Гробница остготского короля теодориха в равенне
Гробница остготского короля теодориха в равенне
Войти
Теодорих Великий (451-526) — вождь, король, предводитель, или, как теперь говорят у нас в России, когда не хотят обидеть, «глава» германского народа остготов, захвативший в 493 г. Равенну, в то время — столицу Западной Римской империи, а вдобавок Рим и всю Италию. Убив на пиру своего соправителя Одоакра (делившего с ним власть целых 10 дней), Теодорих провозгласил себя королем Западной империи.
При Теодорихе в Италии оставлен был почти нетронутым выработавшийся в Империи бюрократический аппарат, как центральной, так областной администрации. Римляне сохранили свои судебные, финансовые и муниципальные учреждения и поставлены были в положение равноправное с готами, за одним лишь исключением: только последние могли носить оружие и проходить военную службу. Даже более: Теодорих стремился подчинить и готов нормам римского права и устройства. В его королевстве не проводился практиковавшийся в вестготском, бургундском и франкском государствах принцип — множественности, так называемых, «личных прав», то есть подчинения человека закону того народа, к которому он принадлежал по происхождению. «Эдикт», изданный Теодорихом, должен был служить сводом, общим для готов и для римлян. В своей основе он был сокращением римского кодекса Феодосия I, с дополнениями из указов позднейших императоров. Правда, в этот эдикт проникли некоторые варварские обычаи, но и они оказались смягченными влиянием римских юридических понятий. Правда и то, что в управлении Италией возникли некоторые новые должности, например «готских графов», но они должны были лишь служить административными и судебными посредниками в делах и тяжбах между готами и римлянами.
Памятники Рима, куда он совершил в первый раз торжественный въезд в 500 году, приводили его в восторг, и он объявил, что Вечный город всегда должен пользоваться особыми привилегиями. Теодорих много жертвовал на восстановление в Риме памятников древности, улучшил городское управление, относился с почтением к сенату, заботился о развлечении народа пышными играми в Колизее. Столицею своею Теодорих, однако, избрал не Рим, а, по примеру последних императоров, хорошо укрепленную и чуждую воспоминаний о древней свободе — Равенну. Он блестяще украсил её и построил себе роскошный дворец, изображение которого сохранилось на мозаике одной из равеннских церквей, возведённой в его время и уцелевшей до наших дней. В Равенне Теодорих быль окружён пышным двором; столица его сделалась не только центром интенсивной политической работы, но и средоточием главных умственных сил страны.
В 520 г., почувствовав приближение смерти, Теодорих начал строить себе на готском кладбище под Равенной мавзолей из истрского известняка, по примеру некоторых представителей римской знати. Сейчас этот мавзолей — единственный уцелевший памятник готского зодчества и единственная сохранившаяся гробница варварского монарха.
Мавзолей представляет собой двухярусную конструкцию, увенчанную полукуполом из цельного куска известняка.
С одной стороны к нему ведет приставная лестница.
Поднявшись по ней, посетитель попадает сразу на второй ярус, под крышу, к монолитному куполу.
По данным Википедии , полукупол сделан из 300-тонного камня, однако, учитывая размеры сооружения, представляется, что эту цифру следует уменьшить по меньшей мере раз в 10.
Верхний ярус выполнен в форме десятигранника, переходящего в кольцевую часть на которую опирается купол.
Любопытен украшающий полукупол орнаментальный фриз
А также, имена святых на десяти венчающих купол конструктивных «углах»:
Они хорошо заметны, хотя не припомню, чтобы о них упоминали учебники по истории искусства, по которым мы занимались на истфаке МГУ.
Предполагаю, что на вертикальных панелях «углов», обращенных к зрителю, могли располагаться рельефные изображения арианских святых.
Обойдя мавзолей по кругу по балкону верхнего яруса, вы заметите вход с дверью-новоделом в импровизированном римском стиле:
Войдя внутрь, вы попадете в полумрак усыпальницы.
в котором обнаружите саркофаг Теодориха, сделанный из красного (египетского?) порфира.
Лично у меня возникло подозрние, что Теодорих, будучи «главой» разбойничьей бригады, попросту позаимствовал на чьей-нибудь римской вилле порфировую ванну, и решил, что как раз она-то больше всего подойдет для его бренных останков. Судите сами.
Нижний ярус, вероятно, предназначался для захоронения членов семьи короля или являлся капеллой для заупокойных богослужений. Он имеет десять граней, выделенных нишами с полукруглыми арками.
В одной из ниш расположен вход в мавзолей.
Внутреннее помещение нижнего яруса построено в форме креста.
Свет попадает внутрь через шесть небольших окон, расположенных по периметру.
Внутреннее убранство обоих ярусов довольно скромно. Его разнообразят лишь высеченный из камня крест (в верхнем) и каменные ракушки (в нижнем).
С переходом Равенны под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, изображения арианских святых с панелей купола, вероятно, сбиты, а сам он обращён в часовню. Порфирный саркофаг готского властителя ныне пустует. С 1996 г. мавзолей Теодориха внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мавзолей Теодориха Великого
Теодорих Великий из династии Амалов был королем королевства остготов со столицей в Равенне и единоличным правителем Италии. Королевство образовалось после захвата Италии, Сицилии и предальпийских областей стотысячной армией остготов, представлявших собой восточную ветвь племени готов.
Королевство просуществовало недолго — с 489-го по 555 год, после чего было завоевано Византией.
В те времена, когда Теодорих был еще очень молод, его отправили в византийский Константинополь. Такой жест должен был служить залогом мира между остготами и римлянами. Здесь Теодорих получил образование, изучил греческий язык и античную культуру (слухи о его невежестве ничем не обоснованы). Он был мудрым военачальником и храбрым воином.
Вернувшись из Константинополя на родину, в Паннонию, он после смерти отца возглавил готов. Раздоры, недовольство политикой соседних государств, вражда, соперничество, жажда единоличной власти приводили к тому, что захватнические войны велись едва ли не непрерывно. Завоевав итальянскую Равенну, частично с помощью хитрости и коварства, Теодорих объявил себя императором и велел называть королем.
Любопытно, что он позволил римлянам сохранить нормы римского права и обладать теми же правами, что и готы, кроме обязанности ношения оружия и военной службы. Более того, он хотел, чтобы сами готы подчинялись римскому праву. Кроме того, Теодорих допускал свободу вероисповедания.
Его восхищали достопримечательности древних городов Италии, особенно Рима, которому он предоставил особые привилегии. Правда, столицей королевства готов он все-таки выбрал хорошо укрепленную Равенну, расположенную на севере страны, которая стала центром политической и культурной жизни. Здесь же для него была построена роскошная резиденция.
Остготское королевство расширялось и стало поистине великим, слава Теодориха росла. Казалось, что у королевства долгое счастливое будущее. Однако разногласия по-прежнему имели место, противоречия между римлянами и готами обострялись, вражда нарастала. Неизвестно, как бы развивались события дальше, чем бы закончились распри и как долго еще существовало бы королевство остготов, если бы летом 526 г. Теодорих Великий не скончался от дизентерии.
Дочь Теодориха — Амаласунта, ставшая после смерти отца королевой-регентшей при своем сыне, возвела для отца на кладбище готов возле Равенны мавзолей. По другой версии, мавзолей был построен по желанию самого Теодориха в 520 г. как место для своего будущего погребения.
Мавзолей сохранился до нашего времени, хотя в XIX в. над ним и поработали реставраторы: воды протекающего рядом ручья подмыли фундамент. Мавзолей Теодориха — единственный уцелевший образец архитектуры готов. Это круглое здание, которое опирается на двухъярусный 10-угольный фундамент. Сооружение увенчивает купол в виде шатра, вырезанный из цельного камня. Вес купола — 300 тон, его диаметр — 11 м.
На куполе можно увидеть 12 скоб с вырезанными на них именами апостолов. Очевидно, скобы служили не только для декорации, но и для установки купола: готовое сооружение сначала засыпали землей, затем втащили тяжелый купол, после чего землю убрали.
Оба яруса мавзолея имеют форму десятигранника, у верхнего лишь меньший диаметр. Вход в мавзолей находится в нижнем ярусе, внутреннее помещение которого имеет форму креста. По периметру яруса расположены 6 окошек, через которые сюда попадает свет. Предназначение нижнего яруса неясно: то ли он должен был служить молельной, то ли для погребения других членов королевской семьи.
На верхнем ярусе, украшенном фризом, находится саркофаг Теодориха, выполненный из темно-красного порфира. К сожалению, останков самого Теодориха в нем нет: кости короля, которого при жизни называли Великим, впоследствии были выброшены или перенесены — король был арианином, а не никенианином, как большинство жителей страны. Дальнейшая судьба останков неизвестна.
Мавзолей же оборудовали под часовню, ныне здесь — музей.
Полезная информация
Где находится
Адрес мавзолея Теодориха Великого (оригинальное название — Mausoleo di Teodorico) следующий: Via delle Industrie, 16, 48122, Равенна, Италия.
Как добраться до мавзолея Теодориха Великого
Мавзолей находится недалеко от ж/д вокзала, на южной стороне городского парка. Рядом с мавзолеем — остановка автобусов № 2, 5, 18, 90, 161, 195, 333.
Режим работы мавзолея Теодориха Великого
Мавзолей открыт ежедневно с 8:30 до 18:30.
Стоимость входного билета
Входной билет в мавзолей обойдется в 4 евро. Дети до 18 лет проходят бесплатно.
Город Равенна: достопримечательности. Мавзолей Теодориха, мозаики базилики Сан-Витале, гробница Данте
Итальянский город Равенна находится в районе Эмилии-Романьи, в десяти километрах от Адриатического моря. Домики в переулках этого населенного пункта такие аккуратные, яркие, чистенькие, идеально пригнанные друг к другу, будто кусочки мозаики. Благородство известных на весь мир христианских церквей словно разлито по всему древнему городу.
Равенна: достопримечательности. Базилика Сан-Витале
Пожалуй, это одна из самых известных и значимых византийских церквей Европы. Необычна ее конструкция, но особенно интересен интерьер. Мозаики базилики Сан-Витале в Равенне являются величайшими произведениями искусства, равных которым нет в мире.
Строительство церкви Сан-Витале началось в 527 году, после возвращения епископа Равенны из Византии. Храм возводился на средства грека-процентщика и был освящен в честь Виталия Миланского. Со временем конструкция базилики изменилась. Так, в XIII веке была построена колокольня, в XVI веке, опасаясь затопления, власти города приняли решение поднять всю базилику над уровнем земли.
Строение имеет специфические особенности конструкции, превратившие церковь в эталон для последующих культовых сооружений в стиле каролингского ренессанса. Внутренним убранством церкви можно любоваться часами. Большая часть помещения украшена орнаментом из мраморных плит, но все своды и окружности выложены в византийском стиле мозаикой: картины изображают раннехристианские сюжеты. Здесь можно увидеть портреты римского императора Юстиниана и его супруги со свитой, сцены из Ветхого Завета — явление Моисею неопалимой купины, жертвоприношение Авеля и т. п.
Баптистерий Ариана
Арианский баптистерий построен в VI веке, при короле Теодорихе. Это событие произошло на сто лет позже, чем был построен баптистерий Неона. Равенна (Италия) имеет два сооружения такого рода, которые внешне очень похожи. Оба они небольшие, восьмиугольной формы, выполнены из одинакового кирпича.
Но вот внутренние убранства этих сооружений значительно отличаются. Поскольку баптистерий предназначался для проведения обряда крещения, он украшен соответствующими изображениями. На куполе выложена из мозаики сцена крещения Христа. Картины в баптистерии Ариана выполнены в геометризированном стиле. Остготы были знатными мастерами, разбиравшимися в искусстве золотой ковки, но не в художественной мозаике. Поэтому исследователи считают, что узоры в баптистерии Ариана, как, впрочем, и в православном баптистерии Неона, были выложены православными христианами. Кроме мозаики на куполе, в баптистерии больше нет элементов декора.
Гробница Данте
Туристов со всего мира привлекает Равенна. Достопримечательности этого города уникальны. К примеру, на улице Алигьери, у базилики Св. Франциска, находится гробница автора «Божественной комедии» — великого Данте. Многих интересует, почему флорентиец был похоронен в Равенне. Это действительно интересная история.
Изгнание из Флоренции
Как утверждают историки, Данте был вовлечен в конфликт между гибеллинами и гвельфами. После победы над противником гвельфы разделились на две фракции — на «чёрных» и «белых» — и начали ожесточенную борьбу между собой. Данте относился к белым, которые в 1301 году потерпели поражение. Поэта осудили на изгнание и назначили большой штраф. В случае неуплаты по возвращении во Флоренцию, по законам того времени, его могли сжечь на костре.
Данте, который страстно любил родную Флоренцию, тяжело переживал ссылку. Всю боль утраты он выразил в «Рае». После смерти поэта во Флоренции «вдруг» поняли, что её покойный гражданин был великим национальным поэтом, и потребовали от властей Равенны выдать его прах. В 1519 году Папа Лев X распорядился выдать останки поэта, которые должны были быть перевезены во Флоренцию. Саркофаг доставили, но он оказался пуст.
Неудачное возвращение праха
Как выяснилось позднее, равеннские францисканцы сделали отверстие в гробнице, извлекли из нее останки и тайно похоронили их в монастыре Сиенцо. В 1810 году монахи покинули монастырь и перепрятали гроб в Браччиофорте, который и в наши дни находится неподалеку от гробницы Данте. Гроб был обнаружен при строительных работах в 1865 году. Однако еще в 1829-м для Данте была построена гробница во Флоренции. С тех пор она пустует.
Внутреннее устройство гробницы
К гробнице Данте в Равенне ведет узкая и тихая улочка, в конце которой виден довольно скромный, но достойный мемориал. Он выполнен в неоклассическом стиле в 1780 году Камилло Моригией. Внутри находится урна с латинской эпитафией, которую составил в 1327 году Бернардо Каначчио. Над урной высечен барельеф работы П. Ломбардо, на котором изображен поэт, погружённый в думы. Он работает, сидя за письменным столом. Прежде этот барельеф являлся частью внутреннего убранства гробницы Данте, располагавшейся в церкви Св. Франциска. Равенна, достопримечательности которой очень бережно охраняются властями и местными жителями, по праву может гордиться бесценными памятниками, расположенными на его территории.
Мавзолей Теодориха
Этот довольно скромный внешне и небольшой по размерам мавзолей находится на окраине города. Его построил остготский король для своего будущего упокоения. Многие местные жители уверены, что без этого памятника немыслима Равенна (Италия). Все дело в том, что в городе не сохранилось больше чисто готических памятников. К тому же Теодорих не являлся христианским монархом, что превращает его гробницу в уникальное в некотором роде сооружение.
Многие туристы в отзывах отмечают, что их поразила Равенна. Достопримечательности города очень разные. К примеру, увидев это мавзолей, никто не думает, что это сооружение может серьезно впечатлить, особенно после осмотра монументальных и величественных базилик города. Это небольшая башня, построенная из известняка, имеющая центральный купол, диаметр которого не превышает десяти метров. Мавзолей был построен на месте действовавшего в те времена кладбища готов, в пригороде Равенны.
Когда Равенна перешла в руки императора Рима Юстиниана, останки Теодориха вынесли из мавзолея и стали использовать здание как капеллу. Поэтому туристам следует знать, что в мавзолее Теодориха никто не похоронен: саркофаг тёмно-красного цвета пуст.
Постройка мавзолея двухуровневая, десятигранная. На верхнем этаже расположено помещение для гробницы, в нижней секции — часовня. И изнутри, и снаружи стены мавзолея не имеют никаких украшений. Внутри нет декоративного убранства, кроме саркофага — мощной глыбы порфира, в которой вытесана особая «ванна». Сегодня саркофаг стоит открытым, без крышки, прямо в центре постройки.
Купол мавзолея
Если вам доведется побывать в Равенне, обязательно посетите мавзолей и обратите внимание на его купол. Он вытесан из цельного камня весом более трехсот тонн. Такую махину поднять наверх в те далекие времена было невозможно, но строители нашли оригинальное решение — мавзолей был полностью засыпан землей, по накату огромный купол втащили наверх, а затем землю убрали.
Мы рассказали вам лишь о некоторых достопримечательностях, которыми славится Равенна. Город это замечательный, интересных мест здесь множество. Надеемся, что вам представится возможность побывать в Италии и увидеть интересные места Равенны собственными глазами.
feuf
Рядом с базиликой Сан-Витале находится Национальный музей Равенны. Он интересен и сам по себе, и в нем можно обзавестись музейной картой Романьи. На Сан-Витале пять мест с мозаиками Равенны, которые можно посетить по абонементу, заканчиваются. Но это ведь не все интересные места Романьи, где хотелось бы побывать?
Национальный музей Равенны какими-то мегашедеврами похвастаться не может. В основном это артефакты, найденные при раскопках и живопись из местных церквей и монастырей. Некоторое время там находился золотой панцирь Теодориха и найденная в Сан-Франческо золотая отделка саркофага, но их украли, и потом они так и не были найдены.
Сейчас самым ценным там является цикл из 8 фресок, выполненных Пьетро да Римини в 1320-40 годах. Фрески сняты из бывшей равеннской церкви святой Клары.
Впрочем, из остального некоторые предметы притягивают взгляд даже не представляя ни художественной, ни исторической ценности. Но например, в мальчике с собачкой I века нашей эры, многие, у кого есть дети и мелкие животные, увидят что-то до боли знакомое. За двадцать веков ничего не поменялось.
Хотел для сравнения заснять такую же композицию с младшей дочерью и нашим котом, но тот почувствовал что-то неладное, сбежал, забился под ванну и заунывно оттуда выл.
Забавный медальон времен Римской империи с целующимися лебедями, спутавшимися своими шеями.
Заботливо сохраненный интерьер средневековой аптеки.
Естественно, есть там и современное искусство, встроенное в общую экспозицию, как это сейчас принято. В данном случае это были бетонные волки «ходящие» по залам одной из секций музея.
С музейной картой можно продолжить знакомство с мозаиками Равенны, а ближайшее место это Дом ковров из камня (Domus dei tappeti di pietra). Что интересно, чтобы туда попасть, нужно пройти через церковь Святой Ефимии.
Дальше нужно спуститься в подвал, где выставлены древнеримские мозаики. Про подвал это не шутка, у этого музея есть предыстория. Когда на этом месте строили подземный гараж, на глубине 5 метров обнаружили древнеримские мозаики причем очень и очень немало — 700 квадратных метров. Надо ли говорить, что в итоге жители окрестных домов остались без подземного гаража, зато теперь у них есть музей.
Те мозаики, к которым сложно подобраться, выставлены там отдельно, чтобы их было удобно рассмотреть (а на полу их заменили копиями, как практикуется в Помпеях и Геркулануме)
История с гаражом в общем-то типична для Италии. В центре городов многие здания стоят на античных фундаментах, а зачастую и стены имеют античные же.
В итоге, любое строительство превращается в лотерею: то ли получится гараж или торговый центр, то ли очередной музей.
Из объектов Всемирного наследия в Равенне у нас оставался непосещенным Арианский баптистерий, и мы к нему направились. Он находится чуть в стороне от улицы, ведущей от Пьяцца-дель-Пополо к вокзалу, и мы пошли параллельно ей. Там внезапно набрели на городскую башню. Таких много в Болонье, но оказывается башнестроительство докатилось и до Равенны. Впрочем там башни строили богатые семьи, занимаясь практической фоллометрией, а тут это городская сторожевая башня.
Арианский баптистерий — это более позднее сооружение, нежели баптистерий Православных. Поскольку завоевавшие Италию остготы, как и их правитель Теодорих, были последователями арианства, то в Равенне в VI веке появился ряд культовых сооружений, относящихся к этому течению. В VI веке при Юстиниане баптистерий переосвятили, и он стал ораторием Девы Марии. Мозаики при этом уничтожать не стали, поскольку они не противоречили канону и, в целом, сюжетно повторяли мозаики баптистерия Православных.
Внешне это почти такое же неприметное восьмиугольное кирпичное сооружение как и Баптистерий православных. Собственно по его образу и подобию он и создавался.
В мозаике купола также видно влияние того более раннего образца. В особенности, в центральной сцене крещения. Тут тоже присутствует обнаженный Иисус, персонофикация реки Иордан и голубь в фас — олицетворение Святого духа.
Из интересного: на руках апостолов можно увидеть перчатки. По древнеримским традициям дары нужно подносить именно так. Ах да, Древнего Рима уже 50 лет как нет, и Италией правят остготы. Только эти готы, вы лице своей правящей верхушки, получили хорошее римское или византийское образование, да и население, в общем-то, тоже пока еще сохраняло приверженность к тем пластам культуры.
Кстати, то на что я обратил внимания, разбирая фотографии из поездки. Мозаики Равенны, без сомнений, потрясающие. Но чисто технически, если их сравнивать с фресками из Помпеев и Геркуланума, видно, что даже в позднеримский период наблюдается значительная деградация в художественном плане. А ведь Помпеи — это глухая провинция, хоть там и отдыхали римские патриции, и зачастую росписями занимались аналоги современных Равшана и Джамшута.
Теперь можно и в мавзолей Теодориха. По дороге к нему находится форт Бранчалеоне, построенный венецианцами в 1457 году.
Сейчас внутри его находится городской парк, где организмы, измученные Всемирным наследием, могут отдохнуть после очередного дня беготни по Равенны. Во всяком случае мы этой возможностью воспользовались на пути обратно.
От форта нужно пересечь по мосту железнодорожные пути, и попадаешь в парк, где находится мавзолей Теодориха. На мосту, нас встретил образец местных граффити.
Готский король озаботился своим загробным существованием еще при жизни. Так что изображение Теодориха с моделью мавзолея в руках, вполне оправдано исторически.
Сооружение с инженерно-архитектурной точки зрения довольно продвинутое. Например купол — это цельный кусок известняка. Впрочем, разово, построить что-то выдающееся могли и более примитивные культуры, а тут фактически Римская империя, хотя и с другой администрацией, плюс Византия под боком.
Саркофаг из порфира, похожий на ванну. Иногда оно так и делалось: брали античную ванну и превращали в саркофаг.
Арочный потолок на нижнем ярусе. В целом там довольно аскетично, хотя сооружение само по себе весьма интересно.
Еще одна интересная базилика находится за городской чертой Равенны в городке Классе. Когда-то там находился порт Равенны. Из Равенны туда можно доехать на автобусе или на электричке. Мы этот визит совместили с поездкой в сафари-парк Равенны, который находится чуть дальше Классе.
Из-за набегов пиратов утратил значение как порт Равенны, но в период расцвета город был весьма большим и богатым, и часть памятников Равенны периода после падения Римской империи находится там. Одним из таких сооружений является базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе.
Из старых базилик Равенны она является самой новой — ее заложили при Юстиниане в честь местного святого — епископа Аполлинария. Финансировал строительство все тот же греческий ростовщик — Юлиан Аргентарий, на средства которого строилась церковь Сан-Витале.
Внутри, в апсиде сохранились мозаики юстинианского периода. Раньше их было больше, но часть была утрачена в середине XV века, когда Равенна была захвачена и разграблена венецианцами.
Главной реликвией церкви являются мощи святого Аполлинария, обнаруженные в ходе строительства. В IX веке из-за набегов пиратов их перенесли внутрь городских стен в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, а в середине XVIII века вернули обратно. Сейчас они помещены в главный алтарь.
В апсиде находятся две большие мозаики: «Дарование привилегий равеннской церкви» с портретом императора Константина IV в центре.
. и «Ветхозаветные жертвоприношения», где вокруг одного алтаря объединяются три сюжета: Жертвоприношение Авеля, Жертвоприношение Авраама и Жертвоприношение Мельхиседека, которые являются символическим намёком на крестную смерть Христа.
В конхе (купольной части апсиды) аллегорически изображена сцена Преображения Господня, где Иисус символически олицетворен крестом с его портретом в центре. Ниже сам Аполлинарий и 12 овец, которые олицетворяют то ли паству, то ли апостолов.
В боковых нефах стоят несколько древних саркофахов, из которых одним из самых выдающихся является мраморный «саркофаг двенадцати апостолов».
В паре мест сохранились изначальные полы с оригинальными мозаиками.
Снаружи стоит, нет не памятник Юлию Цезарю, хотя и похож, а императору Константину.
Наш маршрут (впрочем, тут несколько заходов получилось).
Гробница остготского короля теодориха в равенне
Войти
Теодорих Великий (451-526) — вождь, король, предводитель, или, как теперь говорят у нас в России, когда не хотят обидеть, «глава» германского народа остготов, захвативший в 493 г. Равенну, в то время — столицу Западной Римской империи, а вдобавок Рим и всю Италию. Убив на пиру своего соправителя Одоакра (делившего с ним власть целых 10 дней), Теодорих провозгласил себя королем Западной империи.
При Теодорихе в Италии оставлен был почти нетронутым выработавшийся в Империи бюрократический аппарат, как центральной, так областной администрации. Римляне сохранили свои судебные, финансовые и муниципальные учреждения и поставлены были в положение равноправное с готами, за одним лишь исключением: только последние могли носить оружие и проходить военную службу. Даже более: Теодорих стремился подчинить и готов нормам римского права и устройства. В его королевстве не проводился практиковавшийся в вестготском, бургундском и франкском государствах принцип — множественности, так называемых, «личных прав», то есть подчинения человека закону того народа, к которому он принадлежал по происхождению. «Эдикт», изданный Теодорихом, должен был служить сводом, общим для готов и для римлян. В своей основе он был сокращением римского кодекса Феодосия I, с дополнениями из указов позднейших императоров. Правда, в этот эдикт проникли некоторые варварские обычаи, но и они оказались смягченными влиянием римских юридических понятий. Правда и то, что в управлении Италией возникли некоторые новые должности, например «готских графов», но они должны были лишь служить административными и судебными посредниками в делах и тяжбах между готами и римлянами.
Памятники Рима, куда он совершил в первый раз торжественный въезд в 500 году, приводили его в восторг, и он объявил, что Вечный город всегда должен пользоваться особыми привилегиями. Теодорих много жертвовал на восстановление в Риме памятников древности, улучшил городское управление, относился с почтением к сенату, заботился о развлечении народа пышными играми в Колизее. Столицею своею Теодорих, однако, избрал не Рим, а, по примеру последних императоров, хорошо укрепленную и чуждую воспоминаний о древней свободе — Равенну. Он блестяще украсил её и построил себе роскошный дворец, изображение которого сохранилось на мозаике одной из равеннских церквей, возведённой в его время и уцелевшей до наших дней. В Равенне Теодорих быль окружён пышным двором; столица его сделалась не только центром интенсивной политической работы, но и средоточием главных умственных сил страны.
В 520 г., почувствовав приближение смерти, Теодорих начал строить себе на готском кладбище под Равенной мавзолей из истрского известняка, по примеру некоторых представителей римской знати. Сейчас этот мавзолей — единственный уцелевший памятник готского зодчества и единственная сохранившаяся гробница варварского монарха.
Мавзолей представляет собой двухярусную конструкцию, увенчанную полукуполом из цельного куска известняка.
С одной стороны к нему ведет приставная лестница.
Поднявшись по ней, посетитель попадает сразу на второй ярус, под крышу, к монолитному куполу.
По данным Википедии , полукупол сделан из 300-тонного камня, однако, учитывая размеры сооружения, представляется, что эту цифру следует уменьшить по меньшей мере раз в 10.
Верхний ярус выполнен в форме десятигранника, переходящего в кольцевую часть на которую опирается купол.
Любопытен украшающий полукупол орнаментальный фриз
А также, имена святых на десяти венчающих купол конструктивных «углах»:
Они хорошо заметны, хотя не припомню, чтобы о них упоминали учебники по истории искусства, по которым мы занимались на истфаке МГУ.
Предполагаю, что на вертикальных панелях «углов», обращенных к зрителю, могли располагаться рельефные изображения арианских святых.
Обойдя мавзолей по кругу по балкону верхнего яруса, вы заметите вход с дверью-новоделом в импровизированном римском стиле:
Войдя внутрь, вы попадете в полумрак усыпальницы.
в котором обнаружите саркофаг Теодориха, сделанный из красного (египетского?) порфира.
Лично у меня возникло подозрние, что Теодорих, будучи «главой» разбойничьей бригады, попросту позаимствовал на чьей-нибудь римской вилле порфировую ванну, и решил, что как раз она-то больше всего подойдет для его бренных останков. Судите сами.
Нижний ярус, вероятно, предназначался для захоронения членов семьи короля или являлся капеллой для заупокойных богослужений. Он имеет десять граней, выделенных нишами с полукруглыми арками.
В одной из ниш расположен вход в мавзолей.
Внутреннее помещение нижнего яруса построено в форме креста.
Свет попадает внутрь через шесть небольших окон, расположенных по периметру.
Внутреннее убранство обоих ярусов довольно скромно. Его разнообразят лишь высеченный из камня крест (в верхнем) и каменные ракушки (в нижнем).
С переходом Равенны под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, изображения арианских святых с панелей купола, вероятно, сбиты, а сам он обращён в часовню. Порфирный саркофаг готского властителя ныне пустует. С 1996 г. мавзолей Теодориха внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Читайте далее: