненавидел своих многочисленных детей-титанов, поэтому сразу после их рождения прятал младенцев обратно во чрево Геи. Гея сильно страдала от того, что не могла разродиться, но ей на помощь пришёл младший из детей – титан Кронос. Он сверг и оскопил своего отца.

Дети Урана и Геи наконец смогли выйти из чрева матери. Кронос взял в жёны одну из своих сестёр – титаниду Рею и стал верховным божеством. Его правление стало настоящим «золотым веком». Однако Кронос опасался за свою власть. Уран предсказал ему, что один из детей Кроноса поступит с ним также как, сам Кронос поступил со своим отцом. Поэтому всех рождённых Реей детей – Гестию, Геру, Аида, Посейдона, Деметру – титан проглотил. Последнего сына – Зевса – Рее удалось спрятать. Зевс подрос, освободил своих братьев и сестёр, а затем начал борьбу с отцом. Так в битве схлестнулись титаны и третье поколение богов – будущих олимпийцев. Эти события Гесиод называет «титаномахией» (дословно «Битвами Титанов»). Борьба закончилась победой олимпийцев и падением титанов в бездну Тартар.

Современные исследователи склонны полагать, что титаномахия не была пустой, ни на чём не основанной фантазией. Фактически этот эпизод отражал важные социальные перемены в жизни Древней Греции. Архаичные хтонические божества – титаны, которым поклонялись древнегреческие племена, уступали своё место новым божествам, олицетворявшим порядок, закон и государственность. В прошлое уходили родоплеменной строй и матриархат, им на смену приходят – полисная система и патриархальный культ эпических героев.

Благодаря многочисленным литературным произведениям, до наших дней дошло множество древнегреческих мифов. В отличие от славянской мифологии, сохранившейся в отрывочном и неполном виде, древнегреческий фольклор был глубоко и всесторонне изучен. Пантеон древних греков включал в себя сотни богов, однако, ведущая роль была отведена всего 12 из них. Канонического списка олимпийцев не существует. В разных версиях мифов в пантеон могут входить разные боги.

Во главе древнегреческого пантеона находился Зевс. Он и его братья – Посейдон и Аид – бросили жребий, чтобы поделить между собой мир. Посейдону достались океаны и моря, Аиду – царство душ умерших, а Зевсу – небо. Под властью Зевса на всей земле устанавливается закон и порядок. Для греков Зевс был олицетворением Космоса, противостоящим древнему Хаосу. В более узком значении Зевс был богом мудрости, а также грома и молний.

Зевс был весьма плодовит. От богинь и земных женщин у него родилось множество детей – богов, мифических существ, героев и царей.

Весьма интересным моментом биографии Зевса является его борьба с титаном Прометеем. Боги-олимпийцы уничтожили первых людей, живших на земле ещё со времён Кроноса. Прометей же создал новых людей и обучил их ремёслам, ради них, титан даже похитил с Олимпа огонь. Разгневанный Зевс приказал приковать Прометея к скале, куда ежедневно прилетал орёл, клевавший титану печень. Для того чтобы отомстить созданным Прометеем людям за их своеволие, Зевс послал к ним Пандору – красавицу, открывшую ящик, в котором были спрятаны болезни и разные несчастья человеческого рода.

Несмотря на столь мстительный нрав, в целом, Зевс – светлое и справедливое божество. Рядом с его троном стоят два сосуда – с добром и злом, в зависимости от поступков людей Зевс черпает дары из сосудов, посылая смертным либо кару, либо милость.

Посейдон

Брат Зевса – Посейдон – владыка такой переменчивой стихии как вода. Подобно океану, он бывает буен и дик. Скорее всего, изначально Посейдон был земным божеством. Эта версия объясняет почему культовыми животными Посейдона были вполне «сухопутные» бык и конь. Отсюда же и эпитеты, которыми наделяли бога морей – «сотрясающий землю», «земледержец».

В мифах Посейдон часто противостоит своему брату-громовержцу. Например, поддерживает ахейцев в войне против Трои, на стороне которой был Зевс.

Почти вся торговая и промысловая жизнь греков зависела от моря. Поэтому Посейдону регулярно приносили богатые жертвы, бросая их прямо в воду.

Несмотря на огромное количество связей с самыми разными женщинами, ближайшей спутницей Зевса всё это время была его сестра и супруга – Гера. Хотя Гера и была главным женским божеством на Олимпе, фактически она была только третьей женой Зевса. Первой супругой громовержца была мудрая океанида Метида, которою он заключил в своё чрево, а второй – богиня правосудия Фемида – мать времён года и мойр – богинь судьбы.

Хотя божественные супруги часто ссорятся и изменяют друг другу, союз Геры и Зевса символизирует все моногамные браки на земле и отношения между мужчиной и женщиной в целом.

Отличавшаяся ревнивым, а порой и жестокий нравом, Гера всё же была хранительницей семейного очага, защитницей матерей и детей. Гречанки молили Геру о послании им хорошего мужа, беременности или о лёгких родах.

Возможно, противостояние Геры с мужем отражает хтонический характер этой богини. По одной из версий, прикасаясь к земле, она даже рождает чудовищного змея – Тифона. Очевидно, Гера – одно из первых женских божеств Пелопонесского полуострова, эволюционировавший и переработанный образ богини-матери.

Арес был сыном Геры и Зевса. Он олицетворял собой войну, причём, войну не в виде освободительного противостояния, а – бессмысленной кровавой резни. Считается, что вобравший в себя часть хтонического буйства своей матери Арес крайне вероломен и хитр. Свою силу он использует для того, чтобы сеять убийства и рознь.

В мифах прослеживается нелюбовь Зевса к кровожадному сыну, однако, без Ареса невозможна даже справедливая война.

Афина

Рождение Афины было весьма необычным. Однажды Зевса стали мучить сильные головные боли. Чтобы облегчить страдания громовержца, бог Гефест ударяет его топором по голове. Из образовавшейся раны выходит прекрасная дева в доспехах и с копьём. Зевс, увидев дочь, очень обрадовался. Новорождённая богиня получила имя Афина. Она стала главной помощницей своего отца – хранительницей закона и порядка и олицетворением мудрости. Формально матерью Афины была Метида, заключённая внутри Зевса.

Поскольку воинственная Афина воплощала в себе и женское, и мужское начало, она не нуждалась в супруге и оставалась девственной. Богиня покровительствовала воинам и героям, но только тем из них, кто разумно распоряжался своей силой. Таким образом, богиня уравновешивала буйство своего кровожадного брата Ареса.

Гефест

Гефест – покровитель кузнечного дела, ремёсел и огня – был сыном Зевса и Геры. Он родился хромым на обе ноги. Гере был неприятен некрасивый и больной младенец, поэтому она сбросила его с Олимпа. Гефест упал в море, где его подобрала Фетида. На морском дне Гефест освоил кузнечное ремесло и стал выковывать чудесные вещи.

Для греков сброшенный с Олимпа Гефест олицетворял хоть и некрасивого, но очень умного и доброго бога, помогающего всем, кто к нему обратится.

Чтобы проучить свою мать, Гефест выковал для неё золотой трон. Когда Гера села в него, на её руках и ногах сомкнулись путы, которые никто из богов не смог расковать. Несмотря на все уговоры, Гефест упорно не желал идти на Олимп, чтобы освободить Геру. Бога-кузнеца сумел привести только Дионис, опьянивший Гефеста. После освобождения Гера признала сына и отдала ему в жёны Афродиту. Впрочем, Гефест недолго прожил с ветреной супругой и заключил второй брак с харитой Аглаей – богиней добра и радости.

Гефест – единственный олимпиец, постоянно занятый работой. Он куёт молнии для Зевса, волшебные предметы, доспехи и оружие. От своей матери он, как и Арес, унаследовал некоторые хтонические черты, однако, не столь разрушительные. Связь Гефеста с подземным миром подчёркивает его огненная природа. Однако огонь Гефеста – это не разрушительное пламя, а домашний очаг, который обогревает людей, или кузнечный горн, с помощью которого можно изготовить множество полезных вещей.

Деметра

Одна из дочерей Реи и Кроноса – Деметра – была покровительницей плодородия и земледелия. Как и многие женские божества, олицетворяющие Мать-Землю, Деметра имела прямую связь с миром мёртвых. После похищения Аидом её с Зевсом дочери – Персефоны – Деметра впала в траур. На земле воцарилась вечная зима, люди тысячами умирали от голода. Тогда Зевс потребовал, чтобы Персефона проводила с Аидом только одну треть года, а на две трети – возвращалась к матери.

Считается, что Деметра обучила людей земледелию. Она же давала плодовитость растениям, животным и людям. Греки полагали, что на мистериях, посвящённые Деметре, стираются границы между миром живых и мёртвых. Данные археологических раскопок показывают, что в некоторых областях Греции Деметре даже приносили человеческие жертвы.

Афродита

Афродита – богиня любви и красоты – появилась на земле весьма необычно. После оскопления Урана Кронос бросил детородный орган своего отца в море. Поскольку Уран был очень плодовит, из морской пены, образовавшейся в этом месте, вышла прекрасная Афродита.

Богиня умела насылать любовь на людей и богов, чем часто пользовалась. Одним из главных атрибутов Афродиты был её чудесный пояс, который делал прекрасной любую женщину. Из-за переменчивого нрава Афродиты многие пострадали от её чар. Мстительная богиня могла жестоко карать тех, кто отвергал её дары или чем-то её обижал.

Аполлон и Артемида

Аполлон и Артемида – дети богини Лето и Зевса. Гера крайне прогневалась на Лето, поэтому преследовала её по всей земле и долго не давала ей разродиться. В конце концов, на острове Делос в окружении Реи, Фемиды, Амфитриты и других богинь Лето родила двух близнецов. Первой на свет появилась Артемида и сразу стала помогать матери в родах своего брата.

С луком и стрелами Артемида в окружении нимф стала бродить по лесам. Девственная богиня-охотница была покровительницей диких и домашних животных и всего живого на земле. К ней за помощью обращались и юные девушки, и беременные женщины, которых она защищала.

Её брат же стал покровителем искусств и врачевания. Аполлон приносит на Олимп гармонию и спокойствие. Этот бог считается одним из главных символов классического периода в истории Древней Греции. Он привносит элементы красоты и света во всё, что делает, дарует людям дар предвидения, учит их лечить болезни и музицировать.

Гестия

В отличие от большинства жестоких и мстительных олимпийцев, старшая сестра Зевса – Гестия – отличалась мирным и спокойным нравом. Греки почитали её как хранительницу домашнего очага и священного огня. Гестия придерживалась целомудрия и отказывала всем богам, предлагавшим ей замужество.

Культ Гестии был очень распространён в Греции. Считалось, что она помогает проводить священные церемонии и бережёт мир в семьях.

Гермес

Покровитель торговли, богатства, ловкости и воровства – Гермес, скорее всего, изначально был древним малоазиатским демоном-пройдохой. Со временем греки превратили мелкого трикстера в одного из самых могущественных богов. Гермес был сыном Зевса и нимфы Майи. Как и все дети Зевса, он с рождения демонстрировал свои удивительные способности. Так, в первый же день после своего появления на свет Гермес научился играть на кифаре и выкрал коров Аполлона.

В мифах Гермес предстаёт не только обманщиком и вором, но и верным помощником. Он часто выручал героев и богов из затруднительных ситуаций, принося им оружие, волшебные травы или какие-то другие нужные предметы. Отличительным атрибутом Гермеса были крылатые сандалии и кадуцей – жезл, вокруг которого обвились две змеи.

Почитали Гермеса пастухи, торговцы, ростовщики, путешественники, мошенники, алхимики и гадатели.

Аида – повелителя мира мёртвых – не всегда включают в число богов-олимпийцев, поскольку жил он не на Олимпе, а в мрачном Аиде. Однако он, безусловно, был очень могущественным и влиятельным божеством. Греки боялись Аида и предпочитали не произносить его имя вслух, заменяя его разнообразными эпитетами. Некоторые исследователи считают, что Аид выступает иной ипостасью Зевса.

Хотя Аид и был богом мёртвых, он также даровал плодородие и богатство. При этом сам он, как и полагается подобному божеству, не имел детей, даже жену ему пришлось похищать, потому что никто из богинь не хотел спускаться в подземное царство.

Культ Аида был почти не распространён. Известно всего об одном храме, где только раз в год приносили жертвы царю мёртвых.

Хаос бог древней греции

Хаос (Χάος), в греческом мифотворчестве безграничная первозданная пустота, космогоническое понятие “зияющего” (от χάσκειν – зиять) пространства, существовавшего раньше мироздания: материальным содержанием его были туман и мрак. По учению орфиков, Хаос и Эфир возникли из безначального времени, причем под Хаосом понималась глубокая бездна, в которой обитали ночь и туман. Благодаря действию времени туман Хаос от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в свою середину эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо. Другие видели в Хаосе водную стихию (от χέν= лью). По Овидию, Хаос представлял собой “грубую беспорядочную громаду (moles), недвижную тяжесть, собранные в одно место разнородные начала дурно соединенных стихий”, откуда выделились земля, небо, вода, густой воздух. Кроме того, под Хаосом подразумевали воздушное и туманное мировое пространство, помещающееся между небом и землей, а также наполненную мраком подземную зияющую бездну. Порождениями Хаоса в древней гесиодовской космогонии считались Эреб, Никта, Эрот, Гея, Тартар, а также Мойры (Гесиод, Теогония, 116, 123-124).

У схолиастов Хаос мыслится то как вода, то как разлитой воздух (со ссылкой на Вакхилида и Зенодота), то по-платоновски как место разделения и расчленения стихий. Из досократиков Акусилай и Ферекид считали Хаос началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял Хаос с водой, то есть с заполненным пространством. Ни Гомер, ни Пиндар, ни Эсхил, ни Софокл ни разу не употребляли этого термина. У Еврипида Хаос является пространством между небом и землей, a Марк Валерий Проб считал Хаос, воздухом, заполняющим место между небом и землей. В космогонии Аристофана (Птицы, 691-702) Хаос фигурирует в качестве первопотенций наряду с Эребом, Никтой и Тартаром. От Эреба и Никты возникло мировое яйцо, а из мирового яйца появился Эрос. Эрос же из смеси всего порождает землю, небо, море, богов и людей. От Хаос Эрос порождает в тартаре птиц, которые тоже, очевидно, понимаются здесь как одно из первых космогонических начал. Либо это собственная космогония Аристофана, либо это пародия на орфическую космогонию, где тоже фигурирует мировое яйцо, порожденное Ночью.

В дальнейшем развитии античной философской мысли, Xаос понимается как беспорядочное состояние материи. Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учениях, которые вообще понимали Xаос как принцип становления. Досократики Эмпедокл или Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский (I 494-500) уже оперируют с первозданной беспорядочной смесью материальных стихий. У Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей и сам Xаос трактуется как rudis indigestaque moles, “нерасчлененная и грубая глыба”, хотя уже с животворными функциями (Овидий, Метаморфозы, I 5-9). У Овидия имеется также образ Xаоса в виде двуликого Януса, выступающего как творческое начало (Овидий, Фасты, I 89-144). В трагедиях Сенеки Хаос из абстрактной космической картины превратился в предмет трагического пафоса (Медея 9; Федра 1238; Эдип 572), в тот мифологический образ, который одновременно и универсален, и космичен, и переживается глубоко интимно, мрачно и экстатически.

Хаос получил яркое развитие и в качестве мифологического персонажа, начиная еще с Гесиода. У орфиков Хаос вместе с Эфиром был порождением Хроноса, но сам Хронос рисовался как крылатый дракон с головой быка и льва и с лицом бога, который к тому же именовался еще и Гераклом (Дамаский, О первых принципах, 317, 21-318, 2). С другой стороны, Хаос и Эфир порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся началом всех вещей, сам же Хаос у орфиков трактовался как “страшная бездна” (chasma pelorion). Отсюда уже очень близко до того нового значения слова “хаос”, которое встречается по преимуществу в римской литературе и которое либо очень близко связывает Хаос с аидом, либо прямо отождествляет его с ним. Хаос есть та бездна, в которой разрушается всё оформленное и превращается в некоторого рода сплошное и неразличимое становление, в ту “ужасную бездну”, где коренятся только первоначальные истоки жизни, но не сама жизнь.

Хаос представляется как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает; поэтому Хаос есть универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления. Античный Хаос есть предельное разряжение и распыление материи, и потому он – вечная смерть для всего живого. Но он является также и предельным сгущением всякой материи. Он – континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых промежутков и даже вообще всяких различий. И потому он – принцип и источник всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений. Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен. Он – мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это – бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты в одно нераздельное целое, в этом и заключается разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-философского мышления.

Боги и магия

В своем прошлом блоге я писала о Едином, неперсонифицированном Боге, который и есть Все Сущее, весь Мир со всем его наполнением.

Вполне логично продолжить следующим шагом нисхождения Духа в Материю – делением изначального Принципа, Истока на дуальные пары. Поэтому в этом блоге я расскажу о единстве и вечной борьбе Сил Хаоса и Порядка, из которой и происходит все Существование.

Жизнь каждого человека состоит из череды двух взаимодополняющих и сменяющих друг друга периодов: первый — время изменений, изучения, постижения новых знаний и способов бытия; второй — стабилизация, сохранение, осознание и классификация полученного.

Нетрудно догадаться, что в процессе изменений участвуют силы Хаоса, а в сохранении – силы Порядка. «Что вверху, то и внизу», и жизнь человека отражает основные процессы развития Мироздания. И эти процессы видны в языческих пантеонах.

Начну со славянских Богов, т.к. в других близких мне традициях, нет столь явного деления Единого Бога на два взаимодополняющих Принципа Существования.

Итак: Белбог и Чернобог.


Сказывают, будто в Начале Времён,

егда Род как Сам ещё не сотворил Всемирье из Себя,

егда ещё не наполнил Он его Духом Своим, единя сотворённую Множественность,

егда не было ещё Земли и Неба,

егда и Сам Род не был Родом,

бо не было того, кто смог бы Его тако наречь,

тогда одна Часть Его (иже люди Вещие после нарекут Десницей Рода)

устремилась в одну сторону (иже после нарекут «Верхом»),

а другая Часть Его (рекомая ныне Шуйца Рода)

устремилась в другую, ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ сторону (кою после нарекут «Низом»).

Тако сущи стали два Великих Начала, два Лика, две Стороны Единого и Все-Сущего Рода Вседержителя — Белобог и Чернобог.

И с тех пор ВСЁ во Всемирьи бытует от Их ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Чернобог и Белобог — первые ипостаси Рода и Высшие Лики Его. Чернобог есть олицетворённый Символ всего Тайного, По-Ту-Стороннего, Сокрытого, Непознанного. Он — Символ Неопределённости, Неизвестности, которая одних страшит, других манит, будит в них страсть к Познанию. Белобог же — олицетворение всего Явного, Определённого, Ясного, открытого каждому неискушённому взору. Он — Символ всего того, что уже известно, уже осознанно.

С Белбогом ассоциируют: Свет, Дарующая Ипостась Рода, Жизнь (в Яви), День, Лето (время Большого Солнца в Коловороте), Покой, Неизменность.

С Чернобогом ассоциируют: Тьма, Карающая Ипостась Рода, Смерть (Бытие в Нави), Ночь, Зима (время Малого Солнца в Коловороте), Движенье, Изменение.

Чернобог и Белбог, наполняющие Время и Пространство Своими Сущностями, творят Великое Коловращение, Коловорот Сил во Всемирьи. Коловорот Сил есть Движение: Смена Дня Ночью, Лета — Зимой, Жизни — Смертью. Коловорот Сил есть также и Процесс Перевоплощения, Возрождения в новом Качестве через Умирание старых качеств.

Взглянем теперь на Белбога и Чернобога с точки зрения славянских рун.

Руна Белбога – Мир.

Руна Чернобога выглядит также, но перевернута.

Соединенные вместе они дают руну Рок — Дух, Непроявленное, т.е. Единый Род, а также явно букву Ж – в славянской азбуке до Кирилла и Мефодия она означала Живот (жизнь).

Вывод – взаимодействие Белбога и Чернобога (Порядка и Хаоса) дают жизнь всему во Вселенной — непроявленном Едином Боге Роде.

Один и Локи.

Скандинавская Традиция также гармонична, в ней изначально существует баланс между Хаосом и Порядком, представители которых, как обычно, ведут постоянную борьбу.

Асы, как Боги, создавшие большую часть из 9 существующих миров, представляют структурирующие силы Вселенной. Их извечными противниками являются Йотуны (Ледяные Великаны), Великаны Огня из мира Муспелльхейм, а затем и другие, более поздние сущности.

Но и в рядах Асов есть своя «пятая колонна» — бог Локи. По происхождению йотун, он из-за своих выдающихся умений был принят асами как равный и даже стал побратимом Одину (верховному богу скандинавов). Он принес богам Асгарда великую пользу и не раз выручал их, с помощью своей хитрости и способности обходить, а зачастую и нарушать правила. Но, с другой стороны, он стал тем семечком, из которого вырастет гибель Асгарда и всего существующего МироПорядка.

Можно сказать, что Локи – оборотная сторона Одина, они – взаимодополняющая пара Богов, первые после того, как Единство (Сущий, Первотворец – неперсонифицированный единый Бог) проявился в дуальности.

Другие представления дуальности Порядок-Хаос.

Также хочется провести аналогию данных Принципов Существования с монотеистическими религиями, в первую очередь – Иудаизмом (точнее, его частью – Кабаллой).

Рассматривая Древо Жизни — Древо сефирот (в действительности слегка искажающее реальность, но для нашей темы подходящее), обратим внимание на первую тройку сфир, отделенную от остальных бездной Даат: Кетер, Хокма и Бина.

Кетер здесь, безусловно, представляет Единство (Первотворца, Единого Бога Рода и т.д.), Хокма – активность, творческие силы Хаоса, а Бина – форма (ограничивающая чистую энергию Хокма), явно сила Порядка.

Сразу отвечу на вопрос, почему я в своем блоге не использую христианский дуализм — термины «Добра и Зла», «Бога и Сатаны». Дело в том, что «Добро» и «Зло» в христианстве являются безусловными, упрощенными: Бог – абсолютное добро, Сатана – абсолютное зло, да еще при этом, Сатана, будучи падшим ангелом, которого сам же господь и породил, уже изначально перед Богом проигрывает, из-за чего (ИМХО) нарушается принцип дуальности.

Иудаизм (чьей неотъемлемой частью является Каббала), в частности, являясь предтечей христианства, показывает гораздо более сбалансированный взгляд на строение и функционирование нашей Вселенной.

Послесловие.

Дав некоторый сравнительный анализ изначальной дуальности сил Хаоса и Порядка, хочу добавить, что наши предки — славяне (до крещения Руси и долгое время после) одинаково почитали Белбога и Чернобога (как ипостаси абсолютно необходимых для жизни противоположностей).

Потому рекут и поныне родовичи, Стезёю Правды идущие да Предков с Богами чтущие таковые слова к Белобогу, обратившись лицом на восход либо на полдень (юг):

МИРОКОЛЕ СВЕТЕ ДАРЕ

СТАНЕ ЯВЕ ДНЕСЕ ПРАВЕ

Чернобога же величают, обратившись лицом на полночь (север):

ХОДАЙ ЧЕРНОБОЖЕ КОЛО ОКРУТЕ

ПОДАЙ ЧЕРНОБОЖЕ ИНОВОЙ СУТИ

ОТВЕДИ ГРОЗНЕ ИНОВУ СРЕЧУ

УМЕРТВИ СТРОЖЕ ТЯГОСТИ С ПЛЕЧЕЙ

А СТА ВЕЛИКИЙ В ОБЕРЕГ НОЩИ

А ДАЖДЬ ВО МРАЦЕ ПРОЗРЯЩИ ОЧИ!

А.Платов, А. ванн Дарт «Практический курс рунического исскуства», София, 2000г

Хаос бог древней греции

Мы ищем лишь удобства вычислений,

А, в сущности, не знаем ничего.

Струи времен текут неравномерно;

Пространство — лишь многообразье форм,

Есть не одна, а много математик;

Мы существуем в космосе, где все

Теряется, — ничто не создается.

Первозданный Хаос

Некогда в мире царил первозданный Хаос. Что это? Когда это было? Постичь невозможно. Хаос — не просто ничто, а нечто без смысла и формы. Присутствует в Хаосе все, что возможно, но только в чудовищной смеси, в которой лишь волей богов или рока рождается Космос.

Примерно так представлялось начало мира в мифах древних греков. Вот что писала об этом в книге «Греческая мифология» А.А. Тахо-Годи:

«Древнегреческий поэт Гесиод в своей «Теогонии», поэме о рождении богов, называет среди тех, кто «зародился прежде всего», Хаос, Гею, Эрос и Тартар. Первая из этих мощных сил получила наименование Хаоса, происходящее от греческого слова chasco, chaino — зеваю, разеваю рот или пасть. Из глубин этой разверстой пасти, клубясь, появляются какие-то смутные очертания, рождаются такие же бесформенные, как он сам, Тьма — Ночь и Мрак — Эреб.

Хаос родился, когда еще и земли не существовало, но зато Ночь и Мрак уже окутывают мировое пространство и, вступив в брак, готовы вот-вот породить День и Эфир.

Ночь и Мрак вступают в брачный союз потому, что появилась еще одна мощная сила, движущая миром: Эрос — Любовь, тоже не имеющая никакого определенного образа и совсем не напоминающая того прекрасного и коварного бога любви с крыльями, колчаном и стрелами, сына Афродиты, который появится позже.

Следом за Хаосом родилась «широкогрудая Гея» — Земля (она же Хтон). И характерно для наивного стихийного материализма греков, что первой была именно она, а не небесные просторы».

Римский поэт-мыслитель Овидий в своих «Метаморфозах» так рассказал о начале начал:

Не было моря, земли и над всем распростертого неба, —

Лик был природы един на всей широте мирозданья, —

Хаосом звали его. Нечлененной и грубой громадой,

Бременем косным он был, — и только, — где собраны были

Связанных слабо вещей семена разносущие вкупе.

Миру Титан никакой тогда не давал еще света.

Там, где суша была, пребывали и море и воздух.

И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.

Воздух был света лишен, и форм ничто не хранило.

Все еще было в борьбе, затем что в массе единой

Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость,

Битву с весомым вело невесомое, твердое с мягким.

Бог и природы почин раздору конец положили.

Он небеса от земли отрешил и воду от суши.

При всей наивной простоте древних мифологий в них нетрудно обнаружить «рациональное зерно», позже проявившееся в философских учениях, а затем и в научных теориях. Да и наш личный опыт убеждает в том, что из хаоса возникает порядок. Опыт человечества подтверждает это. Вот слова Прометея из трагедии Эсхила:

Смотрели раньше люди и не видели,

И слышали, не слыша. Словно тени снов

Туманных, смутных, долгую и темную Влачили жизнь.

«Мифовоззрение» в далекой древности исходило из опыта личности, племени, рода. Оно возникало постепенно, выражая этапы постижения человеком реальности. Если животное существует в мире естественно, вживаясь в него и не пытаясь осмысливать, то человек обитает сразу в двух мирах. Вольно или невольно человек создает модель окружающего мира.

Каждый из нас появляется на свет, обладая лишь возможностями. Смотрел — и не видел, слышал — и не понимал. Наш духовный хаос был не просто «чистым листом», как часто считают, а именно хаосом, где собраны «связанных слабо вещей семена разносущие вкупе».

Если бы духовный мир младенца был абсолютно пуст, то в него знания и умения входили бы механически, как накапливают информационные блоки в компьютере. В отличие от машины человек воспринимает сведения выборочно: в одних случаях механически запоминает, в других — осмысливает, сопоставляет с другими, творчески обрабатывает, более или менее умело использует по своему усмотрению или бессознательно.

Словесные образы, имена вещей и людей в сознании ребенка с материальными объектами. А в доисторические времена люди, давая названия вещам и явлениям окружающего мира, тем самым начинали осмысливать сущность земли и неба, Луны и Солнца, цветка и камня, огня и ветра, жизни и смерти. Человек создавал свое мировоззрение — проекцию мира на свой внутренний мир. Вносил смысл и гармонию в сумятицу бытия. Творил из Хаоса Космос (так древние греки называли порядок, господствующий в природе).

Неудивительно, что древние греки по той же логической схеме предполагали эволюцию мироздания: последовательное выделение из первобытного Хаоса тех или иных сущностей. «Порядок сотворения мира, — пишет академик В.Н. Топоров, — соответствует следующей идеальной схеме: хаос небо и земля солнце, месяц, звезды время растения животные человек дом, утварь. »

Однако в мифах разных народов первоначальное состояние Вселенной не всегда считается Хаосом. В религиозных древнеиндийских гимнах порой предполагается первоначальный организм (Пуруша) или яйцо. А в гимне Древнего Египта (Лейденский папирус) представлен еще один вариант: Неведомое (непостижимое):

Никто из богов не знает его настоящего вида;

Его образ не передан на письме.

Он сокровенен, чтобы была постигнута его сила.

Он велик, чтобы быть проповеданным,

Он могуч, чтоб быть познанным.

Древние мифы предлагают нам три версии возникновения всего сущего: Космос из Хаоса, сложное из менее сложного, Неведомое, человеческим умом непостижимое. В Библии, священной книге иудаизма и христианства, сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю». Далее следуют акты творения, предполагающие появление всего или из Хаоса, или из Ничего (в современной физике Ничто — это особое состояние, вакуум, а не полное отсутствие чего бы то ни было).

Можно предложить еще один вариант, на мой взгляд, наиболее продуктивный: неопределенность, предполагающая несколько более или менее обоснованных версий происхождения Вселенной.

Но в современном научном сообществе принято исходить из того, что познанию человека подвластно все (если не здесь и сейчас, то в будущем), а из нескольких гипотез имеется главенствующая, наиболее отвечающая реальности, самая приближенная к истине. Правда, при этом возникают некоторые проблемы.

Бельгийский физикохимик, лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин и Изабелла Стенгерс в книге «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой» (1986) пишут:

«В доставшемся нам научном наследии имеются два фундаментальных вопроса, на которые нашим предшественникам не удалось найти ответ. Один из них — вопрос об отношении хаоса и порядка. Знаменитый закон возрастания энтропии описывает мир как непрестанно эволюционирующий от порядка к хаосу. Вместе с тем, как показывает биологическая или социальная эволюция, сложное возникает из простого. Как такое может быть? Каким образом из хаоса может возникнуть структура?»

Ответу на эти вопросы они посвятили данную книгу. А мы попытаемся обсудить поставленные вопросы.

Предыдущая главаОглавление Следующая глава

2. От Хаоса к Космосу: происхождение мира и богов

Хаос, Гея, Уран. Раньше всего во Вселенной зародился Хаос. Никто не может сказать, что это такое и как он выглядел. Это была черная мгла, похожая на раскрытую огромную пасть (даже само название Хаос происходит от греческого слова, означавшего «зеваю»). В нем были перемешаны все начала будущего мира: земля и вода, воздух и огонь. Следом за Хаосом появились Гея — Земля, мрачная подземная бездна — Тартар и прекраснейший между всеми богами — Эрос (Любовь), сила которого движет всем во Вселенной и которому подвластны не только люди и животные, но и сами бессмертные боги.

Из Хаоса зародилась черная Ночь и угрюмый Мрак — Эреб, которые затем, вступив в брак, породили Эфир, в котором живут бессмертные боги, и сияющий День — Гемеру. Гея-Земля тоже произвела на свет потомство. Она прежде всего родила Урана, звездное Небо, которое было равно ей своей беспредельной ширью, затем — нимф, лесных богинь и наконец — Понт, шумное безбрежное море.

Мужем Геи стал Уран. Широко раскинулась Земля, могучая, дающая жизнь всему, гордо поднялись к Небу рожденные Землей горы. С нежностью глядел на Гею Уран: и вот с неба на землю упали капли живительного дождя — и породила она цветы, деревья, зверей и птиц. От дождя же начали течь реки, а все впадины заполнились водой, образовав озера.

Три поколения великанов. Вскоре родилось у Геи и Урана трое детей. Но не на радость родителям появились они на свет: ведь оказались они ужасными чудовищами — великанами, вышиной с гору, по пятьдесят голов было у каждого и по сто рук (поэтому и назвали их гекатонхейры — «сторукие»). Взглянул Уран на своих детей и устрашился их непомерной силы. Заключил он их в недра Земли, в глубину и мрак, и не позволил выходить на свет. Вздрогнула Земля-Гея под их тяжестью, но не посмела спорить с мужем.

Затем еще трое детей родились у Урана и Геи, но были они немногим лучше первых. Правда, голова у них была одна, руки — две, но они тоже были великанами, и во лбу у них свирепо горел один глаз. Назвали их циклопами, и поступил с ними Уран, как и с их братьями.

Наконец, родилось третье поколение детей Урана и Геи, которое позже назвали титанами. Шесть сыновей-титанов было у Урана и Геи — Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет и наиболее ужасный из них, самый младший из титанов — хитроумный Кронос; кроме сыновей, родились и шесть дочерей-титанид — Фея, Рея, Фемида, Мнемосина, Тефия и Феба. Все они, как раньше них гекатонхейры и циклопы, оказались заключенными в Тартар.

Великаны-титаны и их дети. Жестоко страдала Гея от тяжести заключенных в ее недрах ее собственных детей; стала она уговаривать своих детей-титанов восстать против отца и лишить его власти. Все титаны испугались недоброго дела, и только хитрый и коварный Кронос согласился на это. Подкараулив своего отца, он изувечил его ударом серпа и лишил этим всей его силы и могущества. С тех пор и назвали детей Урана и Геи, которые простерли руку к нечестивому делу, титанами, образовав это слово от греческого глагола, означавшего «простирать». А из крови Урана, пролившейся на землю, родились страшные богини мщения Эринии и могучие змееногие гиганты.

Так власть в мире приобрели титаны. Вскоре у них появилось множество детей, среди которых были и Гелиос-Солнце, и Селена-Луна, и румяная Эос-Заря и многие другие. Мало-помалу установился в мире порядок. Светило над землей молодое солнце, из туч падали обильные дожди, и еще зеленее становилась трава; в темных просторах ночи сияли звезды, а когда они бледнели, птицы встречали приветливой песней зарю.

Повелителем мира стал Кронос. Но не было ему покоя: ведь неправедным путем добыл он власть, проклял его истекающий кровью Уран и поэтому боялся, что кто-нибудь из его детей поступит с ним так же, как он поступил со своим отцом. Решил он уничтожать своих детей: как только у него рождались дочь или сын, он приказывал принести ребенка к себе и проглатывал его. Так он пожрал трех дочерей, Гестию, Деметру и Геру, и двух сыновей, Аида и Посейдона.

Рождение Зевса. Когда же родился еще один сын, Зевс, жалко стало богине Рее, его матери, отдавать младенца на съедение отцу, и, по совету Земли-Геи, подала она Кроносу завернутый в пеленки камень; проглотил его Кронос и ничего не заметил. А маленького Зевса Гея-Земля укрыла на острове Крит, в глубокой пещере на горе Иде, где он и рос втайне от отца. За маленьким Зевсом ухаживали богини-нимфы, они кормили его медом и поили молоком чудесной козочки Амалфеи. Позже Зевс отблагодарил ее за это, вознесши на небо и сделав созвездием Козерога. Кроме того, один из рогов Амалфеи был обращен им в Рог изобилия, который, по желанию своего владельца, может давать любую пищу и питье.

Зевс возвращает сестер и братьев. Золотая колыбелька маленького Зевса висела на дереве, чтобы Кронос не мог заметить его ни на земле, ни на небесах, ни в море. Ее окружали слуги Реи — куреты; если ребенок начинал плакать, то они били копьями по щитам и исполняли шумную пляску, чтобы плач не донесся до Кроноса.

Так прошло много лет. Зевс вырос, возмужал и решил вернуть на свет проглоченных Кроносом сестер и братьев, чтобы вместе с ними отомстить отцу. По совету дочери Океана Метиды (Мудрости) он незаметно подмешал в медовый напиток, который пил Кронос, соль и горчицу, так что тот немедленно изрыгнул сначала камень, заменивший Зевса, потом двух его братьев — Посейдона и Аида, наконец, трех сестер — Геру, Деметру и Гестию. Поэтому про Гестию говорили, что она была рождена и первой из детей Кроноса, и последней — ведь ее первую произвела на свет Рея и последнюю изрыгнул Кронос.

Борьба детей Кроноса с титанами. Все дети Кроноса были целы и невредимы и в благодарность предложили Зевсу возглавить их борьбу с титанами. Так началась ужасная война Кронидов (детей Кроноса) и богов-титанов, длившаяся десять лет. Ни те, ни другие не могли одержать победу: равными были их силы. Тогда Гея дала Зевсу совет привлечь на свою сторону страшных союзников, заключенных в недрах Земли, гекатонхейров и циклопов (ведь Кронос, лишив отца власти, вывел из тартара только титанов). Зевс, послушавшись праматери всех живущих, отправился в Тартар. Освободив узников, Зевс дал им отведать нектара и амброзии — пищи богов, которая поддерживает бессмертие — и воспрянули великаны, исполнились силы и приняли в борьбе сторону Зевса.

Для решающей схватки выковали циклопы оружие братьям-богам: Аиду — шлем-невидимку, Посейдону — трезубец, а Зевсу — громы и молнии. Боги укрепились на вершине горы Олимп. К ней и двинулись титаны. Ужасно заревело безбрежное море, застонала земля, содрогнулось даже широкое небо, задрожал до подножья великий Олимп. Начал Зевс метать свои громы и молнии — загудела земля от жары, взвихрилось пламя, загорелся лес, закипели воды древнего седого Океана. Сторукие великаны отламывали куски скал и метали в титанов, по триста камней одновременно, так что затмевали камни солнечный свет. Шум от сражения был такой, что казалось, будто небо обрушилось на землю и разбило ее на неисчислимые куски.

Наконец, титаны были побеждены и заключены в мрачный Тартар, ворота которого Зевс поставил сторожить гекатонхейров. Там, в подземном мраке, должны были они находиться вечно.

Судьба Атланта и циклопов. Один титан Атлант, бывший предводителем их войска в битве, получил иное наказание. Боги поместили его на крайнем западе мира, где он держит на плечах небесный свод. Что касается циклопов, союзников Зевса, опасных своей свирепой, не знающей удержи мощью, то и они были удалены подальше от солнечного света. Зевс поместил их в подземную кузницу, где они должны были ковать ему его грозное оружие.

Война с титанами была первой из битв Зевса за власть над миром. Впереди у него было еще две страшные битвы — с гигантами и с Тифоном.

Битва с гигантами. Роль Геракла. Первыми на богов совершили нападение гиганты — рожденные из крови Урана дети Геи, возмущенные тем, что их братья-титаны заключены в Тартар. Каждый из них был огромен и страшен, все они были длиннобородыми и имели вместо ног извивающиеся змеиные тела.

С вершин гор, на которых они жили, они закидали небо огромными камнями и горящими стволами деревьев, и их страшный натиск сначала даже потеснил богов. В отличие от титанов, гиганты были смертными, но поразить их мог только человек. Пришлось богам обратиться за помощью к смертному герою — Гераклу. Узнала про это Гея и решила защитить своих детей от стрел Геракла при помощи волшебной травы. Однако найти траву ей не удалось — Зевс узнал про ее намерения и запретил появляться на небе Эос, Гелиосу и Селене. Мраком покрылся мир, и в этой тьме сам Зевс нашел нужную траву и срезал ее, лишив гигантов надежды на победу.

Битва происходила на родине гигантов, на Флегрейских полях в Греции. Однако и стрелы Геракла сначала не доставляли победы богам. Сраженный им гигант Алкионей, упав на землю, тут же вскочил и с новыми силами бросился в битву. Тогда богам стало ясно, что на родной земле, дающей им силы, гигантов поразить насмерть невозможно. Выход нашла Афина: сраженных богами гигантов Геракл оттаскивал за пределы Флегрейских полей и там добивал своей палицей. Так гиганты оказались побежденными.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector