Грот буонталенти во флоренции

Сады Боболи во Флоренции: история, часы работы и как добраться

Сады Боболи во Флоренции – отличное место, чтобы отдохнуть от городской суеты и утомительных забегов по достопримечательностям и магазинам. А еще усладить взор прекрасными гротами, фонтанами, беседками и цветниками, ведь посмотреть здесь есть на что. Во все времена Сады Боболи считались совершенством ландшафтного дизайна, и не раз служили примером для создания других королевских парков Европы, таких, например, как знаменитый парковый комплекс французского Версаля.

История создания

Сады Боболи, названные по имени холма, на котором они разбиты, были заложены Элеонорой Толедской, супругой великого тосканского герцога Козимо I Медичи. Идея эта у герцогини возникла сразу после приобретения ею в 1549 году дворца у потомков влиятельного, но разорившегося семейства Питти.

Огромная территория нетронутой земли, что раскинулась за дворцом, как будто специально была создана для будущего парка, а с вершины холма открывалась прекрасная панорама города.

Панорама Флоренции с холма Боболи

Первоначально над обустройством парка работал придворный садовник – декоратор Никколо Триболо, однако скорая смерть не позволила ему довести задуманное до конца. Следующим за дело взялся Бартоломео Амманати (создатель фонтана «Нептун» на Площади Синьории во Флоренции). По его задумке центром парковой зоны стал амфитеатр, а его главной изюминкой – древнеегипетский обелиск из Луксора, специально доставленный сюда с герцогской римской виллы.

Свою лепту в обустройство садов внесли также Джорджио Вазари, создавший большую часть парковых гротов, и его ученик Бернардо Буонталенти, оставивший после себя прекрасные скульптуры, украшающие сад.

Элеонора Толедская приобрела дворец Питти в 1549 году

С годами владельцы палаццо Питти менялись: на смену Медичи пришла династия Лотарингских герцогов, а их, в свою очередь, сменили представители королевской фамилии. Вместе с ними претерпели изменения и Сады Боболи. Каждый пытался расширить парковую территорию, приукрасить ее и внести что-то новое от себя.

Композиция Садов Боболи во Флоренции

Кипарисовая Аллея, заложенная Джулио Париджи в 1630 году, прекрасно сохранилась, и сегодня спасает от зноя и радует глаз. Именно вдоль нее проходит главная парковая дорожка, которая берет свое начало у амфитеатра и ведет к декоративной террасе на самом верху холма. Это кульминация путешествия и наградой служит захватывающая дух панорама Флоренции, с ее красными крышами и церковными куполами.

Но еще до холма вас ждет масса сюрпризов и впечатлений, а начинаются они с амфитеатра, который по своей форме напоминает римский классический ипподром, вернее, его половину. Кстати, самые первые в мире оперные представления начали проходить именно здесь (1476 г.).

Первое в мире оперное представление прошло на территории амфитеатра в 1476г.

Освежиться в жару помогут фонтаны «Нептун», «Океан», «Фонтан Артишоков» и круглый фонтан «Ганимед», Особенно нравится посетителям парка небольшое рукотворное озерцо Изолотто, работы Альфонсо Париджи (1614 г.), с маленьким островком – садом внутри.

Клумбы, розарии и цветники, живые изгороди из платанов и самшитов благоухают в Садах Боболи во Флоренции почти круглый год, меняя запахи и цвета в соответствии с сезоном. Поражает и огромное количество статуй, начиная с античных изображений императора и знаменитых римлян и заканчивая работами известных итальянских мастеров XVI- XVII ст.

Аллеи и живые изгороди из платанов и самшитов в Садах повсюду

Среди прочих достопримечательностей Садов нельзя не упомянуть Кофейный домик, появившийся здесь в конце XVIII века как дань новомодной традиции. На открытом воздухе местные вельможи наслаждались одновременно и красивым видом, и благоуханием цветов, и ароматным кофе.

Кофейный домик появился здесь в конце XVIII века

Сады Боболи, Кофейный домик (Kaffeehaus):

Не помню, что это за строения. А за ним — панорама Флоренции:

Аллеи и живые изгороди в Садах повсюду:

Опять пробел в моей памяти, не помню, что это за здание. Может быть оранжерея Limonaia, построена Заноби Дель Россо в 1778 г.:

Тенистая платановая аллея:

Кипарисовая аллея. Здесь начинается вторая часть садов, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные:

Статуя богини изобилия Абунданции в память о герцогине Иоанне Австрийской (1547-78):

Подходим к Островку или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи. В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат:

Джованни Баттиста Pierratti (1599-1662): Андромеда и чудовище, между 1630 и 1662, из белого мрамора и бронзы:

Фонтан океан, Джамболонья:

Пруд окружён стрижеными изгородями из самшита:

На острове — масса лимонных деревьев в больших горшках с лимонами разной степени зрелости:

К гроту Буонталенти мы подошли в то время, когда он был закрыт. Мы попытались хоть что-то рассмотреть сквозь решётку. Неожиданно к нам подошла приятная женщина средних лет (сотрудница музея), которая открыла нам вход в грот и жестами пригласила нас войти. Потом выяснилось, что она в окно увидела наши смешные позы, которые мы невольно принимали, чтобы увидеть грот. Потом она терпеливо ждала, когда мы осмотрим и сфотографируем детали. Огромное спасибо этой итальянке, которая помогла нам.

Грот Буонталенти. Заглянем в знаменитый Большой грот («Гротта Гранде»), над созданием которого работал Буонталенти в 1583-1593 гг. по заказу Франческо I Медичи: получилось необычное сочетание живописи, скульптуры и архитектуры. До 1924 года в нём хранились незаконченные «Рабы» Микеланджело, которыми в наше время можно полюбоваться в Галерее Академии во Флоренции. Тема грота – бесформенная материя, которая в результате алхимии достигает гармонии: камни, сталактиты и ракушки стен образуют фигуры людей и животных, высеченных Пьетро Мати.

Грот Буонталенти. Фрески Бернардино Poccetti:

Искусственный грот Буонталенти украшен копиями «Рабов» Микеланджело:

Во втором зале Грота находится скульптура Винченцо де Росси «Парис и Елена», созданная в 1560 году:

Конечно мы торопились, понимая, что задерживаем сотрудницу музея.

Из этой аллеи мы вышли после осмотра Садов Боболи:

С другой стороны аллеи скульптура, расположенная симметрично первой:

У самого входа в Сады Боболи находится скульптура Морганта, придворного карлика правителя Козимо I Медичи, верхом на черепахе. Скульптор: Валерио Чоли, 1560 г.:

Сады Боболи

Флоренция – очень уютный, небольшой городок, в котором проживает около 360 тысяч человек. Он полностью выложен камнем. Здесь все каменное, начиная от зданий, заканчивая набережными и тротуарами.

Во время моих прогулок по Флоренции, я практически не видела зелени, что уж говорить о каких-либо парках или зеленых двориках. Их там можно пересчитать на пальцах одной руки. Поэтому Сады Боболи стали для меня чуть-ли не самой ожидаемой достопримечательностью. Как позже выяснилось, от недостатка зеленой растительности страдаю не только я, но и большинство флорентийцев. Поэтому Сады Боболи являются для них излюбленным местом отдыха в выходные дни.

Как добраться

Сады Боболи находятся по другую сторону реки Арно, прямо напротив галереи Уифицци.

Когда я первый раз изучала карту, мне показалось, что сады Соболи расположены на огромном холме, а расстояние от реки до них нереально преодолеть пешком. Но в действительности холм не такой большой. Находятся сады всего в 5-7 минутах ходьбы от реки. Стоит помнить, что расстояния в России и в городах Европы разные: даже самая протяженная улица на карте Италии может на деле оказаться не больше нашего переулка.

Из более отдаленных уголков Флоренции, до Садов можно добраться на общественном транспорте.

Так, например, с центрального вокзала Санта-Мария Новелла можно доехать на автобусе под буквой D от остановки Scala, которая находится прямо напротив вокзала, до остановки Pitti, расположенной перед главной площадью дворца.

От музея Сан Марко можно добраться на автобусе под номером 11. От остановки Dogana вам следует доехать до остановки Serumido и пройти чуть-чуть влево.

От Базилики Санта-Кроче до Садов Боболи доехать можно, сев на автобус C3, отходящий от остановки Magliabechi и курсирующий до Ponte Vecchio. Эта остановка находится у одноименного моста. Вам нужно пересечь этот мост и далее двигаться прямо вверх по холму.

Часы Работы

Сады работают ежедневно, но по особому расписанию:

С ноября по февраль с 8-15 до 16-30;

В марте и октябре с 8-15 до 17-30;

С апреля по май и с сентября по октябрь парк работает с 8-15 до 18-30;

С июня по август с 8-15 до 19-30.

Вход в сады Боболи осуществялется через прилегающий к ним Дворец Питти.

Билет стоит 7 евро, в эту цену включено посещение Музея серебра (он находится в левой части дворца), Галереи костюмов (3 этаж дворца) а также Музея фарфора (находится внутри Садов Боболи). Также вы можете купить билет за 10 евро. В него, помимо всего вышеперечисленного, также входит осмотр палат дворца.

История

Сады Боболи – это старейший и известнейший парковый ансамбль во Флоренции. Они располагаются на одноименном склоне Боболи, сразу за дворцом Питти.

Его некогда возвел купец Лука Питти. Будучи одним из ярых противников семьи Медичи, Питти стремился превзойти их в роскоши и красоте своих владений. Но по иронии судьбы, несколько десятилетий спустя хозяином дворца становится Элеонора Толедская, жена Козимо Медичи. С тех пор это место зовется резиденцией Медичи. И именно тогда началась высадка и оформление сада.

Сад планировали два архитектора. Первым был Никколо Триболо, а после его смерти дело продолжил Бартоломео Амманати.

Под руководством Никколо Триболо на месте бывшей каменоломни была заложена первая ось сада. Она проходит от заднего фасада дворца Питти, насквозь пересекая холм Боболи до фонтана Нептуна.

Второй этап развития связан со значительным расширением садов. Также в это время появилась вторая ось парка. Она протянулась от фонтана Нептуна до фонтана Океан, перпендикулярно первой оси.

Прогулка по парку

Амфитеатры

Прямо за дворцом Питти, рядом с фонтаном Артишоков и чудесным небольшим садиком, открывается вид на большой амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома. Именно в нем устраивались самые роскошные представления и ставились самые первые оперные постановки.

Позже амфитеатр перестал функционировать как место для представлений, в его центре установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Вверх от амфитеатра идет подъем, в начале которого расположена статуя Цереры – богини плодородия. Далее вверх по ступенькам установлены статуи известных римлян и императора.

В верхней части садов Боболи располагается второй амфитеатр, в котором находится один из самых красивейших фонтанов в саду – фонтан Нептуна. Это пруд неправильной формы с бронзовой статуей Нептуна по центру. Его окружают наяды и тритоны. В народе у Флорентийцев этот фонтан зовется «фонтаном с вилкой».

Если вы подниметесь вверх по холму до самой высокой точки, откроется потрясающий вид на сад, Дворец Питти и Флоренцию в целом.

Музеи

Если стоять лицом к дворцу Питти, то по левую руку будет подъем к музею фарфора и смотровую площадку.

В музее в основном представлен фарфор семьи Медичи, различная бытовая утварь и детские фарфоровые игрушки.

Со смотровой площадки открывается вид на совершенно другую часть Флоренции – «не каменную». Смотря сверху вниз, я впервые за все время своего пребывания, увидела эту «книжную» Тоскану, со всеми ее маленькими домиками, построенными на холмах и увитых плющом, зелеными склонами и виноградниками.

А если двинуться по правую руку от дворца по диагональной тропе, вы попадете кофейному домику. После долгой реставрации туда снова начали пускать туристов. Как и полагается кофейному домику, внутри есть кафе, где туристы могут отдохнуть и выпить чашечку кофе.

Фонтаны

Следуя от кофейного домика вниз по дорожке, вы придете в «сельскохозяйственную зону» садов Боболи с дрожками, усыпанными гравием, невысокими стрижеными изгородями и молодыми высадками виноградных кустов.

В нижней части этой зоны находится круглый фонтан Ганимед. Он представляет собой чашу, в центре которой находятся скульптуры юноши и орла. Композиция посвящена истории похищения Ганимеда, который был перенесен орлом Зевса на олимп из-за своей вечной молодости и красоты.

Если вернуться обратно и, не доходя до фонтана Нептуна, свернуть на вторую главную ось садов Боболи, то можно выйти к Кипарисовой Аллее. Вдоль аллеи стоят античные статуи, изображающие игры, популярные в то время.

Двигаясь вперед по Кипарисовой Аллее, вы попадете на маленький остров, находящийся посредине пруда. Сам остров больше напоминает сад. он украшен кустовидными розами и цитрусовыми, растущими в маленьких горшках. В центре сада находится фонтан Океан со статуей Нептуна. Его окружают фигуры богов, олицетворяющих такие великие реки как Нил, Ганг и Евфрат.

Грот Буонталенти

Мое посещение Флоренции выпало на конец июня-июль. Это самый жаркий период в Италии, температура воздуха порой достигает +37 градусов Цельсия. И что поразило меня в Садах Боболи, не смотря на эту адскую жару, вся растительность в парке –цветы, газоны, деревья, виноградники – зеленые. Я не увидела ни один высохший куст или сгоревший газон.

Оказывается, во время высадки и оформления парка в нем также планировали большие гроты. Один из них называется грот Буонталенти (по имени архитектора-создателя), и его главная обязанность – обеспечивать водой весь парк, тем самым поддерживая его жизнедеятельность и красоту.

Грот Буонталенти находится слева от входа в парк. Внутри грота располагается множество скульптур, половина которых покрыта искусственными сталактитами. Также в первом зале находятся копии «Рабов» Микеланджело и потайной ход к легендарному мосту Понте-Веккьо.

Впечатления

На меня сады Боболи произвели очень сильное впечатление. Не даром их называют эталонными садами Европы. Я была удивлена, когда узнала, что даже Версаль был спроектирован по образу и подобию Садов Боболи.

Не смотря на то, что сады занимают сравнительно небольшую территорию, они очень сложно спроектированы. Так что хочу предупредить, вам все время придется что-то обходить. Там нет ни одной прямой дорожки, перед вами всегда будет 2 или даже 3 тропинки, которые направят вас в разные места.

Все растения и кусты в саду достаточно низкие и практически не отдают тени, а лето в Италии очень жаркое. Поэтому для посещения Садов лучше выбрать умеренную погоду, т.к. практически не будет возможности укрыться от солнца.

Для каждого человека красота Садов Боболи открываются по-своему. Поэтому при первой же возможности отправляйтесь в Дворец Питти – покорять сады Боболи. Поверьте, это станет одним из ваших увлекательнейших путешествий по Флоренции.

Италия. Часть 22. День 9. Флоренция (3). Сады Боболи.

Пройдя внутрь, я повернул налево, чтобы посмотреть на двор Вакха и грот Буонталенти. Чтобы лучше ориентироваться в моем повествовании, предлагаю взглянуть на карту садов: http://www.planetware.com/map/boboli-gardens-map-i-lmn.htm . С первого взгляда, они напоминают парковый лабиринт. Однако, карта не передает реального впечатления о них: архитекторы садов умело эксплуатировали значительные перепады рельефа, настоящие долины и скалы, а также декоративные стены, лестницы и густые рощи, чтобы и так не маленький сад казался значительно больше.

На ряду с другими скульптурами, в крохотном дворе Вакха выделяется известное изображение придворного шута Козимо Медичи, созданное скульптором Валерио Чиоли. Рядом стоит длинная очередь желающих с ним сфотографироваться.

От двора совсем недалеко до грота Буонталенти.

Грот этот выглядит довольно необычно. Искусственные сталактиты и сталагмиты, образующие скульптурные композиции, делают его похожим на замок из песка. «Морское» впечатление усиливают отдельные элементы отделки, выполненные из ракушек и кораллов.

По тропинке, круто уходящей вверх и окруженной живыми изгородями, я прошел мимо сада Юпитера. Запах цветов оттуда был невыносимо сильным, я не смог устоять перед искушением остановиться там на некоторое время, и просто вдыхать его.

Неподалеку мне на глаза попался малый грот, похожий на грот Буонталенти, но не столь обласканный вниманием путеводителей, и, соответственно, туристов.

С площадки небольшого круглого здания, обозначенного на карте как «Coffee House» открывается панорамный вид на Флоренцию. Колокольню Джотто (о которой я уже писал), видно справа, а Дуомо скрыт за кустом. На фотографии хорошо видно, какая переменчивая погода стояла в тот день: то начинал накрапывать дождь, то опять становилось солнечно.

Вообще-то, мне стало казаться, что я уже побывал в большей части Боболи. И когда я вышел к форту Бельведер на его окраине, то спокойно проследовал по стрелке, указывающей путь к садам Бардини.

Чтобы попасть туда, надо выйти за проходную Боболи, пройти по тесной извилистой улочке по указателям, и войти в портал направо. Сады эти совсем невелики, по сравнению с Боболи и довольно уютны. Приобрести билет для их посещения можно на месте, независимо от выставок Боболи и Питти.

Внутри расставлено много скульптур. На территории есть выставка, в большом сарае, проход через который образует широкий коридор (возможно, раньше это была конюшня), висит много картин современных художников. Большинство их можно тут же купить. Картины эти меня совершенно не впечатлили.

Кроме картин, кустов и скульптур, там можно отыскать и еще один вид с высоты на Флоренцию и Арно.

Вскоре я вернулся назад в Боболи тем же путем, что и покинул их. Имея желание завершить обход садов по кругу, я продолжил подниматься наверх, пока не вышел к центральной аллее, с которой мне открылся вид на фонтан «Нептун» и дворец Питти.

Я прошел мимо знаменитой статуи изобилия, и поднялся по витой лестнице еще на один уровень наверх, к наивысшей террасе садов.

Так я оказался у форта Кавалера, спроектированного Микеланджело, и превращенного, впоследствии, в сад. Там же располагался еще один музей, посетить который позволял мой билет — музей фарфора. То и дело накрапывающий в течение прогулки дождик неожиданно усилился, и оказался неприятно холодным. Я поспешил укрыться от него в музее.

Как видно на фото, здание музея невелико. Он содержит множество образцов итальянского фарфора, однако, по богатству экспозиции уступает музею фарфора в Ярославле (про который я когда-нибудь напишу). С террасы сада открывается вид на местность, лежащую с противоположной стороны от центра Флоренции.

Под крупными каплями дождя становилось холодно, и я поспешил назад, к центральному входу в сады, чтобы взять оставленный там в камере хранения рюкзак (в котором находились куртка, зонтик и вода). Если наверх я поднимался слева от центральной аллеи, то вниз решил спуститься справа, пройдя через «каштановые луга» (как они обозначены на приведенной выше карте).

Спустившись по склону холма, я оказался у небольшой площади рядом с боковым крылом (Palazzina Meridiana) дворца Питти. Именно оттуда можно попасть в расположенный внутри музей костюма. Статуя Пегаса явно указывает на то, что там когда-то проводились театральные представления.

Обогнув боковое крыло дворца, я вышел в его внутренний двор, и воссоединился там со своим рюкзаком. Не знаю, ошибка ли это контролеров, или приобретенный мной билет был действителен весь день, но по нему меня снова впустили в сады. На этот раз я собирался пройти по центральной аллее, чтобы, повернув у фонтана направо, дойти до самой удаленной их точки.

Небольшой египетский обелиск по дороге к фонтану был притащен по указанию Медичи из Рима, первоначально он украшал термы Каракала.

Хоть вода в фонтане и цветет буйным цветом, да и посетители не стесняются кидать в него всякий мусор, там все же водятся золотые рыбки.

Основных путей к отдаленной части садов, пруду с островом Изолотто 3: прямо — широкий и прямой спуск, украшенный скульптурами, слева — извилистый серпантин, и справа — хаотичные тропинки через череду маленьких садиков. Сперва я решил пойти по левому пути.

Спуск был вовсе не таким мрачным, как может показаться на первый взгляд. В кронах деревьев скакали шустрые итальянские белки, а временами стволы расступались, и открывали такие вот, вполне пригодные для пикника, полянки.

У самого левого края, вплотную к крепостной стене, ограничивающей территорию садов, находится своеобразный фонтан: каскад желобов, по которым стекает вода.

Иногда в просвете ветвей мелькают странные камни — творение какого-то современного японского скульптора.

Некоторым из них итальянцы нашли рациональное применение:

Наконец, я спустился вниз, пересек центральную аллею, и вышел к Изолотто.

Вход на остров был закрыт, но сквозь ворота я все-таки увидел его главную достопримечательность: лимоны в кадках 🙂

Я обошел пруд с островом вокруг, и заглянул в оставшийся кусочек сада, за живой изгородью. Там то ли сооружали, то ли разбирали концертную сцену. Ничего интересного. Я вернулся назад, чтобы еще раз посмотреть на открывавшуюся там красоту.

Неподалеку обнаружилась еще одна достопримечательность: вилла из Помпеи, вернее, ее копия в натуральную величину. Хоть я и насмотрелся на эти виллы в настоящих Помпеях, пару фотографий я все же сделал.

Однако, пора было идти. Скоро сады закрывались, и моей целью было оказаться подальше от ближайшего выхода, чтобы подольше гулять там, когда служители начнут выгонять посетителей насильно. Часть пути я проделал по главной аллее.

А еще часть — по садам с противоположной по отношению к той, где я спускался, стороны. Там я набрел на ананасовый сад.

Там же повстречал местного флорентийского (или боболийского?) кошака.

По уже знакомому пути, мимо Пегаса, я вышел к дворцу Питти. Громкоговорители в саду уже объявляли, что он закрыт, и просили всех пройти к выходу.

Несколько взглядов на чудеса садов на прощание, и я пошел к проходной.

В садах Боболи, при желании, можно провести весь день, и даже не один. А если устроить там пикник — и того больше. К сожалению, у меня было лишь несколько часов, но и за это время я сумел увидеть основные их достопримечательности. На площади перед дворцом я присоединился к греющимся в лучах закатного солнца туристам, разложил карты и путеводители, и стал думать, что делать дальше.

Хоть я и немного устал, бегая по холмам садов, сил после стейка оставалось еще достаточно, и я решил пройти вдоль Арно, чтобы забраться на холм Микеланджело, и взглянуть оттуда на город, а также на расположенную там третью статую Давида.

Подъем на площадь, расположенную на вершине большого холма, начинается от башни ворот сан Никколо, о которой я уже писал .

Несколько лестничных пролетов — и я наверху. Площадь просторная, и по краям ее толпятся торговцы сувенирами. Они уже сворачиваются, их день уже подошел к концу. Чувствуется, что днем здесь некуда ступить от туристов. Да и сейчас, в вечернее время, их вокруг немало. А сверху, со своего пьедестала, на них смотрит Давид.

Оттуда открывается еще один вид на большинство достопримечательностей Флоренции, который он у меня по счету за этот день.

Неожиданно накатила усталость. Пора назад, в отель. Неаполитанские ожоги почти прошли, но Римская простуда еще дает о себе знать. Тем более после того, как в садах Боболи я попал под холодный дождь. К тому же, достопримечательности надо экономить: ведь впереди у меня еще целый день во Флоренции. Поэтому, я спустился с холма, и отправился к отелю, не забывая снимать красоту, встречавшуюся мне по дороге.

Сады Боболи

Сады Боболи (Giardino di Boboli)

Сады Боболи – один из самых известных и красивых парковых ансамблей в Италии. Он входит в число лучших творений эпохи Ренессанса. Природная достопримечательность располагается возле дворца Питти, ранее служившего резиденцией герцогской семьи Медичи. Прогулявшись здесь, вы сможете полюбоваться великолепным видом Флоренции, оценить величественные скульптурные композиции, понаблюдать за работой роскошных фонтанов и расслабиться в тени древних деревьев. Парковая зона доступна для отдыха в любое время года.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Сады Боболи

Исторические факты

Первоначальные сведения о садах Боболи содержатся в архивных документах XVI века. В те годы Козимо I Медичи – герцог Тосканы – купил дворец Питти. Осматривая свои владения, он обнаружил, что за зданием расположен высокий холм и пустынная лужайка. С возвышенности было замечательно видно окрестности. Жена герцога – Элеонора Толедская – загорелась идеей создать на этом месте огромный парк. Она хотела обустроить его с шиком – это позволило бы подчеркнуть их с мужем влиятельность и богатство.

Ответственным за облагораживание территории назначили талантливого скульптора Никколо Триболо. К сожалению, при жизни ему так и не удалось завершить свой грандиозный проект. Работу продолжил архитектор Бартоломео Амманати, ему помогали мастера Джорджо Вазари, Бернардо Буонталетти, Джулио и Альфонсо Париджи. Сады Боболи впоследствии стали прототипом большинства королевских приусадебных участков в европейских странах.

Аллея в садах Боболи На черепахе

Семья Медичи уделяла много внимания убранству своего сада. Просторные луга, причудливые аллеи и уютные рощицы были дополнены необычными декоративными комплексами. Владельцы, архитекторы, скульпторы и садоводы сформировали настоящий открытый музей. Герцог с супругой часто принимали гостей – организовывали светские приемы и театрализованные представления. Иногда знатные посетители приезжали сюда, чтобы приобщиться к оперному искусству.

Современное состояние

На протяжении последующих столетий сады Боболи несколько раз реконструировали. В XVII веке территория парка расширилась до 4,5 га – таковой она и остается сегодня. Все желающие смогли посетить парк лишь в 1766 году.

«Вид из садов Боболи», картинка Жан-Батиста-Камиль Коро (1834 г.)

В наши дни сады Боболи представляют собой изюминку садово-паркового искусства. Парк является уникальным музеем – его экспозиция позволяет посетителям ознакомиться со скульптурами, созданными еще во времена античности. Приехав сюда, можно также увидеть театральные и оперные выступления.

Для удобства совершения прогулок парковую территорию разделяют осевые дорожки из гравия. Центральная тропа берет начало у амфитеатра – следуя по ней, вы попадете к задней части дворца. В постройке античного образца организовывались первые оперные постановки мирового уровня. В центре амфитеатра установлен древнеегипетский обелиск из Луксора, перевезенный семейством Медичи с виллы в Риме. Основную дорожку украшает фонтан Нептуна, в шутку именуемый местным населением «фонтаном с вилкой». Это название возникло из-за того, что в руках фигуры древнеримского покровителя морей находится трезубец – символ власти. Совсем рядом расположена лестница, поднявшись по которой, вы очутитесь в холле с музами.

Статуя всадника Тенистые аллеи

По всей площади сада Боболи расставлены римские статуи. Оригиналы многих из них хранятся в специально отведенных местах, на обзор представлены искусно выполненные копии. Это объясняется большой исторической ценностью скульптур. В северной части парка можно найти площадку с отличным обзором города. Тут же располагается Кофейный домик, открытый еще в XVIII веке. На противоположном конце комплекса в небольшом водоеме находится искусственно созданный остров Изолотто. Здесь посетители имеют возможность насладиться красотой оранжерей с редчайшими разновидностями роз и цитрусовыми деревьями в кадках.

Отдельного внимания заслуживает живописная растительность садов Боболи. Вдоль дорожек растут каменные дубы и огромные кипарисы, над многими тропами вьется плющ. Деревья, живые изгороди, лужайки и цветы придают парку необычайность и очаровательность. Аллеи из кипарисов, вечнозеленые изгороди и кустарники, образующие идеально ровные элементы, делают парковый комплекс не только живым произведением искусства, но и бесценным подтверждением богатой истории итальянского садоводства. Поддержание экзотического музея в порядке требует значительных усилий опытных садоводов. Сады постоянно восстанавливаются, для этого высаживают новые растения и убирают старые.

Особенности посещения

Путь из основных туристических городов Италии – Рима и Милана – займет менее двух часов. С ноября по февраль гулять здесь можно с 8.15 до 16.30, а в марте и октябре посещение доступно до 17.30. В остальные весенние и осенние месяцы время работы парка увеличивается на час, дольше всего он открыт в июле и августе – до 19.30. Помните, что за час до закрытия войти уже невозможно, в это время посетители постепенно покидают пределы паркового комплекса. Сады не работают в праздничные дни, первый и последний понедельники месяца.

Входные билеты в сад Боболи разделяются на два вида – предъявив первые, вы получаете возможность зайти в дворец Питти, а другие позволят прогуляться непосредственно по саду. Их стоимость – 7 и 10 евро соответственно. Туристы, которые относятся к льготным категориям посетителей, могут рассчитывать на скидку.

Адрес садов Боболи: Piazza Pitti, 1. Рядом останавливается автобус №11,36 (остановка San Felice) и №D (остановка Pitti).

Статуя кузнеца Дворец Питти Скульптура лица

Читайте далее: