Гварнери скрипичный мастер

Андреа Гварнери (скрипичный мастер): биография и интересные факты

Андреа Гварнери один из известнейших скрипичных мастеров, чье имя стоит наравне с именем Антонио Страдивари. Андреа является основоположником целой династии мастеров. В 1626 году в семье резчика по дереву Бартоломео родился сын. Семья проживала в Кремоне, относящемуся тогда к Миланскому герцогству. Неподалеку от дома семьи Гварнели проживал известный скрипичных дел мастер Николо Амати.

Многие исследователи предполагают, что Амати и Гварнели связывали родственные отношения. В 1641 году Андреа становится учеником Николо Амати. В 1652 году, в возрасте 26 лет, будущий мастер женится и переезжает в дом к тестю. Супругой его становится Анна Мария Орчелли. Примерно в это же время он выходит из под покровительства Николо и начинает собственную деятельность. Однако, на некоторых скрипках, выпущенных уже после переезда, стоит знак «Allumnis Nicolai Amati», обозначающий в переводе «Ученик Николо Амати». Это свидетельствует, что мастер иногда изготавливал инструменты для своего учителя.

Антонио Страдивари и Андреа Гварнели учились у одного мастера

Оба самых известных изготовителя музыкальных инструментов обучались у мастера Амати, проживающего в Кремоне, правда Гварнели закончил обучение ранее, чем Страдивари приступил к работе подмастерьем.

В семье мастера было 4 детей

Вскоре после свадьбы, у мастера появился первенец – дочь Анжела Тереза, следом за ней в семье родилось трое сыновей – Пьетро Джованни, Эусебио Амати и Джузеппе Джованни Батиста. Относительно имени Эусебио Амати, исследователи жизни Гварнели предполагают, что Никола Амати стал крестным отцом ребенка.

Один из сыновей Гварнели стал самостоятельным мастером

Старший сын Гварнели, Пьетро Джованни, рано стал помогать отцу в мастерской. Исходя из анализа мастерства изготовления скрипок дома Гварнери, предполагают, что уже в 1670-1675 юноша делал детали инструментов, однако вскоре появляются инструменты, полностью выполненные им. В возрасте 24 лет старший сын принимает решение о переезде в город Мантуя. Там молодой человек основывает собственную мастерскую и становится известным мастером под именем Пьетра Мантуанского.

Младший сын Джузеппе Джованни Батиста продолжил дело отца

Младший сын Гварнели, Джузеппе Джовани в юном возрасте стал работать в семейной мастерской и уже в 1860 г. выделяют инструменты, выполненные Джузеппе. Считается что уже через 5 лет уровень мастерства его был настолько велик, что он превзошел своего отца Андреа Гварнели.

Джузеппе Джованни Батиста

Андреа Гварнели старался различать работу членов семьи от работ других сотрудников мастерской

В семейной мастерской Андреа работали не только мастер с сыновьями, были другие подмастерья и помощники. Их имена остались неизвестны, хотя в работах имеются особенности. Основатель дома Гварнели стремился делать отличия между работой, выполненной членами семьи, и работой остальных. На инструментах, выполненных подмастерьями и помощниками ставилась метка «Sotto la disciplina». Это обозначало, что инструмент выполнен под руководством кого-то из членов семьи Гварнели. Этот прием позже переняла и мастерская Страдивари.

Многие подмастерья дома Гварнели стали известными скрипичными мастерами

Уровень подготовки учеников и подмастерьев в мастерской Гварнели был настолько велик, что многие из них начали собственную карьеру, снискав славу скрипичных мастеров. К таким мастерам относится Джакомо Дженнаро.

До наших дней дошло около 250 инструментов работы семьи Гварнели

Музыкальные инструменты, изготовленные в Кремоне всегда высоко ценились. Мастерские скрипичных мастеров процветали, изготавливая и не очень дорогие инструменты и инструменты высочайшего уровня. До нашего времени сохранилось примерно 250 музыкальных инструментов, изготовленных в мастерской Гварнели. В большинстве своем это скрипки, но есть альты и виолончели.

В завещании Андреа уменьшил наследство старшему сыну

Что произошло в отношениях Гварнели со старшим сыном, не известно. В завещании мастер сокрушается о выборе старшего сына, связанном с переездом в Мантую. Желая наказать наследника, Андреа выделяет ему значительно меньшую часть, упрекая в неблагодарности. Также мастер требует от сына ответ за некоторые вещи и предметы, увезенные во время переезда из мастерской.

Известный скрипач Никколо Паганини предпочитал играть на скрипке Гварнери

В начале XIX в. триумфальные гастроли Никколо Паганини вызвали всплеск неподдельного интереса к скрипке. Этот инструмент стал пользоваться огромной популярностью. У известного испольнителя было 9 инструментов, изготовленных разными мастерами, в том числе и Антонио Страдивари. После одного из концертов, великому скрипачу предложили купить скрипку дома Гварнели. Великий скрипач влюбился в инструмент и после смерти завещал городу, в котором он родился. Это была лучшая реклама династии скрипичных мастеров. Сейчас скрипка, принадлежащая Паганини, хранится в музее Генуи, за ней бережно ухаживают. Скрипка до сих пор принимает участие в концертах.

Инструменты дома Гварнели имеют индивидуальные особенности

В процессе творчества и поиска собственного стиля мастер придал своим инструментам индивидуальные особенности, некоторые из которых различают только специалисты. Говоря о размерах инструментов, нужно отметить, что и размеры их отличаются от общепринятых: виолончели достаточно велики, ассиметричны, скрипки обычных размеров. Лак красноватого оттенка положен достаточно плотным слоем. Звук, издаваемый инструментами очень нежный, но не сильный.

Инструменты каждого представителя семьи Гварнели имели отличия

Узкие специалисты могут отличить инструмент каждого представителя семьи итальянских скрипичных мастеров по внешнему виду, положению эфов, цвету, тембру.

В российской Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов храниться альт работы Андреа Гварнели

Альт, принадлежащий Георгию Метленбург-Стрелецкому, в 1919 г. был передан в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов. Инструмент выполнен во второй половине XIXвека основателем династии скрипичных мастеров. Инструмент крупный, по внешнему виду напоминает работы Николо Амати, но уже обладает индивидуальными чертами инструментов Гварнели.

СКРИПКА

Прекрасная скрипка — четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. Скрипка самый высокий по звучанию инструмент в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Предположительно, своим возникновением она обязана усовершенствованию народных инструментов, на основе которых она произошла в своём первозданном виде. В классической форме скрипка оформилась в творчестве северо — итальянских скрипичных мастеров 16 — 18 веков, к которым в частности относились: Ама́ти (итал. Amati) Андреа и Николо, Гварнери дель Джезу, Антонио Страдивари или Страдивариус и другие. В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати скрипка

Амати (итал. Amati) — семья итальянских скрипичных мастеров смычковых инструментов. Родоначальник — Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо — Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Николо Амати воспитал множество учеников, ряд которых стал равен своему

учителю, некоторые же, как, например, А. Страдивари, его превзошли. Из

мастерской Николо Амати вышли: его сын Иеронимо 2-й (1649-1740),

Из других учеников и подражателей Амати можно назвать следующих мастеров: Аббати, Альбани, Альвани, Ансельмо, Барцеллини, Бесетто, (Вимеркати), Герани, Гувернари, Доминикино, (Декоцетти), (далла Коста), Кальварола, Каппа, Кассини, Кастаньери, Колонарди, Корнелли, Монтаньяна, Монгаде, (Мелони), Надотти, де Полис, (Роджери – Джованни Баттиста и Пьетро Джакомо), Руджери – Винченцо и Гиацинто, Снейдер, Сорсана, Тедеско, Тонони, Фалько, Челопиатус, Черутти

Гварнери скрипка

Гварнери (Guarneri) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Николо Паганини, Ф. Крейслер и другие.

С е м е й с т в о Г в а р н е р и. Выдающиеся заслуги в деле построения смычковых инструментов имеет кремонская семья Гварнери. Родоначальником этого семейства был А н д р е а Г в а р н е р и (1626-1698), учившийся вместе со Страдивари у Николо Амати. Первые свои инструменты А. Гварнери делал в стиле

Амати, затем несколько видоизменил их форму. Эфы, не совсем правильных очертаний, располагаются прямее, своды дек делаются несколько более плоскими, бока довольно низкие. Скрипки Андреа Гварнери обычно имеют средний размер, виолончели часто очень велики. Верхние деки инструментов Андреа Гварнери производят впечатление сделанных из одного ствола ели – до того она всегда однотипна. Это ель с грубоватыми, довольно широкими, очень часто узловатыми слоями – Haselfichte.

На его скрипках попадаются деки как из двух половинок, так и из одного куска. Деки виолончелей его работы обычно из четырех кусков. Клен чаще всего местный, малоинтересного рисунка; деки большей частью из двух половинок. Радиальный распил преобладает над тангентальным.

Лак обычно такой же плотности, как и лак Николо Амати, но часто более коричневого цвета. Звук инструментов Андреа Гварнери нежный, но недостаточно сильный.

Старший сын Андреа, П ь е т р о Г в а р н е р и (1655-1720), сначала работавший в Кремоне, а затем переселившийся в Мантую, был талантливым мастером, делавшим инструменты по собственной оригинальной модели. Они имеют очень широкую «грудь», своды весьма выпуклы, эфы округленной формы, поставлены почти прямо. Весьма тщательно и изящно сделаны усы, особенно в углах. Завиток довольно широк.

Дерево на инструментах Пьетро Гварнери частью такое же, как у его отца, после смерти которого он, вероятно, унаследовал его запасы, частью у него попадается дерево более изысканное, ель нежная, мелкослойная, с шелковистым блеском привозной клен роскошного рисунка, обычно тангентального распила, клен же, перешедший по наследству от отца, почти всегда радиального распила.

Инструменты его покрыты оранжево-красным, исключительно чистым, превосходно положенным лаком. Звук инструментов довольно хорош, но лишен блеска. Второй сын Андреа, И о си ф Г в а р н е р и (1666-1739/40), применял в своих инструментах самое разнообразное по типу дерево, особенно клен. У него

встречаются все сорта как местного, так и привозного клена и все роды распила. Деки состоят как из одного, так и из двух кусков, рисунок клена то великолепный, то бледный, так называемый «птичий глаз».

В инструментах раннего периода Иосиф, сын Андреа, свободно комбинирует формы модели отца и Николо Амати. В этих инструментах ель нежная, мелкослойная, взятая, вероятно, из сравнительно молодых деревьев, клен на деках обычно тангентального, на боках – радиального распила. В дальнейшем мастер

отходит от своей первоначальной модели и подражает работам своего гениального сына Иосифа Гварнери дель Джезу. В инструментах этого типа он применяет более тяжелую и грубоватую ель, в некоторых случаях Haselfichte. Клен как на деках, так и на боках всегда радиального распила. На головках преобладает клен гладкий, без лучей. Лак этого мастера по своему составу типично кремонский, обычно желтого цвета с коричневым оттенком. Иногда он бывает роскошного, светящегося рубиново-красного цвета. Звук инструментов очень хорош, несколько напоминает по тембру инструменты Гварнери дель Джезу. Из инструментов Иосифа, сына Андреа, более ценятся скрипки и альты.

Старший сын этого мастера, Пьетро (1695-1762), работал вначале в Кремоне, а затем в Венеции; по стилю примыкает к отцу Г в а р н е р и д е л ь Д ж е з у. Среди членов семьи Гварнери выделился Иосиф

Гварнери (1698-1744), младший сын Иосифа и внук Андреа, — мастер огромного таланта. Историками скрипичного мастерства его принято называть «дель Джезу», так как на этикетках в его скрипках изображен значок, похожий на эмблему иезуитского монашеского ордена.

Произведения его соперничают с произведениями А. Страдивари, так как целый ряд великих скрипачей предпочитал и предпочитает тембр звука его инструментов тембру звука инструментов Страдивари.

Чьим он был учеником – точно не известно; вероятнее всего, он учился не у отца.

По мнению некоторых исследователей (Патерик, английский лютомонограф), Гварнери дель Джезу был учеником малоизвестного итальянского мастера Джизальберти, примыкавшего к брешианской школе. Эта гипотеза весьма вероятна, так как инструменты Иосифа Гварнери дель Джезу имеют много характерных

Гварнери — Giuseppe Guarneri

Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери, дель Джез ( итальянское произношение: [dʒuzɛppe ɡwarnɛːri] ; 21 августа 1698 — 17 октября 1744) был итальянский Luthier из Гварнери семейства Кремоны . Он соперничает Антонио Страдивари (1644-1737) в отношении уважения и почтения предоставляются свои инструменты, и для многих известных игроков и коллекционеров его инструменты являются наиболее желанной из всех. Инструменты , сделанные Гварнери часто называют Дель Gesùs .

Гварнери известен как дель Джез (буквально «Иисус») , потому что его этикетка после 1731 включила Nomina священнодействие , IHS ( йота-ет-сигма ) и римский крест . Его инструменты значительно расходились от семейной традиции, став уникальным свой собственный стиль. Они считаются равными по качеству тем , Страдивари, и утверждают некоторые , чтобы быть выше. Скрипки Гварнери часто имеют более темный, более надежный, более звонкий тон , чем Страдивари. Менее чем 200 инструментов Гварнери в уцелеть. Они все скрипки, хотя один виолончель несущий метку отца, датированное 1731, судя по всему, были завершены дель Джезу. Качество и дефицит его инструментов привели цены продажи свыше 10 миллионов долларов США.

содержание

Скрипичный мастер

Самый прославленный член дома Гварнери, Бартоломео был сын Джузеппе Джованни Баттиста , таким образом , внук Андреа Гварнери , сами как отметили скрипичный. Андреа узнал свою торговлю в качестве ученика Николо Амати , Страдивари , к которому также был подмастерьем. Несомненно, Джузеппе научился ремеслу violinmaking в мастерской своего отца.

Стиль Гварнери была широко скопирована скрипичных с 19 — го века. Карьера Гварнери является большим контрастом , что Страдивари, который был стилистический последователен, очень осторожны мастерства и отделок, и эволюционировал дизайн своих инструментов в нарочито более семи десятилетий. Карьера Гварнери никогда не хватало, с конца 1720 — х годов до своей смерти в 1744 году Первоначально он думал , чтобы быть человеком беспокойного творчества, судя по его постоянным экспериментам с эфов, выгибание, толщиной в верхней и задней и другие детали конструкции. Тем не менее, то , что стало ясно, что, как и другие члены его семьи, он был настолько коммерчески затмила его прославленным и бизнес-подкованных соседа, Антонио Страдивари, что он не мог командовать цены , соизмеримые с его соперником, поэтому необходимо , чтобы сделать более инструменты и работа поспешно. Действительно, два из пяти скрипичных мастеров семьи Гварнери, два Pietros-разных поколений левой Кремоны, первая в Мантуй, второй по Венеции, по- видимому , потому , что перспективы бизнеса в Кремоне были настолько низкорослые присутствием Страдивари. От 1720 до приблизительно 1737, работа Гварнери является быстрой и точной, хотя он не был одержит качество отделки. Тем не менее, с конца 1730 — х годов вплоть до его смерти, его работа показывает увеличение поспешность и отсутствие терпения со временем , необходимым для достижения высокого качества отделки. Некоторые из его поздних скрипок от ок 1742 до 1744 есть свитки , которые могут быть грубо вырезанными, то purfling поспешно вставлены, эф несимметричными и неровными.

Тем не менее, многие из этих поздних скрипок, несмотря на кажущихся спешках и невнимательности их строительств, обладают славным тоном и были очень желанными солистами. Его выход падает довольно резко в конце 1730 — х лет, и эксцентриситет работ после этого периода привел к романтическому представлению , что он был заключен в тюрьму за убийство соперника скрипичного мастера ( на самом деле это было один из Lavazza братий в Милане которых это произошло), и даже вряд ли выдумка , что он сделал скрипки в тюрьме. Такие истории были изобретены в девятнадцатом веке и были повторены биографами семьи Гварнери, на холмах , в их 1931 работе; в то время как холмы не принимать их по номинальной стоимости, она подается в своей идее , что Гварнери дель Джезу , должно быть темпераментным и ртутный, а не просто перегружены работой и коммерчески неудачными. Более поздние данные показывают , что дело было так плохо в течение последнего периода его жизни , что он должен был низвести скрипку решений на боковую линию и зарабатывать себе на жизнь , как трактирщик (опровергая «тюремный» миф).

Кроме того , стало известно , что некоторые из скрипок , исходящих из его магазина и носящих его ярлык на самом деле были делом его немецкой жены, Катерины Рода, который , видимо , вернулся в Германию после смерти мужа в 1744 году В то время как все другие члены его семьи, семья Страдивари, Николо Амати, и особенно большое число лиц , принимающие, жили долго живет-Страдивари живут и работают в возраст 93-Гварнери умер только 46. Существует , таким образом , вероятность того, что нечетные качества отделки в своих более поздних документах, иронический те , наиболее высоко ценится и дорого, были обусловлены не только к стрессу и спешки , но и посягает болезни. Стоит также отметить , что тон как Страдивари и Гварнери не вступили в свои собственные , пока в конце 18 — го века, что высокие встроенные инструменты Амати и Stainer были единственными ценились в 18 веке. Хотя это правда , что игроки, как и сейчас, привилегированные старые инструменты Страдивари сделал один из красивейшего Ливингса всех скрипичных мастеров в течение своей жизни. Также принято приравнивать Страдивари и Гварнери в связи с этим, но даже холмов намекнул , что такого не было в случае их стилей, Гварнери всегда со следами Амати, и даже Стайнер, последний Страдивари «не будет иметь ни одного.» Кроме того, инструменты Гварнери были признаны мирового класса солистки три десятилетия до Страдивари были также ратовал; по 1750 — е годы, Пуньяни известно, приобрели и предпочитал скрипку Гварнери дель Джезу, но не до 1780 — х годов , что его ученик, Виотти , стал сторонником Страдивари инструментов. Конечно, пропаганда Пуньяни является обычно забывают , когда Паганини стал самым отметил Гварнери игрок три поколения спустя.

Виртуоз Никколо Паганини «любимая скрипка, Il Cannone Гварнери 1743, и Господь Wilton 1742, когда — то принадлежала Иегуди Менухин , являются дель Джезу инструменты. Кроме того, Вьетан Гварнери -once принадлежит Вьётан -был продал в 2013 году недалеко от его запрашиваемая цена в размере 18 миллионов долларов, что делает его самым дорогим инструментом в мире. Яша Хейфец владел с. 1740 Гварнери дель Джезу с 1920 до его смерти в 1987 году был его любимый инструмент, несмотря на то, что он владел несколькими Страдивари.

Тайны скрипки. Амати, Гварнери, Страдивари.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тайна скрипичных мастеров Амати. Гварнери. Страдивари. О, как разноголосо скрипки пели: Творенья Страдивари и Гварнери, Вильома, Гваданини и Амати – Скрипичное невиданное пати! Впервые вместе все они собрались, К нам голоса их сквозь века прорвались. И музыканта трепетные руки Рождают в них божественные звуки. Их голосов заслуженная слава Взрывает зал гремящим криком «браво»! Слились здесь воедино два таланта: Труд мастеров и гений музыканта!

В 16-17 веках в нескольких странах Европы сложились крупные школы скрипичных мастеров. Представителями итальянской скрипичной школы были знаменитые семейства Амати, Гварнери и Страдивари из Кремоны. Город Кремона находится в Северной Италии, в Ломбардии, на левом берегу реки По. Этот город с X века известен как центр по производству фортепиано и смычковых. Кремона официально носит звание мировой столицы производства струнных музыкальных инструментов. В наше время в Кремоне работают более ста скрипичных мастеров, и их продукция высоко ценится у профессионалов. В 1937 г., в год двухсотлетия со дня смерти Страдивари, в городе была основана школа изготовления скрипок, ныне широко известная. В ней обучаются 500 учеников со всего мира.

Где-то плачет волшебная скрипка На исходе уставшего дня. Рассыпаются звуки, как искры Растревоженного огня. Она плачет дитём и вздыхает, Подняв грусть из глубин души И, как-будто, споткнувшись, смолкает, Затерявшись в сырой тиши. Кто-то музыкой боль заливает, И сливаются струи в поток. Скрипка снова и снова играет, Подводя неизбежный итог. Эту песнь не расскажешь словами, И на руки её не взять. Только будто на дне самом Струны сердца навзрыд звучат.

Амати Ама́ти (итал. Amati) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов из древнего кремонского рода Амати. Упоминание имени Амати встречается в летописях Кремоны уже в 1097 году. Основатель династии Амати — Андреа — родился приблизительно в 1520 году, жил и трудился в Кремоне. С 1530 года Андреа вместе с братом Антонио открыл собственную мастерскую в Кремоне, где они стали изготовлять альты, виолончели и скрипки. Наиболее ранний дошедший до нас инструмент датирован 1546 годом.. Отталкиваясь от традиций и технологии изготовления струнных инструментов (виол и лютен), Амати первым среди собратьев по труду создал скрипку современного типа. Амати создавали скрипки двух размеров – большой (grand Amati) — 35,5 см в длину и меньший — 35,2 см.

Амати Скрипки были с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда делались из груши и платана. Добившись ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания, Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука.

В двадцать шесть лет талантливый скрипичный мастер Андреа Амати уже «сделал» себе имя и ставил его на этикетках, прикрепляемых к инструментам. Молва об итальянском мастере быстро распространилась по Европе и дошла до Франции. Король Карл IX пригласил Андреа к себе и заказал ему изготовление скрипок для придворного ансамбля «24 скрипки короля». Андреа изготовил 38 инструментов, в том числе дискантовые и теноровые скрипки. Некоторые из них сохранились. У Андреа Амати было два сына — Андреа-Антонио и Джироламо. Оба выросли в отцовской мастерской, всю жизнь были партнёрами отца и, вероятно, самыми знаменитыми скрипичными мастерами своего времени. Инструменты, сделанные сыновьями Андреа Амати были еще изящнее, чем у отца, а звук их скрипок — еще нежнее. Амати

Амати Особых успехов в изготовлении скрипок достиг сын Джироламо – Николо (1596-1684), внук Андреа. Николо Амати создал скрипку, предназначенную для публичных выступлений. Он довёл до наивысшего совершенства форму и звук скрипки своего деда и приспособил её к требованиям времени. Для этого он немного увеличил размер корпуса («большая модель»), уменьшил выпуклости дек, увеличил бока и углубил талию. Он улучшил систему настройки дек, особое внимание уделил пропитке дек. Подбирал к скрипке дерево, ориентируясь на его акустические свойства. Кроме того, он добился, чтобы лак, покрывающий инструмент, был эластичным и прозрачным, а цвет — золотисто-бронзовым с красновато-коричневым оттенком. Конструктивные изменения, внесенные Николо Амати, заставили скрипку звучать сильнее, а звук распространяться дальше, не утрачивая при этом своей красоты. Все инструменты Николо до сих пор ценятся скрипачами.

Гварненри Как мне добиться, чтоб звучало, От дерева, чтоб звук пошёл, Чтоб нота душу так достала, Чтоб миг сознания пришёл Чтоб за секунду вспомнить детство, Кого любил, свой первый раз, И, чтобы вспомнить наслажденье, Души лирический экстаз Чтоб всё, что есть, все двери пали, Наружу вырвался герой, Чтобы душа запела снова, Чтобы был я горд, перед собой Чтоб пролетела жизнь как птица, Всё, что сумел, и что достиг, Чтобы душа под ритмы сердца, Запела, что же ты старик……… Зачем тебе теперь мученья, Ты создал инструмент по праву, И ты собрал его в ладони, Меняя на очках оправу Прищурился и тронул нежно, Смычком и выловил диезу, Вот так создал руками скрипку Гварнери прозванный дель Джезу

Гварнени Гварнери (Guarneri) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семейства, Андреа Гварнери, родился в 1622 (1626) в Кремоне, там же жил, работал и умер в 1698 году. Он был учеником Николо Амати, и свои первые скрипки создавал в стиле Амати. Позже Андреа разработал собственную модель скрипки, у которой эфы имели неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Были и другие особенности скрипок Гварнери, в частности, их звук. Сыновья Андреа Гварнери — Пьетро и Джузеппе — также были крупными мастерами скрипичного дела. Гварнери дель Джезу (1698-1744) создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются сильными голосами с густыми, наполненными тонами, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Гварнери дель Джезу, был Никколо Паганини.

Гварнени Любимая скрипка Никколо Паганини «Ил Канноне» (Пушка), созданная великим Джузеппе Гварнери, хранится в Ратуше Генуи. Один раз в месяц, специально назначенный куратор вынимает ее из витрины. Скрипку вручают молодому артисту, победителю конкурса имени Паганини. И он получает право целый вечер играть перед переполненным залом на той самой скрипке, на которой более ста лет назад играл великий Маэстро. И, кажется, это сам великий скрипач исполняет свое знаменитое левое пиццикато… Скрипка помещена в специальную витрину при температуре 20 градусов и влажности около 50 процентов. В другие города скрипку вывозят крайне редко, место хранения во время гастролей держат в строжайшем секрете, а рядом постоянно находится вооруженная охрана. Считается, что играть на этой скрипке можно не более часа, чтобы дерево не разрушалось от перемены влажности и температуры.

Гварнени «Ил Канноне» «Пушка»

Из воспоминаний: В мае 1999 года «Пушку» привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре. Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини: «…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, — это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал — точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»

Страдивари Антонио Страдивари или Страдивариус — знаменитый мастер струнных и смычковых инструментов. Он жил и работал в Кремоне. Страдивари учился у Николо Амати. Он родился в 1644 , хотя точная дата его рождения неизвестна. В Кремоне, начиная с 1680 года, Страдивари жил на площади св. Доминика, там же он открыл мастерскую, в которой стал изготовливать струнные инструменты — гитары, альты, виолончели и, конечно, скрипки. Антонио Страдивари умер в Кремоне 18 декабря 1737 . Похоронен в в кремонской Базилике Сан Доменико.

Из тонких плашек редкой древесины, Среди опилок, в мастерской убогой, Рождалась скрипка с талией осиной, Дитя таланта Мастера и Бога. И запах лака приторный и горький В себе таил великие секреты, У старого Антонио в каморке Рождалась скрипка… И её с рассветом Великий Мастер вынес на террасу, Чтобы дитя просохло от рожденья, А сам, не спавший зА ночь даже часа, Прилёг и погрузился в сновиденья… И видел он во сне, как вся Кремона Рукоплескала этой новой скрипке, Как пальцы музыканта искушённо Дрожа блуждали её станом гибким. Смычок коснулся девственного тела, Трезвучием сорвал её одежды И скрипка изумительно запела, Как ни одна из тех, что пели прежде… Она рыдала в сладком полутоне, Сливались звуки в двуголосьи страстном, Смычок взлетает вверх и плавно тонет… И говорит ей: Боже! Ты прекрасна. Звучит её податливое тело, Она и плачет и поёт и стонет! От звуков низких, вязких, чёрно-белых До высочайших – в ярко-красном тоне… Очнулся мастер. Глаз не открывая, Сказал тихонько: ты прекрасно пела… А если пела – значит ты живая. И встал. Болело старческое тело… Жила Кремона в ежедневном быте, Кричали продавцы воды фруктовой… Маэстро убирал свою обитель, Чтоб приступить к рожденью скрипки новой. А через триста лет, в огромном зале, В составе знаменитого оркестра Две скрипки пели. Зрители не знали, Что эти скрипки пели для Маэстро… Владимир Кобец

До 1684 Страдивари строил небольшие скрипки в стиле Амати. Он старательно воспроизводил и улучшал скрипки учителя, стараясь найти собственный стиль. Постепенно Страдивари освободился от влияния Амати и создал новый тип скрипки, отличающейся от скрипок Амати тембровым богатством и мощным звучанием. Начиная с 1690 года, Страдивари стал строить инструменты более крупных размеров в отличие от скрипок его предшественников. Типичная «удлиненная скрипка» Страдивари имеет в длину 363 мм, что на 9,5 мм крупнее скрипки Амати. Позже мастер уменьшил длину инструмента до 355,5 мм, одновременно сделав его несколько шире и с более выгнутыми сводами, — так появилась на свет модель непревзойденной симметрии и красоты, которая вошла в мировую историю как «скрипка Страдивари», а имя самого мастера покрыла неувядаемой славой. Кроме скрипок, Страдивари создавал гитары, альты, виолончели, и создал, по крайней мере, одну арфу — по текущим подсчётам более 1100 единиц инструментов. Виолончели, вышедшие из рук Страдивари, имеют замечательный певучий тон и внешнюю красоту.

Скрипки Страдивари Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены Антонио Страдивари в период с 1698 по 1725 годы. Все скрипки этого периода отличаются замечательной отделкой и прекрасными характеристиками звучания – их голоса похожи на звонкий и нежный женский голос. За всю жизнь мастер создал более тысячи скрипок, альтов и виолончелей. До нашего времени дошло примерно 600, некоторые из его скрипок известны под собственными именами. Среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку! Среди других прославленных скрипок Страдивари : «Беттс» (1704 г.), храняшаяся в Библиотеке Конгресса США), «Виотти» (1709), «Алард» (1715) «Мессия» (1716).

Легенды и правда о Страдивари Дерево, из которого сделаны инструменты, — это обломки Ноева ковчега! Предания гласят, что мастер использовал для создания лака крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской. Также смеси из смол из тирольского леса,который был потом вырублен. На самом деле, Страдивари действительно использовал самый высококачественный материал для изготовления инструментов, но особым секретом были музыкальность мастера, ловкость рук, интуиция, острый глаз. Анализ инструментов показывает, что они содержат химические элементы, которые никто не использовал в то время, они сохраняли инструмент от порчи и гниения. Состав этих элементов близок к составу египетских мумий.

Инструменты Страдивари отличаются характерной надписью на латинском языке: Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno [date] в переводе — Антонио Страдивари Кремонский сделал в году (таком-то).

Памятник Страдивари в Кремоне Сегодня слышал (выдался мне случай): Рыдала скрипка высотою нот. И в жилах кровь застыла, став тягучей, И онемел полуоткрытый рот. Душа внимала таинство звучаний, Стонала скрипка в опытных руках. Утраты горечь, темень расставаний У скрипача отражены в глазах. Скрипач и скрипка воедино слиты, Смычок и сердце — пламенная страсть. В награду слёзы скрипачу пролиты, И души сотен отданы во власть

СКРИПКА

Прекрасная скрипка — четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. Скрипка самый высокий по звучанию инструмент в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Предположительно, своим возникновением она обязана усовершенствованию народных инструментов, на основе которых она произошла в своём первозданном виде. В классической форме скрипка оформилась в творчестве северо — итальянских скрипичных мастеров 16 — 18 веков, к которым в частности относились: Ама́ти (итал. Amati) Андреа и Николо, Гварнери дель Джезу, Антонио Страдивари или Страдивариус и другие. В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати скрипка

Амати (итал. Amati) — семья итальянских скрипичных мастеров смычковых инструментов. Родоначальник — Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо — Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Николо Амати воспитал множество учеников, ряд которых стал равен своему

учителю, некоторые же, как, например, А. Страдивари, его превзошли. Из

мастерской Николо Амати вышли: его сын Иеронимо 2-й (1649-1740),

Из других учеников и подражателей Амати можно назвать следующих мастеров: Аббати, Альбани, Альвани, Ансельмо, Барцеллини, Бесетто, (Вимеркати), Герани, Гувернари, Доминикино, (Декоцетти), (далла Коста), Кальварола, Каппа, Кассини, Кастаньери, Колонарди, Корнелли, Монтаньяна, Монгаде, (Мелони), Надотти, де Полис, (Роджери – Джованни Баттиста и Пьетро Джакомо), Руджери – Винченцо и Гиацинто, Снейдер, Сорсана, Тедеско, Тонони, Фалько, Челопиатус, Черутти

Гварнери скрипка

Гварнери (Guarneri) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Николо Паганини, Ф. Крейслер и другие.

С е м е й с т в о Г в а р н е р и. Выдающиеся заслуги в деле построения смычковых инструментов имеет кремонская семья Гварнери. Родоначальником этого семейства был А н д р е а Г в а р н е р и (1626-1698), учившийся вместе со Страдивари у Николо Амати. Первые свои инструменты А. Гварнери делал в стиле

Амати, затем несколько видоизменил их форму. Эфы, не совсем правильных очертаний, располагаются прямее, своды дек делаются несколько более плоскими, бока довольно низкие. Скрипки Андреа Гварнери обычно имеют средний размер, виолончели часто очень велики. Верхние деки инструментов Андреа Гварнери производят впечатление сделанных из одного ствола ели – до того она всегда однотипна. Это ель с грубоватыми, довольно широкими, очень часто узловатыми слоями – Haselfichte.

На его скрипках попадаются деки как из двух половинок, так и из одного куска. Деки виолончелей его работы обычно из четырех кусков. Клен чаще всего местный, малоинтересного рисунка; деки большей частью из двух половинок. Радиальный распил преобладает над тангентальным.

Лак обычно такой же плотности, как и лак Николо Амати, но часто более коричневого цвета. Звук инструментов Андреа Гварнери нежный, но недостаточно сильный.

Старший сын Андреа, П ь е т р о Г в а р н е р и (1655-1720), сначала работавший в Кремоне, а затем переселившийся в Мантую, был талантливым мастером, делавшим инструменты по собственной оригинальной модели. Они имеют очень широкую «грудь», своды весьма выпуклы, эфы округленной формы, поставлены почти прямо. Весьма тщательно и изящно сделаны усы, особенно в углах. Завиток довольно широк.

Дерево на инструментах Пьетро Гварнери частью такое же, как у его отца, после смерти которого он, вероятно, унаследовал его запасы, частью у него попадается дерево более изысканное, ель нежная, мелкослойная, с шелковистым блеском привозной клен роскошного рисунка, обычно тангентального распила, клен же, перешедший по наследству от отца, почти всегда радиального распила.

Инструменты его покрыты оранжево-красным, исключительно чистым, превосходно положенным лаком. Звук инструментов довольно хорош, но лишен блеска. Второй сын Андреа, И о си ф Г в а р н е р и (1666-1739/40), применял в своих инструментах самое разнообразное по типу дерево, особенно клен. У него

встречаются все сорта как местного, так и привозного клена и все роды распила. Деки состоят как из одного, так и из двух кусков, рисунок клена то великолепный, то бледный, так называемый «птичий глаз».

В инструментах раннего периода Иосиф, сын Андреа, свободно комбинирует формы модели отца и Николо Амати. В этих инструментах ель нежная, мелкослойная, взятая, вероятно, из сравнительно молодых деревьев, клен на деках обычно тангентального, на боках – радиального распила. В дальнейшем мастер

отходит от своей первоначальной модели и подражает работам своего гениального сына Иосифа Гварнери дель Джезу. В инструментах этого типа он применяет более тяжелую и грубоватую ель, в некоторых случаях Haselfichte. Клен как на деках, так и на боках всегда радиального распила. На головках преобладает клен гладкий, без лучей. Лак этого мастера по своему составу типично кремонский, обычно желтого цвета с коричневым оттенком. Иногда он бывает роскошного, светящегося рубиново-красного цвета. Звук инструментов очень хорош, несколько напоминает по тембру инструменты Гварнери дель Джезу. Из инструментов Иосифа, сына Андреа, более ценятся скрипки и альты.

Старший сын этого мастера, Пьетро (1695-1762), работал вначале в Кремоне, а затем в Венеции; по стилю примыкает к отцу Г в а р н е р и д е л ь Д ж е з у. Среди членов семьи Гварнери выделился Иосиф

Гварнери (1698-1744), младший сын Иосифа и внук Андреа, — мастер огромного таланта. Историками скрипичного мастерства его принято называть «дель Джезу», так как на этикетках в его скрипках изображен значок, похожий на эмблему иезуитского монашеского ордена.

Произведения его соперничают с произведениями А. Страдивари, так как целый ряд великих скрипачей предпочитал и предпочитает тембр звука его инструментов тембру звука инструментов Страдивари.

Чьим он был учеником – точно не известно; вероятнее всего, он учился не у отца.

По мнению некоторых исследователей (Патерик, английский лютомонограф), Гварнери дель Джезу был учеником малоизвестного итальянского мастера Джизальберти, примыкавшего к брешианской школе. Эта гипотеза весьма вероятна, так как инструменты Иосифа Гварнери дель Джезу имеют много характерных

Читайте далее:

Добавить комментарий

Часть серии на
Скрипки и скрипки
Физические основы
Fiddlers
История скрипки
скрипичных
Музыкальные стили